Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Вера как экзистенциальная ценность Омельчук Роман Константинович

Вера как экзистенциальная ценность
<
Вера как экзистенциальная ценность Вера как экзистенциальная ценность Вера как экзистенциальная ценность Вера как экзистенциальная ценность Вера как экзистенциальная ценность Вера как экзистенциальная ценность Вера как экзистенциальная ценность Вера как экзистенциальная ценность Вера как экзистенциальная ценность Вера как экзистенциальная ценность Вера как экзистенциальная ценность Вера как экзистенциальная ценность
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Омельчук Роман Константинович. Вера как экзистенциальная ценность : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.11.- Иркутск, 2006.- 160 с.: ил. РГБ ОД, 61 07-9/169

Содержание к диссертации

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ВЕРА И ИСТИНА КАК ХАРАКТЕРИСТИКИ
ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО БЫТИЯ
И

  1. Ті орглико-мьтодолоіичгскосоьоеновлниілІРОЬЛІ МЫ ВЕРЫ 11

  2. Исіинл- ььпииної: основание чиюшкл ЗО

  3. Вьрл-зкзисіінциллі.ні.ійоівеі исгиш: 58

ГЛАВА 2. РОЛЬ ВЕРЫ В ПРОЦЕССЕ СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ ....85

2.1.ВП>ЛКАКФУНДЛМГНТАЛЬНЛЯІНННОСІЬЬЬПИЯЛИЧНОСІИ 85

2.2. Мі СЮ Ш РЫВ САМОРЕАЛИЗАЦИИ личности ПО

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 137

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 141

Введение к работе

Лкіуальносгь темы исследования. Актуальность теоретическою анализа проблемы веры определяется тем, что логика философской исследовательской мысли расставляет новые акценты в изучении творческой природы человеческой деятельности, реализующей в себе так или иначе понятую веру. Долгое время вера рассматривалась в рамках теории познания как необходимое звено познавательною процесса и описывалась соответствующим категориальным аппаратом. Сегодня видна недостаточность такого подхода, отказывающеюся от связи аксиологии и теории познания, теории познания и нравственности. Появляется возможность расширить саму сферу исследований философского и гуманитарною знания, дополнив гносеологическое рассмотрение проблемы социально-онтологическим подходом. В начале XXI в. становится все более ясной историческая ограниченность тех теорий веры, которые замкнуты в субъекпю-объектную схему, где человек и мир противостоят друг другу: человек не находит своею места в познаваемом им мире, а картина мира выстраивается принципиально «бесчеловечно». Поэтому особенно важно разрабатывать те линии философского знания, в которых изначально теория познания соединяется с нравственно-аксиологическим подходом, а вера исследуется как имеющая самое конкретное отношение к непосредственному существованию человека, к его свободному бытию.

Сегодня наука все больше раскрывает уникальную природу человека, выявляя новые горизонты в понимании веры. Последняя рассматривается в качестве неотъемлемого элемента внутреннею мира человека, задает ему определенные ценностные ориентации. Каждая культурная ситуация предлагает свои собственные ценности субъекту, заставляя относиться к себе и миру не безразлично-гносеологически, а ценностно-онтологически. Изучение веры в данном контексте находится в русле основных течений сегодняшней философской мысли. Философы стремятся обратиться к особому внутреннему миру человека, связанному с глубинными основаниями человеческого «я».

4 Актуальность теоретического анализа проблемы веры во многом определяется также современными социальными процессами, идущими в нашем обществе. Ход эгих процессов, коренным образом изменяющий социальное бытие, характеризует современную ситуацию как переломную, кризисную. Именно в гакие моменты общество и личность ощущают острую потребность в вере, которая бы помогла сориентироваться в общественном и индивидуальном бы-ши. Вера затрашвает самые глубинные основы человеческого существования и связана с обретением человеком смысла, осознанием своею предназначения. Сильная вера в критических ситуациях сплачивает людей, рождает энергию, необходимую для поиска выхода из кризисных ситуаций. В переломные эпохи, когда механизм преемственности дает сбои, резко усиливается роль личностно-ю фактора. Этический парадокс таких эпох можно сформулировать гак: чем менее заданным является человеческое поведение, тем большую роль играют личные морально-психологические факторы и тем выше требования к качеству человеческою поступка. Необходимо вернуть человеку статус полноценного, ответственного исторического деятеля. Со становлением такого человека и связана вера как экзистенциальная ценность.

11а протяжении всей истории философии проблематика веры обсуждалась в многочисленных работах. Однако только немногие философы (М. Бубер, У.Джеймс, П. Тиллих, К. Ясперс) анализировали веру как самостоятельную философскую катеюрию. По этой причине работ, непосредственно связанных с исследованием веры в рамках социально-онтологического подхода, в философской литературе недостаточно. В то же время, в общеметодологическом плане для целей исследования важны труды таких философов, которые в разное время и под различными углами зрения рассматривали те или иные аспекты интересующей нас проблематики.

Первые упоминания о вере в интересующем нас аспекте можно встретить у Лвіусіина Блаженною и Фомы Лквинскою. Они отрашли такой аспект веры, который связан с существованием человека. В дальнейшем философская проблематика веры сосредоточилась в основном на гносеологическом подходе,

5 рассматривающею веру в качестве элемента процесса познания. И лишь в XIX-XX вв. вновь возрождается интерес к вере, рассматриваемой в субъективно-личностном ключе.

'Гак, С. Кьеркегор рассматривает веру, связанную с экзистенцией; вера у нею - это состояние высшею напряжения, страсти; наслаждение и мучение. 1 Іовизна понимания веры в феноменолог ии Э. Гуссерля заключена в возможно-сти представить ее как внутреннее переживание реального бытия посредством «усмої рения сущности» этою бытия (интенциональность). Представители экзистенциальной философии (Г.Марсель, М. Хайдепер, К. Ясиерс) пошли дальше, заострив внимание на взаимной связи экзистенции с трансценденцией. К. Ясперс, например, определил философскую веру как устремленносіь личностного бытия (экзистенции) к истинному быгию (трансценденции).

Рассмотрение веры в свете субъектно-субъектного диалога является основой работ М. М. Бахтина, М. Бубера и Г. Марселя. Коммуникационный характер веры, раскрываемый ими, рассматривает веру уже не как нечто отвлеченное о г каждодневной жизни человека, но как истинную реальность, без которой живая экзистенция немыслима.

Личностный аспект веры как самостоятельной категории раскрывается в философии экзистенциализма, представленной такими яркими ее мыслителями, как Г. Марсель, Ж.-П. Сартр, М. Хайдеггер, К. Ясиерс, в феноменологии -Э. Левинасом, М. Мерло-Понги, а также близкими к ним М. Бубером, Э. Мунье, X. Ортегой-и-Гассетом и другими.

Взаимная связь веры с истиной раскрыта в философии И. О. Лосскою, Г. П. Тр) бейкою и С.Л.Франка, посвятивших этой проблеме значительную часть своих работ.

Отметим также важность заслуг" таких отечественных исследователей, как, Н.И.Иконникова, Н. Л. Калюжная, Л. К>раев, Б.П.Марков, Е. П. І Іекрасова, М. В. Силантьева, В. А. Фриауф, Ф. Л. Хусн> гдинова, Л. И. Шафоросюв, П. П. Ярыгин, чьи труды посвящены социально-онтолог ическому подходу к проблеме веры.

Анализ имеющейся по теме литературы показывает, что до сих пор не удалось достаточно полно разработать проблему веры, связанную с определением места и роли веры в жизни человека. Это обстоятельство обусловило как выбор темы диссертационного исследования, так и ею конкретные цели и задачи.

Целью диссертационного исследования является раскрытие посредством системы социально-онтологических и аксиологических подходов индивидуально-экзистенциальною аспекта веры.

Указанная основная цель исследования конкретизируется и реализуемся в данной работе через решение следующих задач:

обосновать теоретико-методологические подходы к исследованию веры
как экзистенциальною феномена;

в показать роль и значимость взаимосвязи веры и истины в рамках личностной экзистенции;

в продемонстрировать динамику веры в связи с истиной, понимаемой в ее ценностно-смысловой детерминации;

охарактеризовать веру в качестве фундаментальной экзистенциальной ценности;

выявить и обосновать интегративную и конституирующую роль веры в
становлении личности.

Объектом диссертационного исследования выступает феномен веры, рассматриваемый в качестве необходимого условия бытия личности.

Предметом исследования является социально-онтологический аспект веры, раскрываемый через взаимосвязь понятий «личностная экзистенция», «истина бытия», «ценность», «смысл», «интерс>бъективность», «жизненный мир», «социально-культурный идеал».

Методология исследования. Большинство исследуемых в диссертации проблем находятся в контексте современною обновления социальной философии. По этой причине вера рассматривается нами в рамках субъектно-с\бъекшых отношений, а все понятия и категории имеют социально-

7 онтолоіический статус. В работе также используется антроиолоіический подход, поскольку в настоящее время акцентируется внимание не столько на проблеме существования мира, сколько на проблеме существования человека.

Методологической основой диссертации являются отдельные философские установки, используемые в рамках экзистенциализма, феноменологии, іерменевгики и персонализма, делающие возможным рассмотрение экзистенциальной сущности веры как самодостаточною и уникальною феномена лич-ностною бытия; а также метод восхождения от абстрактною к конкретному. Вера как индивидуально-экзистенциальный феномен бытия человека рассматривается нами в соотношении с системой социально-онтологических понятий, что в итоге придает представлению о вере теоретически-конкретный характер: вера как экзистенциальная ценность представляет собой фундамент для становления целостной индивидуальности.

Научная новизна исследовании состоит в том, что в нем развивается своеобразное диалектическое представление о вере, согласно которому этот социально-индивидуальный психологический феномен, будучи важным духовным достоянием личности, обладает свойством переменности. Вера в этой связи есть условие самоорганизации человека, она регулирует ею ценностно-смысловое отношение к различным частным проявлениям бытия и истины. Руководствуясь верой, человек становится способным совершить экзистенциальный носіунок, ценностно-смысловое содержание которого выходит за пределы внутреннего мира человека, пока еще не сделавшею такою шага. Именно поэтому своеобразие механизма функционирования веры заключается в постепенном отождествлении наличного (субъект веры) с истинным (объект веры), или, другими словами, самой личности и того, во что она верит. Такое отождествление приводит к со-единению человека с содержанием принятых им смыслов. Это доказывает, что именно вера лежит в основе напряженною внутреннею действия по преобразованию человеком собственной жизни. Такой подход может бы !! конкретизирован следующим образом:

о вера рассматривается как сложное, синкретическое по своей природе психологическое состояние с>бъекта (индивидуального и коллективного), в котором синтезируются эмоционально-чувственные, интуитивные, бессознательные и рациональные компоненты психики при решающем перевесе первых трех над рациональным;

о показано, что именно такой качественно-количественный синтез психических компонентов обеспечивает субъекту оптимальный уровень согласованности с самим собой, социумом и окружающим миром;

о обосновано положение о том, что основанием личностной веры высту-паеі высокий уровень согласованности духовно-психических структур субъекта, обеспечивающий ему принятие зффекіивного решения в трудной сшуации, совершение верного и яркого поступка, достижение социально и индивидуально значимого успеха;

в показано, что вера возникает, формируется, утверждается под воздействием определенных социальных и индивидуальных причин и точно также под влиянием этих причин видоизменяется, в том числе на рациональные, эмоционально осознаваемые и волевые установки;

о выявлено и обосновано значение веры как экзистенциальной ценности, выполняющей взаимосвязанные функции элемента личностного управления и самоутверждения, стимулятора устойчивого и творческою поведения, а также духовною медиатора целостности личности;

в выявлена и обоснована трансформация веры в пределах смысло-ценностною самоутверждения личности в целостном социумном жизненном мире.

Положении, выносимые на защиту:

Вера есть внутренняя характеристика экзистенции в ее связи с трансцен-денцией, выраженная в ценностном отношении к истине бытия и способствующая становлению личностной индивидуальности.

Вера является способом личностного адекватною «прочтения», видения ситуации с\бъектом и основой соответствующего поведения в ней.

Вера возможна только в рамках субъектно-субъектных отношений, кою-рые посіроені.і на общности ценносіей Мира, Друюго, Исшны с одной стороны и внутреннею мира самою человека с друюй.

Вера как фундаментальная экзистенциальная ценность представляет собой шпегральный феномен, раскрывающий ценностные ориентации, направленное і ь, іенденциоіность поведения и характеризующий личность в качесіве сигьекга отношений.

Вера, раскрываясь через свои моделирующую, направляющую, понимающую, эмоциональную, компенсационную, санкционирующую, коммуникативную, креативную, ингетративную и смыслообразуюшую функции, является основанием вн> іреннею мира человека и служит фундаменюм для самореализации человека и раскрытия вопроса о его предназначении.

Вера как фактор, стимулирующий социосозидагельное начало в личности, на принципе обще значимости ценностей способствует единству членов социокультурной общности.

Теоретическая и практическая зпачимосіь исследования. Выводы проведенного исследования могут быть использованы, во-первых, для прояснения философско-антрополоіической проблематики, связанной со становлением личное і и; во-вюрыч, для проведения дальнейших разработок в философии, кулыуролопш и психологии по таким проблемам, как: «Человек», «Личность», «Сознание», «Духовность», «Коммуникация», «Познание».

Маюриалы имеют выход на учебный и воспитательный процесс, поскольку и\ можно использовать при разработке и чтении лекций но тем разделам философии, культуролої ии, психологии и недаюіики, которые связаны с проблемами становления сознания личности, формированием ее ценностных ориентации и общей смысложизненной направленности. Помимо этою, материалы диссертационной) исследования могут быть полезны педаюіам, воспитателям, руководителям, а также всем интересующимся вопросами как вертикальной, іак и юрігзонталміоґі коммуникации внутри различных ірупії и между ними.

10 Апробации дисссріационноіо исследовании. Основные положения диссертационного исследования гг полученные результаты изложены в 7 публикациях, общий объем которых составляет 2 печатных листа, и докладах на научных конференциях, в том числе на межвузовской научно-теоретической конференции «Гуманитарные проблемы развития России в условиях глобализации» (Прк\гск, 2004), региональной научной конференнии «Роль культуры в процессе формирования и развития личности» (Иркутск, 2004) и всероссийской научной конференции «Философия и социальная динамика XXI века: проблемы и перспективы» (Омск, 2006).