Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Взаимодействие военной службы и религии на институциональном уровне управления : Социологический анализ Веремчук Владимир Игоревич

Взаимодействие военной службы и религии на институциональном уровне управления : Социологический анализ
<
Взаимодействие военной службы и религии на институциональном уровне управления : Социологический анализ Взаимодействие военной службы и религии на институциональном уровне управления : Социологический анализ Взаимодействие военной службы и религии на институциональном уровне управления : Социологический анализ Взаимодействие военной службы и религии на институциональном уровне управления : Социологический анализ Взаимодействие военной службы и религии на институциональном уровне управления : Социологический анализ Взаимодействие военной службы и религии на институциональном уровне управления : Социологический анализ Взаимодействие военной службы и религии на институциональном уровне управления : Социологический анализ Взаимодействие военной службы и религии на институциональном уровне управления : Социологический анализ Взаимодействие военной службы и религии на институциональном уровне управления : Социологический анализ
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Веремчук Владимир Игоревич. Взаимодействие военной службы и религии на институциональном уровне управления : Социологический анализ : диссертация ... доктора социологических наук : 22.00.08.- Москва, 2006.- 378 с.: ил. РГБ ОД, 71 06-22/44

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Теоретико-методологические основы социологического исследования социального взаимодействия военной службы и религии на институциональном уровне управления 25

1. Понятия «социальный институт» и «институциональный уровень управления» в социологической науке 25

2. Институты военной службы и религии в социальной структуре общества 45

3. Социологическая модель взаимодействия военной службы и религии на институциональном уровне управления - военно-религиозный институт 68

Глава II. Религия как институт социализации личности военнослужащего 92

1. Религиозность военнослужащего: сущность и типология 93

2. Религиозная социализация российского военнослужащего: история и современность 113

Глава III. Военные и религиозные организации: генезис взаимодействия на институциональном уровне управления 136

1. Военно-религиозные организации и военно-религиозные службы -социально-исторические особенности и современная специфика социального управления 137

2. Взаимодействие военной организации общества и религиозных организаций в России: институционализация военно-религиозных отношений 162

Глава IV. Социологический анализ военно-религиозного взаимодействия на институционалыш-социетальном уровне 182

1. Вооруженное насилие и ценностно-нормативные системы мировых религий 182

2. Концептуальные основы институционализации военно-религиозных отношений: религиозная легитимация вооруженного насилия и религиозный пацифизм 208

Глава V. Религиозный фактор в деятельности органов военно-социального управления по обеспечению военной безопасности российского социума в современных условиях 231

1. Военная безопасность России и религия 231

2. Роль религиозного фактора в деятельности органов государственного и военного управления по обеспечению военной безопасности страны 264

Заключение 297

Библиографический список использованной литературы 305

Приложения 354

Введение к работе

Религия является одним из самых древних и мощных средств управленческого воздействия на личность, социальные общности и общество. В истории цивилизаций, разнообразных культур и социумов религия играла важную роль мировоззренческого и морально-этического регулятора поведения людей. Религиозный институт продолжает оставаться одним из определяющих звеньев социальной структуры, оказывает ощутимое воздействие на социальные процессы и поведение отдельных людей.

Взаимодействие военной сферы человеческого общества с религиозной уходит свои корнями в глубь истории и культуры. Многовековая история нашего государства свидетельствует о наличии устойчивой духовно-религиозной традиции в наших Вооруженных силах. В новых исторических условиях происходит возрождение утраченных традиций, религия начинает приобретать все большее и большее значение как один из институтов формирования личности российского воина, налаживается взаимодействие военной организации государства с религиозными объединениями. Религиозный фактор приобретает все большее значение в военной службе1.

Вместе с тем религия активно используется экстремистскими, националистическими силами, выступает идеологическим обоснованием терроризма, вооруженных конфликтов. Религиозная составляющая в той или иной мере присутствовала в половине крупных вооруженных конфликтов, произошедших во второй половине XX века2. В начале XXI века религиозная идеология активно используется вооруженными террористами по всему миру (Афганистан, Алжир, Великобритания, Египет, Ирак, Испания, Северный Кавказ, США и др.).

Решение вопроса видится прежде всего на институциональном уровне управления, предполагающем системный подход к взаимодействию военной

1 Приказ МО РФ № 70 от 11.03.04 г. «Об органах воспитательной работы в Вооруженных Силах РФ».

2 См.: Новик В.К. Война как социальное явление. М.: ВУ., 1998. С. 62.

службы и религии как сложной, многоуровневой структуре, охватывающей как общесоциальный уровень, так и уровень отдельных социальных структур.

Социологический анализ такого взаимодействия не может не опираться и на различные содержательные социологические категории: категории всеобщности (общество), категории качества (цивилизация, культура), категории объективности (социальные процессы и отношения, социальные институты), категории субъективности (сознание, личность) и категории изменений (управление, регулирование, социализация, модернизация, конфликт)1.

При этом важно учитывать конкретные социально-исторические и культурные особенности того или иного социума, специфику социологического подхода к изучению религии, рассматривающему ее, прежде всего, как совокупность реальных социальных процессов, поведенческих актов индивидов и групп, социальных действий людей и продуктов их деятельности (материальной и духовной).

Практическая и теоретическая значимость проблемы и предопределили выбор темы диссертационного исследования, актуальность которой обусловлена следующими обстоятельствами:

во-первых, ролью религии как важного и эффективного социального регулятора поведения людей, ее мощным влиянием на состояние международного мира и уровень социальной стабильности во многих странах и регионах;

во-вторых, возможностями и необходимостью использования потенциала религиозного института в военно-социальном управлении, возрождении духовных основ воспитательной работы, укреплении морально-психологического состояния личного состава, упрочении традиций верного служения Отечеству, нравственных начал в жизни воинских коллективов;

1 См.: Тощенко Ж.Т. О понятийном аппарате социологии //Социс. 2002. № 9. С. 7-8.

в-третьих, необходимостью проведения социологического анализа
отечественного и зарубежного социально-исторического опыта взаимодействия
институтов военной службы и религии, выявления особенностей

институционализации военно-религиозных отношений и их роли в военно-социальном управлении;

в-четвертых, важностью социологического изучения реального состояния, динамики, характера, особенностей и противоречий процесса социального взаимодействия военной службы и религии, его регулирования в системе институционального управления России на рубеже XX-XXI вв.;

в-пятых, насущной потребностью в создании современной социологической модели взаимодействия военной службы и религии, Вооруженных Сил и религиозных объединений, организаций на институциональном уровне управления;

в-шестых, необходимостью разработки и внедрения в деятельность органов государственного и военного управления комплексной, научно обоснованной системы взаимодействия и сотрудничества с религиозными объединениями, организациями, учитывающей социально-исторические и культурные традиции, светский, многоконфессиональный характер современного Российского государства, отвечающей реалиям сегодняшнего дня и направленной на обеспечение военной безопасности страны;

в-седьмых, потребностью разработки методологии социологического исследования социального взаимодействия военной службы и религии на институциональном уровне управления.

Степень научной разработанности проблемы. Изучение институционального уровня управления обществом, социальной роли религии в этой системе, ее взаимодействия с другими социальными институтами, с военной сферой общества получило широкое освещение в работах ученых, заложивших основание современного социального знания, представителей классической социологии, которые, в свою очередь, стали родоначальниками

специальных социологических теорий - социологии религии и социологии управления (М. Вебер, В. Вундт, В. Джемс, Г. Зиммель, Э. Дюркгейм, О. Конт, Ч. Кули, Г. Лебон, Б. Малиновский, К. Маркс, Г. Спенсер, А. Тойнби, Э. Трельч, 3. Фрейд, К.Г. Юнг и др.)1- И сегодня исследования роли религиозного института в социальной структуре современного общества, его влияния на процессы в системе социального управления обществом находят широкое освещение в трудах современных западных социологов (Р.Н. Белла, П. Бергер, Э. Гидденс, Р. Коллинз, Т. Лукман, А. Маслоу, Р. Мертон, Г. Олпорт, Т. Парсонс, Н. Смелзер, Э. Фромм, С. Хантингтон и

др-)2-

См.: Вебер М. Социология религии (типы религиозных сообществ) //Вебер М. Избранное. Образ общества: Пер. с нем. М.: Юрист, 1994; Вундт В. Этика. Исследование фактов и законов нравственной жизни: В 2 т. СПб., 1887; Зиммель Г. Религия. М., 1909; Джемс В. Многообразие религиозного опыта. СПб., 1992. (Репринт); Дюркгейм Э. Элементарные формы религиозной жизни //Мистика. Религия. Наука. Классики мирового религиоведения: Антология: Пер. с англ., нем., фр. /Сост. и общ. ред. А. Н. Красникова. М.: Канон+, 1998; Конт О. Закон трёх стадий истории //Религия и общество: Хрестоматия по социологии религии /Сост. В. И. Гараджа, Е. Д. Руткевич. M.: Аспект Пресс, 1996; Кули Ч. Человеческая природа и социальный порядок. М., 2000; Лебон Г. Психология народов и масс. СПб., 1995; Малиновский Б. Магия и религия //Мистика. Наука. Религия. Классики мирового религиоведения: Антология: Пер. с англ., нем., фр. М., 1998; Маркс К. Религиозное отчуждение //Религия и общество: Хрестоматия по социологии религии. М., 1996; Спенсер Г. Принципы социологии //Мистика. Религия. Наука. Классики мирового религиоведения: Антология: Пер. с англ., нем., фр. М., 1998; Тойнби А.Дж. Цивилизация перед судом истории: Сб.: Пер. с англ. М., 2002; Трельч Э. Церковь и секта //Религия и общество: Хрестоматия по социологии религии. М., 1996; Фрейд 3. Будущее одной иллюзии //Психоанализ. Религия. Культура. М., 1992; Юнг К.Г. Психология и религия //Юнг К. Г. Архетип и символ. М., 1991.

2 См.: Белла Р.Н. Социология религии //Американская социология: Перспективы, проблемы, методы. М.: Прогресс, 1972; Он же. Основные этапы эволюции религии в истории общества //Религия и общество: Хрестоматия по социологии религии. М., 1996; Бергер П., Лукман Т. Легитимация //Социальное конструирование реальности: Трактат по социологии знания. М., 1995; Гидденс Э. Религия //Социология. М., 1999; Коллинз Р. Социология Бога //Личностно-ориентированная социология. М., 2004; Маслоу А. Религии, ценности и пик-переживания //По направлению к психологии бытия. М., 2002; Мертон Р. Идеология и функциональный анализ религии //Явные и латентные функции /Американская социологическая мысль: Тексты. М., 1996; Олпорт Г. Религия и предрассудки //Олпорт Г. Становление личности: Избранные труды. М., 2002; Парсонс Т. Макс Вебер: систематическая теория //Структура социального действия: О структуре социального действия. М., 2000; Он же. Современный взгляд на Дюркгеймову теорию религии //Религия и общество: Хрестоматия по социологии религии. М., 1996;

На всех исторических этапах развития современного социального знания данная проблематика находила свое широкое отражение и в трудах отечественных ученых - социологов, философов, историков, общественных деятелей в XIX-XX вв. К данной теме обращались: М.А. Бакунин, Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, Н.Я. Данилевский, Н.И. Кареев, Л.П. Карсавин, П.Л. Лавров, В.И. Ульянов (Ленин), Н.К. Михайловский, Н.М. Никольский, Г.В. Плеханов, B.C. Соловьёв, П.А. Сорокин и другие1. Исследования особенностей и структуры системы общеинституционального уровня управления, роли и места религиозного института в социальных процессах российского общества, социальном управлении обеспечением безопасности общества находятся в центре внимания и современных отечественных социологов. Следует особо выделить научный вклад в разработку данных проблем В.И. Гараджи, Т.И. Заславской, А.Г. Здравомыслова, В.Н. Иванова, В.И. Кнорринга, В.Н. Кузнецова, Ю.А. Левады, М.П. Мчедлова, А.И. Пригожина, Ж.Т. Тощенко, Д.М. Угриновича, С.С. Фролова, В.М. Шепеля, И.Н. Яблокова и других2.

Смелзер Н. Религия //Социология: Пер. с англ. М.: Феникс, 1994; Фромм Э. Психоанализ и религия // Фромм Э. Иметь или быть? М., 1990; Хантингтон С. Столкновение цивилизаций: Пер. с англ. М., 2003.

1 См.: Бакунин М.А. Бог и государство. Лейпциг - СПб., 1906; Бердяев Н.А. Новое религиозное сознание и
общественность. М., 1999; Булгаков С.Н. Религия и экономическое обновление России //Религия и общество:
Хрестоматия по социологии религии. М., 1996; Он же. Христианский социализм. Новосибирск, 1991;
Данилевский II. Россия и Европа //Классика геополитики, XIX век: Сборник. М., 2003; Кареев Н.И. Общие
основы социологии. Пг., 1919; Лавров П.Л. О религии: (Сборник). М., 1994; Карсавин Л.П. Монашество в
Средние века: Учеб. пособие. М.,1992; Ленин В.И. О религии: (Сборник). М., 1974; Михайловский U.K.
Отрывки о религии //Последние сочинения. СПб., 1904. Т. 2; Плеханов Г.В. О религии и церкви. М., 1957;
Никольский Н.М. Сектантство и развитие капитализма в России //Религия и общество: Хрестоматия по
социологии религии. М., 1996; Соловьёв B.C. Оправдание добра: нравственная философия: Соч. в 2 т. М., 1998.
T.1; Сорокин П.А. Группировка по религиозным верованиям //Система социологии. В 2 т. М., 1995. Т. 2.; Он
же. Кризис в системах истины: наука, философия, религия //Социодинамика культуры. Кризис нашего времени
/Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество. М.: Политиздат, 1992.

2 См.: Гараджа В.И. Социология религии: Учеб пособие для студ. и асп. гуманитарных спец. 3-е изд. М., 2005;
Заславская Т.И. Вектор институциональных преобразований //Современное российское общество.
Социальный механизм трансформации: Учеб. пособие. М., 2004; Здравомыслов А.Г. Конфликты религиозного
сознания //Социология конфликта: Учеб. пособие. М., 1996; Основы современного социального управления:

В начале нынешнего тысячелетия значительно расширилось поле междисциплинарных научных исследований различных социальных проблем взаимодействия религии и социальной структуры общества, его регулирования в системе институционального управления. Эти вопросы отражены в работах отечественных ученых: Е.Г. Аванесовой, Л.А. Андреевой, В.Н. Гурба, Э.В. Даниловой, С.А. Данченко, Ф.В. Димаевой, И.П. Добаева, В.В. Заярного, И.Д. Нефедовой, Д.Ю. Овсянникова, Т. В. Токаревой, И.Ю. Фомичева, М.Е. Цыганова, В.В. Щелбановой и др1.

теория и методология: Учеб. пособие /Под ред. В.Н. Иванова. М., 2000; Кпорринг В. И. Религия как система воздействия на личность и общество //Кнорринг В. И. Искусство управления: Учебник. М., 1997; Кузнецов В.Н. Социология безопасности: формирование культуры безопасности в трансформирующемся обществе. М., 2002; Левада Ю.А. Социальная природа религии. М., 1965; Мчедлов М.П. Роль религий в жизнедеятельности российской цивилизации //Религии мира. История и современность: Ежегодник 1999. М., 1999; Пригожий А.И. Современная социология организаций. М., 1995; Он же. Особенности четвертой мировой войны //Вестник МГУ. Сер. 18, 2004. № 3. Социология и политология; Тощеико Ж.Т. Социология религии //Тошенко Ж.Т. Социология: Общий курс. М., 1998; Угринович Д.М. Психология религии. М., 1986; Фролов С.С. Структуры социальных институтов //Основы социологии: Учеб. пособие. М., 1997; Шепель B.M. Эффективный менеджмент: мыслить по-русски. М., 2005; Яблоков И.Н. Социология религии. М., 1979. 1 См.: Аванесова Е.Г. Взаимодействие религии и политики как философская проблема: Автореф. дис... канд. филос. наук. Томск: ТГУ, 2003; Андреева Л.А. «Политическая» теология христианства: феномен наместника Христа и наместническая модель сакрализации власти: Автореф. дис... д-ра филос. наук. М.: РАН, 2003; Гурба В.Н. Терроризм в контексте социальных процессов современности: Автореф. дис... канд. социол. наук. Новочеркасск: Новочеркасский политехнический ин-т, 2002; Данилова Э.В. Десекуляризация в современном обществе: (Социально-философский анализ): Автореф. дис... канд. филос. наук. Красноярск: Красноярская академия цветных металлов и золота, 2003; Данченко С.А. Профессиональная и религиозная направленность в структуре личности моряка (динамика и соотношение): Автореф. дис... канд. психол. наук. М.: МГУ, 2003; Димаева Ф.В. Ислам в современной Чечне: воздействие на социально-культурные и политические процессы: Автореф. дис. канд... филос. наук. М.: РАГС, 2003; Добаев И.П. Исламский радикализм: сущность, идеология, политическая практика: Автореф. дис... д-ра филос. наук. Ростов н/Д: РГУ, 2003; Заярный В.В. Русская Православная Церковь в современном политическом процессе: Автореф. канд... полит, наук. Ростов н/Д: Северо-Кавказская академия гос. службы, 2003; Нефедова И.Д. Социально-философский анализ концепций психологических аспектов религиозности в культуре XX столетия: Автореф. канд... филос. наук. Архангельск: Поморский гос. ун-т, 2003; Овсянников Д.Ю. Организационное управление в религиозном объединении: Автореф. канд... социол. наук. М.: МГСА, 2002; Токарева T.B. Религиозные компоненты механизмов идентификации в транзитивном социуме: Автореф. дис... канд. социол. наук. Саратов: Саратовский гос. технический ун-т, 2003; Фомичев И.Ю. Институционализация моральной нормативности в управлении организацией: Автореф. дис... д-ра социол. наук. Тюмень: Тюменский гос. нефтегазовый ун-т, 2002;

Исследование социальной роли религии в военном деле, влияние религиозных верований на различные аспекты поведения военнослуэ/сащих всегда были в центре внимания и первых российских военных ученых-социологов: И.С. Блиоха, Н.Н. Головина, А.А. Зыкова, Н.А. Корфа, Г.А. Леера, Н.И. Маслова, А.К. Пузыревского, А.А. Свечина, А.Е. Снесарева, П.П. Яковлева и др1.

В изменившихся социально-политических условиях на рубеже XX-XXI веков появилась настоятельная необходимость научного анализа богатого социально-исторического опыта взаимодействия Российской армии и религии, изучения социальной традиции и различных аспектов современного влияния религиозных объединений, организаций на безопасность российского общества, жизнедеятельность Вооруженных Сил, использования социальных ценностей, норм, духовно-нравственных основ религии в военно-управленческой деятельности. Данная проблематика нашла широкое отражение в трудах целого ряда военных ученых- историков, педагогов, психологов, политологов, философов-религиоведов: А. Л. Акулича, А.В. Байдакова, В.И. Гидиринского, Н.Ю. Григорьева, П.А. Денисенко, А.Н. Каныпина, И.Н. Кудинова, А.А. Лукьянца, С.А. Мелькова,

Цыганов М.Е. Религиозная политика и ее роль в формировании социальной сферы: Автореф. дис... канд. полит, наук. М.: МГУ, 2003; Щслбанова В.В. Социальный контекст современного терроризма: Автореф. дис... канд. социол. наук. Саратов: Саратовский гос. технический ун-т, 2003.

1 См.: Блиох И.С. Будущая война в техническом, экономическом и политическом отношениях. СПб., 1898. Т. II.; Головин Н.Н. Наука о войне. О социологическом изучении войны //Военная социология: Тексты /Под ред. В. И. Добренькова. M., 2003; Он же. Исследование боя. Исследование деятельности и свойств человека как бойца. Пб., 1907. М.: ВАГШ, 1995. (Репринт); Зыков А. Как и чем управляются люди: (Опыт военной психологии). СПб., 1898; Корф Н.А. Общее введение в стратегию, понимаемую в обширном смысле: Этюды по философии военных наук. СПб., 1897; Леер Г.А. Метод военных наук (стратегии, тактики и военной истории). СПб., 1894; Маслов Н.И. Научные исследования по тактике. СПб, 1896., Вып. II. Анализ нравственных сил бойца; Пузыревский А.К. Исследование боя в древние и новейшие времена, изд. 3-е. СПб., 1911; Свечин А. Эволюция военного искусства с древнейших времен до наших дней: В 2 т. M.; Л.: Госиздат, отдел военной литературы, 1927. Т. 1; Снесарев А.Е. Философия войны. M., 2003; Яковлев П.П. Влияние веры на военной дело (в нашей и иностранных армиях). М., 1900.

С.А. Мозгового, Ю.Г. Носкова, А.В. Павлова, B.C. Пусько, Л.Г. Рыжова, СЮ. Чимарова, В.М. Чугунова, Н.Х. Юскаева и др1.

Социологический анализ места и роли военной слуэюбы в социальной структуре и тіституциональной системе российского общества, особенностей ее социального взаимодействия с другими элементами этой системы (в том числе и с религией) в военно-социальном управлении обеспечением военной безопасности страны находится в центре внимания целого ряда военных социологов: A.M. Беляева, Е.Д. Богатырева, В.Ф. Бондаренко, И.С. Даниленко, А.В. Иванова, СВ. Клягина, В.А. Лапшова, И.В. Образцова, В.Г. Парфенова, В.Л. Примакова, В.В. Серебрянникова, А.С Скока, С.С. Соловьева, В.П. Суставова, P.M. Тимошева, А.Г. Тюрикова,

См.: Акулич А.Л. Возможности психологического влияния православия на личностный смысл боевой деятельности офицера: Автореф. дис... канд. психол. наук. М.: ВУ, 1996; Баїїдаков А.В. Православное духовенство русской армии и флота (вторая половина XIX в. - начало XX века): Автореф. дис... канд. ист. наук. М.: ГА ВС, 1995; Гидиринский В.И. Русская идея и армия: (Философско-исторический анализ). М.: ВУ, 1997; Григорьев Н.Ю. Взаимодействие Вооруженных Сил РФ и Русской Православной Церкви: содержание, специфика, перспективы (социально-философский аспект): Автореф. дис... канд. филос. наук. М.: ВУ, 2003; Денисенко П.А. Современная религиозная ситуация в Российской Федерации и её Вооружённых Силах: основные противоречия и тенденции развития: (Социально-философский анализ): Автореф. дис... канд. филос. наук. М.: ВУ, 1997; Каньшин А.Н. Духовные основы социального управления: Автореф. дис... канд. филос. наук. М.: ВУ, 2000; Кудинов И.Н. Соотношение нравственного и религиозного сознания в духовной жизни воина Российской армии: Автореф. дис... канд. ист. наук. М.: ВУ, 1997; Лукьянец А.А. Основы православного христианского воспитания. М.: ВУ, 2000; Мельков С.А. Исламский фактор и военная политика России: Монография. М.: ВУ, 2001; Мозговой С.А. Становление и развитие взаимодействия Вооружённых Сил РФ с религиозными объединениями в 90-е гг. XX в.: Автореф. дис... канд. ист. наук. М.: РАГС, 2001; Носков Ю.Г. Религиозный фактор и духовная безопасность: Монография. М.: ВУ, 2000; Павлов А.В. Воздействие религии на современную армию: (Социально-философский анализ): Научный доклад на соискание степени д-ра филос. наук. М.: ГА ВС, 1994; Голубев В.И., Пусько B.C. Современная концепция безопасности и ее реализация: Учебное пособие. М.: ВУ, 1996; Рыжов Л.Г. Свобода совести и воинская деятельность: Автореф. дис... канд. филос. наук. М.: ГА ВС, 1993; Чимаров СЮ. Русская Православная Церковь и религиозно-нравственное воспитание личного состава армии и флота (1800-1917): Автореф. дис... д-ра ист. наук. СПб., 1999; Чугуиов В.М. Духовный потенциал военной безопасности государства: (Социально-философский анализ): Автореф. дис... д-ра филос. наук. М.: ВУ, 1998; Юскаев Н.Х. Проблемы свободы совести в Вооружённых Силах РФ: Автореф. дис... канд. филос. наук. М.: РАГС, 1999 и др.

Н.И. Хмары и др . Среди прикладных социологических исследований в области взаимодействия военной службы и религии, социологического анализа религиозной ситуации в Вооруженных Силах РФ на современном этапе, особенностей религиозной социализации военнослужащих можно выделить аналитические социологические работы Е.В. Дубограя, Ю.В. Ковалевича, С.А. Мозгового, Л.В. Певня, И.В. Образцова, С.С. Соловьева и др., мониторинговые социологические исследования религиозной ситуации в армии и на флоте военных социологов Социологического центра Вооруженных Сил РФ2.

1 См.: Беляев A.M. Генезис метода военной социологии на рубеже XIX-XX веков: Монография. М.: ВУ, 2002;
Богатырев Е.Д. Образ жизни военнослужащих Вооруженных Сил: сущность, противоречия, проблемы. М.: ГА
ВС, 1992; Бондренко В.Ф. Военно-социальная организация Железнодорожных войск России:
институционализация, функционирование: Монография. M.: ВУ, 2003; Даниленко И.С. Цивилизация и война
//Русская цивилизация: история и современность: Материалы заседания Философского клуба. М., 2003;
Иванов А.В. Институционализация социального управления в Пограничной службе РФ: (Социологический
анализ): Монография. М., 2003; Клягин СВ. Философия и практика организационного развития: Учеб.
пособие. М.: ВУ, 2001; Лапшов В.А. Профессиональная культура офицера Российской армии: Монография. М.:
ВУ, 1999; Парфенов В.Г. Связи с общественностью в управлении военной организацией: проблемы
институционализации: Монография. М.: ВУ, 2002; Примаков В.Л. Социализация офицера в условиях военной
службы (на примере Вооруженных Сил РФ): Монография. М.: ВУ, 2000; Серебрянников В.В. Социология
войны. М., 1998; Скок А.С. Социальные технологии в системе управления военной организацией: Монография.
М.: ВУ, 1997; Суставов В.П. Национальный вопрос в оборонном строительстве государства и коалиций
государств. М., 1992; Образцов И.В., Соловьев С.С. Человеческий фактор армии //Политическая социология:
Учеб. для вузов. М., 2002; Тимошев P.M. Методологическая культура военно-управленческой деятельности:
Монография. М., ВУ, 1996; Тюриков А.Г. Военная девиантология: теория, методология, библиография. М.:
ВУ, 2001; Хмара Н.И. Вооруженные Силы России и национальные проблемы //Личность, общество и
государство в современной России: Коллект. монография. М., 2004 и др.

2 См.: Армия и религия: Информационное пособие-справочник для офицеров частей и кораблей о религии и
воинской службе. М.: ЦВСППИ, 1994; Дубограй Е.В. Религиозность как один из факторов, ослабляющих
неуставные взаимоотношения между военнослужащими //Военно-социологические исследования: Сб. статей.
М.: ГУВР: Социологический центр ВС РФ. 2004. № 4; Мозговой С.А. Религиозная ситуация в Вооруженных
Силах РФ //Военно-социологические исследования: Сб. статей. М.: Социологический центр ВС РФ. 2003. № 4;
Ковалевич Ю.В., Шмаков С.А. К вопросу о религиозности военнослужащих Пограничных войск (состояние и
тенденции развития) //Социс. 1995. № 12; Образцов И.В., Соловьёв С.С. Религиозная ситуация в
Вооруженных Силах РФ: состояние и прогноз //Российская армия от Афганистана до Чечни: Социологический
анализ. М., 1997; Певень Л.В. Особенности развития религиозной ситуации в Вооружённых Силах РФ
(1996-1999 гг.) //Воин Содружества. 1999. № 3. № 12 и др.

Вместе с тем научные исследования различных аспектов взаимодействия военной службы и религии на институциональном уровне управления, комплексные оценки его функциональности (дисфункциональное) в современной управленческой практике, в теории и методологии отечественной социологии управления практически отсутствуют. В этой связи нельзя не отметить, что научно обоснованный поиск путей социального взаимодействия военной службы и религии, система складывающихся в современном российском социуме военно-религиозных отношений должны учитывать как его исторические, так и социокультурные особенности и способствовать разрешению целого ряда как объективных, так и субъективных противоречий современного этапа военно-религиозного взаимодействия. Среди наиболее значимых из них можно выделить следующие:

  1. Имеющийся отечественный социально-исторический опыт военно-религиозного взаимодействия не может быть слепо скопирован и автоматически перенесен в условия современного, светского характера российского государства.

  2. Применение современного зарубежного опыта такого взаимодействия во многом затруднено специфическими российскими социокультурными условиями, значительным историческим разрывом в практиках религиозной социализации личности военнослужащего, социального взаимодействия Вооруженных Сил и религиозных объединений, организаций.

  3. Концептуальные методологические основы системы взаимодействия военной службы и религии, а главное - реальная практика такого взаимодействия должны учитывать многоконфессиональность российского государства, наличие как внешних, так и внутренних социально-политических сил, стремящихся использовать религиозный фактор в политических и военных целях, противопоставить граждан по религиозно-этническому признаку.

  4. Недостаточную научно-информационную подготовленность большинства военно-управленческих кадров всех уровней в области религии,

отсутствие у них опыта и практических навыков работы по использованию широкого потенциала религиозного института в повышении эффективности воспитательной работы с различными категориями военнослужащих.

Актуальность проблемы взаимодействия военной службы и религии на институциональном уровне управления, ее недостаточная разработанность в социологической науке и научные интересы соискателя определили выбор объекта, предмета, цели и задач исследования.

Объект исследования - социальное взаимодействие военной службы и религии на институциональном уровне управления.

Предмет исследования - генезис, состояние и закономерности процесса взаимодействия военной службы и религии, особенности современного этапа институционализации военно-религиозных отношений и возможности использования религиозного фактора в военно-социальном управлении обеспечением военной безопасности российского социума.

Цель исследования:

=>опираясь на теоретико-методологические подходы социологической науки (социологии управления, социологии религии, военной социологии и др.), сравнительный социологический анализ социально-исторических особенностей взаимодействия военной службы и религии в различных социокультурных системах, разработать концептуальные основы и социологическую модель военно-религиозного взаимодействия на институциональном уровне управления, оценить функциональность складывающихся в современных условиях военно-религиозных отношений и выработать, исходя из этого, практические рекомендации органам государственного и военного управления по учету религиозного фактора в деятельности по обеспечению военной безопасности российского социума.

Задачи исследования:

1. Изучить и обобщить научные подходы, сложившиеся в социологической науке, к анализу социального взаимодействия военной

службы и религии на институциональном уровне управления, дать их классификацию и характеристику.

  1. Осуществить теоретическую разработку основ социологической концепции и социологической модели взаимодействия военной службы и религии на институциональном уровне управления.

  2. Исследовать социально-историческую роль, специфику и закономерности взаимодействия военной службы и религиозного института в процессе военно-социального управления в различных социокультурных системах, проанализировать особенности зарубежного опыта в этой сфере.

  3. Раскрыть социальные характеристики процесса религиозной социализации военнослужащего и основные принципы военно-религиозного взаимодействия в Российской Федерации на современном этапе.

  4. Оценить функциональность моделей социального управления, сложившихся на уровне военно-религиозных организаций и военно-религиозных служб.

  1. Определить и обосновать характер влияния религии на глобальные социальные процессы, связанные с военной сферой современного российского социума, роль религиозного фактора на различных уровнях военно-социального управления по обеспечению военной безопасности страны.

  2. Выделить основные направления деятельности органов государственного и военного управления по обеспечению военной безопасности страны с учетом религиозного фактора и выработать практические рекомендации в этой сфере.

Основные гипотезы исследования:

1. Взаимодействие военной службы и религии основывается на универсальной социокультурной традиции, имеет сложную, многоуровневую структуру, охватывающую весь социетально-институциональный уровень (общество - социальные институты - социальные организации - личность) и ведет к образованию специфической социальной структуры - воєнно-

религиозного института, служащей удовлетворению объективных потребностей личности и общества в военной сфере.

  1. В глобальных социальных процессах религия является важным социальным фактором, обусловливающим интеграцию (дезинтеграцию) больших социальных общностей, крупных социальных конфликтов современности и оказывающим активное влияние на внешнюю и внутреннюю политику государств (в т. ч. и в военной сфере).

  2. Войны, вооруженные конфликты и международный терроризм, принимающие религиозную окраску, заявляют о себе как о важных источниках потенциальных военных опасностей и актуальных угроз внешней и внутренней безопасности Российской Федерации.

  3. В условиях социальных процессов, связанных с религиозным возрождением, поликонфессиональности современного российского общества, обострения этнорелигиозных противоречий и конфликтов в ряде регионов и республик социальное управление в различных социальных сферах, и особенно в военной, должно учитывать религиозный фактор.

  4. Процесс социального взаимодействия военной службы и религии в России опирается на прочную социально-историческую традицию, имеет как общее, так и специфическое содержание по отношению к другим обществам и культурам. В современных условиях возрастает роль религиозной социализации личности военнослужащего, складывающиеся военно-религиозные отношения становятся объектом социального регулирования, принимают институциональные характеристики и могут быть эффективно использованы в практике военно-социального управления на разных уровнях.

  5. Основные направления деятельности органов государственного и военного управления по оптимизации взаимодействия социальных институтов военной службы и религии должны охватывать как макро-, так и микроуровень (систему «общество - личность») и способствовать укреплению мира и международной безопасности, социальной стабильности и

обороноспособности государства, эффективной военно-профессиональной социализации личности военнослужащего.

Теоретическая и методологическая основы исследования. Специфика объекта и предмета исследования, его междисциплинарный характер, цели и задачи предопределили многообразие использованного методологического арсенала. Теоретическую базу исследования составили концептуальные положения классической и современной западной и отечественной социологии, социологии религии, социологии управления и военной социологии, изложенные в научных работах социологов, военных ученых, религиоведов. В них военная служба и религия рассматриваются как социальные институты, анализируется их взаимодействие в системе социального управления обществом. Диссертация основывается на теории и методологии современного социологического анализа социальных процессов, социальной структуры, социального управления, социологии безопасности современного общества, представленные в научных трудах ведущих отечественных и зарубежных социологов.

Научную теоретическую базу исследования составили также: цивилизационный подход к анализу глобальных социальных процессов современности; концепция военно-социального управления; теория социализации военнослужащего; положения современной социологии безопасности.

В методологии исследования диссертант опирался на диалектический общенаучный метод познания, системный и комплексный подход к анализу социальных явлений, положения теории структурно-функционального анализа, сравнительно-исторический метод исследования социальной структуры и социальных процессов в обществе. Автор диссертации ориентировался на собственное понимание проблемы, творческое развитие положений социологической науки о социальной роли религии в современном обществе, в

социальном управлении обеспечением военной безопасности российского социума.

Для сбора первичной социологической информации автор использовал методы традиционного и контент-анализа документов, статистического и вторичного анализа данных, пользовался анкетным, экспертным опросом, глубинным интервью, модернизированной шкалой социальных установок Л. Терстоуна.

Эмпирическую базу исследования составили: нормативно-правовые документы, регламентирующие вопросы социального управления в военной сфере, социальное взаимодействие государства и религиозных объединений, организаций, военной службы и религии; труды классиков социологической науки и военной социологии, ведущих отечественных и зарубежных социологов, посвященные анализу роли религии в социальном управлении, ее влияния на военную сферу, обеспечение военной безопасности общества; данные, полученные с помощью контент-анализа материалов научных работ, отечественной и зарубежной периодической печати.

Важная социально-статистическая информация была собрана в ходе обобщения и анализа результатов социологического мониторинга религиозной ситуации в Вооруженных Силах, проводимого Социологическим центром Вооруженных Сил РФ, социологических исследований религиозности военнослужащих группировки Внутренних войск МВД России на территории Северо-Кавказского региона, проведенных офицерами научно-исследовательского отдела по изучению социально-психологических проблем Внутренних войск МВД РФ1, социологических исследований особенностей религиозной социализации различных категорий военнослужащих, осуществленных как лично диссертантом, так и под его научным руководством слушателями и курсантами социологами Военного университета.

Основные этапы исследования:

Опрошено 900 военнослужащих различных категорий.

первый этап (1999-2001 гг.) - создание источниковой базы по теме диссертации, изучение соответствующей проблематики, уточнение содержания и границ объектно-предметной области, выдвижение гипотез исследования;

второй этап (2001-2003 гг.) - сбор и систематизация исходной теоретико-методологической и эмпирической информации по теме диссертационного исследования; отбор материала, необходимого для проверки гипотез; разработка первичных объяснительных схем и проведение системного анализа объекта исследования;

третий этап (2003 -2005 гг.) - обработка, преобразование и анализ собранной информации; интерпретация, описание и апробация результатов исследования; формулирование теоретических выводов и практических рекомендаций.

Достоверность и научная обоснованность результатов исследования обеспечены: опорой на социологические теории развития общества, анализа социальной структуры и социальных процессов, составляющих основания парадигмы современной социологической науки; сравнительным анализом широкой базы источников и оригинальных текстов, отражающих тему исследования, а также использованием достоверных и апробированных в других исследованиях теоретико-прикладных выводов и рекомендаций; строгим методологическим и теоретическим обоснованием концептуальной модели изучаемого социального явления; комплексностью использования методов научного исследования; строгим отбором и всесторонней оценкой изучаемой социологической информации, достоверностью содержащихся в ней сведений; надежной эмпирической базой, валидностью и качеством методик сбора первичных данных, корректным применением логических и математико-статистических методов их обработки; экспериментальной проверкой выводов и рекомендаций в управленческой и научно-педагогической практике в учебно-воспитательном процессе в войсках и образовательном процессе в вузах Министерства обороны РФ.

Научная новизна, теоретическая и практическая значимость

исследования. Научная новизна исследования заключается в том, что впервые в отечественной литературе с помощью комплексных методов исследования социальных явлений, системного, структурно-функционального и институционального подходов разработаны основы социологической концепции взаимодействия военной службы и религии на институциональном уровне управления. В соответствии с авторской концепцией модель взаимодействия военной службы и религии рассматривается как системное, многоуровневое социальное явление, основанное на социокультурной традиции, обусловливающее институционализацию военно-религиозных отношений и образование функциональной социальной структуры - военно-религиозного института. Разработка социологической концепции социального взаимодействия военной службы и религии на институциональном уровне' управления способствовала выходу на новые теоретико-методологические и научно-практические уровни социологического знания, позволившие: а) уточнить сущность и содержание институционального уровня управления в социологической науке, конкретизировать методологические основания социологического анализа институционального взаимодействия в социальном управлении; б) представить социальное взаимодействие военной службы и религии как универсальный социокультурный феномен; в) проанализировать основные компоненты и структурные уровни военно-религиозных отношений, обосновать их системный характер и раскрыть роль военно-религиозного института в различных аспектах социального управления, связанных с военной сферой современного общества; г) сформулировать основные направления деятельности органов государственного и военного управления по обеспечению военной безопасности российского социума с учетом религиозного фактора и выйти на практические рекомендации различным уровням военно-социального управления в этом вопросе.

В процессе реализации основной цели и связанных с ней социологических исследовательских задач на базе разработанной методологии в диссертантом были получены следующие результаты, имеющие научную новизну и отражающие теоретическую значимость исследования'.

=> раскрыты теоретико-методологические основы социологического анализа взаимодействия военной службы и религии на институциональном уровне управления, выявлены особенности такого взаимодействия в социально-историческом и культурном контекстах;

=> сформулирована и обоснована авторская социологическая модель взаимодействия института военной службы и религии, связанная с анализом процесса институционализации военно-религиозных отношений и формированием военно-религиозного института;

=>даны социологический анализ содержания, структуры и принципов военно-религиозного взаимодействия в современных условиях российского социума, оценка функциональности данного процесса;

=> обоснована и апробирована авторская методика исследования религиозной социализации военнослужащих;

=>описаны особенности социального управления военно-религиозными организациями, проведен социологический анализ специфики функционирования военно-религиозных служб в современных условиях;

^рассмотрена социокультурная динамика влияния мировых религиозных систем на социальные идеологии и практики, связанные легитимацией вооруженного насилия;

=> сформулированы основы социологической концепции военно-религиозных отношений;

=> выявлены закономерности взаимодействия военной службы и религии на социетально-институциональном уровне;

^спрогнозированы возможные последствия влияния религии на мировые социальные процессы применительно к военной сфере российского социума,

потенциальные военные опасности и актуальные угрозы военной безопасности страны, обусловленные этим влиянием;

=>определены основные параметры системного подхода в деятельности различных уровней военно-социального управления РФ по учету религиозного фактора в обеспечении военной безопасности общества и личности на современном этапе;

=> раскрыта сущность социологического понятийно-категориального аппарата для анализа и описания социального взаимодействия военной службы и религии. Введены новые социологические категории: «военно-религиозный институт», «военно-религиозная организация», «религиозная социализация военнослужащего»; уточнены некоторые базовые категории социологии управления и военной социологии: «институциональный уровень социального управления», «военно-религиозные отношения», «религиозная война», «военная безопасность».

Практическая значимость результатов исследования:

разработанные теоретико-методологические основания исследования взаимодействия военной службы и религии на институциональном уровне управления могут быть использованы в социологии управления при анализе институционального уровня управления в обществе как особого вида социального взаимодействия;

социальные закономерности военно-религиозного взаимодействия, концептуальная социологическая модель взаимодействия институтов военной службы и религии, основанные на этой модели прогнозы могут быть использованы в деятельности органов государственного и военного управления по обеспечению военной безопасности российского социума;

авторская методика социологического анализа религиозной социализации военнослужащих может найти свое применение в мониторинге религиозной ситуации в Вооруженных Силах РФ для последующей коррекции управленческих решений и действий, связанных с этой ситуацией;

результаты диссертационного исследования могут наполнить новым содержанием изучаемые специальные дисциплины: «Социология управления»; «Социология религии»; «Военная социология»;

предлагаемые практические рекомендации органам военного управления по совершенствованию взаимодействия военной службы и религии помогут повысить эффективность воспитательной работы с военнослужащими.

На защиту выносятся следующие основные положения:

  1. Авторская интерпретация методологии социологического исследования институционального уровня управления как особого вида социального взаимодействия.

  2. Модель взаимодействия института военной службы и религии на институциональном уровне управления.

3. Социологические характеристики религиозной социализации
военнослужащего и ее особенности в Вооруженных Силах РФ на современном
этапе.

4. Функциональные параметры социального управления военно-
религиозными организациями, анализ специфики деятельности военно-
религиозных служб и основные социальные принципы современного этапа
военно-религиозного взаимодействия в Российской Федерации.

5. Тенденции социокультурной динамики влияния мировых религиозных
систем на социальные идеологии и практики, связанные с вооруженным
насилием.

6. Концептуальные социологические основы военно-религиозных
отношений и социальные характеристики религиозных войн.

  1. Структура и содержание деятельности органов государственного и военного управления РФ по учету религиозного фактора в обеспечении военной безопасности страны.

  2. Социальные закономерности взаимодействия военной службы и религии на институциональном уровне управления.

Структура диссертации включает введение, пять глав (11 параграфов), заключение, список использованной литературы и приложения.

Апробация исследования. Основные теоретические положения и практические выводы по результатам исследования излагались и обсуждались в ходе заседания секций «Военная социология» и «Социология религии» II Всероссийского социологического конгресса «Российское общество и социология в XXI веке: социальные вызовы и альтернативы (2003), в ходе научных конференций: «Духовные ценности России: преемственность, проблемы, тенденции» в ИСПИ РАН (2001), «Место и роль армии в российском обществе: социологический анализ» - Военный университет, факультет социологии МГУ, ИСПИ РАН (2005); в ходе занятий с различными категориями офицеров-воспитателей Вооруженных Сил, проходящих плановую переподготовку, курсантами Военного университета. Социологический инструментарий и методология исследования религиозности военнослужащих, разработанные автором, прошли апробацию и использовались при проведении социологических исследований религиозной ситуации в армии и на флоте Социологического центра Вооруженных Сил РФ (2004), социально-психологического исследования в соединениях и частях Группировки внутренних войск МВД России на территории Северо-Кавказского Региона РФ (2002), исследований особенностей религиозной социализации различных категорий военнослужащих, проведенных как лично диссертантом, так и под его научным руководством слушателями и курсантами социологами Военного университета1. Методические рекомендации органам военного управления по основным направлениям взаимодействия с

1 За период с 1999 по 2005 год лично диссертантом и под его непосредственным руководством проведено семь социологических исследований, посвященных проблемам влияния религиозного института на социализацию различных категорий военнослужащих, взаимодействия Вооруженных Сил РФ и религиозных объединений, организаций на современном этапе. С использованием различных методов исследования (анкетирование, экспертный опрос, фокусированное интервью, контент-анализ документов) опрошено 1226 военнослужащих различных категорий (877 (71 %) курсантов, 252 офицера (20 %), 97 (9 %) военнослужащих, проходящих службу по призыву). Выборка репрезентативна для категорий «курсант» и «офицер» Вооруженных Сил РФ.

религиозными организациями, изучению и оценке религиозной ситуации в воинских коллективах были одобрены руководством Главного управления воспитательной работы Вооруженных Сил РФ и широко использовались автором в педагогической работе с военными социологами и представителями воспитательных структур армии и флота. Полученные в ходе исследования научные результаты составили основу учебных пособий «Социология религии» и «Социологическое исследование религиозности военнослужащих», которые активно использовались в ходе учебно-воспитательного процесса в военных и гражданских вузах. Научные результаты диссертационного исследования были отражены в материалах статей в ведущих научных журналах. Общий объем публикаций по теме диссертационного исследования составил 52 п.л.

Понятия «социальный институт» и «институциональный уровень управления» в социологической науке

Социология как наука занимается исследованием «нормальной» социальности, которая выступает на поверхности как совокупность институциональных форм или нормативных конструктов социального взаимодействия1. Один из видных западных социологов-теоретиков Дж. Тернер определяет предмет социологии как объяснение процессов институционализации и деинституционализации2. Этот взгляд разделяет и известный отечественный социолог, специалист в области управления А.И. Кравченко, который считает, что предметом социологии управления являются, прежде всего, большие социальные группы и институты, действующие в сфере управления1. В последние годы институциональный подход стал активно использоваться военными социологами, в том числе и для анализа управленческих проблем в военной сфере.

Применение институционального подхода в социологии позволяет решать важные научно-исследовательские задачи, в том числе и управленческого характера:

1. На микроуровне выделить и описать складывающиеся социальные практики, которые в дальнейшем институционализируются и начинают формировать новое пространство социальных ограничений.

2. На макроуровне исследования выделить базовые институты, определяющие социетальную природу общества, параметры социального регулирования и формирующие рамки, пределы институциональных преобразований, осуществляемых на микроуровне.

3. Определить глубину происходящих институциональных изменений и социальных трансформаций, что создает возможность создания научной базы социального целеполагания в обществе, построения адекватных прогнозов .

Само понятие «институт» происходит от лат. institutum - установление. Свою родословную институциональный анализ в социологии берет от ее основоположников - О. Конта, Г. Спенсера, Э. Дюркгейма и М. Вебера.

Несмотря на то, что в современном социально-гуманитарном знании институциональное направление исследования общества и его структуры получило самое широкое распространение, содержательное определение понятия «социальный институт» остается предметом широкой научной дискуссии. Известный российский социолог Т.И. Заславская считает, что можно выделить как минимум четыре основных определения термина «социальный институт», а именно:

1. Совокупность формальных организаций, удовлетворяющих определенную общественную потребность (например, говоря об институте образования, имеют в виду Министерство образования).

2. Совокупность установленных в соответствующих сферах правил игры и действующих согласно этим правилам социальных субъектов, в первую очередь социальных структур.

3. С функциональной точки зрения, рассматриваемое понятие отождествляется с относительно устойчивыми типами и формами социальной практики, посредством которых организуется общественная жизнь, обеспечивается устойчивость связей и отношений в рамках социально организованного общества.

4. Устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, принципов, норм, установок, регулирующих различные сферы человеческой деятельности1.

Именно последнее определение понятия «социальный институт» Т. И. Заславская считает наиболее перспективным.

Более углубленное представление о социальном институте может дать анализ его строения. Прежде всего, необходимо отметить, что подавляющее большинство социологов признают системный характер его структурных элементов. Например, Э. Гидденс в качестве основных составляющих институтов выделяет, прежде всего, нормы и ценности, а также санкции, с помощью которых поддерживаются институционализированные формы поведения . С.С. Фролов, опираясь на идею универсализации социальных практик в обществе, предлагает выделять пять основных групп признаков, присущих всем главным институтам общества. Среди них он называет: установки и образцы поведения; символические культурные признаки; утилитарные культурные черты; кодекс устный и письменный; идеологию1.

Классификация социальных институтов, предложенная зарубежными представителями институционального анализа, также чрезвычайно многообразна. Так, по мнению Т. Парсонса, следует различать четыре основные группы социальных институтов: релациональные, регулятивные, культурные и институты релациональные и регулятивные2. Я. Щепаньский выделяет так называемые главные институты, регулирующие основные общественные функции и выступающие во всех типах цивилизации, например: экономические, политические, воспитательные и культурные, социальные и религиозные. Н. Смелзер в качестве базовых институтов, выполняющих основные социальные потребности людей, выделяет семью, образование, религию, экономическую и политическую системы. Сходную позицию в этом вопросе занимает и С.С. Фролов. Т.И. Заславская, отмечая чрезвычайное разнообразие социальных институтов, предлагает в зависимости от качеств разделить их на базовые (ядерные) и второстепенные (периферийные). По мнению российского социолога, к базовым относятся те институты, от которых зависит качество функционирования социальной системы в целом .

Религиозная социализация российского военнослужащего: история и современность

В российской социокультурной традиции также существовали эффективные технологии военно-профессиональной социализации воинов, имеющие в своей основе православную религию. Рассмотрим их более подробно. Особенности воздействия духовной практики православия на личность российского воина во многом также определяются спецификой исторического развития страны. Они обусловлены, прежде всего, тем, что с момента возникновения русской нации в IX в. и вплоть до XVIII столетия ее доминирующее сознание и культурная суперсистема (наука, право, искусство, политика и экономика в их идеологических, поведенческих и материальных формах) были, по выражению П. Сорокина, идеациональной или религиозной1. Православная практика религиозного «утешения» давала возможность ослаблять, а зачастую снимать тяжелые переживания людей.

В отечественной историко-культурной традиции эффективная социальная технология подготовки военнослужащего, воинского воспитания, основанная на фундаменте православно-христианских ценностей была, разработана выдающимся русским полководцем А.В. Суворовым и нашла свое отражение в его «Науке побеждать»1. Духовной основой суворовской системы воспитания солдата была вера в Бога, православная религия. По Суворову, вера и благочестие - два основных качества, необходимых военнослужащему. «Бог -союзник неизменный»; «Дух укрепляй в вере отеческой православной»; «Безверное войско учить, что железо перегорелое точить»; «Солдату надлежит быть здорову, храбру, тверду, решиму, правдиву, благочестиву. Молись Богу! От Него победа. Чудо - богатыри! Мы русские. Бог нас водит, Он нам генерал». Российский офицер - это, прежде всего, честный человек: благочестивый, добродетельный, честолюбивый, достойный «по своим испытанным качествам» высокого офицерского звания («истина благосклонна одному достоинству»). Честь для него «всего дороже, покровитель ей Бог». Отечество для нас свято, мы не можем быть «наемниками или преторианцами», для которых «Россия - хоть трава не расти». Таковы основные заповеди суворовской системы воспитания2. Современником Суворова являлся и другой прославленный российский военачальник - флотоводец адмирал Ф.Ф. Ушаков (1744 -1817 гг.), всей свой жизнью и военной службой показавший истинный образец «христолюбивого воина». Ушаков не проиграл ни одного сражения и всегда берег жизни своих матросов. Федор Федорович был человеком религиозным. В 2004 г. адмирал Ушаков канонизирован Русской Православной Церковью и причислен к лику святых русских воинов.

На рубеже XIX-XX вв. в отечественной общественной и военной литературе появляется понятие «христолюбивый воин» как определенная характеристика личности русского солдата. В православном понимании военная служба рассматривалась как «служение Самому Богу, и воины суть есть истинные слуги Господни, назначаемые всеблагою и промыслительною волею Божию к водворению в обществах человеческих порядка, правды и законной власти, к защищению невиновных и обидимых, к обузданию непокорных и злых. Такая интенция смыслов боевой деятельности военнослужащих психологически и по внешним целям этой деятельности значительно отличает христианского воина от любого другого. Именно такой смысл действительно воодушевляет тысячи людей»3. Появляются первые научные работы, посвященные анализу влияния религиозности нации, отдельного военнослужащего на военную службу и воинскую деятельность. Одной из них является работа П.П. Яковлева «Влияние веры на военной дело (в нашей и иностранных армиях)» (1900 г.). Автор отстаивает положение о том, что идеалы народов вырабатываются под влиянием принятой религиозной веры и что религиозное начало играло и играет в воспитании наших войск очень большую роль. По его мнению, поскольку преимущественный характер воспитания массы народа был церковно-религиозный, то и само название «христолюбивое воинство», данное русскому воинству нашей церковью, объясняет собой и тот идеал, который должен быть у русского войска, и характер его отношения к службе и к другим народам1.

Анализируя сущность понятия «христолюбивый воин», указывая на правомерность его использования, известный русский философ И.А. Ильин в своей статье «О христолюбивом воинстве» (1939 г.) писал, что «воин носит оружие для обороны правого, необходимого и священного дела: дела своего отечества, своей родины. Он... преодолевает труды и опасности, научается жертвовать своею жизнью. Вот в этом умирании есть самоотречение и высшая жертва, достойная христианина. И потому воин и должен быть христолюбив» .

Социально-статистические данные начала XX в. убедительно свидетельствуют о том, что подавляющее большинство военнослужащих русской армии и флота придерживались преимущественно православной веры . В начале XX века религиозный состав нижних чинов русской армии был таков: православных - 75 %, католиков - 9 %, магометан - 2 %, лютеран - 1,5 %, других, в том числе и не заявивших о своей религиозной принадлежности, -12,5 %. Подавляющее большинство составляли офицеры православного вероисповедания и в высших эшелонах военного управления. Православные генералы и полковники составляли около 85 %, остальные 15 % были лютеране, католики, магометане и армяно - григориане. (См. табл. 2).

Несмотря на то, что, начиная с середины 20-х годов атеистическая доминанта в воспитательной работе в Красной Армии приобретает устойчивый характер, уровень религиозности рядового и младшего командного состава красноармейцев продолжал оставаться высоким. Об этом убедительно свидетельствуют данные военно-социологических исследований по изучению религиозности военнослужащих, проводившихся во второй половине 20-х годов в РККА. Так, по результатам социологических исследований, проведённых в Ленинградском военном округе, 60 % красноармейцев верили в Бога. Изучение призывников также показало, что при «поступлении в армию беспартийные красноармейцы религиозны почти на 100 %» . Несмотря на отсутствие объективных данных социологических исследований религиозности военнослужащих непосредственно в предвоенный период и в период Великой Отечественной войны, можно сделать вывод о том, что показатель религиозности продолжал оставаться высоким. Религиозность была загнана вовнутрь в результате неумелой религиозной пропаганде и общего представления красноармейцев о том, что в армии верить нельзя .

Военно-религиозные организации и военно-религиозные службы -социально-исторические особенности и современная специфика социального управления

Военные и религиозные организации по праву относятся к одним из самых древних, стабильных и консервативных типов социальных организаций. На протяжении тысячелетней истории своего существования в различных социокультурных условиях военные и религиозные организации, отвечая на универсальные потребности человеческого бытия (прежде всего потребность в безопасности социума и личности), тесно взаимодействовали друг с другом. М. Вебер, отмечая многие сходные социально-управленческие, структурные и социально-психологические процессы в военных и религиозных организациях, подчеркивал, например, что раннебуддийское монашество и воинство ислама были организованы в общины так же, как и верующие в иудаизме и раннем христианстве1. Постепенно процесс институционализации военно-религиозных отношений с неизбежностью приводил к образованию специфических организационных форм - военно-религиозных организаций. Генезис таких специфических форм организационного взаимодействия, представляющих порой прямое их слияние, мы можем проследить в различных социальных и религиозных системах. Рассмотрим данное явление на конкретных исторических примерах.

В ІХ-ХІ вв., когда буддизм окончательно утверждается в Японии как государственная религия, буддийское духовенство, организованное в замкнутые религиозные корпорации - секты, сосредоточивает в своих руках огромную политическую, экономическую и военную власть. В организационном плане эта власть опиралась на буддийские монастыри. Господствовавшая тогда система государственного управления получила название «инсэй» - монастырское правление. Постепенно организации буддийских монахов становились все более независимыми от светской власти.

В исламе на безоговорочном подчинении руководителю, олицетворявшему одновременно духовную и светскую власть, строжайшей дисциплине строилась в Средние века секта ассассинов (некоторые исследователи употребляют для называния этой религиозной организации термин «орден» (от лат. ordo - «порядок»). Она представляла грозную военно-политическую силу. Ассассинами в средневековых хрониках называли персидских и сирийских исмаилитов (низаритов) - последователей одного из основных направлений шиизма в исламе. В конце XI в. религиозные организации низаритов - исмаилитов, действовавших в горных районах Сирии, Ливана, Ирака и Ирана, создали свое независимое государство, просуществовавшее до середины XIII века (пало в результате внешних причин - завоевания татаро-монголами и внутренних противоречий). На протяжении двух столетий от подножья Гиндукуша до Средиземноморья исмаилиты -низариты оставались серьезной политической и военной силой. В практике военно-политической борьбы низариты, сами подвергавшиеся суровым гонениям, впервые стали широко использовать террористические методы, и, прежде всего, убийства неугодных политических и военных руководителей. Существует предание о том, что исполнители террористических акций употребляли наркотики (гашиш) откуда и происходит само название «ассассины» (от араб, «хашшишин» - «assassin»- потребители гашиша). Первый правитель ключевой крепости Аламут, принадлежавшей ассассинам, (располагалась в неприступной горной местности северо-востока Ирана), Хасан ас-Саббах (1090-1124) занялся специальным воспитанием отобранных из числа своих сторонников сильных юношей, которые были готовы выполнить любой приказ. К концу низаритской власти в Аламуте фида и («жертвующие собой») - люди, осуществлявшие террористические убийства по приказу вождя, по мнению некоторых исследователей, составляли особую группу1. Фанатичная преданность этих людей, не раз предлагавших свои услуги для выполнения самоубийственных заданий, свидетельствует о редком в истории социальном чувстве группы. С помощью убийств руководству низаритов-ассассинов удалось внушить такой страх самым могущественным политическим руководителям и полководцам своего времени, что впоследствии слово «ассассин» сделалось равнозначным понятию «убийца». Так в европейской традиции за ассассинами утвердилось название «секты убийц». Сам Хасан обладал поразительной энергией, вел жизнь религиозного аскета, ни на минуту не покидая своего убежища в Аламуте, он руководил восстанием своих последователей во всех государствах. Его авторитет, подкрепленный религиозными основами учения шиитов, среди своей общины был непререкаем. Последовательно проводя жестко авторитарную общинную политику, Хасан утверждал, что единство - критерий истины, а множественность - ошибки, постоянно подчеркивая при этом принцип тотальной преданности общине . При этом исмаилизм как религиозная доктрина был всегда нацелен на будущее - будущего идеального руководителя (имама) или грядущую победу.

Таким образом, в исламской культуре на примере секты низаритов -ассассинов мы видим яркий пример институциональной религиозной военно-политической организации, создавшей интегральную социальную систему в виде собственного государственного образования. В социальном управлении данной системой можно выделить характерные особенности:

1. Выраженную целевую культуру - создание идеальной системы социального устройства, основанной на религиозной идеологии.

2. Четко разработанную миссию организации, ее религиозно-идеологическое обоснование.

3. Схему управления, осуществляемую по скалярно - сетевому принципу, сочетающему жесткую иерархию управленческой вертикали с широкой свободой исполнителей в выборе средств и методов осуществления конкретных задач. Стратегические управленческие решения принимались на высших ступенях организационной иерархии, а затем директивно доводились до организаций и исполнителей нижестоящего уровня, которые располагали полной свободой в выборе средств и методов их реализации. При этом эти организации и исполнители могли использовать все имеющиеся системные ресурсы. Это позволяло обеспечивать как высокую эффективность выполнения поставленных целей, так и устойчивость всей организационной системы к внешним воздействиям. Как правило, любое принятое руководителем религиозной общины решение (например, физическое устранение того или иного политического противника) всегда выполнялось, при этом способы конкретных действий, количество задействованных ресурсов и временные рамки могли очень сильно варьироваться.

Концептуальные основы институционализации военно-религиозных отношений: религиозная легитимация вооруженного насилия и религиозный пацифизм

Представленный анализ взаимодействия религии как социального института и военной сферы общества на ценностно-нормативном и знаково-символическом уровнях подводит нас к выводу о том, что во всех мировых религиях существует прочная традиция, позволяющая в той или иной степени санкционировать вооруженное насилие и обусловливающая идеологически функциональное основание военно-религиозного института. Современные исследователи обоснованно указывают на существование законченной религиозной теории войны, рассматривающей ее как результат непримиримого столкновения идей и религиозных верований1. Вместе с тем взаимодействие войны и религии исторично и в разных мировых религиях захватывает разные институциональные уровни. Это убедительно доказал М. Вебер. На богатом историческом материале и данных религиоведения он раскрывает сложную диалектику взаимосвязи религии и военной сферы общества. Среди основных положений социологического анализа военно-религиозных отношений, представленных в работах выдающегося немецкого социолога, можно выделить следующие.

1. Отношение мировых религий к войне и вооруженному насилию является логическим продолжением их социальных учений, связанных с основами социального управления обществом.

2. Война создает особое социальное единство («общность вплоть до смерти»), огромную мотивацию и «безусловную жертвенность сражающихся», что во многом сходно с героическими действиями верующих на основе братской религиозной этики.

3. Война, как и религия, на базе высших ценностей создает «нечто неповторимое по своей конкретной значимости: ощущение человеком смысла смерти и готовности к ней».

4. «Неповседневность военного братства и смерти на войне» во многом тождественна неповседневности, «святости харизмы и переживанию близости к Богу».

5. Разрешение конфликта ценностей1, порождаемых войной, и универсальных религиозных норм социальной интеграции с точки зрения религиозной этики возможно двумя основными путями:

привнесением божественных заповедей «в рукотворный и, следовательно, подвластный этическому варварству мир его собственными средствами, то есть насилием», которое понимается как «долг в интересах «дела» Господнего»;

«провозглашением радикальной антиполитической настроенности», мистических поисков спасения, связанных с «акосмической добротой и братством», отказом от неизбежного для всякой политической деятельности насилия (религиозный пацифизм);

6. Во всех религиях спасения (например, в кальвинизме и исламе) создана сильная религиозная мотивация социального объединения верующих противодействовать (в случае необходимости с помощью насильственных мер) тому, чтобы люди не оказались на ложном пути в своей вере. Эти действия возведены до уровня религиозного долга верующего. Желание «обуздать грешный мир во славу Всевышнего» создает «активного борца за веру».

7. «Священная» или «справедливая» война во исполнение заповедей Господних, война за веру (которая всегда в той или иной степени является религиозной войной) для многих верующих резко отличается от всех других чисто мирских военных предприятий.

8. Если сообщество людей пытается силой препятствовать претворению воли Божией, особенно в делах веры, то некоторые религиозные сообщества (например, кальвинисты) приходят к выводу о необходимости активных ответных насильственных действий. Другие религиозные сообщества (например, лютеране), отвергая религиозные войны и право активного сопротивления мирскому насилию над верой, довольствуются лишь пассивным сопротивлением и полностью покоряются мирской власти.

9. Различное отношение религий к политической жизни и к вооруженному насилию, которое можно обнаружить в истории, обусловлено переплетением интересов религиозных организаций с интересами и борьбой политических сил, неизбежным заключением компромиссов при самом остром противостоянии миру и особенно потребностью власти в ее легитимации религией1.

10. Генезис понятия «священная война» в различных религиях:

священная война, т. е. война во имя Бога с целью покарать святотатство, ее цель - полное уничтожение врагов со всем их имуществом не чужды античности, в частности грекам;

в иудаизме войны израильтян во главе со спасителями, которым помогал Яхве, вошли в традицию как «священные» войны. Их специфической чертой было то, что народ Яхве, его община утверждают среди врагов его престиж;

ислам - одна из религий, связывающих пропаганду своей веры с войной (как и религия сикхов в Индии). Элементы раннего ислама, которые придавали ему характер этической религии спасения, отступали на второй план, пока ислам оставался, по существу, религией войны;

христианская война за веру проходит под девизом Августина: «Заставить войти в истинную веру», перед неверными или еретиками стоит выбор -обращение или смерть;

протестантизм: Лютер отвергал как религиозные войны, так и религиозные восстания вообще. За политические войны несут ответственность только светские власти, сфера деятельности которых совершенно не затрагивается религиозными постулатами, и поэтому если верующие активно повинуются требованию властей, связанному с участием в войне, то это не нарушает, не затрагивает их отношения к Богу. Кальвинизм рассматривает защиту веры от тиранов как святую обязанность; разработал концепцию религиозного восстания, основанную на доктрине мирской аскезы, признающей священные, угодные Богу структуры мира.

11. Сходство социальной структуры, социальных ценностей и норм военно-религиозных организаций в различных культурах и религиях - военных орденах в христианстве и исламе, идейных и организационных основ религии индийских сикхов и воинственности японских монахов, обладавших на определенном историческом этапе политической значимостью.

Похожие диссертации на Взаимодействие военной службы и религии на институциональном уровне управления : Социологический анализ