Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Зависть в контексте межличностных отношений Пилишина Анастасия Владимировна

Зависть в контексте межличностных отношений
<
Зависть в контексте межличностных отношений Зависть в контексте межличностных отношений Зависть в контексте межличностных отношений Зависть в контексте межличностных отношений Зависть в контексте межличностных отношений Зависть в контексте межличностных отношений Зависть в контексте межличностных отношений Зависть в контексте межличностных отношений Зависть в контексте межличностных отношений Зависть в контексте межличностных отношений Зависть в контексте межличностных отношений Зависть в контексте межличностных отношений Зависть в контексте межличностных отношений Зависть в контексте межличностных отношений Зависть в контексте межличностных отношений
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Пилишина Анастасия Владимировна. Зависть в контексте межличностных отношений: диссертация ... кандидата психологических наук: 19.00.05 / Пилишина Анастасия Владимировна;[Место защиты: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Санкт-Петербургский государственный университет"].- Санкт-Петербург, 2015.- 179 с.

Содержание к диссертации

Введение

Зависть как социально – психологический феномен 14

1.1. Теоретико-методологические подходы к проблеме зависти в истории 14

психологии 14

1.1.1. Эволюция отношения к зависти в исторических, религиозных и философских трудах 14

1.1.2. Теоретические подходы к определению зависти в зарубежной психологии 20

1.1.3. Теоретические подходы к определению зависти в отечественной психологии 26

1.2. Феноменология зависти и проблемные области его исследования 30

1.2.1. Категория «зависть» в социальной психологии: понятие, сущность, классификация 30

1.2.2. Эмоции, сопровождающие переживание чувства зависти 38

1.2.3. Социально-психологические особенности эмоционально-чувственных переживаний в межличностном общении. 44

ГЛАВА 2 Программа эмпирического исследования зависти в контексте межличнсотных отношений . 49

2.1. Организационно-методические основы исследования 49

2.2. Описание выборки 52

2.3. Описание методов и методик исследования 54

ГЛАВА 3 Исследование зависти в контексте межличностных отношений: описание и анализ результатов 62

3.1. Изучение представлений о зависти в контексте межличностных 62

отношений 62

3.2. Взаимосвязь зависти с особенностями личности: Корреляционный анализ 73

3.2.1. Индивидуально-психологические особенности респондентов с различным уровнем завистливости 84

3.2.2. Изучение взаимосвязи социально - психологических особенностей 96

респондентов с различным уровнем завистливости 96

3.3. Однофакторный дисперсионный анализ (One-Way ANOVA) 104

3.3.1. Оценка влияния профессиональной специализации на зависть 105

3.3.2. Влияние пола на зависть

3.3.3. Влияние социокультурной среды на зависть 109

3.3.4. Комплексное изучение и измерение воздействия компонентов на зависть: факторный анализ 110

3.4. Изучение степени влияния переменных на зависть: 113

множественный регрессионный анализ 113

3.5. Исследование структурно-содержательных характеристик самооценки респондентов с различным уровнем завистливости 118

3.6. Изучение социометрического статуса завистливых и независтливых членов группы: на примере курсантского коллектива 120

3.7. Рисунок зависти в межличностных отношениях в межличностных 123

отношениях: сводная психологическая интерпретация 123

Выводы по эмпирической главе 133

Заключение 136

Список литературы 138

Введение к работе

Актуальность исследования. Стремительный темп жизни, информационные перегрузки, повышенный уровень социальных конфликтов сказываются на сфере межличностного общения и социального взаимодействия людей. Политические, социально-экономические и культурные перемены, произошедшие в обществе за последние десятилетия, остро влияют на внутренний мир и отношения в обществе, приводя к значительному социальному неравенству и изолированности. БольшаярчастьрнаселениярсовременнойрРоссиирнерспособнарподдерживать достойный уровень жизни. Многие вынуждены экономить, отказывать себе в потребительских и социальных благах. Средства массовой информации ежедневно транслируют «идеальный образ» счастливой жизни, что приводит к неудовлетворенности, порождает обостренное желание соответствовать идеалам общества и служит мощным активатором зависти. Актуальность диссертационного исследования с психологической точки зрения обусловлена усилением интереса к проблеме социальной стабильности, в рамках которой зависть рассматривается:

во-первых, как дестабилизирующий механизм, разрывающий социальные связи, выступающий причиной разногласий и обострения напряженности в обществе (R. H. Smith, E. Dinner, R.Garonak et al.,1990);

во-вторых, как ядро конфликтов, которое разрастаясь, разрушает изнутри всю систему социальных связей и межличностных отношений (N. van de Ven, M. Zeelenberg, R. Pieters, et al., 2009, 2011).

Помимо этого, анализ научной литературы показал, что чаще всего зависть рассматривается как негативное чувство, в связи с чем, признается деструктивное влияние зависти на психику человека (Л.С. Архангельская, В.А. Гусова, И.Б. Ко-това, В.А. Лабунская, К. Муздыбаев, Е.Е. Соколова, Р.М. Шамионов и др.) На наш взгляд существует теоретическая однобокость и непроработанность данного вопроса. В рамках диссертационной работы мы рассматриваем зависть как антагонистическое отношение в адрес другого субъекта, имеющее свои проявления в различных сферах психики: в сфере чувств и эмоций (переживание зависти и, одновременно, досады, ненависти, злобы, печали и др.), в когнитивной сфере (представления о превосходстве того, кому завидуют, осознание своего более низкого положения в сравнении с другими и др.), в поведении и деятельности (акты, нацеленные на разрушение и уничтожение предмета зависти, сопровождающиеся негативизмом, враждебностью, нежеланием сотрудничать, и др.). В настоящее время не существует единого подхода к пониманию зависти (Mackie D.M., Silver L.A., Smith E.R., 2004), отмечаются методологические трудности как при изучении данного феномена (D'Arms, Justin, Alison Duncan Kerr, 2008), так и при дифференциации его с родственными понятиями: обидой, враждебностью (Ben-Zeev A., 1990), несправедливостью и ревностью (Clanton, Gordon et al, 2006). Для детального и основательного понимания зависти, на наш взгляд необходимо рассмотреть проблемные области ее исследования, изучить социальные представления о зависти, проанализировать внешние (социальные) и внутренние (психологические) детерминанты, подробно изучить проявление зависти в межличност-

ных отношениях. Особенно перспективным, с нашей точки зрения, является изучение субъекта зависти не столько отделенным от группы, сколько, будучи включенным в нее.

Степень разработанности проблемы.

Отметим, что проблемное поле зависти разнопланово. На протяжении многих столетий, мыслители и ученые различных направлений и школ пытались изучить ее природу. Первые упоминания о зависти мы встречаем в трудах античных философов: Платона (V–IV вв. до н.э.), Аристотеля (IV в. до н.э.) и Эпикура (IV– III вв. до н.э.), которые рассматривают зависть с моральной точки зрения, как разрушительное начало, избегая при этом психологической оценки данного феномена. Этические и религиозные аспекты зависти освещались в рамках мировых религий: буддизма, христианства, ислама; основные взгляды на природу зависти изложены в «священных» текстах: Трипитаке (V-III вв. до н. э.), Библии (Новом Завете) (сер. – к. I н. э), Коране (VII в. н.э.).

В средние века теологи Василий Великий, Григорий Богослов (IV в. н. э.), Фома Аквинский, и др.) (XIII в. н. э.) рассматривали зависть, как порок, проявляющийся в безнравственном отношении к себе и окружающим людям, тем самым приводящий к ложным взглядам, «очернительству», гибели души, и как грех, проявляющийся в прямом или косвенном несоблюдении религиозных заповедей, разрушающий связь с божественным.

Наиболее плодотворное наследие по изучению концепта зависти оставили новоевропейские мыслители: Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Р. Декарт (XVII в. н. э.), И. Кант, А. Шопенгауэр, Ф. Ницше (XVIII-XIX в. н. э.). Философы провели глубокий теоретический анализ истоков зависти и обозначили ее, как «масштабное явление», свойственное всем людям, деструктивное по своей природе, проявляющееся в ходе активного взаимодействия между людьми, «пропитанное» стремлением к обладанию и разрушению чужой (лучшей) жизни. В ходе прочтения трудов по философии, мы отметили, что до 30-х гг. XX в. мыслители часто обращались к проблеме зависти, как важнейшему регулятору отношений между людьми.

Новый взгляд на зависть мы встречаем в трудах психоаналитиков: З. Фрейда, А. Адлера, К. Юнга, К. Хорни, М. Кляйн, П. Куттера и др. (XX в. н. э.). Ученые рассматривали зависть как глубинное свойство личности, проявляющиеся в раннем детстве и оказывающее сильное влияние на характер отношений с миром.

В современной зарубежной психологии проблема зависти широко представлена в трудах К. Вайса, С. Алхабаша и Г. Пака (Wise. K., Alhabash. S., Park. H.), которые рассматривают зависть в профессиональной сфере. Р. Смит, В. Пэр-ротт, И. Динер, Р. Дойли, С. Ким (Smith R. H., Parrott W. G., Diener E. F., Doyle R. R. Kim S.H., 2002-2012) изучают природу зависти и место данного феномена в трудовых коллективах и на производстве. Cреди сиблингов зависть рассматривают Д. Сибони (D. Sibony, 2004), Д. Клюгер (J. Kluger, 2010). Между тем работ, посвященных изучению зависти в контексте межличностных отношений на примере студенческих и курсантских групп, практически нет (А.В. Пилишина, 2015).

В советский период, где доминировали равные возможности и идеологические догмы над сознанием и поведением личности, проблема зависти не пред-

ставляла интереса и не рассматривалась. Динамичный поворот к рассмотрению зависти, как социально-психологического феномена, в отечественной науке наметился лишь в к. XX – н. XXI вв. Ученые предпринимали попытки теоретического и эмпирического анализа зависти, проводились многочисленные научные дискуссии, стали появляться первые работы, посвященные данному феномену (Л.С Архангельская, Т.В. Бескова, О.Р. Бондаренко, Н.В. Горшенина, Н. В. Дмитриева, В.А. Гусова, И.Б. Котова, В.А. Лабунская, К. Муздыбаев, Р. М. Шамионов и др., 2001-2014).

На сегодняшний день наиболее полное теоретическое обоснование феномена зависти представлено в монографиях и хрестоматийных работах зарубежных и отечественных ученых: Г. Щёка (H. Schoeck, 1969); Дж. Эпштейна (J. Epstein, 2003); Р. Смита (R. H. Smith, 2008); Ф. Ниниваджи (F.J. Ninivazzi, 2010), А.И. Донцова (2014), Е.П. Ильина (2014).

Отметим, что мыслители и ученые, на протяжении веков анализировали природу зависти, однако до сих пор в науке существует дефицит методического инструментария для диагностирования зависти в межличностных отношениях; он весьма ограничен и представлен в работах Т.В. Бесковой, Л.С. Архангельской и К. Муздыбаева, что свидетельствует о социально-психологических трудностях в понимании, описании и дифференциации зависти от других эмоциональных переживаний и делает разработки в данной области чрезвычайно актуальными для науки и практики.

Цель исследования: изучить зависть в контексте межличностных отношений.

Объект исследования: студенты высших учебных заведений России и Чехии.

Общий объем выборки – 411 человек, из которых 272 юноши и 139 девушек, в возрасте от 18 до 25 лет, а именно:

  1. курсанты (юноши) одного из военных вузов Санкт-Петербурга – 216 человек;

  2. студенты (девушки) факультета искусств Санкт-Петербургского государственного университета – 61 человек;

  3. выпускники-бакалавры из российских университетов (юноши – 56 человек; девушки – 78 человек), продолжающие обучение в Брненском техническом университете и университете им. Масарика (г. Брно, Чехия) по международным магистерским программам.

Предмет исследования: зависть в контексте межличностных отношений.

Основная гипотеза исследования: Взаимодействие личностных особенностей и средовых факторов обуславливает выраженность чувства зависти и ее проявления: безынициативность и дистанцирование или негативное враждебное отношение в адрес объекта зависти.

Проверка основной гипотезы включала конкретизацию и постановку ряда

частных гипотез:

1. Следствиями переживаемого чувства зависти являются ослабление позитивно окрашенных эмоциональных и социальных связей, преобладание астенических, удаляющих и меланхолических чувств над гедонистическими и сближающими.

  1. Завистливые люди, обладающие низкой степенью самоуважения и уровнем контроля над обстоятельствами, пессимистично оценивают свое личностное развитие.

  2. Конкурентная среда обучения оказывает существенное влияние на возникновение чувства зависти, инициирует его определенный вид.

В соответствии целью и гипотезами диссертационной работы были сформулированы основные задачи исследования:

  1. Обобщить и систематизировать работы отечественных и зарубежных авторов по проблеме зависти для обоснования и операционализации данного понятия в современной социальной психологии;

  2. Изучить представления о зависти в контексте межличностных отношений;

  3. Определить общие детерминанты зависти в контексте межличностных отношений;

  4. Изучить влияние профессиональной специализации на зависть (будущие офицеры, дизайнеры, инженеры, экономисты);

  5. Сравнить личностные особенности лиц с разным уровнем завистливости;

  6. Изучить влияние пола (юноши и девушки) на особенности проявления зависти;

  7. Изучить влияние социокультурной среды на зависть (г. Санкт-Петербург, Российская Федерация, г. Брно, Чешская республика);

8. Изучить различия в социометрическом статусе субъектов с разным уровнем

зависти.

Теоретико-методологическую основу исследования составили: 1. Междисциплинарный, сравнительный и личностный подходы. (Сравнительный подход представлен анализом различий в отношении к зависти между студентами России и Чехии, между девушками и юношами, между будущими инженерами, экономистами, офицерами и дизайнерами. Междисциплинарный подход включает синтез психологического знания с различными отраслями знания. Личностный подход отражает взаимосвязь зависти с личностными особенностями респондентов) 2. Системно-структурный подход Б.Г. Ананьева. 3. Теоретические взгляды на природу межполовых взаимоотношений З. Фрейда, А. Адлера, К. Юнга, К. Хорни и др. 4. Теория отношений В.Н. Мясищева, социально-психологические взгляды на природу межличностных отношений В.Н. Куницыной, Г.М. Андреевой, Л.Я. Гоз-мана.

Методы, использованные в работе:

  1. Теоретические методы, направленные на детальный анализ научной литературы, формулировку понятия, сравнения парадигм исследования природы зависти);

  2. Эмпирические методы (подбор диагностического материала, адекватного исследованию, поиск группы респондентов, проведение, обработка и анализ исходных данных). Статистическая интерпретация результатов исследования проводилась с использованием профессионального пакета анализа данных «SPSS – 20» с проведением корреляционного, дисперсионного, множественного регрессионного и факторного анализа.

Надежность и научная достоверность результатов исследования обеспечивалась необходимой теоретико-методологической проработкой проблемы,

включающей в себя: анализ широкого спектра современных научных методов исследования, использование апробированных и прошедших психометрическую проверку социально-психологических методик диагностики, применением современных методов математико-статистической обработки данных, репрезентативностью выборки.

Научная новизна.

Систематизированы концепции отечественных и зарубежных ученых, сформулировано авторское определение зависти. Разработана модель «Структура зависти», которая включает в себя два вектора: уровень завистливости (высокий и низкий) и вид зависти («зависть-неприязнь», «зависть-уныние»); выделены четыре типа зависти, которые содержательно отличаются друг от друга. Впервые комплексно на социально-психологическом уровне исследована роль проявления зависти в контексте межличностных отношений, показаны различные стороны ее регулятивного влияния на социальные взаимосвязи.

Научно-практическая значимость работы.

Теоретическая значимость состоит в расширении научных представлений о зависти в контексте межличностных отношений. Результаты исследования могут быть применены в качестве научного обоснования при коррекционной и психотерапевтической работе и для совершенствования психологической помощи людям, страдающим от чувства зависти. Полученные данные позволяют по-новому взглянуть на проблему зависти в контексте межличностных отношений.

Практическая значимость полученных результатов заключается в том, что материалы исследования могут быть использованы при разработке и подготовке лекций, практических, групповых и семинарских занятий в таких дисциплинах, как «Социальная психология личности», «Психология здоровья», «Психологическое консультирование», а также в процессе подготовки, переподготовки и повышении квалификации специалистов-психологов. Выводы диссертационного исследования могут быть включены психологическими службами в программы ранней профилактики девиантного поведения среди молодежи для развития навыков самоконтроля

Положения, выносимые на защиту:

  1. Зависть – антагонистическое отношение в адрес другого субъекта, имеющее свои составляющие и проявления в различных сферах психики: в сфере чувств и эмоций (переживание зависти и, одновременно, досады, ненависти, злобы, печали и др.), в когнитивной сфере (представления о превосходстве того, кому завидуют, осознание своего более низкого положения в сравнении с другими и др.), в поведении и деятельности (акты, нацеленные на разрушение и уничтожение предмета зависти, сопровождающиеся негативизмом, враждебностью, нежеланием сотрудничать, и др.)

  2. Переживание «зависти-неприязни» и «зависти-уныния» имеет свои особенности и обусловлено социально-средовыми факторами: социокультурными особенностями проживания, полом, социально-психологическими особенностями среды.

  1. Переживание чувства зависти приводит к дисгармонии межличностного взаимодействия, отчуждению или увеличению социально-психологической дистанции, уходу от социальных контактов, избеганию доверительного общения и сотрудничества.

  2. Зависть сопровождается множественными изменениями в чувственном тоне межличностных отношений, характеризуется ослаблением позитивно окрашенных эмоциональных и социальных связей.

  3. Зависть в контексте межличностных отношений обусловлена двумя основными факторами: «конкурентность» (включает в себя «напряженность», «авторитарность», «агрессивность», преобладание «меланхолических» и «удаляющих чувств» над «гедонистическими» и «сближающими») и «мизантропия» (включает «отчужденность», «конфликтность», «зависимость», «подчиняемость», «недружелюбие»).

Апробация и внедрение в практику результатов исследования осуществлялась путем публикаций, участия в конференциях, написании и проведении научно-исследовательской работы (автор выступил руководителем НИР по теме: «Исследование «benign envy» (плодотворной зависти) и «malicious envy» (вредоносной зависти) в межличностном общении» («Мероприятие 7. Внебюджет. СПбГУ», УДК 316.6 № госрегистрации 01201357222. Инв. № 8.23.790.2013)). Данные диссертационного исследования обсуждались на заседании кафедры социальной психологии Санкт-Петербургского государственного университета, на международных научно-практических конференциях («Ананьевские чтения», Санкт-Петербург, СПбГУ, 2013 и 2014 гг., «Ломоносов», Москва, МГУ, 2013 и 2014 гг., «XXII международной конференции, посвященной проблемам общественных наук», Москва, 2014 г).

Результаты диссертационной работы внедрены в учебный процесс одного из военных ВУЗов России при изучении следующих дисциплин: «Социальная психология», «Психология конфликта», «Психологическое консультирование», «Психология общения и переговоров», «Психодиагностика». Материалы теоретической и эмпирической части диссертационной работы легли в основу практического занятия по теме «Психологическая саморегуляция с использованием метода аутогенной тренировки» в рамках дисциплины «Психологическое консультирование».

Разработанный диагностический материал (анкета «Представление о зависти», проективный метод «Рисунок зависти в межличностных отношениях», авторский вариант социометрической техники Я. Морено, направленный на диагностику зависти в межличностных отношениях) вносит вклад в описание этого феномена в социально-психологическую практику и применяется при изучении эмоционально-чувственной сферы в рамках дисциплины «Психодиагностика». Эмпирические данные использованы при разработке программы тренинга «Коррекция девиантного и асоциального поведения в период обучения в ВУЗе» в рамках дисциплины «Социальная психология».

Объем и структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, выводов, заключения, списка литературы из 215 источников (из них 82 на

иностранном языке) и двух приложений. Общий объем работы – 179 страниц (из них 154 – основной текст), работа иллюстрирована 43 таблицами и 18 рисунками.

Теоретические подходы к определению зависти в зарубежной психологии

В средневековое время христианство вытесняет языческие верования и обряды, происходят серьезные изменения в сознании людей. Основой средневекового менталитета становится покорность и смирение. Христианская культура накладывает на зависть табу и рассматривает это чувство, как смертный грех, который сам по себе несет мощное разрушительное воздействие на человека. Смертный грех полностью разрушает связь человека с Богом – грех, в котором человек не раскаивается – приводит к гибели души – человек идет против религиозного духовно-нравственного закона. Десятая заповедь Библейского закона гласит: «Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего» (Исход 20:17) [49].

Бесчисленные страницы из отрывков Ветхого и Нового Завета повествуют о том, что на протяжении многовековой истории данное чувство вызывало отклик в душах людей. Зависть внесена в список семи смертных грехов, поскольку тот, кто завидует, убежден в том, что Бог установил неправильные порядки. Под властью зависти человек попадает в глубокую иллюзию и самообман о несправедливо устроенном мире и жизни. Грех зависти отличается от всех остальных тем, что завистливый человек возражает против каждой добродетели и против каждого преимущества своего соседа. Зависть беспредельна, она всегда находит себе предмет. Мучительные страдания и глубокие душевные переживания наполняют жизнь завистливого человека. В Библии (Быт 26, 14-15) мы читаем: «У него были стада мелкого и стада крупного скота, и Филистимляне стали завидовать ему. И все колодези, которые выкопали рабы отца его Филистимляне завалили и засыпали землею». Со времен Библейского завета отношение к успеху знакомого нам человека остается неизменным. Зависть к соседу наиболее яркая и разрушительная мотивация завистника. Грех разрушает иерархию ценностей, приводит к уклонению от заповедей Божьих. Зависть весьма деятельна – она зовет на подвиги, как отдельных личностей, так и целые народы, воплощаясь в воинах, революциях, побоищах и драках, склоках и прочих деяния. Зависть, так же, как гнев и алчность ослепляет, лишает разума. Она противоположна теологическим добродетелям, таким как добродушие, смирение, покорность, милосердие и сострадание к ближнему.

В известной Книге Притчей отмечено: «…зависть – гниль для костей» (Прит.14:30). Если человек переживает зависть по отношению к чужому достатку и благополучию, то происходит его физическая и духовная деградация, опустошение души. Завистник, ради утоления своей жажды лучшей жизни готов совершить тяжкие преступления: убийство родственника, друга, ближайшего соратника. В исламских текстах зависть «hasad» рассматривается как душевное расстройство, великий порок, разрушающий веру: «Зависть пожирает веру, как огонь пожирает дерево». Как справедливо заметил Иоанн Златоуст: «Зависть есть корень убийства» [52].

Мыслители Средневековья предостерегали нас, говоря о том, что зависть – страшная сила, которая подобно кислоте разъедает все человеческие взаимоотношения: «…зависть затворяет небо, ослепляет разум, помрачает душу, опечаливает Бога и веселит бесов». В один миг близкие люди могут стать чужими: братья - ненавистниками, друзья – врагами. Ее жертвы – бедные и богатые, молодые и старцы, ученые и неучи. Она свойственна всем нациям, расам, племенам и народам.

Василий Великий отмечал, что завистниками часто оказываются гордецы, лентяи, строгие критики и глупцы [25]. Людям с большими амбициями и притязаниями ничего больше не остается, как критиковать других. Григорий Богослов обращал внимание на то, что зависть нужно искоренять из своей души и бороться с ней при помощи веры в Божью силу: «Просите Бога в ваших молитвах, чтоб Он наполнил ваше сердце любовью к людям и избавил вас от зависти [18]. Не завидуйте чужим достижениям, а лучше радуйтесь и благодарите Бога за тех, кому сопутствует успех и благополучие, и, тогда вы сможем побеждать не только зависть, но и другие плохие качества». В XIII веке крупнейший католический богослов Фома Аквинский в «Сумме теологии» отмечает, что зависть – это вид скорби, она скорбит о чужом благе, воспринимая его, как зло для себя [121]. Он пишет, что единственно верным способом борьбы с этим разъедающим чувством является любовь к ближнему. Фома Аквин-ский перечисляет свойства, которые следует у себя развивать, чтобы меньше грешить. Из всех добродетелей автор выделяет: веру, надежду, любовь. Таким образом, зависть – очень ранняя, неутолимая, ненасытная и неизбежная сила внутри человека, выступающая одновременно его слабостью и пороком.

Наиболее глубокое теоретическое осмысление проблемы зависти начинается с сер. XVIII века. Объясняя побудительные мотивы зависти, философы Нового времени объясняли их «заложенными в природе человека» особенностями.

Ф. Бэкон, Р. Декарт, Б. Спиноза, И. Кант видели в зависти «дьявольские» намерения и считали ее «гнуснейшей из страстей», «низостью натуры», «отвратительным пороком», «природной извращенностью». Иными словами, зависть – своеобразный антипод добродетели, «болезнь души», «крайне отвратительный порок», выступающий, как соединение «огорчения и гнева»; степень проявления которого зависит от «близости или удаленности предметов зависти». Зависть является отталкивающей эмоцией, которая может возникнуть при невыгодном социальном сравнении с другими людьми.

В одном из самых длинных эссе «О Зависти» Ф. Бэкон отмечает ее агрессивный характер: «Кто не надеется сравняться с ближним в достоинствах, старается сквитаться с ним, нанося ущерб его благополучию» [17]. Интенсивные вспышки зависти переживают люди низкого социального статуса, считал Бэкон, и относил к ним уродов, евнухов; особенно завистливы, по его мнению, люди, которые «желают преуспеть во всем и сразу», а также те, кто испытывает временные неудачи, катастрофы и лишения. В своем каталоге особенно склонных к зависти людей Бэкон упоминает о тех, кто находится в тесной близости с объектом зависти: близкие родственники, соседи и те, кто вместе вырос – больше склонны завидовать равным себе, когда они поднимаются, так как это заставляет их сожалеть о собственной судьбе. Слабые, несчастные и ограниченные люди в меньшей степени вызывают зависть, это объясняется тем, что «где есть зависть – всегда есть чужая радость, но никак не горе». Жалость, по мнению Ф. Бэкона является мощным средством в борьбе с «завистливым глазом». Люди, добивающиеся успеха огромными усилиями и напряженным трудом, в меньшей степени провоцируют вспышки зависти. Чаще они вызывают жалость, которая «излечивает даже зависть».

Р. Декарт близок по взглядам к Бэкону: «Нет ни одного порока, который так бы вредил благополучию людей, как зависть, ибо те, кто им заражен, не только огорчаются сами, но и, как только могут, омрачают радость других» [32]. По мнению мыслителя, данное чувство отнимает благополучную жизнь людей, привносит в нее бедствия и лишения.

Так, например, Т. Гоббс отмечал, что люди по своей природе находятся в равноправии возможностей, т.е. у них существует «равенство надежд на достижение целей» [28]. Покушаясь на один и тот же объект люди проявляют свою животную натуру. Исходя из этого, люди «стараются погубить либо покорить друг друга».

И. Кант в «Метафизике нравов» относит зависть к человеческим порокам и рассматривает ее как скрытую форму ненависти, как «склонность воспринимать с неудовольствием благополучия других» [55]. Особенно он выделял черную зависть, проявляющуюся в поступках, направленных на то, чтобы лишить другого блага, тем самым имеющую агрессивный, разрушительный и антигуманный характер, наносящий ущерб стабильности и статусу человека. Зависть — это разрушительная страсть, которая совершенно неспособна иметь какую-либо позитивную ценность ни для человека, ни для общества

Описание методов и методик исследования

Диагностика по данной методике позволяет на высоком уровне оценить свои отношения с другими людьми не только в актуальный момент времени, но и в долгосрочной перспективе.

Методика «Профиль чувств в отношениях» (Л.В.Куликов) «Профиль чувств в отношениях» (ПЧО) направлена на диагностику чувственного тона межличностных отношений испытуемого по отношению к другим людям. ПЧО позволяет составить представление о чувствах, переживаемых личностью в ситуациях межличностного взаимодействия, общения со значимыми людьми, о том, какие чувства осознает опрашиваемый субъект, анализируя свое отношение к другому человеку. В инструкции опрашиваемого просят вспомнить о своих чувствах и переживаниях в ситуациях общения со значимым для него человеком. Как указывает Л. В. Куликов, «есть основания предполагать, что с помощью ПЧО может быть охарактеризован чувственный тон отношений не только в ситуациях непосредственного взаимодействия, но и вне его — отношений к различным социальным субъектам, непосредственное взаимодействие с которыми затруднено, эпизодично или невозможно».

Метод диагностики межличностных отношений (ДМО) Т. Лири (адапта ция Л. Н. Собчик) Методика диагностики межличностных отношений (The Interpersonal Diagnosis of Personality) создана Т. Лири в 1954 г. и предназначена для исследования представлений субъекта о себе, изучения взаимоотношений в малых группах. Метод диагностики межличностных отношений представляет собой опросник, в котором короткие характеристики отражают индивидуальный стиль общения конкретного человека с окружающими.

Для представления основных социальных ориентаций Т. Лири разработал условную схему в виде круга, разделённого на секторы. В этом круге по горизонтальной и вертикальной осям обозначены четыре ориентации: доминирование – подчинение, дружелюбие – враждебность. В свою очередь эти секторы разделены на восемь – соответственно более частным отношениям (см. Рис. 6).

Опросник содержит 128 оценочных суждений, из которых в каждом из 8 типов отношений образуются 16 пунктов, упорядоченных по восходящей интенсивности. Методика построена так, что суждения, направленные на выяснение какого-либо типа отношений, расположены не подряд, а особым образом: они группируются по 4 и повторяются через равное количество определений. При обработке подсчиты-вается количество отношений каждого типа. Рис. 6. Схема диагностики межличностных отношений Т. Лири 7. Методика исследования завистливости личности Т.В. Бескова

Методика разработана психологом Т. В. Бесковой. Подробные данные по стандартизации методики опубликованы в журнале «Вопросы психологии, 2012, №2». Предназначена для исследования завистливости личности. Методика состоит из 47 вопросов. Включает в себя 3 шкалы: «зависть-неприязнь», «зависть-уныние», «шкала маскировки». Автор отмечает, что в процессе апробации методики психометрические характеристики показывают высокие показатели. Стандартизация позволяет применять опросник ученым в исследовательских целях при изучении завистливости личности. 8. Фрайбургский личностный опросник (FPI). Личностный опросник направлен на диагностику свойств личности, имеющих важное значение для социальной адаптации и регуляции коммуникативного поведения. В исследовательскую практику отечественной психологии его ввела Н.Г. Колызаева, осуществившая в 1983 году перевод и адаптацию теста с соблюдением всех необходимых процедур. Общее количество вопросов в форме В – 114. Вопросы сформулированы в форме утверждений, на которые испытуемый должен дать ответы «да» или «нет». Исследование А. А. Крылова и Л. В. Куликова, посвящённое диагностике психических состояний и межличностных отношений, показало, что FPI-B позволяет производить оценку целого ряда важных личностных свойств: уровня эмоциональной устойчивости, качеств коммуникативной сферы личности, экс-траверсии—интроверсии. Данная методика позволяет также полнее объяснить особенности психических состояний.

Социометрия 1: исследование межличностных отношений в группе. Социометрия 2 (разработана автором): исследование зависти в межличностных отношениях (Приложение 1, 1.2).

Социометрическая техника, разработанная Дж. Морено, применяется для диагностики межличностных и межгрупповых отношений в целях их изменения, улучшения и совершенствования. Социометрия помогает проследить психологическую совместимость или несовместимость членов группы, выявить проблемные зоны в отношениях, разработать программу коррекции и улучшения взаимодействия внутри группы. Мы разработали вопросы для социометрии, опираясь на классический вариант: позитивных и негативных выборов. Вначале было разработано 10 пар вопросов, в результате эксперты отобрали пару вопросов, соответствующих заявленной теме, информативных, содержательных и в большей степени раскрывающих суть исследуемого явления.

Социометрия проводилась в одном из военных вузов Санкт-Петербурга. В исследовании приняли участие курсанты двух учебных групп (46 человек), обуча 61 ющиеся на 3 курсе, в возрасте от 18 до 26 лет. С целью подтверждения достоверности ответов исследование проводилось дважды: в начале и в конце учебного года. Каждый курсант получил социометрическую карточку (Приложение 1, 1.3). Обработка полученных данных осуществлялась табличным, графическим и индек-сологическим способами. Процедура обследования заключается в заполнении социометрической карточки каждым членом группы. Респонденту предлагалось сделать пять фиксированных выборов. По результатам обследования рассчитываются персональные и групповые индексы.

Проективная методика «Рисунок зависти в межличностных отношениях в межличностных отношениях» (разработана автором)

В нашей работе мы используем авторский прием на основе проективных рисуночных тестов – «Рисунок зависти в межличностных отношениях. Интерпретация частных деталей проводится, исходя их общепринятых критериев оценки рисуночных тестов. Диагностический инструментарий может быть использован, как материал для живого обсуждения в группе либо в диалоге исследователь – испытуемый с целью выяснения и уточнения черт личности, проблем и социальных установок. В плане индивидуального консультирования методика может использоваться в качестве эвристической опоры для направления беседы. «Рисунок зависти в межличностных отношениях в межличностных отношениях» требует объединения с другими методами или тестами. Рекомендуется также проводить эту методику в одном сеансе с вербальными тестами-опросниками, используя ее, как средство, повышающее живой интерес испытуемого к работе.

Индивидуально-психологические особенности респондентов с различным уровнем завистливости

Для получения более полной информации о соотношении зависти в контексте межличностных отношений с различными психологическими показателями необходимо представить данные, полученные с помощью корреляционного анализа. Выявление корреляций позволяет наглядно увидеть всю сеть взаимоотношений между теми или иными явлениями. В целом, по общей выборке испытуемых, общей численностью 411 человек, нами были выявлены следующие корреляционные связи по различным методикам.

Выявлены значимые корреляционные связи между шкалой «зависть-неприязнь» и шкальными значениями по различным методикам (Приложение 2, Таблица 5):

По методике (Big five). Пятифакторный личностный опросник (Р. МакКрае, П. Коста) выявлены значимые отрицательные корреляции со значениями по факторам:

Во-первых, «привязанность» (-0,099 , р 0,05). Субъекта зависти-неприязни отличает неспособность устанавливать прочные, доверительные отношения, основанные на глубокой симпатии, доверии и преданности. Завистливый субъект эмоционально закрыт, психологически «закрепощен», испытывает лишения и ограничения при выражении своих истинных желаний. Как результат возможен дефицит внимания и открытости в межличностном общении. Субъект боится межличностной зависимости и предпочитает дистанцирование. Круг его ближайшего окружения ограничен, он мучительно переживает негативное отношение к себе. Отметим, что избегание здоровой привязанности у субъекта зависти перерастает в гиперком-пенсированную созависимость с объектом привязанности, а именно, чем больше дистанцируется завистливый человек, тем сильнее он оказывается зависим от мнения окружающих. Субъект зависти-неприязни избегает аффилиации (стремления к сотрудничеству, любви и присоединению) и индивидуации (здорового процесса становления и реализации личностного потенциала). Во-вторых, «самоконтроль» (-0,444 , р 0,01). Завистливый субъект эмоционален и импульсивен; не испытывает психологической защищенности, уверенности и свободы самовыражения. Отсутствие самоконтроля является отражением внутреннего напряжения, чрезмерной утомляемости нервных центров, информационной перегрузки. Субъект зависти-неприязни уязвим и чувствителен, он не способен к спонтанному выражению своих эмоций, дестабилизирован и тревожен. Неупорядоченность в своих действиях, слабая волевая регуляция и плохая дисциплинированность приводят лишь к усилению чувства зависти, что в свою очередь побуждает субъекта к совершению «нерациональной и деструктивной активности».

В-третьих, «эмоциональная устойчивость» (-0,656 , р 0,01). Субъекта зависти-неприязни отличают перепады настроения, импульсивность в принятии решений, непоследовательность и нелогичность в поступках. Аффективная лабильность и повышенная раздражительность приводят к отсутствию психологического равновесия. Неуравновешенность завистливого субъекта проявляется в обидчивости, капризности, впечатлительности и чрезвычайной импульсивности. Данный субъект испытывает трудности в межличностных отношениях ввиду своей неуступчивости и доминантном стиле общения; его отличает низкий уровень совладания со стресогенными факторами, подвержен влиянию окружающих людей.

В-четвертых, «экспрессивность» (-0,365 , р 0,01). Завистливый человек не может открыто выражать свои эмоции, преобладают «ригидные установки» – отмечается жесткое следование одному сценарию поведения, снижена переклю-чаемость внимания. В межличностных отношениях отмечается дефицит жизнерадостности, легкости и непринужденности общения. Присутствует сдержанность в выражении своих чувств и эмоций, «гипертрофированная рациональность», осторожность и пессимичный настрой в восприятии событий окружающей действительности.

По методике «Субъективная оценка межличностных отношений» (СОМО) С. В. Духновского выявлены значимые положительные корреляции со шкальными показателями «напряженность» (0,697 , р 0,01) и «агрессивность» (0,485 , р 0,01). Отметим, что в межличностных отношениях субъект зависти-неприязни испытывает эмоциональную лабильность, которая проявляется в скрытом недовольстве, сложностях приспособления к меняющимся условиям жизни. Как результат, «накапливаемая» и подавляемая зависть может проявляться в физической и вербальной агрессивности, что существенно затрудняет построение открытых и доверительных отношений. В ходе диагностики обнаружено, что в актуальных отношениях субъекта зависти преобладает межличностная агрессивность, основанная на страхе отвержения со стороны значимого субъекта общения.

По методике «Профиль чувств в отношениях» (ПЧО) Л.В.Куликова выявлены значимые отрицательные корреляции с показателями по шкалам:

Во-первых, «гедонистические чувства» (-0,677 , р 0,01). Субъект зависти-неприязни не стремится к установлению открытых отношений, основанных на взаимопонимании, он, напротив, эмоционально закрыт, психологически ограничен. Завистливый субъект акцентирует внимание на негативных сторонах жизни, пессимистично оценивает происходящие с ним события, чрезвычайно рационализирует собственную исключительность и непонятость в глазах окружающих;

Во-вторых, «сближающие чувства» (-0,681 , р 0,01). Субъект зависти-неприязни демонстративно подчеркивает свою автономность и независимость. Он необъективно оценивает происходящие с ним события, склонен к дистанцированию и психологическому уходу от доверительного общения. Его отстраненность и контрзависимость выражается в сопротивлении к установлению близких связей, основанных на доверии и уважении партнера.

Также на группе респондентов (n=411) были выявлены значимые положительные корреляции с фактором «астенические чувства» (0,277 , р 0,01), «меланхолические чувства» (0,640 , р 0,01), «удаляющие чувства» (0,603 , р 0,01). У завистливых субъектов отмечается неумение правильно и конструктивно выражать свои эмоциональные переживания. Они переживают чувство неуспешности, мучительного и раздираемого сомнения в истинности намерений другого субъекта. Субъект зависти-неприязни испытывает трудности при выражении своих эмоциональных переживаний, нарастающее чувство неуверенности в себе и «ущербности» по сравнению с субъективно значимым объектом. Завистливый субъект контролирует не только себя, но и других людей, сдерживает их самовыражение при помощи критики, саркастических замечаний. Чрезвычайная направленность на себя приводит к отталкиванию людей и погружает субъекта зависти в мир собственных переживаний.

Получены значимые положительные корреляции по методике «Диагностика межличностных отношений» Т. Лири (ДМО) (адаптация Л. Н. Собчик) со шкалами «авторитарный» (0,597 , р 0,01), «подозрительный» (0,627 , р 0,01) и значимые отрицательные с фактором «дружелюбный» (-0,251 , р 0,01), что свидетельствует о высоком уровне замкнутости, пассивности, постоянстве своих привычек и интересов, низком уровне эмоциональной чувствительности (сенситивности), высоком уровне черствости и жестокости по отношению к окружающим. Субъект зависти способен к установлению псевдоблизости (pseudoproximity), психологически скован и ограничен собственными предубеждениями.

По Фрайбургскому многофакторному личностному опроснику (FPI) получены значимые положительные корреляции с показателями по шкалам:

Во-первых, «невротичность» (0,173 , р 0,01). Субъекта зависти испытывает потребность быть самым лучшим, успешным и значимым. Его демонстративное стремление к идеалу (перфекционизм) формирует невротические установки (по принципу «добиться всего легко и быстро»). У завистливого субъекта преобладает мотив долженствования, на основе этого он предъявляет повышенные требования, как и себе, так и к окружающим. Конформность (зависимость от внешней оценки) и отсутствие психологической автономии создают трудности в установлении равноправных отношений, основанных на сотрудничестве. Завистливый субъект пессимистично оценивает свою жизнь, проигрывает негативные сценарии будущего, он не уверен в своих силах, сомневается в важности принятых решений;

Комплексное изучение и измерение воздействия компонентов на зависть: факторный анализ

В ходе исследования выявлено, что зависть может быть обусловлена ситуативными факторами, и возникать в период активного усвоения социального опыта и новых социальных ролей. Зависть может вызывать целый комплекс негативных последствий: Во-первых, приводить к социальной изоляции, в результате которой индивид испытывает эмоциональное напряжение из-за вынужденного длинного пребывания в условиях ограниченного социально-коммуникативного пространства. Во-вторых, завистливые члены группы оказываются уязвимыми в стрессовых напряженных условиях из-за неразвитых навыков социального взаимодействия. У завистливых субъектов отмечается дисгармония интерспер-сонального взаимодействия, выражена тенденция дистанцироваться и избегать доверительного общения с другими членами группы.

Рисунок зависти в межличностных отношениях в межличностных отношениях: сводная психологическая интерпретация

При проведении проективной техники использовался метод группового обследования. Группе из 15-25 человек раздавались листы белой бумаги (21,5 см х 29,5 см), карандаши (черный, красный, зеленый, синий, желтый, коричневый), резинки. Испытуемые получали инструкцию в следующей формулировке: "Нарисуйте, пожалуйста, зависть в межличностных отношениях". В случае, если возникали вопросы, какие-либо дополнительные объяснения не предусматривались, допускались лишь повторения формулировки. Время рисования не регламентировалось. По выполнении задания уточнялось:

Использование свободного пространства Рисунок среднего размера, расположенный по центру листа Рисунок маленького размера, расположенный по центру листа Миниатюрный рисунок, расположенный по центру листа Рисунок большого размера, расположенный по центру листа Рисунок среднего размера, расположенный по центру у верхнего края листа Рисунок среднего размера, расположенный у верхнего левого края листа Рисунок среднего размера, расположенный у верхнего правого края листа Рисунок среднего размера, расположенный по центру у нижнего края листа Рисунок среднего размера, расположенный у нижнего правого края листа Рисунок среднего размера, расположенный у нижнего левого края листа Рисунок маленького размера, расположенный по центру у верхнего края листа Рисунок маленького размера, расположенный у верхнего левого края листа 3 Рисунок маленького размера, расположенный у верхнего правого края листа Рисунок маленького размера, расположенный по центру у нижнего края листа Рисунок маленького размера, расположенный у нижнего правого края листа Рисунок маленького размера, расположенный у нижнего левого края листа Рисунок большого размера, расположенный по центру у верхнего края листа Рисунок большого размера, расположенный у верхнего левого края листа Рисунок большого размера, расположенный у верхнего правого края листа Рисунок большого размера, расположенный по центру у нижнего края листа Рисунок большого размера, расположенный у нижнего правого края листа Рисунок большого размера, расположенный у нижнего левого края листа 2

Наклон рисунка Профиль, смотрящий вправо Профиль, смотрящий влево Рисунок среднего размера у правого края листа Рисунок маленького размера у правого края листа Рисунок большого размера у правого края листа Рисунок среднего размера у левого края листа Рисунок маленького размера у левого края листа Рисунок большого размера у левого края листа

В размерах изображения отражается тенденция к развитию, которая может быть направлена как вовнутрь, так и вовне. По размерам рисунка можно судить о сте 126 пени открытости или закрытости, желании проявить себя или остаться для окружающих загадкой, стремлении занять важное место в жизни или остаться в стороне, отстраниться от активного участия в происходящих вокруг событиях. В результате анализа размера рисунков «Зависть в контексте межличностных отношений» мы пришли к выводу, что наибольший процент приходится на:

Во-первых, «большой размер рисунка» ( 51%), что свидетельствует о чрезмерной открытости для других, зависимости от внешнего влияния и воли других людей; Во-вторых, «рисунок среднего размера» (37%), что свидетельствует о желание активно проявить себя в жизни, занять центральное место в происходящих событиях. 2. Интерпретация рисунка относительно использование свободного пространства. В размерах изображения отражается тенденция к развитию, которая может быть направлена как вовнутрь, так и вовне. По размерам рисунка можно судить о степени открытости или закрытости, желании проявить себя или остаться для окружающих загадкой, стремлении занять важное место в жизни или остаться в стороне, отстраниться от активного участия в происходящих вокруг событиях. В результате анализа использование свободного пространства в рисунках «Зависть в контексте межличностных отношений» мы пришли к выводу, что наибольший процент приходится на:

Во-первых, рисунок большого размера (17%), расположенный по центру говорит о том, что человек пытается заполнить собой все жизненное пространство, вырваться за рамки обыденного, выйти за рамки настоящего; Во-вторых, рисунок среднего размера, расположенный у верхнего левого края листа (12%) свидетельствует о пассивной ориентации относительно будущего, иными словами, речь идет об уходе в мир фантазий и грез. В-третьих, рисунок маленького размера, расположенный по центру у верхнего края листа (11%), отражает ярко выраженное стремление к сохранению устойчивой жизненной позиции любой ценой, что в крайнем выражении может проявляться в избегании любых обстоятельств, грозящих изменениями. В-четвертых, рисунок среднего размера, расположенный у нижнего левого края листа (13%), говорит об отягощенности неблагоприятными событиями жизни, досадными мыслями, переживаниями о чем-то тягостном, озабоченности прошлыми психологическими травмами.

В результате анализа наклона в рисунках «Зависть в контексте межличностных отношений» мы пришли к выводу, что наибольший процент приходится на профиль человека, смотрящего в левую сторону, что отражает ориентацию на события прошлого, через призму которых человек воспринимает себя в настоящем. Его самовосприятие обусловлено прошлыми событиями. Рисунок в профиль, размещенный ближе к нижнему краю поля листа, свидетельствует о влиянии прошлых событий, наложивших на личность негативный отпечаток.

В положении сидя, что говорит об отсутствие инициативы и пассивность отражается в рисунке сидящей фигуры. Изображением человека в сидячем положении передается состояние внутренней растерянности или шаткости сложившегося положения. Жизненная активность человека заблокирована в силу сдерживающих ее внутренних или внешних препятствий.

Изображение человека в положении лежа, имеющее одновременно игровой характер, отражает психологическое состояние глубокой задумчивости или стремления предаться поэтическим грезам и мечтам. В статичном рисунке человека, изображенного в положении лежа, отражается обессиленность и, возможно, пассивность жизненной позиции. Это может быть, как временная обескураженность слишком сложной ситуацией, так и общее ощущение отсутствия жизненной перспективы.

Незаконченность рисунков отражает ущемленность в социальной сфере, может указывать на наличие болезненности в теле. Несоразмерный или нереалистичный рисунок указывает на искажение, предвзятость важных жизненных установок. Повышенное внимание к отдельным аспектам жизни в ущерб целому или за счет игнорирования других аспектов. В непропорциональном рисунке может отражаться фрагментарность или узость восприятия себя и других людей в отдельных аспектах жизни. Было выявлено, что наиболее часто повторяющиеся сюжеты в рисунках зависти следующие: человек (идущий, стоящий, сидящий, лежащий, плывущий и пр.); лицо человека, завистливый взгляд, животные (жабы, змеи, ящерицы), рисунки в темных рамках, здания разных размеров, машина, кубок, атрибуты богатства, деньги, пьедестал победителя, сказочные персонажи, овалы, круги, ломаные линии.