Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Социально-психологические детерминанты формирования гражданской идентичности у студенческой молодежи Карачаево-Черкесии Накохова Диана Харуновна

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Накохова Диана Харуновна. Социально-психологические детерминанты формирования гражданской идентичности у студенческой молодежи Карачаево-Черкесии: диссертация ... кандидата Психологических наук: 19.00.05 / Накохова Диана Харуновна;[Место защиты: ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет»], 2018

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Гражданская идентичность как научная проблема: возможности формирования у студенческой молодежи 16

1.1. Категориальная представленность гражданской идентичности в современных исследованиях 16

1.2. Социально-психологическая структура гражданской идентичности личности 43

1.3. Детерминанты формирования гражданской идентичности у студенческой молодежи Карачаево-Черкесии 67

Выводы по Главе 1 96

Глава 2. Эмпирическое исследование социально психологических детерминант формирования гражданской идентичности у студенческой молодежи Карачаево-Черкесии 98

2.1. Цели, задачи, гипотезы, процедура, методы исследования 98

2.2. Специфика формирования гражданской идентичности у студенческой молодежи Карачаево-Черкесии 103

2.3. Экспериментальная программа «Гражданская идентичность в контексте этнокультурных ценностей» 124

2.4. Эмпирическое исследование сформированности гражданской идентичности студенческой молодежи Карачаево-Черкесии 137

Выводы по Главе 2 163

Заключение 165

Литература 168

Приложения 185

Введение к работе

Актуальность исследования. Среди проблем, с которыми приходится сталкиваться молодежи, ученые выделяют кризис идентичности, который является отражением состояния современного общества (А.Г. Асмолов, Т.В. Во-должская, Л.М. Дробижева и др.). Наиболее сильно влиянию объективных особенностей социума и моделей социализации подвержена молодежь, выполняющая функцию смены поколений (З.М. Гаджимурадова, В.И. Ильин, А.И. Ковалева, A.A. Козлова, В.Т. Лисовская, В.А. Лукова, М.Т. Ногерова, П.Э. Митяева, Р.Р. Накохова, В.Е. Семенова, Ф.Х. Хубиева). Новая система становления гражданского общества, сопровождающаяся деформацией старых систем ценностей, ценностных ориентаций, идеалов, институтов социализации и поисками новых, оказывает мощное влияние на развитие личности подрастающего поколения, на процесс формирования у молодежи гражданской и этнической идентичности.

Важной для изучения процесса формирования гражданской идентичности у молодых людей является проблема выявления социально-психологических факторов, которые определяют особенности становления личности гражданина и развитие ценностного отношения к своей Родине. В контексте этой проблемы правомерно актуализировать вопросы становления и развития российской гражданской идентичности современной молодежи в связи с исторически сложившейся этнической культурой, в которой формируется этнофор. Следует отметить, что процесс этнической самоидентификации народов, проживающих на территории нашей страны, никогда не был линейным. Для него были характерны как периоды стабильного, так и негативного, конфликтного или отвергающего любую этническую идентичность, когда в рамках взаимодействия отдельных наций возникало ощущение дискомфорта и социального напряжения. А практика показала, что без положительной связи с собственной культурой, этнической идентичностью, этнокультурными ценностями невозможно формирование гражданской идентичности, толерантности и патриотизма. И это имеет особое значение для молодежи, обладающей реальным ресурсом, обеспечивающим возможность решать глобальные и инновационные задачи в России. Несмотря на актуальность изучения проблемы формирования гражданской идентичности, до настоящего времени недостаточно исследований, касающихся выявления социально-психологических детерминант формирования гражданской идентичности в этнокультурно-ценностной среде социализации, а, именно, у студенческой молодежи Карачаево-Черкесии.

Степень научной разработанности проблемы исследования. Формирование идентичности исследуется как российскими, так и зарубежными учеными. Данная проблема рассмотрена в теоретических работах западных исследователей Б. Андерсона, П. Бергера, И. Валерстайна, Т. Лукмана, Э. Гидденса, С. Хантингтона, Э. Эриксона и других. Понятие «феномен идентичности» рассматривали также Г. Брейкуэлл, Дж. Марсиа, А. Ватерман и др. Существующие исследования показывают, что феномен «идентичность» является объектом

междисциплинарного исследования: в русле общепсихологического и социально-психологического знания этот феномен изучали Ч.Х. Кули, Дж. Г. Мид, К. Хорни, Э. Фромм, 3. Фрейд, Э. Эриксон, К.Г. Юнг; в психологии межгрупповых отношений – А. Тэжфел (теория социальной идентичности) и Дж. Тернер (теория самокатегоризации, как система, которая создает и определяет конкретное место человека в обществе). По мнению данных ученых, этническая идентичность выступает указателем на формирования гражданской идентичности. Безусловную важность для изучения этнической идентичности представляют и работы отечественных ученых: Л.М. Дробижевой, Н.М. Лебедевой, А.В. Мудрика, Г.У. Солдатовой, В.С. Собкина, Т.Г. Стефаненко и др. Этническая идентичность изучалась в ряде диссертаций: А.А. Байченко, Е.Н. Галкиной, А.М. Грачевой, З.С. Кипкевой, Р.Р. Накоховой, О.Л. Романовой, Ж.Т. Уталие-вой и др.

Важные факты для оценки гражданской идентичности были выявлены в трудах Дж. Мида, Г. Теджфела, Дж. Тернера, А. Дашевски, Г. Шапиро, Т. Хайдеггера, Ю. Хабермаса, В. Хесле, Ф. Фукуямы и др. В частности, вышеупомянутые исследователи раскрыли систему формирования идентичности у этно-форов в этногруппах, изменение систем идентификаций индивидов под влиянием социокультурных факторов. Формирование гражданской идентичности под влиянием социокультурных изменений исследовали Р.Г. Абдулатипов, Ю.В. Арутюняна, Л.Д. Гудкова, Е.А. Кублицкой, А.В. Кузнецова, В.В. Лапкина, Ю.А. Левады, В.И. Пантина, И.С. Семененко, В.Г. Федотовой, В.А. Ядова и другие.

Оценка молодежи как уникальной социально-демографической группы, характеризующейся не только нестандартным статусом социальной группы, но и особенностями сознания, социализации, поведения, адаптации имеет место в работах И.В. Абакумовой, З.М. Гаджимурадовой, П.Н. Ермакова, Ю.А. Зубок, В.И. Ильина, А.И. Ковалевой, A.A. Козлова, В.Т. Лисовского, В.А. Лукова, В.А. Лабунской, П.Э. Митяева, Р.Р. Накоховой, В.Е. Семенова, Ф.Х. Хубиевой и др.

В последние годы появилось немалое количество работ, с теоретическими исследованиями к проблеме идентичности, анализируются данные исследования социологии, а также раскрывается взаимодействие между этническими, гражданскими и религиозными, социальными идентичностями.

Весомый вклад в исследовании данной темы внесла Л.М. Дробижева, в трудах которой резюмированы итоги проектов, оценивающих российскую идентичность в региональном разнообразии. Ее исследования в начале XXI в рамках актуализации идентификационных процессов в обществе послужили основой для активизации вопросов, связанных с исследованием гражданской идентичности. Впервые на реальном материале отображена разница между государственной и гражданской идентичностью, а также процессы, которые на нее влияют.

Основные теоретические исследования, посвященные соотношению гражданской, этнической и религиозной идентичности личности рассмотрены в трудах Е.П. Белинской, М.И. Воловикова, Л.М. Дробижевой, Н.М. Лебедевой,

С.В. Рыжова, В.П. Павленко, Г.У. Солдатовой, Т.Г. Стефаненко, В.А. Ядова, М.П. Мчедлова, H.Л. Иванова, Т.Б. Рязанова, Н.Е. Тихонова, N. Ammerman, Е. Bark и др.

Конструкт гражданской идентичности личности рассматривался в современных научных исследованиях через воззрения, взаимосвязанные с национальным самосознанием: государственная, общегражданская, национальная, российская, государственно-гражданская идентичность (Л.М. Дробижева, З.М. Гаджимурадова, Л.П. Ипатова, B.C. Магун, П.И. Гнатенко, Р.Р. Накохова, В.П. Павленко, М. Барретт и др.).

В пределах социологической науки вопрос гражданской идентификации молодежи представлен в исследованиях Е.А. Гришиной, Ю.А. Зубок, А.В. Петрова, В.А. Проходы, В.В. Рязанцева, Ф.Э. Шереги.

О значимости проблемы свидетельствуют труды, в которых освещены различные аспекты молодежной идентичности (Е.М. Арутюнова, Э.М. Дымов, В.Ю. Журавлева, И.В. Конода, Е.Л. Омельченко, М.Т. Ногерова, В.А. Переде-рий, С.В. Рыжова, В.В. Титов, Т.А. Фомина, М.А. Юшин).

Среди исследований, посвященных этническим особенностям социализации, межэтническим контактам, чертам национального характера, этноцен-ностным ориентациям этнической идентичности, наиболее значимыми являются труды Г.М. Андреевой, С.М. Арутюнян, А.А. Белик, М.Н. Губогло, З.М. Га-джимурадовой, Л.М. Дробижевой, А.Б. Мулдашева, Б.А. Душкова, Н.А. Журавлева, С.Н. Ениколопова, А.В. Сухарева, И.С. Кона, Н.М. Лебедевой, А.А. Леонтьева, Р.Р. Накоховой, М. Т Ногеровой, Е.Н. Резникова, Г.В. Старовойтовой, Т.Г. Стефаненко, П.Н. Шихирева, В.Ф. Петренко, Е.И. Шлягиной.

Современные российские ученые А.Г. Асмолова, С.К. Бондыревой, В.С. Кукушина, Г.У. Солдатовой, Т.Г. Стефаненко в своих трудах раскрыли принципы психолого-педагогических особенностей становления и формирования индивида в ракурсе межэтнической, этнической толерантности.

По проблеме гражданской идентичности имеется обширный объем работ, но, несмотря на это, вопрос о ее формировании на этапе юности рассмотрен недостаточно глубоко, что и объясняет потребность науки и практики в настоящем исследовании. Актуальность заявленной темы усиливается и в силу существующих противоречий между:

– необходимостью подготовки молодежи к построению успешной стратегии личностно-профессионального и гражданского становления своей страны и недостаточной работой соответствующих социальных институтов по формированию их активной жизненной позиции;

– основной целью высшей школы, связанной с подготовкой конкурентоспособного выпускника, осознающего свою социальную и этническую принадлежность, и недостаточным вниманием высших образовательных учреждений к деятельности по формированию гражданской позиции;

– потребностью студенческой молодежи в личностной самореализации и недостаточной разработанностью социально-психологических основ становления их гражданской идентичности.

– практическими потребностями современного общества в молодежи, обладающей высоким уровнем гражданской идентичности, и отсутствием реальных исследований, обеспечивающих целостное представление об условиях, факторах, механизмах, моделей, программ формирования гражданской идентичности студенческой молодежи в контексте этнокультурных ценностей.

Наличие этих противоречий, важность поиска способов их разрешения позволяет следующим образом сформировать проблему исследования: каковы социально-психологические детерминанты формирования гражданской идентичности у студенческой молодежи.

Цель диссертационной работы – изучение социально-психологических детерминант формирования гражданской идентичности у студенческой молодежи Карачаево-Черкесии.

Объект исследования – гражданская идентичность студенческой молодежи в контексте этнокультурных ценностей.

Предмет исследования – социально-психологические детерминанты формирования гражданской идентичности студентов в контексте этнокультурных ценностей.

Гипотезы исследования.

1. Уровни сформированности гражданской идентичности у студенческой
молодежи Карачаево-Черкессии могут быть обусловлены взаимовлиянием эт-
нокультурно-ценностной среды, социализации и социально-психологических,
личностных детерминант.

2. Уровень сформированности гражданской идентичности может быть
взаимосвязан с этноценностными ориентациями, этнической идентичностью
студенческой молодежи Карачаево-Черкесии.

3. В процессе применения экспериментального спецкурса «Гражданская
идентичность в контексте этнокультурных ценностей» и организованного в его
рамках социально-психологического тренинга могут изменяться уровни выра
женности компонентов гражданской идентичности: когнитивного, эмотивного,
конативно-деятельностного, ценностно-ориентационного.

Задачи исследования: Теорет ические

  1. Осуществить междисциплинарный анализ феномена идентичность, гражданская идентичность, этническая идентичность.

  2. Раскрыть социально-психологическую структуру гражданской идентичности личности студента.

3. Разработать социально-психологическую модель взаимосвязанных и взаимодетерминированных факторов формирования гражданской идентичности у студенческой молодежи Карачаево-Черкесии.

Методические

  1. Модифицировать и подобрать методический инструментарий для изучения уровней формирования гражданской идентичности.

  2. Разработать экспериментальную программу спецкурса по формированию гражданской идентичности.

7. Разработать критерии уровней сформированности гражданской иден
тичности.

Эмпирические

  1. Определить уровни сформированности гражданской идентичности у студенческой молодежи.

  2. Установить степень воздействия социально-психологических детерминант на уровень сформированности гражданской идентичности

10. Экспериментально протестировать результативность разработанной модели и программы по формированию гражданской идентичности у студенческой молодежи Карачаево-Черкесии.

Теоретико-методологические основы исследования. Исследование осуществлялось на базе культурно-исторической концепции и роли этнического фактора в социальном взаимодействии народов (А.Г. Асмолов, Ю.В. Бром-лей, Л.С. Выготский, Л.Н. Гумилев, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Поршнев, С.Л. Рубинштейн, Г.Г. Шпет); а также на основе принципов современной социальной психологии: принцип соотношения индивидуального и общественного (К.А. Абульханова-Славская, Г.М. Андреева, Б.Ф. Ломов); этнопсихологических исследованиях разнообразия этнических культур и культурно обусловленного поведения (Д. Берри, В.В. Гриценко, З.М. Гаджимурадова, Л.М. Дробижева, В.А. Лабунская, Н.М. Лебедева, Н.Р. Маликова, Д. Мацумото, Р.Р. Накохова, Л.Г. Почебут, Г.У. Солдатова, Т.Г. Стефаненко, А.Н. Татарко, Г.К. Триандис, В.Ю. Хотинец, О.Е. Хухлаев, Р.М. Шамионов и др.). Теоретико-методологическими основами исследования являлись также концепции, касающиеся ценностного подхода к изучению личности (К.А. Абульханова-Славская, А.Г. Асмолов, Б.Г. Ананьев, Б.С. Братусь, А.Н. Леонтьев, Д.А. Леонтьев, А. Маслоу, В. Франкл, Г. Олпорт и др.); представления о развитии и становлении личности в юношеском возрасте (Б.Г. Ананьев, Г.И. Ефремова, И.С. Кон, А. Реан, А.А. Серегина, Э. Эриксон и др.); положения теории социальной активности личности (М.В. Григорьева, И.Г. Дубов, В.Г. Мордкович, Р.М. Шамионов и др.); концепции гражданской и этнической идентичности личности (Р.Г. Абдулатипова, А.В. Кузнецова, Е.А. Кублицкая, Н.М. Лебедева, Г.У. Солдатова, Т.Г. Стефаненко, А.Н. Татарко, Ю. Хабермаса, М. Хайдеггера, Л.А. Шайгерова, В.А. Ядов и др.); теоретические представления об идентичности (Г.М. Андреева, Н.В. Антонова, Е.П. Белинская, А.И. Донцов, В.В. Гриценко, М.В. Заковоротная, Н.Л. Иванова, И.С. Клецина, В.Н. Павленко, Б.Ф. Поршнев, Г.У. Солдатова, Т.Г. Стефаненко, Х. Тэджфел, Дж. Тернер, В.Ю. Хотинец, Л.Б. Шнейдер, Э. Эриксон, В.А. Ядов и др.); этнографические и этнопсихологические исследования ценностей в трудах В.Х. Бгажнокова, Ф.Г. Куначевой; фундаментальные исследования базовых ценностей россиян Л.Г. Бызова, И.Г. Дубова, А.Л. Журавлева.

Методы и методический инструментарий.

Теоретические методы: анализ и обобщение научных источников, отражающих состояние изученности поставленной проблемы.

Эмпирические методы. В качестве конкретных психодиагностических методик использовались: опросник этнической идентичности О.Л. Романовой;

опросник этноценностных ориентаций Р.Р. Накоховой; диагностический тест отношений Г.У. Кцоевой-Солдатовой; тест «Культурно-ценностных ориента-ций» (Дж. Таусенд); методика М. Куна «Кто я?»; модификация методик Д.Ж. Вини (авт. М.В. Шакурова): методика незаконченных предложений «Моя гражданская позиция», «Отношение к Родине», «Гражданская принадлежность»; анкета «Отечество моё – Россия» Д.В. Григорьевой; Анкета «Моя гражданская позиция» кафедры общей и социальной психологии Воронежского государственного педагогического института; методика «Типы этнической идентичности» (Г.У. Солдатова, С.В. Рыжова).

Методы математико-статистической обработки данных: частотный анализ; t-критерий парных выборок для выявления различий в рамках одной выборки; Z-критерий Вилкоксона для определения статистически значимого сдвига; Т-критерий Стьюдента, корреляционный анализ Спирмена. Применялись компьютерные программы Microsoft Office Excel 2007; Windows с использованием дисперсионного анализа (многофакторный ANOVA (MANOVA), программа SPSS, v. 19.0. Сравнение экспериментальной и контрольной групп проводилось нами применительно к сырым баллам аналогично предыдущему параметру (критерий U-Манна-Уитни, SPSS, v. 19.0).

Достоверность и обоснованность полученных результатов определя
ется методологической обоснованностью и непротиворечивостью исходных
теоретических положений исследования, подбором комплекса диагностических
методик, достаточным объемом эмпирической выборки, скрупулезным каче
ственным анализом данных, применением надежных эмпирических методов,
взаимопроверкой результатов, а также применением методов математической
статистики.

Эмпирическая база и объект исследования. В качестве респондентов привлекались студенты 18-22 лет высших учебных заведений СевероКавказской государственной гуманитарно-технологической академии (Черкесск) и Карачаево-Черкесского государственного университета им. У.Д. Алиева (Карачаевск). Общее количество респондентов – 200 человек студенческой молодежи, из них 100 человек экспериментальной группы и 100 человек контрольной группы.

Основные научные результаты, полученные лично автором, и их научная новизна.

Впервые разработана теоретико-эмпирическая модель социально-психологических детерминант становления гражданской идентичности студенчества Карачаево-Черкесии. В результате применения экспериментального спецкурса «Гражданская идентичность в контексте этнокультурных ценностей» определена динамика уровней сформированности гражданской идентичности, которая представлена развитием когнитивного, эмотивного, конативно-деятельного, ценностно-ориентационного компонентов. Впервые выявлено влияние особенностей этнокультурно-ценностной среды, в рамках которой осуществляется формирование этноценностных ориентаций, этнической идентичности этнофора. Установлено, что, сформированная в этнокультурно-

ценностной среде, этническая идентичность, является ведущей социально-психологической детерминантой формирования гражданской идентичности студенческой молодежи Карачаево-Черкесии. Разработанная модель связанных между собой и взаимодетерминированных факторов уровней формирования гражданской идентичности у студенческой молодежи и экспериментальная программа спецкурса «Гражданская идентичность в контексте этнокультурных ценностей» детерминированный высоким уровнем сформированности гражданской идентичности у студенческой молодежи.

Теоретическая значимость исследования заключается в уточнении и расширении идеи «гражданская идентичность» и социально-психологических детерминант её становления. На базе теоретико-методологического анализа суммированы и систематизированы научные знания о сущности и содержании понятия «идентичность», «социальная и личностная идентичность», «гражданская идентичность», «этническая идентичность». Выделены и дополнены структурные элементы гражданской идентичности. Создана социально-психологическая модель формирования гражданской идентичности студентов Карачаево-Черкесии. Представлено теоретическое обоснование программы спецкурса, целью которой является формирование гражданской идентичности. Предложена система психодиагностических методик, которая позволяет изучить гражданскую идентичность личности и условия её становления у студенческой молодежи Карачаево-Черкесии.

Практическая значимость исследования. Результаты и выводы проведенного исследования имеют большую практическую ценность в исследовательской и практической работе специалистов в области социальной психологии, педагогов-психологов и других профессионалов, которые занимаются проблемами подрастающего поколения, формированием их общегражданской позиции и гражданской идентичности. Теоретические и эмпирические данные исследований могут быть применены в учебных курсах лекций по социальной и этнической психологии; в спецкурсы, в рамках которых рассматриваются социально-психологические условия проведения эффективной работы в студенческой среде; использованы в общественной практике организации деятельности психологической службы не только вузов, но и в молодежных общественных организациях. Разработанная программа «Гражданская идентичность в контексте этнокультурных ценностей» может быть рекомендована специалистам, практикующим взаимодействие с молодым поколением, с целью продуктивного решения поставленных обществом задач гражданско-патриотического воспитания молодого поколения и формирования у него гражданской идентичности.

Положения, выносимые на защиту.

1.Уровни сформированности гражданской идентичности у студенческой молодежи Карачаево-Черкесии обусловлены взаимовлиянием этнокультурно-ценностной среды социализации и социально-психологических, личностных детерминант. Отличительными признаками группы студентов с низким уровнем гражданской идентичности являются неспособность определять круг своих социально значимых ценностей, устанавливать единство с группой, вырабаты-

вать единую согласованную систему ценностей в ней, что обусловлено не-сформированностью, «разрушением» этнической идентичности, невозможностью ориентации на этнокультурные ценности.

В качестве показателей высокого уровня сформированности гражданской идентичности выступают субъектная позиция в общественно-политической жизни страны, зрелость Я-концепции, высокопатриотических чувств, гражданской позиции, актуализация потребностей в самоуважении и самоактуализации; удовлетворенность и оптимистическая оценка жизненной ситуации; эмоциональная стабильность и высокая активность.

  1. Уровень сформированности гражданской идентичности взаимосвязан с этноценностными ориентациями, этнической идентичностью студенческой молодежи Карачаево-Черкесии. Сформированная в процессе социализации этническая идентичность в этнокультурно-ценностной среде является ведущей социально-психологической детерминантой формирования гражданской идентичности студенческой молодежи Карачаево-Черкесии.

  2. В результате внедрения социально-психологической модели гражданской идентичности и экспериментального спецкурса «Гражданская идентичность в контексте этнокультурных ценностей» наблюдается динамика уровней сформированности гражданской идентичности, которая проявляется в развитии когнитивного, эмотивного, конативно-деятельностного, ценностно-ориентационного компонентов, в формировании этноценностных ориентаций, в актуализации этнической идентичности студенческой молодежи Карачаево-Черкесии.

Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты диссертационного исследования обсуждались на заседаниях кафедры философии и гуманитарных дисциплин Северо-Кавказской государственной гуманитарно-технологической академии (Черкесск, 2013-2018); были представлены на: IV, V Международных научных конференциях «Теоретические проблемы этнической и кросс-культурной психологии» (Смоленск-Москва, 2015, 2016); Международном форуме «Cross the Border II» (Франция, пос. Бувант (Альпы), 2015); IV Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Психологические исследования личности в современной стрессогенной среде» (Ставрополь, 2015); Межрегиональной конференции аспирантов и магистрантов (Черкесск, 2013-2018); Региональной научно-практической конференции «Культура – фактор стабильности на Северном Кавказе» в рамках ХVI фестиваля «Мир Кавказу» (Нальчик, 2013); Северо-Кавказском молодежном форуме «Машук-2011-2013»; на форуме «Северный Кавказ – сегодня и завтра: проблемы и перспективы развития (Архыз, 2014).

Материалы диссертации используются в учебной деятельности СевероКавказской государственной гуманитарно-технологической академии (Черкесск), Карачаево-Черкесского государственного университета им. У.Д. Алиева (Карачаевск), Карачаево-Черкесском республиканском институте повышения квалификации работников образования (Черкесск); Московском финансово-промышленном университете «Синергия» филиале в г. Черкесске; в работе членов ООО «Ассоциация практических психологов КЧР» (Черкесск).

Публикации. По теме диссертации опубликовано 14 работ общим авторским объёмом в 14,25 п.л., из них 5 – в журналах, рекомендованных ВАК РФ.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения; двух глав; заключения, включающего выводы, практические рекомендации и перспективные направления дальнейшего изучения проблемы исследования; списка литературы, включающего 185 источников, из них – 28 на иностранных языках. Работа содержит 11 Рисунков, 7 Таблиц и 9 Приложений. Основной объем работы составляет 184 страницы.

Категориальная представленность гражданской идентичности в современных исследованиях

В настоящее время Россия переживает значительные социокультурные преобразования. Подавляющее большинство прежних социальных институтов и структур подвергаются разрушению, что приводит к распаду привычной картины мира и действительности для многих людей. Данное преобразование влияет на утрату идентификации, как на индивидуальном, так и на коллективном уровнях.

Измененные условия способствуют тому, что отдельные личности и общество в целом оказывается в ситуации перманентного поиска иных парадигм идентичности. Потеря собственной идентичности и духовной преемственности на национально-государственном уровне формируют устойчивое состояние тревоги и опасности, которые в свою очередь порождают агрессию в отношении «чужих» этносов и культур. Подобное новообразование является формой самосохранения и самозащиты, негативно влияющее на общественную консолидацию.

Идентичность российской молодежи в современном обществе является проблемой, которая требует необходимости целостного социально психологического понимания. В силу возрастных особенностей и отношения к жизни молодежная среда в большей степени подвержена процессам трансформации. Молодежь принимает новые ценности быстрее других, и от этого нуждается в культурной и социальной идентичности острее. Не стоит забывать, что от способности к идентичности современной молодежи зависят перспективы и будущее социальных и культурных изменений в российском обществе.

Феномен идентичности на протяжении многих лет остается предметом исследования зарубежных и отечественных психологов, социологов, политологов и философов. Истоки её проблематики находятся в изложении первых теоретических положений и доходят до формирования самостоятельного теоретического знания в работах известных зарубежных ученых в области социологии, философии и психологии: Ч. Кули, Дж. Майерс, Дж. Мида, Ж. Пиаже, З. Фрейда, К.Г. Юнга; современных западных исследователей Э. Гидденса, А. Маслоу, Ю. Хабермаса, В. Хесле, Э. Эриксона; отечественных авторов Н.В. Антонова, А.Г. Асмолов, Л.С. Выготского, И.С. Кона, Б.Ф. Поршнева, В.А. Ядова.

В начале ХХ век благодаря основным трудам Э. Эриксона в научный оборот вошел термин «идентичность».

Проблему идентичности молодежи в различных аспектах изучали другие зарубежные исследователи: Р. Баумайстер, Э. Гидденс, У. Джеймс, Ч. Кули, А. Маслоу, Дж. Мид, Ж. Пиаже, К. Роджерс, X. Салливен, Э. Фромм, Ю. Хабер-мас, В. Хесле, К. Хорни, К. Юнг и др.

В отечественной науке вопросы теории идентичности были представлены трудами К.А. Абульхановой-Славской, М.М. Бахтина, Л.C. Выготского, A.A. Гусейнова, О.Г. Дробницкого, Э.В. Ильенкова, И.С. Кона, А.Н. Леонтьевой, Ю.М. Лотмана, B.C. Мерлина, Б.Ф. Поршнева, С.Л. Рубинштейна, Л.В. Сохань, А.Г. Спиркина, Л.Б. Шнейдер, Д.Б. Эльконина, В.А. Ядова и др.

Важная роль уделяется социальной идентичности в трудах И.С. Клеци-ной. Она подчеркивает, что социальная идентичность играет главную роль в механизме приобретения любого рода идентичности, что отражает ее первостепенное значение. Осознание индивидом собственной принадлежности к определенной социальной группе говорит о его самоопределении как члена группы. В последствие это приводит к необходимости соотношения собственных личных особенностей с особенностями большинства, которые являются характерными для всех участников данной группы [57, c. 23].

Термин «идентичность» можно интерпретировать как «качество личности, результатом которого является сознательное и эмоциональное самоотождествление индивида с иными людьми социума и внутреннего согласования усвоения информации о самом себе как о личности».

Э. Эриксон в своих исследованиях определяет идентичность как «внутреннюю непрерывность и тождественность личности» [148, c. 87].

Исходя из этого понимания человек, который обладает идентичностью, переживает следующие состояния:

1. ощущает себя и свое существование как личность стабильным и устойчивым вне зависимости от ситуации, своей роли и самовосприятия;

2. переживает события прошлого, настоящего и будущего как единое целое;

3. чувствует постоянную связь между собственной непрерывностью и принятием этой непрерывности другими людьми [144, с. 472].

Идентичность изучается разными психологическими школами. Каждая школа основывается на своем уникальном представлении об идентичности, личности и психологических механизмах, влияющих на поведение человека. Эти фундаментальные основы влияют на различия в значении термина «идентичность» и его содержании.

В рамках данного исследования мы опираемся на идею Х. Теджсфела и Дж. Тернера. Согласно их определению «идентичность» состоит из двух аспектов социального и личностного.

Согласно теории Х. Теджсфела, данные два образования рассматриваются по отдельности как части единой системы идентичности. Теоретически это раскрывается через понятие личностной и социальной идентичности как о двух полюсах единого биполярного континуума. Каждый из полюсов раскрывает личностную или социальную идентичность посредством различного типа поведения, относительно влияния одного или другого аспекта (личностного или социального) [175, с. 139].

Представители современного символического интеракционизма имеют аналогичную току зрения, в особенности, в исследованиях Р. Дженкинса акцентируется, что « … групповая идентичность и индивидуальность отражают социальный опыт человека и считаются сторонами одного и того же процесса» [по 97, с. 145].

Рассматривая теорию социальных представлений С. Московичи утверждает, что личностная и социальная идентичность не противоречат друг другу, а являются взаимодополняющими элементами [89].

Ю. Хабермас характеризует, что «… «Я-идентичность» как образование взаимовлияние личностной и социальной идентичностей, как два измерения, в которых реализуется балансирующая «Я-идентичность»» [140, с. 87].

Исследователь Г. Брейкуэлл отмечает: «взаимодействие с социальным миром дает возможность человеку активно усваивать понятия, с помощью которых он познает себя». По Г. Брейкуэлл «…усвоенные человеком категории социальной идентичности и социальных ролей обеспечивают: организацию целостной структуры личностной идентичности с индивидуальным набором характеристик, который влияет на собственное описание; оценку совокупных элементов содержательной части структуры, к которым относятся моральные и социальные нормы, диктуемые определенной референтной группой».

Таким образом, можно констатировать, что личностная идентичность может быть продуктом социальной идентичности. Однако после завершения процесса формирования первая активно влияет на последнюю [164, с. 484].

Наиболее важным вопросом исследования для ученых считается первичность видов идентичности по отношению друг к другу. Многие ученные в своих исследованиях утверждают, что первична социальная идентичность, и её последующее влияние на развитие личностной идентичности.

Эмпирические данные А. Reid и K. Deaux рассмотренные нами доказывают, что в процессе формирования личностной идентичности главное не индивидуальный опыт личности, а социальные нормы, общераспространенные в социокультурном пространстве. Резюмируя данные исследования можно обозначить, что при анализе поведения личности обязательно рассматривается и личностные, и социальные особенности идентичности, и они подвергаются анализу как отдельные части одной системы представления описываемого феномена.

Г. Брейкуэлл выделяет структурные элементы идентичности: «Биологическое начало. На формирование идентичности влияет степень взаимодействия биологического организма с социумом»; «Содержательное измерение. Данная составляющая содержит различные характеристики, с помощью которых индивид способен оценить себя и свою уникальность личности. Содержательное измерение использует характеристики как социальной (роль, принадлежность к группе), и так и личностной (побуждающие мотивы, ценности, установки, персональные структуры, каузальные схемы) идентичности»; «Ценностное измерение. Данная составляющая подразумевает, что все элементы содержательной части индивид может оценить положительно или отрицательно. Оценку определяют социальные нормы и ценности. В зависимости от перемен в обществе оценка тоже может поменяться и это свидетельствует о ее изменчивости. Делая выводы необходимо отметить, что ценности индивида не статичны и зависят от внешних факторов» [164].

По представлениям Дж. Мида, идентичность может быть осознаваемой и неосознаваемой. На формирование неосознаваемой идентичности влияют привычки, неосознаваемые нормы, определенный комплекс ожиданий в пределах той социальной группы, в которой он находится.

Детерминанты формирования гражданской идентичности у студенческой молодежи Карачаево-Черкесии

Исследование нормативных ценностей менталитета социума исходит от Э. Дюркгейма, М. Вебера, Т. Парсонса, А. Маршалла, В. Парето. Данную проблему изучали и американские исследователи: У. Томас, Дж. Мид, Ф. Знанец-кий, которые утверждали, что несоответствие интересов и целей людей или других определенных групп является определяющей силой развития и преобразования социума. В рамках данного подхода исследуется способ осознания действующим субъектом вопрос о природе интересов. Э. Дюркгейм считал социальное сознание, которое включает в себя общие ценности, верования и нормы интегрирующей основой социума. Ослабление групповых верований и чувств приведет к дезинтеграции общества, его распаду, утверждал Дюркгейм и представил важнейшим средством создания стабильности социальной системы и ее нормального функционирования воздействие на индивида общественного сознания [60, с. 99].

Точное проявление системной детерминации зависит от конкретных условий. В одних случаях они являются предпосылками, в других – следствиями, в-третьих – опосредующим звеном и пр., таким образом, взаимоотношения между детерминантами мобильно [79, c. 134].

Исследования Е.Н. Резникова определяют системный взгляд на детерминацию этнической психики [79]. Детерминанты в определенных условиях выполняют функции причин, следствий внутренних и внешних факторов, опосредующих звеньев, условий, предпосылок, которые взаимосвязаны и создают систему.

Смена детерминант носит закономерный характер, и служат условием развития психики этнофоров. Являясь составной частью системы независимых связей и отношений социальной среды, психические процессы, являющиеся формами активности субъекта, в последствии выступают как основная детерминанта в жизненных процессах [79].

Направление системной детерминации жизни личности, которое было разработано А.Н. Леонтьевым, характеризует совместную деятельность в социальном конкретно-историческом образе жизни данной эпохи. Отношения, в которые вступает индивид в результате различных видов деятельности, по мнению А.Н. Леонтьева, также является важной детерминантой развития личности. И третьей детерминантой, которую выделяет ученый индивидуальные свойства человека [73, c. 134].

В результате проведенного разбора, выделим закономерную связь предпосылок, условий и факторов формирования личности, а именно: особенности индивида определяют формально-динамические стороны поведения данной личности и, вписываясь в деятельность, отражают самоотношение, отношение к другим людям, к миру, оказывают влияние на нее.

Социально-исторический образ жизни личности, являющийся источником ее развития, в процессе жизнедеятельности превращается в ее результат. Отметим, что ведущие детерминанты развития личности трансформируются из предпосылок в результат развития личности, переставая быть параллельными линиями.

Каждый результат психического развития личности объясняется набором внутренней детерминацией, впоследствии идет процесс трансформации и свежее влияния на этнос. Идет процесс, определяющий вероятность трансформации личности этнофора на другой уровень развития. На основе выше изложенного, мы предполагаем, что процесс формирования представителя этноса в процессе социализации этнофоров юношеского возраста национальные, определяется «системой детерминант», непрерывно формирующееся [97, c. 114].

Системными детерминантами, которые обуславливают идеалы, ценности и нормы этнофора, гражданина являются этнокультурные ценности. В исследованиях Ф. Клакхон и Ф. Стродтбек и др. доказывается, что на основе ценностных ориентаций общества определяются стиль поведения, эмоции и ценности личности. Исследования М. Рокича посвящены структуре ценностных ориента-ций. Дальнейшее развитие данная проблема получила в работах Г. Хофстеде и М. Бонда, Ш. Шварца и др.

В российской науке проблема ценностей рассматривалась с точки зрения разных наук философами, культурологами, политологами, социологами, психологами (А.Л. Бубнова, В.П. Горяинов, О.Г. Дробницкий, Ю.М. Жуков, И.В. Журавлева, В.В. Знаков, Д.А. Леонтьев, Р.Р. Накохова, В.П. Тутаринов, В.Е. Семенов, Л.Г. Почебут, В.А. Хащенко, В.А. Ядов и др.).

Этнокультурные ценности понимаются как предписания (нормы, взгляды, значения), определяющиеся этнокультурой и принимаемые этнофорами и не зависящие от определенного индивида, принадлежащего к конкретному культурному полю.

Понятие «ценности» достаточно многогранно и впервые встречается еще в античной философии. Наука аксиология – специальный раздел философии, изучающий ценности появляется в конце XIX в.

Феномен ценности понимается в двух аспектах: первый, из которых определяет важность, необходимость, ценность объекта или события для индивида, что определяет качество данного предмета, когда второй аспект является материальным или идеальным, которое имеет значение для человека [150, с. 201].

Взаимосвязь ценностных ориентаций личности с культурно историческим контекстом, и проблема детерминации личностных ценностей культурой в настоящее время достаточно актуально. Процессы глобализации и, в то же время, рост интереса к национальному своеобразию разных культур требует принятие во внимание и культурную специфику ценностных ориента-ций.

Многие исследователи объединяют понятия ценности и смысла. П.А. Сорокин под ценностями понимает смысл, который люди вкладывают в одни и те же духовные явления или материальные предметы. П.А. Сорокин выделил четыре универсальных типа ценности: знание, религиозное отношение к жизни, любовь, семья и деятельность. Рациональность ценностей, по убеждению В. Франкла, определяет универсальной особенностью. Направленность личности, в своих исследованиях В.М. Мясищев, объединял со смыслом общественной жизни. Ценности – это то, что наделено коллективным смыслом.

Этнокультурные ценности – стержневые воззрения, формирующие отношения человека с обществом в целом, этносом, природой, самим собой. Анализ ценностей личности и социума с точки зрения историческое развитие общества помогает обусловить инновационные процессы, имеющие место в личности эт-нофора и культуре.

Н.А. Бердяев на основе классификации ценностей выделял духовные, социальные и материальные ценности. В своих исследованиях М.С. Яницкий выделил три группы ценности: 1) ценности адаптации, отражающие физическую или экономическую безопасность; 2) ценности социализации, определяющие ориентацию на социум; 3) ценности индивидуализации, отображающие развитие и самоактуализацию [156, с. 142].

Культуры разделяются в зависимости от доминирования ценностей. Индивидуалистический тип общества западных культур ориентируется на ценности автономии, равноправия и мастерства.

Рассматривая исследования С. Шварца, мы определяем, что группы ценностей для современных западных социумов с развитой рыночной экономикой являются индивидуалистические ценности.

А традиционным обществам коллективистического типа свойственны ценности консерватизма, иерархии и гармонии [173].

По данным исследования этническая культура представляет собой совокупность ценностей, верований, традиций и обычаев, которыми руководствуются члены данного общества.

Специфика формирования гражданской идентичности у студенческой молодежи Карачаево-Черкесии

Включенность человека в общественную, культурную жизнь страны, свободное отождествление с российской нацией (народом); осознание себя россиянином; ощущение причастности к прошлому, настоящему и будущему России – все это характеризует российскую гражданскую идентичность как многомерное явление.

Российская идентичность человека проявляется в том, что в его сознании понятия «эта страна», «этот народ», «этот город» отсутствуют, а вместо них сформированы «мой (наш) народ», «мой (наш) город», «моя (наша) страна», А.Н. Иоффе раскрывает сущность гражданской идентичности через осознание им принадлежности к обществу граждан, которое для индивида имеет значимый смысл [цит. по 26].

Анализ различных подходов позволяет сделать вывод, что гражданскую идентичность можно характеризовать, как осознание личностью своей принадлежности к сообществу граждан одного государства, понимание гражданской общности в качестве коллективного субъекта; или идентификацию гражданской идентичности личности и статуса гражданина.

В данной ситуации под гражданской российской идентичностью принимается осознание личностью себя гражданином Российской Федерации, принадлежности к российскому государству; готовность и способность добросовестно исполнять гражданские обязанности, реализовать свои права, быть активным участником жизни государства и общества.

Студенческую молодежь от других групп молодежи отличает большая целенаправленность, самостоятельность, инициативность. Студенчество, как специфичную социальную группу, можно представить посредством таких характеристик, как:

– наличие общего вида деятельности – познавательной (учебной), которая сочетается с научно-исследовательской работой и другими видами, образуя особый фон социальной жизнедеятельности;

– активное участие в жизни общества, в целом, и в общественно-политической деятельности, в частности;

– формирование особенной студенческой субкультуры, проявляющейся в специфике организации всей жизнедеятельности студента, а именно: труда, познания и общения, реализации социальных ролей;

– наличия высокого интеллектуального потенциала, обособленного социально-группового самосознания, особых черт морали и этики. Студенчество является наиболее подготовленной, образованной частью молодежи, а социальный престиж является её важной особенностью. Именно поэтому студенчество занимает наиболее высокую социально-статусную позицию в среде молодежной социально-демографической категории населения, в социальной стратификации общества. По мнению Б. Рубина и Ю. Колесникова: «…студенчество, как важный компонент социальной структуры общества, может быть названо социальной группой, которая по общественному положению стоит ближе всего к интеллигенции и является ее резервом» [143, с. 29]. Ведущими, отличительными чертами студенческой молодежи ученые называют переход от юности к зрелости (в социальном смысле), преобладание напряженного умственного труда по освоению накопленных человечеством знаний и опыта, их готовность к решению духовных и материальных проблем в развитии общества (не только сегодняшних, но и возможных в будущем).

Противоречивый характер психологии студентов, как членов социума, определяется особенностями юношеского возраста. С одной стороны, им присущ интенсивный поиск смысла жизни, стремление к новым идеям, но при этом, в силу недостаточности социального (жизненного) опыта, студентам довольно часто присущ нигилизм, который проявляется в форме последовательного полного равнодушия к социальным ценностям, исключенным из сферы реально значимого. Также проявление элементов нигилистического сознания может наблюдаться в форме нескрываемой аполитичности, безразличия к тому, что не входит в узкие рамки естественного существования, или в «технократической» форме, когда все, выходящее за границы узко и ограниченно понятых науки и техники, объявляется несущественным. Такая абсолютизация роли естественно-технического или гуманитарного элемента научного знания порой сочетается с абсолютным пренебрежением социальными идеалами и этико-эстетическими ценностями.

Современная концепция российского образования, раскрывая гражданскую идентичность как многомерное явление, использует такие понятия, как: уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство долга и ответственности перед Родиной, в которых проявляется патриотизм, а также осознание себя гражданином России. Понимание личностной значимости общения на русском языке и языках народов России, понимание личной сопричастности к судьбе российского народа. Формирование российской, в аспекте гражданской идентичности на личностном уровне тесно взаимосвязано с успешным формированием её на социокультурном и этнокультурном уровнях.

Понимание гражданственности и патриотизма, с опорой на характеристики гражданской идентичности в ФГОС ООО, требует улавливать как социально-политическое, так и психолого-педагогическое звучание: чтобы стать гражданином и патриотом своей малой или большой Родины, важно быть готовым выполнять обязанности, определенными теми малыми социумами (род, народ, семья, класс, школа и т.п.) и научиться гордиться принадлежностью к ним[26] . Образ «россиянина», «гражданина» может быть представлен разнообразно:

а) житель определенной территории (территориальная идентичность);

б) член конкретной этногруппы (носителя традиций, ценностей своего народа или общности), которая состоит из представителей разных народов и народностей, но объединена одной государственностью (этническая, государственно-национальная, гражданская идентичность).

в) гражданин России, наследник истории своего государства, памяти, традиций (гражданская идентичность).

Российская идентичность сложна по структуре, но при этом её можно представить, как целостную, где отдельные элементы и образы дополняют друг друга) или противоречивой, в которой отдельные образы противопоставляются друг другу. А.А. Леонтьевым рассматривается российский патриотизм, который связан с отказом от собственной этнической исключительности, принятие ответственности за судьбу своего народа и всей многонациональной Отчизны (во-вторых), чувство принадлежности к мировому сообществу и принятие ответственности за судьбы всего мирового пространства (в-третьих) представляют правильное самосознание гражданина новой России [76, с. 298].

В нашей работе мы исходим из методологической установки, что формирование гражданской идентичности проходит в двух аспектах: этнокультурно этническом и общероссийском. В результате нашего исследования были определены данные структурные элементы гражданской идентичности: эмотивный, этнокультурно-ценностный, когнитивный (познавательный), конативно деятельностный (поведенческий), ценностно-ориентационный.

Посредством проведенного нами теоретического анализа доказано, что необходимо включить дополнительный компонент:

– этнокультурно-ценностный, потому что положительные нравственные и эстетические переживания, которые являются индексами определенных кона-тивных (поведенческих) реакций в идентичности, способствует развитию гражданской идентичности при уже сформированной этнической идентичности посредством этнокультурных ценностей.

Раскрывая содержание структурных компонентов гражданской идентичности, можем представить в следующем виде:

– когнитивный (познавательный) компонент включает знания о собственной гражданской принадлежности, о государстве, гражданином которого является индивид, знания истории, культуры, о ведущих общественно-политических событиях, правовой основе организации общества, законах, власти, политических партиях, действующих в нем и их программах, о выборах, их функциях и целях, о политическом устройстве и политических лидерах;

– эмотивный компонент отражает принятие личностью своей гражданской принадлежности, сформированности устойчивого отношения к социально-политическим событиям, готовность и способность высказывать и аргументировать свою точку зрения и суждения четко, рефлексивность представлений и знаний, третьим компонентом является;

– ценностно-ориентационный, который характеризует уважением личностью основ государства и общества, признание права каждого на свободный и ответственный выбор, уважительное отношение к нему; способность определять характер влияния жизни социума на собственную, готовность принимать и анализировать явления жизни общества, толерантность и самоуважение личности

Эмпирическое исследование сформированности гражданской идентичности студенческой молодежи Карачаево-Черкесии

Организация экспериментального исследования проводилась по данным результатов социально-психологической модели и экспериментальной программы спецкурса «Гражданская идентичность в контексте этнокультурных ценностей», которая была внедрена в образовательный процесс СевероКавказской государственной гуманитарно-технологической академии и Карачаево-Черкесского государственного университета им. У.Д. Алиева. Результаты формирующего эксперимента нашли отражение в данном параграфе.

Главным аспектом нашей работы было обоснование зависимость показателей и критериев сформированности гражданской идентичности юношеского возраста от этноценностных ориентаций, этнокультуры в частности, их взаимосвязь с этнической идентичностью в этнокультурно-ценностной средой этно-форов.

На этапе констатирующего эксперимента анкетированием было охвачено 208 (двести восемь) студентов Северо-Кавказской государственной гуманитарно-технологической академии и Карачаево-Черкесского государственного университета, результаты эксперимента позволили констатировать низкий уровень гражданской и этнической идентичности студентов (в Таблице 1 приведены усредненные данные по всем структурным компонентам).

Как видно из Таблицы 1 у студенческой молодежи Карачаево-Черкесии на констатирующем этапе исследования с высоким уровнем гражданской идентичности 13% респондентов, со средним уровнем 37,5%, а с низким уровнем гражданской идентичности 49,5%. Данные по сформированности этнической идентичности отличие от гражданской идентичности незначительные у 11,9% респондентов высокий уровень, со средним уровнем 38% и с низким 50,1%.

На этом же этапе из выше указанных респондентов были сформированы равнозначные по всем показателям (возраст, курс и т.д.) КГ (100 студента) и ЭГ (100 студентов) группы из числа второкурсников, определены приоритетные направления организации процесса формирования гражданской идентичности.

Экспериментальное изучение предполагало осуществление экспериментального воздействия и оценку его эффективности для экспериментальной выборки через реализацию совокупности методик, направленных на выявление особенностей параметров гражданской идентичности.

Исследование построено по схеме оценки эффективности экспериментального воздействия.

Эквивалентность групп для оценки достоверности воздействия обеспечивалась стратегией рандомизации [48].

В качестве измеряемых величин детерминирующих гражданскую идентичность, нами определены этнокультурно-ценностный компонент и этническая идентичность, а сама гражданская идентичность представлена когнитивным, эмотивным, ценностно-ориентационным и конативно-деятельностным компонентами.

Уровень сформированности гражданской идентичности определялся данными методами и методиками.

Методики на определения сформированности когнитивного компонента гражданской идентичности.

Первая выстроена по типу методики незаконченных предложений. Инструкция предполагает следующее введение: «Российская Федерация – наша Родина и будущее страны зависит от её граждан в первую очередь – от самих нас. Именно поэтому нам важно каждое мнение, важно знать, что именно ты думаешь о том, каким должен быть настоящий гражданин. Для этого тебе всего лишь нужно ответить на пару вопросов».

В данную методику включено 18 вопросов, ответы на которые определяют уровень познаний у студентов в области понятий, как «гражданин», «Конституция», определить познания в области географических особенностях РФ, основных исторических событиях и достопримечательностях РФ. В результате диагностики оценивается уровень сформированности когнитивного компонента гражданской идентичности [Приложение 1].

С помощью второй анкеты мы выявляем, насколько сформировано чувство принадлежности к своей родине. Анкета состоит также из 18 вопросов и помогает отобразить мнение опрашиваемых о том, насколько испытуемый отождествляет себя со своей страной, кто, по его мнению, «россиянин» и может ли гордиться современный человек этим званием [Приложение 2].

Проведение этих методик позволяет представить уровень (степени – высокий, средний или низкий) сформированности когнитивного компонента гражданской идентичности.

Следующая методика «Незаконченный тезис» использовалась для определения степени эмотивного и ценностного компонента гражданской идентичности. Данная методика определяет уровень сформированности таких основных параметров гражданской идентичности личности, как отношение к семье, к труду, к людям и к Родине с эмоционально-ценностной точки зрения [Приложение 3].

Мы использовали методику «Типы этнической идентичности» (по Г.У. Солдатовой, С.В. Рыжовой) для определения уровня сформированности кона-тивно-деятельностного компонента гражданской идентичности [Приложение 4], что впоследствии позволило определить особенности этнического самосознания, а также его трансформации в условиях межэтнической напряжённости.

Показателем трансформации этнической идентичности является рост этнической нетерпимости (интолерантности). В процессе использования данного опросника особое внимание уделялось именно вопросу толерантность / интоле-рантность, так как она является концептом проблем межэтнических отношений в условиях роста напряженности между народами. Мы определили основные показатели этнической толерантности на основе следующих критериев: уровень «негативизма» в отношении собственной и других этнических групп, порога эмоционального реагирования на иноэтническое окружение, выраженности враждебности, а также агрессивная реакция в отношении других групп. Типы идентичности с различной степенью выраженности этнической толерантности выделены на основе широкого диапазона шкалы этноцентризма, начиная от «отрицания» идентичности, когда фиксируется негативизм и нетерпимость по отношению к собственной этнической группе, и заканчивая национальным фанатизмом – апофеозом нетерпимости и высшей степенью негативизма по отношению к другим этническим группам. В опросник включено шесть шкал, соответствующие следующим типам этнической идентичности.

1. Этнонигилизм – форма гипоидентичности, представляющая собой отход от собственной этнической группы и поиску других социально-психологических групп не по этническому критерию.

2. Этническая индифферентность – неопределённость этнической идентичности и невыраженная этническая принадлежность.

3. Норма (позитивная этническая идентичность) – сочетание положительного отношения к своему этносу и этнофорам и принятие других народов. В поликультурной среде позитивная этническая идентичность является нормой, которая выражена у большинства. Позитивная этническая идентичность является балансом толерантности в отношении, как к собственной, так и к другим этническим группам и является с одной стороны условием самостоятельности и стабильного существования этногруппы, а с другой стороны условием мирного межкультурного взаимодействия в полиэтническом мире. Высокий уровень де-структивности в межэтнических отношениях определен трансформациями этнического самосознания по типу гиперидентичности, которая соответствует в опроснике трем шкалам.

4. Этноэгоизм – данный тип идентичности чаще всего выражается в безобидной форме на вербальном уровне как результат восприятия через призму конструкта «мой народ», однако возможно натянутое отношение и раздражение в коммуникации с представителями других этнических групп или признание за своим народом права решать проблемы за «чужой» счёт.