Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Социально-психологические условия устойчивости межэтнического брака Багарян Рузанна Артуровна

Социально-психологические условия устойчивости межэтнического брака
<
Социально-психологические условия устойчивости межэтнического брака Социально-психологические условия устойчивости межэтнического брака Социально-психологические условия устойчивости межэтнического брака Социально-психологические условия устойчивости межэтнического брака Социально-психологические условия устойчивости межэтнического брака Социально-психологические условия устойчивости межэтнического брака Социально-психологические условия устойчивости межэтнического брака Социально-психологические условия устойчивости межэтнического брака Социально-психологические условия устойчивости межэтнического брака Социально-психологические условия устойчивости межэтнического брака Социально-психологические условия устойчивости межэтнического брака Социально-психологические условия устойчивости межэтнического брака
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Багарян Рузанна Артуровна. Социально-психологические условия устойчивости межэтнического брака : диссертация ... кандидата психологических наук : 19.00.05 / Багарян Рузанна Артуровна; [Место защиты: Тамб. гос. ун-т им. Г.Р. Державина].- Тамбов, 2009.- 161 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-19/307

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретико-методологические основы изучения устойчивости межэтнического брака

1.1 Устойчивость межэтнического брака как проблема социальной психологии 11

1.2 Социально-психологические признаки устойчивости межэтнического брака 30

1.3 Психологический детерминизм устойчивости межэтнического брака 50

Выводы по первой главе 71

Глава 2. Эмпирическое исследование устойчивости межэтнического брака

2.1 Социально-психологические особенности кризисов межэтнического брака 73

2.2 Повышение устойчивости межэтнического брака в кризисе «идентификации супруга» средствами психологического консультирования

2.3 Анализ результатов повышения устойчивости межэтнического брака в кризисе «идентификации супруга» средствами психологического консультирования

Выводы по второй главе 132

Заключение 134

Библиография 137

Приложения 155

Введение к работе

Актуальность исследования. Демократизация и развитие в России открытого гражданского общества, экономические преобразования, а также локальные межэтнические конфликты активизировали миграционные процессы, обусловив значительное смешение населения разного этнического происхождения как в традиционно монокультурных, так и поликультурных регионах (Л.Ф. Безлепкина, И.А. Герасимова, Н.В. Зверева, Г.И. Климантова, Ю.А. Королев, В.А. Сысенко, Р.В. Татевосов, Л.Б. Шнейдер и др.).

Усложнение этнического состава регионов обусловили активное взаимодействие групп населения разного этнического происхождения как конструктивного, так и деструктивного характера. К деструктивным явлениям относятся конфронтационные тенденции в межэтнических взаимоотношениях. Конструктивные проявления заключаются в трудовом и деловом взаимодействии представителей разных этносов в регионах, взаимном обогащении региональных культурных традиций, а также в росте количества межэтнических браков (М.В. Буракова, Р.С. Бэрон, Е. Весельницкая, И.С. Кон, Д.А. Леви и др.).

Межэтнический брак представляет собой социально-психологическое образование со сложной, противоречивой и не всегда предсказуемой динамикой. Он рассматривается как альтернатива моноэтническому браку, в которой присутствуют как определенные преимущества развития семейного союза супругов разного этнического происхождения, так и потенциальные угрозы его устойчивости, включая семейные кризисы.

Состояние и степень разработанности проблемы. В психологических исследованиях значительное внимание уделяется межэтническому браку как социально-психологическому явлению (А. Г. Вишневский, М.С. Мацковский, Н.М. Римашевская др.). Делаются попытки раскрыть сущность межэтнического брака на основе этнических (О.Б. Асколкова, В.А. Луков, З.А. Малькова и др.), религиозных (И.А. Герасимова, Г.А. Заикина и др.) и языковых различий супругов (Г.И. Климантова, М.Г.

Панкратов, А.Г. Харчев и др.). Анализируются дифференцирующие признаки супругов, включая их культуру, то есть мировоззрение, ценности, нормы, традиции и обычаи (В.К. Лосева, Д. Майерс, М. Мид, А. Моруа, Г. Навайтис, А.К. Пирогов, Г. Плосс, Т.Г. Стефаненко и др.). Раскрываются тенденции заключения межэтнических браков, а также их множественная социально-экономическая обусловленность (А.Б. Орлов, Л.В. Осипова, Э.А. Пафман и др.). Предлагаются подходы к изучению отношений супругов в межэтническом браке (А. Пинт, Г. Плосс, Г.Ю. Ризниченко и др.), описываются признаки устойчивости межэтнического брака (Р.У. Ричардсон, В.М. Розин, Ю.Б. Рюриков и др.), детерминизм как благополучного (Н.А. Коваль, В.Сатир, Н.Ю. Синягна и др.), так и кризисного развития межэтнической семьи (В.В. Александрова, В.Н. Соколова, А.С. Спиваковская и др.). Особое внимание уделяется изучению кризисов, характерных для межэтнических супружеских отношений (Т. Разумовская, К. Уэст, Б.Ю. Шапиро, Г. Шихи и др.).

Несмотря на проведенные исследования устойчивости межэтнического брака, до сих пор остаются неразрешенными противоречия между:

признаваемой сложностью супружеских отношений в межэтническом браке и их недостаточной социально-психологической изученностью;

имеющимися исследованиями в области устойчивости отношений супругов в межэтническом браке и неполной психологической интерпретацией критических фаз семейного развития;

опытом коррекции супружеских отношений в межэтническом браке и небольшим исследовательским опытом разрешения семейных кризисов, обусловленных этническими различиями супругов.

В связи с существующими противоречиями остается нерешенной проблема повышения устойчивости межэтнического брака. Она заключается в том, что в межэтническом браке нередко наблюдаются супружеские конфликты. Конфликтные ситуации переходят в семейный кризис с

отрицательными последствиями не только для супругов, но и для детей. Выходя за пределы семьи, конфликты в межэтническом браке оказывают негативное влияние на этнические отношения в социуме. Этим обусловлена актуальность темы диссертационного исследования.

Цель исследования заключается в том, чтобы изучить социально-психологические условия повышения прочности межэтнического брака и апробировать полученные результаты в ходе консультирования супругов разного этнического происхождения.

Объектом исследования является устойчивость межэтнического брака.

Предмет исследования составляют социально-психологические условия устойчивости межэтнического брака.

Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что устойчивость межэтнического брака может быть повышена средствами психологического консультирования, если формировать у супругов межэтнические когнитивные стратегии, безоценочную каузальную атрибуцию поступков, толерантное отношение к этническим различиям, гармонизацию этнических разногласий, этнорелятивистское восприятие межэтнических различий на этапах изучения семейной ситуации, их диагностики, репрезентации семейного кризиса, а также модификации поведения супругов в межэтническом браке.

Задачи исследования:

Исследовать устойчивость межэтнического брака как проблему социальной психологии.

Изучить социально-психологические признаки устойчивости межэтнического брака.

Раскрыть психологический детерминизм устойчивости межэтнического брака.

Выявить социально-психологические особенности кризисов межэтнического брака.

Показать возможности повышения устойчивости межэтнического брака в кризисе «идентификации супруга» средствами психологического консультирования.

Методы исследования: теоретико-методологический анализ научной литературы по проблемам семьи, супружеских отношений и особенностей супругов в межэтническом браке; эмпирические исследования межэтнического брака средствами наблюдения, а также следующих методик «Изучение межличностного семейного конфликта (В.П. Левкович, О.Э. Зуськова)», «Модифицированная шкала «дифференциальной оценки отношений в семье» (А.Н. Волковой)», «Субъективная удовлетворенность браком» (методика Т.М. Трапезниковой в модификации Р.А. Багарян), «Психологический портрет» (Р.А. Багарян), «Выявление симптомов кризиса идентификации супругов в межэтническом браке» (Р.П. Мильруд, Р.А. Багарян), «Психологическая матрица репрезентации семейного кризиса (Р.А. Багарян, Р.П. Мильруд)»; опытно-экспериментальное исследование проблемы повышения устойчивости межэтнического брака средствами психологического консультирования супругов разного этнического происхождения.

Теоретико-методологической основой исследования являются фундаментальные труды в области психологии личности (Г.М. Андреева, А.Г. Асмолов, К.А. Абульханова-Славская и др.), отношений (А.А. Бодалев, А.Я. Варга, А.С. Спиваковская и др.), этнической психологии (С.К. Бондырева, Т.Г. Стефаненко, В.Г. Крысько и др.), социально-психологических аспектов семьи (А.Н. Аккерман, А.И. Антонов, С. Кратохвил и др.), семейных кризисов (А.А. Кроник, В.П. Левкович, Н.В. Малярова и др.) и взаимоотношений супругов (Е.В. Антонюк, К. Витек, Д. Мюриэл и др.), а также теоретико-методологические исследования в области семейного консультирования (Ю.Е. Алешина, Е.М. Дубровская, Ю.Г. Эйдемиллер и др.).

Научная новизна исследования заключается в том, что в диссертации

выявлены признаки устойчивости межэтнического брака, включая его функциональность, преодоление кризисов, достижение гармонии, распределение ролей, идентификацию личности супругов, респонсивность супружеских реакций, удовлетворенность прошлым и перспективу будущего межэтнической семьи; і

раскрыты детерминанты устойчивости межэтнического брака, такие, как сходство направленности личности супругов, резистентность супругов к конфликтным ситуациям и внешним воздействиям, стили супружеского общения, мотивация сохранения и укрепления межэтнической семьи и перспективы брачного союза супругов разного этнического происхождения;

найдены психологические факторы повышения устойчивости межэтнического брака, к которым относятся межэтническое взаимопонимание супругов, межэтническое происхождение детей, межэтнические преимущества брака.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в нем:

конкретизировано определение устойчивости межэтнического брака как сохранение перспективы развития супружеских отношений между представителями разных этносов, которые возникли на прагматической, конструктивистской и/или онтологической основе с успешным преодолением базальных оснований для его прекращения и устранением этнически обусловленных препятствий для удовлетворения взаимных потребностей супругов;

уточнено понятие «кризиса межэтнического брака» как периода крайнего обострения противоречий на определенном этапе семейной жизни со специфическими признаками поляризации этнической идентичности, гальванизации межэтнических противоречий, межэтнической конфронтации, маргинализации супругов и взаимной агрессии, требующей экстренного перехода фазы кризиса в фазу его разрешения;

систематизированы социально-психологические условия повышения прочности межэтнических супружеских отношений, к которым относятся

межэтнические когнитивные стратегии супругов, безоценочная каузальная атрибуция поступков друг друга, толерантное отношение супругов к взаимным этническим различиям, гармонизация этнических различий путем уподобления, синхронизации и пристраивания, а также этнорелятивистское восприятие межэтнических различий друг друга супругами;

Практическая ценность работы обусловлена тем, что в ней:

разработана методика психологического консультирования межэтнической семьи в период кризиса идентификации супруга/супруги;

предложены методы психологического исследования межэтнической семьи в период кризиса идентификации супруга/супруги и семейного консультирования;

материалы диссертации могут быть использованы в курсе лекций по социальной психологии, в лекциях по проблемам психологии семьи, а также в спецкурсе «Психология межэтнического брака».

Достоверность научных результатов и обоснованность выводов исследования обеспечивается концептуальной обоснованностью фундаментальных позиций, множественной экспериментальной проверкой и перепроверкой теоретических положений и разработанной концепции, опытным внедрением сделанных разработок в практику, опорой на современные методы эмпирического исследования, количественными и качественными показателями результатов опытно-экспериментальной работы и их научной интерпретацией.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Устойчивость межэтнического брака есть сохранение перспективы развития супружеских отношений между представителями разных этносов, которые возникли на прагматической, конструктивистской и/или онтологической основе с успешным преодолением базальных оснований для его прекращения и устранением этнически обусловленных препятствий для удовлетворения взаимных потребностей супругов.

  1. Признаки устойчивости межэтнического брака обнаруживаются в его функциональности, преодолении кризисов, достижении гармонии, распределении ролей, идентификации личности, респонсивности супружеских реакций, удовлетворенности прошлым и перспективе будущего межэтнической семьи.

  2. Устойчивость межэтнического брака определяется его детерминантами (сходством направленности личности супругов, резистентностью супругов к конфликтным ситуациям и внешним воздействиям на межэтническую семью, стилями супружеского общения, мотивацией сохранения и укрепления межэтнической семьи, сохранением и укреплением перспективы межэтнического брачного союза), а также психологическими факторами (межэтническим взаимопониманием супругов, межэтническим происхождением общих детей, межэтническими преимуществами брака).

  3. Кризис идентификации супруга в межэтническом браке представляет собой разрушение уверенности в правильности супружеского выбора, в котором между супругами в виде общих признаков наблюдаются ссоры, отчуждение, отсутствие диалога, устранение от взаимодействия, уход в себя, а в виде специфических признаков - поляризация этнической идентичности, гальванизация противоречий, межэтническая конфронтация, маргинализация на основе этнических различий и взаимная агрессия.

  4. Социально-психологическими условиями повышения прочности межэтнического брака являются межэтнические когнитивные стратегии супругов, безоценочная каузальная атрибуция поступков друг друга, толерантное отношение супругов к взаимным этническим различиям, гармонизация этнических различий путем уподобления, синхронизации и пристраивания, а также этнорелятивистское восприятие межэтнических различий супругами.

  5. Семейное консультирование супругов разного этнического происхождения в период кризиса идентификации супруга/супруги может

быть эффективным, если оно организовано по таким этапам, как изучение и диагностика семейного кризиса, его вербально-графическая репрезентация, а также модификация поведения супругов в межэтническом браке.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные теоретические положения и выводы диссертационного исследования освещались на Всероссийской научно-практической конференции (Сочи, 2008); на научных конференциях аспирантов и преподавателей Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина (2007-2009), а также на заседаниях кафедры социальной психологии ТГУ им. Г.Р. Державина (2007-2009).

Организация исследования. В исследовании приняли участие 25 семейных пар, состоявших в межэтническом браке (армянские мужья -русские жены), с семейным стажем 5-7 лет.

Структура диссертационного исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения.

Устойчивость межэтнического брака как проблема социальной психологии

Межэтнический брак, как одна из особенностей многонациональных регионов, играет важную роль в процессе изменения этнического состава населения, а также является средством интеграции общества в целом. В межэтническом браке происходит своеобразный обмен разнородных этнических признаков: экономических, психологических, демографических, социальных, идеологических и физиологических. В связи с этим возникает основная проблема межэтнических браков - необходимость синтеза культур, с одной стороны, и осознание неделимости собственной национальной сути, с другой. Таким образом, неизбежно совмещая в себе два разных начала, супруги в таком браке часто сталкиваются с чувством национальной раздвоенности, что естественно отражается и на устойчивости межэтнического брака.

Большое значение для понимания особенностей функционирования межэтнических браков в поликультурном регионе имеют работы Х.В. Дзуцева [65], Т.Г. Исламшиной [89], СВ. Корнеева [100], В.И. Курбатова [107], Г.С. Макарова [111], И.А. Субботиной [164], P.M. Тухватуллина [177], А.Ю. Шадже [195] и др.

Тенденции развития межэтнических браков раскрыты в работах Х.В. Дзуцева [65], Л.Н. Крыловой [105], В.П. Левкович [108], А.А. Магометова [ПО], В.В. Мархинина [113], А.Н. Пономарева [132], СВ. Прожжогиной [105], А.А. Сусоколова [167], Н.В. Уразгельдиевой [180] и др.

Проблему межэтнических браков, их связи с ценностными ориентациями супругов исследовали такие ученые, как Л.В. Абдрахманова [1], Д.В.Баранова [20], Л.А. Делова [61], А.Г. Здравомыслов [80], М.А. Зейтунян [84], Т.Г. Исламшина [88] В.Ю. Кокорев [97] и др.

Значительный интерес для решения задач формирования культуры межэтнических отношений в семье представляют работы Ю.В. Арутюняна [13], Ю.В. Бромлея [30], Ю.В. Дробижевой [70], В.Н. Галяпиной [37], В.В. Мархинина [113], А.П. Оконешниковой [128], Г.Т. Тавадова [172], Ж.Т. Тощенко [176], В.Х. Тхакахова [178] и др.

Этнопсихологические факторы функционирования межэтнического брака представлены в работах Л.В .Деловой [61], А.И. Донцова [69], B.C. Мухиной [123], Т.Г. Стефаненко [69], Ж.Т. Уталиевой [69] и др.

Ряд авторов (А.Г. Волков [35], СИ. Голод [48], Е.Г. Гукова [52], М.А. Зейтунян [84], В.А. Клишинец [91], А.И. Кочетов [102], Г.Ш. Садыхов [140], В.А. Сысенко [171] и др.) исследуют проблемы устойчивости, стабильности межэтнического брака, факторы стабилизации/дестабилизации супружеских отношений.

Устойчивость межэтнического брака как проблема социальной психологии имеет несколько аспектов. Прежде всего, рассмотрим терминологический аспект проблемы устойчивости и стабильности как дифференцирующих характеристик межэтнического брака. Хотя эти понятия в ряде случаев употребляются как синонимы (Г. Беккер), некоторые исследователи различают их (Ю.В.Арутюнян).

Так, А.Г. Волков отождествляет стабильность брака с его нерасторжением [36]. И.А. Герасимова указывает период стабильности в семье от рождения детей до их выхода из семьи. Совместно с Е.М. Щербаковой и М.С. Верхуновой она выделяет формальную и неформальную стабильность брака, где первое означает официальное, а второе - реальное существование брака [42].

Основной отечественной работой, где используется термин «стабильность» для определения качества семьи по уровню эмоционально- психологической удовлетворенности брачных партнеров является монография С. Голода «Стабильность семьи: социальный и демографический аспекты», в которой утверждается, что в стабильном браке достигнута интимизация семейных отношений (близость, искренность, сердечность) [47].

О стабильности семьи на эмоциональной основе, о прочности брака на основе общности взглядов супругов говорит болгарский семьевед Л. Спасовска.

Данную точку зрения поддерживает 3. Янкова, рассматривающая «стабильность семьи» не как формальную ее сохранность, а как успешное развитие, обусловленное взаимодействием супругов, низким уровнем конфликтности, взаимной удовлетворенностью браком, четкой ориентацией на кооперацию в быту [204].

Стабильность семьи как прочность и гармоничность внутрисемейных отношений, а нестабильность как нервозность отношений, напряженность, взаимное непонимание, приводящее к распаду семьи, определяет Б. Говако [45].

Вместе с тем 3. Файнбург замечает, что сама стабильность брака вторична по отношению к стабильности личностных и культурных отношений, которые служат предпосылкой брака [181].

Ряд ученых, описывая стабильность брака, используют термин «успешность брака» Так, Я. Щепаньский, помимо внешней прочности отмечает в успешном браке ощущение счастья у партнеров, внутреннюю интеграцию, развитие супружеских и детских личностей [199]. Т. Гурко, используя идеи С. Голода, выделяет в успешном браке ориентации супругов на интимность-автономность общения, отмечает более демократичный характер отношений в успешном браке, в противоположность семье, ориентированной на традиционные, авторитарные отношения [56].

Социально-психологические признаки устойчивости межэтнического брака

Психологические характеристики устойчивости межэтнического брака представляют собой актуальный предмет социально-психологического исследования, объединяющий как проблемы устойчивости семьи в целом, так и специфические особенности межэтнического брака. Это означает, что устойчивый межэтнический брак характеризуется, с одной стороны, некоторыми общими признаками удачного брачного союза, а с другой -определяется особыми обстоятельствами, связанными с межэтническими отношениями.

Попытка выделить общие признаки успешного брака была предпринята Я. Щепаньским. Он пишет: «Внутренняя сплоченность супружества и семьи поддерживается воздействием как внутренних, так и внешних сил» [199, 43].

К внутренним силам относятся: взаимная любовь там, где она является решающей в выборе супруга; чувство долга по отношению к супругам и детям; взаимное стремление к продвижению, карьере, благоустроенности; забота о совместном жилище, доме, домашнем хозяйстве, забота о детях, разделение труда в этой сфере; осознанное или неосознанное желание оправдать ожидания среды, родственников и более широких групп; стремление к осуществлению собственных мечтаний и представлений периода обучения; возможность гармоничного развития личности и использования брака как средства реализации экспансивных стремлений личности.

Внешние силы - магические санкции, делающие иногда невозможным развод; давление общественного мнения или системы санкций, когда отказывают в признанном положении в обществе людям из распавшихся семей; давление экономических условий; предъявляемые средой требования заботы о детях.

Успешный брак имеет те же особенности, что и благополучный брак, для которого характерна высокая оценка супругами друг друга. В таких браках недостатки обладают свойством обращаться в достоинства. В успешных браках, как правило, отсутствуют конфликты, а возникающие разногласия ссорами назвать трудно: супруги скорее договариваются, как сделать лучше, чтобы решить трудные или непонятные вопросы. Все члены успешного брака уверены, что другие им всегда рады, уверены во взаимности друг друга, всегда готовы помочь, не ожидая просьбы - чувствуют и знают, что необходимо другому супругу. В благополучных браках образуются и сохраняются собственные традиции и ритуалы, делающие семейную жизнь более интересной [32].

Рассмотрим признаки устойчивого брака с учетом специфики межэтнических семейных отношений. К этим признакам можно отнести: развитие функций, преодоление кризисов, достижение гармонии, распределение ролей, идентификация личности, респонсивность реакций, удовлетворенность прошлым, перспектива будущего.

Развитие функций межэтнической семьи означает ее растущую готовность к решению все новых задач, возникающих в процессе семейной жизни супругов, принадлежащих к разным этносам. Эти задачи требуют не только новых социальных умений, но обобщения уже имеющегося опыта семейного взаимодействия, а также поиска выхода из возникающих сложных ситуаций, обусловленных межэтническими различиями. Развиваются такие функции межэтнической семьи, как репродуктивные, защитные, взаимодополняющие, экономические, эмпатийные, рекреативные и регулятивные.

Репродуктивная функция межэтнического брака заключается в биологическом воспроизводстве и сохранении потомства, продолжении рода. Данная функция имеет в межэтническом браке свою специфику. С одной стороны, дети — это фактор стабилизации межэтнического брака, а с другой — это неотвратимая масса проблем: от неприемлемых условий для жизнеобеспечения детей до складывающихся со временем деформированных взаимоотношений между супругами.

Защитная функция в межэтническом браке предполагает обеспечение безопасности в первую очередь ребенка, когда он принимается этническими группами, представителями которых являются его родители.

Взаимодополняющая функция подразумевает склонность супругов видеть друг в друге взаимодополняющие индивидуальности, считать друг друга скорее источником обогащения и сбалансирования брака, чем соперниками в борьбе за власть. Поэтому устойчивый межэтнический брак во многих случаях бикарьерный, супруги достигают гармоничного сочетания производственной и внутрисемейной активности, они склонны к демократичному распределению семейно-бытовых обязанностей.

Экономическая функция межэтнического брака определяется объединением доходов супругов и распределением этих доходов на потребление в соответствии с потребностями каждого члена семьи.

Эмпатийная или функция эмоциональной поддержки и принятия обеспечивает чувство безопасности и принадлежности к группе, эмоциональное взаимопонимание и сочувствие.

Рекреативная (восстановительная) - функция обеспечения условий восстановления нервно-психического здоровья и психической стабильности членов семьи.

Регулятивная функция выражается, как правило, в отношении несовершеннолетних и недееспособных членов семьи [137]

Развитие функций межэтнической семьи связано с преодолением кризисов (Т.Ф. Велента, О.И. Дудченко, М.А. Зейтунян, Т.А. Зинкевич-Куземкина, Н.И. Олифирович и др.), т.е. такого обострения внутрисемейных противоречий, когда либо изменяется ситуация, либо распадается семья.

Семейный кризис - состояние семейной системы, характеризующееся нарушением гомеостатических процессов, приводящих к фрустрации привычных способов функционирования семьи и невозможности справиться с новой ситуацией, используя старые модели поведения [129].

В связи с этим кризис межэтнического брака может приводить либо к нарушению брачных отношений и распаду семьи, либо к переходу ее на новый уровень функционирования [72; 103].

Социально-психологические особенности кризисов межэтнического брака

Для более полного понимания специфики кризисов межэтнического брака рассмотрим динамику данного явления. Исследователи исходят из того, что супружеские отношения постоянно развиваются и меняются. Время от времени в отношениях супругов могут возникать некоторые «непредвиденные» изменения, однако существует и ряд закономерных, «нормативных», изменений, типичных для развития брака во времени. Так, на смену романтической любви в период ухаживания и молодоженства приходит реалистическое понимание брака, идеалистические представления о браке и партнере приходит в противоречие с реалиями повседневного быта, а после рождения детей появляются новые радости и заботы.

Межэтническая семья - это живая система, испытывающая на себе воздействие двух противоположных тенденций: стремление к стабильности и сохранению «status quo», т.е. сохранение своего положения, каким бы оно не было; и стремление к изменению, свойственное всему живому и функционирующему. Термин «цикл развития семьи» был впервые использован Э. Дювалль и Р. Хиллом в 1948 г. Жизненный цикл развития межэтнической семьи, как и всякой другой, определяется объективными событиями (рождение, смерть) и осуществляется в контексте возрастных изменений всех членов семьи. Возрастно-психологические изменения, касающиеся личности каждого члена семьи, коренным образом преобразуют жизнь последней: изменяются система потребностей и мотивов личности, способы ее поведения и деятельности, социальный статус членов семьи, а следовательно, стиль общения и характер функционирования межэтнической семьи в целом.

Обзор существующих периодизаций жизненного цикла семьи позволяет заключить, что они основаны на критерии изменения места детей в семейной структуре и реализации супругами воспитательной функции.

Так, Дж. Зибах определяет развитие семьи как закономерную последовательность изменений, протекающих во времени, в процессе которых появление тех или иных качеств функционирования или организации, обусловленных предыдущей стадией, определяет качества последующей стадии. Э. Дюваль, Э.К. Васильева, Дж. Зибах и другие авторы в качестве основных признаков, определяющих стадию развития семьи, используют факт наличия или отсутствия в семье детей, их количество, а также их возраст.

В семейном цикле, включая межэтническую семью, (Е. Дюваль) различаются стадии, этапы, фазы, периоды и кризисы развития семьи как социально-психологического организма (Э.К. Васильева, Г.С. Макарова, М.А. Зейтунян, Е.В. Зырянова, Е.В. Екжанова, Е.И. Артамонова, Р.Ф. Коннер). В научной литературе термины «стадии», «этапы», «периоды» и «фазы» семейного развития в ряде случаев употребляются как синонимы, поэтому представляется целесообразным дифференцировать их значения.

Наиболее известна система «стадий», где в качестве основного признака их разграничения используется наличие или отсутствие детей в семье и их возраст. Рассмотрение динамики развития семьи основывалось на идее Э. Эриксона о специфичности задач, решаемых личностью на каждом этапе развития семьи. Каждой стадии ее жизненного цикла соответствуют специфические задачи развития.

Для более глубокого понимания социально-психологических особенностей кризисов межэтнического брака рассмотрим, как представляет развитие жизненного цикла семьи Э. Дюваль. Она выделяет задачи, характерные для различных стадий жизненного цикла, что может быть полезным при проведении семейной психотерапии. Первая стадия -супружеские пары без детей, основные задачи здесь — брак, удовлетворяющий обоих супругов, урегулирование вопросов, касающихся беременности и желания стать родителями. Следующая стадия - появление в семье детей (возраст старшего ребенка - 30 месяцев), главные задачи -адаптация к ситуации появления детей и забота о правильном развитии младенцев, организация семейной жизни, удовлетворяющая потребности, как родителей, так и младенцев. Третья стадия - семья с детьми-дошкольниками (возраст старшего ребенка от 2,5 до 6 лет), задачи - адаптация к основным потребностям и склонностям детей-дошкольников с учетом необходимости содействия их развитию, преодоление трудностей, связанных с усталостью и отсутствием личного пространства. Четвертая стадия - семьи с детьми (возраст старшего ребенка от 6 до 13 лет), задачи - присоединение к семьям с детьми школьного возраста, побуждение детей к достижению успехов в учебе. Затем наступает пятая стадия - семья с подростками (старшему ребенку от 13 до 20 лет), где основная задача - установление равновесия между свободой и ответственностью, создание круга интересов, не связанных с родительскими обязанностями, и проблемы карьеры. Шестая стадия - это уход молодых людей из семьи (от ухода первого ребенка до момента, когда самый младший покинет дом), задачи - ритуализация освобождения молодых людей от родительской опеки, сохранение духа поддержки как основы семьи. Седьмая стадия - средний возраст родителей (от «пустого гнезда» до ухода на пенсию), задачи здесь - перестройка супружеских отношений, сохранение родственных связей со старшим и младшим поколениями. Последняя, восьмая стадия - старение членов семьи (от ухода на пенсию до смерти обоих супругов), задачи - решение проблемы тяжелой утраты и одинокой жизни, сохранение связей и адаптация к старости, адаптация к уходу на пенсию.

Р. Нойберт выделяет этапы жизни вдвоем; после рождения детей, их воспитания; воспитания детей старшего школьного возраста; отделения детей от родителей и воспитания внуков. В периодизации В. Баркаи мы видим такую последовательность стадий: семья без детей; семья с детьми раннего возраста; семья с детьми, посещающими детский сад; семья с детьми школьного возраста; семья, в которой дети приобрели частичную самостоятельность; наконец, семья, которую оставили дети. В периодизации Хилла стадию монады сменяют стадии вступления в брак, рождения ребенка, проживания с ребенком до подросткового возраста, стадия «вылета птенцов из гнезда», стадия смерти одного из супругов и вновь стадия монады. Несколько в меньшей степени значение воспитательной функции семьи находит свое отражение в периодизации М. Эриксона, где жизненный цикл семьи составляют периоды ухаживания, брачного поведения, рождения ребенка и взаимодействия с ним, зрелого брака, отлучения детей от родителей, пенсии и старости [134].

Для изучения специфики кризисов межэтнического брака представляет интерес периодизация Э.К. Васильевой, которая выделяет следующие стадии жизненного цикла семьи: зарождение семьи (до момента рождения первого ребенка); рождение и воспитание детей (до того как первый ребенок не начнет трудовую деятельность); окончание выполнения воспитательной функции (до того как все дети не начнут жить и работать самостоятельно); жизнь с детьми, не имеющими собственной семьи; самостоятельная жизнь супругов. При этом каждая из этих стадий функционирования семьи имеет свои отличительные особенности, на каждой из них могут возникать специфические проблемы и сложности.

Повышение устойчивости межэтнического брака в кризисе «идентификации супруга» средствами психологического консультирования

Для исследования социально-психологических условий повышения устойчивости межэтнического брака в кризисе «идентификации супруга» использовалось психологическое консультирование.

Опытно-экспериментальная работа осуществлялась в течение 2007-2008 г. в Центре планирования семьи г. Сочи. Учитывался психологический опыт семейного консультирования как способа оказания помощи межэтнической семье в период кризиса (Г. Навайтис). Для исследования были отобраны 25 семейных пар, состоявших в межэтническом браке (армянские мужья -русские жены) с семейным стажем 5-7 лет и с признаками кризиса идентификации супруга. Использовались парные (муж - жена) и групповые формы консультирования.

В данном исследовании психологическое консультирование межэтнических семей было выбрано исходя из представления о том, что «с помощью специально организованного процесса общения у обратившегося за помощью человека могут быть актуализированы дополнительные психологические силы и способности, которые помогут ему отыскать новые возможности выхода из трудной жизненной ситуации». [134]

При определении стратегии консультирования определялась суть процесса, возникшего в межэтнической семье, оказавшейся в трудной ситуации и обратившейся за помощью к консультанту; какие функции должен выполнять консультант и какие личностные черты, установки, знания и умения необходимы для успешного выполнения своих функций; какие резервы, внутренние силы супругов могут быть актуализированы в ходе консультирования; какие особенности налагает на процесс консультирования ситуация, сложившаяся в межэтнической семье; какие приемы и техники могут быть сознательно использованы в процессе оказания помощи.

Как отмечают исследователи [134], психологическое консультирование в данном случае представляет собой профессиональное взаимодействие между обученным консультантом и семейной парой, направленное на решение проблемы последней. Это взаимодействие обычно осуществляется как с одним супругой, так с супружеской парой. При этом консультирование межэтнической семьи центрировано как на межличностных отношениях и основная его задача - помочь семье или отдельному супругу посмотреть на свои проблемы и жизненные сложности со стороны, продемонстрировать и обсудить те моменты взаимоотношений, которые, будучи источниками трудностей, обычно не осознаются и не контролируются (Ю.Е. Алешина, 1994), так и на том, чтобы помочь супругам обрести свое подлинное Я и найти в себе мужество стать этим Я (Р. Мэй, 1994) и тем самым сделать свой брак более устойчивым.

С другой стороны, психологическое консультирование (В.А. Бинас, Б.М. Мастеров и др.) выступает в качестве психологического сопровождения межэтнической семьи в период кризиса. По содержанию можно выделить три общие стадии процесса сопровождения: осознание не только внешних, но и внутренних причин кризиса (жизненных затруднений); реконструкцию семейного или личного мифа, развитие ценностного отношения; овладение необходимыми жизненными стратегиями и тактиками поведения.

Психологическое консультирование межэтнической семьи в целом было направлено на преобразование связей членов семьи друг с другом и миром, на развитие умения понимать друг друга и формировать полноценное семейное «Мы», гибко регулируя отношения как внутри межэтнической семьи, так и с различными социальными группами. Подразумевалось, что семья сама и только сама может пережить события, обстоятельства и изменения своей жизни, породившие семейное неблагополучие, а консультант может лишь создать условия для изменений и стимулировать этот процесс: организовывать, направлять, обеспечивать благоприятные для него условия, стремясь к тому, чтобы он вел к совершенствованию семьи, что главное в кризисной ситуации - помочь принять жизнь во всех ее проявлениях, пройти через жизненные трудности и, переосмыслив свои отношения с собой, другими, миром в целом, принять ответственность за свою жизнь и жизнь своих близких и продуктивно преобразовать жизненную ситуацию.

Консультирование межэтнической семьи определялось как профессиональное психологическое вмешательство в систему семейных ролей, отношений, стереотипов, ценностей и правил с целью их гармонизации у членов семьи, преодоления кризисов и разработки перспектив развития супружеской пары разного этнического происхождения.

В соответствии с данным определением, выделялось консультирование семейных ролей, отношений, стереотипов, ценностей и правил поведения в семье и за ее пределами. Помимо этого, предусматривалось консультирование в связи с конкретными эпизодами семейной жизни, возникающими трудностями, изменяющимися социально-политическими и экономическими обстоятельствами.

Учитывались следующие подходы к организации психологического консультирования межэтнической семьи: психоаналитический (психодинамический), бихевиористический и когнитивный. Выбор данных подходов исходил из специфики супружеского консультирования межэтнических семей, которая сводится к следующим аспектам.

Многоаспектность проблематики. Сложность и многообразие возникающих семейных ситуаций обусловливает развитие широкого спектра проблем, связанных с межличностным взаимодействием, переживанием и проживанием различного рода сложностей, определением эффективных способов поведения в них. Кроме того, внутри каждой возникающей в семейных взаимоотношениях проблемы может быть сразу несколько источников неэффективности их разрешения: когнитивные, эмоциональные и поведенческие.

Особенности субъекта. Каждый человек, решающий свои индивидуальные или семейные проблемы, представляет собой некоторую целостность, единство ряда сфер: психофизиологической, эмоциональной, когнитивной, поведенческой, мотивационной и других. Применение одного консультативного подхода одновременно ко всем сферам практически невозможно и неэффективно, т.к. не соответствует природе объекта воздействия (т.е. консультируемого субъекта).

- Особенности межэтнической семьи. У каждого члена группы (семьи) проблемы межличностного взаимодействия имеют свою индивидуальную специфичность, следовательно, для эффективной работы консультант не может ограничиваться однонаправленным методическим набором, поскольку он не может быть одинаково приемлем для всех участников группы.

Похожие диссертации на Социально-психологические условия устойчивости межэтнического брака