Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Почитание святых как институт Русской православной церкви: социологический анализ Емельянов Кирилл Станиславович

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Емельянов Кирилл Станиславович. Почитание святых как институт Русской православной церкви: социологический анализ : автореферат дис. ... кандидата социологических наук : 22.00.04 / Ин-т социологии РАН.- Москва, 2004.- 26 с.: ил. РГБ ОД, 9 05-1/2258-2

Введение к работе

Актуальность темы исследования

В современной России происходит обшее для постсоветского пространства явление: возрождение религиозной жизни, участие религиозных организаций в общественных мероприятиях. Ситуация в России отличается от обстановки в других странах, в том числе и странах бывшего социалистического лагеря: ни в одной из них христианская церковь не была подвергнута столь значительному разгрому, и нигде «трудящиеся массы» не были так «освобождены из-под влияния религии»1, как в Советском Союзе. Сегодня десятки тысяч церквей по всей России возвращаются верующим. Делаются попытки как со стороны церковных структур, так и со стороны представителей светской власти по-новому определить свои взаимоотношения, роли.

Несмотря на происходящее в нашей стране видимое возрождение духовных ценностей, общество не всегда адекватно реагирует на происходящие изменения. За время Советской власти несколько поколений были лишены религиозного воспитания и образования; была прервана традиция православной социализации общества. На этом фоне неудивительны возникающие перекосы в религиозном сознании общества2. Одна из задач социологии состоит в том, чтобы разобраться в структуре современного массового религиозного сознания, проанализировать причины и истоки его деформации, раскрыть структуру этого феномена и, выявив иерархию религиозных ценностей, показать в ней место святых как носителей определенного культурного идеала.

На протяжении многих столетий функцию культурных героев в целом, в том числе религиозных, выполняли святые. Своими подвигами, жизнью, поучениями они представляли для общества определенные нравственные идеалы, к которым должны стремиться верующие. Своими действиями святые давали порой недосягаемые примеры поведения для окружавших их людей. Святые, или их аналогии, есть во всех монотеистических религиях, и для верующих они являются важной нравственной составляющей социализации.

С самого начала возникновения канонизационной практики церковь, на примере святых, представляла верующим определенный образец

' Мы приводим выражения председателя Совета по делам религий в СССР В Л Куроедова - Куроедов В А Из историй взаимоотношений советского государства и церкви//Вопросы истории М,1973 №9 С 15-31

2 См Дубин Б В Православие, магия и идеология в сознании россиян (90-е годы) // Куда идет Россия0 Кризис институциональных систем век, десятилетие, год / Под

общ ред Т И Заславской М, 1999 ~ , "„.„._ „ 1

' - 'ІАЦИОНАЛЬНАЯ
БИБЛИОТЕКА
I

| СПегс*ург Лл I

і о» !«;*7JJ

христианского поведения. Однако современное общество далеко не всегда усваивает те идеалы, которые проповедуются в житиях святых. Чрезвычайно важный вопрос - почему канонизированные церковью святые не пользуются таким почитанием, как «народные» святые, т. е. те, кого церковь отказывается канонизировать, а общество почитает -пока остается за рамками научных исследований. Тем не менее представляется актуальным выяснить социальные причины «народных» верований, которые идут вразрез с официальной церковной идеологией.

Предлагаемое исследование находится на стыке двух дисциплин: социологии и агиографии. Агиография - научная дисциплина, «занимающаяся изучением житий святых, богословскими и историко-церковными аспектами святости»3.

В отличие от агиографии, для социологии святые - это, с одной стороны, социальная группа - князей, монахов, епископов, мирян и т. д., каждый из которых жил в конкретную историческую эпоху в конкретной стране и совершал реальные акты социального действия. С другой стороны, святые - это социокультурная группа, которая сформировывалась под влиянием социально-политических процессов в обществе вследствие актов канонизации. Канонизация святых - это продолжающаяся длительное историческое время религиозная практика. Канонизация существует много веков, включает несколько инструментальных процедур, обычаев и обрядов, которые выполняют специальные органы церковного управления (Собор, Синод или правящий архиерей).

С социологической точки зрения важным представляется то, что институт почитания святых вносит в сообщество верующих определенную стратификацию, т. к. святые - то меньшинство избранных, которое заслужило самый высокий титул благодаря особому образу жизни, ценностным ориентациям и формам социокультурного поведения.

Для социологического исследования было бы, разумеется, актуально путем опроса выяснить отношение к культу святых в обществе: какие святые почитаются, а какие нет, жития каких святых читаются верующими, какую роль в жизни верующих среди прочих церковных практик и институтов занимает почитание святых - участие в крестных ходах, паломнические поездки, заказ молебнов святым и т. д. Однако чтобы начинать подобные исследования необходимо составить представление о том, что представляет институт почитания святых в своей сути, каковы его функции и структурные элементы и, главное, каким он был и как он развивался, превращаясь из почти незаметной социальной практики в сложную систему. Изучению указанных теоретических проблем и посвящена настоящая работа.

' Живов В М Святость Краткий словарь агиографических терминов М , 1994 С 8

,,<** 2

Степень научной разработанности проблемы

В основном почитание святых и все, что с ним связано, было предметом изучения агиографов, историков и филологов; гораздо меньше внимания уделялось этой теме в социологии.

Исследования житийной литературы в нашей стране берут свое начало в середине XIX в. Критическое осмысление житийной литературы начинается не как борьба «науки с религией», не как новое течение в истории религии, а как попытка историков обнаружить новые «нетрадиционные» источники4.

К числу первых исследователей житий можно отнести академика Л. А. Куника, историка П. М. Строева, филолога Ф. И. Буслаева5. Среди церковных писателей можно отметить работы А. Н. Муравьева «Жития святых Российской Церкви» (1855-1858) и архиепископа Филарета Черниговского (Гумилевского) «Русские святые, чтимые всею Церковью или местно» (1861-1865). Обе работы представляли собой справочные издания, целью которых была нравоучительная миссия. Критика житийной литературы в этих трудах практически отсутствует.

В 1871 г. выходит труд В. О. Ключевского «Древнерусские жития святых как исторический источник»6. Исследуя жития XII-XVII вв., В. О. Ключевский показал развитие русской агиографии и продемонстрировал методы научной критики житийных текстов, которые позволили установить верное соотношение между действительными событиями и позднейшими «наносными» преданиями.

Труд Ключевского дал своеобразный толчок дальнейшим исследованиям агиографии: Н. П. Барсуков начинает составлять насколько возможно исчерпывающий справочник источников русской агиографии, который выходит в свет в 1882 г. и включает около 700 имен подвижников7 (для сравнения, у Ключевского их 166), а в 1891 г. выходит аналогичный труд архимандрита Леонида8.

4 Плигузов А И , Янин В Л Послесловие к книге В О Ключевского «Древнерусские

жития святых как исторический источник» М , 1989 С 2

5 Учен зап. имп Академии наук по I и III отделениям СПб, 1854 Т 2, Барсуков Н П

Источники русской агиографии СПб, 1882 (Серия «Памятники древней письменности», Вып 81), 31-е присуждение учрежденных П Н Демидовым наград СПб, 1862

6 Ключевский В О Древнерусские жития святых как исторический источник М,1989,

(репринт 1871) 'Барсуковы П Источники русской агиографии СПб, 1882 8 Леонид архим Святая Русь СПб, 1891

В 80-90-х гг. предпринимались попытки определить нравственное содержание русских житий как руководства для пастырской проповеди9 и как истоки социально-этических идеалов монашеской аскезы10. Кроме того, проводились исторические исследования житий, возникших в конкретных местностях.11

К началу XX в. в распоряжении науки находился уже довольно представительный корпус житийных текстов. Издания монастырских актов, летописей, справочников о монастырях12 и критических работ по проблемам канонизации13 создали новую историографическую ситуацию, которая способствовала дальнейшему изучению агиографии Работы Е. Е. Голубинского и В. П. Васильева весьма схожи между собой14. «История канонизации святых в русской церкви» остается и по сей день фундаментальным справочником по истории канонизации. В этой работе представлены не только списки канонизированных святых, но, главное, предложена периодизация проводившихся канонизаций.

В 1902 г. в Варшаве выходит историко-литературный труд

A. П. Кадлубовского «Очерки по истории древне-русской литературы
житий святых», содержащий подробный разбор некоторых житий
русских святых. Основная часть (последняя, пятая) посвящена русским
житиям XV-XVI вв. и современным им направлениям русской
религиозной мысли.15.

Чуть позже появляются работы В. Яблонского (1908), X. М. Лопарева (1911), В. Мансикки (1913), Н. И. Серебрянского (1915),

B. П. Адрианова-Перетц (1917) и др., написанные в
историко-филологическом ключе, в которых используется
текстологический анализ и привлечение разнообразных источников для

' См Яхонтов А Жития святых как образовательно-воспитательное средство Симбирск, 1898

10 См Архангельский А С Нил Сорский и Вассиан Патрикеев Их литературные труды
и идеи в древней Руси СПб, 1882 Ч 1, Отчет профессорского стипендиата Георгия
Левицкого о занятиях в 1889-90 году //Журналы Совета С -Петербургской духовной
академии за 1889-90 учебный год СПб, 1895 С 287-345, Смирнов С И Как служили
миру подвижники древней Руси' Сергиев Посад, 1903

11 См. Яхонтов И Жития северорусских подвижников Поморского края как исторический
источник Казань, 1881

12 См Зверинский В В Материал для историко-топографического исследования о
православных монастырях в Российской империи СПб , 1890-1897 Т І-Ш

11 См Васильев В П История канонизации русских святых М, 1893, Голубинский Е Е История канонизации святых в Русской церкви 2-е изд М , 1903

14 Работа В П Васильева хотя и вышла раньше, однако была вдохновлена идеями,
принципами и методами построения работы Е Е Голубинского

15 Кадлубовский А П Очерки по истории древне-русской литературы житий святых
Варшава, 1902

критики житийных материалов16

После революции 1917г. наступает «затишье» в изучении житийной литературы; если не считать работы А. А. Савича17, вышедшей в ] 929 г., первые исследования появляются в 1958 г. и в 1966 г - это работы В. И. Корецкого и И. У. Будовница, в которых авторы обращаются к житиям с целью поиска в них классовой борьбы крестьян с монастырями, а шире - с целью воссоздания по текстам житий картины монастырской колонизации18.

С конца 50-х гг. исследования житий благодаря таким ученым как Л А. Дмитриев, М. Н. Тихомиров, Д. С. Лихачев, В. А. Грихин возобновляются".

Изучению стилистических особенностей житий посвящены работы Л. А. Дмитриева20. Жанровые особенности житий исследуются Л. А. Ольшевской, Н. Н. Башатовой, А. О. Амелькиным, Д.С.Лихачевым, Е. В. Крушельницкой21. В двух последних исследованиях авторы сопоставляют жанры жития и автобиографии.

16 См Яблонский В Пахомий Серб и его агиографические писания СПб, 1908, Лопарев X М Византийские жития святых VI1I-IX веков //Византийский временник Т XVII СПб, 1911, Он же, Греческие жития святых VIII и IX вв Опыт научной классификации памятников агиографии с образом их с точки зрения исторической и исгорико-литературной Пгд, 1914 Ч I Современные жития, Мансикка В Житие Александра Невского М, 1913,Ссребрянский II И Древне-русские княжеские жигия СПб, 1915, Адрианова-Перетц В Л Житие Алексея человека Божия в древнерусской литерагуре и народной словесности Петроград, 1917

" См Савич А А Главнейшие моменты монастырской колонизации русского севера в XIV-X VII вв //Сб Об-ва исторических, философских и социальных наук при Пермском ун-те Пермь, 1929 Вып ІП С 47-116

18 См Корецкий В И Борьба крестьян с монастырями в России XVI - начала XVIII в /
/Вопросы истории религии и атеизма М, 1958 Т VI С 169-215, БудовницИ У
Монастыри на Руси и борьба с ними крестьян в XIV - XVI веках (по «житиям святых»)
М, 1966.

19 См Повести о житии Михаила Клопского /Подгот Л А Дмитриев М , Л., 1958,
Тихомиров М Н Забытые и неизвестные произведения русской письменности //
Археографический ежегодник за 1960 год М,1962 С 234-243, Лихачев Д С Человек
в литературе Древней Руси М , Л , 1958, Грихин В А Проблемы стиля древнерусской
агиографии XIV-XV вв М , 1974

20 Дмитриев Л А Жанр севернорусских житий//ТОДРЛ Л, 1972 Т 27, Он же, Житийные
повести русского Севера как памятники литературы XIII-XVII вв Эволюция жанра
легендарно-биографических сказаний Л, 1973

21 См Ольшевская Л А Своеобразие жанра житий в Киево-Печерском патерике //
Литература Древней Руси М , 1981, БашатоваН Н Структура «Жития Феодосия
Печерского» М, 1984, Амелькин А О Агиографические сказания как исторический
источник (Воронеж) //Россия в IX-XX веках Проблемы истории, историографии и
источниковедения М , 1999, Лихачев Д С Зарождение и развитие жанров
древнерусской литературы //Исследования по древнерусской литературе Л, 1986,
Крушельницкая Е В Автобиография и житие в древнерусской литературе СПб, 1996

Работа А. С. Хорошева «Политическая история русской канонизации (XI-XVI вв )22 представляет собой первый в советской историофафии опыт исследования института почитания святых и «ею классовой сущности». В работе доказывается, что канонизация - исключительно политическое дело, направленное в интересах Церкви.

Среди последних работ по истории канонизаций святых можно отметить статьи И. В. Семенинко-Басина, А. И. Шмаиной-Великановой, Г. М. Прохорова.23

Краткий обзор исследований агиографических источников показывает, что жития святых и категория «святость» рассматриваются в историческом, филологическом, культурологическом контекстах. Социологические методы для исследования данной темы не использовались.

Тем не менее, социология не обходит стороной проблемы религиозной жизни общества. Напротив, теоретическая социология, начиная с классиков, выделяла одним из важных направлений изучение места и функций религии в целостной системе общества. Социологический подход к религии сформировался в огромной степени под влиянием идей трех классиков социологии: К. Маркса, Э. Дюркгейма и М. Вебера. Однако в их работах религия изучается как социальное явление в целом, но мало внимания уделено отдельным, частным сторонам религиозной жизни. Ими исследовались религиозные типы обществ, типы поведения, отношение той или иной религии в целом к различным сферам общественной жизни. Частные особенности религий их интересовали гораздо меньше. Исследования по социологии религии носили актуальный характер и проводились в том ракурсе, который был важен для общества Западной Европы того времени24.

Исследования по социологии религии проводились и более поздними авторами. Из зарубежных исследователей можно отметить Г. Зиммеля, А. Гарнака, Б. Малиновского, Л. Леви-Брюля, Дж. М. Йингера, Ч. Глока,

22 См Хорошев А С Политическая история русской канонизации (XI-XVI вв ) М , 1986 21 Семенинко-Басин И В Свидетельство российских новомучеников //Страницы, Т 5, Вып 1 М,2000 С 66-76; Он же, Возобновление канонизации святых в Русской церкви после антирелигиозных гонений //Церковь в истории России, сборник 5 М , 2003 С 324-342, Он же, Проблемы канонизации и почитания святых в деяниях Московского поместного собора Православной Российской церкви 1917-1918 годов //Религии мира История и современность М , 2004 С 376-404, Шмаина-Великанова А И О новых мучениках //Страницы, Т 3, Вып 4 М, 2000 С 504-509, Прохоров ГМ Святые в истории Руси//ТОДРЛ, вып 54 СПб , 2003 С 78-98 24 См Гофман А Б Религия в философско-социологической концепции Э Дюркгейма / /Социологические исследования М, 1975, №4 С 179

Р. Белла, M Мосса, П. Бергера, Н. Лукмана25. Среди отечественных дореволюционных исследователей можно выделить С. Л. Франка, С. Н. Булгакова и, конечно же, П. А. Сорокина26.

Среди современных отечественных исследований можно отметить работу Ю. А. Левады «Социальная природа религии»27, где автором предпринята попытка определить функции института религии. Основная концепция данной работы - социальный взгляд на религию; любые религиозные явления обусловлены социальными параметрами. В работе представлен критический анализ положений и методов зарубежной социологии религии.

В работах таких современных исследователей как Д. Е. Мануйлова, Д. М. Угринович, В. И. Гараджа, А. Н. Красников, И. Н. Яблоков, Л. А. Мажуль, Н. Митрохин28 также находят свое отражение проблемы социологии религии.

Несмотря на то, что во всех перечисленных работах практически не уделяется внимания такому феномену как институт почитания святых,

" Зиммель Г Социология религии //Зиммель Г Избранное Философия культуры. М, 1995 Т I, ГарнакА Сущность христианства Шестнадцать лекций, читанных студентам факультетов в зимний семестр 1899-1900 гг в Берлинском Университете СПб, 1907, Малиновский Б Магия, наука и религия М , 1998, Леви-Брюль Л Сверхъестественное в первобытном мышлении М, 1994, Ymger J М Religion Society and the Individual N Y, 1957, Глок Ч Социология религии //Социология сегодня Проблемы и перспективы М 1965; Белла Р Социология религии //Американская социология М, 1972 С 268-281, Мосс М Социальные функции священного СПб , 2000, Бергер П Религия и общества М, 1998, Бергер П , Лукман Т Социальное конструирование реальности М, 1995

26 Франк С Л Духовные основы общества М, 1992; Булгаков С Н Народное хозяйство
и религиозная личность //Булгаков С Н Соч В 2 т М , 1993; Сорокин П А
Социальная стратификация и мобильность//Человек Цивилизация Общество/Общ
ред , сост и предисл А Ю Согомонов' Пер с англ М., 1992, Он же, Система
социологии Петроград, 1920

27 Левада Ю А Социальная природа религии М, 1965.

28 См Мануйлова Д Е Социальные функции религии М., 1975, Она же, Церковь как
социальный институт М, 1978, Угринович Д М Введение в религиоведение М., 1985,
Гараджа В И Социология религии М , 1996, Он же, Социология религии в России /
/Социология в России /Под ред В А Ядова 2-е изд, М, 1998, Красников А Н
Современная феноменология религии//Вестник МГУ Сер 7 Философия М,1999
№ 6 С 36-47, Яблоков И Н Религиоведение М , 2000, Мажуль Л А Социально-
нравственный облик и религиозность результаты социологического исследования /
Мажуль Л А , Петров В М //Человек в информационном пространстве цивилизации
культура религия, образование' Тезисы докладов Международной научной
конференции (19-20 сентябрь 2000 г, Красноярск-Новороссийск) /Под ред
И И Горлова Краснодар, 2000 С 262-265, Митрохин Н Русская православная
церковь современное состояние и актуальные проблемы М , 2004

тем не менее, принципиальные схемы и подходы, используемые социологами для раскрытия религиозно-общественных проблем, нашли своё отражение в настоящем исследовании.

Объектом исследования является институт почитания святых (имеются ввиду святые, канонизированные Русской православной церковью).

Предметом исследования являются социальные аспекты института почитания святых, приводимые ниже. Известны определенные критерии святости, которые используются при канонизации подвижника. В одну из задач исследования входит выяснить: существовали ли социальные характеристики у святых, которые могли влиять на процесс их канонизации? Мы выдвигаем гипотезу, согласно которой, помимо принятых церковью критериев определения святости человека, могли существовать и иные критерии, социального характера, которые также оказывали влияние на процесс канонизации.

Социальное происхождение оказывает влияние на жизнь человека, на его статусный набор, на его социальную мобильность. Оказывало ли оно влияние на социальную деятельность святых и на их возможность быть канонизированными - такова одна из проблем данной работы.

Почитание святых может быть названо частным институтом внутри института религии, который выполняет ряд определенных функций. Одна из таких функций института почитания святых - воспитание в верующих нравственности, христианской морали. Жития святых предлагают нам как раз эти образцы высоконравственного поведения, морали, и, следовательно, святые выступают в житиях как своеобразные агенты, проводники этой морали. Ориентируясь на жизнь святых, сообразуясь с их поведением, верующие выстраивают свою собственную жизнь. Какие же именно действия совершают святые и как они могут быть проанализированы с социологической точки зрения - предмет настоящего исследования.

Каковы принципы функционирования института почитания святых, как они связаны с моделями классического институционализма и неоинституционализма - также предмет нашего исследования.

Цели и задачи исследования

Целью диссертации является социологическое изучение почитания русских святых как частного института и канонизации как социально-религиозной практики, выявление социальных аспектов, влияющих на процесс канонизации святых, определение ценностно-нормативных идеалов, утверждаемых в житиях святых.

Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:

  1. Показать своеобразие социологического подхода к исследованию почитания святых в понятиях социальною института, социальной практики, стратификации и социальной мобильности.

  2. Используя существующие агиографические типологии, разработать социологическую классификацию русских святых.

  3. Исследовать социальное происхождение святых, их социальную мобильность.

  4. На основе текстов житий определить виды деятельности, характерные для каждого типа святых, а также ценностно-нормативные идеалы, которые утверждаются в действиях святых. Если церковь предлагает в житиях святых образцы высоконравственного поведения, утверждает определенные ценности и нормы, важные для каждого христианина, то с нашей стороны было бы важным представить социологическую интерпретацию этих текстов с тем, чтобы выявить социально-культурную символику этих конструкций.

  5. Используя концепции структурного функционализма и неоинституционализма, определить принципы функционирования института почитания святых в обществе, характерные для разных исторических периодов.

  6. Выявить социальные причины, которые вызвали недавнюю канонизацию более тысячи святых на Соборе 2000 г.

Теоретико-методологические основы исследования

Теоретико-методологической основой данной диссертационной работы являются основные положения общей социологии, социологии социальных институтов и социологии религии, изложенные в концепциях классиков социологии: Э. Дюркгейма, М. Вебера, П. Сорокина, Т. Парсонса, П. Бурдье.

При помощи метода анализа документов были обработаны жигия 379-ти святых, живших с X по XVIII вв. Используя типологию социального действия, предложенную М. Вебером, автор разработал особую классификацию типов подвижнической деятельности святых. Для проведения анализа социально-классовых характеристик и статусно-должностных полномочий русских святых использовалась теория социальной мобильности П. А. Сорокина. С помощью моделей структурного функционализма (Т. Парсонс) и неоинституционализма (П. Бурдье) почитание святых было рассмотрено как социальное явление в рамках института религии, выявлены основные принципы функционирования института почитания святых, основные этапы его трансформации.

Эмпирическую базу исследования составляют:

  1. Письменные источники, а именно - жития святых. Для нашего исследования был взят сборник житий русских святых, составленный архиепископом Филаретом Черниговским (Гумилевским)29, включающий жития 379-ти святых.

  2. База данных по российским новомученикам, составленная сотрудниками Православного Свято-Тихоновского Богословского института,30 включающая 1012 святых, канонизированных на Соборе 2000 г.

Положения диссертации, выносимые на защиту

В соответствии с целью и задачами диссертации на защиту выносятся следующие концептуальные положения:

  1. В агиографии святые классифицируются в соответствии с определенным статусным положением, благодаря которому подвижник стал святым. Для социологического исследования была составлена особая типология, которая учитывает не только характер подвига святого, но и те социальные параметры, которые помогли ему реализовать свой религиозный подвиг: гендер и политический статус. Эти социальные параметры могли оказывать влияние на процесс канонизации.

  2. Почитание тех или иных типов святых зависит от социальных условий. В разные исторические периоды почитались определенные типы святых.

  3. Типы деятельности святых зависят от их статусных характеристик. В житиях русских святых преобладает «аскетический тип деятельности».

  4. Функционирование института почитания святых до конца XIX в. может быть интерпретировано в рамках структурного функционализма, а в XX в. - с позиций неоинституционализма.

  5. В период с X в. по XIX в. почитание святых как социально-религиозное явление возникало в обществе, а церковная власть лишь легитимизировала это почитание. Для XX в. характерна обратная ситуация: церковь (как организация) сама предлагает обществу святых для почитания.

2' Жития святых чтимых Православной Церковью, составлены Филаретом (Гумилевским) архиепископом Черниговским М , 2000 (Издание в 6-ти томах, составленное в половине XIX в) 30 См http //www st-mkolas orthodoxy ru/newmartyres html

6. Для современного института почитания святых характерно состояние аномии, которое выражается в том, что значительной частью общества новопрославленные святые не принимаются, а выдвигаются свои, «народные» святые, которые не могут быть канонизированы церковью.

Новизна исследования

Новизна настоящего исследования заключается в следующем:

  1. Впервые был предпринят социологический анализ канонизационной практики и состава святых в Русской Православной Церкви (РПЦ), выявлены основные принципы функционирования института почитания святых, основные этапы его трансформации.

  2. На основе типологии святых, принятой в агиографии, была составлена иная типология, применимая к социологическому переосмыслению данного института, выявлены социальные характеристики, которые могли оказывать влияние на возможность канонизации.

  3. Канонизация проанализирована под углом зрения социального статуса святых и символических смыслов их деяний. Предложена классификация социальной деятельности святых, выявлены типы действий, характерные для тех или иных типов святых.

Практическая значимость

Анализ института почитания святых - первый шаг в направлении изучения современной символизации православных ценностей (акт канонизации «новых» святых) сравнительно с традиционной. В практическом приложении - это приращение знаний в рамках отечественной социологии, что может быть использовано в соответствующих лекционных курсах.

Апробация работы

Основное содержание и основные выводы работы были доложены на Международной научно-богословской конференции «Вера-диалог-общение: проблемы диалога Церкви и общества» (Москва, 29 сентября - 1 октября 2004 г.) и обсуждены на совместном заседании сектора «Теория и история социологии», Центра исследований социальных трансформаций и группы «Социология культуры» Института социологии РАН 17 ноября 2004 г.

Структура диссертации

Работа состоит из введения, четырех глав, заключения, библиографии и приложения.

Похожие диссертации на Почитание святых как институт Русской православной церкви: социологический анализ