Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Виртуальная реальность как модулятор социума Гвоздиков Роман Николаевич

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Гвоздиков Роман Николаевич. Виртуальная реальность как модулятор социума : автореферат дис. ... кандидата философских наук : 09.00.11 / Сев.-Кавказ. гос. техн. ун-т.- Ставрополь, 2005.- 25 с.: ил. РГБ ОД, 9 05-4/2971-8

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Современное общество характеризуется ускорением темпов развития техники, созданием новых интеллектуальных технологий, превращением информации в важнейший глобальный ресурс человечества. С учетом того, что частота передачи информации на негенетическом уровне превысила частоту передачи информации на генетическом уровне, одной из характеристик современного общества является переход от энергетических к информационным технологиям. Сегодня человечество обрело совершенно новый, практически непознанный мир, созданный и поддерживаемый при помощи высоких информационных технологий, компьютеров, порожденный информатизацией общества, и получивший название «виртуальная реальность».

К сожалению, часто понятие «информатизация общества» понимается только как развитие информационно-коммуникативных процессов на базе новейшей компьютерной и телекоммуникационной техники. Важнейшая же цель информатизации общества - обеспечить широкий доступ граждан к накопленным знаниям., снять организационные, технологические, излишние идеологические и другие ограничения в области циркулирования информации в общественном организме. В существенных аспектах информатизация общества должна смыкаться с прогрессом его философского самосознания, духовной культуры, развитием социального интеллекта.

Но было бы совсем неправильно и даже опасно, если бы общество вошло во все более усиливающийся водоворот информации без всестороннего исследования их влияния друг на друга. Но если влияние общества на информационные процессы исследовано достаточно хорошо, в первую очередь в рамках психологии, социологии, информатики, то воздействие виртуальной реальности на социум в рамках философии до сих пор практически не было изучено. Разработка этого вопроса остается одним из важнейших направлений философии на сегодняшний день.

Таким образом, актуальность исследования влияния виртуальной реальности на социум обусловлена тем, что становление информационного общества имеет противоречивый характер и требует теоретического осмысления, формирования современного социально-философского понимания сути информационных процессов, происходящих в российском обществе. Грандиозные трансформации, осуществляющиеся в фундаментальных основах социальной жизни как в нашей стране, так в целом в мировом сообществе, требуют адекватных средств научной и философской рефлексии. Мировоззренческие ценности, теоретические концепты, описывающие это содержание, нуждаются в современной интерпретации и уточнении. Формирование информационного общества находится на начальном этапе развития, его контуры и перспективы пока не ясны и существует недостаточная философская разработанность механизма влияния виртуальной реальности на общество. Информационные процессы в обществе требуют обновления системы социально-философских форм, учитывающих совершенствование социальной деятельности в целом.

Помимо собственно теоретической, существует настоятельная практическая потребность ь изучении социальных последствий влияния виртуальной реальности на социум. Социально-философское рассмотрение специфики виртуальной реальности может способствовать уточнению и активизации многих прикладных исследований в условиях сегодняшнего, времени, внося существенные коррективы в замысел и ход проводимых преобразований.

Степень научной разработанности проблемы. В силу общественной значимости и актуальности информационного образования населения внимание исследователей к данной научной проблеме в последнее время усилилось. В исследовании этой темы следует в первую очередь выделить работы, отражающие процесс формирования и развития философского аспекта социальной информатики и адаптации общества к резкой информатизации. Процессы информатизации

общества и организации государственной системы служб,
отвечающих за правильную информатизацию в РФ, становление
информатизации стали предметом комплексного изучения
только лишь в последнее десятилетие. В числе отечественных
авторов, активно изучавших процессы и механизмы
информатизации общества, следует назвать ученых
А. Д. Урсула, К. Зиновьеву, Ю. П. Воронова, Н. И. Лапина,
Ю. Н. Давыдова, О. Т. Лебедева, В. С. Стёпина,

А. А. Корниенко,1 П. Сорокина, Г. Р. Громова, А. И. Ракитова, М. С. УвароЕа, Н. А. Носова, Е. Г. Дьякова, Д. А. Поспглова,

A. Е. Войскунского, М. С. Вершинина, А. А. Грабельникова,

B. Н. Костюка, И. С. Мелюхина, В. А. Ачкасовой,
Н. Т. Абрамовой, Э. Я. Баталова, Е. Н. Дубровского и т.д.

Автср также опирался на работы философов, в которых предпринята попытка осмыслить и спрогнозировать наметившиеся под воздействием новых информационно-телекоммуникационных технологий перемены в различных сферах человеческой жизнедеятельности А. Тоффлера, М. Кастельса С. Жижека, Е. Майминаса, А. Михеева, И. Негодаева. Н. Петровича, Р. Абцеева, А. Орехова, Г.Артамонова, И. Смольникова, В.Жданова, Ю. Каныгина,

C. Вовканыча, Д. Робертсона, Т. Куна и др.

Актуальность проблемы информатизации общества вызвала появление целого ряда диссертационных исследований, авторы которых ставят задачу определения философских аспектов информатизации общества. Эти аспекты рассматривались Ф. М. Махниной, В. Минкиной, А. А. Черновым, М. Б. Синельниковым и т.д.

Немалое внимание проблемам информатизации общества уделяют -зарубежные ученые из США, Германии, Франции и друших стран. Среди них следует отметить работы Д. Белла (D. Bell), С. Цегта (S. Ciegg), М. Пората (М. Porat), Ю. Масуды (Y. Masuda), П. Ф. Дракера (Dmcker P.F.), Дж. Эльстера (Elster J.), Б. Шермана (В. Sherman), Ф. Юдкинса (Ph. Judkins), Г. Рейнхолда (Н. Rbeingold), Ф. Ротэера (F. Rotzer), Дж Рива (G. Riva), Р. Краута (R. Kraut), С. Туркла (Turkle S.), Р. Рэдцика

(R. Reddick) и многие других ученых. Интересен опыт стран восточной Европы, которые переживают сходные процессы ускорения социальной информатизации по мере улучшения научных достижений.

Кроме того, в работе проанализирован круг российских и зарубежных документов, научных исследований, аналитических и информационных материалов специальной и общей периодической печати, статистических данных по различным аспектам глобального информационного общества. Значительный интерес для анализа влияния виртуальной реальности на социум представляют многочисленные документы ЕС, ООН, ВТО, ЮНЕСКО, декларации и иные итоговые документы саммитов глав государств, совещаний министров по политике в области СМИ, доклады, отчеты и заявления структурных подразделений по вопросам информатизации международных неправительственных организаций.

Библиографический анализ показывает, что философские аспекты информатизации общества не нашли широкого отражения в литературе, философский подход к проблеме обозначился совсем недавно. Поэтому, восполняя этот пробел, диссертант конструирует собственную концепцию информатизации общества. Труды западных и отечественных мыслителей XX в. были использованы при разработке методологических аспектов работы. Именно этим продиктовано обращение к идеям Л. Витгенштейна, Г. Маркузе, Н. Лосского, Н. Бердяева, В. Вернадского, Г. В. Ф. Гегеля, Дж. Гелбрейта, Э. Дюркгейма, К. Поплера, К. Ясперса и др.

Теорию постиндустриального общества разрабатывали, прежде всего, американские социологи и политологи Д. Белл, 3. Бжезинский, А. Тоффлер, а также французские ученые А. Турен, Ж. Фурастье и др.

Начиная со второй половины 1960-х годов, в ряде развитых стран стала развиваться концепция «информационного общества» как модификация концепций постиндустриального общества. В 80-х годах исследования проблем

информаци энного общества за рубежом значительно расширились. Наиболее видные представители этого направления - А. Турен, П. Серван-Шрайбер, М. Понятовский (Франция), Ю. Хабермас, Н. Луман (Германия), М. Маклюэн, Д. К. Гелбрейт, М. Кастельс (США), И. Масуда (Япония).

В отечественной периодической печати термин «информатизация» одним из первых, в 1987 году, применил А. И. Ракитов, раскрыв его сущность и содержание.

Значимый вклад в развитие этого понятия в последующие годы внесли А. П. Ершов, А. Д. Урсул, В. С. Михалевич, Ю. М. Каныгин, Чугунов А. В., Чернов А. А, Носов Н. А. и другие исследователи. Особенно активно обсуждалось это понятие в период разработки концепции информатизации общества в 1989 -1990 гг.

Но в отечественной науке прастически нет исследований,
которые комплексно освещали бы эти вопросы. В целом, анализ
разработанности проблем философских аспектов

информатизации общества в нашей стран г и за рубежом позволяет констатировать, что мнсгие методу ,еские, теоретические и практические вопросы все еще ждут своего разрешения. Особенно необходим их углубленный философский анализ. Актуальность проблемы, ее недостаточная философская разработанность определили выбор темы настоящего диссертационного исследования.

Объект исследования: Виртуальная реальность как новый элемент социальной реальности.

Предметом исследования являются механизмы виртуальной реальности и ее влияние на социокультурные изменения.

Состояние разработанности темы диктует цель исследования - провести философский анализ влияния виртуальной реальности на общество, выявить социальные последствия такого влияния, дополнить концепцию виртуальной реальности как модулятора социума.

Достижение этой цели требует постановки и решения следующих взаимосвязанных задач:

провести социально-философский анализ феномена виртуальной реальности как нового мира современного человека;

- проанализировать информатизацию как социальный процесс,
рассмотреть становление информационной цивилизации;

- изучить критерии определения специфики современной
информационнойсреды;

- конкретизировать аспекты социализации личности в условиях
развития информационных технологий;

- определить философские аспекты социальных последствий
влияния виртуальной реальности.

Методологической и теоретической основой исследования можно назвать системный анализ влияния виртуальной реальности на социум. Работа представляет собой комплексное исследование феномена виртуальной реальности в свете ее влияния на социум, поэтому при ее выполнении использовались методы социально-философской науки, так и данные социологических исследований. На разных этапах исследования были использованы методы научного анализа и синтеза, системный подход, взаимосвязь познавагельногб и ценностного отношения, обобщение и экстраполяция, общегумакитарная система деятельности, функциональный и интегративный подход. Кроме того, были использован логико-философский метод - главным образом абдукция - логика гипотетического мышления; диалегстический метод; феноменологический подход как метод, направленный на работу, прежде всего, со специфическим феноменом -виртуальной реальностью.

Существенным компонентом теоретической основы исследования явились труды известных отечественных и зарубежных философов, социологов, культурологов, информатиков, политологов, в которых сформулированы центральные положения современной социальной науки, а также новые задачи, возникающие перед ней в эпоху информатизации. Важную роль в теоретическом осмыслении рассматриваемых в работе проблем играло изучение

источников, в которых анализируются вопросы, связанные с особенностями тех или иных моделей информационного общества, концептуальными основами его создания в различных странах, включая Россию, а также положение личности в глобальном информационном пространстве.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

- уточнены теоретико-методологические основы социально-
философского анализа виртуальной реальности, как нового мира
человека;

выявлен социально-философский контекст понятия «виртуальная реальность»;

- изучены особенности воздействия виртуальной реальности на
социум;

конкретизированы проблемы социализации личности в условиях информационной глобализации;

проведен анализ влияния виртуальной реальности на современный мир и ее социальные последствия, в ходе которого выявлен диалектический характер рассматриваемого влияния;

- определена специфика современной виртуальной реальности
как информационной среды.

С учетом указанных пунктов научной новизны на защиту выносятся следующие основные тезисы:

  1. Виртуальная реальность выступает как результат технизации жизни социума и как высокоразвитая форма компьютерного моделирования, которая позволяет человеку погрузиться в искусственный интерсубъективный мир и непосредственно действовать в нем. Сегодняшнее развитие информационных технологий вполне отвечает этому определению виртуальной реальности. Однако, делая акцент на информационной составляющей рассматриваемого феномена, следует также указать на социокультурное наполнение данного явления, так как виртуальная реальность выступает как модулятор социума и фактор формирования нового мира человека.

  2. В социально-философской теории влияние виртуальной реальности на социум рассматривается как

целостный социокультурный процесс. Это позволяет выявить наиболее значимые основания для поиска новых форм адаптационного поведения социума в целом и отдельных личностей в частности, что является особенно актуальным в условиях з'скорения изменения образа социальной реальности в связи с процессами глобализации, технизации, компьютеризации и медиатизации.

  1. На сегодняшний день распространение новых информационно-коммуникативных технологий стало доминирующим фактором, определяющим ускорение процессов социальной трансформации общества. Однако вектор этой трансформации лишь отчасти детерминирован, и в значительной степени зависит о целенаправленных усилий людей. В современных условиях необходимо последовательно, планомерно, а не стихийно, формировать механизм взаимодействия виртуальной реальности и социума, основанный на продуманной, целенаправленной государственной структурно-институциональной социальной политике.

  2. Влияние современных информационных технологий на становление и развитие личности нельзя рассматривать как однозначно положительное или однозначно отрицательное. Благодаря информационным технологиям человек значительно увеличивает объемы потребляемой информации, развивает мышление, активизирует познавательную деятельность, развивает художественный вкус, что способствует формированию его аутентичности поддержанию ее границ. Но, с расширением горизонтов своего восприятия, мышления, познания, человек становится зависимым от информационных технологий. Информационный пресс, изменение традиционного уклада и образа жизни, возрастание объема операторских работ, изменение характера межличностного общения (все меньшее количество общений «человек - человек» и все большее «человек - машина -человек» и «человек — машина») - все это тоже проявления информатизации общества и влияние этого процесса на личность.

  1. Информационно-компьютерная революция охватывает очень широкий спектр предметной и социальной деятельности. Виртуальная реальность, современная наука и техническое творчество втягивают в орбиту человеческой деятельности принципиально новые типы объектов, освоение которых требует новых стратегий. Речь идет об объектах, характеризующихся синергетическими эффектами и представляющих собой саморазвивающиеся системы, одной из которых является современный социум.

  2. Социально ориентированное взаимодействие общества и информационных технологий носит взаимозависимый и внутренне противоречивый характер. Социально-философское рассмотрение специфики виртуальной реальности может способствовать уточнению и активизации многих прикладных исследований в условиях сегодняшнего времени, внося существенные коррективы в замысел и ход проводимых преобразований, формируя новую стратегию адаптационного поведения людей. Актуализация этих проблем чрезвычайно важна, поскольку позволит осуществить переход к информационной цивилизации наиболее оптимальными и эффективными путями и с наименьшими потерями для всех национальных государств, в частности, и для России.

Теоретическая и практическая значимость работы состоит в той, что ее результаты позволяют полнее представить закономерности и механизмы влияния виртуальной реальности на социум. Работа может способствовать уточнению и активизации многих исследований социума в условиях сегодняшней глобальной информатизации, внося новый, социально-философский аспект изучения данной проблемы. Полученные результаты могут быть использованы при создании и чтении спецкурсов, касающихся методологии гуманитарного знания и лекций по соответствующим разделам социальной философии.

Апробация работы. Основные положения и выводы диссертации нашли отражение в десяти научных публикациях общим объемом 2,65 п.л. Ряд положений работы, гипотез

автора, а также основные ргзультаты исследования обсуждались
и получили одобрение в ходе научных и научно-практических
конференциях в 2001-2005 гг., а также на заседаниях кафедры
Северо-Кавказского государственного технического

университета, на методологических и аспирантских совещаниях и семинарах.

Объем и структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, состоящих из пяти параграфов, заключения, примечаний и библиографии. Общий объем работы - 163 страницы.

В конце работы помещен список литературы, включающий 205 наименований, в том числе 21 на иностранных языках.