Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Специфика социально-психологических стереотипов в межнациональном взаимодействии Ильюшкин Виталий Владимирович

Специфика социально-психологических стереотипов в межнациональном взаимодействии
<
Специфика социально-психологических стереотипов в межнациональном взаимодействии Специфика социально-психологических стереотипов в межнациональном взаимодействии Специфика социально-психологических стереотипов в межнациональном взаимодействии Специфика социально-психологических стереотипов в межнациональном взаимодействии Специфика социально-психологических стереотипов в межнациональном взаимодействии Специфика социально-психологических стереотипов в межнациональном взаимодействии Специфика социально-психологических стереотипов в межнациональном взаимодействии Специфика социально-психологических стереотипов в межнациональном взаимодействии Специфика социально-психологических стереотипов в межнациональном взаимодействии Специфика социально-психологических стереотипов в межнациональном взаимодействии Специфика социально-психологических стереотипов в межнациональном взаимодействии Специфика социально-психологических стереотипов в межнациональном взаимодействии
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Ильюшкин Виталий Владимирович. Специфика социально-психологических стереотипов в межнациональном взаимодействии : диссертация ... кандидата психологических наук : 19.00.05 / Ильюшкин Виталий Владимирович; [Место защиты: Костром. гос. ун-т им. Н.А. Некрасова].- Кострома, 2009.- 221 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-19/415

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретические представления о национальных и этнических стереотипах в социальных науках и психологии

1.1. Теоретические подходы к изучению и определению стереотипов 14

1.1.1. Исследование стереотипов в отечественной и зарубежной психологии 14

1.1.2. Социальный стереотип как социально - перцептивный феномен межгруппового взаимодействия национальных групп

1.2. Социально-психологические особенности национальных стереотипов 3 8

1.3. Роль национальных стереотипов в межнациональном взаимодействии 67

Глава 2. Программа эмпирического исследования национальных стереотипов в межнациональном взаимодействии

2.1. Теоретические основы эмпирического исследования 85

2.2. Методы, организация и этапы эмпирического исследования 93

Глава 3. Результаты эмпирического исследования особенностей национальных стереотипов в межнациональном взаимодействии

3.1. Изучение содержания и специфики проявления национальных стереотипов различных возрастных групп населения

3.2. Результаты исследования универсальных стереотипов русских и украинцев, согласованности их авто- и гетеростереотипов

3.3. Исследование структуры ценностных ориентации в психологическом облике русских и украинцев

3.4. Результаты исследования социальной ситуации межнационального взаимодействия русских и украинцев методом контент анализа прессы

Заключение 164

Библиография 168

Приложения 189

Введение к работе

«В мире не было и нет человеческой особи,

которая была бы внеэтнична»

Л.Н.Гумилёв

Самое естественное государство - такое,

, в котором живет один народ

с одним присущим ему национальным характером.

И.Г.Гердер

Актуальность исследования связана с изучением социально-перцептивных механизмов межнационального взаимодействия, основанных на механизмах стереотипизации. Обращение к проблематике межнационального взаимодействия отношений имеет особую актуальность. Отечественные психологи, социологи, философы в настоящее время пытаются осмыслить те сложные социальные процессы, которые происходят в постсоветском пространстве в последние десятилетия. Процессы дифференциации народов, входящих некогда в единую общность «человека советского», вызывают множество проблем, в основе которых - механизмы идентификации, стереотипизации и другие, входящие в спектр группообразующих и имеющих, прежде всего, этническую и национальную специфику. В этих условиях как никогда актуальным становится знание социально-психологических механизмов взаимодействия представителей единого этноса. Однако на данном этапе развития интра - и интерпсихических межличностных отношений целесообразно изучать не только этнические, но и национальные стереотипы внутри «молодых» суверенно-независимых сообществ. На фоне перехода к рыночной экономике и мирового финансового кризиса ускоряется трансформация национальных стереотипов не только на уровне межличностных, но и межэтнических отношений. В этой связи деформации национальных стереотипов, очевидно,

могут отразиться и на психологическом межэтническом дистанцировании вследствие процессов социальной категоризации и самоидентификации.

Психологическое дистанцирование в данном случае рассматривается как механизм восприятия и соотнесения себя и других на основе группового членства, какого-либо качества или особенности (З.В.Сикевич, О.К.Крокинская, Ю.А. Поссель). Причины и возможные последствия нового межгруппового взаимодействия национального характера требуют социально-психологического осмысления, поскольку в условиях рыночной самореализации этническая и национальная идентификация групповых субъектов отношений становится одним из существенных критериев социальной перцепции, где большое значение имеют национальные стереотипы, под которыми в социальной психологии принято понимать обобщенные, устойчивые, эмоционально насыщенные, сложившиеся в исторической практике межнациональных отношений образы национальных групп, регулирующие восприятие ее представителей и планирование взаимодействия с ними.

Вместе с тем, несмотря на возрастающий интерес к данной проблеме, ее разработанность не в полной мере соответствует запросам современной практики. Так, в зарубежной психологии до сих пор бытуют представления У.Липпмана, Дж.Фишмана, Д.Каца и К.Брейли, характеризующих стереотипы как образования негативного, «ложного» плана, появляющиеся на основе неточностей, «алогичных мыслительных процессов»; Г.Ягоды, Э.Богардуса, В.Бар-Тала, К.Граумаи, М.Мусержи, Р.Брауна, В.Кэмпбела, С.Клайнберга. Современные зарубежные исследователи социальных стереотипов рассматривают их как социальное явление и как психологический процесс стереотипизации, выступающие в виде рациональной формы познания и частного случая более широкого процесса категоризации (У.Стефан, К.Стефан, С.Фиске). Исследованию стереотипов в контексте национальной идентичности и самосознания посвящены труды таких ученых, как А.Бандура, Э.Фромм, К.Лоренц, Дж.Доллард, Г.Олпорт,

Г.Тэджфел, Д.Кэмпбелл. Э.Аронсон и Т.Уэлас изучали перцептивные механизмы восприятия представителей разных культур и этносов.

В отечественной психологии анализ механизмов образования и
функционирования национальных стереотипов и перцептивных феноменов
национального самосознания, стереотипизации межгруппового

взаимодействия, конструктов этнопсихологического облика российского народа и др. представлен в работах Г.М.Андреевой, А.Л.Журавлева, С.А.Беляева, И.С.Кона, Н.М.Лебедевой, А.А.Налгаджана, Б.Ф.Поршнева, Т.Г.Стефаненко, П.Н.Шихерева, Е.Н. Резникова, Г.У.Солдатовой, И.Р.Сушкова, СВ. Чугровой.

Однако, имея в виду теоретическую и практическую значимость данной проблемы, следует отметить дефицитарность ее исследования в контексте интегрального влияния национальных стереотипов на процессы межгруппового и межэтнического взаимодействия в динамичной национальной реальности. На наш взгляд, должного внимания требуют аспекты, связанные с актуализацией позитивных национальных стереотипов в регулировании межэтнических отношений на уровне малых и больших групп, а также с повышением эффективности совместной деятельности представителей различных национальных групп в профессиональной или социокультурной среде. Проведение исследований по данной проблеме важно как с точки зрения научного вклада в развитие вопроса о динамике межэтнической перцепции, в изучение константности структурных элементов этнического облика, так и для разработки диагностического инструментария. Все это и послужило основой для выбора темы исследования.

Цель работы - изучение социально-психологических особенностей национальных стереотипов у представителей различных возрастных групп русских и украинцев, проживающих на территории Украины.

Объект исследования: социально - перцептивная сфера межнационального взаимодействия представителей различных возрастных

6 групп русских и украинцев.

Предмет исследования: социально-психологические особенности национальных авто- и гетеро- стереотипов представителей различных возрастных групп на примере русских и украинцев.

В соответствии с целью исследования решались следующие задачи:

обобщить современные представления о национальных стереотипах и теоретические подходы к их изучению, определить их структурные компоненты, особенности функционирования и проявления;

исследовать актуальную социальную ситуацию межнационального взаимодействия в сфере коммуникации русских и украинцев;

определить особенности автостереотипов и гетеростереотипов представителей различных возрастных групп русских и украинцев;

выявить области совпадений-несовпадений авто- и гетеростереотипов русских и украинцев по каждой возрастной группе;

изучить особенности системы ценностных ориентации русских и украинцев каждой возрастной группы;

определить особенности эмоционального отношения к собственной национальной и к инонациональной группе в каждой возрастной категории;

рассмотреть функционирование атрибутивных механизмов в процессе межнационального взаимодействия в сфере коммуникации.

Основные гипотезы:

в измененных условиях межнационального взаимодействия возрастает число различий в характеристиках этнических стереотипов, которые меняются в сторону национальных. Наибольшее изменение характерно для возрастных групп старших подростков;

- инвариантными компонентами в структуре социально-перцептивного образа русских и украинцев, возникшего на гетеростереотипах, являются характеристики, отнесенные к коммуникативным, морально-этическим и

интеллектуальным;

- в ситуации социально-структурных изменений в межнациональном
взаимодействии авто- и гетеростереотипы у всех возрастных групп
украинцев в психологическом образе этноса остаются более позитивными,
чем у представителей аналогичных возрастных групп российской части
выборки.

Методы и методики исследования были адаптированы в соответствии с задачами социально-психологического исследования.

Основными явились: методы сбора эмпирических данных, а также методы математической статистики для обработки вариационных статистических показателей на основе компьютерной программы SPSS-14.

Применяемые методики: авторская психосемантическая методика, разработанная на основе работ В.Ф.Петренко О.В.Митиной; методика «Ценностные ориентации» (М.Рокич), опросник для изучения механизма атрибуции, контент - анализ прессы.

Эмпирическая база и этапы исследования. Работа выполнялась с 2001 по 2008 годы. Эмпирическое исследование проводилось в период с 2001 по 2006 год и базировалось на основе учебных (средних, профессиональных и высших) заведений и производственных (государственных предприятий и акционерных обществ) организаций Украины. В нем приняли участие респонденты (русские и украинцы): 400 школьников (возраст 14-17 лет), 400 студентов (возраст 18-22 года), 400 взрослых (возраст 23-45 лет). Респонденты представляли три географические территории Украины, различающихся по критерию политических предпочтений и включающих по 400 респондентов в каждой территории:

западной (г.Львов), опрос проводился на основе средней школы №52, Львовской государственной финансовой академии, государственного предприятия "Львовприбор", открытого акционерного общества "Дрогобычский завод автомобильных кранов";

центральной (г.Киев), включившей респондентов из средней школы

№209, института социальных и культурных связей, закрытого акционерного общества "Осокор", Киевской торгово-промышленной палаты;

- восточной (г.Донецк), опрос производился в средней школе №5,
Донецком государственном университете управления, открытом
акционерном обществе "Донбасскабель", Донецком филиале "Утел" ОАО
"Укртелеком".

Исследование состояло из четырех взаимосвязанных этапа:

- на первом этапе (2001-2003 г.г.) осуществлялось изучение
концептуальных основ проблемы национальных и этнических стереотипов,
рассматривались основные теоретические подходы к изучаемой проблеме,
происходила разработка и апробация комплексной методики для
исследования социально-психологических особенностей национальных
стереотипов, проведено пилотажное исследование, в ходе которого
уточнялся и корректировался диагностический инструментарий, проводился
первичный срез и контент-анализ прессы. Получены результаты
эмпирического исследования на основе выборки, общий объем которой
составил 1200 человек;

второй этап (2003-2006 г.г.) включил обобщение результатов первичного эмпирического исследования, анализ полученных данных;

- третий этап (2006-2007 г.г.) был посвящен проведению вторичного
социально - психологического среза, повторного контент-анализа,
статистической обработке, анализу и интерпретации полученных
результатов;

-четвертый этап (2007-2008 г.г.) включил теоретическое обобщение полученных эмпирических данных, оформление диссертационного исследования.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается комплексностью теоретического анализа проблематики, обозначенной в работе, подтверждается научной аргументированностью исходных теоретических положений; отсутствию внутренней

противоречивости логики исследования, совокупностью эмпирических и теоретических методов, адекватных задачам исследования, большим объемом эмпирических данных, репрезентативностью выборки. Научная новизна исследования заключается в следующем:

определена тенденция развития этностереотипов в сторону национальных стереотипов у представителей национальных групп, входящих в одну этническую общность и проживающих в рамках единого государства;

выявлены содержательные особенности национальных стереотипов русских и украинских национальных общностей, входящих в славянский этнос и проживающих на территории Украины, с учетом возрастной специфики;

определены зоны совпадений авто- и гетеростереотипов
представителей русских и украинских национальных групп;

выявлены актуальные универсальные стереотипные комплексы для русских и украинцев, проживающих на территории Украины как представителей славянского этноса;

определена ценностная структура психологического облика
представителей украинской и русской национальных общностей.

Методологическую основу составили научные концепции, раскрывающие социально-психологическую природу этнической и национальной психологии (П.Н.Шихирев, Б.Ф.Поршнев, Е.Н.Резников, И.С.Кон, Т.Г.Стефаненко, Ю.В.Бромлей); методологические подходы изучения социальной психологии личности и социальных групп (Г.М.Андреева, А.Л.Журавлев, А.А.Бодалев, В.Н.Мясищев, Е.С.Кузьмин, Г.М.Мануйлов, Н.Н. Обозов, К.А.Абульханова-Славская, А.И.Донцов, А.Л.Свенцицкий); специфические особенности национальных стереотипов (Б.Ф.Поршнев, В.С.Агеев, Т.Адорно, В.П.Левкович, А.Д.Карнышев); принципы, а также методы построения кросс-культурного социально-психологического исследования (А.Л. Журавлев, Е.Н. Резников, В.С.Агеев, В.Ф.Петренко, В.Г.Крысько).

Теоретическая значимость исследования:

результаты исследования вносят вклад в развитие социально-психологической теории этнического и национального взаимодействия: обобщены современные представления о национальных и этностереотипах, выделены теоретические подходы к их изучению; определены их структурные компоненты, особенности функционирования и проявления;

обнаружены ценностные структуры ментальносте русских и украинцев, лежащие в основе национальных стереотипов;

выделены диапазоны совпадений-несовпадений автостереотипов и гетеростереотипов у представителей половозрастных русских и украинских групп;

выявлены универсальные стереотипные комплексы для русских и украинцев, проживающих на территории Украины как представителей единого славянского этноса.

Практическая значимость исследования состоит в следующем: Определены специфические проявления автостереотипов и гетеростереотипов межнационального взаимодействия в пределах единой социальной общности. Учет интегральных автостереотипов, комплексов и диапазонов их идентификации и рассогласований в коммуникативной профессионально-деятельностной практике различных этносов и полиэтнических объединений может существенно отразиться на продуктивности их жизнедеятельности. Разработан и апробирован психодиагностический комплекс для исследования автостереотипов и гетеростереотипов межнационального взаимодействия. Данный комплекс может быть рекомендован психологическим службам, центрам толерантности, руководителям полиэтнических объединений.

Материалы диссертационного исследования используются в

вузовской практике, в рамках учебных курсов по социальной, этнической и политической психологии в Ивановском государственном университете, Ивановской государственной сельскохозяйственной академии и

11 Ивановском энергетическом госуниверситете на кафедре связи с общественностью, а также в качестве методических рекомендаций, представленных в исполнительные органы власти Ивановского региона по внедрению профилактических программ и предупреждению деструктивно-перцептивной стереотипизации в полиэтническом взаимодействии и в региональные СМИ с целью пропаганды национальной и межэтнической толерантности.

Положения, выносимые на защиту.

  1. Когнитивным ядром национальных стереотипов русских и украинцев выступает комплекс представлений о другой национальности, включающий коммуникативные, морально-этические и интеллектуальные характеристики.

  2. В социально-психологической ситуации русских и украинских групп наибольшим трансформациям как по масштабам, так и по динамике изменений подвержены гетеростереотипные компоненты по сравнению с аналогичными структурами автостереотипов.

  3. Взаимодействие русских и украинских этнических групп на фоне осложненных макро- и микро- социальных условий жизнедеятельности сопровождается превалирующими изменениями на уровне ценностных ориентации с последующей трансформацией автостереотипов и гетеростереотипов. Характерной особенностью данной трансформации служит сдвиг этнических стереотипов в сторону национальных. Данная тенденция в большей мере типична для молодежных групп.

  4. В процессе межнационального взаимодействия автостереотипы и гетеростереотипы украинцев, независимо от их возрастной принадлежности, подвержены меньшей деструктивной динамике, чем автостереотипы и гетеростереотипы русских.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные результаты диссертационного исследования обсуждались на Всероссийской научной конференции комитета по национальной политике Государственной

Думы Российской федерации с участием Московского государственного университета сервиса, на заседаниях кафедры психологии, методологических семинарах Сергиево-Посадского гуманитарного института (2001 - 2006 гг.). Результаты исследования применяются при разработке учебных программ по социальной психологии в ИГЭУ им. В.И.Ленина и этнопсихологии - в СПГИ, а также отражены в двенадцати научных публикациях автора.

Объем и структура работы. Диссертация содержит введение, три главы, заключение, список литературы, содержащий 271 наименование и приложения. Основное содержание работы изложено на 166 страницах, В тексте диссертации содержится 24 таблицы, 16 рисунков.

Теоретические подходы к изучению и определению стереотипов

Понятие «стереотип» традиционно означает «обобщенную, упрощенную и ригидную систему широко разделяемых представлений группы людей, в которых каждый человек рассматривается как носитель одних и тех же наборов ведущих характеристик, приписываемых любому члену данной группы безотносительно его реальных качеств» [178, 369].

В стереотипах сознания отражается социальное, культурно-историческое содержание. Также под стереотипом сознания понимаются культурно-исторически сложившиеся автоматизмы — модели действительности, схемы деиствования, направляющие мышление и поведение индивидов, групп, масс, проявляющиеся в их речи, поступках, действиях, по которым можно реконструировать соответствующие модели поведения.

Понятие «стереотип» введено У.Липпманом. В работе «Общественное мнение» [120] он охарактеризовал стереотип как «характерное явление обыденного сознания, основанное на стремлении человека в процессе познания окружающего мира подвести разнообразие мира под определенные категории и тем самым облегчить себе восприятие, понимание, оценку окружающих явлений».

У.Липпман выделил следующие характеристики и свойства стереотипа [120]: 1. Стереотип возникает на основе опосредованного восприятия объекта. Хотя многие стереотипы первоначально возникают стихийно и спонтанно в силу «неизбежной потребности в экономии внимания» в межличностной коммуникации, в процессе усвоения опыта других людей, групп, предшествующих поколений, опыта, закрепленного в виде привычных представлений. 2. Стереотипы способствуют распространению традиций и привычек. 3. Стереотипы оказывают воздействие на формирование нового опыта. Степень соответствия стереотипа действительности всегда различна. Они возникают от незначительных намеков, которые могут иметь правдивое обоснование. Но чаще всего, стереотип - неадекватный образ объективной реальности, основанный на ошибке человека, по привычке понимающего предвзятость за видение. 4. Стереотип однозначен, он делит мир на две полярные категории - на «знакомое» и «незнакомое». Слегка узнаваемое видится как очень знакомое, в какой-то степени незнакомое - как остро враждебное. 5. Стереотип несет в себе оценочный элемент, который выступает в виде установок и особого эмоционального отношения. 6. Оценочный элемент стереотипа всегда социально детерминирован, он всегда соотнесен с групповыми чувствами и ценностями. 7. Стереотип обладает уникальной устойчивостью, он либо совсем не изменяется, либо поддается изменениям с большим трудом, даже в результате столкновения с действительностью. Последнее обстоятельство объясняется тем, что стереотип создается не индивидом, а определенной референтной группой, к которой относится индивид. Он по существу заимствует готовый стереотип у своей группы, некритически полагаясь на ее социальный опыт. 8. Стереотип неадекватен. Он упрощает восприятие, оценку и поведение по отношение к отражаемому в стереотипе явлению, служа, таким образом, инструментом психологической защиты группы, ее интересов и ценностей. В конечном счете, стереотипы способствуют процессу становления социально-психологического единства группы.

Вслед за У.Липпманом предложено значительное количество определений стереотипа. В зависимости от теоретической ориентации автора на первый план выдвигается тот или иной аспект этого социально-психологического явления. По мнению В.Дуааза, стереотипизация представляет собой процесс приписывания сходных характеристик различным членам одной и той же группы без достаточного осознания возможных различий между ними [6].

В.АЛдов [244] считает, что, являясь продуктами социальной среды и социального восприятия, стереотипы как стандартизированные образы или представления о социальных объектах, обладают высокой устойчивостью. Эти социальные образы "содержатся в сознании людей и способны оказывать известное влияние на представления человека об окружающей действительности".

Р.С.Немов определяет стереотип так: «Стереотип - это социально-психологическое явление, которое определяется как искаженное, неточное, обобщенно-иррациональное представление определенной категории людей о чем-либо, как искаженная система социальных установок, сложившаяся в данном обществе» [143, 240].

В.Г.Крысько и Э.А.Саракуев [102] полагают, что стереотип есть сокращенное, упрощенное и ценностно - окрашенное представление о действительности, функционирующее в общественном сознании. Стереотип формируется в сознании представителя социальной группы в результате многократно повторяемой связи неких символов с фиксируемой категорией явлений. Авторы утверждают, что национально-психологические особенности людей проявляются по механизму стереотипа, который формируется не на основе собственного опыта, а заимствуется готовым у той социальной (национальной) группы, к которой принадлежит субъект, причем для него не имеет значения достоверность стереотипа, он черпает в нем групповую оценку определенного явления и строит свое поведение в соответствии с этой оценкой. Стереотип обобщает похожие явления, соединяет их в единую категорию, сокращает до предельного минимума набор его отличительных характеристик - черт, которые либо присущи данному явлению, либо могли бы быть ему присущи.

С точки зрения Д.В.Ольшанского: «Стереотип — стандартизированный, схематизированный, упрощенный, обычно эмоционально окрашенный образ какого-либо социально-политического объекта (явления, процесса), обладающий значительной устойчивостью, но фиксирующий лишь некоторые, в том числе и несущественные его черты» [цит. по 200, 87].

Ш.Тейлор, Л.Пипло, Д.Сирс дают следующее определение стереотипа: «Стереотип - когнитивный компонент группового антагонизма, представления об индивидуальных особенностях, характеризующих людей, которые принадлежат к конкретным группам или социальным категориям» [178, 86].

Т.Адорно [246] предложил теорию стереотипов с методологических позиций психоанализа. Согласно его подходу, стереотипы основаны на глубинных, неосознаваемых иррациональных источниках. По Т.Адорно, стереотип - это "приспособление для удобного видения вещей", это чрезвычайно устойчивый к изменению и всеобъемлющий механизм, который экономит время и энергию. Наряду с этим, он может искажать восприятие, так как игнорирует индивидуальные характеристики объектов. Особое внимание исследователь обращает на случаи, когда стереотипы выходят из под контроля личности, "обезумевают", то есть "становятся совершенно независимыми от реальности". Концепцию стереотипов Т.Адорно [245]обосновывал в русле теории "авторитарной личности". Он считает, что стереотип - атрибут сознания авторитарной нетворческой, этноцентрической личности, одержимой ощущением жесткого различия между своей группой и внешними группами.

Социально-психологические особенности национальных стереотипов

Национальные и этнические стереотипы как разновидность социальных стереотипов, наиболее часто подвергались психологическому исследованию. Это обусловлено их яркостью, рельефностью, отчетливостью, представленностью в массовом и индивидуальном сознании, а также практической остротой и актуальностью. Диапазон их изучения достаточно широк: исследования, выполненные в духе классической теории этноцентризма и расовых предрассудков, кросс культурные исследования межэтнических стереотипов, исследования в русле когнитивистскои ориентации, интеракционистской теории, а также ряд работ последних лет, проведенных в парадигме атрибутивного подхода.

Являясь естественными составными элементы «этнического (национального) сознания и самосознания, этнические и национальные стереотипы как своего рода коллективное представление" [43, 119], помогают людям осознать свою этническую, национальную принадлежность, свое отличие от других этнических и национальных общностей.

Научные исследования национальных, этнических стереотипов в зарубежной психологии, проведенные в рамках их понимания как национальных предрассудков, определила трактовку, в основном, как негативных, "ложных" образований, возникающих на основе неточностей, "алогичных мыслительных процессов" (У.Липпман, Г.А.Фишман), "предвзятости" (К.Яхода), "недостоверных знаний" (О.Клинеберг), "ригидности" (Е.С.Богардус), "этноцентризма" (Р.Браун, Д.Т.Кэмпбелл, А.Гевайн).

Этнические и национальные стереотипы как межгрупповые феномены изучались достаточно широко, особенно в послевоенные десятилетия, как реакция на вторую мировую войну, носящую, во-многом, национальный характер. Исследования эти носили, в основном, эмпирический характер. В последние десятилетия, в связи с общей переориентировкой западной психологии от эмпирии к теории, появились концепции, претендующие на методологическую проработку данной проблематики.

Г.Тэджфел [267] предложил принципиально новый подход, заключающийся в последовательном анализе стереотипов, начиная с их социальной роли и кончая индивидуальными характеристиками. Г.Тэджфел, придавая большое социальное значение стереотипам, впервые в зарубежной психологии выделил их социальные функции: функцию социальной причинности этнического стереотипа, как показатель сложных социальных событий, как оправдание действий, совершаемых или планируемых против чужих групп и функцию дифференциации (этнические стереотипы отражают или создают позитивно-ценностную дифференциацию собственной группы от внешних этнических групп). Данные функции были выделены Г.Тэджфелом на основе так называемых "минимальных" групповых экспериментов. Основной вывод из полученных результатов сводился к следующему тезису - «даже поверхностная категоризация индивидумов в группах при отсутствии какого-либо реалистического конфликта или соперничества является достаточной для того, чтобы продуцировать "ингрупповой" или "аутгрупповой" уклон в распределении наград или наказаний» [269, 146-156]. Г.Тэджфел, рассматривая в качестве основного механизма возникновения стереотипов процессы категоризации, считает, что в случаях этнических стереотипов категоризация редко бывает нейтральной. Происходит "ассоциация" с предпочтением одной категории другой, с одной категорией "хороший" и другой "плохой", с одной "лучше", с другой "хуже". В соответствии с теорией Г.Тэджфела, индивиды в группе стремятся отстаивать свою психологическую определенность по позитивно-ценностным измерениям. Иными словами, группы выбирают или переоценивают те характеристики, которые, главным образом, соответствуют их позитивному социальному тождеству [268].

Отход от "описательной" традиции в изучении механизмов формирования национальных и этнических стереотипов в зарубежной психологии предпринимался также на основе теории каузальной атрибуции, которая в последнее время превратилась в одну из основных областей социально-психологического исследования (Т.Аронсон, Т.Уилсон, Р.Эйкерт).

Предпосылкой ее возникновения явилась потребность в изучении механизмов когнитивной интерпретации непосредственно воспринимаемой информации, осуществляемой в процессе социальной перцепции.

Обоснованность применения данной теории обуславливается тем, что она рассматривает, прежде всего, активность субъекта социально-психологических процессов, который строит социальное поведение, базируясь на понимании внешнего мира и мыслительного анализа происходящих в нем событий. А также потому, что одним из важных объектов исследования каузальной атрибуции становятся феномены "обыденного сознания".

Включение в сферу изучения атрибуции объяснения человеком поведения целых групп определило появление исследований межгрупповых атрибуций и вывело изучение данной проблематики на групповой уровень. Возникновение и функционирование межнациональных стереотипов во многом связано с определенным типом причинной интерпретации поведения представителей различных национальных групп. Некоторые из исследователей, обратившие внимание на релевантность атрибутивной теории проблемы стереотипизации стали рассматривать атрибуцию как процесс, лежащий в основе происхождения и функционирования этнических стереотипов.

В отечественной психологии теоретико-методологический анализ исследований каузальной атрибуции предпринят Г.М.Андреевой [13], В.П.Урусовым, П.Н.Шихиревым [235], Г.У.Солдатовой [202], Т.Г.Стефаненко [207]. Ими справедливо отмечается ограниченность исследований теории атрибуции рамками межличностного восприятия, абстрагирование от влияния социально-идеологических факторов, нивелирование роли деятельности, а также группового взаимодействия при выработке объяснительных конструкций.

Теоретические основы эмпирического исследования

Изучение национальных стереотипов представителей различных возрастных групп русской и украинской национальностей, проживающих на территории Украины, выявление особенностей их проявления в социально-перцептивной сфере межнационального взаимодействия проводилось в рамках программы междисциплинарного социально - психологического исследования, выполненного на стыке социальной психологии, этнической психологии, социологии и этнографии, что свидетельствует об актуальности и научной новизне данного подхода. Программа исследования включает описание предмета и объекта исследования, теоретическое и методологическое обоснование содержания самого исследования и построение его концептуальной модели, а также описание процедур его осуществления и методического инструментария.

Методологической основой эмпирического исследования национальных стереотипов представителей различных возрастных групп русских и украинцев, проживающих на территории Украины, являются основные принципы психологической науки, разработанные в трудах российских и зарубежных ученых; научные идеи о социально-исторической природе национальной психологии и о детерминирующих ее объективных факторах; положения о единстве проявления национального, межнационального и общечеловеческого в психологии народов, конкретизированные в следующих методологически принципах.

Принцип детерминизма. В нашей работе мы придерживаемся понимания детерминации с позиций С.Л.Рубинштейна, который определяет его как диалектику внешнего и внутреннего. А именно, внешнее не является прямой причиной, определяющей внутреннее, а внутреннее не является прямым его следствием. Внешние причины всегда действуют через внутренние условия, так что конечный эффект любого внешнего воздействия всегда зависит не только от внешнего воздействия на тело или явление, но и от внутренних его свойств [187, 350]. Придерживаясь трактовки принципа, предложенной С.Л.Рубинштейном, мы принимаем, что психические явления выступают как обусловленные условиями жизни людей, и как обуславливающие их поведение, их деятельность. Таким образом, внешнее воздействие преломляется через психику и после этого влияет на его функции и поведение. В контексте нашего исследования можно предположить, что представления, лежащие в основаниях национальных стереотипов, обусловлены социальными условиями, характеристиками взаимодействия, содержанием культурно- исторического опыта. В то же время их актуализация зависит от личностных и индивидуально-психологических особенностей субъектов, их половозрастных, социально-демографических характеристик.

Принцип развития, как известно, внутренне связан с объяснительными принципами системного подхода и социально-психологического детерминизма. Согласно этому принципу психика постоянно развивается как количественно, так и качественно. Применительно к данному исследованию предполагается рассмотрение того, как явления изменяются в процессе развития под действием производящих их причин. А именно опыт развития межнационального взаимодействия предыдущих поколений служил мощным источником развития представлений о своей и другой национальной группе. В свою очередь, опыт в виде определенных ментальных и поведенческих паттернов интериоризировался ими, экстериоризируясь в актуальном социальном поведении, связанным, в том числе и с доминирующим вектором отношения к представителям других национальностей.

Принцип соотношения индивидуального и общественного. Очевидно, что в человеке заключены одновременно и индивидуальный и общественный уровни жизни. Человек выступает и как представитель определенной социальной группы и как существо уникальное, стремящееся к независимости. В соответствие с принципом, мы принимаем положение о том, что в индивидуальном опыте преломляется всеобще - исторический, человеческий, общественный опыт. Каждый человек рассматривается и как личность с присущими ей индивидуальными чертами, и как представитель своей группы. Таким образом, этнические стереотипы, являясь интериоризованным, то есть уже принадлежащим личности, образованием, одновременно с этим является обусловленным состоянием массового, общественного сознания и, особенно, его этнической и национальной спецификой.

Принцип единства сознания и деятельности. Как указывал С.Л.Рубинштейн «...взаимосвязь психики и поведения, сознания и деятельности в ее конкретных, от ступени к ступени и от момента к моменту изменяющихся формах является не только объектом, но и средством психологического исследования, опорной базой всей методологии» [187, 46]

Мы принимаем, что сознание и деятельность не противоположны друг другу, но и не тождественны, а образуют единство. Сознание образует внутренний план деятельности, ее программу. Несмотря на то, что поведение детерминировано объективными обстоятельствами социальной реальности, в которых ее активность происходит, человек проявляет активность в отношений представителей других этнических групп лишь в соответствии с тем, каков их образ представлен в их сознании.

Рассмотренные методологические принципы легли в основу теоретического анализа проблемы и обоснования выдвигаемых гипотез.

Теоретической основой эмпирического исследования являются концепции российских ученых, в которых раскрываются: научные основы психологии личности и психологии различных социальных общностей (К.А.Абульханова-Славская [1], А.А.Бодалев [35], А.А.Леонтьев [118], Н.Н.Обозов [146], И.Р.Сушков [212]); социально-психологическая сущность национальной психологии (Г.М.Андреева [12], Ю.В.Арутюнян [16], Ю.В.Бромлей [44], Л.М.Дробижева [69], Б.А.Душков [71], И.С.Кон [95], С.И.Королев [99], В.Г.Крысько [104], Е.Н.Резников [180], Б.Ф.Поршнев [172], Т.Г.Стефаненко [209], В.П.Трусов [214], П.Н.Шихирев [232]), основные принципы и методы построения этнопсихологического исследования (В.С.Агеев [6], Л.М.Дробижева [68], В.Г.Крысько [104], Г.У.Кцоева [ПО], В.Ф.Петренко [157]).

Изучение содержания и специфики проявления национальных стереотипов различных возрастных групп населения

В основу эмпирического исследования легло изучение национальных стереотипов школьников, студентов и взрослых русской и украинской национальностей как наиболее информативных с точки зрения получения эмпирических данных и наиболее часто выступающих в межнациональных контактах категорий респондентов.

В исследовании определялось содержание ряда национальных стереотипов представителей различных возрастных групп русских и украинцев, а также проверялась гипотеза о том, что содержательные характеристики авто- и гетеро стереотипов представителей различных возрастных групп русских и украинцев соответствуют динамике политических, экономических и социально-структурных факторов, действующих в традиционных границах этнической, социальной и культурной общности.

Национальные стереотипы изучались как механизм рефлексии актуального состояния моноэтнических общностей и особенностей ее межнациональных контактов, а также как отражение динамики межнационального взаимодействия, происходящей в моноэтнических общностях русских и украинцев.

Исследование содержания и специфики проявления национальных стереотипов проводилось в трех возрастных группах, что позволило изучить национальные стереотипы субъектов, представляющих наиболее многочисленные слои населения современного Украинского общества.

Сравнительный анализ проводился на основе средних значений семибалльных оценок по предложенному перечню личностных характеристик. Оценки по шкалам интерпретировались соответственно следующему распределению по интервалам: I. От 1 до 2 баллов - ярко выражен левый полюс шкалы; II. От 2 до 3 баллов - довольно выраженный левый полюс шкалы; Ш. От 3 до 4 баллов - скорее левый полюс, чем правый; IV. 4 балла - нейтральный ответ; V. От 4 до 5 баллов — скорее правый полюс, чем левый; VI. От 5 до 6 баллов - довольно выраженный правый полюс шкалы; VII. От 6 до 7 баллов - ярко выражен правый полюс шкалы.

Данные, полученные по всей выборке, представлены в сводной таблице (см. приложение 5). Анализ результатов эмпирического исследования проводился по каждой возрастной группе.

Данные, полученные по группе "школьники", показывают, что по большинству шкал авто- и гетеростереотипы русских и украинцев достаточно близки, то есть оценка своей национальности представителями обеих культур сходна с оценкой представителей другой национальности. Однако наблюдаются и некоторые расхождения в оценках. Поэтому целесообразнее будет рассматривать отдельно совпадения и несовпадения авто- и гетеростереотипов в отношении "русских" и "украинцев".

В таблице 2 представлена область совпадений национальных стереотипов школьников — представителей двух национальностей — при оценке "русских", рассчитанная по средним "показателями. Для оценки достоверности различий применялся t-критерий Стьюдента для независимых выборок.

По двадцати трем шкалам оценки и русских, и украинцев принадлежат одному интервалу. Лишь по двум характеристикам наблюдаются различия (Р 0,05). Русские школьники считают "типичного русского" "обладающим чувством юмора", "прощающим", а украинские "обладающими чувством юмора и "прощающими".

Но эти оценки расположены у положительного полюса, что позволило отнести их к области совпадений национальных стереотипов в отношении "типичного русского". По остальным восьми шкалам в оценках "типичного русского" русскими и украинцами наблюдаются различия, значимость которых подтверждается вычислением t-критерия.

Данные результаты позволяют утверждать, что автостереотипы русских школьников и гетеростереотипы школьников-украинцев, проживающих на территории Украины, имеют стабильный характер. Кроме этого, можно отметить, что по большинству позиций оценки носят положительный характер. Более детальный анализ позволяет сделать следующие выводы. Из характеристик, составляющих область совпадения авто- и гетеростереотипов в отношении русских, только в четырех случаях отмечается критическая оценка: «скорее пассивные, чем активные», «скорее непрактичные, чем практичные», «скорее бесшабашные, чем осторожные», (что составляет 9%). В области несовпадений национальных стереотипов критических оценок больше. Русские школьники выделяют три негативные характеристики: «скованные», «скорее зависимые, чем независимые». У школьников-украинцев число негативных оценок достигает шести: «импульсивные», «самоуверенные», «негостеприимные», «скорее неприятные», «скорее легкомысленные, чем серьезные», «скорее неуравновешенные, чем уравновешенные». Причем из таблицы 3 видно, что по тем позициям, по которым русские школьники дают положительные оценки, школьники-украинцы дают критические оценки, и наоборот. Таким образом, в группе «школьники» в отношении русских автостереотипы содержат пять негативных характеристик, а гетеростереотипы - восемь. Графически это отображено на рисунке 4.

Подводя итог, можно сказать, что авто- и гетеростереотипы в отношении русских в группе «школьники» достаточно близки и содержат, преимущественно, позитивные оценки.

Дальнейший анализ по группе «школьники» проводился аналогично. Детализации были подвергнуты оценки, данные респондентами в отношении украинцев. В таблице 3 представлена область совпадений авто- и гетеростереотипов.

Крайне близкие значения представлены по 30 позициям. Хотя из таблицы 6 видно, что в шести случаях авто- и гетеростереотипы несколько расходятся. Русские школьники считают украинцев: «скорее вежливыми, чем грубыми», «серьезными», «независимыми», «скорее смелыми, чем робкими», «скорее приятными, чем неприятными» и «скорее спокойными, чем импульсивными». Школьники-украинцы видят украинцев «вежливыми», «скорее серьезными, чем легкомысленными», «скорее независимыми, чем зависимыми», «смелыми», «приятными» и «спокойными».

Похожие диссертации на Специфика социально-психологических стереотипов в межнациональном взаимодействии