Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Система правового образования в современном российском обществе: социокультурный аспект Зубова Яна Валерьевна

Система правового образования в современном российском обществе: социокультурный аспект
<
Система правового образования в современном российском обществе: социокультурный аспект Система правового образования в современном российском обществе: социокультурный аспект Система правового образования в современном российском обществе: социокультурный аспект Система правового образования в современном российском обществе: социокультурный аспект Система правового образования в современном российском обществе: социокультурный аспект Система правового образования в современном российском обществе: социокультурный аспект Система правового образования в современном российском обществе: социокультурный аспект Система правового образования в современном российском обществе: социокультурный аспект Система правового образования в современном российском обществе: социокультурный аспект
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Зубова Яна Валерьевна. Система правового образования в современном российском обществе: социокультурный аспект : 22.00.06 Зубова, Яна Валерьевна Система правового образования в современном российском обществе: социокультурный аспект (На материалах Краснодарского края) : Дис. ... канд. социол. наук : 22.00.06 Майкоп, 2006 148 с. РГБ ОД, 61:06-22/512

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретические вопросы исследования социокультурных аспектов правового образования в российском обществе 14

1.1 Феномен правового образования как основы правовой культуры 14

1.2 Единство взаимосвязи правового образования и правовой культуры 46

1.3 Влияние правового сознания на уровень социокультурной ситуации в обществе 61

Глава 2. Аксиологическое осмысление правовой культуры в российском обществе 72

2.1 Право - как культурная традиция 72

2.2 Система ценностей правовой культуры в современном социуме 84

2.3 Правовое образование в социокультурном контексте в Северо-Кавказском регионе: опыт и перспективы (на материалах Краснодарского края) 123

Заключение 141

Список использованной литературы 144

Введение к работе

Актуальность диссертационного исследования.

Переживаемый Россией период глубоких общественных перемен
(конец XX - начало XXI вв.) в разное время называли «ускорением»,
«перестройкой», «революцией», «радикальными реформами»,

«модернизаторскими реформами», «переходом» часто без указания от чего к чему. И только в последние годы было найдено понятие, наиболее адекватно, с нашей точки зрения выражающее суть и особенности происходящего в России процесса - понятие «социальной трансформации общества», то есть быстрое изменение социальной природы, или социального типа общества, не связанная со сменой правящей элиты.1 Процесс социальной трансформации является скорее стихийным, чем планируемым и управляемым.2 Именно в такие периоды «расшатывается» общественная мораль, происходят определённые изменения правовых отношений и тем самым сам процесс становления социальной направленности личности исторически обусловлен, так как не существует «общечеловеческих ценностей» как таковых «самих по себе»: они всегда определены и в общественном сознании, и в сознании индивидуальном конкретно-исторически и потому должны быть соотнесены и оценены в аспекте взаимодействия категорий нравственность — мораль -право на конкретном этапе исторического развития.3

Наиболее значимым социально-правовым аспектом в этой области преобразований являются: престиж образования, солидарность личности с принимаемыми законами; правовая социализация личности.

Культура общества является результатом социально-правовой активности отдельных личностей, коллективов и других субъектов права.

1 Заславская Т.И. Социальная трансформация российского общества. - М.: «Дело», 2000. С.445.

2 Там же.

3 Гончаров Н.В. Ценностные ориентации молодёжи в сфере правового сознания в посттоталитарном
обществе. - Краснодар - Москва, 1997. С.З.

Она выступает отправным моментом, базой для такого рода активности и в целом для правовой культуры личности.

Правовая культура общества не существует вне правовой культуры его членов (личности, группы); она является условием, формой и результатом культуры - правовой деятельности и их профессиональных групп. Важным методом правового воспитания является правовое просвещение — центральное звено в накоплении знаний. Распространение правовых знаний - служит росту общей юридической культуры и образованности населения России. Правовая культура в любом обществе всегда имела первостепенное значение, особенно в исторические периоды изменения государственного строя (которое переживает современная Россия).

Актуальность избранного направления работы обусловливается тем, что социокультурные ценности могут утверждаться в идеологической, поведенческой и материальной форме. Но при этом отсутствие в стране предпосылок для воспитания их индивидами на поведенческом и материальном уровне приводит к тому, что западный опыт поступает к нам в. квазиформах, огрублённых структурах и функциях. Отсутствие в стране общепризнанной системы ценностей и институализированных средств их достижения - главная причина анемии общества. Правосознание же граждан не может выдержать подобные нагрузки. Эти и многие другие обстоятельства проблемной актуальности, препятствуют продвижению вперёд по пути демократических преобразований в обществе. В этой связи актуальным является исследование системы правового образования, которое выступает важнейшим критерием цивилизованности общества, а общественное развитие в этом направлении выступает как глобальный цивилизованный процесс. Недостаточная разработанность социокультурного аспекта функционирования правового образования в российском обществе является актуальным, и требует дальнейшего исследования.

На основании сказанного можно сделать вывод о том, что правосознание конкретной личности в обществе определяется правовой культурой личности, её правовой просвещённостью.

Степень научно-теоретической разработанности проблемы.

Теоретической основой исследования являются работы, содержащие базовые положения и концепции отечественных и зарубежных учёных, раскрывающие аспекты правового образования и правовой культуры в жизни общества в целом. Проблема правового положения человека была предметом изучения многих исследователей. В их число можно отнести Н.И.Матузова, В.А.Малько, В.П.Сальникова и других авторов. Благодаря их исследованиям стало возможным конструирование правового положения человека и гражданина рассматривать как элемент социально-правовой культуры. Или, как писал Ю.Хабермас в своей работе «Демократия. Разум. *-*;:", Нравственность», это включение личности в жизнь государства и формирование государством своей социальной политики, направленной на -*- * личность. '

Только в этом случае возникает та специфическая ценность „ социально-правовой культуры, которую так высоко оценивал Иммануил Кант, говоря, что сущность культуры включает в себя общественную ценность человека, направленную на «очеловечивание его социального бытия».2 С.В.Лапина рассматривает регуляцию человеческой деятельности через систему ценностей, которые не предписывают, а указывают на то, что необходимо почитать, уважать, сохранять. Так, например, проблема взаимосвязи права, нравственности и религии, широко обсуждалась B.C. Соловьёвым (1853-1900гг.), который выступал пропагандистом правового государства. В.С.Соловьёв считал, что правило истинного прогресса состоит в том, чтобы государство как можно меньше стесняло внутренний мир человека, и как можно шире обеспечивало внешние условия для достойного

1 Цит. по: Минюшев Ф.И. Социология культуры. - М.: Академический проспект, 2004. С.68.

2 Цит. по: Букреев В.И., Римская И.Н. Этика права. - М.: ЮРАЙТ, 2000. С.32.

существования и совершенствования людей.1 Прогрессивные правоведы того времени чётко ограничивали право и совокупность правовых норм. В этой связи В.С.Соловьёв указывает на то, что не закон даёт силу праву, а право даёт силу закону, поэтому законодатель должен не создавать, а находить право, опираясь на сознание выработанное обществом.

Социально-психологическую концепцию права выдвинул Н.М.Коркунов. Следуя учению известного немецкого правоведа Йеринга, Н.М. Коркунов интерпретировал право как механизм защиты человеческих интересов, трактовал право как инструмент обеспечения определённого порядка при возникновении конфликтов в межличностных отношениях.

В работах Е.Сухомлинского, В.Лазарева, П.Виноградова раскрываются вопросы социально-правовой компетенции личности как элемента социально-правовой культуры. По мнению В.Быченкова, социально-правовая компетенция личности обусловлена закономерностями функционирования той или иной правовой системы. Закономерно в этом случае говорить, как о социально-правовой компетенции личности, так и о социально-правовой компетенции государства. Ибо, если в первом случае есть личностное выражение правового статуса, то второе — суть правового статуса государства. Избежать социальных дисгармоний во взаимоотношениях личности и государства можно лишь при выравнивании их правовых статусов, во всяком случае, в их движении на встречу друг другу. Отсутствие такого вектора движения приводит, как выявил Э.Дюркгейм, к аномии.3

Основные выводы и предложения сделанные в ходе диссертационного исследования базируются на положениях Конституции Российской Федерации, международно-правовых актах о правах человека. В процессе работы над диссертацией проанализированы труды В.А.Ядова, В.П.Сальникова, П.А.Радищева, Л.Петражицкого, П.И.Новгородцева,

'Цит. по: Баранов П.П. Юридическая психология. - Ростов н/Д: «Феникс», 2004. С.37.

2Цит. по: Коркунов Н.М. Лекции по общей теории права. - M., 1886.

3 Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. - M., 1991. С.395.

М.М.Ковалевского, Н.М.Коркунова, А.С.Алексеева, В.С.Соловьёва, В.Э.Бойкова, Н.А.Бердяева, Т.И.Заславской, С.В.Лапиной, Н.И.Лапина, П.П.Баранова, В.И.Курбатова, А.Рябова, А.Кива, Л.Троцкого, И.В.Василенко, Ф.А.Хайек, К.Войтыла, Н.В.Гончарова, А.Г.Сапрунова, В.С.Данилова, Н.Н.Кожевникова, С.Х Корпенко, Б.Н.Чичерина, А.Ю.Шадже, О.Н.Дамениа, и других. Параметры и ориентиры правового образования также исследуются на основании материалов, представленных в аналитических вестниках органов государственной власти Российской Федерации и её субъектов.

Правовая культура демократических преобразований в России находится на этапе становления и на этом пути нам предстоит ряд напряжённых этапов формирования и развития правовых ценностей. Эти ценности заключаются в символике веры современного правосознания - это права на достойное человеческое существование. Признание этого имеет не м.-.;-только нравственное, но и юридическое значение.

Объектом диссертационного исследования является -феномен ^-г' правового образования в контексте политико-правовой культуры российского общества (на материалах Краснодарского края).

Предмет исследования: специфика социокультурного аспекта функционирования системы правового образования в российском обществе (на материалах Краснодарского края).

Цель диссертационного исследования заключается в выявлении специфики процесса функционирования системы правового образования в условиях реформирования российского общества, определения путей оптимизации этого процесса. Указанная цель реализуется путём решения следующих задач:

— исследовать феномен правового образования как основы правовой
культуры;

- проанализировать единство взаимосвязи правового образования и
правовой культуры;

раскрыть влияние правового сознания на уровень социокультурной ситуации в обществе;

показать роль права как культурной традиции;

выявить систему ценностей правовой культуры в современном социуме;

исследовать современное состояние правового образования в социокультурном контексте в Северо-Кавказском регионе (Белореченский район Краснодарского края).

Гипотеза диссертационного исследования заключается в доказательстве того, что социокультурный аспект функционирования правового образования должен быть осмыслен с помощью понятия правовая культура, а также то, что правовая культура как компонент образования личности предполагает учёт социокультурных аспектов не только в конкретном регионе Российской Федерации, но в российском обществе в целом. Доказательством такого положения и служит настоящая диссертационная работа.

Методологическая основа диссертационного исследования.

В изучении аспекта функционирования системы правового образования российского общества использовались фундаментальные общенаучные методы социального познания: системный анализ, диалектико-материалистический метод, социологический и структурно-функциональный анализ, методы конкретного исторического исследования, анкетирование, интервьюирование и контент-анализ документов.

Специфика диссертационного исследования обусловливает применение сравнительного анализа и логических принципов выявления сущности понятий и их определений, синергетического и функционального подходов.

Эмпирическую базу диссертационного исследования составляли материалы конкретных социологических исследований, проводимых автором в 2004 - 2005 г.г. в молодёжной среде Белореченского района

Краснодарского края. Объём выборочного исследования составил 610 человек. Из них основной возраст от 17 до 25 лет. Отбор и опрос респондентов проходил по месту учёбы и работы. Эмпирической основой для обобщения и выводов послужили публикации в специализированных изданиях и анализ текущей литературы по данной тематике.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в том, что диссертант впервые, исходя из правовой реформы и внесения изменений в законодательство Российской Федерации, осуществила комплексный подход к исследованию проблемных ситуаций правового образования. Научная новизна заключается также в:

- исследовании права как социального явления и его воплощения в
жизнь в виде социального факта;

- определении основных путей для утверждения "ПОДЛИННО
гармоничных взаимоотношений правовой культуры между различными
социальными слоями общества;

- осуществлении логико-гносеологический анализа понятия правового образования как основы правовой культуры;

- обосновании системы критериев, характеризующих систему
ценностей правовой культуры в современном социуме, благодаря которым
индивиды взаимодействуют, осознавая их и обмениваясь ими в самых
важных аспектах жизни индивида и общества;

- исследовании современного состояния правового образования в
социокультурном контексте в Северо-Кавказском регионе;

установлении зависимости характера и поведения людей в правовой сфере, стабильности правопорядка в обществе от уровня и состояния правового образования;

осуществлении на региональном материале комплексного анализа социокультурных проблем формирования правового образования и аксиологического осмысления правовой культуры в российской обществе (на материалах Белореченского района Краснодарского края).

Основные положения выносимые на защиту.

1. Реализация идеи кардинальной реформы в России в начале

90-х гг. XX века, поставила многочисленные вопросы, одним из которых является правовое образование. Стремление большинства населения к моральному, правовому и социальному порядку является защитной реакцией общества на давно царящую хаотичность в государственном управлении, с одной стороны, и на административный произвол чиновников, с другой. При таком состоянии государственной машины невозможно не только формирование гражданского общества, но и соблюдение элементарных прав личности - гражданских, социальных и политико-экономических. В этой связи назрела необходимость детального анализа системы правового образования. Правовая культура способна связать все различные стороны нашей действительности в одно целое. Иначе население и организации не имеют возможности получить от органов государственной власти и муниципального управления жизненно необходимых услуг, вынуждены приспосабливаться к непредсказуемым их действиям. Таким образом, старшее поколение оказалось в положении людей без прошлого, которое окрашивалось (и окрашивается) исключительно в чёрные тона, и без будущего. Сбережения были потрачены в результате «шоковой терапии», идеалы которыми они жили, развенчаны, а приспосабливаться к условиям «дикого капитализма», быстро поменять социальные ориентиры и ценности, весь образ жизни оказалось по крайней мере для большинства из них - делом мало реальным. А если учесть, что во многих небольших городах и посёлках в результате закрытия предприятий стала увеличиваться безработица, нарастать нищета, а с ними вместе — пьянство, наркомания, преступность, то у людей старшего поколения не оказалось и настоящего. Именно эта угнетающая атмосфера и стала основной причиной резкого скачка смертности среди пожилых людей, падения продолжительности жизни россиян, в итоге - огромное ежегодное сокращение численности населения.

Поэтому настала пора для многих из нас переосмыслить собственное отношение к отечественной истории и понять, что она есть неотъемлемая часть культуры человечества.

2. Для обеспечения высоких темпов радикального
реформирования общественного устройства необходима достаточно развитая
правовая культура личности (базирующаяся на следующих ценностях,
установках и мотивах поведения: уверенность, что следование закону
является обязательной нормой поведения; вера в то, что соблюдение
принятых обязательств есть норма жизни; чувство личной отвественности за
свои поступки и убеждения в важности исполнения обязанностей;
уверенность, что свобода всех есть гарантия свободы каждого; уважение
достоинства других людей и другие), как одна из категорий
общечеловеческих ценностей. Она становится неотъемлемым компонентом
цивилизованного правового государства.

3. Уровень правовой культуры общества зависит от профессиональной
культуры личности. Профессиональная правовая культура, свойственная
общности людей, требующая специального образования и практической
подготовки. Главное в профессиональной культуре — высокое место права,
его верховенство и соответствующее этому положению дел в правовом поле
государства: подготовка юридических кадров, роль юридической службы во
всех сферах общественной и государственной жизни, положение суда,
адвокатуры, прокуратуры, нотариата, милиции; развитость научных
юридических учреждений, эффективность работы юридических
профессиональных общественных организаций и т.д.. Культура юриста как
специалиста неотделима от правовой культуры общества. Уровень правовой
культуры общества существенно зависит от профессиональной культуры
юриста. С другой стороны, от профессионального уровня юриста зависит
состояние правовой культуры общества и гражданина. Юрист — личность,
которая призвана стать выше своих привычек, желаний: он должен делать
своё дело так, как этого требуют высшие интересы общества — упрочнение

правовых условий, гарантирующих права и свободы граждан, обеспечение правопорядка. Уровень правовой культуры профессиональной группы определяется степенью развитости культуры каждого из его членов, то есть степенью общего образования, уровнем его квалификации. Необходимая основа формирования личности и поддержание нормативного порядка в обществе базируется на ценностных установках и мотивах поведения.

4. Обществу нужны те рычаги, которые будут способствовать функционированию правопорядка и правового государства. В этой связи, государство будучи официальным представителем и гарантом безопасности всех членов общества, устанавливает своеобразные границы социально-значимого поведения своих граждан, коллективных объединений, должностных лиц.

Основной смысл юридической свободы - это оградить индивида от внешнего произвола как со стороны власти, так и со стороны окружающих сограждан. В праве свобода получает необходимую опору и гаранта, а личность - возможность удовлетворения своего интереса. Сегодня почти единственным регулятором общественных отношений остаётся право, закон как «движущая сила» сохранения устойчивости социума.

Ценностные установки вырабатываются в общественном процессе общественно-исторической деятельностью и передаются индивидам и последующим поколениям в процессе социализации: обучения, воспитания и т.д. Осознание индивидами содержания ценностных установок образует мотив деятельности, который выступает в качестве целей. Эту цель определяет культура.

В этой связи осуществлён комплексный анализ социокультурных проблем формирования правового образования и аксиологическое осмысление правовой культуры в российской обществе.

Научная и практическая значимость диссертационного

исследования

Полученные результаты имеют теоретическую, практическую и мировоззренческую значимость и направлены на решение проблемы оптимизации социокультурной проблемы формирования правового образования в российском обществе. Основные положения и выводы могут быть использованы: при разработке общей концепции права; при подготовке разного рода стратегических прогнозных документов для решения социальных проблем и формировании приоритетных направлений в исследовании правового образования в практике государственных органов, в системе повышения квалификации работников государственных служб и социальной сферы.

Апробация результатов исследования. у

Содержание диссертационной работы апробировано на ряде научных конференций различного уровня. Сформулированные в диссертации-теоретические положения, предлагаемые методические приёмы и практические рекомендации проверялись и совершенствовались в ходе.. прикладных социологических исследований, проведённых автором в 2004-2005г.г. Результаты исследования внедрены в практику подготовки специалистов в рамках изучения курса социологии в филиале АГУ г. Белореченска. Диссертация обсуждалась и была рекомендована к защите на кафедре социологии и философии Адыгейского государственного университета в 2006 г. По теме диссертационной работы опубликовано 5 статей общим объёмом 2,5 печатных листа

Объём и структура работы.

Цель и специфика исследовательской проблемы определили логику решения основных задач и общую структуру диссертационного исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав (шесть параграфов), заключения и списка использованной литературы. Основной текст диссертации изложен на 147 страницах.

Феномен правового образования как основы правовой культуры

Дискуссии о характере и тенденциях преобразований, совершающихся в России с 90-х годов XX столетия, продолжаются. С каждым годом их участники вовлекают в анализ новые эмпирические данные и используют различные теоретико-методологические подходы, а чаще - как взаимодополнительные. Полученные результаты влияют на общественное мнение, а также косвенно на принятие решений государственными органами. В научном сообществе страны сформировались определённые группы учёных, с той или иной регулярностью дебатирующие результаты таких исследований. Например, в Москве авторитетные специалисты, "" представляющие разнообразный спектр гуманитарных и социально-экономических дисциплин, ежемесячно встречаются на заседаниях Научно-координационного совета, председателем которого является вице-президент РАН, академик В.Н.Кудрявцев: предметом обсуждений становятся наиболее значимые результаты, получаемые ведущими научными учреждениями страны. Московская высшая школа социальных и экономических наук, её Междисциплинарный академический центр социальных наук (Интерцентр) семь лет подряд проводит международный симпозиум "Куда идёт Россия?..." под председательством академика Т.И.Заславской; тема симпозиума каждый год конкретизируется, а его материалы публикуются в одноимённых сборниках.

Аналогичная работа ведётся во многих институтах. Так, широкий интерес вызывают дискуссии по актуальным философским и социально-политическим проблемам в Институте философии РАН, Академии социальных наук. И не только в академических учреждениях. Российский независимый институт социальных и национальных проблем провёл семь годичных чтений под девизом «Обновление России: трудный поиск решений»; их материалы публикуются в одноимённых сборниках. Эта проблема также активно обсуждается на страницах журналов «Вопросы философии», «Социологические исследования», «Свободная мысль» и других центральных изданиях. Как отмечается в социологии, юриспруденции, глубокие изменения в обществе, негативные последствия политики, нивелирующей личность, обернулись сложнейшими социальными противоречиями и сказались на всех формах жизни, в том числе системе образования и социализации личности. К сожалению, мрачные пророчества П.Чаадаева высказанные им ещё в 1829 году в его первом «Философическом письме» в отношении России, всё с большей очевидностью сбываются. «Мы так удивительно шествуем во времени,- констатировал он,- что, по мере движения вперёд, пережитое пропадает для нас безвозвратно... прежние идеи выметаются новыми, потому что последние не происходят из первых...Опыт времён для нас не существует!»1 И в самом деле, в XX веке мы дважды перечёркивали прошлое: первый раз - в 1917-м и второй — в 1991-м, не очень задумываясь от чего следует отказаться, над чем следует задуматься, что сохранить, что будет ли будущее лучше прежнего. И даже не было попытки сохранить преемственность поколений как основное условие поступательного развития. Формула действия была проста: вначале разрушили капитализм в пользу социализма, а потом социализм — в пользу капитализма. Хотя ту и другую систему можно было не разрушать «до основания», а трансформировать. Поистине, ходим по кругу. Как следствие мы имеем глубокий кризис культуры, образования и самой власти. Похоже, уроки прошлого оставлены без внимания. Демократические силы, которые пришли к власти, горели желанием в сжатые сроки построить в России свободное, правовое общество и процветающую рыночную экономику, обратив свой взор на Запад. Хотя России следовало бы исходить не из того, что делает цивилизованное человечество, а из конкретных условий России. Теперь Россия на наших с вами глазах переживает чудовищные последствия «ускорения» - невиданное прежде падение производства, безработицу, инфляцию, невыплату заработной платы, увеличение численности маргинальных групп и детей сирот, террористические акты и т.п.1 Социальную напряжённость провоцируют коррупция и прежде всего в высших эшелонах власти, резкое изменение условий жизни широких слоев населения, несправедливое распределение национального дохода, неблаговидная приватизация социалистической собственности, нарастающая угроза жизни населения... «Если бы люди были готовы учиться у истории, чему бы только она не научила нас! Но Страсти и Партии ослепляют нас, а Опыт, подобно фонарю на корме корабля, освещает лишь пройденный нами путь!» (Сэмюэль Тейлер Колридж). Политический класс должен чутко прислушиваться к ритмам национальной культуры, когда на крутом повороте самое архаичное оказывается самым перспективным. Арабская пословица гласит: на крутом повороте хромой верблюд оказывается первым. Нетерпеливые модернизаторы привыкли жёстко расправляться с архаичными национальными традициями, видя в них «хромого верблюда» Но искусство политиков как раз и состоит в том, чтобы заставить социокультурные традиции служить политическим целям. Для строительства цивилизованного общества необходимо отбросить отрицательные стороны, как социализма, так и капитализма и использовать положительные стороны той и другой общественной системы. Россия должна идти своим путём, учитывая особенности предыдущего развития, опираясь на науку, образование, культуру. Основное направление может и должно быть ориентировано на главные цели: - удовлетворение потребностей личности, а не класса или отдельных социальных групп;

- восстановление в правах моральной ценности - равенство перед законами, которая вопреки предрассудкам никогда не была представлена нашей общественной нравственности. Вспомним, хотя бы то, как Екатерина, первая в России, выдвигает идею о том, что «не люди существуют для государства, а наоборот, последнее создано ради людей, обеспечения их прав и нужд».1 Соответствующим образом трансформирует законодательство в 1775 году, осуществляя очередную реформу местного управления. Екатерина передаёт большинство забот компетенции губерний. Говоря современным политическим языком, Екатерина установила в России социальную монархию. «Предоставляя широкие права наместникам, Императрица, тем не менее, предупредила их, что действовать они должны на основании закона».2 Но и сегодня правящая бюрократия под прикрытием идей построения «правового государства» и защиты «прав личности» активно ищет союз с предпринимателем, корпорацией. «Формируется новая технократическая элита, основу которой будет составлять финансово-корпоративная организация с её ненасытным желанием как можно больше потреблять. Привыкая потреблять, человек уже не хочет производить и заниматься самоусовершенствованием. В конечном счёте, в его «потребительской корзине» оказываются и люди как «социальные вещи».3 Для российского общества преодоление нынешнего кризиса является реинтеграция социокультурных ценностей, формирование общих ценностных ориентации, основанных на нравственности и рационализме. Без этого нам не помогут ни передвижки власти одной правящей элиты к другой, ни западные долларовые инъекции, ни самые демократические политические и экономические структуры, взятые сами по себе, безотносительно к их ценностному содержанию.

Влияние правового сознания на уровень социокультурной ситуации в обществе

Правовое сознание общества, отдельных групп, индивидов органично связано с правом как социальным целостным институтом и его возникновением, функционированием и развитием, с правотворчеством и правоприменением, иными сторонами правового бытия.

Но что же понимается под правосознанием? Правосознание можно определить как объективно существующий набор взаимосвязанных идей, эмоций, выражающих отношение общества, групп, индивидов к праву — этому целостному институту, его системе и структуре, к отдельным законам, иным характеристикам правовой системы. Правосознание — это, по существу, «оценка права, существующая в обществе, выражающая критику действующего права и формирующая определённые надежды и пожелания к правовой сфере, её изменениям, определяющая, что считать правомерным, а что неправомерным».1 Но это ещё и новый этап состояния общественного сознания. Правосознание придаёт общественному сознанию характер рациональности, сознания «здравого смысла». Таким образом, при обсуждении проблемы правосознания подчеркивается, что она включает в себя мысли и идеи, представления и убеждения, и является отражением социального бытия и различных аспектов общественных отношений, выражением понимания установления и функционирования в обществе определённого порядка. Будучи по сути дела отражением отношения индивида или группы к праву, отражением оценки права указанными субъектами, правосознание в то же время участвует в формировании правовых норм и принципов. Иными словами, право одновременно и продукт правосознания и фактор, его определяющий. В конечном счете этот момент взаимодействия правосознания и права выступает как определённая форма социальных отношений в области правоотношений, каковые определяются одновременно с правосознанием и действующим правом, а также динамикой состояния социума под влиянием человеческой деятельности. В приведенных выше определениях понятие «правосознание» фиксируются два его аспекта:

- соотнесённость с правом, то есть совокупностью фиксированных норм и правил, регулирующие социальные отношения, а также с комплексом учреждений, обеспечивающих их реализацию;

- соотнесённость его с социально-психологическими, этническими моментами.

Но именно интересующий нас аспект правовой проблематики формирования правосознания субъекта по сути дела есть позиция не законодателя, не политика и не правоприменителя. Речь идёт об отношении к праву простого гражданина, пользователя, а эта позиция отнюдь не правоведа. С позиции пользователя право вовсе не закреплено государственным договором общественного согласия и компромисса (вспомним, что даже Основной закон поддержало при голосовании менее половины потенциальных субъектов права и не менее трети выступило против, что более половины населения России выступает против моратория на смертную казнь), а потому вряд ли можно согласиться с Р.З.Лифшицем, что «право есть нормативно закреплённая и реализованная справедливость».1 Чтобы лучше понять правовое состояние нашего общества уясним сначала структуру правосознания. Структуру правосознания характеризуют два пласта - правовая / идеология и правовая психология. 1. Правовая идеология - это осознанное отношение к праву, выражаемое в обоснованной, аргументированной критике или одобрении всей правовой системы, правовых учреждений, судов, отдельных законов и т.п. Правовая идеология - это «система концентрированных правовых взглядов, основывающихся на отдельных социальных и научных познаниях». (Например, в избирательной кампании 1996г., в программе одного из кандидатов на должность Президента, идеологический пласт правосознания был выражен следующим образом: под видом приватизации 1992-1995г.г. была развёрнута кампания растаскивания общественной собственности, нарушения прав миллионов граждан, фактически ликвидированы социальные гарантии и разрушены фонды общественного потребления). Таким образом, утрачены традиции, по которым Россия жила большую часть XX века. Прежде всего, следует подчеркнуть двуединство самого феномена правосознания, зафиксировав его идеологический компонент как некую систему правовых взглядов, основывающихся на определённых социальных и научных позициях, и важность для такового оценочного компонента и поведенческих установок, то есть психологического компонента, каковой согласно Философской энциклопедии «составляют привычки и чувства людей в отношении правовых явлений (например, чувство справедливости, отвращение к беззакониям, преступлениям и т.п.)». сущность идеологического компонента правосознания согласно энциклопедическим изданиям составляет право как форма общественного сознания, представляющая собой некую «систему общеобязательных социальных норм, охраняемых силой государства», соблюдение которых обеспечивается мерами государственного воздействия, включая принуждение.

Право - как культурная традиция

Аксиологическая характеристика права как культурной традиции включает в себя духовный аспект. К базисным элементам духовной культуры относятся: обычаи, нравы, законы, ценности.

Обычаи, нравы, законы являются разновидностью культурных норм и образуют нормативную систему культуры. Она предписывает членам общества, что надо делать, каким образом и в каких ситуациях следует поступать так, а не иначе.

Манеры, этикет, кодекс тоже входят в нормативную систему культуры, но в качестве дополнительных её элементов. В любом обществе есть обычаи, нравы, законы, но не в любом существует манера, этикет и кодекс (дуэль — культурный комплекс, который относится к этикету, есть (был) не везде).

Ценности не относятся к видам культурных норм, но входят в нормативную систему культуры, выполняя особую функцию. Они указывают, но не предписывают, что должно почитаться, уважаться и

сохраняться в культуре. Обычаи, нравы, законы - именно в таком порядке должны выстраиваться базисные элементы нормативной системы, так как нарастает степень строгости тех санкций, которые использует общество по отношению к нарушениям. Обычай - традиционно устойчивый порядок поведения, закреплённый коллективными привычками Привычки - это повседневная сторона социальной действительности. К нарушителям применяются неформальные санкции - неодобрение, отрицание. Нравы г обычаи, приобретающие моральное значение. В Древнем Риме это понятие обозначало самые уважаемые и священные обычаи. Они назывались mores нравы. Отсюда пошло слово «мораль». Что считать нравственным, зависит от культуры данного общества. Закон - нормативный акт, принятый высшими органами государственной власти в установленном Конституцией порядке. Он является высшей разновидностью социальных и культурных норм, которые требуют безусловного подчинения. Различают два вида законов:. - обычное право - совокупность неписаных правил поведения в доиндустриальном обществе, санкционированных органами власти;

- юридические законы, закреплённые конституцией, защищают самые дорогие и почитаемые ценности: человеческую жизнь, государственную тайну, собственность, человеческие права и достоинства. Нарушение законов влечёт уголовное наказание.

Среди множества теорий мифа отметим позицию немецкого философа Эрнста Кассирера, который рассматривает мифологию наряду с языком и искусством как автономную символическую форму культуры. Миф выступает формой творческого упорядочения и даже познания реальности. По мнению французского философа-структуралиста Р.Барту, миф - это коммуникационная система, сообщение. Мифы являются по-своему альтернативной формой приспособления к жизни, по отношению к такой форме, как, например, научное знание. Мифологические образы оказываются порой правдивей жизни. Эта вечная тема выражена предельно сжато словами В.Шекспира: «Вся жизнь - театр». Это даёт нам основание для обозначения такой разновидности права как право искусства, или право художника. Это -право свободного человека, ибо мифы он творит сам в своей собственной голове, в своём сердце. Часто обычаи мифологизируются, а мифы так укореняются, что становятся обычаями. Мифы важны для человека. С их помощью он упорядочивает своё восприятие пёстрого мира. Мифологизация может распространяться на целые слои: бюрократию, «новых» русских, народных депутатов. Человек может сам себя мифологизировать; чиновник, занявший волей случая высокий пост в управленческой пирамиде, начинает переоценивать себя сам, впадая в эйфорию повышенного самомнения. С перечисленными источниками правовой морали тесно связан институт религии. Религия синтезирует и обычаи и табу и мифы, и традиции. Религия превращает их в каноны и формирует каноническое право. Это право — писаное в религиозных текстах - вместе с тем отличается от писаных юридических законов. Юридические законы фиксируют внешнюю сторону поведения, поступки, они не могут регулировать помыслы, помочь в индивидуальном страдании, надежде, раскаянии - во всём том, что предполагает религиозные чувства, что связано с внутренним миром человека. Религии эволюционируют. Наряду с традиционными древними религиями сегодня идёт процесс формирования новых, современных конфессий и движений. Поэтому многим из них не чуждо сосуществование с современным правом, озабоченность фактами нарушения прав человека. Об этом говорят такие примеры, как миротворческая деятельность церкви, образовательная (исламские университеты), воспитательная (храмы в колониях и тюрьмах), примиряющая (армейские священники). Не будет преувеличением сказать, что в определённой части мира, прежде всего в исламских странах, религия является не столько источником права, сколько самим правом. То есть религиозное и правовое сознание здесь едины. Правовая культура существует в форме религиозной культуры. «Законодательство Моисея» не есть юридическое законодательство. Оно предшествует юридическому, которое многое впитало из этого религиозного закона. Десять заповедей Моисея как нравственный кодекс - первый по времени и один из важнейших по сути. Десятисловие вполне можно считать нравственным кодексом. Но некоторые особенности этого кодекса ставят этот вывод под сомнение. Какие это особенности?

а) кодекс концентрирует внимание на внешних действиях человека и его принципы выступают как принудительные законы, у законодателя нет стремления закреплять их в совести человека; б) в нем награды и наказания оторваны от личных деяний и распространяются на далёкое потомство, что противоречит идее индивидуальной нравственной ответственности;

в) кодекс Десятисловия не знает идеи загробного возлияния или иной перспективы, призванной установить соответствие между добродетельности человека и его счастья. Моисей учил не как философ, а как законодатель. Он делал ставку не на свободу духа, а на принудительную силу закона.

Правовое образование в социокультурном контексте в Северо-Кавказском регионе: опыт и перспективы (на материалах Краснодарского края)

Нарастающий интерес к Северо-Кавказскому региону и Кавказу, как отмечает доктор философских наук, профессор Адыгейского государственного университета А.Ю.Шадже и кандидат философских наук О.Н. Дамениа вызван прежде всего:

- геостратегическим положением;

- социокультурным потенциалом; и

- природными ресурсами, которыми он располагает.1

Мы с вами являемся свидетелями того, как идёт настойчивая борьба различных геополитических сил за природные и социальные ресурсы Кавказа, что весьма негативно сказывается на ситуацию в регионе. Политические действия, направленные на радикальное переустройство исторически сложившегося уклада жизни народов кавказского сообщества без учётов их интересов и специфики региона, приводят к внутрисоциальному напряжению. Чтобы представить дальнейшее разрастание социокультурной диструкции, необходимо осмыслить действия социокультурного субъекта. Сложившееся социокультурное своеобразие Северного Кавказа это «мозаика различных этнокультурных образований» (А.Ю.Шадже), а порой даже как «конгломерат этнокультур традиционного типа, которое исторически сложилось в экстремальных условиях в горных и предгорных территорий Кавказа» (О.Н Дамениа). Население внутри которых многочисленно. Однако население региона этнически не смешанно. Территория Кавказа как бы распределена между различными этносами и этническими группами. Сращенность с данной природной средой каждой этнической общности, вне которой она себя не мыслит — это не только и не столько «кормилица, сколько усыпальница предков» (Я.В.Чеснов), память о которых была и есть здесь всегда священна. Но такая распределенность территории региона, такие межэтнические границы и трудности общения между ними отнюдь не мешали тесным контактам, разностороннему социокультурному взаимодействию народов сообщества. Причём тот социальный порядок, который сложился внутри общекавказского культурного пространства (хотя и имели место различного рода противоречия, коллизии и конфликты), однако же, не разрушали общую систему государства.

В последнее столетие эта система подвергалась серьезной модернизации, но её отдельные элементы ещё и сегодня просматриваются. Всё это даёт основание думать, что в прошлом на Кавказе был накоплен довольно уникальный культурно-исторический опыт: этнос и этнические группы в процессе человеческой популяции, составляющие это пространство, полностью не смешались, не растворились друг в друге и не образовали новых более крупных многочисленных этнических общностей, как это происходило в других регионах, скажем, в степных и равнинных условиях. Разумеется, смешение и другие формы межэтнического взаимодействия имели место, но несмотря на это не происходило каких-либо разрушительных социально-политических потрясений, каждый из этносов сохранил себя, свою идентичность, поэтому объяснять конфликтность региона (которыми кишит сегодня Кавказ) этнообразованием было бы не этично. Сегодня Кавказ представляет особую «дополнительную привлекательность и ценность», и «начинают представлять стратегический интерес» (пишет А.Ю.Шадже).

При всём том социокультурном различии (язык, ритуалы и другие), которыми один этнос отличается от другого, все они (этносы) были однотипны с точки зрения структурной организации социальной системы (уклада жизни), поведенческой модели человека, системой его ценностной ориентации и технологии жизнеобеспечения. Народы кавказского сообщества выделяют себя из окружающего мира и не смешивают себя с ним. Но и внешний мир не растворяет в себе народы кавказского сообщества и выделяет их в отдельную суперэтническую группу. Это очень важный и многозначительный факт. Не изучен социокультурный опыт, который был накоплен в процессе совместной жизни народов сообщества. Наличный потенциал этноса тратился главным образом на сохранение и повторение накопленного жизненного опыта. Историческое прошлое есть исходящая модель, сообразно которой должно быть упорядочено социальное будущее.

Не социальное развитие, а социальное повторение - вот что определяет жизнь этноса в этих условиях. Этносоциальная общность, сложившаяся и функционирующая в этих условиях, как правило, сравнительно более консервативна, традиционна и замкнута, но при этом она более стабильна и устойчива. Этничность обретает значение формообразующего организационного начала социальной жизни людей, начала, в котором аккумулирует весь накапливающийся внутри этноса опыт. Внутриэтнический мир и порядок есть единственный, чувственный, ощущаемый, сообразно которому только и может человек конструировать весь воображаемый, мыслимый мир — культуру, мировоззрение, картину мира. Другой исходной базы (модели) мысленной деятельности у него нет. Человек может осознавать себя и весь мысленный мир лишь в контексте и категориях этой этнической культуры, к которой он принадлежит. Вне этой культуры он себя не мыслит.

Этот экскурс нам важно с тем, чтобы понять суть происходящих ныне в регионе социокультурных процессов. Без ретроспективного анализа пройденного прошлого трудно сколько-нибудь зримо высветить социальный образ ожидаемого.

Похожие диссертации на Система правового образования в современном российском обществе: социокультурный аспект