Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Творчество как общение Дука, Светлана Ивановна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Дука, Светлана Ивановна. Творчество как общение : автореферат дис. ... кандидата философских наук : 09.00.11.- Санкт-Петербург, 1993.- 16 с.

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Проблемы творчества, общения, их взаимосвязи и бытия в культуре всегда актуальны, поскольку являются вечкыш, имманентными развитию человеческой цивилизации. Но в настоящее время эти проблем., приобретают особую актуальность, так как происходит активное формирование информационного общества, в которой одних из основных факторов развития будет являться нь производство вещей, а производство информации. Знание приобретает решающее значение я становится основой благосостояния общества. Новые информационные технологии занимают главенствующее положение на мировом рынке. В развитых странах наибольший доход сейчас приносит именно продукция творческого труда, которая через постоянно совершенствующиеся средства массовых коммуникаций становится достоянием всего общества.

В каждом творческой акте личность творца оказывается в фокусе как непосредственных, так и опосредованных контактов со своими предшественниками, последователями и, сегодня - особенно, с современниками. Многообразные контакты, как праві: то, играют решающую роль в творческой процессе, поэтому исследовать творчество необходимо с учетом этих взаимодействий.

Творчество сопровождается ломкой стереотипов, привнесением все новых и новых результатов, в то время как культура служит аккумулятором позитивных изменений. В этой связи представляется актуалы-гм выяснение взаимоотношений творческой инновации и культурной традиции как одной иэ фор», общения, выявление их взаимной обусловленности.

!Ьким образом, внимательного исследования заслуживает проблема единства творчества и общения, проблема их слитности в динамическом культуротворчесвон процессе. Это единство проявляется в многообразных формах и на различных уровнях от индивидуального до социального ж общекультурного. В указанном контексте творчество выступает не только

процессом, порождающим культурные новации, но и процессом, связующий воедшдо и стабилизирующим социально-культурный организм.

Степень тучной разработанности проблемы. Большинство выходящих в настоящее время работ посвящены психологический закономерностям творческого процесса, при этой отдельные аспекты психологии творчества и творческого общения яві лтся достаточно хорошо разработанными. %ще всего изучается художественное, научное, техническое, инженерное творчество каздое в отдельности. Значительный объем западной литературы посвящен научному творчеству, проблещи возникновения нового знания и особенностям его признания научным сообществом. Классиками этого, так называемого постпозитивистского направления являются К.Поппер, T.C.ItyH, С.Э.Зулиин, ДЛгасси, Д.Фейорабенд и др. Мнояе-ство работ посвящены такко творческой одаренности, изучению тюзмоаности стимуляции творческого процесса. Но большинство публикаций демонстрируют узкодисциплинарный подход и имеют узкопрагматический характер.

Иеаду тем, наиболее актуальной представляется проблеш виявленні тех общих закономерностей* которые свойственны человеческому творчеству и в науке, и в искусстве, и в технике; в фундаментальной и прикладной науке; в авторском и исполнительском искусстве; в журналистике и ^з-дагогике; так как творчество, хотя и имеет в калдой сфере свои особенности, все ае в сущности представляет собой единый ілюцесс соЗіідания духовных ценностей в определенном культурном контексте.

Уже в начале XX веха в россии появляются работы ЕЛ. Бердяева, С.Н.Булгакова, Ф.А..Стелуна, П.А.Флоренского и ряда других авторов, которые закладывают фундамент теории творчества и творческого общения в социально-философ-ском аспекте. Впоследствии в отечественной философии происходит развитяе их основных положений и выводо- .

В .течение последних тридцати лет в нашей стране и на Западе опубликовано большое количество работ по этой

проблема, она является актуальной для философов и психологов, социологов и педагогов.

Среди отечественных исследований по философии творчества представляют интерес работы Б.М.Кедрова, М.Г.Ярошевс-кого, Я .А. Пономарева, А.Н.Лука, М.С.Кагана, К.С.Пигрова, А.С.Кармина и др. Еаяными для понимания общения как всеобщей взаимосвязи субъектов в культуре являются работы К. Ясперса, Ю.Хабермаса, Ю.М.Лотыана, Ц.С.Кагана, Г.С.Баткще-ва, В.С.Еиблера, М.М.Шхтина.

ГЪсподствующим в исследованиях творчества продолжает оставаться деятельностный подход, но постояішо возникает ощущение его недостаточности и стремление выйти за его рамки, йзеледование творчества с позиций принципа взаимодействия, в частности - общения, представляется новым перспективным направлением, ведущим к более адекватному пониш-нию творчества.

Дель и залачи исследования; Исходя из состояния разработанности проблемы, ее актуальности и научной значимости, целью диссертационной работы является социально-философское исследование творчества в единстве деятельнос'т-ных и коымуншативнщ: аспектов, его места в культуре и механизмов их динамического взаимодействия.

К достижению поставленной цели моает приблизить решение следующих задач:

раскрыть коммуникативную природу творчества и творческих произведений;

рассмотреть взаимосвязь творчества и традиций, их нерасторжимое единство а взаиную необходимость;

исследовать социально-коммуникативные особенности творческого субъекта, проблемы его формирования и общения в культуре;

обозначить различные уровни деятельности и общения творца в культуре и их включенность в единый культу-ротворческий процесс;

обосновать взгляд на свободу и ненасилие как на необходимые предпосылки творческого диалога.

Методологической основой исследования является системный подход, позволяющий рассматривать творческий процесс как нечто целое, учитывать его различнее аспекты и ана-лзировать возникающие в результате него взаимодействия.

Теоретическими источниками явились, прежде всего, труды отечественных философов, посвященные методологический проблемам лультуры, творчества, общения, а также философские, психологические, социологические и культурологические исследования по данной проблематике западноевропейских и американских ученых.

Научная новизна исследования определяется попыткой решения за.цач, поставленных в диссертации и состоит в следующей:

- творчество представляет собой единство деятельности и общения. В процессе творчества происходит постоянное порождение и становление культуры в целой;

объект, на который направлено творчество субъекта, обладает собственной активностью, обусловленной его пребыванием в культуре, и потому их взаимодействие приобретает характер общения;

новизна в творчестве всегда конкретна и возникает в контексте творческого процесса, она не мояет быть гипостазирована как абсолютно новое;

из двух видов межсубьектного общения - конкуренции- и сотрудничества - последний является более творче- ским, в то вррш как при господстве перлого творческий процес отчуждается;

свобода и ненасилие представляют собой необходимые предпосылки творческого диалога; при втом свободой развития должна обладать каедый из участников диалога, давдый из субъектов взаимодействия (при широком понимании субъективности);

творческая деятельность необходима не то._ько для пороздения инноваций, но и для сохранения культурных традиций; творчество в этом аспекте предстает как форт об"-

щения между поколениями, как стабилизирующий компонент культуры;

-культурная традиция, породивгія инновацию, может либо трансформироваться, наполняясь новым содержанием, либо разветвляться, породцая новую традицию;

- предпринимается попытка систематически представить коммуникативно-психологические свойства творческой личности. Выделяются три ее основных типа, обозначенные как ретранслятор, селекционер л созидатель и, соответственно, три различных уровня творческой деятельности в культуре: уровень ретрансляции духовных ценностей, уровень их создания в рамках традиций и уровень пороядения инноваций.

Шучно-практическая значимость исследования связа-m с элементами его научной новизны. Материалы и выводы работа мохут быть использованы в дальнейших иссдедс-ани-ях проблем творчества и общения, других вопросов социально-философской проблематики, при чтении курсов философии, этики, социальной психологии и для разработки спецкурсов по данной тематике, а такяе как ме-оцг тогическая основа конкретных социологических исследований и для формирования политики средств мзссовой коммуникации.

Апробация работы. Диссертация обсунулась на кафедре социальной философии философского факультета С&нкт-Петербургского государственного университета. Основные идеи и выводы исследования излагались в выступлениях на ряде всесоюзных и республиканских конференції: на Всесоюзной тучной студенческой конференции по общественный наукам, Москва, 1983 г.; на научно-теоретической конференции "Проблемы творчества в социальных, естественных и технических науках", Ярославль, 1984 г.; на научно-практической конференции "й"Чно-технический прогресс и творчество", Москва, IG66 г.; на научно-практической конференции "Творчество и педагогика", Москва, 1988 г.; на научно-практическом семинаре "йскусстзо, наука, техника: пути сопряжения", Уфа, 1969'г.; на научной ксн-

ференции "Новое мышление и пути нравственного развития человека*, Новгород, 1969 г.; на научно-теоретической конференции "історизм и творчество", Москва, 19Э0 г.;> к. симпозиуме "Творчество - основа духовного обновления и вшивания человечества", Москва, 1991 г.; на семинаре по философским проблемам свободы, Санкт-Пеїер-бург - Зеленогорск, 1992 г. Отдельные положения диссертации использоізаліїсь в процессе проведення семинарских занятий по курсу философии в Университете марксизма-ленинизм.

Основное содержание работы отражено в девяти публикациях.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав (иести параграфов), заключения и списка основной литературы.