Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Социальные представления об успехе Нефедова Наталья Ивановна

Социальные представления об успехе
<
Социальные представления об успехе Социальные представления об успехе Социальные представления об успехе Социальные представления об успехе Социальные представления об успехе Социальные представления об успехе Социальные представления об успехе Социальные представления об успехе Социальные представления об успехе
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Нефедова Наталья Ивановна. Социальные представления об успехе : Дис. ... канд. психол. наук : 19.00.05 : Ярославль, 2004 186 c. РГБ ОД, 61:04-19/690

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретические основы изучения социальных представлений об успехе 12

1.1. Понятие успеха в социальных науках 12

1.2. Психологический анализ феномена успеха 28

Глава 2. Исследование структуры социальных представлений об успехе 66

2.1. Единицы анализа структуры социальных представлений об успехе 66

2.2. Ход исследования. Методы исследования структуры СПУ 84

2.3. Общие закономерности структуры социальных представлений об

успехе 99

2.3.1. Факторный анализ персонажей 101

2.3.2. Факторный анализ прилагательных, характеризующих персонажи ... 108

Глава 3. Исследование я-конструкций в контексте социальных представлений об успехе 116

3.1. Личностно-смысловые детерминанты социальных представлений об успехе 116

3.1.1. Результаты сопоставления когнитивной дифференцированности социальных представлений и образа-Я 119

3.1.2. Интегрированность образа-Я в структуру социальных представлений об успехе 121

3.1.3. Связь образа-Я в контексте успеха с самоотношением и смысложизнеными ориентациями респондентов 124

3.2. Идентификационно- ролевые детерминанты СПУ 129

3.3. Типология личности как носителя социальных представлений об успехе 138

3.4. Содержание тренинга успеха 150

Заключение 157

Список литературы 161

Приложения 173

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Успех относится к числу тех понятий, реальный жизненный смысл которых отчетливо представляется обыденному сознанию. Однако его психологическое содержание далеко не очевидно в силу многовариантности смыслов и отношений, проявляющихся в его семантике. Актуальность темы диссертации обусловлена тем, что установка на успех, чувство удовлетворенности от достижения поставленной цели, приобретение престижа и статуса являются значимыми элементами эмоциональной саморегуляции и самоотношения человека, которые непосредственно влияют на его психологическое состояние, способствуют профессиональной самореализации, являются стимулами для совершенствования личности.

Успех как сложный феномен, характеризующийся внутренним единством и противоречивостью, является объектом социальных наук: философии, социологии, педагогики. Философские и социологические подходы рассматривают успех как "жизненное предназначение человека", "ценность, связанную с реализацией позиции в борьбе за выживаемость", "показатель адаптированности к социокультурным требованиям". Многогранность феномена проявляется в том, что, с одной стороны, успех - индикатор переживания индивидом результата собственных действий и усилий, с другой, - показатель своеобразия его положения среди других людей и, следовательно, специфики его социальных связей и отношений (Дж.Болдуин, Л.Гумилев, Д. Дьюи, У.Джеймс, Р.Рорти, В.П.Федотов, Ф.Шиллер, Дж.Эдвардс. Социологический аспект исследования успеха представлен в работах Б. Бессонова, М.Вебера, А.Б.Здравомыслова, В.Зомбарта, К.Мангейма, И.Шумпетера, А.С.Кравченко, Г. Миица, Н.Наумовой, Ф. Филиппова, В. Ядова.

Значительное внимание проблематике успеха уделяется в психологической науке. С различных теоретических позиций к ней обращались А. Адлер, Р. Ассаджиоли, С. Бандура, Э. Берн, К. Левин, А. Маслоу, Л. Монахан, Д. Кун, П. Шейвер, Ф. Салили, К. Шибе и др. В тоже время, большинству психологических направлений свойственен "проблемно-клинический" подход, сосредоточенный скорее вокруг психологической проблематики индивида, нежели ориентированный на выявление детерминант и манифестаций его успеха (А. Сосланд).

В отечественной психологии в рамках деятельностного подхода более употребимым является понятие "успешности деятельности" (А.Б. Леонова, В.И. Медведев, О.Н. Родина). Контекстуально близким к проблематике успеха является функционально-динамический подход к личности (К.А. Абульханова-Славская), методологически восходящий к вопросам субъектности и жизненного пути индивида (К.А. Абульханова, Б.Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейн).

Вместе с тем, успех как самостоятельный объект психологического исследования заслуживает более пристального интереса. Это относится как к общепсихологическому пониманию сути данного феномена, так и прикладным аспектам. Во-первых, в феномене успеха зафиксированы социокультурные паттерны, которыми индивид овладевает и которым следует в своем поведении на протяжении жизни. С этой точки зрения, актуальным является изучение успеха в ракурсе обыденного сознания в форме социальных представлений о нем культурных и субкультурных групп. В настоящее время изучение характера и структуры социальных представлений стало важным исследовательским направлением (К.А.Абульханова-Славская, Г.М. Андреева, А.И.Донцов, Т.П.Емельянова, П С.И.Ерина, В.Л. Калькова, Н.Шихирев, Е.В. Шморина, Е.В. Якимова). Его существенной чертой является стремление проникнуть в глубину семантических и смысловых образований субъектов социальных групп,

выявить объективно складывающееся в ходе коммуникативных практик людей понимание социального контекста. Анализ литературы, посвященной исследованию социальных представлений, позволяет заключить, что успех до сих пор не рассматривался в качестве их предмета, хотя изучение данного феномена в этой плоскости несомненно необходимо. Во-вторых, успех для каждого человека имеет собственный смысл, обусловленный субъектностью индивида. Более того, собственный успех является предметом самооценки, органично вписывается в образ-Я. Еще одной важной дефиницией, проясняющей понятие «успех», на наш взгляд, является «смысл жизни». Проблеме субъектности, самосознания, образа-Я, самооценке, смыслу посвящена обширная литература (К.А.Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, Е.Ю. Артемьева, А.Г. Асмолов, B.C. Братусь, А.В.Брушлинский, В.К.Вилюнас, С.Л.Выготский, И.С.Кон, А.Н.Леонтьев, Д.АЛеонтьев, Е.Е.Насиновская, В.В.Столин, Е.В. Субботский). Для нас актуальным является рассмотрение названных психологических конструктов в контексте успеха и соотнесение их с понятием социальных представлений.

Таким образом, актуальность исследования социальных представлений об успехе обусловлена психологической комплексностью этого феномена, необходимостью рассматривать его на разных уровнях анализа. Внутренняя противоречивость успеха как объекта исследования определила проблему данной работы: выявление соотношения и взаимосвязи надличностных (существующих в социальных представлениях) и индивидуально-личностных (как компонента образа-Я и самооценки) составляющих успеха.

Объект исследования - социальные представления об успехе.

Предмет исследования - структура социальных представлений об успехе и характер взаимосвязи элементов структуры социальных представлений об успехе с компонентами образа-Я в данном контексте.

Цель диссертационного исследования заключалась в выявлении типичных и своеобразных для различных социальных групп элементов, составляющих структуру их социальных представлений об успехе, и установление его смысловых и индивидуально-личностных детерминант.

Гипотезой исследования послужили следующие предположения:

в обыденном сознании, проявляющемся в форме социальных представлений, зафиксированы образы и ассоциации успеха, характерные для данной социокультурной и субкультурной среды;

социальные представления об успехе имеют структуру, отражающую комплексную (социальную и индивидуальную) сущность феномена;

различные социальные группы, принадлежащие к одной культуре, имеют как общие, так и специфические особенности структуры социальных представлений об успехе;

структура социальных представлений об успехе и структура образа-Я в этом же контексте взаимосвязаны, но не тождественны.

В соответствии с целью исследования и выдвинутой гипотезой, решались следующие теоретические и эмпирические задачи:

  1. На основе анализа отечественной и зарубежной литературы изучить основные концептуальные подходы к феномену успеха в социальных науках и психологической науке.

  2. На теоретическом уровне определить основные единицы анализа исследуемого феномена в контексте социальных представлений о нем.

3. В эмпирическом исследовании определить типичные и
отличительные черты структуры социальных представлений об успехе в
различных социальных группах.

4. Провести сопоставление структуры социальных представлений об
успехе с компонентами образа-Я, реализующимися в том же контексте.

Теоретическую и методологическую основу исследования составили положения различных психологических школ и направлений, включающие в свой предмет проблематику успеха и достижений человека (К.А. Абульханова-Славская, А. Адлер, Б.Г.Ананьев, Р. Ассаджиоли, С. Бандура, Э. Берн, Б. Бессонов, Дж.Болдуин, М.Вебер, И.Ведин, Л.Гумилев, У.Джеймс, Д.Дьюи, А. Здравомыслов, В.Зомбарт, Л.Коган, И.Кон, АКравченко, Д.Кун, К. Левин, А.Б. Леонова, К.Мангейм, А. Маслоу, В.И. Медведев, Г.Мииц, Л. Монахан, Н.Наумова, Г.Олпорт, О.Н. Родина, Р.Рорти, С.Л. Рубинштейн, Ф. Салили, В.Федотов, Ф. Филиппов, Э.Фромм, Х.Хекзаузен, К.Хорни, П. Шейвер, К. Шибе, Ф.Шиллер, И.Шумпетер, Дж.Эдвардс, В. Ядов).

Значительный пласт феномен успеха занимает в новой отрасли
современной психологии - акмеологии (О.С.Анисимов, А.А.Бодалев,
АА.Деркач, В.Г.Зазыкин, Н.В.Кузьмина, А.А.Мелик-Пашаев,

Л.АРудкевич, А.П.Ситников, Е.И.Степанова, А.П.Чернышов).

При рассмотрении проблемы социальных представлений, определении их функций и структуры рассматривались работы К.А. Абульхановой-Славской, Е. Авериной, Г.М.Андреевой, Т. Березиной, М. Воловиковой, Е.В.Гордиенко, И.Д.Даренского, АИ. Донцова, Т.П. Емельяновой, В.Л. Кальковой, С.Московичи, А.Н. Славской, Н.Л.Смирновой, Е.В. Шмориной, П.Н. Шихирева, Е.В. Якимовой.

Сопоставление структуры социальных представлений об успехе и образа-Я строилось на основе работ, раскрывающих особенности самосознания, Я-концепции и образа-Я (Д.А.Леонтьев, В.В.Столин), а также типологического подхода в концепции К.А.Абульхановой-Славской.

В основу эмпирической части работы была положена психосемантическая концепция (Д.Баннистер, В.Ф.Петренко, В.И. Похилько, Е.О. Федотова, Ф.Франселла, А.Г.Шмелев).

В работе использовались следующие методы. Для определения содержания социальных представлений об успехе применялись качественные методы исследования. В рамках фокус-групп проводился ассоциативный эксперимент, ранжирование выявленных элементов социальных представлений, экспертная оценка результатов работы по применению качественных методов. В эмпирической части работы использовались методы психосемантики с широким применением статистических процедур - факторного, дисперсионного, кластерного анализа. Кроме этого, при сопоставлении особенностей структуры социальных представлений и образа-Я применялись методики "Самоотношения" (В.В. Столин) и "Смысложизненных ориентации" (Д.А. Леонтьев).

Надежность и достоверность исследования обеспечивается согласованностью исходных теоретических принципов с данными эмпирического исследования; использованием методов, адекватных логике исследования, соответствующих поставленным целям и задачам; обоснованностью и надежностью применяемого математико-статистического аппарата; адекватным сочетанием качественных и количественных методов исследования фактического материала; подбором репрезентативных выборок испытуемых.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

Впервые успех рассмотрен как психологический феномен; выявлена его сложная психосемантическая природа, состоящая в оппозиции социальных и личностно-смысловых дискурсов.

Рассмотрена структура социальных представлений об успехе, как с точки зрения идентификационных элементов, определяющих ассоциативно типичные "фигуры успеха", так и с точки зрения конструктов, позволяющих давать описания этим "фигурам". Единицы анализа социальных представлений об успехе выявлялись

с учетом надличностной и личностной составляющих данного феномена. Определены общие и различные особенности структуры социальных представлений об успехе для различных социальных групп.

Проведено сопоставление структуры социальных представлений об
успехе с компонентами образа-Я в контексте успеха.
Констатировано отсутствие тождества структуры социальных
представлений и структуры образа-Я в исследуемой области,
определены "каналы" взаимосвязи социальных представлений об
успехе и образа-Я,

Разработана и применена схема социально-психологического

тренинга успеха, которую можно использовать в консультационной

и коррекционной групповой работе в различных социальных

группах.

Теоретическая значимость работы заключается в том, что ее

v результаты дополняют научные данные о структуре социальных

представлений, о взаимосвязи устойчивых личностных образований

(образа-Я) с культурно обусловленными конструктами, опосредованно

влияющими на выбор эффективных форм поведения.

В ходе научно-исследовательской работы были достигнуты следующие результаты, имеющие теоретическое значение:

показано содержание социальных представлений об успехе с учетом специфики различных социальных групп;

выявлена структура социальных представлений об успехе;

доказана обусловленность представлений индивида о себе (образ-Я) в контексте успеха личностно-смысловыми ориентирами

обнаружена специфика социальных представлений об успехе в различных социальных группах и констатировано отсутствие тендерных различий.

Практическая значимость работы заключается в возможности использовать полученные данные в консультационной, коррекционной и просветительской деятельности. В ходе исследования разработаны подходы к построению и анализу психосемантического пространства успеха и методы обработки и презентации полученных данных, которые могут применяться для исследования социальных представлений в иных областях. Кроме этого разработаны основные принципы и процедуры тренинга успеха, прошедшие апробацию при работе с различными социальными группами. По материалам диссертации разработаны методические рекомендации спецкурса "Психология успеха", включенного в учебный план специальности 02040 "Психология" в качестве дисциплины специализации "Социальная психология".

Положения, выносимые на защиту:

  1. Социальные представления и успех как психологические феномены имеют сложное строение, включающее в себя как социально-психологические (надличностные) так и личностные компоненты.

  2. На основе теоретического анализа феномена успеха были выявлены следующие единицы анализа: структура и содержание социальных представлений об успехе; идентификационные компоненты социальных представлений об успехе; личностные детерминанты социальных представлений об успехе; типология личности как носителя социальных представлений об успехе.

  3. Содержание социальных представлений об успехе включает в себя конструкты, конвенционально обозначающие персонажей, ассоциированных с понятием "успех", и приписываемые этим персонажам свойства. Структура социальных представлений об успехе универсальна для представителей различных социальных групп; не выявлено значимых гендерных различий. Следовательно, социальные представления об успехе имеют выраженный культурный характер.

4. Последующие единицы анализа позволили установить соотношение структуры социальных представлений с индивидуально-личностными детерминантами успеха: структурой образа-Я, самоотношением, смысложизненными ориентациями. Идентификационный центр во всех группах респондентов неоднороден, имеет структуру, состоящую из семейного, кланового, профессионального, временного уровней. С точки зрения типологии, исследование выявило два типа респондентов, отличающихся уровнем осмысленности жизни и содержанием самооценки.

5. Главным принципом «Тренинга успеха» является его релевантность результатам исследования диссертационной работы. Важное значение в процессе оказания социально-психологической помощи имеет использование адекватных психотерапевтических факторов, являющихся механизмами формирования оптимальных социальных представлений об успехе, таких как: экзистенциальные, арт-терапевтические факторы, использование групповой динамики и обратной связи участников группы и др.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, включающего в себя 156 источников, 18 таблиц, 12 рисунков и 2 приложений.

Психологический анализ феномена успеха

В рамках метода анализа случаев 3. Фрейдом и его соавторами дан анализ личности исторических и современных ему персоналий, чья творческая или художественная биография ассоциирована с успехом [114, 74]. Сюда относятся исследования жизни Леонардо да Винчи, Ф.М. Достоевского, Т. Вильсона. И хотя, по мнению, К. Холла и Г. Линдсея «не следует смешивать описания случаев с использованием психоаналитической теории для лучшего понимания литературы и искусства или социальных проблем» [П7,с. 82]. Знакомство с интерпретацией 3. Фрейдом художественной и политической деятельности дает возможность увидеть работу бессознательных механизмов психики персонажей, конвенционально в общественном сознании причисленных к «успешным». (Свидетельством конвенциональности в отношении указанных исторических личностей является индекс их встречаемости в ответах респондентов в нашем исследовании на просьбу назвать людей, которые, по их мнению, достигли успеха в жизни. Весь список названных персонажей, как будет показано ниже, четко разбивается на представителей художественной и политической «элиты»; в нем есть упоминание имен Леонардо да Винчи, Ф.М. Достоевского, президентов США).

С точки зрения психоанализа, объяснение успеха индивида в той или иной области деятельности следует искать в динамических проявлениях «психической энергии», перемещающейся от оригинальных инстинктивных объект-выборов. В анализе личности Т. Вильсона и Ф.М. Достоевского большое место занимает рассмотрение его взаимоотношений с отцом, механизма вытеснения чувства вины и «угрызений совести» и замещение их тенденциями идентифицировать себя с Иисусом Христом (Т. Вильсон), «спасителем отечества» (Ф.М. Достоевский). Невротический нарциссизм и сублимация как механизм частичного удовлетворения инстинктивного влечения составляют, если можно так сказать, бессознательный дискурс деятельности, в которой названные персонажи достигли успеха.

Таким образом, «успех» с позиции психоанализа - это гомеостатическое равновесие в удовлетворении инстинктивных потребностей. С этой точки зрения можно интерпретировать содержание списка «людей, добившихся успеха» в нашем исследовании. Мы считаем, что здесь уместно воспользоваться понятием «идентификации» как бессознательного метода разрешения фрустрации и тревоги. В этом смысле «идентифицируясь», человек принимает черты другого и делает их корпоративной частью собственной личности. Обычно избираются и инкорпорируются те черты, которые, как кажется, помогут достичь желанной цели. «Идентифицироваться можно с животными, воображаемыми персонажами, сообществами, абстрактными идеями и неживыми объектами - так же, как с людьми» [117, с. 65].

Для иллюстрации данного феномена мы приведем отрывок из нашего исследования социальных представлений об успехе, в котором мы просили респондентов назвать известных людей, добившихся, по их мнению, успеха. Названные персонажи сгруппировались в соответствии с несколькими критериями: 1. Тендерная принадлежность (мужчины, женщины) 2. Временная принадлежность («герои» прошлого и настоящего) 3. Профессиональная принадлежность; в этом случае респондентами вьщелялись различные подгруппы: политики, ученые, спортсмены, люди искусства 4. Родственники, знакомые, друзья.

По всей вероятности, именно этот дискурс отождествления себя с добившимися успеха людьми, помогает снимать напряжение, вызываемое фрустрацией присвоения объекта-катексиса.

Иначе следует рассуждать о феномене успеха в контексте аналитической психологии К. Юнга. Символом успеха для индивида в этом случае, по-видимому, станет предреформированная концепция коллективного бессознательного образа (imago), т.е архетип успеха. За один из таких символов может, например, быть принят образ «героя» - мифологическая фигура странника, воскресающего спасителя, Бога. Миф о герое «есть миф нашего собственного бессознательного, которое испытывает неутоленное и лишь редко утолимое страстное томление по всем глубочайшим источникам своего собственного бытия...» - отмечает К. Юнг [129, с.206]. Иными словами, онтогенетическое «присвоение» архетипа героя является одним из условий индивидуации и обретения самости как целостности индивидуальности и ее единства с миром. Успех, так же как и у 3. Фрейда, состоит здесь в делиминировании невротических комплексов, но не за счет идентификации себя с «другим» или сублимации, а путем установления внутренней гармонии.

Важными, оказываются и понятия квазипсихичности (психоидности) коллективного бессознательного и синхронности, как меры активизации архетипов. Именно с этой точки зрения можно объяснить интерперсональные и социальные смыслы успеха, символизированные в конвенциональных образах престижа, богатства, славы и т.д.

Развернутую характеристику эти образы получают в социально-аналитических концепциях А. Адлера, К. Хорни, Э. Фромма.

В индивидуальной психологии А.Адлера есть, по-крайней мере, два существенных, с точки зрения рассмотрения успеха, момента. Во-первых, это «линия, которая связывает все душевные проявления индивида», «направление, в котором человек следует» [4, с. 22]. Здесь имеется в виду финалистский характер концепции А. Адлера, подчеркивавшего, что «...во всех душевных движениях можно обнаружить, что они получают свое направление благодаря поставленной ранее цели», и что «...любое душевное явление, если оно должно помочь нам понять человека, может быть осмысленно и понято лишь как движение к цели». Таким образом, успех для А. Адлера не есть конечный результат усилий индивида. Следуя его логике, необходимо уяснить «какова цель успеха?», зачем он нужен человеку, какое место он занимает в общем жизненном плане. Здесь и проявляется второй интересующий нас аспект теории А. Адлера, помогающий уяснить, с ее позиций, суть успеха. Так же как целостность личности проистекает из «самодовлеющей целенаправленности», фиксированная сосредоточенность жизненного плана на цели может быть понята «как искусная уловка и собственная конструкция индивида, как окончательная компенсация вездесущего чувства неполноценности» [4, с. 26].

Единицы анализа структуры социальных представлений об успехе

Основная стратегическая линия эмпирического исследования успеха как психологического феномена задана предметной областью работы, а именно - наличием в природе социальных представлений о нем структурного начала, особого расположения их компонентов и составных частей в семантической и смысловой структуре индивида. Основная методологическая проблема, которая возникает в связи с изложенным пониманием предмета исследования, заключается в двойственном, противоречивом характере самого явления, обозначаемого как "социальные представления". Формулировка проблематики социальных представлений в социальной психологии опирается на философские традиции изучения обыденного знания и обыденного сознания. Обьщенное (со)знание в качестве предмета философских рассуждении и оценок сопровождает всю историю философии, осмысливаясь в зависимости от исторической эпохи и характера решаемых философских проблем в различных оппозициях: как мнение в отличие от знания, общее знание в отличие от специализированного, массовые предрассудки в отличие от истины, здравый рассудок в отличие от предрассудков, практическое знание в отличие от теоретического и т. д (Платон, Сократ, Монтень, Декарт, Гегель, Маркс). Для нас важно, что в основе всех философских рассуждении об обыденном (со) знании явственно просматривается стремление осмыслить тот слой (тип, уровень) массового и индивидуального сознания, который включает в себя всю совокупность представлений людей, формирующихся в процессе их повседневной обыденной жизни и практики. Т.е массовое сознание никогда не рассматривалось в отрыве от сознания индивидуального. Так B.C. Швырев считает, что функции обыденного сознания далеко не исчерпываются выработкой знаний так или иначе соотносимых с научными. Оно является основным регулятором человеческого поведения и общения [121, с. 27]. Сходную точку зрения высказывает Ю.В. Бромлей, отмечая, что, например, в этнографии обыденным обозначают общее сознание этноса, так называемые "модели мира", включающие основные стереотипы, фиксирующие типичные для членов этноса "понятия", "знания", "умения", "нормы поведения", на основе которых в каждом этносе формируются индивидуальные представления людей об окружающей действительности, самих себе, отношениях с природой и окружающими людьми [23, с. 70]. Состав и соотношение обыденного коллективного и индивидуального (со)знания с различных точек зрения анализировались М.С. Козловой, Е.В. Черносвитовым, М.С. Каганом, П.Н. Федосеевым, В.А. Лекторским, M.Vartofsky и др. Е.В. Черновситов, подчеркивая идею единства массового и индивидуального (со)знания, вьщеляет такой элемент обыденного знания как жизненное самосознание, самопознание людей. "Обыденное самосознание имеет разные степени развития: от чувства "Я" до целостного представления о самом себе, от смутных интуиции до ясных рефлексий" [119, с. 74].

Таким образом, обыденное сознание в рамках философии, есть жизненно-практическое сознание людей (массовое и индивидуальное) выходящее за рамки любой узкоспециализированной профессиональной области и являющееся основой повседневной познавательной деятельности и регулятором человеческого поведения и общения. Основным познавательным компонентом обыденного сознания является обыденное знание, представляющее собой совокупность объективно истинных образов реальности, функционирующих в обыденном сознании [57, с.49]. Обыденное знание — это знание жизненно практическое, не получившее строгого концептуального системно-логического оформления, не требующее для своего усвоения и передачи специального обучения и подготовки появляющееся общим внепрофессиональным достоянием всех членов общества.

Используя результаты осмысления природы обыденного (со)знания в философии, П.Н. Шихирев отмечает, что в современной социальной психологии обыденным сознанием, практическим разумом, здравым смыслом называют "психологию здравого смысла", "житейскую психологию", которая лежит в основе формирующейся у каждого человека непротиворечивой и связной картины мира, с помощью которой он может быстро ориентироваться в окружающей его реальности [ 123, с. 104; 124, с. 67].

Концепция социальных представлений в психологии обозначается как система социально-психологических взглядов, содержащая теоретические положения и эмпирические разработки, относительно закономерностей функционирования структур обыденного сознания в современном обществе. Данная концепция разработана во Франции С. Московичи при участии Ж. Абрика, У. Дуаза, Д. Жоделе, Ж. Кодола, Р. Фарра, К. Фламана, и др., и относится к числу наиболее влиятельных концепций, возникших в европейской социальной психологии в 60-70-е гг. XX в. Предметом социально-психологического изучения в концепции социальных представлений считается социальная реальность, понимаемая как совокупность социальных представлений, посредством которых, общественные явления оказываются репрезентированными в индивидуальном сознании субъекта.

Определенное влияние на современную концепцию социальных представлений оказал символический интеракционизм. Утверждение принципиальной значимости символических процессов в жизнедеятельности общества, убеждение, что люди являются активными творцами собственного символического окружения, с которым сообразуют свое поведение, сближают концепцию социальных представлений с позицией Дж. Мида основоположника символического интеракционизма. Г. Зиммель указал на связь, существующую между изолированностью индивида от других и его потребностью представлять их себе. Г. Зиммель увидел в социальных представлениях некий механизм, участвующий в создании единств более высокого порядка. М. Вебер [27] охарактеризовал представления как некий набор ориентиров, определяющий действия индивидов. Непосредственным источником современной концепции социальных представлений стала теория "коллективных представлений" французской социологической школы и прежде всего Э. Дюркгейма, наметившего общие контуры понятия "коллективные представления" и использовавшего его при объяснении самых разных явлений жизни общества. Основная функция коллективных представлений - осуществление единообразия поведения и ментальной деятельности членов группы; они обязательны, обладают мотивирующей силой, устойчивы в передаче и воспроизведении.

Исследования Л. Леви-Брюля - другого представителя французской социологической школы - показали, что разнообразие представлений в большей степени зависит от типа общества, чем от сферы жизнедеятельности, и существуют различные логико-психологические механизмы, на основе которых можно дифференцировать первобытное и цивилизованное мышление.

В отечественной науке теория социальных представлений представлена в работах Т.П. Емельяновой и А.И. Донцова [44], К.А. Абульхановой-Славской [2], Г.М. Андреевой, В.Л. Кальковой, П.Н. Шихирева, Е.В. Якимова, Е.В. Шморина и др. Однако, поскольку основоположник теории социальных представлений С.Московичи рассматривает социальные представления как базовый предмет изучения социальной психологии, то для "перевода" его теории на язык отечественной социальной психологии и психологии личности было необходимо выявить их роль как составляющих индивидуального сознания личности, что специально не рассматривается С. Московичи. В данном случае необходимо отталкиваться от теории сознания С.Л. Рубинштейна [91], который раскрывал, во-первых, принадлежность сознания действующему субъекту, во-вторых, диалектику трех отношений субъекта: к миру, к другим людям и к самому себе. Таким образом, можно утверждать, что социальные представления - это составляющие индивидуального сознания личности, в котором уже связаны представления о других и о себе.

Факторный анализ прилагательных, характеризующих персонажи

Методом транспозиции консолидированные матрицы в каждой социальной группе были представлены таким образом, что прилагательные для оценки персонажей выступали в качестве переменных. Это дало возможность осуществить факторный анализ прилагательных с тем, чтобы дополнить структуру социальных представлений об успехе. (Результаты факторного анализа содержаться в таблицах 9, 10, 11, 12) В каждой социальной группе в результате факторного анализа (метод главных компонент с varimax-вращением) было выявлено от 3 до 4 факторов. При этом процент дисперсии первых двух факторов была существенно больше, чем остальных: 48,1%, 23,8%, 11,1%, 5,3% в группе служащих, 44,5% 32,2%, 7,4%, 5,4% в группе студентов, 51,9%, 30,1%, 6,0% в группе школьников, 43,8%, 30,8%, 8,5%, 5,8% в группе преподавателей. Это вновь дало основание сосредоточить внимание на содержании первых двух факторов. (См.рис. №5, №6, №7, №8)

Анализ содержания выявленных факторов позволяет заключить, что структура социальных представлений об успехе, с точки зрения прилагательных, характеризующих "успешных" персонажей, является более упорядоченной, чем с точки зрения факторизации самих персонажей. Большая упорядоченность проявляется в возможности приписывать одинаковые для всех групп значения факторам, объясняющим наибольший процент дисперсии результатов.

Так, во всех четырех исследуемых группах в одном факторе сосредоточены прилагательные: "целеустремленный", "смелый", "энергичный", "настойчивый", "волевой", "решительный". В другой фактор вощли прилагательные: «веселый», «добрый», «обаятельный», «отзывчивый», «любящий», «жизнерадостный». Далее нам необходимо было решить проблему определения названия этих факторов, соответствующего их содержанию. Опыт содержательной интерпретации факторов, отражающих те или иные черты личности, самооценки, ценностных ориентации содержится в работах Ч. Осгуда, Дж.Келли, Р.Кеттела, В.Ф.Петренко, А.Г.Шмелева и др. [77]. В нашем исследовании для определения содержания выделенных факторов мы использовали метод экспертной оценки. Список прилагательных, относящихся к каждому фактору, предлагался нами шести профессиональным психологам, которые должны были найти смыслообразующий критерий фактора и назвать его. В результате прилагательные "целеустремленный", "смелый", "энергичный", "настойчивый", "волевой", "решительный" были объединены смысловым конструктом «Прагматичность». Прилагательные «веселый», «добрый», «обаятельный», «отзывчивый», «любящий», «жизнерадостный» «Экзистенциальность». В дальнейшем при обозначении факторов мы будем пользоваться этими понятиями. Анализируя СПУ в контексте его атрибутов (прилагательных), можно сделать вывод о схожести СПУ во всех четырех группах респондентов. И преподаватели, и служащие, и студенты, и школьники, описывая успех, используют две идентичные группы прилагательных, описывающих успех. Таким образом, в данном случае детерминантами успеха являются качества личности, связанные как с экзистенциальной, так и с прагматической стороной ее проявлений.

Отличия в структуре атрибутов успеха наблюдаются в возрастных группах. Первый фактор у преподавателей и у служащих определяется экзистенциальными качествами, а второй фактор — прагматическими. У студентов и школьников построилась противоположная картина, то есть, первый фактор — «Прагматичность», второй — «Экзистенциальность». Таким образом, фактор «Экзистенциальность», объясняя больший процент дисперсии, делает экзистенциальные качества более важными в описании успеха для взрослых людей. Для младшей возрастной группы (студенты и школьники) более весомыми в контексте успеха являются качества прагматического характера. Этот факт может объясняться динамикой культурного слоя общества в сторону большего прагматизма, настойчивости, смелости, напористости в достижении поставленных задач. Средства массовой информации активно продвигают образ успешного делового человека, который обладает властью, уверен в себе, четко знает, что хочет и настойчиво стремиться к своей цели. Старшее поколение все еще хранит в своем сознании экзистенциальные ценности, представления скорее об эмоциональных, нежели рациональных чертах, сопутствующих успеху, которые предполагают наличие таких качеств как обаятельность, красота, честность, доброту, любовь и т.д.

Еще одно отличие характеризует группу школьников. Такие атрибуты успеха как «Богатый» и «Известный», которые во всех группах имеют из сильную корреляцию между собой и находятся на периферии социальных представлений об успехе, для школьников имеют более важное значение (по факторному весу они занимают 2 и 3 места). В остальных группах данные прилагательные находятся в конце факторной иерархии. Наши респонденты являлись учащимися 11 классов, то есть это молодые люди, переживающие завершающий этап формирования самосознания. В данный переходный период сознание подростков пластично и подвержено влиянию различных социальных факторов, в том числе и СМИ, в большой мере отвечающих за формирование образа успешного человека. Богатство и слава - одни из важных составляющих имиджа человека, достигшего успеха в жизни - в соответствии с трактовкой современных отечественных СМИ. В подтверждение этого, можно частично привести результаты частотного анализа персонажей - первые места занимают В.Путин, А.Пугачева, Б.Гейтс -люди известные и обладающие высоким уровнем материального обеспечения.

Таким образом, факторный анализ прилагательных, используемых для описания успеха, позволяет сделать следующие выводы:

Успех как конвенциональных феномен в контексте социальных представлений как надличностного феномена носит культурнообусловленный характер, являясь конструктом, идентично характеризуемым разными группами респондентов. В описании успеха для всех групп респондентов важными являются два критерия: «Прагматичность» и «Экзистенциальность»

Результаты сопоставления когнитивной дифференцированности социальных представлений и образа-Я

Следующим этапом выявления личностных детерминант социальных представлений об успехе было выяснения взаимосвязей между самоотношением, смысложизенными ориентациями респондентов и их самооценкой. Результаты по самооценке определялись суммированием баллов по параметрам «Я» и «Я идеальный» психосемантической матрицы. Таким образом, мы получали самооценку респондентов в контексте конвенционального успеха. Методологически понятие самооценки в данном контексте определяется нами как результат сравнения себя успешного с категориями успеха (атрибутами), существующими в социальных представлениях о нем.

Для определения самоотношения и смысложизненных ориентации были использованы опросник самоотношения В.В.Столина и тест смысложизненных ориентации Д.А. Леонтьева, созданный на основе теста PIL (Purpose-in-Life Test) Дж. Крамбо и Л. Махолика.

Опросник самоотношения является одним из инструментов исследования самосознания и направлен на выявление комплекса факторов отношения к себе. На этапе разработки результаты опросника были подвергнуты факторному анализу, в результате чего были отобраны и интерпретированы 7 факторов, которые легли в основу четырех шкал опросника: «Самоуважение» (отражение аспектов самоотношения к своим способностям, энергии, самостоятельности, оценки возможностей контролировать свою жизнь, степени веры в свои силы), «Аутосимпатия» (доверие к себе и положительная самооценка), «Самоинтерес» (отражение меры близости к себе, интерес к собственным мыслям и чувствам, уверенность в собственном интересе для других) и «Ожидаемое отношение от окружающих».

Наряду с приведенными факторами — шкалами - в опроснике предусмотрена возможность оценивания по обобщенному фактору «глобального самоотношения» (чувства «за» или «против» себя).

Тест смысложизненных ориентации включает в себя общий показатель осмысленности жизни и пять факторов, которые можно рассматривать как составляющие смысла жизни личности. Факторы разбиваются на две группы. В первую входят собственно смысложизненные ориентации: цели в жизни, насыщенность жизни (процесс жизни) и удовлетворенность самореализацией (результативность жизни). Эти три категории соотносятся с целью (будущим), процессом (настоящим) и результатом (прошлым). Два оставшихся фактора характеризуют внутренний локус контроля, с которым, согласно данным исследований, осмысленность жизни тесно связана, причем один из них характеризует общее мировоззренческое убеждение в том, что контроль возможен -локус контроля - жизнь (управляемость жизни), а второй отражает веру в собственную способность осуществить такой контроль - локус контроля - Я (Я-хозяин жизни).

Первоначально респонденты были разделены на пять групп в соответствии с выявленными нормами относительно их результатов по самооценке. Группы выглядят следующим образом: 1. Респонденты с низкими показателями по самооценке (14% от выборки). Их результаты составляют от 41 до 83 баллов. 2. Респонденты со средне-низкими показателями (18% от выборки) - от 84 до 91 балла. 3. Респонденты со средними показателями (36% от выборки) - от 92 до 107 баллов. 4. Респонденты со средне-высокими показателями (15% от выборки) -от 108 до 115 баллов. 5. Респонденты с высокими показателями (14% от выборки) — от 116 до 140 баллов. Процентное соотношение респондентов по результатам самооценки подчиняется закону нормального распределения. Далее нами был проведен корреляционный анализ между результатами по самооценке во всех пяти группах респондентов с результатами по самоотношению и смысложизненным ориентациям (СЖО). Значимые коэффициенты корреляции приведены в таблице 14. Как видно из таблицы, значимые взаимосвязи выявились только с некоторыми шкалами СЖО и самоотношения, причем определилась некоторая закономерность.

Респонденты с низкой самооценкой по фактору успешности характеризуются как люди, ориентирующиеся на собственную личность, на свои чувства, мысли, интересы. Для них важны такие составляющие самоотношения как: самопринятие, самоинтерес, озабоченность интересом собственной личности для других. То есть, осмысливая реальность и строя свои взаимоотношения с другими, они опираются на собственные представления об успехе. Они придают большое значение рефлексии элементов социальной действительности прежде чем их интрериоризировать и руководствоваться ими в дальнейшей жизнедеятельности. В теории многими авторами (С.Московичи, Дж.Брунер, А.Г.Асмолов) описан тот факт, что социальные представления являются продуктом представлений личностных, включающих в себя личностные составляющие, поэтому, можно предположить, что именно эта часть людей продуцирует социальные представления, проявляя высокий уровень творческой активности. Подтверждение этому факту мы находим в исследованиях Р.Катца и Е. Зиглера, в соответствии с которыми, у более творческих людей гибкость и независимость мышления часто сочетается с недовольством собой, повышенной ранимостью (Р.Катц, Е.Зиглер, 1967). Дневники и личные документы многих великих людей, например Л.Толстого, свидетельствуют о том, что почти все они, кто реже, кто чаще, переживали чувство острой неудовлетворенности собой и творческого бессилия. И.С.Кон утверждает, что у интеллектуально развитых подростков и юношей расхождение; между реальным и идеальным «Я» значительно больше, чем у ребят со средними способностями [58, с. 102].

Смысловые составляющие также связаны с самооценкой в описываемой группе респондентов. Значимыми для них являются вопросы о целях жизни и уверенность в том, что они способны управлять ею. То есть, в целом их можно назвать критически настроенными по отношению к себе, воспринимающими свой успех через призму собственных смыслов. Этих люди, взаимодействуя со средой, занимают субъектную позицию, в таком понимании, что они активно перерабатывают социальную информацию и, опираясь на свои личностные смыслы, оставляют себе лишь значимую для них часть.

По мере повышения самооценки связи ее с личностными детерминантами становятся менее значимыми, например, самооценка людей из группы со средне-низкими и средними результатами не связана с параметрами самоотношения и СЖО, а люди с высокой самооценкой практически не ориентируются на собственную позицию, даже ее подавляют. Их самооценка складывается в основном из конвенциональных составляющих (атрибуты успеха в социальных представлениях). В процессе своей жизни они руководствуются в большей степени не производными собственного сознания, обусловленными их личностно-смысловыми конструктами, а моделями, существующими в культуре, принадлежащими их референтным группам. Вследствие этого, данных респондентов можно охарактеризовать как активных потребителей социальных представлений.