Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Особенности просоциального поведения студентов азербайджанского, белорусского и русского этносов во взаимосвязи с индивидуальными ценностями Ковалева Юлия Викторовна

Особенности просоциального поведения студентов азербайджанского, белорусского и русского этносов во взаимосвязи с индивидуальными ценностями
<
Особенности просоциального поведения студентов азербайджанского, белорусского и русского этносов во взаимосвязи с индивидуальными ценностями Особенности просоциального поведения студентов азербайджанского, белорусского и русского этносов во взаимосвязи с индивидуальными ценностями Особенности просоциального поведения студентов азербайджанского, белорусского и русского этносов во взаимосвязи с индивидуальными ценностями Особенности просоциального поведения студентов азербайджанского, белорусского и русского этносов во взаимосвязи с индивидуальными ценностями Особенности просоциального поведения студентов азербайджанского, белорусского и русского этносов во взаимосвязи с индивидуальными ценностями Особенности просоциального поведения студентов азербайджанского, белорусского и русского этносов во взаимосвязи с индивидуальными ценностями Особенности просоциального поведения студентов азербайджанского, белорусского и русского этносов во взаимосвязи с индивидуальными ценностями Особенности просоциального поведения студентов азербайджанского, белорусского и русского этносов во взаимосвязи с индивидуальными ценностями Особенности просоциального поведения студентов азербайджанского, белорусского и русского этносов во взаимосвязи с индивидуальными ценностями Особенности просоциального поведения студентов азербайджанского, белорусского и русского этносов во взаимосвязи с индивидуальными ценностями Особенности просоциального поведения студентов азербайджанского, белорусского и русского этносов во взаимосвязи с индивидуальными ценностями Особенности просоциального поведения студентов азербайджанского, белорусского и русского этносов во взаимосвязи с индивидуальными ценностями Особенности просоциального поведения студентов азербайджанского, белорусского и русского этносов во взаимосвязи с индивидуальными ценностями Особенности просоциального поведения студентов азербайджанского, белорусского и русского этносов во взаимосвязи с индивидуальными ценностями Особенности просоциального поведения студентов азербайджанского, белорусского и русского этносов во взаимосвязи с индивидуальными ценностями
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Ковалева Юлия Викторовна. Особенности просоциального поведения студентов азербайджанского, белорусского и русского этносов во взаимосвязи с индивидуальными ценностями: диссертация ... кандидата Психологических наук: 19.00.05 / Ковалева Юлия Викторовна;[Место защиты: Саратовский национальный исследовательский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского].- Саратов, 2016.- 262 с.

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретические основы изучения просоциального поведения в кросс-культурном контексте

1.1. Теоретические подходы к определению просоциального поведения в психологической науке

1.1.1. Определение просоциального поведения в современной психологии

1.1.2. Теории и подходы к изучению просоциального поведения

1.2. Категория просоциального поведения, его социально- психологические характеристики

1.3. Культура как детерминанта просоциального поведения

1.3.1. Ценности как ядро культуры 52

1.3.2. Исследования ценностей азербайджанцев, белорусов и русских

Выводы по Главе 1 79

Глава 2. Эмпирическое изучение особенностей просоциального поведения студентов азербайджанского, белорусского и русского этносов во взаимосвязи с индивидуальными ценностями

2.1. Описание методического инструментария, выборки и методов исследования

2.2. Особенности просоциального поведения студентов азербайджанского, белорусского и русского этносов

2.2.1. Содержательно-динамические характеристики просоциального поведения студентов азербайджанского, белорусского и русского этносов

2.2.2. Сравнительный анализ мотивации просоциального поведения студентов азербайджанского, белорусского и русского этносов

2.2.3. Сравнительный анализ типов и норм просоциального поведения студентов азербайджанского, белорусского и русского этносов

2.3. Взаимосвязь детерминированных культурой индивидуальных ценностей с характеристиками просоциального поведения студентов азербайджанского, белорусского и русского этносов

2.3.1. Анализ связи индивидуальных ценностей и содержательно-динамических характеристик просоциального поведения студентов азербайджанского, белорусского и русского этносов

2.3.2. Взаимосвязь индивидуальных ценностей с мотивацией просоциального поведения студентов азербайджанского, белорусского и русского этносов

2.3.3. Связь индивидуальных ценностей с типами и нормами 132 просоциального поведения студентов азербайджанского, белорусского и русского этносов 2.4. Характеристика типов просоциального поведения 143

студентов азербайджанского, белорусского и русского этносов в зависимости от связи с индивидуальными ценностями

Выводы по Главе 2 151

Заключение 157

Библиографический список

Введение к работе

Актуальность исследования. Прогрессирующая отчужденность,

безразличие, цинизм, агрессия, всё возрастающая жестокость, проявление аморального и антисоциального поведения в современном российском обществе представляют собой только «вершину айсберга» существующих глубинных психологических проблем нашего общества. Исследователи указывают на комплексную и системную морально-нравственную деградацию российского общества или «испарение морали» (Д.В. Ушаков, А.В. Юревич, 2009), его тяжелейший нравственный кризис, в условиях которого снижается «планка нравственно приемлемого» (А.Л. Журавлев, А.В. Юревич, 2012), а соблюдение социальных норм рассматривается как средство получения личной выгоды (В.В.Гриценко, Н.Е. Шустова, 2007). В этих условиях назрела насущная потребность общества в развитии позитивных форм социального взаимодействия индивидов, которые направлены на кооперацию, поддержание друг друга, оказание помощи людям, находящимся в трудной жизненной ситуации, как на профессиональном уровне, т.е. специалистами так называемых «помогающих профессий», так и на бытовом – при ежедневном межличностном общении.

Вопросы морально-нравственного поведения, позитивного межличностного взаимодействия являются одной из актуальных тем современных исследований, однако опыт межкультурных контактов показывает разнообразие форм их проявления у представителей разных этнических культур. Особое влияние на межкультурную коммуникацию и особенности поведения представителей различных этносов оказывает культурная дистанция, при измерении которой важно учитывать такие аспекты, как: язык, структура семьи, религия, уровень жизни и ценности (Г.К.Триандис, 2007). Данные параметры, формируя близкие и далекие уровни культурной дистанции, могут определять различия в проявлении поведения их носителей.

В современной кросс-культурной и этнической психологии культура рассматривается как независимая переменная, влияющая на поведение человека, как общий контекст, на фоне которого осуществляется поведение личности, как фактор, опосредующий и определяющий взаимосвязи между другими переменными. Культуры, связывая большие группы людей длительной историей совместного проживания и возникшие в процессе эволюции человечества, сформировали ментальные структуры народов, основанные на их общем бессознательном и проявляющиеся в их ценностях и социальных представлениях. Принадлежность к той или иной культуре и, соответственно, приверженность тем или иным ценностям оказывает влияние на все сферы человеческой жизни, в том числе и на поведение, совершаемое во благо других людей.

В данной связи особый интерес вызывают характеристики просоциального поведения, обусловленные детерминированными культурой индивидуальными ценностями представителей этносов, как с близкой, так и с более далекой культурной дистанцией.

Степень научной разработанности проблемы. Интерес к изучению просоциального поведения среди ученых возник не так давно, изначально

вопросы, касающиеся его понимания, рассматривались в рамках изучения
альтруизма, эмпатии, нравственности, моральности, кооперативного поведения. И
только к середине XX века в литературе начинает появляться термин
«просоциальное поведение». В самом общем виде выделяется два подхода к
определению понятия «просоциальное поведение»: подход, отождествляющий
просоциальное поведение и альтруизм с действиями, совершаемыми

исключительно во благо другого человека (Е.П. Ильин; В.Г. Крысько; Х.Хекхаузен), и подход, рассматривающий просоциальное поведение как любые действия, совершаемые не только во благо другого человека, но и ради собственной выгоды (Э. Аронсон, Т. Уилсон и Р. Эйкерт; Д. Бэтсон; Г. Карло и Б.А. Рэндалл; Д. Кенрик и С. Нейберг; И.М. Кондаков; Я. Рейковский; Ш. Тейлор, Л. Пипло и Д. Сирс; Р. Чалдини).

В зависимости от подхода к его осмыслению, просоциальное поведение рассматривалось в рамках эволюционных теорий как действия, направленные на выживание генотипа (В.Д. Гамильтон; Ч. Дарвин; Р. Триверс); в рамках мотивационной теории как результат реализации морального решения через моральное действие (Ш. Шварц); в рамках теории принятия решения как результат вычисления затрат и пользы после осуществления/неосуществления помогающих действий (Б. Латане и Дж. Дарли; Д. Тибаут и Г. Келли); в рамках теории социального обмена как действие, продиктованное желанием максимизации вознаграждения и минимизации издержек (Д. Бэтсон; Б.Латане и Дж. Дарли; Ш.Тейлор; Д. Тибаут и Г. Келли; Дж. Хоманс), в рамках теории социальных норм как результат следования социальным нормам, релевантным оказанию помощи (Л.Берковитц; Дж. Брем; Р. Гаринсон; Д.Майерс; Дж. Хоманс и Дж. Адемс; П.Хоровиц).

Большинство исследований, посвященных просоциальному поведению,
имеет зарубежное происхождение, в отечественной психологии данная тема
является мало изученной. Так, В.В. Абраменкова (2000) рассматривает
помогающее поведение в детском коллективе, оперируя термином «гуманные
отношения». С.К. Нартова-Бочавер (1992) изучает готовность подростков к
оказанию помощи в аспекте ее ситуационно-личностной детерминированности,
обусловленности поло-ролевыми стереотипами. В работе Л.В. Смольниковой
(2006) анализируется ценностная сфера подростков, склонных к агрессивному и
просоциальному поведению. Ю.О. Мазур (2008) исследует возможности
формирования просоциального поведения с помощью социально-

психологического тренинга; Т.И. Брессо (2013) – вопросы просоциальной мотивации студентов социономических специальностей.

Белорусскими учеными изучались ситуативные и личностные детерминанты просоциального поведения, а также его формирование у школьников подросткового возраста (Н.В. Кухтова, И.А. Фурманов, 2010).

В изучение ценностной регуляции поведения и деятельности представителей разных культур важный вклад внесли Б.С. Алишев; М. Вебер; А.Г. Здравомыслов, К. Клакхон; Ф. Клакхон и Ф. Стродбек; Ю.В. Латов; Н.В.Латова; Н.И. Лапин; Н.М.Лебедева; Д.А. Леонтьев; М. Рокич; Г.У. Солдатова; Т.Г. Стефаненко; А.Н.Татарко; Ш. Шварц и В. Билски; Г. Хофстеде; В.А. Ядов и др. В современной

кросс-культурной психологии одним из наиболее популярных подходов к исследованию ценностей индивида как неких критериев выбора и оценки человеком своих поступков и поступков других людей является подход Ш.Шварца (1987), согласно которому были выделены ценности, выражающие интересы индивида и ценности, выражающие интересы группы. Наряду с этим существуют ценности, которые совмещают индивидуальные и групповые интересы.

Культура восточных славян, к которой принадлежит русская и белорусская культуры, традиционно считались коллективистскими, для которых характерным являлся примат общинных интересов, проявление заботливости, взаимопомощи, взаимовыручки (Н.М. Лебедева, 2007; В.В.Кириенко, 2009). Однако, в результате социально-экономических трансформаций, в ценностной структуре русских, по мнению ученых (Ю.В. Бражник, 2012; В.В. Гриценко, Т.Н. Смотрова, 2008; Н.И.Лапин 1996, 2003; Н.А. Журавлева, 2002, 2006; А.В. Капцов, 2008, 2010; В.Н.Карандашев, 2004; Н.М. Лебедева, 1997, 2000, 2007; А.В. Сухарев, 2005; Л.Г.Почебут, 2003; А.Н. Татарко, 2006 и др.), происходит усиление индивидуалистических тенденций: направленность на себя, индивидуальный успех, независимость, опора на собственные силы, что может снижать вероятность поддержки других людей. Подобная тенденция роста значимости личностно-индивидуальных ценностей наблюдается и у представителей белорусского этноса (Е.М. Бабосов, 2005; Е.В. Беляева, 2011; Ю.В. Бражник, 2012; В.В. Гриценко, Н.В.Кухтова, Н.В. Молчанова, Ю.В. Ковалева, 2014; В.В.Кириенко, 2005, 2009; С.Морозова, 2008; Л.Г. Титаренко, 2004 – 2006; Ю.В. Чернявская, 2001).

Исследуя ценности представителей азербайджанского этноса,

Л.А.Сулейманова (1982) обнаружила важность для азербайджанцев синтеза
деловых и семейных ценностей. Исследования В.В. Гриценко и Т.Н. Смотровой
(2008), М.В. Фломиной (2009) ценностей по методике Ш.Шварца отражают
значимость для азербайджанцев интеграции ценностей, направленных на
поддержание благополучия всего общества и семьи с ценностями

самостоятельности, получения высоких результатов от своей деятельности,
достижения личного успеха. Несмотря на важность ценностей

«достижительности», в азербайджанской культуре сохраняется значимость традиций и норм помощи ближнему, семье, слабозащищенным людям (Ф.Алекперли, 2012; В. Керимли, 2012).

Таким образом, на сегодняшний день в науке накоплен богатый материал о
закономерностях просоциального поведения и ценностной структуре

личности/группы. Однако изучению просоциального поведения во взаимосвязи с культурно-детерминированными индивидуальными ценностями еще не было уделено должного внимания.

Итак, актуальность данного исследования обусловлена наличием

существующих противоречий:

между возрастающей жестокостью и отчужденностью, безразличием, цинизмом и агрессией в обществе, все более частым проявлением аморального и антисоциального поведения и потребностью в развитии позитивных форм взаимодействия индивидов, направленных на кооперацию, поддержание друг друга, оказание помощи людям, находящимся в трудной жизненной ситуации;

между необходимостью изучения содержательно-динамических характеристик просоциального поведения, его социально-психологических детерминант и недостаточной изученностью данного феномена в психологической науке;

межу потребностью в исследовании специфики оказания помощи представителями разных культур и отсутствием эмпирических исследований кросс-культурной обусловленности просоциального поведения.

Названные противоречия позволили сформулировать проблему

исследования: каков характер связи просоциального поведения представителей разных этносов с культурно-детерминированными индивидуальными ценностями.

Актуальность проблемы, ее недостаточная научная разработанность определили цель, объект, предмет и задачи диссертационного исследования.

Цель исследования – изучение особенностей просоциального поведения студентов азербайджанского, белорусского и русского этносов во взаимосвязи с индивидуальными ценностями.

Объект исследования – просоциальное поведение и индивидуальные ценности в кросс-культурном контексте.

Предмет исследования – психологические характеристики просоциального поведения студентов азербайджанского, белорусского и русского этносов во взаимосвязи с индивидуальными ценностями.

Основная гипотеза исследования: существуют общие и специфические
характеристики просоциального поведения студентов азербайджанского,

белорусского и русского этносов в зависимости от ориентации их на коллективистские или индивидуалистические ценности.

Частные гипотезы:

1. Просоциальное поведение студентов азербайджанского, белорусского и
русского этносов, основанное на принятых в обществе нормах оказания помощи
детерминировано преимущественной ориентацией личности, независимо от ее
этнической принадлежности, на коллективистские ценности.

2. Просоциальное поведение, реализуемое не только во благо другого
человека, но и ради собственной выгоды, связано у белорусских и русских
студентов с ориентацией на индивидуалистические ценности, тогда как у
азербайджанских студентов – с ориентацией и на индивидуалистические, и на
коллективистские ценности.

В соответствии с поставленной целью и выдвинутыми гипотезами были сформулированы задачи диссертационного исследования. Теоретическая задача:

1. Проанализировать теоретико-методологические подходы к исследованию
феномена просоциального поведения и его характеристик в кросс-культурном
контексте.

Методическая задача:

2. Разработать программу эмпирического исследования, включающую
описание логики, процедуры исследования, методического инструментария,
направленного на изучение частоты, объектов, форм, мотивов, типов и норм
просоциального поведения, ценностных ориентаций личности. Обосновать
необходимость изучения особенностей просоциального поведения студенческой

молодежи на выборках студентов азербайджанского, белорусского и русского этносов.

Эмпирические задачи исследования:

3. Изучить особенности просоциального поведения студентов
азербайджанского, белорусского и русского этносов в зависимости от частоты,
формы, ситуации, объектов и мотивов оказания помощи, присвоения социальных
норм.

4. Исследовать особенности просоциального поведения студентов
азербайджанского, белорусского и русского этносов во взаимосвязи с их
ориентацией на культурно-детерминированные индивидуальные ценности.

Теоретико-методологическая основа исследования: принципы

комплексного (Б.Г. Ананьев), системного анализа (В.А. Барабанщиков; А.Л.Журавлев; Б.Ф. Ломов), субъектный (К.А. Абульханова; Б.Г. Ананьев; А.В.Брушлинский; А.И. Донцов; В.В. Знаков и др.) и кросс-культурный подходы (Н.М. Лебедева; Г. Триандис; Г. Хофстед; Ш. Шварц и др.), положения теории социальной активности личности (М.В. Григорьева; И.Г. Дубов; В.Г. Мордкович; Р.М. Шамионов и др.), культурно-историческая теория Л.С. Выготского (принцип культурного опосредствования психики, поведения); теоретические положения и эмпирические исследования ценностей (М.И. Бобнева; О.И. Зотова; А.И.Комарова; Н.М. Лебедева,; В.Б.Ольшанский; Л.Г. Почебут; А.Н. Татарко; В.А. Ядов, М.С.Яницкий и др.), этнопсихологические исследования разнообразия этнических культур и культурно обусловленного поведения (Д. Берри; В.В. Гриценко; Л.М.Дробижева; В.А. Лабунская; Н.М. Лебедева; Н.Р. Маликова; Д. Мацумото; Л.Г. Почебут; Г.У. Солдатова; Т.Г.Стефаненко; А.Н. Татарко; Г.К. Триандис; В.Ю.Хотинец; О.Е. Хухлаев; Р.М. Шамионов и др.).

Помимо этого, теоретическую основу исследования составили работы, направленные на анализ видов просоциального поведения (Д. Бэтсон; Г. Карло и Б.А. Рэндалл; Р. Чалдини и др.), мотивов (Т.И. Брессо; Д. Макклелланд; А.Маслоу; Е.Е. Насиновская; А.Н. Поддьяков; Е.С. Соколова; Х. Хекхаузен и др.), норм его регулирующих (М.И. Бобнева; Н.В. Кухтова; Д. Майерс; Ш.Тейлор; И.А.Фурманов и др.).

Методы исследования.

1. Теоретические методы: анализ, синтез, сравнение, обобщение.

2. Эмпирические методы: тестирование с помощью методик: «Опросник
индивидуальных ценностей Ш. Шварца» в адаптации Н.М. Лебедевой;
«Измерение просоциальных тенденций» Г. Карло и Б.А. Рэндалла в адаптации
Н.В. Кухтовой; «Социальные нормы просоциального поведения», разработанная
И.А. Фурмановым и Н.В. Кухтовой; анкетирование, направленное на изучение
объектов, форм, мотивов оказания помощи.

3. Методы обработки и анализа данных. Контент-анализ, методы
описательной статистики, компьютерный пакет STATISTIKA 6.0: критерий
Колмогорова-Смирнова для оценки нормальности распределения; U-критерий
Манна-Уитни для определения достоверности различий; множественный
регрессионный анализ (метод Forward stepwise) для определения взаимосвязей

переменных; факторный анализ по методу главных компонент (Varimax normalized).

Эмпирическая база. В исследовании приняли участие 234 студента,
обучающихся в Смоленском гуманитарном университете, Смоленском

государственном университете, Смоленском государственном медицинском
университете, филиале Московского института государственного управления и
права в Смоленской области, в возрасте от 18 до 26 лет, из них 79 человек –
представители этнической группы «азербайджанцы» (жен. – 51%, средний возраст
– 21,5 лет, размах – 7), 70 человек – представители этнической группы «белорусы»
(жен. – 51%, средний возраст – 21,5 лет, размах – 7) и 85 человек – представители
этнической группы «русские» (жен. – 51%, средний возраст – 21,4 лет, размах – 7).
Среди них азербайджанские и белорусские студенты постоянно проживают на
территории Смоленской области от 1 года до 3 лет, русские – с рождения.
Этническая принадлежность респондентов устанавливалась путем

самоопределения.

Надежность и достоверность результатов исследования обеспечивалась использованием проверенных на практике методологических подходов к исследованию поставленной проблемы, применением надежных эмпирических методов, адекватных цели, задачам, объекту и предмету исследования, взаимопроверкой результатов в соответствии с данными, полученными в ходе подобных исследований других авторов, а также применением методов математической статистики, глубоким содержательным анализом выявленных фактов и закономерностей.

Научная новизна исследования. Проведен теоретический анализ сущности просоциального поведения и дано авторское его определение с точки зрения теории социальной активности. Просоциальное поведение понимается как способ сознательного и целенаправленного проявления социальной активности во благо других людей и самого себя, характеризующийся своей разноплановостью в зависимости от объекта, формы, типа, мотивов и норм оказания помощи, детерминированный индивидуальными ценностями как личностной проекцией существующих в определенной культуре требований и предписаний.

Дан сравнительный анализ особенностей просоциального поведения представителей этнических групп с разной культурной дистанцией. Выявлено, что для всех студентов, независимо от этнической принадлежности, характерно совершать просоциальные поступки, в первую очередь, по отношению к родственникам, друзьям, пожилым людям, женщинам с детьми; бескорыстно, не надеясь на получение благодарности; в форме социальной и психологической помощи; в учебной деятельности; а также в ситуациях экстренной необходимости и давления со стороны окружающих, руководствуясь при этом как личностными (альтруистическими и эгоистическими), так и социально-нормативными мотивами оказания помощи.

Установлены достоверные различия в просоциальном поведении студентов в зависимости от этнокультурной принадлежности: студенты азербайджанского этноса чаще всего оказывают помощь женщине-матери, в форме социальных услуг, бескорыстно, в ситуациях экстренности, анонимности, следуя религиозным

нормам и надеясь на получение взаимной помощи в случае необходимости. Студенты белорусского этноса чаще других оказывают помощь людям выше себя по социальному статусу, ради повышения оценки себя в глазах окружающих, установления собственного душевного спокойствия, взаимного обмена помощью. Студенты русского этноса реже других оказывают помощь представителям других национальностей, лицам подозрительной наружности, чаще других оказание помощи у них основано на эмоциональном сопереживании нуждающимся.

Выявлены общие характеристики просоциального поведения студентов азербайджанского, белорусского и русского этносов во взаимосвязи с индивидуальными ценностями, проявляющиеся в том, что просоциальное поведение, основанное на следовании нормам социальной ответственности, взаимности и справедливости, направленное на оказание помощи всем людям в случае необходимости, обусловлено ориентацией на ценности Сохранения и Самопреодоления. Просоциальное поведение, побуждаемое эгоистической мотивацией – повышение образа «Я» в глазах других, направленное на оказание помощи людям, не являющимся традиционными ее получателями: мужчины, молодые люди, в форме материальной помощи, связано с ориентацией азербайджанских, белорусских и русских студентов на ценности Изменения: «Самостоятельность», «Стимуляция». Актуализация эгоистической мотивации устранения душевного дискомфорта и получения благодарности при совершении просоциальных поступков обусловлена ориентацией студентов всех изучаемых групп на ценности Самовозвышения, тогда как актуализация альтруистической мотивации – обусловлена ориентацией на ценности Самопреодоления. Особенные характеристики состоят в том, что актуализация эгоистических мотивов просоциального поведения у азербайджанцев в отличие от белорусов и русских обусловлена не только ориентацией на ценности Самовозвышения, но и на ценности Самопреодоления и Сохранения. Оказание помощи азербайджанскими студентами, основанное на нормах достижения общественного благополучия – социальной ответственности, взаимности, справедливости в отличие от белорусов и русских обусловлено ориентацией на ценности «Достижение». Проявление белорусскими и русскими студентами анонимного и уступчивого просоциального поведения, следование норме социальной ответственности при оказании помощи обусловлено их ориентацией на ценности блока Изменения.

Обнаружено, что для студентов изучаемых этносов характерно

одновременное существование индивидуалистско-помогающего и

альтруистического типов просоциального поведения, в основе которых лежат как ценности, выражающие интересы исключительно индивида, так и ценности, выражающие интересы группы.

Теоретическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что систематизированы знания о феномене просоциального поведения, теориях и моделях его раскрывающих, обосновано изучение ценностей личности как детерминанты просоциального поведения. Уточнено понятие просоциального поведения с позиции теории социальной активности личности как о способе сознательного и целенаправленного проявления социальной активности во благо

других людей и самого себя. Полученные в результате исследования выводы
расширяют представление о влиянии индивидуальных ценностей,

детерминированных культурой, на просоциальное поведение азербайджанцев, белорусов и русских и могут послужить теоретической базой для изучения просоциального поведения у представителей разных этносов.

Практическая значимость исследования определяется тем, что его результаты могут иметь прикладное значение в различных областях социальной практики: межкультурных обменах, работах миграционных и социальных служб, для работы которых необходимы знания психологии представителей других этнических культур. Результаты исследования могут использоваться в разработке методических рекомендаций, мероприятий и программ для формирования продуктивной социально-психологической адаптации субъектов к условиям новой культурной среды, формирования навыков положительных межкультурных контактов, социально-нормативного поведения представителей азербайджанского, белорусского и русского этносов, оптимизации межкультурного общения, лучшем понимании представителей других этносов. А также в учебном процессе в преподавании дисциплин «Социальная психология», «Этнопсихология», «Теория и практика социальных коммуникаций», «Технология социальной работы», «Психология социальной работы».

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Просоциальное поведение как способ сознательного и целенаправленного
проявления социальной активности во благо других людей и самого себя,
характеризуется своими особенностями в зависимости от объекта, формы, типа,
мотивов и норм оказания помощи, детерминировано индивидуальными
ценностями как личностной проекцией существующих в определенной культуре
требований и предписаний.

  1. Изучение особенностей просоциального поведения представителей разных культур должно проводиться в направлении анализа его основных характеристик: избирательность (кому оказывается помощь), парциальность (форма помощи), мера (частота оказания помощи); мотивация (альтруистическая, эгоистическая, социально-нормативная), тип помощи в зависимости от контекста ее проявления (уступчивый, публичный, анонимный, экстренный, эмоциональный, альтруистический); присвоение социальных норм (ответственности, взаимности, справедливости, «затраты-вознаграждения») во взаимосвязи с ориентацией личности на культурно детерминированные индивидуальные ценности.

  2. Существуют сходство и различия в проявлении просоциального поведения студентов азербайджанского, белорусского и русского этносов. Сходст во состоит в том, что все студенты, независимо от этнической принадлежности, в первую очередь, оказывают помощь близким и социально незащищенным людям; в форме услуги, психологической помощи, в учебно-профессиональной сфере; безвозмездно, анонимно, в экстренной ситуации, в ответ на просьбу; руководствуясь при этом как личностными (альтруистическими и эгоистическими), так и социально-нормативными мотивами оказания помощи.

Различия заключаются в том, что студенты азербайджанского этноса чаще всего оказывают помощь женщине-матери (беременным женщинам, женщинам с

ребенком), в форме социальных услуг и материальной помощи, в анонимных и экстренных ситуациях, бескорыстно, следуя религиозным нормам или для получения помощи самим при необходимости. Реже других азербайджанцы оказывают помощь людям ради получения благодарности. Студенты белорусского этноса чаще других оказывают помощь людям, выше себя по статусу, в форме психологической поддержки нуждающегося, ради повышения оценки себя в глазах окружающих, установления собственного душевного спокойствия, взаимного обмена помощью. Студентами русского этноса реже других помощь оказывается представителям других национальностей и лицам подозрительной наружности, тогда как чаще других оказание помощи у них основано на эмоциональном сопереживании нуждающимся в помощи.

4. Просоциальное поведение студентов азербайджанского, белорусского и
русского этносов, обусловленное их ориентацией на культурно

детерминированные индивидуальные ценности, имеет как общие, так и особенные черты. К общим характеристикам просоциального поведения, обусловленных ориентацией студентов исследуемых этносов на ценности, выражающие интересы группы (Сохранения и Самопреодоления), относятся оказание помощи традиционным ее получателям: пожилым людям, женщинам, детям, в основных сферах жизни и в присутствии других людей.

Просоциальное поведение студентов азербайджанского, белорусского и русского этносов связанное с ориентацией на ценности Изменения: «Самостоятельность», «Стимуляция», побуждается эгоистической мотивацией повышения образа «Я» в глазах других и направлено на оказание помощи людям, не являющихся традиционными ее получателями: мужчины, молодые люди и в форме материальной помощи.

Оказание помощи, обусловленное ориентацией студентов на ценности «Гедонизм» и «Власть» блока Самовозвышение, не связано с соблюдением норм социальной справедливости и взаимности, совершением поступков во благо других, а побуждается исключительно эгоистическими мотивами.

Специфическими характеристиками просоциального поведения

азербайджанских студентов является то, что оказание помощи с эгоистическими
целями: получение благодарности, повышение оценки своего Я со стороны других
людей, получение помощи в дальнейшем, устранение собственного душевного
дискомфорта связано как с ориентацией на ценности, объединяющие интересы
индивида и группы («Универсализм» и «Безопасность»), так и на ценности,
выражающие интересы только группы («Традиции», «Конформность»,

«Благожелательность»), тогда как оказание помощи, в основе которого лежит выполнение социальных норм: справедливости, взаимности, ответственности обусловлено следованием ценностям, выражающим интересы индивида («Достижение»).

Специфическими характеристиками просоциального поведения белорусских и русских студентов является то, что оказание помощи с эгоистическими целями, обусловлено ориентацией на ценности «Достижение», выражающими интересы индивида. Вместе с тем оказание помощи с целью выполнения общественных

требований связано с ориентацией на ценности «Самостоятельность» и «Стимуляция», также выражающие интересы индивида.

Для азербайджанских, белорусских и русских студентов характерно наличие
индивидуалистско-помогающего и альтруистического типов просоциального
поведения, проявляющихся в совершении просоциальных поступков,

обусловленных как ценностями, выражающими интересы группы, так и ценности
индивида. Ценностная структура индивидуалистско-помогающего типа

просоциального поведения у азербайджанских студентов в отличие от
белорусских и русских, кроме ценностей открытости переменам, представлена
ценностями акцентирования «самости» – «Достижение», «Власть». Студентам
белорусского и русского этносов, в отличие от азербайджанского, свойственно
существование демонстративного типа просоциального поведения,

взаимосвязанного у белорусов с ориентацией на ценности, выражающие интересы индивида, у русских – интересы группы.

Апробация и внедрение результатов работы. Основные положения и
результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры общей и
социальной психологии Смоленского гуманитарного университета (2011 – 2015),
на Международной научной конференции «Теоретические проблемы этнической
и кросскультурной психологии», Смоленск, 2012, 2014; Международной научно-
практической конференции «Психология в современном развивающемся мире:
теория и практика», Челябинск, 2012; Всероссийской научной конференции
«Человек в экономических и социальных отношениях», Москва, 2012;
Международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы в
научной работе и образовательной деятельности», Тамбов, 2013; VI
Международной конференции молодых ученых «Психология – наука будущего»,
Москва, 2015; пятой Всероссийской научно-практической конференции
«Практическая этнопсихология: актуальные проблемы и перспективы развития»,
Москва, 2015; V Международной конференции «Психология индивидуальности»,
Москва, 2015; в процессе реализации проекта РГНФ «Просоциальное поведение
мигрантов и принимающего населения в условиях межкультурного

взаимодействия» № 12-26-04000а,м.

Основные результаты и выводы исследования внедрены в учебный процесс в содержание дисциплин «Социальная психология», «Этнопсихология», преподаваемых в Смоленском гуманитарном университете; «Технология социальной работы», «Психология социальной работы» – в Смоленском государственном университете; «Теория и практика социальных коммуникаций», «Технология социальной работы», «Психология социальной работы» – в Смоленском государственном медицинском университете, в деятельность Социально-психологического центра Смоленского государственного университета в форме лекционной и тренинговой работы.

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, включающего 299 наименований, из них 26 на иностранном языке. Объем основного текста диссертации составляет 159 страниц. Диссертация содержит 9 приложений, 6 таблиц и 6 рисунков.

Теории и подходы к изучению просоциального поведения

Однако, даже если человек готов выполнять действия по оказанию помощи другому, он может быть не в состоянии это сделать, в связи с отсутствием соответствующих компетенций (физических, психологических, материальных), необходимых для вмешательства и оказания соответствующей помощи. Также ситуация нуждающегося в помощи может измениться за время принятия решения: он может получить помощь от кого-то другого. И, наконец, оказание или неоказание помощи несет определенные последствия. Оказание помощи может выработать новые компетенции и навыки, усилить интерес к оказанию помощи, повысить самооценку. Эти последствия находят свое отражение в будущей оценке необходимости оказания помощи [287]. Н.В. Кухтова, на основе анализа отечественных и зарубежных исследований в области просоциального поведения, предлагает двухуровневую модель просоциального поведения, включающую: динамические (ситуативные) и содержательные (личностные) детерминанты просоциального поведения.

К динамическим детерминантам, с ее точки зрения, относятся: направленность на оказание помощи, оценка затрат и вознаграждений от оказания помощи, настроение, диффузия ответственности, социальные нормы, окружающие условия, нехватка времени. Среди содержательных детерминант, Н.В. Кухтова называет: особенности (качества и свойства) воли, принятие морального решения, альтруизм, эмпатию. Содержательные детерминанты представляют собой структурные единицы личности, ее характерные особенности. Динамические детерминанты определяются, главным образом, ситуацией или окружающей средой [120].

Л.В. Смольникова анализирует социальную и личностную природу просоциального поведения. С ее точки зрения, модель просоциальной личности включает в себя три компонента: просоциальную мотивацию, просоциальные черты и веру в справедливость мироустройства. Отмечаются гендерные различия в оказании помощи, определенные виды помощи могут быть в большей или меньшей степени присущи тому или иному полу. Отмечается, что на формирование просоциального поведения оказывает влияние стиль семейных отношений, подражание модели поведения, а также культура. При этом существенная роль в формировании и поддержании просоциального поведения принадлежит ценностям и нормам, принятым в обществе [204].

Ю.О. Мазур, предлагающая тренинг личностного роста как средство развития составляющих просоциального поведения, полагает, что модель просоциального поведения включает в себя: а) позитивные представления личности о себе, связанные со способностями к солидарности и сочувствию, а также определяющие отношение к другим, что отражается в способностях к эмпатии, в сотрудничестве и взаимопомощи, в умении разрешать конфликтные и трудные ситуации; б) систему жизненных ценностей, которые определяют стратегии взаимодействия с миром; в) способность личности реализовывать себя на пути альтруистической, общественно значимой деятельности [144].

На основе проведенного теоретического анализа, нами предполагается существование ряда характеристик просоциального поведения, описание которых поможет раскрыть его сущность и особенности.

1. Мотивация. Одним из главных вопросов исследования просоциального поведения – каковы мотивы лежащие в его основе.

«Мотивация – это совокупность психических процессов, которые придают поведению энергетический импульс и общую направленность. Иначе говоря, мотивация – это движущие силы поведения, т. е. проблема мотивации является проблемой причин поведения индивида» [189, с. 138].

Применительно к просоциальному поведению используется термин «просоциальная мотивация», под которой понимается целостная система побудительных процессов, направленных на благо других людей или общества в целом, обладающих социальными последствиями, классифицируемыми как социально полезные действия [38]. За оказанием помощи могут стоять различные мотивы, которые можно классифицировать в соответствии с их моральной ценностью на альтруистические и эгоистические. Так, по мнению Д. Бэтсона, созерцание чужого несчастья способно вызвать в наблюдающем ощущение душевного дискомфорта, либо эмпатию к нуждающемуся. Душевный дискомфорт побуждает избавиться от него, а сделать это можно, либо пройдя мимо неприятной ситуации, либо оказав помощь. Эмпатия «запускает» механизм альтруистического оказания помощи [274].

Автор двухуровневой модели эгоизма-альтруизма Д. Миллер полагает – в своем поведении человек исходит из того, что, по его мнению, полагается ему по справедливости. Кроме того, человек испытывает сочувствие и поступает просоциально, исходя из справедливого, по его мнению, отношения к ним, если судьба других кажется незаслуженно плохой.

Относительно просоциальной мотивации данная теория предполагает, что чисто просоциальная мотивация начинается после исполнения эгоистических притязаний человека на справедливое, по его мнению, положение в социальной системе. Если же достигнутый им результат ниже уровня притязаниий, проявляется эгоистическая ориентация, которая доминирует над просоциальным стремлением [187].

По мнению Е.Е. Насиновской, «под альтруистическими понимаются только бескорыстные помогающие действия, не сулящие субъекту никаких внешних наград и поощрений» [168, с. 165]. Противопоставляются им «формы помогающего поведения, основанные на корыстном расчете, и действия, связанные с соображениями затрат и пользы от совершаемых благодеяний». А также в сферу собственно альтруистических проявлений не включаются акты помощи, осуществляемые на уровне регуляции поведения социально-нормативного типа. К ним следует относить: 1) шаблонно-стереотипные проявления помощи (культурные привычки, правила этикета); 2) акты помощи, обусловленные внешними социальными требованиями и ожиданиями: а) помогающие действия в ответ на демонстрацию модели помощи; б) следование норме взаимности (расплата за услугу услугой); в) выполнение нормы ответственности в соответствии с ожидаемым от человека поведением; г) временное повышение просоциальности членов группы [168].

Также следует отметить точку зрения Е.П. Ильина считающего, что понимание альтруизма как бескорыстной помощи другому является мифом. Ведь часто за поведением «доброго самаритянина» могут скрываться совсем другие мотивы: самоудовлетворение собственных душевных потребностей и интересов. По мнению Г. Гинтеса, человек делает добро другому, чтобы спокойно спать, не мучась угрызениями совести, или гордиться своей добротой, т.е. ради переживания удовлетворения от своего поступка. В данном случае речь идет о преследовании эгоистических мотивов оказания помощи [цит. по 86].

Исследования ценностей азербайджанцев, белорусов и русских

Выбор диагностического инструментария был определен поставленными целью и задачами, а также требованиями валидности, надежности, стандартизации и адаптации используемых методов и методик. Исследование проводилось в два этапа: пилотажный и основной.

На этапе пилотажного исследования нами был использован метод сочинений (см. Приложение 2). Использование данного метода было обусловлено тем, что сам феномен просоциального поведения относится к числу мало изученных, и в области его рассмотрения существует недостаточно диагностического материала. Использование методики сочинения позволило нам рассмотреть просоциальное поведение как единый, непрерывный процесс.

Метод сочинений был конкретизирован нами в методике мини-сочинения «Мой случай оказания помощи». Испытуемым предлагалось вспомнить и описать случай, когда они выступали в роли оказывающего помощь. Задачей выступало исследование мотивов оказания помощи, конкретизация объектов и форм оказания помощи.

Данные, полученные в пилотажном исследовании методом сочинений, обрабатывались с помощью контент-анализа, единицей анализа выступило смысловое суждение. В качестве социально-психологических категорий анализа были выделены: оказание помощи, объект помощи, форма оказания помощи, мотив оказания помощи. В пилотажном исследовании приняли участие 36 человек (20 женщин и 16 мужчин) в возрасте от 18 до 22 лет.

Ниже представлена краткая характеристика диагностических методик и процедур, которые использовались на основном этапе исследования.

1) Анкета на изучение просоциального поведения (Приложение 1а).

Анкета была разработана с учетом результатов, полученных после проведения пилотажного исследования, и состояла из двух блоков (блок основных вопросов и «паспортичка»). В первый блок входили вопросы на рассмотрение содержательно-динамических характеристик оказания помощи (т.е. меры, избирательности и парциальности оказания помощи, выделенных нами в теоретической части исследования) – вопросы №1,2,3; мотивации оказания помощи – вопрос №4. Испытуемым было предложено оценить степень согласия с предложенными утверждениями по 5-ти балльной шкале от 1 (не описывает меня вообще, совершенно не согласен с утверждением) до 5 (описывает меня полностью, совершенно согласен с утверждением) баллов. Второй блок включал вопросы на самоопределение этнической принадлежности, пола и возраста испытуемых, продолжительности проживания на территории рассматриваемого региона.

2) Методика «Измерение просоциальных тенденций» Г. Карло и Б.А.Рэндалла в адаптации Н.В. Кухтовой (Приложение 1Б) – направлена на оценку шести различных типов просоциального поведения: уступчивого (угодливого, конформистского), публичного, анонимного, экстренного, эмоционального, альтруистического. Опросник состоит из 25 утверждений, которые оцениваются по 5-ти балльной шкале: от 1 (не описывает меня вообще, совершенно не согласен с утверждением) до 5 (описывает меня полностью, совершенно согласен с утверждением) баллов.

Подсчет баллов осуществляется по каждому типу поведения в соответствии с ключом: Уступчивое (угодливое, конформистское) просоциальное поведение – (7+18):2; Публичное просоциальное поведение (1+3+5+13):4; Анонимное просоциальное поведение (8+11+15+19+22):5; Экстренное просоциальное поведение (6+9+14):3; Эмоциональное просоциальное поведение (2+12+17+21+25):5; Альтруистическое просоциальное поведение (4–10–16+20–23+24):6. Более высокие баллы отражают более высокую тенденцию участвовать в просоциальном поведении в различных ситуациях [121].

3) Методика «Социальные нормы просоциального поведения», разработанная И.А. Фурмановым и Н.В. Кухтовой (Приложение 1В) – направлена на изучение присвоения индивидом четырех видов социальных норм, оказывающих влияние на просоциальную направленность поведения: норма социальной ответственности, норма взаимности, норма социальной справедливости, норма «затраты–вознаграждения». Методика состоит из 4 шкал и содержит 62 утверждения, степень согласия с которыми испытуемый оценивает по 5-ти балльной шкале: от 1 – совершенно не согласен, до 5 – совершенно согласен.

Подсчет баллов осуществляется по каждой шкале в соответствии с ключом: Шкала «Норма социальной ответственности» - с 1 по 8 утверждение – все утверждения обрабатываются в прямом порядке; Шкала «Норма взаимности» – с 9 по 19 утверждение – с 9 по 18 утверждения обрабатываются в прямом порядке, 19 утверждение – в обратном порядке; Шкала «Норма справедливости» - с 20 по 25 утверждение – все утверждения обрабатываются в прямом порядке; Шкала «Норма затраты-вознаграждение» - с 26 по 31 утверждение – все утверждения обрабатываются в обратном порядке. Полученные по каждой шкале результаты суммируются. Чем выше балл, тем чаще испытуемый в своем поведении будет руководствоваться той или иной социальной нормой [122].

4) Опросник индивидуальных ценностей Ш. Шварца в адаптации Н.М.Лебедевой (Приложение 1Г) [227; 296]. Методика позволяет выявить индивидуальные приоритеты, которые чаще всего проявляются в социальном поведении личности. Опросник включает базовые ценности, которые автор объединил в десять различных блоков ценностей человека (типов мотивации), определяющих направленность конкретных действий индивида: «Самостоятельность», «Стимуляция», «Гедонизм», «Достижение», «Власть», «Безопасность», «Конформность», «Традиция», «Благожелательность», «Универсализм».

Методика содержит 40 утверждений, в соответствии с которыми испытуемый должен соотнести себя и ответить, насколько данное описание похоже на него: от «очень похож», что соответствует плюс 4 баллам, до «совсем не похож» – минус 1 баллу.

По полученным ответам для каждой ценности вычислялся свой индекс, то есть значения по определенным номерам вопросов складывались и потом делились на 3, 4, 5 или 6, в зависимости от количества вопросов соответствующих данной ценности: «Конформность» (1+14+25+31):4; «Благожелательность» (8+15+27+34):4; «Универсализм» (5+13+20+26+33+40):6; «Традиция» (4+12+24+37):4; «Самостоятельность» (2+11+23+38):4; «Стимуляция» (6+19+30):3; «Гедонизм» (10+17+35):3; «Достижение» (3+22+28+36):4; «Власть» (9+18+29):3; «Безопасность» (7+16+21+32+39):5. В итоге мы получаем средний бал, который свидетельствует о выраженности тех или иных индивидуальных ценностей. Методы обработки данных. Математическая обработка данных осуществлялась в программе Statistica 6.0. Для оценки нормальности распределения применялся критерий Колмогорова-Смирнова; для определения достоверности различий применялся U-критерий Манна-Уитни; для определения взаимосвязей переменных использовался множественный регрессионный анализ (метод Forward stepwise); факторный анализ по методу главных компонент (Varimax normalized).

Содержательно-динамические характеристики просоциального поведения студентов азербайджанского, белорусского и русского этносов

Столь частое оказание помощи родным и близким людям, можно объяснить чувствами любви, привязанности, долга и как следствие желанием в случае необходимости обезопасить, прежде всего, себя и членов своей семьи. А столь частое оказание пожилым людям и женщинам объясняется тем, что традиционно они воспринимаются как менее защищенные и нуждающиеся в помощи и поддержке. Кроме того, согласно данным американских исследователей женщины получают помощь чаще мужчин не только благодаря гендерным нормам альтруизма, но и потому что чаще обращаются за ней [145].

Более редкое оказание помощи категориям лиц подозрительной наружности и «выпившим лишнего» может объясняться с точки зрения объективности нуждаемости в помощи, поскольку в данном случае человек сам поставил себя в такую ситуацию и вызывает негативные эмоции и нежелание оказывать ему помощь. Человеку, находящемуся в алкогольном опьянении, азербайджанцы, по сравнению с прочими, реже всего оказывают помощь (с белорусами получено статистически значимое отличие). Данный факт можно объяснить особенностями культуры и национальным характером азербайджанцев. Так, Ф. Алекперли указывает, что для азербайджанца страшнее всего потерять достоинство или, как говорят, «ударить в грязь лицом», «потерять лицо» [9]. Поэтому, например, как бы много ни выпил азербайджанец, его никогда не увидят пьяным на улице. Так и человеку, поставившему себя в такое неловкое положение они, скорее всего не станут оказывать помощь.

Представителям других национальностей реже всего оказывают помощь русские, о чем с азербайджанцами и белорусами были получены статистически значимые различия в частоте оказания помощи. Возможно, данный факт объясняется тем, что опрошенные нами представители азербайджанского и белорусского этносов являются приезжими и, как правило, нацелены на позитивное взаимодействие с принимающим населением, проявляя при этом лояльное отношение к людям, помогая и поддерживая тех, кто оказался в худшем или незавидном положении. О чем свидетельствуют данные исследований по адаптации мигрантов в России [55; 116; 161; 162]. В свою очередь, русские как принимающее население могут иметь негативное, а то и предвзятое отношение к мигрантам [47; 55; 63; 70; 138], что, вероятно, и затрудняет проявление милосердного отношения с их стороны к мигрантам.

Белорусы, в отличие от азербайджанцев, чаще оказывают помощь тем, кто выше них по социальному статусу. Названное отличие может объясняться услужливостью, желанием угодить людям, обладающим властными полномочиями. Белорусы по сравнению с представителями других рассматриваемых нами этносов (с русскими получено статистически значимое отличие) чаще оказывают помощь людям среднего возраста, что обусловлено их уважительным отношением не только к пожилым людям, но и ко всем, кто старше них по возрасту.

Беременным женщинам и женщинам с ребенком представители азербайджанской выборки наиболее часто оказывают помощь по сравнению с представителями других этносов, поскольку им свойственно уважительное отношение к женщинам и материнству [87].

Также нами рассматривались парциальность и мера, как содержательно-динамические характеристики просоциального поведения, отражающие какую именно помощь и как часто представители исследуемых этносов адресуют нуждающимся в ней. Испытуемым было предложено оценить частоту предоставления помощи в следующих формах: предоставление услуги (под услугой в данном случае подразумевается осуществление таких действий, как: уступить место в транспорте, донести сумки, перевести человека через дорогу, подержать дверь и т.п.), медицинской помощи (осуществление действий медицинского характера), материальной помощи (предоставление нуждающемуся денег или иных материальных ценностей), социально-бытовой услуги (помощь в уборке, приготовлении пищи и т.п.), помощи в учебе либо профессиональной деятельности, психологической помощи (эмоциональной поддержки в трудной ситуации).

Приведенные в табл. 5 данные представляют собой среднюю частоту оказания различных форм помощи и получены путем ответа респондентов на вопрос анкеты: «Оцените по пятибалльной шкале, как часто Вам приходилось оказывать помощь в следующих формах?».

Анализируя представленные в табл. 5 данные относительно частоты и парциальности оказания помощи, то есть того, насколько часто испытуемые оказывают помощь нуждающимся в различных формах, нами были выявлены определенные сходства и различия. Оказалось, что азербайджанцы чаще всего оказывают помощь в таких формах, как: предоставление услуги, психологическая и материальная помощь, реже – помощь в учебно профессиональной деятельности, оказание социально-бытовой услуги, медицинская помощь. Для белорусов наиболее частым является оказание таких видов, как: психологическая помощь, помощь в учебно профессиональной деятельности и предоставление услуги, реже – оказание социально-бытовых услуг, материальная и медицинская помощь. Для русских наиболее приемлемым является оказание психологической помощи, предоставление услуг в требующей того ситуации, а также социально-бытовых услуг, реже – оказание помощи в учебно-профессиональной деятельности, материальной и медицинской помощи.

Таким образом, для представителей всех рассматриваемых нами групп наиболее частой формой оказания помощи является психологическая помощь, а также предоставление различного рода услуг (уступить место в транспорте, перевести через дорогу и т.п.), поскольку данные виды помощи чаще всего востребованы в повседневной жизни. А наиболее редкая форма оказания помощи для всех респондентов – это медицинская помощь, что может быть объяснено не столько отсутствием желания оказывать данный вид помощи, сколько отсутствием у большинства опрошенных нами студентов необходимых знаний и навыков при оказании квалифицированной медицинской помощи.

Анализ связи индивидуальных ценностей и содержательно-динамических характеристик просоциального поведения студентов азербайджанского, белорусского и русского этносов

Существование данного типа просоциального поведения наглядно демонстрирует, что в связи со стремлением к самостоятельности, независимости в жизни, студенты белорусского этноса ощущают себя готовыми взять на себя ответственность заботиться о нуждающихся в помощи людях. В исследовании Е.В. Беляевой также подчеркивается, что белорусский индивидуализм не противопоставляется групповым требованиям, а рассматривается как способ обретения себя, оставляя место для благотворительности [26].

У русских выделены три независимых фактора, объясняющие 54,97% дисперсии, интерпретированные нами как типы просоциального поведения в зависимости от связи с индивидуальными ценностями следующим образом.

Первый фактор получил название индивидуалистско-помогающий тип просоциального поведения (24,21%). В него вошли с положительным весом переменные: ценности «Самостоятельность» 0,688; «Стимуляция» 0,560; помощь мужчинам 0,648; людям среднего возраста 0,604; людям без определенного места жительства 0,572; незнакомым людям 0,525; женщинам 0,520; выпившим лишнего 0,510; оказание медицинской помощи 0,623.

Для индивидуалистско-помогающего типа просоциального поведения наряду со склонностью к поиску свободы и новизны в собственной жизни свойственно оказание помощи различным категориям нуждающихся в помощи людей. Как нами уже отмечалось ранее, такое взвешенное оказание помощи нуждающимся людям может означать поворот к новому типу взаимоотношений в российском обществе, ориентированному на заботу об окружающих людях.

Второй фактор, обозначенный нами как альтруист ический тип просоциального поведения (19,08%), включает такие дескрипторы: ценности «Универсализм» 0,559; «Благожелательность» 0,522; Альтруистическое просоциальное поведение 0,683; нормы «затраты-вознаграждения» 0,686; справедливости 0,566; взаимности – 0,765; мотив получения благодарности – 0,675.

Альтруистический тип просоциального поведения русских студентов предполагает заботу о благополучии всех людей, оказание помощи бескорыстно, не надеясь на вознаграждение и противоречит оказанию помощи ради получения вознаграждения в виде ответной помощи или какой либо другой форме. Несмотря на существующий в последнее время приоритет ценностей заботы о собственном благополучии, на протяжении длительного времени российское общество существовало как коллективистское, с высокой ценностью норм и обычаев помощи и взаимопомощи, чем и объясняется склонность совершать просоциальные поступки без надежды на получение благодарности, а ради поддержки нуждающегося.

Третий фактор, названный нами как коллективистско демонстративный тип просоциального поведения (11,68%) содержит дескрипторы: ценности «Конформность» 0,498; «Традиции» 0,448; Публичное просоциальное поведение 0,549; мотивы выполнения общественных норм 0,685; повышения оценки себя в глазах окружающих 0,632; повышения самооценки 0,603; получения душевного покоя 0,597. Коллективистско-демонстративный тип личности с просоциальным поведением характеризуется солидарностью с традициями и нормами общества, ограничением своих побуждений ради гармоничного взаимодействия с окружающими людьми, демонстративным оказанием помощи ради повышения самооценки и оценки себя в глазах других людей, получения душевного покоя. Проявление такого типа просоциального поведения объясняется происходящими в российском обществе изменениями, когда взрослое поколение еще ориентируется на взаимодействие всех членов в обществе и потому требует от молодого поколения следования их нормам и традициям. Тогда как для молодежи уже более характерны индивидуалистические ценности заботы о своей личности. В связи с этим следование ценностям старшего поколения порождает исключительно демонстративные и эгоистические виды оказания помощи у молодежи.

Полученные путем факторного анализа и интерпретированные нами данные позволяют сделать вывод о том, что для студентов азербайджанского, белорусского и русского этносов характерно наличие определенных типов просоциального поведения в зависимости от связи с индивидуальными ценностями, сходных и отличных между собой.

Так к сходствам следует отнести тот факт, что для азербайджанцев, белорусов и русских свойственно наличие таких типов просоциального поведения, у которых сочетание следования коллективистским ценностям заботы о своей группе, об обществе, в котором они живут, с ценностями универсализма, связано с заботой о других людях, оказанием им помощи (альтруистический, коллективистско-помогающий). Наряду с этим присутствует и такой тип просоциального поведения, который совмещает в себе как следование собственным интересам, так и заботу о нуждающихся людях (индивидуалистско-помогающий тип). Данное обстоятельство формирует образ самодостаточного человека, которому не безразличны потребности других людей.

Среди отличий выделяется, свойственное для представителей белорусского этноса наличие типа просоциального поведения во взаимосвязи с индивидуальными ценностями, совмещающего собственные выгоды и публичное оказание помощи ради презентации себя как человека, заботящегося о нуждах других (индивидуалистско-демонстративный тип). Тогда как у русских демонстративное оказание помощи сопряжено со следованием традиционным ценностям, его нормам и традициям (коллективистско-демонстративный тип).

Следует отметить, что ценностная структура индивидуалистско помогающего типа просоциального поведения у азербайджанцев, белорусов и русских различается. У азербайджанцев (в отличие от белорусов и русских) сюда входят кроме ценности блока Изменения («Самостоятельность») еще и ценности Самовозвышения («Власть» и «Достижение»). Данное отличие отражает, что кроме присущих всем респондентам потребностям в самостоятельности при совершении просоциальных поступков, у азербайджанцев актуализированы еще и потребности в достижениях, социальном статусе, что волне объяснимо, учитывая особенности их национального характера.