Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Молодежная околоспортивная субкультура как социокультурный феномен Аруцев Михаил Александрович

Молодежная околоспортивная субкультура как социокультурный феномен
<
Молодежная околоспортивная субкультура как социокультурный феномен Молодежная околоспортивная субкультура как социокультурный феномен Молодежная околоспортивная субкультура как социокультурный феномен Молодежная околоспортивная субкультура как социокультурный феномен Молодежная околоспортивная субкультура как социокультурный феномен Молодежная околоспортивная субкультура как социокультурный феномен Молодежная околоспортивная субкультура как социокультурный феномен Молодежная околоспортивная субкультура как социокультурный феномен Молодежная околоспортивная субкультура как социокультурный феномен Молодежная околоспортивная субкультура как социокультурный феномен Молодежная околоспортивная субкультура как социокультурный феномен Молодежная околоспортивная субкультура как социокультурный феномен
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Аруцев Михаил Александрович. Молодежная околоспортивная субкультура как социокультурный феномен : диссертация... кандидата социологических наук : 22.00.06 Москва, 2007 168 с. РГБ ОД, 61:07-22/391

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. Теоретико-методологические предпосылки исследования феномена молодежной околоспортивной субкультуры 13

1.1. Молодежная субкультура как объект социологического исследования 18

1.2. Социокультурный подход к проблеме молодежной субкультуры 34

1.3. Спорт как компенсаторная деятельность: психологический подход к анализу околоспортивной субкультуры 44

ГЛАВА II. Социокультурное пространство молодежной субкультуры в контексте глобализации 55

2.1 Глобализация и ее влияние на процессы глобализации 56

2.2 Предпосылки социальной девиантности молодежной околоспортивной субкультуры 85

ГЛАВА III. Ценностные ориентации субъектов околоспортивной молодежной субкультуры 102

3.1. Методологические и методические основы исследования ценностных ориентации субъектов молодежной субкультуры 102

3.2. Особенности функционирования молодежной околоспортивной субкультуры в российском обществе 121

Заключение 154

Список литературы 158

Введение к работе

Актуальность темы исследования.

Радикальные преобразования российского общества сопровождаются активным ростом молодежных субкультур. В современных условиях молодежная субкультура превратилась в полноправного агента социализации, который во многом определяет нравственно-психологический портрет поколения.

Центробежные политические и экономические процессы на рубеже 90-х годов XX столетия, интеграция страны в глобальное мировое сообщество способствовали очередной смене устоявшихся социокультурных значений, регулирующих социальные взаимоотношения. Это привело к расширению социальной базы различных форм отклоняющегося поведения, приобретающих массовый характер и нередко воспринимаемых как приемлемый стиль поведения.

Неустойчивость ценностных ориентации и недостаточно высокий уровень правосознания молодежи создают предпосылки к асоциальному поведению. Негативные тенденции подкрепляются усилением роста молодежных субкультур, проявления которых зачастую имеют жесткий, а иногда и агрессивный характер. У участников неформальных групп, принадлежащих к подобным субкультурам, более выражены психолого-нравственные особенности личности, повышающие риск девиантного поведения. Так современная спортивная субкультура продуцирует риски, связанные с усиливающимся ростом агрессивности и насилия среди ее субъектов.

Спортивную субкультуру можно представить как состоящую из собственно спортивной субкультуры (спортсмены, участники спортивной деятельности); рекреативной субкультуры (болельщики с целевой установкой на использование социально-зрелищной сферы как средства рекреации); молодежной околоспортивной субкультуры (фаны, фанаты для которых использование системы зрелищного спорта является поводом и средством самоутверждения в личностном плане при игнорировании сущностных и социально значимых аспектов спорта).

Именно околоспортивная субкультура вследствие ее широкой востребованности среди молодежи вызывает исследовательский интерес. Выявление и анализ ценностных ориентации и представлений данной субкультуры дают возможность уточнить знание о причинах и факторах, обусловливающих распространение среди ее субъектов насилия и агрессии, а также понимание механизмов и форм ее воздействия на ценностные установки такой социальной группы как молодежь.

Необходимо отметить, что в современных условиях феномен околоспортивной субкультуры вызывает интерес как со стороны коммерческих структур в целях «шоуизации» спорта, так и со стороны государственных институтов для обеспечения управления процессом профилактики девиантного поведения субъектов молодежной околоспортивной субкультуры.

Таким образом, актуальность диссертационного исследования обусловлена рядом факторов: во-первых, широким распространением данного явления среди молодежи; во-вторых, усилением проявления асоциальных форм поведения субъектов околоспортивной субкультуры; в третьих, необходимостью разработки форм и методов целенаправленного воздействия на молодежную субкультуру, препятствующих росту насилия в данной социальной группе.

Степень научной разработанности проблемы исследования.

Рассматриваемая в диссертационном исследовании проблема молодежной околоспортивной субкультуры в отечественной социологии культуры практически не разработана. Однако отдельные аспекты по смежной проблематике достаточно глубоко отражены в работах как отечественных, так и зарубежных авторов.

Их классификация позволяет, прежде всего, выделить работы по проблеме ценностей и ценностных ориентации, исследующие их социальную и социально-психологическую природу, структуру и функции в современном обществе. Начало углубленной разработки теории ценностей как собственно социологической проблемы можно отнести к рубежу XIX - XX веков. В этом плане следует, в первую очередь, отметить труды М.Вебера, Э.Дюркгейма, Т.Парсонса.1

Проблема ценностей была и остается одной из актуальнейших в современной отечественной социологии и философии. Среди разработчиков этой проблематики наиболее общие подходы содержатся в трудах О.Г.Дробницкого, А.Г.Здравомыслова, В.Т.Тугаринова, В.АДцова.2

Значительный вклад в разработку проблематики ценностных ориентации личности, в частности, в освещение ее социально-психологических аспектов внесли Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, А.Р.Лурия, С.Л.Рубинштейн. Общетеоретический анализ вопросов трансляции культуры содержится в работах М.Вебера, Э.А.Орловой, А.В.Толстых, Н.С.Злобина, И.А.Ильина, В.Н.Лосского, Й.Хейзинги, К.Хорни, В.Г.Федотовой.

Молодежная проблематика нашла свое отражение в работах Ф.Найдгарта, К.Пржеклавского, Г.Шельского, К.Манхейма, С.Н.Иконниковой, Н.Д.Вавилиной, В.Т.Лисовского, С.Г.Слуцкого, В.И.Чупрова, Ю.А.Зубок, М.Х.Титмы, Э.А.Саара.

Вопросы молодежной субкультуры разрабатываются в работах таких авторов как Ю.А.Зубок, И.М.Ильинский, Д.Л.Константиновский, К.Г.Мяло, И.А.Гуськов, Ю.А.Гуськов, Ю.А.Давыдов, С.И.Левикова, П.Ханиган.

Анализ ценностной структуры и содержания субкультур, а также методология исследования социокультурных феноменов представлены в работах Е.М.Бабосова, Б.Грушина, М.Горшкова, Ю.Левады, Л.Гудкова, С.Г.Спасибенко, Г.Г.Татаровой.

Уже в 60-80-х годах прошлого века начали предприниматься попытки разобраться в особенностях влияния современного спорта на молодежную субкультуру. Эта проблематика отражена в работах Н.Визитей, В.Жолдака, З.Кравчик, О.Мильштейна, С.Молчанова, С.Платонова, Н.Пономарева, В.Пономарчук, В.Винник, В.Родиченко, В.Столярова.

Интенсивно ведутся теоретико-методологические и социально- философские исследования института спорта В.С.Козловой, В.Н.Супиковым, В.Бауэром, М.Безруковым,9 собственно социологические исследования воздействия спорта на личность и особенностей отношения к спорту В.Винником, П.Виноградовым, Ю.Окуньковым.

Обращение к истории свидетельствует, что общество всегда особое внимание уделяло проблеме поведения не соответствующего общепринятым или официально одобряемым социальным нормам. Не менее актуальна эта проблема и сегодня, что обусловило возникновение в рамках социологии особого направления - социологии девиантного поведения. В западной литературе вопросы социальной девиации рассмотрены в трудах Э. Дюркгейма, М.Вебера, П.Сорокина, Г.Тарда, А.Кетле, Р.Мертона, Г.Парсонса. Основоположником теории девиантного поведения принято считать Э.Дюркгейма, концепция аномии общества которого легла в основу дальнейших исследований социальных отклонений.

Среди трудов отечественных ученых по проблемам девиантного поведения следует отметить работы В.Н.Кудрявцева, А.Н.Казакова, А.Ратинова, Г.Х.Ефремова, Е.С.Жигарева.10

В последние годы намечается тенденция исследования различных аспектов взаимосвязи молодежных субкультур и девиантного поведения, однако это направление требует дальнейшего развития.

Проблемы социализации и становления личности также стали предметом пристального внимания в исследованиях профилактики девиантного поведения. Здесь следует отметить работы С.А.Беличевой, А.И.Ковалевой, А.В.Мудрика, Ю.Г.Пилипейченко.11

И все же особенностью современной ситуации в исследовании рассматриваемой проблемы является существенный разрыв между разработками общетеоретического плана и конкретными социологическими исследованиями. В этой связи возникает необходимость в продолжении изучения и анализа молодежной околоспортивной субкультуры, получившей распространение во всем мире, но имеющей свою специфику, характерную для российского общества.

Объект исследования - молодежная субкультура в современном мире.

Предмет исследования - роль околоспортивной субкультуры в формировании ценностных установок и мировоззренческих ориентиров современной молодежи.

Целью диссертационного исследования является анализ ценностных установок молодежной околоспортивной субкультуры в современном российском обществе и их роли в формировании девиантного поведения ее субъектов.

Поставленная цель определила решение следующих задач:

- рассмотреть существующие в науке теоретико-методологические подходы к исследованию молодежной субкультуры как социокультурного феномена и выяснить содержание понятий «молодежная субкультура», «молодежная околоспортивная субкультура»;

- выявить причины и факторы, определяющие формирование и востребованность молодежной субкультуры;

проанализировать влияние глобализационных процессов на формирование и распространение норм, стереотипов и стилей поведения субъектов молодежной субкультуры;

- определить направленность ценностных установок и ориентации субъектов молодежной околоспортивной субкультуры; •»

- уточнить роль околоспортивной субкультуры в формировании девиантного поведения молодежи;

- проанализировать значение СМИ в распространении и тиражировании форм поведения и стиля жизни субъектов околоспортивной субкультуры;

- провести анализ специфических особенностей молодежной околоспортивной субкультуры в российском обществе и выявить социальные причины ее широкого распространения в современной молодежной среде.

- рассмотреть возможность и перспективность социальных воздействий на становление личности субъектов молодежной околоспортивной субкультуры в целях профилактики девиантной социализации.

Методологическую базу исследования молодежной околоспортивной культуры составляют присущие теоретическому уровню познания принципы, подходы, методы исследовательской практики:

- системный подход, ориентирующий исследование на раскрытие целостности системы молодежной субкультуры, на выявление многообразных связей таких ее элементов как «молодежная спортивная субкультура», «молодежная околоспортивная субкультура»;

- диалектический метод, с позиций которого процесс функционирования околоспортивной культуры следует рассматривать как форму ее изменения, исходя из принципов развития, универсальной взаимосвязи, взаимодействия, взаимообусловленности социальных и культурных объектов, факторов и процессов;

аксиологический подход, позволяющий рассматривать феномен околоспортивной субкультуры с точки зрения ее ценностных ориентации и установок;

- психологический подход, ориентирующий на выявление специфических особенностей формирования и функционирования психологических особенностей молодежи как субъекта околоспортивной субкультуры;

- социосинергетический подход, исследующий молодежную субкультуру как открытую неравновесную и неустойчивую систему, где взаимодействие ее элементов является необходимым условием ее развития;

- структурно-функциональный подход, направленный на анализ молодежной субкультуры как целого, на выявление функциональных корреляций внутри системы, а также между ней и другими системами (социальной, политической, экономической и т.д.);

- социокультурный подход, формирующий представление об обществе как единстве культуры и социальности, образуемом в процессе социальных взаимодействий;

- цивилизационный подход, обращающийся к проблеме своеобразия развития молодежной околоспортивной субкультуры российского социума;

- принцип историзма, требующий исследования действительности как изменяющейся во времени, развивающейся, позволяющий уяснить значимые ценностные изменения молодежной околоспортивной культуры;

- принцип взаимосвязи исторического и логического, характеризующий отношения между исторически развивающейся действительностью и ее отражением в теоретическом познании;

- интегративный подход, ориентирующий стратегию исследования на целевые установки и положения различных парадигм, работающих в формате классической, неклассической и постнеклассической методологий.

Теоретическую основу исследования составили труды отечественных и зарубежных ученых по теоретической и эмпирической социологии, социологии культуры, философии, психологии, права, истории.

Эмпирическая база исследования.

Исходным материалом послужил комплекс социологических исследований, результаты которых были подвергнуты вторичному анализу. Направленность этих исследований касалась запросов и потребностей населения в сфере физической культуры и спорта и непосредственно проблем зрелищного спорта: влияния разных форм физкультурно-спортивной активности на ценностные ориентации личности и социально психологических предпосылок эффективности вхождения подростка в институт спорта в качестве действующего спортсмена и запросов населения в спортивных зрелищах, а также влияния спортивного зрелища на формирование ценностных ориентации личности.

Собственные исследования были осуществлены в 2002-2004 гг. под руководством доктора социологических наук В.С.Козловой. Их объектом стали неорганизованные болельщики и члены фан-клубов (N = 751), а также работники правоохранительных органов, принимающие непосредственное участие в охране правопорядка во время спортивно-зрелищных мероприятий (N = 386). Используемый нами инструментарий представлял собой 2 анкеты: «Вы, спорт и спортивное зрелище» (598 позиций) и «Анкета работника правоохранительных органов: Вы, спорт и спортивное зрелище» (280 позиций) и содержал определенные блоки вопросов.

Методика получения данных предусматривала:

- получение первичных данных с помощью анкетирования и наблюдений;

- выявление особенностей ценностных ориентации у отдельных групп аудитории спортивных зрелищ (неорганизованные зрители-болельщики - участники неформального фан-движения - члены фан-клубов);

получение социологических характеристик факторов, определяющих вовлеченность молодежи в околоспортивную субкультуру. Степень охвата контингента позволила получить данные:

- об общих закономерностях и особенностях становления молодежной околоспортивной субкультуры;

- особенностях ценностных ориентации ее субъектов;

- о факторах, определяющих отклоняющееся поведение и насилие у аудитории зрелищного спорта, девиантность социализации при вхождении молодежи в околоспортивную субкультуру.

Научная новизна исследования.

Научная новизна исследования состоит в разработке концепции формирования молодежной околоспортивной субкультуры, выявлении ценностных установок и ориентиров этого социокультурного феномена, что создало реальные предпосылки для понимания ее роли в формировании девиантного поведения ее субъектов.

1. На основании социокультурного анализа выявлено содержаний понятий «молодежная субкультура», «околоспортивная субкультура».

2. Выявлены и проанализированы социальные и психологические причины, обусловливающие востребованность молодежной субкультуры в современном обществе.

3. Уточнена роль глобализационных процессов в унификации и стандартизации ценностных ориентиров и жизненных стилей субъектов молодежной субкультуры.

4. Проанализированы ценностные ориентации и установки субъектов молодежной околоспортивной субкультуры.

5. Выявлена совокупность социальных и психологических причин, вызывающих широкое распространение в околоспортивной среде агрессии и насилия.

6. Определена роль СМИ в формировании молодежной околоспортивной субкультуры, в том числе и в формировании социальных девиаций среди ее субъектов.

7. Исследованы специфические особенности околоспортивной молодежной субкультуры в современном российском обществе и выявлены социальные факторы, детерминирующие ее востребованность в молодежной среде.

8. Разработаны рекомендации по формированию теоретической и методической базы оптимизации управления в сфере молодежной спортивной политики.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Молодежная субкультура рассматривается как совокупность ценностных ориентации, определяющих стиль жизни, модель проживания, характерную для объединений молодых людей. Под молодежной околоспортивной субкультурой понимается такая субкультура, в которой ведущим мотивом для ее субъектов (фанов, фанатов) использование системы зрелищного спорта является поводом и средством самоутверждения при игнорировании сущностных и социально значимых аспектов спорта. Феномен околоспортивной субкультуры - это именно молодежный феномен, причем ее субъекты в действительности безразличны к спорту, и, строго говоря, молодежная околоспортивная субкультура обитает не в спорте, а в обществе, и является проблемой не спортивной, но социокультурной.

2. В условиях стремительно изменяющегося мира разрушаются традиционные социальные связи, социокультурное пространство дифференцируется, становится гетерогенным и одновременно массовым, множатся субкультуры, чьи ценностные установки отличаются от господствующей системы ценностей. В этих условиях генерационная замкнутость и поиски своей субкультурной ниши становятся характерной чертой поведения молодых людей. Социализация все в большей степени происходит под влиянием не только таких социальных институтов как семья и институт образования, но и в условиях взаимодействия микрогрупп, где отрабатываются такие образцы поведения, которые одобряются в конкретной субкультуре.

3. Глобализация как социокультурный феномен, изменяющий и подвергающий относительной девальвации традиционные, устоявшиеся социальные модели и образы жизни, способствует унификации социальных практик на уровне повседневной жизни, в том числе и в духовной сфере, вне зависимости от территориальной близости или разобщенности ее субъектов. В этом аспекте социокультурные последствия глобальных процессов заключаются в распространении универсальных символов, образцов и моделей поведения субъектов молодежной субкультуры независимо от специфики локальной культурной основы.

4. Вхождение в субкультурную околоспортивную среду имеет следствием либо переориентацию незакрепленных еще в повседневной деятельности ценностных ориентации позитивного плана, либо первично формируются негативные социальные установки из-за конформности подросткового возраста. Вследствие этого создаются предпосылки снижения уровня позитивно окрашенных социальных притязаний и референтных ориентации. У большинства респондентов, принадлежащих к околоспортивной субкультуре, независимо от страны и региона, системы потребностей и ценностных ориентации значительно ниже существующей в обществе нормативной структуры потребностей (питание, расходы на одежду и т.д.). Вместе с тем, выявлена относительно высокая степень удовлетворенности молодежи ее условиями, свидетельствующая о заниженном уровне сложившихся личных потребностей, и формировании таких ценностных установок, которые не связаны с преобразованием их жизни.

5. В молодежной околоспортивной субкультуре, характеризующейся низким уровнем рефлексии, усиливаются ориентации на групповой эгоизм, проявляющийся в защите индивидуальных интересов через интересы групповые с помощью использования любых средств - от неформальных до криминальных; активизируется процесс стихийного сравнения своего социального положения с позициями других людей как незаслуженного и несправедливого, что вызывает особенно агрессивный тип поведения. В условиях коммерциализации спорта молодежные околоспортивные объединения, инициирующие агрессию и насилие на трибунах стадиона и вне его, активно используются для усиления зрелищного эффекта спортивных состязаний.

6. Средства массовой информации сегодня становятся одним из решающих факторов формирования околоспортивной молодежной субкультуры, формируют моду на нее. Положительные стороны подобного воздействия связаны с эффективностью передачи социального опыта, отрицательные касаются, прежде всего, открывающимися, в этом случае, возможностями навязывания стереотипов мышления и поведения асоциального характера.

7. Широкое распространение в российском обществе молодежных субкультур, проявляющих асоциальный характер, в значительной степени обусловлено быстро растущей социальной дифференциацией населения, вызвавшей изменение и сокращение конкретных возможностей самореализации для значительных слоев молодежи. Среди основных причин, вызывающих в неформальных околоспортивных объединениях поведение, отклоняющееся от существующих в обществе социальных норм: разрыв между ценностными ориентациями различных социальных групп из-за наличия чрезмерной дифференциации имущественного положения; широко распространенный в трансформирующемся обществе переходного типа разрыв между социальным статусом и социальными ожиданиями молодежи; отчуждение личности от ценностно-нормативной системы регуляции, существующей в обществе, когда официально признаваемые цели и ценности становятся недоступными тем, кто хотел бы достичь их законными, во всяком случае, одобряемым обществом путями и средствами; ощущение индивидом бессмысленности своей жизни в этих условиях.

8. Недостаточное внимание к самоорганизации неформальных объединений вокруг профессионально-зрелищного спорта увеличивает риски социальных конфликтов вследствие переноса стереотипов поведения околоспортивной субкультуры в иные сферы жизнедеятельности. Корни околоспортивного насилия следует искать не столько в особенностях спорта как социального феномена, сколько в общекультурном фоне и установках социума, что требует поиска новых подходов в формировании молодежной политики на современном этапе развития российского общества.

Теоретическое и практическое значение результатов исследования.

Теоретическая значимость работы определяется разработкой теоретико-методологических и методических основ исследования молодежной субкультуры и ценностных ориентации ее субъектов, выявлением места и роли молодежной околоспортивной субкультуры в социализации подрастающего поколения, в том числе, и в формировании социальных девиаций.

Практическая значимость обусловлена тем, что результаты исследования доведены до конкретных рекомендаций по формированию теоретической и методической базы оптимизации управления в сфере спортивной политики и совершенствования потенциала этой сферы, о чем имеются соответствующие акты внедрения.

Материалы исследования могут быть использованы при подготовке учебных пособий, чтении спецкурсов в учебных заведениях, а также для проведения занятий в системе подготовки и переподготовки управленческих и педагогических кадров в институте спорта и для правоохранительных органов.

Апробация результатов исследования. Основные положения и выводы диссертационного исследования были обсуждены на кафедре политологии и социологии Московского педагогического государственного университета, представлены на VIII и IX Международных научных сессиях «Научное обоснование физического воспитания, спортивной тренировки и подготовки кадров по физической культуре и спорту» (Минск, 2005 и 2006 гг.). Материалы диссертации использованы в публикациях соискателя. Структура диссертационной работы.

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

Молодежная субкультура как объект социологического исследования

Интерес к молодежи имеет как теоретический, так и непосредственно практический контекст, поскольку разнообразные молодежные акции со всей определенностью можно считать, с одной стороны, следствием недостаточной социализации, с другой - нежеланием молодых разделять системы ценностей старших поколений. Характерными чертами указанных акций являются во-первых, их организация самой молодежью; во-вторых, их заметное влияние на все происходящие в обществе социокультурные процессы.

Приоритетное место в социологическом изучении молодежи заняло выявление особенностей этой возрастной когорты как специфической социально-демографической группы и путей вхождения ее в социум, обретение определенного социального статуса и выполнение определенной социальной роли.

Своеобразие молодежи как социальной общности, отмечает Е.М.Бабосов, детерминировано следующими факторами:

- в общем составе молодого поколения существует значительная доля юношей и девушек (учащиеся, студенты), которые не обладают в полном смысле собственным социальным положением и характеризуются либо своим прошлым социальным статусом - социальным положением родителей, либо своим будущим статусом, связанным с профессиональной подготовкой и намечающейся профессиональной деятельностью;

- социальное своеобразие молодежи детерминируется не только формальной принадлежностью тех или иных ее групп к различным социальным структурам, но и непосредственной включенностью в различные молодежные движения и группировки - политические, субкультурные (хиппи, рокеры), территориальные (люберы), религиозные или псевдорелиги озные (дзен-буддисты, кришнаиты, сатанисты и др.); - своеобразие молодежи как социальной общности определяется тем, что она находится в процессе формирования, становления и развития своих социальных качеств, а этот процесс в силу своей неоднородности и противоречивости, вызванной различными социально-экономическими, политическими, социокультурными влияниями, подвержен значительным изменениям и колебаниям, развертывается не по прямой линии, а по сложной траектории, отличающейся значительными флуктуациями, отклонениями;

- специфика социального развития молодежи обусловлена поэтапным, соответствующим возрастным изменениям социального статуса и вытекающим отсюда многоступенчатым становлением и развитием социальных сущностных сил (личностный потенциал, побудительно-мотивационные установки, социокультурные предпочтения и ценностные ориентации), воплощающихся в специфических формах ее жизнедеятельности. 5

На базе отечественных исследований проблем молодежи и ее участия в общественно-политической жизни еще в советский период сформировалась социологическая школа, занимающаяся изучением проблем молодежи.16

Значительный научный интерес представляют работы, вышедшие в последние годы, поскольку существенно изменился социум и, как следствие, ситуация в молодежной среде. В работах последних лет дан анализ новых проблем возникших в молодежной среде, среди которых проблемы роста наркомании, преступности, безработицы, отсутствие равных стартовых возможностей для молодежи и др., а также публикации по проблемам социальной адаптации молодежи к новым социально-экономическим условиям, анализ различных форм девиантного поведения молодежи как последствий развития рыночного общества.17

Реформирование постсоветского общества привело к весьма неоднозначной ситуации в целом, но особенно в отношении молодежи. Сегодня характерные для нее потребность в самоопределении, познании самого себя, нахождения своего предназначения в жизни, стремление к самоопределению и самоутверждения реализуются в условиях, когда новые политические и социальные условия значительно расширили возможности молодого человека в жизненном плане. В то же время социализация молодежи идет в условиях нестабильности общества в целом и затянувшегося кризиса привычных норм и ценностей, в частности. В условиях, когда изменившиеся общественные условия разрушили сложившуюся в советское время систему социализации, именно молодежь стала в первую очередь объектом своего рода «социального эксперимента», когда новые ценности, формы, методы и факторы социализации реально апробируются на поколении сегодняшних молодых людей. Оказавшись в условиях необходимости выбора определенного стиля жизни, при недостаточном, в большинстве случаев, социально-экономического и культурного обеспечения этого процесса, молодежь без существенной поддержки государства и социума вынуждена самоопределяться в разных сферах жизнедеятельности - образовательной и производственной, семейно-бытовой и досуговой, общественно-политической сфере.

Спорт как компенсаторная деятельность: психологический подход к анализу околоспортивной субкультуры

В современной науке многие исследователи социальный смысл спорта видят, прежде всего, в компенсаторной деятельности, необходимость в которой неизбежно возникает в связи с самыми общими социально-психологическими особенностями образа жизни современного общества.

Человек, активно включенный в производственную деятельность в качестве истинно ценных рассматривает лишь те свои качества и способности, которые содействуют успеху основной деятельности-производству. Это в свою очередь обесценивает для него любую деятельность, в которой он способен выступить в роли действительно активного субъекта соответствующих действий, и неизбежно сдвигает его интересы на деятельность, где он выступает преимущественно как сторонний наблюдатель, «сопереживатель» разворачивающихся перед ним событий, как потребитель зрелища. Иными словами, спорт как социально-зрелищная сфера реально становится специфической формой выключения человека из действительности.

По сути дела он является такой деятельностью, которая в наибольшей степени способна удовлетворить потребность в самоутверждении вследствие того, что передает идею коммерческого конфликта очень глубоко и полно, причем в очень доступной для восприятия зрителем форме. Помимо этого, спорт - это соревновательная деятельность, в которой противостоящие друг другу стороны имеют равные возможности перед лицом правил спортивного состязания. И это, при ближайшем рассмотрении, очень привлекательно.49

Относительная приближенность картины спортивного соревнования к модели «идеальной ситуации», в рамках которой успех обеспечивается (гарантируется) зрителю более определенно, чем в рамках реальной, каждодневной конкуренции, во многом объясняет и силу отрицательной реакции зрителя на проигрыш любимой команды, его агрессивность по отношению не только (а часто и не столько) к тем, кто ниспроверг его кумира, но и к проигравшему. Проигрыш стороны, с действиями которой зритель отождествлял свои действия, равносилен для него не просто несостоявшемуся частному случаю компенсации неудовлетворенности обстоятельствами и результатами собственной жизни. Проигрыш равнозначен в таком случае потере самой веры в принципиальную возможность решения жизненных проблем зрителя, или, по крайней мере, здесь возникает угроза, что эта вера сильно пошатнется. Не за успех другого, в конечном счете, «болеет» зритель на матче, а за самого себя, за сохранение возможности верить в себя, в свой успех, он готов подавить любого человека, который грозится отнять у него такую возможность. Иными словами, его мечтания по сути своей есть определенного рода компенсаторная способность в условиях фрустрации: «чаще всего мечтания выполняют функции компенсации. Они способствуют поддержанию слабых надежд, смягчению чувства неполноценности или уменьшению каких-либо действительных обид».50

Способность спорта нести в себе идею равных возможностей для соревнующихся сторон создает определенные предпосылки для того, чтобы в спорте и через спорт в обществе утверждались идеи справедливой борьбы и самоценности человеческих способностей. Эту сторону дела подчеркивали еще в последней четверти такие социологи спорта как Л. Сьюэне и М.Буэ.51 Однако поскольку спорт, как и любое производство, создает «не только предмет для субъекта, но также и субъект для предмета»,52 то не следует упускать из виду, что в спорте в качестве единственно важного для зрителя момента спортивного состязания, как правило, выступает конечный его момент: сам факт проигрыша или выигрыша, счет, набранные очки или баллы. А потому, как показывают исследования В.С.Козловой, для «фанов», этих составляющих «околоспортивнои толпы» сам процесс игры, приведший к данному результату, становится практически неинтересным.53

Поскольку установка «важнее всего результат», становясь этической установкой, сильно тяготеет к формулам «цель оправдывает средства» или «победителя не судят», ибо конкуренция, как отмечал Ф. Энгельс, есть «утонченное право сильного»54, то вследствие этого в любой социально незрелой группе, акцентуируются основные моменты конкретной деятельности.

В околоспортивнои субкультуре, особенно вследствие того, что наблюдается гипертрофия «потребности в достижении» другой человек начинает рассматриваться лишь как средство для достижения личных целей, собственно состязательность и конкурентность, эти основные моменты характеристики спорта, принимают форму агрессивной конфронтации с контрагентами по субкультуре. И, более того, такая агрессия выплескивается «на улицу» в отношении любых членов социума. Конфронтация, таким образом, становится основной формой самоутверждения.

Предпосылки социальной девиантности молодежной околоспортивной субкультуры

Понятие девиантного поведения получило широкое распространение в зарубежной социологии в связи с развитием теории социальной

дезорганизации Э. Дюркгейма, который под таковым понимал поведение, не согласующееся с принятыми в обществе нормами. Согласно его теории отсутствие, ослабление или противоречие ценностей, норм и социальных взаимосвязей, несоответствие жизненного опыта людей социальным нормам, господствующим в обществе - все это признаки состояния социальной аномии.119

Развивая эту концепцию, Р. Мертон интерпретировал аномию как результат конфликта между системой ценностей, существующих в обществе, и воплощающей эту систему в жизнь социальной организацией. Он утверждал, что с одной стороны, в обществе функционируют зафиксированные в культуре цели и ценности, с другой - общественно одобряемые средства достижения этих целей.

На возникающий конфликт между ценностями, целями и средствами достижения успеха различные индивиды и группы реагируют по-разному. Такие типы социальных личностей, как инновационный, ритуали стский, ретритический и мятежный типы, используют свои, характерные только для них средства, запрещенные существующими социально-культурными нормами.120

В последующем, изучение проблемы в зарубежной социологии, а позднее и в отечественной, сосредоточилось в основном на таких его видах, как девиантное и делинквентное поведение. В первую очередь в западноевропейской и американской социологии это были теории девиантного поведения, в которых были разработаны оригинальные антропобиологические, психологические и социологические подходы.

При многообразии подходов к трактовке терминов «девиация» и «девиантное поведение» их объединяет то, что практически все определения исходят из противопоставления девиации и нормы, принятой в том или ином сообществе.

Если же обратиться к собственно социологической трактовке проблемы девиантности, то она определяется как отклоняющееся поведение, деятельность индивида или группы индивидов, не соответствующая сложившимся в данном обществе нормам и образцам поведения, социальным ожиданиям.122 Но такие поведенческие ожидания, как показали реалии переходного периода на постсоветском пространстве, меняются со временем и в связи с этим они весьма неопределенны и многообразны.

Предметом социологии девиантного поведения как «специальной социологической теории» по определению Я.И.Гиленского, являются все формы социальной патологии - преступность, пьянство, наркомания, проституция, суицид - в их взаимосвязях и зависимостях от социально-экономических, политических и прочих факторах. Показательно, что «носителями» социальной патологии, по его мнению, являются представители преимущественно тех групп, которые наиболее остро реагируют на изменения общественной ситуации, прежде всего -молодежь.123

Под девиацией можно понимать акт и процесс отклонения от норм, принятых в сообществе. Причем предполагается двойственный характер социальных отклонений от социальных норм. Часть из них способствует конструктивным социальным изменениям, они служат прогрессу и являются по сути позитивными. Другая часть - негативные отклонения носят дисфункциональный характер, поскольку дезорганизуют социальную систему, угрожая её существованию. Именно эти виды девиации и входят, в основном, в предмет социологии социальных проблем.

Принято различать такие формы девиантного поведения как неконформное (нестандартное) и преступное. Для первой из них характерен факт несовпадения с нормами, который не носит деструктивного характера, второе же - это конкретное противоправное деяние, совершаемое человеком или группой. Если рассматривать девиантное поведение, с точки зрения отношения его к степени нарушений права, то формирование различных видов отклоняющегося поведения имеет два основных этапа -предкриминальный и криминальный.

В социологии преступное поведение, для характеристики которого применяется также термин «делинквентное поведение»,124 трактуется как разновидность, одна из форм девиантного поведения, достигшего степени общественной опасности, определяемой уголовным законом.

В то же время, наряду с делинквентными и деликтными формами девиантного поведения, существуют отклонения в поведении людей в форме асоциальных поступков, когда человек не совершает правонарушений и порой даже не переходит за черту неписанных моральных запретов, но его поведение не соответствует социальным ожиданиям и дезорганизует людей, например, ложь, грубость, бездействие, пассивность, агрессивность, раздражительность, конфликтность, халатность и т.д. Слабые и случайные проявления таких отклонений легко устранить, но устойчивые их формы преодолеваются с трудом и могут привести к нарушениям правил и правопорядка.125

Методологические и методические основы исследования ценностных ориентации субъектов молодежной субкультуры

Прежде чем перейти к содержательному конкретно-социологическому анализу молодежной спортивной субкультуры, важно предварительно хотя бы обозначить некоторые моменты общетеоретического плана. Отметим сразу, что выделить нечто в качестве объекта исследования - значит определить тем самым и позицию исследователя в отношении изучаемого предмета.

При исследовании духовной сферы далеко не всегда возможно все виды деятельностных отношений свести к альтернативе «обязательное -реальное», а потому правомерность выделения «социологии молодежи» как отдельной дисциплины вызывает сомнение.137 К тому же при таком подходе практически неизбежна редукция молодежной субкультуры либо до проблем шоу-бизнеса, либо до проблем функционирования конкретных группировок, формальных и неформальных объединений представителей этой возрастной группы, либо сведение проблематики к системе ценностей как таковой, что приводит к потере целостности и динамичности исследования. При этом следует иметь в виду, что принципиальная основа социологического подхода к исследованию молодежи заключается в следующем: здесь на первый план выходит реализация требования рассматривать проблемы духовной жизни молодежи в контексте их тесной связи с особенностями жизни социума в целом.

Правда, в таком случае возникает опасность сведения социологических исследований молодежной спортивной субкультуры к специфическому варианту социологии спорта, вследствие чего создаются предпосылки игнорирования внеспортивных факторов и сведения сущности функционирования отношений в неформальных объединениях «вокруг» института спорта только к специфическим особенностям профессионально-зрелищного спорта.

Проблема своевременной и точной оценки социально-психологических особенностей субъектов молодежной субкультуры, анализ условий их становления в контексте социализации подрастающего поколения и влияния конкретных факторов на этот процесс при вхождении подростка в социум в качестве его полноправного субъекта всегда имела важное значение. В первую очередь - для организации эффективной воспитательной работы и принятия оптимальных решений властными структурами и работниками системы образования как социального института. Особое значение исследование этого процесса приобретает в условиях трансформации социально-политических и экономических отношений в обществе, поскольку именно в такие периоды «расшатывается» мораль, создаются реальные предпосылки формирования личностей с негативной социальной направленностью.138

Эффективность и достоверность анализа положения дел в сфере образования, равно как и эффективность принимаемых и проводимых в жизнь управленческих решений, несомненно, зависит от корректности исследования ценностных ориентации, а, следовательно, не в последнюю очередь от методики проведения социологических исследований. Разумеется, общая методика проведения таковых в каждом конкретном случае зависит от целей, задач и направленности использования социальными институтами данных, полученных в ходе таких исследований.139

Проблема исследования современного состояния ценностных ориентации молодежи и анализ условий их формирования - одна из решающих предпосылок для организации эффективной работы и принятия оптимальных решений органами управления. И все же особое значение она приобретает в условиях трансформирования социально-политических и экономических отношений в обществе, поскольку именно в такие периоды значительная часть молодежи теряет реальные ориентиры и маргинализируется. И как раз исследование условий и закономерностей формирования ценностных ориентации может и должно стать базой включения данных такого плана в процесс принятия и осуществления управленческих решений по оптимизации поведения подростков и использования их в целях создания своего рода социального регулятора обстановки в стране. Немаловажное значение имеют такого рода исследования при организации гражданского воспитания и оптимизации функционирования института образования в целом.

Существенным моментом исходных посылок исследования ценностных ориентации, на наш взгляд, должно принципиальное различение его реальной направленности. Еще можно допустить, что при исследовании профессионально-образовательных ориентации подростка на тот или иной вид деятельности достаточно трактовать процесс вхождения подростка в социум как процесс его социализации. Однако, когда речь идет о формировании самосознания - и тем самым социальной направленности личности - такой подход малопродуктивен. Малопродуктивен потому, что здесь речь идет не только и не столько о социальном статусе индивида и его ценностных ориентациях в этой области, сколько о его вхождении в культуру и определенном - пусть даже на бытовом уровне - понимании феномена человека. Иными словами, здесь отражаются проблемы не «цивилизованного» общества, но проблемы культуры, проблемы человека как социокультурного феномена, поскольку система ценностных ориентации в широком смысле - это стержень общекультурных позиций личности.140 Именно общекультурные ценности, преломляясь через призму индивидуальной жизнедеятельности, входят в психологическую структуру личности как ценности личностные,141 становясь носителями функции регуляторов поведения.