Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Преемственность поколений в сфере духовно-нравственных ценностей современной молодежи России Вагин Дмитрий Юрьевич

Преемственность поколений в сфере духовно-нравственных ценностей современной молодежи России
<
Преемственность поколений в сфере духовно-нравственных ценностей современной молодежи России Преемственность поколений в сфере духовно-нравственных ценностей современной молодежи России Преемственность поколений в сфере духовно-нравственных ценностей современной молодежи России Преемственность поколений в сфере духовно-нравственных ценностей современной молодежи России Преемственность поколений в сфере духовно-нравственных ценностей современной молодежи России Преемственность поколений в сфере духовно-нравственных ценностей современной молодежи России Преемственность поколений в сфере духовно-нравственных ценностей современной молодежи России Преемственность поколений в сфере духовно-нравственных ценностей современной молодежи России Преемственность поколений в сфере духовно-нравственных ценностей современной молодежи России Преемственность поколений в сфере духовно-нравственных ценностей современной молодежи России Преемственность поколений в сфере духовно-нравственных ценностей современной молодежи России Преемственность поколений в сфере духовно-нравственных ценностей современной молодежи России Преемственность поколений в сфере духовно-нравственных ценностей современной молодежи России Преемственность поколений в сфере духовно-нравственных ценностей современной молодежи России Преемственность поколений в сфере духовно-нравственных ценностей современной молодежи России
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Вагин Дмитрий Юрьевич. Преемственность поколений в сфере духовно-нравственных ценностей современной молодежи России: диссертация ... кандидата Социологических наук: 22.00.06 / Вагин Дмитрий Юрьевич;[Место защиты: ФГБОУ ВО Санкт-Петербургский государственный университет], 2017.- 228 с.

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Теоретический анализ межпоколенческой преемственности духовно-нравственных ценностей 17

1.1 Теоретико-методологические подходы к изучению преемственности поколений 17

1.2 Сущность, понятие и роль духовно-нравственных ценностей в организации жизни общества 56

Глава II. Базовые духовно-нравственные ценности и проблема ценностного выбора молодых россиян на рубеже ХХ – ХХI веков 89

2.1 Базовые духовные ценности россиян, как основа стабильного развития общества 89

2.2 Ценностный выбор современных молодых россиян 108

Глава III. Условия и факторы обеспечения преемственности базовых духовно нравственных ценностей от поколения к поколению через социальные институты семьи и образования 127

3.1 Семья как первичный институт трансляции базовых ценностей 128

3.2 Роль образования в обеспечении социокультурной идентичности и преемственности базовых духовно-нравственных ценностей поколений россиян 144

Заключение 173

Список литературы

Сущность, понятие и роль духовно-нравственных ценностей в организации жизни общества

В современном российском обществе, которое находится в процессе экономической, политической и социокультурной трансформации, крайне важной становится проблема передачи духовно-нравственных ценностей от старшего поколения и их преемственности молодым поколением, как духовной основы существования и поступательного развития народа, сохранения его самобытности, обеспечения национальной идентичности и духовной независимости. Возникает два принципиально важных блока вопросов. Первый: что должно стать ориентиром нашего развития как нации, откуда черпать силы для этого развития, и какие ценности для нашего народа остаются базовыми? И второй блок вопросов: каковы факторы (объективного и субъективного характера) в обеспечении межпоколенческой преемственности духовных идеалов, нравственных ценностей, моральных норм в обществе? Где проходит тонкая грань, обозначающая «автономное право» старшего и молодого поколений исповедовать «свои истины» и придерживаться «собственных идеалов», но при этом не нарушать духовную целостность и единство российского общества?

Постоянная смена поколений – это один из важнейших принципов исторического развития нашего общества и человечества в целом. Исследование проблемы поколений носит междисциплинарный характер, её изучением занимались демографы (Б.Д. Бреев, Е.А. Егорова, Л.С. Лебедева и др.), этнографы (Р. Бенедикт, Ф. Боас, К. Леви – Брюль, М. Мид), психологи и психиатры (К.Г. Юнг, Б. Хеллингер, А. Шутценбергер, В. Сатир и др.), философы и социологи (К. Мангейм, Хосе Ортега-и-Гассет, М. Мид, Ш. Эйзенштадт, Л. Розенмайер, И.С. Кон, В.Т. Лисовский, С.Н. Иконникова, Ю.А. Левада, В.А. Ядов и др.)

Поколение – это объективно складывающаяся социально-демографическая и культурно-историческая общность людей, объединенных границами возраста и общими условиями формирования и функционирования в конкретно исторический период времени15. А преемственность поколений – это процесс взаимной передачи, усвоения, сохранения и использования материальных и духовных ценностей, социальной информации и опыта предшествующих и сосуществующих поколений. Преемственность поколений отражает закономерную связь между прошлым, настоящим и будущим, обеспечивая целостность его исторического развития16. Интерес к проблеме поколений и поколенческой преемственности наблюдается со времён античности. Первое упоминание о поколении встречается у Геродота. Античные философы рассматривали поколения как цепь возрастов, как фамильную, демографическую, родословную преемственность, причём исключительно в рамках отдельной жизни: дети, отцы, деды. Например, Плутарх выделяет три поколения (возраста) – мальчики, юноши, старики; Аристотель – юность, зрелость, старость; Эзоп – четыре поколения: юноша, зрелый муж, человек преклонных лет, дряхлый старец. Эту же традицию мы наблюдаем и в Библии, в Евангелие от Матфея: «Родословие Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраамова. Авраам родил Исаака; Исаак родил Иакова; Иаков родил Иуду и братьев его» (Матф. 1: 1,2). Преемственность поколений рассматривалась с точки зрения передачи опыта от старших молодым, воспитания подрастающего поколения, как отношение ученика и учителя.

В Европейской и американской социологии обычно выделяют несколько этапов в изучении проблемы поколений17. Первый этап 1860-1870 годы – это этап, когда произошла постановка проблемы поколений, изучением поколений занялись позитивисты; второй этап 1910-1920 связан с переосмыслением данной проблемы и критикой позитивистского подхода. В эти годы вышли фундаментальные труды, посвящённые поколениям и поколенческой

В XIX веке проблему поколений изучали такие социологи и философы как О. Конт, А.О. Курно, Ж. Дромель, Ф. Мантрэ, В. Дильтей. Первую развёрнутую социологическую концепцию поколений создал выдающийся немецкий социолог Карл Мангейм (1893-1947), в 1928 году он опубликовал статью «Проблема поколений». Данной работе в социологии молодёжи уделяется первостепенное значение. Статью Карл Мангейм начинает с анализа двух исторически сложившихся подходов к изучению проблемы поколений: позитивистского и романтико исторического, которые в современной социологии соотносятся с количественным и качественными методами исследования. Позитивисты, а это в основном французские социологи и философы (О. Конт, А.О. Курно, Ф. Мантрэ, Ж. Дромель), опирались в целом на количественные методы исследования, они пытались выявить взаимосвязь между межпоколенческой динамикой, продолжительностью жизни и темпами социального прогресса, историческими изменениями. Они отмечали, что при увеличении продолжительности жизни и замедлении смены поколений в обществе начинается застой, инертность, а при уменьшении продолжительности жизни и при более быстрой смене поколений постоянные инновации дестабилизируют общество. При этом молодое поколение выступает как прогрессивная сила, а родители (старшее поколение) как консервативная. Карл Мангейм отмечал, что О. Конт «предпринял попытку объяснить природу и темпы прогресса (центральная проблема его времени), предположив, что-то и другое связано с переменами в преемственности поколений и средней продолжительностью жизни. Так, если время жизни каждого человека укоротилось бы или удлинилось, то, как показал Конт, темп прогресса подвергся бы соответственному изменению»

Позитивисты рассчитали поколенческий интервал в 30 лет (некоторые, например, Дромель – в 15 лет), в первые тридцать лет своей жизни человек учится и готовится к активной жизни, и только достигнув тридцатилетнего возраста, начинается активная творческая фаза жизни, которая заканчивается в 60 лет; таким образом, интервал смены генераций составляет тридцать лет. Именно достигнув тридцатилетнего возраста, поколение начинает активно участвовать в общественной жизни, привнося в неё новые веяния, свой дух, идеи. Позитивисты также заметили, что периодичность основных изменений в обществе измеряется приблизительно тридцатью годами.

Таким образом, общественный прогресс, по мнению позитивистов, зависит от биологических факторов рождения и смерти, продолжительности жизни и смены поколений. Они считали, что смена поколений влечёт за собой и социальные изменения, социальный прогресс. Мангейм критикует такой упрощённый линейный взгляд на прогресс. «Цель состояла в том, чтобы, непосредственно исходя из биологии, понять переменчивость течений интеллектуальной и социальной жизни и на этом фундаменте построить для рода человеческого график прогресса. Возможно, здесь все было упрощено: психология была подчинена схеме, согласно которой родителям неизменно отводилась роль консервативной силы. В этом свете история идей выглядела как хронологическая таблица. Упрощение как будто бы позволяло свести существо вопроса к выяснению среднего периода времени, которое потребно для того, чтобы младшее поколение наследовало бы старшему в общественной жизни, а главное - найти в истории некую естественную отправную точку, позволившую бы исчислить новый период»

Базовые духовные ценности россиян, как основа стабильного развития общества

Розенмайер отмечает, что «Социология должна изучать расхождение между условиями, предоставляемыми молодежи обществом, и вызовами политических, экономических и социальных ситуаций». Исследовательская проблема состоит в том, что «молодёжь – с точки зрения социологии – является не только социальной общностью, но и стадией жизненного цикла. Проблемы этой стадии изменяются на основе новых социальных сочетаний. Желание свободы возрастает, однако процесс образования становится более длительным, а вместе с этим сохраняется также и зависимость»46. Молодежь необходимо одновременно рассматривать и как биографический этап жизни каждого индивида, и как часть общества со своими особенностями, желаниями, мировоззрением, потребностями. Австрийский социолог обращает внимание на то, что в условиях индивидуализации жизни каждого члена общества ярко выраженным становится разрыв внутрипоколенческого единства в молодежной среде, и становится всё отчётливее заметна индивидуализация и многообразие методов вхождения молодых людей во взрослую жизнь, отсюда и преемственность ценностей и норм от старшего поколения молодым становится выборочной.

Таким образом, основываясь на теории австрийского социолога, можно сделать вывод, что в современных обществах наблюдается как разрыв единства между старшими и молодым поколениями, так и внутри молодого поколения, а главная тенденция современности – это индивидуализация (что в целом оценивается негативно). Поэтому мы и наблюдаем очень часто девиантное, отклоняющееся от нормы поведение в молодежной среде, как результат потери связи со своим и старшим поколениями, да и с обществом в целом.

Большую роль в становлении молодого человека в современном обществе Розенмайер отводит семье. В зависимости от объёма ресурсов (как материальных, так и интеллектуальных), жизненной позиции семьи мы и наблюдаем различия в выстраивании индивидуальной жизненной карьеры каждого молодого человека, то есть семья как бы вводит молодого человека во взрослую жизнь, передает ему материальные, социальные и духовные блага, которыми обладает. Как отмечает профессор В. В. Семёнова, «Розенмайер критикует постулат Мангейма об относительной неизменности юношеских ценностей поколения на протяжении всей последующей жизни. Различия в раннем социальном опыте индивидов на стадии социального становления предопределяют и впоследствии усугубляют дифференциацию поколенческого сознания внутри когорты…он заявляет о растущей дифференциации жизненных фаз отдельных групп внутри поколения в связи с неравным доступом к социальным благам».

В своих научных трудах Леопольд Розенмайер раскрыл внутрипоколенческий разрыв в молодежной среде, отсутствие единства, разделение когорты молодых на различные группы (каждая – со своими ценностями, взглядами, идеями, целями и методами), а также многообразие способов и возможностей вхождения молодого человека в общество взрослых.

Важной является концепция «возрастных групп» выдающегося израильского социолога Шмуэля Ноя Эйзенштадта (1923 – 2010). Он рассматривает возрастные группы и выделяет как гетерогенные (семья), так и гомогенные (сверстники) возрастные группы.

Эйзенштадт замечает: «Гомогенные возрастные группы… имеют тенденцию возникать в тех обществах, в которых семейство или родовой союз не могут гарантировать достижения полного социального статуса его членами или даже препятствуют этому»48. Такая ситуация складывается в тех обществах, где семья не играет достаточно важной роли и не способствует в достижении достойного социального статуса молодыми людьми, а так же семья не играет первостепенную роль в социализации, передаче ценностей молодому поколению, либо в тех случаях, когда старшее поколение играет в обществе доминирующую роль и сосредотачивает в своих руках большой объём ресурсов и не даёт возможности молодым занять достойные позиции, достигнуть высокого статуса; в обществе образуются молодёжные группы, с помощью этих групп они и пытаются занять достойное положение в обществе, в таких группах очень часто проявляются девиации, девиантное поведение среди членов групп, так как они пытаются достигнуть социального статуса не институциональными способами.

Можно сделать вывод, что благополучное развитие общества возможно только при гармоничных отношениях между старшими и молодым поколением и их сотрудничестве. Только тогда может осуществляться бесконфликтное, поступательное развитие общества.

В российской социологии проблемами молодёжи и поколений занимались такие видные учёные как И.С. Кон, И.В. Бестужев-Лада, С.Н. Иконникова, В.Т. Лисовский, В.И. Чупров, И.М. Ильинский, В.И. Воловик, И.В. Суханов. Ю.А. Левада, В.А. Ядов, Т. Шанин, Б.В. Дубин, В.В. Семенова и др.

В советской науке проблема поколений рассматривалась в двух направлениях: первое – социально-демографическое, второе – классово-историческое49. Для социально – демографического подхода основным понятием является возраст, как статистический интервал, с помощью которого все население и делят на поколения, а также понятие «возрастная группа». По сути, это то направление, которое еще К. Мангейм охарактеризовал как позитивистское, в современной науке его называют количественным или статистическим. Одной из первых работ в СССР посвященной поколению с точки зрения статистического подхода, была статья советского демографа Я.С.

Улицкого «Демографическое понятие поколения»50; данная статья вышла уже после смерти автора в 1959 году; в ней поколение рассматривается как «… совокупность ровесников, лиц одного года рождения, и в таком смысле поколение становится, например объектом таблицы смертности. Но оно может означать и длину поколения, некий интервал времени, своеобразную укрупненную единицу времени в истории развития человечества… Буржуазная статистика трактует поколение как собственно биологическую совокупность, не углубляясь в социально-экономические условия формирования поколения и в социальный смысл понятия, и все свое внимание методам вычисления длины поколения»51. Я.С. Улицкий совершенно верно показал, что «От поколения к поколению передаются биологические свойства, трудовые навыки, достижения техники, возросшее экономическое благосостояние, плоды социального прогресса»52. То, что советская статистика и демография учитывала социально-экономический и социальный смысл понятия поколение, а не только занималась разработкой статистических методов вычисления длины поколения, отличает ее от западной статистики и демографии.

Ценностный выбор современных молодых россиян

Данное отношение к труду характерно для традиционной, аграрной эпохи. С середины XIX века, когда в России активно идет промышленный переворот, отношение к труду начинает меняться, формируются два класса – буржуазия и пролетариат – и выстраиваются между ними отношения господства и трудовой зависимости.

Окончательная трансформация ценности труда произошла уже в ХХ веке в период индустриализации и урбанизации, особенно с зарождением советской трудовой системы отношений и трудовой идеологии. Советская власть столкнулась с серьезной проблемой, когда необходимо было людей с ценностями и культурой традиционного полуаграрного общества адаптировать к ценностям и культуре индустриального общества.

Труд в Советском обществе был ценностью терминальной, сакральной; трудовая деятельность была обязательной, каждый трудоспособный человек обязан был трудиться, эта норма была закреплена и юридически в Конституциях СССР. С людьми, уклоняющимися от труда и извлекающими «нетрудовые доходы», боролись. От качества труда зависело процветание Родины, достижение общей цели – построение коммунизма. Методы повышения эффективности труда поддерживались идеологически, идеей соревнования: движение Стахановцев, ударников, победителей социалистического соревнования. Пропагандировалось, что чем лучше человек работает, тем больше пользы обществу он приносит.

С падением СССР труд перестает быть ценностью терминальной и переходит в разряд инструментальных ценностей.

Возвращаясь к теории Роберта Мертона, необходимо отметить, что труд может быть ценностью как терминальной, так и инструментальной; это зависит от того, какими мотивами руководствуется человек в трудовой деятельности. Если его побуждают к труду духовные мотивы, такие как любовь к труду, к любимой профессии, желание достичь результата, создать, открыть новое, занять достойную позицию в обществе через результаты своего труда, то это мотивы – духовные, а труд – ценность терминальная.

Если основным побудителем к трудовой деятельности является желание только финансового благополучия – собственного и своей семьи, материальное вознаграждение, извлечение прибыли, то в основе трудовой деятельности лежат мотивы материальные, а труд является ценностью инструментальной.

Необходимо отметить, что для эффективного развития общества, экономики страны нужна «золотая середина». Очень важно, чтобы труд был и терминальной, и инструментальной ценностью; важна любовь к труду, желание достижения успеха, общественного признания, в сочетании, естественно, с обеспечением материального благополучия, с элементами прагматизма.

С падением СССР и идеологии этого государства труд перестал быть обязанностью (по статье 37 конституции РФ, труд «свободен», и каждый по своему усмотрению распоряжается способностями к труду) и терминальной ценностью и перешел в разряд инструментальных ценностей; труд становится необходимым только как средство обеспечения личного благосостояния. Люди готовы выполняя подчас не интересную, бесперспективную, пустую работу только для того, чтобы удовлетворить свои био-физиологические потребности.

Произошел переход, как по теории П.А. Сорокина, от идеациональной культуры, где труд был абсолютной, терминальной ценностью, к чувственной культуре, где труд стал только средством удовлетворения физиологических потребностей человека.

Необходимо отметить, что отставание нашего государства по многим социально-экономическим показателям от стран Западной Европы и США вызвано не только экономическими причинами, но и обесцениванием, девальвацией такой ценности, как добросовестный труд и профессионализм в нашем обществе. Люди с менталитетом временщиков, готовых сегодня как можно больше обогатиться, не вкладывая даже в свое образование ни сил, ни средств, а после них – хоть потоп – это стойкая тенденция нашего времени и молодого поколения. С 90-х годов ХХ века общество не воспитывает, а девальвирует данную ценность.

Если говорить о труде, как терминальной ценности, то необходимо отметить и ценность творчества, особенно на современном этапе развития человечества, когда создание, открытие нового становится залогом успешного развития общества и государства.

Творчество – одна из базовых ценностей постиндустриального общества, в то же время с древнейших времен в Европейском обществе с большим уважением относились к людям, чей труд был связан с творчеством.

В энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона (1901, Т. 64) дается следующее определение: творчество — в прямом смысле есть созидание нового. Творчество — условный термин для обозначения психического акта, выражающегося в воплощении, воспроизведении или комбинации данных нашего сознания в (относительно) новой и оригинальной форме в области отвлеченной мысли, художественной и практической деятельности (творчество научное, творчество поэтическое, музыкальное, творчество в изобразительных искусствах, творчество администратора, полководца и т. п.)117.

Именно творческие люди творят историю, создают произведения искусства, осуществляют технические открытия, оказывают влияние на развитие общества.

В современном мире только общества, где существует ценность творчества, а создание новаций возведено на вершину почета, могут относить себя к развитым. Об этом говорил Президент Российской Федерации В.В. Путин в Послании Федеральному собранию в 2012 году: «Глобальное развитие становится все более неравномерным. Вызревает почва для новых конфликтов экономического, геополитического, этнического характера. Ужесточается конкуренция за ресурсы… не только за металлы, нефть и газ, а прежде всего за человеческие ресурсы, за интеллект. Страна, которая не сможет пробиться в круг создателей новых новаторских технологий, не просто обречена на зависимое положение. Доля глобального "пирога", которая достанется ее предприятиям, жителям этих стран, будет на порядок меньше, чем у лидеров. Посмотрите, как распределяется сегодня доход между теми странами, которые производят интеллектуальный продукт, и теми, которые собирают конечный продукт. Там доля такая: 15 процентов и 75 – 80»118.

Творчество – это очень сложный процесс; в современном мире оно возможно только в тех странах, где созданы условия для этого процесса – образовательные, материальные и социальные.

Творчество зависит от ряда условий: первое – это способности человека к творческой деятельности, второе – ценности творчества и желание индивидов заниматься им, и третье – это условия, которые созданы в обществе. Третье условие в нашем обществе не выполняется и условия для творческой деятельности не созданы, соответственно и мотивация к занятию творческой деятельностью снижается.

Роль образования в обеспечении социокультурной идентичности и преемственности базовых духовно-нравственных ценностей поколений россиян

Эффективно действующий механизм межпоколенческой преемственности базовых духовно-нравственных ценностей – это важнейшее условие обеспечения стабильности общества, идентичности и культурного единства народа, сохранения уникальности российского социума, культуры.

Категорию «поколение» необходимо рассматривать с точки зрения социокультурного взаимодействия разновозрастных групп общества и, в первую очередь, – современников. В то же время социокультурное взаимодействие поколений важно рассматривать и как внутрипоколенческое (особенно между «значимыми» поколенческими группами) и межпоколенческое (особенно -взаимодействие с «историческими» поколениями).

Духовно-нравственные ценности – это та культура, идеалы, ценности, нормы, которые накоплены за многие годы существования русской цивилизации, российского общества. Какие ценности передавать молодым и как обеспечить их преемственность – вот актуальные вопросы современной социологии.

Конец восьмидесятых, девяностые годы двадцатого века характеризуются не только развалом СССР, крахом экономики и социальной сферы, переходом к либеральным реформам. Все эти негативные изменения дополнились ценностной катастрофой, нарушением морально-нравственного порядка, межпоколенческой преемственности духовно-нравственных ценностей, разрывом историко культурной, нравственной цепи, которая выстраивалась веками предыдущими поколениями россиян.

Причиной морально-нравственного упадка общества и разрыва межпоколенческой преемственности стала историко-культурная травма, полученная после распада СССР, гибели мощной идеологии, образа мысли, суперкультуры. За гибелью одной системы последовал моральный и идеологический вакуум, пустота; отброшенная система ценностей уже не регулировала общество, а новая система не была создана. Образовавшийся вакуум стал заполняться чуждыми для нашего общества идеями, ценностями «дикого» капитализма и вульгарного индивидуализма, такими как: «быстрые деньги», «достижение материального достатка в ущерб духовности», «личная безопасность и социальная безучастность», «карьера» и «успех» любой ценой и др., эти ценности стали доминирующими, особенно в молодежной среде, на рубеже ХХ и XXI веков.

Государство, которое раньше активно участвовало в формировании общества, воспитании, объединении граждан в единую нацию, перестало осуществлять данные функции; теперь каждый стал для себя «моральным судьей», и каждый для себя устанавливал границы дозволенного. В обществе сложилась ситуация классической аномии; она проявлялась в двух крайне негативных формах адаптации населения к новым социально-экономическим условиям и поведенческим образцам – это девиация (рост преступности, рост аморального поведения, проституция, наркомания, бродяжничество, многократное увеличение самоубийств в стране, в том числе и подростковых) и аберрация – демонстративное пренебрежение устоявшимися ранее морально-нравственными стандартами, принцип «поступай так, как тебе выгодно», ситуативного поведения, игнорирования интереса общества, государства в целях сиюминутной выгоды, стремления к успеху любым путем, при нарочитом игнорировании ценностей и норм общества; это поведение, которое демонстративно идет вразрез с интересами и базовыми ценностями общества.

На современном этапе развития России становится очевидной необходимость ценностного поворота общества от идей либерализма «западного образца» к идее стабильного развития социума на основе базовых духовно-нравственных ценностей, таких как патриотизм, труд, творчество, семья, выработанных на протяжении веков нашим обществом; опираясь на эти ценности, возможно укрепить российскую идентичность, сохранить единство народа.

В то же время результаты социологических исследований позволили выявить важнейшее противоречие, которое заключается в том, что передача базовых духовно-нравственных ценностей от старшего поколения молодому прослеживается, а вот в полной мере преемственности базовых ценностей молодым поколением не наблюдается, т.е. часть молодежи эти ценности не готова усваивать, поддерживать и руководствоваться ими в повседневной жизни.

Причин такого явления несколько и все они относятся к социокультурной области. Во-первых, старшее поколение, несмотря на то, что передает молодым базовые духовно-нравственные ценности, часто ими не руководствуется в своей повседневной жизни. Во-вторых, для успешной преемственности базовых духовно-нравственных ценностей необходима социальная, государственная поддержка данных ценностей. Важно поменять в обществе и концепцию «успеха», так как молодые люди стремятся к нему, и ценностный набор понимания успеха – это ориентир для молодых, он должен быть выработан на основе базовых ценностей российского общества. В-третьих, и семья, и общество должны объединить свои усилия в процессе трансляции базовых духовно-нравственных ценностей.

Важнейшими социальными институтами воспитания и межпоколенческой трансляции являются семья и система образования. Каждый социальный институт обладает своими особыми методами воспитания и передачи социального опыта и духовно-нравственных ценностей. По нашим исследованиям, семья передает традиционные ценности; социализация (воспитание) идет в доверительной атмосфере, эмоционально окрашено (словом и тоном), через совместный труд, в соответствии с «кодексом», выработанным самой семьей, часто в полиэтнической среде, где важную роль играет «генетическая память», «родовой код».