Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Социальное содержание политико-идеологических процессов в регионе Рогачев, Юрий Павлович

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Рогачев, Юрий Павлович. Социальное содержание политико-идеологических процессов в регионе : диссертация ... кандидата социологических наук : 22.00.06.- Б. м., 1998.- 118 с.: ил. РГБ ОД, 61 99-22/121-2

Введение к работе

Актуальность исследовании

Происходящим » соиромсппом российском реформируемом
обществе социальная трансформация ш.кп.пшег у населеним
неоднозначную реакцию. Отношение различных категорий населения к
происходящим изменениям постепенно приобретает концептуальную
основу, способствует политико-идеологической его дифференциации.
Следовательно, с целью консолидации различных политических сил и
общественных движений на первый план выдвигается задача сближения
пока расходящихся мировоззренческих позиций различных общественных
групп и партий по вопросам выхода из кризиса, достижения
национального согласия. Необходим поиск определенной средней
составляющей в идеологическом размежевании российского социумаь а
также точек соприкосновения в политическом диалоге между различными
общественными группами, регионами, федеральным центром и
провинцией. В данном случае идеологический процесс как общественное
явление и идеология как система теоретико-мировоззренческих координат
подчинены определенным глобальным и перспективным целям
институциональной трансформации общества, выступает

преимущественно в роли факторов его экономического и социально-политического реформирования и переустройства на принципах рыночного хозяйства, гражданского общества и правового государства.

Идейно-мировоззренческие, нравственно-ценностные ориентации всегда играют существенную роль в любых социальных системах, а особенно - системах переходного, кризисного типа, к которым относится и современное российское общество. Кризис в экономике и политике во многом компенсируется и нейтрализуется совпадением в обществе ценностных и мировоззренческих установок его членов.

Проблема политической идеологии, социальных ориентации актуальна и сама по себе. Она самоценна и самодостаточна для социологического анализа. Особенно это относится к современному российскому обществу, поскольку идейно-нравственный кризис является наиболее глубоким по своему характеру и наиболее широким по своему социальному масштабу и общественным последствиям. Как обнаружилось за последние годы, так называемая «идеология реформ» так и не обрела свои концептуальные и содержательные основания, не получила в современных своих качествах массовой поддержки в обществе. Она

явилась по сути дела искусственной, умозрительно выведенной идейной
конструкцией антикоммунистической направленности, связанной

преимущественно с обоснованием необходимости разрушения коммунистической тоталитарной общественной системы. Получилось на практике, что вместе с разрушением элементов данной системы были существенно подорваны и ослаблены основные социальные институты: государство, армия, семья, экономическая система. Формирование новых ценностей, мировоззрения, социальных ориентации на принципах антикоммунизма не состоялось, да и не могло состояться по причине деструктивного, конфронтационного характера . этой политико-идеологической тенденции. Не восприняты и не востребованы обществом либеральные и консервативные идеи, апробированные в западных демократиях и базирующиеся на принципах правового государства, гражданского общества, на протестантской этике, на католической культуре и обрядности, на ментальное обеспеченного и преуспевающего общества, на культе индивидуального успеха.

Актуализация социальных оснований идеологического процесса во многом обусловлена формированием региональных политических элит, политические интересы которых обретают форму своего рода местных идеологий. Происходит концептуализация этих интересов под видом региональных идеологий. Свои политические установки и претензии провинциальная элита культивирует среди населения как миниидеологии. Федерализация России и суверенизация регионов сопровождается во многом их идеологической и политико-мировоззренческой дифференциацией. В этом смысле современное содиологичесхое знание не содержит адекватных теоретических и экспертных оценок относительно природы и содержания .региональной политико-идеологической дифференциации.

Стшгаь. ршр&ботаїшоетш проблемы

Проблема региональной идеологии связана не только с осмыслением процессов суверенизации областей и автономий, но и ряда негативных тенденций, а именно нарастания политического сепаратизма, национально-религиозного радикализма, идеологизации протесткого движения на местах. Таким образом, содержание и характер региональных идеологий является своего рода барометром духовной жизни современной российской провинции, которая в условиях массового обнищания населения и социального недовольства насквозь политизирована. Поэтому,

особое значение для исследования по региональной идеологии имеют ' публикации, посвященные вопросам духовной жизни общества и роли политико-идеологических процессов и тенденций в ее содержании1. Значимость данной группы социологической и политологической литературы в основном определяется тем, что она позволяет более или менее объективно оценить роль и функции идеологаи в социальной трансформации общества, преодолеть то субъективное негативное отношение к идеологии как к общественному явлению, которое сложилось в период коммунистического порядка, как в науке, так и среди населения. Эти негативные тенденции особо подпитывались и стимулировались со стороны власти после крушения данного порядка, когда преодоление коммунистических мировоззренческих стереотипов осуществлялось преимущественно путем стимулирования откровенно антикоммунистических настроений. Одним словом, идеология как общественная проблема и исследовательская задача нуждается в определенной реабилитации и в восстановлении в своих нравах при исключении тех крайностей, которые наблюдались в России в советский и постсоветский периоды.

В связи с этим особую значимость приобрела проблема разделения собственно идеологии и социальной мифологии как самостоятельных явлений и исследовательских вопросов, '.поэтому; существенное значение имеет социологическая и политологическая литература по социальной мифологии2.

1 См.: Манхейм К. Диагноз нашего времени. М., 1994; Дюркгейм Э. О
разделении общественного труда. СПб., 1990; МосконичиС. Век толпы.М.,
1998; Эннкер Б. Советский культ вождей: между мифом, харизмой и
общественным мнением // Вестник МГУ. Сер. 12. 1994. №5; Игнатов А.
Метафизические корни коммунизма // Вопросы философии. 1994. №12;
Иванов А.В. Метаморфозы тоталитарного рассудка // Вестник МГУ. Сер. 7.
1991. №3; Любивый Я.В. Современное массовое сознание: Динамика и
тенденция развития. Киев, 1993.

2 См.: Аксючиц В. йдеократия в І,оссяіи-М.,1995;Бердяев Н.А. Истоки и
смысл русского коммунизма. М., 1990; Арон Р. Демократия и
тоталитаризм. М., 1993; Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991;
Ортега-и-Гассет X. Восстание масс // Вопросы философии. 1989. №3;
Булгаков С.Н. Свет невечерний. М., 1994; Ильин И.А. Наши задачи. М.,
1992; Водолагин А.В. Онтология политической воли. Тверь, 1992; Мизес
Людвиг. Бюрократия. Запланированный хаос. Антикапиталистичесхая
менталькость. М., 1993; Кортунов В.В. «Философия денег. М., 1997.

Реабилитация идеологии связана в первую очередь с разведением проблематики социальной мифологии и идеологии. Социальную мифологию можно рассматривать как извращенное представление о характере происходящей социальной эволюции, а идеологию - как концептуально ' сформировавшиеся позиции' относительно данной эволюции с точки зрения той или иной общественной группы.

Разделение идеологии и. социальной мифологии имеет особую значимость для регионального политического уровня. Региональные идеологии в современных условиях зо многом формируются за счет противопоставления местных интересов интересам федерального центра, поэтому данные идеологии имеют во многом конфронтационный и эклектический характер и замешаны на принципах антикоммунистической политико-идеологической компании. Местные идеологии в существенной степени тяготеют к социальному мифотворчеству, связаны с культивированием и распространением новой мифологии- и мировоззренческих 'стереотипов относительно перспектив выживания провинциального социума'.

Проблематика идеологии имеет свой социальный, политико-технологический и концептуально-мировоззренческий уровни, что нашло свое отражение и в классификации использованной нами научной социологической и политологической литературы. Социальный уровень связан с осознанием и теоретическим оформлением той или иной социальной группой своих экономических и политических интересов, с пониманием ею своей социальной идентичности.

Политико-технологический уровень хасается деятельности политических партий и общественных движений, выступающих в настоящее время со своими политическими программами и платформами, со своим видением перспектив трансформации современного российского общества. В программах и платформах политических движений и партий наблюдается сочетание одних и тех же политических символов и социальных задач: формирование рыночной экономики, гражданского общества, правового государства и т.п. Здесь нет существенного прорыва, как в теории, так и в методологии, причем данный уровень в основном сориентирован на политическую конъюнктуру, связанную с обслуживанием избирательных компаний, и между ним и социальной

'См.: Барзилов СИ. Концептуализация региональной идеологии власти; Баженов В.А. О феномене этнонационализма // Наука, культура, высшее образование на пороге XXI века. . Ульяновск, 1998.

проблематикой функционирования идеологии наблюдается существенная дистанция1.

Концептуальный уровень современного идеологического процесса связан, во-первых, с попытками преодоления социально-группового подхода в его содержании, а во-вторых, с партийной тенденциозностью и предвзятостью. В данном случае идеология рассматривается не как средство политико-социальной дифференциации и установления групповой идентичности, а как условие национальной, межобщностной интеграции, социальной консолидации. Однако делается это преимущественно з рамках уже сложившейся политико-идеологической парадигмы, идейного размежевания общества2.

Особое место в научной литературе занимают публикации по региональным проблемам функционирования политики, составной частью которой является идеологический - процесс. Региональная идеология воспроизводит в своих построениях, с одной стороны, местный уровень функционирования политических отношений, отношения региональной зласти и местного самоуправления; с другой стороны, господствующие тенденции общегосударственной идеи и интересы федеральной и местной правящей элиты. Она выступает в данном случае опосредованием между политической системой, государственными и общественными институтами и социальными интересами элитных группировок и политических ассоциаций. Идеология, являющаяся в первую очередь средством идейно-мировоззренческой идентификации местной административной

1 См.: Программа Всероссийского общественного движения «Наш дом -Россия». М., 1995; Предвыборная платформа Всероссийского общественно-политического движения «Наш дом - Россия». М., 1995; Программа Коммунистической партии Российской Федерации. М, 1995; Конгресс русских общин. Никто, кроме Нас с вами. М., 1995; Учредительный съезд Народного движения «К Богодержавию»// Знание. Власть. 1998. №38; Алексеев П.В., Барулин B.C. Актуальные проблемы марксистско-ленинской философии. М., 1989.

2См.: Солженицын А.И. Как нам обустроить Россию. Посильные соображения. М., 1991; Волков Ю.Г. Идеология. СПб - Ростов на Дону, 1996; Государственная идеология и общественная идея. Клуб «Реалисты» Информационно-аналитический бюллетень. №32. М., 1997; Социализм и демократия для XXI века. Материалы международной конференции и «Круглого стола» М., 1997; Федеральный центр и субъекты Российской Федерации. М., 1997; Курашвилли Б.П. Новый социализм: к возрождению после катастрофы. М., 1997; Чубайс И. ,От Русской идеи к идее Новой России. М., 1997.

элиты, органически вписана в политику и осмысление закономерностей ее формирования и функционирования наиболее плодотворно в контексте политических изменений в регионах1.

Щель ш задагам мсслквдошшши

Исходя из актуальности проблемы, ее научной и практической

значимости, недостаточной изученности в социологической литературе, формулируется цель диссертационного исследования, которая состоит в анализе социальных условий идеологического процесса на региональном уровне ц влияния . идейно-мировоззренческих факторов. на социальную идентификацию.провинциальной элиты3 'на особенности взаимодействия местной власти и населения.

В соответствии с данной целью выдвигаются следующие задачи, необходимые для ее достижения:

проанализировать социальный характер и масштабы влияния экономической дифференциации провинциального социума на его мировоззренческие установки;

исследовать роль идеологического фактора в организации общественно-политической жизни в российской провинции и функций идеологии в процессе социальной интеграции и дифференциации регионального сообщества;

рассмотреть особенности взаимодействия местных административных и интеллектуальных элит в организации идеологического процесса;

дать характеристику региональным особенностям «идеологии власти» .и «идеологии протеста», определить их социальную базу и содержание;

обосновать характер региональных идеологий как явлений политического сепаратизма и авторитаризма.

1 См.: Российские регионы после выборов - 96. М., 1997; Эволюция взаимоотношений центра и регионов России: от конфликтов к поиску согласия. М., 1997; Имперский строй России в региональном измерении: Сб. научных статей. М., 1997; Стабилизация регионального развития. Общий подход и опыт конкретных регионов. М., 1997; Дулыцикоа Ю.С. Региональная политика и управление. М., 1998; Менталитет и политическое развитие России: Тезисы докладов цаушой конференции. Москва, 29-31 октября 1996 г. М., 1996; Sty Row P. Elite Transformation in the Saratov Region. November 1995/Berlin, 1995.

Теоретические и методологические основы исследовании Теоретико-методологической базой работы явились исследования отечественных и зарубежных социологов, философов, политологов, социальных психологов по проблемам духовной жизни общества,

идеологии как условия социального структурирования общества, мировоззренческой и культурно-нравственной его идентификации. В работе использованы идеи о взаимосвязи материального положения населеная и его мировоззренческих ориентации (ПСорокин), о роли

идеологии в социальном и историческом процессе (К.Манхейм), о значении информации в социальном самоуправлении человека (К.Черри) и др. В диссертации применен ряд методологических приемов и подходов, в частности, сравнительно-исторический, диалектический, системно-структурный методы.

Объект шсЕлгеддавашіїиш - современный идеологический процесс и особенности политико-мировоззренческих ориентации общества на его провинциальном уровне.

В качестве предмета щксслздовашшя выступают социальные основания и обусловленные ими закономерности данного процесса.

В соответствии с поставленными целью, задачами работы, выбором ее объекта и предмета определяется ее товшзша:

- сделана попытка определить наиболее значимые социальные
фахторы идеологического процесса на его региональном уровне,
подразделив данные факторы на прямые и косвенные;

поставлена и проанализирована проблема идейно-мировоззренческих условий политической дифференциации и интеграции провинциального социума;

- предпринят анализ особенностей взаимодействия региональной
административной и интеллектуальных элит в их влиянии на
общественное мнение, на формирование установок населения в отношении
местной и федеральной власти;

рассмотрена роль идеологических факторов социальной идентификации административной и интеллектуальной элиты и формирования ценностных и мировоззренческих установок провинциального социума по отношению к современной российской власти;

- дана характеристика концептуальных оснований «идеологии власти» и «идеологии социального протеста» в их правом и

леворадикальном содержании.

Научиш ефлшкшшя, выпюшмые ша защиту

  1. Становление в современной России региональных политических минисообществ или провинциальных социумов сопровождается интенсификацией идеологического процесса и в первую очередь усилиями местной административной элиты. На смену идеологиям политических партий приходит идеология, связанная с концептуализацией интересов данной группы. Обнаруживает себя такая закономерность, что чем более авторитарным является местный политический режим, тем больше внимания уделяется идеологическим вопросам, тем большую роль они играют в социальной консолидации местного населения.

  2. Идеологический процесс прошел два основных этапа. Первый этап связан с утверждением у власти господствующей политической группировки, основной установкой которой данная группировка утверждала борьбу с массовой бедностью. Второй этан характеризуется внедрением в общественное сознание другой установки - опоры на собственные силы в выживании регионов. Если на первом этапе основной упор делается на солидарность и поддержку федерального центра, то в настоящее время - на справедливое распределение налогового бремени между федеральным центром и регионами.

  1. Региональная идеология не представляет в своих современных качествах целостного явления. Она включает несколько уровней или пластов политико-мировоззренческих построений: а) методологический (или университетский), разъяснительно-апологетический (или административный), политико-технократический (связанный с адаптацией федеральных партийных идеологем к местным условиям). Между этими пластами обнаруживается существенный разрыв.

  2. Субъектом идеологического процесса на уровне региона является в основном административная элита, объектом - местное население, механизмом внедрения идеологических установок - средства массовой информации. В жестко структурированных, негибких региональных политических системах с авторитарными тенденциями идеологический процесс сопровождается массовым распространением слухов, сочетанием белой и серой пропаганды.

5. Региональная идеология в основных составляющих частях
сложилась, поскольку произошла концептуализация интересов местной
административной элиты. Основная задача заключается в ее массовом
внедрении в общественное сознание, чему препятствует дальнейшее
ухудшение материального положения населения, превращение институтов
демократии в инструмент выражения воли правящей политической
группировки.

6. Идеологический процесс в регионах не имеет четких научно-
мировоззренческих контуров, эклектичен по своему идейно-ценностному
содержанию и во многом связан с установлением монополии правящей
группировки над средствами массовой информации.

Научш-мраюгвкеткш зиэтшмастъ работы заключается в том, что она вносит определенный вклад в научное осмысление закономерностей социально-политической трансформации современного провинциального социума, основных тенденций идеологического процесса, как на федеральном, так и региональном уровнях. Результаты исследования могут быть использованы в преподавании социологии, политологии в высших учебных заведениях, в работе информационных и аналитических служб федеральной и региональной власти.

Атцробашрш работы

Диссертация обсуждалась на кафедре социологии Саратовского государственного технического университета. Результаты работы докладывались на научной конференции гуманитариев г.Саратова «ІИсторші .Общество. Личность» (Саратов, 26-27 марта 1998 г.), на заседании Межрегионального семинара «! Перспективы становления и развития поволжского регионализма» (Ульяновск, 29-30 января 1998 г.), на расширенном заседании совета Общественной палаты при Губернаторе Саратовской области «Идеология власти» (Саратов, 23 мая 1997 г.).

Структура дшкгтертащга

Работа состоит из введения, двух глав, включающих четыре параграфа, заключения и библиографии.