Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Институт взаимопомощи в социальной поддержке пожилых людей Щукина Нина Петровна

Институт взаимопомощи в социальной поддержке пожилых людей
<
Институт взаимопомощи в социальной поддержке пожилых людей Институт взаимопомощи в социальной поддержке пожилых людей Институт взаимопомощи в социальной поддержке пожилых людей Институт взаимопомощи в социальной поддержке пожилых людей Институт взаимопомощи в социальной поддержке пожилых людей Институт взаимопомощи в социальной поддержке пожилых людей Институт взаимопомощи в социальной поддержке пожилых людей Институт взаимопомощи в социальной поддержке пожилых людей Институт взаимопомощи в социальной поддержке пожилых людей
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Щукина Нина Петровна. Институт взаимопомощи в социальной поддержке пожилых людей : Дис. ... д-ра социол. наук : 22.00.04 : Саратов, 2003 444 c. РГБ ОД, 71:04-22/49

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Взаимопомощь пожилых людей в ракурсе социологического анализа

1.1. Идея взаимопомощи в классической социологии

1.2. Интерпретативный и критический подходы в исследовании взаимопомощи

1.3. Феноменологическое конструирование взаимопомощи пожилых людей

Глава 2. Институционализация взаимопомощи пожилых людей

2.1. Пожилые люди как социальная общность

2.2. Легитимация взаимопомощи пожилых людей в социальной политике переходного общества

2.3. Роли социальной службы в процессе взаимопомощи пожилых людей

Глава 3. Практика взаимопомощи общественных объединений пожилых людей

3.1. Общественные организации пожилых людей в системе гражданского общества

3.2. Деятельность общественных организаций пожилых людей как диалектический синтез операций и действий

3.3. Активизация в деятельности общественных организаций пожилых людей

Глава 4. Социальный контекст деятельности общественных организаций пожилых людей247

4.1. Институциональный характер механизма взаимопомощи пожилых людей 248

4.2. Социальный обмен в системе взаимопомощи 281

4.3. Социальная технология взаимопомощи пожилых людей 309

Заключение 329

Список используемых источников 337

Приложения 371

Введение к работе

Актуальность исследования. Изменения в социальном благосостоянии людей во всем мире, связанные со старением населения, медленным экономическим ростом, неравномерным распределением доходов, способствуют постановке вопроса об активизации пожилых людей. В ходе реализации Венского плана действий ООН по проблемам старения, рекомендаций Комиссии по пожилым людям при Совете Европы правительства стран мира профессиональные сообщества призываются к поощрению взаимопомощи среди активных и здоровых пожилых людей в целях активного их участия в различных сферах жизни, предупреждения социальной изоляции.

Происходят кардинальные изменения социально-экономических условий жизнедеятельности россиян. Меняется качественный состав старшей возрастной группы населения, характер ее потребностей на фоне снижения уровня жизни, реформирования системы социальной поддержки в переходном, кризисном социуме. Ставится вопрос о выборе новой стратегии поведения, готовности нести личную ответственность за свое жизнеобеспечение при минимальной поддержке со стороны государства. В посттоталитарном обществе обостряется как стремление индивида к объединению с другими, выражающееся в идентичности, так и стремление к самоизоляции. Состояние маргинальности пожилых людей усиливается их возрастными особенностями, ведет к распаду социальных связей, хаотичности системы самоидентификаций. В поисках точек опоры эти люди все чаще прибегают к формированию новой естественной сети социальной поддержки, используя взаимопомощь. Согласно результатам социологических исследований, к середине 90-х гг. XX века меняется ядро социально одобряемой системы ценностей россиян, расширяющееся за счет готовности к взаимопомощи, равноправному диалогу. В последние годы в процессе становления новой модели социальной политики получает распространение взаимопомощь пожилых людей.

Пожилые люди в контексте социальной политики - это не только имеющая возрастной и социальный статус определенная когорта людей. Они располагают важными человеческими, социальными и экономическими ресурсами. Именно они в состоянии наиболее адекватно сформулировать свои потребности, определить ресурсы, необходимые для удовлетворения этих потребностей. В быстро меняющемся обществе пожилые люди являются носителями "наиважнейших человеческих ценностей".

Таким образом, в сложившейся ситуации ориентация только на роль государства как основного субъекта социальной политики означает абстрагирование от его возможностей. Да и не каждый индивид, оказавшись в трудной жизненной ситуации, готов обратиться за получением помощи в социальную службу, отводящую этому человеку роль объекта своих воздействий. Для активизации личностного потенциала пожилых людей, завершения процесса институ-ционализации их взаимопомощи государству еще необходимо создать соответствующие нормативные и другие условия. Гражданское же общество лишь начинает включаться в решение проблем жизнеобеспечения наиболее уязвимых категорий населения, к которым традиционно относят пожилых людей. Общество заинтересовано в том, чтобы как можно больше пожилых людей превращалось из социально зависимых в самостоятельных людей, активистов (А.Турен). На практике же наблюдается иная тенденция: значительная зависимость пожилых россиян от государственной сети социальной поддержки населения, действующая система которой ориентирована на обязательства со стороны государства.

Неразвитость института социальной работы с пожилыми людьми, однотипность используемых форм и методов практики тормозят процесс осуществления Венского плана действий ООН по проблемам старения, решение задач федеральной программы "Старшее поколение". Общество нуждается в концепции взаимопомощи пожилых людей. Необходимые условия ее формирования -научный анализ данного процесса в качестве существенного элемента социаль ной политики, системы регламентирующих правовых норм и разработка социальных технологий взаимопомощи в контексте социальной политики.

Проблема взаимопомощи старшего поколения не только чрезвычайно актуальна, но отличается новизной и сложностью как в теоретическом, так и в практическом отношении. Она носит комплексный, интегративный характер, находится на пересечении проблемных полей социологии, социальной антро- \ пологий, теории социальной работы, социальной психологии, вбирая в себя во просы социальной политики и социальной интеграции, стратификационной теории, проблемы предупреждения маргинального существования пожилых людей.

Степень разработанности проблемы связана с увеличением интереса социологии к проблемам взаимопомощи как фактора преодоления и воспроизводства социального неравенства, стремлением переосмыслить роль социальной политики государства в общественном развитии. В ситуации отсутствия теории взаимопомощи попытки классифицировать научные представления о ней, ее сути, причинах связаны с трудностями. Последние проявляются в том, что долгое время данная проблема существовала как данность, хотя и пронизывала собой всю социальную практику. Исследователи, как правило, изучают процесс старения общества, его влияние на развитие социума и самого человека, в лучшем случае, с постановкой проблемы взаимопомощи пожилых людей.

Долгое время темы взаимопомощи и старения общества, "пожилые как социальная общность", рассматривались независимо друг от друга. В классической социологии ее предмет долгое время определялся как солидарность "сознательных особей". Солидарность же фактически отождествлялась с взаимопомощью. В этой связи взаимопомощь изучалась в более широком контексте, нежели взаимодействие пожилых людей.

Памятуя о том, что идеи взаимопомощи рассматриваются в социологии нередко в более широком контексте, нежели взаимодействие пожилых людей,

при анализе степени разработанности проблемы важно обратить внимание на элементы, значимые с геронтологической точки зрения.

Подход к исследованию взаимопомощи одного из крупных исследователей добровольной кооперации П.Кропоткина перекликается с идеями консенсуса у О.Конта, сообщества и общества у Ф.Тенниса и Р.Парка, солидарности у Э.Дюркгейма, неприятием Г.Спенсером идеи социальной помощи государства и его теорией многовариантной социальной помощи, теориями социальной стратификации и мобильности (П.Сорокин, М.Вебер), учитывающими структурные ограничения достижения социальных целей, работой П.Сорокина в области амитологии, идеями Г.Зиммеля об организации социальной помощи как локальной задаче, идеями Е.де Роберти, Ф.Гиддингса, С.Бугрэ, Л.Уорда, отчасти Л.Гумпловича об основах "образования общества", наконец, идеями демократизации общества в социологии анархизма П.Лаврова, М.Бакунина. При этом сам термин "взаимопомощь" многими из ученых не используется, в отличие от "солидарности" и "сообщества".

Исключение составляют, пожалуй, работы таких ученых, как П.Кропоткин, К.Манхейм, П.Сорокин, Ф.Теннис. Причем К.Манхейм не просто обращает внимание на проблему взаимопомощи как социологическую, а ведет речь о взаимопомощи как защитном механизме пожилых людей, тем самым связывает две темы, рассматриваемые долгое время как самостоятельные. В работах Р.Парка проблематизируются такие методы изучения сообществ, как включенное наблюдение, интервью, жизненные истории участников сообществ.

Постепенно получает все большее развитие функциональный подход, согласно которому взаимопомощь - одна из функций сообществ, наряду с социализацией, социальным контролем, социальным участием. Важную роль в развитии данного подхода сыграли К.Дэвис, Н.Луман, Р.Мертон, У.Мур, Т.Парсонс. Причем структурный функционализм Т.Парсонса предполагал рассмотрение самой взаимопомощи как системы, осуществляющей - как любая другая - ряд функций: адаптации, целедостижения, интеграции, а также вое

производства образца. Исключительна роль Н.Лумана не только в изучении эволюции форм взаимопомощи, но и формулировке ряда принципов системной методологии исследования данного процесса.

Изучение традиционных и современных форм сообществ, дискуссии о причинах стойкости, популярности самого понятия "сообщество" подтвердили выводы социологов рубежа XIX-XX веков о природе и характере сообществ, определяемых как взаимопомощь, взаимоподдержка, способствовали развитию сетевой теории в работах Р.Берта, Х.Вайта, С.Вассермана, М.Грановеттера, Б.Уэлмана, отечественных социологов Г.Батыгина, В..Виноградского, В.Воронкова, М.Добряковой, О.Лыловой, И.Штейнберга. Работы этих ученых способствовали возрождению интереса отечественных ученых к монографическому исследованию сообществ, особенностям его проведения в России.

Обзор новейших исследований социальных сетей, ослабляющих бедность, драму невостребованности, компенсирующих нормативный вакуум в переходных социальных структурах, дан в работах А.Портеса.

При этом сохраняется интерес к взаимопомощи как групповому феномену, нашедшему отражение в работах Э.Гидденса, Н.Лумана, Р.Нисбета, Н.Смелзера. Подчеркивается, что группы взаимопомощи возникают как в противовес узаконенным бюрократическим структурам, так и в дополнение к ним. И, кстати сказать, не всегда право организации таких групп закрепляется законодательно.

Изучение групп взаимопомощи, выросших из широкого потока новых социальных движений конца 60-х годов XX века, способствовало развитию социологических подходов к изучению этих движений: теории коллективного поведения и массового общества Г.Блумера, У.Корнхаузера, С.Липсета,Ч.Миллса, Э.Фромма, теории относительной депривации Т.Герра, Л.Киллиана, Н.Смелзера, теории мобилизации ресурсов М.Асимы, М.Зальда, Д.Маккарти и Др.

Объединяющим началом этих теорий является внимание к активизации простых людей, осознавших, что их интересы - на периферии социальной политики государства; признание порочности сложившейся институциональной системы; защита тех, чьи права систематически попираются. Такая постановка вопроса обусловлена, в том числе, развитием практики социальной работы, вхождением специалистов социальных наук в число агентов управления старостью. Появляется новая проблематика социального включения пожилых людей. Старость определяется теперь как этап жизненного цикла, не "моментальная фотография". Введение А.Сови в научный оборот понятия старения населения способствовало становлению концепций жизненного цикла, деконструкция которых, засвидетельствованная в работах Ф.Ариеса, Д.Мейровица, М.Фезерстоуна, Т.Хепуорта, Н.Элиаса, получила оформление в концепции жизненного пути, подвергающей сомнению "расписание жизни" пожилых людей. Появляются новые определения того, какими должны быть взаимоотношения пожилых людей, пожилых людей и общества в лице тех или иных его институтов.

Особенности адаптации людей к процессу старения рассматриваются в рамках различных социальных теорий: социального научения (А.Бандура, Д.Маккоби, А.Мартин), стадий изменения (Д.Прочастка), социальных систем (Н.Луман, Т.Парсонс), действия (Д.Мид), жизненного мира (Ю.Хабермас), концепции структурации (Э.Гидденс), экологических теорий (У.Бронфенбреннер, Н.Кобаяши). Анализ подобного рода теорий представлен в работах отечественных ученых М.Александровой, Т.Карсаевской, А.Шаталова.

Что касается политической активности пожилых людей, то приоритет в ее изучении принадлежит таким зарубежным исследователям, как М.Леве, Ш.Пеллетье, Д.Пратт. В анализе политических аспектов старения доминируют проблемы политических взглядов, социальных движений пожилых людей, роли официальных правительственных организаций в социальном обеспечении старости. Исследования С.Балабанова, Г.Вохменцевой, О.Здравомысловой,

Ю.Качаловой, Ю.Левады, В.Патрушева, Н.Пыжова, З.Саралиевой, Л.Соловьевой, С.Спасибенко, В.Шапиро не подтверждают распространенные представления о консерватизме, политической пассивности пожилых людей. Степень представленности пожилых людей в электорате, активность их в голосовании позволяют рассматривать создаваемые ими объединения, с одной стороны, как средство в борьбе за участие во власти, с другой - как средство сохранения социального статуса, предупреждения драмы невостребованности. В.Шапиро одним из первых в отечественной науке устанавливает влияние социально-демографических характеристик на факт участия пенсионеров в общественной работе, на отношение к ней, разрабатывает концепцию социального поведения личности в пожилом возрасте.

Диссертант подчеркивает, что социально-геронтологические исследования способствовали развитию идеи взаимопомощи пожилых людей, как, впрочем, и исследованию сложившихся практик этой взаимопомощи. При этом ведущим направлением в интеграции знаний о процессе старения в целом многие годы оставалась биология старения. Итоги исследований биологических механизмов старения, профилактики преждевременной старости представлены в работах Г.Бердышева, А.Богомольца, В.Войтенко, А.Нагорного, В.Никитина, Н.Стражеско, В.Фролькиса, Д.Чеботарева. Уникальные по глубине и масштабам исследования геронтологов способствовали уточнению целей геронтологии, определению механизмов долголетия, сохранения активности в глубокой старости. В русле медико-биологической ветви исследований работают И.Давыдовский, Н.Дементьева, В.Дыскин, А.Нагорный, А.Рубакин, М.Сонин, З.Френкель, В.Шабалин. Значительный вклад в развитие социальной геронтологии внести Б.Ананьев, К.Виктор, К.Тиббис, Л.Торстон, обосновавшие необходимость комплексного подхода к процессу старения, смены биологической парадигмы новой, совмещающей социальный и биологический подходы. Идеи развития взрослого человека Б.Ананьева находят отражение в работах К.Абульхановой-Славской, Н.Александровой, В.Альперовича, Л.Анцыферовой,

М.Елютиной, О.Красновой, И.Лотовой, Г.Марцинковской, А.Паниной, Н.Сачука. Ученые анализируют особенности личности пожилого человека, типы старения, методологические основы изучения данного процесса, с постановкой проблем самопомощи пожилых людей.

Для научных исследований процесса старения характерен и анализ социально-экономических, психологических, правовых, этических аспектов социальной политики в отношении пожилых людей (О.Белоконь, С.Беличева, И.Зимняя, А.Ляшенко, И.Неретин, П.Павленок, А.Панов, В.Попов, Л.Топчий, М.Фирсов, Е.Холостова, Т.Шеляг, Н.Шмелева).

Утверждается мультипарадигмальный взгляд на объект исследования, предполагающий взаимодействие социологии, социальной геронтологии с антропологией, демографией, лингвистикой, медициной, педагогикой, психологией, теорией социальной работы, экологией, экономикой. Наблюдается подвижка от социологии к "междисциплинарной социологии" наряду с развитием в самой социологии около 50 субдисциплин. Усложняется задача синтеза научного знания, происходит переосмысление целей научного исследования, которое все более способствует формированию и развитию культа позитивной старости. Исследования Л.Беляевой, Н.Козловой, Т.Козловой, Н.Лапина, Б.Тукумцева по качеству жизни пожилых россиян, косвенно и прямо определяющие динамику качества жизни пенсионеров, обращают внимание на изменение роли ближайшего окружения, взаимопомощи в жизни пожилого человека.

Работы В.Бочаровой, Ю.Галыгиной, Н.Дементьевой, А.Покручиной, О.Пшеницыной, М.Фирсова, Е.Холостовой, В.Хухлиной, С.Шеденкова, З.Янковой, Р.Яцемирской подтвердили невозможность государственных служб охватить все аспекты социальной политики, неэффективность использования этими организациями ресурсов, как собственных, так и их клиентов. В них обозначены и такие проблемы, как сущность, многофакторная природа самопомощи, необходимость разработки программ взаимопомощи поколений. Словом, в процессе становления новой модели социальной политики, обогащения пред

мета социологии новыми теориями и понятиями возрождается интерес к традициям взаимопомощи россиян, проблематизируется роль социолога в данном процессе. При этом предметом анализа остаются не пожилые "работники", не их взаимопомощь как общественно значимый труд, а, скорее, официальная система их защиты или они в контексте демографических процессов, происходящих в современном обществе.

Значительно больший теоретический задел представлен в работах западных ученых, целенаправленно обращающихся к рассмотрению геронтологиче-ских идей самоорганизации пожилых людей, места и роли взаимопомощи в системе их социальной поддержки, социальной политике в целом; понятийному аппарату, с помощью которого описывается данный процесс (Р.Баркер, С.Витук, Р.Ленуар, К.Ман, Г.Мейсон, С.Нартова-Бочавер, Ф.Сильверман, О.Стивенсон, Д.Шепард).

Исследователи подчеркивают, что "альтернативная культура", идеи взаимопомощи, возникающие "снизу", во все большей степени используются правящим классом для решения "сверху" целого ряда проблем. Углубляется понимание иллюзорности возможностей государства регулировать все стороны общественной жизни, как, впрочем, и возможностей сообществ быть альтернативой индустриальному обществу. Соответствующие идеи находят отражение в работах А.Горца, Н.Лумана, Й.Хубера, О.Штрассера. Возрождаются идеи К.Маркса, М.Вебера об опасностях бюрократизма, стремлении бюрократа внедрить рационализм и иерархию во все сферы человеческой жизни, заменив ими изначальную общность людей. Приобретают новое звучание идеи П.Кропоткина о добровольной кооперации. Достойными защиты объявляются не собственность, а образ жизни, гражданское общество, для создания которого необходим мир.

Многие социологические исследования не имеют прямого отношения к пожилым людям, тем более проблеме их взаимопомощи. Тем не менее, они дают эмпирические данные, которые могут быть использованы при вторичном

анализе и освещении различных сторон институционализации взаимопомощи в процессе социальной поддержки пожилых людей (С.Григорьев, Е.Здравомыслова, О.Маслова, С.Шеденков, В.Ярская). При рассмотрении социальных механизмов в контексте исследования методологическую роль играют работы Т.Заславской, Р.Мертона, Р.Рывкиной, М.Шабановой, П.Штомпки, Е.Ярской-Смирновой.

Таким образом, актуальным остается положение, высказанное В.Шапиро около 20 лет назад о том, что геронтосоциология "лишь становится". Большинство проблем, входящих в ее предмет, как и в предметную область социальной политики в отношении пожилых людей, слабо изучены,.

Изучение состояния научных исследований взаимопомощи пожилых людей, старости в целом позволяет обозначить ряд тенденций. Прежде всего, сохраняется интерес социологов с классической эпохи к эволюции социальных представлений о взаимопомощи людей в контексте социальной помощи: от идеи взаимопомощи как обязанности, долге, способе выживания в архаических обществах до взаимопомощи как обычае, "перепускном клапане между различными социальными слоями" в "обществах высокой культуры" и взаимопомощи как функции организации, превращении ее в услугу и инструмент социальной политики в современном обществе. Внимание исследователей к взаимопомощи стимулировалось, скорее, общественным интересом к реформам, их подготовке и проведению, нежели самому предмету исследования. Полипарадигмальность, проницаемость границ становятся характерными для теоретических школ. Разрабатываются теории, оспаривающие непреложность возрастных статусов и общепризнанность мнения о старости как проблеме. Возрастает интерес к возрасту как одному из наиболее значимых параметров социального расслоения. Происходит укрепление международного сотрудничества ученых и практиков.

Среди прикладных исследований особого внимания заслуживают посвященные отдельным аспектам социальной политики в отношении пожилых людей, обозначаются различные способы реализации идеи взаимопомощи: с по

мощью соседских общин, клубных объединений, изданий для пожилых людей руководств по личной гигиене и самопомощи. При этом обнаруживается явный дефицит работ по позитивному старению.

Методология исследований долгое время базировалась, как правило, на принципах позитивизма. В традиционных массовых опросах "тонули голоса живых людей", терялась уникальность человеческой ситуации. В последние годы такие исследователи, как М.Бургос, Т.Китвуд, Б.Майерхоф, Д.Мейсон, К.Осборн, Д.Роуз, С.Томпсон все чаще используют качественные методы в изучении различных сторон жизнедеятельности пожилых людей. Свой вклад в такие исследования внесли отечественные ученые: Г.Батыгин, Н.Веселкова, В.Виноградский, В.Герчиков, Е.Здравомыслова, Е.Ковалев, И.Козина, Н.Козлова, О.Маслова, Е.Мещеркина, П.Романов, В.Семенова, А.Темкина, И.Штейнберг, В.Ядов, Е.Ярская-Смирнова. В 90-х годах XX века впервые в отечественной социологии при изучении повседневности социальных организаций, жизненного пути пожилых россиян были применены "мягкие методы" М.Елютиной при изучении мира старости как целостного феномена; Н.Козловой и И.Сандомирской при изучении жизнеописания малограмотной пожилой женщины; П.Романовым - автором интегративной социологической концепции менеджмента как социальной практики, работающим в русле интер-претативной социологии М.Вебера, социального конструктивизма и социологии повседневности; В.Виноградским, Е.Ковалевым, И.Штейнбергом - в изучении "голосов крестьян сельской России"; Е.Ярской-Смирновой, разработавшей концепцию нетипичности, представляющую интерес для понимания социального статуса пожилых россиян. Качественный анализ позволяет понять актуальные переживания пожилых людей, объяснить глубинный смысл их поступков в целостности, всесторонности на базе богатого, наполненного контекстом материала.

Современный этап исследований социальной поддержки в обществе переходного периода характеризуется, таким образом, недостаточной степенью раз

работанности ряда вопросов, имеющих принципиальное значение для оформления концепции взаимопомощи и ее дальнейшего категориального системоло-гического и методологического развития. В научных публикациях достаточно полно исследуются отдельные проблемы пожилых людей, социальной политики в отношении этой категории населения. Однако традиционные подходы и инструментарий, успешно применявшиеся в дореформенной России, в современных условиях часто не приводят к желаемому социальному эффекту.

Таким образом, идет развитие общественных начал в социальной политике в отношении пожилых людей, становление и развитие объединений взаимопомощи. Государственные структуры прилагают усилия для руководства и координации этой деятельности. Используемый же ими инструментарий не соответствует духу времени. Масштабы движения взаимопомощи, представленные в нем формы поддержки пожилых людей не изучены. Принцип активизации рассматривается современными учеными и специалистами в области социальной политики все чаще как базовый в становлении подобного рода групп. Однако в отечественном законодательстве он фактически не заявлен.

В этой связи проблемная ситуация исследования определяется как противоречие между необходимостью оптимизации процесса взаимопомощи пожилых людей и недостаточной эффективностью традиционно используемых способов регулирования процессов, протекающих в системе социальной поддержки этих людей; между общественным осознанием потребности в использовании еще одного механизма социальной политики в отношении пожилых людей - их взаимопомощи - и недостаточной разработанностью методологических, методических, организационно-технологических основ этого процесса.

Тем самым актуализируются усилия внести вклад в эволюцию социологии посредством разработки концепции взаимопомощи пожилых людей как социальной практики; роли социального ученого как агента социальной критики, стимулирующего позитивные изменения в системе социальной поддержки населения, определить способы реализации принципа активизации как базового в

социальной политике в целом. В исследовании избрано направление анализа взаимопомощи пожилых людей в их общественных объединениях, группах, функционирующих на базе и во взаимодействии с социальными службами, как перспектива, позволяющая объединить опыт социальной работы, осуществляемой самими пожилыми людьми и с их участием, формы и механизмы этой практики, проблемы и противоречия процессов взаимопомощи пожилых людей в разных ситуационных контекстах.

Методологические основания диссертации обеспечивают осуществление интеграции существующих фундаментальных и прикладных исследований в методологии системного подхода. Методология подхода связана с интерпре-тативной социологией и критической социальной теорией, заложенных в трудах Т.Адорно, М.Вебера, Э.Гидденса, Г.Зиммеля, А.Лефевра, К.Маркса, А.Турена, Ю.Хабермаса, М.Хоркхаймера. Особую роль в понимании процесса взаимопомощи в контексте исследования играет феноменологическая социология А.Шюца: изучение повседневности как "высшей реальности".

Научная традиция, рассматривающая предметом анализа системы репрезентаций, социальной практики, законы дискурсов, развивается автором вслед за П.Бергером, Г.Гадамером, Г.Гарфинкелем, И.Гофманом, Т. ван Дейком, Е.Здравомысловой, Т.Лукманом, П.Рикером. Ряд идей, значимых для разработки теоретических оснований и методологии исследования, взяты из трудов Г.Батыгина, В.Виноградского, Т.Дридзе, В.Семеновой, Ю.Толстовой, О.Шкаратана, В.Ярской. Автор обращается к понятиям взаимной типизации, легитимации, институционализации, концептуализации взаимопомощи пожилых людей, теориям социального обмена (Л.Молм, Д.Хоманс) и социального капитала (Д.Колмэн, Р.Пантэм, Ф.Фукуяма), социальной инклюзии (М.Елютина, Е.Ярская-Смирнова), сетевой теории (Р.Берт, М.Гранноверт), концепциям социальной политики (И.Григорьева, Н.Меннинг, О.Шкаратан, Г.Эспинг-Андерс, В.Ярская).

Эти подходы позволяют автору по-новому артикулировать взаимопомощь старшего поколения в контексте становления новой системы социальной поддержки, профессионализации социальной работы, в системе принципов феноменологического конструктивизма, оперируя смысловыми структурами супер-ординации и субординации взаимопомощи пожилых людей, где четко прослеживается связь ролевого репертуара участников взаимопомощи и социального контекста данного процесса.

Анализ уровней практик и механизмов взаимопомощи исследуется с помощью мультистратегического подхода, сочетающего стратегии хронологическую и поддержания связи с изучаемой общностью, вторичный и статистический анализ данных с включенным наблюдением, групповыми дискуссиями; качественный анализ первичных документов и текстов интервью, где наррати-вы служат основой для теоретического осмысления типичных образцов взаимопомощи пожилых людей. Концептуализация процесса взаимопомощи пожилых людей, процедура сбора данных разрабатываются в соответствии с принципами социологического исследования, содержащимися в работах И.Бутенко, В.Виноградского, И.Девятко, М.Елютиной, П.Романова, В.Ядова, Е.Ярской-Смирновой.

Цель исследования - создание концепции взаимопомощи пожилых людей, базирующейся на реализации принципа активизации в процессе их социальной поддержки. В соответствии с поставленной целью выдвигаются следующие задачи:

анализ основных теоретических подходов и методологических оснований исследования взаимопомощи в перспективе становления новой модели социальной политики государства; систематизация подходов к объяснению роли взаимопомощи в воспроизводстве и преодолении социального неравенства; характеристика феноменологического конструктивизма в контексте интерпре-тативного и критического подходов к анализу взаимопомощи пожилых людей;

разработка методологических оснований социологического исследования взаимопомощи как социальной практики, социальной группы, социального института, технологии социальной работы, профессиональной деятельности;

экспликация контекстной связанности социально-демографических последствий процесса постарения российского общества с организацией взаимопомощи пожилых людей;

типологизация способов репрезентации пожилых людей пожилыми людьми и социальными работниками на фоне сложившихся стереотипов пожилых людей и их связи с практикой взаимопомощи старшего поколения;

анализ механизма, используемого пожилыми людьми в процессе взаимопомощи, выявление ресурсов и потребностей пожилых людей, входящих в объединения взаимопомощи;

выявление комплекса факторов дискриминации пожилых людей на индивидуальном, институциональном и идеологическом уровнях;

обоснование способов предупреждения дискриминации пожилых людей, разработка теоретических оснований концепции взаимопомощи пожилых людей, способствующей формированию в окружающей среде эмпатии и толерантности;

сравнительный анализ особенностей процессов взаимопомощи пожилых людей на уровне социальных служб и общественных объединений пожилых людей.

Объектом исследования выступает взаимопомощь пожилых людей в условиях социальных трансформаций. Предмет исследования - институциона-лизация процесса взаимопомощи пожилых людей в современном российском обществе. Эмпирическую базу исследования составляют материалы отечественных переписей населения, статистика естественного движения населения, материалы исследований отечественных и зарубежных социологов, данные об итогах работы учреждений системы социальной защиты населения, результаты

серии множественных кейс-стади, проведенных автором в 1997-2000 гг. в социальных службах и организациях пожилых россиян в рамках исследовательских проектов сектора социальной геронтологии НИИ "Международный Центр по проблемам пожилых" СОКГВВ и положенных в основу проекта "Самопомощь и взаимопомощь граждан старшего поколения как инструмент повышения качества жизни в пожилом возрасте" Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Общественной Академии проблем социальной работы (2002 г.).

Научная новизна подхода определяется разработкой авторской концепции взаимопомощи как социальной практики, выражаемой в социальном институте, механизме, стратегии и процессе социального контроля, виде социальной технологии;

- осуществлены авторский анализ и новые обобщения классических и современных работ по социологии в перспективе институционализации взаимопомощи пожилых людей, эксплицированы подходы к роли социальной политики в воспроизводстве и преодолении социального неравенства, дискриминации старшего поколения;

- впервые дается авторское определение взаимопомощи в контексте эволюции взаимодействия социологии и социальной работы, методов социологии; предложена авторская трактовка методологических оснований изучения взаимопомощи (на примере пожилых людей) как нового направления социологического исследования; формулируются оригинальные стратегии и принципы полевых исследований взаимопомощи и организаций;

- в тезаурус отечественной социальной работы вводится понятие активизации пожилых людей; впервые взаимопомощь анализируется в интегративнои парадигме в аспектах социальной группы, социального института, технологии социальной работы; демонстрируется аналитический потенциал интерпретационной социологии и критической социальной теории, феноменологического конструктивизма в исследовании взаимопомощи;

- представлено самостоятельное аналитическое описание современных условий и выявление ключевых проблем становления института взаимопомощи пожилых людей, выявлены противоречия и современные тенденции реформирования системы социальной поддержки населения;

- выявлены и проанализированы способы репрезентации пожилых людей пожилыми людьми и социальными работниками на фоне сложившихся стереотипов старшего поколения, осуществлен их анализ в контексте социальной политики;

- обосновываются способы предупреждения дискриминации пожилых людей на межличностном, институциональном, идеологическом уровнях, способствующие формированию в окружающей среде эмпатии и толераыпрщцяивлен авторский анализ организационного механизма взаимопомощи как особой формы социального контроля и регулятора процесса взаимодействия пожилых людей и специалистов социальных служб в группах взаимопомощи;

Достоверность и обоснованность результатов исследования определяются непротиворечивыми теоретическими положениями, комплексным использованием теоретических и эмпирических методов социологии, корректным применением положений о социальной структуре, социальных институтах и процессах. Результаты анализа проведенного эмпирического исследования соотнесены с известными экспериментальными данными отечественных и зарубежных ученых.

Основная гипотеза исследования. Завершение процесса институциона-лизации взаимопомощи пожилых людей обеспечивает функцию построения системы социальной поддержки старшего поколения демократического государства. Институционализация может носить обратимый и необратимый характер. Направленность данного процесса в сторону автономизации, социальной интеграции или отчуждения, дискриминации пожилых людей зависит от ряда биографических и структурных факторов, включая характер взаимоотношений

пожилых людей и специалистов социальных служб, аттитюдов к пожилым людям и старости, социальные сети поддержки, особенности риторики и практики государственной социальной политики, идеологии социального обслуживания.

Идея взаимопомощи в классической социологии

Социология в свое время определялась как "наука о солидарности сознательных особей" [166, с. 129]. Солидарность же фактически отождествлялась с взаимопомощью [160, с. 115]. В силу сказанного, а также роли истории в социологии крайне важно, определяя суть изучаемого феномена, сделать экскурс в историю вопроса. Старые знания здесь не вытесняются новыми, не упраздняются ими полностью и навсегда. "Физический объект становится социальным объектом только тогда, когда мы знаем его применение, его функцию, его значение, различные его значения для разных людей... По-видимому, только история, - постулировал Р.Парк, - может сделать для нас понятными эти разные значения" [222, с. 158].

Классическая социология - это труды ученых от О.Конта до Г.Зиммеля, предложивших общие подходы к описанию социальных явлений, сформулировавших основные альтернативы [298, с.20]. Ученые-классики пытались понять процесс модернизации европейского общества, сформулировали понятия, тесно связанные с идеями свободы, рациональности, ответственности, законности, справедливости. Они пытались найти явления, обеспечивающие функционирование и развитие общества [283, с. 10]. Их труды стали классическими не только в силу всеобщего восхищения [4, с. 125], но и потому, что без учета их наследия социология перестает быть наукой [298, с.20]. Она не способна игнорировать своих "основоположников", труды которых, как считается, постулирует Э.Гидденс, "актуальны и поныне" [68, с.469].

В силу серьезного влияния Э.Дюркгейма на современников, последующее развитие социологии, анализ представленности идей взаимопомощи в классической социологии дан нами в значительной степени в виде полемики Э.Дюркгейма с концепциями таких ученых, как Г.Спенсер и Ф.Теннис или развития идей этого социолога в науке. Причем идея определяется нами как "критика того, что есть и не является таким, каким оно должно было бы быть" [186, с. 14]. Идея обычно выражает ключевую мысль, рабочую концепцию ученого [195, с.245].

"Хотя вот уже 300 или 400 лет совершается, и в теории и в самой жизни, разрушение учреждений и обычаев взаимной помощи, тем не менее, сотни миллионов людей продолжают жить при помощи этих учреждений и обычаев", - писал П.Кропоткин, признанный исследователь добровольной кооперации людей [158, с.233]. Всемирная история описана им как эволюция этой кооперации от "первобытного племени до современных профсоюзов". На развитие традиций взаимопомощи, согласно П.Кропоткину, существенное влияние оказывают следующие факторы: "природная склонность" и влияние воспитания. Исключительна роль "литературы и слова" в формировании и развитии традиций взаимопомощи: что заложено природой, должно быть развито. Ведь есть люди, "совершенно не понимающие той очевидной истины: кто работает для блага других, тот работает для собственного блага" [158, с.279].

Описание взаимопомощи людей как естественного закона, возражения П.Кропоткина против борьбы за существование, истолковываемой как клич "Горе слабым", его призыв к изучению учреждений взаимопомощи в различные фазисы цивилизации, наконец, идеи общественности способствовали более глубокому пониманию социальных процессов. Призыв П.Кропоткина к изучению организаций взаимопомощи стимулировал выход в свет серии работ, обобщающих опыт "взаимного вспоможения" на случай "крайней материальной нужды", старости, смерти "самого себя и малолетних детей". Исследователи обращали внимание на такие характеристики взаимопомощи, как ее добровольность, сходные условия бытия помогающих друг другу людей. Речь шла обычно о крестьянах, рабочих, живущих своим трудом, о всевозможных ассоциациях, основанных на готовности жертвовать временем, здоровьем, клубах, основанных на "веселости и общительности" [158, с.276]. Было созвано несколько всероссийских съездов по крестьянской взаимопомощи [55]. Последняя рассматривалась нередко как средство предупреждения беспомощности, борьбы с нищетой.

Пафос концепции П.Кропоткина как, впрочем, и М.Бакунина - другого теоретика анархизма - в необходимости создания таких социальных отношений, когда возможность принятия решений в наибольшем объеме остается у личности, а не делегируется государству. "Организация социальной жизни не должна исходить сверху вниз и от центра к периферии... но снизу вверх... по принципу свободной ассоциации", - убежден был М.Бакунин [15, с.275]. В его работах рассматривалась реальная семья: не некая модель идеальных отношений, а патриархальное явление с "гнусным деспотизмом, подлым послушанием", "отрицанием всякого личного права" [13, с.516].

Заметим, и О.Конт изучал семью как социальный институт с точки зрения ее социальных функций, роли в социальной интеграции, определяя этот институт как союз, основанный на привязанности и взаимной симпатии. Одна из основных функций семьи, согласно О.Конту, - воспитание молодого поколения в духе альтруизма, преодоления эгоизма. Провозглашенный им лозунг "Живи для других" и этика ответственности фактически не изучались как при его жизни, так и в последующую эпоху [163, с.36].

М.Бакунин уделял большое внимание расширению семьи - общине. В отличие от народников, идеализировавших общину как образец взаимопомощи, он оценивал ее негативно и с горечью констатировал, что недостаточный уровень развития гражданского общества, самих людей ведет к захвату власти демагогами, искажает суть демократических отношений.

Идеи ограничения всевластия государства, предоставления максимальных возможностей личности актуальны и для современного общества. В этой связи трудно не согласиться с заключением В.П.Култыгина о том, что социологическая концепция анархизма, ее вклад в социальное развитие явно недооцениваются [163, с.435].

Пожилые люди как социальная общность

Изучение институционализации взаимопомощи пожилых людей, начинаемое с анализа пожилых людей как социальной общности, имеет ряд оснований. Социология содержит в себе самой первичную социальную общность, если под этим понимать отношение, посредством которого субъекты "даются друг другу" [172, с.93]. Эта первичная социальная общность в той мере, в какой она есть почва всякого социологического знания, делает необходимой экспликацию, результаты которой можно затем использовать для объяснения социальной науки. Именно взгляд на общество как на социальную общность позволяет рассматривать членов данного общества как специфического совокупного человека, с которого снимается информация о здоровье, труде, образовании и квалификации, его ценностях, нормах поведения и который потом стратифицируется на социальные группы, слои по принадлежности к сферам деятельности или по выделенным социальным характеристикам. Высокий уровень обобщения, задаваемый данным подходом, его значительные познавательные возможности способствовали определению рядом ученых социологии в целом как теории социальных общностей и отношений между ними. В любом случае, понятие "социальная общность" - одно из ключевых в социологии, содержащее в себе "решающее качество самодвижения и развития" [364, с. 18]. Источник последнего -в несовпадении, столкновении интересов его субъектов, других структурных образований. Объяснение стабильности, устойчивости взаимопомощи пожилых людей, институционализация данного процесса также возможны как соответствие общему интересу. Интерес же этот связан, как подчеркивал П.Сорокин, с принадлежностью к определенному возрасту - одной из существенных координат, определяющих социальное положение индивида, его "социальную физиономию, вес и поведение" [276, с. 137].

Избранный подход позволяет соединить макро- и микросоциологический анализ исследования, двигаясь от уточнения понятий "пожилые люди", "социальная общность" к организации взаимопомощи внутри нее.

Выделение упомянутой выше общности происходит в процессе классификации социальных общностей по такому основанию, как особенности социальных контактов [70, с.206]. Заметим, что классификационных оснований социальных общностей достаточно много. Метод классификации позволяет вести речь о больших и малых, взаимоисключающих, пересекающихся, формальных, содержательных и других общностях [70, с. 12; 159, с. 169]. При расширительном толковании, как пишет В.Ильин, социальная общность совпадает с понятием социальной группы [129, с. 13].

В нашем случае речь идет о реальной социальной общности - пожилые люди, возникающей на основе связей отношения. Подчеркнем, если подходить к определению социальной общности логически строго, то она представляет собой совокупность элементов, выделенных по какому-либо общему признаку. И этот признак соответственно имеет социальный характер, то есть общность это в первую очередь совокупность элементов, имеющих нечто общее, а социальная общность - общее в социальном плане.

Практически все, что относится к социальному, можно рассматривать на уровне социальной общности. В методологическом плане здесь нет ограничений. Все или практически все может определяться субъективной позицией исследователя. В более реальном плане в качестве элементов социальной общности чаще всего рассматриваются люди как члены определенного общества или сообщества, релятивистская общность, для которой характерны общие условия жизнедеятельности и, соответственно, общие интересы.

Каждое общество имеет множество, но все же ограниченное число статусных позиций. Миллионы индивидов занимают в экономической, социальной, политической системах позиции, исходя из их набора. Наличие у пожилых людей общего признака статусных позиций, не зависящего от их воли (принадлежность к определенному возрасту), позволяет объединить их в статистическое социальное множество. Однако отсюда не вытекает еще и общность потребностей, интересов, хотя самое обыденное наблюдение, согласно замечанию П.Сорокина, показывает "тягу сходновозрастных друг к другу, своего рода возрастной тропизм" [276, с. 137]. Общность потребностей и интересов локализуется рамками системы, порождающей данную сетку социальных позиций [129, с. 12]. Так, экономическая или политическая система современной России локализует проявления соответствующих интересов: стремление, например, пожилых людей быть востребованными в обществе, получать пенсию, размеры которой обеспечивают достойный человека уровень жизни. Интернационализация всех сфер общественной жизни, интеграционные процессы, происходящие в современном мире, способствуют формированию общности интересов пожилых людей, перекрывающей государственные границы. Однотипность объективно оптимальных способов социального самоутверждения социальных субъектов - основа общности их деятельности. Сам факт наличия единства системы интересов позволяет говорить о существовании социальной общности, даже ее ли ее члены не осознают своего единства и необходимости взаимодействия в достижении своих интересов.

Если статусная позиция накладывает существенный отпечаток на формы проявления потребностей, то она довольно жестко детерминирует интересы, характеристика которых вытекает из особенностей статусной позиции. Причем если категория потребности отражает цели деятельности субъекта, то интерес характеризует средства ее достижения, социального самоутверждения субъекта, завоевания им места под солнцем, как замечает В.И.Ильин [129, с.11].

Интерес - результат осознания потребности в чем-либо. Он выступает в качестве решающего мотива, мобилизующего личность на определенные действия: борьбу за сохранение или изменение сложившихся условий и форм жизнедеятельности. Разные статусные позиции предполагают и разные средства этих действий. Словом, социальная общность - это общность статусной позиции, из которой проистекает общность потребностей, интересов, перерастающих при определенных условиях в общность осознанных интересов, солидарные действия. Отсюда следует, что изучение пожилых людей как социальной общности позволяет понять в целом истоки мотивации их социальной деятельности, связанной с участием в процессе взаимопомощи, в частности обнаружить механизм, лежащий в основе данного процесса.

Таким образом, анализ пожилых людей как социальной общности предполагает рассмотрение условий жизнедеятельности (социально-экономических, социального положения, потребностей, интересов и т.д.), общих для данной социальной группы, порождающих сходные потребности и интересы, совместную деятельность [368, с. 12]. Причем пожилые люди - это социально-демографическая группа, нижняя граница которой очерчена переходом от зрелости к старости. В этой связи важно определиться с возрастными границами данной общности. "Возраст, при котором наступает старость, зависит от индивидуальных особенностей человека и множества внешних, способных затормозить этот процесс, факторов, - говорится в Рекомендациях Комиссии по пожилым людям при Совете Европы. - Поэтому бесполезно пытаться определить точно возраст наступления старости" [245, с.6]. Однако отказ от определения не лучший его вариант. В этой связи подчеркнем, что старость - возрастная категория для демографов (лица в возрасте 65 лет и старше), медицинская - для врачей ("прикованные к постели"), социальная - для социологов ("пожилые лица") и т.д. [171, с.133]. Для социологии существенно интегративное определение старости, выведенное из социально-возрастного статуса и идентичности. Быть пожилым - значит идентифицировать себя с этой группой, выделяя из других, ощущать принадлежность к ней, членство. Отнесение себя к этой группе зависит от профессионального, семейного статуса, специфики интересов, навыков в организации повседневной жизни. Социально-возрастной статус складывается на основе целенаправленных действий личности.

Общественные организации пожилых людей в системе гражданского общества

Удовлетворенность пожилых людей полнотой социального участия зависит от их социального окружения, структуры этого окружения. Однако одним из главных аспектов сложности современной жизни в целом является плюрализация структуры общества [223, с.25], разнообразие способов включения индивидов и подгрупп в разные формы социальной солидарности, замена подданного как образца социального членства на гражданина, то есть такого члена сообщества, который обретает чувство собственного достоинства и способность делать политический выбор. В процессе развития гражданства выделим, согласно Т.Парсонсу, ряд фаз, первая из которых - создание юридических или гражданских рамок, вторая - участие граждан в общественных делах, институ-ционализация позитивных прав, закрепленных в избирательном праве [223, с.36].

Главный компонент гражданства - в социальной заботе о "благосостоянии" граждан, рассматриваемой как часть общественной ответственности. Если гражданские права и избирательное право дают возможность автономно реали-зовывать свой гражданский статус, то социальный компонент связан с созданием реальных условий для лучшего пользования этими правами. Это означает попытку обеспечить широким массам населения адекватный прожиточный минимум, доступ к здравоохранению и образованию. Распространение образования на все более широкие слои населения, повышение его уровня, растущее осознание ограниченности возможностей государства в осуществлении социальной заботы способствовали развитию гражданского общества.

Заметим, что тема гражданского общества - один из важнейших элементов современного публичного и научного дискурсов - остается предметом, дискуссируемым в науке на протяжении последних 200 лет [323, с.7]. Дискуссия приобретает все более междисциплинарный характер. Понятие гражданского общества становится концептуальным символом последних десятилетий XX в., а с середины 90-х гг. XX в. изучение гражданского общества в России превращается в социальный заказ [282, с.5,11].

Исходя из особенностей темы нашего исследования, будем придерживаться "М-традиции" в понимании гражданского общества, согласно которой гражданское общество предполагает наличие сети общественных ассоциаций и организаций, независимых от государства и служащих для представительства интересов граждан во власти, а также защищающих их от нее. Это сфера внегосу-дарственных отношений, структур и институтов, особое пространство между государством и экономикой, называемое "третьим сектором" [25, с.30]. Причем общественные объединения - лишь часть этого сектора.

Согласно данному подходу, гражданское общество в России созидается с переменным успехом. Несмотря на наследие тоталитаризма, структуры гражданского общества, постулирует Н.Мотрошилова, "формируются у нас на глазах" [327, с. 143]; "лишь начинают формироваться", замечает, однако, Т.Заславская [118, с.496]. Преобладает точка зрения, согласно которой "в современной России нет развитого гражданского общества, оно "заблокировано", присутствуют лишь его элементы" [258, с.8]. Конечно, процесс этот чрезвычайно сложный, болезненный. Российскому государству еще предстоит "изменить отношение к человеку как к зависимому и послушному исполнителю государственных команд и приказов" [102]. Институциональное ядро гражданского общества равным образом составляют, констатирует Ю.Хабермас, "негосударственные и не-экономические союзы на добровольной основе" [118, с. 177]. Речь идет не о партиях, принадлежащих к административной системе, тем более образующих ее ядро, а об объединениях, в рамках которых формируются мнения, идеалы, ценности, ориентации. Участие государства в формировании и развитии гражданского общества для России имеет особое звучание. С одной стороны, гражданское общество - это сфера внегосударственных отношений, структур и институтов [258, с.9]. С другой стороны, доминирование в

России социально-демократической традиции означает участие государства с его властными структурами в обеспечении функционирования гражданских институтов, смягчении негативных проявлений рыночной экономики.

Необходимым условием функционирования такого общества служит существование, во-первых, автономных социальных акторов и, во-вторых, типа личности, определяемого такими чертами, как достаточная автономность от государства, способность конструктивно взаимодействовать с другими личностями во имя общих целей, а также подчинять частные интересы общему благу, выраженному в правовых нормах [118, с.495]. В России функции этого общества выполняет "общественность", включающая в себя и элементы самоорганизации россиян, и наличие публичной сферы, и защиту гражданских прав и либеральных ценностей [61].

Рост общественных объединений, активность рядовых граждан - свидетельство глубоких трансформаций российской социальной действительности. В 90-е гг. XX в. в России зарегистрировано почти 275 тыс. некоммерческих организаций (далее - НКО). В 1995 г. количество этих организаций превысило численность государственных и муниципальных учреждений, вместе взятых. Ежегодное увеличение доли некоммерческих организаций в совокупности юридических лиц составляет 1,5% [136, с. 12]. Заложены правовые основы их деятельности. Некоммерческий сектор развивается на основании, как минимум, семи федеральных законов.

Наряду с количественным ростом повышается роль третьего сектора в формировании современного гражданского общества, существуют и определенные экономические, структурные и прочие препятствия институционализа-ции социальных интересов россиян. Ряд административных практик затрудняет эффективное взаимодействие государства и общественных объединений, выражающих интересы тех или иных социальных групп.

В проводимых исследованиях используются разные классификации НКО в силу их многообразия и неоднородного состава. П.Романов, вслед за Н.Упхоффом, разделяет НКО на сервисные организации и ассоциации, сформированные по принципу членства [250, с.71]. Сервисные организации - это фонды, центры, финансирующие научные, образовательные и прочие программы, а также занимающиеся фандрайзингом, выполнением социальных программ и распределением социальной помощи среди малообеспеченных граждан. Их особенность - наличие постоянной бюрократической структуры. Это -не добровольные в чистом виде объединения. В координирующих органах таких организаций - по преимуществу штатные сотрудники, до 10 человек [250, с.73].

Если в западных странах такие организации являют собой тенденцию, связанную со стремлением институтов гражданского общества создать альтернативу государственному социальному обслуживанию, то в российских условиях большинство НКО - организации промежуточного типа, построенные по принципу членства, но обладающие определенной бюрократической структурой, штатными сотрудниками и выполняющие свои функции не только внутри, но и вне своей структуры. Профсоюзные организации, будучи ассоциациями, осуществляют и функции сервисных организаций, имея значительный бюрократический аппарат и участвуя в распределении товаров и услуг для своих членов.

Предмет особого внимания - гражданские ассоциации, которые наряду с любительскими наиболее явно подпадают под категорию "ассоциации". Действительно, основными их характеристиками являются эгалитаризм, добровольность и внимание к "процедурным институтам" [223, с.41]. Подчеркнем, что процессы принятия решений в любой ассоциации насыщены процедурными системами. В общем виде эти системы включают два уровня правил: регулирующий дискуссии, предшествующие принятию обязывающих решений, и относящийся к самому процессу принятия решений. Преобладающей практикой в данном случае является голосование, тяготеющее, как правило, к принципу "один член - один голос" при равновесности голосов, что ведет к правлению большинства.

Главное же отличие ассоциаций от сервисных организаций, констатирует П.Романов, наиболее явно прослеживается в ассоциациях взаимопомощи [268]. Ассоциация, представляющая для нас особую значимость, объединяет не функционеров, обеспечивающих поступление разного рода помощи, координирующих и контролирующих ее распределение, а самих представителей определенной социальной группы: инвалидов, пожилых людей и т.д. Основной фактор жизни ассоциаций взаимопомощи - тесные, непосредственные и неформальные отношения между их участниками. Предполагается, что проблемы, переживаемые определенным сообществом, лучше всего могут понять люди, поставленные в такие же обстоятельства.