Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Общее и особенное в этническом самосознании жителей Самары и Самарской области (На материале исследований русских, мордвы, татар и чувашей) Львина Елена Дмитриевна

Общее и особенное в этническом самосознании жителей Самары и Самарской области (На материале исследований русских, мордвы, татар и чувашей)
<
Общее и особенное в этническом самосознании жителей Самары и Самарской области (На материале исследований русских, мордвы, татар и чувашей) Общее и особенное в этническом самосознании жителей Самары и Самарской области (На материале исследований русских, мордвы, татар и чувашей) Общее и особенное в этническом самосознании жителей Самары и Самарской области (На материале исследований русских, мордвы, татар и чувашей) Общее и особенное в этническом самосознании жителей Самары и Самарской области (На материале исследований русских, мордвы, татар и чувашей) Общее и особенное в этническом самосознании жителей Самары и Самарской области (На материале исследований русских, мордвы, татар и чувашей) Общее и особенное в этническом самосознании жителей Самары и Самарской области (На материале исследований русских, мордвы, татар и чувашей) Общее и особенное в этническом самосознании жителей Самары и Самарской области (На материале исследований русских, мордвы, татар и чувашей) Общее и особенное в этническом самосознании жителей Самары и Самарской области (На материале исследований русских, мордвы, татар и чувашей) Общее и особенное в этническом самосознании жителей Самары и Самарской области (На материале исследований русских, мордвы, татар и чувашей)
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Львина Елена Дмитриевна. Общее и особенное в этническом самосознании жителей Самары и Самарской области (На материале исследований русских, мордвы, татар и чувашей) : Дис. ... канд. психол. наук : 19.00.05 : Самара, 2000 171 c. РГБ ОД, 61:00-19/353-0

Содержание к диссертации

Введение

1 ГЛАВА. Предметная область исследований этнического самосознания.

1.1. Соотношение понятий «этническое-национальное-кросскультурное», этнос - нация - народ в отечественной психологии 12

1.2. Соотношение понятий сознание - самосознание - этническое самосознание в философии и психологии 21

1.3. Соотношение категорий общее и особенное в философии и психологии. Проблема идеального 41

Выводы по 1 главе 52

2 ГЛАВА. Анализ исследований этнического самосознания в контексте взаимоотношений доминантного народа и национальных меньшинств .

2.1. Исследовательская традиция-в изучении этнического самосознания в трудах отечественных ученых 55

2.2. Проблема этнической идентификации в зарубежной психологии 70

2.3. Соотношение понятий «этническое самосознание» и «этническая идентичность» при исследовании общего и особенного 75

2.4. Значение фактора этнической принадлежности в развитии личности.84

Выводы по 2 главе 94

3 ГЛАВА. Сравнительный анализ общего и особенного в этническом самосознании жителей Самары и Самарской области .

3.1. Особенности этнического состава Самары и Самарской области 98

3.2. Методы и структура исследования этнического самосознания.. 103

3.3. Результаты и анализ данных исследования общего и особенного в этническом самосознании самарчан и жителей области 114

3.3.1. Анализ по компоненту «образ Мы» и компоненту «образ другого» 121

3.3.2. Анализ по компоненту «этнос во времени» 128

3.3.3. Анализ соотношения ролевых позиций «я сам», «мой идеал», «идеал моего народа» 129

Выводы по 3 главе 135

Выводы 138

Заключение 144

Приложения 1-6 146

Список литературы 158

Введение к работе

Актуальность темы. В многонациональном обществе этническое самосознание - это наиболее чувствительная к политическим и социальным изменениям сфера. Несмотря на общеизвестной факт, что в изменяющихся условиях экономики, политики, культуры человек утрачивает психологическую и социальную устойчивость, несмотря на все увеличивающееся количество этнических маргиналов, до настоящего времени социально-психологические проблемы этнического самосознания и его производной - межнациональных отношений остаются недостаточно изученными. Научный поиск механизмов стабилизации межнациональных отношений, поддержания целостности страны, вывода личности из кризисного маргинального положения приобретает все большее значение в ситуации неопределенности, характерной для сегодняшнего дня. Изучение национально-культурных особенностей этнической идентификации представителей различных национальностей, их влияния на взаимодействие с другими субъектами многонациональной среды являются важными компонентами этого научного поиска.

Выбор социальной психологии для этого поиска объективно обусловлен. «Изначально междисциплинарный характер социальной психологии как самостоятельной научной области является неслучайным. Он определяет существенную особенность этой отрасли психологии. Периодические всплески интереса психологов к тем или иным проблемам социальной психологии также подтверждает эту специфику. Несомненно, что наиболее успешно развиваются «стыковые» области социальной психологии» (Акопов Г.В.). В последние десятилетия заметно увеличилось количество исследований по проблемам этнического самосознания и этнической идентичности. Однако исследования конкретных этнических групп, проживающих в регионах России достаточно редки.

Этническая психология оказалась не готова к решению проблем,

поставленных самой жизнью. На фоне резкого обострения межнациональных отношений особенно остро ощущается как отсутствие глубоких теоретических разработок, так и дефицит прикладных исследований. Сказывается неразработанность теоретического аппарата: отсутствуют однозначные трактовки понятий, нет надежных методик и адекватных критериев оценки изучаемых явлений. Таким образом, целостный комплекс вопросов, решение которых представляет существенный теоретический и практический интерес, связан с проблемой настоящей работы. Одним из необходимых условий решения поставленных задач является социально-психологическое изучение национально-культурных особенностей взаимодействующих субъектов полиэтнической среды, а именно их самосознания, детерминированного этнической принадлежностью. Также немаловажно выявление общности (или предпосылок общности) этнического самосознания этих субъектов.

Именно поэтому мы считаем актуальным рассмотрение основных черт и особенностей этнического самосознания русских и наиболее многочисленных этнических меньшинств, проживающих в Самаре и Самарской области.

Объект исследования - Этническое самосознание представителей русской, мордовской, татарской, чувашской национальностей, проживающих в Самаре и Самарской области.

Предмет исследования общее и особенное, проявляющееся в этническом самосознании русских, мордвы, татар, чувашей как наиболее многочисленных национальностей Самары и Самарской обл.

Целью исследования является изучение самосознания различных этнических групп, в частности русских, мордвы, татар, чувашей; степень приятия опыта своего народа; степень идентификации со своей и другой национальностью, а также наличие общих и особенных характеристик этнического самосознания.

Задачами исследования могут быть названы:

1) Обоснование теоретико-методических подходов изучения этнического самосознания, его различных проявлений.

2) Выявление характера идентичности доминантного народа по сравнению с малочисленными этносами.

3) Выявление степени идентификации со своей национальностью по сравнению с идентификацией с вышеназванными народами.

4) Проведение сравнительного анализа этнического самосознания русских, мордвы, татар, чувашей, проживающих в Самаре и Самарской области и выявление его общих и особенных признаков.

Гипотезы исследования:

Представители каждой из рассматриваемых национальностей имеют общую (сходную) картину мира, как в отношении своей национальности, так и в отношении других национальностей.

Представители малочисленных этносов склонны к идентификации с доминантным народом (в нашем случае с русскими).

Существует специфика взаимной оценки этносов в зависимости от их того, относятся они к этническому большинству или к этническому меньшинству.

Научная новизна исследования заключается в том, что:

- Впервые проведено сравнительное изучение этнического самосознания представителей конкретных этнических групп - жителей Самары и самарской области).

- Апробирована методика исследования этнического самосознания с помощью ряда техник, не применявшихся в подобной комбинации ранее.

- Проведен сравнительный анализ этнического самосознания жителей Самары и Самарской области (русских, мордвы, татар, чувашей).

- Выявлено общее и особенное в этническом самосознании русских,

мордвы, татар и чувашей.

Теоретико-методологическая основа исследования.

Теоретической и методологической базой для постановки основных исследовательских проблем, гипотез и интерпретации эмпирического материала послужили работы следующих отечественных и зарубежных ученых. В области психологии личности - Б.Г. Ананьева, А.А.Бодалева, Л.С.Выготского, А.А.Леонтьева, В.Н.Мясищева, Б.Д.Парыгина, К.К.Платонова, и др.; психологии группы - В.С.Агеева, Г.В. Акопова, А.И.Донцова, А.Л.Журавлева, Н.Н.Обозова, А.В.Петровского и др.; по проблемам сознания и самосознания Г.М.Андреевой, Б.Ф.Ломова, А.Н.Леонтьева, В.П.Зинченко, В.В.Знакова, В.Ф.Петренко,

А.Л.Свенцицкого, С.Л.Рубинштейна, и др.; анализ проблем этнической психологии, а так же закономерности взаимоотношений между людьми в зависимости от их этнической принадлежности представлены в работах Ю.В.Арутюняна, А.О.Бороноева, Ю.В.Бромлея, Л.М.Дробижевой, А.Ф.Дашдамирова, И.С.Кона, Н.М.Лебедевой, В.С.Мухиной,

Л.Г.Почебута, Б.Ф.Поршнева, Ю.П.Платонова, Г.У.Солдатовой,

Д.Н.Узнадзе, П.Н.Шихирева и др. Среди зарубежных исследователей должны быть названы: в области психологии личности - Г.Олпорт, З.Фрейд; в области изучения межгрупповых отношений - Т.Адорно, М.Шериф, Г.Теджфел, Д.Тернер; исследования в области кросскультурной психологии - Д. Берри, Я. Пуртинг, М. Сегалл, Р. Дасен, Брислин, Р.Левайн, Милнер, Либкайнд, F.Moghaddam, C.Macrae, G.Vaugan, M.McGoldrick, S.Solomon; работы в области методики исследования и анализа данных - S.Bochner, С.Seal и др.

В результате анализа литературы, нами был сделан вывод о том, что в последнее время реализуется комплексный подход к изучению такого сложного феномена как этническое самосознание. Данный феномен рассматривается в единстве когнитивного, аффективного и регулятивно

ценностного составляющих, которые находят свое выражение в этнических знаниях о собственной и других национальных группах, в осознании своей принадлежности к определенной этнической общности и субъективной значимости своего членства в ней, а также в этнических установках, которые могут воплощаться в реальном поведении. Однако нельзя не согласиться с тем, что эти сферы или компоненты являются взаимосвязанными и взаимодополняющими, и акцентирование того или иного аспекта связано лишь с методическими целями. Методы исследования:

1. Теоретический анализ социально-психологической, социологической, философской, этнографической, этнопсихологической, методической литературы по заявленной проблеме.

2. Эмпирические методы: метод неоконченных предложений, метод множественной идентификации, субъективное шкалирование и др.

3. Методы интерпритации и обработки данных - контент-анализ, корреляционный анализ, анализ средних, дисперсионный анализ.

Достоверность результатов обеспечивается адекватностью методов, соответствующих целям и задачам исследования; репрезентативностью выборки испытуемых; согласованностью эмпирических данных с теоретическими положениями.

Практическая значимость. Представляется, что разработка данной темы имеет для нынешней ситуации в России не только теоретическое, но и, в большой степени практическое значение. Оно заключается в возможности определять особенности этнического самосознания конкретных этнических групп. Исходя из этого, представляется возможным прогнозировать характер взаимодействия между этими группами. Соответственно, эмпирические результаты исследования могут найти применение при выработке подхода к регулированию национальных отношений как в Самарской области, так и Российской Федерации в

целом. Кроме того, результаты исследований могут быть использованы в этнопсихологической консультации и соответственно ориентированной психотерапии, в семейном консультировании (в случае смешанных браков). Эмпирический и теоретический материал диссертационного исследования может быть включен в программу курса «Этническая психология», а также в ряд специализированных курсов: «Психосемантический анализ общественного сознания», «Этничность и семейная терапия».

На наш взгляд, полученные результаты могут стать началом нового большого исследования. Нам кажется, что оно может быть проведено по нескольким направлениям: более углублено по аспектам этнического самосознания или через специально выбранные сферы - например, семейно-бытовую, производственную и т.д. Кроме того, представляется возможным провести исследование, позволяющее сделать вывод о возможностях роста межнациональной напряженности и определить группы с наименьшим уровнем этнической толерантности. В нашем исследовании эта проблема была изучена лишь отчасти.

Представляется необходимым проведение комплексных социально-психологических исследований, направленных на изучение этнического самосознания, с целью поиска эффективных путей стабилизации межнациональных отношений, поддержания общественного согласия и разработки механизмов оказания помощи развивающейся личности.

Апробация результатов исследования и основные положения работы были представлены на следующих конференциях в форме докладов:

- Психосемантические методы исследования личности.

Этнопсихологический аспект./ XII Международный симпозиум по психолингвистике и теории коммуникации «Языковое сознание и образ мира». Москва, 1997.

- Этнические стереотипы жителей Самары и самарской области./ Вторая международная конференция по исторической психологии российского сознания "Российское сознание: психология, культура, политика". Самара, 1997.

- Peculiarities of ethnic identity of Russians in Samara Region. I Annual meeting of Mid-Atlantic American Academy of Religion and Mid-Atlantic Society of Biblical Literature. Washington, February 1999.

Основные положения работы также нашли отражение в следующих публикациях:

1. Этнические стереотипы русских школьников и студентов, изучающих английский язык. Международная конференция по страноведению. Санкт-Петербург, 1996.

2. Психосемантические методы изучения личности. Сборник "Методы изучения личности". Ростов-на-Дону, 1997.

3. Ethnic stereotypes of the residents of Samara and the Samara region. //The collection of abstracts and articles "Russian consciousness: the Past, the Present and the Future". Ed. by R.Gaspard, H.Soboleva. Samara, 1997.

4. Иноязычный опыт как фактор коррекции отношения к своей национальной группе. (Акопов Г.В., Соболева Е.Д.). Тезисы докладов Второго международного конгресса «Мир на Северном Кавказе через языки, образование, культуру». Пятигорск, 1998.

5. Авто- и гетеростереотипы русских и национальных меньшинств Самары и самарской области. Сборник третьей международной конференции по российскому сознанию. Самара, 1999г.

6. Этнические стереотипы в области семейных отношений (на материале исследований национальных меньшинств и русских, проживающих в Самаре и самарской области). Конференция «Психологическое и социально-педагогическое обеспечение развития личности в системе образования на рубеже веков». Самара, 1999г.

Положения, выносимые на защиту:

1. Представители каждой национальности имеют общую (сходную) картину мира в отношении своей и аут-группы. В картине мира рассматриваемых этносов есть как особенное, присущее только каждому из них в отдельности, так и общее, характерное и для представителей других этносов.

2. Этническое самосознание, зависит, прежде всего, от национальной принадлежности человека, и в меньшей степени от пола, возраста, места проживания.

3. Представители малочисленных этносов склонны к идентификации с доминантным народом (в данном случае с русскими).

4. Существует специфика взаимной оценки этносов в зависимости от их того, относятся они к этническому большинству или к этническому меньшинству.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка, включающего 177 наименований, шести приложений. Также работа содержит 5 таблиц и 6 диаграмм.

Соотношение понятий «этническое-национальное-кросскультурное», этнос - нация - народ в отечественной психологии

В настоящее время этнические и культурные различия в психологии людей становятся объектом пристального внимания науки. Запад столкнулся с их важностью чуть раньше, когда этнические особенности стали "тормозящим" фактором в деятельности международных (преимущественно американских) корпораций. Это, во многом, и послужило толчком к развитию кросс-культурной психологии и, в частности, направления называемого "психологическое измерение культур", ярким представителем которого является Хофстед [154].

Толчком к исследованию в сфере этнической психологии в нашей стране послужил, в частности распад СССР на ряд государств и субъектов Федерации, объединенных на основе, в первую очередь, этнической принадлежности. Проблемы, стимулировавшие интерес и развитие отечественной этнической психологии: этнические конфликты, межэтническая напряженность, трансформация этнической идентичности, проблемы этнических миграций и аккультурации и многие другие.

Несмотря на распад, многие государства остались мультикультурными, полиэтническими, и проблема этнической толерантности или психологических основ мирного сосуществования людей разных культур как внутри одного государства, так и между государствами, остается единой как для Запада, так и для Востока [63]. Меж тем, отрасли психологии, изучающие эту проблему, называются по-разному - на западе (в США и Канаде) - кросс-культурная психология, а на востоке (бывший СССР и ряд других стран) - этническая.

Ключевая идея западного (преимущественно американского) подхода, господствовавшая в течение многих лет - это изучение связи между культурой и поведением человека. Причем культура в работах последних лет определяется предельно широко как «способ жизни, разделяемый группой людей» [Berry et al, 146].

В современных подходах в кросс-культурной психологии, наряду с фокусом на культурных различиях, подчеркивается фокус на поисках универсалий, т.е. того, что, несмотря на культуру, остается универсальным в психологии человека в разных культурах. Кроме того, во внимание стали браться различия не только культурные. Кроме них стали исследоваться биологические различия, экологические различия, кросс-национальные, т.е. изучение различных культурных групп внутри одного государства.

Последний соответствует нашему подходу в рамках данного исследования. В западной науке он понимается как собственно этническая психология, входящая в состав кросс-культурной психологии, и изучающая группы, которые являются носителями оригинальных культур, в значительной мере отличающихся от основной культуры, и сохраняющихся в течение многих поколений после миграции.

Одно из последних определений кросс-культурной психологии, данных в книге Д. Берри, Я. Пуртинга, М. Сегалла и Р. Дасена звучит так: «Кросс-культурная психология - это изучение сходств и различий в психологии индивидов, принадлежащих к разным культурным и этническим группам; связей между психологической вариативностью и социокультурными, экологическими и биологическими различиями, а также - изучение современных изменений этих различий» [146].

В настоящее время из узкой, скорее экзотической для психологии специальности кросс-культурная психология стала устоявшейся, интеллектуально - расцветшей отраслью, объединяющей десятки и сотни ученых из многих частей мира. Большинство из них бы.ю из университетов США и Европы, часть - из университетов стран Азии, Африки и Латинской Америки. Количество отечественных ученых значительно выросло в последние годы.

Основное отличие зарубежной кросс-культурной психологии в том, что она - прежде всего отрасль психологии, поэтому в ней проверяются и разрабатываются, прежде всего, психологические теории и законы, психологическими же методами ведется поиск универсалий и культурной специфики.

Отечественная этническая психология, считает Лебедева Н.М., «наука синтетическая, имеющая как минимум двух родителей -этнографию (этнологию) и собственно психологию, и помимо этого, массу других близких родственников -социологию, культурологию, философию и т.д. То есть, скорее это наука социальная и объясняющая, чем сугубо экспериментальная» [65]. Хотя те исследования, которые проводили Л. С. Выготский и А. Р. Лурия в Средней Азии в 20-х годах - были в чистом виде исследования по кросс-культурной психологии.

Впоследствии отечественная психологическая наука как бы отошла от кросс-культурных исследований и обратилась к ним не так давно - в 70-80-е годы. В то же время в русле этнологии и этносоциологии шла кропотливая исследовательская работа по изучению межэтнических отношений (но не этнического самосознания). Хотя учеными ставились и психологические проблемы, но это мало соотносилось с собственно психологией и практически не обогащало теорию психологии.

В настоящее время этническая психология переживает в нашей стране второе рождение: реалии нашей жизни стимулировали многочисленные эмпирические исследования на пространстве бывшего СССР, основной целью которых явилось изучение трансформации этнической идентичности, динамики межэтнических отношений, проблемы этнических меньшинств, миграций и другие, прежде всего, социально-психологические проблемы.

Теперь этнопсихологические исследования обогащают и развивают не только социальную психологию, но и общую психологию, и психологию личности.

«Перед нашей отечественной этнопсихологической наукой встает проблема поиска собственного лица, а оно, несомненно, есть. Это, на мой взгляд, стремление понять роль и значение этнической или культурной принадлежности в жизни как отдельной личности, так и целого народа. В последние годы мы стали свидетелями многих тектонических сдвигов в наших культурах, когда наносные пласты исчезали в одночасье, а глубинные и пренебрегаемые выходили на первое место. Идеология материализма при объяснении современных этнических процессов во многом оказалась бессильна, и идеальные пласты духовного властно стали приковывать к себе пытливые и непредвзятые умы» - Лебедева Н.М. [65].

Соотношение понятий сознание - самосознание - этническое самосознание в философии и психологии

Прежде чем перейти к обзору концепций самосознания, рассмотрим проблему сознания в психологии. Как отмечает Б.Ф.Ломов, «в исследовании развития личности проблема сознания должна занять первостепенное место» [70]. Ставшее привычным ограничение предмета социально-психологических исследований задачей исследования системы межличностных психологических отношений вынуждает добросовестных исследователей вносить соответствующие оговорки. Так, Е.С.Кузьмин, И.П.Волков и А.Л.Свенцицкий отмечают, что названная система не является определяющей, но... «она замкнута на сознании человека и поэтому является чрезвычайно важным субъективным значимым фактором его трудовой и социальной активности» [60].

В фундаментальном издании по социальной психологии в круг явлений и законов, изучаемых социальной психологией, включены и те, «которые возникают из связи человека и его сознания с обществом, переломленные через непосредственное общение человека с человеком». Здесь же отмечается, что «эти закономерности проявляются на уровне личности, малых групп и коллективов, в массовидных процессах.» Несколько далее находим конкретизацию этого положения, дифференцирующую социологический и социально-психологический подход. Последний характеризуется «раскрытием самого механизма и содержания группового сознания и личностных установок как следствия разнообразных систем непосредственного общения и влияния различных опосредованных факторов.» [ цит. по 3].

Таким образом, имея множество отсылок из социальной психологии к категории сознания, необходимо исследовать это понятие и выделить в нем собственный социально-психологический момент.

В небольшой, но очень емкой работе «Сознание и его границы», не потерявшей своей актуальности и сегодня, под сознанием В.М.Бехтерев понимает «субъективную окраску», или субъективное, т.е. внутреннее непосредственно воспринимаемое состояние, которым сопровождаются многие психологические процессы [18, с. 7]. В.М.Бехтерев считает возможным говорить о «специальных видах сознания» [18, с. 8]. С качественной точки зрения В.М.Бехтерев выделяет шесть форм сознания, среди которых высшей степенью развития содержания сознания является сознание своего сознания. Высшую ступень (форму) сознания (самосознания) В. М. Бехтерев определяет как «то состояние внутреннею мира, когда человек, с одной стороны, обладает способностью по произволу вводить в сферу сознания те или другие из бывших прежде в его сознании представлений, с другой — может давать отчет о происходящих в его сознании явлениях, о смене одних представлений другими, иначе говоря, может анализировать происходящие в нем самом психические процессы» [18, с. 17]. В. М. Бехтерев называет сознание этого уровня способностью самопознания и считает ее «характеристичнейшим признаком полного сознания» (в современной терминологии — рефлексия).

Двойственность (бинарность) строения сознания отмечается многими учеными - Л.С.Выготским, Д.Б.Элькониным, С.Л.Рубинштейном. [28;142;100]. Последний, в частности, отмечает, что «...будучи выражением субъекта и отражением объекта, сознание — это единство переживания и знания» [100]. Общим является содержание сознания, выражающее процесс «осознания человека окружающего мира и самого себя». [100, с. 280]

На наш взгляд, рассматривая проблему сознания нельзя обойти понятие группового сознания. В философской литературе принят термин "общественное сознание", обозначающий "совокупность идей, теорий и взглядов, социальных чувств, привычек и прав людей, отражающих объективную действительность - человеческое общество, природу" [15,с.291]. Определяемое таким образом общественное сознание - очень широкая категория, включающая общественную психологию и идеологию, политические и правовые идеи, мораль, искусство, философию, религию, которые рассматриваются как формы общественного сознания. Очевидно, носителем определяемого таким образом сознания может быть только все общество в целом, что и зафиксировано в термине. Поэтому естественно, что философы рассматривают «общественную психологию» как групповой феномен, представляющий совокупность интересов, мыслей, настроений, общественного мнения [35, с.31], «взглядов, привычек, чувств, нравственных черт, эмоций, заблуждений и иллюзий, возникающих у тех или иных классов, наций, социальных групп, профессий под воздействием непосредственных условий их труда и жизни» [15, с. 297]. Сознание на уровне общественной психологии, т.е. не теоретически проявляемое, а реальное, присущее конкретным классам, группам, есть «первый, низший уровень отражения действительности, называемый обыденным сознанием..., которое весьма близко к индивидуальному. Однако это массовое, коллективное сознание. Оно формируется стихийно у больших масс людей под непосредственным влиянием условий их бытия» [15, с. 298].

Кратко достижения философской мысли в исследовании проблем сознания можно выразить в следующих положениях, определяющих сущность и значения сознания: 1) отражает общественное бытие — может отставать от развития общественного бытия, опережать его, обладает преемственностью в развитии, активно воздействует на бытие; 2) социальная макросреда воздействует на сознание личности через различные микросреды; 3) главным фактором, определяющим формирование и развитие содержания сознания личности, выступает социальная среда и деятельность, с помощью которой личность вовлечена в данную среду.

Исследовательская традиция-в изучении этнического самосознания в трудах отечественных ученых

Исследовательская традиция в изучении этнического самосознания берет свое начало с работ Д.С.Лихачева "Национальное самосознание Древней Руси" [69], В.В.Мавродина "Образование Древнерусского государства" и "Формирование русской нации" [72]. В данных работах впервые в отечественной науке были сделаны первые попытки в определении истоков национального самосознания и форм его проявления. В работе П.И. Кушнера «Национальное самосознание как этнический определитель» [61] впервые в научный оборот было введено понятие этническое самосознание.

В отечественной этносоциологии получило распространение положение о широком значении категории этнического самосознания, под которым понимается не только осознание принадлежности своему народу, но и представления о культуре, языке, территории, истории, т.е., условно говоря, образ "Мы", а также осознание интересов своего народа (41,с.31).

Традиции исследования этнического самосознания в отечественной истории и этнографии имеют широкую теоретическую и эмпирическую базу (Александренков Э.Г; Козлов В.И.; Крюков М.В.; Пименов В.В.; Поршнев Б.Ф. и др.). Особенно активно и плодотворно проблему этнического самосознания изучали этносоциологи и, в последние годы, психологи (Арутюнян Ю.В.; Дробижева Л.М.; Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М., Кондратьев B.C., Сусоколов Л.А. и др.).

Позднее было выделено понятие этнического сознания как более широкого явления, содержащего в себе всю совокупность представлений членов этнической общности о своем и других этносах, включая социально-психологические установки и стереотипы. В таком понимании этническое самосознание - часть этнического сознания, отражающая восприятие и представление индивидов о себе как представителях определенной, своей этнической общности.

В такой интерпретации этническое самосознание по смыслу близко к понятию этнической идентичности или этничности, терминах, более принятых в западной научной традиции.

Этничность или этническая идентичность - понятия довольно новые, вошедшие в научный обиход лишь с середины XX века (первое употребление термина этничность приписывается американскому социологу Д. Рисману в 1953 г.).

Довольно часто понятия этническое, самосознание и этническая идентичность рассматриваются как синонимы, однако, это не совсем тождественные понятия. По мнению Г. У. Солдатовой, этническая идентичность, с одной стороны, уже, так как представляет собой когнитивно-мотивационное ядро этнического самосознания, а с другой стороны - шире, поскольку содержит в себе слой бессознательного. На основании этого объяснения Г.У. Солдатова считает, что этническая идентичность должна изучаться в двух ипостасях - как концентрированная форма и главная характеристика этнического самосознания и как его «изнанка» - этническое бессознательное [ПО].

В современной отечественной этнопсихологии этническая идентичность и ее трансформации в постсоветский период являются, пожалуй, главным предметом теоретических и эмпирических исследований.

Этническая идентичность понимается как часть социальной идентичности, а именно - представление человека о себе как о члене опрошенной этнической группы наряду с эмоциональным и ценностным значением, приписываемым этому членству. В рамках концепции социальной идентичности Г. Тэджфела индивиду свойственно оценивать этническую группу, к которой он принадлежит, позитивно, и этот положительный когнитивный уклон в пользу «своей» группы получил название ингруппового фаворитизма. Такая позитивная оценка своей этнической группы является естественным социально-психологическим механизмом, обеспечивающим на индивидуальном уровне необходимое личности самоуважение, а на групповом уровне - сохранение этнической культуры и передачу ее последующим поколениям.

Обратной стороной ингруппового фаворитизма считается такое явление, как аутгрупповая враждебность, или негативная оценка других этнических групп, внешних по отношению к своей собственной. Как показывают исследования Г. Тэджфела [173], аутгрупповая враждебность может возникнуть и без выраженного межэтнического противостояния или конфликта, являясь когнитивным следствием деления человечества на группы (социальной категоризации). В соответствии с классификацией В.С.Агеева, этот тип межгрупповых отношений носит название когнитивного.

Хорошей иллюстрацией бытования в этническом сознании ингруппового фаворитизма и аутгрупповой враждебности являются этнические стереотипы - упрощенные, схематизированные, эмоционально окрашенные и чрезвычайно устойчивые образы какой-либо этнической группы, легко распространяемые на всех ее представителей.

В современной этнопсихологии выделяют этнические автостереотипы- представления и характеристики членов своей этнической группы и этнические гетеростереотипы - образы представителей других этнических групп. Как показывают многочисленные эмпирические исследования, практически всегда этнические автостереотипы отличаются значительно большей позитивностью, чем этнические гетеростереотипы [172].

Теоретические и эмпирические исследования этнических стереотипов весьма популярны среди отечественных этнопсихологов, а также - этносоциологов и этнографов. На сегодняшний день существует много подходов и методов исследования этнических стереотипов, разработанных отечественными специалистами (Солдатова Г.У., Левкович В.П., (Стефаненко Т.Г., Шлягина Е.И., Маликова Н.Р., и многие другие).

Особенности этнического состава Самары и Самарской области

Для того, чтобы описать объект исследования, необходимо, прежде всего, обратиться к общей характеристике этнического состава населения Самары и самарской области. В 1999г. такие данные были представлены ИЭКА "Поволжье" и в материалах областной комплексной Программы национально-культурного возрождения народов России на территории Самарской области "Возрождение" (1994 - 1999 гг.) [99].

Самарская область расположена в юго-восточной части европейской территории России в среднем течении крупнейшей в Европе реки Волги и занимает площадь 53,6 тыс. кв. км, что составляет 0,31% территории России. На севере Самарская область граничит с Республикой Татарстан, на юге - с Саратовской областью, на востоке - с Оренбургской областью, на северо-западе - с Ульяновской областью. В Самарской области постоянно проживает 3305,8 тыс. человек, из которых 2662,2 тыс. живет в городах, а 643 тыс. в сельской местности. Крупнейшими городами являются Самара (1210,6 тыс. человек), Тольятти, Сызрань, Новокуйбышевск, Чапаевск, Жигулевск, Отрадный.

Область весьма многонациональна по своему этническому составу. Большинство населения по переписи 1999 года составляют русские - 83,4% населения области. Другие национальности составляют - 16,6% населения области. Из них татары - 3,6%, мордва - 3,6%, чуваши - 3,6%, украинцы -2,5%, белорусы - 0,6%, казахи - 0,4%, евреи - 0,4%, немцы - 0,3%, башкиры - 0,2%, марийцы - 0,1%, представители других национальностей - 1,3%.

Анализ статистических данных за 40 лет (с 1959 по 1999 гг.) показывает, что общая численность населения за эти годы постоянно возрастала в среднем на 334,850 человек за десятилетие. При этом темпы прироста сокращались. Так, за последние 10 лет (с 1989 по 1999 гг.) всего 169405 человек. Таким образом, если в начале исследуемого периода численность населения области составляла 2258354 человека, то в 1999 г. она выросла до 3262906 человек.

Национальный состав населения области в течение исследуемого периода оставался стабильным, его основу составляли представители 11 национальностей: русские, украинцы, белорусы, казахи, башкиры, марийцы, мордва, татары, чуваши, евреи и немцы (см. табл. 1). Самым многочисленными являются следующие национальные группы: Русские - 2720171 человек; мордва - 116475 человек; Чуваши -117914человек; татары - 115280 человек; украинцы - 21720 человек. Во вторую группу по численности населения входят белорусы, казахи, евреи, немцы.

Таким образом, нами исследовалось этническое самосознание представителей наиболее многочисленных народов Самары и Самарской области. Украинцы, также входящие в первую по численности группу, в наше исследование не вошли. На данный момент они являются представителями не только другой национальности, но другой страны, что на наш взгляд может оказывать влияние на результат и делает невозможным сравнительный анализ.

Общее количество испытуемых - 240 человек, проживающих в городе и области, по 60 представителей каждой национальности: русские, мордва, татары, чуваши.

Необходимо сказать несколько слов о демографической ситуации и национальном составе населения г.Самары и Самарской области.

Русское население постоянно увеличивается и в абсолютных цифрах (со 1848465 в 1959 г. до 2720171 в 1999 г.) и в относительных (соответственно 81,8% и 83,4%). Такой же процесс отмечен у татар: 74226 человек (3,9%) в 1959 г. - 115280 человек (3,6%) в 1999 г. Увеличиваясь численно, понижают свою долю в составе населения области мордва (115328 человек (5,1%) в 1959 г. - 116475 человек (3,6%) в 1999 г.), чуваши (101597 человек (4,5%) в 1959 г. - 117914 человек (3,6%) в 1999 г.

Соотношение городского и сельского населения также претерпело изменения за исследуемый период. Численность городского населения возросла с 1397221 человек в 1959 г. до 2634698 человек в 1999 г., при этом его национальный состав остался примерно прежним: большинство населения в городах области составляют русские, однако доля их несколько уменьшилась за 40 лет с 88% до 86,7%, хотя числено они увеличились с 1237221 человек в 1959 г. до 2284759 человек в 1999 г. Подобная ситуация сложилась у городского населения мордвы: числено они возросли (с 33734 человек в 1959 г. до 67489 человек в 1999 г.), а доля уменьшилась (соответственно 2,4% и 2,6%); у татар (30979 человек (2,4%) в 1959 г. - 78051 человек (3,0%) в 1999 г.); у чувашей (16274 человек (1,2%) в 1959 г. - 47873 человек (1,8%) в 1999 г.).

Русские и мордва не только числено сократились среди сельского населения, но и уменьшили свою долю в нем: русские - с 617670 человек (71,7%) в 1959 г. до 435412 человек (69,3%) в 1999 г.; мордва - с 81594 человека (9,5%) в 1959 г. до 48986 человек (7,8%) в 1999 г.

Татары и чуваши, несколько сократив свою численность в селе, увеличили долю своего представительства среди сельского населения: татары - с 43247 человек (5,0%) в 1959 г. до 37229 человек (5,9%) в 1999 г.; чуваши - с 85323 человека (9,9%) в 1959 г. до 70041 человека (11,1%) в 1999 г.

Таким образом, в начале 30 последних лет происходил значительный отток населения из сельской местности в город. Кроме того, вызванная миграцией населения из села в город, изменилась половозрастная структура населения. Эти факты, отраженные в последней переписи населения, представляются немаловажными для нашего исследования. Остановимся более подробно на характеристике исследуемых нами народов, проживающих в Самаре и Самарской области.

Самарские русские. Русские в Самарской области являются самой многочисленной национальной группой - 2720171 человек (среди 3262906 человек общего населения). Их количество постоянно увеличивается: в абсолютных цифрах с 1848465 в 1959 г. до 2720171 в 1999 г. и в относительных (соответственно 81,8 % и 83,4 %).

Городское население Самарской области составляет 2,7 млн. человек и населяет 11 городов (2470665 человек). Русские образуют подавляющее большинство населения всех городских поселений. В среднем их доля среди городского населения Самарской области составляет 86,7 % (2284759 человек).

Сельское население области составляет 69,3% (435412 человек) и расселено в 27 районах и 335 сельских администрациях. Русское население расселено во всех 27 сельских районах области, присутствует в 271 сельских администрациях и является большинством населения в 960 населенных пунктах. Наиболее типичными населенными пунктами для русских являются села (409) и поселки (389), несколько меньшее их число расселено в деревнях (105).

Самарская мордва. В границах Республики Мордовия проживает только треть всего мордовского населения - 313420 человек. Наиболее многочисленная диаспора мордвы расселена в Самарской области - 116475 человек (по переписи 1999 г.). В сельских поселениях области - 48986 человек, в городах - 67489 человек.

Самарские татары. По данным переписи 1999 г. в Самарской области проживает более 115 тыс. татар, причем примерно 78 тыс. в городах. Остальные - сельские жители проживают в 47 деревнях 10 районов. Основная масса татарских деревень относительно компактно расположена на северо-западе и северо-востоке области: в остальных районах - отдельными населенными пунктами.

Похожие диссертации на Общее и особенное в этническом самосознании жителей Самары и Самарской области (На материале исследований русских, мордвы, татар и чувашей)