Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Ритуалы повседневности летнего детского лагеря в процессах социализации молодого поколения Абашкина Елена Викторовна

Ритуалы повседневности летнего детского лагеря в процессах социализации молодого поколения
<
Ритуалы повседневности летнего детского лагеря в процессах социализации молодого поколения Ритуалы повседневности летнего детского лагеря в процессах социализации молодого поколения Ритуалы повседневности летнего детского лагеря в процессах социализации молодого поколения Ритуалы повседневности летнего детского лагеря в процессах социализации молодого поколения Ритуалы повседневности летнего детского лагеря в процессах социализации молодого поколения Ритуалы повседневности летнего детского лагеря в процессах социализации молодого поколения Ритуалы повседневности летнего детского лагеря в процессах социализации молодого поколения Ритуалы повседневности летнего детского лагеря в процессах социализации молодого поколения Ритуалы повседневности летнего детского лагеря в процессах социализации молодого поколения Ритуалы повседневности летнего детского лагеря в процессах социализации молодого поколения Ритуалы повседневности летнего детского лагеря в процессах социализации молодого поколения Ритуалы повседневности летнего детского лагеря в процессах социализации молодого поколения Ритуалы повседневности летнего детского лагеря в процессах социализации молодого поколения Ритуалы повседневности летнего детского лагеря в процессах социализации молодого поколения Ритуалы повседневности летнего детского лагеря в процессах социализации молодого поколения
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Абашкина Елена Викторовна. Ритуалы повседневности летнего детского лагеря в процессах социализации молодого поколения: диссертация ... кандидата Социологических наук: 22.00.04 / Абашкина Елена Викторовна;[Место защиты: Волгоградский государственный университет].- Волгоград, 2016.- 175 с.

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Теоретико-методологические подходы к исследованию ритуалов повседневности летнего детского лагеря как института социализации 16

1.1 Структура повседневности социального института 16

1.2 Аналитические ресурсы теории ритуалов интеракции Р. Коллинза в исследовании структуры повседневности летнего детского лагеря 34

ГЛАВА 2. Социальные характеристики ритуалов повседневности летнего детского лагеря 49

2.1. Ритуалы повседневности советского пионерского лагеря 49

2.2 Ритуалы повседневности летнего детского лагеря в современной России 70

ГЛАВА 3. Молодежная политика в отношении института социализации «летний детский лагерь» 89

3.1 Развитие государственной молодежной политики в постсоветском обществе 89

3.2 Направления совершенствования государственной молодежной политики в практике институциональной социализации (на примере Волгоградской области) 109

Заключение 125

Список использованной литературы

Введение к работе

Актуальность темы исследования. В современной ситуации

актуализируется необходимость научного анализа различных меняющих свой
статус в условиях социально-политической динамики агентов социализации. В
недавнем прошлом в России происходили значительные трансформации
институтов социализации детей и молодежи, поэтому особенно

востребованным является изучение сложившихся практик взаимодействия мира взрослых и мира детей, в том числе в условиях летнего детского лагеря.

Реформы российского общества 1990-х гг. повлекли за собой пересмотр смысла функционирования системы социализации в целом, практика организации лагерей была коммерциализирована и лишена идеологической направленности. Однако с наступлением 2000-х российское государство возобновило внимание к молодежной политике и вовлечению детей и подростков в организованный лагерный досуг (новая традиция – «Селигер», «Территория смыслов», «СелиАс», «Волга» и др.). Это обусловлено усилением государственного влияния на жизнь общества, поиском национальной идеологии и требованием от государственного руководства прикладывать усилия в современных условиях к институциональной социализации молодого поколения.

Летний детский лагерь, являясь особым агентом социализации для детей и подростков, объединяет их в коллектив по принципу полного суточного цикла жизнедеятельности, что называется в социологии «тотальным социальным институтом». Летний лагерь, интенсивно воздействующий на своих участников за счет удаленности за пределы обычной жизни, опирается на ежедневные коллективные ритуалы, которые регулируют распорядок дня и деятельность в процессе всей лагерной смены. Такая ритуализированная тотальность обладает сильным контролирующим воздействием, вовлекая находящихся в лагере в постоянные взаимодействия внутри группы.

Исследование процессов функционирования летнего детского лагеря с использованием идей и методов современной социологии позволяет решить

следующие научные задачи: во-первых, обосновать способы воздействия коллективных ритуалов, продолжив традиции социологии повседневности, во-вторых, выявить изменения в ритуалах повседневности летнего лагеря на основе обобщения опыта участников советских пионерских лагерей и современной молодежи, в-третьих, критически оценить социальный смысл документов государственной и региональной молодежной политики. Комплекс этих задач и обусловил выбор темы диссертационного исследования.

Степень научной разработанности проблемы. Популяризация темы повседневности началась с трудов представителей французской школы «Анналов» Л. Февра, М. Блока и Ж. Ле Гоффа, которые, изучая повседневность, стремились показать значение микроисторического уровня жизни в развитии макроструктур – экономики, политики, техники и т.п. Эти авторы доказывали взаимосвязь бытовых особенностей жизни и привычек с принципами общественного устройства той или иной эпохи.

Параллельно с идеями историков повседневности переживает

становление феноменология Э. Гуссерля, главной особенностью которой являлось обоснование социальной обусловленности мышления. Идеи Э. Гуссерля дали импульс развитию феноменологической социологии А. Шюца, показавшего доминирование мира повседневности в ряду других сфер человеческого опыта. Задачей социологии, по мнению ученого, является изучение не реальности мира, а тех смыслов и значений, которые люди придают его объектам.

Теория повседневности показала значение и роль невидимых правил во многом благодаря этнометодологии Г. Гарфинкеля, появившейся в 70-е гг. XX в. Школа этнометодологов нацелена на обнаружение общепринятых, а потому незаметных методов (средств), которыми пользуется современный человек для реализации всего многообразия повседневных действий.

Развивая идеи о ритуалах повседневности, нельзя не отметить социологию знания П. Бергера и Т. Лукмана, продемонстрировавших связь повседневного знания и общественной деятельности. В рамках нашего

исследования представляется интересным понимание названными авторами институциализации как взаимной типизации опривычненных действий.

Функционирование норм, регламентирующих порядок повседневности, исследовал И. Гофман. Его понятие «фрейм» объясняет, как человек интерпретирует смысл своего окружения, попадая в разнообразные житейские ситуации.

Ряд идей М. Фуко также формирует багаж социологии повседневности. Согласно М. Фуко любой объект может быть исследован на основе дискурса о нем, который всегда определен во времени и пространстве.

Вклад в развитие идеи повседневности внесли отечественные исследователи-историки – Е.И. Забелин, Н.И. Костомаров, Н.Б. Лебина, А.В. Терещенко, И. Утехин; культурологи – М.И. Козьякова, В.Д. Лелеко, Г.Ю. Мягченко; социологи – В.С. Вахштайн, В.В. Волков, В.Б. Звоновский, Н.Н. Козлова, О.В. Хархордин; философы – Е.В. Золотухина-Аболина, Т.Б. Мойсеева, С.М. Фролова. Особым направлением является изучение советской повседневности (Л.Б. Брусиловская, М.В. Воробьева, О. Гурова, А.В. Долгов и др.).

Для понимания степени разработанности темы диссертации важно отметить комплекс идей о ритуалах. Социологическая концепция ритуалов сформировалась благодаря классическим работам Э. Дюркгейма. Ученый рассматривал религиозные ритуалы, принимая во внимание их место в механизмах формирования и поддержания социальной солидарности. Американский социолог У.Л. Уорнер дополнил дюркгеймовское понимание религиозного ритуала и выделил секулярный ритуал.

И. Гофман еще более расширил понимание ритуала, показав, что ритуальные действия проявляются и в повседневности, играя ключевую роль в формировании личности. Опираясь на основные положения этих подходов, но придав им другое значение, американский социолог Р.Коллинз создал новую теорию интерактивных ритуалов, в которой синтезируются два уровня

социального анализа – макроуровень социальной солидарности и микроуровень повседневных межличностных ориентаций.

Тема ритуала постоянно привлекает внимание социальных

исследователей, современные отечественные авторы В.В. Глебкин,

Д.А. Лушников, Ю.А. Прозорова, Ю.А. Хамрина тоже внесли вклад в ее разработку.

В свете изучения в диссертационной работе проблем социализации нельзя не актуализировать еще раз вклад Э. Дюркгейма, одного из первых исследователей этого вопроса. Социализация для него двусторонний процесс: с одной стороны, это усвоение индивидом социального опыта, а с другой – обратный процесс воздействия индивида на социальную среду. Позднее Ч.Х. Кули описывал процесс социализации с позиции «Зеркального Я», а французские социологи Р. Клутье и А. Рено выделили четыре основные социальные структуры – микроструктуру, мезоструктуру, экзоструктуру и макроструктуру, которые воздействуют на социализацию.

Наконец, обобщим исследования детского лагеря. Лагерь был объектом анализа прежде всего отечественных ученых-педагогов. В работах советского периода Л.К. Балясной, И.Н. Жукова, Н.К. Крупской, А.В. Федуловой пионерский лагерь рассматривался как политический институт, посредством которого политическая партия может прививать подрастающему поколению идейно-нравственные установки, необходимые для граждан.

Современные авторы А.Г. Антипьев, Е.Н. Васильева, Л.А. Гегель, В.Н. Гуляихин, Е.О. Казакова, А.И. Ковалева, Е.В. Красавина, Л.Е.Сикорская, В.А. Смирнов пишут о социализации детей и подростков в детских и молодежных организациях.

Социологических исследований, освещающих социальные процессы в
детском летнем лагере, в советское время не проводились, а в ранний
постсоветский период лагерю не уделяли должного внимания, поскольку
приоритетными были темы трансформации основных социальных

макроинститутов. Сегодня, развивая тему лагеря, исследователи в основном

стремятся передать педагогический опыт, социологические же исследования проводятся крайне редко.

В имеющихся работах о детском лагере не акцентировано внимание на повседневных процессах внутри этой институциализированной сферы. Недостаточно внимания уделяется тому, как в процессе ежедневного взаимодействия может происходить закрепление социальных норм и правил, культивироваться доминантная идеология. Недостаточно разработанный исследовательский ракурс восполняет социология летнего детского лагеря, объясняющая механизм социализации через анализ ритуализированной деятельности внутри социального института, на основе чего возможно развитие обоснованной государственной молодежной политики.

Объект исследования – социализация молодого поколения в летнем детском лагере.

Предмет исследования – повседневные ритуалы летнего детского лагеря советского и постсоветского периодов.

Целью исследования является определение особенностей ритуалов повседневности летнего детского лагеря как инструмента социализации и обоснование ориентиров современной молодежной политики в направлении институциональной социализации.

Цель исследования предполагает решение следующих задач:

  1. охарактеризовать структуру повседневности социального института «летний детский лагерь», определив ее основные элементы;

  2. обосновать объяснительный потенциал теории ритуалов интеракции Р. Коллинза в исследовании повседневности летнего детского лагеря;

  1. выявить с использованием эмпирических данных особенности ритуалов повседневности советского пионерского лагеря;

  2. проанализировать на основе эмпирических данных особенности ритуалов повседневности современного летнего детского лагеря;

  1. определить этапы становления современной отечественной государственной молодежной политики с позиции развития летних детских лагерей;

  2. предложить направления совершенствования государственной молодежной политики в отношении летних детских лагерей.

Теоретико-методологической основой исследования послужили идеи социологии повседневности. В исследовании был использован концепт «тотальный социальный институт» И. Гофмана для объяснения условий ежедневной деятельности детей и подростков, сосредоточенных в пределах закрытой территории. В таких условиях даже в короткие периоды лагерных смен социализирующее воздействие «обобщенных других» происходит очень интенсивно.

Летний детский лагерь, как институт социализации, рассмотрен с позиции теории ритуалов интеракции Р. Коллинза. Подход Р. Коллинза эффективен тем, что он помогает зафиксировать и объяснить среду повторяющихся взаимодействий. Согласно идеям Р. Коллинза индивид является цепочкой ритуалов интеракций, а ситуация – это не только результат действий, это то, что обладает своими законами развития. Центральным положением теории интерактивных ритуалов является утверждение, что социальная жизнь «тотально ритуализирована». А сам ритуал, выполняя социализирующую функцию, настраивает индивида на жизнь в обществе.

Для более точного воспроизведения повседневности советского пионерского лагеря использовался метод обоснованной теории (grounded theory). Обоснованная теория является качественным исследовательским подходом, созданным совместно Б.Г. Глезером и А.Л. Страуссом. Систематические техники и процедуры этого подхода дают исследователю возможность разработать теорию на основе индуктивной логики, собирая материал, представляющий ситуацию глазами самих участников деятельности.

Эмпирической базой диссертационного исследования послужили социологические исследования, проведенные автором в Волгоградской области:

– глубинное полуструктурированное интервью с отдыхавшими в пионерских лагерях в советское время (N=15, 2012-2014 гг.);

– сплошной анкетный опрос участников смены, отдыхавших в профильном лагере «Интеграл» в Волгоградской области в 2013 году (N=106);

– анкетный опрос студентов-первокурсников ВолГУ, которые отдыхали в оздоровительных летних детских лагерях (N=125, выборка целенаправленная, гнездовая, Волгоград, 2014 г.);

– анализ дневников «Артековцев» (N=15), взятых с интернет-сайта в 2013 г.;

– анализ документов государственной молодежной политики (Закон
СССР «Об общих началах государственной молодежной политики в СССР»;
Указ Президента Российской Федерации «О федеральной программе
«Молодежь России»; Постановление Верховного Совета РФ «Об основных
направлениях государственной молодежной политики в РФ»; Постановление
Правительства РФ «О федеральной целевой программе «Молодежь России»
(1998–2000 годы)»; Постановление Правительства РФ «О федеральной целевой
программе «Молодежь России» (2001–2005 годы)»; Распоряжение

Правительства Российской Федерации «Об утверждении Стратегии

государственной молодежной политики в Российской Федерации»;

Распоряжение Правительства Российской Федерации «Об утверждении Основ
государственной молодежной политики Российской Федерации на период до
2025 года»; Закон Волгоградской области «О государственной молодежной
политике в Волгоградской области»; Закон Волгоградской области «Об
организации отдыха и оздоровления детей в Волгоградской области»;
Постановление Правительства Волгоградской области «Об утверждении
государственной программы Волгоградской области «Региональная

молодежная политика Волгоградской области» на 2014–2016 гг.»).

Положения диссертации, выносимые на защиту.

1. Основные элементы структуры повседневности летнего детского
лагеря представлены особым временем и пространством (хронотопом),
телесной памятью, привычками и дисциплиной. Каждый из этих элементов
воспроизводит институциональный порядок летнего детского лагеря через
закрепление в виде норм и правил. Социализирующее воздействие летнего
детского лагеря заключается в особенностях пространства-времени (у акторов
почти нет личного времени и пространства), что позволяет эффективно
контролировать социально неодобряемое поведение и проверять лояльность по
отношению к культурным образцам эпохи.

2. В силу того, что теория ритуалов интеракции Р. Коллинза нацелена на
понимание роли повторяющегося опыта личности в формировании социальной
солидарности и социокультурной идентичности, ее использование для
исследования повседневности летнего детского лагеря обладает большим
объяснительным потенциалом. Концепт ритуалов интеракции позволяет
сфокусироваться на повторяющихся взаимодействиях (распорядок дня в лагере,
переживаемые эмоции коллективных ритуалов) как основе социализации и
факторе дальнейшей лояльности по отношению к социальной макроструктуре.
Причастность к этим ритуалам составляет социальный опыт участников
летнего детского лагеря, который, несмотря на его кратковременность,
обладает большим социализирующим влиянием, учитывая некоторые свойства
тотальности института.

3. Ритуалы в советском лагере отличались степенью формализации и
зависели от общей политической ситуации в обществе: послевоенный
пионерский лагерь и позднесоветский пионерский лагерь – два полюса,
различающихся наличием армейского духа в формальных ритуалах лагеря.
Неформальные ритуалы пионерского лагеря складывались как альтернатива
бюрократизировавшемуся порядку пионерской организации, а также как
проявление агентности детей и подростков. Существует взаимосвязь и

преемственность ритуалов скаутского и пионерского движения, а также ритуалов летних детских лагерей современной России.

4. Постсоветский летний детский лагерь находится под влиянием новых
критериев социальной дифференциации – формируются профильные лагеря (по
досуговым увлечениям, по интересам к научным дисциплинам). Наблюдается
упрощение формальных ритуалов, переход некоторых неформальных ритуалов
в ранг формальных, что характеризует тенденцию деидеологизации лагеря в
1990-е гг. По данным опроса молодежи, посещавшей современные летние
лагеря, лагерь понимается как место общения (87% отдыхавших в профильном
лагере и 69% отдыхавших в оздоровительных лагерях считает возможным не
только обретение новых друзей в лагере, но и продолжение этой дружбы после
смены). Изменения в количестве и содержании формальных ритуалов летнего
лагеря характеризует идеологический вектор общественной жизни и
направление молодежной политики государства.

5. Внимание к летнему детскому лагерю отражается в развитии
постсоветской государственной молодежной политики. Первый этап (1990–
1997 гг.) характеризуется институциональной перестройкой и выработкой
новой модели летнего детского лагеря. На втором этапе (1997–2005 гг.) была
развернута деятельность по созданию региональных детских и молодежных
лагерей как нового типа институтов социализации. Третий этап (с 2006 г. по
настоящее время) связан с диверсификацией форм и направленности
молодежного досуга вообще и летнего детского лагеря в частности.

6. Социологическая диагностика особенностей повседневности летнего
детского лагеря позволяет констатировать, что в условиях диверсификации
молодежного досуга эффективным инструментом институциональной
социализации является профильный (специализированный) лагерь. Закрепление
на законодательном уровне организационных основ социального института
«летний детский лагерь» будет способствовать его совершенствованию.
Поэтому целесообразно дополнить Закон Волгоградской области статьей 29,
изложив её в следующей редакции: «С целью развития и поддержания

инфраструктуры летних лагерей органы государственной власти

Волгоградской области в рамках своих полномочий содействуют сохранению
материальной базы учреждений детского отдыха, предотвращению
перепрофилирования
детских оздоровительных лагерей. Органы

исполнительной власти Волгоградской области в пределах своей компетенции разрабатывают и реализуют региональные программы по созданию и развитию профильных (специализированных) лагерей». Такая формулировка будет способствовать развитию познавательно-досуговой специализации летнего лагеря.

Научная новизна диссертационного исследования:

– с использованием идей социологии повседневности определена структура повседневности летнего детского лагеря, включающая в себя следующие элементы: время и пространство, опыт (привычки), телесную память (телесность), дисциплину;

– обосновано социализирующее воздействие социального института «летний детский лагерь», заключающееся в участии детей и подростков в формальных и неформальных ритуалах лагеря в условиях тотальной включенности в коллективные взаимодействия;

– на основе данных количественных и качественных исследований выявлены формальные и неформальные ритуалы повседневности советского пионерского и современного летнего детского лагеря, влияющие на дисциплинирование личности, формирование организационных навыков, закрепление привычек, норм и правил поведения, прослежена динамика этих ритуалов;

– в ходе анализа изменений государственной молодежной политики в современной России была уточнена ее периодизация с учетом создания и развития летних детских лагерей;

– по результатам критической оценки документов регионального законодательства о государственной молодежной политике были выявлены пробелы и предложены возможные варианты, которые дополнят Закон

Волгоградской области от 15 июля 2011 года № 2210-ОД «О государственной молодежной политике в Волгоградской области» пунктом о региональных программах по профильному (специализированному) лагерю.

Теоретическая и практическая значимость. Теоретические положения и основные выводы исследования могут быть использованы как инструментарий для дальнейшего изучения процесса социализации молодого поколения и практики институциональной социализации. Результаты исследования могут быть также использованы для повышения эффективности деятельности органов государственной власти и местного самоуправления с детьми и молодежью, оптимизации региональной молодежной политики, направленной на закрепление законодательных основ социального института «летний детский лагерь». Отдельные положения диссертационной работы могут быть использованы в преподавании курсов «Основы социологии», «Социология повседневности», «Социология молодежи», а также отдельных специализированных дисциплин, посвященных проблемам социализации молодежи.

Соответствие диссертации паспорту научной специальности.

Содержание диссертации соответствует области исследований специальности 22.00.04 – социальная структура, социальные институты и процессы:

пункту 11. «Социальная динамика и адаптация отдельных групп и слоев в трансформирующемся обществе» – охарактеризован эффективный процесс социализации молодежи в трансформирующемся российском обществе посредством закрепления ритуалов интеракции в повседневности летнего детского лагеря.

пункту 21. «Роль социальных институтов в трансформации социальной структуры общества» – летний детский лагерь рассмотрен как социальный институт, в котором происходит процесс социализации личности молодого поколения, структурируются нормы и правила в трансформирующемся обществе.

Апробация результатов исследования. Результаты исследования получили апробацию на международных, всероссийских и региональных научно-практических конференциях: ежегодных Научных сессиях ВолГУ (Волгоград, 2012, 2013, 2014 гг.); Всероссийской научно-практической конференции «Культурное пространство регионов России» (Волгоград, 2012); V социологической межвузовской конференции студентов и аспирантов «Социология в действии» (Санкт-Петербург, 2013); Научно-практической конференции «XVIII Региональная конференция молодых исследователей Волгоградской области» (Волгоград, 2013); Научно-практической конференции «VIII Ковалевские чтения» (Санкт-Петербург, 2013); Восьмой международной конференции студентов и аспирантов «Россия в период трансформации. Молодежная дипломатия как кросс-культурная стратегия в условиях глобализации» (Ярославль, 2014); VIII Международной научно-практической конференции «Современная наука: теоретический и практический взгляд» (Тюмень, 2016).

Публикации автора: наиболее существенные результаты исследования изложены в 13 работах, в том числе 3 статьях, опубликованных в журналах и изданиях, рекомендованных ВАК РФ. Общий объем публикаций – 9,7 п.л., в том числе авторских 8,5 п.л.

Структура и объем работы. Диссертационная работа, общим объемом 176 машинописных страниц, состоит из введения, трех глав, объединяющих шесть параграфов, заключения, списка литературы, включающего 128 источников и 7 приложений. Работа содержит табличный материал и рисунки (7 таблиц и 4 рисунка).

Аналитические ресурсы теории ритуалов интеракции Р. Коллинза в исследовании структуры повседневности летнего детского лагеря

Повседневность представляет собой сложную предметную и исследовательскую область, поскольку в «мире вещей» многое воспринимается как должное, а действия и практики «просто» выполняются. Это опыт познания действительности, который происходит не только через научные идеи, но и через наши переживания, желания, привычки. Повседневность можно нарушить и постепенно изменить. Благодаря медленным изменениям постоянно происходит трансформация структур, которая влечет за собой возникновение новых моделей и форм поведения, норм, привычек. Все, что нуждается в укоренении, усвоении, восприятии и принятии, должно попасть в мир повседневности.

Определяя повседневность, П. Бергер и Т. Лукман считают, что повседневная жизнь это процесс жизнедеятельности индивидов, который протекает в привычных ситуациях на базе самоочевидных ожиданий79. Социальные взаимодействия здесь строятся на привычном, единообразном восприятии ситуаций между различными участниками. Повседневность противопоставляется как будни – празднику, действительность – идеалу, жизненная рутина – различным «острым» ситуациям. В трактате «Социальное конструирование реальности» эти авторы описывают процесс институционализации, считая, что «институционализация имеет место везде, где осуществляется взаимная типизация опривыченных действий деятелями разного рода»80. Другими словами, институт начинается с типизации.

Таким образом, проанализировав работы авторов, занимающихся проблемами повседневности, мы сформировали представление о базисных элементах повседневности социального института, понимаемого нами вслед за П. Бергером и Т. Лукманом как максимально типизированная деятельность, определяемая формальными и неформальными правилами.

Социальный институт предполагает историчность, поэтому первым элементом повседневности мы предлагаем определить время и пространство. Время связано с цикличностью или линейностью а пространство – с границами. Институт – это объективированная человеческая деятельность, и все повторяющиеся действия в нем становятся в некоторой степени привычными, поэтому следующим элементом повседневности социального института можно назвать опыт (или привычки). Опыт – это коллективное взаимодействие. Вся человеческая деятельность подвергается процессу хабитуализации, т.е. опривычиванию, однако, лишь небольшая часть человеческого опыта остается в памяти. В повседневности социального института происходит ограничение телесной памяти (телесности) индивида. Социальный институт предполагает развитие отношений посредством наличия и закрепления в нем правил и норм. Проблема выполнения этих правил в процессе социализации требует включения определенных санкций, а значит заключительным элементом повседневности можно определить дисциплину (или правила).

Следует отметить, что исследователи выделяют различные элементы повседневности – язык, физическое пространство, габитус, время, объекты материального мира и т.д., которые взаимообусловлены и органически взаимодействуют, но в целях нашего исследования, т.е. определения того, как в локализованном пространстве летнего детского лагеря «работают» ритуалы обеспечивающих социализацию молодежи, мы останавливаемся на хронотопе, телесности и правилах.

Первый элемент – время и пространство. Важность времени и границ пространства для социального анализа обосновывалась в работах А. Шюца. Наиболее эффективный путь познания человека по А. Шюцу, это исследование его повседневного «жизненного мира». Люди, считал А. Шюц, живут в целом ряде миров (мир опыта, мир науки, мир религиозной веры, мир душевной болезни, мир художественной фантазии и т.д.). А сам «жизненный мир» для социолога являлся совокупностью прошлого и настоящего опыта и знаний об обыденных вещах и явлениях. Этот мир открыт как извне, так и снаружи, и может

быть познан во времени и в пространстве81. Время и пространство являются исходными схемами для построения повседневности.

Общность времени для А. Шюца делится не только на внешнее (хронологическое), но и на внутреннее время индивида/группы. Индивид принимает участие в жизни другого, по мере того, как происходят различные события, строятся планы на будущее, вспоминается прошлое. Таким образом, каждый «партнер» (этот термин ввел А. Шюц для обозначения современников, с которыми на данный момент индивид разделяет время и пространство) включается в биографию другого. Общность же пространства означает, что определенная часть внешнего мира равно доступна для каждого «партнера» и содержит в себе одни и те же объекты.

Время также является основной характеристикой повседневности, согласно мнению М. Хайдеггера, философские идеи которого оказали влияние на социологическую интерпретацию обыденного. Регулярно происходящие и сменяющие друг друга события составляют основу повседневной жизни, а время делится на внешнее и внутреннее. Внешнее время независимо от индивида и не имеет ни начала, ни конца. А вот внутреннее время имеет начало и конец (смерть и рождение человека) и напрямую с ним связано82.

Как пространственно-временной континуум, наполненный вещами и событиями, рассматривает повседневность современный культуролог В.Д. Лелеко. Он понимает повседневность как будничность, противоположную праздничному, сакральному. Ученый структурирует повседневность в виде иерархических уровней в пространственном и временном измерениях. А теоретическая модель повседневности, предложенная В.Д. Лелеко, включает в себя «вещно-предметный ряд, событийный ряд и набор сценариев поведения, повседневных ритуалов, предлагающих гендерную и возрастную дифференциацию»83.

Ритуалы повседневности советского пионерского лагеря

Детский оздоровительный лагерь – это лагерь, расположенный за городом, целью посещения которого является отдых. В течение трёх недель здесь реализуются оздоровительные программы, включающие водные процедуры, занятия спортом, проведение культурно-массовых мероприятий. Профильный же лагерь предполагает четкую направленность деятельности с творчески одаренными или социально-активными подростками. Областной лагерь для одаренных старшеклассников «Интеграл» создан и непрерывно работает в Волгоградской области с 1972 года. Он был открыт по инициативе МГУ им. М.В. Ломоносова как часть большой селекционной системы, призванной объединить талантливых школьников по всей стране. Сегодня непосредственную реализацию проекта проводит одноименная региональная молодежная общественная организация содействия образованию (ВРМООСО «Интеграл»). В этот лагерь направляются по представлениям учредителей дети, успешно проявившие себя в предметных олимпиадах и конкурсах, активисты профильных классов гимназий и лицеев, активисты прошлых смен.

С помощью анкеты мы задавали участникам смены вопросы про базовые формальные и неформальные ритуалы (подъем и отбой, линейки, мероприятия), ведь именно они являются инструментами социализации и актуализации социально-культурных ценностей. Ритуал – это особое поведение членов группы, за которым стоит ощущение внутренней общности, кроме того, ритуал представляет собой такие действия, которые выражают значимые ценностные ориентиры данного сообщества. Структура ритуала есть символическое выражение этих ценностей и идей158. Основываясь на собранных количественных данных, мы можем сказать об отношении подростков к формальным процедурам, составляющим своеобразный каркас повседневности, а также о традиционных ритуалах детско-подростковой повседневности, которые принято считать неформальными.

Как и при анализе советского пионерского лагеря (параграф 2.1), все полученные данные мы структурировали в соответствие с элементами структуры повседневности социального института: время и пространство, опыт (привычки), телесная память и дисциплина.

Время и пространство. Жесткий распорядок дня – это система воздействия на личность. Как в любой другой организации/социальном институте планирование времени является способом дисциплинирования личности. Таким образом, создается социальная «сетка времени», которая направлена на

Чтобы выяснить картину желаемого распорядка дня, мы задавали специальный вопрос об идеальном дне в лагере «Интеграл». На этот вопрос ответило 60% от всех опрошенных. Практически каждый респондент включил в свой распорядок дня мероприятия «витального характера» – завтрак (97%), обед (97%), тихий час (50%), полдник (86%), ужин (92%), второй ужин (41%). Большинство участников смены (58%) включили в свой идеальный распорядок дня такой ритуал, как линейка. Полагаем, это свидетельство того, что жизнь в лагере все-таки ассоциируется с особым планом, без которого лагерь не возможен. В идеальный распорядок дня были включены и следующие виды деятельности: вечернее мероприятие (97%), дискотека (81%), отрядное время (64%), купание, спорт, «вертушка» (64%), зарядка (61%), «светофор»159, песни под гитару (52%).

Ввиду полной погруженности в атмосферу особого микромира со своей жизнью, традициями и законами, многие подростки считают, что приезд родителей в гости во время смены совершенно не обязателен. В ответе на вопрос среди отдыхавших в лагере Интеграл были получены следующие данные: 51% хотят видеть своих родителей иногда в лагере, 35% - редко, 6% - никогда и лишь 8% подростков хотели бы, чтобы их родители как можно чаще приезжали в лагерь. Ответы на тот же вопрос среди молодежи, отдыхавшей в оздоровительных лагерях, были следующими: 37% хотят видеть своих родителей иногда в лагере, 32% - редко, 13% - никогда, 10% - часто, 8% подростков затруднились ответить. Полученные данные свидетельствуют о формировании в летнем лагере определенного пространства, которое подчинено своему распорядку дня и характеризуется подростками нежеланием видеть взрослых на протяжении всей смены.

Светофором называется мероприятие, когда участник смены рассказывает о том, как он провел свой день, охарактеризовывая его одним из цветов светофора: зеленый – день прошел отлично, желтый – день был обычным, ни плохим, ни хорошим; красный – день был огорчен какими-то событиями. Детский летний лагерь – это максимально коллективистская среда со своим пространством. Это утверждение подтверждают данные, полученные и при ответе на вопрос «Сколько человек, по вашему мнению, должно проживать в одной комнате?». Большинство ответивших (89%), которые отдыхали в профильном лагере Интеграл считают, что более трех. Однако мнение подростков, отдыхавших в оздоровительных лагерях, не было столь категоричным. 56% считают, что в одной комнате должно проживать 2-3 человека, и лишь 39% ответили, что более трёх. Следовательно, подростки, которые провели свой летний отдых в профильных лагерях, более расположены к нахождению в коллективе, общению, нежели подростки, отдыхавшие в оздоровительных лагерях.

Таким образом, время в современном летнем лагере подчинено определенному распорядку дня, который включает в себя как витальные характеристики (подъем, завтрак, обед, ужин, отбой), так и дисциплинарные ритуалы, включающие в себя линейку, зарядку. Особое место в распорядке летнего детского лагеря занимают развлекательные мероприятия. Пространство лагеря – это особый микромир, вовлечение взрослых в который крайне нежелательно. Также пространство летнего детского лагеря является максимально коллективистской средой.

Опыт (привычки). В летнем детском лагере существует определенная культура, которая формирует специфический «жизненный мир». Она складывается из неформальных ритуалов, воспроизводимых на протяжении каждой смены. Чтобы понять, какие именно моменты «неформальной» жизни в лагере воздействуют на опыт подростка, мы выясняли, что обычно вспоминают после смены, побывавшие в лагере (см. табл. 2).

Ритуалы повседневности летнего детского лагеря в современной России

И все же, несмотря на законодательно закрепленные положения о сохранении и развитии материально-технической базы, лагерная инфраструктура развивается крайне медленно, денег на ремонт из областного бюджета выделяется мало. В проекте бюджета Волгоградской области на проведение мероприятий молодежной политики в 2016-2018 гг. запланировано выделение денежных средств только на работы по содержанию имущества ГБДОУ ВО « Зелёная волна» в сумме 1218100 руб. в год. Причиной такого финансового внимания является тот факт, что в 2016 г. планируется проведение окружного образовательного форума «Волга» на территории лагеря «Зеленая волна», поэтому из областного бюджета будут выделены средства на выполнение государственного задания. Ремонт и содержание остальных детских летних лагерей в 2016-2018 гг. не планируется. Реализация государственных услуг по обеспечению отдыха детей и подростков осуществляется посредством закупки путевок и предоставления субсидий на обеспечение полномочий органов местного самоуправления. Таким образом, финансирование летнего отдыха и досуга осуществляется не в полной мере, что в дальнейшем приводит к закрытию обветшалых и давно не ремонтировавшихся детских лагерей, что в отдаленной перспективе чревато снижением эффективности социализации молодежи.

Через летние лагеря различных форм и видов проходит большое количество детей и подростков. Следовательно, в такой тотальной институции как лагерь, происходит временное помещение ребенка в искусственно смоделированную реальность, где отражается как существующая модель развития общества, так и появляется возможность спроецировать различные ситуации. А значит, детский лагерь в короткий срок способен донести до молодого поколения основные аспекты норм и правил, присущие нашему обществу. Взяв во внимание советский опыт пионерской и комсомольской организации, но, не отвергая современных реалий и тенденций развития нашего общества, сконструируем новую модель современного летнего детского лагеря, как одного из главных агентов социализации подростков и молодежи.

Инструментами социализации в летнем детском лагере являются ритуалы повседневности, которые мы определили, проведя количественные и качественные исследования (см. 2 главу). Закрепление определенных ритуалов поможет нам сформировать новую модель детского летнего лагеря, которая будет интенсивно влиять на процесс социализации и интеграции молодого поколения в современном обществе.

Добиться этой цели можно с позиции проведения мероприятий, связанных с формальными и неформальными ритуалами повседневности, которыми возможно управлять. Формальные ритуалы выполняют роль регулятора стихийной детской энергии. Что же касается неформальных ритуалов, то они появляются в социальном институте как альтернатива или протест существующим формальным ритуалам. Закрепив формальные ритуалы повседневности, мы не только сформируем новую среду социализации, но и изменим отношение детей и подростков к летнему лагерю, что затем повлечет за собой изменение неформальных ритуалов.

Охарактеризовать структуру повседневности социального института и её основные элементы помогает исторический опыт исследования повседневности советского пионерского лагеря и исследования повседневности современных лагерей. Поэтому при выделении ритуалов, необходимых для институциональной социализации в летнем детском лагере, будем руководствоваться исследованиями двух эпох – советской и современной.

Вначале рассмотрим ритуалы первого элемента повседневности социального института «время и пространство». Изучение различных детских лагерей приводит к выводу, что идея управляемости более эффективна в кратких социализационных сроках и в отдельном пространстве. А самым оптимальным сроком нахождения в летнем детском лагере является стандартная смена продолжительностью в 21 день. Такой временной промежуток отдыха детей и подростков был предложен ещё в советское время в пионерских лагерях и остался актуальным по сей день. За этот период подросток успевает не только адаптироваться к окружающей действительности, но и принять социализирующее воздействие лагерной повседневности.

Во временной структуре детского лагеря обязательно должен присутствовать распорядок дня, т.к. он оказывает социализационное воздействие на подростков и помогает в эффективном планировании деятельности. Представляется, что именно благодаря этому ритуалу подростки учатся планировать свое время, определять какие дела важнее и что предстоит сделать в первую очередь. Однако, при проведении исследования, было выяснено, что в распорядке должны присутствовать небольшие пробелы для свободного времяпрепровождения, связанного с общением, отдыхом или подготовкой к мероприятиям. Иначе происходит неприятие повседневности летнего детского лагеря, и подросток стремится нарушить существующий распорядок дня. Особенно явно прослеживалась заорганизованность запланированными мероприятиями в пионерских лагерях, что зачастую негативно сказывалось на отдыхе в целом.

При попадании в лагерную среду подростку необходимо адаптироваться к существующим здесь нормам и правилам, которые активнее проникают в жизнедеятельность объекта социализации, если он не отвлекается на посторонние воздействия извне. Поэтому, пространство летнего детского лагеря должно быть изолировано от городской повседневности и влияния других социальных институтов, таких как общеобразовательная школа, спортивные учреждения, школа искусств, профильные кружки и клубы. Пространство детского лагеря, таким образом, должно являться уникальной средой, в которой возможно моделирование различных жизненных ситуаций.

Направления совершенствования государственной молодежной политики в практике институциональной социализации (на примере Волгоградской области)

Летний детский лагерь – популярная организация досуга современных российских детей и подростков. Тем важнее и актуальней является рассмотрение особенностей социализации, происходящей в пределах общения в процессе лагерных смен. Данная работа развивает социологический подход к исследованию лагеря, основываясь на идеях социологии повседневности.

На первом этапе исследования была разработана теоретическая модель структуры повседневности социального института, которая позволила в дальнейшем провести анализ повседневности летнего детского лагеря. Мы предлагаем рассматривать следующие элементы: время и пространство, опыт (привычки), телесную память (телесность) и дисциплину.

Время является главным измерителем повседневности, в силу своей цикличности, а любые действия и ситуации сводятся к его необходимым затратам. Пространство повседневности позволяет фиксировать особые связи и последовательности. Следовательно, любой социальный институт формирует свою собственную пространственно-временную систему. Процесс восприятия существующих правил игры в социальном институте возможен через закрепление полученного и приобретенного опыта. У индивида формируются естественные для окружающего пространства привычки, происходит конструирование социальной реальности в ходе повседневных человеческих практик.

Процесс закрепления структуры повседневности социального института возможен не только посредством исторической памяти, но и телесной, которая способствует воспроизведению забытых ранее практик, т.к. социальный институт – это нормирование не только мыслей человека, но и тела. Все действия, которые происходят в летнем детском лагере, закрепляются дисциплинарными воздействиями на индивида.

Анализируя эти элементы, мы разбираем процесс социализации как цепочки ритуалов интеракции в локализованном пространстве летнего детского лагеря. Фокусируясь на особом круглосуточном режиме дня в лагере, относительной закрытости этой территории по отношению к обычной жизни детей в семье, мы считаем, что понимание особенностей социализации в летнем лагере будет более точным, если принять во внимание концепт И. Гофмана «тотальные социальные институции».

Включая процесс социализации в лагере в современный теоретический социологический дискурс, мы используем идеи социолога Р. Коллинза. Среда летнего детского лагеря, основанная на круглосуточном общении со сверстниками, отличающаяся экстерриториальностью по отношению к жизни детей и подростков в семье, это еще и цепочки ритуалов интеракции. Вся деятельность в летнем детском лагере является чрезвычайно ритуализированной, она включает в себя различные повторяющиеся процедуры. Следовательно, особенность лагеря – интенсивная социализация посредством коллективных ритуалов.

Ритуальная среда в летнем детском лагере неоднородна и включает в себя формальные и неформальные ритуалы. Стабильные организационные ритуалы режима дня, праздничных и творческих мероприятий в лагере, которые закрепляет чувство групповой солидарности, принадлежности к единой общности, регулируют стихийные детские процессы, относятся к «формальным ритуалам». А те ритуалы, которые призваны дополнить формальные «взрослые» ритуалы посредством поддержания особой субкультуры, характерной для взаимодействия внутри группы сверстников, мы определяем как «неформальные».

Российский летний детский лагерь имеет свою историю. Кардинальные социальные изменения можно понять, исследуя опыт различных поколений. Мы рассмотрели два периода развития лагеря – советский пионерский лагерь (от 40-х гг. к 80-х гг. XX века) и современный летний лагерь. Эмпирические исследования пионерского и современного летнего детского лагеря способствовали выявлению особенностей действия ритуалов повседневности.

В пионерском лагере послевоенного времени распорядок дня был схож с армейским. Личное пространство сведено к минимуму, свободного времени для индивидуальных занятий оставалось крайне мало. Существовали требования к правильному визуальному образу. Мы объясняем это особенностями советской идеологии, диктовавшей жесткие дисциплинарные правила для молодых поколений. Повседневность пионерского лагеря позднесоветского времени, реконструированная нами по воспоминаниям тогдашних пионеров, а сегодня взрослых людей, характеризовалась соперничеством формальных и неформальных ритуалов. Лагерь ассоциировался с романтикой жизни без родителей, дружбой, творчеством. Анализ повседневности современного лагеря был проведен с использованием методов количественного подхода. Опрос молодежи 2000-х гг. позволил в цифрах показать, как действуют дисциплинирующие ритуалы режима дня, что из мероприятий лагеря запоминается и хранится в памяти как «опыт лагеря», насколько прочными могут быть дружеские связи, возникшие в лагере. Летние лагеря сегодня разнообразны. Так называемые, профильные лагеря объединяют детей и подростков по различным интересам к школьным или научным дисциплинам, творчеству. По нашим данным именно контингент профильных лагерей более терпимо и позитивно относится к жесткому режиму дня в лагере (отбою, подъему и т.д.). Это говорит о том, что дисциплинирующие ритуалы лагеря воспринимаются как должное, если в лагерной смене есть творчество, возможность для молодого поколения проявить свои способности и удовлетворить познавательные интересы.

Летний лагерь – это еще и объект государственной молодежной политики. В Российской Федерации с 1990-х гг. происходит формирование новой молодежной политики. Были выделены особые этапы, на каждом из которых летний детский лагерь занимает особое место в процессах социализации. Первый этап (1990-1997 гг.) характеризуется институциональной перестройкой и выработкой новой модели летнего детского лагеря. На втором этапе (1997-2005 гг.) была развернута деятельность по созданию региональных детских и молодежных лагерей как нового типа институтов социализации. Третий этап (с 2006 г. по настоящее время) связан с диверсификацией форм и направленности молодежного досуга вообще и летнего детского лагеря, в частности.

Критический анализ региональных законодательных документов выявил пробелы в законе Волгоградской области «О государственной молодежной политике в Волгоградской области». В первую очередь это касается внимания органов государственной власти Волгоградской области, которое направлено на обеспечение правовых, институциональных и экономических условий для развития детских лагерей, а также на оказание поддержки общественных объединений, занимающихся вовлечением молодого поколения в деятельность по самореализации. Целесообразно апробировать и ввести региональную модель летнего детского лагеря как дополнительную организационную структуру на территории Волгоградской области, с целью развития познавательно-досуговой специализации летнего лагеря.