Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Социальный контекст современного терроризма Щебланова Вероника Вячеславовна

Социальный контекст современного терроризма
<
Социальный контекст современного терроризма Социальный контекст современного терроризма Социальный контекст современного терроризма Социальный контекст современного терроризма Социальный контекст современного терроризма Социальный контекст современного терроризма Социальный контекст современного терроризма Социальный контекст современного терроризма Социальный контекст современного терроризма Социальный контекст современного терроризма Социальный контекст современного терроризма Социальный контекст современного терроризма
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Щебланова Вероника Вячеславовна. Социальный контекст современного терроризма : диссертация ... кандидата социологических наук : 22.00.04.- Саратов, 2003.- 211 с.: ил. РГБ ОД, 61 03-22/422-7

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I СОЦИАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ СОВРЕМЕННОГО ТЕРРОРИЗМА 13

1.1. Семантика терроризма в условиях глобализации риска 13

1.2. Классификация причин террористического насилия 32

1.3. Тендерный аспект терроризма 66

ГЛАВА II СОЦИАЛЬНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ УГРОЗЫ 93

2.1. Динамика социальных установок в условиях террористической угрозы 93

2.2. Межконфессиональный вектор социальной напряжённости 121

2.3. Мобилизация новых практик противостояния терроризму 166

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 187

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 197

Введение к работе

Акты терроризма можно рассматривать как неожиданное, быстрое, радикальное событие, которое несёт негативные, дисфункциональные последствия, разрушая основу способности социальных агентов к позитивному созиданию. Терроризм игнорирует ненасильственные формы культурного диалога, влечёт за собой массовые человеческие жертвы, разрушение материальных и духовных ценностей, сеет вражду между государствами, недоверие и ненависть между социальными и национальными группами, провоцирует войны. Он рефлексивен, обращен не к жертвам терактов, а к зрителям, ярко себя репрезентирует. Современный терроризм может выступать не только дополнением или органическим элементом этнических, конфессиональных и политических конфликтов, но и служить их детонатором, препятствовать мирному переговорному процессу. Последствием терактов является, в том числе, рост нетерпимости -религиозной и этнической, актуализировавшейся в связи с современной глобализацией международных террористических практик.

Всё это обусловливает необходимость всестороннего и глубокого изучения источников возникновения и развития терроризма, объяснения его тендерных особенностей. Важной исследовательской задачей становится социологический анализ различных последствий террористических действий.

Мы узнаем о террористических событиях из средств массовой информации, в связи с чем необходимо исследование их репрезентаций, которые не просто представляют факты, но формулируют определения, подсказывают выводы, задавая рамки интерпретации происходящего и наделяя характеристиками участников терактов. В современном российском обществе актуализируется поиск возможных способов превенции терроризма, преодоления последствий террористической угрозы, теоретическое и эмпирическое осмысление которой продолжает выступать константной проблемой академических отраслей знания, выявляя все новые аспекты проблемы, требующие комплексного и незамедлительного анализа.

Степень научной разработанности проблемы характеризуется тем обстоятельством, что проблемы терроризма являются предметом изучения ряда научных дисциплин, анализируются с точки зрения юристов, психологов, политологов, философов, социологов, исследовательские усилия предпринимаются на уровне академических институтов, силовых, военных структур и секретных ведомств. Значительная часть работ, сыгравших важную роль в создании теоретико-методологической базы данной проблемы, написана зарубежными авторами: У.Александер, Ч.Добсон, Р.Купперман, П.Уилкинсон, И.Шмидт, К.Шмитт, Э.Эриксон. Они уделяли основное внимание левому терроризму и герилье, рассмотрению тактики и методов террористической борьбы, вопросам идеологии терроризма, механизмам его возникновения и эволюции.

Свой вклад в изучение данного явления внесли российские авторы, исследовавшие разнообразные проблемные стороны феномена. Одно из направлений исследований (А.Грачёв, Ю.Давыдов, В.Ломейко, Э.Розенталь) посвящено вопросам идеологии террористических группировок и ограничено рассмотрением терроризма как явления, сопутствующего пагубной капиталистической системе. Лишь позднее в фокусе междисциплинарных подходов отечественных учёных (Н.Беглова, В.Витюк, А.Грачёв, В.Грехнёв,

И.Дементьев, Е.Ляхов, Л.Моджорян, К.Мяло, С.Эфиров) оказались стратегии, тактики, условия, источники возникновения и развития терроризма, мотивы участия личности в террористическом протесте. С конца 1990-х годов теоретическое осмысление терроризма интенсивно проводится в различных научных направлениях, появляется множество диссертаций, отечественных и зарубежных монографий, научных статей, в том числе таких авторов: Ю.Авдеев, Ю.Антонян, Л.Валери, В.Витюк, С.Грачёв, В.Емельянов, Н.Лазарев, Р.Монаган, М.Одесский, У.Лакёр, В.Петрищев, Б.Хоффман.

Важная роль в теоретическом анализе данного феномена принадлежит исследовательским работам российских социологов (А.Дмитриев, И.Залысин, А.Здравомыслов, Д.Фельдман), затрагивающих непосредственно проблему терроризма как глобальную проблему общества периода трансформаций и рассматривающих при этом спектр вопросов, в числе которых социально-политический анализ источников и основных разновидностей насилия, особенностей конфликтного поведения. Исследование социального поля власти и властных отношений, имманентно связанных с насилием, проводится в работах О.Башкатова, К.Гаджиева, К.Манхейма, М.Фуко. На авторский анализ семантики, источников и социальных последствий современного терроризма оказали влияние концепция «глобального общества риска» У.Бека, парадигма социальных изменений П.Штомпки, теория трансформаций В.Ядова. Для интерпретации всего комплекса источников распространения террористического насилия важный ресурс представляют исследования социального неравенства классиков и современных социологов: П.Бурдье, М.Вебер, Э.Гидценс, И.Ильин, А.Кузнецов, К.Маркс, М.Мидларски, Т.Парсонс, Ж.-Ж.Руссо, П.Сорокин. В трудах Л.Берковиц, Г.Зиммеля, Д.Майерс, Б.Скиннера, З.Фрейда, Э.Фромма содержатся социально-психологические теории агрессивного поведения, выступающего потенциальным источником насильственных действий.

Для диссертанта представляют методологический интерес работы В.Воронкова, В.Дятлова, В.Ильина, А.Искандаряна, М.Лебедовского, А.Малашенко, С.Панарина, А.Шадже, в которых нашли развитие проблемы межэтнической и межконфессиональной вражды и напряжённости как масштабных причин распространения насильственных действий. Анализ современных межэтнических и межконфессиональных отношений, их развитие и перспективы в России получили своё отражение в работах исследователей: Ф.Бородкин, А.Игнатенко, Г.Мирский, А.Наумец, Л.Татаринова, В.Ярская. В контексте анализируемых автором тендерных аспектов терроризма особенно важны подходы к изучению тендерной идентичности, культурных стереотипов: С.Бовуар, Е.Здравомыслова, Е.Иванова, Е.Мещеркина, А.Тёмкина, Е.Ярская-Смирнова. Кроме того, важными для исследования оказались работы саратовских авторов, связанные с обоснованием метода интервью (В.Виноградский, П.Романов) и анализа текстов (О.Бойко, Г.Карпова).

Внимательное прочтение и тщательный обзор литературы по проблемам терроризма, вопросам этноконфессиональной напряжённости позволяют сделать вывод об отсутствии работ с акцентуацией социальных последствий террористических практик. При всём обилии и различии рассматриваемых сторон проблемы предлагаемый в диссертации ракурс темы в аспекте направления вектора межконфессиональной социальной напряжённости в качестве следствия террористических практик не освещен в социологической литературе в достаточной мере. Кроме того, несмотря на многообразие публикаций по различным аспектам терроризма, до сих пор не встречается какой-либо серьезный анализ женского участия в террористических практиках, моделей истолкования этого участия, которые содержатся в выводах учёных, парадоксах общественного мнения, транслируются в судебной практике, массовой культуре и репрезентациях популярных СМИ. Поэтому обозначенные направления исследования требуют специально осуществлённого социологического анализа.

Методологическую и теоретическую основу диссертации составляют фундаментальные теоретические положения М.Вебера (концепция социального действия), Т.Парсонса (о структуре социального действия), Э.Гидденса (о преднамеренных и непреднамеренных последствиях человеческих действий). Метод научного объяснения диссертации находится в рамках проблемных теоретических положений критической парадигмы (базирующейся на идее социального, политического или тендерного неравенства, признающей необходимость преобразования общества) и интерпретативной парадигмы (теорий символического интеракционизма, феноменологии, герменевтики). Обоснованные в диссертации положения опираются на исследования проблем террористического насилия в классических работах В.Витюка, А.Дмитриева, И.Залысина, У.Лакёра, Б.Хоффмана, С.Эфирова. Важными для анализа исследуемой проблемы оказались также теоретические представления У.Бека. На формирование методологической основы диссертации оказали влияние труды по общей методологии исследований Г.Батыгина, В.Виноградского, В.Ярской. В разработке методологии эмпирического исследования диссертант основывался на методологических принципах, раскрытых Е.Баллаевой, Дж.Б.Мангеймом, В.Ядовым. Анализ текстов проводился с опорой на подходы, разработанные Е.Мещеркиной, В.Семеновой, И.Ухвановой-Шмыговой, Е.Ярской-Смирновой.

Эмпирическую базу исследования составили данные, полученные следующими методами: контент-анализ 106 выпусков «Комсомольской правды» и 106 выпусков «Саратовских вестей» за 2001 год, дискурсивный анализ семи выпусков «Комсомольской правды», двух выпусков «Российской газеты» и выпуска «Аргументов и фактов» за 2002 год; двенадцать полуструктурированных интервью с официальными представителями мусульманских общественных организаций и этнических меньшинств, которые по конфессиональной принадлежности относятся к мусульманам (интервью проводились в октябре 2001 - январе 2002 гг.); материалы опросов Фонда общественного мнения.

Достоверность и обоснованность результатов исследования определяется непротиворечивыми теоретическими положениями, комплексным использованием теоретических и эмпирических методов социологии. Результаты эмпирических исследований сопоставлялись с результатами отечественных и зарубежных исследований.

Объектом исследования выступает терроризм в социальном контексте его предпосылок и следствий. Предметом является динамика социальных установок в условиях террористической угрозы.

Цель диссертационного исследования - социологический анализ сущности, условий, предпосылок и социальных последствий проявления современного терроризма. Поставленная цель предполагает решение следующих теоретических и эмпирических задач: провести анализ понятия современного терроризма, его содержательных компонентов; установить важнейшие типы источников возникновения и распространения современного терроризма; раскрыть главные социальные последствия современного терроризма; проанализировать основные подходы и модели объяснения тендерного аспекта терроризма с использованием дискурсивного метода анализа текстов; провести сбор эмпирических данных по особенностям социальных установок в условиях террористической угрозы в форме полуструктурированного интервью; - разработать и провести компаративное исследование методом качественно- количественного контент-анализа репрезентаций образа мусульман, исламской религии в российских СМИ в связи с мировыми террористическими практиками; рассмотреть новые практики мобилизации противостояния террористической угрозе и её последствиям.

Научные положения, выносимые на защиту:

Терроризм - это нелегитимное применение или угроза применения насилия против лиц или объектов по жизнеобеспечению общества, объектов повышенной опасности для людей, окружающей среды, приобретающие в современных условиях глобальный характер, направленные на то, чтобы вызвать страх, достичь социально-политических целей и влекущие за собой ряд ожидаемых и неожидаемых последствий. Терроризм, силовой потенциал которого возрастает благодаря уязвимости современной цивилизации, в условиях глобального общества риска трансформируется в универсальное явление, вызывающее масштабные последствия, сопоставимые с последствиями феноменов такого уровня, как террор и война. Теоретически и практически терроризм чётко отличается от обычного уголовного преступления, которое не рассчитано на сценический эффект, а также от военных действий, которые в определенном смысле выступают как действия легитимные, инициируемые государством, властью, другими политическими институтами.

Предпосылками возникновения современного терроризма служат кризисные процессы политического, экономического, социального характера. К важнейшим источникам террористического насилия относятся: процессы, происходящие в социально-экономической структуре общества, вызывающие её дисбаланс, поляризацию, гипертрофированное неравенство; наличие глобальных и локальных рисков и угроз; трансформация ценностно- нормативной системы, влияние радикальных идеологий, межэтническая и межконфессиональная нетерпимость, влияющие на выбор насилия как типа политического поведения; неравное распределение власти и специфика властных отношений в обществе; психологические факторы. Сочетание всех перечисленных источников резко стимулирует возрастание террористического насилия.

Наряду с общими для мужчин и женщин основаниями участия в террористической деятельности существуют различные модели истолкования тендерных особенностей терроризма, которые содержатся в выводах учёных, парадоксах общественного мнения, транслируются в судебной практике и массовой культуре. Среди способов объяснений есть биологизаторские, психологизаторские и традиционалистские объяснения тендерных различий, женское участие в терроризме рассматривается сквозь призму героики революционного и национал-патриотического движения. Репрезентации женщин-террористок и мужчин-террористов в популярных СМИ существенно различаются. Женщины олицетворяют девиацию по отношению к мужчинам, так как демонстрируют сбой этнической идентичности, отклоняются от конфессиональных и тендерных норм.

Террористические действия вызывают ряд преднамеренных и непреднамеренных последствий, влияющих на многие аспекты и контексты социальной жизни. В связи с терактами в России, Израиле и США тревожной проблемой становится перенос ответственности с конкретных террористов на исламский мир в целом. В условиях мультиконфессиональной среды происходит трансформация отношения со стороны немусульманского большинства к носителям мусульманской культуры, распространяется стереотипное представление о том, что террористы - это исключительно выходцы из мусульманского мира, воспитанные на исламе. Подобные представления влекут обострение межэтнических и межконфессиональных отношений, легитимируют практики исключения со стороны социальных институтов, организаций и населения. Наряду с развитием программ по усилению безопасности необходимы меры по предотвращению взаимной нетерпимости и экстремизма. D Информационный взрыв, последовавший за трагическими террористическими событиями в США, оказал воздействие на модификацию всего коммуникативного поля. В российских средствах массовой информации прослеживается динамика репрезентации образа мусульман, исламской религии в связи с произошедшими 11 сентября 2001 года террористическими событиями. Многократное употребление газетами словосочетаний «мусульманский терроризм», «исламский экстремизм» подталкивает читателя к идентификации терроризма с мусульманами, всего терроризма с исламской религией, утверждая на уровне обыденного сознания расхожий стереотип, что ислам сопряжен с насилием.

Появление терроризма в нашей повседневности влечёт за собой возникновение новых государственных институтов, профессиональных групп, объединяющих усилия по борьбе с ним; организацию инициативных групп самозащиты жителей, использующих профилактические меры минимизации возможности терактов; появление новых практик культурных инициатив, выступающих инструментом социально-политической консолидации людей и свидетельством сострадания мирным жителям, пострадавшим от террористических действий. Организация новых форм противостояния глобальной террористической угрозе происходит не только на внутригосударственном уровне. Универсализация террористической угрозы влечёт за собой появление новых межгосударственных антитеррористических альянсов противостояния терроризму.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем: - по-новому проанализированы и обобщены подходы к семантике терроризма, предложено авторское определение терроризма; - с современных теоретических позиций социологии проведено исследование источников возникновения террористических действий; впервые осуществлён анализ основных способов объяснения женских террористических практик, которые фиксируются в выводах учёных, парадоксах общественного мнения, транслируются в судебной практике и массовой культуре; с использованием дискурсивных стратегий в газетных публикациях выявлены образцы репрезентаций женщин - исполнительниц терактов; - получены новые данные о динамике трансформации отношения со стороны немусульманского большинства к носителям мусульманской культуры в условиях мультиконфессиональной среды в связи с распространением стереотипного представления о террористах как исключительно выходцах из мусульманского мира, воспитанных на исламе; предложен новый эмпирический материал об изменении репрезентаций образа мусульман, исламской религии в связи с террористическими событиями 11 сентября 2001 года; рассмотрены новые практики мобилизации и сформулированы авторские рекомендации учреждениям и ведомствам по превенции и устранению последствий террористической угрозы.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Результаты исследования имеют теоретическое и практическое значение для развития социологии насилия, этносоциологии, социологии образования, тендерных исследований, теории и практики социальной работы. Материалы диссертационной работы окажутся полезными при создании образовательных программ для студентов, магистрантов, аспирантов социологических, политологических факультетов, отделений социальной работы. Полученные диссертантом результаты могут быть привлечены при чтении специализированных курсов по проблемам экстремизма и терроризма. Выводы диссертации могут быть использованы при разработке практических мероприятий соответствующими ведомствами по превенции террористических действий.

Семантика терроризма в условиях глобализации риска

На рубеже веков становление взаимозависимого в своих частях целостного социума, как устойчивой общности, резко ускорилось и стало принимать планетарные масштабы. В научной и общественно-политической литературе этот процесс получил название глобализации, онтологические корни которой уходят в фундаментальное изменение материальных основ общественного бытия1. Можно выделить несколько форм её проявления, постижение которых даёт возможность лучше понять суть феномена.

Во-первых, технический прогресс привёл к изменению коммуникативных возможностей в пространстве и времени. Пространственно-временное уплотнение весьма «сократило» не только физические, но и социальные дистанции, разделяющие граждан информационного общества. Во-вторых, резко возрастают масштабы взаимосвязей и степень взаимозависимостей в современном обществе. Это происходит столь интенсивно и наглядно между социальными общностями и движениями, странами и континентами, транспортными корпорациями и развивающимися рынками, что социолог М. Кастельс назвал нынешнее общество «сетевым». Третьей сущностной характеристикой, которой отмечена глобализация, стал неуклонно крепнущий процесс взаимодействия различных культур, современные электронные средства связи, дистанционного образования и массовой информации сделали возможным обмен культурными образцами в широчайших масштабах, детально и с огромными скоростями. Люди в разных концах света всё больше проникаются осознанием, что они живут в едином плюралистическом, мультикультурном мире. В-четвёртых, ускоренное формирование системы глобальных социальных взаимодействий как основы становящегося планетарного социума оказалось возможным в силу «разгосударствления» системы международных отношений. Изменение характера глобального социального процесса явилось результатом изменения состава субъектов отношений, прибавления большого количества транснациональных акторов и организаций . В контексте этих явлений и перемен формируется тенденция универсализации и глобализации терроризма.

Глобализация, в сущности, представляет собой весьма сложный прогресс развития человеческого общества, который с точки зрения общего движения общества и человека, является процессом положительным и прогрессивным3. Можно привести длинный перечень объединённых усилий стран и народов, которые позволили человечеству в отдельных своих частях значительно продвинуться по пути социального прогресса. Однако, список поражений не менее впечатляющ, а увеличивающиеся параметры глобальных социальных угроз заставляют считаться с этой стороной действительности в первую очередь4. Обсуждая контуры цивилизации XXI века, исследователи используют разные понятия: «информационное общество», «постиндустриальный мир», «технотронная цивилизация», однако, благодаря усилиям ряда западных социологов и философов при обсуждении глобальной динамики наступившего столетия всё чаще используется концепция «общества риска». Конец XX века показал, что главный итог уходящего столетия - не огромные технические достижения и радикальные геополитические перемены, а возникновение новых рисков и угроз . В формирование концепции «общества риска» основной вклад внесли Н. Луман, У. Бек, создатель теории «нормальных аварий» Ч. Перроу. В центре этой теории стоят риски, порождённые техносферой.

По мнению У. Бека, глобализация содержит в себе образец распределения и нарастания рисков, в котором таится значительная взрывная политическая сила6. Как замечает Г.И. Лукьянов, вероятностная структура социальной среды, в которой действует социальный субъект, статистический характер социальных явлений и многовариантность общественного развития порождают такой феномен как риск . У. Бек рассматривает понятие риска как современное понятие, хотя, риски и не являются изобретением нового времени. Если в доиндустриальную эпоху можно было подготовиться к «наихудшему мыслимому бедствию», то со второй половины XX века такой возможности уже нет. Защищённость общества убывает по мере расширения спектра и возможных масштабов опасностей, «некалькулируемости» их последствий8.

Существует множество не противоречащих друг другу определений и толкований понятия риска, которые условно можно разделить на 3 группы:

- Риск определяется с точки зрения принятия решения, и напрямую зависит от вероятности того или иного состояния, например: «Риск - вероятность ошибки или успеха того или иного выбора в ситуации с некоторыми альтернативами9. Или: «Риск сочетает в себе вероятность неблагоприятного события и объём этого события (потери, ущерб, убытки)10;

- Риск ассоциируется с возможной опасностью, с действием наудачу в надежде на счастливый исход. В словаре В. Даля отмечается, что рисковать означает «идти на авось, делать без верного расчёта»11;

- Риск рассматривается как возможность потерь, ущерба, убытков, различных неблагоприятных последствий. Например, по мнению Б. Райзберга, риск это угроза, опасность возникновения ущерба в самом широком смысле слова . К. Исаев определяет риск как систематическое взаимодействие общества с угрозами и опасностями, индуцируемыми и производимыми процессом модернизации как таковым . Социологический энциклопедический словарь характеризует риск как возможную опасность . Итак, многоаспектность и сложность такого явления как риск обусловливает возможность сосуществования множественности определений риска. В связи с нашими целями и задачами нам ближе именно такое толкование понятия «риск».

Нынешние риски и опасности существенно отличаются от внешне нередко сходных с ними средневековых глобальностью своей угрозы и современными причинами своего возникновения. Они в общем и целом продукт передовых промышленных технологий и с их дальнейшим совершенствованием будут постоянно усиливаться . В течение уже многих столетий совершаются террористические акты, но сегодня они происходят в глобальных масштабах, с совершенно иными социальными и политическими последствиями.

Классификация причин террористического насилия

Причины возникновения и распространения терроризма не столь открыты и явственны, как обусловленный им рост террористической активности. Существуют различные интерпретации причин возникновения этого социального феномена в обществе, предпринимаемые на массовом, редко на академическом уровне. Обычно они сводятся к следующим :

- Терроризм - это реакция на несправедливость. Если бы в мире царила политическая и социальная стабильность, никакого терроризма не было бы и в помине;

- Террористы - фанатики - идеалисты, доведённые до отчаяния бесчеловечными условиями существования. Они бескорыстны, в основе их действий лежат мотивы чисто идеологического характера. Не отвергая бытующих мнений, попытаемся использовать системный подход к исследованию источников террористического насилия. Стремление найти какой-то доминирующий источник или фактор, достаточный для объяснения феномена терроризма, на наш взгляд, не имеет научной перспективы, речь должна идти о множестве различных причин и способствующих им условий. Правомерность такого подхода предопределяется многообразием видов терроризма, различием его целей. Видимо, источники терроризма следует искать в плоскости анализа социально-экономических, политических, социокультурных психологических особенностей развития общества.

Как известно, в качестве субъектов терроризма выступают социальные группы и индивиды, основывающиеся в своих действиях на определённых интересах, обусловленных во многом их местом в социальной структуре. «Агенты конструируют соответственное видение мира. Но это

конструирование осуществляется под структурным давлением» , - отмечает П. Бурдье. Социальная структура состоит из двух больших блоков:

социальных институтов и социальных групп, располагающихся в иерархическом порядке и являющихся атрибутом любого общества. Таким образом, «социальная структура» всегда подразумевает социальную стратификацию (социальное неравенство) - «структурированные различия между группами людей»59. В соответствии с основным объёмом социальных благ, которыми являются богатство, власть, престиж, образование, любая социальная группа занимает в системе стратификации некоторую статусную позицию - «место в социальном пространстве, наделённое определённым статусом»60. Атрибутом статусной позиции является как статус (совокупность прав, обязанностей, условий), так и набор специфических для этой позиции интересов61. Такую ключевую категорию для социологии как интерес мы будем понимать как «реальную причину социальных действий, событий, свершений, стоящую за непосредственными побуждениями -мотивами, помыслами, идеями и т.д. - участвующих в этих действиях индивидов, социальных групп, классов»62. То есть осознанные интересы формируют устремления социальных субъектов, стремящихся наилучшим образом удовлетворить их, трансформировать своё положение. Но так как люди обладают разным потенциалом, то у них и разные возможности для изменения ситуации: одни покорно плывут по течению, другие умудряются скорректировать свой курс в желательном направлении, а третьи поворачивают потоки рек в соответствии со своими проектами . Как известно, социальное неравенство порождает политическое насилие. Аристотель отмечал, что насилие основано на неспособности власти установить в обществе равенство . Существуют люди, которые не в состоянии принять свою позицию как естественную. «Из неприятия занимаемой позиции вырастает и бунтарское, революционное поведение, направленное на разрушение существующей иерархии и реализацию альтернативного проекта»65.

Для социальных стратификации характерны различные основы и способы структурирования. Во всех обществах существуют стратификации по тендеру и возрасту. В современных индустриальных странах, как и в большинстве традиционных обществ, стратификация рассматривается в понятиях богатства, собственности, характеризуется доступом к материальным благам и культурным ценностям66. Для исследования экономических причин возникновения терроризма остановимся на одном из важнейших источников насильственных конфликтов - экономическом, материальном неравенстве.

Сфера экономической деятельности, как любая социальная система, обладает институциональной шкалой стратификации, посредством которой ранжируются индивиды . Существуют исследования, доказывающие наличие связи между насилием и неравенством. А.В. Дмитриев пишет о результате исследования политической истории 49 государств мира, в котором было установлено, что экономическое неравенство порождает политическое насилие . М. Мидларски в результате проведённого исследования делает вывод о том, что в аграрных странах неравенство в распределении земли служит основной причиной социальных потрясений69.

Динамика социальных установок в условиях террористической угрозы

Для исследования последствий террористических действий остановимся на концепции социального действия, имеющего ожидаемые и неожидаемые последствия. Категория социального действия была определена М. Вебером: «Социальное действие (включая невмешательство или терпеливое приятие) может быть ориентировано на прошедшее, настоящее или ожидаемое в будущем поведение других... „Другие" могут быть отдельными лицами, знакомыми или неопределённым множеством совершенно незнакомых людей» . Таким образом, социальное действие есть действие, направленное на других.

Террористические действия произведены сознательно, опосредованы определённым мотивом или намерением. Поскольку в их основе «лежит ожидание определённого поведения предметов внешнего мира и других людей и использование этого ожидания в качестве "условий" или "средств" достижения рационально поставленной и продуманной цели»219, то согласно веберовскому анализу мотивов социальных действий, террористические действия, на наш взгляд, могут быть отнесены к целерациональным.

В свою очередь Т. Парсонс в работе «Структура социального действия» отмечает, что конкретное явление в процессе научной концептуализации расчленяется на составные части, единичные акты или «акты действия», осуществляемые индивидуальным или коллективным актором. Социальное действие, оказывающееся бесконечно расширяющимся конструктом, имеет ориентацию (объекты ориентации), которую ему приписывают акторы, соотнося его со своими целями и интересами. Но кроме потребностей и интересов, действие включает в себя средства действия, приложение усилий, а также ориентацию на будущие события, ожидания воздействия220. В социальное действие втягиваются и отношения с другими людьми, целыми группами, а в конечном счёте - со всем обществом, упорядочивающим все эти отношения и создающим возможность коллективных действий.

Г.В. Гегель полагал, что «во всемирной истории благодаря действиям людей вообще получаются ещё и несколько иные результаты, чем те, к которым они стремятся и которых они достигают, чем те результаты, о которых они непосредственно знают и которых они желают» Аналогичные позиции просматриваются в исследованиях Э. Гидденс, отмечавшего важное различие между целями действий - когда мы преднамеренно что-то делаем - и непреднамеренными последствиями, к которым действия приводят. Непрерывность и перемены в общественной жизни автор представляет в виде «смеси» преднамеренных и непреднамеренных последствий человеческих действий . Большинство крупных перемен в истории, как утверждает Э. Гидденс, было, вероятно, непреднамеренными, мы не предвидим реально происходящих процессов, социальных трансформаций, оказывающихся гораздо более радикальными, чем кто-либо мог предполагать. Социологический анализ исследует тонкую и трудноуловимую связь между преднамеренными и непреднамеренными явлениями социального мира . Доказательство тому можно обнаружить, обратившись к исследованию социальных последствий террористических действий.