Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Коммуникативный аспект формирования гражданской культуры учащейся молодежи Щербачева Светлана Анатольевна

Коммуникативный аспект формирования гражданской культуры учащейся молодежи
<
Коммуникативный аспект формирования гражданской культуры учащейся молодежи Коммуникативный аспект формирования гражданской культуры учащейся молодежи Коммуникативный аспект формирования гражданской культуры учащейся молодежи Коммуникативный аспект формирования гражданской культуры учащейся молодежи Коммуникативный аспект формирования гражданской культуры учащейся молодежи Коммуникативный аспект формирования гражданской культуры учащейся молодежи Коммуникативный аспект формирования гражданской культуры учащейся молодежи Коммуникативный аспект формирования гражданской культуры учащейся молодежи Коммуникативный аспект формирования гражданской культуры учащейся молодежи
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Щербачева Светлана Анатольевна. Коммуникативный аспект формирования гражданской культуры учащейся молодежи : Дис. ... канд. социол. наук : 22.00.06 : Ростов н/Д, 2004 224 c. РГБ ОД, 61:04-22/407

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования гражданской культуры общества и личности

1.1. Эвристический потенциал символико-коммуникативного подхода в исследовании гражданской культуры личности 15

1.2. Характеристика гражданского идеала российского общества: историко-культурная динамика 36

1.3. Базовые компоненты гражданской культуры современной учащейся молодежи: теоретико-социологический анализ 62

Глава 2. Коммуникативное влияние семьи и учебных коллективов на формирование гражданской культуры учащейся молодежи

2.1. Коммуникативное влияние семейных ценностей на формирование гражданской культуры личности 95

2.2. Образовательные ценности как коммуникативный фактор формирования гражданской культуры учащейся молодежи 134

2.3. Профессиональная ориентация учащейся молодежи как базовый компонент гражданской культуры личности в условиях крупного города современной России 161

Заключение 190

Список использованной литературы 201

Приложения 211

Введение к работе

Актуальность темы исследования. В современных условиях реформирования общества одной из его стратегических задач является развитие гражданского общества в России. Социологи отмечают, что демократический подъём осложняется системным кризисом всех сторон жизни, а также сопровождается, с одной стороны, анархистскими проявлениями, с другой - жесткой прагматизацией, выражающейся в правовой регламентации всех сторон социального взаимодействия граждан. В то же время гражданские права в современной России не подтверждаются их реальным воплощением. Все это существенным образом влияет на общий процесс становления гражданского общества в России, которое, по оценкам ведущих социологов и политологов (Голенкова З.Т., Заславская Т.И., Лапин Н.И., Ядов В.А. и др.), является в настоящее время квазигражданским.

Развитие гражданского общества в России происходит в ситуации обращения к опыту демократических стран и опирается на мировые традиции в качестве методологической основы в решении данных задач. Ориентация на гражданский идеал, аккумулирующий символико-ценностное содержание - право на жизнь, безопасность, справедливость, личную жизнь; свободу от пыток, рабства, дискриминации в правах, изгнания и пр. (Всеобщая Декларация, Европейская Конвенция) -позволяет различным государствам находиться в русле доминирующих коммуникативных процессов гражданского развития. Данные процессы актуализируют историко-социологический анализ и отечественного гражданского идеала, что поможет обнаружить коммуникативные факторы, влияющие на возрождение гражданских традиций и становление новых ценностей в общественном сознании поколений.

В этой связи особую роль играет взаимосвязь старшего и молодого поколений, в результате которой происходит передача культурного и

гражданского опыта. Однако ученые (Лапин Н.И., Лисовский В.Т.) утверждают, что в настоящее время ощущается разрыв между поколениями, который усугубляется противоречием между традиционными и «новыми» (демократическими) ценностями. Значительное место в строительстве российского гражданского общества отводится молодежи, способной создавать новые знания и ценности, опираясь на активную позицию, социальные действия и мировой опыт. Обнаруживается прямая зависимость между качеством гражданского общества и процессами формирования гражданской культуры молодого поколения.

Государственная молодежная политика в современной России ориентирует управленческие и образовательные структуры на взаимодействие в сфере гражданского образования и воспитания молодежи. В этой связи приходится констатировать, что семья и образовательные учреждения, являясь основными социальными институтами в гражданской социализации молодежи, не способны позитивно решать задачи по формированию ее гражданской культуры. Об этом свидетельствует тот факт, что гражданские знания и ценности еще не получили в обществе широкого распространения.

Актуализация проблемы формирования гражданской культуры учащейся молодежи обусловлена социальными коммуникациями, в которые включены различные субъекты гражданской жизни: государство и общество, государство и отдельные общественные организации, государство и граждане, общество и его отдельные представители. Являясь направленной связью, коммуникация сущностно выражает аксиальное и ретиальное (прямое и относительное влияние коммуникаторов на адресатов) взаимодействие субъектов общения (Брудный А.А. ). Значимость коммуникации подтверждается современным подходом к

1 Брудный А.А. Психологическая герменевтика. - М., 1998, С.88-89.

культуре, которую исследователи (Джордж Герберт Мид, Чарльз Хортон Кули, Герберт Блумер, Ирвинг Гофман и др.) обосновывают с точки зрения всеобщей коммуникации, являющейся основой для формирования общественного сознания в целом и гражданского в частности. Коммуникативный принцип обусловливает проникновение гражданских ценностей в аксиосферу подрастающего поколения. Однако этот момент недостаточно учитывается в государственной молодежной политике, что актуализирует выявление реальных и формальных коммуникаторов, а также анализ содержания доминирующих коммуникативных тенденций, влияющих на формирование гражданской культуры учащейся молодежи.

Проведенный анализ позволил выделить следующие противоречия:

между стратегическими задачами в развитии гражданского общества в современной России и его реальным состоянием (квазигражданственность);

конфликт между гражданским сознанием старшего и молодого поколений, обусловленный отказом от традиционных ценностей и становлением демократического гражданского идеала;

между целями государственной молодежной политики в сфере гражданского образования, направленными на формирование демократического идеала, и способами внедрения в образовательные учреждения гражданских знаний и ценностей;

между целенаправленным формированием гражданской культуры учащейся молодежи в учебных заведениях и стихийным коммуникативным воздействием на нее со стороны малых групп (семья, учебные коллективы).

Существующая реальность в данной сфере обусловливает потребность социокультурного анализа коммуникативных факторов в процессе формирования гражданской культуры учащейся молодежи, что

будет способствовать повышению эффективности государственной молодежной политики в современной России.

Степень разработанности проблемы. Следует отметить, что вопрос о коммуникативном аспекте процесса формирования гражданской культуры учащейся молодежи для современной отечественной социологии является практически неразработанным. Поиски научного ответа привели

^ нас в социокультурную плоскость исследований. Данный анализ

невозможен без изучения системы гражданского образования как одного из предметных направлений в общей структуре образования. В современной социологии значительное внимание уделено анализу роли образования в обществе - И.С. Болотин, А.П. Булкин, О.Н. Козлова, В.Я. Нечаев, В.Т. Филиппов ; образовательным и ценностным ориентациям граждан в условиях социальной дифференциации - Баранов А.А., Иванова Н.Г., Гаврилюк В.В., Трикоз Н.А.3; социологии молодежи - Вишневский Ю.Р., Шапко В.Т., Добрынин В.И., Кухтевич Т.Н., Туманов СВ., Лисовский В.Т. . Особое значение приобретают работы, посвященные ценностным ориентациям различных поколений (Лапин Н.И., Лисовский В.Т.5). Отдельные вопросы ставились в педагогических исследованиях, в которых рассматривались управленческие механизмы и патриотическое воспитание как элементы гражданского образования (Власова Т. И.,

* Грегуль Л.К., Зверева А.Н., Суколенова Г.Т.6), а также профессиональная

2 Болотин И.С, Козлова О.Н. Социология и образование //Социс - № 3 - 1997.; Булкин А.П. Социокультурная
динамика образования. - М., 2001.; Всеобщее среднее образование в СССР. - М., 1976.

3 Баранов А.А., Иванова Н.Г. Влияние социальной дифференциации населения на образовательные ориентации
горожан //Социс - 2001; Гаврилюк B.B., Трикоз Н.А. Динамика ценностных ориентации в период социальной
трансформации (подколенный подход) //Социс - 2001;

4 Вишневский Ю.Р., Шапко B.T. Социология молодежи. - Н.Тагил, 1995.; Добрынин В.И., Кухтевич Т.Н., Туманов
СВ. Молодежь России: три жизненные ситуации. - M., 1998.; Лисовский В.Т. Социология молодежи. - СПб., 1998.

5 Лапин Н.И. Ценности в кризисном социуме //Ценности социальных групп и кризис общества / Отв. ред. Н.И.Лапин.
- M., 1991.; Лисовский В.Т. «Отцы» и «дети»: диалог в отношениях (Размышление социолога о преемственности
поколений) //Социс - №2 - 2002.

6 Власова Т. И. Диагностика гражданской культуры школьников и студентов. - Ростов/н/Д., 2001; Грегуль Л. К.
Гражданское образование и воспитание школьников. - Ростов/н/Д., 2000.; Зверева А. Н. Школа гражданской
ответственности. - Самара, 1997.; Суколенова Г.Т. Исторические условия развития современного гражданского
образования в Российской Федерации. Дисс... канд.пед. наук. - M., 1997.

культура педагогов - Вершловский С.Г., Зиятдинова Ф.Г., Рогов Е.И., Тумалев В.В., Урсу И.С.

Научная проблематика коммуникативного влияния семьи на формирование гражданской культуры учащейся молодежи связана с разработкой таких вопросов, как: социализация личности - Артемьев А.И.. Буева Л.П., Жилина Л.Н., Кон И.С.7- и социология семьи, функции которой рассматривали - Антонов А.И., Борцов Ю.С, Голод СИ.8 и др..

Междисциплинарный характер обозначенной темы обусловил обращение к историко-политологическим источникам, в которых раскрываются тенденции формирования гражданских обществ и их идеологий, как за рубежом, так и в дореволюционной России (Алмонд Г.А., Верба С, Бурдье П., Голенкова З.Т., Заславская Т.И., Соколов А.Н.9). В то же время указанные аспекты, если и рассматриваются учеными, то в основном лишь с точки зрения политических причин или их последствий, а вопрос о взаимосвязи культурных механизмов становления гражданственности учащейся молодежи не ставился. Социокультурные факторы правовой культуры и образования современной молодежи изучены в работе Смоленского М.Б.10.

Анализ теоретических источников показывает, что коммуникативные аспекты формирования гражданской культуры учащейся молодежи практически не рассматривались. Таким образом, актуальность и научная неразработанность проблемы в социологии культуры, духовной жизни обозначили потребность в ее изучении.

Объектом исследования является гражданская культура учащейся молодежи как социокультурный феномен гражданского общества в

7 Артемьев А.И. Социология личности. - M., 2001; Кон И.С. Социология личности. - М., 1967.

8 Антонов А.И. Социология семьи. - М., 1996; Борцов Ю.С Социология. - Ростов н/Д., 2002; Голод СИ. Семья и
брак: Историко-социологический анализ. - СПб., 1998.

9 Алмонд Г. А., Верба С Гражданская культура и стабильность демократии// Полис. - №4 -1992; Бурдье П.
Социология политики. - М., 1993.; Голенкова 3.T. Гражданское общество в России //Социс - № 3 - 1997.; Заславская
Т.И. Социокультурный аспект трансформации российского общества //Социс - 2001 - № 8.; Соколов А.Н. Правовое
государство. Идея. Теория. Практика. - М., 1998.

10 Смоленский М.Б. Правовая культура: опыт социокультурного анализа. - Ростов/н/Д., 2002.

современной России.

Предмет исследования: формирование гражданской культуры учащейся молодежи как коммуникативный процесс обмена и присвоения гражданских ценностей в условиях малых групп в современном гражданском обществе.

Цель исследования: определить символико-ценностное содержание гражданского идеала, ценностей семьи и учебных коллективов (малые группы), обусловливающее становление гражданских ценностей учащейся молодежи.

Задачи исследования:

  1. Определить методологические основания социокультурного анализа формирования гражданского общества и культуры учащейся молодежи.

  2. Выявить историко-культурную динамику отечественного гражданского идеала как основы современных гражданских ценностей.

  3. Определить содержание гражданской культуры учащейся молодежи и ее специфику.

  4. Выявить символико-коммуникативное влияние семейных ценностей на систему гражданской аксиосферы учащейся молодежи в современных условиях России.

  5. Определить коммуникативное содержание образовательного процесса, обусловливающего гражданскую социализацию учащейся молодежи.

  6. Выявить коммуникативные возможности профессиональных выборов старшеклассников в процессе их гражданского становления.

Теоретико-методологическая основа диссертации. В исследовании использованы историко-социологический и символико-коммуникативный подходы, позволившие определить эвристический потенциал различных теорий культуры в качестве методологической основы изучения

коммуникативного содержания формирования гражданской культуры учащейся молодежи. Анализ социальных коммуникаций проводился на основе теорий символического интеракционизма (Джордж Герберт Мид, Чарльз Хортон Кули, Герберт Блумер, Ирвинг Гофман и др.), в которых обосновывается культура с точки зрения всеобщей коммуникации. Идеи Страйкера о социальных структурах как организованных образцов поведения, символически влияющих на действия и взаимодействия людей, а также активность самих акторов актуализировали прерогативу культуры как свободного диалога, а не простой коммуникации, отражающих реалии развития коммуникации глобального мира (Библер B.C.). Для настоящего исследования особенно важен данный подход как метод изучения ценностей респондентов. Указанные взгляды ученых соответствуют идеям понимающей социологии, в которых подчеркивается сущностная сторона культуры как феномена человеческого общения (Н. Дензин), включающее иррациональные и рациональные аспекты коммуникаций (М. Вебер, Мангейм), доминирование которых влияет на качество социальных и гражданских представлений акторов.

При раскрытии темы исследования принципиально важными явились труды отечественных авторов, посвященные вопросам социологии культуры, образования и молодежи, гражданской культуры общества и социализации личности (Артемьев А.И., Борцов Ю.С., Власова Т.И., Голенкова З.Т., Денисова Г.С., Заславская Т.И., Ионин Л.Г., Камынин И.С., Кочетков А.П., Лапин Н.И., Лисовский В.Т., Марченко Т.А., Мацковский М.С., Радовель М.Р., Слесарева Г.Ф., Соколов А.Н., ШтомпельО.М.").

Стремление выявить ценностные ориентации акторов, их гражданских потребностей обусловили необходимость применения методов прикладной

" Герасимов Г.И., Денисова Г.С., Чеботарев Ю.А. Школа: реформы и социальные трансформации 90-х гг. (Социологический очерк). - Ростов/н/Д., 2002.

социологии: анкетирование, экспертные оценки, анализ правовых и нормативных документов, реинтерпретация исследовательских данных. Мы стремились исключить субъективизм, предвзятость и односторонность в выводах и оценках, в подборе социальных факторов и их интерпретации.

База исследования: конкретные эмпирические данные и социологические опросы, в которых приняли участие ученики старших классов, родители и педагогические работники школ № 21, 58, 67, 75, 103 г. Ростова-на-Дону и технических колледжей. Информационной базой выступили статистические данные, полученные в Областном комитете статистики г. Ростова-на-Дону по вопросу поступления в средне специальные и высшие учебные заведения. В ходе проведения настоящего диссертационного исследования было опрошено 820 респондентов. Общее количество респондентов старшего поколения - 420, из них 20 педагогов и администраторов школ, старшеклассников из 9-11 классов - 400 человек.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

Определен эвристический потенциал символико-коммуникативного
подхода к исследованию гражданской культуры, позволивший определить
социокультурный механизм формирования гражданской культуры
учащейся молодежи как процесс коммуникации, интеграции и социальной
перцепции в условиях семьи и учебных коллективов.
* «Выделено инвариантное и вариативное (идеология, утопия,

смешанный вариант) содержание отечественного гражданского идеала, оказывающего коммуникативное влияние на формирование современной гражданской культуры.

Определено содержание гражданской культуры учащейся молодежи как совокупность политико-правового и патриотического компонентов, специфика которых заключается в доминировании эмоционально-чувственной направленности.

Выявлено противоречивое коммуникативное влияние семейных

ценностей на формирование гражданской культуры молодежи, которое проявляется в ориентации младшего поколения одновременно на самостоятельность и на семейное иждивенчество.

Определен формальный характер коммуникативного воздействия образовательного процесса на гражданскую социализацию учащейся молодежи в силу его информационной ориентированности и недостаточной практической направленности.

Выбор профессии рассмотрен как коммуникативный канал гражданской социализации молодежи, обусловливающий формирование личной автономности и ориентацию учащейся молодежи на профессиональную мобильность.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Коммуникативный аспект формирования гражданской культуры
раскрывается посредством методологии символического интеракционизма,
позволившего определить его как процесс символико-коммуникативного
взаимодействия субъектов общения, включающий информационный
обмен, интеграцию и социальную перцепцию,
в результате чего молодежь
распознает, интерпретирует и присваивает гражданские ценности.
Совокупность указанных функций обнаруживается в малых группах,

*> которые для учащейся молодежи становятся основными коммуникаторами

в гражданской социализации - это семья и учебные коллективы.

Формирование гражданской культуры учащейся молодежи обусловлено социокультурными условиями российского гражданского общества, находящегося на стадии «омассовления», признаками которого являются деидеологизаця традиционных и иллюзорность современных гражданских ценностей.

2. Гражданский идеал выступает содержательной основой в
символико-ценностных коммуникативных процессах, влияя на

гражданскую культуру общества. В истории России гражданский идеал оформлялся как идеология или утопия, включая инвариантное содержание - это осознанная любовь к своему Отечеству, народу, языку, культуре, уважение верховной власти, подкрепленной Божией благодатью. Идеологический вариант - соборность, народность, самодержавие, которое призвано объединять нацию во имя Царства Божия на русской земле. Утопический вариант - идеи становления в человеке чувства собственного достоинства, независимости суждений, выбора идеалов, соответствующих личностным патриотическим устремлениям. Коммуникативный обмен между различными формами гражданского идеала является, таким образом, социокультурным механизмом формирования гражданской культуры, придающий ей консервирующую (опора на прошлое) либо возрождающую (прогностические проекты будущего) интенцию.

Смешанный вариант гражданского идеала, проявляющийся в периоды кризисов, конфликтов, революций, - разнонаправленные гражданские идеи, усиливающие классовую идеологию (советский период); декларированные гражданские права, подкрепленные иррациональными утопическими устремлениями (постсоветский период).

3. Гражданская культура, включая политико-правовой и
патриотический компоненты,
обусловливает реализацию гражданином
к его права на политическое участие и коммуникацию в целях

самоорганизации правового сообщества. Гражданская культура учащейся молодежи, как развивающийся феномен, базируется на знаниях и ценностях, в которых преобладает эмоционально-чувственное содержание. Формирование гражданской культуры учащейся молодежи происходит посредством коммуникационного воздействия на ее жизненную позицию, отношение к отечеству, старшему поколению и модели гражданского поведения.

4. В условиях переходности российского общества, которому
свойственно одновременно и развитие рыночных отношений, и сохранение
стереотипных патерналистских ожиданий, гражданская социализация в
рамках семьи транслирует это противоречие: с одной стороны ориентация
на самостоятельность, а.
с другой - иждивенчество. Но конгруэнтность
аксиосфер родителей и детей, опирающаяся на такие базовые ценности,
как жизнь, здоровье, деньги, семья и дети, позволяет выстраивать
позитивный диалог между старшим и молодым поколениями в
современной России.

5. Образовательный процесс в общеобразовательных учреждениях
характеризуется ориентированностью на информационное насыщение
гражданских знаний учащейся молодежи. В то же время образовательному
процессу присущ формализм,
что приводит к ритуализации учебно-
воспитательного процесса, характерной особенностью, которого является
воспроизводство общественных стереотипов, социальных иллюзий и
мифов, и не гарантирует формирование гражданской культуры учащейся
молодежи. Наряду с этим коммуникативная составляющая системы
гражданской социализации молодежи имеет недостаточную
практическую ориентацию
(небольшой вес участия учащихся в
управлении, социальных акциях и пр.), что затрудняет овладение опытом

+, гражданского поведения и отрицательно сказывается на адекватности

социальной перцепции.

6. Профессиональный выбор для молодых людей представляет собой
коммуникативный канал развития гражданской культуры обучающихся,
поскольку является основой формирования их личной автономности,
ориентации на профессиональную мобильность. В условиях формирования
рынка труда проявляются факторы, оказывающие негативное
коммуникационное воздействие на формирование профессионального
выбора, в частности: несформированность информационного пространства

о динамике конъюнктуры профессий, разрыв профессиональных династий,
иллюзорность представлений о рынке труда с неполной занятостью,
недостаточная профориентационная работа в школах, утрата
государственными структурами патронажных функций в

профессиональном становлении молодежи. Искаженное коммуникативное влияние на профессиональный выбор в таких условиях продлевает зависимость учащейся молодежи от семьи и общества. Социальные иллюзии такого рода актуализируют проблему организации профильного образования в старших классах как коммуникативного канала гражданской социализации обучающихся.

Практическая значимость работы определяется коммуникативными взаимодействиями между гражданским обществом в целом и формированием гражданской культуры учащейся молодежи в частности, научное осмысление которых позволит управленческим органам использовать их для демократизации молодежной политики.

Опираясь на социологические сведения, полученные нами в ходе исследования, органы управления образованием смогут реализовать задачи по гражданскому образованию и воспитанию, профильному обучению в старших классах, поставленные в документах по модернизации образования.

Результаты данной работы могут быть использованы для развития соответствующих направлений, учебных курсов и спецкурсов в социологии культуры и духовной жизни, социологии образования, молодежи, в политологии.

Апробация работы. Основные положения и выводы диссертационного исследования обсуждались на международной, региональной и университетской научных конференциях (2000 -2003 гг.), опубликованы в научных работах (5,6 п. л.).

Эвристический потенциал символико-коммуникативного подхода в исследовании гражданской культуры личности

Изучение гражданской культуры человека напрямую выходит на такие категории, как: культура, гражданское общество, гражданская культура личности, гражданин, поскольку взаимосвязь между ними обнаруживается по линии тех знаковых систем, которые регулируют отношения человека и общества в целом. Следует указать, что до недавнего времени в отечественной социологии отсутствовала такая дефиниция, как гражданская культура, а взаимодействие человека с обществом обнаруживалось по линии политической, экономической и бытовой, определяемых на основе диалектико-материалистического принципа. Сфера политики была отнесена к области политологии, а к социологии - все вопросы, связанные с социальной жизнью общества и человека. В этой связи гражданское сознание, включающее в себя патриотические чувства и правовое поведение, как правило, не имело своего научного обоснования в социологическом знании. Все это относилось к прерогативе идеологии, которая обосновывала их с позиции классового принципа, которому чужды были такие идеи, как: гарантия личных прав и свободы человека в обществе. Определяя государство как демократическое, отечественная наука марксистско-ленинского толка заботилась лишь о функциях государства в качестве аппарата, с помощью которого всякое свободомыслие являлось недозволенным мыслительным актом, не говоря уже о других формах гражданского взаимодействия человека и общества.

В настоящее время в ситуации трансформации общественного устройства в России появилась потребность в обновлении и научном осмыслении именно таких феноменов, которые непосредственно регулируют отношения общества и государства, человека и общества, человека и государства. Поскольку в зарубежной науке такие дефиниции имеют место, но в других ракурсах, возникает и теоретическая актуальность в рассмотрении их с точки зрения развития нашего общества и процессов социализации учащейся молодежи.

В современной социологии обнаруживается соединение двух, казалось бы, несоединимых методологических линий, которые включают как классические, так и постклассические методы изучения общества и его атрибутов. В настоящем исследовании возникла необходимость теоретического обоснования взаимодействия развития гражданского общества и формирования гражданской культуры учащейся молодежи. В данном случае продуктивным станет раскрытие феномена культуры, поскольку гражданская культура личности является ее частью. В первую очередь обратимся к символико-интеракционалистским концепциям, потому что гражданские ценности учащейся молодежи, являющиеся непосредственным предметом нашего исследования, представляют собой содержательную часть гражданских коммуникаций общества.

В современном мире особенно быстро развиваются коммуникационные связи между государствами и отдельными людьми. Это порождает спектр новых проблем в рамках развития человека и его функционирования в качестве субъекта собственной жизни. В сфере мирового сотрудничества такие тенденции обнаруживаются, например, в том, что Организация Объединенных Наций предложила ввести новый критерий прогресса страны - индекс человеческого развития (Human Devolopment Index). Этот показатель включает не только характеристику продолжительности жизни и деятельности человека, но и уровень его профессиональных знаний и культуры. Речь идет о человеке в рамках новых тенденций мирового развития. Научное мировоззрение техногенного характера породило дискретность человеческого познания, что входит в противоречие с глобальными процессами взаимодействия стран и народов на основе информационных технологий. Это свидетельствует о столкновении гуманитарного и естественнонаучного способов мышления, которые являются неотъемлемыми частями единого процесса познания. Примирением, а, следовательно, поиском механизма его передачи от одного поколения к другому озабочены сегодня различные отрасли научного знания, решить которые можно с помощью культурных механизмов. Поиски таких механизмов обращают наш взор на социологические теории культуры, отражающие указанные тенденции. В первую очередь речь идет о тех идеях, в которых рассматриваются социальные коммуникации.

Одной из таких теорий является символический интеракционизм, который интересен нам с точки зрения рассмотрения в его рамках культуры и ее взаимодействия с социальными взаимодействиями людей (Джордж Герберт Мид, Чарльз Хортон Кули, Герберт Блумер, Ирвинг Гофман и др.). По мнению Дж. Ритцера, основные принципы указанной концепции можно изложить в следующем варианте: «...1. Люди, в отличие от низших животных, наделены способностью мыслить. 2. Способность мыслить формируется социальным взаимодействием. 3. В социальном взаимодействии люди усваивают значения и символы, позволяющие им осуществлять специфическую особенность мыслить. 4. Значения и символы позволяют людям осуществлять характерные для человека действия и взаимодействия. 5. Люди способны модифицировать или заменять значения и символы, используемые ими в действии и взаимодействии, на основе своей интерпретации ситуации.

Характеристика гражданского идеала российского общества: историко-культурная динамика

Наиболее продуктивным для исследования историко-культурной динамики гражданского идеала является методологическая установка концепции К. Мангейма относительно различий между двумя системами идей, таких как: идеология и утопия. По мнению ученого, идеология стремится скрыть и сохранить настоящее с точки зрения прошлого, а утопия, напротив, стремится переступить через настоящее, фокусируясь на будущем. Таким образом, конфликт между идеологиями и утопиями выступает вездесущей реальностью в обществе, являясь составной частью развития его ценностей. Поскольку аксиосфера любой культуры (Каган М.С., Власова Т.И.) базируется на совокупности ценностей конкретно-исторического общества, постольку обмен между ними и демонстрирует нам их историко-культурную модификацию. Гражданский же идеал, приобретая различную форму (идеология или утопия), в свою очередь влияет на ценности отдельных членов общества. Таким образом, данный коммуникативный процесс (обмен) представляется нам социокультурным механизмом развития гражданского общества в целом и формирования гражданской культуры отдельных его акторов. В настоящем параграфе поставлена задача выявления коммуникативного аспекта гражданского идеала в его историко-содержательной ретроспективе, поскольку только соотношение общих и единичных представлений может помочь при анализе и современного российского гражданского общества.

Культурно-исторические традиции и идеалы гражданского общества в России доминируют по двум направлениям: - государственность в форме приверженности интересам России - его исторический идеал: самодержавие, соборность, народность, т.е. гражданская культура человека формировалась на основе общественной и государственной значимости и гражданственности в качестве высшей добродетели; -либерализм в форме ориентации на формирование гражданских качеств на основе вольнодумных устремлений, реализации личностных прав, организации неформальных организаций революционно-демократического толка.

Первая тенденция связана с коллективной формой существования человека в обществе, вторая - с его индивидуальным способом гражданской реализации в социуме. Поскольку одна форма не находится с другой в прямом антагонизме, не представляется необходимым, на наш взгляд, их противопоставлять как исторические тенденции. В то же время следует отметить, что вторая тенденция не стала доминирующей как социокультурная установка в российском обществе, поскольку в исторических традициях она осталась только как идеальное (духовное) устремление, не найдя широкого внедрения, и как практическое применение использовалась лишь незначительной частью населения.

Исторические корни можно проанализировать на примере историко-литературных источников, в которых в наиболее сконцентрированном виде отражены социокультурные факторы гражданского идеала в России, воспользовавшись методом понимания.

Особенности российского государства определили приоритет первой тенденции. Еще до образования на территории будущей Руси институтов феодальной государственности народом был накоплен опыт социализации подрастающего поколения, который оформлялся в пословицах, поговорках, устных сказаниях. В них выражалось отношение людей к труду, своему прошлому и будущему, определялось поведение младшего поколения к традициям и обычаям всего сообщества. По мере развития общества и создания институтов государства постепенно оформлялся гражданский идеал.

В IX - X веках происходит становление Киевского государства. Киевская Русь - раннефеодальная монархия, во главе которой стоял Киевский великий князь, но важную государственную и политическую функцию выполняло народное собрание - вече. Организационным центром его были «старцы градские». В компетенцию вече при участии всех свободных граждан входило решение вопросов обороны, избрание князя и др. Таким образом уже в древности на территории княжества утверждались в гражданском сознании идеалы соборности и коллективного принятия решений в разных сферах жизни народа.

Развитие русского государства определяется принятием христианства (988г.), которое позволило идеологически обосновать необходимость единой верховной власти, поскольку экономические и политические обстоятельства актуализировали идею объединения земель для создания мощного государства. Эти факторы обусловили и потребность гражданской социализации населения и подрастающего поколения. По своему содержанию оно носило религиозный характер. Князь Владимир (978-1015гг.) «... повеле рубити церкви... и люди на крещенье переводити по всем градом и селам. Послав, нача поймати у нарочные чади дети, и даяти нача от учения книжного: начати бо... мудрость бо обретаем...» (143, 14). Одним из первых коммуникативных факторов в становлении гражданского общества стало на Руси православие, явившееся мощным объединительным, духовным и культурным началом в процессе становления гражданской культуры человека. Светские памятники продолжают христианскую линию, так в «Поучении Владимира Мономаха» сформулированы правила как для власть предержащих, так и для простых граждан: князь должен беспрекословно подчиняться «старейшему», жить в мире с другими князьями, не притеснять младших князей и бояр; а всем подданным необходимо «блюсти добро», не иметь в душе гордости и зависти, не лениться, почитать старых, помогать бедным (143). Своеобразным кодексом норм гражданской жизни русского общества являлся «Домострой», выполнявший роль настольной книги для родителей - «како детей своих воспитати во всяком наказании и страхе божий» (143, 27).

Коммуникативное влияние семейных ценностей на формирование гражданской культуры личности

Выделенные тенденции развития гражданского общества в современной России, а также базовые компоненты гражданской культуры личности (теоретический конструкт) позволили нам организовать конкретно-социологическое исследование реального состояния коммуникативных особенностей формирования гражданской культуры учащейся молодежи в условиях крупного города.

В настоящем параграфе рассмотрены гражданские ориентации молодежи в совокупности с теми влияниями, которые она испытывает со стороны взрослого поколения, в частности собственных родителей. В этой связи были опрошены наряду со старшеклассниками и их родители, а также были проведены сравнения с аналогичными исследованиями, проведенными другими учеными в 90-е годы XX столетия.

Методологией для рассмотрения взаимоотношений учащейся молодежи с их семьями является коммуникативная теория культуры, которая ориентирует нас на идею, что гражданское становление осуществляется непосредственно в актах общения в малых группах (семья, школьный коллектив), моделирующих установление отношений субъекта с обществом. В этой связи социальные психологи (Андреева Г.М., Багренцов С.А., Львов В.М., Наумов В.В. и др.) утверждают, что в общепринятой структуре общения наличествует три взаимосвязанных составляющих: коммуникация, интеграция и социальная перцепция (13, 6). Это позволяет определить, по крайней мере, три свойства группового общения: коммуникативность, интерактивность и перцептивное единство. Таким образом, мы выделили показатели, которые ориентируют процесс анализа гражданского становления учащейся молодежи на выявление семеиньк смысловых образований коммуникативного, интеграционного и социально перцептивного характера.

Поскольку в нашем исследовании мы использовали разнообразные методики диагностики, следует обозначить их методологию. В основу одного из них положена теория конструктов Дж. Келли, в которой респонденты рассматриваются не как пассивные объекты, а люди, конструирующие свой собственный мир взаимодействий с окружающими (140, 4). С этой целью была разработана ценностно-смысловая репертуарная решетка (приложение 1), в которой для ранжирования различных ценностей по их значимости был указан список персон для учащихся и их родителей. Таким образом, валидность репертуара обусловлена включенными в анкету лицами (друг-подруга, учитель, дети, родители и сам респондент), что практически «заполнило» пространство тех форм (семья, школа), которые являются объектом нашего исследования.

Следующим важным моментом был отбор ценностей, которые ранжировались респондентами. В нее были включены культурные значения, которые при осмысленном ответе свидетельствуют об индивидуальных ценностях респондентов. Пример одной из анкет: Исходя из установки, что гражданская культура базируется на культурной антиномии - личных правах и общественных обязанностях -мы предположили, что в любой знаковой системе можно обнаружить символьное значение, которое вкладывает в нее конкретный субъект, демонстрируя ее, таким образом, как индивидуальную систему ценностей, а, следовательно, являющуюся системообразующим компонентом гражданской культуру личности. Предложенный перечень ценностей необходимо было проранжировать по значимости относительно репертуарного списка. Опираясь на указанную методологию, мы провели различные анализы полученных результатов, основополагающими среди которых стали корреляционный анализ, позволивший обнаружить общие тенденции в ценностно-смысловой ориентации респондентов, а также кластерный анализ, при котором учитывались антиномичные пары ценностей, как показатели сформированности гражданских ориентации учащейся молодежи. Для прояснения таких пар, мы обосновали их с точки зрения гражданских прав личности и ее общественных обязанностей, выделенных на основе гражданской культуры личности (см.1.3.):

Образовательные ценности как коммуникативный фактор формирования гражданской культуры учащейся молодежи

Социально-экономические преобразования в России вызвали необходимость пересмотра старых и создания новых форм и моделей образования, адекватных социальному заказу. В то же время далеко не все ожидания, связанные с трансформацией системы образования, совпали с её результатами. Социологи (Г.С. Денисова, Г.И. Герасимов) отмечают, что наряду с творческим подъёмом всех субъектов образовательной деятельности в настоящее время наблюдается прагматизация образования. Это связано с увеличивающейся дистанцией между запросами и образовательными результатами у основных субъектов. Современная государственная политика в области образования детерминирована социально-экономическим и политическим развитием страны и включает охранительно-государственную, либерально-гуманистическую и социокультурную ориентации, каждая из которых удовлетворяет образовательные потребности различных слоев населения (Ю.С. Борцов, Власова Т.И., Громыко Ю., Слободчиков В.И.).

Основной стратегической линией сегодняшнего образования является его гуманизация и демократизация, направленные на развитие человеческих и гражданских качеств выпускников. Демократизация образования свидетельствует о формировании гражданского общества в России, однако, с другой стороны, она должна выполнять опережающую функцию, поскольку данные процессы отмечены глубокими противоречиями переходного периода. Основным противоречием является неадекватность гражданского идеала тем стихийным процессам, которые можно обнаружить в реальной гражданской жизни общества. В этой связи возникает необходимость анализа существующих гражданских ценностей молодого поколения и тех механизмов, которые влияют на их становление. Наряду с семейными воздействиями, которые были рассмотрены в предыдущем параграфе, мощное влияние имеют образовательные учреждения и общественные ценности, с помощью которых у государства появляются культурные механизмы в развитии гражданского общества в России.

Для того, чтобы система образования стала социокультурной средой, формирующей гражданскую позицию учащейся молодежи, она должна учитывать, прежде всего, процессы гражданской социализации личности. В данном случае основополагающим культурным инструментом является коммуникация, которая пронизывает все компоненты общения личности с различными структурами общества. Коммуникативный принцип обусловливает взаимопроникновение образовательных ценностей в аксиосферу подрастающего поколения. Именно данный принцип является основополагающим для реальных процессов демократизации, как образования, так и всего общества в целом.

Система образования во многом формирует человеческие качества и именно в ней закладывается тот ресурс, который реализуется в последующей жизни человека. Следовательно, от качества образования зависит, в частности то, как люди будут представлять своё место в мире, на какие ценности они будут ориентироваться. От образования же зависит формирование либо перспективного взгляда на ход мирового развития, либо ориентация на сиюминутность. Между тем значение роли образования недооценивается. Качество образования не отвечает характеру трудностей, стоящих перед современным миром. Теоретический потенциал человека в процессе обучения реализуется далеко не полностью, поскольку система ориентирована на текущие запросы, а не на перспективу.

В сферу собственно социологического осмысления проблем образования в первоочерёдном порядке должны войти следующие объекты: - человек, его сущностные характеристики, которые с одной стороны, предопределяют мировоззренческие и поведенческие качества, а с другой, являются объектом целенаправленного формирования, коррекции и преобразования средствами образования и культуры; - социум как социально-экономическая, культурная и духовная среда общества, детерминирующие развитие образования; - образование, как специфическое общественное и социально педагогическое явление во всех его аспектах.

«Образование» обозначает ценность, цель, средство, деятельность, истину, путь, результат и многое другое. Образование тесным образом связано со всеми без исключения компонентами материальной и духовной жизни и поэтому несёт всю полноту ответственности за состояние общества, и личности, за ту социально-политическую обстановку, которая укрепляет либо, напротив, разрушает нравственное здоровье народа и гражданское состояние страны. Рассматривая образование как систему, следует отметить, что это не простое множество объектов, но их взаимосвязанное множество на основе инвариантных составляющих, в которые входят гибкость, динамичность, вариативность, адаптивность, стабильность, прогностичность, преемственность, целостность. Обнаружение указанных качеств может показать, насколько система отвечает современным запросам общества на становление молодого поколения, способного на жизнедеятельность в условиях формирующегося гражданского общества.

Похожие диссертации на Коммуникативный аспект формирования гражданской культуры учащейся молодежи