Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Материнство как социальный институт Сологуб Лариса Григорьевна

Материнство как социальный институт
<
Материнство как социальный институт Материнство как социальный институт Материнство как социальный институт Материнство как социальный институт Материнство как социальный институт Материнство как социальный институт Материнство как социальный институт Материнство как социальный институт Материнство как социальный институт Материнство как социальный институт Материнство как социальный институт Материнство как социальный институт
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Сологуб Лариса Григорьевна. Материнство как социальный институт : Дис. ... канд. социол. наук : 22.00.04 Москва, 2001 182 с. РГБ ОД, 61:02-22/71-7

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. МАТЕРИНСТВО В СОЦИАЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКОМ КОНТЕКСТЕ: ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

1.1. Теоретический анализ материнства как социального института 10

1.2.Социальные традициии развития материнства 31

ГЛАВА II СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ МАТЕРИНСТВА В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

2.1. Демографическая характеристика репродуктивной функции материнства 41

2.2. Социально-правовой статус материнства 67

ГЛАВА Ш.СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИНСТИТУТА МАТЕРИНСТВА

ЗЛГЕНДЕРНЫЙ ПОДХОД В СОЦИАЛЬНОМ КОНТЕКСТЕ МАТЕРИНСТВ А 93

3.2. Рoль матери в первичной социализации 116

3.3. Материнство в современных установках молодежи 135

Заключение . 146

Библиография 156

Введение к работе

Актуальность темы. Данные социологии, археологии, этнографии, истории искусств, религии, философии дают обширный материал для научного анализа связи материнства с развитием общества.

Современность предоставляет уникальную возможность

сравнительного анализа различных типов культур: как традиционных с доминированием матриархатных или патриархатных ценностей, так и биархатных, отражающих кардинальные сдвиги в развитии общества, в общественном сознании, социальной психологии, связанные с изменением положения женщины.

В современном обществе разный консервативный стереотип восприятия женщины и ее предназначение. Научно-технические, социально-политические преобразования привели к повышению образовательного и профессионального уровня женщин, возрастанию их роли во всех сферах общественной жизни. Но, в то же время, достигнутое равноправие (степень которого зависит от законодательной базы и общественных условий конкретной страны) косвенно способствовало возникновению таких явлений как снижение рождаемости и числа зарегистрированных браков, увеличению доли внебрачных рождений (если в 1994 году в Российской Федерации вне зарегистрированного брака было рождено 20% детей от общего числа родившихся, то в 1999 году - уже 28%)1 Возникли такие явления, как кризис семьи, девальвация материнства на социальном и индивидуальном уровнях.

Социологический анализ предполагает взвешенный подход к социальным фактам, изучение процесса в исторической перспективе, в его развитии. Кризис семьи и материнства вовсе необязательно означает угасание этих социальных институтов; скорее мы наблюдаем кризис развития проста.

1 Доклад о положении детей в Российской Федерации в 2000 г. - М., 2000. - 107 с.

Институт материнства относится к разряду уникальных, как для отдельного человека, так и для всего общества, и в этой своей ипостаси он, как никакая иная система, служит связующим звеном между человеком и обществом.

Материнство и детство является лучшим индикатором, своего рода зеркалом, точно отражающим состояние экономики, образования, культуры, духовного настроя нации и общества, образ жизни народа, качества жизни. Поэтому проблема материнства и детства - это коренные социальные проблемы, затрагивающие все без исключения сферы общественной жизни.

Исходя из вышеизложенного, предпринятые нами исследования материнства как социального института являются актуальными.

Степень разработанности проблемы.

Исследованием женщин как классово-дифференцированной социально-демографической группы общества, имеющей социально-психологические особенности, занимались зарубежные и отечественные ученые и философы: В.Джонсон, В.Мастерс, М.Мид, Ж.Мишле, Х.Е. Фишер, П.Е Астафьев, Н.А.Бердяев, С.Н.Булгаков, И.С.Кон, В.А.Рамих, А.М.Свядощ, Вл.Соловьев, В.М.Хвостов, Ф.Энгельс и др .

Научную базу изучения и функционирования современной семьи и материнства составляют работы таких отечественных ученых как А.И.Антонов, В.Н.Архангельский, И.В.Бестужев-Лада, С.И.Голод,

2 Masters W.H., & Jonson V.E. Human sexual response. - Boston, 1966; Мид M. Культура и мир детства. Избр. произведения. Пер. с англ. с коммент. - М.: "Наука", 1988. - 429 с, ил.; Мишле Ж. Ведьма. Женщина/Пер. с фр. - М.: Республика, 1997. - 463 с; Fisher Н.Е. The sex contract. - NY, 1982. - 253 p.; Астафьев П.Е. Психический мир женщины, его особенности, превосходства и недостатки. - М., 1882; Бердяев Н.А. Эрос и личность (Философия пола и любви). - М.: Прометей, 1989. - 157 с; Булгаков С.Н. Православие: очерки учения православной церкви. - М.: Терра, 1991. - 416 с; Кон И.С. Сексуальная культура в России: клубничка на березке. - М.: ОГИ, 1997. - 464 с; Рамих В.А. Материнство и культура (Философско-культурологический анализ). - Ростов-на-Дону, 1997. - 145 с; Свядощ A.M. Женская сексопатология. - М.: Медицина, 1974. - 182 с; Соловьев Вл. Смысл любви. Сочинения. - М., 1988. Т. 2, с. 545; Хвостов В.М. Психология женщины. - М.: Тип. т-ва "Кушнеров и К0", 1911; Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства/К.Маркс, Ф.Энгельс. Собрание сочинений. - М.; 1961. Т. 21 и др.

С.В.Дармодехин, М.С.Мацковский, В.М.Медков, А.Г.Харчев, С.С.Фролов, Е.М.Черняк и др.3

Проблемы развития феминистского движения и его влияние на российское общество отражены в научных работах О.А.Ворониной, Г.Н.Кареловой, Э.И.Мартыновой, Н.М.Римашевской, Г.Силласте, Т.В.Шеляг и др.4

При исследовании данной проблемы автор также опирался на концептуальные разработки ученых, занимающихся в целом вопросами развития социальной работы с семьей в России: Л.Г.Гусляковой, Н.Ф.Дементьевой, В.Д.Диденко, П.Д.Павленка, Л.В.Топчия, Е.И.Холостовой, Б.Ю.Шапиро, Т.В.Шеляг и др.5

Цель и задачи исследования.

Всестороннее исследование такого сложного и уникального института как материнство, невозможно осуществить в рамках одного научного направления. Для этого потребуются исследования междисциплинароного характера. Такой подход, по нашему мнению, можно осуществить на базе системного анализа, ведущего к теоретическому воссозданию целостного

3 Антонов А.И. Микросоциология семьи (Методология исследования структур и процессов): Уч. пособие
для ВУЗов. - M.: Издат. дом "Nota Bene", 1998; Антонов А.И., Медков B.M. Социология семьи. - M.: Изд-во
МГУ: Изд-во Международного университета бизнеса и управления ("Братья Карич"), 1996. - 304 с;
Бестужев-Лада И.В. Поисковый (эксплораторный) прогноз как средство принятия управленческих решений.
Демонстративная модель//Семья в России. - 1994. - № 1; Голод СИ. профессиональная работа женщин и
семья. Советско-польское сравнительное исследование. Дисс. канд. филос. н. - Л., 1970; Мацковский M.C.
Социология семьи: Проблемы теории, методологии и методики. - M.: "Наука", 1989. - 116 с; Харчев А.Г.
Брак и семья в СССР. - М., 1979; Фролов С.С. Социология. Учебник для высших учебных заведений. M.:
Наука, 1994. - 256 с; Черняк E.M. Социология семьи (историко-социологические очерки). M., 1999. 198 с.

4 Воронина О.А. Свобода слова и стереотипный образ женщины в СМИ//Знамя. - 1999. - № 2; Карелова
Г.Н. Тендерная адаптация в российской реформации конца XX века. Монография. - M., 1998. - 184 с;
Мартынова Э.И. Основы феминологии: Уч. пособие. - Красноярск, 1998. - 194 с; Римашевская Н., Ванной
Д., Малышева M. и др. Окно в русскую частную жизнь. Супружеские пары в 1996 г. - M.: Academia, 1999. -
272 с; Силласте Г.Г. Тендерная социология как частная социологическая теория//Социс. - 2000. № 11;
Шеляг Т.В. Современная семья и социальная работа. - M.: СТИ, 1999. - 242 с. и др.

5 Гуслякова Л.Г., Холостова Е.И. Основы теории социальной работы. - M., 1997; Дементьева Н.Ф. Медико-
социальная реабилитация//Российская энциклопедия социальной работы в 2 т. Т. 1. - M., 1997. С. 309-317;
Павленок П.Д. Введение в профессию "Социальная работа": Курс лекций. - M.; 1998; Основы социальной
работы: Учебник/Ред.колл. П.Д.Павленок, В.Д.Диденко, Н.М.Чистяков и др. - M., 1998.; Топчий Л.В. Наука
о семье и семейной политике/УВестник социальной работы. - М., 1992. № 1. С. 40-45; Теория социальной
работы: Учебник/Под ред. Е.И.Холостовой. - М., 1998; Словарь-справочник по социальной работе/Под ред.
Е.И.Холостовой. - М., 1997; Шапиро Б.Ю., Сидоренкова Т.А., Либоракина М.И. и др. Социальные
работники за безопасность в семье: Учеб. пособие/Под ред. М.И.Либоракиной. - М., 1999; Шеляг Т.В.
Современная семья и социальная работа. - М., 1999.

образа материнства как социального института, что и является целью нашего исследования.

Для достижения указанной цели автор ставит следующие задачи:

рассмотреть материнство как объект социологического анализа, выявить социальные традиции материнства;

проанализировать демографическую характеристику репродуктивной функции материнства;

изучение социально-правового статуса материнства;

выявить роль материнства в процессе первичной социализации человека;

применить тендерный подход к изучению материнства;

обозначит, в целом, исследовательское поле проблемы материнства как социального института и рассмотреть его в современных установках молодежи.

Объектом исследования является материнство как социальный институт.

Предмет исследования - специфика материнской жизнедеятельности.

Методологическая основа диссертации.

При проведении исследования автор опирался на теорию Т.Парсонса (функционализм), Ф.Энгельса (материалистические основы формирования и трансформации семейных отношений), Л.Иригари (теория пола), Г.Г.Силласте (теоретические основы тендерной социологии).

Изучение данной проблемы также включало в себя анализ международных и российских нормативно-правовых документов, научных трудов российских и зарубежных исследователей по проблемам феминизма, материалов конференций, посвященных проблемам женщин и детей.

Эмпирической базой исследования послужили результаты социологических исследований проблем брака и семьи в России.

Эмпирическую основу диссертационного исследования составили данные сравнительного исследования "Мнение студентов о семейных ценностях", проведенного диссертантом в 1996-2000 гг. в рамках Всероссийского мониторинга состояния семьи. Всего было опрошено 3 000 студентов московских вузов в возрасте 17-25 лет. Полученные данные сравнивались с результатами в контрольной группе респондентов зрелого возраста (более 400 человек).

В вузах отбирались учебные группы, в которых проводился сплошной опрос студентов, присутствующих на момент опроса в аудиториях. Собранная информация была формализована, перенесена на ЭВМ и обработана в программе Excel. Широкий охват генеральной совокупности и соблюдение процедур обеспечило адекватность и надежность полученной информации.

Наряду с социологическими исследованиями автором были проанализированы законодательные акты Российской Федерации, конвенции и международные обязательства по соблюдению прав женщины и ребенка, документы Государственной Думы Российской Федерации, официальные статистические данные, фактические сведения, приводимые в средствах массовой информации.

Научная новизна работы.

В работе осуществлено исследование сущности материнства как социального института:

определено материнство как фундаментальная общественная ценность;

выявлены специфика развития материнства в современных условиях российского общества;

показано, что современный кризис семьи и материнства - это адаптационный процесс;

рассмотрены взаимосвязи между изменениями традиционных ролей

женщины и ее фактического положения во всех сферах общественной жизни;

на основе проведенного социологического исследования проанализировано изменение социального статуса материнства в современном российском обществе;

разработаны программы вузовских спецкурсов, связанных с подготовкой молодежи к браку и материнству.

Исследовательская гипотеза. Изменения установок на материнство в современном российском обществе свидетельствует о недостаточном признании первого в качестве фундаментальной общественной ценности, что может привести к формированию идеологии антиматеринства, детофобии, демографическому кризису.

Теоретическая и практическая значимость исследования.

Диссертационная концепция может быть использована при подготовке и осуществлении программ тендерных исследований, в частности для разработки такого направления социогендерных исследований как социальная феминология, изучающая различные аспекты жизнедеятельности женщины в плане их гармонизации и оптимизации.

Проведенное исследование вносит определенный вклад в развитие социологии семьи и социологии социальной сферы.

Материалы и выводы диссертации могут быть использованы при разработке социальной политики по вопросам семьи, материнства и детства, подготовке соответствующих законодательных актов, местными органами власти при разработке демографической политики, формирование женской занятости, в работе перинатальных центров, осуществляющих работу с беременными женщинами по подготовке их к материнству.

Результаты исследования представляют также интерес для органов социальной защиты населения и будут способствовать выработке действенных мер социальной помощи нуждающимся несовершеннолетним детям, их родителям, в целом семьям.

Материалы исследования могут быть использованы при подготовке специалистов для социальной сферы в качестве специального курса. Положения, выносимые на защиту.

  1. Материнство является наиболее древним и устойчивым социальным институтом, формирование которого шло параллельно с процессами антропогенеза и социогенеза.

  2. В диссертации показано, что актуализируется проблема материнства, как функция общественной ценности.

  3. Поднят не разработанный в социологической литературе вопрос о роли матери в первичной социализации.

  4. Раскрыт тендерный подход к материнству как важнейшей форме самореализации женщины.

  5. Материнство в контексте социального риска.

Апробация работы. Основное содержание диссертационного исследования было обсуждено на заседании кафедры социологии и социальной сферы Социально-технологического института (СТИ МГУС), вошло в материалы спецкурса "Социология семейных отношений", читаемых автором в Российской экономической академии им. Г.В. Плеханова.

Материалы диссертационного исследования обсуждались на Ломоносовских чтениях (1996-1997 гг.), проходивших на базе Московского государственного университета им.М.Ломоносова и Плехановских чтениях (1999-2000 гг.), проходивших на базе Российской экономической академии им. Г.Плеханова, на Втором Российском Конгрессе "Мир семьи" 14-17 ноября 2001 г.

Результаты исследования были использованы автором в сообщениях и докладах на научных конференциях, а также отражены в публикациях.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.

Теоретический анализ материнства как социального института

С точки зрения социокультурного феномена материнство является самостоятельной экзистенциальной ценностью, так как удовлетворяет социальную потребность - стремление личности к самореализации, воплощение себя в потомстве, желание оставить после себя жизнь. Это стремление общечеловеческое, обусловленное пониманием смысла жизни, миссией каждого человека в процессе жизнедеятельности общества.6

Именно в общении с матерью, в процессе совместной деятельности с ней ребенок усваивает первые понятия о мире, об обществе и социальность для него представлена первоначально, главным образом, матерью. Образ мира он отождествляет с образом матери. В процессе общения с ней ребенок постепенно усваивает тот образ мира, который сформировался у матери. Только через мать ребенок может приобщиться к человеческой культуре, приобрести необходимые индивидуальные черты, которые образуют духовно-эмоциональный фон личности, включающий нравственно-эстетические ценности, оригинальные и неповторимые личные качества.

Материнство как социокультурный феномен имплицитно содержит в себе генезис всей человеческой культуры и цивилизации, всего общественно-исторического, нравственного и семейного опыта человечества. J

Материнство - биологическое и социальное отношение матери к ребенку. Биологическое отношение определяется происхождением ребенка от матери (кровным родством). Оно связано с выполнением женщиной репродуктивной функции и является основой для юридического установления материнства. Биологическое и юридическое материнство могут

6 Рамих.В.А. Материнство и культура (Философско-культурологический анализ).- Ростов-на-Дону, 1997.-С.114. не совпадать (например, при усыновлении).

Материнство - биологическое предназначение женщины как самки человека, которая является главным источником продолжения жизни. Это, в том числе, выражено в «устройстве полового аппарата». У женщины он очень сложен: из-за связи между половыми органами и молочными железами он пронизывает всё тело женщины и выполняет специфические функции: менструации, беременность, роды, лактация. «У мужчины половой аппарат менее сложен и обособлен от остального организма. Это вполне соответствует всему ходу эволюционного процесса. Мы видели, что в этом процессе самец появился как простой придаток к самке: вся его функция состояла в оплодотворении, после которого он оказывался совершенно не нужен».

Можно сказать, что в материнстве женщина может реализовать свою потребность в активных действиях, стремлении занять себя, приобрести источник постоянной заботы и нежности, избавить себя от одиночества. Но это является крайним вариантом, поскольку современная женщина имеет возможность раскрыть свои способности в разных сферах. В связи с чем в последние годы всё чаще возникает ситуация, когда женщина выбирает сознательную бездетность: в случае, когда материнство мешает или делает невозможной профессиональную карьеру, когда на женщину влияют негативные репродуктивные установки мужа и негативные установки на беременность и роды (по мнению М.Мид «материнская забота и привязанность к ребенку, очевидно, настолько глубоко заложены в реальных биологических условиях зачатия и вынашивания, родов и кормления грудью, что только очень сложные социальные установки могут полностью подавить их»8), когда экономическое положение семьи не позволяет завести ребенка. Особняком стоят медицинские причины бездетности: такие, как бесплодие (в

России за последние пять лет показатели заболеваемости женским бесплодием на 100 000 женщин выросли на 3,2 %9) и медицинские противопоказания родов.

При всем разнообразии существующих направлений изучения материнства их можно свести к двум основным: традиционному и эгалитарному.

В рамках традиционного направления материнство рассматривается с природно-биологических позиций и представляется единой формой самореализации женщины, предназначенной ей от природы. Эгалитарное направление связано с переменами в общественном сознании взглядов на место и роль женщины в обществе, признанием равноправия в вопросе о социальных ролях, выборе приоритетных сфер самореализации.

Особо следует выделить исследования, которые связаны с феминистским движением в различных его вариантах (радикальный, реальный, неофеминизм и др.)10

Наиболее радикально настроенные представители современного феминизма предлагают женщинам отказаться от деторождения, так как это является одной из существенных причин социального неравенства мужчин и женщин.

Более умеренно настроенные теоретики феминизма выступают за пересмотр традиционных патриархальных ценностей, поло-ролевых стереотипов, признают право мужчины быть самим собой и оставляют за женщиной равное право самой решать, какой ей быть, в том числе и в вопросе о приоритете той или иной сферы самореализации.

Теоретические и практические аспекты социального статуса материнства получили развитие в марксизме, где обосновывалась идея социального равноправия мужчин и женщин, признания материнства в

качестве важнейшей социальной функции, создания необходимых условий для сочетания материнства с участием женщины в общественных сферах жизни.

В настоящее время в социальной литературе, традиционно уделяющей большое внимание "женским проблемам" можно выделить следующие подходы: экономический, социально-демографический, тендерный, социогендерный.

Экономический представлен исследователями по проблемам формирования и исследования женских трудовых ресурсов, учета специфики женской рабочей силы, состоящей в том, что женщина не просто элемент трудового потенциала страны, но и мать, воспитывающая детей.

Социально-демографический подход связан с исследованием проблем воспроизводства населения, а также специфических проблем женщин как особой социально-демографической группы. Важнейшей из таких проблем связаны со сложностями совмещения женщинами их профессиональных общественных ролей, с одной стороны, и семейных - с другой.

В последние годы появились и новые подходы, о чем свидетельствуют материалы международного семинара ЮНЕСКО Тендерные исследования: проблемы и сравнительные перспективы", состоявшегося в конце 1991 года в Москве, а именно: тендерный и социогендерный.

Сторонники первого из них исходят из приоритета биологической предрасположенности мужчин и женщин к определенным образцам поведения, из психобиологических и физиологических особенностей полов.

Приверженцы социогендерного подхода отдают предпочтение исследованию социального статуса женщины как интегративного показателя ее положения во всех сферах жизнедеятельности, функционирования общества.

Таким образом, наш обзор показывает, что исследуемая проблема имеет плюралистические подходы в ее изучении. Современное общество характеризуется разрастанием и усложнением системы институтов. С одной стороны, одна и та же базовая потребность может порождать существование полдюжины специальных институтов, а с другой - каждый институциональный комплекс, например материнство, реализует гамму базовых потребностей: и в коммуникации, и в производстве услуг, и в распределении благ, и в индивидуальной защите, в поддержании порядка и контроля.

Итак, социологи рассматривают социальный институт как ключевой элемент социальной системы, как понятие, используемое в большинстве социологических теорий для обозначения устойчивого комплекса формальных и неформальных правил, принципов, норм, установок, регулирующих различные сферы человеческой деятельности и организующих их в систему ролей и статусов, с помощью которых осуществляются основные жизненные и социальные потребности11.

Практика закрепления отношений, направленных на удовлетворение насущных потребностей, заключается в создании жестко закрепленной системы ролей и статусов, предписывающих индивидам правила поведения в их социальных отношениях, а также в определении системы санкций для того, чтобы добиться неукоснительного выполнения этих правил поведения.

Системы ролей, статусов и санкций создаются в виде социальных институтов, которые являются наиболее сложными и важными для общества видами социальных связей. Именно социальные институты поддерживают совместную кооперативную деятельность в организациях, определяют устойчивые образцы поведения, идеи и стимулы.

Демографическая характеристика репродуктивной функции материнства

Поскольку человеческое общество всегда нуждается в воспроизводстве населения, постольку всегда остается социальная необходимость в семье и материнстве как социальной форме организации рождения и социализации детей. Понятно, что механизм такого воспроизводства самым непосредственным образом связан с материнством как социальным институтом и вполне определенной (репродуктивной) функцией женщины. Она включает такие проблемы, как регулирование рождаемости, планирование семьи, обоснование основных ориентиров сбалансированной демографической политики и другие.

Репродуктивное поведение определяется обычно как система действий и отношений, направленных на рождение или отказ от рождения ребенка любой очередности в браке или вне брака. Конечной целью репродуктивного поведения является удовлетворение потребности индивида или семьи в детях.

Одно из первых определений потребности в детях, данное в отечественной литературе, принадлежит А.И.Антонову, который считает, что "потребность в детях является социально-психологическим свойством индивида, проявляющимся в том, что без наличия детей и подобающего числа их индивид испытывает затруднения как личность".48 В дальнейшем

понятие "потребность в детях" стало широко использоваться в работах В.А.Борисова, А.Т.Волкова, Л.Е.Дарского, В.А.Беловой, В.В.Бойко и других авторов.

В отличие от В.А.Борисова и А.И.Антонова, Л.Е.Дарский, А.Г.Вишневский и В.А.Белова, на наш взгляд, справедливо считают, что дети удовлетворяют не одну, а многие потребности человека, различные для различных эпох, и что потребность в детях есть комплексная потребность. При этом В.А.Белова отмечает, что "следует отличать потребность общества в детях, отвечающую его оптимальному развитию, от потребности в детях у отдельных лиц, сформированной обществом (совпадение этих двух величин и есть конечная цель демографической политики)".49

В самом общем виде демографическую политику можно определить как систему мер, осуществляемых государством или его органами и специально направленных на достижение определенных демографических результатов.

В нашей литературе представлены различные концепции, интерпретирующие демографические процессы и причины изменения типа воспроизводства населения. Перечислим основные:

1. "детоцентристская" концепция, показывающая особый тип направленности на детей;

2. концепция социальной регуляции рождаемости, которая объясняет смену типов репродуктивного поведения совокупностью социально-экономических преобразований;

3. концепция ослабления потребности в детях;

4. "инструменталистская" концепция — так можно назвать подход, согласно которому дети выступают в качестве средства удовлетворения родителями различных своих потребностей;

5. "адаптационная" концепция — в соответствии с которой снижение

Белова В.А. Число детей в семье. М., 1975. С. 9. рождаемости как способ адаптации человеческих общностей к окружающей действительности есть одно из средств достижения демографического равновесия.50

Последняя из названных концепций заслуживает, на наш взгляд, более пристального рассмотрения, так как позволяет понять смысл и причины изменения типа воспроизводства.

В обществе формировались механизмы социального регулирования воспроизводства населения, которые основывались на системе культурных регуляторов и которые в той или иной мере подстраивались под конкретную демографическую ситуацию в обществе (прежде всего под уровни смертности и рождаемости). К таким культурным регуляторам относятся, во-первых, морально-правовые нормы, которые по мере необходимости становились более или менее строгими, порицали или поощряли внебрачную близость и др. Во-вторых, это регулирование воспроизводства в обществе посредством института брака, через установления сроков вступления в брак, посредством снижения или повышения брачного возраста, путем запрета или разрешения повторных браков.

О смягчении моральных норм, регулирующих сексуальное поведение, сейчас говорится как об очевидном факте. Перемены в этой области человеческих отношений действительно зримы. Современные исследования показывают, что лица с высшим образованием придерживаются более свободных взглядов, чем имеющие среднее образование.51

Принимая во внимание социальные и половые различия в представлениях людей о браке и семье, нельзя не обратить внимание на то обстоятельство, что в целом картина существенно отличается от традиционной половой морали, в соответствии с которой единственно возможным для женщин считались сексуальные отношения в браке. Социологические исследования, проведенные в начале 1990-х гг., показали, что различия в оценке сексуального поведения между мужчинами и женщинами смягчаются. Так, безусловно осуждали внебрачные половые связи, если в них замешан муж, только 24% женщин, а если жена — 33,1% мужчин. Подавляющее же большинство респондентов обоих полов придерживались того мнения, что в жизни бывают разные ситуации и о каждом конкретном случае следует судить особо.52

Половую мораль характеризуют не только нормы сексуального поведения как такового, но через них и отношение к рождению детей вне брака, а также к сожительству (фактическим бракам). Оба эти явления осуждались общественным мнением. Сегодня многое изменилось. Среди принявшей участие в опросе молодежи 37,9% считало сожительство вполне допустимым, а отрицательно относилось к нему лишь 17,6% (интересно, что среди опрошенных людей среднего возраста осудило сожительство только 5%). Что же касается внебрачных рождений, то лишь 4% респондентов осудило женщин, решившихся на такой шаг.53

Таким образом, данные опросов показали превалирование ситуативного подхода в оценках респондентов: поведение рассматривается ими не само по себе, а в социальном контексте, когда в зависимости от привходящих обстоятельств ему придается различный смысл. Тем самым можно констатировать расширение границ индивидуальной свободы в сфере сексуальных отношений, изменение нравственных критериев. Это отчетливо проявилось в отношении к внебрачным рождениям, которые уже не оцениваются в рамках оппозиции «нравственно—безнравственно», но большее значение придается способности принимать ответственные решения.

Рассмотренные изменения в массовом сознании не могут не оказывать воздействия на брачно-семейные отношения. Прежде всего, увеличивается вероятность распространения альтернативных типов брака и семьи — Мацковский М.С. Указ. соч. С. 37. 33 Мацковский М.С. Указ. соч. С. 39. сожительств, «материнских семей», семей с раздельным проживанием брачных партнеров — типов, каждый из которых специфичен, существенно отличается от нормативного моногамного типа.

В течение длительного периода развития человечества регулирование воспроизводства являлось одним из средств приспособления индивида к экологическим и социально-экономическим условиям жизни. В некоторых случаях адаптация носила политический или религиозный характер. Например, христианская религия в средние века осуждала половой акт, который не ведет к рождению ребенка, а осуществляется с целью получения наслаждения.

Интересные примеры можно найти в истории отдельных государств и народов. Так, в римском обществе (11 г. до н. э. и 4 г. н. э.) император Август своей законодательной политикой в области семьи стремился укрепить этот институт и увеличить число римских граждан, однако встретил резкое возражение со стороны соотечественников, сознательно ограничивавших число детей в семье.54

В качестве противоположного примера можно привести политику ограничения рождаемости, проводимую в настоящее время в Китае, связанную с социально-экономическими причинами: в стране со слабой индустриальной базой и излишками крестьянского населения в 200 млн. человек при высоких темпах деторождения может начаться голод.55

Скудные ресурсы Арктики у эскимосов и многих других северных народов ограничивают рождаемость даже на генетическом уровне. Многодетность у них редка.

class3 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИНСТИТУТА МАТЕРИНСТВА

ЗЛГЕНДЕРНЫЙ ПОДХОД В СОЦИАЛЬНОМ КОНТЕКСТЕ МАТЕРИНСТВА class3

Рoль матери в первичной социализации

Социализация представляет собой процесс вхождения людей в общественную жизнь, адаптации к ее условиям и превращения их членов общества и граждан государства. В ходе этого процесса достигаются усвоение социального опыта и выработка навыков поведения, соответствующих требованиям, предъявляемым обществом индивиду. Благодаря этому процессу осуществляется воспроизводство системы социальных связей с одновременным творческим их развитием.165

По общему признанию специалистов наиболее важной и ответственной является первая стадия - детская социализация. Именно здесь закладываются наиболее важные основы социальной жизни человека, формируются и развиваются нравственные представления, мыслительные способности, физическое и психическое здоровье. Исключительно велико значение общения с матерью, надлежащий уход, правильное воспитание, начальное обучение различным полезным навыкам. З.Фрейд одним из первых отметил важнейшее значение в жизни человека ранней социализации. Он впервые привлек внимание к психикотравмирующим обстоятельствам воспитания ребенка, как источнику возможной будущей аномии в поведении взрослого человека. Американский социолог, представитель символического интеракционизма Дж.Г.Мид показывает сложный процесс поэтапного формирования личности человека уже с детского возраста, выделяя две основные стадии: а) игровая стадия. Так, по Миду, формируется процесс сознания своего «Я»; б) стадия соревновательная (коллективных игр). Так создается образ некоего «другого» - близкого человека «со стороны». Постепенно усваиваются правила и нормы, приобретается чувство социальной идентичности. Другой американский социолог Ч.Х.Кули считал решающим в формировании личности процесс интеракции людей уже с детского возраста, когда создается свое «зеркальное Я», т.е. когда дети учатся воспринимать и интерпретировать мысли и чувства других как реакцию на свое поведение, внешний вид, высказывания и т.д.

Первоначальная социализация чрезвычайно важна, потому что именно посредством ее передается культура общества - его нормы, ценности, обычаи и язык.

Парсонс утверждал, что происходящее в семье - больше, чем просто форма социализации, потому что, знакомясь с этими аспектами культуры в годы становления личности, ребенок впитывает их более глубоко, и таким образом они становятся частью его личности.

Как считает Э.Оукли, представляя феминистский взгляд на этот вопрос социализация влияет на «представление ребенка о самом себе», так что дети приобретают все характерные черты, которые считаются «соответствующими их полу» внутри определенного общества. Мужские и женские черты являются приобретенными, а не врожденными, и обеспечивают мальчиков «господствующим темпераментом», который в последующей жизни позволяет им осуществлять контроль над женщинами. Через этот процесс социализации происходит внутреннее порабощение женщин, в результате чего они начинают ощущать себя низшими и принимать назначенные им роли внутри семьи и свое неравноправное положение в обществе.

Иной подход к человеку и его назначению предполагает поиск новых путей воздействия на него. Незаменимую роль в этом процессе может сыграть материнство как социальный институт.

Материнство как уникальный механизм социализации, особенность которого, в отличие от других институтов социализации, состоит в том, что оно формирует не только социально требуемые качества (социальный заказ), но и, прежде всего, закладывает фундамент культуры, базовых ценностей, формирует необходимый, жизненно важный культурный минимум, без которого индивид не может стать полноценной личностью. В этом смысле материнство является уникальным по своей сущности механизмом социализации.

То, что личность развивается не просто путем автоматического развертывания природных задатков, доказывает опыт социальной изоляции человеческого индивида. Известны случаи, когда ребенок в детстве был лишен человеческого окружения и воспитывался в среде животных. Изучение восприятия подобными индивидами себя как отдельного существа в окружающем мире показало, что они не имеют собственного «Я», так как у них полностью отсутствует представление о себе как обособленном, отдельном существе в ряду других подобных им существ. Тем более такие индивиды не могут воспринимать свое различие и сходство с другими индивидами. В данном случае человеческое существо не может считаться личностью.

В качестве примера приведем детский дом, где есть материальные и социальные условия социализации, но нет феномена материнства и, в результате, некоторые, очень важные жизненные ценности воспитанниками не освоены — общеизвестно, что выпускники детских домов плохо подготовлены к реальной жизни, к овладению различными социальными ролями. Это объясняется, на наш взгляд, тем, что именно с материнством связано формирование первичного (базисного) доверия к миру. Если ребенок до определенного возраста не обрел это доверие, не получил главные ориентиры в окружающем его мире, не усвоил представления о добре и зле, о том, что нельзя убивать, воровать, нельзя поднять руку на мать и т.п., то это может уже никогда не прийти. Так, Э.Эриксон выделил восемь этапов развития личности, которые связаны с формированием чувства доверия, автономии, инициативы, активности, способности к сопереживанию, творчеству и др. Провал в развитии той или иной стадии порождает кризисы в развитии личности (кризис доверия, сомнение в себе, в своих силах, чувство неполноценности, неспособности к выбору ролей, наконец, психический застой и изоляция от общества).166 Каждой из этих стадий соответствует формирование тех или иных социально значимых качеств, причем роль матери при этом очень велика, особенно на ранних стадиях. "Достаточное физическое и эмоциональное удовлетворение со стороны матери формирует тот слой первичного доверия к миру, который окрашивает всю дальнейшую жизнь. Напротив, в силу ущербности матери или враждебности окружения (что обычно тесно связано) у ребенка возникает чувство недоверия к миру и личной неустойчивости". 3. Фрейд также выводил невротические симптомы и черты характера из нарушений в раннем детском возрасте, связывая их, в частности, со специфическими страхами и травмами матери.168

Ребенок должен чувствовать, что он защищен матерью от всех бед и огорчений. Сам звук материнского голоса, стук материнского сердца успокаивают ребенка с первых минут его жизни. Психологи отличают повышенную нервозность, озлобленность, агрессивность, замкнутость детей как следствие недостаточного или неполноценного общения с матерью.1

Это связано с тем, что от рождения и до первого года жизни основной "зоной ближайшего развития" ребенка является непосредственно-эмоциональное общение с матерью. Понятие "зоны ближайшего развития" ввел в науку Л.С.Выготский. На каждом возрастном этапе, считал он, ребенок может решать некоторый круг задач только в сотрудничестве с взрослым, а не самостоятельно. Действия, выполняемые им в таком сотрудничестве и составляют зону его ближайшего развития.