Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Психология межэтнических отношений Гуриева, Светлана Дзахотовна

Психология межэтнических отношений
<
Психология межэтнических отношений Психология межэтнических отношений Психология межэтнических отношений Психология межэтнических отношений Психология межэтнических отношений Психология межэтнических отношений Психология межэтнических отношений Психология межэтнических отношений Психология межэтнических отношений Психология межэтнических отношений Психология межэтнических отношений Психология межэтнических отношений
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Гуриева, Светлана Дзахотовна. Психология межэтнических отношений : диссертация ... доктора психологических наук : 19.00.05 / Гуриева Светлана Дзахотовна; [Место защиты: С.-Петерб. гос. ун-т].- Санкт-Петербург, 2010.- 505 с.: ил. РГБ ОД, 71 11-19/29

Содержание к диссертации

Введение

Раздел I. Межэтнические отношения и социально-психологические феномены

Глава 1. Категориально-понятийный аппарат базовых понятий социально- психологического исследования 33

1. Понятие «этнос» 33

2. Понятие «этническая общность» 35

2.1. Типология этнических общностей 36

3. Понятие «этническая группа» 37

3.1. Классификация этнических групп 40

4. Понятие «этническое меньшинство» 41

4.1. Принципы формирования этнического меньшинства 42

4.2. Изучение этнического меньшинства в зарубежных исследованиях 45

Выводы 50

Глава 2. Межгрупповые отношения и социально-психологические феномены ..

1. Межгрупповые отношения как область социально-психологического изучения в научной литературе 51

1. Понятие «межгрупповые отношения» 51

2. Современное изучение межгрупповых отношений 53

3. Теоретические концепции межгрупповой агрессии 57

3.1. Биологическое направление 59

3.2. Психоаналитическое направление 61

3.3. Бихевиористское направление 62

3.4. Ситуационное направление 63

3.5. Когнитивное направление 64

3.6. Интеракционистское направление 66

Выводы 70

Выводы по разделу 1 71

Раздел II. Межэтнические отношения и конфликт

Глава 1. Межэтнические отношения 72

1. Понятие межэтнические отношения 72

2. Методологические подходы изучения межэтнических отношений как области научного знания 74

2.1. Структурный функционализм как направление в изучении межэтнических отношений 75

2.2. Теория конфликта как направление в изучении межэтнических отношений 78

2.3. Символический интеракционализм как направление в изучении межэтнических отношений 79

2.4. Многоуровневый подход в изучении межэтнических отношений 79

3. Теоретические подходы в изучении межэтнических отношений в зарубежной научной литературе 84

3.1. Межэтнические отношения на уровне индивидов (межличностный уровень) 85

3.2. Межэтнические отношения и напряженность (межгрупповой уровень) 93

3.3. Теоретические подходы изучения межэтнических отношений в отечественной науке 97

3.4. Современное изучение межэтнических отношений как социального капитала 101

4. Развитие межэтнических отношений 103

4.1. Основные этапы развития межэтнических отношений 103

4.2. Теория «круг отношений» 105

4.3. Основные модели развития межэтнических отношений 105

5. Формы межэтнических отношений 108

6. Факторы, влияющие на межэтнические отношения 116

6.1. Психологический фактор 119

6.2. Культурный фактор 121

6.3. Экономический фактор 122

6.4. Политический фактор 124

6.5. Религиозный фактор 127

6.6. Исторический фактор 130

Выводы 137

Глава 2. Межэтнические конфликты

1. Этнические конфликты 138

1.1. Понятие «этнический конфликт» 139

1.2. Типологизация этнических конфликтов 143

2. Этапы развития этнических конфликтов 150

3. Предпосылки и условия возникновения этнических конфликтов 156

3.1. Факторы, прогнозирующие этнические конфликты 163

4. Урегулирование этнических конфликтов 165

4.1. Современные способы управления межэтническими конфликтами 167

Выводы 172

Выводы по разделу 2 173

Раздел III Результаты эмпирического исследования психологии межэтнических отношений 174

Глава 1. Научно-методическое обеспечение программы исследования 174

1. Цель, предмет, задачи и гипотезы исследования 174

2. Организация исследования 179

3. Выборка исследования 181

4. Методы и методики исследования 188

4.1. Научно-методическое обеспечение исследовательской программы 188

4.2. Научно-методическое обоснование методического инструментария исследовательской программы 189

4.3. Методы исследования 191

5. Общая характеристика ситуации исследования 198

5.1. Республика Северная Осетия-Алания (РСО-А) 198

5.2. Социально-психологические особенности Санкт-Петербурга 203

Выводы 206

Глава 2. Межэтнические отношения и установка 207

1. Понятие «установка», классификация и изучение этнических устаовок 207

2. Этнические установки 210

2.1. Соотношение когнитивного, аффективного и конативного компонентов этнической установки 212

3. Измерение и изменение этнической установки 213

4. Результаты исследования этнической установки 218

Выводы 231

Глава 3. Межэтнические отношения и психологические феномены 233

1. Этнические стереотипы 233

1.1. Понятие «социальный стереотип», понятие «этнический стереотип», классификация и изучение этнических стереотипов 233

1.2. Структура, формирование и классификация этнических стереотипов 235

1.3. Изучение этнических стереотипов 241

2. Межэтнические отношения и феномен этноцентризма 245

2.1. Этноцентризм как негативное явление 247

2.2. Исследование проявлений этноцентризма 253

3. Результаты исследования структурных компонентов этнических стереотипов и динамики отношения к своему народу 255

3.1. Характер и динамика отношения к своему народу 255

3.2. Эмоционально-оценочное отношение к своему народу 262

3.3. Сравнительный анализ ассоциативных представлений о своем народе 266

3.4. Содержательный анализ этнических гетеростереотипов, характеризующих отношение к другим этническим группам 273

3.5. Содержание когнитивного компонента, определяющего отношение к другим...280 Выводы 286

Глава 4. Межэтнические отношения и когнитивные процессы

1. Социальная и этническая идентичность 287

2. Методологические подходы в изучении этнической идентичности 289

3. Теоретические подходы в изучении этнической идентичности в научной литературе 294

4. Результаты исследования структурных компонентов этнической идентичности 310

4.1. Соотношение личностного и социального в структуре положительного и отрицательного образа «Я» 310

4.2. Этническая идентичность в структуре социальной идентификации личности...317

4.3. Факторы, влияющие на показатель этнической идентичности в структуре образа «Я» 319

4.4. Содержание эмоционально-оценочного компонента в структуре образа «Я» 323

Выводы 328

Глава 5. Типы этнической идентичности и различные стратегии построения межэтнических отношений 330

1. Результаты исследования уровней этнической идентичности и этнических тенденций 330

2. Результаты многомерного дисперсионного анализа MANO VA 331

3. Результаты дисперсионного анализа зависимых переменных ANO VA 340

4. Результаты корреляционного (параметрического и непараметрического) анализа 346

5. Факторный анализ по фактору этническая принадлежность и место жительства355

6. Меры, необходимые для совершенствования межэтнических отношений 367

Заключение 381

Библиографический список использованной литературы 392 Приложение 425

Введение к работе

Современное общество живет в эпоху глобализации и эру высоких информационных технологий, которые открывают огромные возможности для развития как всего мирового сообщества в целом, так и отдельных групп населения в частности. Негативные последствия глобализации способны осложнить решение актуальных проблем, характеризующих современное общество, таких как: нарастание социальной и культурной дистанции, неравномерность и нестабильность экономического развития, диспропорциональность состава этнических групп, маргинализация и культурная унификация. Ко всему этому можно добавить и «эмоциональные катализаторы», усиливающие этот процесс, такие феномены как: этнофобии, ксенофобии, этноцентризм и шовинизм. Именно в этот период изучение межэтнических отношений становится насущной и актуальной проблемой как для общества в целом, так и отдельных ее индивидуумов, в частности. Мы считаем, что не только для европейского и мирового сообщества, но и для российского общества чрезвычайно важно сохранение стабильности в вопросах поддержания и укрепления мирных интегративных процессов.

Актуальность исследования определяется потребностями и состоянием современного российского общества, которое характеризуется этнической, культурной, языковой, конфессиональной мозаичностью, а осознание и принятие многообразия окружающего нас мира людей и явлений, во многом определяет мировоззренческую позицию человека, наиболее ярко проявляющуюся в межэтнических отношениях. Российское государство на протяжении многих веков стремилось конструктивно взаимодействовать с этническим и культурным разнообразием, к созданию и поддержанию гармоничных отношений с представителями различных этнических групп и этнических общностей. Обеспечение и поддержание нормативно-правовой базы во многом определяет и характер межэтнических отношений. В мировой правовой системе получили популярность международные документы, регулирующие межнациональные и межэтнические отношения, среди которых можно отметить следующие: Декларация о расе и расовых предрассудках (1978); «Рамочная конвенция о защите национальных меньшинств» (Страсбург, 1995); Декларация о ликвидации всех форм расовой дискриминации, принятая на Всемирной конференции по борьбе против расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости (Дурбан, Южная Африка, 2001); Декларация стран ОБСЕ, направленная на укрепление прав человека и фундаментальных свобод каждого борьбу с расизмом, ксенофобией и дискриминацией (Брюссель, 2004); «Кордобская декларация» (Кордоба, 2005), ориентированная на борьбу с антисемитизмом и другими формами нетерпимости, которые являются недопустимыми в современном гражданском обществе. В российской правовой системе имеется также ряд правовых механизмов противодействия этнической дискриминации и разжиганию этнической вражды. Депутатами Законодательного собрания Санкт-Петербурга был принят закон (2004) «О межнациональных отношениях в Санкт-Петербурге», целью которого является «гармоничное развитие межнациональных отношений на основе веротерпимости, сохранения и развития лучших традиций Санкт-Петербурга в сфере культуры, науки, просвещения». Если в целом по России отмечается факт стабилизации и гармонизации межнациональных / межэтнических отношений, то обстановка на Северном Кавказе остается напряженной (Д.А. Медведев, 2009). Северный Кавказ всегда имел стратегическое значение, спокойствие и стабильность в этом регионе обеспечивали социальную и политическую целостность для всей многонациональной России. Этнические миграции, последовавшие в результате межэтнических конфликтов, не только шокировали общественность страны, но и нарушили политическую и экономическую целостность российского государства, создав обстановку межэтнической напряженности, недоверия и вражды между народами. Усиление демократичности в российском обществе, политической либеральности и культурного плюрализма позволяют в современных условиях не только затрагивать и изучать данную сферу научного знания, но и открыто предлагать различные способы и механизмы, направленные на гармонизацию межэтнических отношений.

Целью нашего теоретико-эмпирического исследования является научное теоретико-эмпирическое обоснование понимания психологии межэтнических отношений как открытой динамичной целостной системы связей индивидуумов, этнических групп и этнических общностей, проявляющихся в их этнической и конфессиональной принадлежности на внутригосударственном уровне.

Теоретические задачи исследования состоят в следующем:

  1. провести теоретико-концептуальное описание проблемы межэтнических отношений, предмета, проблематики, периодизации, методологии исследования;

  2. разработать понятийный аппарат, составляющий феноменологическое поле изучения межэтнических отношений;

  3. выявить роль и значение этнической идентичности, раскрыть содержание и направленность когнитивного и эмоционально-оценочного компонентов этнической установки, изучить авто- и гетеростереотипы, этнические модели поведения, проявляющиеся в межэтнических отношениях;

  4. изучить внутриэтнические отношения этнической группы, проведя анализ содержания автостереотипов, этнических установок, этнических моделей поведения, ассоциативных представлений, характеризующих особенности, структурные компоненты и динамику отношения к собственной этнической группе;

  5. исследовать межэтнические отношения представителей опрошенных этнических групп, проведя анализ содержания этнических гетеростереотипов, когнитивного и эмоционально-оценочного компонентов этнической установки, моделей этнического поведения, рассмотрев влияние этнической принадлежности, социально-демографических факторов и места проживания респондентов;

  6. сравнить внутриэтнические и межэтнические отношения у опрошенных этнических групп, проведя сравнительный анализ содержания и направленности этнических авто- и гетеростереотипов, когнитивного и эмоционально-оценочного компонентов этнической установки, уровня этнической идентичности, различиях в этнических моделях поведения, рассмотрев влияние этнической принадлежности, социально-демографических факторов и места проживания респондентов.

Методологические задачи исследования состоят в следующем:

  1. определить методологические и методические принципы построения программы изучения межэтнических отношений;

  2. подготовить методический инструментарий: методы, методики, методические разработки и приемы изучения межэтнических отношений;

  3. опробовать методический инструментарий в пилотажных исследованиях, с последующей корректировкой и доработкой их по необходимости, в соответствии с поставленной целью и задачами нашего исследования.

Эмпирические задачи исследования состоят в следующем:

  1. исследовать межэтнические отношения в Северо-Кавказском регионе, на примере республики Северная Осетия – Алания (Владикавказ) и северо-западном регионе, в Санкт- Петербурге;

  2. провести сравнительный анализ характера и содержания межэтнических отношений в регионе с высоким потенциалом межэтнической напряженности, на примере города Владикавказ и в городе Санкт-Петербурге;

  3. раскрыть механизм формирования и проявления факторов, оказывающих влияние на характер и динамику межэтнических отношений;

  4. показать роль и значение социально-психологических феноменов, адекватно отражающих содержание и динамику межэтнических отношений;

  5. провести сравнительный анализ доминирующих этнических тенденций, конативных стратегий построения межэтнических отношений у различных этнических групп, проживающих в городах Владикавказе и Санкт-Петербурге.

Объектом нашего исследования выступили респонденты, проживающие во Владикавказе, Северо-Кавказском регионе, известном как регион с повышенным потенциалом межэтнической напряженности, и в Санкт-Петербурге, северо-западном регионе Российской федерации: русские (284 человек, проживающих в Санкт-Петербурге, и 243 человек, проживающих во Владикавказе), осетины (188 человек, проживающих в Санкт-Петербурге, и 186 человек, проживающих во Владикавказе), ингуши (131 человек, проживающих в Санкт-Петербурге, и 108 человек, проживающих во Владикавказе), представители различных социально-демографических групп.

Эмпирическая база исследования. Исследование проводилось в двух полиэтнических, поликонфессиональных городах Российской Федерации: во Владикавказе – столице республики Северная Осетия – Алания и в Санкт-Петербурге. На первом этапе (1996-2002 гг.) проведен теоретический анализ изучения проблемы; на втором (2002-2006 гг.) разработана программа эмпирического исследования, выполнен пилотаж и апробация методического инструментария; на третьем этапе (2006-2008 гг.) проведено эмпирическое исследование, выполнена математическая обработка данных в лаборатории информационных технологий и математического моделирования института физиологии им. И.П.Павлова РАН, их интерпретация и анализ. По всем методикам в исследовании приняли участие 1140 респондентов.

Предмет исследования изучение социально-психологических феноменов, проявляющихся в межэтнических отношениях, с выявлением роли и значения этнической и конфессиональной принадлежности, этнической идентичности, содержания и направленности когнитивного и эмоционально-оценочного компонентов этнической установки и этнических авто- и гетеростереотипов, этнических моделей поведения у представителей различных этнических групп, проживающих в Санкт-Петербурге и во Владикавказе.

Основная гипотеза сформулирована следующим образом – существуют значимые различия в содержании и проявлении социально-психологических феноменов, когнитивных процессов, этнических моделей поведения у представителей различных этнических групп, которые оказывают влияние на характер и динамику межэтнических отношений. Для подтверждения основной гипотезы были сформулированы частные гипотезы.

1. Уровень этнической идентификации с собственной этнической группой связан с соотношением тенденций как дифференцироваться, так и ассимилироваться с другой этнической группой.

2. Существует обратная связь между слабой этнической идентификацией со своей этнической группой и тенденцией к ассимиляции с другой культурой. Снижение внутригрупповой солидарности со своей этнической группой, как правило, усиливает составляющие процесса ассимиляции.

3. Существует обратная связь между сильной этнической идентификацией со своей этнической группой и тенденцией увеличения социально-психологической дистанции. С увеличением внутригрупповой солидарности усиливаются составляющие процесса социально-психологической дифференциации.

4. Этническая принадлежность является фактором, влияющим на процесс формирования эмоционально-оценочного отношения к представителям своей этнической группы и к другим этническим группам.

5. Существует определенная связь между возрастом и уровнем этнической идентичности, проявляющаяся в том, что этническая идентичности может иметь «пределы» своего развития и «кризисы», связанные с возрастными периодами жизни людей.

6. На выбор конструктивных поведенческих моделей построения межэтнических отношений у представителей этнического меньшинства, проживающих в Санкт-Петербурге, оказывают влияние: средний уровень проявления этнической идентичности, позитивные, но не завышенные, этнические автостереотипы, положительные гетеростереотипы как в отношении к другим, так и в отношении к ним со стороны принимающей культуры, а также схожесть конфессиональной принадлежности и отсутствие резко выраженного установочного эффекта поляризации «свой» и «другой».

7. Существует феномен «барьер интеграции», который проявляется в высоком уровне этнической идентичности, завышенном уровне этнических автостереотипов, отрицательных гетеростереотипов как в отношении к другим, так и по отношению к ним, а также различия в конфессиональной принадлежности и резко выраженный установочный эффект поляризации «свой» и «другой».

8. В результате интенсивного длительного опыта взаимодействия с другой культурой, модели этнической идентичности у представителей этнического меньшинства могут трансформироваться в направлении к принимающей культуре.

9. Эмоционально-оценочное отношение к своему народу более выражено и значимо у представителей этнического меньшинства и менее выражено у представителей титульной национальности.

10. Представители этнического меньшинства, проживающие в окружении представителей титульной национальности, характеризуются «снижением этнического иммунитета». Этот феномен проявляется ослаблением этнической идентичности и усилением ассимилятивных тенденций.

11. Представители титульной национальности, оказавшиеся на другой территории в окружении этнического меньшинства, характеризуются феноменом «обострения этнического иммунитета». Данный феномен проявляется повышением этнической идентичности, чувством солидарности и поддержки своего народа.

Проблема и степень научной разработанности

В мировой науке накоплен богатый теоретический материал, предложены различные концепции об «идеальном» развитии межэтнических отношений. Понимание межэтнических отношений как системы, развивающейся по определенным фазам и / или этапам, впервые упоминалось в теории «экономической привлекательности» («economic welcome», E.Bogardus, 1929/1930), было описано в «цикле отношений» (R.Park), показано в модели развития (Н.Esse). Межэтнические отношения являются предметом изучения психологии, социологии, политологии, конфликтологии, истории, а также сферой научных интересов различных школ и направлений. Межэтнические отношения понимаются как социальный процесс (G.H.Mead, R.Park); социальная модель общества (W.Gudykunst), саморазвивающаяся и самонастраивающаяся организация (R. Park), межкультурные коммуникации (Y.Y.Kim), межэтнические коммуникации (R.Scollon, S.Scollon), межэтническая кооперация (J.Fearon, D.Laitin). В отечественной научной литературе под межэтническими отношениями понимается взаимодействие (О.В.Галустова); отношения между группами и отношения к группам (Т.Г.Стефаненко); изучались через феномен межэтнической напряженности (Г.У.Солдатова); понимались как многоуровневый, многосубъективный феномен.

Методологические подходы к изучению межэтнических отношений могут быть представлены в виде трех направлений: структурный функционализм как методологическая концепция изучения системно организованных объектов; теория конфликта как заложенный в человеческой природе инстинкт к выживанию или как соревнование между этническими группами за материальные блага, власть или престиж; интеракционистский подход как взаимодействие между этническими группами осуществляемое посредством системы культурно обусловленных знаков и значений.

Изучение межэтнических отношений на межличностном уровне больше склонялось в сторону культурных различий и расширения областей применения понятия «культура»: повышения общего культурного уровня всех участников (Y.Y.Kim), развития «культурного плюрализма», но исключающего проявления «культурного дальтонизма» (B.Wittenbrink, C.M.Judd, R.Park), создания нового мультикультурного человека («multi-cultural man», M.Adler), умения владеть техникой «двойные качели» («double swing», M.Yoshikawa), знания пяти основных подходов в изучении культурного контекста (C.A.Surra).

Научная тенденция изучения этнической идентичности (этнической принадлежности, национальной идентичности, этничности) берет свое начало с первого упоминания о проблемах этнопсихологического исследования (R.Thurnwald, 1912). Методологические подходы в изучении этнической идентичности отражены в различных направлениях: примордиализме, конструктивизме, инструментализме, функционализме. Примордиализм представлен различными точками зрения на определение феномена «этничности». Биосоциальный подход известен работами P.L. van den Berghe, E.Sober, D.Wilson, G.Williams, Л.Н. Гумилева и др. Культурный вариант примордиализма известен работами D.Horowitz, A.Smith, , S.J.Schwartz, A.Smith, Ю.В.Бромлея. Основные идеи конструктивизма нашли отражение в изучении «утешительной этничности» (J.-L. Amselle), этничности как конструкта (Э.Тоффлер), пределах идентичности (R.Brubaker), позитивной идентичности (M.Brewer), кризиса идентичности (R. Fisher). Инструментализм фокусирует внимание на различных аспектах изучения этничности: «многогранная идентичность» (J.Rothchild), «множественная идентичность» (А.Giddens), «политизированная этничность» (J.Fearon), «политический инструмент» (J.Fong), «социальный капитал группы» (Le Bras), категория ресурсной конкуренции (У.К.Митчелл), «эволюционная интерпретация идентичности» (K.B.MacDonald) и т.д. Функционализм как подход к определению этничности связан со стремлением выделить ее функциональные особенности, основные идеи которого разделяют B.Malinovski, Ф.Боас, A.R.Radcliffe-Brown, L.Mair, Л.Уайт, I.Lewis, R.Мerton, А.Г.Здравомыслов и др.

Межэтнические отношения в отечественной науке являются предметом изучения нескольких «информационно-интеллектуальных потоков». В историко-этнографический поток вошла группа ученых, историков и этнографов, изучавших этнические и этноконфессиональные процессы (Ю.В.Арутюнян, Л.М.Дробижева, В.А.Тишков, Н.Чебоксаров, В.И.Козлов, Ю.В.Бромлей, Л.Н.Гумилев, Е.В.Левченко, С.А.Токарев, Г.В.Старовойтова и др.). Социолого-политологический поток представлен известными работами Р.Г.Абдулатипова, А.Г.Здравомыслова, А.И.Куропятник и др. Психологический поток (петербургское, московское, региональное направления) представлен: петербургским направлением (А.О.Бороноев, Г.Л.Бардиер, В.М.Бызова, Л.Г.Почебут, Ю.П.Платонов, З.В.Сикевич, Н.Г.Скворцов, Н.С.Хрусталева и др.); московским направлением (В.С.Агеев, Г.М.Андреева, А.Г.Асмолов, М.И.Бобнева, Г.Д.Гачев, Л.М.Дробижева, С.И.Королев, Н.М.Лебедева, Б.Ф.Поршнев, Т.Г.Стефаненко, Г.У.Солдатова и др.). В региональный поток входит большая группа ученых из различных регионов Российской Федерации: Ставропольский край (В.А.Авксентьев, И.Ю.Бабкин, А.Ю.Хоц, С.И.Попов, В.Н.Шаленко и др.); Ростовская область (В.Н.Рябцев, Г.С.Денисова, М.Р.Радовель, С.М. Сафарян и др.), республика Северная Осетия-Алания (Х.В.Дзуцев, О.И.Дреев, А.Б.Дзадзиев, В.Д.Дзидзоев, Г.Г.Павловец, А.Г.Плиев, А.А.Цуциев, Е.В.Федосова и др.), республика Дагестан (З.М.Гаджимурадова, Э.Ф.Кисриев и др.), Кабардино-Балкария (Ф.С.Эфендиев, Б.Х.Бгажноков и др.), Карачаево-Черкесия (С.А.Абдоков, К.М.Гожев, В.Ш.Нахушев и др.), республика Ингушетия (И.Кодзоев, М.Барахоев, И.Базоркин и др.), Адыгея (А.Ю.Шадже и др.).

Теоретико-методологической основой исследования являются работы по социальной психологии (Г.М.Андреева, Б.Ф.Поршнев, Е.С. Кузьмин, А.Л.Свенцицкий, Л.Г.Почебут, Д.Майерс, Т.Шибутани, H.Tajfel, J.C.Turner и др.); по теории отношений (Б.Г.Ананьев, А.А.Бодалев, В.Н.Куницына, Б.Ф.Ломов, В.Н.Мясищев, В.Н.Панферова, Б.Д.Парыгин, В.М.Погольша, С.Л.Рубинштейн, Н.Н.Обозов, А.А.Русалинова и др.); по теории установки (А.Г.Асмолов, М.А. Ковальчук, П.Н.Шихирев, Д.Н.Узнадзе, В.Г.Норакидзе, G.W.Allport, N.E.Miller, W.Scott, C.M.Steele, J. Aronson, R.T.LaPiere, K.Marbe, L.L.Thurstone, L.Guttman, M.A.Hogg, M.Sherif, C.E.Osgood, R.A.Likert, и др.); этнической и кросс-культурной психологии (Т.Г.Стефаненко, Н.М.Лебедева, Г.У.Солдатова, З.В.Сикевич, Л.Г.Почебут, Ю.П.Платонов, А.А.Налчаджян, А.О.Бороноев, Д.Мацумото, J.W.Berry, F.Trompenaars, C.Hampden-Turner, H.C.Triandis, Y.Tanaka, и др.); межгрупповым отношениям: теория межгрупповых контактов и теории социальной напряженности (В.С.Агеев, Б.Ф.Поршнев, Т.Г.Стефаненко, И.Р.Сушков, Н.В.Гришина, П.Н.Шихирев, M.Kurokawa, J.Aronson, A.Giddens, C.M.Steele, K.Avruch, R.Brown, M.Hewstone, T.Pettigrew, L.Tropp, R.Merton, F.Heider, и др.); теории этноцентризма (З.Фрейд, Д.Мацумото, У.Самнер, R.A.LeVine, D.T.Campbell, R.K.Merton, G. E.Simpson, T.D.Nelson, E.Kendall, M.Harris, A.D.ORETR и др.); теории социальной идентичности (H.Tajfel, J.C.Turner, D.Abrams, M.A.Hogg, K.B.MacDonald W.B.Gudykunst, M.R.Hammer и др.); концепции этнической идентичности (Т.Г.Стефаненко, Е.П.Белинская, В.Ю.Хотинец, В.А.Тишков, Э.Эриксон, H.Tajfel, J.Turner, Ю.Хабермас, A.Giddens, G.E.Simpson, J.M.Yinger, H.Marsh, J.M.Salazur, H.Markus, E.Wurf и др.); концепции этнического самосознания (В.Ю.Бромлей, В.Ю.Хотинец, Б.Ф.Поршнев, И.С.Кон D.Levinson, U. Schnpflug, Y.Y.Kim, А.К.Ojha, S.J.Schwartz и др.); теории конфликта (Н.В.Гришина, В.А.Авксентьев, З.В.Сикевич, А.Г.Здравомыслов, В.Н.Рябцев, Г.С.Денисова, М.Р.Радовель, К.Левин, Н.Смелзер. П.Сорокин, D.L.Horowitz, D.Sandole, М.Deutsch, F.Pfetsch, D.Lake, D.Rothchild, B.Harff, T.Gurr, M.Lerma R.Fisher, K.A,Lewin, M.Ross, R.Felson, J.T.Tederschi, H.Taifel, M.Toft и др.). Работа строится на принципах системности, детерминизма и развития (В.М.Бехтерев, А.Ф.Лазурский, Е.С.Кузьмин, Л.С.Выготский и др.).

Методы исследования. Целям и задачам нашего исследования отвечает следующий комплекс методов и методик: включенное наблюдение, позволяющее наблюдать и выделять значимые социально-психологические феномены; анкета, позволяющая определить социально-демографические характеристики респондентов, субъективный уровень знания собственной культуры, частотность межэтнических контактов, включенность в социальные сферы трудовой деятельности, актуальность тематики исследования, степень уверенности в «правильности» высказанных суждений; модифицированная (Н.М.Лебедевой) методика D.Katz и K.W.Braly выявила содержание и направленность этнических авто- и гетеростереотипов; тест М.Куна и М.Макпартленда «Кто Я?»; модификация теста М.Куна и М.Макпартленда «Кем бы я не хотел быть?» (С.Д.Гуриева, 2007) определил положительный и отрицательный образ «Я»; методическая разработка «Установка и межэтнические отношения» (С.Д.Гуриева, 2006) раскрывает эмоционально-оценочный компонент установочных образований в отношении к своему народу, значение принадлежности «свой» и «другой»; методическая разработка «Типы этнической идентичности» (Г.У.Солдатова, 1998) определяет ведущие типы этнической идентичности; методика «Этнические модели поведения» (С.Д.Гуриева, 2006) выявляет осознаваемые тенденции: релятивизм, ассимиляция, интеграция к другим этническим группам; проективная методика «Нарисуй планету» (Т.Г.Стефаненко) раскрывает неосознаваемые этнические тенденции, значимость собственной этнической принадлежности; проективная методика «Незаконченные предложения» показывает значимые различия в представлениях о социальных категориях, понятиях; проективная методика «Ассоциации» определяет специфику отношения «свой-другой», степень психологической привлекательности в категории «другой»; контент-анализ результатов метода ассоциаций, результатов проективной методики «Незаконченные предложения», «Нарисуй планету» позволил обработать качественные данные и перевести их в количественные показатели. Применение статистических методов обработки количественных данных использовалось для решения конкретных исследовательских задач.

Достоверность результатов исследования и обоснованность выводов обеспечена проработанностью теоретических и методологических основ исследования, применением апробированного методического инструментария, большой выборкой респондентов и необходимыми ограничениями в использовании критериев подсчета, проведением повторных исследований, согласованностью эмпирических данных с теоретической концепцией. Обработка данных была выполнена в лаборатории информационных технологий и математического моделирования института физиологии им. И.П.Павлова РАН. Статистическая обработка данных была выполнена с помощью стандартных пакетов прикладных программ SPSS v.12.0 и Statistica for Windows v.6.0.

При анализе данных использовались следующие методы математической статистики: при сравнении средних значений независимых выборок использовался T-критерий и критерий Манна-Уитни (Mann-Whitney); распределения и частоты наступления событий сравнивались при помощи критериев хи-квадрат (c2) или точного критерия Фишера (при невыполнении условия применимости критерия c2 как асимптотического, то есть в случае близости значений частот к 0 или 100% или при малых размерах выборок); расчет корреляций проводился с использованием корреляций по Пирсону (Pearson) и Спирмену (Spearman); для проверки гипотезы о влиянии фактора/факторов на значения признаков применялся одномерный – ANOVA - и многомерный - MANOVA - дисперсионный анализ, а также критерии Хотеллинга при сравнении пар многомерных выборок; парные сравнения проводились с использованием контрастов и Post Hoc сравнения; для определения внутренней структуры системы исследуемых переменных применялся факторный анализ; для исследования степени влияния социальных факторов на психологические характеристики использовался регрессионный анализ. Статистические решения принимались для критериев t-теста, Манна-Уитни, при расчете коэффициентов корреляции и регрессии на 5%-ном уровне значимости (двусторонняя альтернатива), для критерия c2 и дисперсионного анализа - на 5%-ном уровне (односторонняя альтернатива).

Теоретическая значимость диссертационной работы заключается в том, что впервые межэтнические отношения рассматриваются как открытая, динамичная, целостная система связей индивидуумов, этнических групп, этнических общностей, проявляющаяся в их этнической и конфессиональной принадлежности на внутригосударственном уровне. Представленная работа является систематизированным источником знаний в области межэтнических отношений как в зарубежной, так и отечественной научной литературе. В работе комплексно рассматриваются психологические феномены, такие как: этнические установки, этнические авто- и гетеростереотипы, этническая идентичность, проявления этноцентризма, этнофобий, а также показана их роль и значение. Осуществлен обстоятельный анализ понятийного инструментария исследования, в котором обосновано введение в научный оборот обновленного понимания известных понятий, а также новых психологических феноменов. Разработаны новые подходы к пониманию межэтнических отношений, а также концептуальные модели, типологии и классификации. Систематизирован и проанализирован накопленный в психологии и смежных областях научного знания практический опыт изучения межэтнических отношений.

Научная новизна диссертационного исследования:

  1. Разработана научная база теоретического изучения межэтнических отношений, включающая: обновленный понятийный аппарат феноменологического поля межэтнических отношений; предложены концептуальные модели, позволяющие рассматривать межэтнические отношения в динамике и статике.

  2. Представлено обновленное понимание социально-психологических понятий: «межэтнические отношения», «межэтнические конфликты», «этническая группа», «этническое меньшинство», «этническая установка», «этнический стереотип», «этническая идентичность», «этноцентризм», описаны принципы их изучения и формирования. Теоретически и эмпирически обосновано введение в научный оборот новых психологических феноменов, таких как: «многослойность стереотипа», «этническое капсулирование», «этнический иммунитет», «барьер интеграции».

  3. Предложена концептуальная модель структурных, содержательных и динамичных аспектов изучения феномена «установки» в зарубежной и отечественной научной литературе, состоящая из 185 научных источников.

  4. Межгрупповые отношения рассматриваются как многомерная и многоплановая проблема, представлены в таких направлениях как: когнитивное, ситуационное, интеракционистское, бихевиористское, психоаналитическое и биологическое, в которых акцентируется роль и значение этнического фактора.

  5. На основе обновленной методологии предложена классификация межэтнических отношений в зарубежной научной литературе сквозь призму этнической идентичности, включающая следующие направления: этническая идентичность как область научного знания; как динамический процесс; этничность и этническая группа; этничность и классовость; этническая самоидентификация личности; установление этнических границ; ассимиляция и плюрализм; как расовая принадлежность; измерение этнической идентичности; разновидности этнической идентичности.

  6. С позиций обновленной методологии предложена классификация изучения межэтнических отношений в отечественной научной литературе, включающая такие направления, как: этническая идентичность как категория научного знания; формирование этнической идентичности; выбор и поддержание этнической идентичности; этническая идентичность и этническое самосознание; изучение этнической идентичности и этнического самосознания.

  7. Межэтнические отношения рассматриваются на межличностном уровне, на котором осуществляются отношения между индивидуумами, принадлежащими к разным этническим группам, и межгрупповом уровне, на котором осуществляются отношения между различными этническими группами; а также проявляются в таких направлениях: внутреннее, отношение к собственной этнической группе, и внешнее, отношение к другим этническим группам.

  8. Разработана классификация этнических конфликтов, учитывающая различные подходы в понимании конфликта, разнообразных форм проявления, типов, стадий и основных этапов развития.

  9. На основе обновленной методологии разработана и предложена общая модель (по схеме Исикавы) системного понимания механизма функционирования межэтнических отношений, показывающая различные подходы, циклы и уровни, на которых осуществляются межэтнические отношения, фазы развития, структуру и формы, стадии развития интеграции и ассимиляции; влияние психологических феноменов на динамику и развитие межэтнических отношений.

  10. В рамках научной парадигмы межэтнических отношений разработана многофункциональная концептуальная модель типологии этнических конфликтов, позволяющая определять факторы, оказывающие влияние на динамику развития конфликта, различать следующие виды конфликтов: модель ненасильственного конфликта и модель агрессивного конфликта.

  11. Разработана и предложена многофакторная модель, состоящая из взаимозависимых, взаимообусловленных элементов, проявляющихся на макросоциальном и микросоциальном уровнях, в которой различаются условия и причины, эффекты и последствия, потенциал и перспективы развития.

Практическая значимость исследования:

  1. Разработана научная база измерения межэтнических отношений, включающая в себя предложенный и апробированный методический инструментарий исследования, методические разработки, которые могут быть использованы в дальнейшем как методический инструментарий, послужить базой для создания новых методик исследования; показана практическая возможность психологического диагностирования реального состояния межэтнических отношений, с последующей корректировкой форм, механизмов и методов адекватного воздействия на них.

  2. Представленные в исследовании авторские методические разработки также могут найти свое применение в дальнейших исследованиях межэтнических отношений, с целью диагностики, измерения реального состояния и прогнозирования дальнейшего их развития. Методы и математические приемы обработки этнических ассоциаций, стереотипов, установок могут быть использованы и внедрены в учебный процесс изучения межэтнических отношений.

  3. Разработанная многофункциональная концептуальная модель типологии этнических конфликтов, позволяет определять факторы, оказывающие влияние на динамику развития конфликта, различать виды конфликтов: модель ненасильственного конфликта и модель агрессивного конфликта, а также классифицировать этнические конфликты по форме и типам.

  4. Полученные теоретические и эмпирические результаты, могут быть положены в основу учебно-образовательных программ, тематических учебных курсов и дисциплин, практических занятий и тренингов, направленных на повышение межэтнической и межкультурной компетентности, в системе переподготовки и повышения квалификации.

  5. Теоретические и эмпирические результаты исследования могут найти реальное применение при выработке целостной, научно обоснованной и корректной концепции построения и развития межэтнических отношений в полиэтнических регионах, республиках, городах.

  6. На основе полученных данных разработаны практические рекомендации, направленные на профилактику и прогнозирование межэтнической напряженности, с целью снижения возможности появления межэтнических конфликтов и исключения их рецидивов.

  7. Теоретические и практические рекомендации, разработанные на основе результатов исследования, могут быть предложены органам власти для укрепления социально-политической целостности многонационального российского государства, при осуществлении краткосрочных эффективных действий, разработке долгосрочных программ и стратегий развития межэтнических отношений в полиэтнических регионах, с целью достижения общественного согласия, сохранения стабильности в вопросах формирования, развития межэтнических отношений.

Положения, выносимые на защиту:

  1. Межэтнические отношения являются открытой, динамичной и целостной системой связей индивидуумов, этнических групп, этнических общностей, проявляющихся в их этнической и конфессиональной принадлежности на внутригосударственном уровне, проходят в своем развитии определенные этапы и стадии, осуществляются на разных уровнях и направлениях, проявляются в различных формах и стратегиях этнического поведения.

  2. В межэтнических отношениях различаются два вида направленности: внутренняя, отношение к собственной этнической группе, и внешняя, отношение к другим этническим группам. Также различаются два уровня: межличностный уровень, на котором осуществляются отношения между индивидуумами, принадлежащими к разным этническим группам и межгрупповой уровень, на котором осуществляются отношения между различными этническими группами.

  3. Проявление этнического фактора в межгрупповых отношениях понимается как многомерная и многоплановая проблема, которая отражена в таких направлениях как: когнитивное, ситуационное, интеракционистское, бихевиористское, психоаналитическое и биологическое.

  4. Психология межэтнических отношений как научно-исследовательское направление базируется на методологических принципах детерминизма и системного подхода. В качестве научного вклада в изучение межэтнических отношений предложены авторские методические разработки «Установка и межэтнические отношения», «Этнические модели поведения», «Кем бы я не хотел быть» (модификация методики М.Куна).

  5. Изучение межэтнических отношений в зарубежной научной литературе было сконцентрировано на понимании этнической идентичности как динамичного процесса, носило более выраженный прикладной аспект и осуществлялось в десяти основных направлениях, таких как: область научного знания, динамический процесс, этническая группа, этническая самоидентификация, установление границ, ассимиляция, плюрализм, расовая принадлежность, измерение этнической идентичности и разновидности этнической идентичности.

  6. Изучение межэтнических отношений в отечественной научной литературе было сосредоточено преимущественно на изучении этнического сознания и самосознания, носило более выраженный экзистенциональный характер, и было представлено в пяти направлениях, таких как: категория научного знания; процесс формирования и становления; выбор и поддержание; этническое сознание; этническое самосознание.

  7. Этническая и конфессиональная принадлежность являются определяющими факторами, проявляющимися на межгрупповом уровне и оказывают значимое влияние на процесс формирования эмоционально-оценочного отношения к представителям своей этнической группы и к другим этническим группам.

  8. В психологии межэтнических отношений существует многофункциональная типология этнических конфликтов, позволяющая, прежде всего, различать такие виды конфликтов как: модель ненасильственного и агрессивного конфликта.

  9. На характер и динамику развития межэтнических отношений, на причины и условия возникновения межэтнической напряженности влияет определенная группа факторов (психологические, культурные, экономические, политический, исторические и религиозные), которая проявляется на макросоциальном и микросоциальном уровнях.

  10. Этническая идентичность является динамичным феноменом, который может видоизменяться, адаптироваться и проявляться в новых формах. Этническая идентичность имеет «пределы» своего развития, она может «испытывать» кризис, а также проявляться на разных уровнях (высоком, среднем, низком). Модели этнической идентичности в результате интенсивного длительного опыта взаимодействия с другой культурой постепенно претерпевают трансформацию в направлении к новой культуре.

  11. Высокий уровень этнической идентичности характеризуется увеличением внутригрупповой солидарности, усилением составляющих процесса социокультурной дифференциации, прежде всего, повышением уровня этноцентризма, интолерантности, ксенофобии, что не исключает возможности проявления дискриминации к другим этническим группам и их отдельным представителям.

  12. Средний уровень проявления этнической идентичности, позитивные, но не завышенные, этнические автостереотипы, положительные гетеростереотипы в отношении к другим, схожесть конфессиональной принадлежности, а также отсутствие резко выраженного установочного эффекта поляризации «свой» и «другой» являются предикторами гармоничных межэтнических отношений, влияют на выбор конструктивных поведенческих стратегий построения межэтнических отношений.

  13. Эмоционально-оценочное отношение к своему народу проявляется интенсивно и более значимо у представителей этнического меньшинства, проживающих в окружении представителей титульной национальности, и менее выражено у представителей титульной национальности.

Апробация работы проведена на заседаниях кафедры социальной психологии факультета психологии СПбГУ (2008, 2010). Материалы диссертационного исследования докладывались и обсуждались на следующих семинарах и конференциях: «Национально-этнические аспекты социального развития» (Владикавказ, 1992) «Социально-психологические особенности региона с полиэтническим населением»; «Проблема межнациональных отношений и пути их стабилизации» (Железноводск, 1993); всероссийская научно-теоретическая конференция «Социально-этнические проблемы развития национальных отношений на современном этапе» (Владикавказ, 1995); региональная научно-практическая конференция «Проблемы межэтнических отношений и пути их стабилизации на Северном Кавказе» (Ставрополь, 1996); всероссийская конференция «Народы России: возрождение и развитие», (Владикавказ, 1998); всероссийская научно-практическая конференция «Современные проблемы экономической психологии и этики делового общения», (Санкт-Петербург, 1998); международный семинар «Кросс-культурная психология. Аккультурация и адаптация. Межкультурное сотрудничество» (Санкт- Петербург, 2004); X1 Международная конференция «Женщины, меняющие мир», (Санкт-Петербург, 2004); студенческая научно-практической конференции «Психология 21 века», проведение секции «Этническая психология и толерантность» (2004); Ананьевская научно-практическая конференция (Санкт-Петербург, 2005); Всероссийская конференция (с международным участием) «Социально-психологические проблемы современной семьи» (Санкт-Петербург, 2007); международная конференция «Управление репутацией», (Норвегия, Осло, 2007); организация и проведение семинара по программе «Толерантность и профилактика экстремизма в условиях современного российского общества» (Санкт-Петербург, Рощино, 2007), доклад «Современные проблемы изучения динамики межэтнических отношений»; организация и проведение круглого стола «Санкт-Петербург – город мира и согласия», посвященного Международному дню толерантности (Санкт-Петербург, СПбГУ, 2007); международная конференция «Стратегии развития бизнеса между Санкт - Петербургом и Японией» (Япония, Токио, 2008), круглый стол «Наука, образование: перспективные и актуальные социально-психологические международные исследования»; организация и проведение семинара «Толерантность в межэтнических и межнациональных отношениях в современном мире и в г.Санкт- Петербурге: проблемы и перспективы» (Санкт-Петербург, Администрация Красносельского района, 2008); выступление с докладом «Этнические конфликты. Проблема их урегулирования» на заседании круглого стола «Миграция как кризисное состояние» (Санкт-Петербург, 2008) в рамках проведения научно-практической конференции «Ананьевские чтения – 2008»; обсуждение выступления «Психология межэтнических отношений» на заседании кафедры социальной психологи (Санкт-Петербург, 2008); участие в международной конференции «Расизм, ненависть и жесткость в молодежной среде на европейском пространстве: стратегии сдерживания» (Санкт-Петербургский государственный университет, Правозащитная организация «Гражданский контроль», Центр Симона Визенталя – Европа, при поддержке: ЮНЕСКО Фонд «Verbe et Lumiere – Vigilance», Париж, Франция, Администрация Санкт-Петербурга, 2009) на круглом столе; участие во 2-й Всероссийской научно-практической конференции с международным участием: Олимпийский Сочи: Социум. Культура. Личность (Сочи, 2009) «Перспективное направление в межкультурных коммуникациях»; научно-практическая конференция «Ананьевские чтения – 2009», «Современные способы урегулирования этнических конфликтов» (Санкт-Петербург, 2009); «Дружининские чтения - 2009»: участие в VIII Всероссийской научно-практической конференции (Сочи, 2009) «Я - образ» в структуре этнического сознания»; Дружининские чтения - 2010»: участие в 9-й Всероссийской научно-практической конференции (Сочи, 2010) «Путь к согласию и понимаю: проблемы управления этническими конфликтами»; участие в 8-й Международной научно-практической конференции по проблемам толерантности (Санкт-Петербург, 2010).

Материалы диссертации также были использованы при подготовке и проведении лекционных курсов, практических учебных занятий и тренингов в Северо-Осетинском государственном университете им. К.Л.Хетагурова, Балтийском институте экологии, политики и права, Санкт-Петербургском университете экономики и финансов, Санкт-Петербургском университете культуры, семьи и детства, Санкт-Петербургском государственном университете. Данные исследования включены в разработанные лекционные курсы «Этническая психология», «Психология межэтнических отношений», «Психология делового общения», «Межкультурный менеджмент», утвержденные факультетом психологии СПбГУ. Автором разработаны и внедрены в учебный процесс тренинговые программы «Тренинг межкультурной компетентности», «Межкультурные коммуникации в бизнесе», которые проводятся на всех формах обучения на факультете психологии Санкт-Петербургского государственного университета.

Отдельные материалы исследования были включены в программу проведения учебных и практических занятий, семинаров и тренингов: «Толерантность в современном мире» («Юношеский Саммит», Санкт-Петербург, 2006); «Толерантность и профилактика экстремизма в условиях современного российского общества» (Санкт-Петербург, Рощино, 2007); «Толерантность в межэтнических и межнациональных отношениях» (Санкт-Петербург, Администрация Красносельского района, 2008); «Расизм, ненависть и жесткость в молодежной среде на европейском пространстве: стратегии сдерживания» (Администрация Санкт-Петербурга, 2009); «Креативность в создании толерантного общества» («Юношеская восьмерка – G-8», Санкт-Петербург, 2010).

Понятие «этнос»

Для понимания и изучения психологии межэтнических отношений необходимо выделить объект изучения, в качестве которого могут выступать этнические общности, этнические группы, этнические меньшинства, коренные народы. При характеристике этнических процессов исходным понятием является понятие «этнос» (от древнегреческого - стая, группа, племя, народ). Одно из первых упоминаний понятия «ethnos» относится к истории Древней Греции, отмечает J.Fong, где существовали различные дефиниции его употребления в различных формах. В Гомере упоминается ethnos betairon (группа друзей), ethnos Lukion (племя Lycians), ethnos melisson или ortmitborn (рой пчел или ос). Aeshylus называет персов ethnos, a Pindar отмечает ethnos anaeron или gunaikon (сообщество мужчин или женщин). Herodotus упоминает ethnos Medikon и т.д. (Fong, 2008. С. 53-54).

Типологизация этноса. С.М. Широкогоров разработке теории этноса посвятил монографию «Этнос. Исследование основных принципов изменения этнических и этнографических явлений» (Широкогоров, 1923). В учебнике А.П. Садохина «Этнология» подчеркивается, что в настоящий момент нет единого общепризнанного понимания природы, характера и строения этноса (Садохин, 2004). «Этносы - это та форма человеческого единства, которая поддерживается благодаря внутренней связи ее членов, которая наиболее ярко проявляется в их самосознании» (Зарипов, 1999. С. 39). Существующее состояние проблемы этноса можно объяснить следующими обстоятельствами: во-первых, значение термина «этнос» остается неоднозначным, следовательно, остается непонятным, что конкретно является объектом исследования; во- вторых, многие ученые изучают связь психологических характеристик не с этносом, а с культурой, следовательно, возникает проблема соотношения «этноса» и «культуры»; в-третьих, в зарубежных работах исследователи редко употребляют понятие «этнос», а чаще используют другие базовые термины: «этния» {ethnie) - в романских, «этничность» {ethnicity), «этническая группа» {ethnic group) — в англоязычных и многих других странах; в-четвертых, в рамках отечественной науки среди ученых не было и нет по настоящее время единого взгляда на природу и структуру этноса.

Так, например, в отечественной науке господствовали прямо противоположные точки зрения на понимание этноса. JI.H. Гумилев считал, что этносы — это реально существующие группы, которые функционируют, взаимодействуют между собой и, наконец, умирают. Этнос - явление географическое, природное, а не социальное (Гумилев, 1990). Ю.В. Бромлей подчеркивал, что этнос — исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающая единым языком, культурой и психикой (Бромлей, 1983). В.А. Тишков отмечал, что этнос — это социальная конструкция, возникающая и существующая в результате усилий политиков и творческой интеллигенции для достижения коллективных целей (Тишков, 1989, 1997). Г.М.Андреева рассматривала этнос как реальную социальную группу, сложившуюся в ходе исторического развития общества (Андреева, 1996). Т.Г. Стефаненко определяет этнос как устойчивую в своем существовании группу людей, осознающих себя ее членами на основе любых признаков, воспринимаемых как этнодифференцирующие (Стефаненко, 1999. С. 32). В нашей работе мы ориентируемся на определение этноса, предложенное Т.Г. Стефаненко.

Научная отечественная концепция понимания этноса соотносит его с понятием «этническая общность», а принадлежность к этнической общности определяется через важный и значимый фактор - численность этноса, миграционная подвижность, наличие необходимых ресурсов для воспроизводства и развития своего языка и культуры (Садохин, 2004). Определение понятия «этнос», его места и роли в историческом процессе имеет как теоретическое значение, так и важное практическое значение.

Необходимо согласиться с тем, что категория «этнос» «из научной превратилась и в мировоззренческую, а сама проблема этноса стала «гуманистической проблемой» (Зарипов, 1999). Однако дискуссии, связанные с определением понятия «этнос», не завершены.

2. Понятие «этническая общность»

Понятие «общность», ввел в научный оборот немецкий социолог Ф.Теннис в книге «Общность и общество» (1881), в которой автор выделяет две категории социальных объединений — общность и общество, отмечает Л.Г.Почебут в монографии «Психология социальных общностей». Автором, на основании десяти критериев, формулируется понимание общности: общность в социологическом смысле как любая реальная социальная группа; общность в социально-психологическом смысле как некая близость, единство взглядов, интересов ценностей, установок (Почебут, 2002. С. 15).

В научных кругах интерес к этническим проблемам современного общества усиливается. Тем не менее, следует признать тот факт, что понятия «этническая общность» или «этнос», «народ» не являются общепринятыми и распространенными понятиями в зарубежной литературе. «Постановка проблемы обозначения смысловых границ понятия «этническая общность» наблюдается в работах австрийского социолога Е. Франсиса «Этнос и демос», в научной статье А. Дами «Определение этнической общности»» (Баронин, 2000. С. 29). Н.Н.Чебоксаров, одним из первых в отечественной литературе, ввел в научный оборот термин «этническая общность» (Чебоксаров, 1967. С.98). Следующий шаг в определении понятия «этническая общность» был сделан С.А.Токаревым, который высказал мнение, что ни один из выделяемых признаков (язык, территория, общее происхождение экономические связи, политические объединения, культурные особенности, религия) не является обязательным. «Этническая общность есть такая общность людей, которая основана на одном или нескольких из следующих видов социальных связей: общности происхождения, языка, территории, государственной принадлежности, экономических связей, культурного уклада, религии» (Токарев, 1964. С. 12). С.А.Токарев высказал мнение, что ни один из выделяемых признаков (язык, территория, общее происхождение экономические связи, политические объединения, культурные особенности, религия) не является обязательным

Понятие «межгрупповые отношения»

Ю.В. Бромлей разработал иерархическую классификацию этнических общностей, в которой были представлены «основные этнические подразделения» — элементарные этнические единицы и субэтнические подразделения (Бромлей, 1983). В работах зарубежных исследователей упоминается типология этнических общностей, подразделяющая народы на три группы: этнические меньшинства, коренные народы, титульные народы. Титульные народы — принято называть этносы, отмечают Х.Краг и Л. Хансен, которые имеют свои государственные образования, носящие их имя. Коренные народы — в международной практике под коренными народами понимаются аборигенные народы, ведущие племенной образ жизни. Применительно к России коренными народами называют народы, занимающиеся традиционными видами хозяйственной деятельности . Национальное (этническое) меньшинство — особый субъект межэтнических взаимоотношений. Этническое меньшинство — отдельная этническая общность, проживающая на территории инонационального государства и сохраняющая свою этническую самобытность и специфические национальные черты культуры, осознающая свои отличия и причисляющая себя к самостоятельной этнической группе (Хансен, Краг, 1996). Данная типология возникла сравнительно недавно и была вызвана ростом этнического самосознания, национальными движениями и активизацией миграционных процессов.

В нашем исследовании принимали участие представители различных этнических групп, проживающих в городах Владикавказе и Санкт-Петербурге. Основными по численности этническими группами в республике Северная Осетия-Алания являлись (по результатам переписи 2002г., данные Федеральной службы государственной статистики РФ) осетины, русские, ингуши, армяне, кумыки и др. Осетины (самоназвание ирон, дигорон, туаль, кударон) - это кавказская народность, которая говорит на языке иранской группы, но с различными диалектами. Русские в республике Северная Осетия — Алания являются второй по численности этнической группой, которую представляют: коренные русские, приезжие русские, русские казаки (Дзадзиева, 1993. С. 57-66). По последней переписи населения республики (результаты переписи 2002г.) отмечается уменьшению численности ингушей, что непосредственно связано с последствиями этнического конфликта и недостигнутым решением территориальной проблемы между двумя народами (Денисова, Радовель, 2000). Следует отметить, что ни одна из этнических групп не является однородной по своей этнолингвистической, этнокультурной и этнополитической структуре.

По результатам переписи населения (2002г., данные Федеральной службы государственной статистики РФ) этнический состав Санкт-Петербурга показал преобладание русского населения, которое составляло около 84,73%. Также в результате переписи были зафиксированы представители более ста этнических групп: татары, армяне, азербайджанцы, чуваши, узбеки, казахи и т.д. Этнический состав Санкт-Петербурга также отражает динамику изменения численного состава населения по национальностям, этническим группам, этническим диаспорам, а также миграционные тенденции в национально- культурном составе мегаполиса (см. Приложение 4, № 4.31, № 4.32). Современный Санкт-Петербург «остается самым нерусским городом», но с высоким потенциалом социально-экономического развития, перспективой стать городом социального и культурного творчества благодаря национальному, этническому, культурному и конфессиональному разнообразию.

История изучения этнических групп. Традиция изучения психологии этнических групп восходит к работам В. Вундта «Психология народов», в которой народ понимается как этническая общность (Вундт, 2001. С. 9). В начале XX века появились работы, в которых упоминались проблемы этнопсихологического исследования (Thurnwald, 1912; 1933). Согласно определению, данному R. Thurnwald, одной из первых форм этнических групп является первобытная группа, которая состоит из людей со схожей врожденной конституцией, хотя ее особенности не определены исключительно расой, а сложились исторически. Этническая общность обладает неповторимыми чертами и судьбой. В обществе не действуют биологические факторы как естественный отбор, а вместо него действует «просеивание» (Siebung), понимаемый как совокупность исторических обстоятельств и среды, которые фильтруют популяцию (Thurnwald, 1912).

Этническая группа (от греч. ethnos - народ, племя) - исторически сложившаяся большая общность людей, характеризующаяся языковым и культурным единством (общими нормами, обычаями, традициями, верованиями) и чувством идентичности (Свенцицкий, 2008. С. 505). Этнические группы — рассматриваются как субкультура в рамках более крупного общества, чья культура отличается от него по основным параметрам. Этнические группы имеют определенные правила поведения, права и обязанности, специфические языковые паттерны. В рамках социальной психологии изучаются взаимоотношения между различными этническими группами. «Внутригрупповая динамика или внутригрупповые характеристики рассматриваются лишь в той степени, в какой они влияют на межгрупповые отношения» (Психологическая энциклопедия, 2006. С. 1035).

Термин «этническая группа» обычно используется для обозначения групп больше, чем семья, членство в которых отсчитывается в основном по происхождению (Fearon, Laitin, 1996, 1997; Fearon, 1994, 2003). Есть группы, которые полностью отвечают этому критерию, но есть и такие группы, в которых интуиция может отклонить их как понимание «этнических групп», такие группы как: кланы, классические индийские касты, группы европейской знати. Но даже в этом случае, отмечает автор, аналитики признают «семейное сходство» в качестве основы для членства (Fearon, 1994. С. 195-222). Этническая группа может ассоциироваться как label, понимаемый как уникальная социальная категория в сочетании с образцами поведения, ценностями и верованиями данной группы (Kelley, 1992. С. 342). По мнению J.Fearon, определить границы этнической группы достаточно сложно, и даже интуиция не помогает выбрать точные критерии в описании этого феномена.

Понятие межэтнические отношения

Методологическая концепция в виде функционализма была сформулирована основателем функционализма Т.Парсонсом, которого считают создателем теории социальной системы. В обобщенном виде функционализм может быть охарактеризован как методологическая концепция к изучению сложных, системно организованных объектов, которые понимаются как целостности, все элементы которых выполняют определенные взаимосогласованные функции; смысл этих функций определяется только по отношению к системе в целом. Основные идеи функционализма разделяют такие ученые как: В. Malinovski (Malinovski, 1944. P. 150), Ф. Боас (Боас, 1997), A.R. Radcliffe-Brown (Radcliffe-Brown, 1960. P. 331), L.Mair (Mair, 1965. С. 8-9), Л. Уайт (Уайт, 1997), I.Lewis (Lewis, 1976), R.Merton (Merton, 1972 и др.). «Мы изучаем различные культуры и общества, которые продуцируют их, помещая главный акцент на социальных отношениях и трактуя культуру скорее как механизм или средство социальной интеракции, чем как результат сам по себе... Наш интерес направлен не на одну какую-нибудь область социальной жизни, а скорее на все, имеющиеся в обществе, и особенно на их взаимозависимость как частей целого» (Lewis, 1976. Р. 20-22).

В рамках функционализма были сформулированы шесть культурных умозаключений так называемые «аксиомы функционализма» (Malinovski, 1939. Р. 939). Значительный вклад в уточнение и кодификацию функционального анализа внес R.Merton, который возглавил направление динамического функционализма. В динамическом направлении функционализма им были «обнажены» неисследованные области, доведены до умозаключения предположения многих из своих предшественников (Merton, 1972). Наиболее широкое распространение эта идея нашла отражение в «теории отклонения», в которой главное условие рассматривается как строгое ограничение социальной системой превозносимых культурой различных способов достижения целей.

С точки зрения структурного функционализма (D. Moynihan, N. Glazer, P.L. van den Berghe и др.) каждый элемент и каждое социальное явление в обществе своим существованием способствует сохранению стабильности всего общества в целом. Соответственно, социальная, а в том числе и этническая неоднородность, либо несет прямую пользу государству, поскольку удовлетворяет те или иные социальные потребности общества, либо, что более вероятно, является результатом определенных социальных явлений, способствующих эффективному функционированию государства.

С точки зрения приверженцев структурного функционализма, разделение населения по этническому признаку не является полезным для общества, и даже наоборот: этническая стратификация рассматривается как источник проблем для государства. Однако, в то же время, в основе формирования этнических групп лежит стремление индивидов к групповой принадлежности, к формированию «мы-идентичности», которое может быть эффективно использовано в интересах государства, поскольку на основе именно этого стремления формируется также и гражданская идентичность.

Сторонники структурного функционализма признают, что этническая стратификация внутри государства — это серьезная проблема и основной акцент делают на взаимоотношениях этнического большинства и меньшинства, поскольку именно в них видят причину возможного раскола государства.

Для минимализации проблем, связанных с разделением по этническому признаку, возможны следующие пути: уменьшение культурных различий между этническим большинством и этническим меньшинством; создание правовых барьеров, препятствующих дискриминации этнического меньшинства; создание благоприятных условий для интеграции этнических меньшинств. Все вышеперечисленные методы в итоге должны привести к ассимиляции этнических меньшинств, что рассматривается функционалистами как единственно возможное решение проблемы разобщенности этнических групп. 2.2. Теория конфликта как направление в изучении межэтнических отношений

Объяснительные концепции возникновения этнических конфликтов в теории конфликта преимущественно локализуются вокруг понимания конфликта как заложенного в человеческой природе инстинкта к выживанию (J.Goetze, Р James, 2004; T.Vanhanen, 1999; P.Berghe van den, 1974; R.Hislope, 2000; В.Райх, 1997; B.Thayer, 2004; L.Coser, 1967 и др.). Возникновение в межэтнических отношениях напряженности понимается как соревнование между этническими группами за материальные блага, власть и престиж (R.Blauner, 1972; E.Bonacich, 1996; M.Lerma, 2006; E.Brahm, 2003 и др.). Ряд зарубежных авторов (M.Ross, 2001, 2007; M.Johns, 2006; J.Eller, 1999; K.Avruch, 1998, 2004 и др.) видят основы возникновения этнических конфликтов в различиях культур между народами.

Всесторонний анализ предпосылок возникновения этнических конфликтов был осуществлен T.Vanhanen (Vanhanen, 1999). Проанализировав особенности этнических конфликтов в 148 нациях, он приходит к выводу, что в основе всех случаев этнических столкновений лежит борьба за ресурсы, которая имеет эволюционную природу и связана с биологически обоснованным стремлением к самосохранению и продлению рода. Конфликты между этническими группами возникают по причине спорной территории (M.Lerma), или по причине неоднородности общества (R.Blauner, E.Bonacich).

Процессы ассимиляции рассматриваются как процессы насильственного насаждения чуждой индивидам системы ценностей и убеждений. Стремление больших этнических групп к подчинению других групп воспринимается последними как социальная и экономическая угроза их благополучию (R.Blauner, E.Bonacich). Возникновение этнических конфликтов является закономерностью развития и функционирования общества, в котором представлены этнические различия (Vanhanen, 1999. Р. 99).

В то время как L.Coser рассматривает причины возникновения конфликтов как проявление психологических факторов, а сам конфликт, обладающий позитивными функциями, с одной стороны, выполняет «коммуникационно- информационную», с другой стороны, «связующую» роль (Coser, 1967).

Предпосылки и условия возникновения этнических конфликтов

С начала 1990-х гг. по настоящее время произошло большое количество вооруженных конфликтов между различными группами по всему миру. D.Smith приводит статистику вооруженных столкновений за период 19901999 гг. В более чем 80 государствах и 2 пограничных государственных областях, произошло 118 вооруженных столкновений, унесших жизни более шести миллионов человек. Этнические конфликты, имевшие место в СевероКавказском регионе отличались по своей силе, глубине проникновения, трагичностью и своими тяжелыми социально-экономическими последствиями. Межэтнические различия, конечно, имеют первоочередное значение в изучении причин возникновения этнических конфликтов, но не являются единственной причиной их возникновения. Если мы стремимся препятствовать возникновения этнических конфликтов, отмечает автор, мы должны, прежде всего, понимать причины их возникновения (Smith, 2004).

D.M.Taylor, M.M.Fathali считают, что в основе возникновения конфликтов между разными этническими группами лежат процессы социальной категоризации, различия в социальной идентичности как части личностной я- концепции, социальные сравнения, построенные по принципу «свой» - «чужой», содержание этнических стереотипов и установок (Taylor, Fathali, 1994).

O.Tranca, исследуя причины возникновения этнических конфликтов, уделяет внимание истории этнической общности. Автор утверждает, что наличие негативных стереотипов по отношению к представителям другого этноса, может способствовать осложнению сложившейся конфликтной ситуации, однако сами по себе стереотипы вряд ли приведут к формированию конфликта. Если в истории этнической группы уже были случаи притеснения и преследования на национальной почве, то она будет с большей готовностью и агрессией реагировать на ситуации возможной угрозы со стороны другой этнической группы. Таким образом, наличие в прошлом этнических конфликтов повышает риск возникновения подобных ситуаций в будущем (Tranca, 2008). С момента возникновения социально- психологической дистанции между этническими группами возникают определенные условия, которые приводят к конфликтам.

Условия возникновения этнических конфликтов. Изучая условия возникновения этнических конфликтов, T.Shibutani и K.Kwan указывают на следующие моменты: 1. Представители этнического меньшинства начинают выражать недовольство своим положением в обществе, а существующие социальные институты не удовлетворяют стороны, которые требуют пересмотра их структур. 2. Меняется структура общества, изменяется производство, возникают новые специальности, профессии, соответственно, возникают новые этнические группы специалистов; исчезают старые специальности, некоторые профессии перестают быть востребованы в обществе. 3. Под влиянием миграционных потоков, разности в темпах демографического прироста населения меняется этнический состав общества. 4. Меняется плотность населения, появляются мегаполисы со своеобразным смешением национальностей, культур. Повышается частота межэтнических, межкультурных контактов. 5. Существенное влияние на структуру межэтнических отношений оказывают природные факторы: землетрясения, пожары, наводнения, оползни, потопы и т. д. В критических для жизни людей условиях главным и приоритетным становится не этнический фактор, а выживание путем объединения усилий с целью противостоять природной стихии. Возникает сверхэтническая мотивация поведения, главным вектором которой является не разделение, а объединение. 6. На характер межэтнических отношений существенное влияние оказывает уровень образования, информированности, общей грамотности населения. Качественные изменения в уровне образования населения приводят к интеллектуальному поиску решения спорных вопросов, минуя силовые техники (Shibutani, Kwan, 1965. P. 343-351).

D.Lake и D.Rothchild, в качестве основной причины возникновения этнических конфликтов, называют чувство страха, опасение за свое будущее, которое может возникать у представителей этнической общности в ситуации межкультурного, межнационального взаимодействия. Это чувство страха, по мнению авторов, может выступать в двух формах: страх полной ассимиляции, поглощения более крупной этнической общностью, потеря своей культурной самобытности, самостоятельности; страх физического насилия, отсутствие уверенности в физической безопасности членов своей этнической группы, общности. Отвечая на вопрос, какие условия могут спровоцировать возникновение страха у этнических групп, авторы перечисляют следующие: особыми взаимоотношениями между этническими группами, порождаемыми борьбой за ресурсы, за физические блага или моральные преимущества; недостаточностью или искажением информации в условиях взаимодействия этнических групп. Когда одна группа не имеет достаточной информации относительно намерений другой или когда эта информация искажена и не соответствует действительности, повышается вероятность того, что действия другой стороны будут неверно истолкованы и, в конечном итоге, приведут к конфликту; несоблюдением достигнутых договоренностей. Когда одной из сторон нарушаются достигнутые договоренности, у другой стороны нет больше оснований для доверия, и, следовательно, вероятность мирного разрешения спорной ситуации минимальна (Lake, Rothchild, 1996).

Недостаточность информации или ее искаженность упоминаются в работе В.Posen, который рассматривает «дилемма безопасности» («security dilemma»), как частный случай ситуации недостаточности информации. Концепция «дилеммы безопасности» в межэтнических отношениях применима для таких условий группового взаимодействия, когда этническая группа для обеспечения собственной безопасности вынуждена наращивать и различными способами демонстрировать свою силу и оборонительные возможности.

Похожие диссертации на Психология межэтнических отношений