Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Социально-психологические проблемы современной ливанской семьи Амаль Эль-Журди

Социально-психологические проблемы современной ливанской семьи
<
Социально-психологические проблемы современной ливанской семьи Социально-психологические проблемы современной ливанской семьи Социально-психологические проблемы современной ливанской семьи Социально-психологические проблемы современной ливанской семьи Социально-психологические проблемы современной ливанской семьи Социально-психологические проблемы современной ливанской семьи Социально-психологические проблемы современной ливанской семьи Социально-психологические проблемы современной ливанской семьи Социально-психологические проблемы современной ливанской семьи
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Амаль Эль-Журди. Социально-психологические проблемы современной ливанской семьи : Дис. ... канд. психол. наук : 19.00.05 : Воронеж, 2001 177 c. РГБ ОД, 61:02-19/70-7

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Теоретическое освещение проблем ливанской семьи в социально-психологической литературе 16

1. Национальное своеобразие семьи в Ливане 16

1.1. Общая характеристика семейно-брачных отношений в Ливане 16

1.2. Типы семьи в современном арабском мире 28

1.3. Экономическая организация арабской семьи 43

1.4. Отношения с детьми 47

1.5. Отношение к внебрачным связям 49

1.6. Развод в исламском обществе 51

2. Факторы, определяющие своеобразие современной ливанской семьи 55

2.1. Влияние Европы 55

2.2. Экономические факторы, влияющие на развитие ливанской семьи 56

2.3. Влияние войны на состояние ливанской семьи 58

2.4. Изменение положения женщины 60

2.5. Изменения в отношении к браку, свадебному обряду и девственности 62

2.6. Изменения в структуре межсупружеских и детско-родительских отношений 71

Глава II. Социально-психологические особенности современной ливанской семьи 75

1. Проблемы современной ливанской семьи 75

1.1. Положение сына и дочери в традиционной и современной ливанской семье 75

1.2. Особенности бездетной семьи 76

1.3. Неполные семьи 78

1.4. Семейные конфликты: виды, причины, способы разрешения 80

1.5. Социально-психологические последствия развода 82

1.6. Смешанные браки: проблемы адаптации национальной психологии 83

2. Психологические особенности детско-родительских отношений и воспитание детей 91

2.1. Вопросы планирования семьи 91

2.2. Стратегии воспитания 93

2.3. Воспитание сына и дочери 106

2.4. Половое воспитание 117

2.5. Воспитание в многодетной семье 126

2.6. Воспитание единственного ребёнка 138

2.7. Влияние развода на формирование личности ребёнка в Ливане 140

Заключение 144

Литература 149

Приложения

Введение к работе

Семья является концентрацией экономических и психологических проблем. С другой стороны, именно семья помогает выработать в человеке коллективизм и готовность к самопожертвованию, что является несомненно положительным фактором в воспитании новых поколений.

Производство жизни — как собственной, посредством труда, так и чужой, посредством рождения — появляется сразу в качестве двоякого отношения: с одной стороны, в качестве естественного, а с другой — в качестве общественного отношения. В обществе взаимные отношения мужа и жены, половая любовь приобретают социальный характер. Любовь и семья выступают в обществе прежде всего как определенный тип социально-нравственных связей и отношений. Вместе с тем они сохраняют и некоторые качества, характерные для естественных явлений. В силу этого данные явления можно рассматривать как социально-естественные по своей природе. Биологическое здесь продолжает существовать «в снятом виде» в социальном, а социальное — в биологическом.

Особое положение любви и семьи на грани между двумя субстанциями придает данным явлениям сложный, противоречивый характер. Однако это вовсе не означает, что любовь и семья утрачивают социальную сущность. Если основной акцент сделать на том, что семья базируется на половой любви и кровном родстве, и не указать других важнейших ее характеристик, то может сложиться впечатление, что семья есть явление или чисто биологическое, или в лучшем случае этническое. Это впечатление ошибочно, ибо и в том и в другом случае семейные отношения рассматриваются как сугубо межиндивидуальные, как межличностные взаимоотношения супругов и кровных родственников [30, 15 - 17].

С этой точки зрения современная семья представляет собой определенную конкретно-историческую социальную систему — специфический вид жизнедеятельности людей. Здесь они общаются, взаимодействуют, обмениваются результатами разносторонней деятельности. В этом смысле семья, как и общество в целом, есть продукт взаимодействия людей. Характерно при этом, что в семье наиболее полно реализуется потребность человека в общении с близкими людьми, в установлении прочных коммуникативных связей с ними.

Большой интерес для характеристики семьи представляет анализ ее функций.

Коммуникативная функция — одна из ведущих функций семьи. Индивид объективно и субъективно нуждается в общении с другими, особенно с близкими людьми.

Семья является той первичной малой социальной группой, в которой человек усваивает азбуку нравственного общения с другими людьми. В семье формируются особые эмоционально-нравственные ценности — ценности семейной жизни. Но общение людей в семье не ограничивается лишь нравственно-психологическими аспектами. Оно включает еще и социальные стороны, подчиняется социальным нормам.

Семья играет важную роль в укреплении здоровья и воспитании подрастающих поколений, обеспечении экономического и социального прогресса общества, в улучшении демографических процессов. Здесь формируются основы характера человека, его отношение к труду, моральным, идейным и культурным ценностям.

Как целостная, динамично развивающаяся система семья включает в себя ряд подсистем. При этом если происходят изменения в одной из подсистем, это с неизбежностью вызывает изменения во всех других ее подсистемах: изменения в поведении одного из членов семьи, в его статусе приводят к изменению поведения других членов семьи.

Установлено, что поведение индивида в семье отличается мобильностью и динамизмом, оно менее константно и более вариативно. Палитра выбора вариантов поведения в семье значительно шире и богаче, нежели в другом коллективе, что усложняет регулирование поведения индивида в семье.

Отсюда следует, что факт согласования поступков индивидов имеет важное значение для жизнедеятельности семьи. Это необходимое условие гармоничного развития и нормального функционирования семьи как относительно самостоятельной и автономной социальной системы. При этом очень важно, чтобы поведение индивида в семье соответствовало требованиям общепринятых нравственных образцов, ибо без этого невозможно оптимальное развитие личности в семье.

Общественное проявляется в семье через личное. Общественные отношения выступают в ней в психологизированном виде как межличностные отношения — атрибут семьи.

Одна из основных функций семьи — обеспечение счастья своим членам (фелицитологическая или гедонистическая), развитие человеческого в человеке («человекообразующая», гуманистическая функция). Известно, что В. А. Сухомлинский под воспитанием понимал «великое творчество повторения себя в Человеке». Но ограничивать семью только сферой межиндивидуальных отношений, сферой интимного, личного счастья нельзя, ибо в ней всегда присутствует определенный общественный, гражданский интерес, который «цементирует» семью в качестве специфического социального института, в деятельности которого проявляется общественно значимое.

Деятельность семьи как общественного института — полифункциональна. Одна из ведущих функций семьи — обеспечение своим членам нормальной совместной жизнедеятельности, т. е. укрепление и совершенствование духовно-нравственных основ образа жизни этой пер-

вичной ячейки общества и создание таким образом условий, необходимых для гармоничного развития личности. Современная семья выполняет ряд других функций: рекреативную (восстановительную), связанную с охраной здоровья членов семьи, с организацией их отдыха, с воспроизводством и закреплением семейных ценностей и т. п.; регулятивную (регулирование отношений между супругами, родителями и детьми, между поколениями и внутри поколений); функцию социального контроля за поведением личности в семье и связанную с ней функцию социальной ответственности за сохранение и укрепление семьи, за воспитание, и здоровье детей; снятие с людей стрессовых состояний и т. п.

Постепенно в связи с ростом социальной активности женщины основной функцией семьи, не считая репродуктивной, становится функция воспитательная, ибо целью социального развития общества становится формирование личности человека. Этой функции подчинены в какой-то степени все остальные, в том числе хозяйственная, функция потребления, организация досуга и др., ибо они направлены на создание условий для всестороннего развития человека.

Исходя из вышеизложенного, можно сказать, что семья — это специфическая форма социальной жизнедеятельности людей, обусловленная экономическим строем общества, основанная на браке или родстве, включающая в себя всю совокупность отношений (между мужем и женой, родителями и детьми, между различными поколениями), складывающихся на базе совместной разносторонней хозяйственно-бытовой и иной коллективной деятельности ее членов, в которой реализуются как потребности общества (в физическом и духовном воспроизводстве человеческой личности, в обеспечении нормальной совместной жизнедеятельности людей в сфере личной жизни), так и потребности индивида (в интимных связях, в семейном, личном счастье).

Семья несет правовую и моральную ответственность за состояние физического и нравственного здоровья детей, за их воспитание и подготовку к общественно полезному труду, за воспитание будущих достойных членов общества. В свою очередь, дети обязаны заботиться о своих родителях и оказывать им помощь.

Семья не может рассматриваться односторонне только как явление материальное или духовное, как естественное или чисто социальное образование, ибо в ней своеобразно переплетаются различные общественные отношения, отражается материальная, родовая и духовная жизнь людей. Семья базируется на единстве материальных и идеологических отношений, имеющем естественную основу.

Многообразная духовная жизнь семьи, включающая различные виды духовной деятельности и соответствующие им политические, правовые, нравственно-эстетические чувства, идеи ее членов, относится к сфере общественного сознания. Об этом писал К. Маркс: «Над различными формами собственности, над социальными условиями существования возвышается целая надстройка различных и своеобразных чувств, иллюзий, образов мысли и мировоззрений. Весь класс творит и формирует все это на почве своих материальных условий и соответственных общественных отношений». В этой связи отметим, что попытка считать духовную деятельность в семье, например такой ее вид, как воспитание подрастающего поколения, материально-практической деятельностью и на этом основании относить ее к общественному бытию, несостоятельна в методологическом отношении. Воспитание — это особый вид духовно-практической деятельности.

Значение семьи в развитии общества обусловлено прежде всего тем, что через ее деятельность осуществляется процесс непрерывного биологического, социального и духовно-нравственного обновления поколений, что является одним из непременных условий общественного

прогресса. Следовательно, правильное понимание сущности семьи предполагает анализ ее структурообразующих элементов, в том числе и такого, как социально-естественные отношения.

Вместе с тем, признавая значение указанных отношений и семье, недопустимо их биологизировать и тем более выводить ее формы из так называемой «неизменной биологической природы» человека — его влечений, инстинктов. Хотя «детопроизводство» действительно имеет физиологические, естественно-природные основы, однако в семейных отношениях природное бытие человека с необходимостью приобретет социальный характер и в силу этого становится человеческим бытием, ибо развитие института семьи подчинено социальным закономерностям. Исключения из этого не составляют и отношения, связанные с воспроизводством населения, его половозрастной структуры, рождаемостью и т. д. В конечном счете этот вид отношений детерминирован социально-экономическими причинами.

Духовно-идеологическая жизнь семьи сложна и многообразна: правовые и политические, нравственные и эстетические взгляды и отношения супругов, родителей и детей, их психологические взаимоотношения, этические нормы, традиции, духовные ценности, различные установки, а также отношение семьи к обществу, ячейкой которого она является, воспитание детей и т. д. Эта сфера жизни семьи относится к области надстройки общества.

Нравственные отношения, в отличие от правовых, имеют место в любой семье, независимо от ее юридического статуса. В этом наиболее рельефно выражается специфика проявления морали в семейных отношениях. Здесь она, как, впрочем, и в других социальных общностях, не локализуется в определенном месте, а охватывает все виды жизнедеятельности людей. Это повышает роль субъективного фактора в семье.

Специфика семьи обусловлена тем, что она есть совокупность многообразных отношений: между супругами (супружеский союз), родителями и детьми, между поколениями, представителями различных полов. С одной стороны, семья - явление общественное, а с другой - естественное. В силу этого семья - двуединое явление, в котором своеобразно отражается противоречивое единство естественного и социального на уровне первичной ячейки общества.

Все перечисленные отношения не рядоположены. Они взаимопроникают друг в друга и взаимодействуют между собой. Противоречивое единство всех указанных сторон и образует целостную неразложимую многогранную социальную систему семейных отношений. При этом супружество, хотя и является важнейшим условием семьи, само по себе не создаёт семьи, ибо последняя есть система определённых родственных связей и отношений не только между личностями супругов, но и между ними и детьми, между поколениями и т. д. [30, 35].

С момента своего возникновения брачные отношения активно регламентируются сначала обществом, а впоследствии государством. Заключение брака — акт общественного и государственного значения, он совершается при участии органов государственной власти. Регистрация брака является его конституционным элементом, вследствие чего он порождает определенные права и обязанности супругов, родителей и детей по отношению друг к другу. Если брак не соответствует основным требованиям данного общества, не учитывает юридических законов, игнорирует моральные правила и предписания человеческого общежития, то он или не может быть заключен, или расторгается. Брак — государственная мера, с помощью которой регулируются отношения между полами в обществе, а также устанавливаются определенные права и обязанности для супругов, родителей и детей.

Все перечисленные отношения существуют в семье при наличии определенных условий. Правовые отношения к семье имеют силу только в том случае, если брак санкционирован государством, т. е. официально зарегистрирован. Это юридический момент брака, вследствие чего брак порождает определенные права и обязанности, ответственность супругов. Если брак не легализован, никаких правовых отношений он не порождает.

Брак и семья изучаются разными науками, центральной из которых является психология.

Психология семьи и брака, как известно, это междисциплинарное направление в психологии, изучающее проблемы брака и семьи, включающее исследования в области социологии, экономики, этнографии, истории, юриспруденции, демографии и так далее. Впервые систематическое изучение психологии семьи и брака было предпринято в конце 20 — начале 30-х гг XX в. в США. Бурный рост исследований привел к тому, что в 60 — 70-х годах начал активно дискутироваться вопрос о возможности выделения исследований брака и семьи в отдельную науку. Однако в связи с тем, что данный объект в каждой из наук рассматривается со своей специфической точки зрения, этот вопрос остался открытым. Психологические исследования брака и семьи включают изучение факторов, влияющих на качество брака, цикл развития семьи, ролевую структуру семьи, распределение власти между членами семьи, межсупружеское общение, установки на брак и семью, детерминанты выбора брачного партнера, эффективность различных паттернов воспитания, психологические особенности родителей и их детей и так далее. В отдельную область исследования выделено изучение процесса и эффективности семейного и брачного консультирования.

Данные, которыми располагает психология семьи и брака, являются основанием для формирования различного рода социальных и психологических программ и рекомендаций, направленных на помощь семье.

Они служат источником разработки научных принципов подготовки специалистов, работающих с семьей, осуществляющих коррекционное воздействие как на семью в целом, так и на отдельных ее членов.

Тема осуществляемой нами работы - основные социально-психологические проблемы современной ливанской семьи.

Российские и зарубежные исследователи создали много работ, посвященных разным аспектам семейной жизни. Однако арабская семья пока не стала предметом комплексного социально-психологического изучения. Между тем восточная культура определила некоторые особенности семейной жизни, которые, наряду с недостаточной разработанностью и исследо-ванностью вопроса, делают тему данной работы актуальной. Актуальность изучения ливанской (восточной, арабской) семьи обосновывается еще и тем, что она переживает на современном этапе серьёзные изменения.

Объектом исследования является семья как социальная группа; предметом исследования - система межличностных взаимоотношений в современной ливанской семье.

Цель работы состоит в выявлении специфических особенностей межличностных отношений в современной ливанской семье.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

выявить национальное своеобразие, семьи в Ливане в плане межличностных отношений;

определить современные социально-психологические тенденции развития ливанской семьи;

выделить типы современной арабской семьи;

охарактеризовать национальные социально-психологические особенности супружеских взаимоотношений и детско-родительские отношения в ливанской семье;

- дать практические рекомендации по профилактике и решению семейных проблем.

Гипотеза исследования заключается в предположении, что использование положительных и преодоление негативных тенденций в развитии современной ливанской семьи может способствовать укреплению семей-но-брачных отношений и оптимизации детско-родительских отношений.

Методологической базой исследования являются труды русских, ливанских и зарубежных исследователей: Е.Н. Резника, Н.Д. Шимина, Э.Г. Эйдемиллера, Албида Халеда Омара, К. Бандали, К. Нассар, Л. Адлера, Б. Спока, 3. Фрейда и др.

Для решения поставленных задач в работе используются методы анализа литературных источников, наблюдения и самонаблюдения, анкетирования, бесед и интервью.

На защиту выносятся следующие положения.

  1. Ливан представляет собой страну, в которой диалектически взаимодействуют мусульманская и христианская семейные традиции. В соответствии с этим экономическая организация ливанской семьи существует в трёх формах: традиционной, переходной и современной. Отношения с детьми характеризуются взаимодействием двух факторов: с одной стороны жёсткими требованиями соответствия традиционным канонам воспитания, с другой - культом детей в арабском обществе, восходящим к Корану.

  2. Влияние Европы проявляется в снижении власти мужа-отца, получении женщинами возможности образования и права на развод, развитии сексуального просвещения. В экономическом плане изменения в ливанской семье связаны с выходом женщин на работу и обретением материальной независимости от мужчины в широком смысле (отца, брата, мужа).

  3. Изменения в положении женщины под влиянием европейских тенденций и обретение социального статуса влекут за собой структурные и психологические изменения в ливанской семье, перераспределение ролей мужа, жены, сына дочери - всей социально-психологической структуры взаимоотношений членов семьи.

Теоретическое значение исследования определено тем, что рассмотрены не только социальные, но и социально-психологические причины кризисного состояния ливанской семьи.

Научная новизна исследования заключается в:

1) выявлении национального своеобразия межличностных отноше
ний в ливанской семье, проявляющегося в том, что внебрачные сексу
альные отношения резко осуждаются Кораном и общественной моралью,
в результате чего в Ливане отсутствуют незаконнорожденные дети и ма
тери-одиночки. В ливанской семье муж или старший брат несёт ответст
венность за материальное обеспечение жены, сестры и за получение ими
образования. Детско-родительские отношения характеризуются автори
тарной позицией отца и демократической позицией матери.

2) определении социально-психологических тенденций развития
современной ливанской семьи. В ливанской семье радикально перерас
пределились роли мужа и жены, сына и дочери, в результате чего изме
нилась вся психологическая структура взаимоотношений членов семьи.
В течение последних десяти лет резко сократилось число детей в ливан
ской семье: от 6 и более до 2 - 3. В выборе спутника и спутницы жизни,
профессии и образования в настоящее время стали доминировать более
демократические тенденции в сравнении с традиционными.

3) установлении типов современной ливанской семьи. Наряду с тра
диционными или клановыми и полигамными семьями параллельно суще
ствуют семьи европейского типа, в которых женщины занимают более са
мостоятельную и независимую по отношению к мужчинам позицию. В на
стоящее время все ливанские семьи возникают на основе церковного брака.

Практическое значение работы определяется тем, что: 1) материалы и выводы по результатам исследования могут быть использованы в школьном и университетском курсе «Этики и психологии семейных отношений»;

2) полученные в результате проведённого исследования данные
могут быть использованы родителями для оптимизации детско-
родительских отношений;

  1. результаты исследования могут быть использованы супругами в целях улучшения межличностных отношений и более успешного преодоления супружеских конфликтов;

  2. данные, полученные в ходе исследования, могут быть использованы для взаимной адаптации супругов в смешанных браках.

Цели, задачи и сформулированная гипотеза обусловили структуру работы, которая состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и двух приложений.

Во введении обосновываются актуальность темы, формулируются гипотеза, цель, задачи исследования, излагается методика.

В первой главе проводится теоретический анализ научной литературы об арабской и ливанской семье, рассматривается национальное своеобразие мусульманской и христианской семьи в Ливане и современные тенденции её развития.

Во второй главе исследуются социально-психологические особенности современной арабской семьи, выделяются её типы и психологические особенности структуры детско-родительских отношений и воспитания детей.

В заключении формулируются основные выводы исследования и практические рекомендации по применению основных положений работы в учебном процессе и в ходе становления семейных отношений и воспитания детей.

Приложение содержит анкеты, использованные для получения экспериментального материала.

Результаты исследования изложены в пяти публикациях.

Национальное своеобразие семьи в Ливане

Поскольку наше исследование проводилось, в основном, на материале ливанской семьи, приведём некоторые сведения, необходимые для ясности дальнейшего изложения.

Ливан (Ливанская Республика, арабская Аль-Джумхурия аль-Лубнания) - небольшое государство Восточного Средиземноморья, расположенное в Западной Азии, независимое с 22 ноября 1943 года, пло-щадью 10400 км . Население Ливана в 1988 году составляло 2,8 млн. человек: свыше 90% ливанские арабы и арабы других стран, в том числе около 400000 человек — палестинские беженцы. Городское население составляет 77%, официальный язык — арабский. Верующие -— мусульмане и христиане. Административно-территориальное деление: 5 муха-фаз 1. Столица Бейрут, крупные города (морские порты) - Триполи, Сайда, Джуния. Глава государства — президент, законодательный орган — однопалатный парламент. Дипломатические отношения с СССР установлены в 1944 году.

В IV — II тысячелетиях до н. э. на территории современного Ливана возникли финикийские города-государства. В VIII — I вв. до н. э. Ливан находился в составе различных государств Древнего Востока, в I в. до н. э. — IV в. н. э. под властью Рима. В 7 в. н. э. был завоёван арабами. С начала XVI в. по 1918 г. входил в состав Османской империи (в XVI — XVII вв. Ливаном фактически правила местная династия Маанов, с конца XVII в. по 1840 г. — Шихабов). С 1920 по 1943 г. Ливан имел статус французской подмандатной территории. Поощрявшееся правящими кругами Ливана вмешательство иностранного, главным образом американского, капитала в дела Ливана вызвало вооружённое восстание, в 1958 г. завершившее-ся поражением реакционных сил. С конца 1960-х гг. на территории Ливана действовали организации Палестинского движения сопротивления (ПДС). С начала 1970-х гг. нарастали внутренние противоречия, вылившиеся в апреле 1975 — октябре 1976 г. в вооружённый конфликт между правохристианскими силами, поддерживаемыми Израилем, и блоком национально-патриотических сил (НПС) — ПДС. С 1970-х гг. Ливан подвергался агрессивным акциям со стороны Израиля, наиболее крупные — в 1978 и 1982 гг. В 1982 году Израиль оккупировал юг Ливана, отряды ПДС покинули Бейрут. В 80-е гг. сохранялось противоборство основных политических блоков — НПС и правохристианских сил.

Ливан — страна с развитой банковско-финансовой системой, тран-зитно-транспортной торговлей и сферой обслуживания. Доля в ВВП (на 1981 г.) сферы обслуживания (включая торговлю, транспорт и др.) 70%, промышленности и строительства 20%, сельского хозяйства 9% [1, 709].

Основное население Ливана составляют ливанские арабы - ливанцы (около 2,2 млн. человек; общая численность 2,32 млн. человек на 1987 г). Говорят они на сиро-ливанском диалекте арабского языка. По религии христиане (марониты - от имени легендарного основателя Map Марона, - приверженцы особой христианской церкви, общины марони-тов возникли в V - VII в. в Сирии, живут главным образом в Ливане, а также в Египте, Сирии и др.; мелькиты; греко-православные и др.) и мусульмане (сунниты, шииты и друзы - приверженцы одной из мусульманских шиитских сект, основанной в начале XI в., всего свыше 650000 человек (на 1987 г.), кроме Ливана, живут также в Сирии).

В Ливане живо представление о том, каким должен быть «настоящий ливанец» — неунывающий и предприимчивый житель прибрежных городов, своевольный и гордый горец со склонов Ливанского хребта, сдержанный и усердный земледелец из долины Бекаа. Таковы стереотипы, принятые внутри страны и за ее пределами.

Формирование этноспецифических черт личности ливанца во многом связано с конфессиональной ситуацией, отражающей комплекс социально-экономических, идеологических, культурных и прочих проблем этой страны. Ее трехмиллионное население разделено на несколько конфессиональных групп: христианских (марониты, православные, мельки-ты, или православные-униаты, протестанты и пр.) и мусульманских (сунниты, шииты-метуалии, друзы и пр.). Примерно равные по численности группы суннитов, маронитов и шиитов составляют около 4/5 всех жителей страны. Сравнительно небольшая друзская община издавна играет здесь активную социально-политическую роль [21, 4).

Наглядным проявлением межобщинной обособленности является конфессиональная эндогамия. Ее многовековой практикой объясняются определенные антропологические различия, выявленные у некоторых групп ливанского населения [78; 68]. Необходимо подчеркнуть также, что уровень рождаемости у местных мусульман (особенно в городах) в целом выше, чем у христиан. По данным 60-х годов, средний показатель рождаемости составлял в деревне 7,65 у мусульман и 7,18 у христиан, а в городе — соответственно 6,53 и 3,7 [8, 156]. Таким образом, действительная конфессиональная структура все более и более не соответствует квотам общинного представительства, введенным в начале 30-х годов.

Передаваемая от поколения к поколению конфессиональная традиция веками воспроизводила особое самосознание, сводившее все многообразие социальных контактов к общинным связям, закрепляя идеологически конфессиональную отчужденность [19; 22]. Однако не менее сильным оставался фактор межобщинного сотрудничества, определяющий существование Ливана как самостоятельного государства. Это сотрудничество обусловливается общностью языка, природно-географической среды, экономики, а также принадлежностью основной массы ливанцев к единой традиционно-бытовой культуре.

Факторы, определяющие своеобразие современной ливанской семьи

В последнее время намечаются изменения во многих традиционных сферах жизни арабского общества, которые влияли на социальные организации, особенно семью (именно в ней эти изменения ощущаются особенно сильно). Среди этих явлений - ослабление власти отца, выход женщин на работу, участие женщин в обеспечении семьи и своих детей. Заметной стала конкуренция между мужчинами и женщинами, не только в профессиональной сфере, но и по другим культурным и социальным вопросам: например, по поводу демократии, равноправия, управлению, выборам [50, 93].

«Практически все авторы, занимающиеся семьёй, в качестве основной особенности современной семьи выделяют переход от жёстко заданных, ригидных, формализованных ролевых взаимоотношений «автократической», «патриархальной» семьи к гибким более динамическим в характере распределения ролей между супругами, основанным на эмоциональных связях «эгалитарной», «демократической семьи» [14, 46].

В то же время арабские женщины переживают определённый психологический дискомфорт в результате ущерба, причинённого их феми-нинности в процессе маскулинизации. Если сравнить ливанку с европейкой, то последняя потеряла женственность, ибо для ливанки женственность - это материнство. Она привязана к детям, они - самое главное в ее жизни. И даже если она работает, ее рабочий график составлен таким образом, чтобы достаточно времени уделять детям.

Кристин Нассар отмечает, что причиной отсталости арабской семьи является также колониальная зависимость. Колонизаторы - французы и англичане - не были заинтересованы в прогрессе арабского общества. Они старались, чтобы арабы не двигались вперёд, арабское общество не развивалось. Было много периодов, когда они влияли на изменение общества каждый по-своему (сначала французы, потом англичане). И влияли на изменения арабской семьи [50, 63].

Подавляющее число исследователей современной ливанской семьи указывает на то, что семейные отношения изменились радикально. Считается, что решающим фактором этих изменений является экономика.

Какие же изменения претерпевает экономический фактор, влияющий на состояние ливанской семьи?

Еще в недавнем прошлом тяжелое экономическое положение страны побуждало людей стремиться к единению. И в целом ливанское общество выглядело сплоченнее. Помощь друг другу была важнейшим требованием и условием жизни. Теперь каждый занят своим благополучием, своими персональными проблемами. Брак по-прежнему в большинстве случаев строится, исходя из соображений экономической выгоды. Кроме того, он должен удовлетворять амбиции родственников молодоженов - быть «достойным» браком, которым можно гордиться из-за упрочившихся связей, возможности продвинуться выше в социальной иерархии, или возможности соединения с прославленными, почитаемыми семьями.

Общественная жизнь современного Ливана переживает кризис. Влияние экономических факторов становится еще более ощутимым. Это создает множество проблем для молодых людей: нужда, необходимость в поддержке и множество других материальных проблем.

Социологические исследования свидетельствуют о том, что 70% членов ливанского общества выступает за большую семью (3-4 ребёнка) в условиях хорошей заработной платы, позволяющей достойно обеспечить детей. Однако экономическая ситуация в Ливане отняла у большинства родителей возможность создать большую семью.

Становится невероятно трудно вообще завести семью. Большинство молодых людей не имеет возможности жениться «вовремя». Браки заключаются все чаще в 30 - 35, даже 40 лет.

Сейчас для многих молодых семей возможность жить отдельно от родителей - только мечта. При скудной зарплате возможность дать хорошее образование детям очень ограничена.

Это дало женщине возможность выбирать брачного партнёра. Некоторые из ливанских женщин приближаются к европейскому отношению к браку и разводу, что влечёт за собой как положительные, так и отрицательные моменты, так как женщины не боятся легко, безответственно выйти замуж, поскольку можно легко развестись.

По результатам проведённого нами опроса признали наличие серьёзных экономических проблем в обеспечении детей 25% полных семей.

Основные последствия войны для детей сводятся к следующему: 1. Смерть или разлука с одним из родителей, ослабление и распад семьи, материальная нужда. 2. Травмы в развитии (агрессивность, страх, отсутствие/ослабление внимания, подозрительность и недоверие. 3. Отсутствие возможности удовлетворения самых основных потребностей (питание, безопасный дом, покой, игра, радость, общительность, признание окружающего мира). 4. Негативизм по отношению к обществу, безответственность, ненависть, аморальность и бесчеловечность [64, 178]. Война повлияла и на состояние рождаемости. В 1997 году у 5548 обследованных ливанцев родилось всего 97 детей. Это значит по стране всего 17 тысяч. Дети в возрасте до 5 лет составили всего 10 - 12% в разных районах. Рождаемость снизилась в среднем в 5 раз.

Проблемы современной ливанской семьи

В большой ливанской семье-клане мальчик чувствует, что его отец в определённой мере подавляет его личность. Отец - это высшее «Я», и это вредит детям.

А девочка может быть любимой, но она принадлежит к другой касте, по сравнению с той, к которой относятся мальчики. К ней даже обращаются по-другому. Девочка - это обуза для семьи, а мальчики - выгода. И у неё с детства возникает чувство, что она не нужна, её существование не представляет ценности. Это положение более выражено в традиционно-консервативных семьях, чем в современных. Поэтому девочка получает меньше внимания, чем мальчик, а в детстве редко занимает сколько-нибудь значительное место в семье (это бывает в том случае, если она первая - старшая сестра, или, наоборот, последняя, младшая и единственная). В то же время это даёт ей возможность расти более свободной и научиться более гибко решать проблемы и преодолевать трудности. Она не сталкивается с тем давлением, которому подвергается мальчик, и в конечном счёте взрослеет быстрее. Именно это помогает ей всё время бороться с обществом, его порядками и системой, ориентированной на то, чтобы женщину подавить.

И всё же предпочтение, оказываемое мальчику перед девочкой в семье, вызывает у неё психологические нарушения и чувство отверженности [65, 9].

В настоящее время отец стал оставлять дочери наследство перед смертью, или даже при жизни вручать дочери её долю, чтобы братья не могли её отнять. (Коран предписывает девочке её долю: 2 дочерям как одному сыну). Считается, что женщина очень эмоциональна и может при малейшей необходимости продать землю, а мужчина будет хранить её до конца и передаст сыновьям по наследству. Так, братья матери автора после смерти их отца, не оставившего завещания, не захотели по закону выделить её долю, предложив ей только незначительную денежную компенсацию.

Девушке специально выделяется жильё на случай смерти родителей или развода. В Ливане эта традиция постепенно исчезает, но в других арабских странах ещё существует.

В системе ценностей ливанского общества, как и повсюду в арабском мире, ребенку отводится важное место. «Бог посылает детей», — повторяют ливанцы всех вероисповеданий. Соответственно бесплодие рассматривается как божье наказание. Взрослого человека, не имеющего потомства, Коран презрительно называет «бесхвостой овцой» [10], и это выражение применяется не только среди мусульман.

Бездетные семьи в арабском мире встречаются очень редко. В Ливане супруги разводятся не только по экономическим причинам, но одним из главных факторов является отсутствие детей. Обычно мужчина разводится сразу, если его жена не может иметь детей. Любящая женщина может смириться. Но даже если молодые супруги согласятся не иметь детей, то родители не оставят их в покое: им нужен внук, чтобы продолжить род, и если она не может осуществить это, то сможет другая.

Проблема решается с помощью развода или многоженства. Многоженство регулируется Кораном - разрешается иметь до 4 жен одновременно. Предыдущих жён ставят перед фактом. Имущественное положение мужа не играет роли. Широко распространено многоженство в Египте.

У мусульман считается, что разводиться из-за отсутствия детей не обязательно, если муж и жена любят друг друга. Но жена соглашается на развод ради мужа, так как чувствует, что их счастье не будет полным, если у них не будет детей, а с другой стороны, чтобы избежать ответственности и не чувствовать себя виноватой.

Рождение ребёнка традиционно было очень важно в первый год брака. Оно расценивается как свидетельство полноценности мужчины и женщины. И все окружающие ждут этого. Дети - предмет гордости.

Рождение первенца резко повышает статус жены. Только теперь она становится полноправным членом семейно-родственного коллектива, и в случае смерти мужа получает право распоряжаться его имуществом до совершеннолетия сына. По кораническим нормам, признаваемым и немусульманскими общинами Ливана, женщина наследует часть имущества своих родителей, равную половинной доли ее брата [10], но она почти никогда не претендует на это наследство и редко получает его.

В настоящее время положение бездетных пар в Ливане меняется, но наличие детей остаётся главным фактором нормальной семьи. Без них не мыслится ливанская семья. Жан Лимер пишет по этому поводу: «Живут родители под одним кровом или в разных местах, рождение детей остаётся основной мечтой. К этому стремятся все супруги, даже те, которые не признаются в этом» [88, 333 - 337].

Психологические особенности детско-родительских отношений и воспитание детей

Главной целью, ради которой создается семья, в Ливане по-прежнему остается рождение детей. Дети остаются главной ценностью ливанской семьи, и хотя количество их может быть меньше, чем раньше, но 2 - 3 ребенка - обязательно. Брак без детей рассматривается как неудачный. Женщины и мужчины женятся и выходят замуж ради детей.

Все публикации, посвященные семье, обязательно посвящены и детям. Семья там, где есть дети. У исследователей семьи не бывает, чтобы они не писали о детях. Всеми исследователями дети единогласно признаются важнейшей ценностью. Общепризнанно, что скрепляют семью не только экономический фактор, родство, которым можно гордиться, но и дети, любовь между супругами, понимание. Больше того, последние факторы должны присутствовать ради благополучия детей. Это - главное.

Ислам призывал иметь много детей и жениться на рожающих женщинах.

Ислам не разрешает планирования семьи, кроме случаев заболевания женщины, или по возрасту, но не из-за бедности: считается, что детей кормит бог, это не забота человека.

Сказал бог: деньги и дети - украшение жизни человеческой [10]. Деньги и дети, это дар бога и украшение жизни, к ним интуитивно стремится каждый человек.

Деньги и дети имеют общую пользу в жизни человека, и если человек умирает, после его смерти, сказал пророк Мухаммед, прекращаются его дела кроме трёх: садак постоянный (милостыня, которую правоверный раздаёт бедным каждый год), наука приносящая пользу (человек науки не умирает, его дело продолжается), или наследник (сын, который молится за отца, и люди говорят: это сын такого-то, он хорошо его воспитал, поэтому был хорошим человеком).

Но шайтан внушил некоторым людям, чтобы они планировали число детей и не планировали свои денежные доходы.

Враги мусульман пытаются уменьшить их число под предлогом планирования семьи, когда те стараются активно увеличить численность населения, и бесплатно раздают им противозачаточные таблетки вместо батонов хлеба - такова точка зрения ислама.

С другой стороны, большая рождаемость - это проблема, которая стоит перед социальным развитием и повышением уровня жизни в Ливане. Планирование семьи позволяет пожить несколько лет, наслаждаясь, и, с другой стороны, хорошо подготовиться к рождению и воспитанию ребенка [46, 35 - 36].

Реально планирование семьи достаточно широко практикуется во многих арабских странах, в том числе и в Ливане. Многие факторы способствуют этому явлению: в первую очередь, экономические и выход женщины на работу. В настоящее время в Ливане 80,8% женщин пользовались противозачаточными средствами хотя бы один раз в жизни, из них 61% пользуется ими регулярно [54]. Уровень плодовитости у женщин в Ливане в настоящее время достигает 2,5, а среднее число детей в семье 3-4.

Ливанское общество рассматривает небольшую семью как цель, к которой следует стремиться. Ответственность создания политического подхода к планированию рождаемости и планированию семьи должно взять на себя государство.

Воспитание в психологии рассматривается как деятельность по передаче новым поколениям общественно-исторического опыта, планомерное и целенаправленное воздействие на сознание и поведение человека с целью формирования определенных установок, понятий, принципов, ценностных ориентации, обеспечивающих необходимые условия для его развития, подготовки к общественной жизни и производительному труду. Отсюда вытекает необходимость раскрытия психологических законов и механизмов формирования личности, что составляет важную предпосылку разработки новых средств, форм и методов качественного совершенствования системы воспитания.

Рассматривая воспитание как процесс, осуществляемый при взаимодействии воспитателей и воспитуемых, а также взаимодействие между собой самих воспитуемых, являющихся полноправными субъектами, а не только объектами воспитания, российская психология изучает закономерности саморазвития личности в условиях специально организованной воспитательной системы, обеспечивающей не приспособление растущих людей к наличным формам социального бытия, не подгонку под определенный стандарт, а целенаправленное развитие каждого ребенка как неповторимой человеческой индивидуальности.

Организация воспитания связана с построением такой общественной практики, которая направляет развитие субъективного мира человека, содействуя осознанному принятию им общественных ценностей, самостоятельности в решении сложных нравственных проблем в соответствии с образцами, идеалами общества. Выявление психологией определенных законов развития личности, характера ее становления на разных возрастных этапах онтогенеза с учетом «зоны ближайшего развития» и особых сензитивных периодов, когда растущий человек особенно чувствителен к общественному мнению, к утверждению себя среди окружающих, позволяет ориентировать педагогическую практику на построение целостной системы воспитания детей, подростков и юношества, направленной на формирование у них самостоятельности и ответственности, принципиальности и чувства собственного достоинства, творческой активности и критического мышления.

Похожие диссертации на Социально-психологические проблемы современной ливанской семьи