Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Социально-психологический анализ эстетических предпочтений Сусанина Ирина Владимировна

Социально-психологический анализ эстетических предпочтений
<
Социально-психологический анализ эстетических предпочтений Социально-психологический анализ эстетических предпочтений Социально-психологический анализ эстетических предпочтений Социально-психологический анализ эстетических предпочтений Социально-психологический анализ эстетических предпочтений Социально-психологический анализ эстетических предпочтений Социально-психологический анализ эстетических предпочтений Социально-психологический анализ эстетических предпочтений Социально-психологический анализ эстетических предпочтений
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Сусанина Ирина Владимировна. Социально-психологический анализ эстетических предпочтений : Дис. ... канд. психол. наук : 19.00.05 : Москва, 1997 145 c. РГБ ОД, 61:98-19/85-8

Содержание к диссертации

Введение

Раздел 1. Теоретико - методологический анализ проблемы 12

Раздел 2. Музыкальные предпочтения как фактор социальной дифференциации 93

Раздел 3. Экспериментальное исследование эстетических предпочтений 103

Заключение 129

Библиография 131

Приложения 137

Введение к работе

Актуальность исследования

Российское общество вступило в период трансформации, который продолжается уже более десяти лет. Это лишь первый шаг долгого процесса преобразования, так как происходящие изменения настолько глубоки и масштабны, что не только специалисты, но и его рядовые члены, начинают осознавать нереальность того, что в обозримом будущем положение в обществе стабилизируется и наступит благоденствие.

Объяснений причин происходящих катаклизмов (а иначе трудно назвать те фантастические изменения, которые происходят у нас на глазах) в научной литературе дается множество, и чем более простыми и понятными они кажутся на первый взгляд, тем, по-видимому, в меньшей степени они будут близки истинным, поскольку законы, по которым разбивается общество, не линейны и даже не цикличны, и тем более не универсальны для различных культур. Где находится тот побуждающий элемент, вечный двигатель, не позволяющий застывать социальным процессам? - Возможно на этот вопрос будут пытаться отвечать лучшие умы человечества. Однако, самыми распространенными толкованиями того хаотического состояния, в котором оказалось наше общество, является его объяснение сугубо экономическими, материальными факторами. Трудно поспорить с тем, что причины настоящего корнями уходят в прошлое. Анализ того, что происходит сегодня, необходим в историческом разрезе, и именно он даст возможность прогнозировать и планировать будущее, разработать стратегию и тактику государственной и общественной жизни в достижении состояния диалога и согласия.

Особое значение приобретает исследование культурных изменений, происходящих в нашем обществе. С точки зрения социальной психологии оно

предполагает рассмотрение социальной структуры российского общества представляющего сегодня необычайно пеструю, текучую картину. В связи с этим в диссертации исследуется дифференциация современных слоев общества с точки зрения основных устремлений людей, их ценностей и идеалов, психологических особенностей и глубинных установок. Одним из направлений понимания и объяснения этого выступает изучение явлений духовной культуры и, в частности, искусства. Традиционно, искусство как элемент духовной жизни общества в науке рассматривалось в рамках эстетики, культурологии, искусствоведения, философии. Феномены искусства представляют огромный интерес для социальной психологии, поскольку в закодированной форме в них представлена информация о прошлом, будущем и, конечно, настоящем человеческого общества. Анализ искусства как одного из главных проявлений духовной культуры общества под углом зрения социальной психологии, открывает новые возможности в постижении закономерностей духовной жизни общества, планирования , прогнозирования и совершенствования механизмов взаимосвязи государственного управления и гражданского общества. В данной работе предпринята попытка проанализировать характер дифференциации музыкальных предпочтений социальных групп . Данная дифференциация может рассматриваться как одна из моделей социальных структур современного общества, в основе которой - критерий духовной ориентации тех или иных слоев общества.

Научная разработанность проблемы

Социальная психология искусства является относительно новой отраслью социальной психологии1. Исследования социальной психологии искусства находятся на пересечении многих дисциплин и прежде всего эстетики, философии и

искусствоведения1.

Объектом исследования социальной психологии искусства является сфера создания художественных ценностей, особенности личности художника, процесс восприятия искусства и эстетических ценностей как формы сотворчества.

Исторически в социальной психологии искусства сложилось два подхода. Один из них предполагает психологизацию искусства, сводящую форму и содержание художественных произведений к особенностям индивидуального сознания. Другой -предполагает антипсихологизацию и отвергает зависимость произведений от активности субъекта. Сегодняшняя "модель" психологии искусства в большей мере предполагает посыл о первичности искусства как особой исторически развивающейся системы по отношению к индивидуально-личностным свойствам творящих ее людей2. В этом плане особый интерес представляет направление исследований, связанное с изучением воздействия искусства на ценностные ориентации и мотивацию поведения субъектов, их мировоззрение. В советской психологии первую программу разработки этой области знания изложил Л.С.Выготский3.

Процессы возникновения художественного образа как части образа мира, являющегося системой непрерывно генерируемых познавательных гипотез и идущих навстречу внешним стимулам, изучались в рамках когнитивной психологии -гештальт-психологами немецкой школы, а также советскими психологами Смирновым С.Д., Гостевым А.А.4.

Заслуживает также внимания концепция художественного творчества, разработанная в русле социального психоанализа; она открывает новые возможности для изучения тех содержаний произведений искусства, которые переданы художником через образы коллективного и индивидуального бессознательного, именно с их помощью открываются тенденции развития духовной жизни общества1.

В рамках психосемантики достаточно глубоко исследуется коммуникативная сторона искусства в работах зарубежных и советских ученых. Рассмотрение произведений искусства в качестве текста, языка, обладающего как знаковым уровнем, так и определенным значением, позволяет проникать в тайны сознания и бессознательного , понять место и роль знаков и символов в жизни общества2. Анализ работ в области психологии искусства показал, что теория искусства охватывает различные ракурсы духовной жизни человека, отражая различие граней его творчества.

В представленной работе исследуются музыкальные предпочтения как корреляты конкретных социально-психологических характеристик субъектов, объединенных в дисрфузные группы и ориентированных на различные музыкальные направления. Предпосылкой такого анализа является изучение процесса творчества и восприятия художественных произведений не только на уровне индивидуума,

личности, но и на уровне различных социальных групп и предполагает также анализ работ в области музыкальной психологии1. Объект исследования

Искусство как знаковая система духовной жизни общества. Предметисследования

Эстетические, музыкальные предпочтения как корреляты социально-психологических, мировоззренческих установок социальных групп. В качестве таковых предлагаются классическая музыка (профессиональная западноевропейская музыка, восходящая к религиозной традиции); джаз, как новое направление XX века, имеющее корни в афро-американской и ориентальной культуре; популярная музыка, как наиболее распространенное музыкальное направление.

Цель исследования

Исследовать социально-психологические аспекты музыкальной ориентации различных социальных групп, разработать социопсихосемантическии подход к исследованию музыкальных направлений.

Задачи исследования

- Провести теоретический анализ социально-психологических и философских концепций искусства;

- Выявить музыкальные предпочтения городского населения и сопоставить их с социо-демографическими характеристиками рассматриваемой группы лиц;

- Разработать методический инструментарий для диагностики музыкальных предпочтений.

Гипотезы исследования

- Музыкальные направления (стили) , образующие субкультуры в жизни общества, могут рассматриваться и исследоваться как явления, отражающие информацию о содержании сознательных и бессознательных процессов на уровне социальных групп, а также информацию о тенденциях активизации тех или иных архетипических структур.

- Исследование музыкального искусства как знаково-символической системы является источником новой информации о содержании и динамике глубинных психологических изменений социальных групп.

Теоретико-методологическая база В основу работы легли общенаучные принципы теории познания, а также принципы научности, объективности , историзма и социального детерминизма.

В конкретно научном плане исследование базировалось на психолого-социологическом и социолого-психологическом подходах в исследовании коммуникативной стороны искусства, как сложного явления, включающего как вершинные, так и глубинные психологические факторы.

Социально-психологическое содержание музыкальных направлений исследуется с позиции социального психоанализа и психосемантического подхода.

Методы исследования,.

В экспериментальном исследовании музыки как знаково-символической системы использовались социологические, психологические и психосемантические методы.

Основные положения выносимые на защиту

- Социально-психологический анализ музыкальной жизни общества в качестве субъективных музыкальных предпочтений и объективно преобладающих музыкальных направлений является актуальным направлением исследования духовной жизни общества.

- Исследование музыки как знаково-символической системы - перспективный подход к изучению феноменов духовной жизни общества.

- Эстетические, музыкальные предпочтения могут изучаться методами социального психоанализа и психосемантики.

Научная новизна

В работе проведено экспериментальное исследование музыки как знаково-символической системы.

Разработан частный музыкальный психосемантический дифференциал.

Проведена апробация различного методического инструментария для представления музыкальных образов в других модальностях. Практическая значимость .работы

Практическая значимость работы лежит в области организации массовых процессов в ccbepe досуга, педагогике, музыкотерапии, а также работе средств массовой информации.

Информация о социально-психологическом содержании музыкальных стилей

дает возможность целенаправленного формирования определенных социально-психологических установок и настроений у больших и малых социальных субъектов.

Результат методической проработки социопсихосемантического подхода к исследованию музыкального искусства полезен для постановки более масштабного эксперимента, дающего репрезентативную информацию о психоаналитическом содержании субкультурных музыкальных направлений.

Важным результатом экспериментального исследования музыки как знаково-символической системы является получение необходимой информации для создания специальных курсов по социальной психологии искусства, а также возможность введения нового раздела в базовые курсы по социальной психологии. Эмпирическая база исследования

Эмпирические данные включают результаты психолого-социологического опроса городского населения в возрасте до 40 лет в количестве 149 человек, выявившего характер включенности субъектов в музыкальную жизнь, наличие и ориентацию их музыкальных предпочтений.

Для создания методики частного семантического дифференциала -музыкального дифференциала , был проведен ассоциативный эксперимент с участием 15 экспертов (лиц хорошо дифференцирующих музыку) и далее на основе процедуры шкалирования 15 музыкальных композиций из самых разных музыкальных направлений по 67 шкапгм, составленным на основе ассоциативного эксперимента, в интервале ( -3; 3). В результате процедуры факторного анализа были получены факторы музыкального семантического пространства.

Экспериментальными данными для методической разработки исследования музыки как знаково-симвопической системы послужили также результаты применения проективных методик ( свободный рисунок, мандала-диагностика, цветовой тест Люшера), а также психологический опросник Айзенка, в связи с восприятием музыки

в рамках отдельных музыкальных направлений 25 любителями соответствующих музыкальных направлений.

Апробация результатов

Апробация результатов исследования проводилась автором при чтении курса лекций студентам Рязанского филиала Московского Государственного университета культуры; обсуждение диссертационного исследования состоялось на заседании кафедры социальной психологии РАГС в сентябре 1997 г. Основные теоретические и практические положения исследования изложены автором в публикациях.

Диссертация состоит из введения, трех разделов и заключения.

Теоретико - методологический анализ проблемы

Смысл прекрасного, смысл искусства - нет ли в этом словосочетании противоречия? Тем, кто интересовался этим вопросом всерьез, наверняка известно, как негативно относятся к попыткам раскрыть смысл искусства те, кто его создает. Действительно, ведь прекрасное существует в своей целостности, а разгадывать его смысл, значит разрушать.

И все же с древних времен эта проблема из разряда вечных и неразгаданных встает перед человеком. Она, загадка эстетического видения мира, волновала каждого из великих философов прошлого; продолжаются неутихающие споры и сегодня.

Казалось бы, в нашем взбудораженном обществе, проблема эстетического восприятия лежит где-то вне досягаемости. Но это только на первый взгляд.

Сегодня много говорят об идеологическом вакууме, о разрушении и идеалов, о необходимости создания новой системы ценностей, новой российской идее, которая станет основой сплочения людей, потерявших ориентиры и смыслы. Но вот, что пишет по этому поводу В. П. Зинченко : "С этой точки зрения, вовсе не такой уж глупой, хотя и вполне советской, была попытка припавших на короткое время к власти демократов, наивно решивших. . . заказать обществоведам, а в их числе и недавним научным коммунистам, разработку новых общечеловеческих ценностей (не более и не менее того) для посттоталитарного общества. Естественно за недорогую плату и за счет налогоплательщиков. Кажется заказчики и исполнители не сошлись в цене и слава Богу, поскольку самое страшное - это создание единой идеологической системы".1 По словам Мамардашвили , «там, где есть система, там смерть. . . Ибо есть закон (и XX век подтверждает это) согласно которому всякая идеология неизменно стремится к тотальности".1 Но как же выходить из создавшейся ситуации?. " Полезно перестать прислушиваться к бойким, суетливым и нечистым на руку пророкам. . . Ситуацию надо пережить осмысленно... Но поводырь или посредник в такой работе необходим, нужен и слушатель, чтобы выговориться».2 Здесь есть разные пути, один из них - уход в религию. В. П. Зинченко предлагает свой путь - создать поэтическую антропологию, т. к. в ней человек не будет объектом воспитания, а сможет стать субъектом воспитания.

Что же, с этим сложно поспорить. Но также сложно поспорить с тем, что проблему духа, души, смысла человеческого бытия, аккумулирует в себе не только поэзия, но и другие виды искусства. Безусловно, смысл и значение прежде всего связаны со словом. А возможно ли провести параллельные рассуждения и по отношению к музыкальному искусству? Стоит ли препарировать музыкальную ткань для выявления каких-либо смыслов и их обретения? Здесь наверняка у многих возникнут возражения.

5. Асафьев ввел понятие "интонационного словаря эпох", применительно к бытовой музыке и неоднократно говорил о " бытующем интонационном фонде эпохи". Корни этого феномена в духовной атмосфере времени, и через нее связаны со всей жизненной средой. "Каждая из интонационных линий . . . обладает собственной, порой длинной и причудливой историей. Интонационный фонд -понятие широкое, но включает в себя как музыкальные богатства, так и много из того, что словно бы предмузыкально", но сложилось уже в общем предзвуковом мире. Это могут быть интонации диалектов, бытовых речений, звучание лесных шелестов, ритмы машин, космические гулы. . . Какие-то из зон звукового моря, в силу разных причин, становятся особенно актуальными, потому что на это их подвигло возбуждение, усиление соответствующих зон социальной психологии. Каких именно - это вопрос всякий раз конкретного анализа, связанного с состоянием культуры, с этапом общего исторического развития .» 1

Интересный взгляд высказывает на проблему состояния духовного в жизни общества и личности в преломлении музыкальной культуры Є. Назайкинскинский: "К нарушению, разладу естественных отношений человека и среды, как известно вели разные причины: и рост народонаселения, и постепенное исчерпание природных ресурсов и многое другое. Одна из существенных - разнообразные переносы, сдвиги, деформации установившегося в природе порядка вещей, например извлечение из земли природных ископаемых, перенос их на поверхность, а затем в атмосферу и водоемы; смещение элементов в периодической таблице Менделеева и получение радиоактивных "мутантов" и т. п.

В эволюции музыки тоже происходят процессы перенесения, дрейфа, активного взаимодействия жанровых, стилевых, языковых элементов, их смещения относительно первоначальных границ. Уходит в прошлое чистота региональных культур, интенсифицируются интернациональные связи. Европейская музыка вплотную сталкивается с внеевропейской, композиторская с фольклорной, старинная с современной и т. д.

Так же как в планетарной экологии, в музыкальной люди сталкиваются с необычайными парадоксальными сдвигами и соединениями, синтезами и коллажами, с эклектикой и вавилонским столпотворением музыкальных языков.

Обладавший прежде более или менее прочным единством музыкальный мир слушателя распадается на множество отдельных миров или даже фрагментов, иногда никак не связанных друг с другом. Искусство, как и наука, религия, философия и вообще все формы жизни духа, связано с внешним миром, отношениями взаимоотражения, взаимопроникновения и взаимообратимости; по словам В. П. Зинченко , речь идет не только об отражении мира, но и о порождении мира.

А это значит, что состояние внутреннего мира есть не только следствие, но и одна из коренных причин экологических изменений среды. Вот идея, которая становится общепризнанной и принимается на веру уже в силу нравственной значимости и красоты. Между тем, она вовсе не аксиоматична и требует доказательств, и разработка ее важна как для экологии, так и для художественной практики.

С позиции экологии заслуживают рассмотрения три грани великого противостояния Духа и Материи, внутреннего и внешнего, соответствующие онтологическому, гносеологическому и аксиологическому подходам: природа-культура , интуитивное-рациональное, полезное-вредное.

Само-собой разумеется, что музыку нельзя отнести только к природе или культуре, только к интуиции или сфере рационального. Пожалуй, более определенно, если не однозначно, ее нравственную сущность выявляет третий магнит, полюсам которого / полезное-вредное/ целесообразно придать экологическую специфику "чистое-грязное". Музыка вся, на всех этапах её бытия, пронизана силовыми линиями, соединяющими полюсы этой антитезы.

Музыкальные предпочтения как фактор социальной дифференциации

Современная наука предлагает различные критерии для описания социальной дифференциации. Так, в рамках экономической социологии Т.Заславской разработана социальная структура1, предполагающая два критерия: где работает человек и кем работает человек. В результате получена структура, включающая фуппы "профессиональные работники управления", "работники умственного труда","работники физическоФ труда". Выделив данные слои общества в результате совмещения профессионально-должностной и социально-трудовой подструктуры была получена социальная структура занятий, насчитывающая 64 элемента, включающая 18 фупп различных руководителей, 22 фуппы работников умственного труда и 24 фуппы работников физического труда. В целом предполагается, что данная социальная структура выделяет фуппы, являющиеся главными субъектами экономической жизни общества. Разница занимаемого положения предопределяет разную направленность их потребностей, интересов, разное поведение в экономической сфере, те или иные формы экономического взаимодействия.

Попов В.Д.2 предлагает свою структуру, в основе которой лежат уже социально-психологические критерии. Субъекты российского рынка описываются с помощью схемы "С-Кв" В.Франкла. Как известно данная схема показывает различные психические состояния в зависимости от истолкования субъектом смысла своей жизни: имеет его, начинает терять, теряет, вновь обретает. Согласно последним критериям Попов В.Д. выделяет четыре фуппы предпринимателей. К ним относятся: "Оптимисты-удачники", "Пессимисты, но удачники", "отчаянные неудачники", надежда цивилизованного мира".

Обратимся к предмету наших исследований - эстетическим предпочтениям. Автор полагает, что правомерно рассматривать эстетические, музыкальные предпочтения в качестве критерия социальной дифференциации, поскольку эстетические предпочтения отражают различия в ценностных ориентациях людей. Предпосылкой данной дифференциации, по-видимолму, является различие в потребностях различных социальных групп. В данном случае нас будет интересовать музыкальная потребность.

Тарасов Г. С.1 исследует музыкальную потребность человека с т. з. социальной психологии и считает, что до сих пор не удавалось раскрыть до конца предмет музыкальной потребности в первую очередь из-за отсутствия системного подхода. Вне его нельзя понять ни культуры, ни ее значения для психологического развития личности.

Музыка, как объект воздействия на человека включает множество характеристик к которым можно отнести такие, как "звучащая материя", музыкальные звуки, отличные от природных шумов, организация интонационных, ладовых, темпоритмических, композиционных закономерностей и др. Однако, необходимо выделить существенное качество музыки. По определению Б. В. Асафьева,2 музыка - это искусство интонируемого смысла, искусство интонационного воссоздания духовной жизни человека. Рубинштейн3 писал о том, что под духовной жизнью человека обычно понимается тончайшее изменение смысла, интонационного ударения. Следовательно, ценность, значимость, смысл тех событий, образов, которыми живет и которые переживает человек, характеризует существо того, что воссоздается в музыке., ценность, значимость, смысл, воссоздающийся в интонационно-звуковой форме, составляет содержание музыкальной деятельности, как духовной деятельности человека. Отсюда напрашивается вывод о существовании особого языка культуры и проблемы восприятия- понимания этого языка, а через него - постижения духовной жизни людей, с которыми судьба непосредственно не сталкивает индивида. Последняя мысль самым тесным образом перекликается с теми целями и задачами , которые поставлены в данном исследовании.

Деятельностная характеристика музыкальной потребности непременно предполагает ее рассмотрение в ракурсе целостного процесса взаимодействия индивида и музыкальной культуры и понять природу музыкальной потребности можно лишь с учетом интонационной природы музыкальной деятельности. Содержательными единицами музыки являются не звуки, а интонации, которые, с одной стороны связаны с естественными звуковым формами выражения эмоций, а с другой стороны, с художественно выразительными музыкальными средствами для воссоздания образов окружающей человека жизни. Именно поэтому главным предметом музыкальной деятельности является отношение к ней человека, развертываемое в процессуальной форме.

Автор предлагает рассматривать музыку как социальный феномен, выступающий в роли специфического предмета общения, а восприятие музыки, как процесс особого художественного общения. Содержание отношений, воплощаемых в музыке находится в огромном диапазоне, начиная от простейших чувственных ощущений и кончая ценностными идеями большого общественного звучания.

Интонационная форма непосредственно соотнесена с индивидом, со способами внешнего процессуального выражения его эмоциально-ценностной сферы -индивидуально-типичных эмоциональных состояний, эмоциально-оценочных реакций, чувств, эмоционально-окрашенных представлений и образов. В этих психологических проявлениях, доступных для общественного созерцания, переживания и оценки, раскрывается ценностная сфера личности в процессе общения людей.

Экспериментальное исследование эстетических предпочтений

Рассмотрение объекта исследования, в данном случае музыкального искусства, как знаково-символической системы, предполагает существование осознанного, знакового уровеня, и неосознанного, в виде символов, выражающих определенный социально-психологический смысл.1

В данном исследовании предлагается использовать социологические, психологические и психосемантические методы исследования.

Социологические методы могут дать необходимую информацию для данного исследования именно всвязи с обоснованием степени значимости музыки в жизни общества, раскрыть картину музыкальных интересов людей, их включенности в какую-либо музыкальную деятельность ( в качестве слушателя, исполнителя, пропагандиста или автора), а также сопоставить эти данные с социо-демографическими характеристиками; на основе установления таких корреляций можно говорить о существовании социальных групп, ориентированных на музыку определенного направления.

К недостаткам социологических методов можно отнести следующие моменты. Достаточно сложно получить достоверную информацию всвязи с тем, что в основе ответов на поставленные в социологической анкете вопросы лежит самоотчет реципиента и , соответственно, велика доля субъективно окрашенных ответов., и, если социо-демографические характеристики могут быть вполне объективными, то информация, касающаяся музыкальных интересов , далеко не всегда соответствует истинным музыкальным интересам опрашиваемых. По причинам «выглядеть получше» в соответствии со своими представлениями о престиже и хорошем тоне, могут называться в качестве предпочитаемых музыкальные направления на самом деле не интересующие.

По-видимому, в использовании данных методов именно в изучении музыкальных предпочтений, необходимо дополнять социологическую анкету методами интервью и наблюдения, позволяющих уточнить ответы.

Следующая группа методов, применимая для исследования музыки, - это психосемантические методы, которые ранее уже упоминались в данной работе, и, в частности, метод семантического дифференциала, сочетающий в себе метод контролируемых ассоциаций и процедуру шкалирования. Данный метод рекомендуется использовать наряду с социологией, теорией коммуникаций, рекламой, в психологии и эстетике.1

Метод семантического дифференциала измеряет коннотативное значение объекта или нерасчленимый смысл и аффективную окраску. Данная направленность метода дает возможность исследовать музыкальное искусство с точки зрения осознания музыки в единстве с эмоциональной окраской. Процесс описания объекта рассматривается в этом методе как помещение его в экспериментальный континуум, определяемый парой антонимичных терминов. Многие экспериментальные континуумы фактически эквивалентны и могут быть сведены в одно измерение. Ограниченное число континуумов используется для построения семантического пространства, в котором может оцениваться значение любого объекта. Как известно такими универсальными факторными структурами оказались Сила, Активность и Оценка. Это трехмерное семантическое пространство воспроизводилось при исследовании как лингвистических, таки нелингвистических объектов, таких, как звуковые сигналы в водной среде или образы жанровой живописи в картинной галерее. Однако, оказалось, что факторные структуры чувствительны к кругу шкалируемых понятий, на базе которых они построены. Построение СД на базе отдельных семантических классов продемонстрировало возможность трансформации семантического пространства, появления новых факторов. Факторные структуры частных семантических классов представляют более узкие основания для классификации скорее когнитивного характера и отражают семантическую теорию личности по поводу объекта, т.е. категоризацию.

Т.о. представляется необходимым построение частного семантического дифференциала, который можно назвать музыкальным семантическим дифференциалом.

Психологические методы, используемые в данном исследовании включают проективные рисуночные методы , а также психологические опросники.

Проективные методы позволяют обнаружить бессознательные психические содержания и интерпретировать полученную графическую информацию в том числе и с т. з. символов коллективного бессознательного. Художественные образы, музыкальные образы являются интермодальными образованиями и через механизм синестезии в изображениях, создаваемых под воздействием той или иной музыки, могут проявляться архетипические содержания психики.

Однако сложность использования проективных рисуночных методов заключается в разнообразии контекста создаваемых изображений, и для получения более или менее достоверных результатов необходим достаточно большой опыт экспериментальной работы. В данном исследовании наиболее перспективно использовать проективный тест «Свободный рисунок»1 . В основе этого теста -фантазирование на бумаге. Образы появляются из прошлого опыта или создаются совершенно новые Найдена зависимость между характером рисунков и типологическими ооэбенностями людей, их создающих. Данный метод может дополняться известным психологическим опросником Айзенка на выявление экстра- и интроверсии.