Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Смысл социального действия как предмет социологического исследования : (методологический анализ) Степнова, Людмила Анатольевна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Степнова, Людмила Анатольевна. Смысл социального действия как предмет социологического исследования : (методологический анализ) : автореферат дис. ... кандидата социологических наук : 22.00.06, 09.00.05 / Рос. акад. управления.- Москва, 1992.- 24 с.: ил. РГБ ОД, 9 92-2/3818-x

Введение к работе

Актуальность темы исследования» Актуальность исследования смысла социального действия обусловлена следующими обстоятельствами. Преаде всего, методологическим значением категории смысла социального действия для социологического и психологического анализа как общественного сознания, так и сознания отдельного индивида.

Постановка проблемы смысла социального действия связана с гуманистической трактовкой человека как субъекта, творца своей истории. Эта позиция противостоит пониманию человека как пассивного существа, отвечающего на внешние воздействия лишь системой реакций, являщегося "винтиком" государственно-производственной системы, элементом производительных сил, продуктом общественного развития. Такое антигуманистическое понимание человека, характерное для идеологии и практики тоталитаризма, до сих пор сохраняется, часто неосознанно, во-многих теориях. Их позитивное преодоление - одна из задач, решение которой возможно с использованием категории смысла социального действия.

Проблема смысла социального действия ставится в рамках методологического положения высказанного С.Л.Рубинштейном и отражающего принцип соотношения объекта и субъекта в изучении человека: "поскольку с появлением человеческого бытия коренным образом преобразуется весь онтологический план, необходимо видоизменение категорий, определений бытия с учетом бытия и сознания. Значит, стоит вопрос не только о человеке во взаимоотношении с миром, но и о мире в соотношении о человеком как объективном отношении"1.

Второе обстоятельство связано о тем, что оама жизнь, практика обновления общества, бурные политические и социально-экономические процессы, протекающие в стране, выводят на первый план проблему смысла социального действия, которая на практике приобретает следующие формы:

- развитие демократических процессов у нас в стране открыло дорогу плюрализму во всех сферах жизни. За каждой из много-

I. Рубинштейн С,Л. Проблемы общей психологии. -М.,1973. -С.259.

- 2 -численных политических, экономических, религиозных позиций стоит определенная смысловая направленность, некая квинтэссенция, суть которой, как правило, скрыта за отдельными декларациями, положениями, теориями и т.п. Поэтому, например, простому человеку нередко трудно оценить истинные мотивы политиков, ученых-экономистов, религиозных деятелей, предлагающих свои единственно верные пути развития, а вернее, спасения нашего общества. Исследование смысловых пространств политических партий, движений, религиозных конфессий и т.п. позволит получать более точную социологическую информацию;

в связи с тем, что дезинтеграция нашего общества достиг ла критической отметки, политики и ученые констатируют кризис социальной и экономической системы, а также кризис сознания, которые можно квалифицировать как утерю смыслов жизни, экцис-тенционалышй вакуум. Это, в первую очередь, связано с кризисом в области ценностей, который можно характеризовать как переход от господства сильно идеологизированной моноструктуры ценностей к плюрализму.нормальных человеческих ценностей. Но при этом человек устроен так, что он не может существовать в мире непосредственно данных смыслов, каждый раз перед ним доля на быть перспектива более отдаленных идеальных целей. Отсюда и проистекает особое значение в человеческой жизни смыслов жиэш При их утрате возникает состояние экзистенционального вакуума, Как результат этого - всплеск самоубийств - за 1991 год по ctj не их уже насчитывается более 30 тыояч. На наш взгляд, проблел смысла жизни и смысла отдельного социального действия взаимосвязаны и являются как бы двумя полюсами пристрастного отношения человека к млру, выражают иерархию осмысленного существования в нем;

в связи с этим встает еще одна проблема, связанная с н< оСходимостью выявлять степень рефлексивности общественного сознания, то есть его способность к переоценке ценностей.переосмыслению. Например, еще недавно понятие капитализма в общее; венном сознании имело скорее негативные, чем позитивные оценк Сегодня содержание оценок меняется на прямо противоположное. Какова степень статичности общественного сознания, его ригвд

ности - эту проблему, на наш взгляд, также можно решить, используя понятие смысла социального действия.

Эти и ряд других проблем и порождают исследовательский интерес к проблеме смысла социального действия со стороны философов, социологов и психологов.

Состояние научной разработанности проблемы. Социологические традиции изучения смысла социального действия заложены в русле феноменологического направления философии и связаны с именами И.Канта, В.Гегеля, В.Дильтея, К.Штумпфа, Ф.Брентано, Э.Гуссерля1. Повышенный интерес феноменологов к деятельности сознания был обусловлен тем, что их интересовала не сама по себе реальность, а то, как она воспринимается и осмысливается человеком. В частности, суть феноменологии Гуссерля, исследованию творчества которого в диссертации отводится довольно большое место, состоит в изучении смысловых полей сознания, как инвариантных характеристик сознания, делающих возможным восприятие объекта в его целостности.

Развитие феноменологического направления в социологии было связано с появлением антипозитивистских тенденций в философии, пониманием того, что время параллельного развития естественных и общественных наук давно прошло и необходимо разрабатывать новые принципы научной методологии, которые учитывали бы как объективные, так и субъективные стороны жизнедеятельности человека.

В социологии данный подход развивался в противовес бихе-виористско-яатуралистической методологии и выразился в "субъективной" точке зрения М.Вебера, выдвигающей в качестве объекта социологии социальное действие, непременным атрибутом которого является субъективный смысл, а также в работах Г.Зиммеля, русского философа и социолога С.Л.Франка и других исследователей, вдохновленных идеями Дильтея.

В связи с тем, что именно М.Вебером впервые в социологии

I, См.: Бабушкин В.У. Феноменологическая философия науки, - U.-t 1985; Мотрошилова Н.В. Принципы и противоречия феноменологической наукис - Ис,1968; Философия Гуссерля-и ее критика. -. М.: WtiOll't I983f Гусеешіь Э. Логические исследования: Пролегомены к адзтой логике'. - 0116,1909. - Ч.І; Гуссерль Э. Философы коя строгая паута, -логос. - М.Д9ІІ. - Кв.1. -С.І-В6 1-і до..

- 4 -была поставлена проблема субъективного смысла, действия, в диссертации довольно большое место отводится анализу его теории социального действия1. Основным итогом изучения Вебером данной проблемы явилось то, что был детально разработан субъективный пласт существования смысла социального действия, фи этом, объективная, социальная природа социального действия и его смысла понималась им весьма ограниченно, как некоторая "усред-ненность", типичность субъективности. И даже фрагментарное использование категории деятельности для объяснения некоторых феноменов существования смысла не позволило ему выйти на принципиально новый путь теоретического анализа смысла социального действия.

В дальнейшем основные положения теории социального действия М.Вебера развивались jb основном, в русле современной феноменологической социологии, философской базой для которой послужили идеи Э.Гуссерля, М.Шелера, М.Мерло-Понти. В диссертации рассматриваются взгляды одного из представителей этого направления социологии А.Шща и основные положения этномето-дологии Г.Гарфинкеля . Феноменологическая социология явилась выражением номиналистической концепции общества, в которой человек рассматривается как активный фактор социального процесса, как его субъект, при этом считая общество, культуру -абстракцией. Номиналистическая концепция противопоставлялась социологическому реализму, идущему от Э.Дюркгейма, и утверждающему, что неправомерно изучать общество через индивидуальное сознание. Необходимо признать, что среди феноменологов были попытки соединения этих двух концепций в единое целое. В частностиt А.шЕц пытался выйти за пределы субъективности черв: анализ трудовой деятельности. Но внеисторичность, абстрактность в понимании труда не позволили ему показать действитель ное значение деятельности в процессе формирования сознания.

  1. Вебер М. Избранные произведения. - М.,1990.

  2. Новые направления в социологической теории. - М.,1978; Ионин Л.Г. Понимающая социология. - М.,1979; Критика современной буржуазной теоретической социологии. - М., 1977; Григорьев Л.Г. "Социология повседневности" Альфреда Шюца /у Социологические исследования. - 1988. - И 2. - С.123-128 и др.

Именно деятельностный подход в исследовании сознания позволил отечественным психологам и социологам выйти на новый этап исследования смысла социального действия. В отечественной психологии формирование понятия "личностного смысла", "смысловых образований личности" неразрывно связано с развитием представлений о личности, а именно с проблемой субъективного, пристрастного отношения человека к окружающей его действительности. Данная проблема служила предметом анализа в работах выдающихся советских психологов Б.Г.Ананьева, Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, В.Н.Мясищева, С.Л.Рубинштейна . Этими проблемами также активно занимались Д.И.Анциферова, К.А.Альбу-ханова-Славская, Л.П.Буева, А.В.Петровский, Б.Ф.Ломов, Ю.М. Забродин, Д.Н.Узнадзе2. Конкретно-психологическую разработку проблема смысловых образований личности получила в работах А.Г.Асмолова, Ф.Е.Василюка, Б.С.Братуся, Д.А.Леонтьева, Е.Т. Соколовой и др. . Итогом данных исследований явилась разработка ряда основных положений, активно используемых в изучении смысловых образовата! личности. Это, во-первых, принцип дея-тельностного подхода, в .контексте которого личность как много-уросневоз системное образование раскрывается через анализ сис-

  1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. -Л., 1968; Выготский. Л.С. Избранные психологические произведения. - М., 1956; Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1975; Мяеищев В.К. Личность и неврозы. - М.,1960; Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. - М.,1973.

  2. Альбуханова-Славская К.А. Стратегия жизни. - М. ,1991; Анциферова Л.И. К психологии личности как развивающейся системе // Психология формирования и развития личности. - М., 1981; Буева Л.П. Социальная среда и сознание личности. - М., 1968; Петровский А.В. Личность в психологии с позиции системного подхода и Вопросы психологии. - 1981. - № I; Ломов Б.Ф. Личность в системе психологических отношений // Психологический журнал. - 1981. - Т.2.; Забродин Ю.М., Сосновский Б.Г. Мотивационно-смысловые связи в структуре направленности человека // Вопросы психологии. - 1988. -

J6 6; Узнадзе Д.Н. Экспериментальные основы психологии установки. - Тбилиси, 1949.

3. Асмолов А.Г. Деятельность и установка. - М.,1979: Василюк
Ф.Б. Психология переживаний. - М.,1984; Братусь Б.С. К изу
чению смысловой сферы личности // Вестник МГУ, серия Психо
логия. - 1990. - & 2; Леонтьев Д.А. Структурная организация
смысловой сферы личности. - Дисс. ... канд.психолог.наук. -
М., 1987; Соколова Е.Т. Особенности самосознания при невро
тическом развитии личности. -Дисс. ... докт .психолог, наук.
- М., Г99Г.

темы деятельностей, реализующих жизнь человека в обществе. Во-вторых, смысловые образования личности, являясь единством аффективных и интеллектуальных компонентов сознания, а также включая смысловые установки, как поведенческий компонент, выступают как единила анализа структуры личности. В-третьих, принцип деятельяостного опосредствования смысловых образований личности заключается в производности смысловых образований от совокупности деятельностей, от места субъекта в системе общественных отношений, а также в том, что изменение личностных смыслов и смысловых установок всегда опосредствовано изменением деятельности личности.

. Эти и ряд других положений отражают в основном деятельно-стный подход к анализу смысловых образований личности. Однако, принцип диадогичности, опосредсгвованности общением, который в последнее время получает все большее распространение, является на наш взгляд, не менее важным и определящим при исследовании смысла. Теоретические предпосылки этого подхода были заложены в феноменологической социологии. Необходимость разработки имен но этого принципа осознается многими психологами, но сегодня эта работа находится на стадии первоначальной разработки, концептуального формления. Поэтому исследование смысловых образований личности в контексте общения, совместной деятельности, взаимодействия является одним из перспективных направлений.

В рамках отечественной социологии проблема смысловой природы сознания решается в двух аспектах: как проблема активности сознания и как проблема смысложизяанных ориентации, которая, по сути, является составной частью первой проблемы. Разработкой данной проблематики занимались В.А.ЯДОВ, В.Г.Немиров-ский, В.Н. Маркин, В.С.Магун и др.х. Необходимо отметить, что эквивалентом понятия смысла в социологических теориях личності

I. Янов В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности // Методологические проблемы социальной психологии - М., 1975; Янов В.А. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности. -Л.» 1983; Кемировский В.ГЛ ?иология личности:теория и опыт исследования. - Красноярск, 988; Маркин В.Н. Дизненная позиция -личности, - МоЭ1989.,

- 7 -в частности в концепции В.А. Яцова, выступает категория личностных диспозиций. Это на сегодняшний день наиболее целостная теория социальной регуляции поведения, поэтому ее анализу в диссертации уделяется большое внимание. Однако,на наш взгляд, данная концепция не учитывает в полной мере динамики в функционировании диспозиций, их развития, изменения. Это связано с недостаточной концептуальной проработанностью в рамках социологического подхода к исследованию личности деятельностного принципа. Именно в контексте идеи деятельностного опосредствования понятие смысла социального действия, на наш взгляд, и будет отражать динамический аспект в функционировании различных систем регуляции социального поведения.

Вопрос об эмпирическом изучении смысловых образований личности является очень сложным, поскольку смысл какого-либо социального действия может быть как рационально сформулированным, осознанным, так и проявляться в разной степени осознанности. В качестве психологических традиционных методов изучения смысловых образований личности относятся проектные методики, наиболее известными из которых являются тест Роршаха, ТАТ, метод неоконченных предложений и др. К социологическим методам исследования смысловых установок личности относится метод включённого наблюдения, который является основным методом феноменологически ориентированной социологии. Однако, существует класс методов, связанных с техникой субъективного шкалирования в рамках психосемантического подхода к исследованию сознания, которые на наш взгляд, являются весьма перспективными при изучении смысла социального действия. Один из этих методов -метод семантического дифференциала используется нами для социопсихологического исследования экономического сознания.

Теоретические основы данной техники заложены в работах Ч.Осгуда и Дж.Келли . Несомненным достоинством теоретических концепций этих авторов является их прекрасное воплощение в

1. Ch.Osgood, G.Suai, P. Taonenbaum. The measurement of Meaning-Urbana,1953.Helly G.A. The psychology of personal constructs.

- 8 -конкретных исследовательских методиках: соответственно, методе семантического дифференциала и технике репертуарных решеток. Описание и возможное применение данных методов можно найти в работах В.Ф.Петренко, А.Г.Шмелева, В.Н.Похилько, И.Н.Козловой, Ф.франселла.и Б.Банистераг.

В отечественной социологии метод семантического дифференциала довольно активно использовался в исследованиях А.И.Антон, ва, Т.М.Дридзе и др. . Однако, мы показываем в диссертации,что этими авторами недостаточно глубоко учитывались теоретические основы, связанные с данными техниками, что значительно сузило сферу и возможности их применения.

Актуальность и степень разработанности проблемы и определили цель и задачи данной диссертации.

Цель и задачи исследования. Целью исследования является выявление специфики социологического подхода к анализу смысла социального действия.

Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:

провести теоретико-методологический анализ понятия "смысл социального действия" в рамках социологической и психог логической традиций;

раскрыть сущность понятия "смысла социального действия' как единицы анализа личности;

операционализировать понятие "смысла социального действия" для использования в эмпирическом исследовании;

проанализировать методы социологического и психологического исследования смысла социального действия;

Петренко В.Ф. Введение в экспеоиментальную психосемантику: исследование форм репрезентации в ооыденном сознании, -и., .. _^а~ ~ ...*..._ « , "йихосментика сознания. -М., 1988;

~ Техника репертуарных решеток з

ё

ов,некоторые вопросы психологической теории 1ж._._ __ . . истемные исследования. - М.,1976; Шмелев А.Г7 Введение в экспериментальную психосемантику: теоретико-методологические основания и психодиагностические возможности. - М., 1983; Франседла Ф. .Банистер Б. Новый метод исследования личности, -М.,1987.

Антонов А.И. Социология рождаемости. - М.,1980; Дридзе Т.М Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации 7 проблемы семиосоциопсихологии/. - М., 1984; 47 пятниц. Щф.бюллетень ССА №10 и 25. - М.,1969.

- осуществить социологическое исследование, в рамках ко
торого провести адаптацию метода семантического дифференциала,
как одного из методов изучения смысла социального действия.

Объектом исследования выступает смысл социального действия, как личностное образование, отражающее субъективное, пристрастное отношение человека к окружающей его действительности.

Предметом исследования являются: структурные и динамические аспекты функционирования смысла социального действия.

Гипотезы исследования. Разрабатывая теоретические и эмпирические основы проблемы смысла социального действия,в диссертации предполагалось доказать следующие положения:

постановка проблемы смысла социального действия в условиях гуманизации общественных наук является,с одной стороны, возвращением к гуманистическим традициям феноменологической социологии, с другой стороны, выражением потребностей обновляющегося общества;

смысл социального действия как одна из базисных характеристик личности, служит единицей анализа при изучении феноменов субъективного, пристрастного отношения человека к окружающей его действительности и включает в себя знание о предмете, отношение к нему и готовность действовать;

изучение сущности понятия смысла социального действия возможно при осуществлении двух подходов: деятельностного и диалогического, интерсубъективного;

операционализацию понятия смысла социального действия необходимо проводить с учетом принципа целостности личности и зознания, а именно учитывать интегрирующую роль сознания в жизнедеятельности личности;

предполагается, что понятие смысла социального действия іа уровне эмпирического исследования операционализируется в категориях прагматического значения и личностного конструкта, «угорне описывают ту субъективную составляющую, которая и яв-шется моделью, образом мира, с помощью которой происходит не только познание, но и оценка, прогнозирование окружающей дёй-зтвительности.

- 10 -Методологическая база и источники исследования. В качестве методологической основы исследования выступает диалектико-материалистическая теория познания и сознания. Непосредственными методологическими посылками исследования являются следующие положения:

- принцип единства исторического и логического, онтологи
ческого, эмпирического и теоретического в постижении сущности
и.развития явлений;

' - материалистическая концепция деятедьностной сущности человека;

- диалектическо-материалистическое представление о созна
нии как неоднородной реальности, вклачащей два уровня: уровен
рационального (рефлексивного) и уровень практического (доре-
флексивного J сознания,' которые порождаются бытием субъекта;

-принцип единства объекта и субъекта в,процессе обще- -ственно-историчеокой практики.,,

- основные положения теории социального действия. І/І. Вебера
исходящие из индивида и субъективной осмысленности его поведе
ния.

Эмпирическую базу диссертации составили материалы следую
щих исследований: .

I. Всесоюзное социологическое исследование "Человек и ры. нок", проведенное в марте-апреле ,1991 года на.базе Центра социологических исследований АОН ЦК КШС1;

2. Социопсихологическое исследование экономического сознг ния методом семантического дифференциала, проведенное в рамказ указанного выше проекта.

Научная новизна исследования определяется теоретическими и методическими положениями,выносимыми на защиту:

- постановка проблемы смысла социального действия как
предмета социологического исследования является выражением
гуманистической трактовки человека; данная проблема решается
на основе обновленного понимания соотношения объекта и субъек
та;

I. Человек и рынок: социально-психологические аспекты // Йнф; бюллетень % 5/14 АОН ЦК КШС. - М.,1991.

- II -

в диссертации дано определение понятия "смысл социального действия", как обозназаицёе сложную реальность, объединяющую отражение в сознании индивида реального предмета, действия, другого человека и т.д., и образующую субъективный образ этого предмета, проявляющийся как знание о предмете, как отношение к нему и как готовность действовать;

осуществлено исследование динамических характеристик смысла социального действия, связанных с формированием и изменением смыслов в зависимости от изменения социального контекста. Автор выдвигает в связи с этим положение о необходимости использования принципов деятельностного и диалогического (интерсубъективного) подходов при изучении смысла социального действия;

в качестве одного из методов изучения смысла социального действия предлагается использовать метод семантического дифференциала, который хорошо поддается адаптации к специфике социологического исследования и дает возможность исследовать семантические (смысловые) пространства явлений из различных областей социальной, политической, экономической и нравственной жизни;

в разработке и применении методики семантического дифференциала в конкретном социологическом исследовании смысловой структуры экономического сознания в условиях перехода к рыночной экономике.

Практическая значимость исследования определяется методическими возможностями, связанными с применением методов субъективного шкалирования (метода семантического дифференциала, в частности) и созданием на их основе различных смысловых пространств, соответствующих той или иной области исследования в сфере экономического, политического, нравственного, религиозного сознания.

Техника субъективного шкалирования хорошо приложима к изучению проблемы политического лидерства, к анализу смысловых установок различных политических партий и движений.

Теоретические и эмпирические исследования, связанные с изучением смысла социального действия, дают выход на создание целостных социальных технологий, применимых к широкому спектру социальной гфадтта-!.

Материалы диссертации могут быть использованы также при разработке общего курса по предмету социология, а также спецкурсов по социально-психологическим и социальным технологиям.

Апробация работы. Основные положения диссертационного исследования были изложены на методологическом семинаре аспирантов и сотрудников Центра социологических и социально-психологических исследований РАУ в 1992 году, обсуждены на научной проблемной группе кафедры социологии. Результаты теоретических и эмпирических исследований апробированы в статьях в научных сборниках АОН ЦК КІБС и РАУ "Человек и рынок: социально-психо-,логические аспекты" и "Смысл жизни: опыт философского исследования", опубликованных в I99I-I992 годах, отражены в других научных публикациях автора.

Структура диссертации включает введение, три раздела, заключение, список использованной литературы и приложения.