Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Современная свадебная обрядность адыгов : социологический анализ Калашаова Дариет Аскербиевна

Современная свадебная обрядность адыгов : социологический анализ
<
Современная свадебная обрядность адыгов : социологический анализ Современная свадебная обрядность адыгов : социологический анализ Современная свадебная обрядность адыгов : социологический анализ Современная свадебная обрядность адыгов : социологический анализ Современная свадебная обрядность адыгов : социологический анализ Современная свадебная обрядность адыгов : социологический анализ Современная свадебная обрядность адыгов : социологический анализ Современная свадебная обрядность адыгов : социологический анализ Современная свадебная обрядность адыгов : социологический анализ Современная свадебная обрядность адыгов : социологический анализ Современная свадебная обрядность адыгов : социологический анализ Современная свадебная обрядность адыгов : социологический анализ
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Калашаова Дариет Аскербиевна. Современная свадебная обрядность адыгов : социологический анализ : диссертация ... кандидата социологических наук : 22.00.06 / Калашаова Дариет Аскербиевна; [Место защиты: Адыг. гос. ун-т].- Майкоп, 2009.- 143 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-22/236

Содержание к диссертации

Введение

. Глава 1. Теоретико - методологические основы исследования свадебной обрядности адыгов .

1.1. Научное осмысление свадебной обрядности адыгов .

1.2. Этнокультурный феномен свадебной обрядности адыгов.

1.3. Традиция, обычай, инновация в свадебном комплексе адыгов .

Глава 2. Социокультурные условия в трансформационных процессах свадебной обрядности адыгов .

2.1. Влияние менталитета на сущность и специфику свадебной обрядности адыгов .

2.2. Динамика ценностей и ценностных ориентации свадебной обрядности адыгов.

2.3. Трансформация института семьи как фактор эволюции свадебной обрядности адыгов .

2.4. Феномен «адыгагьэ» в свадебной обрядности адыгов.

Заключение.

Список использованной литературы. Приложение.

Введение к работе

Актуальность темы исследования. После распада Советского Союза произошли серьезные изменения в ментальносте наших соотечественников, трансформировалась иерархия ценностных ориентации жителей бывшего СССР. Эти процессы затронули и сферу семейно-брачных отношений.

Как известно, в кризисные моменты жизни народа усиливается интерес исследователей различных отраслей научного знания к этнокультурным проблемам с целью осмысления данных процессов, выявления их влияния на различные стороны жизни социума, а также прогнозирования дальнейших моделей развития. Началось формирование новой парадигмы семейных отношений. Так, свадебная обрядность адыгов как социальный институт в системе адыгской традиционной культуры претерпевает процессы трансформации, что проявляется в уменьшении красочности и зрелищности, присущей традиционному обряду адыгов. Отдельные элементы канонического свадебного комплекса трансформировались либо вовсе исчезли.

Выявление факторов, обуславливающих трансформацию свадебной обрядности адыгов, представляется весьма актуальным, так как её можно определить как комплекс, отражающий жизнь народа во всей сложности ее проявлений.

Степень научной разработанности проблемы. Междисциплинарный характер исследования, касающегося влияния социокультурных факторов на свадебную обрядность, обусловил обращение к целому ряду отраслей научного знания: социологии, философии, истории, этнологии, психологии, демографии. В данном случае особый интерес для выявления трансформациии свадебной обрядности адыгов в контексте современной реальности представляют работы, в которых осмысливаются процессы в условиях глобальных реформ, затрагивающие различные аспекты жизни этносов.

Это исследования ученых, посвященные осмыслению роли менталитета как социокультурного фактора, обуславливающего динамические процессы в социальной среде в период общественных преобразований (Л.М.Дробижева, И.Г.Дубов, И.К.Пантин, В.А.Тишков, Б.П.Шулындин Ф.С.Эфендиев.)

Реализация целей диссертационного исследования предопределила обращение автора к работам, посвященным описанию менталитета, национального самосознания различных народов. Это труды Н.А.Бердяева, Б.Г.Вышеславцева, И.А.Ильина, Л.П.Карсавина, А.Ф.Лосева, Н.О.Лосского, В.В.Розанова. Особое внимание привлекли работы северокавказских ученых А.А.Ашхамаховой, С.В.Костылева, Р.А.Ханаху1, анализирующих содержание понятия «кавказская ментальность» и особенности менталитета адыгов.

Трансформация ценностных ориентации как фактора, детерминирующего эволюцию свадебной обрядности адыгов, обусловила обращение к работам по аксиологической тематике (Б.К.Капустин, И.М. Клямкин, Н.И.Лапин, Т.А.Рассадина, Г.Г.Силласте), а также к исследованиям, проведенным в Республике Адыгея (AJO. Шадже, Х.М.Казанов, И.Г.Дагамук и др.).

Серьезный интерес для реализации целей диссертационной работы представляют труды ученых, обратившихся к анализу традиций и инноваций в культуре: С.А. Арутюнова, Э.С. Маркаряна, И.В. Суханова, С.А. Токарева, К.В.Чистова.

Для изучения причин трансформации семейно-брачных отношений и сущности этих процессов автор обратился к трудам классиков социологии и

1 Ашхамахова А.А. Социально-философский анализ менталитета: общее и особенное: Автреф. дис. ... докт.
философ, наук. - Нальчик 200б;Костылев СВ. Менталитет адыгского этноса: проблемы становления и
эволюции: Автореф. дис. ...канд. философ. наук.-Краснодар, 2003; Ханаху Р.А. Традиционная культура
Северного Кавказа: вызовы времени (социально-философский анализ).-Майкоп, 1997.

2 Шадже АЛО. Национальные ценности и человек (социально-философский аспект) — Майкоп, 1996; Казанов
Х.М., Дагамук И.Г. Ценностные ориентации студенчества Республики Адыгея (по материалам
социологического исследования)// Известия ЦСИ МГТИ: Философия, социология, политология.- Майкоп,
1999.

философии: К.Маркса, Ф.Энгельса, М.Вебера, Э.Дюркгейма,

М.М. Ковалевского, Т. Парсонса, П.А. Сорокина, Л. Моргана, Э. Гидденса.1

Выявление содержания свадебного обряда адыгов предопределило обращение к литературе, описывающей суть свадебного комплекса, звенья ритуала, их последовательность. Это работы кавказоведческой тематики: исторические источники, этнологические описания быта и семейного уклада адыгов. Описание свадебных обрядов адыгов находим в трудах путешественников и кавказоведов XIX в. В.В.Василькова, Д.Белла, Дюбуа де Монпере, Г.Клапрота, К.Коха, Л.Я.Люлье, Д.Лонгворта, К. Ф. Сталь, Тэбу де Мариньи, Ф.В. Юхотникова.

Особый интерес представляют работы адыгских писателей-

просветителей, таких как: С. Хан-Гирей, К.М. Атажукин, Т.П. Кашежев, А-Г. Кешев, С. Крым-Гирей, П.И. Тамбиев и др.

В трудах историков и этнологов советского периода Б.Х. Бгажнокова, М.А. Джандар, И.Х. Калмыкова, М.А. Меретукова, Я. С. Смирновой2 исследовательский интерес сосредоточен на проблеме этнографического описания свадебной обрядности.

Маркс К. Сочинения.-M.: Политиздат, 1981.; Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства.-М: Гос.изд.политич. литературы. 1989;Вебер М.Избранные произведения М.: Прогресс, 1990; Дюркгейм Э. Социологические этюды-СПб., 1998; Ковалевский М.М. Сочинения в 2т.-М.,1997; Парсонс Т. Система современных обществ. М.: Аспект Пресс, 1991;Сорокин П.А. Система социологии. Т.1.-М.: Наука,1993;Морган Л. Древнее общество - СПб.,1993.;Гндденс Э. Социология.-Эдиториал УРСС, 1999. 2 Бгажноков Б.Х. Черкесское игрище.-Нальчик, 1991; Джандар М.А. Песня в семейных обрядах адыгов-Майкоп, 1991.; Калмыков И.Х. Черкесы. Историко-этнографический очерк.-Черкесск: Карачаево-Черкесское отделение Ставропольского книжного издательства, 1974.;Меретуков М.А. Семья и брак адыгских народов (ХГХ - 70 годы XX в.)-Майкоп,1987; Смирнова Я.С. Семья и семейный быт народов Северного Кавказа (вторая половина ХГХ-ХХ в.),-М.: Наука 1983.

Эволюция семьи и межсемейных отношений рассматривается в работах таких исследователей, как СИ. Голод, Т.А.Гурко, Х.В. Дзуцев, А.Н. Елизаров, А.А. Магомедов, М.С. Мацковский.1

В последние годы исследователи юга России, в том числе северокавказского региона, обратились к изучению различных аспектов функционирования семьи как социального института и малой группы (С.А. Байкулова, Н.К. Бинеева, Д.О. Бондаренко, И.А. Кабарухина, В.Г.Канкин, В.Н. Мирошниченко, В.А. Уварова, Л.А. Часовская.)2

Особый интерес по рассматриваемой проблеме вызвало диссертационное исследование Л.А. Деловой, выявившей социокультурные факторы межэтнической брачности в Республике Адыгея в период затяжного системного кризиса всех сфер российского общества. М.А. Зейтунян выявила место межэтнического брака в иерархии социокультурных ценностей студенчества Республики Адыгея.4

Голод СИ. Семья н брак: историко-социологический анализ.- Санкт-Петербург: TOO TK «Петрополис», 1998;Гурко T.A. Трансформация института современной семьи: Социологические исследования.-1995.-№10; Дзуцев Х.В. Эволюция осетинской семьи и межсемейных отношений: этносоциологический анализ-Владикавказ: Проект Пресс, 1998; Магомедов А.А. Семейно-брачные отношения у народов Северного Кавкавза: комплексное социологическое исследование: Автореф. дис. ...докт. социолог, наук- Ставрополь; Елизаров A.H.K проблеме поиска основного интегрирующего фактора семы г-Вестник МГУ, Сер. 14 Психология.-1996.-Лг»1; Мацковский М.С. Социология семьи: Проблемы теории, методологии и методики.-М.:Наука.1989.. Психология.-1996.-№1; Мацковский М.С. Социология семьи: Проблемы теории, методологии и методики.-М.:Наука,1989.

Байкулова С.А. Трансформации семьи в условиях реформирования российского общества (на примере Республики Адыгея): Автореф. дис. ... канд. социол. наук. - Майкоп, 2004.; Бинеева Н.К. Проблемная семья: специфика семейно-брачной и половой социализации: Автореф. дис. ... канд. социол. наук — Ростов-на-Дону, 2001.; Бондаренко Д.О. Проблемы молодой семьи и региональная молодёжная политика: Автореф. дис. ... канд. социол. наук. - Пятигорск, 2007.; Кабарухина И.А. Социальная адаптация российской семьи в современных социально-экономических условиях: Автореф. дис. ... канд. социол. наук. - Ростов-на-Дону, 2007; Канкин В.Г. Неблагополучная семья в социальном контексте современной России: Автореф. дис. ... канд. социол. наук. - Краснодар, 2005.; Мирошниченко B.H. Функциональная трансформация института семьи в современном российском обществе: Автореф. дис. ... канд. социол. наук. - Ростов-на-Дону, 2007; Уварова В.А. Динамика системы семейных ценностей в российской культуре конца XX — начала XXI века: Автореф. дис. ... канд. социол. наук. - Ростов-на-Дону, 2004.; Часовская Л.А. Семья как фактор формирования ценностных ориентации подрастающего поколения: Автореф. дис. ... канд. социол. наук.-Ставрополь, 2004.

Делова А.А. Социокультурные факторы межэтнической брачности (на примере Республики Адыгея). Социологический анализ.-Дис. ... канд. социолог, наук. — Майкоп, 2001.

Зейтунян М.А. Межэтнический брак в системе социально - ценностных взаимодействий студенческой молодёжи Республики Адыгея. —Дис. ... канд. социол. наук, 2006. -Майкоп, 2006.

В последние годы влияние этнических традиций на различные аспекты функционирования современного общества изучалось молодыми учеными нашего региона: З.Х. Гучетль, Н.А. Ильиновой и др.1

Для выявления факторов, обуславливающих трансформацию свадебного обряда, автор обратился к работам, в которых анализируется содержание феномена «адыгагьэ». Это исследования А.А.Ивановой, С.А.Ляушевой, Р.А.Ханаху, А.Ю.Шадже.2

Вместе с тем, крайне мало работ, осмысливающих эволюцию свадебного комплекса адыгов в условиях реформирующегося социума. Данные процессы почти не получили освещения в научной литературе.

Цель данного диссертационного исследования заключается в выявлении социокультурных факторов, обусловивших эволюцию свадебной обрядности адыгов в контексте современной реальности.

Исходя из поставленной цели, в работе определены следующие задачи исследования:

проанализировать существующие методологические подходы к изучению феномена свадебной обрядности;

уточнить социологическое содержание понятий «свадебная обрядность», «свадебный комплекс», «свадьба» и проанализировать их соотношение;

рассмотреть свадебный комплекс адыгов как изменяющийся феномен культуры;

- выявить сущность и специфику современной свадебной обрядности
адыгов;

1 Гучетль З.Х. Этнические традиции как социально-культурный феномен в процессе социализации молодёжи
(на примере Республики Адыгея): Автореф. дис. ... канд. социол. наук.-Майкоп, 2006.; Ильинова Н.А.
Этнокультурные ценности и традиции как фактор социализации личности в современных условиях (на
материалах Республики Адыгея): Автореф. дис. ... канд. социол. наук. - Майкоп, 2003.

2 Иванова А.А. Психология этнической идентичности.-Краснодар: Изд-во КубГУ,2001 ;Ляушева С.А.
Религиозные аспекты феномена «адыгагьэ» (история и современность): Автореф. дис. ... канд. философ,
наук. - Москва, 1997;Ханаху Р.А. Морально-этический феномен «адыгагьэ»-основа народной культуры//
Мир культуры адыгов - Майкоп 2002; Шадже АЛО. Национальные ценности и человек (социально-
философский аспект) — Майкоп, 1996.

-произвести анализ влияния социокультурных факторов на трансформацию свадебной обрядности адыгов.

Объект исследования - традиционная культура адыгов.

Предмет исследования - свадебный обряд в традиционной адыгской культуре.

Гипотеза исследования. Эволюция свадебной обрядности адыгов в условиях трансформирующегося общества обусловлена процессами изменения общественного сознания, детерменированного изменениями менталитета, в частности, этносоциофеномена «адыгагьэ», и иерархии ценностей.

Теоретико-методологическая основа исследования.

Междисциплинарный характер диссертационной работы потребовал использования методов философии, социологии, культурологии, этнологии.

Теоретико-методологическую базу составили принципы системного анализа, культурологический, аксиологический, исторический подходы.

В работе используются работы классиков социологии, философии, а также исследования современных социологов, философов, демографов, историков, этнологов, внесших свой вклад в изучение обозначенной проблемы.

Для решения задач, поставленных в диссертационной работе, использованы метод глубинного интервью, анкетирование, метод включенного наблюдения, анализ результатов социологических опросов.

Эмпирическую базу исследования составили результаты социологического исследования по проблемам свадебной обрядности и семейно-брачных отношений адыгов, проведенного автором в 2006-2007 г.г.

Исследование проводилось в два этапа. На первом этапе методами анкетирования и интервьюирования были опрошены 700 человек адыгов, проживающих в городе Майкопе и различных территориальных образованиях Республики Адыгея. На втором этапе были опрошены 500 человек из числа адыгской молодежи республики.

Соискателем использованы результаты масштабного исследования «Культурно-этический феномен «адыгагьэ» в современном сознании и поведении адыгов», проведенного отделом философии и социологии Адыгейского республиканского института гуманитарных исследований имени Т.М. Керашева (руководитель Р.А. Ханаху) в течение пяти лет на территориях с компактным проживанием адыгов: в Причерноморской Шапсугии, Республике Адыгея, Кабардино-Балкарской республике, Карачаево-Черкесской республике, в Турции, Сирии, США, Иордании.1

Также использованы результаты опросов ведущих социологических центров России, материалы органов Государственной статистики Российской Федерации и Республики Адыгея, других субъектов России, материалы всероссийских и региональных научно-практических конференций по проблемам семьи и брака, трансформации социальных институтов.

Кроме того, эмпирической базой послужили результаты социологического исследования «Наши ценности сегодня», проведенного Н.И. Лапиным (Институт философии РАН).

Научная новизна исследования состоит в том, что в нем:

уточнено социологическое содержание понятия «свадебная обрядность адыгов»;

осуществлен анализ эволюции свадебной обрядности адыгов в условиях глобальных общественных изменений;

выявлены социокультурные факторы, обуславливающие трансформацию свадебного комплекса адыгов;

изучены процессы изменения общественного сознания в сфере семейно-брачных отношений, детерминирующие эволюцию свадебного комплекса адыгов.

На защиту выдвигаются следующие положения:

1 Ханаху Р.А. Традиционная культура Северного Кавказа: вызовы времени(социально-философский анализ).-Майкоп: Издательство «Зихи»,1997.

1) За годы глобальных общественных трансформаций произошли
значительные изменения в свадебном комплексе адыгов, проявившиеся в
утрате или трансформации части звеньев традиционного ритуала, появлении
элементов, не свойственных ранее свадебному обряду адыгов.

2) Изменения в свадебном комплексе адыгов в значительной степени
детерменированы социокультурными факторами (менталитет, изменение
соотношения модернизированных и традиционных ценностей и др).

3) В сознании современных адыгов происходит трансформация
представлений о семейно-брачных отношениях, что обуславливает изменения в
свадебном обряде.

4) Трансформационные процессы в свадебной обрядности адыгов связаны
не только с изменениями в духовной сфере общества, но, в первую очередь, с
социально-экономическими факторами и межкультурными взаимодействиями,
оказывающими огромное влияние на традиционную культуру в целом.

Теоретическая и практическая значимость представленной работы определяется тем, что ее результаты могут быть использованы при дальнейшем изучении и осмыслении как феномена свадебной обрядности, так и влияния социокультурных факторов на трансформацию различных сфер жизни этносов в современных условиях.

Идеи и выводы автора могут найти применение при разработке лекционных курсов, спецкурсов по социологии семьи, этносоциологии, культурологии, культуре адыгов, этнической психологии.

Апробация работы. Отдельные положения диссертационного исследования отражены в докладах, тезисах и сообщениях на IV Всероссийской конференции молодых ученых «Наука, образование, молодежь» (Майкоп, февраль 2007) и региональных научных конференциях.

Основные положения диссертации отражены автором в пяти научных публикациях общим объемом 5,5 п.л.

Научное осмысление свадебной обрядности адыгов

Работа посвящена выявлению социокультурных факторов, обусловивших трансформацию свадебного обрядового комплекса адыгов, но, прежде чем приступить к анализу указанных социокультурных факторов, необходимо обратиться к ключевому понятию исследования - «свадебная обрядность». В самом общем виде «обряд» - это «совокупность установленных обычаем действий, в которых воплощаются какие-нибудь религиозные представления или бытовые традиции».1

События и действия, связанные с вступлением в брак, изучались в основном историко-этнологической областью научного знания.

В этнологической литературе они известны под разными наименованиями: «брачные обряды», «брачные церемонии», «свадебный цикл», «свадьба», «свадебная обрядность». Под каким бы термином свадебное действо ни описывалось, оно всегда содержит одинаковые сведения: кто жених и кто невеста (возможность их предполагаемого родства), как протекает сватовство, на каких условиях получают согласие на брак (выкуп, приданое, иногда - похищение невесты) участники церемоний сватовства и похищения невесты, как протекает сама свадьба, какие функции несут её участники. Даётся описание послесвадебных церемоний. Перечисляются обрядовые действия, сопровождающие течение свадьбы. Всё это позволяет говорить о достаточной близости названных терминов по содержанию. Однако ряд из них в известной степени условен. Так, термином «свадебный обряд» именуются как весь брачно-свадебный комплекс, так и каждое обрядовое действие свадебного цикла, а также обряд, санкционирующий брак согласно действующей религии.

В контексте исследования социокультурных факторов, обуславливающих трансформацию свадебного комплекса адыгов, верной, по нашему мнению, представляется точка зрения, согласно которой термином «свадебный обряд» обозначаются все звенья брачного ритуала. Термин «свадьба» соотносится и с центральным звеном свадебного цикла, собственно свадьбой, и имеет более широкое, охватывающее весь комплекс брачно-свадебных действий, значение.

Исследователи указывают, что с начала XX века в традиционной свадьбе у всех народов существовал обязательный состав её участников, многие из которых были наделены определёнными обязанностями. И в настоящее время в традиционной адыгской свадьбе существует некий обязательный состав участников. Как справедливо отмечает Лобачёва Н.П. [110,50], состав лиц и их конкретные действия в процессе свадебных церемоний дают возможность охарактеризовать общество, являющееся носителем данного свадебного обряда. Состав участников действия позволяет судить о его социальной организации. Характер действия демонстрирует, с одной стороны, социально-экономические, правовые, с другой стороны - мировоззренческие его установки. При всём этом проявляются этические нормы, этнические традиции.

В диссертационном исследовании целесообразным, на наш взгляд, представляется использование таких терминов, как «свадебная обрядность», «свадебный комплекс», «свадебный обряд», подразумевая совокупность разнообразных действий, этнически окрашенный комплекс обычаев и обрядов, отражающих социальные, - мировоззренческие, правовые, этические и эстетические нормы народа в сфере семейно-брачных отношений, который выполняется при вступлении в брак причастными к событию лицами. Для реализации целей нашего исследования считаем необходимым рассмотреть существующие в современной науке точки зрения, осмысливающие феномен свадебной обрядности адыгов, а также проанализировать работы по данной тематике в их историческом аспекте.

Все исследования, посвященные осмыслению важных для нашего исследования понятий, мы разделим на несколько групп.

І. В первую очередь внимание привлекли работы, характеризующие семейно-брачные отношения на современном этапе, трансформацию института семьи в современных условиях, а также динамику традиционных ценностей россиян, так как считаем, что именно трансформации в менталитете наших соотечественников и такой его составляющей, как ценностные ориентации, произошедшие за годы глобальных реформ, и явились причиной эволюции свадебной обрядности адыгов, наблюдаемой в настоящее время.

Свадебная обрядность адыгов, являясь элементом семейно - брачных отношений, претерпевает процессы эволюции, характерные для всего комплекса института семьи.

Это работы специалистов, изучающих тенденции развития российской семьи в крупном городе: (СИ. Голод [37;38]), анализирующих процессы, характеризующие семейно-брачные отношения на современном этапе, трансформацию института семьи в современных условиях: (Т.А.Гурко [43], Л.В.[Карцева 80;81]),в том числе в нашей республике: (Л.А. Делова [48;50], М.А. Зейтунян [68]). П. Литература периода после глобальных трансформаций, начавшихся в середине 80-х годов прошлого столетия, характеризующая современное состояние свадебной обрядности адыгов, а также работы разных периодов, в которых осмысливаются такие основополагающие для нашего исследования понятия, как «национальные ценности», «традиция», «культура»: С.А.[Ляушева 115], Р.А.Ханаху [195,196,197], А.Ю. Шадже [210]. Важное значение для целей нашей работы имеют размышления ученых в ходе дискуссии, развернувшейся на страницах журнала «Этнографическое обозрение», о роли традиции в культуре: И.А. Баргесян[13], Б.М. Бернштейн [18], С.А. Токарев[186], К.В. Чистов[207].

Авторы одной из указанных работ Х.М. Думанов и Я.С. Смирнова.[61] отмечают, что кавказоведческая фамилиология (изучение семьи и брака) в своё время стала одной из тех областей историко-этнологического знания, где наиболее активно велись теоретические разработки. Они предприняли попытку противопоставить старым интерпретациям новые объяснения брачно-семейных обычаев народов Кавказа.

Традиция, обычай, инновация в свадебном комплексе адыгов

Прежде чем приступить к анализу эволюции свадебной обрядности адыгов, считаем необходимым обратиться к понятиям «традиция», «обычай», «инновация». Задачи нашего исследования определяют необходимость выявления взаимодействия, взаимовлияния указанных понятий. Свадебный комплекс адыгов в современных условиях претерпевает трансформацию, и перед автором настоящего исследования настоятельно предстала задача выявить соотношение понятий «традиция», «инновация», «обычай».

Определение традиции в различных науках: социологии, психологии, этнологии, истории - различается.

В самом общем виде традиция - это явление, изначально присущее человеку с момента появления его на свет как в филогенетическом, так и в онтогенетическом смысле. Традиция означает «передачу в диахронном плане, от старших к младшим, от поколения к поколению, от когорты к когорте, устоявшихся форм поведения, навыков, понятий, всего, что образует костяк культуры» [6,160].

В другом источнике [6,69] традиция определяется так: «это элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определенных обществах, классах и социальных группах в течение длительного времени; традиция охватывает объекты социального наследия (материальные и духовные ценности), процесс социального наследования; его способы. В качестве традиции выступают определённые общественные установления, нормы поведения, ценности, обычаи, обряды и т.д.»

Таким образом, традиция есть универсальная форма фиксации, закрепления и сохранения тех или иных элементов социокультурного опыта.

Понятие культурной традиции, механизмов передачи культурного наследия широко обсуждалось исследователями в ходе дискуссии, развернувшейся на страницах журнала «Советская этнография». Интерес учёных вызвала статья Э.С.Маркаряна «Узловые проблемы культурной традиции» [119,78-96], в которой глубоко проработаны все понятия, связанные с культурной традицией. И в последующие годы исследователи серьёзно занимались изучением сути культурной традиции. , В науке существовало в основном две точки зрения на определение объёма и содержания понятия культурной традиции.

Одна из них принадлежит И.В.Суханову, который считает, что традиции и обычаи разделены. И обычаи, и традиции, согласно данной точке зрения, выполняют две общие для них функции: они являются средством стабилизации отношений, утвердившихся в данном обществе, и осуществляют воспроизводство этих отношений в жизни новых поколений. Однако обычаи й традиции осуществляют выполнение этих функций разными способами. Если обычаи стабилизируют какие-либо звенья общественных отношений путем конкретных, детальных предписаний каких-то действий, то традиции, в отличие от обычаев, прямо обращены к духовному миру человека, они выполняют свою роль средств стабилизациии воспроизводства общественных отношений не непосредственно, а через формирование духовных качеств, требуемых этими отношениями. [Цит. по: 119,79]. К данному положению Э.С.Маркарян [119, 79]приводит следующую иллюстрацию: отношения гостя и хозяина четко регламентирует обычай гостеприимства, а традиция, например, творческого отношения к труду не может давать подробных предписаний.

И.В.Суханов придерживается иной точки зрения. По его мнению, традиция - это не есть то, что закреплено юридически. Традиции, обычаи и ритуалы, считает И.В.Суханов, поддерживаются не силой юридических установлений, а только лишь силой представлений, закрепленных в общественном сознании.

Другая точка зрения четко выражена Д.М. Угриновичем, который так определяет «традиционный» способ в качестве одной из форм наследования культуры: «Главной ее особенностью является сам механизм воспроизведения человеческой деятельности: опыт человеческой деятельности приобретается не путём усвоения основных принципов или норм этой деятельности, а путём ее копирования, воспроизведения целых ее отрезков, «кусков», во всех формах и подробностях». [Цит. По: 119,79]. Основные формы традиционной культуры, считает Д.М.Угринович, это обряд и обычай.

Таким образом, представленные точки зрения о содержании традиции трактуют содержание понятия «традиция» с совершенно противоположенных позиций.

Э.С.Маркарян высказывает мнение о том, что традиция - интегральное явление, которое включает в себя обычай, ритуал и другие стереотипизированные формы человеческой деятельности.

Э.С.Маркарян определяет традицию так: «выраженный в социально организованных стереотипах групповой опыт, который путём пространственно-временной трансмиссии аккумулируется и воспроизводится в различных человеческих коллективах». [Цит.по: 6,162].

Данное определение традиции очень расширено, так как охватывает весьма большой аспект коллективной деятельности.

Для понимания сущности традиции необходимо выявление содержания понятий «обычай» и «ритуал», что поможет также раскрыть содержание понятия «свадебная обрядность адыгов».

Влияние менталитета на сущность и специфику свадебной обрядности адыгов

Прежде чем обратиться к исследованию влияния менталитета на свадебную обрядность адыгов, считаем необходимым операционализироватьсамо понятие «ментальность» или «менталитет». В изученной нами литературе существуют различные подходы к рассмотрению данного понятия и его различные трактовки. В связи с изучением проблемы влияния менталитета на свадебную обрядность адыгов возникает необходимость научного осмысления национально-этнического сознания, национального характера и его изменений в полиэтническом социуме. Глобальная трансформация всех сфер российского общества обострила проблемы национальной идентичности и национального самосознания, обусловила актуальность научного осмысления феномена национально—этнического сознания, его структуры и динамики.

В данном параграфе исследования нами предпринята попытка выявления соотношения понятий «менталитет» («ментальность») и «национальный характер», анализа особенностей российского национального менталитета и адыгского этноса, что по нашему мнению, поможет в решении задачи: каким образом трансформационные процессы в менталитете повлияли на изменения свадебного комплекса адыгов.

Для реализации целей нашего исследования необходимо рассмотреть существующие в современной науке точки зрения о содержании феномена «менталитет» или «ментальность».

Данное понятие находится в фокусе внимания исследователей ряда отраслей знания: философии, социологии, психологии, культурологии.

Особенно активно указанное понятие вошло в научный оборот с падением «железного занавеса», когда стали видны многочисленные отличия советских людей от представителей других культур.

Авторы многочисленных статей «сходятся на том, что менталитет - это некая интегральная характеристика людей, живущих в одной культуре, которая позволяет описать своеобразие видения этими людьми окружающего мира и объяснить специфику их реагирования на него»[60,19].

Как отмечают исследователи феномена менталитета [140], с ним связан ряд явлений в общественном сознании:

а) образ социального целого и оценка социальной структуры;

б) представления о праве и обычае; в) понимание свободы и несвободы;

г) отношение к труду, собственности, безопасности;

д) понимание места человека в структуре мироздания;

е) трактовка пространства, времени и истории;

ж) образ природы и способы воздействия на нее;

з) представление о мире земном и трансцендентном;

и) уровни культуры и религиозности;

к) отношение к смерти;

л) социальные фобии и коллективные психозы;

м) тип отношений общества, личности, государства (власти);

н) отношение к представителям других народов;

о) представления о собственном народе, его предназначении;

п) о войне и мире.

Как мы видим, менталитет охватывает представления всех сфер окружающей действительности.

Менталитет полиэтничного общества как система культурных, этнических, психологических, когнитивных и иных установок и предрасположенностей социетальной общности, неосознаваемых способов восприятия и оценивания социокультурной реальности, детерминующей поведение человека, непосредственно оказывает влияние на различные процессы, в том числе свадебной обрядности.

В различных регионах существуют специфические для данных культур способы восприятия и особенности образа мыслей, выражающиеся в специфических для данной общности формах поведения и видах деятельности, которые связывают с понятием «менталитет» или «ментальность».

Введение данного понятия объясняется необходимостью изучать не только объективные факторы, детерминирующие социальное развитие, но и не в меньшей степени - духовно-культурные психологические детерминанты. При этом речь идет не о культурном наследии, а о трансляции через поколения устойчивых элементов этнического самосознания.

Понятия «менталитет» и «ментальность» широко употребляются по отношению как к индивиду, группе, классу, так и к этносу, нации - любой другой социальной общности, выделяемой по какому - либо признаку.

Еще в XIX веке феномены сознания, которые Л.Леви-Брюль назвал mentalite, а Э.Дюркгейм «коллективным сознанием», стали предметом научной рефлексии. Термин «менталитет» впервые встречается в 1856 г. у Р. Эмерсона.

Л.Леви-Брюль изучал способы функционирования культуры, которые определялись, по его мнению, эмоциональной и «дологической» предрасположенностью. Важной вехой в истории концепций ментальности стали работы Ж. Лефевра, который ввел представление о «коллективной ментальности».

Проблема «ментальностей» широко рассматривалась во французской школе «Анналов» - представителей «Новой исторической науки» и их последователей на страницах журнала «Анналы», созданного М.Блоком и Л. Февромв 1929 г.

Трансформация института семьи как фактор эволюции свадебной обрядности адыгов

Семейно-брачные отношения, будучи одной из наиболее значимых сфер в функционировании общества, изучались многими исследователями Э.Дюркгейм, К. Маркс, Ф. Энгельс, М. Вебер, П. Сорокин рассматривали семью в качестве социальной структуры — первоосновы общества. Различные социологические школы рассматривают те или иные аспекты функционирования семьи и как социального института, и как малой группы. За полтора десятилетия глобальных реформ подверглись трансформации все сферы жизни российского общества.

Семья, будучи динамическим образованием, как социальный институт и как малая группа претерпевает кардинальные изменения, обусловленные общественными преобразованиями. Данная тенденция наблюдается в различных странах. Процессы кризисного состояния современной семьи в связи с глобальными социальными изменениями получили социологическое осмысление в работах как зарубежных (У.Гуд - США, Р. Кенинг - ФРГ, Р. Флетчер-Англия, Л. Руссель - Франция), так и отечественных специалистов (А. Харчев) [203] .

Многими исследователями различных отраслей научного знания: социологами, демографами, психологами - отмечается: семья как основа общества переживает период кризиса (А.И. Антонов, В.А.Борисов [5], И.В. Бестужев-Лада, Г.С.Денисова, Н.К. Уразгельдиева [52], В.М.Розин [146].

О кризисе института семьи свидетельствуют следующие социальные факторы: увеличение числа одиноких мужчин и женщин, рост количества разводов, снижение уровня рождаемости, увеличение числа «неполных» семей, интенсификация сексуальных внебрачных связей - и, как следствие, -рост внебрачных рождений, дезорганизация общения в семье и социализации детей.

Феномен, который отмечается исследователями процессов, характеризующих современное состояние института семьи, - это повсеместно происходящий процесс размывания системы поведенческих норм в сфере семьи и брака и представлений о содержании семейных ролей.

Еще П.А.Сорокин в статье «Кризис современной семьи», опубликованной в 1916 г. [172], описывал изменения ряда функций семьи. Накопление дисфункций трактуется им как кризис семьи, все более углубляющийся. Уточняя понятие «кризис» в семейно-брачных отношениях, П.А. Сорокин выявил всесторонний набор факторов, приводя ряд эмпирических свидетельств:

1) рост количества разводов;

2) уменьшение числа заключаемых браков, следствием чего исследователь считал рост числа внебрачных детей, абортов и проституции;

3) падение рождаемости, уменьшение числа детей в браке;

4) эмансипация женщин явилась фактором, который способствовал разложению патриархального типа семьи;

5) ослабление религиозной основы брака способствовало его ослаблению, так как религиозная основа брака делала его чрезвычайно прочным. Изменился вследствие этого характер внутрисемейного общения.

П.А. Сорокин считал, что процесс распада семьи будет усиливаться, так как перечисленные факторы, которые свидетельствуют о разложении семьи, прогрессируют.

Существуют три ключевых изменения устойчивости социального института:

1) институциональная сплоченность или влияние, которое он имеет на своих членов;

2) эффективность выполнения основополагающих функций;

3) влияние в обществе на другие социальные институты.

Часть исследователей считает, что семья как институт ослабла во всех этих измерениях. Об институциональном упадке, ее кризисе свидетельствует тот факт, считают исследователи, разделяющие взгляды о кризисе семьи, что она не способна выполнять свои основные социальные функции по воспроизводству и социализации детей, сексуальной регуляции и экономическому сотрудничеству [142].

Данные по ослаблению репродуктивной функции семьи широко известны. Количественным выражением неэффективности социализации детей служат: уровень абсентеизма (отсутствия) отцов, уменьшение количества времени, которое родители проводят со своими детьми, увеличение продолжительности одиночества ребенка и времени, проводимого в школе или с ровесниками «на улице».

Упадок семейного регулирования сексуального поведения является отличительным признаком- последних десятилетий. Против желания многих родителей молодые люди все чаще вступают в добрачные половые сексуальные отношения, причем во все более раннем возрасте. Неверность среди женатых пар, по мнению исследователей, растет, хотя такое утверждение трудно обосновать эмпирически.

Претерпела значительные изменения следующая функция семьи-экономическое сотрудничество. Появляются такие, не свойственные ранее нашим представлениям о семье, формы регулирования экономических отношений, как брачные контракты.

Похожие диссертации на Современная свадебная обрядность адыгов : социологический анализ