Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Воспроизводство социальных качеств населения: социально-философский анализ Гордеева Надежда Сергеевна

Воспроизводство социальных качеств населения: социально-философский анализ
<
Воспроизводство социальных качеств населения: социально-философский анализ Воспроизводство социальных качеств населения: социально-философский анализ Воспроизводство социальных качеств населения: социально-философский анализ Воспроизводство социальных качеств населения: социально-философский анализ Воспроизводство социальных качеств населения: социально-философский анализ Воспроизводство социальных качеств населения: социально-философский анализ Воспроизводство социальных качеств населения: социально-философский анализ Воспроизводство социальных качеств населения: социально-философский анализ Воспроизводство социальных качеств населения: социально-философский анализ Воспроизводство социальных качеств населения: социально-философский анализ Воспроизводство социальных качеств населения: социально-философский анализ Воспроизводство социальных качеств населения: социально-философский анализ Воспроизводство социальных качеств населения: социально-философский анализ Воспроизводство социальных качеств населения: социально-философский анализ Воспроизводство социальных качеств населения: социально-философский анализ
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Гордеева Надежда Сергеевна. Воспроизводство социальных качеств населения: социально-философский анализ: диссертация кандидата философских наук: 09.00.11 / Гордеева Надежда Сергеевна;[Место защиты: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Забайкальский государственный университет"].- Чита, 2015. - 156 с.

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Теоретико-методологические основания исследования воспроизводства социальных качеств населения 16

1.1. Исследование воспроизводства социальных качеств населения в истории философии и науки 16

1.2. Специфика социально-философского анализа воспроизводства социальных качеств населения 34

ГЛАВА 2. Роль воспроизводства социальных качеств населения в управлении естественным воспроизводством населения 63

2.1. Влияние социальных качеств населения на естественное воспроизводство населения 63

2.2. Воспроизводство социальных качеств населения в условиях современной демографической ситуации 89

2.3. Роль воспроизводства социальных качеств населения в управлении естественным воспроизводством населения в современной России 107

Заключение 133

Библиография

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Воспроизводство социальных качеств населения и его естественное воспроизводство являются частями единого процесса воспроизводства населения, который представляет собой не только совокупность процессов рождаемости, смертности, миграции, но и формирование, сохранение, возобновление, межпоколенческую трансляцию накопленного социокультурного опыта, знаний, ценностей и т.д.

Воспроизводство социальных качеств населения оказывает

непосредственное влияние на уровень рождаемости, смертности и продолжительность жизни. Демографическая ситуация в любой стране, на современном этапе исторического развития в первую очередь зависит от нравственного состояния общества, интеллектуального и творческого потенциала населяющих эту страну людей, от уровня их социальной ответственности и гражданской зрелости.

В настоящее время философы, социологи и другие ученые единодушно приходят к выводу, что главной причиной таких кризисных явлений, как экологический кризис, депопуляция населения является сам человек, уровень развития его сознания и нравственности. С одной стороны, приоритет материальных ценностей, идеология потребительства, характерные для экономически развитых стран, являются причиной варварского отношения к природе и способствуют разрушению естественной среды обитания человека. С другой стороны, аксиологические установки на избыточное и статусное потребление стали альтернативой ценности семьи и детей и практически вытеснили их из системы ценностей современного человека. Продиктованный потребительской идеологией статусный образ жизни и гипертрофия материальных потребностей предопределяют демографический кризис в экономически развитых странах.

В то же самое время высокие темпы рождаемости в некоторых странах способствуют дисбалансу численности населения и нарастанию процессов миграции, в том числе неконтролируемых. Это порождает многочисленные проблемы, решение и предупреждение которых также зависит от воспроизводства социальных качеств населения.

Необходимость актуализации проблем, связанных с влиянием

воспроизводства социальных качеств населения на его естественное воспроизводство в условиях современной российской действительности определяется тем, что привлечение внимания общества, власти, ученых к подобным проблемам стимулирует поиск путей и способов их решения и способствует, тем самым, оздоровлению населения в самом широком смысле слова. Оно включает нравственное оздоровление, посредством возрождения и культивирования норм, принципов и ценностей, ориентирующих человека не на потребительское отношение к жизни и окружающей его социальной и природной среде, а на активно-созидательное и ответственное поведение в обществе; преодоление старения населения через увеличение уровня рождаемости и воспитание ответственного родительства; а также социальное

оздоровление, через повышение статуса и качества жизни семьи, многодетной семьи в том числе.

Социально-философский анализ воспроизводства социальных качеств населения позволяет определить сущность, общественное значение этого процесса, выявить его взаимосвязь с другими социокультурными процессами и явлениями. Знание общественных механизмов воспроизводства социальных качеств населения необходимо для эффективных практических действий в сфере управления этим процессом и процессом воспроизводства населения в целом.

Степень научной разработанности проблемы. О влиянии социальных качеств на воспроизводство населения писали еще философы древности (Платон, Аристотель), Средневековья (Ф. Аквинский), эпохи Возрождения (Н. Макиавелли, Т. Мор, Т. Кампанелла), русские мыслители (М.В. Ломоносов, В.И. Вернадский) и др.

К совершенствованию человеческих качеств призывал А. Печчеи. Его идеи о прямой зависимости сохранения жизни на планете от нравственности имеют принципиальное значение для данной диссертации.

С.П. Капица указывал на связь естественного воспроизводства населения с социальной системой, связь демографического и ценностного кризисов в современном обществе.

О социальной стороне процесса воспроизводства населения писала Ф.А. Игебаева. По ее мнению, социальное воспроизводство населения, существующее наряду с естественным, выражается в возобновлении общественного сознания, самосознания, социальной структуры, общественных отношений и связей.

Исследованию социальных качеств посвящены работы С.С. Батенина, В.Н. Барулина, В.Е. Кемерова Н.Д. Субботиной и др. Значимыми для социально-философского понимания социальных качеств населения являются идеи С.С. Батенина о диалектике материального и духовного в развитии общества и человека. В.Н. Барулин анализировал проблему взаимосвязи человека и общественного мира. Определение «социальных качеств» В.В. Кемерова фиксирует социальную природу этих качеств, дает информацию об их структуре и объективациях. В подходе к определению социальных качеств Н.Д. Субботиной содержится важный для анализа понятия «социальные качества» – этический аспект.

Экологическим проблемам, влиянию на них социальных качеств населения, проблеме экологического просвещения и образования посвящены концепции «экологической этики» (Р. Аттфилд, Р.Г. Апресян, В.Е. Борейко, В.В. Мантатов), «экологического сознания» (Э.В. Гирусов, Е.Ю. Захарова, Э. Остром), «экологической ответственности» (Е.Р. Басырова, В. А. Кобылянский, М.Н. Копылов, А.В. Прокофьев, А.А. Сычев) и др.

Анализ идеологии и ее влияния на формирование социальных качеств человека содержится в работах Ж. Бодрийяра, М. Майлса, В.С. Дробышевского, М.В. Ивановой, В.С. Малицкого, В.В. Радаева, А.Р. Тузикова и др.

В работах Дж. Форрестера, С.И. Григорьева, М.Б. Лига, Л.Г. Гусляковой исследуется качество жизни как условие выживаемости, существования и развития человечества. Эти исследования помогают выявить, как качество жизни влияет на воспроизводство населения.

В российской науке изучение проблематики социальных ценностей отражено в работах Г.П. Выжлецова, A.A. Ивина, В.А. Кувакина, М.С. Кагана, Д.А. Леонтьева В.П. Тугаринова. Процессам трансформации социальных ценностей посвящены работы В.В. Васильева, Л.И. Лапина, В.Т. Лисовского, М.А. Шабановой.

Развитие института семьи, факторы, влияющие на ценностные приоритеты молодежи и их предпочтения в вопросах брака и семьи, стабильность семьи, государственное вмешательство в семейно-брачные отношения нашли отражение в трудах Е.И. Балдицына, И.Ю. Соловьева и др.

Изучением российской семьи и изменений, происходящих в ней, занимались отечественные демографы и социологи (А.Г. Харчев, С.И. Голод, М.С. Верб, М.С. Мацковский, С.Я. Вольфсон, С.Г. Громан и др.). В их работах описаны и систематизированы факторы, которые свидетельствуют о нарушениях стабильности воспроизводства населения вследствие влияния новых общественно-экономических отношений.

Исследование повседневных проблем российской семьи и попытка
спрогнозировать последствия изменений в семейных ценностных ориентациях
объединяет в один ряд работы Б.Д. Бреева, B.Г. Вишневского, C.Н. Гаврова,
В.Ф. Галецкого, В.И. Добренькова, A.B. Синельникова, A.B. Захаровой,

А.П. Кравченко, В.О. Рукавишникова, Е.В. Сатыбалдиной.

Популярность темы семьи, семейных ценностей, семьи как института воспроизводства и сохранения социальных ценностей подтверждается большим количеством диссертаций, защищенных за последние годы1.

Изучение философских проблем воспроизводства населения

представлено в работах И.А. Крыловой (исследование демографической ситуации в России в контексте социальной философии), О.К. Дрейера, М.Н. Руткевича, В.А. Лося, Н.В. Ронжиной (влияние демографического фактора на общественные отношения) и др.

В демографии существует два подхода к пониманию «воспроизводства населения»: трактовка данного процесса в узком смысле как процесса смены поколений в результате рождений и смертей (естественного движения) (В.М. Медков, А.И. Антонов, В.В. Елизаров, И.Н. Веселкова, Д.К. Шелестов, Н.В. Зверева и др.); широкая трактовка воспроизводства населения, в которой к естественному движению населения добавляется еще миграция и переход людей из одних социальных групп в другие (Д.И. Валентей, В.А. Борисов, B.C. Стешенко, Г.П. Киселева, В.П. Пискунов, Ю.М. Лукошук, А.Б. Синельников).

1 Озиева, Л.С. Роль семьи в формировании культурных ориентаций (ценностей): дисс… канд. филос. наук: 24.00.01. Ростов-на-Дону. – 2009. – 181 с.; Глушкова, А.Е. Роль современной российской семьи в формировании и сохранении социальных ценностей: дисс. … канд. наук: 09.00.11. Чита. – 2011. – 149 с.; Попова В.В. Проблемы семейных ценностей в этико-философской перспективе: дисс. … канд. наук: 09.00.15. Тула. – 2012; Блинова С.А. Проблема семьи в русской религиозной философии второй пол. XIX – первой пол. XX веков: историко-философский анализ: дисс. … канд. наук: 09.00.03. Москва. – 2013. –143 с.; Шодмон Гади Али. Роль семьи в формировании национальной идентичности: дисс. … канд. наук: 09.00.11. Душанбе. – 2014. – 143 с.

Репродуктивное поведение, специфика брачности, разводимости, одиночество исследовали Я.В. Андрющенко, Р.И. Зинурова, Н.П. Романова, И.В. Петрова, Ю.М. Черепухина и др.

Государственное управление воспроизводством населения рассмотрены П. Дж. Бьюкененом, В.К. Виттенбеком, В.А. Шумаевым и др.

Роль социальных факторов, которые влияют на естественное воспроизводство населения и управление воспроизводством населения анализируется в работах И.В. Александровой.

Изучению роли коррупции как причины депопуляции в России посвящены работы Н.П. Попова, В.К. Виттенбека, В.А.Шумаева и др. О том, как нравственные качества должностных лиц влияют на характер и результаты управления пишет Ю.А. Нисневич.

Таким образом, в научной литературе достаточно широко и многосторонне представлены исследования социальных качеств, проблем, связанных с естественным воспроизводством населения, аксиологическими основаниями семейных отношений. Тем не менее, социально-философского анализа процесса воспроизводства социальных качеств нет.

Объектом являются социальные качества населения.

Предмет – воспроизводство социальных качеств населения.

Цель – раскрыть влияние воспроизводства социальных качеств населения на его естественное воспроизводство.

Реализация цели предполагает решение ряда задач, основными из которых являются:

  1. выявить теоретические предпосылки становления понятия «воспроизводство социальных качеств населения» в истории философии и науки;

  2. раскрыть особенности социально-философского анализа воспроизводства социальных качеств населения как процесса;

  3. описать социальные качества населения, оказывающие влияние на естественное воспроизводство населения;

  4. осуществить социально-философский анализ способов управления естественным воспроизводством населения с помощью воспроизводства социальных качеств;

  5. раскрыть роль воспроизводства социальных качеств населения в управлении естественным воспроизводством современного российского населения.

Теоретическую основу исследования составляют: теория ценностей
(М.С. Каган, Т. Парсонс); теория человеческого капитала (Т. Шульц, Г. Беккер),
антропологический подход (В.С. Барулин), концепция демографического
перехода (С.П. Капица), концепция социализации в онтогенетическом и
филогенетическом аспектах (С.С. Батенин), концепция идеологии

потребительства (Ж. Бодрийяр, В.В. Радаев, А.Р. Тузиков), концепция качества жизни (С.И. Григорьев, Л.Г. Гуслякова, М.Б. Лига).

Кроме того, в основе диссертационной работы лежат идеи и положения, изложенные в книге А. Печчеи «Человеческие качества», посвященной анализу

человеческих качеств, путей их совершенствования в условиях экологического кризиса.

Методологическую основу исследования составляют системный подход, позволяющий выявить связи и отношения социальных качеств, оказывающих влияние на естественное воспроизводство населения как элементов системы; аксиологический, который использован для выявления аксиологической детерминированности количественных и качественных показателей естественного воспроизводства; структурно-функциональный, в рамках которого стало возможным рассмотреть структуру и функциональные особенности процесса воспроизводства населения и социальные качества в этой структуре.

Цели и задачи исследования определили необходимость обращения к фундаментальным философским принципам всеобщей связи и развития, историзма, системности; использования общенаучных методов анализа и синтеза, индукции и дедукции, исторического и логического, сравнения, объяснения, абстрагирования и др.

Научная новизна.

  1. Выявлены гносеологические предпосылки становления понятия «воспроизводство социальных качеств населения» в истории философии и науки в рамках междисциплинарного анализа.

  2. Раскрыто содержание и специфика социально-философского анализа воспроизводства социальных качеств населения.

3. Описаны и систематизированы социальные качества населения,
оказывающие воздействие на естественное воспроизводство населения
(влияющие на: репродуктивное поведение, брачность и разводимость, качество
жизни и качество природной среды).

  1. Выявлены способы управления естественным воспроизводством населения посредством воспроизводства определенных социальных качеств в условиях современной демографической ситуации.

  2. Выявлена специфика управления воспроизводством современного российского населения и определена роль воспроизводства социальных качеств населения в управлении естественным воспроизводством населения в современной России.

Положения, выносимые на защиту.

1. Гносеологическими предпосылками становления понятия

«воспроизводства социальных качеств населения» в истории философии и науки являются:

– философские представления о количественных параметрах

(численность населения в ее отношении к территории) и качественных свойствах (духовность и нравственность) воспроизводимого населения (VI в. до н.э. – XVIII в. н.э.), отраженные в трудах Платона, Аристотеля, Ф. Аквинского, Н. Макиавелли, Т. Мора, Т. Кампанеллы, М.В. Ломоносова и др.;

– демографические исследования количественных параметров населения в трудах С. Фортрея, А. Сера, Т. Мэна, Р. Уоллеса, П. Ралейха, Д. Стюарта, Д. Таунсенда, Д. Рикардо, А. Смита (XVI – сер. XIX вв.);

– изучение в рамках социологии и демографии количественных (уровень
рождаемости и смертности, демографическое равновесие) и качественных
(социально-классовый, профессионально-отраслевой, образовательный,

этнический, конфессиональный, показатели качества жизни) параметров населения (сер. XIX – ХХ вв.).

2. Социально-философский анализ процесса воспроизводства социальных
качеств населения позволяет выявить сущностные характеристики, раскрыть
природу социальных качеств, обосновать актуальность аксиологических
контекстов современного состояния воспроизводства социальных качеств
населения.

Воспроизводство социальных качеств населения – процесс созидания и
возобновления производства совокупности взаимосвязанных и

взаимодействующих общественно-определенных характеристик личности или социальных групп. Процесс воспроизводства социальных качеств населения обеспечивает социокультурную преемственность в обществе, характеризуется изменчивостью, цикличностью и относительной устойчивостью.

3. Определенные социальные качества населения, оказывающие влияние
на естественное воспроизводство населения. Данные социальные качества
можно разделить на следующие группы:

– влияющие на репродуктивное поведение (репродуктивное сознание, включающее в себя такие элементы, как репродуктивные установки и мотивы, интернализованные нормы, обычаи и ценностные приоритеты);

– влияющие на брачность и разводимость (брачная мотивация и личностные качества супругов);

– влияющие на качество жизни (профессиональные качества человека);

– влияющие на качество природной среды (отношение к природе и судьбе будущих поколений, ценностные приоритеты, уровень экологической грамотности).

4. К способам управления естественным воспроизводством населения
посредством воспроизводства социальных качеств отнесены:

– формирование идеологии потребительства, ориентирующей не на деторождение и ответственное родительство, а на статусное потребление и гедонистическую модель поведения;

– государственное регулирование рождаемости, которое может быть направлено как на стимулирование, так и на ограничение рождаемости;

– создание условий для усвоения (интернализации) норм, обычаев и ценностей, ориентирующих на создание многодетной семьи и ответственное родительство.

5. Специфика управления воспроизводством современного российского
населения определяется особенностями демографической ситуации в стране:
низкой рождаемостью при высокой смертности во всех возрастных группах;
эмиграцией. Депопуляция российского населения вызвана экономическим и
социальным кризисом, имеющим затяжной характер.

К основным мерам, имеющим своей целью влияние на эффективность управления естественным воспроизводством населения через воспроизводство

социальных качеств населения следует отнести: оздоровительно-медицинские, социально-экономические, культурно-просветительские. Эти меры должны быть инициированы государством и поддержаны в обществе.

Теоретическая значимость исследования. Теоретическое значение предлагаемой диссертации определяется тем, что её материалы и результаты могут быть использованы при дальнейшем изучении актуальных для современного мира и России проблем воспроизводства социальных качеств населения в их влиянии на естественное воспроизводство населения.

Результаты исследования вносят вклад в теоретическое осмысление процесса воспроизводства населения в современном обществе, могут служить основанием для прогнозирования перспектив этого процесса.

Материалы работы, положения и выводы, полученные в ходе
исследования, вносят вклад в современную социальную философию, в том
числе аксиологию, а также этику, историю философии, социологию и
социальную антропологию, обогащают сферу научного и философского
человековедения, способствуют расширению проблемного поля

междисциплинарных исследований общества и человека.

Практическая значимость исследования. Выводы данного

диссертационного исследования привлекают общественное внимание к проблемам, связанным с естественным приростом населения и нравственным оздоровлением общества и побуждают к поиску путей максимально результативного решения данных проблем с учетом современных реалий в контексте социальных, экономических, нравственных, духовных и других проблем – интегрировано.

Положения и выводы, сформулированные в диссертации, могут быть использованы в преподавании философии, социальной философии, этики, социальной антропологии и социологии для бакалавров, магистрантов, аспирантов, при подготовке и проведении соответствующих спецкурсов, написании учебных и учебно-методических пособий по данной теме.

Апробация диссертационного исследования:

Основные идеи и положения диссертационного исследования нашли отражение в 19 статьях, три из которых опубликованы в научных журналах, рекомендованных ВАК РФ.

Результаты проведенных исследований неоднократно представлялись и
обсуждались на международных, межрегиональных и всероссийских научных
конференциях и симпозиумах: VI Всероссийская научно-практическая
конференция «Кулагинские чтения» (Чита, 30 ноября – 1 декабря 2005);
V научная социологическая конференция студентов и аспирантов (Москва,
18 мая 2006); Научно-практическая конференция «Неделя науки» (Чита, 17–22
апреля 2006); XII Международная молодежная научно-практическая

конференция «Молодежь Забайкалья: перспективы развития края» (Чита, 10–11
апреля 2008); XIII Международная молодежная научно-практическая
конференция «Молодежь Забайкалья: мир человека и человек мира» (Чита, 16–
17 апреля 2009); IX Всероссийская научно-практическая конференция
«Кулагинские чтения» (Чита, 30 ноября – 1 декабря 2009);

I междисциплинарный научный симпозиум с международным участием
«Социальная теория и антропологические вызовы XXI века: социальная
антропология в научных и образовательных практиках современного общества»
(Чита, 15 мая 2010); X Международная научно-практическая конференция
«Кулагинские чтения» (Чита, 29 ноября – 2 декабря 2010); V Всероссийская
научно-практическая конференция с международным участием «Забайкальские
социологические чтения «Регион как социокультурное пространство: проблемы
и перспективы социологического анализа» (Чита, 18–19 ноября 2010);
Межрегиональная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы
современного общества» (Владивосток, 30 сентября 2010); Международный
симпозиум «Культурное пространство Северо-Восточной Азии» (Чита, 19 мая
2011); V Международная научная конференция «Психология и жизнь:
психологические проблемы современной России» (Минск, 4–25 ноября 2011);

II Международная заочная научно-практическая конференции «Тенденции
изменения категорий философии и культурологии в процессе ценностной
трансформации общества» (Краснодар, 15 февраля 2012); III Всеукраинская
научная конференция с международным участием «Досягнення соцiально-
гуманiтарних наук в сучаснiй Украiнi» (Симферополь, 26 апреля 2013);
Международная научно-практическая конференция «Мир в эпоху
модернизации и глобализации: политические, экономические и
социокультурные аспекты» (Пенза, май 2014); II Международная научно-
практическая конференция «Социально-гуманитарные проблемы
современности: человек, общество, культура» (Красноярск, 30 сентября 2013);
IV Международная научно-практическая конференция. (Чебоксары, 10 июля
2015).

Структура диссертации. Диссертация состоит из «Введения», двух глав, включающих 5 параграфов, «Заключения» и библиографического списка.

Исследование воспроизводства социальных качеств населения в истории философии и науки

Изучение воспроизводства населения имеет глубокие корни, однако, постановка вопроса изменялась на разных исторических этапах в соответствии с развитием общества.

Для исследования воспроизводства социальных качеств населения необходимо на основе междисциплинарного анализа выявить теоретические предпосылки становления понятия - «воспроизводство социальных качеств населения» - в истории философии и науки. Гносеологическими предпосылками становления понятия «воспроизводства социальных качеств населения» в истории философии и науки являются: - философские представления о количественных параметрах (численность населения в ее отношении к территории) и качественных свойствах (духовность и нравственность) воспроизводимого населения (VI в. до н.э. - XVIII в. н.э.), отраженные в трудах Платона, Аристотеля, Ф. Аквинского, Н. Макиавелли, Т. Мора, Т. Кампанеллы, М. В. Ломоносова и др.; - демографические исследования количественных параметров населения в трудах С. Фортрея, А. Сера, Т. Мэна, Р. Уоллеса, П. Ралейха, Д. Стюарта, Д. Таунсенда, Д. Рикардо, А. Смита (XVI - сер. XIX вв.); - изучение в рамках социологии и демографии и количественных (уровень рождаемости и смертности, демографическое равновесие), и качественных (социально-классовый, профессионально-отраслевой, образовательный, этнический, конфессиональный, показатели качества жизни) параметров населения.

В период с VI в до н.э. до XVIII в. н.э. научное знание о воспроизводстве населения еще не сформировалось и не выделилось в качестве самостоятельной науки.

Необходимо отметить, что древние философы, исследуя воспроизводство населения, не использовали данный термин. Однако этот факт не теряет актуального значения результатов их познания данного процесса.

В древней философии изучение воспроизводства населения было вызнано необходимостью регулирования численности населения для геополитических нужд. Первоначально философское осмысление проблем народонаселения носило описательный характер. Специальных программ, теорий и концепций для регулирования процессов воспроизводства населения, пока, не существовало, однако уже было осознание того, что воспроизводство численности населения оказывает большое влияние на развитие общества.

Так, древнекитайский философ Конфуций и его последователи впервые поставили вопрос об оптимальном соотношении численности населения и количества земель. В качестве эффективной государственной меры ими предлагалось переселение жителей из густонаселенных районов в малонаселенные, где был избыток земли, чтобы поддержать оптимальный баланс между количеством земли, населения и продовольствия2.

По вопросам регулирования численности населения высказывали свою точку зрения и выдающиеся греческие мыслители Платон и Аристотель. В

Конфуций. Суждения и Беседы. / Конфуций. - СПб.: Азбука-Аттику с, 2011. - С.40. своих работах мыслители рассматривали вопросы перенаселения, признавая данный предмет внимания как острейшую социальную проблему3.

Философ Платон в своих трудах высказывал предложение о поддержке численности населения неизменной при помощи регулирования числа браков. При недостатке количества населения Платон предписывал составлять кратковременные брачные союзы, с целью увеличения числа рождений, при избытке населения на данной территории - воздерживаться от рождения детей и создавать колонии. Также Платон считал, что те, кто избегают женитьбы - должны нести наказание, как моральное, так и материальное (в виде штрафов).

Важное значение имеют теоретические суждения Платона о качественной характеристике воспроизводимого населения. В своем сочинении «Полития» или «Государство»4, Платон высказывает свои политические воззрения, рисуя картину совершенно правильного идеального государства и идеал настоящего человека. В труде «Государство» Платон предлагает внести запрет на частную собственность и ввести общность имущества; женщины и дети, по его представлению, должны быть общими, а рождение детей регулироваться государством с целью выбора лучших.

По мнению Платона, браки должны быть «полезными». Их польза заключается в рождении «лучших» детей, зачатых «лучшими» родителями. «Лучшие мужчины должны большей частью соединяться с лучшими женщинами, а худшие, напротив, с самыми худшими... потомство лучших мужчин и женщин следует воспитывать, а потомство худших - нет»5.

Аристотель так же, как и Платон, считал необходимым ввести государственный контроль за численностью населения. Он рекомендовал

По мысли Аристотеля, государство должно следить не только за численностью населения, но и за его нравственными качествами. Необходимость государственного контроля за указанными качествами населения Аристотель объясняет природой человека, которая наделила его умственными способностями, которые можно использовать и в дурных целях6. Аристотель подчеркивает, что население может выполнять полезную роль в развитии общества только в том случае, если оно обладает нравственностью. Он пишет: «Человек, лишенный добродетели, оказывается существом самым нечестивым и диким»7.

Итак, изучение народонаселения древними философами характеризуется описательным подходом к проблеме, постановка проблемы народонаселения продиктована необходимостью регулирования численности населения в геополитических целях.

Внимание демографическим проблемам уделяли философы эпохи Средневековья, Возрождения и Ренессанса. Развитие феодального способа производства способствовало появлению у крестьян заинтересованности в большой семье, потребности в рабочей силе в хозяйстве. Также заинтересованность в увеличении численности крестьян имели феодалы, чье влияние было определено во многом количеством их подданных. Они поощряли ранние браки и деторождение. Государственные деятели соответственно нуждались в увеличении населения. В периоды нередких для тех времен войн, раздробленные феодальные княжества и государства, которые не имели собственной армии и достаточного количества населения, не смогли бы противостоять своим соседям и недругам

Специфика социально-философского анализа воспроизводства социальных качеств населения

Воспроизводство социальных качеств населения вместе с его естественным воспроизводством составляют структуру целостного процесса воспроизводства населения, так, что его естественное воспроизводство можно рассматривать отдельно от воспроизводства его социальных качеств лишь в абстракции. Эти две стороны воспроизводства населения (естественное и социальное) неразрывно связаны друг с другом не только потому, что человек не может воспроизводиться без своих социальных качеств. Они связаны еще и тем влиянием социальных качеств населения, которое они оказывают на его естественное воспроизводство.

Определенные социальные качества населения оказывают влияние на естественное воспроизводство населения. Эти социальные качества делятся на четыре группы: влияющие на репродуктивное поведение, влияющие на брачность и разводимость, влияющие на качество жизни и влияющие на качество природной среды.

Естественное воспроизводство населения осуществляется через рождаемость, а рождаемость является результатом репродуктивного поведения. Отсюда следует, что оказывая влияние на репродуктивное поведение населения, социальные качества населения оказывают непосредственное воздействие на его естественное воспроизводство.

Ученые рассматривают репродуктивное поведение с двух позиций. Одни исследователи используют данное понятие только в отношении рождения ребенка, т.е. под репродуктивным поведением понимают систему действий и отношений, опосредующих рождение определенного числа детей в семье (а также вне брака)88. Данное толкование понятия предложено А.И. Антоновым89, где он подчеркивает направленность поведения именно на рождение детей.

Другие исследователи включают в понятие репродуктивного поведения кроме направленности на рождение детей еще и отказ от деторождения. Данной позиции придерживается В.А. Борисов. Он пишет: «Репродуктивное поведение является частью общего поведения личности или группы людей (одной из видов которой является семья), относящейся предметно к определенной области жизни, а именно - к рождению или не рождению детей»90. Г.В. Талалаева также считает, что репродуктивное поведение является системой действий и отношений, а также психологических состояний личности, связанных с рождением или отказом от рождения детей любой очередности в браке или вне брака.

Такого же определения репродуктивного поведения придерживается О.Д.Захарова и Л. Л. Рыбаковский91. Мы будем использовать понятие репродуктивное поведение во втором - широком значении.

По вопросу структуры репродуктивного поведения среди ученых также нет единой позиции. Выделяют три типа структуры. Для первой характерны такие структурные компоненты репродуктивного поведения как: репродуктивные потребности - установки - мотивы - интересы - планы -решения - действия - результат действий. Данная точка зрения отражена

Согласно работам О.Д. Захаровой, структурно в рамках репродуктивного поведения выделяют: совокупность поведенческих актов и решений, непосредственно направленных на рождение ребенка или собственно репродуктивное поведение; контрацептивное поведение, то есть действия, направленные на предотвращение зачатия; абортивное поведение, то есть действия, имеющие целью предотвратить нежелательное рождение94. Все три варианта поведения регулируются относительно самостоятельными репродуктивными установками и мотивами.

Перечисленные структуры взаимодополняемы, в связи в данном исследовании учитываются все три структуры.

Репродуктивное поведение человека обуславливается репродуктивным сознанием, включающим в себя такие элементы, как: репродуктивные установки (готовность индивида к деторождению)95; репродуктивные мотивы (характеризуют личностный смысл появления на свет ребенка)96; репродуктивные нормы (принципы и образцы подобающего поведения, относящегося к рождению определенного числа детей)97; обычаи и традиции (влияют на особенности естественного воспроизводства в рамках различных культур); ценностные приоритеты (определяют место деторождения, семьи и родительства в аксиологической иерархии современного общества и человека).

Воспроизводство социальных качеств населения в условиях современной демографической ситуации

Отсюда, по мнению П. Дж. Бьюкенена, главнейшими проблемами управления воспроизводства населения являются: 1) проблема интеграции переселенцев в культуру коренных этносов; 2) проблема повышения рождаемости в развитых странах. Для решения второй поставленной проблемы П. Дж. Бьюкенен предлагает программу экономических мер поддержки многодетных семей.

Однако следует заметить, что программы материального стимулирование рождаемости в развитых странах существуют уже давно. Так, во Франции, с 1946 года действует система денежных выплат и налоговых льгот семьям, с целью стимулирования рождения первого, второго и третьего ребенка. Также предусмотрены дополнительные пособия, в зависимости от дохода семьи, а также по уходу за ребенком до шести лет. Максимальный размер пособия равен 1,5 тыс. евро в квартал, тем, чей доход менее 33659 евро, а возраст ребенка - три года. Пособие семьям с детьми от трех до шести лет составляет более 500 евро в квартал. Пособия получают также семьи, нанимающие на работу с детьми няню.

В Бельгии пособия увеличиваются в зависимости от возраста ребенка -в 14 лет оно в три раза больше, чем на ребенка до четырех лет. Пособие могут выплачивать до 25 лет, если молодой человек обучается в университете. В Греции пособия на четвертого и пятого ребенка в 12-18 раз больше, чем на первого ребенка. В Великобритании пособие выплачивают на детей от 16 до 19 лет, если они получают образование152.

Как видно из приведенных примеров, материальное стимулирование выражено в развитых странах в значительной сумме. Тем не менее, и в этих странах есть проблема снижения роста рождаемости.

Судя по кризисной ситуации, которая сложилась в области управления воспроизводством населения, его субъекты испытывают дефицит необходимой информации об этом процессе. В связи с этим возникает необходимость дальнейшего анализа сложившейся ситуации и прежде всего демографического перехода.

Существует несколько концепций демографического перехода, у истоков которых стояли такие ученые, как А. Ландри, А. Омран, Р. Лестэг, Д. ван де Каа, Дж. Колдуэлл, Ф. Ноутстайн и др. В теорию демографического перехода внесли значительный вклад и отечественные исследователи: А.Г. Вишневский, А.И. Антонов, В. А. Борисов, СП. Капица и др.

Для большинства концепций характерны следующие главные положения. Демографический переход неразрывно связан с социально-экономическим развитием общества, с тремя его ступенями: аграрной, индустриальной и постиндустриальной. На первой ступени семье было экономически выгодно иметь много детей - работников в своем семейном хозяйстве. Поэтому в это время были распространены многодетные семьи. На этапе индустриализации - удовлетворение потребностей людей обеспечивал несемейный - наемный труд. Экономическая необходимость в большом количестве детей исчезла. Данный этап характеризуется началом падения рождаемости. В постиндустриальном обществе на рынке труда стали востребованы люди с очень высокой квалификацией, для формирования которой необходимо длительное время обучения и большие финансовые как наличие детей требует больших финансовых вложений на их содержание и образование. К данному обстоятельству добавилось государственное высокоэффективное обеспечение пожилого населения. Если на предыдущих этапах пожилое поколение после трудоспособного периода обеспечивали их дети, то на постиндустриальном этапе эту функцию взяло на себя государство. Таким образом, в результате данных обстоятельств наличие большого количества детей стало невыгодным для семьи.

В постиндустриальном обществе экономическая свобода сопровождается свободой человека от социального контроля со стороны государства, религии, общественного мнения. В результате произошли изменения в статусе женщины, в формах брака и семьи. Женщина стала заниматься профессиональной деятельностью, стала финансово независимой от мужчины. У нее появилась потребность в профессиональной и творческой самореализации, в карьере и собственных финансовых доходах, с одной стороны, и, соответственно, исчезла потребность в муже-кормильце - с другой. Все эти обстоятельства обусловили изменения в социальной форме удовлетворения сексуальной потребности.

А.Г. Вишневский отмечает, что раньше «краеугольным камнем семейной жизни и семейной морали было неразрывное единство трех видов поведения: сексуального, матримониального и прокреативного». Отсюда, удовлетворение сексуальной потребности и рождение детей возможно было только в браке. Нарушение этого правила наказывалось общественными санкциями, общественным осуждением.

Роль воспроизводства социальных качеств населения в управлении естественным воспроизводством населения в современной России

Религия. В новой России началось возрождение института религии. Строятся храмы, растет число верующих. Этот факт, безусловно, положительно влияет на повышение нравственности населения. Данный процесс только набирает обороты, поэтому влияние религии на формирование нравственных качеств населения еще очень незначителен.

Производство. Рыночное (товарное) производство обладает как достоинствами, так и недостатками. Преимущество его в том, что оно ориентировано на потребителя, в то время как при командно-административной системе производители ориентировались на так называемый план.

Однако следует принимать во внимание, что оно основано на материальной мотивации участников производственного процесса. Ориентация на потребителя происходит для того, чтобы продать произведенный товар и получить материальную прибыль. В этой производственной деятельности удовлетворение потребностей покупателя является только средством, а целью являются финансовая прибыль.

Этим определяется и достоинство рыночного производства, и его недостаток. Его достоинство в том, что человек, преследуя корыстный интерес, вынужден работать для людей, удовлетворяя своим трудом эх потребности. А недостаток этого выражается в том, что удовлетворяя общественные потребности, человек делает это ради заработка, прибыли. Этот недостаток выражается в том, что если для человека главное - деньги, то он способен обогащаться любыми способами: посредством криминальной деятельности, обмана покупателей, коррупции, уничтожения природной среды и пр.

Как замечено, «таким образом, товарное (рыночное) производство, основанное на корыстном интересе производителей, постоянно его же и воспроизводит. Оно продуцирует идеологию потребительства, так же, как и базируется на ней»207.

Для того чтобы рыночное производство действительно работало на общество, его участники должны иметь нравственные качества, и, прежде всего, иную трудовую мотивацию - удовлетворение своим трудом потребностей общества, людей.

В России же, в период рыночной экономики формированием такой мотивации не занимается ни одно учреждение.

Идеология и средства массовой информации (СМИ). Ранее в параграфе 2.2. было установлено, что главным институтом воспроизводства социальных качеств населения в современном обществе является идеология. Она изменила свою традиционную форму, но сохранила и усилила свою нормативную функцию. Именно идеология через идеологический дискурс, присутствующий во всех видах телевизионных передач - новостях, рекламе, теле-шоу, художественных фильмах и пр. - формирует общественное сознание, ценностные ориентации людей, нормы их поведения и существования.

При этом было отмечено, что главной идеологией в постиндустриальном обществе является идеология потребительства, приоритет материальных ценностей. Эта идеология обеспечивает экономическую, социальную и политическую стабильность постиндустриального общества в условиях перепроизводства материальных благ.

Сравнивая с данной ситуацией положение в России, следует отметить два момента. Во-первых, в нашей стране существует государственная политика деидеологизации. Поэтому формирование ценностных ориентации населения лежит вне сферы государственного управления. Главным средством воспроизводства социальных качеств российского населения являются масс-медиа, через которые потоком идут с Запада художественные фильмы, теле-шоу и др., пропагандирующие роскошь, секс без любви, жестокость и насилие, и, в конечном итоге, идеологию потребительства.

Таким образом, в условиях политики деидеологизации в сознании российских граждан, особенно молодого поколения, успешно формируется идеология потребительства208. Здесь необходимо отметить, что в отличии от западных развитых стран, в России эта идеология распространяется в условиях неразвитого производства. Поэтому идеология потребительства в российском обществе не только не является условием его стабильности, как в постиндустриальных обществах, но и наоборот, вызывает его дестабилизацию. Поэтому противодействие этой идеологии и формирование нравственных социальных качеств населения не имеет объективных препятствий, а зависит только от воли субъектов управления.

На основе вышеизложенного можно сделать выводы: сложившаяся демографическая ситуация в России, характеризующаяся депопуляционными процессами, является следствием нескольких факторов, оказывающих на нее как непосредственное, так и опосредованное влияние. Падение рождаемости и рост смертности, как было отмечено в диссертационном исследовании, непосредственно обусловлены хроническим кризисом экономики, следствием которого, в свою очередь, является низкое качество жизни населения.

Опосредованное влияние на депопуляцию в России оказывают те факторы, которые препятствуют развитию экономики и повышению качества жизни: коррупция в сфере управления, а также социальные качества должностных лиц, такие как алчность, отношение к управленческой деятельности как к средству своего обогащения, приоритет материальных ценностей.

Специфика управления воспроизводством современного российского населения определяется особенностями демографической ситуацией в стране: низкая рождаемость при высокой смертности во всех возрастных группах; эмиграция. Депопуляция российского населения вызвана экономическим и социальным кризисом, имеющим затяжной характер. Причинами этой ситуации являются определенные социальные качества, к которым можно отнести негативную мотивацию профессиональной деятельности представителей власти и социальный инфатилизм населения. Понимание сложившейся в стране ситуации позволяет определить пути преодоления кризиса естественного воспроизводства населения в стране.

Следовательно, можно сделать вывод, что особенности управления естественным воспроизводством населения в России напрямую соотносится с особенностями объекта управления. Последний включает в себя: не только сам процесс естественного воспроизводства населения, но и все факторы, влияющие на него - процесс экономического развития, борьба с коррупцией, а также воспроизводство социальных качеств. Причем главной частью объекта управления, естественным воспроизводством населения является воспроизводство его социальных качеств. Именно управление на институциональном уровне воспроизводством социальных качеств населения должно обеспечить, прежде всего, изменение ценностных ориентации населения, замену приоритета материальных ценностей и безнравственных норм деятельности - приоритетом духовных ценностей, и создать, таким образом, необходимое условие для успешной реализации демографической политики в стране.

Воспроизводство социальных качеств населения осуществляется его институтами: семьей, образованием, религией, идеологией, производством, средствами массовой информации и др. Поэтому управление воспроизводством социальных качеств населения требует государственного управления деятельностью этих и других социальных институтов воспроизводства социальных качеств населения.