Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Легитимация процесса взаимодействия государственных учреждений и религиозных организаций в социальной сфере России Ардальянова, Анна Юрьевна

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Ардальянова, Анна Юрьевна. Легитимация процесса взаимодействия государственных учреждений и религиозных организаций в социальной сфере России : диссертация ... кандидата социологических наук : 22.00.04 / Ардальянова Анна Юрьевна; [Место защиты: Бурят. гос. ун-т].- Владивосток, 2013.- 228 с.: ил. РГБ ОД, 61 14-22/18

Содержание к диссертации

Введение

1 Теоретические основы исследования леготимации процесса взаимодействия институтов государства и религии в социальной сфере 18

1.1 Предпосылки процесса взаимодействия институтов государства и религии в социальной сфере 18

1.2 Теоретические подходы к изучению легитимации процесса взаимодействия государственных учреждений и религиозных организаций в социальной сфере 40

2 Социологический анализ легитимации процесса взаимодействия государственных учреждений и религиозных организаций в социальной сфере России 66

2.1 Историко-социологические аспекты легитимации процесса взаимодействия государственных учреждений и религиозных организаций в социальной сфере России 66

2.2 Концептуальная модель легитимации процесса взаимодействия государственных учреждений и религиозных организаций в социальной сфере 87

3 Легитимация процесса взаимодействия государственных учреждений и религиозных организаций в социальной сфере Приморского края 108

3.1 Взаимодействие государственных учреждений и религиозных организаций в социальной сфере Приморского края 108

3.2 Легитимация процесса взаимодействия государственных учреждений и религиозных организаций в социальной сфере Приморского края (на материалах конкретного социологического исследования) 132

Заключение 153

Список литературы 162

Приложение А. Смысловая интерпретация феномена милосердия в различных религиозных системах 186

Приложение Б. Алгоритм формирования государственно-религиозных отношений в обществе 187

Приложение В. Основные теоретико-методологические подходы к изучению религии как социального института 189

Приложение Г. Смысловая интерпретация уровней легитимации (по П. Бергеру и Т.Лукману) 190

Приложение Д. Легитимация процесса взаимодействия государственных учреждений и религиозных организаций в истории России 191

Приложение Е. Формы взаимодействия государственных учреждений и религиозных организаций в современной России 192

Приложение Ж. Концептуальная модель легитимации процесса взаимодействия государственных учреждений и религиозных организаций в социальной сфере 200

Приложение И. Содержательные компоненты нормативного поля взаимодействия государственных учреждений и религиозных организаций в социальной сфере 201

Приложение К. Социально-демографические характеристики населения Приморского края 202

Приложение Л. Социальные учреждения и организации Приморского края 203

Приложение М. Характеристика религиозных организаций Приморского края.207

Приложение Н. Концептуальная схема конкретного социологического исследования 208

Приложение П. Бланк интервью для проведения экспертного опроса представителей государственных учреждений и религиозных организаций 210

Приложение Р. Анкета для проведения исследования общественного мнения по проблеме взаимодействия государственных учреждений и религиозных организаций в социальной сфере 213

Приложение С. Результаты экспертного опроса представителей государственных учреждений и религиозных организаций Приморского края по проблеме взаимодействия государственных учреждений и религиозных организаций в социальной сфере 218

Приложение Т. Результаты опроса населения Приморского края по проблеме взаимодействия государственных учреждений и религиозных организаций в социальной сфере 221

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Развитие государственно-религиозного взаимодействия является важным инструментом государственной социальной политики и формирования гражданского общества. По данным исследований, социальную ситуацию, сложившуюся к настоящему моменту в России, как благополучную характеризуют лишь 16% населения. Данный факт свидетельствует о том, что сегодня в условиях модернизации российской экономики социальной сфере уделяется недостаточно внимания, практически отсутствуют механизмы соотнесения групповых интересов, основанных на политических, социальных, духовных, профессиональных предпочтениях населения. Это препятствует формированию полноценного гражданского общества и утверждению современных практик взаимодействия социальных институтов. Государственная социальная политика не позволяет справиться с рядом негативных, критических показателей условий жизнедеятельности: низким уровнем качества жизни населения, бедностью, как в экономическом, так и социально-культурном контексте данного понятия, демографическим кризисом, алкоголизацией населения, коррупцией и бюрократией, низким уровнем образования и культуры населения, неконтролируемыми миграционными потоками. При этом потенциал религиозных организаций в решении социальных проблем используется недостаточно. Отлаженный механизм взаимодействия государственных учреждений и религиозных организаций различных конфессий позволил бы решить ряд наиболее острых социальных проблем и в целом способствовал бы совершенствованию системы социального партнерства в России.

Суть проблемы, рассматриваемой в данном диссертационном исследовании, видится в выборе легитимных механизмов взаимодействия государственных учреждений и религиозных организаций в социальной сфере с целью решения социальных проблем российского социума, возникших в условиях трансформации и модернизации.

В сложившейся ситуации особую значимость приобретают научные исследования, целью которых является изучение легитимации процесса взаимодействия государственных учреждений и религиозных организаций в социальной сфере.

Степень научной разработанности проблемы. Взаимодействие государства и религии анализируется в науке давно и с различных точек зрения, так как по своей природе процесс взаимодействия религии и государства богат и динамичен. К описанию теоретических оснований этого процесса обращалось множество исследователей, которые затрагивали основные аспекты функционирования таких институтов, как религия и государство, и их взаимоотношения.

Место и роль религии в общественной системе анализировали в своих работах Платон, Н. Кузанский, Ф. Аквинский, Н. Макиавелли, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо, А. Ш.-Л. де Монтескье, Г. В. Ф. Гегель, К. Маркс, О. Конт, Э. Дюркгейм, Г. Спенсер, М. Вебер, Г. Зиммель, Т. Парсонс и др.

Процесс взаимодействия как основа социальных отношений, характер связей, возникающий в процессе взаимодействия религии и государства как социальных институтов, освещены в трудах Б. Вельмана, П. Бергера, П. Бурдье, М. Грановеттера, Р. Дарендорфа, Р. Коллинза, Н. Лумана, Т. Лукмана, Дж. Ритцера, П.А. Сорокина, Ю. Хабермаса, П. Штомпки, А. Шюца и др.

Исследования проблемы взаимодействия религии и государства в России становятся актуальными сравнительно недавно, однако можно отметить значимость для данной работы трудов российских религиозных философов конца ХIX – начала ХХ века Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова, А.С. Хомякова, К. Победоносцева, С.Л. Франка.

Современные взгляды на взаимодействие институтов религии и государства представлены в отечественной социологии такими авторами, как В.И. Гараджа, И.Н. Яблоков, М.П. Филатов, М.П. Мчедлов, Е.Д Руткевич, А.А. Возьмитель, К.В. Кислюк, О.Н. Кучер, С.Н. Малявин, А.Е. Себенцов.

В работах отечественных исследователей также отводится значительная роль ценностям как основе социальных отношений при этом большое количество работ посвящено анализу милосердия как универсальной, общечеловеческой ценности, особо значимой для процесса взаимодействия государственных учреждений и религиозных организаций (Л.А. Швачкина, Е.М. Березина, М.П. Мчедлов, Е.В. Ничипорова, М.Д. Грубарг) .

Исторические аспекты взаимодействия государства и религии в социальной сфере России исследовались такими авторами, как С.Ю. Смирнов, Т.С. Григорьева, В.Л. Прохоров, Б.А. Сутырин, Е.А. Рябоконь, В.А. Федоров, В.Н. Якунин, М.В. Фирсов.

Анализ актуальных проблем взаимодействия религии и государства в социальной сфере России представлен в работах Г.Е. Манзанова, В.В. Габеева, А.В. Гостюхина, М.Н. Фоминой, М.Я. Яхьяева, Е.Г. Камышовой, Т.Б. Бадмацыренова, К.О. Магомедова, В.Н. Грязнова, Е.А. Вороновой, И.Э. Петровой, С.Е. Прокофьева, Д. Жамсуевой, А.Д. Цыренжаловой, Г.И. Осадчей, М.С. Ельчанинова, С.М. Дударенок, Д.А. Владимирова, М.Б. Сердюк.

В силу того, что взаимодействие государственных учреждений и религиозных организаций является важным элементом социального партнерства, особого внимания заслуживают работы современных российских авторов, посвященные исследованию межсекторного социального партнерства в России. Это, прежде всего, исследования В.Н. Якимца, а также Л.И. Никовской, В.Г. Варнавского, В.А. Галактионова, Т.В. Зиминой, Е.Н. Старикова, В.Ф. Лелюх, А.Э. Поздняковой, О.Е. Ноянзиной, М.С. Цапковой, В.И. Якунина, В. Садкова, О. Кузнецова и др.

Основным источником для подготовки данной диссертационной работы стали исследования легитимации как социального феномена. Легитимация как социальное явление рассматривается М. Вебером, далее данный концепт активно развивается в работах Ю. Хабермаса, феноменологический подход к легитимации используется в работах П. Бергера и Т. Лукмана. Юридические аспекты легитимации затронуты в работах М. Тур, Ф.М. Брольо, Ч. Мирабелли, М. Онида. Российские исследователи достаточно активно обсуждают проблемы легитимации с различных точек зрения: с точки зрения легитимации власти (В.А. Ачкасов, С.М. Елисеев, С.А. Ланцов, Э.Г. Носков, А.А. Большаков, И.А. Иванников, В.И. Кравченко, А. Левандовский, С. Склифус, Р. Тарасов, В.Е. Чиркин, Л.А. Андреева, Ю.В. Ирхин, В.Д. Зотов); с юридической точки зрения (В.В. Денисенко, Р.Г. Корсунцев, Е.В. Масловская, С.В. Михайлов, С. Мирзоев, Ю. Гайда М.В. Захарченко ).

Следует отметить, что проблема легитимации процесса взаимодействия государственных учреждений и религиозных организаций в социальной сфере остается не вполне разработанной. Необходимо признать, что в большинстве исследований недостаточно внимания уделяется таким проблемам, как разработка механизмов взаимодействия социальных субъектов; анализ легитимации на различных этапах развития российской государственности; анализ социальной эффективности взаимодействия; а также исследование факторов, обеспечивающих легитимацию процесса взаимодействия. Потребность разработки вышеперечисленных аспектов стала определяющим фактором выбора темы, постановки цели и задач исследования, объекта и предмета исследования.

Объектом диссертационного исследования является процесс взаимодействия государственных учреждений и религиозных организаций в социальной сфере.

Предметом является легитимация процесса взаимодействия государственных учреждений и религиозных организаций в социальной сфере России.

Цель исследования – концептуализация легитимации процесса взаимодействия государственных учреждений и религиозных организаций с позиции общей значимости данного процесса в социальной сфере России.

Для достижения поставленной цели сформулированы следующие задачи:

выявить основные предпосылки процесса взаимодействия религии и государства как социальных институтов;

систематизировать основные теоретические подходы к изучению процесса взаимодействия государственных учреждений и религиозных организаций в социальной сфере, дать социологическую интерпретацию процессов взаимодействия религии и государства в социальной сфере;

рассмотреть историко-социологический аспект взаимодействия институтов религии и государства в социальной сфере, выявить основные аспекты их взаимодействия в настоящее время;

разработать концептуальную модель легитимации процесса взаимодействия государственных учреждений и религиозных организаций в социальной сфере России;

оценить состояние процесса взаимодействия государственных учреждений и религиозных организаций на региональном уровне (на примере Приморского края);

определить уровень легитимации процесса взаимодействия государственных учреждений и религиозных организаций в социальной сфере Приморского края на основе проведенного эмпирического исследования.

Гипотеза исследования. В современных российских реалиях, при условии исторически сложившейся практики взаимодействия Церкви и государства в России, легитимация процесса взаимодействия государственных учреждений и религиозных организаций в социальной сфере представляет собой совокупность знаний, опыта, ценностей, которые лежат в основе процесса взаимодействия, получивших закрепление в нормативных документах и поведенческих стратегиях взаимодействующих сторон, и восприятие общественным сознанием этого процесса в качестве социальной нормы. Уровень легитимации зависит от сочетания целого ряда измеримых показателей: наличие нормативно-правовой основы взаимодействия и механизмов взаимодействия, частота взаимодействия в социальной сфере, осведомленность о процессе взаимодействия и отношение к нему.

Теоретико-методологическая база исследования. Методологическую основу исследования составили принципы аксиологического, исторического, системного, компаративного и междисциплинарного анализа. Также в работе используются такие методы, как синтез, аналогия, сравнение, моделирование и др. Основными теоретическими подходами выступили: институциональный, феноменологический, структуралистский, конструктивистский, сетевой.

Каждый из подходов использован для решения основных исследовательских задач. Анализ легитимации как части процесса институционализации рассмотрен с позиции феноменологического подхода (П. Бергер, Т. Лукман), теории социального поля (П. Бурдье), где взаимодействие субъектов показано через взаимосвязанные понятия «социальное пространство», «поле» и «агенты поля».

Особым, с точки зрения автора, методологическим подходом является сетевой подход к исследованию взаимодействия государственных учреждений и религиозных организаций в социальной сфере (Б. Вельман, А.А. Давыдов), который акцентирует свое внимание на исследовании социальных процессов через анализ социальных агентов, практики их взаимодействия, поля окружения, определяя общий контекст взаимодействия.

Методы и методика исследования. В исследовании легитимации процесса взаимодействия государственных учреждений и религиозных организаций в социальной сфере России были использованы общенаучные и собственно социологические методы. Выбор методов сбора, обработки и анализа данных был обусловлен спецификой предмета исследования. Основными методами сбора эмпирических данных выступили: анализ документальных источников и статистических данных, вторичный анализ материалов социологических исследований, анкетирование, экспертное интервьюирование, контент-анализ региональных СМИ.

На разных этапах исследования автором проведено три эмпирических исследования по региональным выборкам: экспертное интервьюирование по проблеме формирования системы межсекторного социального партнерства в Дальневосточном регионе (2009-2010, проект в рамках программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России», n=50), экспертное интервьюирование по проблеме взаимодействия государственных учреждений и религиозных организаций в социальной сфере (2012-2013, n=150), опрос населения (анкетирование) (2013, n=500). Помимо этого, осуществлен количественный контент-анализ региональных светских и религиозных СМИ (2011).

Статистическая обработка данных экспертного опроса и опроса населения осуществлялась с использованием программного продукта SPSS Statistics for Windows (17.0) c использованием описательных статистик. Контент-анализ региональных СМИ осуществлялся с использованием программного продукта WordStat.

Эмпирическую базу исследования составили:

1. Результаты проведенного лично автором статистического анализа данных Федеральной службы государственной статистики и Приморского краевого комитета статистики по рассматриваемому спектру вопросов (с 2010 по 2012 г.).

2. Нормативно-правовые акты, регулирующие сферу взаимодействия государственных учреждений и религиозных организаций в социальной сфере России и Приморского края.

3. Результаты вторичного анализа данных социологических исследований и научной литературы:

1) результаты исследований общественного мнения, полученные в 2012 г.коллективом аналитического центра Юрия Левады, проведенного по общероссийской выборке 1600 человек;

2) результаты исследования, проведенного в марте-апреле 2010 года рабочей группой Института социологии РАН по общероссийской выборке 1750 респондентов;

3) результаты исследования «Ценности и религиозность» Фонда Общественное мнение (ФОМ), проведенного в 2013 г. в 43 субъектах Российской Федерации по выборке 1500 респондентов.

4. Данные социологического исследования, проведенного с участием автора на базе ФБГОУ ВПО «Владивостокский государственный университет экономики и сервиса» в рамках проекта «Процесс формирования межсекторного социального партнерства в Дальневосточном регионе» по программе «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России на 2009-2013 гг». Выборка по экспертному интервью составила 50 человек. В качестве экспертов выступили представители трех секторов Дальневосточного федерального округа.

5. Данные экспертного интервьюирования, проведенного лично автором в период 2012-2013 гг. с целью получения данных, характеризующих общественное мнение по проблеме исследования и определения уровня легитимации процесса взаимодействия государственных учреждений и религиозных организаций в социальной сфере Приморского края. Всего опрошено 150 экспертов, из них 75 человек представители государственных учреждений и 75 человек представители религиозных организаций.

6. Данные социологического исследования, проведенного методом опроса (анкетирование) с участием автора на базе Социологической лаборатории ДВФУ в сентябре-ноябре 2013 года. Респондентами выступили жители Приморского края. Выборка по опросу составила 500 чел. Структура выборки в процентном соотношении соответствует социально-демографическим характеристикам населения Приморского края.

Научная новизна результатов исследования заключается в следующем:

выявлены и обоснованы аксиологические и институциональные предпосылки взаимодействия институтов религии и государства в социальной сфере;

проведена систематизация теоретических подходов анализа процесса легитимации межинституционального взаимодействия религии и государства;

на основе историко-социологического анализа определена роль исторического опыта в легитимации процесса взаимодействия государственных учреждений и религиозных организаций в социальной сфере России;

автором предложена концептуальная модель легитимации процесса взаимодействия государственных учреждений и религиозных организаций в социальной сфере России, описанная на примере процесса взаимодействия государственных учреждений и религиозных организаций в Приморском крае;

предложен инструментарий для исследования легитимации процесса взаимодействия государственных учреждений и религиозных организаций в социальной сфере России;

определен уровень легитимации процесса взаимодействия государственных учреждений и религиозных организаций на региональном уровне и предложены направления совершенствования процесса взаимодействия государственных учреждений и религиозных организаций в социальной сфере на общероссийском уровне.

Основные положения, выносимые на защиту:

  1. Взаимодействие институтов религии и государства в социальной сфере обусловлено наличием аксиологических и институциональных предпосылок данного взаимодействия. Во-первых, основой для взаимодействия двух институтов в социальной сфере общества являются ценности традиционных религиозных учений и гуманистические ценности социального государства. Во-вторых, взаимодействие обусловлено сложившейся на организационном уровне системой социальных связей и отношений, которая качественно характеризует межинституциональное взаимодействие.

  2. Исторический опыт взаимодействия государственных учреждений и религиозных организаций в социальной сфере является главным фактором формирования легитимации взаимодействия субъектов.

  3. Легитимация процесса взаимодействия государственных учреждений и религиозных организаций в социальной сфере – совокупность знаний, опыта, ценностей, которые лежат в основе процесса взаимодействия, получивших закрепление в нормативных документах и поведенческих стратегиях взаимодействующих сторон; восприятие общественным сознанием этого процесса в качестве социальной нормы.

  4. Легитимация процесса взаимодействия религии и государства в социальной сфере выражается в наличии следующего комплекса показателей, измерение которых позволяет определить уровень легитимации процесса взаимодействия государственных учреждений и религиозных организаций в социальной сфере:

- наличие нормативно-правовых оснований взаимодействия государственных учреждений и религиозных организаций в социальной сфере;

- наличие доступных механизмов взаимодействия государственных учреждений и религиозных организаций в социальной сфере;

- частота взаимодействия в социальной сфере (количество мероприятий, совместных акций и проектов);

- осведомленность населения, в том числе и представителей государственных учреждений и религиозных организаций, о возможностях и механизмах взаимодействия в социальной сфере;

- положительное отношение населения, в том числе и представителей государственных учреждений и религиозных организаций, к взаимодействию в социальной сфере.

5. Разработанный автором социологический исследовательский инструментарий позволяет определить уровень легитимации процесса взаимодействия государственных учреждений и религиозных организаций в социальной сфере.

6. Региональный уровень легитимации взаимодействия государственных учреждений и религиозных организаций в социальной сфере соотносится с общероссийскими тенденциями и связан с культурно-историческим аспектом регионального развития.

Теоретическая и практическая значимость результатов исследования. Полученные результаты являются существенным вкладом в научную разработку проблемы взаимодействия государственных учреждений и религиозных организаций в социальной сфере, помогают расширить научные представления о легитимации как части институализации. В работе показаны основные механизмы взаимодействия государственных учреждений и религиозных организаций в социальной сфере в период ее качественных изменений, что открывает новые перспективы анализа процесса взаимодействия религии и государства, позволяет определить условия, при которых возможно проявление позитивных функций данного взаимодействия.

Основные выводы и рекомендации могут быть использованы в разработке отдельных положений региональной социальной и религиозной политики. Результаты исследования могут быть применены в разработке стратегий развития государственных учреждений социальной сферы (государственных образовательных учреждений, государственных учреждений социальной защиты и социального обслуживания и пр.). Результаты исследования могут быть применены в учебном процессе для подготовки лекций, учебников, другой учебно-методической литературы по некоторым разделам социологии религии, теории социальной работы, технологии социальной работы, политологии, социологии и других учебных дисциплин, а также спецкурсов по специальностям «Социология», «Государственное муниципальное управление» и «Социальная работа».

Апробация результатов исследования. Основные положения и результаты исследования были изложены при обсуждении диссертации на заседании кафедры социальных наук ФГАОУ ВПО «Дальневосточный федеральный университет». Результаты исследования апробированы на конференциях международного, российского и регионального уровней, а именно: IX Международная очно-заочной научно - практической конференция студентов, аспирантов и молодых исследователей «Интеллектуальный потенциал вузов – на развитие Дальневосточного региона России и стран АТР» (г. Владивосток, ВГУЭС, 2007 г.); II Международная научно-практическая конференция Гуманитарного института ДВГТУ (г. Владивосток, 2007 г.); II Российская научная конференция с международным участием «Социология религии в обществе Позднего Модерна» (г. Белгород, 2011 г.); Международная научная конференция «Информационные технологии в развитии науки России и Китая» (Китай, г. Шеньян, 2011г.); III Российская научная конференция с международным участием «Социология религии в обществе Позднего Модерна» (г. Белгород, 2012 г.) и другие.

Результаты исследования внедрены в образовательный процесс ФГАОУ ВПО «Дальневосточный федеральный университет» (Владивосток, 2010-2013).

Основные положения диссертации опубликованы в научных статьях, сборниках докладов конференций, всего в 12 научных работах общим объемом 2,3 п.л., в том числе 3 работы опубликовано в ведущих рецензируемых журналах из перечня ВАК.

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав по два параграфа каждая, заключения, списка использованной литературы, включающего 258 источников и 16 приложений. Объем диссертационного исследования составляет 228 страниц.

Предпосылки процесса взаимодействия институтов государства и религии в социальной сфере

Идеи относительно того, как устроен мир, общество и протекающие в нем социальные процессы, значительно варьировались на протяжении развития социальной мысли. Подобные вариативные формы образуют исходный пункт исследования процесса взаимодействия институтов государства и религии в социальной сфере. Следует отметить, что любая интеллектуальная область формируется под влиянием ряда факторов: этических норм и ценностей, социального окружения, политических сил, состояния экономики и пр. Остановимся на нескольких наиболее значимых, на наш взгляд, аспектах, которые имели значение для развития теории межинституционального взаимодействия государства и религии.

Прежде всего, необходимо обратить внимание на базовые ценности, с которых начинает свое развитие любой социальный процесс. Здесь уместно применение аксиологического подхода, так как в поле данного подхода рассматриваются ценности как основа интерпретации любого социального действия субъектов (М. Вебер) 19.

В социологических исследованиях ценностей, особенно представителями школы структурно-функционального анализа (Т. Парсонс, Ф. Знаненский), ценность понимается как средство выявления и описания социальных отношений и институтов: социальная система любого масштаба предлагает наличие некоторых разделяемых всеми его членами ценностей20. Следует отметить, что в социологии ценности изучаются с различных теоретических позиций, но все подходы могут быть рассмотрены как взаимодополняющие и комплиментарные по отношению друг к другу, так как они выражают определенную и реальную сторону ценностей.

Изучение ценностей, лежащих в основе действия и взаимодействия тех или иных социальных субъектов, позволяет отразить качественную специфику процесса, понять его объективный и субъективный смысл, альтернативы его движения и развития. Анализ некой ценности как основы взаимодействия религии и государства заполняет разрыв между индивидуальным, культурным и социальным. Исследователи полагают, что специфика ценностного подхода состоит в том, что он позволяет интегрировать три основных измерения человеческого бытия: тип соотношения человека и общества, характер культуры, тип социальности, каждое из которых не сводится к другим и не выводится из них, но при этом все они взаимосвязаны и влияют друг на друга21. Можно сделать вывод о том, что применение аксиологического подхода к изучению взаимодействия институтов религии и государства позволяет глубже отразить социодинамику данного процесса, выявить аксиологические предпосылки процесса взаимодействия религии и государства.

Особый интерес представляет взаимосвязь процесса взаимодействия и ценности, лежащей в его основе. Изменение базовой ценности может значительно повлиять на протекание процесса (его качества и формы проявления), в то время как изменение формы процесса или изменение качества субъект-субъектных отношений не оказывают влияния на базовую ценность.

В целях анализа взаимосвязи процесса взаимодействия и ценности, лежащей в его основе, важно выявить некую универсальную ценность, которая бы удовлетворяла требованиям как религиозной морали, так и нормам государственного строя. Существуют универсальные ценности, которые находят отражение в любой классификации («жизнь (поддержание жизни)», «добро», «благо»). В этой связи необходимо уделить особое внимание феномену милосердия, которое следует понимать как поведенческую подсистему системы общечеловеческих ценностей, состоящую из совокупности действий, направленных на повседневную реализацию добра. По нашему мнению, именно милосердие связывает религию и государство на морально-этическом уровне, наделяя процесс их взаимодействия общей целью - это помощь людям и, как следствие, решение их социальных проблем и решение проблем социальной сферы в целом. Чтобы раскрыть социальную составляющую понятия «милосердие», необходимо обратиться к совокупности способов его проявления в обществе, увидеть его в контексте различных религиозных и государственных систем.

По мнению Л.А. Швачкиной, феномен милосердия является культурной универсалией, в течение долгого исторического времени сопровождающей человечество. Милосердием, как правило, называют сострадательное отношение к страждущим, которое предполагает бескорыстную готовность прийти к ним на помощь22. Иными словами, оно может служить основанием для помощи луждающимся, представляющей собой содействие людям в решении проблем, с которыми они сталкиваются в своей повседневной жизни.

Данный феномен, по мнению исследователей, существует в каждой культуре и рассматривается как необходимое условие жизнедеятельности общества и важная человеческая добродетель. Естественно, как и любая ценность, она преломляется через локальный контекст культурно-религиозных традиций23. В различных культурных традициях милосердие рассматривается как необходимое условие жизнедеятельности общества, а также важнейшее требование к человеку.

Являясь древнейшей гуманистической традицией и социальным фактом, милосердие возникло еще в условиях первобытно-общинного строя, когда шло формирование основных социальных институтов, в том числе религии и государства24.

Социальная практика помощи старым, больным, инвалидам, детям, людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, - это часть общественных норм всех цивилизаций. Наиболее полное развитие феномен милосердия находит в христианстве, так как выражает его главную идею, однако в более ранних и более поздних религиях милосердие также является главным ценностным компонентом.

Е.М.Березина отмечает, что практически во всех развитых вероучениях запечатлены нормы, являющиеся по своей сути общечеловеческими нравственными достояниями. Наивысшая из них («священный дар Небес») - это человеческая жизнь. Среди других высших ценностей - свобода и достоинство личности, правда, любовь, семья и т.п. Именно поэтому моральные кодексы развитых религий аксиологически схожи, не имея общего вероучительно-генетического родства. По мнению исследователя, этика милосердия практически во всех религиозных системах знаменует рождение духовности как способности любить Бога, а через нее - другого человека25.

Возникновение благотворительности как практического выражения милосердия следует отнести к периоду, названному К. Ясперсом осевым временем. В этот период - примерно с 800 по 200 гг. до н. э. - в различных регионах земного шара возникли мощные духовные явления, связанные главным образом с деятельностью Конфуция, Будды, а также иудейских пророков и древнегреческих философов26.

Рассмотрим трактовку милосердия как ценностно-этического фундамента взаимодействия в различных религиозных системах и практическую его реализацию через благотворительную деятельность.

Наидревнейшей формой религии по праву считается индуизм. Как религиозный феномен индуизм отличается сложностью и противоречивостью. Исследователи отмечают, что за несколько тысячелетий своей истории индуизм сложился как синтез социальной организации, религиозно-философской доктрины и теологических воззрений. Он пронизывает все сферы жизни своего приверженца: мировоззренческую, социальную, юридическую, поведенческую и т.д., вплоть до глубоко интимных сфер жизни. В этом смысле индуизм является не только и не столько религией, сколько образом жизни и целостным поведенческим стандартом.

Милосердие, гуманное отношение к ближнему, сострадание упоминаются еще в гимнах «Ригведы», трактате древнейшей мировой религии — индуизма. Добродетель, согласно данному источнику, это повиновение закону божию, включающее в себя любовь к человеку27.

Помимо этого, милосердие является и одной из основных добродетелей правителя и главным условием достижения состояния «мокши». Как отмечают исследователи индийской философии В. Яковлев и В. Кахановский в своей работе по истории философии, милосердие - это состояние анады, то есть радости, где творение как творение уничтожается, но осознает свое единство с универсальным атманом. Для достижения этого состояния седует соблюдать моральные принципы, необходимые для самосовершенствования: милосердие, воздержание от причинения зла, принесение пользы, самообуздание (полное искоренение эгоистических побуждений) .

Миропорядок в индуизме основан на упорядоченности не только в физическом мире, но и в мире нравственном. Согласно закону кармы, все, что переживает человек, — результат его собственного поведения, в этом и бесчисленных других перерождениях.

Историко-социологические аспекты легитимации процесса взаимодействия государственных учреждений и религиозных организаций в социальной сфере России

Рассматривая вопросы легитимации процесса взаимодействия государственных учреждений и религиозных организаций в современной России, нельзя не учитывать исторические предпосылки данного взаимодействия. Российское государство на разных этапах своего развития вырабатывало механизмы взаимодействия с религиозными организациями. Процесс взаимодействия государственных учреждений и религиозных организаций в социальной сфере проходил различные стадии в своем развитии, включая нормативное и общественное принятие социальной деятельности религиозных организаций и делегитимацию процесса взаимодействия государства и религии как таковой.

Исследование легитимации процесса взаимодействия в истории российского государства позволяет определить поле исторического опыта взаимодействия государственных учреждений и религиозных организаций в социальной сфере, которое, в свою очередь, влияет на легитимацию этого процесса.

На наш взгляд, под полем исторического опыта следует понимать совокупность исторических фактов, влияющих на современные модели поведения субъектов взаимодействия в социальной сфере. Данное поле отражает практику взаимодействия, осуществляемую в прошлом, и отношение субъектов взаимодействия к этой практике. Для анализа данного поля нам необходимо выявить основные этапы взаимодействия, определить роль каждого из субъектов взаимодействия, дать характеристику легитимации процесса взаимодействия на конкретном этапе.

Исследование данной проблематики приводит к выводу о том, что в исторической ретроспективе государство в большей степени осуществляло взаимодействие с Русской Православной Церковью. Несмотря на то, что Россия на протяжении веков является многонациональным и поликультурным государством, деятельность других конфессий в социальной сфере не воспринималась обществом и не являлась легитимной с точки зрения государственной власти. Это касалось не только религий «нехристианского толка», но и христиан и православных христиан (старообрядцы). Таким образом, в дальнейшем при анализе целого ряда периодов истории в большей степени речь пойдет о легитимации взаимодействия государства и Русской Православной Церкви в силу того, что Русская Православная Церковь в значительной степени повлияла на институционализацию государства в России, а церковно-государственные отношения представляют собой совокупность исторически складывающихся и изменяющихся форм взаимосвязей государства и Церкви.

Особую роль Русской Православной Церкви в государстве отмечали многие социальные философы и российские исследователи: А. Хомяков, К. Победоносцев, В. Соловьев, Н. Бердяев, С. Булгаков, С. Франк. Общим положением для теоретиков этого направления было обращение к церкви как к архетипу общества или как институту, формирующему нравственность.

Под понятием «церковь» Хомяков подразумевал не архитектурное строение и не объединение единоверцев. Церковь - это совокупность всех людей, живущих в христианской вере. Он лишает церковь качества авторитета, оставляя за ней только истинность. Сущность церкви заключается в ее единстве, общество и все его подсистемы Хомяков рассматривал как по аналогии с церковной организацией. Именно поэтому многие делают вывод о несоциологичности учения Хомякова . Его действительно нельзя назвать социологом, как, впрочем, и всех российских религиозных философов, ни по методу исследования, ни по той синтетической парадигме, которая исходила из аналогии церковного соборного единства. Однако его можно характеризовать как первого отечественного социального мыслителя, во многом определившего ход развития русской социальной мысли.

С точки зрения В. Соловьева, общественная жизнь должна быть пронизана социально значимой целью. Государство же не имеет и никогда не имело общей для всех цели. Оно преследует цель правителя. Зарождение же общества связано с церковью, именно церковь формирует ценности, ставит цели и тем самым объединяет людей118. В целом, логика и история взаимоотношений государства, церкви и общества, с точки зрения Соловьева, выглядит следующим образом. Древнейшая и одновременно примитивная форма человеческого общежития -государство. Появление церкви - второй этап, он характерен формированием обозначаемой цели, это приводит к укреплению общественных связей или к формированию общества. Таким образом, церковь обладает приоритетом во взаимодействии с государством, так как выполняет социообразующие функции.

Государство, по мнению Победоносцева, выполняет социально стабилизирующую роль и стоит на страже народности. Прежде всего, государство охраняет религию и проводит религиозную политику119. Религия, как наиболее архаический институт, менее всех подвержена изменениям изнутри. Опора на религию под защитой государства позволяет стабилизировать динамические социальные процессы.

В своих работах Н. Бердяев говорит не о церкви, а о религиозно-онтологических основах - свободе, индивидуализме, консерватизме, иерархизме, творчестве . Идею о первичности духовных основ общества в любых общественных взаимоотношениях развивает Франк.

Сергей Булгаков в своей работе «Православие» отмечает, что исторические отношения государства и церкви изменчивы. Достаточно долгое время эти отношения в России сводились к разным формам «христианского государства», которое находилось в союзе с церковью. Отделение церкви от государства при этом может носить разное содержание, от открытого гонения на веру до полной вероисповедной свободы. Последняя есть наиболее благоприятный режим для церкви, который освобождает ее от соблазна клерикализма, но обеспечивает возможность беспрепятственного развития. Это положение для церкви имеет силу лишь ради исторической целесообразности121.

Таким образом, анализируя историю развития Русской Православной Церкви и взаимоотношения ее с государством, Булгаков делает вывод о том, что только Православная Церковь, в основе которой лежит самое гуманное учение, способна давать государю наиболее приемлемые рекомендации по управлению обществом.

Во многом взгляд на государственно-религиозные отношения был задан полемикой между славянофилами и западниками в середине XIX века. В русской общественной мысли надолго утверждается такая ситуация, когда вопрос о религии ставится, прежде всего и главным образом, как вопрос о роли православия. Среди славянофилов роль философского лидера принадлежит И.В. Киреевскому. Его рассуждения основываются на убеждении; согласно которому в основе русского быта и общественного устройства находится миропонимание, базирующееся на началах православия. Объектом" критики Киреевского выступает западное общество: государственное устройство, земельные отношения, принципы законотворчества, общественный быт. Киреевский пишет «Там церковь смешалась с государством, соединив духовную власть со светской и сливая духовное и мирское значение в одно устройство смешанного характера - в России она оставалась не смешанною с мирскими целями и устройством... там государственность из насилия завоевания, - здесь из естественного развития народного быта, проникнутая единством основного убеждения... одним словом, там раздвоение духа, раздвоение мыслей, раздвоение наук, раздвоение государства, раздвоение сословий, раздвоение общества, раздвоение семейных прав и обязанностей, раздвоение нравственного и сердечного состояния... — в России, напротив того, преимущественное стремление к целостности бытия внутреннего и внешнего, общественного и частного, умозрительного и житейского, искусственного и нравственного» Данилевский в своих работах выделяет несколько сфер положения сил, в рамках которых действовали существующие цивилизации, - это религия, политика, хозяйство, культура . Россия, по мнению философа, показала свою специфику во всех четырех сферах одновременно как самобытная и оригинальная общность. С позиции религии Россия представлена православием, именно этот факт обосновывает ее соборность и высокую духовность.

Концептуальная модель легитимации процесса взаимодействия государственных учреждений и религиозных организаций в социальной сфере

Проведенный нами теоретико-методологический и исторический анализ дает основу для разработки концептуальной модели легитимации процесса взаимодействия государственных учреждений и религиозных организаций в социальной сфере. Модель представляет собой теоретический аналог объекта, который воспроизводит интересующие исследователя свойства оригинала, определяет структуру моделируемой системы, свойства ее элементов и причинно-следственные связи . Моделирование как метод исследования обеспечивает целостность подхода, так как модель обладает определенной степенью целостности и в этом смысле является системой. Под концептуальной моделью следует понимать концептуальный инструмент, ориентированный на отражение процесса взаимодействия государственных учреждений и религиозных организаций в социальной сфере и его легитимацию. Данная концептуальная модель основана на таких теоретических концепциях, как теория социального поля П. Бурдье, сетевая теория Б. Вельмана, феноменология П. Бергера и Т. Лукмана, и других теоретических подходах. Графическое исполнение модели представлено на рисунке Ж.1, (Приложение Ж). Далее в тексте мы даем описание модели.

Легитимацию можно понимать в формальном (нормативно-правовом) и в неформальном (общественном) контексте. В рамках первого понимания, легитимация — это правовое законодательное оформление политического, социального или экономического явления, придание этому явлению законного статуса. Таким образом, легитимацию взаимодействия государственных учреждений и религиозных организаций можно представить как процесс ее нормативного оформления, разработку внутренних документов и механизмов управления, регулирующих социальную деятельность организации. Во втором контексте легитимация рассматривается как процесс общественного признания какого-либо действия, действующего лица, события или факта жизни общества. Она утверждает, объясняет и оправдывает решения и социальные явления, призвана обеспечивать повиновение и согласие без принуждения, располагать к доверию. Необходимо отметить, что в данном контексте легитимация явления не означает его юридически оформленной законности.

Легитимация процесса взаимодействия государственных учреждений и религиозных организаций в социальной сфере интерпретируется нами как совокупность знаний, опыта, ценностей, которые лежат в основе процесса взаимодействия, получивших закрепление в нормативных документах и поведенческих стратегиях взаимодействующих сторон; восприятие общественным сознанием этого процесса в качестве социальной нормы как значимого и оправданного. Легитимация - это процесс «объяснения» и одновременно результат этого процесса - «смысл», выполняющий функцию социального контроля. Схематично составляющие легитимации и показатели ее оценки представлены на рисунке 2.

По нашему мнению, процесс легитимен и признан обществом, когда:

1) существуют концептуальные основы взаимодействия, в которых разрешается и приветствуется взаимодействие государственных учреждений и религиозных организаций в социальной сфере, а также наличествуют формальные и неформальные правила осуществления взаимодействия государственных учреждений и религиозных организаций в социальной сфере, закрепленные в законодательной базе либо общественной практике;

2) разработаны и активно применяются механизмы взаимодействия;

3) частота взаимодействия государственных учреждений и религиозных организаций соотносится с частотой взаимодействия других социальных субъектов в социальной сфере (например, частотой взаимодействия государственных учреждений с учреждениями коммерческого сектора, либо общественными нерелигиозными организациями);

4) участники взаимодействия осведомлены о процессе, легко оперируют понятиями, связанными с взаимодействием;

5) участники положительно относятся к процессу и считают полезными результаты взаимодействия.

Все составляющие легитимации отражены нами в гипотезах в эмпирической части работы.

Важным компонентом теоретической модели являются уровень легитимации. Уровень легитимации процесса взаимодействия государственных учреждений и религиозных организаций в социальной сфере понимается нами как величина, достигнутая в развитии данного процесса. Это качественное состояние процесса взаимодействия, имеющее числовое выражение, категоризация измерения происходит по типам, основанным на объемах информации в измерении: уровень лингвистической объективации; уровень теоретического обоснования; уровень нормативного обоснования; уровень символических универсумов. Смысловая интерпретация уровней представлена ранее в таблице Г.1 (Приложение Г).

Кроме отраженных в модели факторов, на легитимацию процесса взаимодействия государственных учреждений и религиозных организаций в конкретной социальной среде также могут оказывать влияние:

- цели и задачи государственных учреждений;

- конфессиональная принадлежность религиозных организаций;

- внешние обстоятельства (общая социально-экономическая ситуация, система ценностей, политические взаимоотношения религии и государства, уровень религиозности населения);

- специфические факторы (количество религиозных организаций и их деятельность в социальной сфере, деятельность государственных учреждений по взаимодействию с религиозными организациями, механизмы взаимодействия, уровень правовой культуры).

Легитимация процесса взаимодействия государственных учреждений и религиозных организаций начинается с простых суждений на бытовом уровне о необходимости «делать общее дело», «помогать нуждающимся», «вырабатывать механизмы взаимодействия», «совместно решать проблемы». Накопление суждений данного плана перерастает в разработку механизмов постановки и реализации целей и задач. Это дает почву для формирования концепций взаимодействия межинституциональных агентов. В итоге происходит закрепление теоретических результатов в нормативно-правовой базе государства и социальных концепциях религиозных организаций. Возрастает ценность социального партнерства и совместного преобразования действительности. Каждый из уровней легитимации обеспечивает изменения поведения институциональных агентов.

Являясь неотъемлемой частью процесса взаимодействия религии и государства, легитимация завершает и концептуализирует данный процесс на уровне субъективного восприятия социальной реальности. Важной составляющей легитимации является отношение самих субъектов и институциональных агентов к процессу взаимодействия, включая субъективное отношение (восприятие процесса его участниками, степень удовлетворенности результатами взаимодействия, мотивация участников взаимодействия, осведомленность участников взаимодействия); объективные аспекты отношения (эффективность взаимодействия, наличие социального эффекта от совместной деятельности).

Проблемы, возникающие в социальной сфере, являются отправной точкой процесса взаимодействия, следовательно, ей необходимо дать особую характеристику.

Согласно модели, процесс взаимодействия протекает в социальной сфере. Социальная сфера, по мнению Г.И. Осадчей, представляет собой специфическую область связей и отношений, складывающихся между субъектами общественной жизни. Она включает в себя всю совокупность условий и факторов, обеспечивающих воспроизводство, развитие и совершенствование взаимодействующих общественных групп и индивидов153. Это целостная, постоянно изменяющаяся подсистема общества, порожденная объективной потребностью общества в непрерывном воспроизводстве субъектов социального процесса. Это устойчивая область человеческой деятельности по воспроизводству своей жизни. Именно в ней обретает смысл социальная политика государства, реализуются социально-гражданские права.

На основе статистических и социологических данных можно выделить особо острые социальные проблемы, с которыми сегодня сталкивается общество и на решение которых должны быть направлены не только государственная политика, но и общественные инициативы, в том числе и инициативы религиозных организаций. Исследователи отмечают, что основными социальными проблемами современной России являются: бедность; алкоголизация населения и пьянство; распространение наркотиков и наркомания; низкий уровень здоровья и высокая смертность населения; вымирание населения; социальное сиротство и прочие проблемы154.

Исследования социального самочувствия населения демонстрируют, что большая часть россиян оценивает ситуацию в стране в настоящее время как проблемную или кризисную155. Так, данные общенационального социологического исследования показывают, что только 16% населения характеризуют ситуацию как нормальную, 11% - оценивают ее как катастрофическую и 73% россиян считают ситуацию проблемной. При этом, говоря о социальных проблемах и возможных путях их решения, через взаимодействия государственных учреждений и религиозных организаций, нельзя не затронуть состояние религиозности современного российского общества.

Легитимация процесса взаимодействия государственных учреждений и религиозных организаций в социальной сфере Приморского края (на материалах конкретного социологического исследования)

Конкретные социологические исследования взаимодействия государственных учреждений и религиозных организаций в социальной сфере Приморского края позволяют более точно определить уровень легитимации данного социального процесса.

В Приморском крае осуществляются социологические и исторические исследования, касающиеся изучения религиозной ситуации в Приморском крае как, например: Дударенок СМ. исследования религиозной ситуации в Приморском крае ; Сердюк М.Б. исследование взаимодействия государства с религиозными организациями в различные периоды истории Дальнего Востока187; Владимиров Д.А. исследование правовых аспектов деятельности религиозных организаций в Приморском крае .

Таким образом, исследователи анализируют деятельность религиозных организаций в историческом контексте, отмечают роль взаимодействия религиозных организаций с региональной властью в процессе развития Дальнего Востока. При этом исследований, раскрывающих процесс взаимодействия религии и государства в социальной сфере и показывающих объективный уровень его легитимации, объективно нет.

Именно поэтому автору представилось необходимым проведение исследования, по определению уровня легитимации процесса взаимодействия государственных учреждений и религиозных организаций в социальной сфере Приморского края.

Объектом исследования стало общественное мнение Приморского края по проблеме взаимодействия государственных учреждений и религиозных организаций в социальной сфере.

В качестве предмета исследования рассматривались мнения и суждения жителей Приморского края, а также мнения и суждения экспертов-представителей государственных учреждений и религиозных организаций Приморского края, свидетельствующие о легитимации процесса взаимодействия государственных учреждений и религиозных организаций в социальной сфере.

Соответственно цель исследования заключалась в получении данных, характеризующих общественное мнение по проблеме исследования и определении уровня легитимации процесса взаимодействия государственных учреждений и религиозных организаций в социальной сфере Приморского края.

Изложенные выше методологические предпосылки показывают, что изучение легитимации процесса взаимодействия государственных учреждений и религиозных организаций в социальной сфере правильнее всего осуществлять на основе интегративной исследовательской стратегии, предполагающей использование, наряду с количественными, качественных методов сбора и обработки данных.

В ходе исследования решались основные задачи, объединенные в два исследовательских блока, в основе которых лежат различные методы исследования. В первом блоке «Экспертная оценка легитимации процесса взаимодействия государственных учреждений и религиозных организаций в социальной сфере Приморского края» таким методом стал экспертный опрос представителей государственных учреждений и религиозных организаций в Приморском крае. Во втором блоке «Легитимация процесса взаимодействия государственных учреждений и религиозных организаций: опыт исследования общественного мнения» в качестве метода исследования был выбран опрос населения Приморского края. Концептуальные схемы конкретного социологического исследования по блокам представлены на рисунках Н.1 и Н.2 (Приложение Н). Инструментарий для проведения исследования представлен в приложении П и Приложении Р.

Рассмотрим подробнее задачи, гипотезы и результаты исследований по каждому блоку.

В рамках первого блока задачи формулировались исходя из того, что легитимация процесса взаимодействия государственных учреждений и религиозных организаций в социальной сфере имеет общественную и нормативную составляющие.

Оценка общественной составляющей легитимации процесса взаимодействия включают такие эмпирические задачи как:

- выяснить, осведомлены ли представители государственных учреждений и религиозных организаций о возможности взаимодействия в социальной сфере;

- определить отношение представителей государственных учреждений и религиозных организаций к процессу взаимодействия в социальной сфере.

Оценка нормативной составляющей легитимации процесса взаимодействия включает следующие задачи:

- выяснить, опираются ли субъекты взаимодействия на нормативную и концептуальную базу взаимодействия;

- выявить, какие механизмы используют государственные учреждения и религиозные организации при осуществлении взаимодействия в социальной сфере Приморского края;

- определить частоту взаимодействия государственных учреждений и религиозных организаций в социальной сфере Приморского края.

Соответственно, рабочие гипотезы по данному блоку были представлены следующим перечнем:

1. Субъекты взаимодействия осведомлены о процессе, могут сформулировать его определение и цель, однако субъекты недостаточно осведомлены о возможностях взаимодействия в социальной сфере.

2. Существует прямая зависимость между осведомленностью и отношением субъектов взаимодействия к процессу, субъекты взаимодействия в силу низкой осведомленности демонстрируют нейтральное либо противоречивое отношение к процессу.

3. Существует прямая зависимость между наличием у субъектов взаимодействия нормативно-правовой и концептуальной базы взаимодействия и их участием в процессе взаимодействия.

4. В качестве основного механизма взаимодействия субъекты взаимодействия выбирают механизмы частного порядка.

5. Взаимодействия государственных учреждений и религиозных организаций в социальной сфере носят эпизодический характер.

Учитывая специфику исследования, выборка носила целевой характер. Критерием отбора экспертов служили:

- статус потенциального эксперта (представитель государственного учреждения либо религиозной организации);

- территориальный компонент (житель городов Владивосток, Артем, Уссурийск, Находки, так как эти города являются наиболее крупными в Приморском крае, и по данным переписи населения 2012, в них отмечается прирост населения);

- реальное, либо потенциальное участие эксперта в процессе взаимодействия государственных учреждений и религиозных организаций в социальной сфере.

Размер экспертной группы составил 150 человек: 75 представителей государственных учреждений социальной сферы, из них 45 человек жители г. Владивостока и г. Артема, 15 - жители г. Уссурийска, 15 - жители г. Находки, 75 представителей религиозных организаций, из них 53 человека жители г. Владивостока и г. Артема, 10 - жители г. Уссурийска, 12 - жители г. Находки. Среди экспертов со стороны государственных учреждений представлены учреждения преимущественно социальной сферы: как то образовательные и медицинские учреждения, учреждения социальной защиты и социального обслуживания населения. Среди экспертов со стороны религиозных организаций представлены все основные конфессии осуществляющие деятельность в Приморском крае: Русская Православная Церковь, Католическая церковь, Баптистская церковь, Буддистские организации, Исламские организации, Иудаистские организации и другие представители религиозных течений. Сведения о количественном составе экспертов представлены в таблице С.1 (Приложение С).

Похожие диссертации на Легитимация процесса взаимодействия государственных учреждений и религиозных организаций в социальной сфере России