Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Представления провинциальной молодежи о счастье в контексте эмоционально-мотивационной направленности Жубаркин Сергей Вячеславович

Представления провинциальной молодежи о счастье в контексте эмоционально-мотивационной направленности
<
Представления провинциальной молодежи о счастье в контексте эмоционально-мотивационной направленности Представления провинциальной молодежи о счастье в контексте эмоционально-мотивационной направленности Представления провинциальной молодежи о счастье в контексте эмоционально-мотивационной направленности Представления провинциальной молодежи о счастье в контексте эмоционально-мотивационной направленности Представления провинциальной молодежи о счастье в контексте эмоционально-мотивационной направленности Представления провинциальной молодежи о счастье в контексте эмоционально-мотивационной направленности Представления провинциальной молодежи о счастье в контексте эмоционально-мотивационной направленности Представления провинциальной молодежи о счастье в контексте эмоционально-мотивационной направленности Представления провинциальной молодежи о счастье в контексте эмоционально-мотивационной направленности Представления провинциальной молодежи о счастье в контексте эмоционально-мотивационной направленности Представления провинциальной молодежи о счастье в контексте эмоционально-мотивационной направленности Представления провинциальной молодежи о счастье в контексте эмоционально-мотивационной направленности
>

Диссертация - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Жубаркин Сергей Вячеславович. Представления провинциальной молодежи о счастье в контексте эмоционально-мотивационной направленности : диссертация ... кандидата психологических наук : 19.00.05.- Иваново, 2006.- 213 с.: ил. РГБ ОД, 61 07-19/71

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретические представления о феномене счастья в социальных науках и психологии

1.1 .Представления о счастье в социальных науках и психологии 13

1.2. Субъективное благополучие как аспект счастья 38

1.3. Эмоциональная направленность личности как детерминанта представлений о счастье 46

1.4. Мотивация социальной активности личности 63

Глава 2. Теоретико - методологические основы эмпирического исследования представлений молодежи о счастье

2.1. Методологические основы эмпирического исследования 91

2.2. Методы и организация эмпирического исследования 98

Глава 3. Результаты эмпирического исследования представлений провинциальной молодежи о счастье

3.1. Образ счастья провинциальной молодежи и пути его достижения

3.1.1. Отношение к счастью как жизненному феномену 116

3.1.2. Социально-демографические особенности стереотипа счастливой личности 118

3.1.3. Времена идентификации состояния счастья и его качественных параметров 122

3.1.4. Средства достижения потребного будущего в представлениях молодежи 127

3.2. Анализ потребностной сферы провинциальной молодежи 142

3.3. Связь эмоциональной направленности и представлений о счастье 146

3.4. Зависимость социальной мотивации с представлениями о счастье 154

3.5. Творческий потенциал провинциальной молодежи 159

Заключение 168

Список литературы 171

Введение к работе

Целью должно быть счастье,

иначе огонь не будет гореть достаточно ярко,

движущая сила не будет достаточно мощной -

успех не будет полным. Т. Драйзер

Актуальность исследования вызвана проблемой пассивности общественного самосознания молодежи, необходимостью ее активизации с целью направления на преобразование современной российской действительности и способствования интеграции страны в мировое сообщество в качестве ведущей политической и экономической державы. Программные планы такого преобразования и обустройства общества могут опираться на представления россиян о своем будущем, соответствующе их субъективному, мотивирующему к активным действиям представлению о том, что такое счастье, к которому следует стремиться.

Категория «счастье» использовалась в сказках, сказаниях, былинах российского народа. Битва за счастье, которое рассматривалось и сквозь призму политических воззрений, исконно была важнейшей составляющей социального бытия. Пугачевские бунтари, декабристы, народовольцы, эсеры, большевики, современные политические деятели - все они борются за народное счастье, но никто из них не мог сказать, в чем же его истинная суть, как его достичь и нужно ли такое счастье народу в действительности.

Наиболее распространенные представления о счастье нашли отражение в фольклоре, мифологии и художественных произведениях. Во многом, такие представления легли в основу различных массовидных движений, находя конкретное выражение в их лозунгах и программных заявлениях (борьба за народное счастье). Каждое политическое движение в той или иной мере позиционировало себя в качестве единственного носителя правильных представлений о счастье народа и путях его достижения.

Наиболее ярко это было реализовано в мифологизированном образе счастья у поколения, строившего коммунизм. Утопические схемы счастливого

4 потребного будущего внедрялись в сознание масс как руководство к действию и становились ценностно - смысловой основой социальной активности различных слоев населения, особенно, молодежи. Объединяемые общей идеей строительства коммунизма, молодые люди стремились к мировой революции, тотальной коллективизации и индустриализации, к освоению целины, строительству БАМа, покорению космоса. Позже - к национальному суверенитету и всеобщей демократизации. Объединяющим и мотивирующим в этих процессах было представление не только о будущей российской государственности, но и о месте каждого человека в этом будущем, о его личном благополучии, соответствующему субъективному образу счастья.

В условиях трансформации мировоззренческих идеалов, происходящих вследствие социокультурных изменений общества, важнейшим условием сохранения национальной самобытности, с одной стороны и активизации личностного потенциала каждого россиянина - с другой, стоит задача формирования содержательных представлений о будущем. В настоящее время эти представления являются недостаточно определенными, а значит, не обладающими потенциалом действия, достаточным для интенсивного вовлечения личности и, прежде всего - поколения молодых людей в социальное строительство новой России.

Для успешной реализации Президентских программ в области социально-экономической политики необходима, прежде всего, поддержка этих проектов молодежью, причем не только из столичных мегаполисов, но и из российской глубинки, поскольку реализация этих инициатив вряд ли возможна без участия в них большинства населения страны. Отсюда логичной представляется задача изучения и активизации на рациональной основе личных поведенческих устремлений молодежи, связанных с единым образом потребного будущего, задаваемым перспективными планами государственного строительства.

Степень изученности проблемы. В науке нет единого мнения о содержательной стороне понятия «счастья». Еще в работах философов античности

5 категория счастья являлась одной из центральных. Многие поколения ученых пытались решить вопросы об универсальности представлений человека о счастье. Среди них такие как: «что такое счастье?» Кто из людей счастливей другого? Кто и почему становится счастливым? Как этого можно достичь? В какие минуты человек действительно счастлив, о чем он мыслит, что переживает при этом? Не претендуя на окончательное определение категории счастья, все же следует отметить, что этот вопрос актуален и сегодня.

Обращаясь к истории изучения счастья, в числе его исследователей можно найти таких ученых как Аристотель [11], Сенека, Гельвеций, Августин блаженный, Фома Аквинский, Р.Декарт, И.Кант, Л.Фейербах [184], Б.Паскаль [151], П.Помпонацци [159], отечественный богослов Михаил Три-волис. Л.Ландау пытался объяснить проблему счастья с точки зрения научной строгости и математического опыта [22]. М.В.Бахтин рассматривал счастье как антропологическую проблему. Дж.Ст.Милль [34] полагал, что счастье имплицитно присутствует при наличии у человека ясной и определенной цели. Французский философ Блез Паскаль [151] утверждал, что все люди стремятся к счастью — из этого правила нет исключений; способы у них разные, но цель одна. Человеческая воля направлена на достижение только этой цели. Он полагал, что счастье — побудительный мотив любых поступков любого человека.

Среди современных зарубежных работ можно отметить исследования К.Роджерса, А.Кэмпбелла, Ф.Конверса, Н.Бредберна, Х.Кентрила, Р.Уилсона, Эдда Динера. Счастье как удовлетворенность (субъективное благополучие) рассматривали такие ученые как Брендстеттер, М.Фордис, А.Бек, Мак-Кеннелл. Л.Джозеф, Т.Льюис, Ф.Эндрюс [248].

Наиболее содержательное описание проблемы счастья представлено в работах американского психолога М.Аргайла [9], который попытался представить максимально полную феноменологию данной категории.

Ряд отечественных психологов в своих трудах обращались к понятию «счастья». В советский период счастье, в основном, рассматривалось с идео-

логических позиций. В то время ученые опирались на работы К.Маркса, Ф.Энгельса и В.И.Ленина, из которых следовало, что высшим источником наслаждения при коммунизме должен, прежде всего, стать человеческий труд, как общественно полезная деятельность [195]. По этой причине, советские ученые подвергали критике буржуазные гедонистические теории. Например, М.И.Корнева писала, что западный неогедонизм не имеет ничего общего с гедонизмом в его первоначальной классической форме. Он превратился в проповедь крайнего индивидуализма, жестокости и пессимизма.

С.Л.Рубинштейн [172] считал, что соотношение между конкретными побуждениями и результатами их деятельности определяет счастье человека и удовлетворение, которое он получает от жизни. Счастье, по его мнению, должно прийти «само собой», как производный результат «дела жизни» личности, в частности, честно выполняемого долга. В отличие от него, А.Н.Леонтьев [103], не отрицая в целом существования потребности в счастье, полагает, что концепции гедонизма опираются на фальсифицируемую ими правду, которая состоит в том, что человек действительно стремится быть счастливым, но для этого он должен поставить цель, и только тогда, двигаясь к ней, он сможет испытать счастья, не заботясь об этом специально.

Б.И.Додонов [58] рассматривает счастье как особую сложную интегра-тивную эмоцию, обладающую определенными функциями, среди которых главными являются оценочная и ценностно-мотивирующая.

Несмотря на множество точек зрения, до сих пор не устоялся концептуальный аппарат описания феномена счастья, представления о нем, не определены содержание и объем данного понятия, отсутствует методический инструментарий для его фиксации и количественного измерения. Кроме того, в современной отечественной социальной психологии практически отсутствуют эмпирические исследования этой психологической категории. Однако в данном исследовании мы не ставим основной целью изучение категории счастья, предоставляя такую прерогативу представителях других социальных наук, прежде всего, философии.

В проводимой нами работе изучается не сама категория счастья, а лишь представления провинциальной молодежной аудитории о нем. На наш взгляд, изучение складывающихся в молодежной среде представлений о счастье, как желаемом результате своей жизнедеятельности, даст возможность понять, объяснить и спрогнозировать, каким образом сможет реализоваться личностный потенциал молодых людей из провинции и насколько он будет соответствовать целям развития Российского государства.

Цель исследования: изучение социально-психологических особенностей представлений провинциальной молодежи Ивановского региона о счастье.

Исходя из цели, были сформированы задачи исследования:

  1. Изучить на основе анализа отечественной и зарубежной литературы основные концептуальные подходы к исследованию феномена счастья в социальных науках и психологии.

  2. Определить основные понятия и методологические принципы, на основе которых будет осуществляться исследование, обеспечиваться валид-ность и надежность получаемых результатов. Проанализировать существующие эмпирические методы и выбрать психологический инструментарий, адекватный целям исследования, провести его апробацию.

  3. Сформировать репрезентативную выборку, нейтрализовать влияние побочных внешних переменных при проведении процедуры эксперимента, корректно организовать процедуры сбора данных.

  1. Исследовать содержательные параметры интегративного представления провинциальной молодежи о счастье.

  2. Изучить взаимосвязи образа счастья и личностных характеристик представителей молодежных групп.

  3. Рассмотреть взаимозависимости отношения молодежи к социальной реальности и характеристик потребного счастливого будущего, средств его достижения.

  4. Повести анализ влияния интегральных представлений молодежи о счастье на мотивационную сферу, связанную с социальной направленностью.

Объект исследования: представления о счастье у молодежи в возрасте от 16 до 35 лет, проживающей в провинциальных городах Ивановской области.

Предмет исследования: интегративное представление о счастье, как вторичном образе потребного будущего.

В ходе теоретического анализа основной проблемы нашего исследования мы сформулировали следующие гипотезы, проверке которых посвящена диссертационная работа.

Основная гипотеза исследования. Представления молодежи о счастье обусловлены личностными особенностями субъекта социальной направленности, опосредующих его мотивационно-эмоциональную сферу.

Частные гипотезы:

представления провинциальной молодежи о счастье зависят от принадлежности субъектов социальной направленности к определенным социально-демографическим группам (половым, возрастным, территориальным);

основной личностной детерминантой содержательных представлений о счастье является эмоциональная направленность представителей различных молодежных групп;

представления о средствах достижения счастья обусловлены различиями в его содержательных характеристиках у различных групп молодежи.

Теоретический анализ опирался на работы С.Л.Рубинштейна, А.Н.Леонтьева, К.К.Платонова, Б.Ф.Ломова, Л.М.Веккера, А.В.Петровского, Б.И.Додонова, Е.П.Ильина, В.С.Магун, Г.Х.Шингарова, П.В.Симонова, П.М.Якобсона, М.Аргайла, Дж.Ст.Милля, Н.Миллера и Дж.Долларда, Х.Хекхаузена.

Методологическое обоснование эмпирического анализа представлений о счастье базируется на трудах Л.Хьелла, Д.Зиглера, В.А.Ганзена.

Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки исходных положений гипотезы применялся комплекс взаимопроверяемых и дополняющих друг друга методов: теоретический анализ научной литерату-

9 ры, сопоставление и обобщение научно-исследовательских работ по изучаемой проблеме; анкетирование, тестирование.

В качестве основных методов получения эмпирических данных применялись:

  1. специально разработанная авторская анкета, состоящая из восьми блоков вопросов, выявляющих: представления о счастливом человеке, терминальные содержательные представления о счастливой жизни, динамические характеристики счастья, значение межличностного окружения для достижения состояния счастья, территориальный фактор достижения счастья, предпочитаемые способы достижения счастья, удовлетворенность личности в различных сферах бытия, социально - демографические характеристики респондентов.

  2. батарея тестов, диагностирующих индивидуально психологические характеристики молодежи.

Эмпирическую базу исследования составили 340 молодых людей в возрасте от 16 до 35 лет - жители пяти районных центров и поселков Ивановской области.

Предварительно проводилось пилотажное исследование среди студентов социолого-психологического факультета Ивановского государственного университета. На этапе пилотажного исследования были опрошено 118 респондентов.

Достоверность полученных результатов обеспечивается методологической аргументированностью исходных теоретических положений, внутренней непротиворечивостью научно обоснованной логики исследования; выбором методов, адекватных предмету и задачам исследования; применением различных методов статистической обработки данных. Применялись методы корреляционного, факторного, регрессионного, частотного анализа. Использовались специальные методы оценки достоверности получаемых эмпирических данных. Исследование проводилось на репрезентативной выборке респондентов. Респондентам в ходе опроса были созданы условия, моти-

10 вирующие к откровенным ответам на предлагаемые вопросы. Научная новизна исследования заключается в следующем:

определены интегративные факторы, связанные с представлениями о счастье, которые опосредуют мотивацию социальной активности молодежи;

проведен психологический анализ представлений о счастье, исходя из теоретических позиций восприятия целостных объектов;

выделен комплекс содержательных характеристик представлений о счастье, включающий: динамические характеристики счастья, способы достижения счастья, терминальные и смысловые компоненты счастливой жизни, позволяющий с достаточной полнотой раскрыть феноменологию потребного для молодежи образа счастья;

определена зависимость базисных представлений о счастье от доминирующей эмоциональной направленности личности.

выявлены взаимосвязи представлений о счастье с ориентацией молодежи на различные способы его достижения: социально одобряемые - социально неодобряемые, экстернальные - интернальные;

- получена эмпирическая типологизация базовых представлений про
винциальной молодежи о счастье по четырем основаниям: богатство, любовь,
гармония с миром, исполнение желаний.

Теоретическая значимость исследования заключается в:

углублении понимания ценностной основы представлений о счастье, влияющих на социальную активность молодежи малых городов и поселков;

получении нового научного знания о закономерностях мотивации социальной активности в зависимости от опосредующего влияния представлений о счастье;

изучении взаимосвязи когнитивной картины образа потребного будущего с доминирующей ценностной эмоцией;

обосновании специфики молодежного поведения в зависимости от понимания личного счастья;

выделении пространственных, временных, энергетических, информа-

ционных параметров вторичного образа счастья, что вносит определенный вклад в теорию формирования и актуализации вторичных образов - представлений.

Практическая значимость. Полученные в ходе исследования результаты могут быть использованы административными органами и общественными организациями для планирования мероприятий по привлечению молодежи к участию в реализации программ общественного обустройства России. Научное знание о факторах, влияющих на социальную мотивацию молодых людей, поможет в разработке образовательных программ, способствующих раскрытию личностного потенциала молодежи провинциальных городов в соответствие с их представлениями о счастье.

Апробированный комплекс методов может стать основой изучения антиципирующих представлений различных возрастных, профессиональных и территориальных групп о возможных результатах социального развития.

Материалы исследования могут быть использованы при составлении учебных курсов по возрастной, педагогической и социальной психологии в средних и высших учебных заведениях.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в процессе выступлений на заседании кафедры психологии Ивановского государственного университета (2003-2006); отражены в материалах всероссийских научно-практических конференции (Иваново, Владимир, Кострома, Санкт-Петербург, Самара, Кемерово).

Результаты исследования нашли отражение в 7 научных статьях и тезисах. Материалы работы используются Комитетами по делам молодежи Ивановской и Костромской областей при планировании молодежной политики области, а также Администрацией Родниковского района Ивановской области.

12 Положения, выносимые на защиту.

в структуре общественного сознания современной молодежи представления о счастье фиксируются лишь на уровне отдельных параметров, не складываясь в самостоятельный эталон;

дифференциация представлений о счастье у провинциальной молодежи возможна по параметру эмоциональной направленности, которая задает индивидуальное представление о счастье как образе потребного будущего, связанного с возможностью достижения стабильно положительного эмоционального состояния;

средства достижения счастья и сами характеристики счастья не константны и зависят от актуальной социальной ситуации;

- в достижении счастья у большинства молодых людей доминируют
ценности, связанные с наличием социального статуса, такие как богатство,
слава, исполнение желаний, власть.

Структура работы: диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения, списка литературы, приложения. Основное содержание диссертации изложено на 188 страницах. Работа содержит 35 таблиц, 12 рисунков, 5 приложений. Список литературы включает 258 источников, из которых 10 на иностранном языке.

Субъективное благополучие как аспект счастья

Анализируя критерии счастливой личности, исследователи важную роль отводят психическому равновесию и связанным с ним гармоничности организации психики и ее адаптивным возможностям, адекватность субъективного восприятия отражаемым предметам, явлениям и обстоятельствам, соответствие психических реакций интенсивности внешних раздражителей, упорядоченность и причинную обусловленность психических явлений, критическую самооценку и оценку окружающих обстоятельств, способность к адекватному изменению поведения в соответствии с переменами окружающей обстановки и его организации в соответствии с принятыми морально-этическими нормами, чувство привязанности и ответственности по отношению к близким людям, способность составлять и осуществлять свой жизненный план. То есть, во многом, счастье сопоставляется с психическим здоровьем личности.

Приводимые исследователями критерии, за исключением двух последних, часто представляют собой критерии адекватности и критичности, и, следовательно, не могут расцениваться как позитивные. Другой попыткой определить признаки, характеризующие психическое здоровье, является гуманистически-ориентированный «перечень», включающий в себя способность адекватного восприятия окружающей среды, осознанное совершение поступков, целеустремленность, работоспособность, активность, полноценность семейной жизни. Е.Р.Калитеевская [75; 76], развивая идеи Б.С.Братуся [30], предлагает такие базовые параметры личностной саморегуляции, определяющие сохранность психического здоровья, как свобода, ответственность и духовность. Одним из самых полных, по мнению многих исследователей, является перечень критериев психического здоровья, составленный Н.Д.Лакосиной и Г.К.Ушаковым [98]. В него входит множество признаков, начиная от адекватности восприятия и поведенческих реакций, критического подхода к обстоятельствам жизни, и заканчивая чувством ответственности за близких и самоутверждением в коллективе без ущерба для остальных его членов. Наиболее часто отмечаются такие черты, как интерес к окружающему миру, способность к установлению близких контактов с окружающими, альтруизм, направленность на общественно полезное дело, духовность, гармоничность, целостность личности, ориентация на саморазвитие.

За рубежом представители психологии здоровья трактуют это понятие как благополучие в самом широком смысле. Благополучие - это многофакторный конструкт, представляющий сложную взаимосвязь культурных, социальных, психологических, физических, экономических и духовных факторов. Этот сложный продукт - результат влияния генетической предрасположенности, среды и особенностей индивидуального развития. Такая формулировка благополучия наиболее соответствует определению здоровья, зафиксированному в преамбуле Устава Всемирной Организации Здравоохранения (1948): «Здоровье - это не только отсутствие каких-либо болезней и дефектов, но и состояние полного физического, психического и социального благополучия». Тогда вопрос заключается в определении понятия благополучия, которое рассматривалось в психологии в контексте изучения счастья, субъективного благополучия, удовлетворенности жизнью и качества жизни [98].

Кроме работ К.Риффа [254; 255], в зарубежных исследованиях, посвященных изучению оптимального благополучия, центральной для этого направления стала проблема субъективного благополучия личности, которая первоначально включала в себя понятия счастья, удовлетворенности жизнью, положительной эмоциональности, психологического здоровья, стойкости духа. Одним из первых было исследование Н.М.Брэдберна, в котором обнаружилось, что шкалы негативного и позитивного аффекта, по существу, друг с другом не связаны, показывая при этом независимые корреляции со шкалой общего благополучия. Впоследствии понимание счастья, определяемого как баланс между положительным и отрицательным аффектом, получило широкое распространение.

На первом этапе изучения субъективного благополучия было получено следующее описание счастливого человека: молодой, здоровый, хорошо образованный, хорошо оплачиваемый, экстравертированный, оптимистичный, беззаботный, религиозный, женатый человек с высокой самооценкой, боевым духом, скромными стремлениями, любого пола и уровня интеллекта [258]. Поэтому было предложено говорить не о реальном уровне благополучия, а употреблять термин «декларируемое», или «признаваемое» счастье.

Подобная ориентация исследователей субъективного благополучия связана с тем принципиальным положением, что оно оценивается исключительно самим индивидом с позиций его ценностей и целей. Поскольку последние всегда индивидуальны, то универсальной для всех структуры благополучия быть не может, и единственное, что остается - изучать факторы, которые влияют на это чувство счастья и удовлетворенности. В данном контексте предпочитают употреблять более термин «качество жизни, связанное со здоровьем», синонимами для которого являются понятия субъективного состояния здоровья и функционального статуса.

Методологические основы эмпирического исследования

Изучение взаимосвязи представлений провинциальной молодежи с особенностями ее социальной активности требует уточнения понятий и определения методологических основ проводимого исследования. Понятие «представления» рассматривается в работе как образ, хранящийся в долговременной памяти и актуализирующийся в сознании при сравнении параметров существующей и желаемой реальности.

А.Г.Маклаков рассматривает представление как психический процесс отражения предметов или явлений, которые в данный момент не воспринимаются, но воссоздаются на основе нашего предыдущего опыта [124, 234]. Он утверждает, что представления воображения формируются на основе полученной в прошлых восприятиях информации и ее более или менее творческой переработке.

А.Г.Маклаков выделяет следующие характеристики представлений.

1. Наглядность. Представления — это чувственно-наглядные образы действительности, в этом заключается их близость к образам восприятия. Но перцептивные образы являются отражением тех объектов материального мира, которые воспринимаются в данный момент, тогда как представления — это воспроизведенные и переработанные образы объектов, которые воспринимались в прошлом. Поэтому представления никогда не имеют той степени наглядности, которая присуща образам восприятия, — они, как правило, значительно бледнее [124 ,235].

2. Фрагментарность. Представления полны пробелов, отдельные части и признаки представлены ярко, другие — очень смутно, а третьи вообще отсутствуют [124,235]. 3. Неустойчивость и непостоянство. Любой вызванный образ, будь то какой-либо предмет или чей-нибудь образ, исчезнет из поля сознания, как бы его не пытаться удерживать.

По мнению А.Г.Маклакова, представления — это не просто наглядные образы действительности, а всегда в известной мере обобщенные образы, имеющие существенное значение в психической регуляции деятельности человека. Автор отмечает три основные функции представлений: сигнальную, регулирующую и настроечную [124,236].

Сущность сигнальной функции представлений состоит в отражении не только образа предмета, ранее воздействовавшего на органы чувств, но и многообразной информации об этом предмете, которая под влиянием конкретных воздействий преобразуется в систему сигналов, управляющих поведением.

Регулирующая функция представлений тесно связана с их сигнальной функцией и состоит в отборе нужной информации о предмете или явлении, ранее воздействовавшем на органы чувств. Причем этот выбор осуществляется не абстрактно, а с учетом реальных условий предстоящей деятельности. Благодаря регулирующей функции актуализируются именно те стороны, представлений, на основе которых с наибольшим успехом решается поставленная задача.[124,236]

Настроечная функция проявляется в ориентации деятельности человека в зависимости от характера воздействий окружающей среды. Настроечная функция представлений обеспечивает определенный тренирующий эффект двигательных представлений, что способствует формированию алгоритма нашей деятельности. [124 ,237]

А.Г.Маклаков проводит дифференциацию понятия представлений и образов, выделяя среди последних два основных типа - первичный и персеве-рирующий [124 ,245]. Первичными образами памяти автор предлагает считать те, которые непосредственно следуют за восприятием объекта и удерживаются очень небольшой промежуток времени, измеряемый секундами.

Под персеверирующими образами А.Г.Маклаков подразумевает те непроизвольные образы, которые с исключительной живостью всплывают в сознании после длительного восприятия однородных объектов или после такого восприятия объекта, которое оказало сильное эмоциональное воздействие.

В отличие от А.Г.Маклакова, Л.М.Веккер называет представления вторичными образами. «Представления есть необходимое посредствующее звено, смыкающее первосигнальные психические процессы, организованные в форму образов различных видов, и второсигнальные мыслительные или рече-мыслительные психические процессы, составляющие уже "специально человеческий" уровень психической информации» - пишет автор [37].

Л.М.Веккер выделяет следующие признаки вторичного образа, или представления: неустойчивость, фрагментарность, обобщенность. Как видно, данные признаки не противоречат тем, которые отмечает А.Г.Маклаков. По мнению Л.М.Веккера, обобщенность образа выражает отнесенность отображаемого в нем объекта к определенному классу.

Фрагментарность представлений, состоит в том, что "при внимательном анализе или попытке установить все стороны или черты предмета, образ которого дан в представлении, обычно оказывается, что некоторые стороны, черты или части вообще не представлены", и неустойчивость представления заключается в колеблемости и текучести его компонентов.[37, 241]. Кроме этого, Л.М.Веккер выделяет пространственно-временные характеристики вторичного образа: симультанность, выпадение абсолютных величин, временная и пространственная панорамность, сдвиги интенсивностных характеристик представления в сторону ее ослабления. Под симультанностью понимается одновременность актуализации в сознании разрозненных, отдельных представлений об объекте. Таким образом, в данной работе представления о счастье понимаются, во-первых, как интегральные когнитивные, локализованные в пространстве и времени, менее интенсивные, чем образы восприятия, схематические представления о параметрах желаемой ситуации, при наличии которых, по мнению субъекта, происходит преобладание положительных эмоций над отрицательными в течение длительного времени, если сохраняются главные условия этой ситуации.

Вторым элементом представлений о счастье является образ счастливого человека, которому, по мнению молодых людей, с большей доли вероятности присущи определенные социальные, этнические и социально-демографические характеристики.

Третьим элементом образа счастья являются представления о средствах его достижения. В нашем исследовании под средствами понимаются способы взаимодействия с социальной средой, которые, по мнению субъекта, будут наиболее эффективны на пути достижения счастливого потребного будущего.

Отношение к счастью как жизненному феномену

В результате эмпирического исследования представлений провинциальной молодежи о счастье выявлены следующие особенности частотного распределения ответов о феномене счастья. Представим их в виде таблицы (таблица 3.1).

Анализ процентного распределения ответов показывает, что респонденты в подавляющем большинстве верят в возможность существования счастья. В то же время, каждый шестой отрицает такую возможность, либо затрудняется ответить.

Видимо, часть молодежи сомневается в возможности достижения данного состояния в рамках сегодняшней социально-экономической реальности.

Это демонстрируется снижением количества полярных утвердительных и отрицательных ответов.

Безоговорочное отнесение себя к счастливым людям проявляется лишь у 15,3% ответивших, и с некоторой долей сомнения - у 45,3%. То есть только 6 из 10 участников опроса относят себя к категории в чем-то счастливых людей. Практически каждый седьмой представитель провинциальной молодежи отказывает признавать себя счастливым, а четвертая часть всех опрошенных затрудняется оценить себя по критерию счастья.

Как можно заметить, более трети молодых людей затрудняются сравнивать себя с другими. Сравнивают не в свою пользу свыше 30% опрошенных. Выигрывают в сравнении с другими также свыше 30% респондентов и только каждый двадцатый категорически уверен, что он живет в большем счастье, чем другие люди.

В целом, выявляется разрыв между представлением о возможности достижения счастья и его достигнутым уровнем.

Корреляционные зависимости анализируемых показателей представлены только отрицательными значениями. Так, вопрос о возможности счастья в России отрицательно коррелирует с занятием бизнесом как основной деятельностью (-0,404; Р 0,01). На наш взгляд, это отражает всю сложность занятия предпринимательской деятельности в регионе. Другая отрицательная связь выявлена между идентификацией себя как счастливого человека с наличием двух и более детей (-0,414; Р 0,01). По-видимому, экономические затруднения, связанные с содержанием детей, не позволяют оценивать себя в категориях счастья, что в житейском смысле означает доминирование положительных эмоций над отрицательными.

. Социально-демографические особенности стереотипа счастливой личности

Рассмотрим процентное распределение ответов респондентов относительно объективных социально-демографических, экономических и этнических характеристик людей, которых они считают более счастливыми (Таблицы 3.2-3.10).

Как следует из таблицы, в молодежной среде достаточно широко распространен стереотип восприятия: «красивый - значит хороший и счастливый» (немногим менее трети опрошенных). В то время как отсутствие красивой внешности как условие для счастья отмечает лишь каждый двадцатый. Преобладающее большинство (до 2\3 респондентов) не связывают внешность и возможность достижения счастья.

Связь эмоциональной направленности и представлений о счастье

Как известно, эмоциональная направленность - это стремление личности испытывать определенные эмоции. Она стремится создать такую жизненную ситуацию, которая вызывает тот или иной тип эмоций. Представляется, что данная направленность является составной частью представления о потреб 147 ном счастливом будущем. В нашем случае мы полагаем, что эмоциональная направленность личности проявляется в проецировании любимых (наиболее ценных для нее) эмоций в воображаемую картину счастья.

Так, в представления о человеке, который испытывает счастье, неосознанно включается эмоция, которую человек хотел бы испытать. Представления о счастье - это в том числе и представления о ситуации, которая обуславливает ожидаемое эмоциональное состояние.

В определенной степени, средства достижения счастья также окрашиваются в некоторые эмоциональные тона, влияющие на выбор конкретных средств достижения счастья.

Представления временных параметров счастья также соотносятся с эмоциональной памятью на пережитые положительные эмоции, а также проецируются на будущий желаемый результат.

Итак, проанализируем представления о счастье с точки зрения респондентов, приписывающих счастливому человеку или ситуации счастья наличие определенных эмоциональных состояний.

Для этой цели применялся линейный регрессионный анализ, где зависимыми переменными выступали виды эмоциональной направленности, а независимыми - различные характеристики счастливого человека и параметры ситуации. Результаты регрессионного анализа отображены в приложении 3.

Представим сначала иерархию эмоциональной направленности в целом по выборке (по средним значениям). Результаты представлены на рис. 3.3.

По представленным на диаграмме показателям можно заметить, что провинциальная молодежь предпочитает в большей степени «искать и ценить» следующие эмоции:

1) коммуникативная, что вполне очевидно отражает доминирующие потребности молодежи, связанные с общением;

2) праксическая, то есть молодежь охотно включается в различные виды деятельности - учебу, работу и т.д.;

3) пугностическая, то есть эмоция, связанная, риском с борьбой и соперничеством, можно предположить, что высокая потребность в таких эмоциях в ряде случаев может деликвентного или девиантного поведения;

Последнее ранговое место принадлежит акхизитивной направленности. То есть, в данном возрасте молодежь хотя и придает значение достижению материального изобилия, однако увлечения, связанные с коллекционированием, сопряжены с определенными материальными трудностями. С другой стороны, радость собирательства более чужда современной молодежи, поскольку развитие «благ цивилизации» (компьютеризация, игротехника и т.д.) направляет личность на получение других эмоций, связанных с этими благами.

Далее рассмотрим виды эмоциональной направленности и их связь с представлениями о счастье.

1. Альтруистическая направленность (Приложение 4). Данная направленность связана со стремлением человека испытать позитивные эмоции при оказании бескорыстной помощи, проявляя милосердие и заботу о других людях.

Получение данной эмоции, по мнению респондентов, чаще всего возможно человеком русской национальности, некрасивой наружности, бездетным, однако, независимым от семейного положения, любого возраста, за исключением подросткового. Последнее, видимо, объяснимо тем, что данная возрастная группа проявляет в своем поведении эгоцентрическую направленность, и как альтруистическая явно не может быть рассмотрена.

Данная направленность включает такие способы достижения счастья, как помощь других людей, хорошие отношения с ними, стремление оказаться вовремя в нужном месте.

Картина счастья субъекта альтруистической направленности включает исполнение желаний, высокую активность, отсутствие склонности к переменам места жительства, трезвый образ жизни. Отметим, что альтруистически направленные люди в социальном плане неудовлетворенны деятельностью центральной власти и в то же время вполне довольны собственными деловыми взаимоотношениями. Данный тип очень условно можно обозначить как «святоша».

Таким образом, альтруистические эмоции молодежь предпочитает находить в своем населенном пункте, безотносительно от семейного положения, возрастных рамок при наличии собственной позитивной сферы деятельности. Представляется, что создание условий и организация благотворительной деятельности в провинциальных городах может привлечь молодежь к участию в ней, то есть альтруистический мотив в молодежной среде достаточно представлен (на 4 месте в структуре эмоциональной направленности).

2. Коммуникативная направленность. Получение эмоций, связанных с общением - важнейшая в структуре эмоциональной направленности. Рас смотрим, какие параметры счастья связаны с ним. В первую очередь, данная направленность связана с представлениями о том, что счастливый человек не обременен семьей, следовательно, он имеет возможность получать радость общения. Это достаточно молодой человек в возрасте до 25 лет, ориентиро ванный на поиск счастья за счет поддержания хороших отношений с другими людьми, полагающийся на судьбу в поиске общения. Коммуникативная направленность связана с наличием места проведения досуга, его организацией, поэтому компонентом данной направленности является удовлетворенность деятельностью местных органов власти.

Картина счастья, связанная с коммуникативной направленностью достаточно многогранна. Она включает в себя служение людям, веру в себя, рациональное осмысление мира, нежелание властвовать, избегание славы, стремление быть в безопасности, иметь множество друзей, стремление исполнить свой долг. Условно назовем данный тип «коллективистом».

Таким образом, вновь подтверждается (см. фактор 3 факторного анализа) мысль о том, что большая часть молодежи ориентирована на достижение счастья путем общения и хороших взаимоотношений с другими людьми при условии соблюдения долга, что является проявлением русской соборности.

3. Глористическая направленность. Получение положительных эмо ций в процессе самоутверждения проецируется у молодежи на будущее. Сча стливый человек в этом случае - житель столичного города, где, видимо, по мнению молодых людей, имеется возможность заявить о себе, утвердится. Средства, при помощи которых можно утвердиться, это жить по правилу «каждый сам за себя», «положиться на судьбу» и «удачно вступить в брак». Последнее более характерно для девушек.