Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Меценатство как социальное явление Свердлова Анна Леонидовна

Меценатство как социальное явление
<
Меценатство как социальное явление Меценатство как социальное явление Меценатство как социальное явление Меценатство как социальное явление Меценатство как социальное явление Меценатство как социальное явление Меценатство как социальное явление Меценатство как социальное явление Меценатство как социальное явление
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Свердлова Анна Леонидовна. Меценатство как социальное явление : 22.00.06 Свердлова, Анна Леонидовна Меценатство как социальное явление : Дис. ... канд. социол. наук : 22.00.06 Москва, 2000 216 с. РГБ ОД, 61:00-22/119-X

Содержание к диссертации

Введение

І глава: Социальные корни меценатства в России

1. Концепция меценатства .

2. Социально-экономические основы меценатстза .

3. Социадьно-культурные и религиозные истоки .

4. Социально-правовые аспекты.

II глава: Меценатство в России как общественное явление

Заключение.

Библиография.

Приложение.

Введение к работе

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ. В настоящее время Россия переживает один из самых нелегких этапов своего исторического развития, когда многие из устоявшихся в эпоху социализма стереотипов мышления, моральных и социальных ориентиров более не отвечают запросам окружающей нас действительности. Возникает необходимость формирования новых нормативных установок, следуя которым представители различных слоев населения России могли бы адаптироваться к своеобразию нынешнего состояния страны и способность ее прогрессивное развитие. Важную роль в данном контексте играет проблема возрождения духовных традиций России. В связи с этим представляется чрезвычайно актуальным изучение нашего исторического наследия, извлечение из небытия тех светлых и чистых в духовном плане образцов созидательной деятельности, истинного, а не показного патриотизма, любви к ближнему, которые так ярко демонстрировали многие российские меценаты - благотворители во второй половине XIX - в начале XX вв.

Автор подробно остановился на освещении проблемы меценатства в России во второй половине XIX - начале XX вв., т.к. в данный отрезок времени завершается процесс институционализации меценатства складывается идеология, кодекс поведения его субъектов, а также формируется социальная группа жертвователей. Социальное явление меценатства реализовывало конкретные социальные функции и имело большое социальное значение. Причем, действие явления меценатства во второй половине XIX - начале XX вв. проявлялось не только в реализации ряда культурных проектов, но также и в повышении массовой культуры в обществе, определении эстетических и моральных запросов различных слоев населения, которые, благодаря усилиям меценатов - предпринимателей, приобщались к достижениям мирового и отечественного искусства, культуры в целом. Явление меценатства вторгалось в сферу экономики, политики, науки, а также социального поведения индивида и взаимоотношений отдельных субъектов общества. Меценатство претерпевает определенные изменения в исторической ретроспективе. Следовательно его рассмотрение требует фундаментального . подхода, предполагающего освещение социальных корней явления меценатства.

В наши дни в российском обществе назрела острая социальная потребность в возрождении меценатства как социального явления. Это связано с нехваткой финансовых средств в сфере культуры. Многие музеи, театры, художественные галереи, творческие коллективы в силу отсутствия достаточного материального обеспечения не в состоянии функционировать полноценно до конца использовать свои потенциальные возможности. Осуществление важных и интересных культурных программ часто невозможно без привлечения дополнительных средств. Однако современные российские бизнесмены почти не занимаются благотворительной деятельностью поскольку она не предполагает коммерческой отдачи и рекламы. Вследствие этого приобретает особую актуальность исследование истории и традиций меценатства прежде всего среди предпринимателей прошлого. В рассматриваемый исторический период меценатством занимались также представители дворянско-аристократической элиты, однако во второй половине XIX - в начале XX вв. роль российской буржуазии в области культуры, образования, науки резко возросла , а их активность по оказанию финансовой, моральной и иной поддержки данным социальным сферам получила наибольшее распространение и масштабность. Вопрос об изучении меценатской деятельности отечественных предпринимателей представляется актуальным и интересным также и в следствии развития «бизнеса» у нас в стране сегодня, и увеличение численности социального слоя бизнесменов. Необходимо выявить социального основания меценатства предпринимателей второй половины XIX - начале XX вв., их субъективных особенностей, для определения возможностей и перспектив формирования в нынешнем российском обществе социально-экономических, социально-культурных, религиозных и правовых условий возрождения и развития меценатства как важного социального явления. Важно также популяризация принципов буржуазии прошлого о социальной ответственности предпринимателя и внедрение и распространение этих идей среди современных бизнесменов.

СТЕПЕНЬ НАУЧНОЙ РАЗРАБОТАННОСТИ ПРОБЛЕМЫ.

Меценатство в России является предметом интереса отечественных и зарубежных ученых. Этот интерес особенно усилился ввиду начавшейся в стране экономической и политической «перестройки». За последние 10-15 лет было издано множество научных трудов историков, экономистов, культурологов, в которых оценивается вклад отечественных меценатов в создание национального культурного фонда, значение оказания ими финансовой и моральной поддержки художникам, писателям и музыкантам. К проблеме изучения меценатства в России во второй половине XIX - в начале XX вв. обращались такие известные социальные историки, как Н.Г. Думова, А.Н. Боханов, Т.П. Морозова, И.В. Поткина, А.Е. Корупаев. Их работы посвящены определению роли российских предпринимателей благотворителей в развитии отечественной культуры в рассматриваемый исторический период, раскрытию уникальности субъективных характеристик российских меценатов: уровня образования, веры исповедания, нравственности, патриотизма, хозяйственности, энергичности и т.д. Отдельные аспекты истории меценатства, благотворительности и общественного призрения нашли свое отражение в диссертациях Кононовой Т.Е. и Ждановой И.С.

Большое внимание в нашей работе отводится выявлению социальных истоков меценатства в России, к которым относятся религиозные, культурные, экономические и правовые факторы. К изучению роли религии и культуры в обществе обращались такие известные социологи, социальные философы, историки, как Э. Дюргейм, П.Г. Писманик, Э. Фромм, В.О. Ключевский, Г.В. Драч, Л. Ионин, Б.В. Попов и др. О влиянии религиозных, культурных факторов на развитие меценатства в России указывают также Н.Н. Зарубина, А.Н. Боханов, Н.Г. Думова, П.А. Бурышкин. Из наиболее значимых работ, посвященных проблеме предпринимательской деятельности отечественных меценатов следует отметить работы С.А. Кабанова, Ю.А, Петровой, А. Глаголева, П.А. Бурышкина. Вопрос, связанный с определением роли экономики в обществе, отражен в работах современных социологов: Г.В. Осипова, В.Н. Иванова, Т.И. Заславской, Н. Смелсера. К вопросу о значимости правовых институтов в развитии общества обращались Г.В. Плеханов, В.Н. Ксенофонтов, К. Кульчар. Тенденции развития современной корпоративной филантропии отражены в работах Т. Бачинской.

В научных изысканиях этих авторов содержится огромное множество плодотворных идей в области экономики, права, культурологии, философии, раскрываются уникальные стороны жизнедеятельности отечественных меценатов а также современных корпоративных филантропов. Все эти исследования несут в себе не только важную традицию изучения явления меценатства в исторической, культурологической, экономической, социологической науках. Они представляют собой неисчерпаемый источник для дальнейших исследований данного предмета, дают мощный толчок для выработки новых исследовательских положений и установления новых научных высот. Результаты исследований вышеперечисленных и многих других ученых были использованы нами в процессе работы над темой диссертации. Однако, несмотря на наличие множества интересных работ по истории отечественного меценатства, данная проблема и по сей день остается в значительной мере непознанной. Существующие концепции меценатства, суждения о нем, не только разноречивы, но и, в значительной мере, противоречат друг другу. Так, явление меценатства идентифицируется с более общим понятием «благотворительность» а также такими современными явлениями как спонсорство, корпоративная филантропия. В ряде исследовательских работ представления о меценатстве практически не отличаются от обыденных. Так в работе исследователя Т. Бачинской «Современная российская корпоративная филантропия: бизнес, власть, общественность и СМИ»1 затрагиваются важнейшие проблемы взаимоотношений современных корпоративных филантропов, спонсоров со СМИ, дается описание деятельности Клуба Корпоративных филантропов, участие некоммерческих организаций и православной церкви в развитии корпоративной филантропии и многое другое. Данное исследование представляется нам чрезвычайно познавательным и актуальным. Однако не вполне понятна позиция автора относительно того чем отличаются понятия спонсорства, корпоративной филантропии, благотворительности. Они часто используются как синонимы, что, на наш взгляд, не вполне правомерно.

Большое внимание в рассматриваемом исследовании уделяется достижениям зарубежных стран в сфере корпоративной филантропии. Приведенные факты интересны с точки зрения заимствования положительного опыта и внедрения существующих в других государствах социальных технологий в данной области. Однако нельзя забывать и о том, что у нас в стране также была разработана действенная система взаимоотношений между предпринимательством и социально-культурной сферой во второй половине XIX - в начале XX вв. И лишь разумное сочетание опыта зарубежных стран и отечественных традиций может привести к положительным результатам в области развития благотворительности, меценатства, корпоративной филантропии в современном российском обществе.

В последнее время в трудах российских авторов на тему истории меценатства в России присутствует идеализация деятельности отечественных предпринимателей - филантропов, стремление доказать первостепенность ее моральных и религиозных истоков. Исследование Т.П. Морозовой и И.В. Поткиной «Савва Морозов»1 основано на интересном материале, ранее доступном только близкому окружению семьи Морозовых. После выхода в свет этого издания многих факты из жизни известной купеческой фамилии стали достоянием широкого круга читателей. Однако при всех своих достоинствах в нем представлена, на наш взгляд, не вполне объективная картина меценатства и благотворительности Морозовых. Деятельность членов этой семьи освещается в довольно восторженных тонах. Многие факты из жизни главы семьи Саввы Тимофеевича Морозова, талантливого предпринимателя и щедрого мецената, рассматривается с субъективных позиций и не в достаточной мере подкреплена фактическим материалом. Так, версия о причастности революционеров к трагической смерти С.Морозова является не более чем предположением и противоречит устоявшемуся мнению многих специалистов в области истории меценатства и предпринимательства, например, Н.Г. Думовой, А.Н. Боханова. Согласно точке зрения последних, одной из причин гибели СТ. Морозова является признание его психически неуравновешенным и последующее отстранение от дел по инициативе матери и жены. Данное утверждение имеет под собой веские доказательства.

Многие российские исследователи в своих работах отражают лишь один из аспектов деятельности отечественных меценатов - предпринимателей. Предметом исследования Н.Г. Думовой «Московские меценаты»2 стала жизнь и деятельность известных российских меценатов Щукина, Морозовых, Рябушинских, Бахрушиных, в то время как Ю.А. Петров в работе «Династия Рябушинских» уделяют большое внимание предпринимательской, благотворительной деятельности членов известной российской фамилии. Книга С.А. Кабанова, Л.К. Кулевского «Во благо России»2 посвящена проблеме развития предпринимательства в России, и формированию капиталов отечественного купечества. Авторы кратко упоминают о меценатстве известных российских предпринимателей. Однако исследование меценатства требует рассмотрения всего спектра проблем, связанных с данным явлением, а именно: его сущность, общественные функции меценатства; определение социальной потребности и ее роль в развитии меценатства; природа социально-культурных, религиозных, экономических ценностей социальной группы купечества и их роль в формировании идеологии, определении социального поведения меценатов; соотношение обычаев, традиций, менталитета и их значение в становлении и развитии социального явления меценатства, корпоративной филантропии, спонсорства и т.д. Все эти фундаментальные проблемы остаются либо недостаточно разработанными, либо вообще неисследованными.

Важно подчеркнуть, что исследование меценатства в России во второй половине XIX - начале XX вв. с точки зрения социального явления затрудняется недостаточностью и разрозненностью статистической информации по данному вопросу. Существует три категории справочных и статистических материалов, которые хотя и не дают полной картины распространения меценатства в нашей стране, но содержат отдельные полезные сведения.

1. Отчеты различных благотворительных обществ, объектов культуры и образования, например, «Отчет Императорского Российского исторического музея им. Императора Александра III в Москве, за 1905-1912 гг.»1, «Отчет за 1913 г. Комитета Первого студенческого общежития Московского Университета, учрежденного Семеном Васильевичем Лепешкиным и некролог учредителя ( 1852-1913 гг.)2 и др.

2. Общие статистические данные о благотворительности в нашей стране, которые включают в себя информацию о призрении детей, престарелых, бездомных, больных и многих других категорий населения, социальных объектов, где сведения об учреждениях культуры, образования, созданные на средства меценатов-жертвователей выделяются в самостоятельную группу. Например, «Общественная благотворительность в России к 1889 г.»" , «Сборник сведений о благотворительности в России с краткими очерками благотворительных учреждений в С.-Петербурге и Москве», Соста&яено по распоряжению Главноуправляющего Собственного Его Императорского Величества Канцеляриею по учреждениям Императрицы Марии по данным, собранным к 1896 г.4

3. Сборники статистических сведений о благотворительности или народном образовании в отдельных городах, либо справочные книги различных учреждений, объединений, таких как Городская общественная управа, сословные общества (например, купеческое), комиссии. Например, «Сборник статистических сведений о благотворительности Москвы за 1889 г.»3, составленный статистическим отделением Московской городской управы; Обзор деятельности С.-Петербургского городского управления за десятилетие 1891 - 1900 г. , составитель В.А. Никольский1;

«Московская Городская Дума, 1913 -1916 г.»2, «Городские учреждения г.

Москвы, основанные на пожертвования, и капиталы, пожертвованные московскому городскому общественному управлению в течение 1863 1904 гг.»3

В нашем исследовании мы опираемся на высказывания современников, отчеты отдельных объектов культуры, образования, различных местных управлений и обществ. Индикатором масштабности и распространенности меценатства, помимо прочего является изменение или корректировка политики государства, правительственных структур по отношению к субъектам данного вида общественной деятельности, которые проявляются, в частности, в издании соответствующих правовых актов. Последние отражены в следующих публикациях: «Учреждение орденов и других знаков отличия»4, «Крупная буржуазия России конца XIX в. -1914 г.» А.Н. Боханова3, «Титулы, мундиры, ордена в Российской империи» Л.Е. Шепелева6 и др.

Таким образом, проблематика изучаемого социального явления меценатства в настоящее время актуальна как в практическом, так и в научном отношении. Отсюда, необходимость и значимость дальнейшего исследования меценатства.

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ - меценатство как социальное явление. Его важнейшим структурным элементом является социальная группа меценатов -субъектов социального действия благотворительности в сфере культуры. Здесь мы исходим из утверждения о том, что формирование и развитие любого социального явления протекает в тесной взаимосвязи с другими общественными явлениями, процессами, институтами. Вследствие этого, своеобразие явления меценатства невозможно понять вне характеристики экономических, культурных, правовых, религиозных факторов его функционирования.

ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ: Меценатство в системе общественных отношений; социальные истоки меценатства в трансформируемой России, степень их влияния на формирование мотивации, потребностей и интересов членов социальной группы меценатов в осуществлении ими социальных действий по оказанию помощи и поддержки культуре; выявление субъективных характеристик российских меценатов, с точки зрения их воздействия на социальные ориентации субъектов меценатства,

ЦЕЛЬЮ проведенного в диссертационной работе исследования является выявление социальных и субъективных факторов влияния на развитие меценатства в России на примере второй половины XIX - начала XX вв. Реализация этой цели потребовала выполнения следующих ЗАДАЧ:

• исследование социально-экономических, социально-культурных, религиозных, социально-правовых факторов возникновения и развития меценатства как социального явления;

• выявление личностных характеристик субъектов меценатской деятельности, степень их воздействия на формирование потребностей, интересов, мотивации в занятии благотворительностью в сфере культуры;

• анализ меценатства как социального действия субъектов благотворительности в сфере культуры, определение его объектов;

• исследование социальных функций явления меценатства;

• определение социального значения явления меценатства;

изучение возможности и необходимости использования опыта и традиций российского и зарубежного меценатства в условиях современной России

• выявление основных тенденций развития меценатства в современном обществе;

• обоснование теоретических и практических выводов о том, что в настоящее время в России, меценатство неправомерно рассматривать как явление общественного масштаба, однако, корпоративная филантропия и спонсорство являпотся новой формой взаимодействия бизнеса и культуры.

МЕТОДОЛОІ ИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ: В. диссертации был применен сравнительно-лсторический метод а также произведен историко-социологический анализ. В работе использованы результаты социологических опросов благотворительного фонда CAF и Клуба Корпоративных Филантропов. Методологической основой являются также труды основоположников социологической теории общества, разработанной М. Вебером, Э. Дюргеймом, М. Ковалевским, монографические труды исследователей истории меценатства в России.

ГИПОТЕЗА; Возрождение традиций социального явления меценатства тесно связано с процессом развития гражданского общества в современной России.

ЭМПИРИЧЕСКОЙ БАЗОЙ стали сведения, полученные в ходе четырех социологических исследований, проведенных автором.

І Іервое социологическое исследование было посвящено степени информированности студентов ВУЗов, специализирующихся на изучении вопросов культурологии и социальной работы, по. проблеме тенденций развития меценатства в России (конец XIX - начало. XX вв.). Выборка была пропорциональной, квотной, гнездовой. Первая ступень пропорционально расслоенный отбор. Единица отбора - учебное заведение, на примере ГАСЬУ (Государственная Академия Сферы Быта и Услуг). Вторая ступень систематический отбор гнезд. В качестве репрезентативных признаков были выделены: специальность (культурология, социальная работа), год обучения (студенты 2, З, 4 курсов). Объем выборки 32 человека, из которых Ш человек » учащиеся 4 курса, еще Ї2 человек студенты 3 курса по специальности «социальная работа», а также 10 человек студенты 2 курса, специальность культурология. В ходе исследования был использован метод анкетирования. Автор сформулировал ІЗ вопросов. Исследователем предлагалась схема сочетания закрытых, полузакрытых и открытых вопросов с тем, чтобы Щ?чМШ аемые вариан Іїм о 4 ве 4 еж максимальні-) t ю лно COO Ї ве І С шоваіш потенциальному разнообразию предполагаемых ответов респондентов.

Целью второго социологического исследования являлось выявление общественного мнения студентов ВУЗов, специализирующихся в области экономики и права - потенциальных предпринимателей, о явлении меценатства в России. Выборка студентов была также пропорциональной, квотной, гнездовой. Первая ступень пропорциональный расслоенный отбор. Единица отбора «ВУЗ (на примере Московского Университета Потребительской Кооперации). Вторая ступень « систематический отбор гнезд. В качестве репрезентативных признаков были выделены; специальность ( экономика и право), год обучения (3, 4 курс ), наличие опыта работы в сфере предпринимательства. Объем выборки 28 студентов, из них І6 студентов « учащиеся 3 курса экономического факультета и І2 студентов = учащиеся 4 курса факультета права. В ходе исследования был также использован метод анкетного опроса. Автором было сформулировано 17 вопросов. Мы нредложи щ схему сочшания -шіурьііМХз UOjiy:шкрыдЫ.х и оі крьііьіх.. вопросов с целью выявления, в наиболее полном объеме, мнения студентов будущих предпринимателей, потенциальных меценатов, корпоративных филантропов.

В третьем социологическом исследовании в форме экспертного опроса участвовали специалисты в области истории меценатства и благотворительности в России во второй половине XIX - начале XX вв. Проведенный нами экспертных опрос был нацелен на уточнение интерпретаций социальных, субъективных истоков меценатства у нас в стране, а также на обоснование меценатства как социального явления, выполняющего конкретные функции, и имеющего общественное значение. Отбор экспертов «ЧуЩеСіHJJHЛЦМ ііродСус HvciO Ui-) урОЦНК) ИХ KuMUcicHiHUUiMj 4.К. HHCJWH HOC і и 4ірсйСіааИіЄЛЬНиСі_Ь І ру іЩЬі poCUOH icHiiJK й іКСіісріИим ЩІріїис ОЦ НИйіШі СЯ не столько статистическими, сколько качественными показателями. В ходе исследования был использован метод формализованного интервью в связи с разнородностью аудитории опрашиваемых респондентов, необходимостью пояснения многих вопросов из-за сложности и объемности предмета исследования. Мы отдали предпочтение методу формализованного ищермью еще и ііиіому, ЧИЇ МНШИЄ и; опрощенных занимают йысикис пое Ыд а следовательно не располагают большим количеством времени для заполнения анкеты. Объем выборки составлял Ш человек. Исследователь использовал ішїУ НИУ ) ло НКУ •"Жецер і.нщо опроси.:

1. Установление с опрашиваемыми прямого контакта, при котором автором указывалось существо изучаемой проблемы и мотивы обращения к данному субъекту в качестве специалиста;

2. Выявление компетентности эксперта; сбор информации о его квалификации и области занятий;

3. Информирование респондента о содержании предлагаемых вопросов;

4. Формулировка вопросов;

5. Дополнительные комментарии экспертов.

В опросе участвовали следующие специалисты:

-- Иванов О. Г. -- пресс секретарь Государственной Третьяковской Галереи Губив З.В. директор Театрального музея им. А. Бахрушина - Ефимов В.Ю = директор МХТ им. Чехова Краснопевцев Л.Н. хранитель музея меценатства в Москве і Шнайпер ї .ї. заместитель директора дома«музея им. К.С. Станиславского, филиала музея МХТ -- Калмыкова Ь.Н. научный сотрудник музея меценатства Ц МйИ? О ОМКИ H e V4WbiX куНсчсСКИХ рЦции. :4Щ1ИМЦКНдИЁСМ исследовательской работой в сфере истории меценатства и благотворительности вообще и своих предков, в частности: -- Красильщиков А.ІІ. потомок рода купцов Красильншковых, на протяжении 30 лет занимающийся историей меценатства в России Ушаков В.К. » потомок рода купцов Ушаковых, автор книги «Деяния купечества во славу Отечества, Ушаковы», Іолоконников Н.Д. - потомок рода купцов Рябушинских, изучающий историю меценатства и благотворительности в России а также свое генеалогическое Соловьева ЮН. » потомок рода купцов, автор 5 книг на тему истории меценатства и предпринимательства (последняя из ее работ «Москва ушедшая»).

Целью четвертого социологического исследования в форме экспертного опроса является выявление основных направлений развития меценатства, корпоративной филантропии и спонсорства сегодня а также прогнозирование факторов распространения и совершенствования данных явлений в обществе. В качестве репрезентативного признака выбрана компетентность и информированность респондентов в вопросах, связанных с современными способами взаимодействия бизнеса и культуры. В ходе исследования был использован метод полуформализованного интервью, в ходе которого была выявлена ценная эмпирическая информация, мало отраженная в издаваемой сегодня научной литературе или средствах массовой информации. Данный социологический метод, по мнению автора, является наиболее приемлемым, т.к. поставленная задача по изучению реальных действий субъектов корпоративной филантропии по ряду объективных причин не может становиться достоянием широкой общественности и предполагает сохранение конфиденциальности предоставляемой информации. В данных обстоятельствах респондент достаточно свободно делится своим опытом в области спонсорства, меценатства, корпоративной филантропии, а также высказывает свою позицию о путях усовершенствования и развития изучаемых явлений в масштабах общества. Всего было опрошено 10 экспертов, из которых первые шесть приняли участие и в третьем социологическом исследовании::

- Иванов О.Т. - пресс-секретарь Государственной Третьяковской Галереи

- Губин З.В. - директор Театрального музея им. А. Бахрушина

- Ефимов В.Ю - директор МХТ им. Чехова

- Краснопевцев Л.Н. - хранитель музея меценатства в Москве

- Калмыкова Е.В. - научный сотрудник музея меценатства,

- Ушаков В.К. - потомок рода купцов Ушаковых, автор книги «Деяния купечества во славу Отечества, Ушаковы»,

- Бачинская Т. - президент Клуба корпоративных филантропов

- Голубин В. - директор по связям с общественностью Российского Фонда Культуры

- Елистратов Н. - директор корпорации «Савва Холдинг»

- Мамсурова Г. - руководитель департамента «Внешэкономбанка»

НАУЧНАЯ НОВИЗНА ДИССЕРТАЦИОННОЙ РАБОТЫ:

Диссертационная работа носит междисциплинарный характер, где сочетаются социологические, культурологические и исторический подходы в освещении объекта и предмета исследования. В ходе проведенного анализа были обоснованы этапы становления меценатства как социального явления, его объективные социально-экономические, социально-культурные, религиозные, социально-правовые истоки, важнейшие социальные функции:

коммуникативная, образовательная, воспитательная, кросс-генерационной коммуникации. Диссертантом приведены дополнительные к имеющимся в литературе аргументам о том, что меценатство в России как явление социальное во второй половине XIX - в начале XX вв. было вызвано конкретными социальными потребностями в создании необходимой финансовой базы для развития отечественной культуры, распространения ее достижений среди различных социальных слоев населения, поднятия уровня массовой культуры. Теоретическая новизна работы заключается также в том, что меценатство рассматривается как социальное действие, а его субъекты как многочисленная, неструктурированная социальная группа, в рамках которой была сформирована определенная идеология, кодекс поведения, система правил, норм и ценностей, что позволяет дать более полную и социально выверенную оценку современных этапов развития меценатства в стране.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ РАБОТЫ: Полученные в диссертационной работе результаты позволяют рассматривать явление меценатства с точки зрения социологической теории, руководствуясь методологическими принципами социальной обусловленности, реальной социальной значимости и общественной функциональности данного социального явления, а не только с позиций его исторической и культурологической важности. Эти результаты приводят к выводу о необходимости популяризации сведений о меценатской деятельности российских предпринимателей второй половины XIX - начале XX вв. с целью возрождения этого социального явления, с учетом современных тенденций развития общества. Данные результаты могут также приниматься во внимание при формировании законопроектов на федеральном и местном уровне. Материалы диссертации могут быть использованы в учебных курсах культурологии, предпринимательской этики и др.; в маркетинговых стратегиях, в формировании социальной политики компаний.

АПРОБАЦИЯ ДИССЕРТАЦИОННОЙ РАБОТЫ. Материалы диссертационного исследования использовались при подготовке аналитических докладов на заседании Комитета по инвестициям (май 1999 г.) и Комитета по рекламе (март 2000 г.) Американской Торговой Палаты в России; при подготовке следующих публикаций:

- К истории общественного призрения в России. // Социологические исследования, 1997, № 9, 0,4 п.л.

- Меценатство в России как социальное явление. // Социологические исследования, 1999, № 7, 0,4 п.л.

- Russia s tradition of Giving. (Российская традиция жертвовать.), 1999, № 30, 0,1 п.л.

- Добрые традиции меценатства. // Наука, политика, предпринимательство, 2000, № 1, 0,8 п.л. (в печати).

-Меценатство московского купечества. (The Philanthropy of Moscow Merchants.) II Дипломат, 2000, № 6, 0,3 п.л. (в печати).

- Меценатство вчера и сегодня. - М.: Издательство Мельникова, 2000, 8 п.л. ( в печати).

СТРУКТУРА:

Диссертационная работа состоит из введения, 2 глав, заключения, библиографии и приложения.

Концепция меценатства

Приступая к исследованию вопроса о меценатстве как социальном явлении чрезвычайно трудно охарактеризовать особенности его функционирования, ролевого статуса в обществе а также отразить взаимосвязь между субъектами меценатства и его объектами, не разработав четкую концепцию видения данной проблемы, определения ее понятийного аппарата. Основными понятиями, с нашей точки зрения, являются: меценатство, коллекционирование, благотворительность, спонсорство, корпоративная филантропия и социально-ответственный бизнес. Несмотря на то, что эти термины часто употребляемы в повседневной речи, в общественном сознании отсутствует четкое представление о том, чем отличаются данные понятия друг от друга, какую смысловую нагрузку они в себе несут. Если меценатство и коллекционирование предметов искусства с последующей передачей государству - это традиционные виды деятельности, то спонсорство, корпоративная филантропия - явления достаточно новые, возникшие в нашей стране всего лишь несколько лет назад.

Слово "меценат" произошло от имени римского государственного мужа, приближенного императора Августа - Мецената Гай Цильния (родился между 74-64 гг. - умер 8 г. до н.э.). Он известен своим влиянием на современную ему литературную жизнь Рима. Общественная деятельность Мецената Гай Цильния знаменательна также тем, что он оказывал широкую поддержку деятелям науки и искусства. После его смерти имя Меценат стало нарицательным, и покровительство представителям научной и культурной элиты общества получило название меценатства.

С тех пор содержание данного понятия несколько изменилось и расширилось. В соответствии с проведенным нами социологическим исследованием позиции российских экспертов в сфере изучения тенденций развития меценатства у нас в стране во второй половине XIX - начале XX вв.(социологическое исследование №3), большинство респондентов (7 из 10) согласилось со следующим определением понятия меценатства: это оказание материальной и иной поддержки разного рода культурным начинаниям, создание или содействие в организации музеев, выставок, театров, просветительских учреждений, издание журналов, книг и проведение других важных в общественном отношении культурных проектов, а также покровительство отдельным представителям искусства, культуры. Неприменным условием деятельности меценатов является не только финансовое, но и личное участие субъекта, его вовлеченность в реализацию тех или иных культурных программ. Меценаты конца XIX - начала XX вв. принимали самое активное участие в культурной жизни России. Они не ограничивались актами разовой помощи, а «меценатствовали» на протяжении длительного периода времени.

Многие российские меценаты были коллекционерами произведений искусства и культуры, которые впоследствии передавались ими в дар городу или научным учреждениям. «Коллекционирование - это целенаправленное собирательство, обычно имеющее научную, историческую или художественную значимость. В основе коллекционирования лежит познание, удовлетворение определенных интересов.»1 «... Коллекционирование как общественная акция и меценатство как общественно полезное действие являлись составной частью более широкого понятия - благотворительныхзанятий, или формой целенаправленной деятельности на пользу другим». В среде исследователей в последнее время ведутся споры о том_ каково соотношение понятий меценатства и благотворительности, можно ли считать спонсорство или корпоративную филантропию современным эквивалентом благотворительности в историческом понимании этого слова. Отдельные ученые полагают, что понятия «меценатство» и «благотворительность» синонимичны, хотя отличаются своим происхождением: "меценат" и производное от него "меценатство1 - иностранного происхождения, в то время как " благотворительность11 - исконно русское слово. Существует также представление о том, что благотворительность - это оказание материальной помощи исключительно социально-незащищенным категориям населения. На наш взгляд, ни одна из этих точек зрения не является вполне правомерной, а последнее определение еще к существенно сужает сферу влияния данного вида общественной деятельности, ее значимость. Об этом свидетельствуют также результаты экспертного опроса. Большинство (7 из 10) респондентов придерживается такой точки зрения, что благотворительность в отношении к меценатству - это более общее понятие, предполагающее осуществление финансовой поддержки различных социальных областей, в том числе искусства, культуры, В современном издании энциклопедического словаря дастся следующее определение благотворительности : это комплекс мер по оказанию "...материальной помощи нуждающимся, как отдельными лицами, так и организациями. Причем, благотворительность может быть направлена на поощрение и развитие каких-либо значимых форм деятельности..."2 , к которым необходимо относить финансирование проектов по оказанию социальной помощи населению: создание приютов, выплата пособий и т.д.ю

Социально-экономические основы меценатстза

Социально-экономические процессы, происходившие в России в период с конца XIX по начало XX вв,ч способствовали формированию крупных капиталов в среде российского купечества. Под влиянием проводимой правительством политики экономических преобразований в обществе сложились новые социальные потребности, удовлетворение которых послужило одним из важнейших стимулов развития ряда общественных институтов, таких как культура, наука, право а также социального явления меценатства. Тенденции развития последнего тесно связаны с изменениями в сферах экономики и культуры.

Проблемой воздействия экономических факторов на развитие социальных. институтов и явлений а обществе занимались исследователи прошлого и нынешнего столетий. Одной из наиболее значимых точек зрения явилась позиция К. Маркса, который утверждал, что совокупность производственных отношений, соответствующих определенной ступени развития их материальных производительных сил, составляет экономическую структуру общества, т.е. реальный базис. На нем возвышается юридическая и политическая надстройка, ему же соответствуют определенные формы общественного сознания. Далее К. Маркс указывал на то, что способ «производства материальной жизни» обусловливает социальные, политические и духовные процессы жизни вообще. «Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание.»1 Известный социолог нынешнего столетия Т. Парсонс выдвинул концепцию, одной из главных составляющих которой является так называемый инвариантный набор функциональных проблем, где экономической системе отводится функция адаптации.1

На наш взгляд, не существует такого социального явления (в этом смысле экономическая система также не является исключением), который функционировал бы в изоляции от других общественных явлений, институтов. Действия социального явления трудно понять до тех пор? пока все его взаимосвязи и отношения не будут объяснены с позиций общественной культуры и субкультурных групп. Так, процесс проведения, избрания направлений и темпов экономических реформ напрямую зависит от того, насколько общество готово к восприятию rex или иных инноваций, соответствуют ли они социально-культурному облику народа, его традициям-нормам, ценностям. В свою очередь, тенденции развития экономической сферы поднимают вопрос о появлении новых социально-экономических, культурных, идеологических и других установок в рамках недавно возникших и утвердившихся институциональных идей и норм.

Рассмотрим вопрос о том, как изменившаяся экономическая реальность, связанная с проведением Александром II политики реформ, повлияла на финансовое благосостояние известных купеческих династий, представители которых сыграли видную роль в развитии отечественного меценатства. Наличие стабильных крупных источников финансирования явилось одним из основных факторов, способствовавших развитию благотворительности и меценатства в России. В конечном итоге, отсутствие капитала у российских " медичи1 не позволило бы им вкладывать финансовые средства в развитие отечественной культуры. Мы не будем вдаваться в подробное описание предпосылок "великих реформ" в России а также глубинных процессов, происходивших в экономике нашей страны в рассматриваемый исторический период, т.к. эта проблема представляется чрезвычайно объемной и составляет предмет отдельного исследования. Нас же волнует вопрос об основных тенденциях развития отдельных экономических отраслей с точки зрения аккумулирования финансовых капиталов в среде купечества, формирования благосостояния предпринимательских династий.

Центральным событием прошлого столетия явилась отмена крепостного права в 1861 г., устранившая важнейшее препятствие на пути развития производительных сил, формирования рынка свободной рабочей силы, что способствовало исчезновению предприятий, основанных на принудительном груде крепостных. В то же время открывались более благоприятные возможности для купеческих и крестьянских промышленных предприятий. В 90-е гг. прошлого века промышленное производство в России удвоилось, доля отраслей, выпускающих средства производства, составляла 40 % от общей стоимости промышленной продукции. Крупнейшей же отраслью российской промышленноети являлось текстильное производство, особый скачок Б развитии которого приходится на 80-90-е гг. прошлого столетия. Так, в 1882 г, стоимость продукции этой отрасли составляла 419?5 млн. рублей, притом, что общая стоимость продукции российской промышленности не превышала 848 млн. рублей.1

В этом смысле, ярким примером является Никольская мануфактура купцов Морозовых, пользовавшаяся большой известностью в России, Ее продукция славилась высоким качеством, широким спектром предлагаемых товаров. Родоначальником этой династии стал Савва Морозов Первый, который начинал свою «профессиональную карьеру» крепостным помещика Рюмина. В 1844 г. в Зуеве он открыл собственную суконную фабрику.2 Во второй половине XIX в. в Москве, Владимирской и Тверской губерниях сыновьями Саввы Первого было основано уже несколько фабрик, где к 1890 г. производилось изделий па 35 млн. рублей, и было занято 39 тысяч рабочих.1 Наиболее крупной была Никольская мануфактура, преобразованная Т.С. Морозовым (сыном Саввы Морозова Первого) в паевое Товарищество, капитал которого к 1907 г. составлял около 15 млн. рублей. Продолжая традиции своих предков, другой представитель династии Морозовых - СТ. Морозов {впук Саввы Морозова Первого) усовершенствовал производственный процесс на Никольской мануфактуре, увеличил спектр предлагаемой продукции а также улучшил ее качество, СТ. Морозов расширил сферу своей предпринимательской деятельности. Начиная с 1892 г., он являлся владельцем лесных массивов, площадь которых превышала 41, 5 тысяч гектаров. Через 3 года здесь стали функционировать два небольших завода сухой перегонки дерева. На Уральских заводах предприниматель занимался производством уксусной кислоты, древесного и метилового спирта и др. В 1900 г, СТ. Морозов также учредил торговый Дом "Морозов Савва Тимофеевич и ТС\2 Доход Саввы Морозова составлял 250 тысяч рублей в год, что, по российским меркам конца XIX - начала XX столетия, было колоссальной суммой. (Для сравнения отметим, что жалование Министра финансов СЮ. Витте составляло 22 тыс. рублей в год.3)

Создание акционерных обществ, товариществ на паях, торговых домов стало распространенным явлением в России второй половины XIX - начала XX вв. В период с 1861 г. по 1863 г. было учреждено 357 акционерных обществ.4

Социадьно-культурные и религиозные истоки

Важным компонентом предметной области нашего социологического исследования является проблема влияния социально-культурных и религиозных факторов на темпы развития рассматриваемого социального явления, в том числе, степень воздействия на него отдельных структурных элементов культуры и религии как социальных систем. Особую значимость здесь приобретает исследование объективных процессов, происходивших в сфере российской культуры, религии в конце XIX - начале XX вв., наличие определенных традиций, ценностей, норм, господствовавших в обществе в целом в рассматриваемый промежуток времени а также системы ценностных ориентации, традиционных взглядов и норм, преобладавших в конкретной микро-среде, где непосредственно проходил процесс становления личностей самих меценатов, В данном контексте они выступают в качестве объектов влияния определенной социальной среды, которая в большей или меньшей степени определила наличие у меценатов позитивных социальных установок.

Процесс формирования социума непременно требует наличия двустороннего диалога между социальной средой и самой личностью, индивидуальность которой проявляется именно в избирательном восприятии тех или иных социальных ценностей и нормативных установок а также в сознательном выборе доминирующих и менее приоритетных идей, исхода из своего социального опыта и собственных духовных и материальных потребностей личности. С этих позиций меценаты представляют интерес для исследователя и как субъекты общественно полезной деятельности в определенных, конкретных социальных областях.

Однако, изучение меценатства и благотворительности не будет плодотворным, если оно ограничится только эмпирическим материалом. Необходимо исследование содержания исходных категорий, определяющих социально-культурные и религиозные аспекты меценатства, например, культуры, религии, ценностей, менталитета и т.д.

Культура - это система ценностей, образцов поведения, регулирующих отношения как в обществе, так и в малых социальных группах ( например, семье), преломляющих индивидуальный опыт в коллективном, архетипичном, Исследователь Драч Г.В, утверждает, что культура - «это уровень отношений, которые сложились в коллективе, те нормы и образцы поведения, которые освящены традицией и обязательны для представителей данного этноса и различных его социальных слоев. Культура предстает формой трансляции (передачи) социального опыта через освоение каждым поколением не только предметного мира культуры, системы навыков и приемов технологического отношения природе, но и культурных ценностей, образцов поведения. Причем, эта, регулирующая социальный опыт, роль культуры такова, что она формирует устойчивые художественные и познавательные каноны, представления о прекрасном, о видении природы человека во всех его этнических особенностях и колоритах, его ценностных установках, способах ориентации, вкусах и жизненных идеалах. Это культурный фундамент, в котором вызревают архетипы».2 Представляется интересной позиция исследователя Н. Н. Зарубиной, которая определяет культуру как духовную составляющую любой человеческой деятельности, как общественную систему ценностных ориентации смыслов, мотивов, норм, обеспечивающих поддержание целостности и развития общества. Причем, «культура проявляется в любой форме деятельности и в любой социальной сфере как ее человеческое измерение, как полагание и реализация представлений о должном и совершенном».1

Важным компонентом феномена культуры является ее духовное, божественное начало, как своеобразное достояние и изменение духовного опыта, который порождает проявление иррациональности, эмоций, интуиции, непосредственно чувственного освоения окружающего мира. Традиционное подразделение культуры на материальную и духовную позволяет рассматривать религию как явление культуры. «Религия - орудие своеобразного, конкретно-чувственного и образного мироосвоения. Религия -особый, внерациональный способ ориентации в том еще непознанном, странном, таинственном, трудно вербализуемом, ...с чем постоянно сталкивается человек в окружающем мире и в самом себе, в то же время не может непосредственно осязать, измерить, описать постигнуть»/

По Э.Дюргейму, религия - это общественное сознание, т.е. общие нормы, ценности, чувства индивида. Он утверждал, что у каждого человека своя шкала ценностей, своя религия.4 Другой известный зарубежный социолог Э.Фромм под религией понимал «...любую разделяемую группой систему мышления и действия, позволяющую индивиду вести осмысленное существование и дающую объект для предметного служения».5 Исторически, религия - как способ сознания, связанный с исходными ценностями - послужила основой общепризнанного морального порядка. Причем, религия, еще до всякого рода идеологий или других видов светских верований, стала средством сплочения людей в единый неодолимый организм, явившись тем чувством священного, которое вылилось в коллективное сознание людей.0 Вышеуказанные дефиниции свидетельствуют о том, что культура и религия оказывают значительное влияние на формирование социальных ориентации и социального поведения индивида. В этом смысле российские меценаты второй половины XIX - начала XX вв. также не являлись исключением. Наличие своеобразной исторической формы ценностных ориентации, нормативных компонентов определило их социально-культурный облик, а, следовательно, и общественные действия во всех областях, в том числе, и в сфере распространения и развития отечественного искусства, культуры, в целом. К социально-культурным истокам меценатства, определившим ценностно-нормативные ориентации отечественных меценатов, мы относим, прежде всего, основные тенденции развития культуры в обществе в определенный исторический период, статус этого социального института в сфере общественных отношений а также своеобразие российского менталитета, системы ценностей, идей, традиций, в том числе и религиозных, господствовавших как в обществе в целом, так и на уровне малых социальных групп { в частности, купечества).

Своеобразным источником психологических и ценностных установок российских меценатов - предпринимателей, побудивших их заниматься благотворительной деятельностью в сфере культуры, являются особенности русского национального менталитета. Для отечественных купцов-предпринимателей первых поколений, выходцев из крестьянских низов, российские национальные традиции, особенности русского национального характера были чрезвычайно близки. Традиции - это определенные общественные установки, нормы поведения, материальные и духовные ценности, идеи, обычаи, обряды, передающиеся из поколения в поколение и сохраняющиеся в определенных обществах, классах, группах, в различных социальных слоях и в различных сферах общественной жизни в течение длительного времени. При этом традиции имеют объективную основу, состоящую в специфике отношений тех или иных групп, классов, общества с природной и социальной средой,1 Несмотря на изменение образа жизни бывших крестьян в связи с принадлежностью к купеческому сословию, что повлекло за собой и определенную трансформацию их сознания, особенно во втором и третьем поколениях предпринимателей, в целом, в их социальной психологии не произошло каких-либо глубинных, необратимых процессов изменения ментальносте, структур сознания. Причастность к определенной социальной группе, в частности, купеческой, занятие обособленным видом деятельности также сыграли немаловажную роль в формировании ценностных установок, направлений общественной ориентации российских меценатов во второй половине ХІХ - начале XX вв.

Меценатство в России как общественное явление

Проблема изучения социального явления меценатства не ограничивается описанием его социальных истоков (см. Главу 1). Она предполагает также исследование следующих вопросов: определение роли субъективных характеристик российских купцов-предпринимателей в достижении и закреплении ими социального статуса мецената; динамика трансформации общественного мнения о меценатах и меценатстве; этапы совершения социального действия меценатства; характеристика социальной группы меценатов; изложение социальных функций и общественного значения меценатства. В системе социальной стратификации существует два основных типа социальных статусов: те, которые предписываются индивиду обществом или группой (предписанные статусы), и те, которые личность достигает своими собственными усилиями (достигаемый статус).1 Для СИ. Мамонтова, Н.П. Рябушинского, А.А. Бахрушина, П.М. Третьякова, СТ. Морозова предписанным являлся статус купца-предпринимателя. Независимо от их индивидуальных способностей, они были «предписаны» к данной социальной группе от рождения. Однако, по выражению известного социолога Э. Дюргейма: " Общество - не простая сумма индивидов, но система, образованная их ассоциацией и представляющая собой реальность.,., наделенную своими особыми свойствами. Конечно, коллективная жизнь предполагает существование индивидуальных сознаний, по этого условия недостаточно. чтобы эти сознания были ассоциированы, причем скомбинированы особым образом. Именно из этой комбинации проистекает социальная жизнь, а потому эта комбинация и объясняет ее71,1 По Э. Дюргейму. личность - это двойственная реальность, в которой существуют, взаимодействуют и борются две сущности: социальная и индивидуальная. Последняя составляющая играет важную роль в достижении новых социальных позиций (вертикальная и горизонтальная мобильность), которые закрепляются исключительно через индивидуальный выбор и конкуренцию. Именно исключительные способности личностей предпринимателей, их сила и цельность, их деловые и хозяйственные качества, чувство патриотизма, образованность, амбициозность, наконец, обусловили тот факт, что СТ. Морозов, СИ. Мамонтов, А.А- Бахрушин. Н,П. Рябушинский, П.М. Третьяков закрепили за собой достигаемый статус мецената,

Половина респондентов ( 5 из 10 опрощенных) утверждает, что одним из важнейших субъективных факторов, способствовавших выбору предпринимателями меценатских занятий, явился их высокий образовательный уровень. Известный критик В.В. Стасов в своей статье, посвященной меценату П.М. Третьякову, утверждал, что в течение первой половины настоящего столетия (речь идет о XIX в. - примечание автора) выросла иная порода людей купеческого сословия, с иными потребностями и стремлениями, людей, у которых вместо Сь охоты до пиров", прожигания жизни, была великая потребность в жизни интеллектуальной.1 О высоком уровне образования П.М. Третьякова свидетельствует и тот факт, что собранная им коллекция явилась стройным целым, запечатлевшим живую смену разнообразных течений в русском искусстве. Подобное собрание могло быть составлено только человеком разносторонне образованным, сумевшим разглядеть таланты многих отечественных - художников еще до их общественного признания. Высокообразованным человеком был также СТ. Морозов. Он обучался в Московском Университете, после окончания которого будущий предприниматель-филантроп проходил курс обучения в Англии, где готовился к защите диссертации в Кембридже, имел патенты на изобретения.2 Меценат А.А. Бахрушин, хотя и не получил хорошего систематического образования,1 тем не менее, усиленно занимался самообразованием: собирая реликвии театрального искусства, неоднократно осуществлял поездки за границу, где приобщался к достижениям мирового искусства а также приобретал экспонаты для своей будущей театральной коллекции. А.А. Бахрушин был избран членом совета Российского театрального общества и возглавлял Московское театральное бюро,4 Меценат-предприниматель СИ. Мамонтов обучался в Московском Университете на юридическом факультете.1 Он также выбрал объектом своей общественной деятельности культуру.

4 из 10 опрошенных нами экспертов отмечают, что другим важным субъективным фактором меценатства являлась личная склонность отечественных предпринимателей - филантропов к отдельным сферам культуры а также проявление индивидуальных интересов в различных ее областях. Примером тому является личность СИ. Мамонтова, который обладал яркими творческими данными: он сочинял стихи и пьесы, пел, писал музыку, создавал скульптурные произведения, разработал новую технологию изготовления керамики.2 В 1862 г. СИ. Мамонтов дебютировал в пьесе ь" Гроза1 в роли Кудряша, - тогда как Дикого играл сам Островский.3 С 1878 г. в усадьбах Мамонтовых ставились домашние спектакли, послужившие прообразом будущей знаменитой Частной оперы СИ, Мамонтова. В домашних постановках у СИ. Мамонтова принимал участие и юный К.С Алексеев (Станиславский).

Известный российский меценат Н.П. Рябушинский проявлял интерес к творчеству художников-символистов. Он посещал художественные выставки, увлекался также и театральным искусством.

Важным субъективным фактором, способствовавшим возникновению мотивации у предпринимателей для занятий меценатством, по утверждению 4 из І 0 экспертов, являлся патриотизм, чувство ответственности перед обществом, стремление служить своему народу.