Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Здоровый образ жизни как феномен субъектно-объектных отношений Пилюшенко Александра Валерьевна

Здоровый образ жизни как феномен субъектно-объектных отношений
<
Здоровый образ жизни как феномен субъектно-объектных отношений Здоровый образ жизни как феномен субъектно-объектных отношений Здоровый образ жизни как феномен субъектно-объектных отношений Здоровый образ жизни как феномен субъектно-объектных отношений Здоровый образ жизни как феномен субъектно-объектных отношений Здоровый образ жизни как феномен субъектно-объектных отношений Здоровый образ жизни как феномен субъектно-объектных отношений Здоровый образ жизни как феномен субъектно-объектных отношений Здоровый образ жизни как феномен субъектно-объектных отношений Здоровый образ жизни как феномен субъектно-объектных отношений Здоровый образ жизни как феномен субъектно-объектных отношений Здоровый образ жизни как феномен субъектно-объектных отношений Здоровый образ жизни как феномен субъектно-объектных отношений Здоровый образ жизни как феномен субъектно-объектных отношений Здоровый образ жизни как феномен субъектно-объектных отношений
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Пилюшенко Александра Валерьевна. Здоровый образ жизни как феномен субъектно-объектных отношений: диссертация ... кандидата Философских наук: 09.00.11 / Пилюшенко Александра Валерьевна;[Место защиты: Московский государственный областной университет].- Москва, 2016.- 140 с.

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретико-методологические основания социально-философского анализа феномена «здоровый образ жизни» 20

1.1. Определение содержания категорий «образ жизни» и «здоровый образ жизни» 20

1.2. Исторические аспекты исследования вопросов взаимосвязи здоровья и факторов образа жизни 34

1.3. Здоровье и болезнь как социально-философские категории 46

Глава 2. Условия среды как объективный компонент здорового образа жизни 58

2.1. Экономическая обусловленность здоровья и воспроизводства здорового образа жизни 58

2.2. Здоровый образ жизни и социальная сфера жизни общества

2.3. Политические аспекты воспроизводства здорового образа жизни и обусловленности здоровья 78

2.4. Духовная сфера общественной жизни как фактор обусловленности здоровья и воспроизводства здорового образа жизни 68

Глава 3. Субъективный компонент здорового образа жизни: роль личности в его воспроизводстве 94

3.1. Деятельность человека как субъективный компонент здорового образа жизни 94

3.2. Ценностно-смысловые основы здорового образа жизни личности 99

3.3. Индивидуальные формы деятельности как способ воспроизводства здорового образа жизни 109

Заключение 120

Список литературы 1

Введение к работе

Актуальность темы исследования.

Здоровье человека как условие его активной жизнедеятельности и жизни вообще всегда являлось объектом исследования различных дисциплин. Осмысление природы здоровья и причин возникновения болезненных состояний происходило уже на самых ранних этапах существования человеческой цивилизации. Развитие представлений о природе здоровья обусловлено рядом факторов, среди которых наиболее важными являются: постоянный процесс общественного развития и, как его закономерный результат, сменяемость типов доминирующей патологии.

Для современного общества характерна ситуация, когда темпы изменений условий жизнедеятельности сильно опережают адаптивные возможности человека. Высокие темпы преобразующей деятельности привели к значительным изменениям среды обитания, в результате чего были утрачены многие естественные ее характеристики. Новые условия опосредовали утрату прежних и формирование новых форм деятельности, что в значительной степени отразилось на образе жизни человека.

Образ жизни современного человека значительно отличается от того
первоначального, естественного, определенного природой. Степень

преобразований человеком окружающей действительности настолько велика, что происходят фундаментальные изменения в его жизнедеятельности. Данная ситуация провоцирует изменение физиологических характеристик человека, усложнение его социальной и духовной жизни, появление и распространение патологических изменений, которые обусловливают появление нового типа доминирующей патологии, детерминированного образом жизни человека.

Распространение заболеваний, связанных с образом жизни человека, их
массовый характер заставляет обратиться к пересмотру образа жизни
населения, определяет необходимость его коррекции. Становление

концепции здорового образа жизни представляет необходимую для здоровья человека коррекцию жизнедеятельности; включение в нее форм поведения, способствующих сохранению и укреплению здоровья; нивелирование негативных факторов условий среды и деятельности человека. Массовый характер заболеваний, детерминированных образом жизни, раскрывает не только индивидуальную, но и социальную значимость здорового образа жизни.

Однако здоровый образ жизни, несмотря на его положительные эффекты, до сих пор не получает широкого распространения на этапе его реализации. Об этом свидетельствует структура заболеваемости и

смертности населения, где факторы образа жизни занимают лидирующее положение в качестве причин заболеваний. Сложность реализации здорового образа жизни, его непопулярность заставляет обратиться к фундаментальным вопросам его организации, раскрывающим существующие противоречия данного феномена.

Широкий круг научных работ, посвященных вопросам здорового образа жизни, как правило, сосредоточен на вопросах его пропаганды, мотивации и воспитании ценности здорового образа жизни. Отсутствует социально-философское осмысление феномена «здоровый образ жизни» с точки зрения его субъектно-объектного содержания, определения роли человека в его воспроизводстве. Значение исследования данного вопроса определяется тем, что человек выступает носителем здоровья, субъектом реализации здорового образа жизни, а также непосредственным получателем эффектов от его воспроизводства. Наряду с этим именно человек, посредством своей деятельности, духовных и физических усилий, реализует тот или иной образ жизни, наполняя его индивидуальными, специфичными чертами. Так, несмотря на наличие общих черт в образе жизни различных людей, образ жизни каждого конкретного человека обладает своими неповторимыми, уникальными характеристиками.

Рассмотрение данных проблем через призму субъектно-объектных отношений позволяет оценить реальную роль человека, человеческие возможности и свободы в воспроизводстве здорового образа жизни, что является необходимым элементом научной проработки вопросов его популяризации и пропаганды.

Рассматривая роль деятельности человека, его воли и усилий, а также роль объективных условий в воспроизводстве здорового образа жизни, можно определить особенности и возможные противоречии его реализации, раскрыть фундаментальные основы его присутствия в деятельности человека.

Степень разработанности проблемы.

Теоретические основы исследования здорового образа жизни в контексте философской проблематики были заложены А.П. Бутенко, И.В. Давыдовским, А.М. Изуткиным, Ю.П. Лисицыным, И.Ф. Матюшиным, В.И. Толстых, Г.И. Царегородцевым, С.Я Чикиным1. В их трудах раскрывались

1 Бутенко, А.П. Социалистический образ жизни: проблемы и суждения. – М.: 1978; Давыдовский, И. В. Проблема причинности в медицине– М.: Медгиз, 1962; Изуткин, А.М. Социалистический образ жизни и здоровье населения / A.M. Изуткин, Г.И. Царегородцев. – М.: Медицина, 1972; Изуткин, A.M. Социология медицины / A.M. Изуткин, В.П. Петленко, Г.И. Царегородцев. – Киев.: Здоровье, 1981; Лисицын, Ю.П. Медицина и гуманизм / Ю.П. Лисицын, A.M. Изуткин, И.Ф. Матюшин. – М.: Медицина, 1984; Толстых, В. И. Образ жизни: понятие, реальность, проблемы. – М., 1976; Царегородцев, Г. И. Философские и социально-гигиенические аспекты учения о здоровье и болезни. – М.: Медицина, 1985; Чикин, С.Я. Что такое здоровье / С.Я. Чикин, Г.И. Царегородцев. – М.: Знание, 1976;

вопросы взаимосвязи социалистического образа жизни и здоровья человека, сущность образа жизни как социального феномена, философские и нравственные аспекты медицины, вопросы причинности и аксиологическое содержание феномена здоровья. Широкий круг вопросов, обозначенных в рамках данной проблемы, послужил основой становления различных направлений в исследовании вопросов взаимосвязи здоровья человека и его образа жизни в социально-философском аспекте.

Серьезное внимание в современной отечественной науке уделяется рассмотрению здоровья человека как фундаментальной жизненной ценности, выступающей смысловой основой и раскрывающей аксиологическое содержание здорового образа жизни. Среди существующих работ следует отметить научные труды Е.Н. Гнатик, Э.С. Демиденко, В.Д. Жирнова, А.Я. Иванюшкина, Ф.А. Кашапова, И.С. Ларионовой, И.К. Лисеева, В.М. Розина, Г.М. Мелюхина, В.М. Нилова2.

Вопросы о месте и роли объективных условий жизнедеятельности в структуре образа жизни человека затрагиваются Н.Н. Базелюк, Г.С. Батыгиным, И.В. Бестужев-Лада, Л.В. Доброрадовой, Т.М. Дридзе, Д.А. Изуткиным, Ю.П. Лисицыным3.

Серьезное внимание в работе уделено рассмотрению роли

индивидуально-личностной детерминации в деятельности человека,

ценностно-смысловых её основ в аспекте личной уникальности. При разработке данных вопросов в контексте психологической и онтологической проблематики автор опирался на труды А. Адлера, Ж.-П. Сартра, Э. Фромма, З. Фрейда, М. Хайдеггера, К. Юнга4.

2 Гнатик, Е.Н. Проблемы ценности жизни и здоровья в свете перспектив генной инженерии // Философия
здоровья. – М.: ИФ РАН, 2001. – С. 144-169; Демиденко, Э.С. Философское осмысление здоровья человека в
техногенном мире // Философия здоровья. – М.: ИФ РАН, 2001. – С. 175-195; Жирнов, В.Д. Здоровье –
атрибут антропности // Философия здоровья. – М.: ИФ РАН, 2001. – С. 129-145; Иванюшкин, А. Я.
«Здоровье» и «болезнь» в системе ценностных ориентаций человека // Вестник АМН. – 1982. – № 4. – С. 29-
33; Кашапов, Ф.А. Здоровье как ценность: культура и биоэтика / Ф.А. Кашапов, О.В. Терентьев, В.Э.
Цейсслер // Вестник ЮУрГУ. – 2007. – № 24 (96). – с. 107-111; Ларионова, И.С. Здоровье как социальная
ценность: Дисс. … д-ра философ. н. – М, 2004; Мелюхин, Г.М. Аксиологический аспект здорового образа
жизни в формировании личности: дисс. … канд. филос.н. – Чебоксары, 2008; Мелюхин, Г.М.
Аксиологический аспект здорового образа жизни в формировании личности // Вестник Чувашского
университета. 2008.– № 1. – С. 103-109; Розин, В.М. Здоровье как философская и социально-
психологическая проблема // Философия здоровья. – М.: ИФ РАН, 2001. – С. 34-61;Нилов, В.М. Здоровье
как жизненная ценность // Тезисы докладов и выступлений IV Российского философского конгресса. – М.:
Современные тетради, 2005. – Т.4. – С. 733-734.

3 Базелюк, Н.Н. Социально-философские проблемы здорового образа жизни и индивидуального
(валеологического) здоровья: дисс. … канд.филос.н. М., 2008; Батыгин Г. С. Социальные показатели образа
жизни советского общества: методологические проблемы / Г.С. Батыгин, И.В. Бестужев-Лада, Т.М. Дридзе.
— М.: 1980; Изуткин, Д.А. Концептуальные основы взаимосвязи образа жизни и здоровья: дисс. …
д-ра филос.н. – Н.Новгород, 2005; Лисицын, Ю.П. Общественное здоровье и здравоохранение. – М.:
ГЭОТАР-МЕД, 2002.

4 Адлер, А. Наука жить / пер. А.А. Юдин, Е.О. Любченко. – Киев., 1997; Сартр, Ж.-П. Бытие и ничто: Опыт
феноменологической онтологии / Пер. с фр., предисл., примеч. В. И. Колядко. — М.: Республика, 2000;
Фромм, Э. Бегство от свободы / пер. Г. Швейника. – М.: АСТ, 2014; Фромм, Э. Здоровое общество. Догмат о
Христе / сост. А. Локтионов. – М.: АСТ: Транзиткнига, 2005; Фромм, Э. Иметь или быть? Ради любви к

При рассмотрении вопросов воспроизводства здорового образа жизни в
контексте категорий «индивидуальное» и «социальное», а также при
разработке проблемы социальной детерминации здоровья, автор опирался на
ряд научных трудов, затрагивающих теоретические вопросы

функционирования социальных систем: работы А. Кетле, Н. Лумана, Т. Парсонса5.

Большая группа работ посвящена рассмотрению здорового образа жизни, здоровья и болезни как социальных феноменов, сущности социального здоровья человека, особенностям социумного, группового и индивидуального здоровья в контексте их субъективной и объективной детерминации. Среди них следует отметить научные труды А.О. Барг, М.Я. Виленского, Е.В. Воронцовой, Д.А. Изуткина, Ю.П. Лисицына, А.В. Решетникова, Р.А. Салахутдиновой, Н.Н. Седовой, Р.И. Соколовой, А.Б. Соколова, В.Л. Сусликова, Л.В. Фесенковой6.

Этические аспекты здоровья и воспроизводства здорового образа жизни затронуты в работах Е.В. Баженовой, М.В. Бирюковой, И.А. Гундарова, Э.С. Демиденко, Е. Лысенко, Н.Н. Малярчук, З. Шварского7.

жизни / Отв. ред. П.С. Гуревич. Пер. Н. И. Войскунская, И. И. Коменкович, Е. Л. Длyгач, Ю.П. Михаленко, Е. Н. Федина. – М.: Айрис-пресс, 2004; Хайдеггер, М. Время и бытие: Статьи и выступления / Пер. В.В. Бибихина. – М.: Республика, 1993; Юнг, К.Г. О психологии восточных религий и философий. М.: Медиум. – 1994.

5 Кетле, А. Социальная система и законы ею управляющие / Пер. Л.Н. Шаховского. – М.: Либроном, 2012;
Луман, Н. Общество общества: в 2-х т. Т.1 / Пер. А. Антоновского, О. Никифорова, А. Глухова. – М.: Логос,
2011; Парсонс, Т. О социальных системах / Под ред. В.Ф. Чесноковой, С.А. Беланского. – М.:
Академический проект, 2002; Парсонс, Т. Система современных обществ / Пер. Л.А. Седовой, А.В.
Ковалевой. Под ред. А.В. Ковалевой. – М.: Аспект Пресс, 1998;

6 Барг, А.О. Социальные факторы риска здоровью: теоретико-методологические проблемы анализа / А.О.
Барг, Н.А. Несевря // Вестник пермского университета. Философия. Психология. Социология. – 2010, №
1(1), – С. 99-108; Виленский, М.Я. Общее и особенное в педагогических категориях «здоровый образ жизни»
и «здоровый стиль жизни» // Вестник РГУ им. И.Канта. – 2006. – № 11. – С. 8-18; Воронцова, Е.В. Здоровье
как биосоциальная категория: соотношение понятий индивидуального и общественного здоровья в
международно-правовых актах и доктрине // Известия Юго-Западного ГУ. Серия История и право. – 2012. –
№ 2. Ч.1. – 84-89; Изуткин, Д.А. Концептуальные основы взаимосвязи образа жизни и здоровья: дисс. … д-
ра филос.н. – Н.Новгород, 2005; Лисицын, Ю. П. Детерминационная теория медицины / Ю.П. Лисицын,
В.П. Петленко. – СПб.: Гиппократ, 1992; Лисицын, Ю.П. Медицина и гуманизм / Ю.П. Лисицын, A.M.
Изуткин, И.Ф. Матюшин. – М.: Медицина, 1984; Лисицын, Ю.П. Общественное здоровье и
здравоохранение. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2002; Решетников, А.В. Социология медицины. – М.: Медицина,
2002; Салахутдинова, Р.Х. Социальное здоровье как объект согциологического исследования: вопросы
методологии // Вестник СПбГУ. Сер. 12. – 2011. – № 3. – 263-271; Седова, Н.Н. Здоровье и болезнь в
социальном контексте // Философия науки. Вып. 13: Здоровье как проблема естественных и
биомедицинских наук. – М.: ИФ РАН, 2008. – С. 262-268; Соколова, Р.И. Жизнеспособность государства и
здоровье человека // Философия науки. Вып. 13: Здоровье как проблема естественных и биомедицинских
наук. – М.: ИФ РАН, 2008. – С. 195-220; Соколов, А.Б. Социальное здоровье населения в контексте
трансформационных процессов в современном российском обществе: дисс. … канд. филос.н. – Краснодар,
2010; Сусликов, В.Л. Философский анализ причинно-следственных связей процесса «здоровье-болезнь» /
В.Л. Сусликов, Н.В. Толмачева // Вестник Чувашского университета. – 2011. –№ 1; Фесенкова, Л.В.
Проблема общей теории здоровья: традиционные и нетрадиционные концепции // Философия науки. Вып.
13: Здоровье как проблема естественных и биомедицинских наук. – М.: ИФ РАН, 2008. – С. 221-243.

7 Баженова, Е.В. Тело человека как территория столкновения природы и культуры // Человек в мире
культуры. – 2012. – № 3. – С. 3-8; Бирюкова, М.В. Биоэтика в системе философии здоровья // Тезисы
докладов и выступлений IV Росс, философ, конгресса. – М.: Соврем тетради, 2005. Т.4. – С. 708-709;
Гундаров, И. А. Духовное неблагополучие и демографическая катастрофа // Общественные науки и

Особенности воспроизводства здорового образа жизни в аспекте личной мотивации, психологических особенностей личности и индивидуальной ответственности рассмотрены в научных трудах Н.Н. Базелюк, О.С. Васильевой, О.В. Верхорубовой, В.М. Димова, С.В. Желудкина, О.Г. Кливер, И.С. Ларионовой, Г.М. Мелюхина, С.Н. Синицына, В.И. Разумова8.

Различные положения проведенных исследований послужили основой
для разработки теоретической базы диссертации. Отмечая их

продуктивность, необходимо указать, что многие теоретические вопросы в рамках данной проблематики не нашли достаточного отражения в философской литературе. Разработке некоторых из них посвящено данное исследование.

Цель и задачи исследования. Целью исследования является определение субъектно-объектного содержания социального феномена «здоровый образ жизни».

Цель работы достигается за счет решения следующих задач:

– определение содержания категорий «образ жизни» и «здоровый образ жизни»;

– рассмотрение вопросов взаимосвязи образа жизни и здоровья в историческом аспекте;

– исследование социальных, экономических, политических и

культурных факторов среды как объективного компонента здорового образа жизни;

– рассмотрение деятельности человека как субъективного компонента здорового образа жизни, исследование её ценностно-смысловых основ;

современность. – 2001. – № 5. – С. 58-65; Демиденко, Э.С. Философское осмысление здоровья человека в техногенном мире // Философия здоровья. – М.: ИФ РАН, 2001. – С. 175-195; Лысенко, Е. Культура жизни и культура здоровья / Е. Лысенко, О. Рагимова // Высшее образование в России. – 2008. – № 11. – С. 139-142; Малярчук, Н.Н. Концептуальные подходы к понятию «культура здоровья» // Вестник ТюмГУ. – 2006. – № 1. – С. 255-265; Шварский, 3. Ответственность человека за свое здоровье // Человек. – 1994. – № 2. – С. 56-61. 8 Базелюк, Н.Н. Социально-философские проблемы здорового образа жизни и индивидуального (валеологического) здоровья: дисс. … канд.филос.н. – М., 2008; Васильева, О.С. Психология здоровья. Феномен здоровья в культуре, в психологической науке и обыденном сознании / О.С. Васильева, Ф.Р. Филатов. – Ростов-на-Дону, 2005; Верхорубова, О.В. Методы исследования приверженности студентов к здоровому образу жизни как стимулирующий фактор / О.В. Верхорубова, А.В. Сулимова // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. – 2012. – № 18. – С. 120-124; Димов, А.С. О социальной доминанте в происхождении болезни // Социология медицины. – 2014. – № 2. – С. 30-37; Димов, А.С. Медико-социологические аспекты «сбережения народа» в России / А.С. Димов, Н.И. Максимов // Социология медицины. – 2012. – № 1. – С. 55-61; Желудкин, С.В. Социально-ценностные основания спорта: дисс. … канд. филос.н. – Йошкар-ола: 2010; Кливер, О.Г. Здоровье как фактор самоактуализации личности: социально-философский анализ: дисс. … канд.филос.н. – Архангельск, 2007; Ларионова, И.С. Здоровье как социальная ценность: Дисс. … д-ра философ. н. – М, 2004; Мелюхин, Г.М. Аксиологический аспект здорового образа жизни в формировании личности: дисс. … канд. филос.н. – Чебоксары, 2008; Синицын, С.Н. Здоровый образ жизни и индивидуализация личностного бытия // Тезисы докладов и выступлений IV Российского философского конгресса. – М.: Современные тетради. – Т.4. – С. 740-741; Разумов, В.И. Философия естественного пути и здорового образа жизни // Вестник ОмГУ им. Ф.М. Достоевского. – 2010. –№ 3. – С. 40-43.

– рассмотрение здорового образа жизни как индивидуально-личностной стратегии деятельности.

Объект диссертационного исследования - здоровый образ жизни как взаимосвязанное единство субъектно-объектных отношений. Предмет исследования - здоровый образ жизни человека в контексте соотношения деятельности и условий среды.

Методологическая и теоретическая основа исследования.

Теоретико-методологические основания исследования связаны с его
проблемным полем. В диссертационной работе используется системный
подход, позволивший рассмотреть феномен «здоровый образ жизни» как
сложную и динамическую систему, проследить тесную взаимосвязь ее
элементов. Диалектический метод позволяет раскрыть взаимосвязанное
единство двух противопоставленных в системе здорового образа жизни
элементов – деятельности человека и ее условий, субъективного и
объективного её компонентов. При рассмотрении объективной

составляющей образа жизни были применены методы анализа и синтеза, что позволило рассмотреть отдельные проявления объективной среды в аспекте её влияния на воспроизводство здорового образа жизни. Также при рассмотрении объективной составляющей здорового образа жизни был применен сферный подход, позволивший изолированно рассмотреть социальную, экономическую, политическую и культурную детерминацию здоровья и воспроизводства здорового образа жизни.

Научная новизна исследования заключается в следующих положениях:

проанализированы существующие подходы к пониманию роли условий среды в контексте образа жизни человека. Обосновано понимание условий среды как составляющей образа жизни человека, наряду с его деятельностью. Раскрыто субъектно-объектное содержание образа жизни, где активная творческая деятельность человека, определяющей причиной которой является сам человек, его интересы, ценности, потребности, выступает субъективной его стороной, в то время как условия среды, выступающие пространством реализации деятельности и частично обусловливающие её, – объективной;

показан динамичный характер здорового образа жизни, обусловленный необходимостью адаптации его положений под актуальные социокультурные обстоятельства. Предложено понимание здорового образа жизни как комплекса наиболее типичных для конкретной личности способов и форм жизнедеятельности, реализуемых в соответствии с адекватными для текущей объективной среды (индивидуально вовлеченной в данную деятельность) представлениями о факторах здоровья, ориентированными на его сохранение и укрепление;

- продемонстрировано, что в контексте характерных для современного
общества патологических процессов, большое значение приобретает
избирательность в социальной жизни, основанная на разуме человека, его
способности критически мыслить, как важная составляющая индивидуально-
личностной концепции здорового образа жизни. Показана важная роль семьи
и образовательных институтов, отражающих коллективный опыт, в
формировании личной культуры здоровья;

- рассмотрены ценностно-смысловые основы воспроизводства здорового
образа жизни. Показано важное регулятивное значение ценности здоровья в
контексте иных ценностей, образующих систему ценностей человека,
обеспечивающего целостность здорового образа жизни, как индивидуальной
стратегии деятельности;

- определена высокая эффективность индивидуально-личностной
модели здорового образа жизни как с точки зрения его популяризации,
достижения его массового воспроизводства, за счет органичности включения
в индивидуальную жизнедеятельность, так с точки зрения получения
конечного результата – здоровья – за счет возможного на индивидуальном
уровне интуитивно-эмпирического знания о личном здоровье, дополняющего
существующие в обществе представления, что в совокупности является
основой для выработки форм и способов самосохранительного поведения.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Образ жизни человека с точки зрения его субъектно-объектного содержания представляет собой единство деятельности и условий среды, в которых эта деятельность реализуется.

Деятельность человека, активная, творческая, определяющей причиной которой являются его интересы, ценности, потребности, определена как субъективный компонент образа жизни и обусловлена наличием у человека свободы. Условия среды, вовлеченные посредством деятельности в образ жизни человека, определены как объективный его компонент. Выявлен индивидуализированный характер объективной стороны образа жизни, обусловленный спецификой деятельности каждого конкретного человека.

Деятельность человека всегда реализуется в условиях, которые, в свою
очередь, воздействуют на нее. Каждое действие человека соотнесено с целым
комплексом условий: социальных, экономических, политических,

экологических, физиологических, культурных. Условия же сами по себе, как некая объективная субстанция, существующая вне человека и независимо от него, представляет нечто бескачественное. Качествами условия среды наделяет человек, реализуя в них свою деятельность, в том числе и деятельность по их преобразованию. Условия среды проявляют свою сущность лишь в контексте человека, его деятельности.

Взаимосвязь и взаимовлияние деятельности и условий – основа
воспроизводства образа жизни. Условия среды проявляются тогда, когда они
вступают во взаимосвязь с человеком, воздействуют на него и в этой
взаимосвязи раскрывают истинное бытие: приобретают качества, оценку,
оказывают воздействие на поступки и действия людей. Свобода деятельности
не означает её оторванности от условий, ей всегда присуща закономерность,
целеполагание. Человеку дана способность к деятельности, поскольку
существуют потребности, которые необходимо удовлетворять. Любой
деятельности предшествует какая-либо необходимость, но это не отрицает её
свободы. Однако границы творческой деятельности не безграничны, они
очерчены объективными условиями. Так, социальная, экономическая,
культурная и политическая среда формирует поведенческие нормы,
определяет невозможность некоторых форм деятельности, их

несовместимость с некоторыми аспектами жизни человека и общества.

Взаимосвязь деятельности и условий этой деятельности в структуре образа жизни имеет универсальный характер. Рассмотрение данной взаимосвязи может быть использовано в рамках исследования субъектно-объектного содержания здорового образа жизни.

2. Эволюция представлений о взаимосвязи здоровья человека и его образа жизни является ключом к пониманию динамичного характера здорового образа жизни, положения которого детерминированы, в том числе, и социокультурными обстоятельствами. Это определяет несоответствие статичной рекламной модели здорового образа жизни, представляющей собой шаблонный режим поведения, потребностям и желаниям конкретного человека, что подчеркивает противоречивый характер пропаганды здорового образа жизни.

Любое действие человека, в том числе и в отношении его здоровья, осознанно или бессознательно соотнесено с имеющейся у него совокупностью знаний об окружающем мире и о нем самом. Та или иная система здорового образа жизни, с учетом возможности ее индивидуальной трактовки и воспроизводства, формируется в соответствии с существующими в обществе знаниями о человеке, его здоровье и о его взаимосвязи с окружающим миром. Истинные, наиболее полные знания позволяют найти адекватные способы жизнедеятельности, наиболее естественные формы взаимодействия человека с окружающим миром. Понимание здорового образа жизни с точки зрения достижения конечного результата – здоровья, предъявляет более серьезные требования к знанию, на основании которого выстраиваются его положения. Именно поэтому понимание внутреннего мира человека, особенностей его взаимодействия с окружающей средой является ключом к обнаружению адекватных мер в отношении достижения важнейшей цели – здоровья.

В контексте высоких темпов социокультурных изменений,

необходимым является постоянный поиск средств самосохранительного
поведения, с учетом возможной актуализации новых угроз здоровью
человека. Понимание необходимости постоянного поиска человеком и
обществом форм и видов жизнедеятельности, способствующих сохранению
здоровья, достижению желаемой продолжительности жизни,

соответствующих природе человека и адекватных текущим

социокультурным обстоятельствам, а также отрицание универсальных статичных предписаний, определяет динамичность здорового образа жизни.

Реализация здорового образа жизни с точки зрения его традиционного
понимания, как статичного свода шаблонных предписаний, может
определяться как нездоровый образ жизни, в контексте неосознанного
отрицания динамичности положений здорового образа жизни,

необходимости их коррекции под текущую социокультурную реальность, определяющих его как несостоятельную, малоэффективную в отношении достижения здоровья концепцию.

3. Обширные патологические процессы, протекающие в

современном обществе, отражающиеся на возможности воспроизводства
человеком здорового образа жизни, определяют необходимость
обращения
к индивидуальному уровню, где социокультурная

детерминация имеет значительное ослабление. Индивидуально-

личностная модель здорового образа жизни, где глубокая внутренняя мотивация противопоставляется обширным патологическим процессам, протекающим в современном обществе, является менее уязвимой в контексте деструктивных факторов объективной среды.

Любой общественной системе свойственно наличие тех или иных, с
точки зрения индивидуального здоровья, патологических процессов. Тесная
взаимосвязь общества и человека определяет взаимообусловленность
социумных и индивидуальных процессов и явлений, где индивидуальная
патология усугубляет социумную, а имеющий признаки патологии социум
формирует или усиливает индивидуальные. Здесь также актуально и
обратное: здоровый человек (физически, душевно, социально) способствует
оздоровлению окружающей его социальной среды. Благоприятный
социальный ландшафт способствует сохранению и укреплению

индивидуального здоровья. Взаимосвязь индивидуального и социумного
здоровья, особенно в контексте существующей в современном обществе
деформации системы ценностей, подчеркивает эффективность

индивидуальной модели здорового образа жизни, её жизнеспособность в
контексте негативных социальных факторов. Это обеспечивается

ослаблением социальной детерминации на индивидуальном уровне, исходит от разумной избирательности человека в социальной жизни, его способности критически мыслить.

Каким бы ни было влияние социальных факторов на человека, его разум,
способность критически мыслить, могут выступать фильтром,

определяющим воздействие социальных факторов на его жизнь и деятельность. И в этом человек способен проявлять свою общественную позицию, оставаясь членом общества. Разум человека предлагает ему свободу в выборе социальной позиции, определяющей те социальные роли и нормы, которые он принимает и на основе которых выстраивает свою жизнедеятельность. Именно разум, критическое мышление, а также совокупность знаний и навыков, где существующие в обществе представления дополняются интуитивно-эмпирическим знанием, выступают основой для выработки эффективных положений индивидуальной модели здорового образа жизни, что особенно актуально в контексте деструктивных социальных факторов.

4. Неповторимость, уникальность деятельности каждого

конкретного человека отрицает соответствие универсализации и шаблонности образа жизни его интересам, ценностям, потребностям. Это подчеркивает необходимость обращения к индивидуально-личностной модели здорового образа жизни, базирующейся на принципе гармонии, органичном соединении внутренней свободы, творчества и выстроенной программы обязательных предписаний, социально и индивидуально опосредованных.

Деятельность человека – непрерывный процесс, представляющий собой
постоянное взаимодействие общего и индивидуального. Каждое действие
человека представляет собой диалектическое единство общих и

индивидуальных черт. В жизни человека, в каждом его действии проявляется его индивидуальность, особенности его ценностного мира, внутренней организации, что является отражением свободы человеческой деятельности. В данном аспекте свобода предполагает наличие у человека выбора определенной линии поведения среди различных альтернатив. В том числе свобода выбора определяет воспроизводство здорового образа жизни человеком, как одной из возможных поведенческих линий.

Говоря о свободе выбора, необходимо отметить, что она не является абсолютной: на выбор человека, его решения и деятельность в определенной степени оказывают влияние различные внешние факторы (социальные и правовые нормы, традиции, обычаи, особенности воспитания, уровень образования и прочее). Однако среди всей этой совокупности факторов, влияющих на деятельность человека, он волен осуществлять собственный выбор, основанный на разуме, способности критически мыслить, а также его индивидуальных предпочтениях, интересах, личных убеждениях.

Рассматривая наиболее типичные предписания в рамках традиционной универсальной модели здорового образа жизни, можно выявить их общий характер, ограниченность узким набором форм деятельности. Данная

ситуация определяет здоровый образ жизни, с точки зрения его
традиционного понимания, как шаблонный режим поведения, сводит все
многообразие, присущее индивидуальному образу жизни, к узкому набору
однообразных действий. Это значительно усложняет процесс его
воспроизводства на индивидуальном уровне, где важнейшим атрибутом
образа жизни является его уникальность, обусловленная уникальностью
реализующей его личности. Возможность реализовывать разнообразные
формы деятельности, создавать свой индивидуальный стиль жизни не
должна утрачиваться в процессе воспроизводства здорового образа жизни, в
противном случае его воспроизводство будет малоэффективным и
краткосрочным. Здоровый образ жизни не может быть ограничен набором
конкретных предписаний, сводиться к узкому кругу действий. В этом случае
его реализация лишает человека присущей ему свободы, что негативно
сказывается на его здоровье, в особенности на социальной и духовной его
составляющих. Здоровый образ жизни должен предполагать

многовариантность реализации, возможность индивидуально трактоваться и воспроизводиться и в этом плане становиться естественной формой деятельности каждого конкретного человека, органично вписываясь в его жизнедеятельность.

Рассмотрение здорового образа жизни как индивидуально

сформированной и воспроизводимой модели поведения предполагает её
персональную адекватность и эффективность с точки зрения физических,
душевных особенностей каждой конкретной личности, её социальной жизни,
особенностей характера, морально-волевых качеств, интересов,

предпочтений, ценностей и жизненных целей, профессиональных функций.

5. Эффективность индивидуально-личностной модели здорового
образа жизни определяется как с точки зрения его популяризации,
достижения
массового воспроизводства, за счет органичности

включения в индивидуальную жизнедеятельность, так и с точки зрения достижения конечного результата – здоровья, за счет наличия наиболее полного знания о его природе, дополненного интуитивно-эмпирическим знанием, доступном лишь на индивидуальном уровне.

Воспроизводство индивидуально-личностной модели здорового образа
жизни связано с социальными факторами: особенностями функционирования
образовательных институтов; ролью института семьи в индивидуальном
образовательном процессе; достижениями науки и истинностью

господствующих в обществе представлений о самом человеке, его роли в общественном развитии, природе его здоровья; особенностями социальной жизни человека, а также другими основными характеристиками общества, оказывающими влияние на духовный облик человека, его ценностный мир, структуру потребностей, интересов и жизненных целей.

Глубокая взаимосвязь человека и общества определяет важнейшую роль
социальных факторов в жизнедеятельности человека, их значение в аспекте
воспроизводства здорового образа жизни как универсальной, так и
индивидуально-личностной его модели. Однако построение индивидуально-
личностной модели здорового образа жизни и её последующее
воспроизводство в меньшей степени уязвимо от патологичных процессов,
протекающих в современном обществе, за счет присущего ей
внутриличностного импульса, её уникальности, исходящей от

неповторимости духовной жизни человека, его деятельности.

Ориентиром воспроизводства здорового образа жизни являются существующие у индивида и общества представления о характере и природе здоровья. Таким образом, можно утверждать, что чем более полными являются данные представления, тем более эффективно осуществляется воспроизводство здорового образа жизни. Центральное место в выработке положений здорового образа жизни занимает знание о природе здоровья человека, о способах его сохранения и восстановления, соответствующее актуальным социокультурным параметрам. Существующее в обществе общее, универсальное понимание здоровья оставляет за рамками особенности (физические, душевные, социальные) конкретного человека. Более полно понимание здоровья раскрывается на индивидуальном уровне, где общие представления дополняются субъективным пониманием человеком природы собственного здоровья и причин его обуславливающих. Субъективное понимание складывается из интуитивных способностей и знаний, основанных на постоянной эмпирической фиксации (как сознательной, так и несознательной) своего физического, душевного состояния, социальной жизни. Именно такое понимание выступает основой построения индивидуально-личностной модели здорового образа жизни, более полно отображает потребности человека, и, тем самым, обеспечивает более высокую эффективность его воспроизводства.

Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в
том, что основные его положения и выводы могут являться
методологической основой для дальнейшего изучения феномена «здоровый
образ жизни» в рамках различных дисциплин: социальной философии,
социологии, политологии, культурологии, экономики, медицины,

валеологии. Анализ различных факторов среды, выявление их роли в воспроизводстве здорового образа жизни позволяет более детально изучить факторы риска, исследовать экономическое, социальное, политическое и культурное пространство, как основу построения здорового образа жизни. Определение роли индивидуализированных личностно-детерминированных форм деятельности при воспроизводстве здорового образа жизни, выявление эффективности его индивидуально-личностной модели, могут быть использованы при разработке социальных и политических программ пропаганды и популяризации здорового образа жизни.

Социальная значимость работы состоит в том, что сформулированные в рамках исследования выводы могут быть использованы в качестве основы для построения индивидуальной модели здорового образа жизни, что в целом может позитивно сказаться на физическом и социальном здоровье населения.

Апробация результатов исследования.

Положения диссертационного исследования были представлены на Международной конференции EQ-2012 "Технические университеты: интеграция с европейскими и мировыми системами образования" в рамках круглого стола "Гуманитарная составляющая культуры, социума и образования».

Основные положения и результаты диссертационного исследования отражены в 10 публикациях в научных периодических изданиях, в том числе в 5 публикациях в изданиях, включенных ВАК РФ в «Перечень ведущих научных журналов и изданий, выпускаемых в Российской Федерации, в которых должны быть опубликованы научные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата и доктора наук».

Структура работы.

Диссертационное исследование состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы. Общий объем диссертации составляет 140 страниц.

Исторические аспекты исследования вопросов взаимосвязи здоровья и факторов образа жизни

Исследование субъектно-объектного содержания здорового образ жизни требует рассмотрения теоретических основ данного феномена, его сущности как социально-философской категории. Многообразие подходов к его пониманию обусловливает сложность теоретического осмысления, отсутствие единой дефиниции.

Становление здорового образа жизни как социального феномена связано с преодолением биомедицинского подхода к пониманию здоровья, включением в поле зрения важнейшей характеристики жизнедеятельности человека – его образа жизни как фактора здоровья. Усиление данной тенденции, нашедшее выражение в смене типа доминирующей патологии, привело к повышению научного интереса к проблеме здорового образа жизни. Основными разрабатываемыми вопросами стали: выработка прикладных поведенческих рекомендаций, методика пропаганды и популяризации здорового образа жизни населения, проблемы его реализации отдельными социальными группами. Однако само понятие «здоровый образ жизни» в силу его многогранности и недостаточной разработанности проблемы не было определено однозначно.

Несколько размытое понимание привело к сложности его воспроизводства как на индивидуальном уровне, так и на уровне социума. Обращение к здоровому образу жизни зачастую определяется лишь обнаружением тесной взаимосвязи здоровья с поведенческими факторами и выражается в виде реализации круга определенных поведенческих предписаний. Данная взаимосвязь могла найти выражение в формулировке некой концепции «здоровой жизнедеятельности» или «здорового поведения». Тем не менее, именно здоровый образ жизни стал важнейшим социокультурным феноменом, обозначающим особую поведенческую концепцию, в центре которой находится забота о здоровье. Он выходит за пределы конкретных поведенческих предписаний, он не обусловлен лишь взаимосвязью здоровья с поведенческими факторами. Особую смысловую нагрузку в данном понятии имеет категория образа жизни, и, лишь рассмотрев ее сущность и содержание, является возможным определить, что такое здоровый образ жизни.

Образ жизни человека издавна являлся объектом философского осмысления. Вопросы о том, как должен жить человек, поднимались в каждой человеческой культуре. В древних культурах они находили свое выражение в религиозных текстах, затрагивали морально-нравственные, правовые, бытовые аспекты жизнедеятельности, регулировали межличностные отношения. В более поздние периоды истории образ жизни человека стал объектом научных исследований и философского познания. На протяжении всей истории человечества образ жизни отчасти регулировался социальными, правовыми, культурными особенностями общества. Социум прорисовывал облик человека, в котором нуждался: христианский аскет Средневековья, человек-творец эпохи Возрождения, свободомыслящий интеллектуал Нового времени или же активный потребитель и производитель эпохи капитализма. Безусловно, такое описание является весьма грубым и не может полностью характеризовать особенности образа жизни человека той или иной культуры. Более того, социальные, политические, культурные особенности не исчерпывают круг факторов, оказывающих влияние на образ жизни человека. Важно другое: на протяжении всей истории человечества происходило осмысление того, каким образом человек должен организовывать свою жизнь.

Однако образ жизни как философская и социологическая категория был включен в научный оборот лишь в 70-е годы XX века в СССР, именно тогда шло активное осмысление его онтологического статуса, разрабатывались подходы к определению его содержания. Образ жизни как научная категория была призвана обратить внимание на неэкономические факторы, характеризующие жизнь человека, в противовес категории «качество жизни», активно использующейся в капиталистических странах. Именно поэтому основными направлениями исследований являлось рассмотрение образа жизни как социального феномена (Г. С. Батыгин, И. В. Бестужев-Лада, А. П. Бутенко, Э. К. Васильева, Т. М. Дридзе, А. М. Изуткин, Ю. П. Лисицын, В. И. Толстых, Г. И. Царегородцев)9 и особенностей социалистического образа жизни (А.П. Бутенко, Л. А. Гордон, А.М. Изуткин, Е. И. Капустин, Н.М. Римашевская, Г.И. Царегородский)10.

На сегодняшний день большинство авторов, разрабатывающие проблему теоретического осмысления образа жизни, сходятся в том, что образ жизни есть определенный способ жизнедеятельности людей или тип социальной жизни. Однако многие теоретические вопросы феномена «образ жизни» не являются проработанными до конца, или не являются определенными однозначно.

Новейший философский словарь дает следующее определение: образ жизни – понятие отечественной социологии, характеризующее конкретные социокультурные интерьеры (типичные формы, способы и механизмы) жизнедеятельности социальных субъектов11. Данное определение подчеркивает следующие важные характеристики образа жизни: –образ жизни реализуется социальным субъектом, то есть образ жизни фиксируется в социальной реальности, его онтологические структуры имеют социальную основу; – по своей сути образ жизни представлен жизнедеятельностью, наиболее типичными ее формами, способами, механизмами.

Здоровье и болезнь как социально-философские категории

«Рыночная ориентация» в самосознании человека у Э. Фромма гипертрофирована, однако она наилучшим образом раскрывает тенденцию распространения законов рынка на все сферы человеческой жизни, в том числе и на взаимоотношения человека с самим собой. Она раскрывает глубочайшую проблему человеческой жизни: сам человек, со своими знаниями, умениями, навыками, чувствами, его здоровье и жизнь оказывается активным участником рынка.

Данная ситуация значительным образом отражается на воспроизводстве здорового образа жизни, основанном на понимании ценности собственной жизни и здоровья как фундаментальной. Истинная функция экономической сферы общественной жизни – удовлетворение потребностей человека посредством труда, при этом структура потребностей определяется природой человека, исходя из внутренне присущих ему характеристик, а не насаждается внешне обществом, отдельными его элементами, институтами. Именно это должно определять границы роли экономических факторов в жизни человека, выступать критерием для преодоления «рыночной ориентации» как основной предпосылки воспроизводства здорового образа жизни в контексте экономических факторов.

Следующим важным аспектом в рамках рассмотрения вопроса воспроизводства здорового образа жизни в контексте экономических факторов является труд как составляющая жизнедеятельности человека. При рассмотрении трудовой деятельности с точки зрения ее субъектно-объектного содержания можно выделить две составляющие: непосредственная трудовая деятельность и условия труда. Каждая из них может как препятствовать, так и способствовать воспроизводству здорового образа жизни. Однако трудовая деятельность всегда связана с затратой ресурсов: физической силы, энергии. В зависимости от характера интенсивности и вредности производственных факторов, в краткосрочной или долгосрочной перспективе происходит и утрата здоровья. Таким образом, необходимость удовлетворения потребностей ставит человека в условия, при которых в той или иной степени происходят затраты ресурса здоровья – физический или духовный износ.

В этом отношении животный мир демонстрирует нам более жестокую картину: удовлетворение тех или иных потребностей одного животного может быть достигнуто посредством смерти другого. В первобытном обществе удовлетворение потребностей было связано с большим риском, чем это происходит сейчас. Он был более близок к природе, все еще придающей закономерность его жизни.

Сейчас общественное развитие достигло того уровня, когда потребности человека удовлетворяются с наименьшими физическими затратами. Однако такая ситуация приводит к тому, что человек и общество создают себе новые потребности, затрачивая все большее количество ресурсов на их удовлетворение. Это определяет парадоксальность капиталистической системы: для ее существования необходимо постоянное производство, непрерывная деятельность, в основе которой лежит постоянный рост потребностей.

В современном обществе повсеместная автоматизация процесса производства привела к минимизации физических затрат в процессе труда, однако это не снизило уровень его негативного воздействия на физический компонент здоровья человека. При этом высокий темп жизни, наличие эмоциональной напряженности, значительная интеллектуальная нагрузка приводят к уязвимости социального и душевного здоровья человека. В свою очередь, утрата здоровья приводит к невозможности осуществлять трудовую деятельность. Такое противоречие находит решение в определенном оптимуме: удовлетворение потребностей при минимизации агрессивных производственных факторов, а также создание системы превентивных мер, направленных на сохранение здоровья, и эффективной системы здравоохранения, обеспечивающей процесс восстановления утраченного здоровья.

Проблема достижения такого оптимума напрямую связана с условиями труда как факторами обусловленности здоровья. На государственном уровне эта проблема решается посредством действующего законодательства, в области охраны труда предусматривающего систему мер по сохранению здоровья (устранение или минимизация деструктивных факторов) или его восстановлению (сокращение трудовой недели, обеспечение средствами нейтрализации негативного воздействия). Помимо решения проблемы на государственном уровне, принимаются попытки осуществления мер по охране труда и сохранению здоровья персонала на корпоративном уровне. Существует практика, когда предприятия выплачивают компенсацию затрат на питание, организуют спортивные внутрикорпоративные мероприятия, оплачивают санаторно-курортное лечение.

Так, А. Маршалл подчеркивал положительные эффекты инвестирования в здоровье персонала: «Платя своим рабочим высокую заработную плату и заботясь об их счастье и культуре, либеральный предприниматель предоставляет выгоды, действие которых не завершается в течение жизни его собственного поколения. Ими пользуются также дети его рабочих, они вырастают физически и духовно сильнее, чем это произошло бы в противном случае. Цена, которую он платит за труд, включает издержки производства расширяющегося предложения высоких технических способностей в последующем поколении, однако эти способности окажутся собственностью тех, кто будет иметь право сдавать их внаем по самой высокой цене, какую удастся заполучить; ни наш предприниматель, ни даже его наследники не могут рассчитывать на получение большой материальной выгоды от сделанного ими добра»46.

Политические аспекты воспроизводства здорового образа жизни и обусловленности здоровья

Рассмотрение здорового образа жизни с точки зрения его субъектно-объектного содержания предполагает исследование его субъективного компонента. Как уже было отмечено ранее, субъективный компонент образа жизни связан с деятельностью человека. И если при рассмотрении образа жизни его субъективной стороной является любая деятельность человека, деятельность вообще, то субъективной стороной здорового образа жизни является деятельность человека соответствующая здоровьесберегающим принципам.

Согласно Новейшему философскому словарю, деятельность понимается как «один из важнейших атрибутов бытия человека, связанный с целенаправленным изменением внешнего мира, самого человека».

Необходимость рассмотрения деятельности в аспекте исследования вопросов воспроизводства здорового образа жизни связано с несколькими моментами: 1. В процессе деятельности человек соприкасается с множеством объектов и явлений внешнего мира. При этом как само содержание процесса деятельности, так и объекты и явления внешнего мира, вовлеченные в жизнедеятельность человека, могут оказывать позитивное, нейтральное или негативное влияние на его здоровье. 2. Деятельность является способом реализации положений здорового образа жизни. 3. Деятельность человека представляет субъективный компонент образа жизни, находящийся в неразрывной связи с объективной его стороной – внешними условиями. Понимание деятельности как фактора здоровья является одной из основных предпосылок становления здорового образа жизни как личной концепции жизнедеятельности. Рассмотрение деятельности в аспекте вопросов воспроизводства здорового образа жизни невозможно без включения понятия «жизнедеятельность». Под жизнедеятельностью понимается «способность живого организма к существованию, функционированию в определенной среде»68. То есть жизнедеятельность реализуется спонтанно, за счет существующих в организме человека и его социальной жизни регуляционных механизмов, обеспечивающих существование в физическом и социальном смысле. И если понятие жизнедеятельности применимо для всех живых существ, то деятельность всегда связана именно с человеком. Деятельность сознательна и целенаправленна, ей предшествуют мыслительные процессы в сознании человека, связанные с наличием у него разума.

Реализация здорового образа жизни затрагивает определенные аспекты деятельности: питание, физическая активность, отсутствие вредных привычек, правильная организация досуга, высокая медицинская активность. Однако круг поведенческих детерминаций здоровья очень широк. Деятельность человека настолько многообразна, что при попытке выделить наиболее типичные ее формы и классифицировать их с точки зрения характера влияния на здоровье огромное число ее отдельных проявлений оказывается вне рассмотрения.

Влияние деятельности человека на его здоровье обусловлено тем, что субъектом деятельности в физическом, духовном и социальном плане является сам человек. Он и источник деятельности, и непосредственный её участник, в ней он раскрывает свою сущность, реализует свой творческий потенциал, отражает ценностные ориентации, жизненные цели, посредством неё он удовлетворяет свои потребности. Рассмотрение деятельности как способа удовлетворения потребностей человека позволяет утверждать, что без деятельности человек существовать не может. Неразрывность бытия человека и его деятельности определяет сущность её влияния на человека, его здоровье.

Деятельность человека, с одной стороны, является индивидуально опосредованной, отражает особенности личности, её интересы, ценности, вкусы и предпочтения, её индивидуальную систему потребностей. С другой стороны, на деятельность человека значительное влияние оказывают внешние факторы, в особенности объективная социальная реальность.

Влияние объективных, в особенности социальных, факторов на деятельность человека объясняется особенностями причин, её обусловливающих. На индивидуальном уровне первичной предпосылкой деятельности являются индивидуальные потребности человека. В зависимости от индивидуальных интересов, предпочтений, ценностных ориентаций, навыков, особенностей характера, а также комплекса социальных, политических, культурных и политических факторов выбираются способы и формы индивидуальной деятельности, способы удовлетворения существующих потребностей. На социумном уровне первичной предпосылкой деятельности выступают уже не индивидуальные потребности, а потребности общечеловеческие, социумные. Деятельность на социумном уровне представляет собой совокупность, результат совместной и взаимосвязанной деятельности людей. Однако чтобы эта деятельность соответствовала существующим в обществе потребностям, она должна сознательно корректироваться на индивидуальном уровне. Регулирующие индивидуальную деятельность социальные процессы и механизмы представляют собой сложную систему социальных, правовых, культурных норм, правил, традиций. Они выступают силой, изменяющей индивидуальную, свободную, творческую, личностно-детерминированную деятельность в сторону социальных потребностей и ожиданий.

Ценностно-смысловые основы здорового образа жизни личности

Обладание данными знаниями, а значит, и само воспроизводство индивидуально-личностной модели здорового образа жизни связано с социальными факторами: особенностями функционирования образовательных институтов; ролью института семьи в индивидуальном образовательном процессе; достижениями науки и истинностью господствующих в обществе представлений о самом человеке, его роли в общественном развитии, природе его здоровья; особенностями социальной жизни человека, а также другими основными характеристиками общества, оказывающими влияние на духовный облик человека, его ценностный мир, структуру потребностей, интересов и жизненных целей.

Глубокая взаимосвязь человека и общества определяет важнейшую роль социальных факторов в жизнедеятельности человека, их значение в аспекте воспроизводства здорового образа жизни как универсальной, так и индивидуально-личностной его модели. Однако построение индивидуально-личностной модели здорового образа жизни и её последующее воспроизводство в меньшей степени уязвимо от патологичных процессов, протекающих в современном обществе, за счет присущего ей внутриличностного импульса, её уникальности, исходящей от неповторимости духовной жизни человека, его деятельности.

Таким образом, среди преимуществ индивидуально-личностной модели здорового образа жизни, помимо органичности и адаптивности её положений для образа жизни конкретного человека, а значит, и более естественного её воспроизводства, необходимо выделить её индивидуальную ориентацию, способствующую более эффективному воспроизводству здорового образа жизни в аспекте достижения его основной цели – здоровья.

Данная эффективность обусловлена следующими моментами.

Ориентиром воспроизводства здорового образа жизни являются существующие у индивида и общества представления о характере и природе здоровья. Таким образом, можно утверждать, что чем более полными являются данные представления, тем более эффективно осуществляется воспроизводство здорового образа жизни. Существующее в обществе общее, универсальное понимание здоровья оставляет за рамками особенности (физические, душевные, социальные) конкретного человека. Более полно понимание здоровья раскрывается на индивидуальном уровне, где к общим представлениям добавляется субъективное понимание человеком своего собственного здоровья. Субъективное понимание складывается из интуитивных способностей и знаний, основанных на постоянной эмпирической фиксации (как сознательной, так и несознательной) своего физического, душевного состояния, социальной жизни. Такое субъективное понимание ориентировано не на здоровье вообще, а на здоровье конкретного человека, оно всегда выстраивается на основе общих представлений, существующих в обществе, которые дополняются интуитивно-эмпирическими знаниями к пониманию здоровья. Именно такое понимание выступает основой построения индивидуально-личностной модели здорового образа жизни, более полно отображает потребности человека, и, тем самым, обеспечивает более высокую эффективность его воспроизводства.

Наряду с этим значение индивидуальной ориентации в воспроизводстве здорового образа жизни раскрывается при рассмотрении существующих на социумном и индивидуальном уровне патологических процессов. Любой общественной системе свойственно наличие тех или иных, с точки зрения индивидуального здоровья, патологических процессов. Тесная взаимосвязь общества и человека определяет взаимообусловленность социумных и индивидуальных процессов и явлений, где индивидуальная патология усугубляет социумную, а имеющий признаки патологии социум формирует или усиливает индивидуальные. Здесь также актуально и обратное: здоровый человек (физически, душевно, социально) способствует оздоровлению окружающей его социальной среды. Благоприятный социальный ландшафт способствует сохранению и укреплению индивидуального здоровья. Общество, имеющее значительные деформации в ценностной структуре, структуре потребностей, определяемое как патологичное, не отрицает существование здоровых людей. Так и «здоровое» общество не отрицает существование индивидуальных патологий. Если же рассматривать лишь физический аспект здоровья человека, то болезнь выступает неизбежной стороной жизни любого человека в любом обществе. В большинстве случаев нарушение физического здоровья является обратимым и не отрицает воспроизводство здорового образа жизни, скорее, наоборот, является дополнительным стимулом его реализации и не имеет негативного влияния на здоровье общества в целом.

Взаимосвязь индивидуального и социумного здоровья, особенно в контексте существующей в современном обществе деформации системы ценностей, подчеркивает эффективность индивидуальной модели здорового образа жизни, её жизнеспособность в контексте негативных социальных факторов.

Каждый человек имеет свой путь к здоровью, свою собственную модель здорового образа жизни как способ его достижения. Каждая отдельная личность обладает целым комплексом индивидуальных особенностей, а это означает, что наиболее реальным, жизнеспособным и адекватным в аспекте воспроизводства здорового образа жизни является индивидуальный личностно ориентированный подход. Данный подход также учитывает наличие различного доступа к способам и средствам сохранения и укрепления здоровья среди различных групп населения, что является необходимым условием его широкого распространения и популяризации.

Здоровый образ жизни – это личная культура деятельности человека, в основе которой лежит его забота о здоровье (физическом, душевном, социальном), предполагающая активную реализацию творческого потенциала человека и способствующая индивидуальному и общественному развитию, основанная на адекватных текущей социальной реальности представлениях о факторах здоровья.

Осознанию человеком отведенной ему роли в сохранении собственного здоровья, пониманию заботы о здоровье как личного труда, основных средств и методов его достижения могут и должны способствовать различные общественные институты, прежде всего, образовательные институты и институт семьи.

Популяризация индивидуального подхода, предполагающего построение и воспроизводство индивидуальной модели здорового образа жизни, является закономерной необходимостью в условиях существующих деформаций в системе ценностей современного общества, поскольку, основываясь на индивидуальной системе ценностей, структуре потребления, индивидуальной духовной и материальной деятельности, оказывается в достаточной мере свободным от существующих в обществе паталогических процессов. Это важнейшее свойство обеспечивает жизнеспособность индивидуально-личностной модели здорового образа жизни в различных условиях объективной среды, что особенно актуально в условиях высоких темпов социальных изменений, характерных для современного общества.