Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Политические ценностные ориентации российских сельских учителей Соловьев Юрий Алексеевич

Политические ценностные ориентации российских сельских учителей
<
Политические ценностные ориентации российских сельских учителей Политические ценностные ориентации российских сельских учителей Политические ценностные ориентации российских сельских учителей Политические ценностные ориентации российских сельских учителей Политические ценностные ориентации российских сельских учителей Политические ценностные ориентации российских сельских учителей Политические ценностные ориентации российских сельских учителей Политические ценностные ориентации российских сельских учителей Политические ценностные ориентации российских сельских учителей
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Соловьев Юрий Алексеевич. Политические ценностные ориентации российских сельских учителей : Дис. ... канд. социол. наук : 22.00.04 Москва, 2005 168 с. РГБ ОД, 61:06-22/147

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1 Теоретико-методологические основания исследования политических ценностных ориентации

1 Понятие ценностные ориентации: генезис содержания ... с.14

2 Природа и структура политических ценностных ориентаций

3 Методы фиксации ценностных ориентации с.З 8

Глава 2 Политические ценностные ориентации сельских учителей в современной России

1 Политические ценностные ориентации, определяющие политическую позицию сельских учителей

2 Политические ценностные ориентации сельских учите лей, процесс формирования которых не завершен...

3 Ориентация сельских учителей на определенный тип общества

4 Ориентация сельских учителей на политические партии и их лидеров

Заключение с.109

Список использованной литературы с.114

Приложения С.131

Введение к работе

Актуальность исследования определяется рядом причин, среди которых, прежде всего, следует назвать значимость изучения феномена ценностных ориентации (ЦО). Как было показано в работах ряда известных зарубежных и отечественных ученых, вопросы о том, какова природа ценностных ориентации личности, как они формируются, можно ли вести речь о комплексе ценностных ориентации как системе, входят в круг вопросов, находящихся в центре внимания социологов, психологов, социальных психологов, педагогов.

Столь пристальное внимание, которое уделяется изучению ценностных ориентации, связано, прежде всего, с тем, что ЦО представляют собой важнейший компонент структуры личности. В них в снятом виде присутствует весь жизненный опыт общественного субъекта, накопленный в процессе индивидуального развития. Кроме того, проблема ценностных ориентации самым тесным образом связана с проблемой регуляции и прогнозирования поведения личности, которая имеет огромное значение не только с точки зрения «чистой» науки, но и социальной практики. Ценностные ориентации представляют собой, как отмечает Б.Г. Ананьев, тот феномен, изучая который можно понять побудительные мотивы, как отдельных индивидов, так и социальных общностей. Ценностные ориентации, если использовать выражение В.А. Ядова, с полным основанием могут рассматриваться как «приводной ремень» от социальной системы к индивиду. Поэтому, имея представления о системе ценностных ориентации, можно делать достаточно обоснованные обобщения о степени социализации личности, о мере принятия социально-типичного тем или иным общественным субъектом.

Другая причина, обуславливающая значимость исследования политических ЦО сельских учителей - та особая роль, которую играет сельский учитель как один из активных субъектов формирования и развития системы общественных отношений в деревне. Как свидетельствует практика, сельские учителя выступают не только в качестве воспитателей молодого поколения, носителей знаний и социального опыта. На них исторически возлагалась и возлагается миссия сохранения ценностей народной культуры, пропаганда высоких моральных и эстетических идеалов, критического осмысление окружающей действительности, формирование представлений о мире, путях развития общества и т.д. Сельские учителя всегда были и являются бесспорными лидерам общественного мнения. На их точку зрения ориентировались и ориентируются сегодня как те, кто непосредственно занят крестьянским трудом, так и другие представители сельской интеллигенции - землеустроители, врачи, зоотехники, клубные работники и т.д., которые воспринимают учителя как авторитетного человека, способного

дать ответы на самые сложные вопросы, волнующие широкие слои сельского населения.

Однако сегодня статус сельского учителя явно не соответствует его материальной обеспеченности. В соответствии с законодательными актами, принятыми в последние годы, они лишились многих из тех социальных льгот, которыми пользовалось не одно поколение учителей в советский период отечественной истории. Многие из них сегодня вынуждены сочетать преподавательскую деятельность с крестьянским трудом в силу низкого уровня зарплаты и отсутствия реальной поддержки со стороны властных структур. Сельские учителя постепенно вытесняются на периферию общественных отношений, приближаясь к той пограничной линии, которая разделяет находящихся за чертой бедности, от тех, кто принадлежит к обеспеченным слоям населения. Это ведет к увеличению среди сельских учителей числа индивидов радикально мыслящих и готовых к активным проте-стным действиям. Не секрет, что значительная часть подписей из 3,5 миллионов, собранных среди учителей средних школ, под широко известным письмом Президенту страны с требованиями экономического порядка, принадлежит представителям сельского учительства, которые в результате экономических реформ оказались в чрезвычайно сложном положении.

Поиск ответов на вопросы: «Насколько велик протестный потенциал в среде сельских учителей? В какой мере они принимают сложившуюся политическую и экономическую систему, утвердившийся политический режим?», имеют огромную важность, ибо, без представления о том, каков уровень социальной напряженности в данной профессиональной группе трудно прогнозировать развитие политических процессов не только на селе, но и в обществе в целом.

Наконец, не упомянуть еще об одном обстоятельстве, придающем значимость исследованию политических ориентации сельских учителей. Знакомство с научной литературой свидетельствует о том, что практически ни в одном из исследовательских проектов последних лет данная проблема не рассматривалась как отдельная проблема социологического знания. Вопрос о мировоззренческих позициях сельских учителей, их политических ориен-тациях затрагивался в большинстве исследований мимоходом, хотя очевидно, что он относится к числу наиболее животрепещущих вопросов, на которые ответа ждет как научная общественность, так и политики, стремящиеся обеспечить себе максимальную поддержку сельской части электората при выборах в те или иные законодательные органы власти.

Таковы основные аргументы, говорящие об актуальность проблемы, выбранной автором для разработки в диссертационном исследовании.

Степень научной разработанности проблемы. В отечественной и зарубежной социологической, социально-психологической и политоло-

гической литературе вопрос о состоянии политических ценностных ориентации сельских учителей практически никем из исследователей не ставился Можно назвать только несколько публикаций Г.Г. Силласте, В И. Староверова, Т. Шанина последнего времени в журналах «Социологические исследования», «Политические исследования», «Политический журнал», где авторы в той или иной степени затрагивают данную проблему.1

В то же время существует достаточно большое число научных источников, где весьма подробно рассматривается вопрос о природе ЦО, их структуре и методах их фиксации в условиях эмпирического исследования. Среди них, прежде всего, следует назвать работы М.И. Бобневой, А.П. Вардомацкого, В.А. Василенко, В.В Водзинской, А.Г. Здравомыслова, О.И. Зотовой, Т.В Любимовой, Н.С Мансурова, В.Б. Ольшанского, Г.И. Са-ганенко, В.А. Ядова, которые внесли весомый вклад в разработку данной проблематики. В частности О.И. Зотова и М.И. Бобнева показали, что ценностные ориентации являются основным элементом механизма социальной регуляции поведения индивида . В.В. Водзинская установила наличие связи между содержанием понятий «установка», «ценностная ориентация», «отношение».3 В.Б. Ольшанский дал первое в отечественной научной литературе определение ценностных ориентации как совокупности стремлении, и жизненных идеалов индивида, существующих в виде системы определенных норм.4 В.А. Ядов обосновал, что ЦО находятся на вершине пирамиды диспозиций, обуславливающих выбор типа поведения человека в различных сферах деятельности.

Большое значение для уточнения представлений о природе ЦО имеют также работы Л.С. Бляхмана, B.C. Бакирова, Е.А. Васиной, Н.А. Волковой, Е.И. Головахи, Я. Гудечека, Б.С. Круглова, Л.Б Косовой., М.Б.Кунявского, Д.А. Леонтьева, Е.Е. Насиновской, Н.И. Непомнящей, В.Б. Моина Н.В. Рогавы, Ю.Р. Саарнийта, И.А. Суриной, Л.А. Сулеймановой, А.А. Табунса, А.А. Семенова, О.И. Шкаратана и других отечественных авторов.

Понятие ценностные ориентации: генезис содержания

Среди проблем, которые находятся в центре внимания как западных, так, и отечественных социологов уже на протяжении нескольких десятилетий, особое место занимает проблема ценностных ориентации (ЦО). Без преувеличения можно утверждать, что нет ни одного крупного ученого, который бы не внес свою лепту в осмысление феномена ЦО, в прояснение вопроса об их структуре и той роли, которую они играют в регуляции поведения индивидов в различных сферах деятельности.

Столь пристальное внимание, которое уделяется изучению ЦО связано, прежде всего, с тем, что ЦО представляют собой важнейший компонент структуры личности. В них в снятом виде присутствует весь жизненный опыт общественного субъекта, накопленный в процессе индивидуального развития. Они выступают одним из важнейших инструментов, позволяющим не только поставить, но и на экспериментальном уровне проанализировать проблему целостности личности, раскрыть взаимосвязь между социальными типами личности и особенностями социальной среды, теми системами ценностей и норм, которые действуют как в отдельных группах и слоях, так и в целом в обществе.

Другой причиной является то, что, использование понятия «ценностные ориентации» дает возможность не только подступиться, но и нащупать реальные варианты решения одной из кардинальных проблем - прогнозирование поведения как отдельного человека, так и социальной группы. Как отмечает Б.Г. Ананьев, изучая ЦО можно понять побудительные мотивы, что движут субъектами деятельности, предсказать, как они будут поступать в той или иной ситуации.

Нельзя не упомянуть и о том, что ценностные ориентации, если использовать выражение В.А. Ядова, представляют собой не что иное, как «приводной рамень» социальной системы к индивиду. Поэтому, имея представления о системе ценностных ориентации, можно делать достаточно обоснованные обобщения о степени социализации личности, о мере принятия ею тех или иных социальных норм.

Наконец, изучение ценностных ориентации моментально вводит исследователя в круг наиболее актуальных проблем, находящихся на переднем краю научного поиска. Не будет преувеличением утверждать, что даже небольшое приращение знаний, полученное при изучении ценностных ориентации, может оказаться мощным подспорьем для углубления, конкретизации целого ряда теорий, дающих обобщенное представление о мире и месте человека в нем.

Вместе с тем, несмотря на пристальный интерес ученых к проблеме ЦО, на многолетние исследования, которые проводились и проводятся в крупнейших учебных и исследовательских учреждениях различных стран, многие аспекты проблемы ЦО остаются не до конца проясненным. Прежде всего, это относится к пониманию самого феномена, который трактуется различными исследователями далеко не однозначным образом. Анализ литературы показывает, что ряд исследователей, в частности М.К. Горшков, Н.И Лапин, А.Ю. Чепуренко, Ф.Э. Шереги, ставят знак равенства между ценностными ориентациями и ценностями. По убеждению В.А. Ядова ЦО-элемент системы диспозиций личности, находящийся на высшем иерархическом уровне.1 Для представителей школы «Анналов», которую всегда интересовали история интеллектуальной жизни, природа ментальносте и динамика ценностных ориентации понятие ЦО заменяет собой понятие Идеи как движущей силы, выработанной философами XIX века.2 В зарубежной, прежде всего англо-американской социологической, психологической и социально-психологической литературе зачастую понятие «ценностные ориентации» используется синоним понятий attitude и set. Ряд западных и отечественных авторов считают, что по своей природе ЦО близки таким феноменам как направленность личности, установки, убеждения, верования, диспозиции, что дает основание употреблять ЦО в качестве синонима понятий, обозначающих данные феномены. Клайд Клакхон в своих работах определяет ЦО как обобщенную концепцию природы, места человека в ней, отношения человека к человеку, желательного и нежелательного в межличностных отношениях и отношениях человека с окружающим миром, концепцию, определяющую поведение (людей). По мнению Фреда Стродбека ЦО являются комплексом строго определенных принципов, ведущих свое происхождение из взаимодействия элементов, разрозненных с теоретической точки зрения, которые в своем синтезе составляют магистральное направление проявлений данной культуры, ее центральную тему. ЦО детерминируют собой различные человеческие поступки и дают ответы на то, что принято называть общечеловеческими проблемами.

Существуют и другие точки зрения на природу ЦО. В данной ситуации прояснение вопроса о том, как ЦО соотносятся с понятиями «установка», направленность личности», «аттитюд» представляется не только оправданным, но и необходимым.

Понятие «установка» было введено в научный оборот еще в 1862 году Г.Спенсером, который в своей книге «Первые принципы» писал: «Возникновение правильного мнения при обсуждении важного вопроса зависит в основном от той духовной установки, которую мы занимаем при выслушивании мнения противника. От сохранения правильной установки зависит, разбираемся ли мы в том, что истинно и что ложно».1

В социологической концепции Г. Спенсера понятие «установка» не было основополагающим. Спенсера интересовал круг вопросов, связанных с природой социологического знания , с особенностями метода социологи, поэтому ряд идей, которые были высказаны им относительно природы установки им не были оформлены в единую целостную теорию.

Первая попытка создания научной концепции установки была предпринята в конце 80-х годов XIX века немецким ученым Ланге, который вошел в историю науки как исследователь, открывший существование наличие в психики человека так называемой «моторной установки». Проведя ряд экспериментов Ланге показал, что человеку требуется меньше времени для проявления реакции на тот или иной стимул, если его внимание сконцентрировано не на стимуле, а на самой реакции. В это время человеком вырабатывается определенная установка, которая срабатывает каждый раз тогда, когда человек оказывается в сходных обстоятельствах. Приблизительно в это же время другой немецкий ученый Мюстерберг опубликовал ряд работ, где излагались основные идеи теории «действия внимания», которая базировалась на том же понимании установки. Одновременно возникла теория «моторной активности» Ферэ, где понятие установки также является центральным.

В последующем феномен установки изучался в рамках работ, выполняемых исследователями, принадлежащими к так называемой Вюрцбургской школе психологов. Они показали, что установка определяет не только время реакции, но и эффективность решения задач, задаваемых экспериментатором испытуемому. Представители данной школы пришли к выводу, что установка не является ни ощущением, ни образом, ни представлением, ни аффектом, или комбинацией данных феноменов. По их мнению, она закреплена в психике индивидов и срабатывает каждый раз, когда возникает ситуация аналогичная или близкая к той, которая была тогда, когда происходило формирование данной установки.

1 Спенсер Г. Первые принципы М., 1972.-С.49. Однако выработанное представителями Вюрцбургской школы психологов понятие установки не было принято широкими научными кругами и, прежде всего из-за того, что они концентрировали внимание на отдельных установках, а не самом феномене как таковом.

Развивая идеи представителей Вюрцбургской школы, их последователи пришли в выводу, что установка - это специфическое состояние психики, особый психический конструкт, находящийся на пороге сознательного и бессознательного.

В дальнейшем проблемой установки занимался 3. Фрейд который внес существенный вклад в прояснение природы установки. Фрейд однозначно относил установку к сфере бессознательных психических явлений., что было новым словом в психологии.

Свою лепту в осмыслении феномена установки внесли У. Томас и Ф. Знанецкий, которым понятия «установка» превратилось в базовое понятие современной социологической науки. В своем классическом труде «Польский крестьянин в Европе и Америке», увидевшем свет в 1918 году, данные исследователи блестяще использовали это понятие для анализа духовного мира мигрантов, раскрытия тех перемен, которые совершались в ценностной системе индивидов, вырванных из одной культурной среды и проходивших процесс адаптации в другой социокультурной реальности.

Однако наиболее существенный вклад в осмысление феномена установки внес Г. Олпорт. По его мнению, в содержании установки объединяются два компонента. С одной стороны, данное понятие говорит о приспособлении к действительности, с другой - выражает субъективное духовное состояние, выражающее готовность человека к определенному действию. Олпорт не делал различия между моторной и психической установкой. В результате своих исследований он пришел к выводу, что установка суть перцептивная и моторная готовность, своеобразное нейропсихическое состояние, обуславливающее физическую и психическую активность.

Конкретизируя свое представление о природе установки, отрабатывая отдельные элементы своей концепции, Олпорт смог сформулировать четыре специфических признака, отличающих установку от других психологических конструктов. К этим признакам он относил следующее: 1) установка не есть автоматический детерминант поведения. Она содержит определенную силу, энергетический агент, который может существовать латентно, скрыто; 2) энергетическая сила установки переменна с точки зрения интенсивности. Иногда она находится в актуальном состоянии, но в ряде случаев может находится в ином, неактуальном; 3) установка создается в процессе опыта и не есть явление инстинктивное, данное в виде врожденного свойства.

И, наконец, четвертый признак, имеющий принципиальное значение с точки зрения той проблемы, которую мы рассматриваем. Олпорт считал, что установка может быть определена как ориентация человека на объект деятельности или ценность, как состояние духовной и нервной готовности, организованная в силу опыта, которая оказывает влияние направляющего характера на поведение индивида, осуществляемое в отношении предметов и ситуаций, связанных с установкой.

Идея о том, что установки и ценностные ориентации в логической форме отражают один и тот же или достаточно близкий по психической природе феномен приблизительно в тот же период была поддержана У. Томасом и Ф. Знанецким. У.Л. Колб, характеризуя основные положения их теории, писал: «Для авторов ценностью является любой предмет, обладающий определенным содержанием и значением для членов какой-либо социальной группы. Установки являются субъективной ориентацией членов группы по отношению к ценностям».1 Приблизительно также решается проблема соотношения понятий «установка» и ЦО и в современной западной социологической литературе.

Представители отечественной социологической и психологической мысли начали разрабатывать проблему установки значительно позже. Первые шаги на этом поприще были сделаны Д.И Узнадзе, который создал всемирно известную школу психологов. Узнадзе и его последователи исходили из того, что при наличии определенной потребности у человека и возникновения соответствующих условий, при которых данная потребность может быть удовлетворена, происходит выработка определенного психологического конструкта, который закрепляется в психике человека и при возникновении аналогичной ситуации (в том случае, если потребность остается актуальной) детерминирует поведение человека, заставляя его поступать так, как он поступал ранее.2 Данный конструкт, зафиксированный в психике, Узнадзе назвал установкой к поведению.

Согласно представлениям Д.И. Узнадзе, поведение индивида протекает на двух уровнях: а) импульсивном, когда удовлетворяются витальные или биологические потребности и б) волевом, когда совершается процедура объективации. На первом уровне благодаря наличию актуальной потребности факт деятельности совершается практически инстинктивно в виде непосредственной реакции. На втором уровне установка реализуется не сразу, а повторяется осознанием степени актуальности данной потребности, оценкой оптимальности наличных условий для удовлетворения существующей потребности. Как пишет Узнадзе, человек получает возможность «высвободится от принуждения импульса актуальной потребности и следовательно, поставить вопрос о будущем своем поведении: теперь он сам должен решить, как себя вести, раз он уже не следует за импульсом актуальной потребно 1 См: Беккер Г., Босков А. Современные социологические теории. -М., 1961. -С7114.

2 См: Узнадзе Д.Н Экспериментальные основы психологии установки. -Тбилиси. -1951. сти».3 Такая задержка в сознании, с точки зрения Узнадзе, есть начало мыслительного процесса, итогом которого является обоснование определенного типа поведения. Индивид отыскивает мотив своего поведения для принятия окончательного решения о поступке. Это и есть процесс объективации.

Согласно концепции Д.Н Узнадзе установки возникают в процессе человеческой деятельности. В них фиксируется жизненный опыт человека, который интегрируется в виде фиксированных установок. Некоторые из них при отсутствии соответствующих условий и угасания соответствующей потребности постепенно «стираются», другие же остаются на долгие годы, срабатывая тогда, когда, если говорить словами Д.Н Узнадзе, встречается потребность и ситуация для ее удовлетворения.

Среди фиксированных установок особое место занимают социальные фиксированные установки, которые по Д.Н Узнадзе, суть установки на цели и средства деятельности в социальной системе.

Д.Н Узнадзе и его последователи (А.С. Прангишвили, Ш.А. Надира-швили и др.) с понятием «ценностные ориентации» вплотную не работали. Тем не менее, думается, в их трудах необходимо искать истоки традиции разделять понятия «установка» и ЦО, которая существует в отечественной научной литературе.

Если говорить о понятии «аттитюд», то первыми его начали употреблять представители так называемой «персоналистской психологии», у истоков которой стояли Штерн и Э. Шпрангер. Однако наиболее существенный вклад в осмыслении феномена аттитюда внес Г. Олпорт, который вошел в истории науки как создатель концепции личности, противостоящей концепциям личности, содержащимся в работах представителей психоанализа, бихевиоризма, «гормической психологии» в частности в трудах У. Мак-Дугалла. По Олпорту личность представляет собой динамическую организацию внутри индивида особых мотивационных систем, которые определяют уникальность ее взаимодействия со средой. Такой мотивационной системой является система аттитюдов, которые составляют «ядро» личности. Согласно Олпорту аттитюд представляет собой предрасположенность индивида к определенным реакциям на внешнюю среду, которая возникает как результат интеграции множества специфических реакций однородного типа на сходные стимулы среды. Аттитюд есть состояние сознания и нервной системы, характеризующее готовность, и возникшее благодаря предшествующему опыту субъекта. Эта готовность выражается в направляющем, динамическом влиянии на реакции субъекта относительно всех объектов и ситуаций, к которым она имеет отношение. Не трудно заметить, что это определение по своему смыслу весьма близко к тому пониманию установки, которое было вырабо 3 Узнадзе Д.Н Психологические исследования. -М., 1966. -С. 88. тано Узнадзе и его последователями. На этот момент обращает внимание и В.А. Ядов, а также и другие отечественные исследователи, хотя, строго говоря, в своем семантическом значении аттитюд более близок к понятию «отношение».

Работы по выяснению природы аттитюдов и выработке методики их фиксации, которая велась в западной социальной психологии и социологии на протяжении последних десятилетий принесла существенные плоды. В ходе исследований самого Г. Олпорта, а также исследований Д. Катца, Д. Кре-ча, С. Крачфилда, М. Рокича было выявлено, что аттитюды обладают сложным строением и не сводятся только к поведенческой готовности на определенный тип реакции. Ими в результате опытов было установлено наличие трех компонентов аттитюдов: когнитивных, эмотивных и поведенческих. К когнитивным элементам, согласно тем представлениям, которые разделяются большинством западных ученых, относятся верования, мнения, знания. С эмоциональными компонентами связаны вовлеченность в определенный тип отношений, раскрывающих взаимосвязь индивида и предмета, который выступает для него как ценность. Поведенческий компонент аттитюда фиксирует предрасположенность к определенному типу поведения.

Выделение трех компонентов аттитюдов имело принципиальное значение для постижения природы механизма регуляции поведения человека. Опираясь на экспериментальные данные, а также базовые положения теории аттитюдов один из наиболее крупных американских социальных психологов А. Оппенхейм построил аналоговую модель поведения человека, известную в литературе под названием «дерево Оппенхейма». Согласно представлениям Оппенхейма, крону дерева образуют взгляды и мнения, которые имеют ситуативный, неустойчивый характер и могут колебаться как листва, образующая крону. Данные взгляды и мнения покоятся на системе представлений, которые обладают более устойчивыми характером и в которых суммируется прошлый опыт человека, его знания, полученные из непосредственной практики. Они обуславливают предуготовленность человека к тому или иному типу эмоциональной реакции, предопределяют ту или иную оценку, которую он выносит, и, в конечном счете, направленность и алгоритм его поведения. Эти, образно говоря «ветви», суть аттитюды. Сам ствол дерева, согласно воззрениям Оппенхейма, составляет не что иное как систему жизненных ценностей. Наконец, корневую систему представляет, по терминологии Оппенхейма, «личностный синдром», который соответствует направленности личности.

Политические ценностные ориентации, определяющие политическую позицию сельских учителей

В целом сельские учителя на когнитивном уровне ориентируются на ценность патриотизм в 71,8 % случаях, где 81,9 % среди женщин и 75,0 % среди мужчин правильно определяют сущность данного понятия. У 80,4 % опрошенных учителей с высшим образованием и 85,8 % учителей со средне-специальным образованием данный уровень политической ценностной ориентации также сформирован.

Сельские учителя, чей уровень доходов определен как СД, в большей степени ориентируются на ценность патриотизм на когнитивном уровне, что составляет 84,7 %. Учителя с высоким уровнем доходов в 76,9 % случаях являются патриотами на этом уровне. Учителя с низким уровнем доходов в 79,1% случаях ориентируются на ценность патриотизм.

В большей степени правильно определяют ценность патриотизм учителя, постоянно проживающие в п.г.т., что составляет 83,7%, чем учителя, постоянно проживающие в городе и деревне, где 78,3% и 78,7 % соответственно ориентируются на эту ценность.

Когнитивный уровень этой политической ценностной ориентации достаточно сильно сформирован у сельских учителей сторонников КПРФ и Единой России, что составляет 87,7 % и 80,4 % соответственно.

В структуре ценностной ориентации патриотизм отмечается общая для всех половозрастных групп тенденция снижения значимости данной ценности на эмотивном уровне. Исключение составили учителя возрастной группы 30-40 лет, где 81,1 % не считают патриотизм последним прибежищем негодяев, а также из общей совокупности сельских учителей таких оказалось 71,8 %.

На эмотивном уровне женщины выступают патриотами в гораздо большей степени, чем мужчины. Среди женщин 75,4 % и среди мужчин 57,1 % также оценивают принцип патриотизма.

Также считают 68,0 % молодых учителей до 30 лет, 66,7 % учителей 40-50 лет, 77,7 % учителей 50-60лет и 60,0 % учителей старше 60 лет.

Учителя, имеющие высшее образование в 71,7 % случаях и учителя со средне-специальным образованием в 71,4 % случаях выступают патриотами на эмотивном уровне ценностной ориентации, где существенной разницы среди этих групп не наблюдается.

Сельские учителя с высоким уровнем доходов имеют одну из самых низких степеней сформированности эмотивного уровня политической ценностной ориентации патриотизм, что составляет 61,5 %. Учителя со средним уровнем доходов снова в большей степени ориентируются на ценность патриотизм, что составляет 77,9 %. А 71,8 % учителей с низким уровнем доходов являются патриотами на эмотивном уровне.

На этом уровне как уже говорилось раньше, наблюдается снижение ориентации на ценность патриотизм также и у учителей, постоянно проживающих в городе и деревне, 73,9 % и 61,2 % соответственно. Одинаковый процент ориентирующихся на ценность патриотизм, как на когнитивном, так и на эмотивном уровне сохраняется среди учителей, постоянно проживающих в п.г.т., что составляет 83,7 %.

Эмотивный уровень сформирован гораздо в большей степени у учителей ориентирующихся на политическую партию Единая Россия (74,5 %), чем у учителей сторонников КПРФ (67,3 %).

Следует отметить, что ориентация на патриотизм у молодых учителей снижается к поведенческому уровню в отличие от остальных половозрастных групп. На поведенческом уровне 76,0 % молодых учителей готовы поступать исходя из принципа патриотизма. Отмечается также на поведенческом уровне рост значимости ценности патриотизм с увеличением возраста сельских учителей. Так 77,3 % учителей 30-40 летнего возраста, 78,5 % 40-50 летнего возраста, 88,8 % 50-60 летнего возраста и 90,0 % учителей, возраст которых свыше 60 лет являются патриотами на этом уровне ценностной ориентации.

В общей совокупности сельских учителей на поведенческом уровне 80,5% готовы поступать как патриоты. Среди них 81,2 % женщин и 82,1% мужчин.

80,4 % учителей с высшим образованием и 77,3 % учителей со средне-специальным образованием готовы отстаивать государственные интересы, ориентируясь на ценность патриотизм.

На поведенческом уровне происходит снижение ориентации на ценность патриотизм со снижением уровня дохода. Так 84,6 % учителей с высоким уровнем доходов отказались бы чернить Россию даже за хороший гонорар, но вот бизнес свой прекратить в целях помощи отечественным предприятиям согласились бы только 23,1% т.к. 50 % считают, что решение этого вопроса сугубо в компетенции государства. 83,0 % учителей со средним уровнем доходов являются патриотами на этом уровне, но переключить свой бизнес в другом направлении в целях продовольственной безопасности согласны 44,0 % респондентов, но то, что этот вопрос в компетенции государства считают только 10,1 %. 79,1 % сельских учителей определивших свой уровень доходов как низкий категорически отказались бы чернить историю своей страны за большой гонорар, но прекратить свой бизнес в интересах Родины согласны 34,3% учителей. Этот вопрос отнесли к компетенции государства 15,6 % учителей из группы с низким доходом.

На поведенческом уровне следует отметить учителей проживающих в п.г.т., где 86,2 % выступают патриотами, причем 42,5 % учителей напрямую связывают свои личные интересы с интересами всей страны. Наименьшая степень сформированности поведенческого уровня наблюдается у учителей, постоянно проживающих в городе, где 69,6 % ориентируются на ценность патриотизм, только лишь 13,0 % активно готовы защитить эту ценность. 80,0 % учителей проживающих в деревне являются патриотами на поведенческом уровне, где 35,0 % в ущерб себе лично готовы блюсти интересы страны.

Сформированность поведенческого уровня показала, что учителя сторонники КПРФ являются патриотами в большей степени, чем учителя сторонники Единой России, 91,8 % и 80,4 % соответственно. Особо следует отметить, что 49,0 %сторонников КПРФ согласны прекратить свой бизнес ради отечественного производителя, тогда как только 21,5 % сторонников Единой России готовы пойти этим путем.

Хотя политическая ценностная ориентация у молодых сельских учителей сформирована, следует отметить снижение ее к поведенческому уровню, где на один из вопросов связали свои личные интересы с государственными интересами в четыре раза меньше учителей, чем на когнитивном уровне. Был поставлен вопрос, представьте себе, что Вы глава крупной корпорации, которая занимается поставками продовольствия из-за рубежа. Деятельность вашей корпорации ведет к закрытию ряда отечественных предприятий, производящих продукты питания, что в свою очередь ставит под вопрос продовольственную безопасность вашего отечества. Зная эти обстоятельства, прекратили бы Вы свою деятельность? Прекратили бы и переключили бы свой бизнес в другое направление всего 20,0 % молодых учителей, а 60,0 % затруднились с ответом. А 20% склоны к тому, что это в компетенции государства.

Результаты исследования показали, что политическая ценностная ориентация патриотизм сформирована у женщин в большей степени, чем у мужчин. Существенные различия в ориентации на данную ценность у мужчин и женщин обнаруживают себя на эмотивном уровне. Мужчины больше разочарованы данной ценностью. Они наиболее остро воспринимают проблему утраты данной ценности в общественном сознании, т.к. их социальная роль защитника отечества размывается в средствах массовой информации, принижая ее ценность. Потерянно доверие у российских граждан не только к государству, но и к армии. На мой взгляд, данный вопрос наглядно показывает недоверие именно к нынешней власти, которую защищать не желают. Поэтому 7,1% мужчин считают патриотизм атавизмом, пережитком прошлого в современном мире. Но в критический момент для страны, опрашиваемые как мужчины, так и женщины предрасположены, действовать, ориентируясь на ценность патриотизм, отождествляя свои интересы с государственными.

У сельских учителей с высшим и средне-специальным образованием существенные различия наблюдаются на когнитивном и поведенческом уровнях. Так понимание сущности понятия патриотизм у учителей со средне-специальным образование выше на 5,4 %, чем у учителей с высшим образованием. На поведенческом уровне свои личные интересы связали с государственными интересами на 11,1 % больше учителей из группы со средне 53

специальным образованием, чем с высшим. Поэтому мы склонны утверждать, что политическая ценностная ориентация сформирована в большей степени у сельских учителей со средне-специальным образованием.

У сельских учителей со средним уровнем достатка данная ценностная ориентация сформирована в большей степени, чем у учителей с высоким уровнем достатка т.к. в последние годы были созданы такие условия когда деньги зарабатывались без учета интересов страны.

Согласно данным нашего исследования учителя из п.г.т. в большей степень выступают патриотами, а учителя из города в гораздо меньшей степени. Это связано, прежде всего, с тем, что патриотизм предполагает некую ответственность за свое государство. Но в годы перестройки городские жители в целом были подвержены в большей степени «лихорадке легкие деньги», которые чаще всего заколачивали в ущерб своей Родине, свершено ясно осознавая это. Поэтому они ценность свобода, в поведении своем ограничили законом, но никак не долгом и совестью, что напрямую спроецировалось на ценность патриотизм.

И так патриотами в нашем исследовании, прежде всего, выступили учителя женского пола, учителя со средне-специальным образованием, учителя со средним уровнем дохода, учителя 50-60 летней возрастной группы, а также учителя, постоянно проживающие в п.г.т. и учителя ориентирующиеся на КПРФ.

На когнитивном уровне 60,0 % молодых учителей считают, что гуманизм это не только уважительное отношение человека к окружающим его людям, но и стремление утвердить в мире общество социальной справедливости. Этот взгляд на данное понятие разделяют 58,4 % учителей до 40 лет, 61,8 % учителей до 50 лет, 69,4 % учителей до 60 лет и 70,0 % учителей старше 60 лет. Понимание данного определения возрастает с увеличением возраста респондентов,

Ориентация сельских учителей на определенный тип общества

Рассматривая всю совокупность сельских учителей, следует отметить, что в большинстве своем учителя ориентируются на капиталистический тип общества. Так среди них приверженцами капиталистического общества как в странах Скандинавии являются 34,5 % опрошенных учителей, как в ФРГ 10,2 % учителей, как в Японии и США по 3,7 % учителей. Среди социалистического спектра обществ разных стран, больше всего ориентирующихся на общество, такое, какое было в Советском Союзе и таких 31,3 % респондентов. Ориентирующихся на социалистическое общество как в Китае всего 4,4 % сельских учителей.

На вопрос о том, что социализм не является тем строем, который может реально обеспечить достойный уровень благосостояния для каждого, 17,2 % учителей ответили, что это утверждение полностью соответствует, 41,6 % отчасти соответствует и 20,5 % не соответствует.

Рассматривая тендерные группы сельских учителей нельзя не заметить, что мужчины являются приверженцами капиталистического общественно-экономического устройства в большей степени, чем женщины. Среди учителей женщин 34,1 % считают, что в России должно быть построено общество, такое как в странах Скандинавии, 9,6% считают как в ФРГ. А среди мужчин 39,2 % хотят видеть в России капиталистическое общество как в странах Скандинавии, 14,2 % как в ФРГ, 7,1 %, такое как в США. 28,5 % учителей мужчин ориентируются на социалистическое общество такое, какое было в СССР, а среди женщин таких 32,2 % опрошенных.

18,7 % учителей женщин и 10,7 % учителей мужчин не связывают социалистический строй с достойным уровнем жизни всех граждан. Считают это утверждение отчасти соответствующим 43,2 % женщин и 35,7 % мужчин. Совершенно согласны с тем, что социалистический строй способен обеспечить достойное благосостояние для всех 20,0 % учителей женщин и 25,0 % учителей мужчин, (таблица № 8) Сравнительная оценка социалистического общества тендерных групп сельских учителей (социализм не является тем строем, который может реально обеспечить достойный уровень благосостояния для каждого)

Далее следует рассмотреть особенности ориентированности на определенные типы общества у возрастных групп сельских учителей. Ориентируются на социалистическое общество, такое которое было как в Советском Союзе 24,0 % молодых учителей. А 40,0 % считают, что построено в нашей стране должно капиталистическое общество как в странах Скандинавии и 16,0 % делают выбор капиталистического общества как в ФРГ. Также 8,0 % молодых учителей предпочли бы жить в капиталистической стране как в Японии, а по 4,0 % желают жить в обществе как в США и Кубе.

39,6 %учителей 30-40 летней возрастной группы останавливают свой выбор на капиталистическом обществе стран Скандинавии и 15,0 % остановили свой выбор на капиталистическом обществе как в ФРГ. Среди этой группы учителей 22,6 % ориентируются на социалистическое общество как в СССР. 7,5 % учителей этой группы хотели бы видеть в России капиталистическое общество как в США, а 3,7 % в обществе как в Японии.

Учителя возрастной группы 40-50 лет в большинстве своем ориентируются на капиталистический тип общества. Так 38,3 % ориентируются на капиталистические обществ как в странах Скандинавии, 8,3 % на общество как в ФРГ, 3,3 % на общество как в Японии и 1,6 % как в США. Приверженцами социалистического общества как в СССР являются 26,6 % респондентов, как в Китае 3,3 % учителей и 1,6 % как на Кубе.

Сельские учителя 50-60 летней возрастной группы в большей степени выступают приверженцами социалистического типа общества. Так среди них 41,6 % отдают предпочтение обществу, которое было в Советском Союзе, а 8,3 % как в современном Китае и 2,7 % как на Кубе. Ориентирующихся на капиталистический тип общество также значительное количество учителей, где 30,5% сельских учителей являются сторонниками капиталистического общества как в странах Скандинавии, а 2,7 % как в Японии.

Сельские учителя старше 60 лет выступают ярыми сторонниками социалистического общества такого, которое было в СССР. Так 70,0 % учителей ориентируются на общество Советского Союза. Лишь только 20,0 % учителей этой группы хотят жить в капиталистическом обществе как в ФРГ и 10,0 % в обществе как в Скандинавских странах.

Среди возрастных групп сельских учителей самыми ориентированными на социализм выступили учителя 50-60 летней возрастной группы, где среди них считают социализм обществом всеобщего достойного благосостояния 30,5 % опрошенных учителей, так не считают только лишь 8,3 % респондентов этой группы. Но 47,2 % среди 50-60 летних учителей считают это соответствующим отчасти. Самую же низкую ориентацию на общество социалистического типа среди возрастных групп сельских учителей имеют учителя 30-40 летней группы, где 15,0 % ориентируются на социализм, а 24,5 % имеют противоположную ориентацию.43,4 % сельских учителей этой группы отчасти считают то, что социализм может реально обеспечить достойным уровнем жизни каждого. По 20,0 % сельских учителей 20-30 летней, 40-50 летней и старше 60 лет возрастных групп ориентируются на общество социалистического типа. Среди них 16,0 % учителей от 20 до 30 лет и 18,3 % учителей от 40 до 50 лет имеют противоположную ориентацию. А 50,0 % учителей старше 60 лет, 38,3 % учителей 40-50 лет и 48,0 % 20-30 лет отчасти ориентируются на социализм, (таблица № 9)

Сравнительная оценка социалистического общества возрастных групп сельских

Тип поселения, где постоянно проживают сельские учителя, также существенно сказываются на их ориентациях. Учителя, постоянно проживающие в городе, в большей степени ориентируются на капиталистический тип общества, а среди учителей, постоянно проживающих в деревне, больше ориентируются на социалистический тип общества. Так ориентируются на капиталистическое общество как в странах Скандинавии 39,0 % учителей проживающих в городе, 38,7 % проживающих в п.г.т. и 30,0 % проживающих в деревне. Хотят видеть в России капиталистическое общество как в ФРГ и США по 13,0 % учителей проживающих в городе, 8,7 % и 3,7 % соответственно учителей проживающие в п.г.т., 11,2 % и 1,2 % учителей из села. На капиталистическое общество как в Японии ориентируются 8,6 % проживающих в городе, 2,5 % учителей проживающих в п.г.т. и 3,7 % учителей проживающих в деревне. Хотят, чтобы в России было построено общество социалистического образца как в Советском Союзе 40,0 % сельских учителей, постоянно проживающих в деревне, 31,2 % опрошенных учителей проживающих в п.г.т. и только лишь 4,3 % учителей проживающих в городе. Общество как в Китае устроит 7,5 % учителей из деревни и 2,5 % учителей проживающих постоянно в п.г.т..

На эмотивном уровне у сельских учителей, проживающих в городе ориентация на социалистическое общество выше, чем у учителей, постоянно проживающих в п.г.т. и в два раза выше, чем у сельских учителей, проживающих в деревне, (таблица № 10) Так утверждение о том, что социализм не является тем строем, который может реально обеспечить достойный уровень благосостояния для каждого 34,7% учителей из города, 21,2% из п.г.т. и 16,2 % из села определили как не соответствующее действительности. Согласились с этим утверждением 30,4%) учителей из города, 20,0 % из п.г.т. и 11,2%) из деревни. Считают это утверждение отчасти соответствующим 26,0 % , 52,5 % , 36,2 % учителей постоянно проживающие в городе, в п.г.т., в деревне соответственно.

Сельские учителя с высшим и средне-специальным образованием являются сторонниками строительства капиталистического общества в России. Так ориентируются на капиталистическое общество как в Скандинавских странах 34,7 % и 40,0 % учителей с высшим и средне-специальным образованием соответственно. Также учителя с высшим образованием являются сторонниками капиталистических обществ сложившихся в странах ФРГ и Японии в 9,4 % и 3,6 % случаях. А учителя со средне-специальным образованием ориентируются на тип общества сложившийся в ФРГ в 14,2 % случаях. На общественную систему США, претендующую на роль демократического лидера, ориентируются всего лишь 4,4 % учителей с высшим образованием и 2,8 % учителей со средне-специальным образованием. Учителя с высшим образованием в большей степени, чем учителя со средне-специальным образованием ориентируются на социалистическое общество, сложившееся в СССР, 31,8 % и 28,5 % соответственно. А на общество, функционирующее в Китае, ориентируются 3,6 % учителей с высшим образованием и 8,5 % учителей со средне-специальным. Сельские учителя с высшим образованием на эмотив-ном уровне ориентируются на социалистический тип общества гораздо в большей степени, чем учителя со средне-специальным образованием, (таблица №11)