Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Отношение к национальной культуре учащейся молодежи : На прим. корен. малочисл. народов Ханты-Мансийс. авт. окр. Лазарева, Лилия Георгиевна

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Лазарева, Лилия Георгиевна. Отношение к национальной культуре учащейся молодежи : На прим. корен. малочисл. народов Ханты-Мансийс. авт. окр. : диссертация ... кандидата социологических наук : 22.00.06.- Екатеринбург, 1998.- 148 с.: ил. РГБ ОД, 61 99-22/26-7

Введение к работе

Актуальность темы. Конец второго тысячелетия новой эры
характеризуется нарастанием процессов интернационализации стран и
народов мира. Интеграция происходит как на экономическом и политическом
уровнях, так и в информационной, правовой и других сферах общественной
'жизни. . '" .'.' . ' ' ''".''

В то же время наблюдается усиление национализма, рост национального самосознания, стремление к обособленности и независимости вплоть до создания самостоятельных государств у многих этнических общностей.

В связи с этим возникает вопрос: куда движется человечество, каким будет общество будущего, как регулировать происходящие процессы, чтобы достичь оптимального состояния социума?

В последние десятилетия многие исследователи склоняются к выводу, что человечество быстрыми темпами движется к обществу социальной однородности.

В то же время ряд ведущих зарубежных философов проповедуют точку зрения, согласно которой между нациями, народами, цивилизациями лежит непреодолимая пропасть, каждая общность развивается по своим собственным законам и сближение между ними невозможно. (О.Шпенглер, А.Тойнби, "культурные антропологи" и другие).

Где же истина? Какая теория отражает действительное положение вещей?

Новейшая история человечества отличается от всех предыдущих эпох значительным ускорением темпов общественного развития. Все более очевидным становится тот факт, что стихийное развитие социума постепенно заменяется сознательным управлением общественными процессами. Именно поэтому в последние десятилетия возросла роль и значимость общественных наук. Однако нередко случается, что вместо взвешенных, продуманных, опирающихся на большой фактический материал теорий предлагаются надуманные, наукообразные концепции, не отражающие действительное положение вещей. В связи с этим возникает необходимость повышения качества предлагаемых к реализации концепций и моделей развития.

Одна из наиболее актуальных проблем современного мира в теоретико-методологическом плане звучит следующим образом: в каком направлении развиваются этнические сообщества и все человечество в целом - по пути движения к обществу социальной однородности или по пути непрерывного формирования разнородных общностей, коллективов и групп, различие между которыми никогда не будет преодолено? От ответа на этот вопрос зависит обоснование стратегии и тактики политических действий по отношению к этническим общностям на том или ином государственном уровне.

Одно из фундаментальных понятий, которое в концентрированном виде отражают жизнь этноса, - национальная культура. Рассматривая закономерности существования и развития национальных культур, мы выявляем тем самым тенденции развития этнических общностей и всего человечества в целом.

Целесообразно выделить какую-то группу этносов, на примере которых можно исследовать происходящие процессы.

В нашей работе в качестве такой группы этносов взяты малочисленные народы Севера Российской Федерации, находящиеся в настоящий момент на грани исчезновения, и в частности, этносы, проживающие в Ханты-Мансийском автономном округе.

8 последние годы интерес к проблемам выживания малочисленных народов Севера очень высок. Изучением этих самобытных этносов и разработкой рекомендаций по сохранению и развитию их национальных культур занимаются многие ученые и целые научно-исследовательские коллективы. Проводятся научно-практические конференции, принимаются законодательные акты, составляются программы развития, выделяются немалые финансовые средства.

Усилия, предпринимаемые обществом, дали некоторый положительный
эффект. В то же время можно со всей ответственностью заявить, что
кардинального изменения ситуации не произошло. Процессы ассимиляции
малочисленных этносов и деградации их культур не только не
приостановились, но даже усилились. <,.

В чем причина этих явлений? Почему национальные культуры этнических общностей Севера," и в частности, коренных * народов Ханты-Мансийского

автономного округа, при всем. позитивном к ним отношении не могут
регенерировать, а продолжают разрушаться? Реально ли изменить, эту
тенденцию? При каких условиях это возможно? На эти вопросы \мь( и
попытаемся ответить в нашей работе. ..

Степень разработанности проблемы., Рассмотрение культур коренных малочисленных народов Ханты-Мансийского округа целесообразно начать с выявления фундаментальных сущностных характеристик понятия "культура". Попытки ее анализа широко представлены в отечественной литературе. Можно назвать таких исследователей как А.И.Арнольдов, ЭАБаллер, Ё.С.Баразгова, В.С.Библер, Ю.Р.Вишневский, ' Е.В.Грунт, П.С.Гуревич, Б.Е.Ерасов, Г.Е.Зборовский, Н.С.Злобин, М.С.Каган, Л.Е.Кертман, Л.Н.Коган, И.В.Кондаков, А.Ф.Лосев, Э.С.Маркарян, В.М.Межуев, И.М.Модель, Г.П.Орлов, Б.С.Павлов, Л.Я.Рубина, В.Т.Шапко й др. Выявление сущностных характеристик культуры дает теоретико-методологическую базу : для анализа основных закономерностей функционирования и развития национальной культуры той или иной этнической общности.

Изучением культур аборигенных народов Югры впервые начали заниматься венгерские и финские исследователи. Это произошло в первой половине 19 века. Основоположники угроаедения финн А.М.Кастрена и венгр А.Регули независимо друг от друга побывали в научно-исследовательских экспедициях в отдаленных северных районах Западной Сибира с целью сбора лингвистического, этнографического и фольклорного материала об обских уграх.

Начатое ими дело продолжили во второй половине XIX - начале XX века финнские ученые А.Алквист, А.Канисто, У.Т. Сирелиус, К.Ф.Карьялайнен, Х.Паасонен, венгерские ученые Б.Мункачи, Й.Папаи и другие.

Из отечественных исследователей можно назвать лесничего Тобольской губернии А.А Дунина-Горкавича, издавшего в начале XX века фундаментальный труд "Тобольский Север", третий том которого посвящен этнографическому описанию местных инородцев Сибири, а также ученого экономиста С.Патканова, занимавшегося исследованием фольклора хантов и манси.

В советский период было продога.Бпо изучение национальной культуры обских угров. Этим занимались В.Н.Чернецов, Н.Ф.Прыткова, Г.Старцев, М.Б.Шатилов и другие.

40-50 годы XX века - время активной творческой деятельности первого хантыйского ученого Н.И. Терешкина, который собрал на разных диалектах родного языка огромный материал по языку и фольклору.

Из современных исследователей нужно назвать прежде всего томских этнографов Н.В.Лукину и В.М.Кулемзина.

Язык, материальную и духовную культуру хантов и манси изучают также московский этнограф З.П.Соколова, новосибирские этнографы и лингвисты И.Н.Гемуев, А.М.Сагалаев, М.И.Черемисина, Е.Скрибник, Н.Кошкарева, Е.Ковган, тобольские этнографы и историки А.В.Головнев, Е.П.Мартынова, екатеринбургские археологи С.Ф.Кокшаров, В.М.Морозов, а также ханты-мансийские ученые из числа обско-угорских народов Е.И.Ромбандеева, Т.А.Молданова, В.Н.Соловар, А.Д.Каксин и многие другие.

Занимаются национальной культурой народов Севера не только этнографы, археологи, лингвисты и фольклористы, но и обществоведы. Прежде всего следует назвать институт философии и права СО РАН (до реорганизации - отделение в Институте истории, филологии и философии СО АН СССР) под руководством члена-корреспондента АН, доктора философских наук В.И.Бойко. Под эгидой этого научного учреждения была создана Региональная межведомственная комиссия по координации комплексных социально-экономических, медико-биологических и лингвистических исследований проблем развития народностей Севера.

С середины 80-х годов социологические исследования по проблемам развития народов Севера начали проводится и в Ханты-Мансийском автономном округе. В основном они касались вопросов экономического развития территорий проживания коренных этносов, в том числе развития традиционных отраслей хозяйства и улучшения социально-бытовых условий жизни в национальных поселках. Однако некоторые исследователи интересовались и вопросами сохранения и развития традиционной культуры, и даже предпринимались попытки создания модели социально-экономического и культурного развития коренных народов округа. Однако на сегодняшний день

эта остается'"открытой. Ее решение возможно только при условии формирования принципиально нового подхода к рассмотрению механизма функционирования национальной культуры, сущность которого заключается в том, чтобы более четко и детально рассмотреть факторы разрушающие и факторы, способствующие прогрессивной эволюции национальной культуры, их сложное и противоречивое взаимодействие между собой.

Поскольку главной культуротворческой силой будущего является молодое поколение, то в центре нашего исследования - отношение учащейся молодежи к освоению и развитию своей национальной культуры.

Объект и предмет исследования. Культура как социальное явление изучается разными науками. Философия выявляет сущностные характеристики данного объекта исследования. Культурология пытается выделить основные содержательные характеристики культуры как социального явления, которые преобразуются в процессе исторического развития отдельных народов и всего человечества в целом. Социология рассматривает культуру как результат совместной деятельности различных общностей и индивидов в процессе приспособления человеком окружающего мира к своим потребностям и интересам. Тем самым социология выявляет не только содержательную сторону культуры, но также отношение к ней, влияние объективных и субъективных факторов на процесс сохранения и изменения различных культурных ценностей. Национальная культура в социологии изучается с позиции взаимодействия различных групп, заинтересованных как в ее воспроизводстве, сохранении всего ценного, что накоплено предшествующими поколениями, так и в ее изменении в соответствии с новыми требованиями современной жизни.

Таким образом, объектом данного исследования является взаимодействие национальной культуры и представителей нового поколения, которое возникает в процессе ее освоения и развития. Предмет можно определить как отношение к национальной культуре современной учащейся молодежи из числа коренных малочисленных народов Ханты-Мансийского автономного округа.

Цель и задачи исследования. Целью диссертационной работы является изучение основных противоречий процесса приобщения к

национальной культуре учащейся молодежи из числа коренных

малочисленных народов Ханты-Мансийского автономного округа в современных условиях.

Поставленная цель может быть достигнута через выполнение ряда
задач., -.. .,.,...

. Необходимо: ; - ; l .

  1. выявить особенности становления и развития национальной культуры обских угров;

  2. рассмотреть структуру и составные элементы национальной культуры коренных малочисленных народов Ханты-Мансийского автономного округа, ее состояние и тенденции развития на исходе XX века;

3. проанализировать, насколько молодое поколение обских угров
является преемником этой культуры;

4. охарактеризовать отношение молодых людей к различным элементам
своей национальной культуры.

Методологические основы исследования. Методология работы определяется ее междисциплинарным характером. Изучение проблем освоения и развития учащейся молодежью своей национальной культуры лежит на стыке философии истории, философии и социологии культуры, этносоциологии, социологии молодежи, социальной психологии и психологии личности. Теоретической и методологической основой" исследования выступают культурологические концепции Л.Н.Когана, Ю.Р.Вишневского, А.И.Арнольдова, Э.С.Маркаряна, В.М.Межуева, этнологическая теория Л.Н.Гумилева, . философско-исторические труды К.Маркса, А.Тойнби и др. Используются также методы историко-этнографического анализа культуры обских угров Н.В.Лукиной, В.М.Кулемзина, А.В.Головнева, З.И.Соколовой, К.Ф.Карьялайненаи др. Диалектико-методологической основой исследования являются основные законы диалектики. Из общенаучных методов в исследовании применяются системный подход, технологии структурного и функционального анализа, техника статистических и сравнительных описаний.

Эмпирическая база исследования. Для получения необходимого фактического материала в ; апреле-июне 1996, года; был проведен социологический опрос среди учащейся молодежи из числа представителей

коренных народов округа, обучающихся в национальных средних школах округа, в средних специальных и высших учебных заведениях г. Ханты-Мансийска и Санкт-Петербурга.

Опрос был сделан в 14 национальных средних школах Ханты-Мансийского округа, в старших классах которых обучалось на момент проведения опроса 256 учеников из числа коренных малочисленных народов округа (всего в ХМАО -19 национальных средних школ). Все учащиеся данных школ были опрошены методом сплошного анкетирования.

В опросе приняли участие также студенты Ханты-Мансийского национального педагогического колледжа, Ханты-Мансийского национального медицинского училища, Ханты-Мансийского профессионального училища 10, Ханты-Мансийского экономического колледжа, Ханты-Мансийского филиала Нижневартовского педагогического института, Ханты-Мансийского филиала Тюменской сельхозакадемии, Российского педагогического универитета им. Герцена. В данных учебных заведениях обучалось на момент проведения опроса более 300 студентов из числа коренных малочисленных народов округа. Все они также были опрошены методом сплошного анкетирования.

Общее число респондентов составило 429 человек.

Кроме того, для изучения ситуации в системе национального образования в апреле-июне 1996 года был поведен экспертный опрос по проблемам развития национальной школы. В опросе приняли участие 85 человек: преподаватели национальных средних школ округа (55,3% от общего числа экспертов), преподаватели средних специальных и высших учебных заведений (8,2% опрошенных), научные работники (11,8% опрошенных), работники сферы культуры и средств массовой информации (10,6% опрощенных), работники административно-управленческих органов (14,1% опрошенных). Большинство экспертов - представители коренных малочисленных народов округа.

Для сравнительного анализа привлечены также результаты двух социологических опросов, проведенных в 1991 году.

Первое анкетирование состоялось в январе-феврале 1991 года среди студентов, представляющих коренные малочисленные народы округа, обучающихся в четырех средних специальных учебных заведениях г.Ханты-

Мансийска: в национальном педагогическом училище (в настоящий момент -педагогический колледж), . в - национальном медицинском училище, в профессионально-технических училищах № 10 и № 43 (объединенных сегодня в одно учебное заведение). В опросе приняли участие 151 человек.

Второе анкетирование проводилось в августе-сентябре 1991 года среди коренных малочисленных народов, проживающих в Нижневартовском районе Ханты-Мансийского автономного округа, совместно с сотрудниками Института истории, филологии „и философии СО АН СССР В.В.Мархининым и И.В.Удалоэой. В опросе приняли участие 420 человек в возрасте от 16 лет и старше, проживающие в 10 национальных поселках района (всего в Нижневартовском районе в 1991 году насчитывалось около 1,5 тысяч человек из числа малочисленных народов округа, включая коренное население, проживающее а г.Нижневартовске).

Результаты указанных социологических опросов будут являться основной фактологической базой диссертационной работы.

Новизна работы

1. Выработаны основные методологические принципы анализа
особенностей становления и развития национальной культуры коренных
малочисленных народов Ханты-Мансийского автономного округа,
заключающиеся в том, что их культура рассматривается как особый продукт
развития форм приспособления народа к климатическим, природным условиям,
путем создания самостоятельной системы традиций и обычаев, имеющих
непреходящую ценность и в современных условиях.

2. Выделены основные этапы исторического развития обских угров и
дана их социологическая характеристика.

3. Показаны особенности соединения национального и
интернационального в культуре этих народов за период Советской власти,
когда была создана специфическая форма сохранения и изменения
национальной культуры, в которой автором выделяются как позитивные, так и
негативные моменты.

4. Проведен комплексный анализ взглядов на проблему сохранения
национальной культуры путем выявления представлений как молодежи, так и
тех, кто занимается образованием и воспитанием подрастающих поколений -

преподавателей средних и высших учебных заведений, работников науки, культуры и административно-управленческих органов.

  1. На материалах социологических исследований показано противоречивое отношение молодежи коренных малочисленных народов округа к ценностям традиционной культуры. С одной стороны, значительная часть молодежи стремится получить знания об основных традициях и обычаях своего народа, с другой стороны, у них отсутствует ориентация на их воспроизводство в собственной жизни, что приводит к тому, что национальная культура в значительной степени воспроизводится в виде несистематизированных представлений об отдельных ее сторонах.

  2. На материалах социологических исследований выявлено противоречивое отношение к родному языку как важнейшему элементу национальной культуры. С одной стороны существует , понимание необходимости знания родного языка, с другой стороны, количество владеющих им из года в год сокращается.

7. Выявлено, что ни молодежь, ни старшее поколение не имеют четких
представлений о наиболее эффективных методах сохранения и развития
национальной культуры в современных условиях. Доказывается, что
господствует стихийное выживание отдельных элементов и деградация многих,
необходимых для сохранения этноса.

Практическая значимость работы. Материалы исследования могут быть использованы в преподавании социальной антропологии, в курсах социологии культуры, социологии молодежи и этносоциологии, в курсе истории культуры аборигенных народов Югры, при разработке национально-образовательной политики в Ханты-Мансийском автономном округе.

Апробация работы. Основные положения диссертационного исследования, теоретические и практические выводы излагались на международной научно-практической конференции "Поиск путей самоуправления аборигенных народов мира" (г.Ханты-Мансийск, июль 1993), представлялись руководству законодательного органа власти ХМЛО (май 1992), в управление образования ХМАО (январь 1997), в Комитет по делам малочисленных' народов Севера окружной администрации (январь 1997), преподавательскому составу национальных средних, средних специальных и

высших учебных заведений округа (1837 г.). Результаты диссертационного исследования были использованы при составлении проекта "Программы развития системы национального образования коренных малочисленных народов Ханты-Мансийского автономного округа".

Теоретические и практические выводы диссертационного исследования отражены в 3-х научных публикациях, а также в ряде публицистических статей в окружных газетах "Новости Югры" и "Северный дом".

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух- глав, заключения и списка литературы.