Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Национально-психологические особенности калмыков Бадмаева Занда Сергеевна

Национально-психологические особенности калмыков
<
Национально-психологические особенности калмыков Национально-психологические особенности калмыков Национально-психологические особенности калмыков Национально-психологические особенности калмыков Национально-психологические особенности калмыков Национально-психологические особенности калмыков Национально-психологические особенности калмыков Национально-психологические особенности калмыков Национально-психологические особенности калмыков
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Бадмаева Занда Сергеевна. Национально-психологические особенности калмыков : Дис. ... канд. психол. наук : 19.00.05 : Москва, 1997 169 c. РГБ ОД, 61:98-19/42-4

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. Теоретико-методологический подход к пониманию национальной психологии калмыков 15

1. Осмысление сущности национальной психологии как предпосылка изучения национально-психологических особенностей калмыков 15

2. Характеристика факторов, оказавших влияние на формирование психологии калмыков 58

ГЛАВА II. Экспериментальное исследование национальной особенностей калмыков 90

1. Программа исследования национально-психологических особенностей калмыков 90

2. Характеристика результатов исследования национально- психологических особенностей калмыков 99

Заключение 137

Список использованной литературы 146

Приложения

Введение к работе

Актуальность темы исследования

Современный этап развития общества в России требует новых подходов и решений вопросов которые ставит перед нами социальная практика межнациональных отношений. Вместо всестороннего анализа существовавших острых проблем в данном вопросе чаще всего констатировали гармонию в этой сфере, нерушимую дружбу народов, а действительность диктует что, необходимо видеть все: и реальную конфликтность, и недостаточность взаимопонимания между представителями различных наций и этносов и потребности в тщательном регулировании взаимопонимания между ними. Как следствие этого деформации и ошибки в подходах к оценке роли национального фактора в духовной жизни конкретных народов, развитии родного языка, традиций и культуры негативно влияли на взаимопонимание и взаимоотношения людей.

В современных условиях от людей, живущих в современном обществе и следовательно имеющих какое-либо влияние на процессы современного общества, требуются разносторонние научные знания и особенно глубокое понимание психологических аспектов этой деятельности. Сегодня приобретает все большую значимость новая отрасль науки - этническая психология, которая занимается изучением и анализом психологических

особенностей представителей различных национальных общностей.

Поэтому актуальны исследования психологического своеобразия психики представителей конкретных народов и его учет в жизнедеятельности.

Сегодня всякая деятельность в условиях конкретной республики или национального региона нашей страны немыслима без опоры на знание и учет национально-психологических особенностей.

На необходимость учета национально психологических особенностей в воспитании разных племен и народов указывали зарубежные этнографы / Р. Бенедикт, М. Мид, Г. Плосс, М. Рид, Д. Уайтинг и др. /. Они отмечали уникальность этнических признаков, присутствующих в культурной жизни народа - особенностей языка, быта, религии, философии жизни, в зависимости от разных исторических и климатических условий возникновения этноса.

Посильный вклад в решение этой задачи должна вносить этнопсихология. Первая из них еще очень молода как наука, а вторая, начав развиваться на рубеже XX века, за тем оказалась по ряду причин вне круга интересов отечественных ученых. После развернувшихся, сначала в конце 60-х, а затем в начале 80-х годов, дискуссий по вопросу нации, проблемы национальной психологии, ее роли в жизни и деятельности людей, места в структуре общественного, в том числе и политического, сознания вновь стали привлекать внимание философов, историков, этнографов, филологов и представителей других наук (

Баграмов Э. А., Богатырев П. Г., Бромлей Ю. В., Воробьева Н. Н., Джандильдин Н., Козлов В. Н., Кон И. С, Королев С. И., Филатов В. Н. и др.)- Были опубликованы работы теоретической направленности, намечены пути

исследования составных элементов психологии нации, рассмотрены вопросы структуры и природы этого явления, его влияния на развитие этнических и политических процессов в обществе ( Агеев В. С, Дробижева Л. Н., Душков Б. А., Кон И. С, Ладанов И. Д., Луганский Н. И., Ниязалиев Ш., Поршнев Б. Ф., Феденко Н. Ф. и др. ). Была заложена серьезная основа для последующего развития важной области научного знания.

За последние два десятилетия отечественная этнопсихология значительно продвинулась вперед в деле изучения психологических особенностей представителей разных народов мира и некоторых этнических общностей России, значительный прогресс достигнут в вопросе учета национально-психологической специфики людей при анализе межнациональных отношений, политических и других процессов в обществе ( Аллахвердянц Э. Н., Гаврилов В. А., Деркач А. А., Крысько В. Г., Куликов В.Н., Куликов И.Д., Кцоева - Солдатова Г. X., Мулдашева А. Б., Науменко Л. И., Оконешникова А. П., Резников Е. Н., Саракуев Э.А., Серова И. И., Сушков И. Р., Шихирев П. Н. и др. ). В то же время, до сих пор мало исследований на стыке психологии и политологии, которые позволяют правильно осмысливать этнопсихологические детерминанты таких явлений, как политический климат в стране, специфика функционирования взглядов и настроений в общественно

политической деятельности представителей тех или иных народов, особенности их политического ангажирования. Своеобразие реагирования на политические реалии в государстве и т. д.

Все это обусловило выбор темы диссертации: «Национально - психологические особенности калмыков ».

Объект исследования - национально психологические особенности калмыков.

Предмет исследования - специфика проявления национально - психологических особенностей калмыков в их жизни, поведении и деятельности.

Цель исследования - выявить и описать основные национально - психологические особенности калмыков, изучить специфику их проявления в наиболее значимых областях жизни представителей этой нации и показать их влияние на поведении и деятельности.

Гипотеза исследования - для калмыков характерны свои национально - психологические особенности, которые сформировались и закрепились под воздействием конкретных социально-исторических,

политических, экономических, культурных и природных факторов. Эти особенности находят выражение в специфике восприятия, мышления, мотивации поведения и деятельности, своеобразии эмоциональной и волевой активности, межличностного и межгруппового

взаимодействия калмыков, а также влияют на конкретные стороны их жизни и деятельности.

Задачи исследования :

1.В рамках изучения национально

психологических особенностей калмыков уточнить методологический подход к пониманию сущности и содержания национальной психологии, её форм и своеобразия проявления в жизни и деятельности людей;

2. на основе гносео-исторического подхода выявить и описать факторы и условия, оказавшие влияние на формирование и закрепление важнейших национально- психологических особенностей калмыков;

3. разработать программу и адаптировать существующие методики для стандартного этнопсихологического исследования национально- психологических особенностей калмыков;

4. осуществить комплексный сравнительный анализ полученных с помощью гносео-исторического подхода и в результате стандартного этнопсихологического исследования наиболее значимых черт национальной психологии калмыков и дать их общую характеристику;

5. показать специфику проявления национально -психологических особенностей калмыков в их жизни и деятельности.

Методологической основой исследования явились разработанные, развитые и конкретизированные в трудах российских ученых кардинальные положения о целостном процессе формирования всесторонне и гармонично развитой личности с определенными национально-психологическими особенностями; методологические принципы

психологической науки; идеи и высказывания о социально-исторической природе национальная психологии, о детерминирующих ее объективных факторах, о влиянии национальной психологии одного народа на психологию других.

Теоретической основой исследования стали работы, раскрывающие, в частности, научные основы психологии личности и психологии различных общностей, их роль в жизни и деятельности людей (К.А. Абульханова -Славская, В.Г. Ананьев, Брушлинский; А.А. Бодалев, Л.С. Выготский, А.Г. Ковалев, А.А. Леонтьев, А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский и др ).; социально-психологическую сущность национальной психологии ( Г.М. Андреева, Ю.В . Арутюнян, Э.А. Баграмов, К.В. Бромлей, Л.Ф. Дашдамиров, Н. Джандильдин, Л.М. Дробижева, Б.А. Душков, В.И. Козлов, И.С. Кон, СИ. Королев, В.Г. Крысько, Н.М. Кузнецов, Ш. Ниязалиев, Б.Ф. Поршнев, Ю.В. Решетов, Г.В. Старовойтова, В.П. Трусов, П.Н. Шихирев и др.), основные принципы и методы построения этнопсихологического исследования ( B.C. Агеев, Н.В. Бахарева, А. Бороноев, А.Х. Гаджиев, Л.М . Дробижева, В.Г. Крысько, Г.У. Кцоева, А.П. Оконешникова, В.Ф. Петренко, Г.В. Старовойтова и

ДР-) Методы исследования. Для изучения национально - психологических особенностей калмыков и их учета в различных условиях жизни и деятельности была разработана и применена комплексная методика

стандартного этнопсихологического исследования,

сочетавшаяся с использованием гносео - исторического подхода, включавшего теоретическое и практическое обобщение научных идей и взглядов о национальной психологии калмыков, изложенных в исторической, психологической, педагогической, этнографической,

философской и методической литературе (проанализировано 370 источников); контент - анализ специальных научных источников, произведений калмыцкого поэтического, этического, фольклорного творчества (проанализировано 260 источников); беседы и интервью с калмыками в различных районах Калмыкии (всего опрошено 1200 человек); специальное тестирование и моделирование жизни и деятельности калмыков (использовано всего 12 методик); общее количество респондентов составило 650 человек.

Исследование проводилось с 1993 по 1997 годы на территории Республики Калмыкия. Исследованием были охвачены 1850 человек.

Надежность и достоверность результатов

обеспечивались исходными методологическими

позициями автора, применением апробированного инструментария, проведением повторных исследований, взаимопроверкой данных, сравнением с выводами других исследований.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в том, что:

? - дана сущностная характеристика национально -психологических особенностей людей и оценена возможность учета в различных сферах их жизнедеятельности;

? - обоснован принципиально новый подход к исследованию и анализу национально - психологических особенностей калмыков;

? - выявлены и проанализированы факторы, оказавшие воздействие на национальную психологию калмыков: своеобразие их исторического и политического развития (до и после вхождения в состав России), специфику их культурных традиций; особенности религиозного сознания калмыков;

? - впервые проведено стандартное этнопсихологическое исследование калмыков;

? - представлен целостный и всесторонний анализ национально-психологических особенностей представителей калмыков;

? - проанализированы конкретные формы проявления национально-психологических особенностей калмыков в их политической, экономической, общественной и культурной жизни и деятельности.

Научная обоснованность и достоверность результатов применяемых методик определяется: достоверностью и проверенностью исходных

методологических позиций; проверкой общих

теоретических положений посредством соотнесения их с полученными результатами; анализом и обобщением

данных разнообразных источников, содержащих

информацию о национально - психологических особенностях калмыков; применением совокупности надежных методик стандартного этнопсихологического исследования, адекватных его цели и задачам; использованием апробированного инструментария,

повторных исследований, взаимопроверкой данных, репрезентативностью полученной выборки.

Практическая значимость исследования состоит в том, что:

? - выделены основные сферы исследования национально - психологических особенностей представителей определенной национальной группы;

? - выявлены и представлены в комплексном виде национально - психологические особенности калмыков;

? - реализован принцип сочетания стандартного этнопсихологического исследования с гносео историческим подходом к анализу национально психологических особенностей калмыков;

? - подобран (адаптирован и апробирован) комплекс методик стандартного этнопсихологического исследования;

? - разработаны практические рекомендации по совершенствованию взаимодеятельности представителей различных этнических групп с учетом национально-психологических особенностей.

Кроме того, результаты проведенного исследования позволяют: по новому взглянуть на историю, социально-экономическое развитие Калмыкии и психологии её народа; более точно прогнозировать и оценивать перспективы политических, экономических и социальных перемен в республике; в ее общественной жизни (в комплексе с данными исследований других наук); совершенствовать процесс межличностного общения с представителями калмыцкого этноса, что важно для данного этапа нашей жизни.

Внедрение и апробация результатов

исследования. Содержание диссертации, выводы н научно-методические рекомендации докладывались на конференциях Института Молодежи, Российского

психологического общества, на страницах журнала «Мир психологии», на заседаниях кафедры педагогики и психологии личности Института молодежи, в Московском институте национальных и региональных отношений.

Результаты исследования внедрялись в практику путем: чтения специально подготовленного курса, проведения по нему семинарских занятий и практических занятий на психологическом факультете Института молодежи и в Московском институте национальных и региональных отношений; подготовки к изданию «Этнопсихологического словаря».

На защиту выносятся следующие положения:

Национальная психология как явление общественного сознания существует и проявляется в виде социально- психологических характеристик национальных особенностей людей и их групп, получивших название национально - психологических особенностей.

Понятие «национально - психологические

особенности » является подчиненным по отношению к понятию « национальная психология » как к общему, как к одному из признаков нации. Национальный характер, национальное самосознание, национальные чувства и настроения, национальные интересы, ориентации и традиции являются структурообразующими, а национально - психологические особенности - динамическими

компонентами национальной психологии.

В структуру системообразующих компонентов психологии нации обычно включаются национальное самосознание, национальный характер, национальные чувства и настроения, национальные интересы, ориентации и традиции. В структуру динамических компонентов национальной психологии входят мотивационно - фоновые, интеллектуально - познавательные, эмоционально - волевые и коммуникативно - поведенческие национально психологические особенности, проявляющиеся как результат непосредственного реагирования психики представителей конкретных этнических общностей.

Национально - психологические особенности имеют определенные свойства, к которым можно отнести:

невозможность приведения их своеобразия к какому- то общему знаменателю; способность детерминировать

характер функционирования других психологических явлений, придавая им особую направленность; большая по сравнению с другими психологическими явлениями консервативность и устойчивость; многообразие.

Проведенное исследование показало, что под воздействием многих факторов у калмыков сформировались следующие национально - психологические особенности:

•- под влиянием исторического, социально политического и экономического развития - стойкость в достижении поставленных целей, верность данному слову, выносливость, неприхотливость, настойчивость,

старательность, умение довольствоваться малым,

способность переносить большие трудности,

самостоятельность, независимость, сплоченность, чувство единой национальной принадлежности;

• - под влиянием специфики культурного развития -уважительное отношение к старшим и младшим; уважение достоинства других людей, стремление во всех отношениях с другими людьми соблюдать порядочность и честность;

- под влиянием религиозного развития - стремление не задумываться о трудностях жизни, умение легко и быстро их преодолевать, стойкость к страданиям, неприхотливость, непритязательность, стремление к самосозерцанию, самоконтроль, самоуспокоенность,

трезвость мысли и рационализм, довольство тем, что есть в жизни в настоящее время, самоограничение себя в

желаниях и мечтах, определенная настойчивость при достижении реально существующих целей, жесткость при достижении реальной перспективы, уважительное

отношение ко всякому живому существу, человеку в особенности, умеренность, стремление к гармонии, уравновешенность.

Структура и объем диссертации.

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Осмысление сущности национальной психологии как предпосылка изучения национально-психологических особенностей калмыков

С древнейших времен между племенами и народами, этническими группами и отдельными людьми осуществлялись разнообразные и интенсивные контакты. Происходило это по многим причинам: в процессе освоения новых земель и путей сообщения, миграционных процессов, войн, путешествий и экспедиций, торговых контактов. В результате возникала практическая потребность осмысления культурных, языковых, экономических, политических и психологических особенностей представителей различных этнических общностей.

И уже начиная с Геродота и Тацита, ученые древности, повествуя о дальних странах и проживающих там народах, немало внимания уделяли описанию их нравов, обычаев привычек. Это, как считалось, могло облегчить сношения с соседями, понимание их замыслов и намерений, характера поведения и поступков1. На необходимость изучения этих особенностей обращали внимание также Гиппократ, Демокрит, а впоследствии и другие европейские мыслители2. Их суждения представляют собой одну из самых первых известных нам попыток описать психологический облик народов и дать ему адекватное объяснение.

За прошедшие века человечество накопило большое количество оценок подобного рода, а этнопсихология оформилась в самостоятельную науку. Этапы ее развития отражены во взглядах на психологию народа, которые высказывались учеными разных времен. Ш. Монтескье, живший в ХУШ веке, считал "дух народа" производным от географических условий.

Представители другого ( биологизаторского ) направления переносили законы жизни животного мира на человеческое общество.

В середине XIX в. Л. Штейнталь и С. Лацарус разработали теорию "народного духа", который они понимали как некую таинственную субстанцию. А Вильгельм Вундт написал десятитомный труд под названием "Психология народов", где он высказывал мысль о том, что "душа" народа проявляется в его языке, мифах, обычаях, нравах. Г. Лебон разработал теорию подражания, а В. Макдугалл дополнил ее концепцией инстинктов социального поведения.

Для многих ученых начала XX века был свойственен психоаналитический подход к пониманию сущности национальной психики, который затем сменился разработкой теорий "базовой" и "модальной" личности. На их основе в 50-90-е годы нашего столетия были проведены исследования национально-психологических особенностей различных народов, и в настоящее время западная этнопсихология имеет достаточный банк данных о специфических чертах психического склада многих народов мира1.

Такие же исследования осуществлялись и в нашем государстве. Россия была первой страной, в которой были не только сформированы устойчивые взгляды на природу национальной психики, но и на несколько десятков лет раньше, чем в Европе начата планомерная работа по сбору и осмыслению этнографического и этнопсихологического материала. В середине XIX в. в Русском географическом обществе был создан этнографический отдел во главе с Н. Д. Надеждиным, членами которого стали академики В. Бэр и К. Д. Кавелин,. Они сформулировали основные принципы этнографической науки, в том числе и относительно изучения этнопсихологических феноменов . И с 1850 года начала осуществляться программа исследования этнографического своеобразия населения России и к концу века был накоплен большой банк данных содержавший и психологические разделы. Эти данные могут быть и сегодня использованы для составления психологического портрета народов России и их сравнительно-сопоставительного анализа.

К этому времени относится и начало изучения и осмысления особенностей жизни, культуры, быта, традиций и психологии калмыков в нашей стране. Исследователи описывали их как народ, живший в междуречьи Волги и Дона, имевший свою своеобразную материальную и духовную культуру, семейные и общественные отношения, веками занимавшийся традиционным кочевым скотоводством. При этом всегда подчеркивалось, что в его традициях, культуре и психике сочетались черты, свойственные как всем монгольским народам, так и вновь приобретенные в результате этнических контактов и жизни в составе России.

Изучение этнографической и психологической специфики народов нашей страны продолжилось и после революции 1917 года. Необходимость этого была обусловлена многонациональным составом России. Работа в этом направлении проводилась особенно активно в конце 20-х годов, однако впоследствии в условиях культа личности Сталина была приостановлена.

Лишь в 60-х годах вновь появились публикации по этнопсихологическим проблемам. В 1966-1970 гг. на страницах журнала "Вопросы истории" развернулась дискуссия по вопросам теории нации. Часть авторов не признавала существования одного из признаков нации - ее психического склада, другая настаивала на его существовании. Эта дискуссия привлекла внимание к этнопсихологии, что способствовало ее дальнейшему развитию, В результате в 1983 году в журнале "Советская этнография"1 прошла еще одна дискуссия по различным ее аспектам, а главный вывод этой дискуссии сводился к тому, что необходимы серьезные прикладные исследования психологии многочисленных народов нашей страны.

Характеристика факторов, оказавших влияние на формирование психологии калмыков

Для того, чтобы правильно понять национально -психологические особенности калмыков, первоначально необходимо исследовать факторы и условия, которые были источниками их формирования. Таким образом, можно практически реализовать гносео - исторический подход к их изучению.

Происхождение калмыков1 . Калмыцкий народ монгольского происхождения, его предки ойраты с древних времен вели кочевой образ жизни на территории в древности именовавшейся Джунгарией (название «Джунгария» появилась в европейской литературе в начале восемнадцатого века, как наименование сложившегося ханства ойратов).

В исторической хронике монголов «Сокровенное сказание», датируемом 1240 годом перечисляются монгольские племена, которые впоследствии вошли в состав ойратов, а затем стали известны и как калмыки.

В книгах, относящихся к концу первой половины тринадцатого века, также перечисляются племена чонос, ойраты, дорбены, тайджиуудцы, меркиты, кереиты, бывшие монгольские, из числа которых впоследствии произошли калмыки. Те же племена перечисляются в сочинении персидского историка Рашид - ад - дина, жившего в конце тринадцатого - начале четырнадцатого века, служившего у монгольских иль - ханов на персидском престоле. Он сообщает, что народности, которых в то время называли монголами, получили определенное название джалаир, сунит, татар, меркит, курлат, тулас, туман, булагачин, керэмучин, урасут, тамгалык, таргут, ойрат. В разных местах своих сочинений он пишет о кераитах, тайджиутах, чоносах, дурбанах, меркитах, ойратах и других племенах.

Можно предполагать, что ойраты уже в тот период отличались от остальных монгольских племен не только по языку, но и по некоторым элементам материальной культуры, так как очутившись в верховьях Енисея монгольские племена, в частности ойраты, вступили в контакт с различными тюркоязычными племенами, жившими на Алтае в Саянских горах.

Несколько иная точка зрения на возникновение ойратов была у исследователя Л. Н. Гумилева. Он считает, что «в предгорьях Тарбагатая, коренные монгольские племена смешались с местным тюркским населением, хозяйство которого было приспособлено к условиям сезонного выпаса скота и вертикальных перекочевок - из степей в горы и назад. В результате вторичной адаптации и метизации возник новый народ, который с течением времени полностью обособился от коренных монголов и получил древнее название ойраты или новое - калмыки.».

«Ойратами» называли союз четырех племен: дорбетов, хойтов торгоутов и хошеутов, предки которых были сосланы в Западную Монголию Чингиз - ханом, а там смешались с тюркским этносом: - ойратами, и взяли их этническое название благодаря чему в их языке много «тюркизмов»1.

Ойраты в эпоху Чингиз - хана и Джунгарского ханства. В империи Чингиз-хана и его приемников ойраты составляли одно из феодальных владений, более или менее самостоятельно управлявшееся своими владетельными князьями, власть которых была наследственной.

Находясь на периферии монгольской империи, вдали от центра, ойратские феодалы пользовались относительной самостоятельностью от центральной ханской власти, всячески в то же время укрепляя свою власть в собственных владениях. В отличии от центральных областей тогдашней Монголии, экономически тяготевшей к рынкам Китая и от них зависевших, ойратские владения, не менее восточных монголов заинтересованные в торговом обмене с Китаем, были все же менее связаны с китайскими рынками, ибо имели возможность хотя бы отчасти иногда покрывать свои потребности за счет торговли с западными тюркоязычными соседями.

Так складывалась некоторая территориальная, административная и отчасти экономическая обособленность ойратских феодальных владений, способствовавшая сохранению и укреплению специфических особенностей в языке, быте и культурных традициях ойратов, сближавших их между собой, но в то же время отличавшая их от остальных монголов. В этих условиях, с одной стороны, не могла не зародиться и не получить развитие тенденция к формированию особой ойратской монголо - язычной народности. Эта тенденция усиливалась благодаря тому, что ойраты населяя западные области Монголии, вольно или невольно вовлекались в борьбу, которую вели между собой монгольские претенденты на ханский престол в середине и в течении всей второй половины тринадцатого века.

С другой стороны, уже это время начал складываться особый колорит их психики. Исследователи того времени подчеркивают, что ойраты по своему национальному характеру были по сравнению с монголами более независимыми, сплоченными, самостоятельными, настойчивыми и старательными1 .

Ойратские воины несомненно участвовали в походах Чингиз-хана и его приемников. Об этом можно судить по письменным источникам. Рашид - ад - дин сообщает, что «в Иране и Турции было и есть множество людей из числа эмиров ойратского племени...Из рода чоносов был в Иране Джаурчи, эмир тысяцкий»2 .

Программа исследования национально-психологических особенностей калмыков

Реализуя гносео - исторический подход в исследовании национально-психологических особенностей калмыков, в диссертации были получены лишь общие о них представления, основанные на контент - анализе специальной литературы по проблеме и обобщениях специалистов, которые посвятили свои исследования отображению их жизни и деятельности, описанию специфики поведения, традиций и нравов.

Однако, как уже подчеркивалось ранее, этого недостаточно! Для уточнения и правильного осмысления проявлений национально - психологических особенностей у современных калмыков, а также проверки точности их осмысления необходимо было проводить стандартное этнопсихологическое прикладное исследование. Оно и осуществлялось на территории Республики Калмыкия в период с 1993 по 1997 гг. Основная его часть приходилась на 1995-1996 гг. Респондентский корпус составили жители г. Элиста и районов Калмыкии, среди которых были разные: половозрастные, социальные и религиозные группы населения республики.

Содержание стандартного этнопсихологического исследования калмыков. Объектом стандартного этнопсихологического исследования были современные калмыки, а его предметом выступали особенности проявления их национальной психологии в их поведении и деятельности, в повседневной жизни и общении.

Объект и предмет исследования диагностировались и осмысливались в результате изучения: 1. Национального самосознания калмыков; 2. Национальной самоидентификации калмыков; 3. Потребностно - мотивационной сферы их национальной психики. 4. Ценностных ориентации и установок калмыков 5. Национальных ( авто- и гетеро- ) стереотипов калмыков 6. Коммуникативно - поведенческой сферы их национальной психики и общения

Комплекс методик, направленных на изучение национально - психологических особенностей через посредство исследования указанных выше феноменов, был поэтому изначально ориентирован на учет:

а) Показателей проявления национально-психологических особенностей и_ национального самосознания калмыков: - осознания ими своей национальной принадлежности; - представлений об этноконсолидирующих и этнодифференцирующих признаках; - представлений о своей и « чужой » национальной психологии; - самоотношения калмыков - проявление их национального локуса контроля1 (переживания своего "я"); - этнических стереотипы; - приверженности к национальным ценностям: языку, культуре, обычаям, традициям, ценностям. Методики этой проблематики исследования включали использование: - этнопсихологический опросник (разработан Саракуевым Э.А.) - специально адаптированного опросника исследования самоотношения (МИС) (разработан В.В. Столиным); - специально адаптированного теста Люшера б) Показателей в_ измерении национальной специфики потребностей и мотивов калмыков: - национальных предпочтений определенных видов деятельности; - интенсивности, регулярности и продолжительности занятий этими видами деятельности; - национальных отличий в намерениях выбора калмыками конкретных видов деятельности.

Методики этой проблематики включали использование: этнопсихологического опросника; - специально адаптированного теста измерения потребности в общении (составители: Ю.М. Орлов, Л.П. Орлова, В.Н. Шкуркин); - специально-адаптированного теста-вопросника измерения потребности в достижениях; - специально адаптированного теста измерения ценностных ориентации; В исследовании потребностно - мотивационной сферы национально - психологических особенностей калмыков целесообразно придерживаться точки зрения согласно которой потребность в социологическом и социально психологическом плане выступает как способность и стремление к реализации ценностей, к потреблению благ, как наивысшая степень необходимости, нужды в предметах, состояниях, процессах, реализация которых обеспечивает сохранение или желательное изменение жизнедеятельности индивида, социальной группы, объектами удовлетворения потребностей являются ценности. Различаются материальные ценности и культурные или духовные ценности (общение, знание, творчество и т.д.),

Социальные потребности непосредственно связаны с поведением человека как члена общества. Их сущность и особенности трудно постичь вне механизма социальной деятельности человека. В этом отношении социальные потребности можно структурировать по уровням присвоения человеком социальных форм деятельности или последовательно расширяющимся сферам активности. Связь потребности с деятельностью индивида, социальной группы дает основание оценивать потребности, не поддающиеся прямому, непосредственному измерению, косвенным путем, предполагающим измерение деятельности, направленной на удовлетворение соответствующей потребности. Подобная оценка дает возможность наряду со скрытой диспозицией выявлять также и мотивационные аспекты потребности. В мотивах человека его цели и способы достижения объектов потребности осознаются. Поэтому изучение потребностей калмыков должно включать в себя и изучение мотивационных процессов, которые, в свою очередь, включают в себя направляющие образы и другие когнитивные синтезы, а также программы их деятельности по достижению и удовлетворению.

Характеристика результатов исследования национально- психологических особенностей калмыков

Принципы обобщения результатов исследования. В интересах локализации результатов исследования национально-психологических особенностей калмыков и с целью получения наиболее значимых данных анализу подвергались прежде всего самые репрезентативные элементы, которые наиболее полно характеризуют психическую жизнедеятельность представителей этой этнической общности и которые позволили выявить примененные методики..

Изучение национально - психологических особенностей калмыков осуществлялось в русле стандартного этнопсихологического исследования, когда предпочтительному прослеживанию подвергалась национальная специфика проявления выделенных психологических показателей у респондентов этой этнической принадлежности. Этой цели служил специально подобранный комплекс индивидуально- и социально-психологических методик и разработанная система эмпирических измерения, адаптированные с учетом их восприятия калмыками.

Кроме того, в процессе исследования использовались и элементы кросс-культурного анализа, когда национально-психологические особенности калмыков сравнивались у различных половозрастных и социальных групп (дети, школьники, студенты, пенсионеры, жители города и сельской местности), проживающих на территории республики и калмыков, длительное время находящихся вне Родины.

Исследование проводилось на территории Республики Калмыкия в период с 1993 по 1997 гг. Основная его часть приходится на 1995 - 1996 год. Респондентский корпус составили жители г. Элиста и районов Калмыкии. В зависимости от национальной принадлежности была составлена (в интересах проведения достоверного исследования) выборочная совокупность респондентов с количественным составом их по республике.

Массив данных обрабатывался автором с привлечением специалистов - квалифицированных программистов. Интерпретация эмпирических данных проводилась путем анализа данных (в том числе и сравнительно - сопоставительного анализа).

Для эмпирического исследования были составлены выборочные совокупности респондентов: 1) студенты и учащиеся калмыцкой национальности; 2) жители городов Калмыкии; 3) жители сельских районов республики. Все они были опрошены по этнопсихологическому опроснику, опроснику самоотношения, опроснику уровня субъективного контроля, вопросникам измерения потребностей и мотивов, вопросникам измерения коммуникативно-поведенческой деятельности, прошли через диагностический тест отношений. В выборочную совокупность студентов, школьников вошло 650 человек. Расчет репрезентативности выборки проводился по национальному признаку. В выборочную совокупность жителей деревни вошло 750 человек. Расчет репрезентативности выборки проводился по национальному признаку. В выборочную совокупность жителей города также вошло 450 человек Генеральная и выборочная совокупности незначительно отличаются друг от друга по параметру национальности. Расчет ошибки репрезентативности был произведен по формуле: М= где М - ошибка репрезентативности, 5 - дисперсия признака в генеральной совокупности, ц- объем выборки, S - дисперсия признака в выборке, Х- значение признака. Ошибка репрезентативности выборки по национальности составила М 0.38. Это означает, что с такой ошибкой результаты опроса можно распространить на всю генеральную совокупность. Другими словами, данные опроса достоверны с доверительной вероятностью Р 99,6. Отметим, что полученные цифры говорят о высокой степени точности воспроизведения структуры всего контингента исследуемых в выборочной совокупности по национальности.

Анализ результатов изучения особенностей национального самосознания калмыков. Основной рабочий инструмент измерения эмпирических индикаторов национального самосознания в нашем исследовании был представлен этнопсихологическим опросником, а также методиками изучения самоотношения, локуса контроля и диагностическим тестом отношений.

Этнопсихологический опросник включал в себя блоки вопросов о: - национальном языке; - национально-культурных ориентациях; - национальных традициях, обычаях и обрядах; - чертах национального характера. Сравнительные материалы опроса калмыков дали следующие результаты. Блок опросника, отражающий эмпирические индикаторы национального самосознания калмыков, открывался вопросами, касающимися положения национального языка в этнической среде калмыков.

При этом мы исходили из того, что функционирование национального языка при этом выступало важнейшим показателем национального самосознания. Язык является носителем широкого набора символов национального единства, сходства представителей данного этноса, их отличия от других. В процессе исторического развития каждый язык накапливает, аккумулировал в себя важнейшие моменты прожитой его народом исторической действительности, специфические формы познаваемого им мира: разные мысли и переживания, научные знания и идейные учения. Поэтому язык калмыков для последующих поколений выступает как априорное знание, как копилка народного опыта. Входящая в жизнь личность впитывает в себя весь данный языковый мир, в котором, помимо прочего, закреплена и "национальная информация". Язык калмыков является средством пробуждения национального самосознания, средством усвоения национальной истории, духовных ценностей, вкусов, символов, мыслей, чувств, мечтаний народа.

Насколько язык выполняет подобные функции указывает состояние языка представителей калмыцкой этнической общности. Поэтому при изучении было важно выяснить и учесть характер языкового общения и речевого поведения: в какой мере язык служит средством общения в пределах изучаемого этноса и за этими пределами; в каких жизненных сферах он используется больше или меньше, какой другой язык, в каких сферах и в какой мере сопутствует языку данной нации, какова мера устойчивости данного языка в условиях языкового сосуществования, как люди относятся к своему национальному языку.