Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Влияние уровня нравственного сознания на социальное самоопределение студентов Мкртчян, Елена Рафаеловна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Мкртчян, Елена Рафаеловна. Влияние уровня нравственного сознания на социальное самоопределение студентов : автореферат дис. ... кандидата социологических наук : 22.00.06 / АН БССР. Ин-т социол..- Минск, 1991.- 23 с.: ил. РГБ ОД, 9 91-4/1853-3

Введение к работе

Актуальность исследования, результаты которого представле-ы в реферируемой диссертации, обусловлена тем, что в условиях риснания приоритета общечеловеческих ценностей, осознания кеоб-одимости нравственного возрождения, формирование нравственного ознакия молодежи, позволяющего активно, свободно, творчески ключиться в общественную жизнь, является непременным фс-стором остжения качественно нового состояния общества. Нравственное озрождение — наиболее ватный и фундаментальный процесс, от ко-орого зависит успех и в экономической, и в политической, и в ультурней областях.

Трудности врастания молодежи в общество, разрыв между "об-ественной программой" и реальной жизнью нынешнего поколения по-азывают, что механизмы социализации, с помощью которых молодежь радиционно вливалась в общество, уже не функционируют. Поэтому опросы жизненного самоопределения молодежи должны стать предме-ом пристального изучения в шіроком социальном контексте, в слож-ой сети детерминирующих факторов и условий (существующая демо-рафическая, социальная, образовательная структура, социально- сихологическая ситуация, нравственные ориентации и потребности воспроизводстве определенных социальных общностей, реальная по-итика, осуществляемая в процессе включения молодежи в обществен-ую жизнь и т.д.). При этом, выбор молодежью определенной позиции разных сферах общественной жизни Должен рассматриваться в каче-тве итога процесса самоопределения. В данном исследовании наи-ольшее внимание уделяется уровням нравственного развития как де-зрминирующим факторам жизненного самоопределения студенческой элодежи.

Осознание вышеизложенных обстоятельств побуждает к переос-ыслению реального состояния нравственного сознания и этапов его азвития в современной общественной ситуации, выявлению общего и зобенного в нравственном развитии студенческой молодежи разных згионов страны как общностей, принадлежащих к различным нацио-альным культурам, установлению роли нравственного развития в роцессе жизненного самоопределениястуденческой молодежи и поис-^ путей актуализации этого процесса в высших учебных заведениях і основе формирования глубоких убеждений в непреходящем значении ;ечеловеческих нравственных ценностей. Подобное движение теоре-іческой мысли позволяет разработать теоретико-методологические

основания для изучения нравственного сознания как динамического процесса и его роли в жизненном самоопределении молодежи. Решение этой задачи возможно только на основе интеграции возможностей и достижений в изучении нравственного сознания в рамках различных общественных дисциплин (философии, психологии, этики, педагогики, социологии и т.д.), занимающихся проблемами нравственного становления личности. Таким образом, задача обоснования необходимости непрерывного изучения процесса нравственного становления молодежи, с целью предупреждения возможных деформаций нравственного сознания, и обеспечение такого уровня его развития, который поставил бы процесс жизненного самоопределения молодежи на нравственную основу, приобретает существенную значимость и актуальность.

Этим определяется основная проблема исследования — противоречие между потребностями общества, провозгласившего приоритет общечеловеческих нравственных ценностей, объективной необходимостью актуализации процесса жизненного самоопределения молодежи на основе этих ценностей и неготовность высшей школы удовлетворить эту потребность (ни нравственный потенциал общества, ни потенциал системы образования не способны в полной мере обеспечить условия для саморазвития и самовоспитания личности). Основная трудность преодоления сложившейся ситуации заключается в том, чт на протяжении многих лет этический консенсус, носивший классовый и групповой характер, привел к значительной деформации нравствен ного сознания общества. Простое декларирование социалистических нравственных ценностей и идеала гармонически развитой личности привело к тому, что человек как нравственная личность остался не востребованным, высшая школа, выполняя социальный заказ, воспрои водила и воспроизводит специфическую культуру некоего усредненно го слоя, составившего, к сожалению, основу современного общества

Представленное диссертационное исследование — одна из первых попыток сравнительного социологического анализа реального со саояния нравственного развития студентов различных регионов стра ны и роли нравственного сознания в их жизненном самоопределении.

Степень научной разработанности проблемы. В отечественных философских, этических, психологических и социологических исследованиях содержатся глубокие научные разработки по проблемам нра ственного развития личности , нравственных отношений , нравствег

Архангельский Л.М. Социально-этические проблемы теории личност — М., 1974; Анисимов С.Ф. Структура нравственности и личності

юго облика молодежи и ее жизненного самоопределения .

Основой для изучения выделенного аспекта нравственности со-зтавили труды отечественных и зарубежных авторов, касающиеся проблем выделения и измерения этапов нравственного развития лич-

М., 1976; Бабосов Е.М.' Духовный мир советского человека. — Минск, 1985; Бессонов Б.Н. Человек: пути формирования личности.

М., 1988; Волченко Л.Б. Нравственная культура советского человека. — М., 1978; Гусейнов А.А. Социальная природа нравственности. — М., 1988; Дробницкий О.Г. Проблемы нравственности.

М., 1977; Здразомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности.

М., 1986. Нравственный мир советского человека. Опыт социологического анализа нравственных проблем современника. — М., 1981; Пятин Ю.П. Нравственная активность. (Философско-социоло-гический анализ). — Харьков, 1983; Титаренко А.И. Нравственный прогресс. -- М., 1969.

Винокурова СП. Личность в системе нравственных отношений. — Минск, 1988. Гринберг Л.Г. Нравственные отношения. — М., 1971; Рыбакова Н.В. Нравственные отношения и их структура. — Л., 1974. Щербак Ф.М. Мораль как духовно-практическое отношение. '— М., 1986.

* Выбор молодежью жизненного пути. (Опыт межрегионального социологического исследования). Под ред. Бабосова Е.М., Титмы М.Х. — Минск, 1988; Выпускник перед выбором пути (Социально-нравственный облик). Под ред. Бабосова Е.М. — Минск, 1988; Выбор судьбы: Социальные проблемы самоопределения молодежи. — Алтай. 1999; Высшая школа как фактор изменения социальной структуры развитого социалистического общества. Ред. М.И.Руткевич, Ф.Р.Филиппов. — М., 1988; Головаха Е.И. Жизненные перспективы и профессиональное самоопределение молодежи. — Киев, 1988; Кац Э.М. Жизненное самоопределение молодежи. — Кишинев, 1989; Матуле-нис А.А. Включение молодежи в социальную структуру. — Вильнюс, 1983; Нравственный облик советской молодежи. Под ред. Е.М.Бабосова, М.Х.Ї^тш. — Минск, 1985; Проблемы нравственного воспитания студентов. — М., 1977; Шубкин В.Н. Начало пути: Проблемы молодежи в зеркале социологии и литературы. — М., 1979:

ности . Поиск "новых оснований осмысления проблем нравственного развития личности осуществляется, как правило, в русле проблем нравственного возрождения общества.

Цель и задачи исследования — на основании данных сравнительного социологического исследования обосновать теоретически и изучить эмпирически реальное состояние нравственного развитая молодежи в годы учебы в высшей школе и установить влияние разных уровней нравственного сознания на жизненное самоопределение молодежи .

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих познавательных задач:

определить реальное состояние нравственного развития студентов (разработать методику определения уровней нравственного развития с использованием схемы поэтапного развития нравственного сознания, созданной Л.Кольбергом);

установить наличие или отсутствие различий в нравственном развитии студентов Ереванского и Белорусского государственных университетов как общностей, принадлежащих к. различным национальным культурам;

рассмотреть особенности в нравственном развитии мужчин и женщин;

проследить развитие нравственного сознания молодежи за период обучения в динамическом сопоставлении (первый и последний курсы) , выявить социологическими методами направление данного процесса;

определить степень реальной включенности нравственного сознания в процесс жизненного самоопределения молодежи.

Архангельский Л.М., Квасов Г.Г. Социологические аспекты этики: исследования и перспективы. // Социологические исследования, 1987, № 4, с. 10—17; Бабосов Е.М. Нравственная культура личности. — Минск, 1985; Бакштановский В.И. Культура нравственного сознания и личность. — М., 1983; Соколов В.М. Социология нравственного развития личности. — М., 1986; Титаренко А.И. Структура нравственного сознания. — М., I974;Kohloerg l. stapes of moral development as a basi» for moral education. - In» Muna ay. В (ed). Ь'лгаї Development. Moral Education and Kohlberp, 1969; rtapet J. The moral Judgment of child. !YY» Free Press. 1965.

Основные положения, выносимые на защиту:

  1. Социологическая концепция нравственного сознания исходит 5 понимания данного Феномена как динамического процесса интери-зизации индивидом общечеловечских ценностей, а также единства юсеологического, аксиологического и поведенческого аспектов. На їждом из этапов данного процесса совершенствуется ценностная груктура нравственного сознания и повышается его ориентация на 5щечеловеческие ценности. Интериоризэция ценностей только на юсеологическом или поведенческом уровнях свидетельствует о не-:тойчивости убеждений и, соответственно, ситуативности поведения ічкости. Как следствие, выявленные этапы нравственного развития шструментально-конвенционный, конвенционно-правовой, автономно-завовой, автономный) влияют на жизненное самоопределение студенів в определенных границах общественной ситуации и региона.

  2. Нравственное сознание студенческой молодежи на вербальном зовне характеризуется достаточной развитостью, которая обеспечи-іет ориентацию нравственного.сознания на общечеловеческие ценно-ри, но одновременно сочетается с неустойчивой системой убежде-ІЙ — результатом простого декларирования нравственных ценностей обществе. Отсутствие глубоких нравственных убеждений ведет к

ітуативному поведению и свидетельствует о недостаточной включен-)сти нравственного сознания в процесс жизненного самоопределения 'удентов. Студенчество сегодня не достигло такого уровня практи-іского нравственного развития, при котором появляется моральная флексия, позволяющая молодежи самостоятельно анализировать проводящие события, давать им адекватную моральную оценку.

3. Нравственное развитие студентов разных регионов страны
:новано на интериэризации общечеловеческих ценностей (права чело-
(ка, социальная справедливость, человеческое достоинство, чувст-

I ответственности, доброта, сопереживание и т.д.), так как еди-ія система воспитания провозглашала, хотя и в декларативной фор-I, эти ценности. Однако влияние национальной культуры и традиций t становление личности приводит к различиям между студентами іеванского и Белорусского государственных университетов в ориен-іции на семейные ценности и ценности социального окружения. Ьсли явственное сознание студентов ЕГУ фундировано семейными1тради-іями, то студенты ВГУ более ориентированы на ценности более широко круга общения — друзей и знакомых. Различия в структурах

нравственного сознания студентов Армении и Белоруссии определя ются и спецификой общественной ситуации в этих республиках. В сознании студентов ЕГУ доминируют ценности, связанные с решенл ем межнациональных проблем, а в сознании студентов БГУ — цен* сти, связанные с возрождением национального языка и культуры, экологической среды.

  1. Резкое ослабление поляризации мужских и женских ролей обществе, а также совместная учебная деятельность в относителі равных условиях практически нивелируют различия в нравственное развитии мужчин и женщин. Однако нравственная ориентация мужчі и женщин имеет и свои особенности, диктуемые различиями в их і хологии. Если женщины в большей мере ориентированы на ценності связанные с созданием семьи и проблемами человеческого общежи' (любовь и семейное счастье, добро, культура поведения), то муз чины более ориентированы на соблюдение законов, чувство товарі щества, решение разных общественных проблем.

  2. Многолетняя ориентация высшей школы на "среднего студ та" привела к нивелированию личности в студенческой среде. На эываемые схемы, стереотипы образования и воспитания формируют стандартное мышление и диктуют единообразное поведение, что н способствует идентификации студентов с вузом как социальным и статутом их нравственного становления. Подобная невосприимчив к ценностям системы воспитания высшей школы ведет к тому, что нравственный потенциал, с которым молодежь входит в студенчес жизнь, практически не меняется за годы обучения. Неспособност высшей школы создать условия самовоспитания и саморазвития по дает нравственный нигилизм и отчуждение нравственного сознани молодежи от процессов нравственного выбора как личностной прс леми.

Теоретическую и методологическую основу диссертационного следования составили основные положения марксистского учения социальной сущности человека, труды отечественных и зарубежнь философов, психологов, этиков, социологов Л.М.Архангельского, В.И.Бакштановского, Е.М.Вабосова, В.А.Блюмкина, С.П.Винокурог Б.А.Грушина, В.Т.Ганжина. А.А.Гусейнова, О.Г.Дробницкого, АЛ Здравомыслова, И.С.Кона, Г.Г.Квасова, Л.Кольберга, Л.Б.Коган* Э.С.Маркяряна, А.А.Налчаджяна, Ю.А.Левады, П.Лифтона, Ж.Пиаж* Г.ІІ.Соколовой, А.И.Титаренко, К.Т.'Гощенко, З.Фрейда, А.Г.Хар' ва, В.А.Ядова, рассматривающих проблемы нравственного развиті

чности, проблемы формирования общественного сознания и его ро~

в жизни общества. В работе использованы также исследования, священные проблемам студенческой молодежи В.Д.Басова, Е.И.Го-вахи, А.А.Матулениса, М.Х.Титмы, Э.А.Саар; материалы периоди-ской печати, отражающие нравственные проблемы, стоящие перед іществом, и вопросы, связанные с молодежной политикой.

Основу авторской концепции составляет признание фундамен-льного положения о социальной сущности человека. В качестве ітодологического инструмента использована и адаптирована приме-[тельно к социальному контексту схема Л.Кольберга как наиболее шемлемая модель нравственного развития личности.

Эмпирическую основу исследования составили материалы срав-ітельного социологического опроса студентов, проведенного авто-)м в 1989—1990 годах в Ереванском и Белорусском государствен-а университетах на первом и последнем курсах десяти факульте-

)В.

Общая характеристика выборки. Специфика исследования в том, го оно явилось, по существу, первой попыткой сравнительного іучения нравственного развития студенческой молодежи двух сто-ічньїх университетов разных регионов страны (Армении и Белорус-іи). Задача — репрезентировать наличие или отсутствие различий нравственном развитии студентов ЕГУ и БГУ (по образу мышления, ) полу, году обучения в вузе и т.д.) — требовала использования їтипроцентной случайной выборки. Выборочная совокупность опреде-илась на основе генеральной совокупности ЕГУ (7278 чел.) и БГУ Э895 чел.) и составила в первом случае 364, а во втором — 495 зловек. Реально в опросе участвовало 532 человека из ЕГУ и 699 зловек из БГУ. С учетом задач исследования были соблюдены про-эрции в соотношении мужчин и женщин, участвовавших в опросе, а зкже — в соотношении первокурсников и студентов последних кур-эв. Так, в генеральной совокупности ЕГУ женщины составляют 65. мужчины 35 , соответственно, в БГУ — 57 женщин и 43 мужчин, опросе реально участвовало 67 женщин и 33 мужчин ЕГУ, 59 енщин и 41 мужчин БГУ. Первокурсники в генеральной совокупности ГУ составляют 57 (реально опрошено 60). студенты последних урсов — 43 (реально опрошено 40). Первокурсники в генеральной овокупности БГУ составляют 54 (реально опрошено 57). а стар-екурсников — 46 (реально опрошено 43).

{Научная новизна исследования и теоретическое значение работы заключается в том, что она представляет собой сравнительное исследование, все части которого подчинены содержательному аналі эу особенностей нравственного развития студенческой молодежи разных регионов и его влияния на жизненное самоопределение. Теоретическая модель этапов развития нравственного сознания выступает методологическим инструментом, с помощью которого становится возможным конкретно-социологическое определение реального состояния нравственного сознания.

Научная новизна исследования содержится:

в разработке методики определения уровней нравственного сознания на основе использования теоретической модели поэтапного развития нравственного сознания;

в изучении нравственного сознания студенчества как динамическс го процесса, проходящего ряд различных этапов;

в установлении особенностей в нравственном развитии студентов разных регионов как представителей различных национальных кулі "тур;

в выяснении различий в нравственном развитии мужчин и женщин (ориентации на ценности семьи, друзей, стремление к самореализации и т.д.);

в попытке проследить особенности в нравственном развитии первс курсников и студентов последних курсов, выявить социологически ми методами направление данного процесса;

в выявлении степени реального влияния нравственного развития и жизненное самоопределение.

Разработка методики по определению реального состояния нраЕ ственного сознания и установление степени его включенности в про цесс жизненного самоопределения студентов позволяет выработать практические рекомендации по дальнейшему изучению нравственного сознания.

Практическая значимость исследования состоит в том, что раз работанная методика измерения уровней нравственного развития поз воляет получить реальную картину состояния нравственного сознани студентов, глубже и полнее познать особенности его ориентации в разных общественных ситуациях. Результаты и выводы исследования ь!огут быть использованы в деятельности высшей 1Жолы. Предложенна методика может быть усовершенствована и применена для дальнейше го выявления тенденций в нравственном развитии студентов и в изу

чении нравственного сознания других социальных групп.

Апробация работы. Материалы исследования использованы в выступлениях на заседаниях методологических семинаров Института социологии АН БССР и Института философии и права АН Арм.ССР, на республиканской научно-практической конференции по проблемам методологии и практики формирования культуры будущих учителей, в Брестском государственном педагогическом институте им. А.С.Пушкина. Содержание работы отражено в трех публикациях автора.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.