Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Трансляция буддийских идей в современное мировоззрение и социальную жизнь : На материалах Китая и Японии Кудряшова, Ольга Викторовна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Кудряшова, Ольга Викторовна. Трансляция буддийских идей в современное мировоззрение и социальную жизнь : На материалах Китая и Японии : автореферат дис. ... кандидата философских наук : 09.00.11 / Владивостокский гос. ун-т экономики и сервиса.- Владивосток, 1997.- 25 с.: ил. РГБ ОД, 9 98-2/2442-8

Введение к работе

Актуальность исследования. Данное исследование относится к области, которая сегодня обозначается как философия мировоззрения. С одной стороны, эта тема имеет достаточно прочные философские традиции, а с другой - она приобретает особую актуальность для современного социального и гуманитарного познания в связи с переломным характером современной эпохи, интенсивным процессом международной интеграции государств не только в экономике, но и в сфере духовного сотрудничества.

Восток и Запад в рамках этого процесса представляют собой два полярных социокультурных комплекса. Это, прежде всего, два различных мировоззрения и мироустройства, сформировавшихся в процессе постижения людьми окружающего мира, что проявляется в философии, этике, психологии и других формах духовной жизни. Поэтому весьма важной задачей является углубленное и всестороннее изучение специфики мировоззренческих основ восточных народов.

Все страны Юго-Восточной Азии в той или иной степени испытали воздействие буддизма, в структуре которого нужно видеть и религиозную основу, и философию жизни, и социально-психологический комплекс, связанные с разными сторонами жизнедеятельности людей в этих странах.

Буддизм выступает как образ жизни дальневосточных народов, прежде всего японцев, у которых буддийские религиозные идеи уходят на задний план, уступая место определенным стереотипам мышления и поведения. Выявление внутренних механизмов воздействия буддизма на социальное поведение и мышление (в частности, художественное) позволяет более полно и адекватно рассмотреть многие вопросы сравнительно-исторической и этносоциальной специфики образа жизни народов дальневосточного региона, приобретающие все большую актуальность в свете взаимодействия Востока и Запада.

Россия находится на географической, исторической и культурной границе Востока и Запада, поэтому ее роль в процессе международного сотрудничества со странами Дальнего Востока будет возрастать.

Актуальность диссертации заключается также и в том, что буддизм во второй половине XX века стал весьма популярным религиозно-философским учением в Западной Европе и США. Известные зарубежные философы и ученые, прежде всего К.Юнг, К.Хорни, Э.Фромм и другие проявляли интерес к философским и психологическим аспектам буддизма. Буддизм, как в прошлом, так и в настоящее время, оказывает глубокое воздействие на сознание творческой интеллигенции в Европе, США и России. Его влияние прослеживается в модернистских направлениях европейской художественной культуры XX века, например, в сюрреализме. Знакомство с буддийской мировоззренческой доктриной привело к появлению многочисленной весьма противоречивой литературы западных авторов по проблемам буддизма. Некоторые из них считают буддизм "общечеловеческой идеологией", которая в современных условиях способна дать не только духовное, но и физическое оздоровление человечества.

Степень разработанности проблемы. Фундаментальных философских исследований проблемы трансляции буддийских мировоззренческих идей в социальную и культурную жизнь дальневосточных народов в отечественной научной литературе фактически нет. Имеются лишь отдельные статьи и монографии по различным аспектам данной темы.

Религиозно-философская доктрина буддизма была исследована и зарубежными, и отечественными авторами достаточно подробно. Классиками русской буддологии являются Розенберг О.О., Щербатской Ф.И., Оль-денберг Г. Они рассмотрели все основные философские идеи буддизма еще в конце XIX - начале XX века. Крупнейшим знатоком индийской культуры и религиозной философии Индии является Бонгард-Левин Г.М.

Академическое востоковедение в лице видных ученых-буддологов Васильева В.П., Минаева И.Н., Щербатского Ф.И. ориентировалось на

решение задач, которые можно условно обозначить как текстолого-аналитические. Текст, зафиксировавший какой-либо элемент буддийского вероучения, переводился, комментировался, его содержание вводилось в круг представлений о буддизме, составленных на основе ранее известного текстового материала. Эта работа способствовала совершенствованию теоретической концепции буддийского мировоззрения. Отечественные академические ученые буддологи в основном занимались переводом и исследованием письменных памятников на санскрите и пали.

Обширнейшая литература по философским проблемам буддизма имеется за рубежом. Это исследования Радхакришнан С, Говинда А., Цюрхер Э., Уордера А.К., Джаятиллеки К., Шаера С, Рис-Девидса К. и множества других. Трудность работы с этими монографиями заключается в отсутствии переводов. Но главный недостаток как отечественных, так и зарубежных трудов - противоречивость.

Исследования буддизма в нашей стране в советское время несут отпечаток идеологических штампов того периода. Это относится к трудам Корнева В.И., Козловского Ю.В., Кочетова А.И. и других. В атеистической стране изучение религий сводилось в основном к их критике в духе воинствующего атеизма.

В настоящее время начала появляться переводная научная литература, авторы которой являются представителями буддийских религиозных организаций, носителями мировоззрения, языка и традиций дальневосточной культуры. Среди них известнейший популяризатор дзэн-буддизма Судзуки Д., а также автор многочисленных публикаций по технике медитации Кацуки С. Эти монографии в данном исследовании выступают в качестве первоисточников, они наиболее достоверны и менее противоречивы.

Из современных отечественных исследователей философских аспектов буддизма можно назвать Янгутова Л.Е., Андросова В.Н., Игнатовича А.Н., Абаева Н.В., Торчинова Е.А. и.других. Эти авторы занимаются рас-

смотрением и интерпретацией многочисленной буддийской литературы, письменных памятников религиозной философии народов восточной Азии. Хочется отметить оживление научных поисков в этом направлении в последние десятилетия. Серьезные исследования последних лет написаны Рудым В.Н., Парибком А.В. и другими.

Основной задачей данной работы является рассмотрение влияния всего религиозно-философского комплекса буддизма на сознание и поведение воспринявших его народов. Современные авторы чаще всего берут из учения буддизма какую-либо одну сторону и придают ей самодовлеющее значение. Влияние буддизма осуществлялось различными путями. Основных - два: через идеологию и через психологию. Именно первый путь является предметом исследования в настоящей диссертации.

Психологические аспекты буддизма весьма продуктивно исследуются в нашей стране. Этой проблеме посвящены статьи Фесюн А.Г., Поршневой Е.Б., Торчинрва Е.А.,,наиболее серьезные исследования в этой области проведены Абаевым Н.В.

Мировоззренческое влияние буддизма исследовано в нашей стране4 значительно слабее. Специальных работ в отечественной литературе нет. Но некоторое внимание этой проблеме уделяют в своих трудах Кабанов A.M., Померанц Г.С., Мартынов А.С., Светлов Г.Е., Григорьева Т.П., Ермаков М.Е., Завадская Е.В., хотя данный аспект и не является специальным предметом их исследований. Из зарубежных авторов, обращавших внимание на формирование специфического мировоззрения под влиянием буддизма, можно назвать Юнга К.Г., Кавабата Ясунари, Судзуки Д., Макото Уэда и других.

Чрезвычайно обширна литература по искусству Японии и Китая. Из наиболее серьезных работ можно назвать труды Алексеева В.М., Глуски-ной А.С., Васильева Л.С, Роуленда Б., Иофан Н.А., Николаевой Н.С. Из зарубежных авторов - Чан Ван Те, Михалис П., Лютцелер Г., Баумгарт Ф., Иэнага Сабуро, Судзуки Д. Рассматривая различные виды искусства наро-

дов восточной Азии, лишь немногие исследователи обращали внимание на идейную основу созданных произведений.

Цель и задачи исследования. Целью диссертационного исследования является рассмотрение трансляции буддийских традиций в социокультурную жизнь народов Дальнего Востока. Достижение поставленной цели требует предварительной постановки и решения следующих задач:

определить, какие особенности мировоззрения сложились у народов данного региона под воздействием буддизма;

проанализировать влияние мировоззренческих парадигм буддизма в формировании стиля мышления и социального поведения его последователей;

рассмотреть специфику социально-нравственных принципов, сформировавшихся при усвоении буддийской идеологии;

выявить причины традиционализма обществ стран Дальнего Востока, воспитанные буддийским мировоззрением;

сделать сравнительный анализ роли буддизма в социокультурной жизни Китая и Японии.

Положения, выносимые на защиту:

буддизм оказал значительное влияние на мировоззрение, стиль мышления и поведение народов Дальнего Востока;

создав определенные стереотипы мировоззрения, буддизм сформировал специфические социально-нравственные принципы, существенно влияющие на различные стороны жизни народов региона его распространения;

воздействие буддизма, особенно школы дзэн, было более суще-лвенным в Японии, чем в Китае. Дзэнская социокультурная традиция ста-та образом жизни японцев.

Методологической основой исследования являются основополагающие для современной социальной)философии труды М.Вебера, кото-эые позволяют приступить к теоретическим изысканиям в сфере многоли-

кого религиозного сознания, выявить место религии в культуре и общественной жизни. По мнению М.Вебера, религия созидает эмоциональную общность, именно поэтому религиозные доктрины проникают в повседневную жизнь. В этом смысле М.Вебер опирался на исследования Э.Дюркгейма, полагавшего, что социальная роль религии, как и морали, права состоит в том, чтобы обеспечить некое социальное равновесие в обществе.

Важным методологическим основанием данной работы является анализ понятия "мировоззрение" в трудах К.Мангейма. Мангейм определил место мировоззрения в структуре-философско-культурного познания. По его убеждению, эстетические, религиозные феномены имеют атеоре-тический, алогический, но отнюдь не иррациональный характер. Мировоззрение - достояние теоретической и атеоретической областей. Даже если бы нам удалось перечислить все культурные феномены, их сумма все равно не дотянула бы до той всеобщности, которая называется мировоззрением.

Карл Мангейм подчеркивает, что если мы определяем мировоззрение как нечто атеоретическое, то тем самым оказываемся в состоянии расширить область философских исследований по двум направлениям. Во-первых, стремясь к синтезу, мы можем демаркировать любую отдельную область культуры. Пластические искусства, музыка, костюмы; обычаи, ритуалы, мимика и жесты, манера поведения - все это возможно будет подвергнуть расшифровке. Во-вторых, мы приближаемся к стихийному, непредумышленному основному импульсу социальной жизни.

Научная новизна исследования заключается прежде всего в том, что диссертация представляет один из первых опытов социально-философского анализа некоторых мировоззренческих основ социальной жизни народов Китая и Японии.

Каждый народ, накапливая исторический опыт, привыкает смотреть на мир под определенным углом зрения. Но образ мышления не есть некий самодетерминированный феномен. Поэтому стоит задуматься над тем, что

лежит в основе мышления, определяя его характер. Не зная особенностей мышления, нельзя дешифровать ни один классический текст. Но если мы будем знать, почему так, а не иначе писали стихи или картины в Китае и Японии, если мы сосредоточим внимание не на том, что подвержено изменению, а на том, что было устойчиво, стало традицией, то мы поймем характер этих народов, специфику социального бытия.

Данное исследование позволяет проследить как по-разному функционировали буддийские идеи в различных сферах, начиная от социальной и кончая художественной.

Из всего сложного религиозно-философского комплекса буддизма в диссертации рассматривается один аспект, который можно назвать фило-софско-мировоззренческим, а в сфере социальных отношений - формообразующим.

Необходимо не только признать за каждым народом право на самобытность, но и показать, в чем эта самобытность состоит. Практика показывает, что без раскрытия системы символов, мировоззренческих принципов восточных народов их культура не может быть оценена в полной мере. Специфическое, национальное есть проявление общего, об-цечеловеческого. Обнаруживая в малоизученных культурах новые черты, ш вполне постигаем собственную культуру. Данное исследование позво-гяет глубже проникнуть и в суть европейского мировоззрения.

Теоретическая и практическая значимость работы. Теоретические оложения и выводы диссертации позволяют более полно и адекватно рас-мотреть многие проблемы менталитета, психологии и социальной жизни альневосточных народов, приобретающие все большую актуальность в зязи с активизацией сотрудничества Востока и Запада. Богатый материал, акопленный психологами, философами, социологами за последние деся-ілетия, убедительно показывает, что адекватное понимание символов іучаемой культуры - одна из наиболее трудноразрешимых задач любого ллософского исследования.

Практическая значимость работы состоит в том, что полученные в ходе исследования результаты, обобщения и выводы могут стать основой специального теоретического курса, необходимого для подготовки специалистов различных сфер международного сотрудничества.

Апробация работы. Отдельные положения и выводы, содержащиеся в
данном исследовании, были изложены в трех докладах на региональных,
городских и международных конференциях и опубликованных на.их осно
ве работах. . . . '

Основное содержание диссертации было отражено в специальном курсе "Культура и менталитет народов стран АТР"; прочитанном в 1996. году на экономико-правовом факультете ВГУЭС.

Объем и структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав и заключения, а также списка использованной литературы. Объем работы без библиографии составляет страниц машинописного текста. =