Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Особенности ценностных ориентаций семьи с ребенком-инвалидом: социологический анализ Карпенкова Инна Вячеславовна

Особенности ценностных ориентаций семьи с ребенком-инвалидом: социологический анализ
<
Особенности ценностных ориентаций семьи с ребенком-инвалидом: социологический анализ Особенности ценностных ориентаций семьи с ребенком-инвалидом: социологический анализ Особенности ценностных ориентаций семьи с ребенком-инвалидом: социологический анализ Особенности ценностных ориентаций семьи с ребенком-инвалидом: социологический анализ Особенности ценностных ориентаций семьи с ребенком-инвалидом: социологический анализ Особенности ценностных ориентаций семьи с ребенком-инвалидом: социологический анализ Особенности ценностных ориентаций семьи с ребенком-инвалидом: социологический анализ Особенности ценностных ориентаций семьи с ребенком-инвалидом: социологический анализ Особенности ценностных ориентаций семьи с ребенком-инвалидом: социологический анализ Особенности ценностных ориентаций семьи с ребенком-инвалидом: социологический анализ Особенности ценностных ориентаций семьи с ребенком-инвалидом: социологический анализ Особенности ценностных ориентаций семьи с ребенком-инвалидом: социологический анализ
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Карпенкова Инна Вячеславовна. Особенности ценностных ориентаций семьи с ребенком-инвалидом: социологический анализ : диссертация ... кандидата социологических наук : 22.00.04 / Карпенкова Инна Вячеславовна; [Место защиты: Рос. гос. социал. ун-т].- Москва, 2009.- 188 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-22/175

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретико-методологические основы изучения ценностных ориентации типичной семьи и семьи с ребенком-инвалидом.

1. Ценностно-системный подход как основа исследования ценностных ориентации в семье 21

2. Ценностные ориентации и иерархия ценностей типичной семьи и семьи с ребенком-инвалидом 28

Глава 2. Основные направления гармонизации жизнедеятельности семьи с ребенком-инвалидом в современных условиях жизни общества.

1. Особенности семьи с ребенком-инвалидом и специфика ее взаимодействия с социальной средой 64

2. Сравнительный анализ отличий потребностей, интересов и смысложизненных ценностей семьи с ребенком-инвалидом и типичной семьи 73

3. Направления адаптации семьи с ребенком-инвалидом к иерархии ценностей социума 108

Заключение 160

Приложение 1 164

Приложение 2 176

Список литературы 180

Введение к работе

Актуальность исследования

Актуальность исследования ценностей семьи, в которой живет ребенок-инвалид, обусловлена следующими обстоятельствами: по оценке Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) к началу двадцать первого века число инвалидов в мире достигло примерно 650 млн. человек. Ряд организаций, включая ВОЗ, МОТ, ЮНЕСКО, ЮНИСЕВ, считают, что численность инвалидов по отношению ко всему населению Земли составляет около 10%.' Учитывая тот факт, что на количество инвалидов в населении каждого региона влияют многие факторы (состояние окружающей среды, охраны труда, медицины, профилактики инвалидности, родовспоможения и, в конечном итоге, уровень жизни в целом), можно предположить, что в России в настоящее время проживает приблизительно 15 млн. инвалидов.

По данным Государственного доклада "О состоянии здоровья
населения Российской Федерации» в 2002 году впервые инвалидами было
признано 82,6 человека на 10 тыс. населения. В 2002 году число детей-
инвалидов в возрасте от 0 до 15 лет от всех заболеваний, по данным того же
доклада, составило 191,9 человек на 10 тысяч детей2. Истоки этой

инвалидизации теснейшим образом связаны с негативными демографическими процессами в России.

Государством был принят целый ряд решений, в том числе несколько Федеральных Программ, одной из них является "Социальная поддержка инвалидов", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации N 59 от 16.01.95 г. В стране создан институт социальной защиты населения, разработаны информационные системы и программные средства по проблемам инвалидности и инвалидов. Серьезным достижением в этой области является организация в России многопрофильных государственных реабилитационных центров, разнообразных по организационному принципу

1 См.: Смирнова Е.Р. Семья нетипичного ребенка. Социокультурные аспекты. -Саратов, 1996.

2 См.: Смирнова Е.Р. Семья нетипичного ребенка. Социокультурные аспекты. - Саратов, 1996.

и по механизму финансирования. Анализ результатов многих реализованных проектов и программ показал их невысокую эффективность при значительной финансовой затратности. Не все реабилитационные центры имеют возможность грамотно работать с семьей в целом. И родители, и специалисты сосредотачивают все усилия, в основном, на ребенке, стремясь, тем самым, "довести ребенка до условной нормы". Но развитие семьи при этом становится несколько однобоким, деформированным, в том числе и в ценностном отношении.

Из всего вышесказанного следует, что одним из главных аспектов жизни семьи и работы с семьей должен являться ценностный аспект, так как тогда влияние мер, направленных на помощь, реабилитацию и развитие семьи с ребенком-инвалидом будет более успешным. Если основные ценности и их иерархия в семье с ребенком с особенностями развития будут приближены к обычной семье, то можно считать, что реабилитационный процесс для данной семьи проходит успешным образом.

Применительно к семье следует остановиться на тех ценностях, которые наиболее актуальны и значимы для индивидуумов как членов семьи и как выразителей интересов семьи.

Такие ценности можно сформировать по группам: Жизненно важные - здоровье, дети, продолжение рода, жизнь; Социальные - семья как ценность, забота о членах семьи; Материальные - работа как источник доходов, жилье; Духовные - любовь, доверие, дружба и др.

Что же такое семья с точки зрения ценностей, которыми руководствуются люди, создающие ее?

Во-первых, в семье формируется личность на основе базовых личностных характеристик (заданных как биологически, так и сформированных в результате воспитания родителями) и фундаментальных ценностных предпочтений (сформированных семьей и культурной средой, в которой проживает семья). От того, какие ценности будут заложены в

ребенка, зависят качественные характеристики гражданина России. Очевидно, что раз это так, то в семье человек должен находить для себя что-то, что давало бы ему силы, комфорт, защищенность и что-то еще, что для каждого человека может быть индивидуально. То есть, семья должна представлять для человека определенную ценность, причем такую, которую не может ему дать другая система отношений (например, жизнь в одиночестве, отношения в коллективе на работе).

Во-вторых, само социальное самочувствие семьи зависит от набора тех ценностей, на которые она ориентируется.

В-третьих, семья - это своего рода место, где человек может (и должен!) чувствовать себя в безопасности, и в окружении людей, дающих ему эту безопасность. В экзистенциальной модели представлений о человеке безопасность является одним из условий развития и активности человека как индивидуума, как члена своего общества.

В-четвертых, семья - это показатель социального статуса человека. От того, насколько успешно функционирует его семья как коллектив, можно судить и о самом человеке как о лидере данного коллектива, и ценности его семьи для других семей.

В-пятых, семья - это коллектив, состоящий из представителей разных поколений, в которых ценности, стереотипы поведения, культурное наследие имеют свое развитие и динамику (жизненный цикл). Следует учитывать и то, что люди, вступающие в брак, являются представителями своих семей, что запускает определенные механизмы взаимодействия «культур» каждой из семей.

Таким образом, семья выступает важным социальным институтом, имеющим типичный набор ценностей и их иерархию в процессе жизни. Однако эта иерархия меняется, если в семье появляется ребенок-инвалид. Исследование динамики иерархии ценностей представляется важной не только практической, но и теоретической задачей, ибо от ее понимания и

решения зависят и социальная политика государства, и возможности атипичной семьи приблизиться к семьям типичным.

Семьи с ребенком-инвалидом относятся к категории социально-незащищенных семей, к ним же относятся и некоторые другие семьи, для которых государство разработало ряд мер для их поддержки. Таким семьям гораздо труднее занимать высокие статусные позиции, как вследствие финансовых проблем, так и вследствие нарушения связей, возникающих в семье на почве появления ребенка-инвалида. Исследование ценностных ориентации таких семей является актуальной задачей современной социологии.

Степень разработанности проблемы

Социологические вопросы семьи всегда занимали важное место в научной литературе. Диапазон воззрений на семью в истории человеческой мысли весьма велик: от Платона, для которого в идеальном государстве жены и дети должны быть общие, до «Семейного кодекса Российской Федерации», регулирующего семейно-брачные отношения в современных условиях. За редким исключением, во все времена и у всех народов семья рассматривалась как ценность, а семейные ценности были приоритетными. Среди наиболее ярких представителей мировой культуры, разделявших такой подход, можно назвать Конфуция, Аристотеля, Августина Аврелия, Канта, Гегеля, Маркса, Энгельса, В.Соловьева, Н.Бердяева и других.

В подавляющем большинстве исследований рассматривалась среднестатистическая типичная семья, структура и состав которой характеризовали культуру законы и культуру общества. Семья атипичная, то есть такая, в которой растет ребенок с ограниченными возможностями здоровья (ребенок-инвалид), стала рассматриваться и изучаться социологами и другими исследователями лишь в последнее время.

Вопросов истории семьи как общественного института, касались такие авторы научных традиций социальной мысли XIX в. как Л.Г.Морган

("Древнее общество"), Ф.Энгельс ("Происхождение семьи, частной собственности и государства") др.;

В то же время, несмотря на, казалось бы, исчерпывающее осмысление данной проблематики, внимание ученых к ней не только не ослабевает, а, наоборот, в последние годы возрастает.

Ценности семьи исследуются повсеместно. Из зарубежных источников можно упомянуть следующие: Ф. и Д. Гис "Брак и семья в средние века" - М., 2002; А.Карлсон "Общество - Семья - Личность: Социальный кризис Америки. Альтернативный социологический подход" - М., 2003; П.Бергер "Нуклеарная семья как первооснова цивилизации в исторической перспективе" - Вестник Московского Университета, серия 18, Социология и политология, 2003,N 3.

В отечественной социологической традиции в конце XIX - начале XX вв. наблюдалась первая волна всплеска интереса к научному осмыслению развития института семьи (М.Ковалевский, П.Сорокин). Такие работы, как монографии С.И.Голода "Эволюция семьи и брака: историко-социологический анализ" (1997), Л.Карцевой "Российская семья на рубеже двух веков" (2001) и другие позволяют пронаблюдать семью в динамике исторического развития. А потребность в осмыслении социальных процессов, которые происходили в семейно-родственных отношениях и которые вызвали коренные трансформации и семье в конце XIX - начале XX вв., привела к всплеску научного интереса к исследованию семейной динамики в то время.

Проблему адаптации человека к его окружению исследовал Г.Спенсер, который рассматривал общество как социальный организм и соответственно адаптацию индивидов как постоянное достижение равновесия организма (индивида) со средой (обществом).

Содержание адаптационных процессов и их место в общественной жизнедеятельности рассматривалось также в трудах таких представителей классической социологии, как Э. Дюркгейм, М.Вебер, Т.Парсонс и др.

Дюркгейм3 не использовал термин «адаптация», он изучал приспособление внутренней организации человека к существующим нормам (подчинение индивида нормам).

М.Вебер4, признавая роль социальной нормативности, обратил в то же время внимание на вопрос соответствия или несоответствия социальных норм интересам и ожиданиям человека.

Индивид ищет наиболее подходящие для него нормы среди социальных ценностей и также самостоятельно видоизменяет и творит их. Вебер рассматривает их как целерациональное, так и ценностно-рациональное поведение, причем в таком варианте приспособление человека к обществу также является источником социального прогресса. Однако описанная М.Вебером деятельность, построенная на достижении индивидуального блага и применения без учета интересов других индивидов могла нарушать равновесие общества. Т.Парсонс рассматривает процесс взаимодействия общества и индивида как взаимный компромисс, постоянную интеграцию отдельных социальных в систему. Этот процесс построен на балансе взаимных ожиданий индивида и социальной среды.

Поэтому, в соответствии с его представлениями, адаптация - это одновременно и процесс достижения стабильности, и результат этого процесса, общественный порядок, благоприятный как для индивида, так и для общества (гомеостаз).

Под гомеостазом понимается равновесие социального организма или системы, восстанавливающих свое стабильное состояние, невзирая на внешнее воздействие.

Но общество представляет собой только относительную стабильную систему. В силу этого адаптация индивида осуществляется также противоречиво и конфликтно. Р.Мертон5 рассмотрел индивидуальные пути

3 Дюркгейм Э. Ценностные и реальные суждения. - Социологические исследования, 1991, № 2.

4 Вебер М. О некоторых категориях понимающей социологии\\ Избранные произведения. - М., 1990.

5 Мертон Р. Социальная теория и социальная структура\\ Социологические исследования, 1992, №№2,3.

адаптации индивида к обществу, исходя из фактора принятия или непринятия им ценностей данного общества и путей их достижения.

Автор рассматривает адаптацию индивидов и как приспособления к нормам общества, и как бунт против них. Его типология, в рамках которой только конформизм не является девиантным, а все остальные варианты демонстрируют формы отклоняющегося поведения, очень наглядно, хотя и несколько упрощенно, показывает механизмы девиации.

На основе работ отечественных авторов, Л.Р.Король выделила такие аспекты адаптации:

- адаптация как процесс приспособления к новой среде;

#

как результат приспособительного процесса;

как способ достижения каких-то целей и приобретения пользы для индивида;

как достижение равновесия между субъектом и средой, как процесс, обеспечивающий не только стабильность, но и возможность развития индивида.

В.Франкл6 оспаривал идею адаптации и говорил, что человеку требуется борьба за какую-то цель, идею, достойную его.

Адаптироваться необходимо не только индивиду, но и группе (семье, например). Адаптация - это процесс активного движения поиска путей, а не только приспособление.

Что касается современной российской семьи, то здесь нельзя не упомянуть влияние западных процессов развития общества на российского человека. Социалистическое общество, в котором выросло и сформировалось не одно поколение, да и во многом вся история русского народа на первый план выводит доминирование общественных интересов над личными. Так как семья - это тоже своего рода маленькое общество, то доминирование общественного в семье над личными интересами каждого члена семьи также

6 В Франкл.Человск в поисках смысла. - М, 1993

является важным фактором. На Западе же тенденция к индивидуализации личности, к независимости, к личной свободе ведет к еще большему усугублению данной проблемы. Современная молодежь стремится создавать семьи, основываясь не на коллективных, а на личностных интересах. Ценности при этом могут оставаться те же самые, но акцент смещен в сферу личных интересов.

Ценностные ориентации как основа философии жизни индивида были изучены М.Рокичем7. Он разработал методику изучения ценностно-мотивационной сферы человека. Система ценностных ориентации определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотивации жизненной активности, основу жизненной концепции и "философии жизни". М. Рокич различает два класса ценностей: терминальные - убеждения в том, что конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться и инструментальные - убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации. Это деление соответствует традиционному делению на ценности - цели и ценности-средства. Получила известность и диспозиционная концепция личности В. А. Ядова, в которой понятие ценностных ориентации заняло одно из центральных мест. Именно в понятиях ценностных ориентации интерпретировались результаты по методике Рокича при проведении отечественных исследований, в том числе Д.А. Леонтьевым.

У классиков теории повседневности рассматриваются такие системные ценности как патриотизм, любовь к Родине, мораль. Эти ценности можно отнести к надсемейным, хотя, безусловно, при выборе партнера ими нельзя не руководствоваться. Повседневные ценности, бытовые и все, что под этим понимается - забота о родных, детях, благоустройство жилья, работа, секс и

7 Д.А.Лсонтьсв Ценностные представления в индивидуальном и групповом сознании: виды, детерминанты и изменения во времени. Интернет

др. выходят здесь на первый план, так как именно эта сфера, по их учению, приобретает для индивидов особую значимость. Давно уже стало понятным, что только лишь при достижении определенного уровня комфорта в. личной, а также и в семейной жизни, человек может быть адекватно и гармонично социально активным в надсемейных сферах жизни общества.

У. Томас и Ф. Знанецкий в своей работе "Польский крестьянин в Европе и Америке" (1918-1920) представили теорию, ядро которой - понятие социальной ситуации, включающее в себя три взаимосвязанных элемента: объективные условия (социальные нормы и ценности); установки индивида и группы; определение ситуации действующим лицом. Главное внимание в названной работе уделено анализу соответствия второго и третьего элементов. Если определение ситуации индивидом не совпадает с групповыми ценностями, то возникает социальная дезинтеграция, порождающая многие болезни современного общества. Определение ситуации на групповом уровне дает представление о нормах, законах, ценностях. Определение ситуации индивидом, исходя из его собственных установок и нормативных (ценностных) предписаний группы, свидетельствует о его приспособляемости к ней, о степени конформности индивида.

А.Г. Здравомыслов привлек внимание к взаимосвязи трех важнейших понятий: потребности, интересы, ценности. Ценностное восприятие, по его мнению, действительно порождает мотивацию действий и поступков. Вслед за У. Томасом и Ф. Знанецким, и М. Рокичем ценности рассматривали Н.И.Лапин и Л.А.Беляева8.

В настоящее время внимание к проблемам успешного

функционирования семьи усиливается. Появилось значительное количество работ социологов, психологов, медиков, посвященных самым разнообразным, в том числе и аксиологическим, аспектам семьи.

8 Н.И.Лапин и Л Л Беляева Ценности современного мира - М., 1994.

В работах Н.Г. Аристовой, М.Ю.Арутюнян, О.М.Здравомысловой, Г.И. Климантовой, Л.Р.Король, Н.И.Лапина, А.В.Носковой, И.В.Родиной, Т.В.Фомичевой, Т.Н.Юдиной и др. рассматриваются вопросы истории и современности семьи, а также семейные ценности, включая аспекты формирования семейных ценностей современной молодежи, современной российской семьи и семьи с ребенком-инвалидом.

По мнению Э.Гидденса9, появление постсовременной семьи ознаменовано сменой идеала любви. Романтический идеал, связанный с продолжающимися на протяжении всей жизни супружескими отношениями и экономической зависимостью женщины от мужчины, сменился идеалом «чистых отношений» в которых на первое место выходит ценность интимности, предполагающая эмоциональную открытость друг другу и даже равный «обмен» эмоциями. «Чистые отношения» в отличие от романтических, в принципе, вообще не строятся с целью брака или сожительства. Совместная жизнь продолжается до тех пор, пока сохраняется взаимная эмоциональная удовлетворенность.

В противовес авторам, наблюдающим тенденцию к актуализации ценностей семьи, А.Хохшильд10 считает, что семья вытеснена на периферию, некогда заниматься семьей, акцент сместился на работу. Его работа датирована 1997 годом, что вполне отражало состояние американской социальной жизни того времени.

Современные исследования, проведенные российским

исследователями, более полно отражают картину жизни (включая и ценности) и положения в обществе социально-дезадаптированных и типичных семей. По данным, представленным Г.И.Климантовой и Т.К. Ростовской , с 1992 по 2003 гг. число инвалидов в населении России выросло в 2,8 раз, с 3,9 млн. чел. до 11 млн. чел. В 2002 г. насчитывалось

'Giddens A. The transformation of intimacy Sexuality love & erotism in modern society. - Cambridg: Polity press, 1995.

10 Hochshild A. The time bind. When work becomes home and home becomes work. - New York: Metropolitan books, 1997.

11 И.И.Клнмаитова, Т.К. Ростовская. Молодая семья-демографический ресурс России. - М.: Изд-во РГСУ, 2008

более 600 тысяч детей-инвалидов, численность которых за предшествующие 10 лет выросла в 4,6 раз.

Российские медики пришли к выводу, что качество молодых поколений хуже, чем предыдущих.

В работе приведены результаты исследований по количеству браков, разводов, составу семьи, ее характеристик, рождаемости, а также выявлены проблемы молодых семей:

ошибочные мотивы вступления в брак;

низкий уровень предбрачной подготовки;

сохранение уже созданной семьи;

расширение семьи;

материально-экономические;

досуговая деятельность; -социально-психологические нарушения взаимоотношений.

Вместе с анализом ситуации в работе приводятся и программы поддержки семьи - как российские, так и зарубежные.

Е.И. Холостова в работе «Социальная работа с дезадаптированными детьми»12: отмечает, что для современной жизни такие ценности как дети, любовь, семья и брак являются наивысшими (ценности профессия, образование, родина, свобода стоят на более низких статусных позициях).

В работе «Состояние и перспектива развития семьи. Теоретико-типологический анализ, эмпирическое обоснование» (авторы Голод С, Клецин А.) развитие семьи рассматривается с точки зрения изменения семейных ценностей в историческом процессе. Авторы, а также В.Гуд и Р.Раппопорт говорят о постепенном переходе от традиционной (патриархальной) модели с четко выраженной половозрастной субординацией к детоцентристской (переходной) семье. Для такой семьи характерны «возвышение ценностей частной жизни, эмоциональных

UE И Холостова'2. Социальная работа с дезадаптированными детьми. Учебное пособие - М: Издательско-торговая корпорация

«Дашков и К», 2007 г.

13 Голод С , Клецин А " Состояние и перспектива развития семьи Теоретико-типологический анализ, эмпирическое обоснование. СП-

6,1994.

отношений и гипертрофированная ценность детей». И затем, в последнее время можно наблюдать тенденцию к формированию «супружеской (эгалитарной) семьи», которая описывается как «личностное взаимодействие мужа и жены, регулируемое моральными принципами и поддерживаемое имманентными ему ценностями (адаптационный синдром, интимность, автономия)».

Формированию семейных ценностей православия посвящена коллективная монография под ред. Г.И.Климантовой14. В ней подробно рассмотрены проблемы духовной и социальной жизни современной России на примере подходов к проблеме семьи русской православной церкви, показаны традиционные ценности российской семьи.

В рамках понятия дезадаптированой семьи вопросы семейных ценностей исследовали Е.И.Зритнева, В.В.Солодников. Работа В.В.Солодникова («Социология дезадаптированной семьи» - СП-б: «Питер», 2007) показывает довольно полную картину состояния жизненных проблем социально-дезадаптированной семьи. Представлена широкая палитра уникальных результатов, полученных отечественными и зарубежными исследователями в данной области знания, описаны основные тенденции в изменении семейных отношений как в России, так и за рубежом, содержащие подробные количественные (в том числе статистические) данные. К сожалению, несмотря на то, что данное издание датировано 2007 годом, о том, что семью с ребенком-инвалидом также можно отнести к социально-дезадаптированной семье, говорится буквально в одном абзаце.

Анализ имеющейся литературы показывает, что специальных исследований по проблеме специфики формирования ценностных ориентации в семье с ребенком-инвалидом не проводилось. Вместе с тем, можно выделить несколько групп работ, авторы которых рассматривали,

" Формирование семейных ценностей православия (метолики, технологии) \ Коллективная монография под ред. Г.И.Климантовой - М: Шд-во РГСУ.2006.

разрабатывали или затрагивали различные аспекты семьи с ребенком с ограниченными возможностями здоровья (ребенком-инвалидом).

Влияние экономических и социально-политических факторов на формирование ценностных ориентации семьи в аспекте ценности здоровья анализирует И.С.Ларионова. Связанная с нарушением здоровья ребенка, проблема семейной реабилитации исследована А.Л.Ершовым . Вслед за американским ученым Г.Доманом, А.Л. Ершов считает, что реабилитацию ребенка с ограниченными возможностями здоровья следует проводить в семье. В работе представлен научный подход к работе с семьей и подготовке родных к реабилитации ребенка в семье, а не в медицинском учреждении.

Наиболее близкими к теме диссертационного исследования явились работы:

работа «Влияние ребенка с задержкой психического развития на социально-психологический климат семьи», проведена И.Э. Ермашенковым (2001г.,МГСУ);

работа «Управление процессами медико-социальной реабилитации и социализации детей-инвалидов с церебральным параличом», проведенная Т.В. Каграмановой (2003 г., МГСУ);

- работа «Организационная модель комплексной реабилитации
пациентов с ограниченными возможностями», проведенная Н.С. Роберт
(2004 г., ЦНИИ организации и информатизации здравоохранения РФ);

работа «Здоровье как социальная ценность», проведена И.С.Ларионовой (2004 г., МГСУ).

В проведенных исследованиях авторы представили обширные статистические данные, подтверждающие тезис о том, что ребенок-инвалид оказывает специфическое воздействие на свою семью. Это воздействие отличается от влияния здорового ребенка по различным параметрам. Как следствие, семья испытывает на себе многофакторный стресс. Авторы

15 Ершов Л Л Семейная реабилитация детей с заболеваниями нервной системы: Пособие для родителей. - Нижний Новгород: Издательство Нижегородской государственной медицинской академии, 2005.

приходят к выводу, что необходимы широкомасштабные программы реабилитации как самих детей, так и семей, в которых находится ребенок-инвалид.

Однако многие проблемы, связанные с темой диссертационного
исследования, остаются малоизученными и не до конца проясненными. Нет
единства в толковании ключевых понятий - «семейная ценность»,
«ценностная ориентация семьи», «реабилитация семьи с ребенком-
инвалидом» и др. Большинство исследователей в качестве объекта своего
исследования берут нормальную, типичную семью, ценности которой не
всегда совпадают с ценностями семьи атипичной. Тем не менее, поскольку
таковые семьи существуют, они не должны выпадать из поля зрения ученых,
должен наращиваться поиск путей приближения такой семьи к семье
типичной. Но для этого необходим всесторонний анализ специфики
формирования ценностных ориентации атипичной семьи, выработка
методологических принципов обеспечения ее нормального

функционирования и жизнедеятельности.

Таким образом, данное исследование предполагает занять определенную нишу в теоретическом осмыслении вышеописанных проблем и вопросов. Это позволит представить семью с ребенком-инвалидом более полноценным элементом общества, а понимание проблем атипичной семьи и внимание к ее нуждам со стороны общества даст возможность такой семье быть более успешной в социуме.

Цель исследования - на основе анализа особенностей ценностных ориентации семьи с ребенком-инвалидом разработать направления ее адаптации, позволяющих гармонизировать жизнедеятельность семьи с ребенком-инвалидом.

Объект исследования - ценностные ориентации семьи с ребенком.

Предмет исследования - особенности ценностных ориентации семьи с ребенком-инвалидом (атипичной семьи).

Задачи исследования:

Выявить ценностные ориентации семьи в свете ценностно-системного подхода;

Выявить специфику ценностных ориентации типичной и атипичной семей;

Выявить аксиологические особенности семьи с ребенком-инвалидом и показать специфику ее взаимодействия с социальной средой;

Выявить общее и особенное в потребностях, интересах, смысложизненных ценностях и мотивах поведения семьи с ребенком-инвалидом и типичной семьи;

Предложить направления гармонизации жизнедеятельности семьи с ребенком-инвалидом и методы сближения иерархий ценностей атипичной и типичной семей.

Теоретико-методологическая база исследования

В данной работе использовался ряд теорий и методологических подходов, разработанных в классической и современной социологии: структурно-функциональный и системный анализ (Э. Дюркгейм, Р. Мертон, Т. Парсонс и др.), социологическая теория социокультурных изменений и методологический принцип, отстаиваемый П. Сорокиным, о нелинейном характере социокультурных изменений. В представленной работе автор опирается на ключевые идеи и парадигмы, нашедшие свое отражение в трудах современных отечественных и зарубежных ученых по аксиологии, гендерной социологии, социологии социальной сферы, позволяющих выявить тенденции в динамике ценностей современной российской семьи.

Особую ценность для исследования имели принципы объективности, единства теории и практики, диалектического анализа предмета исследования, деятельностный и личностный подходы.

Эмпирической базой исследования послужило проведенное в 2006-08 гг.

автором исследования интервьюирование родителей типичных семей, проживающих в г.Москве, чьи дети посещают обычный детский сад или обычную школу (N-98 человек), и родителей детей с ребенком-инвалидом (N-152 человека), также жителей г.Москвы. Все семьи были с двумя родителями.

В работе также использовались результаты анализа статистических данных и исследований сфер жизни людей с ограниченными возможностями здоровья, проведенных Саратовским государственным техническим университетом.

Научная новизна исследования

Научная новизна диссертации отражена как в постановке проблемы, так и в ряде новых, и включающих элементы новизны, положений:

Выявлены ценностные ориентации семьи в свете ценностно-системного подхода;

Выявлено, что семья с ребенком-инвалидом имеет существенную специфику в ценностных ориентациях;

Рассмотрены особенности семьи с ребенком-инвалидом и показана специфика ее взаимосвязи с социумом;

Установлено общее и особенное в потребностях, интересах, смысложизненных ценностях и мотивах поведения типичной и атипичной семей;

Обозначены направления изменения общественного сознания по гармонизации жизнедеятельности семьи с ребенком-инвалидом в современных условиях, а также уточнены и дополнены методы сближения иерархий ценностей атипичной и типичной семей.

Основные положения, выносимые на защиту

1. Ценностные ориентации семьи в свете ценностно-системного подхода представляют собой структуру тесно взаимосвязанных элементов

(предпочтений, интересов, мотивов, потребностей). Такой подход позволяет исследовать ценностные ориентации типичной и атипичной семей, иерархию ценностей в течение их жизненного цикла, а также потребности и специфику межличностных отношений в них. Ценностно-системный подход позволяет выработать наиболее эффективные способы успешного преодоления отторжения социумом атипичных семей.

2. Специфика ценностных ориентации семьи с ребенком-инвалидом
заключается в существенном различии иерархии ценностей, которые
выстраиваются по степени значимости и смыслам, вкладываемым в
содержание их набора. Ценность «здоровье ребенка» становится
доминирующей и соподчиняющей другие ценности в иерархии ценностей
атипичной семьи, тогда как в типичной семье эта ценность не несет такой
высокой значимости.

3. Существенной особенностью аксиологического содержания
жизнедеятельности семьи с ребенком-инвалидом выступает ее
доминирующая ориентация на здоровье ребенка. Специфика взаимодействия
семьи с ребенком-инвалидом с социальной средой заключается в том, что
семья идентифицирует себя как отчужденную (атипичную). В результате
этого семья испытывает трудности в успешном функционировании в
социуме.

4. Общее и специфика в потребностях, интересах, смысложизненных
ценностях и мотивах поведения типичной и атипичной семей складываются
из портретов личностей (членов семей) их составляющих. Анализ
потребностей, интересов, смысложизненных ценностей и мотивов поведения
членов семьи позволяют отнести каждого из них к определенному типу
личности (гармоничная, дисгармоничная: «серая», инфантильная,
психотическая). У ребенка-инвалида ценности и иерархия ценностей,
присущие детскому периоду, сохраняются продолжительное время (а
нередко и всю жизнь), влияя тем самым на динамику развития и ценностный
потрет семьи.

5. Авторский подход к гармонизации жизнедеятельности семьи с ребенком-инвалидом позволяет разнообразить спектр современных направлений эффективной реабилитации семьи с ребенком-инвалидом, выработать оптимальный путь сближения иерархии ценностей атипичной и типичной семей. Ключевым направлением в этом процессе является комплексный средовой подход. Основным содержанием этого подхода выступают методы иппотерапии и арттерапии, ядро и гуманистическую основу которых должны составлять духовные ценности. Использование обозначенных направлений и насыщение методов ценностно-духовной составляющей позволит атипичным семьям успешнее функционировать в обществе.

Научно-практическая значимость исследования

На основе сделанных в ходе исследования выводов сформулирован ряд теоретических и практических рекомендаций и предложений по организации реабилитационной работы с семьями, в которых есть дети-инвалиды, а также со взрослыми людьми, которые имеют статус инвалида. Рекомендуемые методики прошли испытание в различных медицинских и реабилитационных учреждениях.

Полученные выводы и результаты могут быть использованы при изучении социологических, социально-педагогических проблем обучения детей и взрослых с особенностями развития, а также при организации их социальной адаптации к жизни в социуме. Сформулированный подход и теоретические идеи могут быть полезны при проведении учебных курсов и спецкурсов по социологии и социальной работе, а также в дальнейших исследованиях в области теории ценностей применительно к деятельности социальных работников.

Структура и объем работы определяются задачами и логикой диссертационного исследования, состоящего из введения, двух глав, заключения, двух приложений и списка литературы.

Ценностно-системный подход как основа исследования ценностных ориентации в семье

В социологических исследованиях наряду с онтологическим, гносеологическим, антропологическим и другими подходами все большее место занимает и дает все более продуктивные результаты аксиологический подход, или, что одно и то же, применение теории ценностей к исследованию социальных явлений. Можно с уверенностью сказать, что происходит ренессанс начала XX века, когда теория ценностей только разрабатывалась и широко применялась в социологических исследованиях.

Возможности аксиологического подхода основываются на методологической роли ценностной парадигмы. Суть ее как основы и ядра аксиологического подхода заключается в признании в качестве исходной аксиомы того, что способ существования любого социального образования зависит не только от потребностей и интересов, но и от ценностных предпочтений, которые не всегда созвучны потребностям. Использование ценностного подхода в исследовании любой социальной группы заключается в рассмотрении, описании и объяснении ее бытия через призму ее ценностных ориентации и ценностных отношений.

Чем привлекателен ценностный подход? Во-первых, он согласуется, успешно сочетается с любым подходом, он незримо присутствует в любом другом подходе к исследованию социального явления или института. На современном уровне развития обществознания моноподходы, как правило, редко дают должный эффект в исследованиях сложных социальных явлений. Способность же аксиологического подхода легко коррелироваться с другими подходами дает возможность исследовать семью как социальный институт и ячейку общества комплексно, преодолеть ограниченность одного подхода, а, следовательно, подняться на более высокий уровень абстракции, предметнее и достовернее осуществить восхождение от абстрактного к конкретному. В конечном счете, такая способность аксиологического подхода позволяет глубже и рельефнее представить жизнедеятельность семьи, видеть в ней одновременно ситуативную, субъект-объектную, целевую, процессуальную и другие стороны.

Во-вторых, эвристические и методологические преимущества ценностного подхода заключаются в том, что он позволяет найти путь к объяснению того, почему люди именно так организуют свою жизнедеятельность, а не иначе. В логико-гносеологическом плане такой подход ориентирует исследователей не на описание самого факта жизнедеятельности семьи, а на выяснение существенных характеристик этого процесса как результата определенной, нацеленной на достижение определенных ценностей, деятельности.

Наконец, этот подход позволяет выявить тенденции функционирования и развития жизнедеятельности семьи при смене смысложизненных ценностей, преодолеть фрагментарность, аспектность в видении семейных предпочтений, которые возникают в силу того, что семья изучается многими науками (социологией, психологией, педагогикой и др.). В конечном итоге ценностный подход позволяет углубить наши представления в отношении ряда уже устоявшихся в социологической, психологической и др. системах знаний позиций, утверждений, а также исследовать некоторые аспекты, тенденции развития семьи. Его возможности широки по диапазону и эффективны по результатам, но лишь в том случае, если в процессе исследования соблюдается «технология», базовые принципы ценностного подхода.

Основными его принципами являются:

1. Ценности есть идеал любого социального института, стремление к достижению которого определяет основные параметры его жизнедеятельности.

2. Исследуемые объекты, к которым применим аксиологический подход, могут относиться только к социальным явлениям, с обязательным включением личностной составляющей.

3. Любое исследуемое явление в рамках аксиологического подхода рассматривается как совокупность или система отношений, которые могут иметь горизонтальную расчлененность и вертикальную иерархию, выступающие в то же время как целостность.

4. Различным состояниям социального института соответствуют специфические типы, формы и виды ценностей.

Вместе с тем, ценностный подход не является неким «суперподходом», его возможности не безграничны уже в силу того, что ценности существуют только для человека и оценку им дает только человек или социальная группа. Да и сама сфера жизнедеятельности людей настолько многообразна, что никогда не сможет уложиться в схематику одного единственного подхода.

Ценностные ориентации и иерархия ценностей типичной семьи и семьи с ребенком-инвалидом

Для рассмотрения ценностных ориентации современной российской семьи построена некая идеальная модель семейных ценностей на примере типичной российской семьи. Кроме того, прослежена динамика и иерархия этих ценностей в процессе жизненного цикла семьи.

Семья - это взаимоотношения между людьми, основанные на кровном или брачном родстве, малая группа, члены которой связаны общностью, бытом, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.21

В свете размышлений о ценностях семьи резонно сформировать тот "джентльменский набор" ценностей, который в норме должен присутствовать у взрослого человека, создающего семыо. На основе этого набора можно выявить ценностные ориентации, иерархию ценностей, а также динамику ценностных орентаций в процессе жизненного цикла семьи. И благодаря этому можно сформировать модель обычной среднестатистической семьи (в данном исследовании — типичной). В каждой семье есть какие-то свои особенности, но в целом среднестатистические семьи будут входить в понятие нормы. Существует масса семей (и, к сожалению, по социологическим опросам, таких семей становится все больше), которые в силу различных причин не вписываются в понятие нормы. Они составляют значительную часть населения и существенно влияют на экономическую и демографическую ситуацию в обществе.

При этом важно понимать, что семья может и не соответствовать усредненным нормам и стандартам социологического характера, но благодаря духовному и творческому потенциалу семьи за счет ценностей, на которые опирается такая семья в своем развитии, может входить в "норму" среднестатистической здоровой семьи, являясь тем самым элементом «типичной части общества». Ведь именно духовный, ценностный аспект можно рассматривать как движущую силу развития общества.

Подходя к основному вопросу исследования, что же тогда определяет специфику формирования ценностных ориентации в семье, за вариант «нормы» была взята обычная среднестатистическая семья - семья, в которой есть дети и они не страдают серьезными нарушениями здоровья (типичная семья), а "не нормы" - семью с ребенком-инвалидом (атипичная семья).

Процесс формирования ценности семьи и ценностей, на которых выстроена семья, имеет двоякий характер. Так как люди живут в обществе, то и так называемое общественное мнение, от которого не может не зависеть человек, формирует у каждого индивидуума некое представление, какой должна быть семья, к чему необходимо стремиться в процессе ее формирования и развития. Носителями этих представлений являются в первую очередь родители, которые несут как свои собственные представления, так и сформированные общественным мнением, сформированные культурой и особенностями той формации, в которой живет данная семья. С другой стороны, каждый человек имеет уникальные качества, присущие только ему, и поэтому стремится реализовывать свои собственные представления о том, какая семья ему необходима. Это процесс постоянного сопоставления личных интересов, ценностей, предпочтений с общественными, культурными, политическими. Проблема выбора между доминированием личного и общественного в человеке всегда была одной из весьма значимых. И здесь основным базисным положением являются ценности, которые составляют это понятие - семейные ценности.

Исходя из различных позиций и взглядов на это понятие разных авторов, важно определить это понятие еще раз в свете современных тенденций развития российского общества.

Семейные ценности - значимые для членов семьи взаимоотношения, предметы, идеалы, связанные с рождением, взращиванием, воспитанием детей, внуков и поддержкой родственных отношений внутри и вне отдельной семьи. Семейные ценности могут базироваться на потребностях в заботе о близких людях, на идее о продолжении рода, на чувстве защищенности, комфорта от взаимоприятных отношений, ведения совместного хозяйства, удовлетворенности своей собственной ролью как некоего центра семьи, чувства реализованности себя как носителя всех этих отношений.

Особенности семьи с ребенком-инвалидом и специфика ее взаимодействия с социальной средой

Появление на свет ребенка - это всегда чудо. Много эмоций, переживаний, как психологических, так и физических, связано с этим моментом. К сожалению, не все и не всегда проходит хорошо. У природы свои планы на то, каким будет ребенок. Для родителей известие о том, что у ребенка серьезные нарушения физического или психического характера, - это всегда шок. Ребенок еще не знает, что он «не такой», а родители и родственники - все знают. Поэтому именно семья принимает на себя первый удар. От того, как дальше поведут себя родители, будет зависеть и развитие ребенка и судьба самой семьи.

Повседневные проблемы и заботы в семье с ребенком с особенностями развития возрастают на порядки раз. В обычной семье родители прекрасно понимают, что трудности, связанные с уходом за ребенком от его рождения до примерно 2-3 лет временные. Поэтому они готовы перестроить свой быт под заботы о ребенке. В семье же с ребенком с особенностями развития период повышенной заботы может растянуться на 10, а то и более лет.

Динамика состава семьи

Условно семьи с ребенком с особенностями развития -по составу ее членов можно разбить на следующие:

1.Семьи, на состав которых рождение такого ребенка почти не повлияло. Это наиболее успешный вариант, к сожалению, таких семей сравнительно мало. Если ребенок требует постоянной опеки, то к уходу за ним, как правило, привлекается старшее поколение (бабушки-дедушки), либо мама прекращает работу и выполняет роль домохозяйки и гувернантки. Для развития такого ребенка привлекается множество специалистов. Подросший ребенок, если это возможно, начинает посещать детское учреждение, но, как правило, он находится там не полный день.

2. Семьи, которые распадаются по причине рождения ребенка с особенностями развития. Часто мужчины не выдерживают того психологического шока, который они испытывают, узнав, что их ребенок не такой, каким они хотели бы, чтобы он был.

3. Семьи, в которых отец ребенка является не родным.

4. Семьи, в которых был ребенок с тяжелыми нарушениями здоровья, но умер. В семье рождается здоровый ребенок и далее семья функционирует уже как обычная.

5. Семьи, в которых есть ребенок-инвалид и здоровый ребенок (или дети).

6. Семьи, в которых родители ребенка в силу разных обстоятельств не могут больше сами заботиться о нем и отдают его в спецучреждение.

Причинами нарушения структуры семьи с ребенком-инвалидом и связей между ее членами могут быть либо образующие её связи, либо ее структура, либо и то, и другое.

Нарушение структуры семьи может возникнуть вследствие следующих причин:

Развод супругов (или проживание отдельно друг от друга);

Смерть одного или нескольких членов семьи. Нарушение связей, образующих структуру семьи, может возникнуть вследствие причин:

Неудовлетворенность отношениями, существующими между супругами или между другими родственниками, проживающими совместно;

Неудовлетворенность социальным, статусным положением одного или обоих супругов или других членов семей;

Неудовлетворенность членами семьи социально-бытовыми условиями;

Наличие серьезных проблем со здоровьем одного или нескольких членов семьи.

Психологические проблемы, с которыми сталкиваются семьи

Проблемы психологического характера проявляются как в межличностном взаимодействии всех членов семьи, так и во взаимодействии семьи с социумом.

Трудности во взаимоотношениях матери и ребенка с нарушениями в развитии начинаются с того момента, когда становится ясно, что с ребенком что-то не так. В процессе осознания родителями, и в первую очередь матерью, болезни ребенка происходит и деформация иерархии ценностей.

Новорожденный ребенок приходит в наш мир совершенно беспомощным. И именно мама является его проводником в мир жизни. Она дает ему чувство безопасности, ощущение того, что он желанен и любим. Но любой женщине, ставшей матерью, приходится выдерживать очень много нагрузок в первый год жизни малыша. Это непросто. И тем более непросто, когда мама знает, что у ребенка серьезные нарушения. Мама, которая подсознательно хочет видеть своего ребенка здоровым, веселым, послушным, находится в сложном положении. В результате внутриличностного конфликта у нее могут сформироваться:

1). Чувство вины. «Я виновата в том, что мой ребенок больной». Как следствие этого - резкое понижение самооценки, потеря уверенности в себе, в своих силах25.

2). Чувство «обиды на жизнь». Это другая крайность, которая может быть выражена во фразе «Другие (акушерки, муж, наследственность, безденежье т. п.) виноваты в том, что со мной это случилось». Следствием этой позиции могут стать неадекватная самооценка (завышенная или заниженная), соматические заболевания.

Похожие диссертации на Особенности ценностных ориентаций семьи с ребенком-инвалидом: социологический анализ