Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Социальные представления о нравственном идеале в российском менталитете Воловикова, Маргарита Иосифовна

Социальные представления о нравственном идеале в российском менталитете
<
Социальные представления о нравственном идеале в российском менталитете Социальные представления о нравственном идеале в российском менталитете Социальные представления о нравственном идеале в российском менталитете Социальные представления о нравственном идеале в российском менталитете Социальные представления о нравственном идеале в российском менталитете Социальные представления о нравственном идеале в российском менталитете Социальные представления о нравственном идеале в российском менталитете Социальные представления о нравственном идеале в российском менталитете Социальные представления о нравственном идеале в российском менталитете
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Воловикова, Маргарита Иосифовна. Социальные представления о нравственном идеале в российском менталитете : диссертация ... доктора психологических наук : 19.00.05. - Москва, 2005. - 384 с. : ил.

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Методологические и теоретические основания исследования социальных представлений о нравственном идеале в российском менталитете 19

1.1. Постановка проблемы исследования 19

1.2. Российский менталитет в контексте нравственных ценностей 22

1.3. Русская литература как источник сведений о нравственном идеале 30

1.4. Психосоциальный подход: история создания, условия и возможности применения, основные требования и характеристики 40

1.5. Исследование нравственных проблем в отечественной психологии 45

1.6. Теории и методы исследования социальных представлений 51

1.6.1. Современные теории социальных представлений 51

1.6.2. Исследовательский подход к социальным представлениям в отечественной психологии. 58

1.6.3. Место и функции социальных представлений в контексте работы А.Ф. Лосева «Диалектика мифа» 62

1.6.4. Методы исследования социальных представлений 72

1.6.5. Символический анализ как метод исследования 80

1.6.6. Микросемантический анализ: история разработки и возможности применения 89

1.6.7. Применение микросемантического анализа к художественному произведению (на примере анализа «Преступления и наказания» Ф.М. Достоевского в контексте работ преп. Нила Сорского) 100

1.7. Основные положения авторской концепции социальных представлений о нравственном идеале в российском менталитете 111

Глава 2. Психолого-историческая реконструкция представлений о нравственном идеале различных слоев российского общества до революции и в последующие исторические периоды 119

2.1. Принципы проведения психолого-исторической реконструкции в связи с задачей исследования исторической специфики представлений о нравственном идеале 119

2.2. Крестьянство как выразитель нравственных устоев российского общества 121

2.3. Сословная специфика проявления представлений о нравственных основах жизни. Этические нормы, принятые в российском купечестве 138

2.4. Динамика нравственных устоев в условиях революционных изменений в российской жизни 144

2.5. Роль интеллигенции в осознании нравственного идеала 160

2.6. Этнопсихологический аспект проблемы исследования нравственного идеала 169

Глава 3. Эмпирическое исследование социальных представлений о нравственном идеале в современном российском обществе 181

3.1. Обоснование общих принципов проведения эмпирического исследования в рамках концепции социальных представлений о нравственном идеале в российском менталитете 181

3.2. Особенности правовой социализации в российском менталитете 184

3.3. Эмпирическое исследование динамики изменения морально- правовых представлений в России с конца 1980-х по начало 2000-х годов 191

3.4. Эмпирическое исследование социальных представлений о нравственной личности 204

3.5. Исследование представлений современных подростков о любимом герое 218

3.6. Исследование представлений о «типично русском человеке».. 224

3.7. Черты русского человека на примере анализа агиографических источников 241

3.8. Любовь к Отечеству как традиционная ценность русского народа и эмпирическое исследование социальных представлений о Родине и мире 249

Глава 4. Архетипические основания социальных представлений о нравственном идеале 275

4.1. Обоснование направления исследования представлений российских народов о празднике как пути к выявлению архетипической основы социальных представлений о нравственном идеале в российском менталитете 275

4.2. Методика и география исследования 284

4.3. Историческая динамика праздников Смоленщины: по материалам тенишевского Этнографического бюро и современным исследованиям 287

4.4. Праздник Нового года как прототип праздника в современной России 297

4.5. Место советских праздников в представлениях лиц среднего и старшего возраста 303

4.6. Роль и значение семейных праздников в сохранении нравственных основ жизни 307

4.7. Исследование представлений о празднике у современной молодежи 315

4.8. Психо лого-историческая реконструкция сохранения и передачи новым поколениям традиционной праздничной культуры (на примере воспоминаний о празднике Пасхи в дореволюционной, советской и постсоветской России) 333

Заключение и выводы 346

Литература 348

Введение к работе

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы диссертационного исследования определяется необходимостью изучения российского менталитета: совокупности умонастроений, традиций, знаний, представлений, принятых норм, ценностных предпочтений, основных национальных и этнических характеристик народов, населяющих Россию.

Вопросы, связанные с местом, функциями и ролью нравственных идеалов в общественном сознании и жизни, являясь традиционными для отечественной науки, приобретают особое значение в период резких социальных изменений, происходящих в настоящее время в мире, государстве и обществе. Один из основных кризисов, переживаемых гражданами нашей страны, связан не только с экономическими проблемами, но и с крушением прежних ценностей и идеалов. Однако теоретически данная проблематика в психологии оказалась разработана явно недостаточно. Сложилась ситуация, когда внешняя привязанность к марксистскому языку многочисленных в советской психологической науке работ о роли и значении нравственного идеала дискредитирует важность самой проблематики, с одной стороны, с другой — нивелирует значение богатейшего наследия отечественной психологической мысли, свидетельствующего об определяющей роли нравственного развития в становлении личности, в направленности общественных процессов.

В жизни народа, страны идеалам принадлежит консолидирующая, объединяющая роль. Принятый народом нравственный идеал, т.е. образец нравственного совершенства, является системообразующей ценностью в сознании нации. В истории каждого народа есть периоды, когда эта ведущая, консолидирующая роль идеала проявляется особенно ярко и действенно: во время войн, смут, преодоления последствий общественной и экономической разрухи. В произведениях народного творчества, в художественной литературе в виде образов героев хранится исторический опыт осознания, принятия и воплощения идеала. Последующими поколениями этот опыт может приниматься или пересматриваться. Способ существования идеалов в общественном и индивидуальном сознании - это процесс, осуществляемый на разных уровнях — историческом, социальном, индивидуальном. У этого процесса есть свои закономерности, изучение которых имеет важнейшее значение для жизни общества и конкретной личности.

В принципе, в общественной жизни нравственные идеалы выступают как регулятор социальной активности и социального поведения, но практически утрата идеалов как духовных опор личности и народа ведет не только к исчезновению множества ценностных ориентиров, но и к стихийной, обусловленной примитивными потребностями и влечениями, жизни. Не исследованной остается жизненная, жизнеутверждающая и прогностическая, интенциональная роль нравственных идеалов. Очевидны различия между поколениями, определяемые различиями в утверждаемых идеалах и ценностях. Существует специфика последних, связанная с традициями разных народов страны. Для выяснения данных актуальных вопросов необходимо не только проведение новых исследований, но также встает задача разработки теоретической концепции, намечающей подходы к данной проблеме в современных изменившихся условиях.

Интерес к нравственному идеалу всегда был характерен для российского сознания. Он отличал и отечественную психологическую науку. В работах Л.И. Божович, Б.Д. Эльконина, С.Г. Якобсон, Э.В. Чудновского, Б.С. Братуся, Н.И. Судакова, Т.А. Флоренской не только рассматривались проблемы нравственного становления личности, но выстраивались уникальные для мировой психологии методы психологической поддержки и помощи человеку на этом пути. В научной школе, основанной С.Л. Рубинштейном, были осуществлены методологические и экспериментальные разработки проблемы становления нравственного сознания. Это работы С.Л. Рубинштейна (прежде всего, «Человек и мир»), теоретические и эмпирические исследования Е.В. Шороховой, А.В. Брушлинского, Е.А. Будиловой, К. А. Абульхановой, Л.И. Анцыферовой, В.Г. Асеева, И.И. Чесноковой, Т.И. Артемьевой, И.А. Джидарьян.

В последнее десятилетие активизируется внимание к нравственной проблематике в связи с исследованиями специфических особенностей российского менталитета (К.А. Абульханова, И.А. Джидарьян, Л.Г. Вызов, В.Ф. Петренко, В.Е. Семенов, Н.Л. Смирнова и др.), в историко-психологических исследованиях (В.А. Кольцова, Ю.Н. Олейник, А.Н.Ждан, Н.И. Логинова, А.А. Гостев, В.А. Елисеев), в акмеологии и геронтопсихологии (К.А. Абульханова, Л.И. Анцыферова, А.А. Деркач, В.Г. Асеев), в социально-психологических исследованиях в связи с проблемами ценностей (А.Л. Журавлев, Н.А. Журавлева, И.Р. Сушков, П.Н.Шихирев и др.), в этнопсихологии (Н.М. Лебедева, Е.Н. Резников, Т.Б. Рязанова, А.Н. Татарко, М. Барретт, Г. Кипиани, Р. Каракозов, В.Павленко и др.), в экономической психологии (А.Л. Журавлев, А.Б.Купрейченко, В.П. Позняков). В психологии труда, инженерной психологии «человеческий фактор» конкретизируется как «нравственный фактор» (Л.Г. Дикая, А.Н. Костин, Ю.Я. Голиков и др.). Однако проблема нравственного идеала, популярная в советской психологической науке (работы Л.И. Божович, С.Г. Якобсон, В.Э. Чудновского, Н.И.Судакова, В.П. Битцева, Н.И. Загоренко, Л.С. Раскина и др.), в последние 10-15 лет практически не исследуется. Отчасти это связано с тем, что для ее включения в современный контекст требуется проведение теоретико-методологического анализа с целью освобождения понятия от привязанности к марксистскому языку описания. Понятие нравственного идеала находится на стыке различных наук о человеке, и поэтому необходимо проведение специального анализа для выявления специфики его исследования в психологической науке, в частности, в социальной психологии. Так, если этика изучает общие законы функционирования нравственного идеала в общественном сознании, то включение понятия идеала в контекст психологической науки связано с выявлением представлений о нравственном идеале на уровне индивида и социума, с фиксацией личностных впечатлений о нравственных поступках, отвечающих идеалу, со значением и местом в социально-психологических процессах примеров и образцов подлинно нравственных людей. Таким образом, речь идет о различных психологических формах репрезентации нравственного идеала.

Проблематика, связанная с социальными представлениями (S.Moscovici, J. Abric, I. Markova, W. Doise, R. Fair, С Fraser, W. Wagner, А.И. Донцов, Т.П. Емельянова и др.), или (преимущественно в евероамериканской, японской, финской традиции) - с имплицитными концепциями (R. Sternberg, В. Conway, J. Ketron, М. Bernstein, Н. Azuma, K.Kashiwagi, H. Raty, L. Snellman, Н.Л. Смирнова и др.), в настоящее время является одним из ведущих направлений в мировой психологической науке, во многом определяющим пути развития социальной психологии. В отечественной традиции исследование социальных представлений обрело свою специфику, связанную с личностной направленностью, с обращением к глубинным, архетипическим основаниям, с концепцией субъекта и с концепцией социального мышления (К.А. Абульханова, И.А. Джидарьян). Постановка задачи исследования социальных представлений о нравственном идеале позволяет рассмотреть проблему особенностей российского менталитета на нескольких взаимосвязанных уровнях. Это совокупность его конкретных проявлений: изменчивости-неизменности, направленности от личности к социуму и от социума к личности, включающая духовно-нравственную составляющую. Представления о нравственном идеале наиболее продуктивно исследовать в контексте психосоциального подхода, разработка которого начата в работах Б.Г. Ананьева, К.А. Абульхановой, А.Л. Журавлева и также требует своей дальнейшей конкретизации. Психосоциальный подход позволяет выявить связь личностных и социально-психологических представлений о нравственном идеале с разными - историческими, культурными, национальными и другими условиями, влияниями нравственных ценностей, традиций, запретов и заповедей. В них и сфокусированы особенности российского менталитета.

Хотя тема теоретико-методологического и эмпирического исследования российского менталитета в последние 10-15 лет приобрела широкое распространение в отечественной психологической науке (К.А.Абульханова, Л.Г. Вызов, И.А. Джидарьян, Н.И. Лапин, Н.М. Лебедева, В.Ф. Петренко, Е.Н. Резников В.Е. Семенов и др.), однако сделанные выводы о существенном расслоении российского менталитета делают актуальной задачу поиска оснований или скрытых механизмов единства российского менталитета - гипотетического или рассматриваемого в исторической перспективе. Решению данной задачи и служит создаваемая концепция. Она направлена на выявление специфических особенностей российского менталитета, взятого как в своем потенциальном и актуальном (в исторической ретроспективе или перспективе) внутреннем единстве, так и в специфичности его проявлений. Тема эта значима в своей направленности на поиск здоровых движущих сил и перспектив развития российского общества и требует построения новой научной концепции, интегрирующей в социально-психологическом исследовании подходы других отраслей психологии (истории психологии, исторической психологии, психологии личности, юридической психологии, экономической психологии, педагогической психологии и др.) и смежных с психологией наук о человеке.

Цель исследования - разработка концепции социальных представлений о нравственном идеале в российском менталитете.

Предмет исследования - социально-психологические закономерности возникновения и функционирования в российском менталитете социальных представлений о нравственном идеале.

Объект исследования - особенности российского менталитета, определяемые социальными представлениями о нравственном идеале, рассматриваемые в историческом контексте, региональной, тендерной и этнокультурной специфичности.

Основная гипотеза: российский менталитет характеризуется ориентацией социальных представлений личности и общностей на нравственный идеал, который является системообразующим фактором разнообразных представлений, «ядром» их структуры, интегралом их множества функций, качеств и уровней.

Основная гипотеза конкретизируется в частных гипотезах:

1) Нравственный идеал является историческим продуктом и в то же время - перспективой развития общественного сознания народа, имеющим тенденцию сохраняться в основных своих чертах и приобретать новые в условиях резких социальных изменений. От поколения к поколению он передается через образы конкретных людей, в той или иной степени воплотивших этот идеал: исторических деятелей, героев, подвижников, значимых близких людей. Прототипически он сохраняется в фольклоре, художественной литературе, произведениях искусства.

2) Социальные представления о нравственном идеале в российском менталитете в целом, связанные с братскими отношениями между людьми и народами (доброта, доверие, способность прощать), с любовью к Родине и готовностью ее защищать, сохраняют историческую преемственность с христианскими идеалами народа (прежде всего русских как титульной нации) в дореволюционной России.

3) Специфика российского менталитета проявляется в особом типе правовой социализации, осуществляемой с опорой на высшие этические принципы (совесть), а не на самостоятельную ценность юридического закона.

4) Существуют особенности этнокультурной, региональной и тендерной специфичности социальных представлений о нравственном идеале в российском менталитете.

5) Изменения, наблюдаемые в постперестроечный период, говорят о появлении резкой дифференциации социальных представлений о нравственном идеале у подрастающего поколения. У части подростков формируется «антиидеал», т.е. притягательными для них становятся черты, традиционно отрицаемые в российском менталитете: жестокость, мстительность, жадность и т.п.

6) Позитивную роль в сохранении и передаче новым поколениям представлений о нравственных ценностях и идеалах выполняют традиции и праздники. Архетипическая основа социальных представлений о нравственном идеале российских народов и этносов проявляется в современных представлениях и переживаниях «настоящего праздника». Задачи исследования

1. Провести теоретический анализ структуры и функций социальных представлений о нравственном идеале: ядра и периферии, уровней и т.д.

2. Разработать и обобщить приемы качественного (микросемантического) анализа, впервые применяемого для выявления структуры социальных представлений («ядра» и «периферии»).

3. Провести анализ биографических материалов, дневниковых записей, агиографических материалов, опубликованного и собранного автором этнографического материала с целью выявления исторически сложившихся особенностей представлений о нравственном идеале и предпосылок их актуализации в периоды резких социальных изменений;

4. Разработать теоретические основания и провести цикл эмпирических исследований, направленных на выявление этнокультурной, региональной и тендерной специфичности социальных представлений о нравственном идеале в российском менталитете.

5. Разработать теоретические основания и провести эмпирическое исследование, направленное на выявление роли традиций и праздников в сохранении и передаче новым поколениям представлений о нравственных ценностях и идеалах.

6. Разработать концепцию исследования социальных представлений о нравственном идеале в российском менталитете.

Этапы исследования:

1. (1976 - 2002гг.) Разработка методов и приемов качественного - микросемантического анализа и выявление возможностей его применения для выявления структуры социальных представлений («ядра» и «периферии»).

2. (1989 - 2003 гг.) Исследование динамики морально-правовых представлений в российском менталитете (с использованием методики и данных по другим странам кросскультурного исследования Дж. Тапп).

3. (1993 - 2004гг.) Разработка теоретических оснований, организация и проведение цикла эмпирических исследований, направленных на выявление этнокультурной, региональной и гендерной специфичности социальных представлений о нравственном идеале в российском менталитете, а также динамики этих представлений в период резких социальных изменений.

4. (2000 - 2005гг.) Разработка теоретических оснований, организация и проведение эмпирического исследования, направленного на выявление роли традиций и праздников в сохранении и передаче новым поколениям представлений о нравственных ценностях и идеалах.

Методологическую и теоретическую основу исследования составили: философский и философско-психологический анализ проблемы сознания (С.Л. Рубинштейн, К.А. Абульханова, М.М. Бахтин, М.К.Мамардашвили, И.И. Чеснокова); теоретико-методологические исследования особенностей российского менталитета (К.А. Абульханова, Н.И. Лапин, В.Ф. Петренко, В.Е. Семенов, А.В. Брушлинский, В.А.Кольцова и др.); системный, психосоциальный и субъектный подходы (Б.Г. Ананьев, К.А. Абульханова, А.Л. Журавлев, А.В. Брушлинский, Б.Ф. Ломов, В.А. Барабанщиков и др.); философские работы об особенностях российского самосознания (Ф.М. Достоевский, С. Булгаков, И.И.Ильин, Н.О. Лосский и др.); принципы «дифференциальной онтологии» С.Л. Рубинштейна и подход к исследованию психического

как процесса (А.В. Брушлинский); теории социальных представлений (С. Московичи, и К.А. Абульханова, Ж. Абрик, У. Вагнер, В. Дуаз, И. Маркова, В.И. Донцов, Т.П. Емельянова); кросс-культурный и типологический подходы к исследованию этнопсихологической специфики представлений (М. Барретт, К. Азума, К.А. Абульханова, Н.Л. Лебедева, Г. Кипиани, Р. Каракозов, В. Павленко, Т.Б. Рязанова и др.); работы П.А. Флоренского, А.Ф. Лосева, С.С. Аверинцева о диалектике мифа, символе и философии имени; принципы символического анализа сказок (Е.Н. Трубецкой, В.Я. Пропп, А.А. Потебня); духовно-ориетированный подход к исследованию психических явлений (П.А. Флоренский, Т.А. Флоренская, М.Ю. Колпакова, А.А. Мелик-Пашаев); психологические исследования развития нравственного сознания (Л.И. Божович, И.В. Дубровина, Б.С. Братусь, В.Э. Чудновский, С.Г. Якобсон и др.); этнографические исследования и подход (М.М. Громыко и др.); этнопсихологические и этнографические исследования этических ценностей у некоторых из российских народов (В.Х. Бгажноков, Э.-Б. Гучинова, А.Г. Новиков и др.); фундаментальные исследования базовых ценностей россиян (Л.Г. Бызов, И.Г. Дубов, Т.Д. Соловей, А.Л. Журавлев, Н.А. Журавлева и др.); концепция социально-психологических представлений, явлений, традиций, предшествующая оформлению социальной психологии в науку (Е.А.Будилова).

Теоретические и эмпирические исследования особенностей российского менталитета и комплекса социальных представлений, проводимые в лаборатории психологии личности: работы К.А. Абульхановой, Л.И.Анцыферовой, В.Г. Асеева, И.А. Джидарьян, Н.Л. Александровой-Смирновой.

Методы исследования:

Теоретико-методологические принципы и стратегия (кросс-культурный и типологические методы) выявления особенностей российского менталитета (К.А. Абульханова и др.);

Метод психолого-исторической реконструкции места и роли нравственного идеала (В.А. Кольцова, 2004; М.И. Воловикова, 2004);

Метод микросемантического анализа (А.В. Брушлинский, М.И. Воловикова, 1976), примененный к анализу биографических, автобиографических источников, дневников и заметок;

Исторический метод анализа социально-психологических явлений до оформления социально-психологической науки (Е.А. Будилова);

Методы кросс-культурного исследования морально-правовых представлений (J. Тарр, 1987) и кросс-культурного исследования социальных представлений, разработанный японскими психологами X. Азумой и К.Кашиваги (Н.Л. Смирнова, 1993, 1997, 2002) и модифицирован автором для исследования социальных представлений о нравственной личности.

Разработанная автором анкета исследования социальных представлений о празднике (М.И. Воловикова, СВ. Тихомирова, A.M. Борисова, 2003).

Метод исследования географических представлений (G. Axia and all, 1999).

Методы проективного анализа детских рисунков, описаний «любимого героя», методы клинического интервью и беседы.

Обработка результатов эмпирического исследования осуществлялась путем сочетания качественных и количественных методов: контент-анализа, микросемантического анализа, факторного анализа. Эмпирическая база исследования

Всего в исследовании приняли участие 2700 респондентов -студентов, школьников и лиц среднего и старшего возраста (русских, бурят, кабардинцев и балкар, якутов, калмыков, марийцев и представителей некоторых других российских народов), жителей Москвы, Смоленска, Улан-Удэ, Центральной Якутии, Нальчика, Казани, поселков Марий Эл, донской станицы Вешенская. Исследование проводилось частично в ходе индивидуальных бесед или кинических интервью (устная форма), частично путем анкетирования (письменная форма).

Надежность, достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается опорой на методолого-теоретические подходы и принципы психологической науки; репрезентативностью и численностью выборки; сочетанием методов качественного и количественного анализа полученного эмпирического материала.

Основные результаты, полученные лично соискателем, и их научная новизна.

1. Разработана концепция социальных представлений о нравственном идеале в российском менталитете.

2. Разработан подход к социальным представлениям, позволяющий исследовать совокупность их личностных, социально-психологических, этнических и других особенностей, интеграл которых составляет специфику менталитета.

3. Новый подход к социальным представлениям с точки зрения их сохранности-изменчивости реализуется через анализ исторической преемственности посредством передачи от поколения к поколению, новизны - посредством воздействия противоречащих идеалу представлений.

4. В исследовании впервые интегрированы психосоциальный, историко-психологический, этнопсихологический и другие подходы, кросс-культурная, типологическая и другие стратегии исследования.

5. Метод микросемантического анализа, разработанный совместно с А.В. Брушлинским в исследовании мышления, адаптирован к изучению социальных представлений при решении нравственно-правовых задач.

6. Показано, что представления связаны и с личностью, и с социально-психологическими группами, слоями, этносами и другими общностями, что и позволяет судить по их характеру о менталитете.

7. Прослежена позитивная роль традиций и праздников в сохранении и передаче новым поколениям представлений о нравственных ценностях и идеалах, выявлено, что архетипическая основа социальных представлений о нравственном идеале проявляется в современных эмоционально-активирующих представлениях о «настоящем празднике» разных российских народов и этносов.

Практическая значимость исследования

Разработка концепции российского менталитета в контексте социальных представлений о нравственном идеале открывает большие прогностические возможности для теоретического и эмпирического анализа актуального и потенциального состояния общественного сознания и направленности развития российского общества.

Выявление специфики социальных представлений о нравственном идеале в российском менталитете (в том числе региональной, этнокультурной, тендерной) открывает большие прогностические возможности для практического использования в образовании, воспитании цивилизованной экономики и политики.

Выводы о позитивной роли традиций и праздников в сохранении и передаче новым поколениям представлений о нравственных ценностях и идеалах открывают широкие возможности для целенаправленного влияния и формирования этнической толерантности, основанной на интересе к праздничной культуре и традициям.

Положения, выносимые на защиту:

1. Российский менталитет характеризуется ориентацией социальных представлений личности и общностей (этнических, национальных и других) на нравственный идеал, который является системообразующим фактором разнообразных представлений, «ядром» их структуры, интегралом их множества функций, качеств и уровней.

2. Нравственный идеал является историческим продуктом и в то же время - перспективой развития общественного сознания народа, обнаруживает свойство сохранность-изменчивость - тенденцию сохраняться в основных своих чертах и обретать новые в условиях резких социальных изменений, передаваясь от поколения к поколению через традиции, благодаря памяти о конкретных людях и живых образах нравственных личностей, в той или иной степени воплотивших этот идеал.

3. Применение психосоциального подхода к исследованию социальных представлений о нравственном идеале в российском менталитете позволяет выйти на самый высокий уровень обобщения и ставить проблему духовно ориентированной социальной психологии.

4. Посредством применения микросемантического анализа возможно выявление структуры социальных представлений («ядра» и «периферии»). «Периферия» социальных представлений образуется из изолированных, отнесенных к определенной предметной действительности, к сфере социальной жизни - правовые, политические (демократия), личной жизни и т.д.; они более «рационализированы». Ближе к центру - «ядру» - слабее рационализация, менее выражена граница между отдельными представлениями; специфичность уступает место общности, объединяющей этнос, народ и саму личность.

5. Функции и механизмы действия социальных представлений: целостность, дающая целостную картину мира; индифферентность к противоречиям, дающая личности и группе возможность адаптироваться к действительности в силу создания непротиворечивой картины мира; телеологичность, придающая смысл и перспективу существованию; рациональность, сочетающаяся с эмоциональной оценкой явлений; личностность, как связанность с образами конкретных личностей, являющихся прошлыми или ныне живущими символами нравственного идеала (эти свойства, функции и закономерности проявления социальных представлений имеют много общего с закономерностями проявления мифологического - в лосевском понимании этого слова - сознания).

6. Существует этнопсихологическая, региональная и тендерная специфичность социальных представлений о нравственном идеале, вместе с тем у народов и этносов современной России сохраняются и общие черты («ядро») этих представлений, составляющие особенности российского менталитета.

7. Социальные представления о нравственном идеале в российском менталитете в целом имеют характеристику константности (сохранности) - изменчивости. Они сохраняют историческую преемственность с христианскими идеалами народа (прежде всего русских как титульной нации) в дореволюционной России, связанными с братскими отношениями между людьми и народами (доброта, доверие, способность прощать), любви к Родине и готовности ее защищать, в опоре на нравственность (совесть) в развитии здорового правосознания.

8. Изменения социальных представлений в последнее десятилетие проявляются в их резкой дифференциации: социальные представления о нравственном идеале противостоят представлениям об «антиидеале». Для части подростков становятся притягательными качества, традиционно оцениваемые как безнравственные (жестокость, мстительность, жадность и др.). Динамика морально-правовых представлений в период последних десятилетий отражает противоречивый характер отношения к юридическому закону и праву, исторически сложившийся в российском менталитете.

9. Существует позитивная роль традиций и праздников в сохранении и передаче новым поколениям представлений о нравственных ценностях и идеалах. Архетипическая основа социальных представлений о нравственном идеале проявляется в современных представлениях о «настоящем празднике» разных российских народов и этносов.

Постановка проблемы исследования

Проблема нравственного идеала, понимаемого как образец нравственного совершенства (С.Л. Рубинштейн, 1989), находится на стыке (точнее, в центре) наук о человеке. Нравственный идеал является основополагающей темой для этики (О.Г. Дробницкий, 1974), ключом к пониманию исторических, социальных и политических процессов (И.А. Ильин, 1992, Л.А. Тихомиров, 1997, Н.А. Нарочницкая, 2005 и др.), основополагающим образованием для педагогики (В.В. Зеньковский, 1924, А.С. Макаренко, 1983 и др.), для искусствоведения (С.С. Аверинцев, 2001, П.А. Флоренский, 1994 и др.) и литературоведения (Д.С. Лихачев, 2000, Е.Н. Трубецкой, 1995 и др.). Исследователи, поставившие нравственный идеал в основу своего анализа, обретают способность находить самые существенные связи в этнографических данных (М.М. Громыко, 1991, 1997). Внимание к проблеме нравственного идеала всегда отличало и отечественную психологическую науку (работы Л.И. Божович, Б.Д. Эльконина, С.Г. Якобсон, Э.В. Чудновского, И.В. Дубровиной, Б.С. Братуся, Н.И. Судакова, Т.А. Флоренской и др.). В научной школе, основанной С.Л. Рубинштейном, были осуществлены методологические и экспериментальные разработки проблемы становления нравственного сознания (С.Л. Рубинштейн, 1973; К.А. Абульханова, 1997; А.В. Брушлинский, Л.В. Темнова, 1993; М.И. Воловикова, 1987, 1995 и др.; В.В. Знаков, 1999; И.И. Чеснокова, 1977 и др.). В педагогической психологии большое внимание уделялось формированию нравственных идеалов школьников. Внимание к теме, связанной с нравственным идеалом, практически исчезнувшее за последние десять-пятнадцать лет, в настоящее время вновь возвращается в психологию. Усиление внимания к нравственной проблематике наблюдается в различных отраслях современной психологической науки: в историко-психологических исследованиях (В.А. Кольцова, 2004; А.А. Гостев, 2001; В.А. Елисеев, 2002), в акмеологии и геронтопсихологии (К.А.Абульханова, Л.И. Анцыферова, А.А. Деркач, В.Г. Асеев), в экономической и социальной психологии (А.Л. Журавлев, А.Б. Купрейченко, 2003, А.Б. Купрейченко, 2000, 2001; Н.А. Журавлева, 2005; В.П. Позняков, 2002, А.С. Чернышев, 2002 и др.), в этнопсихологии (Н.М. Лебедева, 1993, 1998, 2000, Н.М. Лебедева, А.Н. Татарко, 2004; М.А. Козлова, 2004, Ю.П. Платонов, 2003, Е.Н. Резников, 1997; Т.Б. Рязанова, 2001, Г.У. Солдатова, 1998 и др.). Публикуются сильные исследования, связанные со спецификой профессиональной деятельности и имеющие выраженную ориентацию на духовные вопросы (В.А. Пономаренко, 1997, 1998, В.Д. Шадриков, 1996 и др.). В последнее пятилетие появились диссертационные и монографические работы, в которых прямо ставится духовно-нравственная и христианская тематика (М.В. Аникеев, 2004, Л.Н Антилогова, 1998, 1999, А.А. Гостев, 2001, Г.Б. Жанбуршина, 2000, В.Т. Лисовский, 2000, Е.А. Таран, 2000, 2001 и ДР-)- Следует подчеркнуть утверждение неразрывной связи духовности и нравственности, отличающее работы отечественных психологов. Духовный выбор - это, прежде всего, нравственный выбор между добром и злом. Однако согласно данным, полученным в исследовании, проведенном социологами (А.В. Рябов, Е.Ш. Курбангалеева, ред., 2003), у взрослых россиян, как и во всем современном мире, происходит постепенное отступление от нравственных максим, тысячелетиями служивших фундаментом всей европейской (и не только европейской) культуры, т.е. от десяти заповедей (Библия). Есть непреложные законы развития народов, согласно которым нравственному выбору принадлежит решающая роль в судьбе народов, культур и даже цивилизаций. Из наших отечественных авторов об этом много и подробно говорили Н.Я. Данилевский (Н.Я. Данилевский, 2003), И.А. Ильин (И.А. Ильин, 1993-1), Л.А. Тихомиров (Л.А. Тихомиров, 1997, 2002), А.С. Хомяков (А.С. Хомяков, 2002), Н.И. Конрад (Н.И. Конрад, 1974) и другие авторитетные авторы. Можно даже сказать, что тема соотношения нравственного состояния и исторической судьбы народа оказывается определяющей в переломные моменты российской истории. Возвращенное в современную науку понятие историософии (Н.А. Нарочницкая, 2005) позволило по-новому посмотреть на особенности российского исторического пути. В наиболее концентрированном виде мысль о значении духовного выбора в судьбе народа представлена в статье, опубликованной на сайте www.pravoslavie.ru: «Каждая страна проходит через периоды величия и периоды упадка. Периоды величия страны выражаются в устремлении людей, ее населяющих к духовному идеалу и Истине, к некой великой идее. В эти моменты духовного подъема страны проявляется душа ее народа. Период упадка выражается в измене этому идеалу и его утрате в обмен на обреченное и упадническое прельщение страстью мира к земным богатствам, земле и власти, помрачению высших устремлений народа и его духовной сути. На этом пути расцвело и затем пало множество великих империй мира прошлого и настоящего» (Э. Филлипс, 2005). Статья посвящена Португалии и содержит глубокий анализ связи истории этой страны с тем идеалом, который автор определяет как национальный (поиск потерянного Рая - в заземленном виде проявляющийся как поиск новых земель, участие в географических открытиях - в том числе - и в открытии Америки).

Принципы проведения психолого-исторической реконструкции в связи с задачей исследования исторической специфики представлений о нравственном идеале

Разработка метода психолого-исторической реконструкции связана с работами по истории психологии и исторической психологии. Появление и развитие этого метода было обусловлено прежде всего потребностями исторической психологии. Реконструкция прошлого по сохранившимся свидетельствам своего времени была предпринята в работах В.А. Кольцовой, Е.А. Барской, Е.А. Климова, О.Г. Носковой, И.Р. Федорковой, и др. Теоретико- методологический анализ данного исследовательского метода проделан в фундаментальном исследовании В.А. Кольцовой (В.А. Кольцова, 2004). В рамках руководимого ею направления подготовлены работы, раскрывающие большие возможности психолого-исторической реконструкции: от воссоздания по сохранившимся свидетельствам эпохи психического строя эллинов гомеровской эпохи (Е.А. Барская, 1998), до психолого-исторической реконструкции социально-психологических особенностей московского купечества (В.А. Кольцова, И.Р. Федоркова, 2002). В связи с задачей исследования исторического своеобразия представлений о нравственном идеале принципы проведения психолого-исторической реконструкции обретают свою определенную специфику. Для нашего диссертационного исследования данная специфика оказалась связана с работами и исследовательским методом и подходом, разрабатываемым в смежной с психологией наукой - этнографией, и прежде всего с работами и подходом М.М. Громыко (М.М. Громыко, 1991, 1998). Как отмечалось нами выше, обращение к архивным источникам позволяет исследователю преодолеть некоторые «легенды» о русском крестьянстве, прочно утвердившиеся в массовом сознании советской эпохи. Привычны въевшиеся в школьную память сведения об «отсталости» и «забитости» русских крестьян до революции. Этнографические материалы для своей обработки нуждаются в четкой и «заинтересованной» исследовательской позиции автора. Человеку, сочувствующему этому практически исчезнувшему сословию, составившему основы богатства и жизнеспособности государства российского, вернее откроются духовно-нравственные устои жизни крестьян. В предисловии к своей книге о мире русской деревни М.М. Громыко пишет: «Настало время сказать правду о русских крестьянах. А для этого нужно сопоставить многочисленные и многообразные источники, раскрывающие жизнь деревни с разных сторон. ... Сохранились и лежат в архивах (а иные материалы опубликованы еще в прошлом веке) множество описаний современников, подробнейших ответов на программы различных научных обществ, решений общинных сходок, прошений, писем и других документов, по которым можно очень подробно представить жизнь старой деревни» (М.М. Громыко, 1991, с. 8). Сама Мария Михайловна является одним из авторитетнейших специалистов по этнографии русского народа. Уже более сорока лет она работает с историческими материалами, в числе которых фонды шестнадцати архивов страны. Поэтому обращение к результатам проделанного ею исследования способно обогатить психологическую науку, дав этнопсихологии точные ориентиры и координаты для ориентации в обилии различного исторического материала. Поиск системообразующих («формообразующих» - П.А. Флоренский) оснований в духовно-нравственной сфере для проведения анализа и реконструкции представлений крестьян и других сословий является необходимым условием объективности такого типа исследования. Они дают ту систему координат, которая позволяет: заметить и выделить существенные детали в обилии конкретного материала; проследить процесс изменения (или сохранения) представлений под воздействием изменившихся социальных условий; для выявления процессуального аспекта плодотворно применение микросемантического анализа.

Обоснование общих принципов проведения эмпирического исследования в рамках концепции социальных представлений о нравственном идеале в российском менталитете

Методологически задача эмпирического исследования социальных представлений о нравственном идеале очень сложна и требует обсуждения, поскольку путем опросов, т.е. напрямую - она не выполнима, т.к. реальные силы, определяющие нравственный выбор, человеком осознаются слабо. Требуется сочетание методов, традиционно применяемых не только в разных областях психологической науки, но также частично заимствованных из других наук о человеке.

Проведенный в предыдущей главе анализ этнографических материалов, автобиографических заметок, дневников и биографий позволил приблизиться к пониманию особенностей представлений о нравственном идеале, которые характеризовали российский менталитет в пошлом. Применение микросемантического анализа помогает понять некоторые закономерности процесса сохранения или разрушения нравственных ценностей на уровне конкретной личности и затем - на уровне различных социальных общностей. Прошедшие периоды российской и мировой истории, безусловно, отразились на современных представлениях о нравственных основах жизни личности и общества. Проблема исследования их связана с применяемыми методами.

Анализ методов, традиционно использовавшихся для исследования нравственного идеала (Чудновский В.Э., 1981, Л.Ю. Дукат, 1961, М.Г. Казанкина, 1970, З.И. Гришианова, 1979 и др.), заставляет вспомнить об «историко-психологических» особенностях подхода к данной задаче. Если в 1960-е и в 1970-е годы понятие «нравственный идеал» было достаточно употребимо не только в научно-педагогических разработках, но и в житейском языке (например, его использовали в книгах, фильмах), то исследователи данного периода времени имели возможность задавать испытуемым прямые вопросы о том, что является (или являлось) для них нравственным идеалом. Так в работе З.И. Гришиановой (З.И. Гришианова, 1979) приводится подробный анализ ответов школьницы в разные периоды времени на вопрос, который формулировался именно описанным выше образом. По ответам видно, что девочка правильно понимает, о чем именно идет речь. Идеалом для нее сначала являлся герой книги Джека Лондона Мартин Идеи, затем знакомые и близкие родственники, затем черты героя и знакомых переплетаются и видно, что происходит сложный процесс формирования идеала этой девочки и что, главное, этот процесс во многом сознательный, т.е. девочка реально хочет стать лучше, нравственно совершенствоваться и использует для этого те «подручные средства», которые оказываются в ее распоряжении . Предпринятая недавно попытка в одном из исследований, выполненных под нашим руководством (А.Н. Ротова, 2001), напрямую спрашивать школьников о том, что является для них «идеалом» выявило, что для современных подростков идеал не имеет выраженной связи с нравственной сферой, он не задействован в стремлении нравственного самосовершенствования, а, скорее, с его помощью подросток выделяет в своем окружении людей, для него предпочтительных в общении. Например, у мальчиков выделился и социально-отрицательный «идеал» (во второй по значению фактор вошли с большим положительным весом качества - «злой», «грубый», «вредный», «вспыльчивый», «обидчивый», «эгоистичный» - А.Н. Ротова, 2001, с. 45).

Поскольку данное понятие в прямом значении этого слова перестало быть общеупотребимым, то в настоящее время требуется применение комплекса методов, позволяющих по косвенным характеристикам составить картину представлений наших современников о нравственном идеале. Причем, исходя из общего нашего утверждения, что нравственный идеал для российского менталитета является системообразующим («формообразующим» — П.А. Флоренский) понятием, мы предполагаем, что так или иначе он будет проявляться в целом комплексе различных представлений наших соотечественников.

Теоретико-методологический анализ позволил выделить следующие принципы подбора методик: конкретность, понятность (близость житейскому языку), анализ единичных случаев, опосредованность - проведение кросс-культурного сравнения, а также обращение к субъективному опыту респондентов, причем конкретность уровня эмпирического исследования должна обеспечиваться микросемантическим анализом, применяемым для выявления внутренней структурно-уровневой организации социальных представлений и существенных связей и отношений, интегрирующих российский менталитет.

Исторически специфика российского менталитета определялась: противоречивым отношением морали и закона, традицией поиска и обсуждения на уровне общественного сознания нравственных образцов для подражания, ценностью любви к Родине. Исходя из этих позиций, нами и были разработаны основные исследовательские блоки: а) мораль и право; б) социальные представления о нравственном образце; в) представления о Родине и, в частности, представления о русских как титульной нации, во многом определивших характер российского менталитета.

Обоснование направления исследования представлений российских народов о празднике как пути к выявлению архетипической основы социальных представлений о нравственном идеале в российском менталитете

Для выявления архетипической природы социальных представлений о нравственном идеале необходимо выйти на исследование той области жизнедеятельности, в которой человек использует мифологические и общекультурные мотивы, той области, где он максимально раскрыт, свободен, искренен, где обретает чувство единства с другими людьми, с природой и с миром. Область эта - праздник. Праздник по своей природе мифологичен и наполнен символами. В праздничной культуре каждого народа сохраняются и передаются от поколения к поколению нравственные ценности, особенно важные для данного народа, однако передача происходит не путем назиданий и объяснений, а через эмоционально насыщенный опыт участия в самом праздничном действии, четко организованном в соответствии с традициями.

Праздник - по детски простое и радостное явление жизни народа. Но на пути научного анализа его встает множество не простых загадок. И если для историков, этнологов и антропологов праздничное действо давно и естественно стало объектом исследования (см. Г.В. Любимова, 1998, В.В. Сикевич, 1998 и др. ), то психологами эта тема практически не изучается, хотя для социальной психологии праздник может выступать той естественной формой организации жизни семьи, этноса, народа, в которой максимально проявляется условие свободы личности - при очень определенных и четко закрепленных в народной традиции правилах его организации. Правила эти можно сопоставить с каноном в иконописи: при обязательном следовании канону художник свободен в своем творчестве. Канон обеспечивает свободу следования по духовному пути и отсекает проявления творчества, снижающие уровень человека.

Напомним обобщенное определение архетипа, сделанное Аверинцевым, заметившим, что архетип - это еще не само содержание, а лишь подобие тех напряжений, которые образуют кристалл (С.С. Аверинцев, 2001). Аналогична роль канона, следование которому позволяет выстроить содержание творчества по «напряжениям» духовной вертикали.

Праздничные традиции составляют существенную основу общественной жизни каждого народа. Изучая их, специалисты по исторической антропологии находят звенья, говорящие о преемственности культур. Так Левон Абрамян делает вывод о том, что архаичная структура праздника сохраняется в изменившихся социальных условиях и что даже советские праздники имеют в основе свою мифологию: мифологию «усеченного космоса», где вместо неба - нарисованные звезды, а демонстрации и шествия имеют свой определенный ритуал реализации «антиструктуры» (Л. Абрамян с соавт., 2001).

Из житейского опыта последних десятилетий совершенно очевидным становится наличие у людей базовой потребности в символическом смысле праздничных ритуалов. Особенно это проявляется в серьезном обсуждении того, как и в чем следует встречать очередной Новый год, связанный, по восточной мифологии, с тем или иным животным: факт, хорошо известный и прекрасно используемый рекламой в коммерческих целях.

История и метаморфозы новогоднего праздника в России могут рассматриваться как очень удобная модель, позволяющая наглядно продемонстрировать такие особенности праздника как: а) способность сохраняться, несмотря на негативные внешние воздействия42; б) способность видоизменяться, впитывая и преобразуя через свои структуры мифологию и символические смыслы иных культур или идеологий; в) самое тесное взаимодействие праздника со временем -как с астрономическим (момент наступления новолетия), так и с психологическим (психологическая готовность к всплеску радостных эмоций в определенной точке отсчета нового года и др.), г) способность редуцировать, впитать в себя другие праздники (так советский Новый год частично включил в себя атрибутику Рождества - наряженную елку, детские представления, подарки и др.).

В субъективных переживаниях праздника для человека раскрывается то, что его действительно радует до глубины души, что является для него самым ценным, дающим смысл жизни. Причем это «экзистенциальное вхождение в радость» не всегда осознаваемо самим человеком, но всегда оставляет память о позитивном переживании. Анализ такого позитива открывает путь к вершинам человеческого духа. Праздник существует на многих уровнях, взаимосвязанных и взаимозависимых: субъективно-личностном, общественном, социально-психологическом. Причем каждая из общностей имеет в празднике свою подструктуру. В нем представлены и семья, и социальная группа, и народ, и этнос, т.е. праздник по-своему преобразуется на каждом из этих уровней и сам преобразует эти уровни.

Праздник управляем на уровне государства: тот или иной праздник может быть закреплен как нерабочий день, или, напротив, празднование может оказаться под запретом (как происходило при смене идеологии). Память о празднике сохраняется на субъективно-личностном уровне, а на семейном уровне праздник способен жить независимо от внешних условий.