Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Этносоциальная установка в межнациональных отношениях Гуриева Светлана Дзахотовна

Этносоциальная установка в межнациональных отношениях
<
Этносоциальная установка в межнациональных отношениях Этносоциальная установка в межнациональных отношениях Этносоциальная установка в межнациональных отношениях Этносоциальная установка в межнациональных отношениях Этносоциальная установка в межнациональных отношениях Этносоциальная установка в межнациональных отношениях Этносоциальная установка в межнациональных отношениях Этносоциальная установка в межнациональных отношениях Этносоциальная установка в межнациональных отношениях
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Гуриева Светлана Дзахотовна. Этносоциальная установка в межнациональных отношениях : Дис. ... канд. психол. наук : 19.00.05 : СПб., 1997 241 c. РГБ ОД, 61:98-19/40-8

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Проявление и действие этносоциальной установки в межнациональных отношениях как теоретическая проблема . 13

1.1. Установка и отношение как базовые категории социально- психологического исследования 13

1.1.1. Установка как категория социальной психологии 22

1.1.2. Отношение как категория социальной психологии 29

1.2. Основные проблемы в изучении социальной установки .'. 30

1.2.1.Формирование социальной установки 30

1.2.2.Измерение и изменение социальной установки 33

1.2.3.Соотношение основных компонентов установки 45

1.2.4.Взаимосвязь между социальной установкой и поведением 51

1.2.5. Диспозиционно-установочная регуляция социального поведения 60

1.3 .Теоретические концепции в изучении социальной установки и отношений 70

1.3.1. Бихевиористкое направление 70

1.3.2. Психоаналитическое направление 76

1.3.3. Когнитивное направление 80

1.3.4. Интеракционистское направление 85

Выводы 91

ГЛАВА 2. Программа исследования 94

2.1.Цели, задачи, предмет и объект исследования 94

2.2. Социально-психологические особенности и характеристика объекта исследования в г. Владикавказе (РСО-Алания) 99

2.3.Социально-психологические особенности и характеристика объекта исследования в г. Санкт-Петербурге 106

2.4.Методы исследования 110

2.4.1.Диагностический тест отношений (ДГО) Г.У.Солдатовой 110

2.4.2.Методика изучения фрустрационных реакций СРозенцвейга... 112

2.4.з.Тест М.Куна «Кто Я?» 115

2.4.4.Шкала социальной дистанции Э.Богардуса 115

2.4.5.Контент-анализ 117

2.4.б.Модифицированная методика Д.Катца и К.Брейли 118

2.4.7.Наблюдение 119

2А8.Анкета 121

2.4.9.Математические методы обработки и анализа данных 125

ГЛАВА 3. Анализ результатов эмпирического исследования особенностей этносоциальной установки 126

3.1.Результаты предварительного опроса 126

3.2. Диагностика направленности вектора установки по отношению к своему народу в зависимости от национальной принадлежности 134

3.3.Диагностика направленности установки по отношению к другому народу в зависимости от национальной принадлежности 144

3.3.1.Определение социально-психологической дистанции и степени эмоционального принятия представителей другой национальности 154

3.3.2. Изучение значимости этнической принадлежности объекта установки 165

3.3.3. Выявление распространенности различных стратегий построения межнациональных отношений 168

Выводы 171

Заключение 175

Литература 178

Приложения 212

Введение к работе

Современное состояние межнациональных отношений показывает, что необходимо радикальное обновление всей системы этих отношений, в том числе межэтнических отношений. Социально-психологические проблемы межнациональных отношений остаются до настоящего времени малоизученными. Конкретный анализ межнациональных отношений порой подменялся декларативными утверждениями о межнациональной гармонии и бесконфликтности. Отсутствие глубоких теоретических разработок, дефицит эмпирических данных особенно остро сказался на фоне резкого обострения межнациональных отношений в таком, например, регионе как Северный Кавказ. Этническая психология как наука оказалась безоружной в ситуации мощного взрыва межэтнических конфликтов, с их иррациональностью, эмоциональным накалом, непредсказуемостью, неуправляемостью. В связи со сказанным возрастающее значение приобретает научный поиск социально-психологических механизмов и эффективных путей стабилизации межнациональных отношений для поддержания социально-политической, экономической целостности и общественного согласия.

Одним из важнейших условий решения поставленных задач является изучение национально - культурных особенностей взаимодействующих субъектов полиэтнической среды, психологических механизмов и закономерностей взаимоотношений между людьми, детерминированных их этнической принадлежностью. Проведенное исследование имеет свои специфические особенности. Во-первых, акцент сделан на межнациональных отношениях между осетинским и русским народами, основанных на реальном взаимодействии в условиях полиэтнической среды г. Владикавказа (республика Северная Осетия-Алания) и г. Санкт-Петербурга. Во-вторых, исследование не замыкается в рамках отдельного коллектива, а связано с изучением больших социальных групп по национального признаку. В-третьих, основное внимание уделено отношениям между осетинским и ингушским народами, после имевшего место территориального конфликта.

Влияние национально - культурных особенностей представителей различных национальностей на процессы этнической идентификации, интеграции, аккомодации, адаптации, ассимиляции, иррадиации выводят на первый план проблему изучения этносоциальной установки.

Актуальность темы исследования определяется перспективной возможностью регулирования и стабилизации межнациональных отношений, через анализ этносоциальной установки, под которой мы понимаем отношение личности к себе, к своей этнической общности-«мы», к другому, как представителю другой национальности - «они».

Состояние научной разработанности проблемы.

Основы этнической психологии были заложены в работах Г.Г.Шпета, Г.И.Челпанова, П.И.Ковалевского, ДЛ.Овсянико-Куликов-ского, И.А.Сикорского, А.А.Потебня и других.

В отечественной социально-психологической науке такие проблемы как этническое самосознание и самопознание, этнические стереотипы поведения, этнические ценности и многие другие представлены в работах А.О.Бороноева, Л.Н.Гумилева, В.В.Крамника, В.Н.Куликова С.В.Лурье, ЮЛПлатонова, ЛГЛочебут, ЗБ.Сикевич, НХ.Скворцова, Г.В.Старовойтовой, О.С.Советовой и др. Этнокультурные и этносоциальные особенности межнациональных отношений привлекают внимание таких исследователей как - В.САгеева, А.Г.Асмолова, Л.М.Дробижеву, В.Н.Иванова, Ю.В.Бромлея, М.И.Бобневу, Г.У.Солдатову, А.Г.Здравомыслова, А.А.Сусоколова, А.Г.Гафт, С.И.Королева, Г.Д.Гачева, И.Ю.Истошина, И.СКона, Б.Ф .Поршнева, Л.С.Рубан, В.Н.Шаленко и др.

Современное состояние межнациональных отношений изучается многими краевыми исследователями северокавказского региона (Н.И.Бейгу-лова, Н.В.Дзадзиева, Х.В.Дзуцев, О.И.Дреев, СИЛопов, Ю.Ч.Кан и др.).

Повышенный интерес к проблемам национальных меньшинств наметился в работах западных (зарубежных) исследователей, среди которых можно отметить - Хелен Краг, Ларе Функ Хансен (Дания), М.Чехочинска (Польша), В.Дресслер - Холохан (Франция), ЛХСтрикленд (Канада), Дж.Симпсон, Дж. Ингер (США), Т.ФЛеттигрю (США), П.И.Суси (Бельгия), В.Россаде (Германия) и др.

\1 Проблема установки разрабатывалась грузинской школой под руководством Д.Н.Узнадзе и его последователями, такими как - И.Т.Бжалава, Ш.А.Надирашвили, В.Г.Норакидзе, А.Е.Шерозия, А.С.Прангишвили и др.

Особый вклад в развитие теории социальной установки внесли Г.М.Андреева, П.Н.Шихирев, Б.Д.Парыгин, Н.П.Чумакова, В.АДцов, Л.Бозрикова, А.Семенов и др. Представители деятельностного подхода (А.Г.Асмолов, А.В.Запорожец, Д.Б.Эльконин, В.П.Зинченко) отстаивали позицию об установке как регуляторе деятельности. В работах В.Н.Мяси-щева, В.В.Водзинской, О.О.Советовой установка и отношение рассматриваются как «внутренние» регуляторы активности.

Психологи различных направлений и ориентации посвятили свои работы изучению основных проблем социальной психологии установки. Среди них можно назвать ярких представителей бихевиоризма -Дж.Гиб-сон, К.Халл, Н.Миллер, Ю.Галантер, КЛрибрам, А.Бандура, Г.Келли и др. Психоаналитическое направление представлено работами - З.Фрейда, К Лоренца, Т.Адорно, ИБрунсвика, Д.Левинсона, В.Байона и др. Когнитивную ориентацию представляют Ф.Хайдер, Т.Ньюком, Л.Фестин-гер, Ч.Озгуд, Дж.Брунер, ЛЛостман, Д.Креч, Р.Крачфилд и др. Источником интеракционистской ориентации послужили социально-психологические концепции Дж.Мида, Г.Блумера, МКуна, Т.Шибутани и др. I/

Объектом нашего исследования являются лица осетинской и русской национальностей, проживающие в городах Владикавказе и Санкт-Петербурге. На разных этапах исследования приняло участие 360 человек: из них - 180 представителей осетинской национальности (100 человек,

проживающих во Владикавказе, и 80 человек, проживающих в Санкт-Петербурге); 180 представителей русской национальности (80 человек, проживающих во Владикавказе, и 100 человек, проживающих в Санкт-Петербурге). Возраст опрошенных оті 8 до бЗлет (средний возраст - 34 года).

Предмет исследования - особенности этносоциальной установки, проявляющиеся в межнациональных отношениях у лиц русской и осетинской национальностей.

Цель исследования - изучение особенностей этносоциальной установки современных осетин и русских, проживающих в городах Владикавказе (республика Северная Осетия-Алания) и Санкт-Петербурге. Реализация цели предполагает изучение этносоциальной установки в следующих направлениях: выявление общечеловеческих и этнических ценностей в диспозиционной структуре образа «Я» (внутренние установки), изучение доминирующих установок по отношению к своему народу, исследование установок, определяющих отношение к другому народу.

Гипотеза исследования - особенности этносоциальной установки осетин и русских проявляются в межнациональных отношениях, определяют их характер и динамику. Этносоциальные установки осетин и русских обусловлены также влиянием социокультурной среды.

Задачи исследования:

1. Обосновать теоретико-методологические аспекты и методики изучения поставленной проблемы.

2. Выявить в структуре внутренних установок осетин и русских, проживающих во Владикавказе и Санкт-Петербурге, направленность на общечеловеческие или этнические ценности, определить степень их предпочтительности.

3. Определить основные установки осетин и русских, характеризующие отношение к своему народу.

4. Выявить доминирующие установки осетин и русских, определяющие отношение к другому народу.

5. Провести сравнительный анализ особенностей этносоциальной установки осетин и русских, проживающих во Владикавказе и Санкт- Петербурге.

В качестве основного подхода к исследуемой проблеме выбран социально-психологический подход, который заключается в выработке механизма рационального мышления в решении межнациональных вопросов, возникающих между представителями различных национальностей. Теоретико-методологическую базу исследования составили труды отечественных и зарубежных социальных психологов, специалистов по этнопсихологии, социологии и этнографии, в которых были проанализированы основные проблемы социальной установки и межнациональных отношений. Работа строится на основных положениях теории отношений, разработанных В.Н.Мясищевым (211,212,213,214).

Основные методы, которые использованы в исследовании для изучения особенностей этносоциальной установки были следующими:

- теоретический анализ социально-психологической, философской, социологической, этнографической, этнопсихологической, исторической и методической литературы;

- методы сбора данных ( диагностический тест отношений, методика изучения фрустрационных реакций СРозенцвейга, тест М.Куна «Кто Я?», шкала социальной дистанции Э.Богардуса, модифицированная методика Д.Катца и К Брейли, наблюдение, интервью, разработанная нами анкета, проверенная на валидность и надежность);

- методы обработки и интерпретации данных (проценты, среднее арифметическое, корреляционный анализ по Пирсону, коэффициент ранговой корреляции Спирмена; статистические критерии: Т-критерий

Стьюдента, критерий Вилкоксона, р -критерий Фишера, S-критерий тенденций Джонкира).

Надежность и достоверность результатов обеспечивается адекватно выбранными методами в соответствии с целями и задачами исследования, достаточной выборкой испытуемых и необходимыми ограничениями в использовании критериев подсчета, проведением повторных исследований, согласованностью эмпирических данных с теоретической концепцией. Математическая обработка данных выполнена в «центре суперфизика» СПбГУ, в исследовании используются электронные таблицы Microsoft Exel - 5.0.

Положения, выносимые на защиту:

1. Особенности этносоциальной установки осетин и русских, проживающих во Владикавказе и Санкт-Петербурге, своеобразно проявляются в следующих направлениях: в соотношении общечеловеческих и этнических ценностей в диспозиционной структуре образа «Я» (внутренние установки); в доминирующих установках по отношению к своему народу; в основных установках, определяющих отношение к другому народу.

2. Степень различий особенностей этносоциальной установки у представителей осетинской и русской национальностей, в определенной степени зависит от социокультурной среды и определяется их национальной принадлежностью.

3. Знание национально-культурных особенностей и закономерностей взаимоотношений между людьми, детерминированных их этнической принадлежностью, позволяет определить характер и динамику межэтнических отношений, способствует созданию целостной, научно обоснованной концепции в области межнациональных отношений.

Научная новизна исследования состоит в том, что: - проведен анализ особенностей этносоциальной установки у представителей конкретных этнических групп - осетин и русских, осно

ванный на их реальном взаимодействии в условиях полиэтнической среды г.Владикавказа (республика Северная Осетия-Алания) и г.Санкт-Петербурга;

- выявлены их национально-культурные особенности, проявляющиеся в диспозиционной структуре образа «Я», отношении к своему народу и представителям конкретных этнических групп;

- определена детерминирующая роль особенностей этносоциальной установки в области межнациональных отношений.

Теоретическая значимость исследования состоит в следующем: проведен анализ понятий «установка» - «отношение»; разработана и составлена таблица, состоящая из 180 дефиниций понятия «установка», по которой можно проследить динамику формирования, развития и понимания установки в зарубежной и отечественной литературе; предложена новая периодизация основных этапов развития установки; дано обоснование принципа ДДЦ в изучении проблемы установки, понимаемого как динамизм, дифференциация и целостность.

Практическая значимость данной работы заключается в том, что она дает возможность диагностировать особенности этносоциальной установки у конкретных этнических групп для последующей коррекции форм, механизмов и методов адекватного воздействия на них. Теоретические и эмпирические результаты исследования могут способствовать созданию целостной, научно обоснованной концепции в области межнациональных отношений. Положения и выводы, сформулированные в исследовании, могут быть полезными при выработке взвешенной и всесторонне продуманной политики в области межнациональных отношений в республике Северная Осетия. На основе полученных данных разработаны практические рекомендации для анализа динамики развития межнациональных отношений, с целью прогнозирования возможных конфликтов на национальной почве и исключения их вероятных рецидивов.

Материалы диссертационного исследования могут быть использованы при разработке общего курса по предмету «Этническая психология», «Социальная психология установки», а также специализированного курса «Установка в межнациональных отношениях».

Апробация результатов исследования, а также основные положения работы, были представлены на конференциях - «Национально-этнические аспекты социального развития» (Владикавказ, 1992 г.) в докладе «Социально-психологические особенности региона с полиэтническим населением»; Научно-практической конференции «Проблема межнациональных отношений и пути их стабилизации» (Железноводск, 1993г.) в сообщении «Вариабельность социально-психологических ситуаций в регионе с полиэтническим составом населения»; Всероссийской научно-теоретической конференции «Социально-этнические проблемы развития национальных отношений на современном этапе» (Владикавказ, 1995 г.) в выступлении «Этнические установки в системе межнациональных отношений; региональной научно-практической конференции «Проблемы межэтнических отношений и пути их стабилизации на Северном Кавказе» (Ставрополь, 1996 г.) в тезисах «Специфика этнической установки в системе межличностных национальных отношений».

Основные тезисы исследования использовались в лекциях на спецфакультете по подготовке практических психологов Северо-Осетинского госуниверситета им. К.Л.Хетагурова.

Основные положения диссертационного исследования нашли отражение в следующих публикациях:

1. «Социально-психологические особенности региона с полиэтническим населением» // Национально-этнические аспекты социального развития. Бюллетень научных исследований в рамках Российской программы «Народы России: возрождение и развитие». Владикавказ: Изд-во СОГУ, 1992.-сі 12-114.

2. «Этнополитический конфликт: социологический анализ проблемы» // Актуальные проблемы современной психологии. Материалы научных

чтений, посвященных 60-летию Харьковской психологической школы. Отв. ред. Е.В.Заика. Харьков: Изд-во Харьковский гос. университет, 1993. -с.82- 5. ( в соавторстве ).

3. «Вариабельность социально-психологических ситуаций в регионе с полиэтническим составом населения» // Проблемы межнациональных отношений и пути их стабилизации. Материалы научно-практической конференции. Ставрополь: Кавказская библиотека, 1994. -с.38-41.

4. «Советская этническая психология» // Введение в этническую психологию. Учеб. Пос. Под ред. Ю. П. Платонова. Санкт-Петербург: Изд-во СПбГУ, 1995. -с.30-35. ( в соавторстве).

5. «Актуальные проблемы развития и направления современной школы» // Магометов А.А., Кодзаев Т.Б., Чеджемов СР. Педагогика сегодня. Владикавказ: СОГУ, 1994. -с.126-130.

6. Специфика этнической установки в системе межличностных национальных отношений // Проблемы межэтнических отношений и пути их стабилизации на Северном Кавказе. Материалы региональной научно-практической конференции «Проблемы межэтнических отношений и пути их стабилизации на Северном Кавказе». Сост. СИЛопов. Ставрополь: Кавказская библиотека, 1996. - с.68-74.

Структура и объем диссертации. Диссертационное исследование состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка использованной литературы, включающего 454 наименований, и девяти приложений. В тексте диссертации имеются 27 таблиц, 2 формулы, 4 рисунка. Общий объем работы (с приложениями) 241 страница.

Установка и отношение как базовые категории социально- психологического исследования

Вопрос о возникновении термина "установка" не получил однозначного решения. Г.В.Старовойтова (315), В.АДцов (394), отмечают, что понятие "установка" было введено немецким психологом Л.Ланге. В философских энциклопедических словарях, в краткой философской энциклопедии уточняется, что явление установки было открыто Л.Ланге при изучении ошибок восприятия в 1888 году (165,331,332).

В.Н.Мясищев вопрос о возникновении понятия установки связывает с именами Y.E.Muller, F.Schuman, S.Stefens, KMarbe, а родиной возникновения понятия «установка» считает Германию (212, с. 10).

А.Г.Асмолов, М.А.Ковальчук отмечают, что тенденция установки наметилась в работах Г.Т.Фехнера ВІ860 году (37,с. 11).

Л.Бозрикова, А.Семенов считают, что одними из первых, кто ввел это понятие в научное обращение, были Г.Спенсер и А.Бейн (71, с.55).

Г.Оллпорт в 1935 году писал, что впервые понятие «установка» было использовано в 1862 году Гербертом Спенсером в работе "Первые принципы", в которой появилось такое понятие как духовная установка (attitude of mind) (400, с.798-884). Данную точку зрения разделяют У.Мак-Дауголл (195, с. 19), Дне. Дэвис (132, с.54-68).

Первоначальное значение термина "attitude" - от латинского "aptus", переводится как адаптивность, приспособляемость. Термин «attitude» -одновременно английское и французское слово, которое переводится как «отношение». В отечественной социально-психологической литературе термин «attitude» переводится как "социальная установка", хотя точным переводом, по мнению В.В.Водзинской, было бы "отношение", "социальная позиция" (87,с.53). В американской социальной психологии понятие "установка" идентично понятию "аттитюда" (attitude) (99,с.156). Калька с термина «attitude» в русской транскрипции стала применяться в грузинской школе установки.

По мнению Г.МАндреевой, объяснение в использовании термина «аттитюд» необходимо было сделать, «потому, что для термина «установка» (в том смысле, который ему придавался в школе Д.Н.Узнадзе) существует другое обозначение в английском языке - «set»» (18, с.291).

Встав на путь исследования социально-психологического феномена социальной установки необходимо пройти четыре ступени методического анализа проблемы. 1. Классифицирующая феноменология (что это?); 2. Структурная феноменология (как это?); 3. Структурные определения сущности (почему это?); 4. Функциональное определение сущности (для чего это?) (307, с. 15) .

Последовательно отвечая на поставленные вопросы, возможно, "можно добраться из глубокой истории до современных представлений о природе установки. Но при таком, казалось бы, надежном подходе, возникают серьезные трудности, т.к. значение, вкладываемое различными исследователями в понятие "установка", очень широко варьирует по своему содержанию (32, с.8).

1. Если в 1935 году Г.Оллпорт насчитал 17 дефиниций, а в 1939 году Нельсон-30, то в настоящее время в социальной науке их огромное множество. Однако, если суммировать признаки, свойства, компоненты, взятые из различных определений, и попытаться найти единое, общепринятое определение установки, "тем не менее это определение вряд ли могло бы решить проблему..." (366,с. 160-161).

В приложении №1, представлена таблица, которая:

1. Достаточно наглядно показывает исторические и социокультурные корни в процессе возникновения, становления и понимания понятия «установка», как в отечественной, так и в зарубежной социально-психологической литературе.

2. Помогает проследить, какое содержание и значение вкладывали представители различных школ и направлений.

3. Выявляет чрезмерную перегруженность понятия «установка» безграничными символами и тождественными понятиями, подчиненными и "субординированными" терминами. Классифицирующая феноменология установки.

"В самой системе психологических понятий важно разграничивать более элементарные понятия и подчиненные "субординированные" понятия, близкие и подчиняющиеся понятия" (214, с. ПО). В концептуальном аппарате различных школ и направлений существует многообразие синонимов и тождественных установке понятий. В качестве примера можно привести такие термины как - Einstellund или set (установка), Aufgabe или task-set (заданная установка или инструкция), Bewusstseinslage или conscious attitude (установка сознания), determinierende Tendenz (детерминирующая тенденция), goal set (целевая установка), attitude (социальная установка), Habituelle Einstellung (габитуальная установка), Ustanovka (калька с установки) и т.д.

Под установкой понимается: поза, позиция (Й.Лингарт), детерминирующая тенденция (Н.Ах), инструкция (Мюстерберг), вероятностное ожидание (Е.Брунсвик), намерение, диспозиция (И.Сарнофф, В.Штерн), квазипотребность (К.Левин), гипотеза (Дж.Брунер), схема (СМосковиси, П.Фресс, СЗангвилл, Р.Олдфилд), доминанта, акцептор действия (ПЛСАнохин), образ потребного будущего (Н.А.Бернштейн), информационная модель (В.Н.Пушкин), информационная структура (У.Р.Рейтман), ориентированная реакция (И.М.Фейгенберг), инстинктивный акт (У.Мак-Дауголл).

Диспозиционно-установочная регуляция социального поведения

Опосту Конту принадлежит афоризм, "Знания ради предсказания, предсказание ради контроля", однако, знание никогда не бывает полным, исходя из того, что "мы не можем принять все, что дано" (48, с. 163).

Теоретический анализ отечественной социально - психологической литературы показывает, что проблема регуляции социального поведения личности, наряду с проблемой социальной установки, является одной из основных проблем современной науки. Усилия целой плеяды ученых -исследователей были направлены на анализ различных подходов к проблеме поведения человека ( В.САгеев, СААрутюнов, А.К.Байбурин, А.Добрович, Л.М.Дробижева, А.Г.Здравомыслов. А.М.Козулин, Т.И.Кула-пина, ПВ.Симонов, Г.М.Солдатова, ГЗ.Старовойтова, АА.Сусоколов, П.МЛкобсон ). Предпринимались попытки построения теоретической модели, структуры, схемы, системы, механизма социального поведения индивида (А.Г.Асмолов, М.И.Бобнева, Д.Б.Богоявленская, СЛ.Чернав-ский, А.Г.Вардомацкий, В.В.Водзинская, О.И.Зотова, Ш.А.Надирашвили, И.Ю.Истошин, Л.Г.Почебут, О.С.Советова, Е.В.Шорохова, В.АДцов).

В социальной психологии проблема функциональной роли установки в регуляции поведения личности представлена в целом цикле фундаментальных исследований - монографий. Концептуальный и логико-гносеологический мост между установкой и поведением был построен и зацементирован в концепциях установочно - диспозиционной регуляции социального поведения личности. Рассмотрим основные концепции диспозиционно - установочной регуляции социального поведения.

1. Концепция установочной уровневой регуляции психической активности личности Ш.А.Надирашвили. В своих работах (215, 216, 217) автор рассматривает вопросы психической активности личности, с точки зрения установки и классифицирует практическое, теоретическое и социальное поведение. Развивая теорию Д.Н.Узнадзе, им выделяются основные уровни психической активности индивида.

Согласно Ш.А.Надирашвили, на первом уровне возникает установочное поведение, посредством объединения определенной потребности с соответствующей ей ситуацией. Это поведение служит для удовлетворения потребности, учитывая особенности ситуации, в которой оно осуществляется (216, с.44). На втором уровне психической активности на субъекта действуют, по мнению Ш.А.Надирашвили, "необходимые и достаточные для возникновения теоретического поведения внутренние и внешние факторы: теоретическая потребность и пригодная для ее удовлетворения конфликтная ситуация" (216, с.59).

Однако, психическая активность не исчерпывается, согласно Ш.А.Надирашвили, лишь активностью этих двух уровней. "Социальное поведение осуществляется при участии более сложного, третьего уровня психической активности" (216, с.61). Третий уровень психической активности относится к социальному поведению личности. Формирование социальной установки, необходимой для осуществления социального поведения, по мнению Ш.А.Надирашвили, требует наличия дополнительных факторов, возникающих лишь на уровне социальных условий. "Социальная установка, лежащая в основе социального поведения человека, создается только у личности, ориентированной на социальные ценности" (216, с.88).

Таким образом, психическая активность первого уровня реализуется в связи с конкретными чувственно данными предметами. Психическая второго уровня связана с общим, объектами действ„-тельности. А волевая социальная активность третьего уровня ориентирована на создание социальных ценностей.

После дифференцированного рассмотрения уровней психической активности человека, Ш.А.Надирашвили особо подчеркивает то обстоятельство, что эти уровни тесно связаны друг с другом. Также следует отметить, что "в зависимости от того, какой удельный вес занимают эти уровни в жизни человека, можно говорить об его уникальных личностных особенностях" (216, с.89).

2- Концепция психологического механизма поведения индивида -В.В.Водзинской. В.В.Водзинская в работе "Понятие установки, отношения и ценностной ориентации в социологическом исследовании" предлагает схему психологического механизма поведения индивида на разных уровнях: первый уровень - импульсивное поведение, второй уровень - поведение на основе объективации, третий уровень - поведение на основе повторения ситуации (87).

В схеме, предложенной В.В.Водзинской, видно, что регулятором поведения индивида является система фиксированных установок, система отношений, ценностная ориентация личности (87, с.48-55). В заключении автор отмечает, что "в самом широком смысле связь и различие между установкой, отношением и ценностной ориентацией следует понимать как связь и различие между уровнями осознанности, обобщения и социальной детерминированности этих регуляторов активности"(87, с.54).

Схема психологического механизма поведения индивида, в котором регулятором поведения является система фиксированных установок, представлена в работе В.В.Водзинской (87, с.51).

3. Концепция иерархической природы установки как психоло-ического механизма стабилизации деятельности А.Г.Асмолова. А.ПАсмолов, в своих работах (31, 32, 33, 34, 35) выдвинул гипотезу об иерархической уровневой природе установки как психологического механизма стабилизации деятельности. Им выделяются трехуровневая природа установки. Первый уровень - уровень смысловой установки, который является ведущим уровнем установочной регуляции деятельности. Смысловая установка, по мнению АХАсмолова, представляет собой форму выражения личностного смысла в виде готовности к совершению направленной деятельности. Основными особенностями смысловой установки являются: придание деятельности установочного характера; возможность существования их как осознаваемых, так и неосознаваемых; роль фильтра в отношении к установкам нижележащих уровней (32, с.75-76).

Второй уровень - уровень целевой установки. Целевая установка, по мнению А.Г.Асмолова, представляет собой готовность субъекта совершить прежде всего то, что сообразно стоящей перед ним цели, которая возникает после принятия определенной задачи (32, с.76). Основными особенностями целевой установки являются: выполнение функции стабилизации действия; проявляется в ситуациях возникновения препятствия - неопределенности на пути протекания действия. "Подобные проявления "самостоятельной" жизни целевой установки наглядно подтверждают факт существования тенденции к сохранению действия в определенном направлении как момента регуляции ..." (32, с.83).

Социально-психологические особенности и характеристика объекта исследования в г. Владикавказе (РСО-Алания)

Северный Кавказ - это регион, в котором проживает до 100 представителей различных национальностей (приложение № 9). Северо-Кавказский регион -это регион с самым высоким «потенциалом долгосрочных конфликтов» (342, с.9). Уже имели место конфликты между этническими группами Северного Кавказа - между Ингушетией и Северной Осетией (ноябрь, 1992г), Грузией и Южной Осетией (1989г), Абхазией и Грузией (1993), Россией и Чеченской Республикой Ичкерия (приложение № 8). В.А.Тишков отмечает, что первый этнический конфликт в форме открытого насилия произошел на территории Российской Федерации между осетинами и ингушами, который по своим пространственно-временным параметрам, интенсивности и последствиям может быть отнесен к категории крупномасштабных (322, с.354). По мнению Л.С.Рубан, конфликты на межнациональной почве «оказывают дестабилизирующее влияние на все соседние регионы» (271, с. 10). Характеризуя геополитическую ситуацию на Северном Кавказе, многими исследователями отмечаются такие характеристики как изолированность и взаимозависимость; экономический кризис; неразрешенная проблема межнациональных конфликтов (271)

Республика Северная Осетия- Алания (РСО-Алания) характеризуется и выделяется относительно высокой полиэтничностью, как в целом по республике, так и в отдельных населенных пунктах (111). Столица - город

Владикавказ, с его сложным этническим составом населения, с разнообразием культурных уровней и национальных характеров, представляет благоприятные условия для проведения социально-психологических исследований (111, с.112-113).

По последним данным, представленным Всесоюзным статуправле-нием (1989 г.), основными национальностями на территории республики являются: осетины (53%), русские (30%), ингуши (6%), (численность до осетино-ингушского конфликта) и др. Национальный состав населения республики подробно представлен в приложении № 6. Следует отметить, что ни одна из этнических групп не является однородной и единой по своей этнолингвистической, этнокультурной, этноисторической и этнопо-литической структурам (110).

Для полноты характеристики экспериментальной ситуации и объекта исследования, уместно, по мнению Л.С.Рубан, привести психологические характеристики и поведенческие модели представителей северо-кавказского супер - этноса, которые влияют на характер отношений с представителями других этнических групп (271, с.43). Этнопсихологические особенности коренного населения Северного Кавказа были предложены Г.У.Солдатовой (304, с.109-112). Среди них выделяются следующие этнопсихологические особенности:

1.Замкнутость (закрытость). Северокавказские культуры можно назвать замкнутыми, что «... определяет их низкую социальную мобильность и относительно высокую этнокультурную гомогенность» (304, с.110).

2.Персистентность. Северокавказские культуры в целом можно охарактеризовать скорее как застывшие (персистентные), чем динамические. В результате, «... в межэтнических отношениях присущ консерватизм, нелюбовь к компромиссам, инерционность и высокая межпоколенная преемственность этих качеств» (304, с. 110).

3. Регламентированность (жесткость), которая проявляется в том, что северокавказские народы скорее жесткие, чем дискретные системы, хотя каждый народ занимает отличную от других народов точку вблизи полюса жесткости (304, с. 110).

По мнению А.К. Байбурина, поведение человека в обществе всегда регламентировано, т.к. оно подчиняется нормам, выработанным в обществе. «Для каждой культуры характерны свои представления о значимости тех или иных фрагментов поведения, и, следовательно, своя конфигурация границы между обязательными (типизированным) и свободным (индивидуальным) поведением. При этом, чем более значимы сферы поведения, тем более жестко они регламентированы, тем сильнее контроль над соблюдением стандартов и образцов» (383, с.8). Таким образом, можно сказать, что степень регламентированности и месторасположение вблизи полюса жесткости в каждой культуре различны.

4. Традиционализм. Основой родства для многих народов Северного Кавказа, является исторически сложившаяся традиционная модель образа жизни (304, с. 111).

5. Коллективизм. Принято считать, что северокавказским обществам присущи общинная жизнь и высокая значимость родственных и соседских связей (304, с. 111-112).

Этнопсихологами были выявлены следующие характеристики социального и национально-психологического облика представителей коренного населения Северного Кавказа: высоко развитое чувство национальной гордости, большой приверженности национальным традициям; подчеркнутым вниманием и уважением к старшим по возрасту, по должности, положению; повышенной чувствительностью к словам, взрывной эмоциональностью; самостоятельностью, инициативностью, упорством и настойчивостью во всех видах деятельности; высокой физической подготовкой (271, с.43-51).

Дюбуа де-Монпере в своем сочинении о Кавказе писал о существовании осетинов как одного из замечательных явлений истории (95, с.119). А.Гакстгаузен (1857г.) писал о своем первом впечатлении, которое произвели на него осетины-гордый вид, телосложение и осанка, совершенно различают их от прочих Кавказских народов, их соседей (95, с.112).

Осетины (самоназвание ирон, дигорон, туаль, кударон) - это кавказская народность, которая говорит на языке иранской группы, но с различными диалектами.

Показатель, обусловливающий уровень групповой гетерогенности, это религиозная принадлежность. Основными религиями в республике являются христианство и мусульманство, на фоне соблюдения многочисленных языческих обрядов. Многие исследователи - Н.В.Дзадзиева, Х.В.Дзуцев, Ю.Ч.Кан неоднократно обращали внимание на одну из особенностей религиозных чувств осетинского населения - двоеверие (119, 121, 147). Согласно мнению Ю.Ч.Кана, следует говорить о своеобразной композиции двух религиозных пластов - православного христианства и языческих верований, уходящих своими корнями 6 скифскую древность, и мусульманства в сочетании также с язычеством (147, с.22). У некоторых народов, в том числе у осетин, «значимость этого фактора, в настоящий момент, относительно низка» (280, с.161-164).

Диагностика направленности вектора установки по отношению к своему народу в зависимости от национальной принадлежности

Показав содержание внутренних установок в диспозиционной структуре образа «Я» у лиц русской и осетинской национальностей, попытаемся определить основное направление установки по отношению к своему народу. Для реализации поставленной задачи используем: девятибалльную шкалу - отношение к своему народу; модифицированную методику Д.Катца и К.Брейли; ДТО-диагностический тест отношений.

Отношение к своему народу может проявляться в форме нейтрального отношения (на шкале соответствует 5 баллам), позитивного отношения (высокие показатели на шкале -8-9 баллов), и негативное отношение (низкие показатели на шкале -1-2 балла).

Как и следовало ожидать, ни в одной из четырех групп испытуемых, не были зафиксированы низкие показатели, свидетельствующие о негативном отношении к своему народу. Однако, наблюдалась различная тенденция направленности вектора установки по отношению к своему народу. Попытаемся проследить тенденцию изменения направленности установки, и определить значима ли она статистически. Для поставленной задачи используем S-критерий тенденций Джонкира, который покажет, существует ли тенденция изменения вектора направленности, значима ли она статистически. Выполнив ограничения по использованию данного критерия, получили следующее распределение направленности установок по отношению к своему народу.

Индивидуальные значения расположены таким образом, что можно проследить следующую тенденцию: нейтральные показатели (речь идет о ровном, спокойном, а не безразличном отношении) направленности установок по отношению к своему народу наблюдаются в группе лиц русской национальности (г.Санкт-Петербург), а высокие показатели позитивной направленности установки - у лиц осетинской национальности (г.Владикавказ). Таким образом, S-критерий тенденций Джонкира позволяет проследить: представленные в таблице четыре группы различаются по индивидуальным значениям вектора установки; тенденция изменения направленности вектора установки по отношению к своему народу не случайна, она статистически значима при р 0,01.

Содержательный анализ когнитивного и эмоционально-оценочного компонентов этносоциальной установки, направленной к своему народу раскрывает модифицированный вариант методики Д.Катца и К.Брейли в форме открытого вопроса, предлагающего написать пять основных качеств, которые характерны представителям своего народа. Обработка результатов проводилась методом контент-анализа, единицей которого стали, во-первых, качество, выраженное в форме отдельного понятия; во-вторых, гнезда синонимов, т.е. группы понятий, близких по смыслу (238). В исследовании приняли участие две группы: первая группа, лица осетинской национальности (ПО человек), вторая группа, лица русской национальности (90 человек). Всего было названо в первой группе 398 качеств, что соответствует 72,36% - «отклика» на открытый вопрос, во второй группе было названо 384 качеств, что соответствует 85,33%. Деление на положительные качества и отрицательные качества, присущие своему народу, естественно, может быть только условным, однако, если произвести суммирование всех названных качеств на две группы - одна группа - положительные качества, а другая группа -отрицательные качества, то положительные качества превалируют над отрицательными, в соотношении примерно 3:1. Аналогичные результаты в соотношении положительных и отрицательных качеств отмечаются в социологическом исследовании, проведенном в 1995 году в Санкт-Петербурге (238).

Самым «главным» качеством, характерным русскому (своему) народу, по мнению второй группы, является доброта и близкие качества-синонимы, определяющие отношение к людям - дружелюбие, доброжелательность, добродушие, отзывчивость, щедрость, гостеприимство, великодушие, миролюбие, сердечность и др. Всего было названо 112 качеств, что соответствует 29,76%.

После качеств, определяющих отношение к людям, следует отметить качества, определяющие общий стиль поведения - поведенческие характеристики: честность, порядочность, верность, открытость, коммуникабельность, бескорыстие, осторожность, доверчивость и др. Всего было названо 98 качеств, что соответствует 25,52%.

Следует обратить внимание, на качества, характеризующие умствен-ные способности своего народа, такие например, как ум, одаренность, талантливость, оригинальность, остроумие, изобретательность, находчивость и др. Всего было названо 74 качеств, что соответствует 19,27%.

Наиболее противоречивыми, полярными были качества, которые характеризовали отношение к труду - общий стиль деятельности. Так например, упоминались такие качества как трудолюбие, работоспособность, деловитость, с одной стороны, и безалаберность, бесшабашность, безответственность, лень, пассивность, с другой стороны. Всего было названо 62 качества (38 - отрицательных и 24- положительных качеств), что соответствует 16,14%, причем доля отрицательных качеств составляла 61,29%, а доля положительных качеств - 38,7

Следующими по частоте упоминания были волевые характеристики, такие как терпеливые, терпимые, настойчивые, смелые, решительные, стойкие, выносливые, волевые, слабохарактерные. Всего было названо 22 качества, что соответствует 5,72%. Значительно реже, около 3%, упоминались качества, характеризующие отношение к себе - гордые, самолюбивые, уверенные в себе, красивые. Этот факт свидетельствует о типичной для русских установке на «других» со слабой фиксацией установки, направленной на «себя» (238, с.24). Качества, упоминаемые около 1%, характеризовали социальные характеристики (патриотизм, коллективизм, национализм).