Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Социальные представления о демократии: комплексное исследование Блок Майя Константиновна

Социальные представления о демократии: комплексное исследование
<
Социальные представления о демократии: комплексное исследование Социальные представления о демократии: комплексное исследование Социальные представления о демократии: комплексное исследование Социальные представления о демократии: комплексное исследование Социальные представления о демократии: комплексное исследование Социальные представления о демократии: комплексное исследование Социальные представления о демократии: комплексное исследование Социальные представления о демократии: комплексное исследование Социальные представления о демократии: комплексное исследование
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Блок Майя Константиновна. Социальные представления о демократии: комплексное исследование : Дис. ... канд. психол. наук : 19.00.05 : Тверь, 2005 202 c. РГБ ОД, 61:05-19/380

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Теоретический анализ основных положений теории социальных представлений

1.1. Место теории социальных представлений в современной социальной психологии 9

1.2. Основные положения теории социальных представлений

1.2.1. Определение понятия «социальное представление» 18

1.2.2. Структура и функции социальных представлений 24

1.3. Внутренняя динамика социальных представлений

1.3.1. Механизмы объективации и анкеровки 27

1.3.2. Образование, распространение и трансформация социальных представлений 32

1.4. Социальные представления как объект исследования

1.4.1. Виды социальных представлений и их происхождение 40

1.4.2. Основные методы исследования социальных представлений 49

Выводы по главе 1 56

ГЛАВА 2. Основные направления изучения социальных представлений об общественно-политических явлениях

2.1. Эпистемологический подход к социальным представлениям 60

2.1.1. Кросскультурный анализ социальных представлений о демократии... 62

2.1.2. Исследование социальных представлений о личности в контексте ценностей индивидуализма 67

2.1.3. Опыт изучения особенностей социальных представлений, возникающих в результате коренных общественно-политических преобразований 74

2.2. Теория организующих принципов социальных представлений 78

2.2.1. Исследование прав человека как организующих принципов социальных взаимодействий между людьми 80

2.2.2. Непрофессиональные концепции прав человека в демократических и недемократических контекстах 86

2.3. Комбинированный подход к исследованию формирования социальных представлений в реальной интерперсональной коммуникации 94

Выводы по главе 2 100

ГЛАВА 3. Эмпирическое исследование социальных представлений о демократии

3.1. Обоснование программы исследования 103

3.2. Программа исследования социальных представлений россиян о демократии 105

3.3. Этап №1. Исследование социальных представлений о демократии и их отражения в российской прессе (1998-1999 гг.) 110

3.4. Этап № 2. Изучение социальных представлений о демократических изменениях в России и их последствиях (2000-2001 гг.) 123

3.5. Этап №3. Кросскультурное исследование социальных представлений о демократии (2002-2003 гг.) 137

3.6. Обсуждение результатов исследования 150

Выводы по главе 3 161

Заключение 165

Литература 170

Приложения 184

Введение к работе

Актуальность темы

Важность социально-психологического исследования, социальных представлений о демократии обусловлена рядом причин. Продекларированный уже более десяти лет назад переход к демократии повлек за собой коренные изменения во всех сферах жизнедеятельности российского общества, последствия которых для массового сознания по-прежнему определяются как «кризис» [2]. Российская история конца XX в. изобиловала примерами эмоционально нагруженных и противоречивых событий, вызывавших двойственное отношение у населения страны [15]. Эйфория конца 80-х сменилась разочарованием 90-х, появлением новых общественно-политических реалий и установлением новой экономической системы. Социальные представления о демократии формировались в условиях экономического и политического кризиса, что не могло не найти своего отражения в содержании образовывавшихся представлений [29, 33].

В действующей с 1993 г. Конституции Российской Федерации Россия определяется как «демократическое федеративное, правовое государство с республиканской формой правления» (ст. 1). В ст. 2 записано, что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства» [51]. Однако закрепление в Основном Законе государства тех или иных положений не означает их автоматическое принятие гражданами этого государства.

Встает вопрос о том, как россияне трактуют демократическую систему, что понимают под правовым государством, какую роль отводят себе как его гражданам. Очевидно, что структуру демократического правового государства нельзя внедрить, лишь издав соответствующий закон, она может существовать только при активной поддержке со стороны граждан. Демократия по определению основывается на сообществах ответственных граждан, которые организуются через гражданское общество [26]. Предполагается, таким обра-

зом, активное участие граждан в реализации демократии на различных уровнях.

Наблюдается, однако, скорее процесс все большего удаления рядовых граждан от политики и власти, а часто и противопоставления себя власти [17, 21, 29, 31, 47, 84]. Насколько россияне желают участвовать в создании и поддержании системы гражданского общества, не в последнюю очередь зависит от содержания разделяемых ими социальных представлений о демократии.

Необходимость подобного исследования связана и с тем, что, с одной стороны, в социально-психологической науке накоплен определенный объем теоретико-эмпирических знаний о социальных представлениях о различных общественно-политических явлениях [24; 39, 56, 119, 120, 147, 160, 179 и др.], а с другой - практически отсутствуют комплексные исследования социальных представлений россиян о демократии, гражданском обществе и т.п.

Исследование социальных представлений о демократии важно еще и потому, что дает возможность составлять прогнозы политического поведения граждан определенного государства, а также оказывать влияние на процесс гражданского участия с целью его усиления.

Целью данного исследования является изучение содержания социальных представлений о демократии российских граждан, проживающих на территории России и Германии.

Для достижения поставленной цели исследования были выделены следующие задачи:

Место теории социальных представлений в современной социальной психологии

Теория социальных представлений была впервые упомянута более сорока лет назад в диссертационном исследовании французского социального психолога Сержа Московичи, посвященном изучению трансформации массовым сознанием основных положений психоаналитической теории Фрейда [161]. И изначально понятие социального представления мыслилось как социально ориентированный противовес индивидуализированного понятия установки, выглядевшего статичным и асоциальным [43].

Существует большое число определений понятия «социальные представления», и как отмечал в 1988 г. сам автор теории С.Московичи, отсутствие единственной формулировки представления не является большим недостатком: «не надо стремиться к совершенству естественных наук в определении понятий и доказательстве гипотез, как бы тривиальны они не были. Разве кому-нибудь известны определения таких общих понятий, как коллективное сознание, харизма, социальный класс, миф и т.д. Когда я отказываюсь давать специальное определение такого явления, как социальное представление, то я принимаю во внимание такого рода прецеденты» [Цит. по 89, С. 185].

С. Московичи под социальным представлением понимает совокупность понятий, утверждений и объяснений, берущих свое начало в повседневной межличностной коммуникации. В современном обществе социальным представлениям отведена та же роль, которую выполняли мифы и верования в традиционных обществах, это своего рода современные версии здравого смысла [165, С. 181].

В социальной психологии имеется ряд понятий, которые могут пониматься как в некотором роде предтечи понятия социального представления. Это, в первую очередь, мнения и установки, а в особенности системы или иерархии установок, представляющие собой структурированные когнитивные содержания. Кроме того, в определенной степени близким социальному представлению является структурированное знание в форме пропозиционных иерархий, схемы и скрипты, также, как и все те когнитивные психологические понятия, которые являются техническим исходным пунктом для понимания когнитивных вертикальных процессов [184].

Некоторое сходство вышеперечисленных понятий с понятием социального представления может объясняться тем, что во всех случаях речь идет об отображении комплексных и структурированных когнитивных содержаний. И в этом смысле понятие социального представления превосходит большинство линейных концепций аттитюдов [43]. Изучение социальных представлений - это изучение содержания представлений, на которое значительное влияние оказывает контекст. Это также существенным образом отличает стратегию изучения социальных представлений от традиции исследования аттитюдов в социальной психологии, где контексту зачастую уделяется недостаточное внимание [115].

Определение специфики теории социальных представлений предполагает уточнение взаимоотношений социальных представлений с наукой и идеологией, а также сопоставление с социальными представлениями коллективных и индивидуальных представлений.

Социальные представления и наука являются теснейшим образом связанными между собой [184]. Исходным пунктом для исследований социальных представлений является поиск ответа на вопрос, что происходит с положениями науки, при их переходе из мира специалистов в обыденный дискурс, как возникают обыденные представления о различных науках и т.п. [145,168,169,184].

Растущая роль науки в современных обществах, вульгаризация научных знаний, выражающаяся в использовании обыденным мышлением научного способа анализа информации, частей научных теорий и их результатов, приводит к онаучиванию обыденного мышления. В этой связи речь перестает идти о «наивном» ученом, и его место занимает «ученый-любитель», черпающий свои знания со страниц научно-популярных изданий, из теле- и радиопередач, документальных и художественных фильмов и т.д. [168]. «Онаучивание» обыденного мышления происходит и благодаря тем. «кускам» научных теорий, которые человек приобретает в процессе получения образования и профессии. Огромную роль при этом играет межличностная коммуникация, в процессе которой люди обмениваются своими онаученными знаниями с другими, пополняя и видоизменяя их [134].

Как в среде ученых, работающих в русле теории социальных представлений, так и среди ее критиков постоянно возникает вопрос о том, в каких отношениях состоят социальные представления и идеология [113, 142, 149]. С.Московичи в одном из своих крупнейших исследований показал, как определенные научные теории, в частности теория психологии масс Г.Лебона, сначала вульгаризируется, распространяется в форме социальных представлений, а затем оказывается функционализирована в фашистских идеологиях Германии и Италии [69]. Подобным образом положения учения Ч.Дарвина и ряда других «расовых» теорий, достаточно широко распространенные в социальных представлениях населения, оказались затем положены в основу соответствующих идеологий и нашли свое успешное воплощение [134].

Таким образом, предварительными условиями для создания современных идеологий являются вульгаризация положений каких-либо научных теорий, и образование на их основе определенных социальных представлений. Использование таких знаний в качестве идеологии представляет собой функ-ционализацию социальных представлений в политических целях [113, 134].

Учение о представлениях проделало в течение двадцатого века длинный путь «от коллективных представлений к социальным» [67, С. 82]. Исходным пунктом для создания теории социальных представлений Сержем Московичи [161] стало предложенное Эмилем Дюркгеймом деление представлений на коллективные и индивидуальные [127]. Индивидуальные представления, по замыслу Э.Дюркгейма, являются предметом психологии, коллективные - социологии. Это противопоставление должно соответствовать полюсам индивид (нестабильность) - общество (стабильность). Коллективные представления (например, религиозные), с одной стороны, разделяются всеми членами конкретного общества, а с другой, характеризуются очень высокой степенью стабильности и статичности [134].

Социальные же представления, по С.Московичи, напротив, характеризуются высокой степенью дифференциации: существуют различные выражения, формы и типы социальных представлений [166]. Следующее существенное отличие коллективных представлений от социальных - динамизм последних. Социальные представления подпитываются из различных источников, в особенности из мира научных идей. Кроме того, для социальных представлений характерна трансформация знаний, полученных из различных источников. При этом вид трансформации содержания и формы знания, будет различен в разных социальных группах и контекстах [134].

Основные положения теории социальных представлений

Социальное представление в трактовке Сержа Московичи понимается как «система ценностей, идей и способов действия с двойной функцией: во-первых, создавать порядок, который дает возможность индивиду ориентироваться в его материальном и социальном мире и овладевать этим миром; и, во-вторых, делать возможной коммуникацию между членами сообщества, где она (система) тем самым поставляет код для социального обмена и код для наименования и однозначной классификации различных аспектов их мира, их индивидуальной истории и истории их группы» [163, С. XVII].

Социальные представления являют собой сеть идей, мыслей, образов, утверждений и объяснений, имеющих социальное происхождение и рождающихся в процессе повседневной межличностной коммуникации. Они распространяются социальным способом, образовывая часть общего сознания. По С.Московичи, социальные представления принадлежат к общему фонду знаний, который разделяется людьми в качестве теорий здравого смысла. И эти теории делают возможным конструирование и структурирование социальной действительности.

Несколькими годами позже еще одно емкое определение понятия социальных представлений дала соратница С.Московичи Д.Жоделе: «В более широком плане социальные представления - это свойства обыденного практического мышления, направленные на освоение и осмысление социального, материального и идеального окружения. Как таковые они обладают особыми характеристиками в области организации содержания, ментальных операций и логики. Социальная детерминированность содержания и самого процесса представления предопределены контекстом и условиями их возникновения, каналами циркуляции, наконец, функциями, которым они служат во взаимодействии с миром и другими людьми» [Цит. по 34, С. 36].

В своей монографии, посвященной теории социальных представлений, и подводящей определенный итог развития концепции в двадцатом веке [167, С. 9], австрийский социальный психолог Вольфганг Вагнер предлагает рассматривать социальные представления в нескольких ракурсах [184]. Во-первых, социальные представления можно изучать в качестве индивидуальных систем знаний, во-вторых, с точки зрения коллективного дискурса и, наконец, с метатеоретическои точки зрения макро-редукции индивидуальных систем знаний на социальные процессы. Нам представляется целесообразным разобрать предложенное В.Вагнером толкование социального представления более подробно.

Социальное представление как индивидуальная система знаний в понимании В.Вагнера представляет собой «структурированное когнитивное, аффективное, оценочное и оперативное метафорическое «отображение» социально релевантных феноменов» [там же, С. 132]. Это «события», «стимулы» или «факты», которые являются потенциально осознаваемыми со стороны индивидов, разделяются с другими членами своей социальной группы, и посредством этой общности представляют собой существенный элемент социальной идентичности индивида.

Итак, представление, согласно В.Вагнеру, есть структурированное многомерное отображение предметных областей, то есть совокупность последовательно получаемых высказываний - некий подобный теории конструкт. Это, по мнению В.Вагнера, отличает представление от установок и единичных мнений одномерного вида. Представление социальных фактов является более или менее формулируемым в речи, а потому когнитивным. Оно связано с аффективным переживанием и является оценочным, так как оно касается феноменов, которые непосредственно затрагивают индивида в его обыденной жизни или могут быть напрямую связаны с этими феноменами. Представление закладывает не только направление действий (приближение - избегание), но по существу и конкретный вид действий, то есть представление оперативно.

Социальное представление — это не отображение в смысле пропозиции, которое может быть либо истинным, либо ложным [см. также 38, 185]. Оно может пониматься как проекция комплексного феномена на конкретное, менее комплексное и чаще всего наличествующее в виде образа содержание представления. Представление имеет символический характер. Все представление в целом или какие-то его части могут сами принимать характер символа, или же выступать посредниками между определяемой сущностью и материальным символом. В.Вагнер указывает также на то, что «символические содержания представлений не обнаруживают функциональной, структурной, гомологической или каузальной связи с предметом, к которому они относятся, а кажутся, по меньшей мере, при наблюдении извне, - произвольными соединениями» [184, С. 133].

На вопрос о том, что «представляют» социальные представления В.Вагнер отвечает следующим образом. В качестве социально релевантных феноменов могут выступать все реальные объекты, процессы и связи между людьми, животными и вещами, а также и воображаемые объекты, процессы и связи. Различение между реальными и воображаемыми сущностями, по мнению Вагнера, несколько искусственно, т.к. каждый объект как классификация реального мира может быть социально релевантным только тогда, когда он одновременно приобретает и воображаемое значение.

В данном случае требуется уточнить, что же фактически означает прилагательное «социальный» в понятиях «социальный феномен» или «социальный объект». В противоположность традиционной для социально-когнитивистской интерпретации социального, в определении Вагнера социально релевантные феномены и объекты определяются не по их признакам, а по связи, которая возникает между людьми и представляемыми ими объектами и событиями. Это значение вещи в жизни и для жизни людей, которое и делает ее социальным объектом. Такое понимание социальности представления созвучно определению, данному С.Московичи, в котором он подчеркивает: «социальное» в представлениях означает, что представления являются результатом бесконечного межличностного диалога (внешнего и внутреннего), в процессе которого происходит отражение и дополнение представлений индивидуальных [106, С. 67].

Эпистемологический подход к социальным представлениям

Одной из сторонниц дальнейшего развития методологии концепции социальных представлений является Ивана Маркова. В своих работах она постоянно подчеркивает необходимость уточнения эпистемологического статуса теории социальных представлений, а также пытается установить связи данной концепции с иными теориями знания [см. 157].

Уделяя значительное внимание тому, каким образом социокультурные теории знания трактуют развитие рефлексивного мышления, появляющегося из когнитивной Я-дифференциации, И.Маркова пытается определить, как в данную логику вписывается феномен социального представления [38]. В этой связи И.Маркова настаивает на введении двух ключевых понятий: когнитивной дифференциации и когнитивной глобализации [157].

Социокультурные теории, по мнению исследовательницы, выделяют преимущественно развитие рефлексивного мышления, основанного на когнитивной дифференциации, подразумевая, что для того чтобы стать независимым, детское или научное мышление должно концептуально освободиться от ограничений, вводимых социальным окружением. Концепция социальных представлений, напротив, акцентирует внимание в первую очередь на тех из форм мышления, которые являются менее рефлексивными, а скорее упрощенными, автоматизированными. Данный тип мышления формируется из ограничений, воздвигаемых социальным окружением и затрудняющих независимое мышление. Это мышление, укорененное в символическом социальном окружении, осваивается в бессознательной деятельности людей. По И.Марковой, это процесс когнитивной глобализации [157, С. 187]. К процессам когнитивной глобализации Маркова относит процессы анкеровки (закрепления) и объективации, являющиеся обратными когнитивной дифференциации.

В течение последнего десятилетия большое количество исследований, проводимых Иваной Марковой и ее коллегами, было посвящено проблемам изучения социальных представлений о демократии, а также о личности в контексте индивидуалистических и коллективистских ценностей в различных национальных и политических условиях [см. 56, 160, 158].

Как отмечает в своих работах И.Маркова, восприятие людьми перехода к демократии, коренных политических, экономических и социальных изменений, происходящих в посткоммунистических странах Европы, не может не сопровождаться многочисленными психологическими противоречиями. Корни таких противоречий, пишет И.Маркова, могут лежать в том, что «люди, живущие в условиях определенной социальной, культурной и политической системы, неосознанно усваивают идеи и способы мышления, которые в неявной форме навязываются им этой системой, даже если они не принимают их и придерживаются противоположных взглядов» [56, С. 56].

Коммунистический режим создавал и определял социальную действительность, воспринимаемую населением, вне зависимости от того, поддерживали ли граждане данный режим или нет. Различные аспекты коммунистической идеологии в той или иной степени усваивались людьми, и оказывали определенное влияние на их мировоззрение. Однако встает вопрос, какие же именно идеи и части идеологии предыдущего политического режима сохраняются в ментальности людей.

Опираясь на положение о том, что мышление человека имеет несколько уровней, дающих возможность человеку «понимать, объяснять и сообщать свои знания и мнения об определенном явлении на разных уровнях осознава-ния», исследовательница ставит перед собой задачу изучения социальных представлений о демократии и ряде других политических и экономических понятий на обыденном и рефлексивном уровнях мышления [56, С. 57]. Благодаря многоуровневой природе мышления люди могут, в зависимости от контекста, мыслить и выражать свои мнения достаточно поверхностно, что, однако, не мешает им в определенных ситуациях совершать конкретные серьезные поступки или выполнять нравственные обязательства.

Тот факт, что человеческое мышление функционирует на разных уровнях осознавания, влечет за собой ряд важных методических следствий. Серьезной проблемой является в данном случае проблема эмпирического изучения различных уровней осознавания. Как подчеркивает И.Маркова, исследование обыденных представлений и понимания политических и экономических феноменов, сопровождающих переход к демократии, в рамках существующих методических процедур возможно лишь на каком-то одном, определенном уровне, исключая остальные.

Недостатком использования в данном конкретном случае опросника является то, что получаемые при его помощи ответы предполагают лишь поверхностное размышление об определенном политическом или экономическом явлении. Подобные результаты не дают возможности прояснить, что лежит в основе тех или иных ассоциаций, связанных у респондентов, например, с демократией. Применение других методов может стимулировать респондентов к высказыванию более глубоких мыслей, хотя, как отмечает И.Маркова, и в этом случае возможны сомнения в том, отражают ли эти высказывания истинные убеждения и суждения опрашиваемого. Решение данной методической проблемы при исследовании социальных представлений И.Маркова видит в использовании таких комбинаций методик, которые позволяют анализировать разные уровни мышления и объяснения, актуализируя различные уровни осознавания.

Как уже говорилось выше, согласно И.Марковой, теория социальных представлений затрагивает главным образом те из процессов мышления, которые основаны на консенсусе. Нерефлексивное мышление определяет здесь действия и взаимодействие людей. Значительная роль отводится символической социальной среде, которая, с одной стороны, нерефлексивно воспринимается как нечто само собой разумеющееся, практически неосознаваемое, а с другой, способна оказывать существенное влияние на мышление и деятельность индивидов [160, С. 54].

Программа исследования социальных представлений россиян о демократии

Для изучения содержания социальных представлений о демократии нами было организовано комплексное исследование, состоящее из трех этапов. Каждый этап исследования характеризуется наличием отдельных целей и задач, реализация которых предусматривает использование специально подобранного в каждом отдельном случае методического инструментария. Сбор эмпирических данных на каждом из этапов предварялся пилотажным исследованием.

Предметом эмпирического исследования являются социальные представления россиян, проживающих как на территории России, так и за рубежом, о демократии.

Объектом эмпирического исследования выступают различные социально-демографические группы населения (жители Твери и Тверской области, а также российские граждане еврейского происхождения, проживающие в настоящее время в ФРГ и имеющие статус контингентных беженцев).

В процессе разработки программы исследования нами были выдвинуты следующие гипотезы:

1. . Предполагается, что социальные представления о демократии россиян, сформировавшиеся в период радикальных общественно-политических и экономических реформ, будут содержать в себе ряд экономических понятий, связанных с рыночной экономикой.

2. В содержании социальных представлений о демократии, разделяемых россиянами, проживающими как на территории России, так и за рубежом, демократия будет трактоваться как атрибут власти, которой респондент себя противопоставляет.

3. Репрезентационное пространство представителей разных групп россиян будет характеризоваться тенденцией к гомогенности в отношении оценки демократических преобразований в России и их последствий.

4. Изменения в содержании социальных представлений о демократии можно выявить у представителей разных поколений. Наиболее существенные противоречия в содержании представлений будут характерны для представителей старшего поколения. Содержание социальных представлений респондентов молодого возраста будет более согласованным.

В ходе исследования были использованы следующие методы сбора и анализа данных: метод фокус-групп, стандартизированный опрос, контент-анализ, центрированные на проблеме интервью, метод тематического кодирования текстов.

Общее число респондентов, принявших участие в исследовании, составило 360 чел.

Достоверность результатов исследования обеспечивается проработанностью его теоретико-методологических оснований, применением адекватных цели исследования методических приемов сбора и обработки данных и их апробации в пилотажном исследовании, а также сопоставимостью отдельных результатов, полученных в работе, с данными других авторов.

Первый этап исследования (1998-1999 гг.) называется «Исследование социальных представлений о демократии и их отражения в российской прессе».

Цель первого этапа исследования: определение содержания социальных представлений о демократии, бытующих на уровнях межличностной и массовой коммуникации, с учетом контекста использования понятия «демократия» в советском официальном дискурсе до и во время перестройки.

Для достижения поставленных целей в ходе исследования необходимо было решить следующие задачи:

1. Изучить содержание социальных представлений о демократии в разных социальных группах российского общества.

2. Провести анализ представленности темы демократии в российской прессе в десятилетней ретроспективе (1988 - 1998 гг.).

3. Сопоставить содержание социальных представлений о демократии, существующих на уровнях межличностной и массовой коммуникации.

4. Проследить особенности использования понятия «демократия» в советском официальном дискурсе до и во время перестройки на материале ряда работ отечественных и зарубежных историков и политологов и текстов конституций.

Предметом эмпирического исследования стали социальные представления о демократии, существующие на уровнях межличностной и массовой коммуникации.

Объектом эмпирического исследования явились представители четырех социальных групп: студенты Тверского госуниверситета, работники бюджетной сферы, пенсионеры и рабочие (всего 42 человека). Кроме этого, объектом исследования стали выпуски восьми центральных газет за период с 1988 по 1998 г., а также тексты ряда теоретических работ, посвященных теме демократии и тексты конституций СССР 1924, 1936, 1977 гг. и текст Конституции РФ 1993 г.

Методы исследования. Для реализации целей первого этапа исследования нами были выбраны метод фокус-групп [7, 8, 14, 62], контент-анализ [13] публикаций ряда центральных газет и текстов конституций.

Второй этап исследования (2000-2001 гг.) называется «Изучение социальных представлений о демократических изменениях в России и их последствиях».

Цель второго этапа исследования: сравнить социальные представления респондентов различных социальных групп о демократических изменениях в России и их последствиях.

Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:

1. Провести сравнительный анализ представлений о демократических изменениях в России и их последствиях в разных социально-демографических группах.

2. Выявить типы оценки последствий демократических преобразований в России.

3. Осуществить анализ структуры социальных представлений о демократических изменениях, охарактеризовав элементы, относящиеся к ядерной и периферической частям представления.

Похожие диссертации на Социальные представления о демократии: комплексное исследование