Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Религиозная ситуация в Волгоградской области Беликова Екатерина Олеговна

Религиозная ситуация в Волгоградской области
<
Религиозная ситуация в Волгоградской области Религиозная ситуация в Волгоградской области Религиозная ситуация в Волгоградской области Религиозная ситуация в Волгоградской области Религиозная ситуация в Волгоградской области Религиозная ситуация в Волгоградской области Религиозная ситуация в Волгоградской области Религиозная ситуация в Волгоградской области Религиозная ситуация в Волгоградской области Религиозная ситуация в Волгоградской области Религиозная ситуация в Волгоградской области Религиозная ситуация в Волгоградской области
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Беликова Екатерина Олеговна. Религиозная ситуация в Волгоградской области : 22.00.04 Беликова, Екатерина Олеговна Религиозная ситуация в Волгоградской области (социологический анализ) : дис. ... канд. социол. наук : 22.00.04 Волгоград, 2007 202 с. РГБ ОД, 61:07-22/235

Содержание к диссертации

Введение

Глава I Теоретические и методологические подходы к изучению религиозной ситуации 16

1. Социологическая рефлексия феномена религиозной ситуации 16

2. Религиозность в структуре религиозной ситуации 43

Глава II Становление и развитие религиозных процессов в современном российском обществе 64

1. Религиозные организаций в России: диахронный и синхронный аспекты 64

2. Истоки и состояние религиозной ситуации в Волгоградской области...93

Заключение 158

Список литературы

Введение к работе

Актуальность исследования. В 90-е годы XX века российское общество столкнулось с противоречивой и неоднозначно развивающейся ситуацией в сфере вероисповедной политики. В этот период в России коренным образом изменилась роль религии и ее институтов, усилилось воздействие религиозных организаций на социальную жизнь населения. С одной стороны, появились тенденции возрождения религиозности, восстановлению статуса дискриминированных религиозных организаций и групп; с другой -переплетение межэтнических противоречий с межрелигиозными, миграционные процессы, распространение новых для российского конфессионального пространства религиозных движений усложнили общественную ситуацию. Реальностью государственной политики стала реализация принципа свободы совести, невмешательство государственных институтов в культовую практику. Рост численности религиозных объединений, усиление их влияния на социальную жизнь общества, укрепление авторитета религиозных лидеров, возникновение нетрадиционных для России религиозных структур создали принципиально новую обстановку в духовной сфере. Все эти процессы имеют и региональную специфику, которую нельзя не учитывать при выработке сбалансированной, научно обоснованной и адаптированной к условиям конкретных регионов государственной вероисповедной политики. Особое место среди регионов России занимает Волгоградская область, ставшая в последние два десятилетия пограничной и традиционно характеризующаяся этническим и религиозным многообразием.

Историческое, географическое положение области, ее потенциальные экономические возможности, относительная самостоятельность, большая

территория и численность населения создают особый климат для распространения и развития деятельности религиозных организаций.

В тгой связи актуальной становится проблема изучения религиозной ситуации, информация о которой на настоящий момент является недостаточной. Данные об истоках, состоянии и тенденциях развития религиозной ситуации в Волгоградской области позволят выявить условия и перспективы стабилизации социально-духовной сферы, формирования толерантного сознания, что поможет предотвратить возникновение социального напряжения и межрелигиозных противоречий в поликонфессиопалыюм регионе.

Степень разработанности проблемы. Избранная для исследования тема носит комплексный характер и находится на стыке ряда научных дисциплин и проблемных блоков современной социологии, политологии, религиоведения, философии, правоведения, психологии. В каждом из этих научных направлений имеются теоретические исследования, методологические подходы и эмпирические материалы но изучению различных аспектов религиозной сферы жизни общества, социальных функций религии, религиозной ситуации.

Изначально понятие «ситуация» была предметом дискуссий таких философов-экзистенционалистов, как О. фон Болыюв, М. Хайдеггер, К. Ясперс. феноменологов Э. Гуссерля и А. Щюца.1 Этими учеными был внесен огромный вклад в смыслополагание понятия ситуации и понимания ее как конкретной действительности, ценностно определенной по отношению к субъекту. Такой смысл дефиниции лег в основу появления в науке ситуативного подхода и

1 См.: Волыюв. О.фои. Философия экзистенциализма /О.Ф. Больно в - СПб.: Лань, 1999. 188с; Хайдеггер. М. Бытие и время /М. Хайдеггер; Перевод [с нем.] В.В. Бибихина - IY1.: Республика. 1993. -299 с; Ясперс, К. Духовная ситуация нашего времени //Ясперс, К. Смысл и назначение истории: [Перс, с нем.) / К.Ясперс; [Вступит, ст. П.П. Гайденко] - М. : Политиздат, 1991. С. 280-329.; Гуссерль. Э. Идея феноменологии: Пять лекций // Гуссерль Э./ Философия Э. Гуссерля и ее критика. М.: ИИИОН, 1983. - 285с; UJioh, А. Избранное: Мир. светящийся смыслом /Л. Шкіц ; [пер. с нем. и англ.; В.Г.Николаев и др.; Сост. : П.М. Смирнова; общ. и науч. ред., послесл. Н.Н.Смирновой] - М: І'ОСІЮП, 2004. - 1054 с;

ситуативной методологии. Основные положения социологического подхода к объяснению понятия "ситуация" и ее структуре представлены в работах П. Бергера, Г. Ьлумера, 'Г, Лукмана.1

Приверженцы ситуативной методологии (Л. Витгенштейн, М. Дуглас, А. Койрс, К. Манхейм)" разрабатывали ситуационные исследования как альтернативу методу рациональной реконструкции истории науки К. Поипера"'.

Проблемы взаимоотношений государства, общества и религии, осмысление социальных функций религии нашли отражение в трудах социологов М. Вебера, Э. Дюркгейма, К. Маркса, Р. Мертона, П.А. Сорокина.4

См.: Бергер. П.. Лукман. Г. Социальное конструирование действительности. Трактат по социологии знания /П.Бергер; Т.Лумкман: Перевод и вступит, статья Н.Руткевич: Московский философский фонд - М. : Медиум. 1995. - 333 с. Блумер. Г. Коллективное поведение/ Г. Блумер // Американская социологическая мысль. М., 1994. С. 195-215; " См.: Витнегштейн. Л. Избранные работы: Логико-философский трактат ; Коричневая книга ; Голубая книга / Л.Витгенштейн : пер. с нем. и англ. В.Руднева - М.: Территория будущего, 2005. - 438 с: Он же. Лекции о религиозной вере / Л.Витгенштейн; Предисл. к публикации З.А.Сокулер // Вопросы философии. 1998. - № 5. - С. 120-135.; Дуглас. М. Чистої а и опасность: Анализ представлений об осквернении и табу: Пер с англ. / М.Дуглас: Ин-т социологии РАН М.: КАПОП-Прссс-Ц, Куч ко во поле. 2000. - 286 с: Койре, А.В. Очерки истории философской мысли. О слиянии философских концепций на развитие научных теорий / А.В.Койре; Пер. с франц. - М. : Прогресс, 1985.; Манхейм, К. Диагноз нашего времени / К.Манхейм : 11ер. с нем. и анг. - М.: Юрист, 1994. - 700с.

См.: Поппер. К. Открытое общество и его враги: В 2 кн. / К.Поппер; пер. с англ. В.Н.садовского - М.: Международный фонд «Культурная инициатива», 1992. - Т. 1 - 448 с; Т. 2.-528 с.

4 См.: Вебер. М. Протестантская этика и дух капитализма: Пер. с нем. / М.Всбср //Вебер, М. Избранные произведения / М.Вебер: Сост. Ю.Н.Давыдова - М.: Прогресс, 1990. -- С. 60-272.: Дюркгейм. Э. Коллективный ригуал / Э.Дюркгсйм // Религия и общество. Хрестоматия по социолої ии религии / Ии-т «Открытое об-во»: Сост. В.И.Гараджа и Г.Д.Руткевич - М.: Аспект-пресс. 1996. С. 45-59.; Дюркгейм, Э. Священные объекты как символы/ Э.Дюркгейм //Гам же. - С. 60-79.; Дюркгейм. Э. Социология религии и теория познания / Э.Дюркгсйм // Там же. - С. 80-94.: Маркс. К. К критике политической экономии / К.Маркс - М.: Политиздат. 1984. - 284 с: Он же. Религиозное отчуждение / К.Маркс // Религия и общество. Хрестоматия по социологии религии / Сост. В.И.Гараджа и Г.д.Руткевич - М. : Аспект-Пресс, 1996. - С. 25-41.; Мсргон, I'. Явные и латентные функции / Р.Мергоп // Американская социологическая мысль: Тексты /Под ред. В.И.Добрепькова - М.: Издание Международного университета Бизнеса и Управления. 1996. - С. 393-461.; Сорокин, П.А. Религиозные группы и религиозные перегруппировки /П.А.Сорокин // Религия и общество. Хрестоматия по социологии религии / Ип-т «Открытое об-во»; Сост. В.И.Гараджа и Н.Д.Руткевич - М.: Аспект-пресс, 1996.-С. 178-197.

Роль религии в современном мире, проблемы динамики религиозной ситуации исследовались I'. Беллом, Г. Зиммелсм, Дж.М. Иингером, Т. Парсонсом.

Психологический подход к изучению ситуации представлен в трудах отечественных ученых СВ. Ковалева, II.Г. Михайлова, А.В. Филиппова." Представители этого научного направления рассматривают ситуацию как некоторую объективную совокупность элементов среды (событий, условий, обстоятельств), оказывающую стимулирующее, обусловливающее и корректирующее воздействие на субъекта, т.е. детерминирующей его активность и одновременно задающей пространственно-временные границы ее реализации.

Большое внимание проблемам изучения религиозной ситуации, ее содержания и структуры уделено в работах зарубежных исследователей Дж. Вильсона, Ч. Глока, У. Джеймса, А. Нудельмана, Г. Оллпорта, Р. Старка."' В их исследованиях нашли отражение вопросы типологизации религиозности, осмысление структуры религиозной ситуации, ее динамики.

См.: Белл, Р., Уотт У.М.. Корапистика. Введение/ Р. Белл, У.М.Уотт - М. Издательство Диля. 2005г. 256 стр. Зиммсль,Г. К социологии религии [Текст] / Г.Зиммсль // Зиммель, Г. Избранное/ Г.Зиммсль - М. : Юрист. 1996. - Т. 1. Философия культуры. - С. 23-56.; Йингер. Дж.М. Функциональный подход к религии / Дж.М.Йингер //Религия и общество. Хрестоматия по социологии религии / Ин-т «Открытое об-во»; Сост. 13.И. Гараджа и Е.Д. Рутксвич - М.: Аспект-пресс, 1996. - С. 140-152.; Парсонс, Т. О структуре социального действия / Т.Парсонс; Под общ. ред. В.Ф. Чесноковой и С.А. Белановского - М.: Академический 1 Іроект, 2000. - 879 с.

" См.: Михайлов, И.Г. Следственные ситуации и их влияние на расследование преступлений прошв государства/ И.Г.Михайлов - М.: «Юридическая книга», 1996. - 168 с; Филиппов. А.В.. Ковалев. СВ. Ситуация как элемент психологического тезауруса/ А.В.Филиппов. С.В.Ковалев // Психологический журнал. - 1996. - № 1. - С. 66-73.

См.: Джеймс. У. Религиозная вера / У.Джеймс - СПб.: Аптейя 1997. - 310 с: Оллиорт, Г.В. Личность в психологии / Г. Олиорт - М.. С116.: КСП і : ІОВЕІГГА, 1998. - 345 с; Clock. Ch.. Stark. R. The Nature of Religious Commitment / Ch.Glock, R. Stark - Berkley. 1968. - 429 s.; Stark, R., Bainbrindge. W.S. The Future of Religion I R.Stark, W.S.Bainbrindge- Barkeley, 1986. -359 s.; Wilson, J. Religion in American Society /J.Wilson - New Jersey, 1978. -591 s.

В отечественной социологической, философской, религиоведческой и политологической литературе сложилась традиция рассмотрения религии как социального явления, что является необходимой методологической предпосылкой для изучения религиозной ситуации. В работах Л.А. Андреева, В.И. Гараджи. В.И. Веремчука, Т.А. Кудриной, Л.II. Митрохина, М.П. Мчедлова, Л.А. Нуруллаева, II.А. Трофимчука, Д.М. Угриновича, И.II. Яблокова всесторонне рассмотрены взаимосвязь религии и общества, религии и культуры, специфика религиозного сознания.1 Их труды стали теоретической основой для исследования современной религиозной ситуации в России.

Осмыслению современной вероисповедной политики государственно-конфессиональных и межконфессиональных отношений в Российской Федераций, которые автор рассматривает в качестве важных составляющих религиозной ситуации, посвящены работы Л.А. Баширова, 0.10. Васильевой,

См.: Андреева, Л.А. Религия и власть в России. Религиозные и квазирелигиозные доктрины как способ легитимизации политической власти в России/ Л.А. Андреева - М. Изд-во «Ладомир», 2001г. 254 стр.; Гараджа, В.И. Социология религии / В.И. Гараджа// Социология в России / Под ред. В.А.Ядова - М: РАГС. 1998. - Гл. 15.; Всрсмчук, В.И. Взаимодействие военной службы и религии на институциональном уровне управления - военно-религиозный институт/ В.И. Веремчук// Тезисы докладов II Всероссийской научной конференции «Сорочинские чтения - 2005: Российское общество и вызовы глобализации»/ Ред. совет В.И. Добреньков (отв. ред.) [и др.]-- М.: Альфа-М, 2006. - Т. 4.; Митрохин, Л.Н. Баптизм: история и современность : (Филос.-социол. очерки) / Л.Н.Митрохин - СПб. : Изд-во Рус. христиан.. гуманитар, ин-та.1997. - 476 с; Митрохин. Л.Н. Религиозная ситуация в современной России / Л.II.Митрохин // Соцнс. - 1995. - № 11. - С. 59-64.: Митрохин, Л.Н. Русская православная церковь: современное состояние и актуальные проблемы / Л.Н.Митрохин - М.: НЛО, 2004. -297 с: Кудрина, Т.А.. Пипкевич, В.К. Вероисповедальпые реформы в России в начале XX века [Текст] / Т.А.Кудрина. В.К.Пинкевич - М. : РАГС, 2003. - 198 с; Мчедлов. М.П. Вера в России в зеркале статистики / М.П.Мчедлов // НГ- Религии. - 2000. -№ 9 (55). - 17 мая. С. 2.; Мчедлов, М.П., Нурулласв. А.А., Филимонов. А.А. и др. Религия в зеркале общественного мнения / М.П.Мчедлов, А.А.Нуруллаев, А.А.Филимонов, П.С. Элбакяп //Социс. - 1994. -№ 5. - С. 34-40.: Сухов, А.Д. Философские проблемы происхождения религии / А.Д.Сухов - М. : Мысль, 1967. -- 288 с; Трофимчук. Н.А. Новые религиозные культовые движения и организации в России / Н.А.Трофимчук - М.: РАГС, 1998. - 183 с; Угрипович, Д.М. Введение в религиоведение / Д.М.Угрипович - М.: Мысль. 1985. - 270 с; Яблоков, И.II. Религия: сущность и явления / И.П.Яблоков- М.: Знание, 1982. -64 с.

А.В. Заііужного, 10.11. Зуева, СИ. Иваненко, И.Я. Кантсрова. В.В.Кравчук. Г.П. Лупарсва, М.И. Одинцова, А.Н. Себеннова, М.О. Шахова и др.1 Глубокое раскрытие эти проблемы получили в коллективных трудах, изданных кафедрой религиоведения Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации. в Информационно-аналитическом бюллетене «Государство, религия, церковь в России и за рубежом»".

См.: Ваширов. J1.А/Религиозный экстремизм: формы проявления и проблемы преодоления / Л.А.Баширов // От политики государственного атеизма - к свободе совести: Материалы семинара-совещания с государственными служащими, осуществляющими связь с религиозными организациями и специалистами органов юстиции субъектов Российской Федерации (і. Москва. 23-26 мая 2000 г.) / Рос. акад. гос. службы при Президенте РФ - М.: 2000. - С. 45-47.: Васильева. О.ІО. Русская православная церковь в политике Советского государства в 1943-1948 гг. / О.Ю.Васильева - М.: РАГС. 1999. - 217 с: Залужный. А.Г. Проблема юсударственпо-конфессиональных отношений / А.Г.Залужный // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. Информационно-справочный бюллетень / Рос. акад. гос. службы при Президенте РФ - М.: РАГС, 2001. - № 4. - С. 68-72.; Зуев, Ю.П. Современные тенденции религиозно-конфессиональных отношений в России / Ю.П.Зуев // От политики государственного атеизма к свободе совести. Материалы семинара-совещания, 23-26 мая 2000 г., Москва/ Рос. акад. гос. службы при Президенте РФ - М. : РАГС, 2001. - С. 99-124. Иваненко, СИ. Основные религиозные центры современной России / С.И.Иваненко - М.: «Наука». 2005. - 129 с: Каптеров. И.Я. Новые религиозные движения США и России: сравнительным анализ / И.Я.Каптеров // Религиоведение. - 2001. - № 1 ~ С. 13-19.; Кравчук. В.В. «Государственная вероисповедная политика в странах современной Европы»/ В.В. Кравчук// «Вероисповедная политика Российского государства» - Кафедра религиоведения РАГС. М.: Изд-во РАГС, 2003. С. 160-206; Лумарсв, Г.П. Свобода совести: «священная корова» или конституционно-правовой анахронизм?/ Г.П.Лупарев // Религия и право. - 2002. -№ 2. - С. 73-79.; Одинцов. М.И. Русская православная церковь в XX веке: история, взаимоотношения с государством и обществом/ М.И.Одинцов - М.: Инфра-М. 2002. - 158 с: Ссбеннов. А.Е. К разговору о религиозной ситуации в регионах и о законодательстве, регулирующем государственно-церковные отношения в России / А.Е.Ссбсицов // От политики государственного атеизма - к свободе совести. Материалы семинара-совещания с государственными служащими, осуществляющими связь с религиозными организациями и специалистами органон юстиции субъектов Российской Федерации (Москва. 23-26 мая 2000 г.) / Под ред. П.А.Трофимчука - М.: РАГС. 2000,- 312 с, 2000. - С. 115-116.; Шахов, М.О. Религиозное знание, объективное знание о религии и паука / М.О.Шахов // Вопросы философии. 2004. - 3 11. - С. 65-80.

См.: Медведко, СВ. Проблемы методологии современной социологии религии в России [Текст] / СВ.Медведко // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. - 2001. - № 2. -С. 45-51.; Михайлов, Г.А. Грофнмчук. П.А. Религиозная ситуация и подготовка кадров в области государственно-церковных отношений /Г.А.Михайлов, Н.А. Грофнмчук // Государство, религия и церковь в России и за рубежом: Информационно-аналитический бюллетень. 1998. - № 1-2. - С 3-12. м др.

Проблемам религиозности и религиозной ситуации на региональном уровне посвящены работы Г.Л. Выдриной, Ю.В. Попкова, Е.А. Тюгашева (Ханты-мансийский автономный округ-Югра), И.В. Симонова, Г.С. Широкаловой, II.Г. Ярыгина (Нижегородская область), Г. Гудим-Левковича (Архангельск), IO.IO. Синелиной (Ярославская область), О.М. Хомушку (Республика Тыва) и др.1

Религиозные организации, межконфессиональные отношения, истоки и тенденции развития религиозной ситуации в Волгоградской области стали проблемами изучения религиоведов, социологов, философов, историков Н.Д. Барабанова, O.IO. Редькиной, О.И. Сгибневой, Н.Н. Станкова, И.О. Тюменцева."

См.: Выдрина, Г.В. О концептуальных основах изучения религиозной ситуации/ Г.В.Выдрина //Свобода совести в России: исторический и современные аспекты: Сб. статей / Сост. и общ. ред. : Мельникова Е.Н.. Одинцов М.И. - М. : Российское Объединение исследователей религии. 2006. - С. 104-108.; Попков, Ю.В. На берегу Волги / Ю.В.Попков // российская Федерация сегодня. - 2006. - № 3. - С. 41.: Тюгашев, Е.А., Выдрина, Г.А., Попков, Ю.В. Этноконфессиональные процессы в современной Югре / Е.А.Тюгашев, Г.А.Выдрина. Ю.В.Попков - Новосибирск: Нонпарель, 2004. - 291 е.; Широкалова, Г.С. Религиозность Нижний Новгород/ Г.С. Широкалова// h ttp ://\\ w w.kroto v. і n fo/h і story/20/1990/1999shir.htm; Симонов И.В. Нижегородский регион: религиозный портрет// Социс. 1999. N 12. С.118-119. Ярыгин, П. Религиозная ситуация в Волго-Вятской регионе // Социс. - 1995. - № 11. - С. 89-94.; Гудим-Лсвкович. Р.Г. Тенденции религиозного сознания населения Архангельской области (по материалам социологический исследований) / Р.Г. Гудим-Левковпч// Свобода совести в России: исторический и современные аспекты: Сб. статей / Сост. и общ. ред. : Мельникова Е.Н., Одинцов М.И. - М. : Российское Объединение исследователей религии. 2006. - С. 108-113.; Синелипа. 10.10. О циклах изменения религиозности образованной части российского общества (начало XVIII в. - 1917) /10.10. Спислииа // Социс. - 2003. - 10. - С. 101-110.

" См.: Барабанов. 11.В. От Тспгрн к Христу. Религия в судьбе народов Нижнего Поволжья в период средневековья/ Н.Д. Іїарабанов// Стрежень: Науч. Ежегодник. Под общ. ред. М.М. Загарулько. - Волгоград. Издатель. 2001. [Зып. 2. С. 2080-292: Редькина, 0.10. Старообрядцы Нижней Волги в 1917 v.II Русская православная церковь и межконфессиональпые отношения в Нижнем Поволжье: Сб. статей/ Ред. кол.: О.А. Прохватилова и др. - Волгоград: ВолГУ. 2003. - С. 222- 227.; Сгибпева, О.И. І Іравославие и традиции русской культуры [Текст] / О.И. Сгибнсва // Культура Юга России: социальные и этпоконфессиональные аспекты: Сб. докл./ Комитет по культуре адм. Волгоградской обл.; Редкол.: О.И.Сгибпева (отв. ред.) и [и др-j -Волгоград: ВолГУ, 2003. -С. 116-129.; Станков, Н.Н. Волгоградская и Камышинская епархия Русской православной церкви/ Н.Н. Станков// Мир Православия: сб. статей. - Волгоград,

Подводя итог обзору научной литературы, отметим, что при наличии определенного теоретического материала по теме исследования, с разной степенью полноты изучены отдельные стороны проблемы, тогда как в целом социологический анализ религиозной ситуации на территории Волгоградской области пока не осуществлялся. Настоящая диссертация призвана, в определенной степени, восполнить этот пробел.

Объектом исследования выступает религиозная ситуация в Волгоградской области.

Предмет исследования - структурные составляющие религиозной ситуации, параметры, факторы, влияющие на ее развитие.

Целью диссертационного исследования является осмысление истоков и состояния современной религиозной ситуации в регионе; выявление ее характеристик, прогнозирование тенденций развития. Реализация данной цели предполагает решение следующих задач:

проанализировать теоретические и методологические подходы к изучению религиозной ситуации как части сопиолыюй ситуации;

рассмотреть религиозную ситуацию и составляющие ее элементы для выявления наиболее важнейших эмпирических индикаторов, характеризующих ее состояние;

осуществить анализ религиозной ситуации в России на основе вторичного анализа социологических исследований и выявить общероссийские тенденции ее развития;

Ичд-во ВолГУ, 2004. -- вып.5. С. 457-470. Тюмепцев, И.О. Русские самозванцы и народная религиозность 1606-1607 годов [Текст] / И.О.Тюменцев // Средневековое Православие от прихода до Патриархата: Сб. науч. статей / Ред. кол.: 11.Д. Барабанов: И.О. Тюмемцев -Волгоград: ВолГУ. 1998. - Вып. 2. - С. 29-35.

- выявить и проанализировать истоки и состояние современной религиозной
ситуации в Волгоградской области, механизмы и факторы ее становления и
развития;

осуществить анализ религиозной ситуации в регионе на основе проведенного социологического, исследования;

определить тенденции, характеризующие дельнейшее развитие религиозной ситуации на территории региона.

Основные положения, выносимые на защиту:

- религиозная ситуация является обобщающей характеристикой всего
комплекса религиозных проявлений на изучаемых объектах (страна, регион,
город, община и т.д.), носителей религиозности в определенный момент
времени, в их взаимосвязи между собой и с социальной целостностью
(социумом, другими сферами и сторонами общественной жизни) с учетом
совокупности внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на
характер ее проявлений. Такое понимание религиозной ситуации позволяет
исследовать ее как результат взаимодействия двух социальных институтов. Это.
прежде всего это органы власти, управления и религиозные объединения. Па
массовом уровне религиозная ситуация проявляется в религиозности населения;

- современная религиозная ситуация в России начала складываться в конце XX
века вследствие коренного изменения вероисповедной политики государства.
Пройдя через период правового хаоса и организационной нестабильность в 90-е
годы прошлого века, в настоящее время она характеризуется относительной
устойчивостью и предсказуемостью. Это стало возможным в результате того,
что под пристальным вниманием общественности институты государства и
религиозные организации стали более последовательно руководствоваться в
своей деятельности принципами свободы совести и свободы вероисповедания;

- религиозная ситуация в Волгоградской области, отражая состояние и
тенденции религиозной ситуации в России и развиваясь в ее рамках, в то же
время имеет специфические черты, сформировавшиеся под влиянием
региональных факторов (исторического, геополитического, экономического,
социо-кулыурного);

- большинство населения Волгоградской области относит себя к верующим, что
говорит о достаточно высоком уровне религиозной самоидентификации в
регионе, но степень религиозности очень низкая, что подтверждают показатели
интенсивности совершения культовых действий, их связь с проявлениями
религиозности в повседневной жизни и уровень знания религиозной догматики,
следование нормам религиозной этики;

религиозная ситуация в Волгоградской области является относительно устойчивой и стабильной. В области нет условий и предпосылок для конфликтов на религиозной почве, вероисповедная политика органов власти и управления способствует стабилизации духовно-нравственной обстановки, формированию толерантного сознания, укреплению основ веротерпимости, взаимопониманиялюдей разных национальностей и разных вероисповеданий;

население Волгоградской области характеризуется достаточно высокой степенью толерантности на индивидуальном и общественном уровнях, хотя степень ее неоднородна в зависимости от конкретного района проживания. Люди разных вероисповеданий понимают друг друга, вера не мешает их общению, совместному проживанию на территории региона. Миграционные потоки последних двух десятилетий не внесли существенных изменений в повседневную жизнедеятельность людей, не привели к религиозным конфликтам. Ряд противоречий имеют либо социальную, либо политическую основу;

большинством жителей области православие воспринимается как неотъемлемая часті, культуры родной страны, православные традиции вошли в повседневную социокультурную жизнь многих семей. В то же время другие религии не отвергаются, существует интерес к ним.

В процессе исследования были сформулированы и теоретически обоснованы конкретные положения, которые определяют ее научную новизну:

работа является первым комплексным социологическим исследованием по данной проблематике на территории Волгоградской области, в ходе которого были получены и проанализированы эмпирические данные, характеризующие состояние религиозной ситуации в регионе;

эксплицированы общие и специфические черты религиозной ситуации и конкретном регионе в условиях становления новой государственной вероисповедной политики, базирующейся на принципе свободы совести;

дана авторская интерпретация понятия «религиозная ситуация» через специфику взаимодействия ее структурных компонентов: религиозность населения, межконфессиональные отношения, взаимоотношения религиозных организаций и органов власти и управления;

получено представление о развитии религиозной ситуации на территории региона в ее ретроспективе, непосредственно связанной с историей области. Определены исторические географические, политические социальные и экономические региональные факторы, влияющие на уровень степень, характер и динамику религиозности жителей области;

сформулированы конкретные предложения для органов власти и управления по оптимизации вероисповедной политики в регионе, подготовке представителей органов власти, работающих с религиозными организациями, созданию законодательной базы, касающейся деятельности различных вероисповеданий;

Методологические и теоретические основы исследования. В качестве методологических и теоретических оснований исследования были использованы работы отечественных и зарубежных ученых, разрабатывавших проблемы вероисповедной политики, исследовавших религиозную ситуацию, уровень и степень религиозности населения. Теоретической и методологической базой данной работы являются принципы историзма, системности, всесторонности и конкретности исследования. В диссертации использовались методы, выработанные и применяемые социологией в исследовании социальных институтов: общенаучные, теоретические: структурно-функциональный, конкретно-исторический, диалектический методы, а также системный анализ, синтез, сравнение; эмпирические: опрос, статистический анализ; сравнительный анализ, анализ письменных источников, исторических, правовых документов.

Эмпирическую основу диссертации оставляют материалы социологического исследования «Религиозная ситуация в Волгоградской области», проведенного в октябре - декабре 2005г. группой социологов Волгоградского государственного университета при непосредственном участии автора. Исследование включало социологический опрос населения от 18 лет и старше в каждом из восьми региональных округов Волгоградской области по репрезентативной выборке (N 800), в каждом из восьми районов Волгограда (N=800) и г. Волжском (N=240). Максимальная статистическая погрешность 2,45%, при доверительном уровне 0,95. Опрос экспертов, в качестве которых выступили ученые, государственные и муниципальные служащие, работники учреждений образования и культуры, журналисты, представители религиозных объединений, руководители хозяйственных структур (N=120). Кроме того, в целях сравнения региональной религиозной ситуации с общероссийской был проведен вторичный анализ результатов исследований

таких социологических центров как ВЦИОМ, РОМИТ, Фонд «Общественное мнение», Институт социально-политических исследований РАН, Центр «Религия и общество».

Научно-теоретическая и практическая значимость исследования заключается в следующем:

- результаты могут быть использованы для дальнейших исследований,
связанных с изучением религиозной ситуации, деятельности религиозных
организаций, государственно-конфессиональных и межконфессиональных
отношений;

теоретические и эмпирические данные, представленные в диссертации, могут использоваться при разработке вероисповедной политики в регионах, совершенствовании работы по формированию в обществе обстановке толерантности;

полученных результаты исследования могут служить основой для разработки курсов и программ по социологии, социологии религии, религиоведению, политологии.

Апробация работы. Основные положения проведенного исследования были апробированы в докладах и научных сообщениях диссертанта на VIII, IX, X региональных конференциях молодых исследователей, на ежегодной научной сессии Вол ГУ (2003-2005), на Всероссийской научной конференции «Сорокинские чтения» (г. Москва, декабрь 2004 года), па Областных краеведческих чтениях в 2004 году, на международной научно-практической конференции «Общественные отношения и права человека на Юге России: история, современность и перспективы» май 2006 года.

Структура работы подчинена логике решения поставленных цели и задач. Она включает в себя введение, три главы, состоящие из шести параграфов, заключение, список использованной литературы и пять приложений.

Социологическая рефлексия феномена религиозной ситуации

В понятийном аппарате общественных наук понятию «ситуация» давно отведена своя важная ниша. Оно объединяет в себе представление о многообразии и взаимосвязи различных явлений и процессов в определенных областях общественной жизни, взаимодействие различных субъектов и объективных условий их деятельности в данное время в данном месте социального пространства. Оно стало той методологической призмой, через которую возможно изучение социальной реальности, социальных процессов, особенно в аспекте взаимодействия.

Каждая общественная дисциплина создает свою терминологию или концепцию ситуации, в силу своей специфики выделяет значимую для нее ситуацию или ее аспект. На практике встречаются самые различные определения ситуации в демографическом, политическом, религиоведческом, социологическом или др. контекстах. Так появились определения социальной, социально-политической, демографической, психологической, экономической ситуаций.

К настоящему времени в социологии сложился целый ряд фундаментальных подходов к научному изучению общества в целом и ситуаций, как неотъемлемой составляющей общественного развития. В зависимости от сформулированной проблемы варьируются подходы, цели, методы и методики ее анализа. Однако полное знание обо всех гранях многомерного системного объекта, каковым является ситуация, может быть

достигнуто лишь в результате синтеза данных и обобщений, полученных при реализации различных подходов - исторического, социально-философского, социокультурного, религиоведческого, и собственно социологического.

Таким образом, представляется весьма актуальным поиск теоретико-методологической парадигмы социального познания, располагающей научным аппаратом, который позволяет в соответствующих ей «рамах соотнесения» описывать и анализировать природу социально значимых процессов, протекающих в пространстве-времени разнообразных социальных систем.

Социально-философское обоснование категории «ситуация» впервые в научный оборот было введено немецким философом-экзистеициоиалистом К.Ясперсом, использовавшим его как ключевое для понимания человеческой экзистенции. Под «ситуацией» он понимал конкретную внешнюю действительность, означающую для бытия человека преимущество или вред, возможность или преграду.1 По его мнению, ситуация означает не столько природно-закономерпую, сколько смысловую действительность, которая выступает не как физическая или психическая, а как конкретная действительность. Другими словами, «ситуация» - есть конкретная действительность, определяющаяся внесубъектно, но ценностно определенная по отношению к субъекту. Экзистенциализм ставит в центр ситуации одинокого человека, ищущего смысл существования и допускает экстраполяцию понимания «ситуации» с существования отдельной личности на бытие групп, государств, институтов. Нельзя не согласиться с его утверждением, что человеческий социум много ситуативен, ситуации не только существуют одна возле другой, но и взаимопереплетаются, проникают друг в друга.

К.Ясперс также выделяет различные виды ситуации: социальная, экономическая, социальная, политическая и т.д. Единой ситуации не существует, но общее понятие ситуации возможно, поскольку оно фиксирует определенность ситуации как таковой. Нельзя не согласиться с экзистенциальным утверждением о том, что человеческий социум многоситуативен, ситуации не только существуют одна возле другой или после другой, но и взаимно переплетаются, пронизывают друг друга.

Идеи К.Ясперса нашли свое продолжение в концепциях другого немецкого философа О.Ф.Больнова. Он полагал, что экзистенциально-философское понятие ситуации в точности соответствует жизне-философскому понятию «положение» и утверждал, что человек никогда не может выйти из ситуации, не попав в другую. Ситуация фиксирует конкретную действительность в аспекте невольного затруднения: «Ситуации суть нечто, что человек должен претерпевать».1 Для того, чтобы конкретизировать понятие «ситуация» О.Ф. Болыюв ввел в оборот такое понятия как «пограничная ситуация», понимая под границей то. что определяет человека, некая его глубинная сущность, но не ограничение извне. Это означает, что ситуация есть конкретная действительность не только мира, но и человека.

Таким образом, экзистенциальное мышление в категориях ситуации продолжает и дополняет размышления философии жизни о жизненных обстоятельствах и положении. Экзистенциальная философия дала основу для осмысления понятия «ситуации», ее типов и видов.

Вклад в развитие понятия «ситуации» в социологи внес У.Томас. Он вошел в историю социальной мысли, прежде всего, своей концепцией «определения ситуации». Теорема У.Томаса гласит: «Нсли ситуация определяется как реальная, она реальна по своим последствиям».1 Согласно его теории социальная ситуация включает в себя три взаимосвязанных элемента: объективные условия (социальные нормы и ценности); установки индивида и группы; определение ситуации действующим лицом. Определение ситуации на групповом уровне дает представление о нормах, законах, ценностях. Определение ситуации индивидом, исходя из его собственных установок и нормативных предписаний группы, свидетельствует о его приспособляемости к ней, о степени комформности индивида. Пели определение ситуации индивидом не совпадает с групповыми ценностями, то возникает социальная дезинтеграция, порождающая многие болезни современного общества. У.Томас считал, что социологи должны анализировать социальный мир в двуедином контексте: так, как его видит социолог через посредство объективных научных понятий, и так, как его видят сами действующие индивиды, сугубо индивидуально определяющие ситуацию деятельности, т.е. действующие согласно «субъективному смыслу», который он привносят в объективную ситуацию. Однако концепция определения ситуации не позволяет говорить об объективной ситуации деятельности, т.к. в ее основе лежит попытка понять, как субъективный смысл превращается в объективные факты.

Для последователей понимающей социологии любая ситуация объективна, одна объективная ситуация порождает другую ситуацию, которая но свей природе гоже объективна. Определение любой ситуации идет через ее познание. Следовательно, как не может быть истинно или неистинно познание ситуации, так и не может быть поставлен вопрос о том, правильно или неправильно определена ситуация. Это положение справедливо как для микровзаимодействий, так и для крупномасштабных исторических ситуаций.

Религиозность в структуре религиозной ситуации

Конструктивным признаком религиозной ситуации является понятие «религиозность», служащей также базовой характеристикой одной из форм общественного сознания. Цели и способы изучения религиозности различаются между собой. Так, при философском подходе выясняется содержание религиозных представлений, их гносеологические корни, при психологическом - истоки религиозности сознания респондента, религиозные чувства и переживания людей, их повседневные отношения, опосредованные их вероисповеданием, оценка ими своей жизни, отношение к новым идеям, вопросы морали. При социально-демографическом подходе исследуется взаимосвязь религиозности с полом, образованием, уровнем доходов, характером работы, местом жительства, происхождением, семейным положением, здоровьем и т.д.

Для того чтобы работать на эмпирическом уровне с термином религиозность следует операнионализировать это понятие, представить в виде набора признаков, элементов, составляющих это явление, эмпирически наблюдаемых, доступных фиксации и измерению. Итак, «религиозность» - это определенное состояние индивидов, человеческих общностей различного масштаба, отличительной чертой которого является вера в Бога (в сверхъестественное) и поклонение ему, их приверженность религии и принятие ее вероучения и предписаний.

«Религиозность» может рассматриваться исследователями в единстве трех взаимосвязанных признаков - собственно религиозность, дихтомия вера -неверие; конфессиональная принадлежность; принадлежность к конкретной религиозной организации."

Американский социолог Ч.Глок понимал под религиозностью значимость религии в жизни человека. Он также считал, что нет истинных или ложных определений религиозности, а существует лишь менее или более плодотворные или продуктивные ее определения. Кроме того, Ч.Глок предложил оценивать религиозность но пяти измерениям: термином эмпирическая религиозность обозначается степень эмоциональности индивида в вере; ритуальной религиозностью он называл частоту совершения молитв или посещения храма; идеологическая религиозность означает степень веры индивида в религиозную доктрину; последовательная - отражает то, насколько сильно религиозные убеждения проявляются в повседневной жизни человека; и, наконец, интеллектуальная - мерило знаний человека об истории и догматах той религии, к последователями которой он себя причисляет. Однако каждый человек может оказаться более религиозным по одним показателями, менее -по другим. Такая оценка религиозности и ее сравнение по отношению к другим ставит серьезную проблему перед исследователем.

Вопрос о показателях религиозности учеными решается по-разному, например У.Джеймс говорил о том, что при изучении религиозности и религиозного опыта достаточно двух признаков «религиозного чувства» и «общего жизненного поведения».1 Акцентирование внимания на критериях религиозности необходимо, так как применение не одинаковых критериев снижает научную и практическую значимость исследований.

Особого внимания заслуживает выработка критериев американскими социологами Ч.Глоком и Р. Старком." Они выделяют пять основных признаков религиозности:

1. религиозный опыт (т.е. различные формы религиозных состояний, переживаний, когда верующий ощущает непосредственное присутствие божественного);

2. религиозную веру (по мнению этих социологов это вера в религиозные догматы);

3. культ;

4. знание религии;

5. влияние религиозных мотивов на поведение индивида.

Исследователи А.Нудельман и Дж.Вильсон, используя факторный анализ и измеряя корреляционные связи между отдельными индикаторами, ввели следующие показатели религиозности: «благочестие», включающее в себя религиозный опыт и религиозную веру; «участие», которое в отечественной пауке раскладывается на религиозное поведение и религиозные отношение (т.е. включенность индивида в религиозную жизнь своей общины) . Эти факторы на практике определили основные формы религиозности -внутреннюю, когда в количественно-качественном соотношении преобладает фактор «благочестия», и внешнюю, - с преобладанием фактора «участие»."

Религиозные организаций в России: диахронный и синхронный аспекты

В данном параграфе автором делается попытка проанализировать данные о состоянии религиозной ситуации в российском обществе на современном этапе, выделить основные черты ее развития, с тем, чтобы в дальнейшем, основываясь на полученной информации, говорить о характерных чертах и особенностях на региональном уровне.

Современная религиозная ситуация в России, начала складываться в конце 80-х годов XX века. Глобальные процессы, происходившие в России, внесли определенное изменение в отношения общества и власти к религии и церкви. Уже в это время наблюдалось и фиксировалось социологическими исследованиями постепенное изменение отношения к религии со стороны общества, прежде всего со стороны творческой интеллигенции и молодежной среды. Па первых порах этот процесс проявлялся в возрастании интереса к религии, к ее роли в истории страны, к народным традициям, праздникам и обрядам религиозного характера. Этот интерес еще не означал собственно обращения к вере, но уже выступал предвестником, с одной стороны, нарастающего кризиса официальной идеологии, а с другой стороны, свидетельствовал о наличии в обществе, по крайней мере, у определенных слоев населения, религиозных потребностей, масштабы которых государственным и партийным руководством явно недооценивались или игнорировались. Это находило выражение в росте религиозной обрядности, в интересе к религиозной литературе, в моде на религиозную атрибутику в быту, в одежде, в обращении к религиозным сюжетам писателей. художников. кинематографистов. Одновременно началось некоторое омоложение состава религиозных общин, в них появились и постепенно стали выходить на первый план молодые образованные верующие. Согласно исследованиям конца 80-х годов XX в., к верующим относили себя около 10% опрошенных . По данным на 1993 год это процент достиг 39%". Возникло и активизировалось правозащитное движение в религиозной среде, росло самосознание верующих, конфессиональная самоидентификация определенной части населения. С началом «перестройки» и курса на гласность и демократизацию общества эти тенденции проступали все более явно. Стало ясно, что необходимы изменения в вероисповедной политике государства, исходящие из признания наличия у значительной части населения реальной потребности в религии, ориентированные не на декларативное провозглашение, а на реальное осуществление свободы совести и вероисповедания.

Сильным толчком в этом вопросе, который повлек за собой быстрые и существенные изменения, стало празднование 1000-летия принятия христианства на Руси. Социологические исследования тех лет показывали возрастание уровня религиозности.

Динамика уровня религиозности россиян, полученные различными исследовательскими центрами в период 1988-2000 годов, можно представить в виде сводной таблицы.

На основе приведенной таблицы трудно с уверенностью делать выводы о реальном состоянии религиозности населения России. Во-первых, слишком велик разброс результатов, что, видимо, объясняется различиями в подходах к построению социологического инструментария; способам обработки полученной информации. Во-вторых, не применяются однозначные критерии религиозности индивида. Тем не менее, тенденция роста уровня религиозности населения к середине 90-х годов прошлого заметна.

В этот момент проявляется беспрецедентное явление в истории нашей страны - появление множества религиозных объединений. Наблюдалась тенденция к росту уровня религиозности населения страны, т.е. доли верующих в общем составе населения, и повышение степени религиозности, то есть глубины веры, интенсивности религиозных переживаний и культовых действий. Исследователи отмечают в это время действие двух тенденций: 1) с ростом образовательного уровня снизилась степень религиозности;

2) нетрадиционные формы религии увлекали по преимуществу людей достаточно образованных.

В результате, как в Русской православной церкви, так и в других церквах и религиозных организациях произошел наплыв неофитов (новообращенных).

В ответах на вопрос, "какие социальные силы, общественные и государственные институты играли наиболее важную роль и жизни России в XX веке и какие должны сыграть эту роль в XXI", разница в оценке социальной значимости роли Церкви в минувшем и наступившем веках выросла в четыре раза (соответственно 2,9 и 11,6%), что, как известно, соответствует историческим реалиям .

Кроме того, человек теперь мог открыто заявлять о своих религиозных предпочтениях, не опасаясь давления со стороны властей и общественного мнения. На смену отношению к религии и религиозным организациям, как явлению пережиточному, тормозящему общественное развитие, чуждому существовавшему общественному строю, пришло отношение к ним как важному общественному институту, реальному компоненту современного российского общества, признание их исторического вклада в формирование российской государственности и культуры, воздаиие должного их общественным позициям и инициативам. Так, показателем коренного изменения отношения государства к религии и церкви явилось повое правовое решение религиозного вопроса.