Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Социальная и личностная идентичность в юности Ходаковская Ольга Валерьевна

Социальная и личностная идентичность в юности
<
Социальная и личностная идентичность в юности Социальная и личностная идентичность в юности Социальная и личностная идентичность в юности Социальная и личностная идентичность в юности Социальная и личностная идентичность в юности Социальная и личностная идентичность в юности Социальная и личностная идентичность в юности Социальная и личностная идентичность в юности Социальная и личностная идентичность в юности Социальная и личностная идентичность в юности Социальная и личностная идентичность в юности Социальная и личностная идентичность в юности
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Ходаковская Ольга Валерьевна. Социальная и личностная идентичность в юности : диссертация ... кандидата психологических наук : 19.00.05.- Санкт-Петербург, 2006.- 187 с.: ил. РГБ ОД, 61 06-19/521

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Обзор основных теоретических представлений о социальной и личностной идентичности в юношеском возрасте 11

1.1. История развития представлений об идентичности и ее социально-психологической специфике на юношеском этапе социализации 11

1.2. Психологические концепции социальной идентичности и ее соотношения с личностной идентичностью 15

1.3. Теоретические и эмпирические исследования социально-психологических аспектов личностной идентичности 27

1.3.1. Личностная идентичность - как самотождественность в социальном мире 27

1.3.2. Временная самотождественность личности 40

1.3.3. Уверенность в поддержке личностной идентичности окружающими 54

Глава 2. Организация и методы исследования 63

2.1 .Организация исследования 63

2.1.1. Программа исследования 63

2.1.2. Описание выборки исследования 64

2.2. Описание методов и методик исследования 66

Глава 3. Описание и анализ результатов эмпирического исследования 81

3.1. Содержание социальной идентичности 81

3.2. Социально-психологические показатели достижения личностной идентичности в юности 91

3.2.1. Социальная направленность представлений о личностной идентичности 92

3.2.2.Достижение самотождественности в различных социальных ситуациях 97

3.2.3. Социально-временная самотождественность 113

3.2.4. Поддержка личностной идентичности окружающими 139

3.3. Взаимосвязь социальной и личностной идентичности в юности 144

3.3.1. Социальная и личностная идентичность в ранней юности 144

3.3.2.Социальная и личностная идентичность в поздней юности... 151

3.3.3. Взаимосвязь социальной, личностной идентичности и личностных особенностей представителей ранней и поздней юности 158

Выводы 162

Заключение 166

Литература 169

Приложения 182

Введение к работе

Актуальность исследования. В России за последние десятилетия произошли глобальные перемены в социально-экономическом, политическом, идеологическом устройстве государства. В результате, усилилось социальное многообразие, часто, разнополярность общества, повлекшее за собой усложнение для личности проблемы социального выбора. Особенно остро вопрос выбора своего места, пути в социальном мире встает в юности. Усиление таких негативных социально-психологических явлений, как наркоманизация, криминализация юношеской среды, увеличение количества тоталитарных, экстремистских молодежных организация и другие печальные знаки нашего времени, как правило, являются следствием неустойчивости социального самосознания молодого поколения.

В сложившихся обстоятельствах возникает острая необходимость в изучении проблемы формирования идентичности, связанной с поиском и построением личностью своего Я в многообразном мире. Необходимо отметить широкое разнообразие подходов к исследованию идентичности.

Как проблема самоопределения в социальном мире относительно «своих» и «чужих» групп, осознания своего сходства с другими людьми и уникальности рассматривалась отечественными психологами (С.Л. Рубинштейн, В.Ф.Сафин и Г.П.Ников, М. Р. Гинзбург, Л.И. Божович, Б. Братусь, Н А Антонова, И С Кон, В А. Ядов и др) и зарубежными в рамках исследования личностной и социальной идентичности (Дж. Мид, Э. Эриксон, А. Ватермана, Дж Марсиа, X. Тэджфел, Дж. Тернером., Яромовиц, Г. Бриквелл, Р. Дженкинс,Ж. Дешамп, Т. Девос, и др.)

Благодаря развитию подхода, разработанного Э Эриксоном, личностная идентичность стала рассматриваться как результат активного процесса достижения конгруэнтности различных Я-образов и сегментов социально-ролевого поведения, сопровождающийся ощущением тождественности и целостности (Э. Эриксон, Л. И. Божович, Ю.Н. Емельянов, П. Маркус, Т.Хиггинс, К. Роджерс, П. Гринэкр, О. Кернберг, М. Малер, И. Гоффман, Р. Фогельсон, Дж. Быодженталь, К. Рудестам и др.) Как результат согласованности образов «Я прошлого», «Я настоящего» и «Я будущего» исследовался временной аспект личностной идентичности, (Г. Олпорт, С. Л. Рубинштейн, В. В. Нуркова, А. Ватерман В.Ф. Серенкова ,Т.В. Снегирева, Е.И. Головаха, А.А. Кроник, М. Р. Гинзбург, К. А. Абульханова-Славская, В.И. Ковалев, Е. Ю. Коржова и др.) социально-психологические исследования согласованности различий в групповой принадлежности личности в прошлом, настоящем и будущем представлен в работах В. В. Нурковой, П. Нириус, П. Маркуса и др.

Важнейший социально-психологический аспект личностной идентичности - уверенность в том, что она поддерживается окружающими - рассматривается в рамках проблемы отношений со значимыми другими зарубежными и отечественными психологами (М Бубер, У Джеймс, Э Дюргейм, Ч Кули, Д Марсиа, С Мадди, С Московичи, X Ремшмидт, X Тэджфел, Дж Тэрнер, М М Бахтин, В Н Мясищев, Б Г Ананьев, А В Петровский, А А Бодалев, И С Кон, А А Кроник и др)

Становление идентичности в юности, имеет уникальное значение с точки зрения социальной психологии, поскольку это период вхождения личности в широкий социальный мир, отличающийся появлением большого количества новых социальных ролей. В юношеском возрасте социально-психологический характер приобретает не только социальная идентичность: активное соотнесение Я с социальными группами, но и достижение личностной идентичности: необходимость поддержания целостности, тождественности личности, вызванная расширяющимся многообразием социального пространства. Происходит интеграция социальной и личностной идентичности, как двух сторон целостного социально-психологического феномена.

Одна из основных проблем современного исследования идентичности - разнонаправленность изучения социального и личностного аспекта. Целостные исследования социальной и личностной идентичности немногочисленны (S.Hitlin, Ж. Дешамп, Т. Девос, Е. Т. Соколова, и др.).

Следовательно, возникает актуальная необходимость в изучении социально-психологических показателей достижения личностной идентичности и интегративном исследовании социальной и личностной идентичности в юности.

Существуют различные точки зрения на то, в каком возрастном периоде происходит становление идентичности. Большое количество исследований посвящено проблеме формирования идентичности в подростковом возрасте и в период ранней юности (И. Кон, Дубровина, А.Алексеев, Е.Весна и др). Э. Эриксон условно ограничил период становления идентичности возрастом от 11 до 20 лет. Однако, некоторые исследователи (Т.М Буякас, Дж. Марсиа, А.Ватерман) доказывают, что состояние "кризиса идентичности" - остается острой проблемой студенческого возраста. Переломным моментом является переход от ранней юности к поздней, связанный с окончанием школы, совершеннолетием, и, соответственно, с появлением новых возможностей участвовать в политической жизни страны, создавать собственную семью, с выбором профессии, с расширением и усложнением круга общения. Актуальной задачей, таким образом, является изучение социально-психологического становления социальной и личностной идентичности именно при переходе от ранней юности (15-17 лет) к поздней (18-23 года).

Цель нашего исследования: изучение содержания социальной идентичности и социально-психологических аспектов достижения личностной идентичности в юности.

Предмет исследования: социальная и личностная идентичность в юношеском возрасте.

Объект исследования: юноши 15-17 лет (30 человек), девушки 15-17 лет (42 человека); юноши 19-23 лет (32 человека), девушки 19-23 лет (39 человек) Всего в исследовании принимало участие 143 человека.

Гипотезы:

1. Изменения содержания социальной и личностной идентичности при переходе от ранней юности к поздней отражают увеличение разнообразия социального пространства, с которым соотносит себя личность.

2. Интеграция социальной идентичности и социально-психологических аспектов личностной идентичности в юношеском возрасте наиболее выражена в период поздней юности.

3. Специфика содержания социальной идентичности и особенностей достижения личностной идентичности у юношей проявляется в освоении более многообразного социального пространства, а у девушек в большей социальной и социально-временной самотождественности.

Поставленные цели и гипотезы исследования позволили сформулировать следующие задачи:

1. Провести теоретический анализ представлений о социальной и личностной идентичности, характере их взаимосвязи в различных направлениях отечественной и зарубежной психологии.

2. Разработать методический комплекс, направленный на исследование основных социально-психологических аспектов социальной и личностной идентичности.

3. Изучить содержание социальной идентичности у юношей и девушек в ранней и поздней юности.

4. Выявить социально-психологические особенности личностной идентичности юношей и девушек до и после окончания школы в различных социальных ситуациях и временных модусах.

5. Определить основные взаимосвязи содержания социальной идентичности и социально-психологических аспектов достижения личностной идентичности в ранней и поздней юности.

6. Изучить взаимосвязь содержательных компонентов социальной и личностной идентичности с личностными свойствами.

Достоверность и обоснованность выводов результатов исследования обеспечивается теоретическим анализом предмета исследования, использованием методического комплекса, разработанного в соответствии с задачами исследования, включающего валидный психодиагностический инструментарий, применением методов математической статистики при обработке данных с использованием компьютерной программы Statistica

Научная новизна состоит

- в создании эмпирической классификации видов социального самоопределения, уточняющей содержание социальной идентичности в юности.

- в проведении комплексного изучения выделенных на основе теоретического анализа социально-психологических показателей достижения личностной идентичности.

- в исследовании взаимосвязи выделенных видов социального самоопределения и социально-психологических показателей достижения личностной идентичности в юности.

Теоретическая значимость

Разработано комплексное определение понятий социальной и личностной идентичности, которые рассматриваются как две стороны целостного социально-психологического феномена, обеспечивающего интеграцию личности в социум и включающего такие компоненты как: социальное самоопределение, социальная и социально-временная самотождественность, уверенность в социальной поддержке.

- выявлены социально-психологические механизмы становления социальной и личностной идентичности при переходе от ранней к поздней юности: расширение спектра социальных представлений, усложнение и дифференциация различных аспектов социальной идентичности, расширение временной перспективы личности

- раскрыта качественная характеристика взаимосвязи социальной и личностной идентичности в юношеском возрасте

- выявлены особенности содержания социальной и личностной идентичности у юношей и девушек

Практическая значимость исследования:

- составлен методический пакет для исследования и диагностики содержания социальной и личностной идентичности, включающий авторские методики, который может быть использован в экспериментальной, диагностической, консультационной работе детских, семейных психологов, сотрудников психологической службы вузов.

- Полученные результаты исследования могут быть использованы при подготовке программ и чтения лекций по общей, социальной и возрастной психологии; при разработке конкретных рекомендаций практическим психологам, учителям, родителям по психологически грамотному построению отношений с юношами и девушками; при подготовке программы социально-психологического тренинга личностного роста в аспекте проблемы становления идентичности в юности. Основные положения выносимые на защиту:

1. Социальная идентичность как итог социального самоопределения и личностная идентичность, включающая социальную и социально-временную самотождественность, поддерживаемую другими людьми, представляют собой в юности два аспекта целостного социально-психологического феномена.

2. Изменения социальной и личностной идентичности в юности проявляются в усложнении структуры социального самоопределения, возрастании социальной направленности представлений о личностной идентичности, увеличении гибкости и разнообразия социальной и социально-временной самотождественности, гармонизации оценки социальной поддержки и самооценки личностной идентичности, что отражает возрастающую интегрированность личности в социум.

3. Социальная идентичность в юности представлена следующими видами социального самоопределения: «традиционно-семейное», «многоуровневое социального самоопределения», «самоопределение в рамках юношеской субкультуры», «мораторий на социальное самоопределение».

4. Взаимосвязь социальной и личностной идентичности при переходе от ранней юности к поздней приобретает сложный интегрированный характер, раскрывающийся в отношениях согласованности, противопоставления и амбивалентности между их различными компонентами.

5. Социальная идентичность юношей характеризуется большей широтой и разнообразием, в поздней юности для них характерны резкие изменения, содержащие элементы кризиса идентичности; девушкам более свойственно достижение социальной и социально-временной самотождественности.

Апробация работы Результаты и основные положения проведенного исследования обсуждались на заседаниях кафедры методов психологического познания, на аспирантских семинарах психолого-педагогического факультета РГПУ им. А. И. Герцена, были представлены на научно-практических конференциях: «Философия детства. Ребенок в современном мире» (Санкт-Петербург, 1996), «XLV Герценовские чтения» (Санк-Петербург, 1998,) «XLVIII Герценовские чтения» (Санкт-Петербург, 2001), «Ананьевские чтения-2002. Психология и политика» (Санкт-Петербург, 2002), «III Покровские педагогические чтения» (Санкт-Петербург, 2002), и отражены в пяти публикациях, указанных в автореферате.

Объем и структура диссертации. Диссертационная работа состоит из введения, обзора литературы, описания программы эмпирического исследования, материалов и методов исследования, трех разделов описания статистического анализа эмпирических результатов исследования, выводов, заключения, списка литературы, который включает 118 отечественных и 49 зарубежных источников, и семи приложений. Работа изложена на 181 странице, иллюстрирована 17 рисунками и 29 таблицами.

Психологические концепции социальной идентичности и ее соотношения с личностной идентичностью

Традиционно, начиная от Э Эриксона, самоопределение индивидов в социально-групповом пространстве относительно многообразных общностей как «своих» и «не своих» рассматривается как процесс, формирующий групповую или социальную идентичность (С. Степанов, 2000; М. Р. Гинзбург, Ядов, 1993; Соколова, Бурлакова, Лэонтиу, 2001).

Рассмотрим историю развития понятия «социальная идентичность» и его соотношение с другими социально-психологическими понятиями. Исследование социальной идентичности, развивается в русле символического интеракционизма, теории социальных репрезентаций, когнитивной психологии. Одной из основных проблем вышеназванных социально-психологических концепций было и остается определение соотношения между личностными и социальными аспектами идентичности.

Данная линия исследований опирается на концепцию Я Дж. Мида (Mead, 1946). Идентичность, или Я, в концепции Дж. Мида - это способность человека воспринимать свое поведение и жизнь в целом как связанное, единое целое, объединяющее два аспекта Я: «I» и «Me» («Я для себя» и «социальное Я»). Э. Эриксон, аналогично, выделяет групповую и индивидуальную идентичность (Эриксон, 1996; 2000)

Для концепций социальной идентичности X. Тэджфела (Tajfel, 1982) и самокатегоризации Дж. Тернера (Turner, 1985; Turner, 1987; Tajfel, Terner,1986) характерна опора на четкую когнитивную схему: Я-концепция является регулятором социального поведения. При этом в Я-концепцию входят две подсистемы: личностная (или персональная) и социальная идентичность. Первая из них включает в себя самоопределение человека в терминах физических, интеллектуальных и нравственных черт, а вторая - в терминах субъективной принадлежности к различным социальным категориям: полу, этносу, профессиональной группе. При этом, социальная идентичность, по Тэджфелу, - это та часть «Я-концепции» индивида, которая возникает из осознания своего членства в социальной группе (или группах) вместе с ценностным и эмоциональным значением, придаваемым этому членству (Андреева, 2000, с. 183).

Тэджфел четко разводит понятия «идентификация», как процесс и «идентичность» - как продукт этого процесса. Согласно его теории, человек последовательно совершает три шага на пути познания собственной идентичности:

1. социальная категоризация - упорядочивание социального окружения в терминах группировки личностей способом, который имеет смысл для индивида;

2. социальная идентификация - процесс, посредством которого индивид помещает себя в ту или иную категорию;

3. социальная идентичность - получение итога: полного социального отождествления индивида

Данная теория определяет, что человек будет прибегать к межгрупповым формам поведения (актуализируя социальную идентичность) или межличностным (актуализируя личностную самооценку), в зависимости от того, какая из двух идентичностей

способствует его высокой самооценке. Согласно X. Тэджфелу социальная и личностная идентичности являются равнозначными структурами. Для Дж. Тернера подструктуры Я-концепции представляются более дифференциированными, при этом, между ними, по мнению исследователя существует четкая иерархия. Процесс самокатегоризации происходит на трех уровнях:

- высшем, состоящем в категоризации себя как человеческого существа;

- среднем, состоящем в самокатегоризации как члена именно этой социальной группы (т.е. на уровне социальной идентичности);

- низшем, состоящем в личностной самокатегоризации ( т.е. на уровне личностной или персональной идентичности). (Turner, 1985; Белинская, Тихомандрицкая, 2001)

С точки зрения Дж. Тернера, с помощью социальной идентичности человек познает себя в мире. Для Дж. Тернера сама социальная группа - это «совокупность индивидов, которые воспринимают себя как членов одной и той же социальной категории, разделяют эмоциональные последствия этого самоопределения и достигают некоторой степени согласованности в оценке группы и их членства в ней» (Андреева, 2000, с. 184).

Как отмечает В.Н. Павленко (Павленко, 2000, с. 135), противопоставление социальной и личностной идентичностей до недавнего времени было общим моментом для большинства психологических исследований. Социальную идентичность связывают с ингрупповым подобием и межгрупповой дифференциацией, личностную идентичность -с отличием от всех других людей, в том числе от членов своей группы. Отсюда, обычно возникает идея о неизбежности конфликта между двумя видами идентичности, поскольку предполагается невозможность одновременно чувствовать себя и подобным членам ингруппы (социальная идентификация), и отличным от них (в русле личностной идентичности). Подобная несовместимость с теоретической точки зрения должна приводить к тому, что только одна из двух идентичностей в каждый данный момент может быть актуализирована.

В качестве примера нетрадиционного подхода к разрешению вопроса о соотношении личностной и социальной идентичности в рамках современной когнитивной психологии может быть рассмотрена работа одной из представительниц данного направления - М. Яромовиц (Jaromowic,1998). Данный подход не отличается жестким противопоставлением личностной и социальной идентичности, но в то же время различные аспекты идентичности, по мнению автора, не имеют психологических точек пересечения. Под личностной идентичностью исследовательница понимает субсистему знаний о себе, которые формируются из сравнения себя с членами ингруппы («Я-Мы»), и состоят из набора черт, специфичных для Я. Социальная идентичность также рассматривается автором через набор характерных черт, которые выявляются в ходе сравнения представителей ингруппы и аутгруппы («Мы - Они»). В результате проведенных исследований М. Яромовиц делает выводы о социально-психологической важности для личности формирования обоих субсистем знаний о себе. А также отмечает, что высокий уровень сформированное одновременно личностной и социальной идентичности - это необходимая предпосылка выхода за рамки эгоцентризма для развития способности переключения внимания личности с одной социальной перспективы на другую.

Уверенность в поддержке личностной идентичности окружающими

В настоящее время представители всех психологических направлений признают в качестве важнейшего компонента идентичности -уверенность личности в принятии, поддержке, разделении ее идентичности значимыми другими.

Проблема значимого другого, то есть личности, отраженная субъектность которой оказывает влияние на других людей имеет сложную историю развития в психологической науке.

В зарубежной психологии история изучения проблемы отношений со значимыми другими может быть представлена в виде своеобразной последовательности (ступеней) психологического изучения роли других людей в превращении индивида в личность: «социальное Я» У. Джемса, «зеркальное Я» у Ч. Кули, «обобщенный другой» у Мида - «референтная группа» Хаймана.

Понятие «значимый другой» ввел в научный обиход Г. Салливен (Крайг, 2002). Автор убедительно показал, что помощь или ее отсутствие, одобрение или неодобрение со стороны родителей и других значимых являются основным источником самоотношения. Салливен полагает, что именно психологическая интимность, подтверждение и одобрение со стороны близкого человека открывает личности ее истинную сущность и позволяет обрести устойчивое Я. Существуют экспериментальные подтверждения этой концепции. Подростки, имеющие близких друзей, обнаруживают более высокий уровень альтруизма и эмпатии (Крайг, 2002).

Оформление научного понятия идентичности ознаменовало собой поворот психоанализа к межличностной теории Я. Одними из первых представителей данного направления были X. Хартманн (Hartmann, 1964), Э. Джекобсон (Jacobson, 1964), изучавшие структуру Я, как социально личностное объединение, включающее Эго - как подструктуру, имеющую функции социального взаимодействия и «селф, самость» - совокупность психических репрезентов собственной личности. Таким образом, хотя, ранние исследования идентичности в рамках психоанализа касаются социально-психологического характера Я, социальная и внутриличностная подструктуры в них первоначально разделяются. Более поздние представители психоанализа: П. Гринэкр, О. Кернберг, М. Малер подчеркивают, что идентичность имеет социально-психологический характер происхождения, формируется и развивается в межличностных отношениях (первоначально в отношениях с матерью, в дальнейшем в социальных отношениях в период психологических кризисов) (Greenacre, 1971; Кернберг, 2000; Mahler, Pine, Bergman, 1975)

В основе отечественных традиций в исследованиях «значимых других» лежат взгляды А.Ф. Лазурского и В.Н. Мясищева. Они заложили основы отечественной концепции личности, в которой отношениям человека отведено центральное место.

Б.Г. Ананьев исходил из положения, согласно которому человек становится субъектом отношений по мере того, как он развивается во множестве жизненных ситуаций в качестве объекта отношений со стороны других людей - взрослых и сверстников, коллектива и руководителей, людей, находящихся в различных социальных позициях и играющих разные роли в истории его развития (Ананьев, 1980). Б.Г.Ананьев, считал, что из отношений к другим у человека формируются так называемые рефлексивные черты характера - Я, как целая система сознательных отношений к самому себе. При этом, говоря о других людях, Б.Г. Ананьев еще не выделет значимых других в особую категорию. К.А. Абульханова-Славская выделяет межличностные, субъект - субъектные отношения, раскрывающиеся в отношении к другому (Абульханова-Славская, 1981).

А.В. Петровским разработана трехфакторная концептуальная модель «значимого другого». В качестве первого (информативного) фактора высокой референтное автор выделяет авторитет; который обнаруживается в признании окружающими за «значимым другим» права принимать ответственные решения в существенных для них обстоятельствах (Петровский, 1991). Эмоциональный статус значимого другого обусловлен его способностью вызывать симпатию или антипатию, быть социометрически избираемым или отвергаемым. Феномены, относящиеся к эмоциональной привлекательности, в отличие от первого фактора, в меньшей степени опосредованы содержанием совместной деятельности. Третий фактор репрезентации личности институциализированная роль, заключается в авторитете власти, поскольку роль определяется местом, занимаемым человеком в системе объективных социальных отношений, обусловленных официальными требованиями и ожиданиями организации и лиц, в них входящих.

В настоящее время в психологию все активнее начинает проникать методология гуманитарного знания, которая содержится в ряде философских и филологических текстов (М.М. Бахтин, М. Бубер, С.Л. Франк, С.Л. Рубинштейн и другие). Основное положение этого подхода заключается в том, что другие люди — не внешняя среда, предметно воспринимаемая человеком, не обстоятельство его жизни, но его внутреннее достояние, главное содержание его личности. Самосознание человека возможно только через его отношения с другими.

В советской психологии наиболее ярко эту мысль выразил С.Л. Рубинштейн в своей последней работе «Человек и мир»: «Я» не может быть раскрыто как объект непосредственного осознания, через отношение к самому себе, обособленно от других людей. Исходным условием моего существования является существование личностей, субъектов, обладающих сознанием, — существование психики, сознания других людей» (Рубинштейн, 1973, с. 338)

Другой не может быть внешним объектом, на который наталкивается и воспринимает извне мое сознание. Встреча с другим возможна лишь в силу того, что «ты» идеально имеет отношение к «я» еще до этой встречи. О несамодостаточности, невозможности существования одного изолированного сознания много и убедительно писал М.М. Бахтин: «Быть — значит быть для другого и через него. У человека нет внутренней суверенной территории, он весь всегда на границе, смотря внутрь себя он смотрит в глаза другому или глазами другого» (Бахтин, 1979, с. 312). «Реальный другой может войти в мир человека лишь как тот другой, с которым он уже ведет свою внутреннюю полемику. Всякий реальный чужой голос неизбежно сливается с уже звучащим в ушах героя своим — чужим голосом» (Бодалев, 1982, с.453).

В созвучии с этим находятся мысли М. Бубера: «Переживаемые отношения — это реализация внутреннего Ты в Ты встреченном; через Ты человек становится Я». «Все новейшие попытки истолковать сознание как взаимосвязь Я с самим собой или как событие, вмещающееся в самодостаточной внутренней жизни человека, — тщетны: все они относятся к безнадежной истории уничтожения реальности» (Бубер М, 1993, с.52).

Все приведенные выше высказывания совпадают в утверждении другого как необходимого, онтологического основания сознания и самосознания человека, в том, что этот другой уже есть (живет) в этом сознании до реальной (внешней) встречи с ним (Смирнова, 1994).

Описание методов и методик исследования

Для исследования содержания социальной идентичности, оценки социальной поддержки и самооценки личностной идентичности нами была разработана анкета.

При исследовании социальной идентичности мы опирались на теоретические и эмпирические модели, разработанные Дж. Марсиа, А. Ватерманом (Marcia, 1980; Waterman, 1982). В соответствии с ними под социальной идентичностью можно понимать результат социального самоопределения, т.е. социальной идентификации личности с группами, на основе которой происходит выбор и принятие определенных социокультурных ценностей, целей относительно основных социальных сфер жизни.

В качестве основных методов исследования содержания и сформированное социального самоопределения Дж. Марсиа (Marcia, 1980) считает возможным использовать опросные методы. В нашем исследовании с помощью специально разработанной анкеты (1 часть) мы изучали социальные идентификации личности (1, 2 вопросы), идеалы (3 вопрос), ценности (4 вопрос) и цели (5 вопрос). 1 часть анкета включала следующие вопросы:

1. На кого Вы внешне похожи?

2. На кого Вы похожи внутренне?

3. Назовите одного или нескольких человек, которых Вы считаете своим идеалом.

4. Назовите 3 вещи или понятия, которые Вы считаете самыми ценными в жизни.

5. Ставите ли Вы для себя какие-либо цели на будущее?

Если, да, то напишите их в порядке важности для Вас (начиная с самой важной, заканчивая наименее значимыми).

Для анализа результатов проводился контент-анализ ответов на 1-5 вопросы. Далее все выделенные категории контент-анализа ответов на вопросы анкеты были объединены для кластерного анализа. С помощью кластерного анализа мы получили группы ответов, каждая из которых представляет определенный вид социального самоопределения, отражающий характер социальных идентификаций и сформированность ценностей, целей относительно различных социальных сфер жизни. Оценку социальной поддержки и самооценку личностной идентичности мы исследовали с помощью вопросов, включенных во 2 часть авторской анкеты:

6. Оцените в % насколько Вас видят таким, какой Вы есть на самом деле: взрослые родители % преподаватели сверстники друзья малознакомые люди 7. Выберите один из вариантов ответов: Как часто Вы чувствуете, что Вам удается «быть самим собой»: - всегда 3 - часто 2 - иногда 1 - никогда О Уверенность испытуемых в том, что их личностная идентичность поддерживается, разделяется, принимается другими людьми исследовалась с помощью вопроса анкеты: «Оцените в % насколько Вас видят таким, какой Вы есть на самом деле: взрослые родители преподаватели сверстники Друзья малознакомые люди» Ответы испытуемых переводились в баллы: 1 % соответствовал 1 баллу. Самооценка личностной идентичности исследовалась с помощью вопроса анкеты: «Как часто Вы чувствуете, что Вам удается «быть самим собой»?». Ответы на вопрос анкеты: переводились по следующей схеме:

Социальная и личностная идентичность в ранней юности

По результатам корреляционного анализа можно сделать выводы о том, что все аспекты социальной и личностной идентичности (рис 16.) старшеклассников напрямую или опосредовано связаны между собой. В центре корреляционной плеяды стоит показатель уверенности в принятии личностной идентичности друзьями.

Результаты корреляционного анализа показали, что в ранней юности социально-психологические компоненты личностной идентичности объединяются в целостную структуру, ключевые места в которой занимают показатели социальной поддержки личностной идентичности. В целом, положительно взаимосвязаны между собой уверенность в поддержке личностной идентичности другими людьми и показатели тождественности личности в социальном пространстве и времени. Выделенные виды социальной идентичности имеют небольшое количество связей с личностной идентичностью, включены в структуру, большей частью, опосредованно. Сформированное социальное самоопределение: «традиционно-семейное» и «многоуровневое социальное» самоопределение положительно взаимосвязаны с тождественностью личности в социальном и социалыю-временнном пространстве, а несформированное: «мораторий» и «самоопределение в рамках юношеской субкультуры» - отрицательно. Проследим основные взаимосвязи различных компонентов социальной и личностной идентичности:

1. Социальное самоопределение. Оценка принятия личностной идентичности малознакомыми людьми позитивно связана с «Многоуровневым социальным самоопределением» (0,23) и отрицательно с «Эгоцентрической направленностью представлений о личностной идентичности» (-0,25). Следовательно, чем более характерно для старшеклассника самоопределение через идентификацию с разнообразными социальными группами и, менее характерно отождествление личностной идентичности и обособления от социума, тем выше у него базовая уверенность в том, что его личностная идентичность может быть принята даже малознакомым человеком.

2. Социальная самотождественность.

Группоцентрическая направленность представлений о личностной идентичности положительно связана с самотождественностью в общении индексом саморегуляции поведения (КТ Чудновского)(0,34). Таким образом, чем более юноши и девушки осознают, что могут быть «самими собой» в кругу близких людей, тем более они аутентичны в ситуациях общения. Также индекс саморегуляции поведения положительно коррелирует с «Позитивной возрастной самотождественностью» (0,33), составляя интегральный блок социальной и временной самотождественности. Коммуникативно-эмоциональная самотождественность (самотождественность дома и в школе) положительно взаимосвязана с уверенностью в принятии личностной идентичности родителями. Следовательно, чем более испытуемый уверен в принятии его личностной идентичности родителями, тем более коммуникативные и эмоциональные аспекты его «Социального Я» признаются им, как проявление «Я-настоящего», и тем выше, в целом, осознает он свою самотождественность в семье и в школе .

3. Социально-временная самотождественность. Положительная связь оценки понимания друзьями с «позитивной возрастной самотождественностью» (0,25) и отрицательная с «Временной тождественностью собственности» (-0,31) позволяет сделать вывод о том, что чем выше уверенность старшеклассников в принятии их личностной идентичности друзьями, тем более позитивный социальный и эмоциональный характер имеет для них ожидаемое будущее. «Коммуникативно-учебная тождественность «прошлого-настоящего» позитивно связана с соответствующей уверенностью испытуемых в принятии их личностной идентичности родителями (0,37) и учителями (0,31).

В результате факторного анализа нами были выявлены содержательные компоненты социальной и личностной идентичности старшеклассников (таб. 28).

В первый фактор, условно названный нами «Идентичность в мире взрослых - идентичность в кругу сверстников» вошли с положительным значением показатели уверенности в поддержке личностной идентичности взрослыми (родителями и учителями), временная учебно-коммуникативная самотождественность, а с отрицательным - самоопределение в рамках юношеской субкультуры. Таким образом, внутри данного фактора противостоят, на положительном полюсе, психологическая близость идентичности к «миру взрослых», на отрицательном, - к юношеской субкультуре, имеющей протестные элементы.

Второй фактор - «Интеграция с окружающими - обособление» также является биполярным. Базовая уверенность старшеклассника в том, что его Я понятно, близко широкому кругу людей противостоит осмыслению личностной идентичности через обособление от других, подчеркивание собственной самобытности.

Третий фактор, получивший название «Самотождественность в общении», объединил показатели социальной, временной самотождествешюсти и социального осмысления Я через идентификацию с близкими людьми. Таким образом, данный фактор является интегративным, демонстрирующим целостность, согласованность личности и социума, внутреннего и внешнего Я, а также различных социально-временных модусов Я.

Четвертый фактор был назван нами «Сформированность социального самоопределения». Данный фактор является биполярным и включает в себя с различными знаками два противоположных по уровню сформированости типа социального самоопределения: «традиционно-семейное» и «мораторий».

Пятый фактор получил название: «Социальное разнообразие идентичности». С положительным весом в него вошло «многоуровневое социальное самоопределение», демонстрирующее глубокое, разностороннее осмысление личностью собственного места в социальном мире. С отрицательным значением данный фактор включил показатель построения самотождественности в социальном мире на основе формальных, объективных аспектов Я.

Шестой фактор - «Отвержение-принятие социумом» также биполярен. Чем ниже значения по данному фактору, тем более позитивный взгляд у старшеклассника на социальный мир в следующих ракурсах: уверенность в поддержке личностной идентичности друзьями и ожидание перемен в будущем относительно появления собственности, атрибутов высокого социального статуса.