Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Традиционная и современная семья как объект управления в условиях развивающихся обществ Некуи Дехченари Мехди Мохаммад

Традиционная и современная семья как объект управления в условиях развивающихся обществ
<
Традиционная и современная семья как объект управления в условиях развивающихся обществ Традиционная и современная семья как объект управления в условиях развивающихся обществ Традиционная и современная семья как объект управления в условиях развивающихся обществ Традиционная и современная семья как объект управления в условиях развивающихся обществ Традиционная и современная семья как объект управления в условиях развивающихся обществ Традиционная и современная семья как объект управления в условиях развивающихся обществ Традиционная и современная семья как объект управления в условиях развивающихся обществ Традиционная и современная семья как объект управления в условиях развивающихся обществ Традиционная и современная семья как объект управления в условиях развивающихся обществ Традиционная и современная семья как объект управления в условиях развивающихся обществ Традиционная и современная семья как объект управления в условиях развивающихся обществ Традиционная и современная семья как объект управления в условиях развивающихся обществ Традиционная и современная семья как объект управления в условиях развивающихся обществ Традиционная и современная семья как объект управления в условиях развивающихся обществ Традиционная и современная семья как объект управления в условиях развивающихся обществ
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Некуи Дехченари Мехди Мохаммад. Традиционная и современная семья как объект управления в условиях развивающихся обществ: диссертация ... кандидата философских наук: 09.00.11 / Некуи Дехченари Мехди Мохаммад;[Место защиты: Институт философии, политологии и права им. А.М.Баховаддинова АН Республики Таджикистан].- Душанбе, 2015.- 150 с.

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. Социально-философский анализ традиционного и современного типов брака и семьи как объектов социального управления

1.1. Семья и брак как предмет социально-философского анализа 15

1.2. Управление выбором типа брака как актуальная социальная проблема Республики Таджикистан и пути ее решения ...59

ГЛАВА II. Эмпирические показатели управления выбором типа брака в их соотношении с теоретической моделью

2.1. Социально-демографический анализ брачности в Таджикистане: гипотеза и методика исследования ...71

2.2. Результаты эмпирического изучения управления выбором типа брака в соотношении с общей теоретической моделью изучаемого явления ...105

Заключение .129

Список использованной литературы

Введение к работе

Актуальность исследования. Семья выступает одним из традиционных объектов социально-философского размышления в мировой и отечественной философской науке. Это связано с субстантивным характером семьи для общества и его воспроизводства, ее диалектической природой единого во множественном и множественного в едином, установлением закономерностей формирования личности и человека. Семья выступает основной структурной и семантической единицей всех социальных систем: социальной, нравственно-правовой, политической и экономической.

Роль семьи как основы социальной системы являлась предметом пристального внимания ученых первого периода становления социальных наук. В ходе дальнейшего исторического развития социальных наук внимание к семье постепенно ослабевало, но никогда не исчезало совсем. Оно усилилось в последней четверти XX века в связи с кризисными явлениями, как в экономике, так и в семье. Традиционный тип семьи в большинстве европейских государств не представлен сколько-либо существенной долей, практически произошел полный переход к простой нуклеарной семье, лишенной существенных хозяйственных функций, современная семья перестала выполнять производительную функцию, оставаясь основным субъектом потребления.

В передовых странах развитие медицины и санитарии, мероприятия по охране здоровья и труда увеличили как среднюю продолжительность жизни, так и продолжительность жизни после выхода на пенсию, изменили соотношение в обществе между трудоспособным и нетрудоспособным населением. Борьба за права женщин, активная демографическая и тендерная политика государств способствуют всё большему вовлечению женщин в общественно-производительный труд, к уменьшению доли времени и внимания, затрачиваемого женщиной па семейные дела и воспитание потомства. Указанные факторы изменили и репродуктивную функцию семьи, в которой заметно сократилось количество детей и увеличилось время совместного проживания детей и родителей в трудоспособном возрасте. Рост образования, распространение знаний привели к большему осмыслению своих семейно-брачных ролей и ожиданий, переходу главенства среди функций семьи от экономической и репродуктивной к рекреативной и поддерживающей.

С другой стороны, в силу нераздельности общественных функций и дисфункций (по Мертону), возрастания сложности и противоречивости социальных явлений, более широкого распространения в обществе аномии и девиантности, перед семьей встала проблема продолжения ее существования как самостоятельного социального института. Отмечается постоянное увеличение числа разводов, осознанный отказ от материнства (отцовства), временное совместное проживание супругов без ведения домашнего хозяйства, потеря семьей значения как источника

ценностей и значимых символов, ее замена в этой функции СМИ и школой. Социальное многообразие, открытость общества привели к тому, что семья перестает быть центром первичной социализации личности, что, соответственно, в дальнейшем способствует формированию аномичной личности, ориентированной исключительно на материальное потребление и следование чужому мнению.

Известно, что брак, как предотвращающий непристойное поведение, приводящее к разрушению общества, считается одной из основ сохранения здоровья общества. С социально-демографической точки зрения, без сомнения, брак обладает ценностью. Он распространялся на протяжении всей истории человечества, что само по себе является доказательством того, что он обусловлен природой человека и общества, стремлением к воспроизводству и сохранению стабильности. При этом изменения в выборе модели брака являются одним из основных показателей социальных изменений в современных обществах.

В общем, здесь заключение браков и выбор брачного партнёра происходят под определяющим влиянием социальных и экономических факторов. Современные девушки и юноши, как и в прошлые времена, не выбирают своего супруга, не увидев его или ее. Они надеются на интеллектуальную, ценностную и нормативную взаимную схожесть в своей будущей жизни. Отсутствие интеллектуальной, ценностной и нормативной схожести при выборе супруга становится, в большинстве случаев, той проблемой, которая влечет за собой распад брака.

Так как все больше времени современный человек проводит в пределах своей производственной организации, то ее влияние на семью постоянно возрастает. Перед менеджментом организации открываются ранее неизвестные возможности стимулирования работника путем оказания поддержки его семье, либо, наоборот, возможности определенного корректирующего влияния, как на самого работника, так и на его семью.

Вышеуказанные явления имеют место также и в общественной жизни Таджикистана, где институт семьи переживает период ослабления устоев традиционного типа семьи и формирования новых форм семейных отношений. Это явление распространено не только в городах, но и в сельской местности. Этому способствуют активные пространственные перемещения людей, особенно молодежи, изменение их ценностной ориентации и т.д.

Учитывая те коренные изменения, которые происходят под воздействием современных процессов, автор данного исследования осуществил попытку исследовать особенности института брака и его влияние на экономико-демографическое и социальное положение населения Таджикистана. С позиции теоретического анализа выполнение данного исследования способствует научному пониманию проблем семьи, а с позиции прикладного аспекта - социально-демографическому описанию и объяснению этого явления. Также, результаты данного исследования могут помочь ответственным лицам в определении

отношения людей к типу модели брака при планировании социальной политики в этом направлении.

Таким образом, исследование закономерностей бракосочетания в изменившихся условиях чрезвычайно важно для разработки правильного и эффективного экономико-демографического управления и социальной политики страны. Все изложенное говорит об актуальности исследуемой научной темы диссертации и её практической направленности.

Степень изученности проблемы. Исследованию проблем брачно-семейных отношений и роли управления персоналом в них посвящены научные труды таких иранских исследователей, как Абд Худай Мухаммад Хади, Аскари Надушан Аббас, Дарёпур Захро, западных ученых-демографов Карла Витека, Андера Мишеля, Бенократиса и российских ученых-демографов, социологов и философов А.Г Харчева, А.Я. Кваша, А.И Антонова, В.А. Сысенко, А.Г Вишневского, В.А. Борисова, И.В. Бестужева-Лады и других.

Семью, как социокультурный феномен, изучали Платон, Аристотель, Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Г. Гегель, И. Кант, Ф. Фихте, К. Маркс, В.В. Розанов, НА. Бердяев, П. Флоренский, а также исследователи нового и новейшего времени Т. Парсонс, Э. Берджес, X. Локк, Ч. Кули.

Основополагающий вклад в формирование научных концепций, объясняющих макропроцесс модернизации, т.е. переход от традиционного общества к современному, внесли М. Вебер, Э. Дюркгейм, Р. Зидер, Э. Гидденс. Теории модернизации в их классической форме получили научное и общественное признание в 50-х - середине 60-х годов XX в., когда широкую известность получили работы М. Леви, Э. Хагена, Т. Парсонса, Н. Смелзера, Д. Лернера, Д. Аптера, Ш. Эйзенштадта, П. Бергера, У. Ростоу.

В начале 30-х годов прошлого века американский социолог Джеймс Боссард на материале 5000 браков, заключенных в г. Филадельфии, показал действие фактора близости. Согласно его данным, из этого числа брачных пар почти 17% проживали в одном и том же квартале Филадельфии, свыше 33% - в пяти ближайших кварталах, и половина - в двадцати ближайших кварталах.

Российские исследования не позволяют дать информацию, сопоставимую, с данными Дж. Боссарда. Однако действие фактора близости прослеживается и в результатах, полученных в России. В частности, по данным Г.В. Жирновой, в 70-е гг. в городах Центральной России примерно треть опрошенных ею брачных пар познакомились друг с другом на работе или в учебных заведениях, местом знакомств остальных были или места общественного отдыха и культурно-массовых развлечений, или знакомство происходило в гостях.

Полученные экспериментальные данные свидетельствуют о том, что специалисты проявляют особое внимание к влиянию модели традиционного и современного брака на экономико-демографическую и социальную динамику


населения, из числа которых можно указать на работы Малхотра и его коллег (1992). Он и его коллеги в своих исследованиях рассматривают выражение сходств поколений и матерей в восприятии брака и ожиданий от него. Результаты проведенных ими исследований в Шри-Ланке показывают, что отношение девушек и их матерей к браку является относительно современным. Такая ситуация объясняется высоким уровнем образования и использования средств массовой информации. Таким образом, в контексте общества, в котором женщинам доступны образовательные возможности и экономико-социальное благосостояние, матери в своем согласии со своими дочерьми больше акцентируют внимание на индивидуальных аспектах брака, нежели на семейных.

В своем исследовании Айзан и Стивенсон (2008) показали, что среди женщин с более высоким уровнем образования и занятости не существует большей вероятности вступления в брак традиционными способами. Кроме того, такие женщины по соотношению с женщинами с низким уровнем образования вступают в брак в более взрослом возрасте.

Результаты исследований, посвященных изучению взаимодействия традиций и современности в ценностной системе молодежи и взрослых в г. Тегеране показывают, что семейные и религиозные люди, по сравнению с другими, часто следуют традиционной ценностной системе. При этом между ценностями, привязанными к семейным связям, экономико-социальным статусом и образованием не существовало прямой зависимости. Вместе с тем длительность проживания в Тегеране, число детей и доступ к СМИ имели сильное влияние на формулирование современных ценностей людей.

Результаты других исследований, посвященных сравнению функций семей, состоящих в традиционном и современном браке, у женщин г. Тегерана показывают, что между женщинами с традиционным браком и женщинами с современным браком, с точки зрения выбора путей решения проблем, не существует значительной разницы. Кроме того, между женщинами с традиционным браком и женщинами с современным браком, с точки зрения установления коммуникации, выполнения эмоциональной роли и контроля поведения существует значительная разница.

Так, в работе И.Е. Калабихиной обоснована авторская теоретическая концепция тендерного фактора в экономико-демографическом развитии, степени и перспективах его влияния, доказывается необходимость более полного его включения в демографическую политику как важного ресурса улучшения демографической ситуации в России.

В Республике Таджикистан рассматриваемой проблеме посвящены работы Д.Г. Джураевой, А.Д. Джаббарова и других исследователей.

В работе А.И. Субхонова исследованы тенденции брачности и разводимости населения в переходный период на материалах Республики Таджикистан.

Таджикский исследователь А.К. Комилов выполнил исследование, посвященное изучению тенденций воспроизводства населения и демографической безопасности Республики Таджикистан. В работе Д.Г. Джураева изучаются современные тенденции брачности и рождаемости населения в Республике Таджикистан.

Как видно, в вышеперечисленных исследовательских работах рассматриваемая в данной диссертационной работе тема еще не нашла своего достаточного решения. Не определены и требуют уточнения такие базовые понятия, как бракосочетание в новых условиях, т.е. определение разницы между традиционным и современным браком в нынешних условиях развивающихся обществ. В работах указанных ученых исследованы отдельные аспекты рассматриваемой проблемы на материалах своих стран. В Иране и Таджикистане специальных комплексных исследований традиционного современного брака и его влияния на экономико-демографическое и социальное и развитие в рыночных условиях не проводилось.

Предлагаемая автором концептуализация факторов, влияющих на демографическое и социальное развитие общества, позволит сформулировать новые, теоретически обоснованные подходы к анализу проблемы.

Цели и задачи исследования. Целью данного исследования является изучение проблем структурирования отношений в системе традиционной и современной семьи в условиях развивающихся обществ. Поставленная цель исследования конкретизируется автором в его задачах:

раскрыть объем и содержание понятий семьи, родственности и брака, теоретические основы и взгляды на сущность и эволюцию семьи в современной социальной философии;

на основе применения теоретических выводов науки управления персоналом показать возможность рассмотрения семьи и брака как объектов социального управления;

анализировать демографические аспекты брачности в Таджикистане;

верифицировать социально-философские положения выводами эмпирического исследования брака в условиях развивающихся обществ.

Объектом исследования является семья в условиях развивающихся обществ.

Предметом исследования являются особенности управления традиционной и современной семьи в условиях развивающихся обществ.

Теоретическую и методологическую базу исследования составили фундаментальные труды отечественных и зарубежных ученых, а также отдельных ученых в области социальной философии, общей социологии и социологии семьи, управления персоналом в организациях, экономическо-демографического и социального развития в условиях рыночных отношений; положения и выводы, содержащиеся в программных документах по исследуемой в диссертации проблеме. При выполнении работы использовалась совокупность современных методов

исследования: системно-структурный, формально-правовой, экономико-статистический и метод экспертных оценок.

Научная новизна содержащихся положений и выводов заключается в том, что диссертация посвящена анализу взаимодействия и сопоставления между традиционным и модерным браком в условиях перехода к рыночным отношениям в развивающихся обществах с высокой брачностью населения. Отдельными элементами научной новизны являются следующие:

- показаны управленческие факторы и причины, влияющие на тип брака в
развивающихся обществах;

предложены теоретические стратегии и выдвинуты практические рекомендации по укреплению институтов семьи и брака;

- установлена закономерность, что в условиях традиционной и модерновой
модели бракосочетания между ними существует прямая связь, а в условиях
переходного или современного типов эта связь почти не сохраняется;

выявлено, что внешняя трудовая миграция существенно изменяет экономико-демографическое поведение мигрантов в условиях развивающихся обществ: увеличивается возраст вступления в брак, увеличивается распад семей, снижается рождаемость. Иначе говоря, это происходит на фоне принятия мигрантами новых норм демографического поведения;

установлено, что консенсуальные браки или многоженство можно назвать сожительством. Выявлены мотивы согласия женщин быть второй женой, причины возникновения многоженства, негативные и позитивные стороны этих влияний.

Основными положениями, выносимыми на защиту, являются следующие:

семья и брак являются сложными социальными системными явлениями, находящимися под воздействием различных регулируемых и нерегулируемых факторов, тем самым они являются объектами социального управления;

развитие социальных наук привело к выделению теории социального менеджмента, а затем и теории управления персоналом как самостоятельных научных дисциплин. Выводы и приемы теории управления персоналом могут быть использованы при управлении брачно-семейными процессами, позволяя стабилизировать ситуацию внутри семьи и стимулировать большую производительность труда;

выбор между традиционным и современным типом брака определяется рядом социальных параметров: местом рождения, жительства, возрастом, образованием, которые в свою очередь оказывают влияние на возраст вступления в брак, уровень рождаемости, занятость супругов, их социальную и трудовую активность, потребительское поведение и ряд других социальных и экономических характеристик семьи;

в ходе эмпирического изучения получены данные, свидетельствующие о том, что внешняя трудовая миграция существенно изменяет экономико-демографическое

поведение мигрантов, а также, что консенсуальный брак является достаточно распространенной социальной практикой, имеющей свои положительные и отрицательные стороны.

Теоретическая значимость работы определяется тем, что в ней развивается новое направление, изучающее роль и влияние фактора управления персоналом на социально-демографическое развитие. Полученные теоретические результаты в определенной мере расширяют современное научное представление о закономерностях воспроизводства населения и способствуют совершенствованию научного знания о факторе брака в демографическом развитии, позволяют по-новому оценить перспективы демографического и социального развития развивающихся обществ и могут служить концептуальной основой для повышения результативности экономической, демографической и социальной политики.

Практическая значимость исследования. Полученные результаты могут содействовать решению некоторых проблем демографического и социального развития отдельных развивающихся обществ, в частности решить на более качественном уровне вопросы планирования семьи, брака и развода, миграции, качества населения и т.д. на фоне социально-экономического развития и взаимного использования положительного опыта Таджикистана в решении этих вопросов.

Результаты исследования могут быть использованы при реализации демографической, экономической и социальной политики, а также в учебном процессе вузов при чтении предметов «Социальная философия», «Социология», «Социология семьи», «Демография», «Социальная политика».

Апробация работы. Основные положения диссертации опубликованы в научных статьях, среди которых 3 статья опубликованы в реферируемых журналах, рекомендованных ВАК РФ.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав (четырех параграфов), заключения и списка литературы.

Семья и брак как предмет социально-философского анализа

С другой стороны, семья находится под влиянием целей и функций, задач и стратегий, институциональных видов деятельности и формирует свою структуру, деятельность и различные функции в зависимости от деятельности упомянутых институтов и ее результатов. К современному дискурсу семьи относятся: полигамия, моногамия, контроль рождаемости, образование и воспитание детей, профессиональная подготовка, религиозное образование, гражданские и человеческие права и т.д. Изменения и преобразования, формирующиеся постепенно в структуре и функциях семьи, в конечном счете, влияют на общество в той мере, в которой гражданские права согласовывают себя с изменениями семьи. Самым очевидным примером является закрепление в законодательстве, в частности, в Гражданском кодексе, новых моделей брака, т.е. брака между однополыми, в некоторых европейских странах, таких как Англия, Нидерланды, Швеция и Соединенные Штаты Америки, а также в Южной Африке. Следовательно, семья не является статическим и неменяющимся явлением, а представляет собой динамичный и постоянно меняющий свой облик феномен, находящийся во взаимодействии с обществом и преобразующий его. Историчность и динамизм семьи, всеобщность этого института обусловили формирование различных синхронических и диахронических ее моделей, различных режимов нормативного регулирования, а также обыденных практик, связанных с ней, и символических представлений, концептуальных построений, объясняющих ее.

Наряду со словом «семья» применяется также слово «домашнее хозяйство». Эти два термина как синонимы иногда используются вместо друг друга в экономико-демографической и социальной литературе и научно-исследовательских проектах. Следовательно, необходимо подчеркнуть, что нельзя смешивать семью с домохозяйством, которое применяется как категория первоначального учета в целях количественных и статистических исследований. В статистических определениях один индивид в отдельности может считаться семейством. Другим моментом является то, что в статистических оценках и всеобщих переписях населения даже не родственные индивиды, проживающие совместно, рассматриваются частью домохозяйства, в то время как в области антропологических исследований и в социальных науках они могут фиксироваться в другой таксономической единице. Наджафи Мухаммад пишет, что «семья представляет собой группу, пользующуюся настолько динамичными и конкретными сексуальными отношениями, что это приводит к воспроизводству подобных себе и воспитанию детей» .

Роберт Винч рассматривает воспроизводство самих себе подобных в качестве основной функции домохозяйства. Он также указывает и на другие функции домохозяйства, такие как экономика и политика, образование и воспитание. Пьер Кингсли Дэвис и школа функционализма при определении домохозяйства также исходят из биологических особенностей воспроизводства, установления и поддержания нормативно одобряемой сексуальной связи. Изучение семьи и родства требует знания культурного релятивизма, что поможет рассматривать разнообразие родственных моделей и домохозяйств в различных культурных областях. Начиная с того времени, когда демографические исследования в различных областях, проводящиеся в отношении разнообразия культурных моделей, выдвинули этноцентрические вопросы, и параллельно с этим было начато проведение систематических феминистских исследований, формальный взгляд социологов в области домохозяйства и родства все в большей мере сосредоточивался в области культурного релятивизма, выдвинув вместо ранее господствовавшего евроцентризма мир культурного разнообразия и, в конечном счете, - культурного релятивизма. Следовательно, домохозяйство не является только нуклеарным семейством для Европы, оно также не считается окончательным этапом в эволюции обществ, наиболее важные функции семьи не выступают в форме биологических особенностей, она должна рассматриваться и исследоваться через призму мышления культурного релятивизма. В соответствии с культурным разнообразием в пределах исторического и социального времени и пространства предлагаются два типа семьи: 1. Нуклеарная семья: включает родителей и детей, которая сформировалась в условиях экономического роста и индивидуального развития; представляет собой семью, являющуюся независимой с экономической точки зрения. Относительно причины формирования нуклеарной семьи Дюркгейм утверждает, что она «представляет собой рост и развитие гражданского права для защиты индивидуальных прав, развитие концепции личности вотношении коллективного роста, повседневный рост профессиональной идентичности и замену идентичности занятости перед многими зависимостями, считающимся важнейшими особенностями семьи» . Поэтому наличие членов семьи, состоящей из родителей и детей, в независимом пространстве не может считаться нуклеарной семьей в отдельности. Нуклеарные семьи присутствуют в обществах с переходной экономикой, в которых, с одной стороны, существуют особенности традиционной семьи, а с другой - некоторые особенности современной семьи. 2. Обширная семья: родители и дети, которые состоят в браке, с женами и детьми, включающем, по крайней мере, три или четыре поколения. В обширной семье индивидуальная независимость не имеет смысла, жизнь одного индивида приобретает смысл и значение наряду с другими индивидами семьи, живущими рядом друг с другом. Для обширной семьи характерна реакция ее членов на то, что делается остальными, на эмоциональные, экономические, культурные потребности друг друга. Если рассматривать общества по спектру от простого к сложному, или от традиционного к современному, то семья также по спектру двигается от расширенной к нуклеарной. Следовательно, насколько мы будем двигаться в направление традиционного общества, настолько зависимость людей в обширной семье будет становиться более фундаментальной и определяющей, в то время как насколько движение будет происходить в сторону современного или индустриального общества, настолько рост характеристик индивидуальности, рост идентичности и занятости будут замещать все традиционные зависимости, находящихся в организме традиционного общества и в обширной семье.

Управление выбором типа брака как актуальная социальная проблема Республики Таджикистан и пути ее решения

Мэн рассматривает семью с точки зрения экономико-социальных изменений, под воздействием которых она постепенно становится более политизированной и правовой. В ходе этого процесса семья становится менее многочисленной и двигается в направлении становления двуродственности, в том смысле, что важность однонаправленного отцовского родства убавляется. Бахофен считается одним из первых ученых, изложивших теорию права матери или матриархата. В своей книге «Мать», изданной в 1861 году, он утверждает, что право первенства и превосходства пола в течение истории и в различных общинах не всегда принадлежало мужчинам. Он классифицирует родственные периоды на протяжении всей истории следующим образом:

1. Время хаоса половых отношений: по мнению Бахофена, в самой глубокой древности половые отношения происходили в виде хаоса, не преобладало какое-либо правило или закон. Этот период завершается комплексом религиозных идеалов.

2. Время генократии: отличается величественностью, необычайной красотой и смелостью женщин. Особенностями этого периода являются: 1) женщины являлись главами семей; 2) семейная фамилия женщин передавалась детям; 3) право наследования передавалось от матери ее дочерям; 4) титул великой матери или «димитру» относился к матери; 5) религиозное преимущество вошло в политическое преимущество. 3. Период формирования конфликта между матриархатом и патриархатом: с формированием конфликта между матриархатом и патриархатом в конечном итоге победу одерживает патриархат, и мать оказывается только воспитательницей детей. Бронислав Малиновский (1884-1942), антрополог польско-британского происхождения, считается одним из самых известных антропологов первой половины двадцатого века. Для изучения общества и культуры функционально ориентированным методом, а также для общего поиска он использовал концепции «функция» и «потребность», считавшиеся двумя основными стержнями его теории. Он утверждал, что каждое общество и каждая культура сформированы в качестве определенного единства, одной части из нескольких крупных секций – институтов и многочисленных малых и разбросанных кусков – мелких культурных элементов. По его мнению, антропология должна рассматривать общество и культуру в их общей форме, избежать попадания в ловушку мелкой работы, т.е. погружения в мелкие и рассеянные детали, как это принято в культурной антропологии. Следовательно, с точки зрения Малиновского, при исследовании институтов следует соблюдать следующие три принципа:

1. Каждый институт должен рассматриваться в полной форме, т.е. в виде сплоченного и единого целого.

2. Каждый институт должен рассматриваться в связи с другими институтами и пропорционально со всем рассматриваемым обществом. 3. Каждый институт должен рассматриваться в связи с его функцией, т.е. в соответствии с ролью и задачей, за выполнение которой он ответственен, при реагировании на определенные и выявленные потребности общества. Малиновский разделяет человеческие потребности на три категории:

1. Основные биологические потребности, такие как питание и размножение, защита себя и других.

2. Потребности, связанные с групповой жизнью, такие как потребность в обмене сообщениями, в которой реакция происходит посредством коммуникационной системы, т.е. с помощью языка. 3. Сочетающие потребности, такие как потребность в коллективных эмоциях и чувствах, интерес и склонность к комфорту и душевному спокойствию; убежденческие системы возникли по причине ответа на эти потребности. Согласно мнению Малиновского, семья возникла в ответ на самые фундаментальные человеческие потребности, такие как еда, кров, воспроизводство и т. д. Следовательно, там, где удовлетворяются самые основные человеческие потребности, семья представляет собой определенное ядро. В таких семьях оба родителя обладают своими ролями, без того, чтобы в их семейные дела или их убеждения происходило какое-либо вмешательство. Он выступает против перфекционизма и функционализма. Все его внимание вместо родовых групп направлено на семью и не проявляются какие-либо усилия в понимании родственных терминов. Следует отметить, что роль (функция) семьи заключается в воспроизводстве населения для общества и в удовлетворении неотложных потребностей человека, в первую очередь, жизненных и психологических. Эмиль Дюркгейм (1858-1916) в своей книге об общественном разделении труда, ссылаясь на переход сплоченности от механической к органической, рассматривает ее последствия в форме аномии, беспорядка и путаницы в социальных отношениях, правилах и ценностях.

По его мнению, с переходом в органическое общество ослабевает коллективное сознание, развивается индивидуальность людей, распространяются расстройство и смятение в правилах и ценностях. Согласно Дюркгейму, семья прошла через серьезные изменения. Он подчеркивает, что семья не считается природной группой, построенной родителями, а считается институтом социальным, который создали социальные факторы. Дюркгейм утверждает, что каждая социальная акция объясняется другим социальным фактором.

С другой стороны, супружеская семья, основанная на браке, представляет собой конец трансформации, в ходе которой возникает семья, таким образом, что прямая связь индивида с сообществом приобретает большую обширность. Такая трансформация начинается с первой формы семьи – семьи, считавшейся (большой аморфной) политической семейной группой, и после прохождения стадии матриархата, возникает кровнородственное патриархальное семейство в Древнем Риме, которое наследуется в патрилинейном германском семействе и заканчивается современной супружеской семьей. Нуклеарная семья представляет собой самое мелкое семейное ядро, от которого отделены ее предшественники, а потомки являются крайне немногочисленными. Следует отметить, что в отношении трансформационной теории Дюркгейма существует критика, заключающаяся в том, что, с одной стороны, очень редко встречается, чтобы во всех обществах трансформация происходила единичным образом, с другой стороны, внутри определенного общества трансформация не всегда происходит в форме прямой линии.

Социально-демографический анализ брачности в Таджикистане: гипотеза и методика исследования

Следует отметить, что увеличение разделений (разводов) в традиционном обществе Таджикистана (в деревнях), чем в городском обществе, находящемся в переходном состоянии от традиционного к современному, статистические показатели разводов являются выше, чем в традиционном обществе. И вопрос, возникающий здесь, является - в чем заключается причина разводов? Когда говорим о причине разводов, как обычно указывается на такие случаи, как употребление наркотиков, молодой возраст, отсутствие понимания, лишение работы, экономические проблемы, разногласия и т.д.

На пути к более глубокому анализу развода, следует обратить внимание также на особенности современного общества. Опять возникает вопрос – какие условия, возникшие в современном обществе, стали причиной развода. Такие причины, как употребление наркотиков, молодой возраст, отсутствие понимания, лишение работы, экономические проблемы, разногласия и т.д. более или менее всегда существовали в разные периоды и в разных обществах. Поэтому следует уделять внимание общественным трансформациям и взглянуть на изменения, произошедшие в обществе, чтобы более глубже проанализировать феномен развода.

На наш взгляд, распространение и укрепление общей советской культуры бывших республик Советского Союза проникли на протяжение многих лет в Таджикистан, в некоторых областях стало моделью и причиной роста и развития таджикского общества. Распространение западной культуры в стране было незначительным и не могло стать основанием для изменения брачной стратегии. Хотя в настоящее время в Таджикистане наблюдается смесь восточной и западной культур, в республике не закончилось формирование признаков и характеристик обществ модерна. Следовательно, причины разделения (развода) нельзя рассматривать в связи с западной и восточной культурой, а необходимо искать их в экономическом положении страны, отсутствии рабочих мест для трудовой деятельности, иммиграции и молодого возраста вступления в брак и т.д. Эти факторы привели к разделению семей, увеличению женщин-вдов, детей-сирот, трудовой занятости женщин, не совместимых с положением матери, в котором невозможно содержать себя и своих детей. Для предотвращения разделения необходимо разработать законы, чтобы преимущества и льготы не оказывались односторонними и женщины не оказались объектами эксплуатации мужчин. Необходимо также предупредить ранние браки, правил, которые должны быть справедливыми в отношении женщин и создать здоровый образ жизни, прогрессивное общество.

Таджикский народ, который в минувшем столетии был вовлечен в крупные социальные и культурные преобразования советского периода, наряду с политическими, экономическими, социальными и культурными достижениями, перенял совершенно новые традиции передовой цивилизации и вместе с тем обогатил свои древние национальные традиции. Сегодня, на новом этапе развития общественных отношений, перед всем встает вопрос о сохранении ценностей семьи, возникший после обретения национальной независимости. Этот этап требует от таджикских граждан, чтобы в атмосфере политической независимости и в условиях мира и согласия приложили усилия по реальному возрождению национальных и культурных ценностей, укреплению основ демократической, правовой и светской государственности.

Общеизвестно, что одним из источников духовности и нравственности являются народные традиции и обычаи. Эти традиции и обычаи, как правило, являются источником законодательных установлений, на основании которых в большинстве стран мира семейные проблемы решаются в рамках закона. Ярким примером этого является брак по шариату. Сочетание узами брака в соответствии с законом является обязательным для последователей любой веры или религии, поскольку, вступая в него, жена и муж обретают психологическую гармонию. Когда в советские времена законодательным путем была введена государственная регистрация браков, это обогатило давнюю традицию их заключения по законам шариата. Государственное бракосочетание, являясь законной процедурой, стало составной частью светской жизни и вместе со своими торжественными процедурами, которые с каждым годом становились все разнообразнее и торжественней, превратилось в важнейшее свадебное мероприятие для молодоженов. Хотя в советские времена церемония государственного бракосочетания с точки зрения закона являлась обязательной и проводилась населением с радостью и весельем, тем не менее, наряду с ней на основе религиозных установлений осуществлялось заключение брака в соответствии с шариатом.

Распад СССР и появление рыночной экономики, внесли в жизнь семей и в частности в области брачности большие перемены, характерные для рыночных отношений. Серьезно пострадали брачно-семейные отношения в связи с модернизацией сложившимися веками национальных традиций и обычаев, появились новые формальные и неформальные институты брачно-семейных отношений. Теперь с каждым днем наблюдается процесс становления нового типа воспроизводства населения, составной частью которого является новая модель брака. Серьезное влияние на брачность населения оказывает интенсивное развитие внешней трудовой миграции.

Следует отметить, что таджикский народ участвовал в общих механизмах экономической и социально-культурной жизни советского государства и добился больших политических, социальных и культурных достижений. Пользуясь совершенно новыми и цивилизованными традициями и социальными отношениями, он обогатил свои древние традиции. Сегодня он находится на новом этапе расширения социальных отношений и семейной жизни, вытекающих из контекста и сути национальной независимости. На этом этапе, в условиях политической независимости, в мирной и спокойной атмосфере, таджикский народ прилагает свои усилия и старания для реального возрождения национально-культурных ценностей, укреплению основ своего демократического, правового и светского государства. Очевидно, что создание крепкой государственности на основе демократических, правовых и светских ценностей, а также получение широкой социальной свободы невозможно достичь в течение одного или двух десятилетий.

Результаты эмпирического изучения управления выбором типа брака в соотношении с общей теоретической моделью изучаемого явления

На основе вышеизложенного в области значения брака, автор данной диссертационной работы пришел к такому выводу, что семья и брак имеют двустороннюю связь друг с другом. Недостатками в любом обществе могут быть экономическими (материальными и технологическими) и культурными (идеологическими), которые, как следствие, могут привести к миграции, напряженности и разделению. В любом случае, следует жить в том обществе, как непосредственно, так опосредованно, или же в солидарности и получением доверия, тем самым постичь истины. Бедность делится на два вида: экономическую (материальную и т.д.) и культурную (интеллектуальную).

Нами выявлено, что брак в начале молодости способствует многим аспектам человеческой жизни, таких как психическое здоровье, моральное и религиозное совершенство и т.д. людей в большей степени. При этом определение идеального возраста для вступления в брак различается в зависимости от географического расположения культуры и социума каждого общества. В целом, соответствующий возраст для девушек составляет 17 лет и выше, а для юношей – 21 лет и выше, что вызвано изменениями среди нового поколения. Во всяком случае, существует такое исключение, что, возможно, небольшое число людей пользуются особенными условиями и не могут вступить в брак в соответствующее время. Тем не менее, большинство молодых людей могут совершить это в начале своей молодости. Как обычно, в таком возрасте они достигают возраст половой, умственной, социальной и эмоциональной зрелости.

Важно отметить, что в последние годы в поведенческих моделях семейств произошли серьезные преобразования. Изменение в модели потребления, типе одежды, местожительства, уровне изменений семей, а также внимание к внешней красоте привели к тому, чтобы понятие жизни изменилось совершенным образом. Сегодня «благополучие» представляет собой одну из важнейших проблем, которой большее внимание проявляют семьи. В то время, как 50 лет назад, понятие «благополучие» занимало незначительное место в жизни людей.

Раскрыто, что молодой человек находится в поиске и приложении усилий для достижения определенной формы жизни, представляющей реальным общественным выходом. Однако, с другой стороны, не существуют равные возможности и потенциалы для достижения этих условий. Таким образом, что многие молодые люди в г. Душанбе на основе такого аргумента, что расходы на заключение брака и женитьбы, подготовки местожительства и бытовой утвари являются тягостными, они не справляются с будущими расходами на жизнь и быть достойными в своей жизни, вопреки внутренней склонности воздерживаются от вступления в брак.

В дополнение к критериям определенных обществ, как правило, внешняя красота и лицо считаются важнейшими критериями в выборе жены, при том что заработка на жизнь является важным критерием мужа. С другой стороны, мужчины часто передают свое социальное положение и статус своим женам, а не наоборот. Вот почему, когда мужчина среднего класса с высоким социальным статусом и способностью к экономическому обеспечению дома вступает в брак с «красивой» женщиной из низкого класса, социальные нормы остаются стабильными. Однако общество не одобряет бракосочетание женщины с высоким социальным положением с мужчиной низкого класса по причине «красоты» и не признает передачу социального положения жены мужу, разве что если мужчина будет показывать от себя особые способности и повышать свое карьерное положение.

Наряду с изменением структуры семьи и ее функций, а также, с целью принятия мер для ускорения этого преобразования, общественное положение женщин также подвергается трансформациям. Промышленность и урбанизация также предлагают женщине возможность нахождения работы вне дома, и, с другой стороны, городская среда способствует ее свободе до вступления в брак и во время брака. В единице потребления семейства женщины имеют в своем распоряжении часть бюджетных расходов или, по крайней мере, то, что связано с повседневным потреблением, а в уходе за детьми и их образовании они пользуются огромной свободой.

Кроме того, мы пришли к такому выводу, что обычно каждое общество обладает определенными критериями для выбора супруги, столкнувшийся с течением времени и в результате культурного распространения с трансформациями и преобразованиями.

Относительно переменной экономики семьи мы пришли к такому выводу, что в связи с развитием форм семьи в прошлом, из-за отсутствия соответствующего дохода и местожительства, после вступления в брак мужчины в течение определенного времени жили со своим родителями, с тем, чтобы после доступа к соответствующему доходу и местожительству для своей жизни отделились от своих родителей, и такая практика продолжалась и с другими детьми мужского пола. Однако сегодня форма семьи стала нуклеарной и с переходом общества из традиционного состояния в современное, а также в связи с возникновением новых институтов и ежедневной специализации, сначала дети получают свое образование и какую либо профессию, приобретают свое трудовое положение или базу в обществе, и только после доступа к соответствующим доходам и жизненным условиям предпринимают шаг к вступлению в брак.

На брачный выбор влияют социальные, экономические, культурные, психологические и антропологические критерии, при этом значение каждого из них изменяется во времени. В традиционных обществах с их сословными границами доминирующее значение имело социальное положение семьи будущего партнёра. В последствии на первый план выдвигаются экономические факторы. Лишь в рамках одного круга социально и экономически приемлемых партнёров допускается выбор по другим признакам и проявляется влияние антропологических (возраст, внешние данные), психологических (взаимная симпатия) и тому подобных факторов. В современном обществе, когда в значительной мере утрачивают значение социальные, экономические, этнические и религиозные барьеры, на первое место выступают психологические, культурные и антропологические критерии выбора.