Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Трансформация гендерных стереотипов в семейных практиках жителей Дальнего Востока Дежина Татьяна Петровна

Трансформация гендерных стереотипов в семейных практиках жителей Дальнего Востока
<
Трансформация гендерных стереотипов в семейных практиках жителей Дальнего Востока Трансформация гендерных стереотипов в семейных практиках жителей Дальнего Востока Трансформация гендерных стереотипов в семейных практиках жителей Дальнего Востока Трансформация гендерных стереотипов в семейных практиках жителей Дальнего Востока Трансформация гендерных стереотипов в семейных практиках жителей Дальнего Востока Трансформация гендерных стереотипов в семейных практиках жителей Дальнего Востока Трансформация гендерных стереотипов в семейных практиках жителей Дальнего Востока Трансформация гендерных стереотипов в семейных практиках жителей Дальнего Востока Трансформация гендерных стереотипов в семейных практиках жителей Дальнего Востока Трансформация гендерных стереотипов в семейных практиках жителей Дальнего Востока Трансформация гендерных стереотипов в семейных практиках жителей Дальнего Востока Трансформация гендерных стереотипов в семейных практиках жителей Дальнего Востока
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Дежина Татьяна Петровна. Трансформация гендерных стереотипов в семейных практиках жителей Дальнего Востока : диссертация ... кандидата социологических наук : 22.00.04 / Дежина Татьяна Петровна; [Место защиты: Тихоокеан. гос. ун-т].- Хабаровск, 2007.- 184 с.: ил. РГБ ОД, 61 07-22/676

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. ТЕНДЕРНЫЕ СТЕРЕОТИПЫ КАК ПРЕДМЕТ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 13

1.1. Тендерная социология как частная социологическая дисциплина как новая парадигма социологического знания 13

1.2. Тендерные стереотипы: истории изучения и осмысления 40

1.3. Тендерная социология - идея другой истории: тендер как повествовательная идентичность ...60

ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 84

Глава II. КОНФЛИКТ ГЕНДЕРНЫХ СТЕРЕОТИПОВ В ТРАНСФОРМИ РУЮЩЕМСЯ ОБЩЕСТВЕ 87

2.1. Тендерные стереотипы советского общества: контракт работающей матери 87

2.2. Тендерные стереотипы постсоветского общества: особенности поло-ролевого разделения труда на Дальнем Востоке 106

2.3. Проблемы «стеклянного потолка» в женских карьерных стратегиях 135

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 156

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 157

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 161

ПРИЛОЖЕНИЯ 175

Введение к работе

Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью анализа тендерного сознания современных россиян. Тендерные отношения составляют один из важнейших аспектов социальной и культурной жизни общества, являются важным показателем его цивилизованности. Сегодня в условиях глобализации социальной реальности меняется смысл и функции семейных отношений, их соотношение с иными элементами социального пространства. Структурные сдвиги в экономике и занятости российского общества привели к существенным изменениям во всех сферах жизни российского социума и в частности во внутрисемейном разделении домашнего труда. Как показывают западные и российские исследования, в современном обществе получает распространение эгалитарный тип внутрисемейных отношений, когда резкая дифференциация труда между полами в семейной и общественной жизни исчезает, уступая место интеграции супружеских ролей и высокой степени их взаимозаменяемости. В основном это связано с ростом профессиональной занятости и расширением образования женщин, в основе которых, лежат не только экономические, но и в значительной степени социально-психологические факторы.

Процесс высвобождения из традиционного представления коснулся не только женской роли, но и мужской. Благодаря большому участию женщин в наемном труде мужчины сбрасывают иго роли единственного кормильца, освобождаясь от давления профессии и поворачиваясь лицом к семье, детям, т.е. для мужчин становится возможна другая заинтересованность и в профессии и в семье [15, с. 170].

К сожалению, к участию мужчин в частной сфере в нашей стране долгое время относились подозрительно. Это отразилось в характерном замалчивании в советский период роли мужчин в домашней сфере, в то время как женщин славили и как матерей и как тружениц, советские лозунги о достойных отцах или прославления роли отца в семье отсутствовали. Советским мужчинам не

разрешали соперничать с «подлинными отцами», с патриархами - вождями партии [10, с.64].

В современное время большинство мужчин и женщин по-прежнему вовлечены в различные сферы деятельности, и эгалитарный тип семейных отношений еще не достаточно распространенное явление, вместе с тем очень важен анализ тенденций развития внутрисемейных отношений, в частности тендерного разделения домашнего труда в свете структурных изменений в экономике и занятости.

Поло-ролевое разделение труда, связанное с традиционными представлениями о роли мужчин и женщин в семье и обществе, сохраняя свою истинность на уровне ментальных установок, перестает соответствовать реальным экономическим практикам. Более того, активная пропаганда иных типов семейных отношений в средствах массовой информации и в рамках некоторых политических движений деструктурирует структуру традиционной модели семьи. Тендерные отношения как разновидность власти, затрагивающих самую суть общественных изменений, редко становятся предметом специального анализа. В результате мы все еще довольно мало знаем о том, как «устроена» тендерная культура российского общества, почему, несмотря на длительный исторический опыт включенности в профессиональную деятельность, российские женщины сохраняют стойкую приверженность патриархатным стереотипам. Сегодня, несмотря на фактическое изменение роли женщин в современной России, тендерные стереотипы демонстрируют поразительную устойчивость. Налицо социальное противоречие между значимой ролью, которую играют женщины в обществе, их высокой активностью в различных социальных сферах и традиционным приписыванием им стереотипных качеств (пассивность, зависимость, домашнее хозяйство -обязанность женщины и т.п.), между официальной эгалитарной тендерной политикой и сохраняющейся в обществе тендерной ассиметрией.

Суть проблемы, поставленной в данном исследовании, состоит в выяснении того, насколько в новых российских условиях структура брака и

нормативное поведение в семье воспроизводят патриархальные культурные стереотипы, либо напротив, способствуют возникновению и становлению равноправия между супругами как основы либеральной модели отношений.

Степень научной разработанности проблемы. Проблема семьи - одна из наиболее традиционных проблем в социологии. Однако действительно центральной проблемой семья и семейные отношения становятся достаточно поздно, во второй половине XX века. До того семейная проблематика, взаимоотношения между мужчиной и женщиной воспринимались как частный случай некой иной проблемы.

Логика марксистской социологии приводит исследователей к утверждению, что тендерные отношения, т.е. отношения между полами это один из аспектов производственных отношений, которые мыслятся как отношения эксплуатации. При этом разделение труда между мужчиной и женщиной рассматривается как первичное необходимое для существования человеческого рода. В «Немецкой идеологии» отмечалось, что вместе с ростом потребностей развивается и разделение труда, которое вначале было лишь разделением труда в половом акте, а потом разделением труда, совершавшимся само собой или «естественно возникшим» благодаря природным задаткам, например, физической силе, потребностям, случайностям.

Колоссальное влияние на осмысление отношений между полами в социологической мысли имели труды Талкотта Парсонса. Согласно, ему, женщина выполняет экспрессивную роль в социальной системе, мужчина -инструментальную. Экспрессивная роль означает - осуществление заботы, эмоциональной работы, поддержание психологического баланса семьи. Эта роль является монополией домашней хозяйки, относится к сфере ответственности женщины. Инструментальная роль мужчины заключается в регуляции отношений между семьей и другими социальными системами, это роль добытчика и защитника.

В современной российской семье статус «кормильца» - это только экономическая единица. Наличие его у одного члена семьи в большей степени

обусловлено выполнением основных экономических функций в домохозяйстве, нежели представлениями о тендерном распределении семейных ролей.

Тендерные отношения внутри семьи и за ее пределами западного и российского общества являются объектом внимания многих отечественных и зарубежных социологов. В работах С. Айвазовой, СЮ. Барсуковой, Е. Балабановой, Е.А. Здравомысловой и А.А. Темкиной, И.И. Козиной, Н.М. Римашевской, Э.Л. Панеях анализируются основные закономерности распределения труда внутри семьи и за ее пределами в период социалистического и постсоциалистического времени. В работах Ш. Берн, Д. Брайнс, О.М. Здравомысловой и М.Ю. Арутюнян рассматриваются проблемы семейного статуса и тендерного уклада в домохозяйстве российского общества через призму западной культуры.

Семья - центр формирования тендерных отношений, через нее транслируются следующим поколениям представления о мужественности и женственности, тендерные стереотипы и нормы, определяющие поведение мужчин и женщин в обществе. В кросскультурных исследованиях О.В.Митиной и В.Ф. Петренко стереотипов женского поведения в России и США показано, что в представлениях о тендерных ролях и стереотипах люди едины в рамках одной культуры, т.е. для российской культуры как для мужчин, так и для женщин существуют некие общие представления о роли и месте каждого пола в обществе [78]. Результаты,исследования О.Здравомысловой и М. Арутюнян показали, что у значительной части населения современных российских мужчин и женщин представления о равенстве полов прекрасно уживаются патриархальными [49].

Проблема воспроизводства тендерных стереотипов в современной

российской культуре нашла отражение в работах В.Е. Кагана, И.С. Клециной,

. О.А. Ворониной, а также в сборнике материалов круглого стола «тендерные

стереотипы в социокультурных процессах средних городов России

(региональные аспекты)».

В ряде работ отечественных исследователей анализируется роль тендерных стереотипов в процессе поло-ролевой социализации.

В советской науке к изучению проблемы поло-ролевой социализации детей впервые обратился автор многих научных работ по детской психологии И.С. Кон [62]. Поскольку И.С. Кон считал половую идентификацию «продуктом лишь совместного действия биологических и социальных сил», он полагал, что представления детей о своей «мужественности» и «женственности» «не являются прирожденными, они формируются через общение с другими людьми, под влиянием воспитания и широкого круга социальных условий» [61, с. 766].

Анализу тендерных стереотипов в современной российской детской субкультуре посвящена и работа Е. Мещеркиной [75]. По словам Е. Мещеркиной, «модальность личности, социализируемой, воспитываемой в духе патриархальных ценностей, складывается благодаря усвоению традиционных образцов полоролевой идентификации (мистики мужественности и женственности), отлаженному механизму социализации как в семье, так и в школе», вместе с этим эти «стереотипы мужского и женского сознания и поведения столь архаичны, традиционны, мало согласуются с новыми социальными реалиями тендерных отношений» [75, с. 20,22].

Автор учебного пособия «Гендерная социализация» И.С. Клецина раскрывает асимметрию тендерной социализации в детском возрасте и влияющие на нее различные стереотипы, которые усваиваются мальчиками и девочками через основные институты социализации. По ее мнению, существующие в российской культуре «гендерные стереотипы оказывают большое влияние на процесс социализации детей, во многом определяя его направленнность», так как всю информацию о внешнем мире ребенок «кодирует и организовывает...в соответствии с доминирующими культурными представлениями о мужественности и женственности и традиционными представлениями о мужских и женских ролях в обществе» [56, с. 19,57].

Изучению тендерных стереотипов, связанных с полоролевыми предпочтениями на рынке труда, посвящены исследования Хоткиной, Чириковой, Римашевской [114,115, 83].

Работы перечисленных и других авторов дают выход для исследовательского поля в отдаленных регионах от центра России, таких как Хабаровск, для изучения тендерных стереотипов в современных российских семьях.

Таким образом, целью исследования является определение направления трансформации тендерных стереотипов в семьях на Дальнем Востоке.

Объектом диссертационного исследования является внутрисемейное взаимоотношение супругов, а также распределение ролей и функций между ними в домохозяйстве и за его пределами.

Предметом исследования является трансформация тендерных стереотипов в семьях на Дальнем Востоке, где оба партнера - работающие.

Для исследования процесса трансформации тендерных стереотипов были поставлены следующие задачи:

проанализировать основные научные взгляды на сущность понятия
«тендер»;

изучить особенности тендерных стереотипов;

исследовать влияние тендерных стереотипов в советский период на взаимоотношения супругов внутри семьи и за ее пределами;

исследовать внутрисемейное распределение ролей и обязанностей мужчин и женщин в период трансформаций;

определить характер тендерного разделения домашнего труда в современной российской городской семье (на примере г. Хабаровска).

Методологические и теоретические основания исследования проблемы. Настоящее исследование опирается на концепцию социального конструирования реальности П. Бергера и Т. Лукмана [16] в рамках феноменологической социологии знания, согласно которой человеческие представления являются реальной силой конструирования социальной

реальности. При этом человек и его социальный мир оказывают друг на друга взаимное воздействие. Социальная реальность является одновременно объективной и субъективной. Она отвечает требованиям объективности, поскольку независима от индивида. С другой стороны, социальную реальность можно рассматривать как субъективный мир, потому что она постоянно создается индивидом. Именно в рамках социально - конструктивистского подхода тендерные отношения рассматриваются не просто как различие-дополнение, а как конструируемые отношения власти и неравенства, в рамках которых мужчины занимают доминирующие позиции. Дело не только в том, что в семье и в обществе мужчины выполняют инструментальную, а женщины - экспрессивную роль, а в том, что исполнение предписанных и усвоенных ролей подразумевает неравенство возможностей, преимущества мужчины в публичной сфере, вытеснение женщины в приватную. Задача исследователя -выяснить, каким образом создается мужское и женское во взаимодействии, в каких сферах и каким образом оно поддерживается и воспроизводится.

Эмпирическую базу исследования составили 60 неформализованных биографических интервью (нарратива) с супружескими парами города Хабаровска. Выборка формировалась по методике «снежного кома» (предшествующие респонденты дают рекомендацию к последующим) и относится к типу «целеориентированных выборок». Часть вопросов была интимного содержания, поэтому очень важно, чтобы респондент давал рекомендацию, к кому можно обратиться. Причем, к респондентам была просьба поговорить с людьми, которых они рекомендуют, и получить их согласие. Это давало возможность не застать интервьюируемого врасплох. Такой тип выборки связан с тем обстоятельством, что семейные отношения в нашем обществе относят к типу приватных и трудно вербализированных. Об этих отношениях говорят только с близкими людьми. Предлагаемый тип выборки имитировал ситуацию близкого знакомства и тем самым, давал выход к исследовательскому полю.

В работе использованы данные собственного социологического опроса (п = 640) и данные дальневосточных центров тендерных исследований (Владивосток, ВГУЭС, данные опроса 2003,2004 гг.; Хабаровск, ТОГУ, данные опросов 2004, 2005 гг.; п=1254). В качестве сравнительного материала привлекались серии интервью по тендерной проблематике (п=65), собранные в Санкт-Петербурге Е. Здравомысловой.

Методы сбора социологической информации в диссертационном исследовании включали нарративное биографическое интервьюирование, анкетирование, проективные методы - метод свободных ассоциаций и метод неоконченных предложений и анализ научных статей и трудов.

Научная новизна исследования представлена в следующих позициях:

определены компоненты тендера и тендерных стереотипов;

в процессе эмпирических исследований разработана структурная модель образов маскулинности и феминности, существующих в сознании современных россиян;

описаны возможные варианты заключения тендерных контрактов в зависимости от изменения внешних социальных факторов и внутрисемейной договоренности;

с позиции тендерного подхода исследовано распределение ролей и обязанностей внутри семьи на материале г. Хабаровска 2006-2007г.

На защиту выносятся следующие основные положення диссертационной работы:

1) Тендерный стереотип представляет собой многоуровневый феномен,
включающий в себя 3 компонента, неравномерно изменяющихся во времени:

а) гендерные роли; б) гендерные нормы; в) гендерные идеалы

  1. Гендерные идеалы - это достаточно устойчивые и все- таки исторически изменчивые социокультурные образы, динамика которых определяется их структурой, состоящей из «ядра» и «периферии».

  2. В советский период времени модель семьи была конструирована государством, которое регулировало жизненные условия, профессиональную

мобильность, а также несло ответственность за социальное обеспечение и поддержку материнства. Для общества советского типа фиксировалась лишь модель семейных отношений, где официальным тендерным контрактом считался контракт работающей матери.

  1. В период трансформации формируются новые контракты работающей матери, ориентированной на карьеру, домохозяйки (и мужа кормильца) и спонсорский контракт. И на основе этих контрактов образуются новые типы супружеских отношений: традиционный (и муж, и жена относятся к карьере жены как хобби, основным источником дохода является работа мужа, доход жены в семейный бюджет никак не включается, главная обязанность жены «мать-домохозяйка»); нетрадиционный (женщина несет традиционно нагрузку по дому, но и вносит дополнительный вклад в бюджет семьи), эгалитарный (обязанности по дому распределены равномерно между обоими супругами и финансовое обеспечение семьи лежит на обоих супругах), матриархальный (мать - основной кормилец в семье).

  2. На Дальнем Востоке сфера внутрисемейного распределения домашних обязанностей по-прежнему остается наиболее консервативной областью гендерных отношений. Тендерное разделение домашнего труда носит традиционный (патриархальный) характер. Однако здесь происходит изменение традиционных гендерных практик, конструирование новых форм тендерного поведения в сторону его эгалитаризации.

Научная и практическая значимость диссертации определяется расширением представлений о факторах, влияющих на процесс формирования гендерных стереотипов. Работа позволяет конкретизировать содержание образов маскулинности/феминности в современной российской культуре. Собранный систематизированный материал может использоваться при разработке специальных курсов по тендерной социологии.

Апробация работы. Основные положения диссертации прошли апробацию в 4-х научных статьях автора и выступлением на IV международной

научной конференции «Языковая политика и языковое образование в условиях межкультурного общения» (Хабаровск, 2006).

Структура диссертации определяется логикой анализа и содержанием излагаемого материала. Диссертация состоит из введения, двух глав, подразделенных на параграфы, заключения, библиографического списка и приложений.

Тендерная социология как частная социологическая дисциплина как новая парадигма социологического знания

Исследование тендерных отношений постепенно становится неотъемлемой частью большинства социальных и гуманитарных наук, при этом разные науки и научные сообщества обладают разной степенью чувствительности к включению тендерной тематики в свое интеллектуальное поле. Наиболее тендерно сензитивными оказываются антропология, психология, социология, отчасти филология и философия; тендерно нечувствительными - политология, история, экономика. Можно согласиться со следующими утверждениями: «в России среди сложившихся обществоведческих дисциплин наиболее интенсивно в последние годы осваивает тендерную проблематику именно социология»[55,с.188]. «Достаточно очевидным является то, что самое интенсивное распространение тендерных исследований происходит через социологию»[23, с 352].

Российская социология в настоящее время находится в стадии включения тендерного подхода в теорию, методологию и в область эмпирических исследований. Новизна тендерного подхода в российской социологии имеет институциональный и когнитивный эффект [47, с. 15].

В 70-е гг. в СССР как одна из частных социологических теорий стала развиваться «социология пола». В «Кратком словаре по социологии» она была определена как «область социологии, изучающая закономерности дифференциации мужских и женских социальных ролей, полового разделения труда, культурные символы и социально-психологические стереотипы «мужественности» (маскулинности) и «женственности» (феминности) и их влияние на различные аспекты социального поведения и общественной жизни»[67, с.363-364]. Такое определение фактически игнорировало наличие женской социальной общности, обладающей особыми социально-психологическими признаками. На первый план выдвигались специфика пола, содержание мужских и женских ролей и подчеркивалось, что «автономный аспект социологии пола» рассматривает «социология сексуальной и половой жизни»[95, с.5]. В той же словарной статье отмечается: «Изучение возрастной и когортной динамики сексуального поведения, его мотивации, социально-культурных норм и установок обыденного сознания (А.Кинзи, Д. Ганьон и др) имеет важное практическое значение для организации научного полового просвещения»[67,с.363-364]. и упоминается о том, что такого рода исследования проводились у нас в 20-е гг., но затем прекратились.

Советская «социология пола» приняла в качестве аксиомы известное идеологическое положение, согласно которому «женский вопрос» в том виде, в каком он достался Советской России от старого общества, в СССР был решен окончательно. Поэтому понятие «дискриминация советских женщин» не встречалось ни в политическом, ни в научном лексиконе. Социальное неравноправие в отношении женщин (неравная оплата за равный с мужчинами труд, запреты на многие профессии, ограничения при приеме на работу и иные притеснения) часто трактовались как система льгот, как проявление государственной заботы о женщинах, учитывающее биолого-физиологические особенности женского организма.

До начала 1990-х гг. в российской социологической науке не было жесткого водораздела между категориями «секс» - как инструмент половой жизни мужчин и женщин - и «пол» - как социальная характеристика двух групп, обладающих не только анатомическими (физиологическими) особенностями, но и разностью социальных ролей, различиями в психике и поведении, возможностях самореализации и социализации в обществе. На этой основе в советской социологии до конца 1980-х гг. развивалось частное социологическое направление - «социология пола»[96, с.77].

Тендерные стереотипы: истории изучения и осмысления

Проблема тендерной стереотипизации является одной из тех, которая в значительной степени стимулировала развитие женских, а затем тендерных исследований. Обосновывая положение о патриархальном характере общества и дискриминации женщин, поборники женского равноправия, оказываются перед необходимостью ответить на вопрос, почему же данный вид несправедливости не вызывает протеста, в том числе у большинства самих женщин. Объяснение этого парадокса включило в феминистский дискурс такие концепты, как предрассудки, предубеждения, стереотипы [91, с. 120].

Слово «стереотип» пришло из полиграфии, где оно обозначало пластмассовую или металлическую пластинку, использующуюся для изготовления копий. Впервые в научный оборот термин «социальный стереотип» ввел американский журналист У. Липпман в работе «Общественное мнение» в 1922 году[139]. Согласно У. Липпману, стереотипы - это упорядочные, схематичные, детерминированные культурой «картинки» мира «в голове» человека, которые экономят его усилия при восприятии сложных социальных объектов и защищают его ценности, позиции и права[4, с.95].

С тех пор было предложено огромное количество конкретных определений социального стереотипа. Так, Т. Шибутани определяет социальный стереотип как «популярное понятие, обозначающее приблизительную группировку людей, с точки зрения какого-то легко различаемого признака, поддерживаемое широко распространенными представлениями относительно свойств этих людей»[119, с.98]. Р. Таждури понимает под социальным стереотипом «склонность воспринимающего субъекта легко и быстро заключать воспринимаемого человека в определенные категории в зависимости от его возраста, пола, этнической принадлежности, национальности профессии, и тем самым приписывать ему качества, которые считаются типичными для людей этой категории»[4, с.95].

В конце 70-х годов американский ученый Г. Тешфел суммировал главные выводы исследований в области социального стереотипа: 1) люди с легкостью проявляют готовность характеризовать обширные человеческие группы (или социальные категории) недифференцированными, грубыми и пристрастными признаками; 2) такая категоризация отличается прочной стабильностью в течение очень длительного времени 3) социальные стереотипы в некоторой степени могут изменяться в зависимости от социальных, политических или экономических изменений, но этот процесс происходит крайне медленно; 4) социальные стереотипы усваиваются очень рано и используются детьми задолго до возникновения ясных представлений о тех группах, к которым они относятся; 5) социальные стереотипы не представляют большой проблемы, когда не существует явной враждебности в отношениях групп, но в высшей степени трудно модифицировать их и управлять ими в условиях значительной напряженности и конфликта [4, с.95,96].

Многие авторы признают, что стереотипизация действует на различных уровнях социального взаимодействия, сами термины «социальный стереотип» и «стереотипизация» ассоциируются лишь с некоторыми из этих уровней, главным образом с этническим, расовым, значительно реже с профессиональным или возрастным[4, с.9б]. Основной массив зарубежных работ по социальным стереотипам выполнен именно на материале этнических или расовых стереотипов. У западных социологов наибольшую популярность получило определение «стереотипа», предложенное Кимбаллом Юнгом. «Стереотип» рассматривается им как «ложная классификационная концепция, с которой как правило, связаны какие-то социальные чувственно-эмоциональные тона сходства и различия, одобрения или осуждения»[127, с.50].

Отечественные авторы в большинстве случаев предпочитают вообще как можно реже употреблять этот термин, когда речь идет об исследовании этнических установок или актуальном межэтническом общении. По-видимому, это не в последнюю очередь связано с широко распространенным убеждением, что «стереотип - это плохо!». В последнее время ситуация начинает меняться. В.П. Трусов и Л.Х. Стрикленд на страницах «Психологического журнала» прямо пишут о том, что негативная оценка социального стереотипа «распространена из-за ошибочного мнения об обязательных деструктивных последствиях стереотипизации, выражающихся якобы в том, что стереотипное восприятие непременно мешает установлению хороших отношений между людьми» [109, с. 15 8] и что социальные стереотипы могут играть конструктивную роль.

Тендерные стереотипы советского общества: контракт работающей матери

Тендерный аспект социологического знания о современном обществе находится в центре академических дискуссий, ведущихся во всем мире. В ряду наиболее важных исследований социально-экономического положения населения, находится проблематика распределения власти (ответственности) внутри домохозяйств и различного вклада мужчин и женщин в ресурсы семьи, контроль над ними и принятии решений, определяющих, в конечном счете, выбор эффективной стратегии выживания для всего домохозяйства в целом.

На протяжении столетий семья являлась самым прочным звеном общества и наиболее эффективным средством сохранения культуры народа. Именно в семейном быту, в закрепленном обычаем порядке повседневной жизни хранится и передается из поколения в поколение та социальная наследственность, которая в нашей жизни играет не меньшую роль, чем биологическая [33, с.21].

Национальные традиции, менталитет зафиксированы в межличностных отношениях в семье, в стереотипах поведения взрослых и от них передаются ребенку. С самых первых дней своей жизни, еще до того, когда он начинает ясно осознавать свои поступки, ребенок усваивает язык и веру, способы и нормы поведения, образ мышления, мировоззрение, социальные установки, систему ценностей. Установки, усвоенные в детстве, в семье, во многом определяют всю жизнь человека. Более того, социальные, экономические, политические отношения в обществе моделируются человеком по образу и подобию межличностных семейных отношений. Поистине, «все мы родом из детства», как сказал Антуан де Сент-Экзюпери [33, с.21]. Именно в семье рождается не только человек, но гражданин. Как отмечает Ю.М.Гончаров, происходит это потому что семья - своего рода социальный микрокосм: ее структура представляет собой микромодель большого общества. В ней в миниатюре заключается вся гамма человеческих отношений, свойственных большому обществу. Семья концентрирует в себе всю совокупность отношений общества, а именно через нее дети с рождения включаются в систему общественных отношений.

Семья - одно из самых привычных слов в языке, но прислушаемся -«семь я». У В.Даля в словаре «семь» определяется как «шесть с одним». Получается, семья - шестеро да одно я. Кто эти шестеро? Являются ли они повторением моего «я», или мы - семь равных частей одного целого, а может быть - это и не целое вовсе, просто в силу обстоятельств живут рядом семь людей, у каждого свое «я»? И действительно ли этих «я» должно быть семеро»? Есть ли основания сегодня называть семью, т.е. «совокупность близких родственников, живущих вместе» [39], именно словом «семья», ведь в средней российской семье сегодня по статистике не 7, а 3 человека. Не является ли это косвенным свидетельством того, что мы имеем дело уже с неким другим образованием, что семья теперь не то, чем была на протяжении веков? [92, с.2].

Семья - один из главных объектов изучения социологов. Ее изучают много десятилетий, системно, разными методами. Но, как отмечает О.О.Савельева, даже определение семьи до сих пор является предметом социологических дискуссий, ни одна из предлагаемых формулировок не дает возможности точно отграничить семью от других укладов жизни.

В 1949г. английский социолог Джордж Мердок определил семью как «социальную группу, характеризующуюся совместным проживанием, общим ведением хозяйства и воспроизводством обоих полов, причем, по крайне мере двое из них поддерживают социально одобренные сексуальные отношения, и одного или более собственных или приемных детей» [92, с.2]. Но тогда нельзя считать семьей молодоженов (нет детей), вдовца с ребенком (нет второго взрослого), разведенную женщину, живущую вместе с матерью и совместно с ней воспитывающую двух детей от предыдущего брака (нет взрослого другого пола), престарелых супругов (нет сексуальных отношений). Мердок считал важнейшей функцией семьи социально - биологическую - воспроизводство населения, т.е. рождение детей и «доращивание» их до того возраста, когда они смогут жить в обществе самостоятельно, ориентируясь на нормы и модели поведения, в нем принятые. «Правильно», с точки зрения общества, могут выполнить эту функцию только мать и отец, состоящие в социально одобряемом сожительстве, поэтому социолог и дал такое определение [92, с.З].

Мердок зафиксировал нормативное представление о семье, свойственное середине ХХв., для развитой индустриальной страны: живущие вместе, ведущие совместное хозяйство и состоящие в браке мужчина и женщина и их дети (родные или приемные). Специалисты называют такую семью нуклеарной (от лат. слова «ядро»), в нашей стране ее иногда называют малой.

Мердок допускал своим определением и существование так называемой расширенной семьи, когда совместно проживают более чем два поколения (не только мама, папа и дети, но еще и дедушка и бабушка). Такая семья была характерна на более ранней стадии развития этого института.

Похожие диссертации на Трансформация гендерных стереотипов в семейных практиках жителей Дальнего Востока