Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Этническое самосознание как социокультурный феномен: региональный аспект Мягкова Ольга Николаевна

Этническое самосознание как социокультурный феномен: региональный аспект
<
Этническое самосознание как социокультурный феномен: региональный аспект Этническое самосознание как социокультурный феномен: региональный аспект Этническое самосознание как социокультурный феномен: региональный аспект Этническое самосознание как социокультурный феномен: региональный аспект Этническое самосознание как социокультурный феномен: региональный аспект
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Мягкова Ольга Николаевна. Этническое самосознание как социокультурный феномен: региональный аспект : диссертация ... кандидата социологических наук : 22.00.06 / Мягкова Ольга Николаевна; [Место защиты: Тамб. гос. ун-т им. Г.Р. Державина].- Тамбов, 2007.- 197 с.: ил. РГБ ОД, 61 07-22/521

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Этническое самосознание как социокультурный феномен включает в себя множество элементов (идентификацию, интеракцию, этностереотипы и т д ) и пронизывает всю историю человечества, то рельефно проявляясь в социуме, то теряясь под слоем других социальных процессов Современная эпоха характеризуется ростом значимости этнических факторов в мире, которые проявляются не только в социальных противоречиях, но и во множестве социокультурных процессов Это можно увидеть как на уровне межличностного общения, так и на уровне поликультурности всего современного общества

В таких условиях социологический анализ этнического самосознания позволяет рассмотреть бинарные тенденции в современной культуре культуру как результат лояльного взаимодействия людей и культуру как деятельность на основе терпимости В последнем случае анализ феномена тесно приближается к проблемам толерантности

Важное место этническое самосознание приобретает в условиях мультикультурализма, что связано с такими дихотомичны-ми социокультурными процессами, как глобализация и регионализация Первый проявляется в унификации духовной и материальной культур, становлении единого стандарта глобального мира, формировании постмодерного мироощущения Второй процесс прямо противоположен первому и связан со стремлением сохранить социокультурное своеобразие, с ростом этнической солидарности, подчеркнутым проявлением своей принадлежности к тому или иному этносу

Процессы актуализации этнического самосознания в современных социокультурных условиях получили научное название «этнического возрождения» или «этнического парадокса современности» Они отражают стремление народов и этносов утвердить свою идентичность в виде защиты этнокультурного достояния (ценности, традиции, язык и т д ) и укрепления принципов различия, многоцветия

Активизация этнических процессов характерна и для современной России Этническое возрождение проходит довольно интенсивно и, с одной стороны, продиктовано общемировыми тенденциями интеграции и дезинтеграции, с другой — обусловлено традициями отечественной полиэтничности, а с третьей - синхронизируется с трансформационным периодом всего российского общества Особенность трансформации заключается в совмещении прежних и новых институциональных, культурных и поведенческих норм и практик Эти обстоятельства определяют специфику возрастания этнического фактора как необходимого условия адаптации к новым жизненным реалиям, а также рост вероятности негативного этнического воплощения

Такие разнообразные тенденции актуализации этнического самосознания проявляются и на уровне отдельных регионов, которые в силу полиэтничности нашей страны традиционно имели разный этноландшафт, который еще больше усложняется в связи с процессами миграции, развитием рыночных реалий Все эти факторы, на наш взгляд, делают предельно актуальным социологический анализ этнического самосознания как социокультурного феномена, его содержания, структуры, изменений в современных условиях

В пользу актуальности темы исследования говорит и тот факт, что для современного социально-гуманитарного знания характерна недооценка этнического самосознания в социокультурном развитии, а также амбивалентность его толкования вследствие отсутствия адекватного научного определения сущности феномена, в ряде случаев приобретающего идеологическую и мифологическую окраску Несмотря на большое количество работ, этническая проблематика продолжает оставаться источником оживленных дискуссий, которые становятся все более острыми в современных изменяющихся социокультурных условиях

Степень научной разработанности проблемы. Проблема этнического самосознания в силу своей комплексности и много-аспектности в социально-гуманитарном знании имеет междисциплинарный характер

Первоначально источником рефлексивного осмысления проблемы предстает социальная философия в виде косвенного исследования на фоне общей погруженности в изучение сущности и предназначения человека, проблемы сознания, а позднее самосознания В эпоху античности появляются представления о свойствах души (Демокрит, Эпикур, Платон, Аристотель, Плотин), но строгое расчленение сознательного и бессознательного, рационального и иррационального, идеального и материального при ее характеристике не дается

В средневековой социально-философской мысли появляются попытки разрешения вопроса о способе бытия души, сознания и самосознания При этом христианская традиция средневековья локализует субстанциональность души (бестелесная субстанция), а сознание и самосознание возводит в ранг исходных ее характеристик (Августин, Фома Аквинский)

В эпоху Просвещения появляются исследования, посвященные собственно проблемам этнического самосознания Одним из первых исследователей, обратившихся к изучению жизни народов, становится Ш Монтескье, интерпретационными моделями которого на природу этнического самосознания выступают «общий дух народа», «национальный дух» Существенный вклад в изучение проблемы вносит философская система Г Гегеля Его идеалистическая концепция этнического самосознания выражается в понятии «народный дух»

Принципиально важным для исследования этнического самосознания является марксистская философия, которая выделила существенные отличия самосознания (этнического) от других подсистем социальной общности и возможности воздействия самосознания на ее функционирование и развитие

Одновременно возникают иррационалистические теории этнического самосознания, по логике которых самосознание предстает как ядро народа, обнаруживается в жизненных устоях, мышлении, традициях и предполагает рефлексивную духовную жизнь (А Шопенгауэр, Э Гартман, позднее - Ф Ницше, С Кьеркегор, Ж-П Сартр, А Камю, Г Марсель, К Ясперс, М Хайдеггер, Н Бердяев, Л Шестов)

В отечественной социально-философской традиции конца XIX - начала XX века предпринимаются попытки реконструкции славянского и русского национального характера, души Исследования соотношения «этнического», «национального», «народного» обнаруживаются в трудах Н Бердяева, С Булгакова, Н Лосского, И Ильина, Г Федотова и др

В современном социально-гуманитарном знании проблема получает развитие в этнопсихологическом направлении Оно строится по принципу приверженности к егшк-методологии -выявление тех или иных сторон жизни этнических групп в иной социокультурной среде и определение влияния этой среды на функционирование общества (М Лацарус, Г Штейнталь, В Вундт, Г Шпет, 3 Фрейд, Э Фромм, Э Эриксон, А Маслоу, Р Бенедикт, М Мид, А Кардинер, Дж Хонигман, Дж Уайтинг, Ф Хсю, К Дюбуа, А Инкельс, Л. Леви-Брюль, К Леви-Стросс, М Коул, А Редклиф-Браун, Ж Пиаже и др ) Среди отечественных ученых социально-психологический анализ различных аспектов этнического самосознания осуществляют С Рубинштейн, Б Поршнев, И Чеснокова, А Леонтьев, И Кон, А Спиркин, Б Ананьев, В Мухина, И Антонова, А Асмолов, Л Куликов, Б Вяткин, В Хотинец, Т Стефаненко, Г Степанова, Л Татаринова

Исследования в рамках культурно-исторической школы позволяют рассмотреть этническое самосознание как социокультурный феномен, в содержании которого решающую роль играют культурные ценности (М Блок, Л Февр, Ф Арьерс, Ф Бродель, А Буро, Ж Дюби, А Дюпрон, Ж Ле Гофф, Р Ман-дру, Ж -П Вернан, Э Панофски, П Франкастель, Й Хейзинг) В отечественной литературе культурно-историческую традицию продолжают С Выготский, С. Широкоговоров, А Лурия, Д Лихачев, С Лурье, В Мысливцев, С Гармаева, А Ахиезер и др

Социологическая интерпретация этнического самосознания осуществляется в рамках примордиалистского, конструктивистского, инструменталистского и синтезированных на их основе подходов В этой связи в отечественной науке условно можно выделить несколько направлений анализа феномена

Определение статуса этнического самосознания в ряду родственных категорий принадлежит трудам П Кушнера, Б Винера, Ю Бромлея, Л Гумилева, Н Крюкова, Н Чебоксарова, С Арутюнова, А Сусоколова, В Ильина, М Джунусова, С Калтахчяна, Э Тадевосяна и др

Вопросы происхождения, структурирования этнического самосознания анализа элементного состава представлены в работах Ю Арутюняна, Л Дробижевой, А Уледова, В Иорданского, А Бороноева, Р Нигоматуллиной, К Хабибуллина, М Кучукова, А Голубева, О Мухамметбердиева и др

Роль этнического самосознания в меняющихся условиях действительности и влияние этнического фактора на общественное развитие, межэтнические противоречия и конфликты раскрываются в работах В Тишкова, М Губогло, В Ачкасова, А Здравомыслова, К Касьяновой, А Авксентьева, Т Евгенье-вой, 3 Сикевич, А Андреева, Е Покровского, С Кара-Мурза, С Иванова, Э Аракеляна и др

В последние десятилетия этническое самосознание все более становится объектом эмпирического изучения В числе авторов, проводящих эмпирический синтез проблемы, следует отметить В Хотинец, Г Степанову, Л Татаринову, В Сикевич, В Прохода, В Рязанцева, О Богатову, А Здравомыслова, Н Касаткину, Ю Арутюняна, Л. Гудкова и др

Однако, рассматривая этническое самосознание, зачастую авторы прибегают к его определению как части, подчиненному элементу сознания общества, не разграничивают категории этническое самосознание и национальное, констатируя наличие обыденного и теоретического уровней, не рассматривают вопрос о проявлении структурных элементов каждого из них Практически не изучен вопрос о бессознательном в этническом самосознании Главный недостаток в исследованиях состоит в том, что, при спекуляции изучением отдельных элементов феномена, наблюдаемых эмпирическим путем, авторы часто упускают из виду его целостность и взаимовлияние с социокультурной средой В этой связи чрезвычайно важным представляется выработка подхода к анализу феномена этнического самосозна-

ния с точки зрения его проявления в меняющемся историческом социокультурном контексте

Цель исследования. Целью диссертации является выявление сущности этнического самосознания как социокультурного феномена в современных условиях глобализации-регионализации Реализация поставленной цели предполагает постановку и решение ряда задач

проанализировать концепции этнического самосознания в истории социально-гуманитарного знания,

структурировать основные уровни и формы этнического самосознания, на основании чего сформировать авторскую модель этнического самосознания,

выявить социокультурные условия и фазы актуализации этнического самосознания,

рассмотреть «этническое возрождение» как одну из форм актуализации этнического самосознания в условиях глобализации,

верифицировать модель актуализации этнического самосознания на примере современной социокультурной ситуации в России в связи общемировыми процессами глобализации-регионализации, традициями полиэтничности, пролонгированной общественной трансформацией,

выявить эмпирическим путем региональные особенности формирования этнического самосознания на примере города Тамбова

Объектом исследования является этническое самосознание как социокультурный феномен

Предметом исследования выступают закономерности и качественные особенности актуализации этнического самосознания в современных социокультурных условиях

Основная гипотеза может быть описана с помощью следующих положений

этническое самосознание представляется главной харак
теристикой этноса и имеет второстепенное значение в стабиль
ной социокультурной среде, то есть не подверженной глубоким
деформациям,

актуализация этнического самосознания выступает признаком социокультурных противоречий, то есть нарушения баланса между социальными отношениями и культурой этнических групп,

рост значимости этнического самосознания является результатом общего адаптационного синдрома, возникающего на групповом уровне и препятствующего внешним неблагоприятным воздействиям с помощью социокультурных, психологических и политических ресурсов этноса,

актуализированное этническое самосознание выступает формой социокультурного развития, вектор направленности которого во многом обусловливается степенью созревания теоретического уровня феномена, гарантирующего преодоление этнической деструктивности, налаживание благоприятного этносоцио-культурного климата и регуляцию межэтнических отношений

Теоретико-методологическая основа исследования базируется на интеграции существующих подходов, практике соотношения различных позиций, зачастую взаимоисключающих друг друга

На формирование авторской позиции при работе над избранной проблематикой, в частности модели фазисной динамики актуализации этнического самосознания, наибольшее влияние оказали - концепция этногенеза Л Гумилева и концепция роста и развития цивилизаций А Тойнби На разных этапах анализа позитивную роль сыграли общефилософские концепции самосознания Ш Монтескье, Р Декарта, Г Гегеля, а также концепции этнического самосознания в контексте русской социальной философии Н Бердяева, И Ильина, Н Лосского, Г Шпета Существенное влияние на формирование взглядов диссертанта оказали концепции в рамках культурно-исторической школы концепция социального архетипа К Касьяновой, концепция центральной зоны ментальносте этносов С Лурье, концепция социокультурной динамики А Ахиезера, концепция институциональных матриц С Кирдиной В ходе анализа диссертант обращается к теории этнической идентичности Э Эриксона в

рамках этнопсихологической традиции, а также к концепции эт-нонационального самосознания В Тоидиса, межэтнического взаимодействия А Здравомыслова и межэтнической толерантности Д Ефимовой в рамках этносоциологической дисциплины Особое значение приобретают концепции глобальной культуры С Бенха-биб, Э Гидденса, И Валлерстайна, У Бека, Дж Ритцера

В работе использовался системный анализ и структурно-функциональный подход, которые позволили рассмотреть основные компоненты этнического самосознания и выявить их особенности по отношению к социокультурной среде При изучении специфики российской цивилизации находят применение исторический и сравнительно-исторический методы

Эмпирическую базу диссертационного исследования составили данные авторского социологического исследования о специфике качественного состояния этнического самосознания, проведенного в 2006 году на территории города Тамбова среди взрослого населения старше 18 лет Для анализа эмпирических данных применялись математико-статистические методы линейного и корреляционного анализа, а также метод контен-анализа При обработке данных использовался наиболее распространенный в современной социологии пакет программного обеспечения SPSS 13 0 для Windows

Научная новизна диссертационного исследования выражается в следующем

выявлены основные структурные элементы этнического самосознания (ментальная матрица, обыденный и теоретический уровни этнического самосознания, стержневая зона, формы актуализации этнического самосознания, основные направления его отражения - когнитивная, ценностно-регулятивная, эмоционально-волевая и т д),

предложена фазовая динамика актуализации этнического самосознания по критерию развитости архаики, агрессии, и нетерпимости к иноэтническому окружению, включающая в себя радикальную (высокий уровень архаики, агрессии при низкой терпимости), умеренную (высокий уровень модернизма, терпи-

мости, отрицание агрессии) и индифферентную (нейтралитет, склонность к модернизму) фазы,

определены социокультурные условия актуализации этнического самосознания в условиях глобализации (интеграция -регионализация), которые экстраполируются на радикальную фазу предложенной динамики, в числе главных признаков фазы можно отметить мобилизацию этнической идентичности, переоценку ценностей в сторону усиления роли общинной солидарности, снижение степени терпимости к «чужим» вплоть до межэтнических столкновений разного уровня,

рассмотрены социокультурные особенности и исторические предпосылки актуализации этнического самосознания в российских условиях (влияние общемировых тенденций модернизации, полиэтничность, пролонгированный трансформационный период),

в научный оборот введен новый эмпирический материал, отражающий особенности качественного состояния этнического самосознания русского этноса в регионе подчеркнутое проявление этнической принадлежности, востребованность традиционных субстратов культуры и ценностей, гарантирующих безопасность, настороженное отношение к представителям других этносов

Теоретическая значимость диссертационного исследования выражена в формировании модели структурирования и формообразования этнического самосознания, его актуализации в современных социокультурных условиях, что позволяет социологически измерить качественное состояние этнического самосознания применительно к конкретной этнической общности

Практическая значимость результатов диссертационного исследования. Материалы диссертации могут быть использованы в учебном процессе при разработке курсов этносоциоло-гии, социальной антропологии, социологии культуры, этнологии Данные диссертации могут найти применение при будущем изучении проблемы взаимовлияния этнического самосознания и постмодерного контекста, в выявлении возможных продуктив-

ных стратегий воздействия на стиль этнокультурной жизни и поведенческие стереотипы, а также при разработке основных направлений социальной политики региона в условиях изменения этнической ситуации в области

На основе систематизации данных и по результатам эмпирического исследования были разработаны следующие положения, выносимые на защиту

  1. Этническое самосознание предстает как сложное, инте-гративное явление, как многогранное отношение этноса к самому себе, которое формируется, закрепляется (или переопределяется) только в ходе-взаимодействия с природной и социокультурной средой и детерминирует внутреннюю жизнедеятельность этноса, изменяя, трансформируя ее

  2. В структуре этнического самосознания целесообразно выделить ряд компонентов Они разграничиваются по глубине отражения (обыденный и теоретический уровни), степени проникновения ментальной матрицы в уровневую организацию (стержневая зона), способам функционирования (формы актуализации этнического самосознания) и отражательной направленности (когнитивная, ценностно-регулятивная, эмоционально-волевая сферы),

  3. Рост значимости феномена зависит от условий кризисной динамики общества Актуализация этнического самосознания возникает в ответ на усложнение и деформацию социокультурной среды и может быть описана как фазовый процесс смены форм его существования, качественно отличающихся друг от друга, главным образом, по критерию роста архаики и межэтнической неприязни Эти формы вмещаются в условно именуемые фазы - радикальную, умеренную и индифферентную - и могут быть разнесены по координатам от агрессии до отрицания насилия и от архаичности до модернизма

  4. Современное социокультурное состояние российского общества характеризуется ростом значимости этнической самотождественности Это явление сопряжено с отсутствием адекватного обеспечения социокультурных запросов, отвечающих

иерархии ценностей конкретного этноса В самом общем виде функция этнического самосознания в этих условиях в масштабе страны, а также на региональном уровне заключается в осуществлении «понижающей» адаптации к нестабильной действительности, сопряженной с нейтрализацией эмоционального напряжения, охранительным поведением в отношении культуры

5 Наблюдаемый этнический ренессанс в российских условиях заключает в себе возможность преобразования, трансформации и открывает перспективы для развертывания, как позитивных, так и деструктивных процессов Подвижность структуры позволяет говорить о возможности достижения умеренного этнического самосознания, основанного на принципах этнической толерантности и позитивных преобразований

Апробация исследования. Материалы исследования апробированы в ряде выступлений на всероссийских и международных конференциях «Единство Российского государства проблемы и перспективы» (Тамбов, 2004), «Мировая культура XX века проблемы осмысления и изучения в современном социуме» (Тамбов, 2005), «Реформирование государственной службы как стабилизирующий фактор становления гражданского общества в России» (Саратов, 2005), «Проблемы государства, права, культуры и образования в современном мире» (Тамбов, 2007), в публикациях автора, включая статью, опубликованную в научном журнале, включенном в список научных изданий ВАК РФ, в ходе выступлений в аспирантском клубе «ИНСАЙТ» при кафедре теоретической и прикладной социологии ТГУ им Г Р Державина

Публикации по теме диссертации. По теме диссертации опубликовано 8 работ общим объемом 3,4 п л

Структура диссертации. Исследование состоит из введения, двух глав, включающих шесть параграфов, заключения, списка литературы и приложений

Похожие диссертации на Этническое самосознание как социокультурный феномен: региональный аспект