Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Взаимосвязь гуманизма и глобализма в контексте социально-философского знания Белялов, Станислав Вилльевич

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Белялов, Станислав Вилльевич. Взаимосвязь гуманизма и глобализма в контексте социально-философского знания : автореферат дис. ... кандидата философских наук : 09.00.11 / Балт. гос. техн. ун-т (ВОЕНМЕХ) им. Ф.Д. Устинова.- Санкт-Петербург, 2004.- 16 с.: ил. РГБ ОД, 9 04-13/311-1

Введение к работе

Процессы глобализации, охватывающие экономическую,

политическую и социокультурную сферы современной жизни, все более
активно включаются в предметную область жизни, все более активно
включаются в предметную область социальной философии. Глобализм и
антиглобализм, глобализация и альтернативные тенденции,

глобализационные процессы в различных сферах общественной жизни, противостояние «золотого миллиарда» и остальной части человечества, бедность и терроризм, цивилизационные противостояния, историческая судьба России в глобальной геополитике - вот далеко не полный перечень проблем, с которыми сталкивается каждый из нас, сидя у экрана телевизора, переваривая массивы разнородной информации, размышляя наедине с собой и участвуя в творческих дискуссиях.

Очевидна настоятельная необходимость в философском осмыслении социальной природы глобализма. В культурно-историческом понимании глобализация предстает как тенденция развития общечеловеческой культуры, охватывающей национальные культуры во всех формах их проявления. В конце XX в. осознание общности человеческой истории и судьбы обрело свои очертания в различных культурологических учениях как признание тенденции к созданию всемирной цивилизации. «Мы являемся,- заявляет АТойнби,- свидетелями рождения общей всемирной цивилизации, которая появилась в технологических границах западного происхождения, но сегодня обогащается духовно, благодаря вкладам всех исторических региональных цивилизаций»1. Ясно, что Тойнби в данном случае говорит об этически желательных, а не реальных процессах.

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что проблема «столкновения цивилизаций», широко обсуждаемая после публикации более десяти лет назад одноименной статьи С. Хантингтона, получила различные варианты своей интерпретации в русле социокультурных оснований глобализации. С нашей точки зрения рождение «общей всемирной цивилизации» невозможно вне становления многополярного мира, объединяющего современные геоцивилизации (локальные цивилизации).

В порядке обоснования актуальности темы исследования следует подчеркнуть то, что взаимосвязь гуманизма и глобализма должна рассматриваться, исходя из понимания этих социальных феноменов в контексте их исторического развития. В этом смысле весьма уместно вспомнить слова А.И. Герцена, относящиеся, правда, к выяснению отношений романтизма и классицизма. «Последовательно оглядываясь, мы смотрим на прошедшее всякий раз иначе; всякий раз разглядываем в нем

1 Тойнби А.Д, Икеда Д Диалог Тойнби-Икеда. М.,1998. С. 5-6


БИБЛИОТЕКА |

о» шцчдп/

новую сторону, всякий раз прибавляем к уразумению его весь опыт вновь пройденного пути. Полнее сознавая прошедшее, мы уясняем современное»2.

Исследование гуманистики имеет достаточно продолжительную историю, уходящую своими корнями к итальянским гуманистам Эпохи Возрождения. Studia humanitas стала объектом исследования историков и филологов, философов и религиеведов. Правда, еще четверть века назад А.Х. Горфункель призывал к необходимости выделения философии эпохи Возрождения в качестве самостоятельного этапа развития философской мысли, объединившим гуманистическое и натурфилософское направления3. Среди современных отечественных авторов, обращающих свои взоры к философскому осмыслению традиций и современного состояния гуманизма, следует назвать Л.М. Баткина, Ю.Г. Волкова, А.Ф. Лосева, А.П. Маркова, В.Т. Пуляева, В.И. Рутенбурга, БА Рыбакова, В.Н. Сагатовского, И.Т. Фролова и др4. Современная гуманистическая мысль традиционно развивалась в русле марксизма, экзистенциализма, персонализма и иных направлений западноевропейской философии, в частности, в работах А Камю, X. Ортега-и-Гассет, А Печчеи, Ж.-П. Сартра, П. Тейяраде Шардена, А. Тойнби, М. Хайдеггера, А. Швейцера, В. Шубарта и др5.

Предметом пристального философского осмысления глоаблизм стал в последние десятилетия. Численность публикаций в этой области в геометрической прогрессии. В нашей стране и за рубежом проводятся научные конференции, на которых, обсуждаются различные аспекты глобальных процессов. В частности, одним из инициаторов проведения подобных конференции стал гуманитарный факультет Балтийского государственного технического университета «Военмех» им. Д.Ф. Устинова. Если глобализм предстает как деятельность в хозяйственной, политической и культурной жизни человечества, а глобализация - как процесс реализации результатов этой деятельности в интересах «золотого миллиарда», то объективно в мире возникает встречное движение, своеобразное «движение сопротивления» - антиглоаблизм или, точнее, альтерглобализм. Проблема глобализации, т.е. объединение весьма разнородных процессов в единое

2 Герцен А.И. Дилетанты и романтики//Герцен А.И. Соч. в 2т. T.l.M.,1985. С.98.

' Горфункель А.Х. Гуманизм и натурфилосоия итальнского Возрождения. М..1977.С.6.

4 Наїкин Л.М.Итальянсхое Возрождение в поисках индивидуальности.М.,1986; Волков Ю.Г. Манифест

гуманизма (Идеология и гуманистическое будущее России). М.,200; Лосев А.Ф. Эстетика

Возрождения.М.,1978; Марков А.П. Отечественная культура как предмет кулмурологи.СПб.,1996,

Рутенберг В И. Титаны Возрождения.Л.,1976, Рыбаков Б.А. Стригольники (Русские гуманисты ХІУ

столетия).М, 1993; Сагатовский ВН. Русская идея: продолжим ли прерванный путь? СПБ.,1994, Фролов

И.Т. О человеке и гуманизме. Работы разных лет.М.,1989.

' Камю А. Избранное. Минск.,1989; Ортега-и-Гассет X. Что такое философия? М.,1991; Печчеи А.

Человеческие качества М.,1980; Сартр Ж.-П. Экзистенциализм - это гуманизм// Проблема человека в

западной фиярерф^и/, Дод ред, П.С. Гуревича.М.,1988; Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М.,1987;

Тойнби А., Икела' Д.'Диалог Тойнби-Икеда. Человек должен выбрать сам.М.,1998; Хайдеггер М. Письмо о

гуманизме// Проблема человйй в западной философии/ Под ред. Л.С. ГуревичаМ.,1988; Швейцер А.

Культура и зтика.М;,І973; НЦЛарт В. Запад и душа Востока М ,2003.

русло, становится главной в мировой эволюции в целом и в развитии отдельных стран и регионов. «Наиболее острой проблемой глобализации, -как справедливо отмечает А.И. Уткин, - является не нахождение оптимального менеджмента, а отсутствие гуманного начала. С системой глобальной оптимизации можно в той или иной степени смириться, но муки рекультуризации, которые она несет, трудно возвести в моральный эталон, не переступая черты, за которой следует кризис гуманизма. Отсюда вывод: порожденная в конце ХХв. Система должна быть гуманизирована...»6. Это говорит о том, что проблема взаимосвязи гуманизма и глобализма требует теоретических усилий представителей различных наук. Следует привести работы лишь немногих авторов, которые обратились к исследованию данной проблемы, как отечественных7, так и зарубежных8.

Отмеченное выше позволяет утверждать, что проблема вазимосвязи гуманизма и глобализма находится в эпицентре теоретических поисков, которые, с одной стороны, связаны с выявлением содержания гуманистики в принципиально новых социальных условиях (крушение мира социализма, крайнее усиление агрессивных устремлений, цивилизационная активность и

ДР-)-

С другой стороны, этот поиск нацелен на обнаружение сущностных основ глобализма как деятельности различных акторов (социальных субъектов) политической, экономической и культурной жизни и глобализации как процесса реализации этой деятельности в различных направлениях. Из этого вытекают цель и задачи исследования.

Цель и задачи исследования

Целью диссертационного исследования является анализ философских аспектов глобализма на основе осмысления процессов глобализации в рамках гуманистической традиции. Выбор данной цели исследования определения необходимость решения следующих задач:

- выявление в истории гуманистической мысли основных этапов развития, на
одном из которых произошла дивергенция идеалов гуманизма;

- обнаружение принципиальных различий между западноевропейской
гуманистической традицией, в рамках которой утверждался прометеевский
дух и эгоцентризм, и российской гуманистической традицией (имевшей
византийские, исихастские корни), мессианской, общинной по своему духу;

Уткин А.И. Глобализация, прицеп и 1мыСЛсНиё.М.,2СС1.С 249. 7 Василенко И.Л. Политическая глобалистика М Д000; Зиновьев А А На пути к сверхобществу.М ,2000; Кефели И.Ф. Судьба России в глобальной геополитике. СПб.,2004; Папарин А.С. Искушение глобалюмом.М.,2002, Неклесса А.И.

Уткин А.И. Глобализация: процесс и осмыслением ,2001 и лр.

' 3 Бек У. Что такое глобализация? М.,2001; БжезинскиЯ 3. Великая шахматная доска М.,1998; Хантингтон С. Третья волна

Albrow М. The Ylobal Age. Cambridge, 1996; Friedman Th. Understanding Hobalization. J6>. Y.,2000, Hebd D e.a Hobal Transformations. Politics, Economics and Culture. Cambridge. 2000 и др.

содержательный анализ гуманистической традиции, присущей отечественной социально-философской мысли;

исследование природы взаимосвязи социально-философского и гуманистического подходов в глобалистике как области социогуманитарного знания;

- систематизация представлений об особенностях формирования идеологии
гуманизма в современной России.

Данный круг задач определил структуру диссертационного исследования.

Методологическая основа исследования. Методологической

основой диссертационной работы послужили, во-первых, диалектический метод исследования, благодаря которому в огромном массиве противоречивых процессов и явлений выявляется сущность глобальных изменений. Во-вторых, - системный подход, позволивший установить структурно-функциональные связи в различных сферах социальной жизни (экономической, политической, идеологической, духовной). В-третьих, для обобщения эмпирического материала непосредственно в глобалистике как новой отрасли социогуманитарного знания социально-философский подход применяется в диалектической связи с гуманистическим подходом. Последний ориентируется на формирование образа человека культуры, выражающего характерные черты того или иного периода культурной истории.

Научная новизна. Историко-философское исследование эволюции гуманизма как системы идей и образа жизни в сочетании с анализом философско-мстодологических оснований глобалистики представляет собой новый подход, характеризующий современный этап развития социальной философии.

Новизна диссертационного исследования заключается в следующем:

во-первых, выявлены особенности развития гуманистических идей и формирования гуманистических идеалов, выражающих интенции западноевропейской и отечественной культуры;

во-вторых, обосновано положение о том, что дивергенция идеалов гуманизма была предопределена социокультурными предпосылками формирования образа жизни, с одной стороны, западноевропейца (индивидуализм, прагматизм, прометеевский дух) и, с другой русского (коллективизм, аскеза, мессианский дух);

в-третьих, доказана необходимость формирования методологических оснований глобалистики на основе диалектического взаимодействия социально-философского и гуманистического подходов, ставящих в центр исследований человека, его интересы, потребности и смысложизненные установку;

в-четвертых, утверждается тезис, согласно которому гуманизм является стержневым принципом формирования государственной и национальной

идеологии в условиях глобализации экономической, политической и социокультурной жизни;

- в-пятых, обоснована необходимость разработки мировоззренческих оснований идеологии гуманизма для современной России, которая способна выразить и определить российский вариант глобализма.

Положения, выносимые на защиту

1. Выделяются основные этапы эволюции идей гуманизма,
выражающих постепенное перемещение в центр философских размышлений
человека как творца культуры и самого себя. При этом утверждается, что
гуманизм к концу XYB. Сформировался как целостная система идей и
программа развития культуры, во многом, под влиянием М. Фичино.
Социальный утопизм, равно как и буржуазное мировоззрение, стал
непременным элементом культуры. Христианский гуманизм Э.
Роттердамского связал воедино античную и христианскую культуру, что
привело к дивергенции идеалов гуманизм.

  1. Дивергенция идеалов гуманизма шла как размежевание некогда единой идеи гуманизма на идеологию буржуазного индивидуализма и возникшего в недрах «Христианского гуманизма» утопического социализма, основными представителями которого бьши Т. Мор и Т. Кампанелла. Идеалы утопического социализма выражали новые социокультурные интенции, которые получили воплощение в отечественной социально-философской мысли.

  2. Необходима разработка мировоззренческих и методологических оснований глобалистики, сочетающая социально-философский и гуманистический подходы в глобальных исследованиях. Социально-философский подход ориентирует исследователей на выявление социальных закономерностей, обусловивших глобальные тенденции в экономической, политической и социокультурной жизни мирового сообщества. Гуманистический подход позволяет выявить тенденции формирования нового гуманизма, у истоков которого бьши Р. Тагор, А. Швейцер, В. Шубарт и др.

  3. Необходимо формирование идеологии гуманизма, отвечающей насущным потребностям видения будущего России и предлагающей российский вариант глобализации. Актуально единство историософского, социально-философского и геополитического осмысления судьбы России в современном мире.

Теоретическая и практическая значимость работы.

Теоретическая значимость диссертационного исследования заключается в обобщении, систематизации и осмыслении значительного массива разнородной информации, относящейся к определению социальной природы глобализации. Существенным при этом является то, что социально-философский подход ориентируется не на простое перечисление качественных и количественных параметров глобализационных процессов и явлений, а на выявление сущностных характеристик и закономерностей. С другой стороны, аксиологическая оценка глобализационных процессов и явлений наиболее продуктивно может быть осуществлена в контексте гуманистической парадигмы.

Практическая значимость работы заключается в возможности использования результатов исследования в учебном процессе при чтении лекций и проведении практических занятий по философии, культурологи, истории мировых цивилизаций, глобалистике и др. Материал исследования может бьпь использован в дальнейших научных разработках, в идейно-патриотическом воспитании и общественно-политической деятельности.

Апробация диссертационного исследования. Положения

диссертационного исследования бьши использованы автором при проведении семинарских занятий по культурологии на гуманитарном факультете Балтийского государственного технического университета «Военмех» им. Д.Ф. Устинова. Основные положения и выводы диссертации бьши доложены автором на конференциях:

Структура исследования. Структура диссертации определена целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, содержащих восемь параграфов, заключения и списка литературы.