Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Социально-динамическая концепция внутригрупповых отношений Кидинов Алексей Васильевич

Социально-динамическая концепция внутригрупповых отношений
<
Социально-динамическая концепция внутригрупповых отношений Социально-динамическая концепция внутригрупповых отношений Социально-динамическая концепция внутригрупповых отношений Социально-динамическая концепция внутригрупповых отношений Социально-динамическая концепция внутригрупповых отношений Социально-динамическая концепция внутригрупповых отношений Социально-динамическая концепция внутригрупповых отношений Социально-динамическая концепция внутригрупповых отношений Социально-динамическая концепция внутригрупповых отношений Социально-динамическая концепция внутригрупповых отношений Социально-динамическая концепция внутригрупповых отношений Социально-динамическая концепция внутригрупповых отношений Социально-динамическая концепция внутригрупповых отношений Социально-динамическая концепция внутригрупповых отношений Социально-динамическая концепция внутригрупповых отношений
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Кидинов Алексей Васильевич. Социально-динамическая концепция внутригрупповых отношений: диссертация ... кандидата психологических наук: 19.00.05 / Кидинов Алексей Васильевич;[Место защиты: Тамбовский государственный университет им. Г.Р.Державина].- Москва, 2015.- 337 с.

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Теоретические основы изучения внутригрупповых отношений: социально-динамический подход

1.1 Социально-динамическая теория в современной науке. Положение концепции внутригрупповых отношений в социальной психологии

1.2 Система понятий и единица измерения внутригрупповых отношений

1.3 Социально-динамические явления и феномены внутригрупповых отношений

1.3.1 Лидерство во внутригрупповых отношениях 69

1.3.2 Конфликт во внутригрупповых отношениях 87

1.3.3 Барьеры в системе внутригрупповых отношений 102

1.3.4 Конформность во внутригрупповых отношениях 113

Глава II. Методология и методика исследования внутригрупповых отношений в социально-динамической концепции

2.1 Социально-динамические принципы изучения внутригрупповых отношений

2.1.1 Универсальность и диверсификация во внутригрупповых отношениях

2.1.2 Системный характер внутригрупповых отношений 153

2.1.3 Социально-динамическое моделирование внутригрупповых отношений

2.1.4 Сопряжение амбивалентности внутригрупповых отношений

2.2 Социально-динамическая модель внутригрупповых отношений

2.3 Замысел и методика исследования социальной динамики внутригрупповых отношений CLASS Глава III. Закономерности внутригрупповых отношений в социально-динамической концепции CLASS

3.1 Социально-динамическая закономерность генезиса внутригрупповых отношений

3.2 Закономерность взаимообусловленности амбивалентных факторов внутригрупповых отношений

3.2.1 Разнообразие форм социального динамизма в отношениях лидера и группы как амбивалентный фактор внутригрупповых отношений

3.2.2 Конфликтность в группе как амбивалентный фактор внутригрупповых отношений

3.2.3 Внутригрупповые барьеры как амбивалентный фактор внутригрупповых отношений

3.2.4 Конформизм и противостояние как амбивалентный фактор внутригрупповых отношений

Глава IV. Социально-динамические механизмы и оптимизация внутригрупповых отношений в организации

4.1 Аддитивный механизм внутригрупповых отношений 233

4.2 Субординативный механизм внутригрупповых отношений

4.3 Обоснование социально-динамической технологии оптимизации внутригрупповых отношений в организации

Заключение 290

Библиографический список использованной 298

литературы

Система понятий и единица измерения внутригрупповых отношений

В многообразии современного гуманитарного знания выделяются работы, выполненные в экономической области и посвященные случайности, риску принятия решений, непредсказуемости. Из-за иллюзии предсказуемости [148] случайности не используются. А ведь жизнь куда более запутанна, чем ее отражение. Линейный детерминизм, в котором события прошлого, принятые решения, полученные результаты трактуются излишне определенно, сегодня не достигает цели. В то же время почти любой ситуации присуще (а) непредвиденные (непланируемые) следствия, (б) принципиальная неопределенность, множественность. Карл Поппер в изучении непредвиденных последствий видит основную задачу социальных наук [260]. Тема нестабильности, неопределенности будущего на самом высоком научном уровне исследуется Ильей Пригожиным [261]. Продолжают данное направление в науке работы Н.Н.Талеба [314]. Подобно нобелевским лауреатам Д. Канеману и А.Тверски [149], изучавшим индивидуальные решения, принимаемыми покупателями, пациентами, избирателями и государственными деятелями, Н.Талеб анализирует непредсказуемые и нерегулярные события огромного масштаба, глобальные кризисы, влекущие за собой тяжелые последствия в экономике. Автор метафористично называет их «Черные лебеди» (с большой буквы). На основе выработанной методологии, основанной, в том числе, на знании психологии групп (коллективов), Н.Талеб успешно решает вполне реальные задачи в биржевой торговле. Считаем уместным использовать его понятия «хрупкость - неуязвимость - антихрупкость1» для выявления динамики внутригрупповых отношений, определения типологии групп по критерию: «Хрупкое хочет спокойствия, антихрупкое развивается в условиях беспорядка, а неуязвимому попросту все равно». Антихрупкое, пройдя сквозь испытания, становится лучше прежнего. Этим свойством обладает все то, что

Слово «антихрупкость» отсутствует во всех известных языках больших народов -современных, древних, разговорных, в сленге. изменяется со временем. Уникальность антихрупкости состоит в том, что она позволяет нам работать с неизвестностью, делать что-то в условиях, когда мы не понимаем, что именно делаем, - и добиваться успеха. Если антихрупкость -это свойство всех естественных (и сложных) систем, которые сумели выжить, значит, лишая эти системы воздействия переменчивости, случайности и стресса, мы им, по сути, вредим.

На стыке гуманитарного и естественнонаучного знания находятся синергетика и семиодинамика [43]. Существенно их сходство: обе исследуют механизмы синтеза целостных образований [45]. Семиодинамика охватывает широкий круг сходных явлений и выработала некоторые методологические принципы, которые востребованы в синергетике и будут использованы нами: 1) принцип необходимости преодоления бинаризма; 2) принцип неопределённости-дополнительности-совместности; 3) принцип освоения фундаментального понятия целостности. Следуя семантической формуле системной триады, Р.Г. Баранцев предложил вариант тринитарной дефиниции синергетики: Нелинейность-когерентность-открытость [44].

Нелинейность проявляется в таких феноменах самоорганизации, как неоднозначность, неустойчивость, необратимость. Появление неожиданных качеств становится не исключительным, а закономерным. Бифуркационный кризис, пороговый эффект, странные аттракторы входят в жизнь как паттерны нелинейной динамики. Более того, освобождение от детерминизма ведёт к отказу от описания эволюционного процесса в терминах отдельных траекторий [262].

Когерентность - согласованное протекание колебательных процессов (лат. cohaerentia - внутренняя связь, взаимная связанность). В синергетике понятие когерентности становится более общим, означая такую согласованность взаимодействия элементов, которая проявляется в масштабе всей системы. Согласованное взаимодействие, порождающее макроэффекты, является центральным нервом самоорганизации. В аналитическом аспекте когерентность можно рассматривать, привлекая механизм резонанса; в качественном - опираясь на явление кооперативности, когда в системе, при наличии многих реагирующих единиц, реакция первой единицы облегчает ответ второй, реакция второй - ответ третьей и т.д.; в субстанциальном -доминирует синергия как соработничество Божественной и человеческой энергии [291].

Открытость внешнему миру подразумевает обмен веществом, энергией и информацией, который происходит в пространстве, времени и масштабе. «То, что полностью контролируемо, никогда не бывает вполне реальным. То, что реально, никогда не бывает вполне контролируемым» [262]. Подлинная открытость не подвластна жёсткому контролю, и этот неумолимый факт означает фундаментальную сущность открытости. Допущение неконтролируемых источников порождает драматическую альтернативу между слепыми законами и произвольными событиями [262], создаёт дискомфорт неопределённости, неуверенности, ненадёжности. Детерминизм ищет убежище в скрытых параметрах и суператтракторе [72]. Нужна изрядная доза метафизического мужества, чтобы, следуя М.К.Мамардашвили [208], принять онтологический принцип неполноты бытия.

Качественные изменения, приводящие к необратимости изменений структуры систем во времени, являются основной причиной развития систем. Изучение только количественных изменений без их связи с качественными изменениями характерно для статического подхода. Динамический подход к изучению систем - это подход, который опирается на положение о непрерывном изменении качественных свойств любой системы и систем, с которыми она находится во взаимосвязи. При этом сила и направление взаимодействий как между системами, так и между ее отдельными элементами непрерывно меняются, приводя к изменению структуры этой системы и ее количественных показателей развития.

Системный характер внутригрупповых отношений

Системная теория рассматривает лидерство как процесс организации межличностных отношений в группе, а лидера - как субъект управления этим процессом. При таком подходе лидерство интерпретируется как функция группы и изучать его следует с точки зрения целей и задач группы, хотя и структура личности лидеров при этом не должна сбрасываться со счетов. Рекомендуют учитывать и другие переменные, относящиеся к жизни группы, например длительность ее существования.

Большинство отечественных исследований лидерства осуществляется в рамках близких данной модели, хотя к ней добавляется нечто новое, продиктованное общими предпосылками исследования динамических процессов в группе: феномен лидерства в малых группах рассмотрен в контексте совместной групповой деятельности, т.е. во главу угла ставятся не просто «ситуации», но конкретные задачи групповой деятельности, в которых определенные члены группы могут продемонстрировать свою способность организовать группу для решения этих задач. Отличие лидера от других членов группы проявляется при этом не в наличии у него особых черт, а в наличии более высокого уровня влияния.

Развитием и качественным обогащением ситуационной теории, явилась теория, объясняющая феномен лидера через его последователей. По этой теории, именно последователь воспринимает лидера, ситуацию и, в конечном счете, принимает или отвергает лидерство. Достоинством такого подхода является рассмотрение его как особого рода отношений между лидером и его последователями. Лидер и его последователи составляют единую систему. При этом в формировании и функционировании этой системы, особенно велика роль последователей. Именно они достаточно компетентно оценивают личные качества и возможности лидера, организуют кампании в его поддержку, т.е. «делают» лидера. Социально-психологический анализ личности последователей во многом позволяет понять и предсказать поведение лидера, предвидеть принимаемые им решения.

Позитивные стороны всех рассмотренных выше подходов стремится соединить в себе теория факторов лидерства, автором которой является М. Херман. С его точки зрения, процесс становления и особенности конкретного лидера переопределяются следующими факторами: 1) личность и происхождение лидера, а также тот процесс, благодаря которому он стал лидером, - именно они влияют на его убеждения, стиль и характер выбранных им целей; 2) характерные черты групп и индивидов, которыми руководит данный лидер, - лидер всегда зависит от их поддержки, от характера требований и интересов, которые он обязан учитывать; 3) характер взаимоотношений между лидером и теми, кем он руководит, -чтобы сохранить поддержку сторонников, лидер должен идти на компромиссы и соглашения (в рамках демократического стиля правления) либо иметь достаточно силы и авторитета для навязывания своей воли (авторитарный стиль); 4) контекст или условия, в которых осуществляется его руководящая роль, - именно они определяют стиль, программу и используемые лидером средства управления; 5) результаты взаимодействия между лидером и теми, кем он руководит, - т.е., иначе говоря, эффективность и результативность управления, от которых зависит поддержка и сохранение лидером его руководящей роли.

Таким образом, «лидерство» относится к числу широких, комплексных понятий. С одной стороны, оно предполагает генерирование лидером новых идей, активное и действенное влияние на людей, управление ими; с другой стороны, оно основывается на вере в лидера, подчинении ему, на готовности людей следовать за ним, участвовать в выполнении поставленных задач.

Лидерство присутствует везде, где имеются более или менее устойчивые объединения людей и требуется организация совместной деятельности - в семье, в группе, в учреждении. Под ним понимается сложный механизм взаимодействия лидеров и ведомых.

Лидерство во внутригрупповых отношениях представляет собой социально-динамический феномен, поскольку в нем обнаруживаются такие признаки социального динамизма, как инициатива и сопротивление ей, интенция и ее подавление, видение ситуации и противоположная точка зрения, самоутверждение и сдерживающие его стратегии, растущая самооценка и манипулирование с целью ее снижения.

Вслед за A.M. Первитской [244], которая понимает под лидерством вообще постоянную, напряженную деятельность, которая может быть не выражена во внешнем плане, можно также утверждать, что лидерская деятельность может быть актуальной и потенциальной. «Исходя из понимания лидерской деятельности как процесса активного воздействия на деятельность других и (или) на свою собственную, актуальную лидерскую деятельность можно определить как разновидность деятельности, в которой лидерская активность личности направлена на деятельность других членов группы. Потенциальная лидерская деятельность - это разновидность деятельности, в которой лидерская активность личности направлена на собственную деятельность и может быть преобразована в активность относительно других членов группы», - отмечает A.M. Первитская [244, с. 212]. Продолжая свою мысль, автор раскрывает специфику лидерства как роли. «Эту роль лидеру не только «дают», но он берёт её сам, то есть стремится реализовать свои потенциальные возможности. На месте лидера не может быть любой человек, а лишь тот, чья готовность действовать соответствует моменту. Следовательно, психологическая готовность к лидерской деятельности - состояние мобилизации лидерского потенциала, обеспечивающего эффективное выполнение определенных действий. Такой потенциал предполагает наличие соответствующих потребностей и мотивов, а также определенный уровень принятия ответственности за свои действия и поступки» [244, с. 213 ].

Разнообразие форм социального динамизма в отношениях лидера и группы как амбивалентный фактор внутригрупповых отношений

Таким образом, универсальность социальной динамики внутригрупповых отношении заключается в их инвариантности, типологичности, системности, идентификации, воспроизводимости, предсказуемости и наследуемости.

Социальный динамизм развития внутригрупповых отношений обусловлен противоречивым взаимодействием двух тенденций, а именно, универсализации и диверсификации.

Если универсализация это индивидуальность каждого члена социальной группы, то диверсификация напротив представляет собой специфическую культуру данной группы, т.е. образует ее субкультуру. Субкультура - система норм и ценностей, отличающих группу от большинства общества. Субкультура (подкультура) - понятие, характеризующее культуру группы или класса, которая отличается от господствующей культуры или же является враждебной этой культуре (контркультура). Современное общество, базирующееся на разделении труда и социальной стратификации, представляет собой систему многообразных групп и субкультур, находящихся в весьма различном отношении друг к другу (например, молодежная субкультура, различные профессиональные субкультуры и др.). Под субкультурой понимают также: - совокупность некоторых негативно интерпретированных норм и ценностей традиционной культуры, функционирующих в качестве культуры преступного слоя общества (делинквентная подкультура), - особую форму организации людей (чаще всего молодежи) -автономное целостное образование внутри господствующей культуры, определяющее стиль жизни и мышления ее носителей, отличающееся своими обычаями, нормами, комплексами ценностей и даже институтами (М. Брейк, Р. Швендтер), - трансформированную профессиональным мышлением систему ценностей традиционной культуры, получившую своеобразную мировоззренческую окраску. Д. Дауне различает субкультуры, возникающие как позитивная реакция на социальные и культурные потребности общества (профессиональные субкультуры), и субкультуры, являющиеся негативной реакцией на существующую социальную структуру и господствующую в обществе культуру (делинквентные и некоторые молодежные субкультуры).

Современные субкультуры представляют собой специфический способ дифференциации развитых национальных и региональных культур, в которых наряду с основной классической тенденцией существует ряд своеобразных культурных образований, как по форме, так и по содержанию отличающихся от ведущей культурной традиции, но являющихся в то же время прямым генетическим порождением последней.

Субкультура формируется под влиянием таких факторов, как социальный класс, этническое происхождение, религия и место жительства. Социальной базой формирования субкультуры могут быть возрастные группы, социальные слои, крупные неформальные объединения. Различают официальные и неофициальные субкультуры. Субкультуры характеризуются обязательными попытками формирования собственных мировоззрений, оппозиционных (не обязательно враждебных) мировоззрениям других социальных групп или поколений, и своеобразными манерами поведения, стилями одежды и прически, формами проведения досуга и т.д. Использование этого термина не предполагает, что группа культур непременно конфликтует с господствующей в обществе культурой. Субкультура призвана держать социокультурные признаки в определенной изоляции от «иного» культурного слоя. Во многих случаях большинство общества относится к субкультурам с неодобрением или недоверием. Но иногда группа активно стремится выработать нормы или ценности, которые противоречат основным аспектам господствующей культуры. На основе таких норм и ценностей формируется контркультура.

Ценности контркультуры могут быть причиной длительных и неразрешимых конфликтов в обществе. Однако иногда они проникают в саму господствующую культуру - главным образом через СМИ, где эти ценности стали менее вызывающими, поэтому менее привлекательными для контркультуры и, соответственно, менее угрожающими для культуры господствующей

Таким образом, «субкультура» сформировалось в результате осознания неоднородности культурного пространства, ставшей особенно очевидной в урбанизированном обществе. Прежде под «культурою» понималась господствующая этическая, эстетическая, мировоззренческая система, профессиональная, поддерживаемая элитами и исходящая от элит, получавшая сакральное подкрепление. Все, что за ее пределами, - область профанного, бытового, - лишалось статуса «культуры».

Большинство современных определений субкультуры базируется на ее отличии от доминантной культуры. По одному из таких определений можно полагать стремление субкультур к автономизации от доминантной культуры. «Субкультура - автономное целостное образование внутри господствующей культуры, определяющее стиль жизни и мышления её носителей, отличающееся своими обычаями, нормами, комплексами ценностей и даже институтами» [304, с. 198].

Д.Лайт, С.Келлер и К.Калхаун определяют субкультуру через её носителей. В понимании авторов субкультура определяется как «группа людей, чья перспектива и жизненный стиль заметно отличаются от определяемых доминантной культурой и которые идентифицируют себя как отличные от других. Члены субкультуры разделяют общие нормы, ценности и аттитюды». На наш взгляд, данное определение точнее раскрывает сущность понятия субкультурной группы, но одновременно отождествляет культуру с ее субъектом.

Обоснование социально-динамической технологии оптимизации внутригрупповых отношений в организации

Но, несмотря на эти и многие другие преимущества, возможности моделирования как средства исследования психики пока используются очень ограниченно. Это связано с общими трудностями проникновения методов точных наук, к которым исходно и относилось моделирование, в гуманитарные науки. Решение этих проблем представляется возможным только с помощью приближения метода моделирования к особенностям моделируемых в исследовании объектов.

Мы разделяем точку зрения Е.В. Селезневой, которая считает, что модель - это «... гипотеза о разворачивании определенного процесса и о возможных результатах этого процесса; содержание модели зависит от особенностей моделируемого объекта и от той цели, которую ставит перед собой объект моделирования; отражательная природа модели предполагает, с одной стороны, зависимость от деятельности субъекта, формирующей предмет моделирования путем выделения его свойств, а с другой — деятельности, влияющей на субъекта моделирования» [284, с. 40].

Г.П. Щедровицкий выделяет одну из наиболее важных для социально-психологического подхода характеристик модели: «стороны» изучаемого объекта не могут быть соединены механически, между ними как таковыми нет реальных связей, откуда возникает необходимость спроектировать движение в разных слоях замещения на сам объект и таким образом задать основание для их сопоставления [358].

В психологических исследованиях отмечается, что модель — это не идеальное состояние, являющееся целью психологического содействия и «самопомощи» личности. Модель в психологии проектирует соотношение настоя и будущего, которого еще нет в реальной действительности, и, по М. Вартофскому, способ движения к этому будущему, который определяется внешней и внутренней детерминацией. То есть модель, как идеальный объект, включает интеграл наличного состояния личности, деятельности, способа его изменения (развития) и его финишное состояние [282; 283; 297; 316].

Несмотря на то, что любая модель всегда упрощена, функционально не адекватна моделируемому объекту или явлению и отражает лишь их общий образ или вероятный сценарий процесса, т.е. имитирует реальность, многочисленные исследования подтверждают, что метод моделирования позволяет достаточно эффективно исследовать многие процессы, недоступные непосредственному наблюдению или экспериментальному воспроизведению.

В современной научной литературе существуют разные модели внутригрупповых отношений на примере конфликта в группе [114; 200; 357].

Рассмотрим некоторые из них, составляющие теоретическую основу изучения внутригрупповых отношений с позиции социально-динамической теории.

Так, известна в науке математическая модель конфликта В.А. Светлова, рассматривающая данный феномен как системное явление. Исходной теоретической и методологической установкой его исследования в целом является системный анализ, дополненный элементами теории графов, теории вероятностей, динамического анализа и теории игр[282, с. 58-59].

Под единой теорией конфликта автор понимает последовательность моделей конфликта, связанных друг с другом отношением обобщения и допускающих как самостоятельное, так и совместное использование. Эта последовательность моделей содержит некоторый инвариант знаний, названных фундаментальными теоремами, в то же время допускает ветвления и новые обобщения. Сочетание неизменного инварианта с гибкостью и открытостью единой теории конфликта делает ее чрезвычайно мощным средством анализа и решения прикладных проблем. Научное понимание конфликта трактуется им как определенный дисбаланс системы с особыми структурными, вероятностными, динамическими и теоретико-игровыми характеристиками. В работе опровергается ошибочное и распространенное даже в научной литературе представление о конфликте как о взаимной борьбе (антагонизме) и доказывается, что антагонизм — это одна из двух возможных форм разрешения конфликта (другой является синергизм).

В. А. Светловым формулируется специальная теорема, объясняющая, при каких условиях система с любым числом элементов (индивидов) находится в состоянии конфликта. Эта теорема обобщает известные результаты по теории структурного дисбаланса и когнитивного диссонанса Ф. Хайдера и Л. Фестингера, позволяет вычислить все возможные решения любого конфликта. Конструируется вероятностная модель конфликта, обобщающая и развивающая результаты структурной модели, которая формализует лишь противоположные отношения и связи (типа «любить» и «ненавидеть»). Но в реальной жизни существует градация этих отношений. По этой причине автор предлагает модель, позволяющую различать пять базисных отношений — любовь, позитивное отношение, безразличное отношение, негативное отношение, ненависть, исследует условия, при которых различные сочетания этих отношений порождают конфликты.

Для исследования динамических свойств конфликта строится соответствующая модель и формулируется специальная теорема, что с социально-динамической точки зрения возможны три вида конфликтного состояния и столько же видов бесконфликтного состояния.