Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Социальная интеграция населения в низкоурбанизированной культурной среде Чефонова Елена Анатольевна

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Чефонова Елена Анатольевна. Социальная интеграция населения в низкоурбанизированной культурной среде: диссертация ... кандидата Социологических наук: 22.00.06 / Чефонова Елена Анатольевна;[Место защиты: ФГАОУ ВО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет»], 2018

Содержание к диссертации

Введение

Раздел 1. Теоретические основы исследования социальной интеграции населения в низкоурбанизированной культурной среде 19

Раздел 2 Специфика социальной интеграции населения, проживающего в малых городах, поселках городского типа и селах 59

Раздел 3 Перспективы социальной интеграции населения в низкоурбанизированной культурной среде 90

Заключение 130

Список литературы 136

Приложения 162

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Культурная среда в российских
населенных пунктах подвержена воздействию, с одной стороны,
глобализационных и урбанизационных процессов, а с другой стороны
разнообразных культурных традиций многонационального населения. По
причине усиления социального неравенства городского и сельского
населения, индивидуализации потребностей граждан, а также

социокультурных изменений в российском обществе активизируются дезинтеграционные процессы. Вышесказанное обусловливает актуальность изучения вопросов социальной интеграции населения, проживающего в малых городах, поселках городского типа, селах.

В то же время для населения России характерными чертами национальной культуры остаются стремление к целостности, согласию и солидарности, приверженности традиционным ценностям, коллективизму. Президент Российской Федерации в своем ежегодном Послании Федеральному Собранию 2018 г. подчеркнул, что в развитии сельских территорий многое зависит от регионов, поэтому представителям власти субъектов Российской Федерации следует дать больше возможностей в определении основных направлений повышения качества жизни, поддержки агропромышленного комплекса, развития благотворительности.

Актуализация задач научного изучения и практического решения проблемы социальной интеграции населения в низкоурбанизированных населенных пунктах обусловлена следующим.

Во-первых, именно в условиях низкоурбанизированной культурной среды обеспечивается воспроизводство общественно значимых ценностей, которые осмыслены с позиции национальной культуры, что играет значительную роль в сохранении и преумножении культурного наследия страны, в противодействии дезинтеграционным процессам.

Во-вторых, трансформационные процессы значительно ослабили интегративные связи в сельском и городском сообществе, создав ситуацию нивелирования традиционных ценностей. Это требует выявления факторов, способствующих или препятствующих социальной интеграции жителей низкоурбанизированных населенных пунктов и определения перспектив интеграции граждан в малых городах, поселках городского типа, селах.

В-третьих, противодействие дезинтеграционным тенденциям в условиях низкоурбанизированной культурной среды является закономерным процессом и становится залогом успешного социального воспроизводства и единства российского социума в ключевых сферах, особенно в культурной (искусстве, религии, образовании).

Таким образом, актуальность исследования определяется следующими причинами: необходимостью социологического осмысления специфики интеграции населения, проживающего в малых городах, поселках городского типа, сельских населенных пунктах; потребностью в осуществлении

эмпирического исследования проблем социальной интеграции населения в
низкоурбанизированной культурной среде; востребованностью в научном
обосновании перспектив интеграции граждан и разработки практических
рекомендаций, направленных на ее достижение в условиях

низкоурбанизированной культурной среды.

Степень научной разработанности темы. Социальная интеграция
является значимым объектом интереса зарубежных социологов.

Непосредственно постановка проблемы социальной интеграции затронута в
трудах Э. Гидденса, трактовавшего данное понятие как упорядоченное
взаимодействие между индивидами; Э. Дюркгейма, понимавшего под
интеграцией «сильное чувство зависимости» человека от общества;
Д. Локвуда и Н. Маузелиса, различающих социальную и системную
интеграцию; Г. Спенсера, рассматривающего интеграционные и

дезинтеграционные процессы с точки зрения эволюции; Т. Парсонса, называвшего интеграцию фундаментальным свойством социальной системы; Ю. Хабермаса, исследовавшего коммуникацию как фактор социальной интеграции.

Концептуальные стратегии, общие интегративные принципы и тенденции интеграционных процессов освещены в работах П. Бурдье, М. Вебера, О. Конта, Р. Мертона, Б. Малиновского, Ф. Тенниса.

Особую значимость исследование проблем социальной интеграции населения приобретает в работах современных отечественных социологов: М.А. Анипкина, В.Ф. Анурина, К.С. Арутюнян, Д.В. Зайцева, Ю.А. Зубок, Ю.В. Селивановой, И.О. Сорокиной, И.М. Побединского, С.Ю. Полянкиной, Л.А. Табылгиновой.

Рассмотрению особенностей культурной среды, ее социальных реалий
посвящены исследования Е.И. Кострицы, А.Р. Потемкиной, Л.А. Прониной,
А.Я. Флиера. Применительно к исследованию использована концепция
культурной программы В.И. Ильина, которая, с одной стороны,

интериоризируется, превращаясь в «свободную привычку ума и тела» конкретного члена общества, а с другой порождает стремление к выходу за ее рамки и формирует у человека энергию творческого сопротивления.

Теоретически и методологически важной для исследования является теория урбанизма Л. Вирта, поскольку через антонимическое понимание урбанизма как образа жизни раскрываются особенности социальной интеграции населения, проживающего не в крупных городах, а, наоборот, в низкоурбанизированых населенных пунктах. Р. Редфилд, изучая процесс урбанизации и описывая сельское общество как полярное по отношению к городскому, акцентирует внимание на социальных и культурных различиях между жителями этих населенных пунктов.

Анализу проблем интеграции и дезинтеграции, урбанизации и
дезурбанизации в современном обществе посвящены работы Ф.Ж. Беровой,
З.Т. Голенковой, Е.Д. Игитханян, М.В. Морева, В.И. Поповой,

А.Х. Сабанчиева, А. Янври. Результаты исследования новых форм

урбанизации, субурбанизации и дезурбанизации представлены в работах Т.Г. Нефедовой, Н.Е. Покровского, А.И. Трейвиш.

В диссертационном исследовании использовались труды, посвященные
проблемам интеграции, солидарности, сплоченности в российском обществе.
Среди них исследования М.В. Алешиной, О.А. Кармадонова,

О.А. Полюшкевича, Е.Р. Ярской-Смирновой, В.Н. Ярской.

Большое значение при изучении проблем социальной интеграции в
условиях низкоурбанизированной культурной среды отводится

исследованию различных аспектов социального доверия и недоверия. В этой
связи следует выделить работы Д.Б. Беспарточного, Е.В. Реутова,

М.Н. Реутовой, П. Штомпки.

Разработке вопросов социальной интеграции во взаимосвязи с теориями социального и человеческого капитала посвящены труды И.А. Бабенко, Г.В. Бражник, О.А.Волковой, З.Т. Голенковой, Н.С. Данакина, А.О. Егоренко, И.Е. Ильина, А.В. Кийкова, Р.А. Смирновой, А.А. Хагурова.

Направления социальной интеграции в условиях региона, малого
города, сельской местности, особенности взаимоотношения города и села
отражены в работах О.А. Алексеева, Д.А. Воробьевой, М.С. Гунько,
Е.В. Жадновой, В.И. Звягинцева, А.М. Либмана, М.А. Неуважаевой,

И.В. Нечаевой, Л.В. Никифоров, Т.Е. Кузнецовой, В.В. Пациорковского,
В.И. Староверова, А.И. Тимуша, Б.А. Хейфеца, Н.В. Цуркану,

В.Л. Шабанова.

Особый интерес для исследования представляют труды ученых:
Г.Д. Ковригиной, посвященные анализу социокультурных ресурсов

социальной консолидации в современном российском обществе;

В.Г. Квачева, рассматривающего государственную власть в России как инструмент социальной интеграции; В.В. Кривопускова, определяющего ориентиры цивилизационной идентификации и социальной интеграции россиян.

В результате эмпирических исследований Г.А. Никитина приходит к выводу, что вымирание деревень является необратимым и устойчивым процессом современности.

Изучению тенденций и перспектив развития различных секторов предпринимательства, осуществляемого в сельской местности: как корпоративного, так и индивидуально-семейного, как формального, так и неформального посвящены работы З.И. Калугиной и О.П. Фадеевой.

Анализ доступных научных источников по теме диссертации позволяет утверждать, что, несмотря на наличие большого количества работ, в которых представлены результаты исследований проблем социальной интеграции членов общества и особенностей культурной среды в сельской местности, комплексного изучения вопросов социальной интеграции населения в низкоурбанизированной культурной среде современными социологами практически не проводилось.

В настоящее время ученые и практики изучают, выделяют и намечают стратегии интеграции отдельных социальных групп: мигрантов, людей с ограниченными возможностями здоровья, выпускников школ-интернатов и др. Предлагаемый нами подход отличается от существующих тем, что в нем не выделяются проблемы и не определяются перспективы интеграции отдельных категорий населения, а исследуется возможность социальной интеграции всего населения, акцентируя внимание на особенностях низкоубранизированной среды.

Обоснование актуальности темы и характеристика степени ее разработанности в социологической литературе дают основание для формулирования проблемы исследования. Она определяется, с одной стороны, актуализацией задач культурного развития малых городов, поселков городского типа и сельских населенных пунктов, а, с другой стороны, отсутствием результатов комплексного социального анализа интеграционных процессов, протекающих в низкоурбанизированной культурной среде.

Объект диссертационного исследования культурная среда как совокупность материальных и социальных условий жизнедеятельности граждан, проживающих в низкоурбанизированных населенных пунктах и разделяющих локально сложившуюся систему ценностей.

Предметом диссертационного исследования является специфика социальной интеграции населения, проживающего в малых городах, поселках городского типа и сельских населенных пунктах, и испытывающих на себе влияние низкоурбанизированной культурной среды.

Целью диссертационного исследования является выявление

современных стратегий социальной интеграции населения, формирующихся в условиях низкоурбанизированной культурной среды.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

изучить теоретические основы исследования социальной интеграции населения в низкоурбанизированной культурной среде для разработки комплекса критериев, дифференцирующих степени интеграции;

раскрыть специфику социальной интеграции граждан, проживающих в низкоурбанизированных населенных пунктах, в целях выявления факторов, способствующих или препятствующих интеграции;

выявить перспективы социальной интеграции населения и
разработать для органов государственной и местной власти научно-
обоснованные рекомендации, применимые в условиях
низкоурбанизированной культурной среды.

Гипотеза исследования заключается в следующих предположениях. Если до последнего времени процессы социальной интеграции населения, проживающего в малых городах, поселках городского типа и сельских населенных пунктах, определялись последствиями урбанизации, то в современных условиях данные процессы детерминируются новыми тенденциями дезурбанизации. В настоящее время в низкоурбанизированных

населенных пунктах совместно проживают, во-первых, те люди, которые
постоянно жили в низкоурбанизированных населенных пунктах одного
региона и являются носителями культурной программы, характерной для
локальной низкоурбанизированной культурной среды, во-вторых, те, кто
ранее уехал в средние и крупные города, а впоследствии вернулся,
трансформировав собственную систему ценностей элементами,

характерными для глобализирующегося общества; в-третьих, те, кто из городов впервые переехал жить в сельские поселения. Проживание этих людей в одном населенном пункте предполагает процесс их интеграции, который может протекать как успешно, так и нет. Успешность интеграции определяется комплексом факторов: традициями, активностью жизненной позиции, территориальной близостью/удаленностью от областного центра, спецификой сельского хозяйства, типом населенного пункта, доверием населения органам власти и конкретным членам общества.

Теоретико-методологическая основа исследования. В исследовании
использованы принципы сельско-городской социологии П. Сорокина,
П. Зиммермана. Применялась разработанная В.И. Ильиным

концептуализированная категория глубинки как социологического

инструмента исследования социального пространства сел России.

В фундаментальных трудах основоположника интегральной

социологии П. Сорокина рассмотрены формы культурной интеграции, интегральная сущность человека и его ценностный мир.

Теоретический базис исследования представлен

культурсоциологической концепцией Ф. Тенбрука, выстроенной вокруг соотношения культуры и структуры. Социальная структура задает сеть всех потенциальных и реальных коммуникаций, где история общества существует как социальная конструкция, различающая возможности и реальную действительность осуществляемых действий, а местом разработки этого различия является культура.

Методологически важной является теория культурного поворота,
влияющего на современное развитие всех социальных наук и

проявляющегося в формировании междисциплинарных

исследований, Д. Бахманн-Медика и Т. Бешомера. В исследовании также использована концепция построения социальной теории с учетом культуры населения, разработанная Н.П. Безугловой.

В диссертации используются основные положения теории

повседневности Н. Элиаса, согласно которой изучение современного общества проводится на уровне повседневной жизни, т. е. разнообразных практик власти, труда, воспитания, а также способов их упорядочивания и закрепления за различными социальными институтами.

Источниковая и эмпирическая база исследования.

Источниковую базу диссертации составили следующие материалы. Это, прежде всего, нормативно-правовые документы международного, государственного, регионального и местного уровней, оказывающие влияние

на процессы социальной интеграции населения, проживающего в малых
городах и сельских населенных пунктах. Кроме того, в диссертации
использованы данные Федеральной службы государственной статистики. По
отношению к перечисленным выше материалам был реализован метод
контент-анализа документов. В работе использованы также результаты
применения метода вторичного анализа социологических данных, собранных
учеными в ходе выполнения проектов: «Формирование и производство
социального капитала сельского населения» Г.В. Бражник (метод анкетного
опроса, N = 1000; метод интервью, N = 39, 2014); «Социальное самочувствие
населения Белгородской области» В.П. Бабинцева, Г.В. Бражник,

Н.В. Шевченко (метод анкетного опроса, N = 1000, 2014); «Средние и малые города приграничных регионов» Л.Я. Дятченко, В.А. Сапрыки, О.В. Быхтина (метод анкетного опроса, N = 500, 2016).

Эмпирическая база исследования представлена первичными данными,
собранными, обработанными и проанализированными в процессе

выполнения диссертационной работы. В работе представлены результаты
авторского социологического исследования «Проблемы социальной

интеграции населения Белгородской области», проведенного в 2016 г. среди
жителей 4-х районов области (Белгородского, Прохоровского, Ракитянского
и Яковлевского в малых городах, поселках городского типа, сельских
населенных пунктах). Во-первых, для сбора первичных данных применен
метод анкетного опроса населения. Использовалась квотная,

многоступенчатая выборка (N = 715). Во-вторых, был использован метод фокус-группы, посвященной проблемам социальной интеграции населения в низкоурбанизированных населенных пунктах (2017). В качестве экспертов выступили исследователи и практики (N = 23; выборка целевая) и иммигранты (N = 7; выборка целевая). В-третьих, в работе представлены результаты анализа, полученного при помощи использования метода изучения отдельного случая (кейс-стади) в 2018 г. Анализируемый кейс: конкретный случай успешной интеграции в российское общество турок-месхетинцев, проживающих на территории Дмитриевского сельского поселения Ракитянского района Белгородской области.

Для обработки и анализа первичных данных использовались
следующие методы: пакет компьютерных программ SPSS,

«комментированные первичные тексты», типологизация, составление сравнительных таблиц, факторный и корреляционный анализ.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

разработана классификация критериев, позволяющих определять степень социальной интеграции населения в низкоурбанизированной культурной среде;

построена факторная модель социальной интеграции населения в низкоурбанизированной культурной среде, которая включает в себя иерархическую систему факторов, способствующих и препятствующих интеграции граждан;

выявлены перспективные тактики достижения социальной
интеграции населения, используемые органами местного самоуправления:
во-первых, объединение населения путем приближения инфраструктуры
поселков городского типа и сел к условиям среднего города; во-вторых,
интеграция населения посредством усиления преимуществ

низкоурбанизированной культурной среды.

Основные положения, выносимые на защиту.

1. Низкоурбанизированная культурная среда представляет собой
совокупность материальных и социальных условий жизнедеятельности, а
также ценностей, разделяемых населением малых городов, поселков
городского типа и сельских населенных пунктов. Социальная интеграция в
низкоурбанизированной культурной среде рассматривается, с одной стороны,
как результат, который характеризует степень установления связей и
удовлетворенности материальных и нематериальных потребностей сельских
жителей, а с другой стороны, как процесс возникновения этих связей и
удовлетворения этих потребностей. Понятие социальной интеграции
неразрывно связано с категориями солидарности, сплоченности, доверия,
человеческого капитала. Дифференцированные понятия-индикаторы
социальной интеграции населения обогащают социологический дискурс
социокультурных исследований.

2. Метод факторного анализа явился основанием для выделения
факторов, способствующих и препятствующих достижению социальной
интеграции населения. Во-первых, это традиции, активная жизненная
позиция людей; во-вторых, территориальная близость/удаленность от
областного центра и его транспортная доступность; в-третьих, специфика
народного хозяйства; в-четвертых, тип населенного пункта (малый город,
ПГТ, село); в-пятых, доверие органам власти и конкретным членам общества.
Разработанная матрица критериально-факторных показателей социальной
интеграции включает в себя выявленные прямые корреляционные связи
между индикаторами социальной интеграции населения и ее факторами,
типичными для низкоурбанизированной культурной среды. На основе
анализа индикаторов, содержащихся в матрице, построена факторная модель
социальной интеграции населения в низкоурбанизированной культурной
среде, включающая в себя иерархическую систему факторов: первого уровня
(традиции, активная жизненная позиция людей; доверие социальным
структурам и конкретным членам общества); второго уровня (отрасль
народного хозяйства; тип населенного пункта); третьего уровня
(территориальная близость/удаленность от областного центра и его
транспортная доступность).

3. По результатам анализа первичных материалов и вторичных данных
сконструирован алгоритм социальной интеграции населения в условиях
низкоурбанизированной культурной среды. Суть алгоритма состоит в том,
что каждый житель населенного пункта является одновременно и субъектом,
и объектом культуры. Он подвергается воздействию современных тактик,

применяемых органами местного самоуправления. В результате этого воздействия человек достигает определенной степени интеграции в общество и формирует собственную интеграционную стратегию. Использование метода типологизации позволило выделить перспективные стратегии социальной интеграции населения в низкоурбанизированной культурной среде: семейно-кумовская; социокультурная; сотрудничества с органами местного самоуправления; меркантильная.

Соответствие темы диссертации требованиям паспорта

специальности ВАК. Исследование выполнено в рамках научной специальности 22.00.06. «Социология культуры». Тема исследования соответствует п. 1 «Социокультурный процесс, его структура и особенности», п. 3 «Социальная структура общества и культурные различия», п. 7 «Проблема субъекта культурных изменений», п. 10 «Цивилизация и культура. Глобальные и локальные тенденции культурного развития» Паспорта специальностей научных работников ВАК Министерства образования и науки Российской Федерации (социологические науки).

Достоверность и обоснованность результатов диссертационного
исследования достигаются непротиворечивостью используемых теоретико-
методологических оснований, комплексным применением социологических
парадигм, сочетанием количественной и качественной стратегий

исследования, а также корректным применением положений социологии культуры в области изучения культурной среды. Результаты интерпретации проведенного полевого исследования соотнесены с данными, полученными современными зарубежными и отечественными социологами.

Научно-практическая значимость исследования состоит в том, что обогащен понятийно-категориальный аппарат социологии культуры путем авторской трактовки понятий «низкоурбанизированная культурная среда», «социальная интеграция в низкоурбанизированной культурной среде». Разработанная классификация критериев и дифференцированных понятий-индикаторов социальной интеграции может быть использована в дальнейших исследованиях проблем населения малых городов и сел.

Практическая значимость исследования состоит том, что выделенные факторы, способствующие или препятствующие социальной интеграции жителей малых городов, поселков городского типа и сел, позволят сформулировать стратегические и тактические цели достижения их успешной интеграции. Факторная модель социальной интеграции населения в низкоурбанизированной культурной среде позволит построить систему приоритетов в разработке программ и проектов, направленных на достижение интеграции. Обнаружение прямых корреляционных связей между факторами и критериями социальной интеграции дает возможность оказывать адресное воздействие на конкретные группы сельского населения. Программа и инструментарий проведенного социологического исследования могут применяться в целях диагностики степени социальной интеграции населения в различных субъектах Российской Федерации.

Сформулированные положения могут использоваться в процессе преподавания учебных дисциплин «Социология культуры», «Качественные методы социологических исследований».

Апробация работы. Результаты исследования и практические
рекомендации нашли отражение в докладах на международных научно-
практических конференциях: «Народное певческое искусство: традиции и
современные тенденции» (Белгород, 2013); VI «Социальная работа в
современном мире: взаимодействие науки, образования и практики»
(Белгород, 2014); VII «Социальная работа в современном мире:
взаимодействие науки, образования и практики» (Белгород, 2015);
«Актуальные проблемы общества, науки и образования: современное
состояние и перспективы развития» (Курск, 2016); «Межэтнические
взаимодействия в этноконтактной зоне» (Кишинев, Республика Молдова,
2016); IX «Социальная работа в современном мире: взаимодействие науки,
образования и практики» (Белгород, 2017), а также Всероссийской научной
конференции «Гендерное измерение цифровой экономики: от стратегии к
действию (2018-2030)» (Иваново, 2018). Апробация результатов

произведена в проекте «Методы обработки и анализа данных

социологических исследований» (Республика Молдова, Тирасполь

ПГУ им. Т.Г. Шевченко, 2017, № 331-ОД/155).

По теме диссертации опубликованы 14 научных статей общим объемом 7,5 п.л., в том числе 2 в иностранных журналах, индексируемых в базе данных Scopus и 6 в российских изданиях перечня ВАК.

Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры социальной работы ФГАОУ ВО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет».

Структура диссертации состоит из введения, трех разделов, заключения, списка литературы, приложений.

Теоретические основы исследования социальной интеграции населения в низкоурбанизированной культурной среде

Для рассмотрения теоретических основ изучения социальной интеграции населения в низкоурбанизированной культурной среде обратимся к категории социальной интеграции.

Термин «интеграция» (от лат. integration - восстановление, восполнение, соединение) был актуализирован британским социологом и философом Г. Спенсером для описания путей и законов эволюции. Исследователь, анализируя любой процесс развития, выделял в нем две стороны: дифференциацию (структурную и функциональную) и интеграцию. Интеграция - это объединение отдельных дифференцированных частей в целое, переход от несвязности к связности 1 - полагал Г. Спенсер.

Целостность социальной системы, обеспечивает деятельность социальных институтов, каждый из которых выполняет в определенную функцию. Именно связи между социальными институтами определяют взаимосвязи между людьми и обеспечивают единство и интегрированность 2. Процессы дезинтеграции, по утверждению Г. Спенсера, есть обратное движение от сложного к простому, от высшего типа развития к низшему.

Понятие «социальная интеграция» является одним из важных в контексте социологического исследования проблем социальной интеграции населения в низкоурбанизированной культурной среде. Категория «социальная интеграция», традиционно трактуемая как состояние связанности, целостности дифференцированных частей 3, а также как процесс развития системы, ведущий к объединению в целое ранее разнородных элементов и частей \ вызывает немалый научный интерес.

Процесс социальной интеграции исследовался как классиками социологии, так и современными учеными. Рассмотрим теоретические позиции исследователей в области социальной интеграции, отмечая, что представители социологической науки вкладывали в данное понятие различный смысл и ставили различные акценты. Установлено, что для социологов, занимавшихся разработкой концептуальных основ интеграционных процессов, вопрос о том, чем является интеграция -процессом или результатом, - является одним из главных.

Отечественный ученый М.А. Анипкин2 полагает, что в развитии теории социальной интеграции следует выделять три цикла. Первый из них связан с именами Г. Спенсера, Э. Дюркгейма3, второй - со структурно-функциональной теорией Т. Парсонса4, третий цикл интеграционного дискурса связан с именами Э. Гидденса, Н. Маузелиса, Ю. Хабермаса5.

Э. Дюркгейм, трактуя общество как интегрированное целое, состоящее из взаимозависящих частей, различал две формы солидарности (интеграции): механическую и органическую. По своей сути категории «интеграция» и «солидарность» являются идентичными понятиями 6 - такова точка зрения Э. Дюркгейма.

Солидарность рассматривалась ученым как условие выживания и стабильности общества. Э. Дюркгейм полагал, что социальную солидарность следует рассматривать как моральный феномен !. В своих трудах социолог обращается и к анализу категории «сплоченность». Общество с механическим типом солидарности, с точки зрения Э. Дюркгейма, гомогенное, следовательно, наиболее сплоченное. Э. Дюркгейм полагал, что главной функцией социальных институтов следует считать интегративную, а основными факторами социальной интеграции, по его мнению, являются моральное воспитание и политическое действие.

Исследователь утверждает, что под интеграцией следует понимать сильное чувство «зависимости» человека от общества. На наш взгляд, данное положение применимо к исследованию проблемы социальной интеграции населения в условиях низкоурбанизированной среды, поскольку мы учитываем устойчивость социальных связей и взаимодействий между жителями малых городов, поселков городского типа и сельских населенных пунктов. Э. Дюркгейм анализирует факты, которые «принуждают» индивида действовать в интересах общества. К ним относятся коллективные представления, социальные течения, стремления, обычаи. Уровень интеграции будет определяться степенью испытываемого человеком чувства принадлежности к социальной группе на основании разделяемых верований, ценностей, убеждений 2 - так полагал Э. Дюркгейм.

Следуя мысли ученого, возрастающая дифференциация и рост индивидуальной свободы в современном ему обществе, влечет за собой социальную дезинтеграцию. В работе «О разделении общественного труда» в научный аппарат социальных наук исследователем вводится понятие «аномия» 3. Под последней Э. Дюркгейм понимает состояние общества, при котором отсутствуют четкие нормы поведения, которые гарантируют общественный порядок. Речь идет о моральной неустойчивости общества, наступающей в результате изменения иерархии ценностей, разрыве социальных связей, утраты ценностных ориентиров, то есть о процессе дезинтеграции.

Т. Парсонс в своих трудах развил теорию Э. Дюркгейма. Для американского социолога интеграция является фундаментальным свойством социальной системы, обеспечивающим солидарность и необходимый уровень лояльности членов общества по отношению друг к другу и к системе в целом.

Ученый убедительно доказывает, что жизнеспособность социальной интеграции обеспечивается деятельностью социализированных подсистем. Т. Парсонс утверждал, что для социальной жизни более характерна взаимная выгода и кооперация, чем взаимная враждебность и уничтожение. По мнению главы школы структурного функционализма, фундаментальным интегративным принципом в обществе является консенсус в отношении ценностей. Центральным моментом процесса социальной интеграции является интернализация (т. е. усвоение личностью коллективных представлений) культуры общества, в котором родился индивид, из которого он «вбирает» в себя общие ценности (акисологические паттерны), - такова позиция социолога.

Т. Парсонс утверждал, что проблема порядка, «гармоничного функционирования», а, значит, проблема интеграции системы, фокусируется на интеграции акторов и нормативных культурных стандартов 1. Следует согласиться с ученым, полагавшим, что согласие в обществе по поводу ценностей является основанием социальной интеграции. В особенности важным является данное утверждение по отношению к населению низкоурбанизированных населенных пунктов.

Таким образом, высокая степень социальной интеграции может быть достигнута при установлении отношений взаимодействия между членами общества. Интегративные процессы, по мысли Т. Парсонса, гарантируют непрерывность и воспроизводство общества, носят компенсаторный характер, обеспечивая восстановление равновесия в обществе.

В 80-е гг. ХХ столетия концепция социальной и системной интеграции была подвергнута переосмыслению со стороны Э. Гидденса, Ю. Хабермаса, Н. Маузелиса !. Э. Гидденс трактует понятие «интеграция» не как синоним сплоченности, а как упорядоченное взаимодействие между людьми, социальными группами, построенное на отношениях автономии и зависимости между его участниками2. Согласно концепции ученого, социальная интеграция представляет собой процесс взаимодействия между субъектами действия. По мнению Э. Гидденса, социальная интеграция означает системность на уровне непосредственного межличностного взаимодействия3, что является вполне логичным, учитывая, что термин «интеграция» заимствован из системного подхода. Но, исходя из положений теории культурного поворота 4, изучение современных проблем и перспектив социальной интеграции населения следует проводить, ставя акцент на микроуровне, на человеке, в котором заложены и реализуются культурные программы (В.И.Ильин, А.Р.Потемкина5). В условиях низкоурбанизированных населенных пунктах эти культурные программы связаны с аграрным производством и сельским образом жизни.

Специфика социальной интеграции населения, проживающего в малых городах, поселках городского типа и селах

В первом разделе мы осуществили теоретический анализ социальной интеграции населения в условиях низкоурбанизированной культурной среды (малых городов, поселков городского типа, сельских населенных пунктов), разработали критерии социальной интеграции, которые были взяты нами за основу при разработке анкет, плана фокус-группы и анализа отдельного случая. Подробная программа исследования представлена в приложении 1, где охарактеризована процедура предварительной подготовки и проведения социологической диагностики.

Исследовательский интерес к проблемам социальной интеграции в малых городах, поселках городского типа и сельских поселениях вызван рядом причин. Среди основных из них выделяется, во-первых, осознание серьезных издержек жизнедеятельности человека в условиях мегаполисов, а во-вторых, актуализация разнообразного потенциала локальных культурных сообществ 1 - пишет И.А. Купцова.

Как отмечают отечественные исследователи, глобализационные процессы прочно проникли во все сферы жизни российского общества, в том числе в аграрную 2, характерную для низкоурбанизированных населенных пунктов.

В это же время крепнет процесс, обратный глобализации -локализация. Кроме того, имеет место феномен глокализации, представляющий собой процесс адаптации глобальных форм к местным ресурсам, традициям, культуре - констатирует К.О. Черняева. На наш взгляд, данное положение приемлемо для рассмотрения специфики низкоурбанизированной культурной среды и ее влияния на социальную интеграцию населения.

Исследования, осуществленные Н.В. Зубаревич, свидетельствуют о продолжающемся территориальном расслоении, связанном с поляризацией городского пространства крупных, средних, малых городов и поселков городского типа, в первую очередь, по уровню и качеству жизни 2. Наряду с этим, характеризуя современные тенденции развития низкоурбанизированных территорий, В.И. Староверов свидетельствует об «одичании» значительных сельских пространств, деиндустриализации аграрного производства, разрушении инженерной инфраструктуры производств неаграрного характера, и, как результат, отток из села «наиболее интеллектуальной части сельских тружеников» 3, которые впоследствии уже не возвращаются из крупных и средних городов. Результаты исследования В.И. Староверова не являются однозначными для всех субъектов Российской Федерации, которые разнятся по территориальным, экономическим и культурным характеристикам. Проведенный нами анализ статистических показателей численности населения Белгородской области в 2017 г. показал, что в сельских поселениях региона проживает 510498 человек. С каждым годом данный показатель не только не падает, но даже увеличивается за счет внешней миграции 4. Помимо того, результаты проведенной фокус-группы свидетельствуют о наметившейся тенденции к тому, что местная молодежь остается жить и работать в сельской местности. «На сегодняшний день, если говорить непосредственно о Ракитянском районе, то подавляющее большинство наших жителей - это активное население. Оно привыкло всегда быть в лидерах, всегда добиваться результата. И мы не имеем права терять те набранные нами позиции, которых мы достигли на сегодняшний день... Наш район по социально-экономическим показателям среди других районов занимает ведущее место» (сотрудник администрации; 36 лет; жен.).

Следует отметить, что данная ситуация не вполне типична для всей России и даже для Белгородской области, которая занимает лидирующие позиции в Российской Федерации по ряду социально-экономических показателей, в том числе по уровню развития агропромышленного комплекса и социальной сферы и культуры

Согласно точке зрения М.С. Гунько, следствием ведущей роли сельского хозяйства в Черноземье является то, что районными центрами являются сельские населенные пункты. Для сравнения: для регионов Нечерноземья более характерны районные центы городского типа, чем сельского, что связано здесь с историей градообразования и развитием промышленности. Регионы Нечерноземья отличаются повышенным уровнем урбанизации, хотя во многом это объясняется итогом «значительной депопуляции сельской местности» 1 - отмечает исследователь.

Данный вывод подтверждается результатами фокус-группы. Эксперты отмечают важность развития низкоурбанизированных населенных пунктов и утверждают, что сельское хозяйство является приоритетным для Белгородской области: «земля наша кормилица... за добросовестный труд она вознаградит сполна» (сотрудник управления агропромышленного комплекса; 32 года; муж.).

По официальным данным, в сельской местности Белгородского региона проживает каждый третий ее житель области2, - отмечает губернатор Е.С. Савченко. Это актуализирует проблему повышения качества жизни населения и поиска путей повышения степени социальной интеграции населения в низкоурбанизированных населенных пунктах.

Выводы, полученные в ходе теоретического анализа социальной интеграции населения в условиях низкоурбанизированной культурной среды, послужили основой для разработки и проведения полевого этапа предпринятого нами социологического исследования. Рассмотрение проблем и перспектив социальной интеграции населения, проживающего в низкоурбанизированной культурной среде городских (малых городов, поселков городского типа) и сельских территорий, показало положительные стороны данного процесса, подтверждая мысль отечественных ученых о том, что интеграционной основой в обществе является человек 1 и как субъект, и объект социальных и культурных изменений.

Проведенное исследование (в первую очередь, анкетирование) позволило выделить степени социальной интеграции населения в низкоурбанизированной культурной среде (табл. 2.1). При дифференциации данных степеней мы опирались на индикаторы, отраженные в программе данного исследования (прил. 1, табл. 2).

Подавляющее большинство респондентов (14,9 % - в полной мере; 65,8 % - в основном) удовлетворены экономическим развитием села, района (см. прил. 5, рис. 2), что в общем значении составляет 80,7 %.

Рекордного значения, по мнению анкетируемых, достигают показатели удовлетворенности наличием и доступности учреждений культурно-досуговой и спортивно-оздоровительной деятельности. В полной мере ими удовлетворены 41,7 %; в основном - 44,6 %; итого 86,3 % опрошенных. Полученные результаты подтверждаются данными фокус-группы: «Культурно-досуговые учреждения все отремонтированы, оснащены высокотехничным оборудованием. У жителей есть возможность пользоваться интернетом. У нас настолько высокое качество жизни, что у открывается второй бассейн в поселке... Что касается сплоченности населения, то нам удалось создать 55 хоров только на территории нашего района» (сотрудник управления культуры; 40 лет; жен.).

Качеством социальных услуг удовлетворены в полной мере 14,4 % респондентов; в основном - 61,2 %; всего 75,6 %. Абсолютное большинство респондентов (33,0 % - в полной мере; 44,6 % - в основном; итого 77,6 %) отмечают высокую степень включенности в жизнь села, района. Подтверждение этому находим в материалах проведенной нами фокус-группы (экспертов): «Если проходят у нас какие-то акции, субботники, культурные и спортивные мероприятия, то мы все выходим, сколько нас есть, столько и выходим... разве это не показатель солидарного общества?» (сотрудник общественной организации; 46 лет; муж.).

Перспективы социальной интеграции населения в низкоурбанизированной культурной среде

В современных научных исследованиях и практических разработках учеными и практиками формулируются стратегии социальной интеграции отдельных социальных групп: мигрантов 1, людей с ограниченными возможностями здоровья 2, выпускников школ-интернатов 3 и др. Мы же в своем исследовании не выделяем отдельные социальные группы, а изучаем возможность социальной интеграции всего населения на примере низкоурбанизированной культурной среды.

Президент Российской Федерации в своем ежегодном послании Федеральному Собранию 2018 г. отмечает, что в развитии сельских территорий многое зависит от регионов, поэтому им нужно дать больше самостоятельности в определении приоритетов использования федеральных субсидий, а их объем напрямую связать с количественными и качественными показателями эффективности деятельности и внедрения передовых технологий. Президент актуализировал вопрос культурной повестки в развитии страны и отметил, что особенностью российской культуры является то, что общество ценит такие качества как ответственность, нравственность, забота об интересах всего общества, готовность слышать других и уважать их мнение. Смыслом современной российской политики является сбережение людей, поэтому усилия государства направлены на поддержку традиционных ценностей, на развитие отечественной культуры 4. В современных условиях решение задач, которые ставит руководство страны, требует научного обоснования.

К примеру, З.И. Калугина и О.П. Фадеева полагают, что в такой огромной стране как Россия не может существовать единая модель обустройства сельского хозяйства. Однако, как видится данным социологам, предметом стратегических разработок должно быть не столько сельское хозяйство, сколько развитие сельской территории в целом. Речь идет об изменении условий жизни человека. В современной России необходим переход от государственного патернализма к саморазвитию сельских территорий с опорой на внутренние ресурсы и равноправное партнерство государства, бизнеса и населения1 - так полагают З.И. Калугина и О.П. Фадеева.

Как справедливо отмечает В.В. Кривопусков, только разумное сочетание государственных интересов с культурными и ценностными установками цивилизационного кода страны может стать основой интеграции в обществе 2.

В исследовании социальной интеграции населения в условиях низкоурбанизированной культурной среды мы придерживаемся позиции Э.А. Орловой. В целях социального прогнозирования социологом разрабатываются общие теоретические принципы изучения взаимодействия людей с их социокультурным окружением, соотношения субъективного и объективного факторов в этих процессах. Повседневная деятельность жителей малых городов, ПГТ и сел реализуется в динамичных условиях, в которых прослеживаются конкретные формы взаимодействия людей с их социокультурным окружением, а также соотношение субъективного и объективного факторов в этих процессах. Данная исследовательская позиция представляется нам важной для определения перспектив интеграции населения в низкоурбанизированной культурной среде.

Главными для прогнозирования Э.А. Орлова выделяет следующие группы факторов: 1) фундаментальные материальные условия, определяющие возможности и устанавливающие границы самореализации жителей и удовлетворения их потребностей, целей, интересов; 2) выработанные и закрепленные в местном сообществе способы организации и регуляции социокультурной жизни населения (ценности, нормы, образцы поведения и взаимодействий); 3) индивидуальные характеристики местных жителей 1, определяющие их склонности и возможности для социальной интеграции в низкоурбанизированной культурной среде.

«Стратегия устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года» направлена на создание условий для повышения качества жизни сельского населения на основе преимуществ сельского образа жизни, что позволит сохранить историко-культурные основы социальной интеграции 2.

Для определения перспектив социальной интеграции населения в условиях низкоурбанизированной культурной среды нами был осуществлен контент-анализ официальных документов, принятых на уровне субъекта Федерации (Белгородской области).

В результате проведенного исследования (в особенности контент-анализа, анкетирования, фокус-группы и метод изучения отдельного случая) мы выделили тактики достижения социальной интеграции населения в низкоурбанизированной культурной среде, используемые органами местного самоуправления (названия тактик - авторские):

1) объединение населения путем приближения инфраструктуры низкоурбанизированного населенного пункта к условиям среднего города -данный подход длительное время являлся системообразующим и реализовывался на практике с помощью административных методов (контент-анализ документов позволил определить, что это 45,3 % нормативных актов и реализуемых программ и проектов);

2) объединение населения малых городов, пдселков горовского типа т сел посредством усиления преимуществ низкоурбанизированной культурной среды, или, следуя мысли К.З. Шоинбековой, установление сбалансированных гармоничных отношений между сельским жителем, обществом и природой1 (реализация данной тактики в настоящее время является приоритетной в деятельности органов местного самоуправления -в результате осуществления контент-анализа документов нами обнаружено, что эта тактика наблюдается в 54,7 % нормативных актов и реализуемых программ и проектов).

Основатель «социогенетической теории цивилизаций» и социологической теории повседневности Н. Элиас обращает внимание на то, что изучение общества значительно оторвалось от изучения от каждого его члена, т. е. от человека 2. Он считает, что нужно изучать повседневность. На взгляд Н.Л. Пушкаревой, повседневность включает в себя: событийную область публичной повседневной жизни (это, прежде всего, частные события и пути приспособления конкретных людей к социальным событиям); обстоятельства частной, личной жизни и быта в широком смысле слова; эмоциональную сторону социальных событий, переживание отдельными людьми и их группами различных обыденных фактов и бытовых ситуаций 3. Опираясь на данные теоретические положения и на результаты собственных социологических исследований, схематично представим собственное видение культурно обусловленного процесса социальной интеграции населения, центральное место в которой отводится «социальной молекуле» (термин В.И. Ильина !), т. е. человеку. Опираясь на результаты исследований социологов, упомянутых выше, и на данные собственного исследования, мы сконструировали алгоритм социальной интеграции населения в условиях низкоурбанизированной культурной среды (рис. 3.1).