Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Процесс трансформации интеллектуальной элиты в Китае в период модернизации (1-ая треть XX века) Глазкова, Светлана Алексеевна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Глазкова, Светлана Алексеевна. Процесс трансформации интеллектуальной элиты в Китае в период модернизации (1-ая треть XX века) : автореферат дис. ... кандидата социoл. наук : 22.00.06 / Санкт-Петербург. гос. ун-т.- Санкт-Петербург, 1998.- 17 с.: ил. РГБ ОД, 9 98-2/984-4

Введение к работе

Актуальность темы. Основные положения, свидетельствующие об актуальности темы диссертационного исследования заключаются в следующем. Во-первых, исследование процессов социального изменения по-прежнему остается важным направлением современных социологических исследований. В центре внимания исследователей оказывается как глобальный социальный процесс, который охватывает социальное взаимодействие и накопившиеся социально-культурные продукты этого взаимодействия, так и отдельные стороны этого процесса, протекающего в конкретных обществах. В этом отношении исследование процесса изменения социальной структуры китайского общества в новое и новейшее время представляет особый научный интерес с точки зрения более глубокого понимания динамики социального изменения в конкретном обществе.

Во-вторых, понимание социального изменения как "модификации в смыслах и ценностях, которых придерживается общество или важные подгруппы этого общества" также является одним из актуальных направлений в современных социологических исследованиях процесса социального изменения. В предлагаемой работе внесение культурологического измерения в анализ конкретной социальной группы позволяет расширить весь контекст анализа. Исследование духовной жизни социальной группы китайских интеллектуалов в ее основных проявлениях: ценностной системе, находящей свое отражение в моделях поведения, а также мировоззренческих установках, на основе которых китайские интеллектуалы формулировали свои собственные концепции развития, - это исследование ведется в' одном из авторитетных направлений социологии духовной жизни.

Наконец, в-третьих, с исторической точки зрения данное исследование затрагивает проблемы, связанные с осмыслением тендешщй исторического развития китайского общества в XX столетии. Сформировавшиеся в 10 - 20-е годы тенденции в культуре китайского общества в значительной степени отразились на тенденциях общественного развития (в том числе и на выборе стратегии социального развития). Анализ этих культурных тенденций необходим для более четкого понимания закономерностей и характерных особенностей развития современного китайского общества.

Предмет и хронологические рамки исследования. Предмет исследования - интеллектуальная элита Китая, переживающая процесс трансформации в период, определяемый как период модернизации, хронологические рамки которого охватывают времешгой промежуток 1900-1949гт. Данное хронологическое уточнение необходимо в силу широты определения периода модернизации применительно к Китаю. Некоторые авторы склонны выделять несколько стадий модернизации китайского общества.1 Другие склонны всю

1 См.: Tsai Wen-hui. Jn Making China Modernized. Comparative Modernization Between Mainland China and Taiwan. II Occasional Papers (Repr.Ser. in Contemporary Asian Studies. № 4. 1993.

историю Китая с 12 века представить как серию неудачных модернизационных попыток. В соответствии с этой схемой рассматриваемый период 1900-1949ГГ. классифицируется как 5-я попытка модернизации. Такая трактовка в русле теории особой модернизации Китая - одна из предлагаемых китайскими учеными интерпретаций развития китайского общества в новое и новейшее время.

Тем не менее выделить период 1900-1949гг. в качестве периода модернизации представляется целесообразным, поскольку он включает в себя серию мероприятий и движений несомненно модернизаторского характера, последовавших вслед за неудачной попыткой реформировать китайское общество в конце Х1Хв. Период, последовавший за провалом реформ 1898г., характеризуется коренной ломкой политической системы и социальной структуры китайского общества, экономическими преобразованиями, мощными культурными движениями антитрадициошгого характера. Идейные течения и культурные новации периода 10-х -20-х годов сформировали устойчивые тенденции в культурном и общественном развитии китайского общества на протяжении всего XX столетия.

Степень научной разработанности темы. Проблема определения статуса привилегированной сословной группы шэньши и ее места в социальной структуре традиционного китайского общества не раз становилась предметом исследований как отечественных так и зарубежных синологов. В отечественной востоковедной литературе сословие шэньши анализировалось в связи с дискуссиями 20-х годов (дискуссия об азиатском способе производства, дискуссия о тайпинском восстании) в работах Канторовича А.Я., Волина М., Ивина А., Тарханова О.С, Колоколова B.C. В 30-е годы с завершением дискуссии об азиатском способе производства проблема шэньши не получила дальнейшего развития.

Только в последние годы социальной структуре Китая стали посвящаться отдельные коллективные работы: Социальная структура Китая. XIX - первая половина ХХв. (М., 1990); Социальная структура традиционного китайского общества. Научно-аналитический обзор. (М. ИНИОН, 1989); Социальные организации в Китае. (М., 1981), а также отдельные статьи, посвященные этой проблеме.

Социальную структуру общества можно определить как систему связанных отношений иерархического соподчинения социальных слоев и групп, принадлежпость к которым определяла социальный статус личности, наличие или отсутствие у нее социальных прав и привилегий, а также больший или меньший объем последних. Среди 4-х привилегированных социальных групп традиционного китайского общества представляет интерес группа шэньши, отличающаяся от остальных трех ненаследуемым характером.

2 См.: Вам Дун. Чуаньцэянь чжунго тэсэ ды сяньдайхуа синь тьчуньщяпь лунь Сунь Чжуншанъ, Мао Цзэдун, Дэн Сяопин ды сисян гуйцзи. (Создание новой теория особой модернизации Китая и идейное наследие Сунь Ятсена, Мао Цзэдуна, Дэн Сяопина). II Бэйцзин дасюэ сюэбао. Сер. Чжзск» шэхуй хэсюэ бань. Пекин, 1994. №4. С.ІІ-2Ї.

Для обозначения блока правящих элитарных групп в традиционном Китае ряд отечественных востоковедов вводит термин "класс-государство", который представлял собой "амальгаму" аристократических сословных групп, верхушки привилегированных сословий шэныпи и цижэней ("знаменных"), во 2-й половине 18-го - 19вв. он представлял собой триаду сословного союза: цижэни - чиновники - шэньши-субадминистраторы.

В работе Непомнина О.Е "Социально-экономическая история Китая" (М, 1980) - приводится экономические характеристики элитарных групп, на основании которых автор делает вывод, что бюрократия как часть правящего сословного блока представляла собой в известном смысле самостоятельную экономическую силу, опиравшуюся на свой собственный гигантский хозяйственный подсектор.

В западной востоковедной и социологической литературе проблема шэныни получила широкое освещение в работах Чжан Члсунли, Хэ Бинди, Фэй Сяотуна, Ван Ецяня. В работе Чжан Чжунли "Китайские шэньши"(1955) дан основательный количественный анализ социальной мобильности в Китае XIX в.

Большой объем информации о китайских государственных административных, политических, образовательных институтах начала XX века содержится в работе Бруннерта И.С. и Гагельстрома В.В. "Современная политическая организация Китая". (Пекин, 1910).

Ряд исследований отечественных синологов, посвященных идеологическим течениям в Китае в рассматриваемый период, отличаются большим подбором источников и тщательным анализом идеологических тенденций в общественной мысли (Борох Л.Н., Крымов А.Г., Делюсин Л.П., Стабурова Б.Ю.).

Среди западных синологов, занимавшихся проблемами интеллектуальной истории Китая XIX и ХХвв, а также интеллектуалами как социальной группой, следует отметить работы Чжоу Чжэцзуна, Гасстера М., Скала-пино Р., Левенсона Дж.Р., Метцгера Т.Д., Шварца Б.И. и др.

Все перечисленные труды отечественных и зарубежных авторов оказали большую помощь диссертанту при разработке данной конкретной темы.

Однако хотя в настоящее время имеются работы, в которых анализируется процесс изменения привилегированного сословия шэныпи, а также работы, посвященные анализу идейной переориентации китайских интеллектуалов в 10-е - 20-е годы ХХв., все еще отсутствует специальное исследование, анализирующее в комплексе проблему трансформации интеллектуальной элиты и в плане социальной струкгуры и в плане культурных преобразований. В отечественной востоковедной литературе вообще пет монографических исследований (и даже отдельных статей), посвященных этой проблеме. Данное обстоятельство свидетельствует о настоятельной необходимости социологического исследования данной темы.

3 См.: Социальная структура Китая. XIX- первая половина XX в. М., 1990.

Цель и задачи исследования. Цель - показать процесс перехода интеллектуальной элиты в Китае из статусной привилегированной группы в элитарную группу модернизующегося общества, выделяемую на основании функциональных императивов. В соответствии с поставленной целью определены следующие конкретные задачи:

- проанализировать социальный статус интеллектуальной элиты в
традиционном китайском обществе, способы ее организации и рекрутиро
вания в ее состав новых членов.

дать анализ уже имеющихся исследований, в той или иной связи рассматривающих социальный статус привилегированного сословия шэньши.

определить место интеллектуальной элиты в структуре других элитарных групп традиционного китайского общества и проследить изменение ее места в ходе динамики традиционной социальной структуры в современную.

дать характеристику каналам восходящей мобильности в традиционном китайском обществе и их модификацию в рассматриваемый период, определить роль конфуцианского образования в процессе изменения сгруктуры элитарных групп китайского общества.

выяснить параметры, определяющие социальный статус "новых шэньши", очертить сферу деятельности "новых интеллектуалов".

проанализировать феномен "сеги новой культуры"- конструкта, создаваемого китайскими интеллектуалами в целях защиты и пропаганды идей и ценностей модернизации.

раскрыть функции центрального элемента "сети новой культуры" -науки, и отдельных акторов "сети": литературы, прессы, научной критики, просветительской деятельности.

проанализировать ценностные ориентации и модели поведения новых китайских интеллектуалов.

Методологическая и теоретическая основа диссертации. Поскольку в работе предпринимается попытка комплексного анализа проблематики социокультурного изменения элитарной социальной группы, не представляется возможным использовать в качестве ее методологической базы какое-либо одно социологическое направление или какую-либо одігу социологическую концепцию. Вместе с тем методологическое предпочтение отдается тем подходам, которые учитывают достижения комплексного марксистского анализа социальной структуры, а также разработок этой проблематики в русле структурно-функционального анализа.

В первую очередь это касается анализа социальной сгруктуры общества с позиций концепции социальной стратификации. Основы современного подхода к проблемам социальной стратификации были заложены МВебером, рассматривавшим социальную структуру общества как многомерную систему, в которой наряду с классами и порождающими их отношениями собственности важное место принадлежит статусу и власти. Наиболее разработанной на сегодняшний день является функционалистская

концепция социальной стратификации. С точки зрегаїя функционалистской методологии стратификационная система общества - результат действия господствующих в обществе системы ценностей и культурных стандартов, -представляет собой дифференциацию социальных ролей и позиций в нем.

Очевидные недостатки функционализма - чрезмерно абстрактный уровень определений и понятий, игнорирование классового характера господствующей политической власти, в значительной мере определяющей существующую систему социальной стратификации, игнорирование конфликтов между класами и стратами, ведущими борьбу за власть, престиж и материальные ценности, - породили критику этого направления (в первую очередь у Р.Дарендорфа). Р.Дарендорф, хотя и основываясь в значительной мере на марксистском анализе социальной структуры, во главу угла ставит именно распределеіше власти и авторитета, а не собственности, которая является у него лишь одной из форм реализации власти. Здесь мы близко подходим к понятию элиты, определение которой остается дискуссионным моментом в социологической теории. Часто встречаются определения элиты, как группы, занимающей приоритетные позиции в отношениях власти, достатка, образованности, - автономных систем иерархии.

При определении содержания понятия "элита" автор придерживается функционального подхода, предложенного А.Этциони, разработанного в русле теории структурной дифференциации. Предложенная А.Этциони аналитическая схема дает возможность описать элитарные группировки в контексте функциональных императивов социальной системы. Таким образом, элиту можно определить как социальную группу, действующую с высокими показателями в определенной области, обладающую определенным социальным статусом, санкционирующим ее выделение из остального общества, выполняющую важные функции (или функцию) социальной системы, например функцию "достижения целей" (политическая, управленческая элиты), или функцию "приспособления /адаптации" (интеграционные элиты).

Недостаточно дифференцированная социальная структура традиционного общества содержит небольшое число элитарных групп, функции которых еще не претерпели четкого разделения. В китайском традиционном обществе таких групп насчитывалось две: правящая и интеллектуальная элиты.

Отмечаются некоторые особенности формирования и развития интеллектуальной элиты в Китае: ее государствешшй официальный статус, приобретаемый в процессе сдачи государственных экзаменов. Четкие параметры этого статуса, официально закрепленные правила его приобретения и объем привилегий, которые обеспечивал данный статус, позволяют выделить данную элитарную группу в структуре других социальных групп традиционного китайского общества.

При анализе элитарных групп китайского общества используется концепция социальной мобильности (П.Сорокин).

Под термином "традиционное общество" в предлагаемой работе понимается особый способ социокультурной регуляции, свойственный этому обществу и осуществляемый при помощи механизма традиции по преимуществу.

В западной и отечественной синологии принята точка зрения на китайское общество вплоть до середины Х1Хв. как на традиционное, поскольку происходившие социокультурные изменения были результатом имманентных причин и не выходили за существующие, унаследованные от более ранних времен рамки4. Главной причиной внезапных радикальных изменений было всеохватывающее военное, экономическое и политическое воздействие технологически более развитых стран Запада.

Под "переходным обществом"- понимается общественная система, эволюционирующая под влиянием сил модернизации в социально-политическую систему переходного типа, которая вырабатывает свои собственные системные характеристики, образуя оригинальный механизм самовоспроизводства и поддержания стабильности, немалую роль в котором продолжает играть традиция.

Автор считает возможным придерживаться следующей совокупности признаков, определяющих понятие модернизация как форму социального изменения, включающую в себя трансформацию всех социальных систем общества и развитие особой "современной ментальносте" которая подразумевает особое состояние мысли, ожидание прогресса, должное восприятие экономического роста, готовность приспособить себя к меняющимся условиям. Важный аспект модернизации - ее связь с процессом структурной дифференциации социальных единиц (социальных групп, ролей, оріаниза-ций) (Этциони А).

Специфика исследуемой социальной групы и поставленных задач делает обоснованным применение биографического метода. Биографический метод подразумевает исследование социальной обусловленности жизненных путей представителей данной социальной группы, в центре внимания которого находятся социальные механизмы регулирования жизненных траекторий, указывающие возрастную дифференциацию, социально-классовое расслоение, исторические события. А также исследование, нацеленное на реконструкцию социального опыта и его смысловых структур. В сочетании с анализом текстов, созданных представителями исследуемой социальной группы, эта исследовательская стратегия ведет к уяснению способов построения личного опыта и внутренней структуры матриц объяснения, толкования.

Следует отметить, что биографический метод еще не получил должной широты применения в отечественной социологии, а применение его в

4 Fairbank JX, Reiscbaqer Е.О. East Asia. The Great Tradition Boston Hougton Mifflin Company, 1960. P.669

отечественных востоковедных работах носило в основном иллюстративный характер.

В качестве источников предлагаемого диссертационного исследования были использованы биографические данные из гаданий: Biographical Dictionary of Republican China. New York, London, 1967, 5 vols.; Who's Who in China. Biographies of Chinese Leaders. 5th edition. Shanghai, 1936.

При анализе биографических данных, содержащихся в этих изданиях были использованы следующие показатели: социальное происхождение (наличие среди родственников представителей сословия шэньши), образование, родителей, занятие отца, тип полученного образования (традиционное или нового типа, западное), место получения высшего образования, профиль полученного образования (гуманитарное, техническое), получеииая ученая степень, род деятельности после окончания высшего учебного заведения, участие в студенческом, общественных движениях, участие в революционной деятельности и в политических партиях, высшие занимаемые посты (политические или общественные).

Кроме того в качестве источников были использованы статистические ежегодные выпуски серии "The China Yearbook" 1912, 1913. 1914,1916. 1923, 1924/25, 1933гг.

Оригинальные произведешь китайских интеллектуалов, как публицистические, так и художественные, взятые из периодических изданий рассматриваемого периода и из сборников произведений этих авторов, -представляют несомненный интерес для выявления системы ценностных ориентации данной социальной группы. Используются также некоторые классические конфуцианские тексты, составляющие ядро традиции.

Научная новизна настоящей работы заключается в следующем:

- впервые в отечественной социологической науке и синологии ки
тайские интеллектуалы рассматриваются как социальная группа, представ
ляющая собой структурную часть элиты китайского общества.

проанализирован процес перехода интеллектуальной элиты в Китае из статусной привилегированной группы в элитарную группу модернизующегося общества, выделяемую на основании функциональных императивов.

исгорико-социологический подход к проблеме культурной переориентации новых китайских интеллектуалов позволил выделить наиболее значимые в социальном плане моменты - образование и литературу, что наблюдалось в процессе модернизации и в других обществах.

предлагаемый в работе аналитический конструкт "сети новой культуры" позволил сконцентрировать внимание на описании и анализе возникающих в ходе социального взаимодействия и коммуникации различных связей, работающих на формирование и распространение нового культурного феномена.

Практическая ценность работы определяется значимостью исследуемой проблематики для социологической науки. Изучение динамики при-

вилегированной социальной группы содействует более углубленному осмыслению процесса социального изменения в исторической перспективе, помогает уяснить некоторые явления в социальном и культурном развитии Китая в XX столетии.

Кроме того, анализ модернизаторских мероприятий и модернизаторами идеологии имеет большое значение и для современной российской социальной действительности - в период формирования в России собственных идеологии и программы развития.

Содержащиеся в диссертации фактические материалы, а также ее аналитическая часть может быть использована для дальнейшего исследования социальных процессов в китайском обществе и шире, в научных работах, связанных с проблемами развития; при подготовке лекционных курсов, спецкурсов, спецсеминаров и учебных пособий.

Апробация исследования. Основные положения дисертации были изложены и обсуждены на: Международной научно-практической конференции "Преемственность поколений: диалог культур", Санкт-Петербург, (НИИКСИ), 1996г.; на Всероссийской конференции "Россия: истоки и цуги духовного обновления", Архангельск (АГТУ), 1996г.; на Международной научной конференции "Поиски исторической психологии" , Санкт-Петербург (СПбТПУ), 1997г.; на летнем семинаре "Basic traditions in the study of Science and Technology and their current influences". Санк-Петербург (СПбО РАН), 1997г.

Структура н объем диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, а также приложения, включающего примечания, список используемых источников и литературы и таблиц.