Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Авторская позиция в романах Джона Гарднера Федосёнок Ирина Владимировна

Авторская позиция в романах Джона Гарднера
<
Авторская позиция в романах Джона Гарднера Авторская позиция в романах Джона Гарднера Авторская позиция в романах Джона Гарднера Авторская позиция в романах Джона Гарднера Авторская позиция в романах Джона Гарднера Авторская позиция в романах Джона Гарднера Авторская позиция в романах Джона Гарднера Авторская позиция в романах Джона Гарднера Авторская позиция в романах Джона Гарднера Авторская позиция в романах Джона Гарднера Авторская позиция в романах Джона Гарднера Авторская позиция в романах Джона Гарднера
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Федосёнок Ирина Владимировна. Авторская позиция в романах Джона Гарднера : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.05. - Москва, 1984. - 221 c. : ил. РГБ ОД, 61:85-10/924

Содержание к диссертации

Введение

Глава I " Эстетические и этические взгляды Джона Гарднера " / на материале книги " О нравственной литератзгре ", литературно - критических статей и интервью " / 8-62

Глава II " Авторская позиция в ранних романах Джона Гарднера " 63-87

Глава III " Авторская позиция в романах Джона Гарднера 1972 - IS82 годов " 88 - 181

Заключение ' 182 - 183

Приложение Библиография

Введение к работе

Творчество Джона Чемшшна Гарднера / John Gardner Champlint 1933 - 1982 / - несомненно значительное и интересное явление в литературной жизни США. 60 -х - 70 -х годов XX века. Творчество Джона Гарднера многогранно и разнообразно, как многогранен был и круг интересов этого талантливого, обладающего огромной работоспособностью человека.

Когда в США в 1980 году вышел первый библиографический указа-

I тель работ Джона Гарднера, то даже хорошо знакомые с его творчеством критики и читатели были поражены сделанным писателем за 18 лет / первая печатная работа Гарднера " Литературные формы " - ihe Forms of Fiction " - вышла в 1962 году /. Это и получившие широкое признание работы по медиевистике, каждая из которых - серьёзное исследование, требующее не только широкой эрудиции и мастерства владения словом, но и кропотливого, вдумчивого прочтения, а зачастую и перевода на современный английский язык малоизученных средневековых текстов / " Истолкование Уэкфилдского цикла ", " Истолкование христианской поэзии, созданной на древнеанглийском языке " /. Это и две фундаментальные работы Гарднера о Джеффри Чосере, в которых Гарднер не только критически осмысливает созданное о Чосере до него, но и вырабатывает принципиально новый подход к изучению эпохи и произведений своего любимого писателя средневековья. Это ж девять романов писателя, по два сборника рассказов и стихов, четыре сборника причудливых сказок для детей, поэма гекзаметрами " Ясон и Медея ", пьеса, либретто четырёх опер и поистине титанический труд Гарднера - критика:книга " 0 нравственной литературе ", около 100 рецензий, обзоров и статей, более 100 интервью

и выступлений на литературные темы .

- 4 -Сам Гарднер считал наиболее важной именно свою деятельность критика, публициста, учителя и помощника молодых писателей, И отнимавшее столько времени и энергии руководство программой обучения писательскому мастерству в университете " Суни и, и редактирование, по шутливому замечанию самого Гарднера в самый разгар шабаша тёмных сил - с двух до четырёх часов ночи - издававшегося только на его личные, кстати, далеко не резиновые, доходы журнала " МСС " для публикации произведений писателей - дебютантов было необходимо для Гарднера - писателя и для Гарднера - человека, поставившего перед собой серьёзную задачу: " Повернуть роман в

новом напралении или, вернее, заставить его вспомнить о направі-

з ний старом ", попытаться вернуть литературе утраченное его в современный период американской истории нравственное, моральное качество, которое должно помочь человеку в борьбе против собственных страхов и сомнений.

Темой настоящего диссертационного исследования стала наиболее значительная и интересная часть огромного гарднеровского наследия - творчество Гарднера - романиста, романы которого - необычайно интересный материал для литературоведческого анализа, ведь в них как в призме преломляются многие характерные явления литературы США послевоенного периода. Материал гарднеровских рассказов привлекается лишь в тех случаях, когда в них намечен исток какой-нибудь темы, образа или характера, далее разрабатываемый Гарднером в романе, или же, наоборот, дано их продолжение или иное освещение, разъясняющее авторскую позицию в этом вопросе.

При анализе романов основное внимание уделяется определению авторской позиции Гарднера, Анализ авторской позиции Джона Гарднера выбран диссертантом как один.из возможных подходов к определению творческого метода писателя.

- 5 -Анализу авторской позиции в романах Гарднера / вторая глава посвящена анализу авторской позиции в ранних романах писателя, третья - в романах Гарднера 1972 - 1982 годов / предварена, необходимая на наш взгляд, глава " Эстетические и этические взгляды Джона Гарднера и / на материале книги " 0 нравственной литературе " статей и интервью /, в которой анализируется гарднеровская концепция нравственного, морального искусства, развиваемая и специфически преломляемая в собственно художественных произведениях писателя.

Обращение к творчеству Джона Гарднера объясняется малой изученностью его творчества как в американском, так и в советском литературоведении. Б американской критике сложилась ситуация, при которой творчество одного из наиболее крупных писателей сегодняшней Америки практически не получило объективного освещения и серьёзного литературоведческого разбора / причины этой парадоксальной ситуации подробно изложены в первой главе диссертации /. Единственная серьёзная литературоведческая работа о творчестве Джона Гарднера опять же в основной своей части состоит из перепечаток публиковавшихся ранее рецензий. Видимо, ситуация в скором времени изменится: сейчас, спустя понти два года после трагической гибели писателя, когда понемногу успокаиваются накалившиеся страсти и личные обиды, американскими критиками начинает остро ощущаться необходимость оценить по заслугам, внимательно проанализировать творчество Гарднера, его вклад в историю американской, и, шире, западной литературы современного периода.

Б нашей стране интерес к творчеству писателя уже достаточно велик. Профессионально выполненные переводы некоторых его про-

изведений / к сожалению, только одного периода - 1973 - 1976 годы / позволяют советскому читателю по достоинству оценить своеоб-разие прозы Джона Гарднера,

Б советской критике творчество Джона Гарднера освещается с 1974 года / рецензии на романы " Диалоги с Солнечным " и " Никелевую гору " в журнале и Современная художественная литература за рубежом " / С этого года п Современная художественная литература за рубежом " регулярно печатает рецензии на каждую его новую книгу, имя Гарднера всё чаще встречается в дискуссиях и в докладах конференций по проблемам американской литературы, а в 1982 году во втором томе книги и Писатели США о литературе " была переведена первая глава книги п 0 нравственной литературе " " Серьёзный разговор о литературе 70-х невозможен без имени Джона Гарднера " - к такому выводу пришли участники дискуссии об основных тенденциях в современной литературе Англии и США, организованной журналом " Иностранная литература " / № 10, 1979 Д Но в целом творчество Джона Гарднера находится в ведении литературоведческих критических обзоров, пока не опубликовано ни одной статьи, посвященной внимательному разбору его произведений; рецензии, ограниченные как объёмом, так и задачами сбсзго жанра, дают только наиболее общее представление о произведении, а краткие разборы некоторых его произведений / " Никелевая гора ", " Диалоги с Солнечным " и " Свет в октябре " / - 2 - 3 страницы в обзорных литературоведческих статьях - не выявляют в полной мере своеобразия авторской позиции писателя,

Посколько критические работы о Джоне Гарднере представляют собой в основном рецензии и краткие обзоры , то диссертант считает целесообразным рассматривать их в главах диссертации, предваряя

собственному анализу того или иного романа писателя разбор критики о нём.

Настоящее диссертационное исследование является в советском литературоведении первым опытом внимательного и многостороннего анализа творчества этого выдающегося американского писателя.

Эстетические и этические взгляды Джона Гарднера " / на материале книги " О нравственной литератзгре ", литературно - критических статей и интервью "

Б 1978 году академическое Нью - Йоркское издательство " Бейсик Букс " выпустило в свет литературно - критическую книгу Джона Гарднера " 0 нравственной литературе ". Тс, что один из наиболее значительных писателей сегодняшней Америки взялся за перо, чтобы поделиться с широкой публикой размышлениями о проблемах своей профессии, конечно же, случай не первый. Достаточно вспомнить аналогичные книги Уильяма Гэсса, Нормана Мейлера и других американских писателей. Гораздо более неожиданным было восприятие и оценка книги рецензентами, критиками и писателями. В ведущих изданиях разразилась настоящая литературная баталия, которая свидетельствует не только о различных позициях редакционных коллегий американских литературно - критических журналов, но и о сложности, актуальности рассматриваемых вопросов, об интересной, глубокой их трактовке Джоном Гарднером. И сегодня, спустя пять лет после выхода КНИГЕ " 0 нравственной литературе ", на неё ссылаются практически в любой серьёзной статье по современной американской литературе, по ней устраиваются дискуссии в американских университетах, а издатели последнего сборника рассказов Гая Давенпор-та " География воображения " / 1981 /, нарушая все правила издательского рекламного дела, поместили на суперобложке сборника един стЕенную фразу о то?л, что о Давенпорте хвалебно отозвался в извест. ной книге " 0 нравственной литературе " Джон Гарднер.

Творчество Джона Гарднера - писателя хорошо знакомо совет - 9 -ским литературоведам и читателям. Деятельность же Гарднера-критика в нашей стране пока менее известна. В самих Соединённых Штатах дело обстоит как раз наоборот; если кто-нибудь и не читал художественных произведений писателя, то ему, даже если предположить, что общение человека с внешним миром ограничивается нерегулярнш просматриванием хотя бы одного периодического издания, хорошо известно имя Гарднера - критика, опытного полемиста, пропагандирующего и отстаивающего свою точку зрения на развитие современного литературного процесса.

Б нашей стране на книгу Джона Гарднера " 0 нравственной литературе " литературоведы ссылаются в своих печатных работах, на докладах конференций по проблемам современной американской литературы. Журнал " Современная художественная литература за рубежом" поместил рецензию на неё. Б рецензии Г.Злобин определяет книгу " 0 нравственной литературе " как " выдающийся эстетический и литературно-критический документ " американской художественной мысли, приближающийся " к материалистическому пониманию искусства " .

Но эта единственная в советском литературоведении работа, ограниченная как размером, так и задачами жанра рецензии, дала только наиболее общее представление о книге.

В первой главе настоящей диссертации будет предложен по возможности полный критический анализ этических и эстетических взглядов Джона Гарднера на материале его книги " 0 нравственной литературе " - своеобразной квинтэссенции критического творчества писателя, его статей и интервью, которые также проясняют некоторые аспекты авторской позиции Джона Гарднера.

В начале первой главы " Предварительные замечания об искусстве и нравственности " Джон Гарднер определяет задачу своей книги -следующим образом:

" Эта книга ... представляет собой попытку разработать некий свод правил, проанализировать причины неблагополучия, поразившего в недавние годы различные виды искусства... а также причины неблагополучия в критике."

Это заявление могло бы показаться по меньшей мере самонадеянным, если бы оно не принадлежало автору таких романов как " Гре-ндель ", " диалоги с Солнечным ", " Свет в октябре ", " Книга Фредди ". Ведь в каждом из этих романов Джон Гарднер при помощи художественных средств пытается разрешить сложнейшие вопросы писательского творчества. Образ песнесказителя в замке конунга Хротга-ра в романе " Грендель ", художника Джона Нэппера из рассказа " Джон Нэппер плывёт по Вселенной " / сборник " Королевский гамбит " /, мастерового Впемка из повести " Влемк - разрисовщик шкатулок " / сборник " Искусство жить" и другие рассказы " / - это одновременно и индивидуальные художественные образы и воплощение универсальных черт художника, творца, самого Джона Гарднера, пытающегося осмыслить место и роль писателя в обществе.

Стремление исследовать природу и задачи художественного творчества органически присуще Джону Гарднеру. Его роман " Свет в октябре " можно назвать оригинальным экспериментом, совмещающим два типа художественного отражения действительности: реалистическое " Беннингтоновское " повествование и модернистский роман-пародию. Писатель анализирует сложную систему взаимовлияний и в то же время кардинальное различие двух художественных систем. " Свет в октябре " - это глубокое зондирование возможностей, заложен-УХ ь различных видах литературы

" Авторская позиция в ранних романах Джона Гарднера "

Действие романа " Гибель Агатона " / The wreckage of Agathon , 1970 / происходит в древней Спарте и Афинах, но писатель не ставил перед собой задачу создать исторический роман, хотя в романе достоверно, явно основываясь на изучении исторических источников, описаны и жилища илотов, и одежды афинянок, и многие другие приметы той эпохи. Невозможно точно определить исторический период, описываемый в романе. Это для Гарднера и не важно, ведь он соединяет в едином временном континиуме протяжённостью в 50 лет и Солона, известного афинского политического деятеля и социального реформатора / 640 - ок. 559 г. до н. э. /, и Ли-курга, легендарного спартанского законодателя 9-8 векор до н. э., и протагониста Агатона / скорее всего, имеется в виду древнегреческий драматург и поэт Агатон из Афин, живший в 4 - 3 веках до н. э./, максимально драматизируя в романе борьбу идей. Герои " Гибели Агатона " - это, в той шпі иной степени, мыслители современного западного типа, полагающие, что любая теория, при условии, что она хорошо разработана, уже содержит в зародыше идею собственного отрицания.

Джон Гарднер предпосылает роману эпиграф из сочинения Артура Шопенгауэра " Мир как воля и представление ": " С той же неизбежностью, с какой камень падает на землю, голодный волк вонзает клыки в тело своей жертвы, не имея возможности осознать, что он является одновременно разрушителем и жертвой " -своесфазную метафору, поясняющую как позицию самого автора, так и, что характерно для этого раннего романа Гарднера, позицию главного героя произведения.

Джон Гарднер создаёт в романе интересный характер Ага-тона, человека незаурядного утла и больших знаний. Но герои этого раннего романа статичен: выработанная под влиянием Солона уже в молодые годы философия Агатона не меняется с течением времени.

Солон - любимец народа, знаменитый афинский архон / посредник для улаживания социальных споров / становится на какое --то время кумиром молодого Агатона. Любой образ понимается полнее, в нём высвечиваются новые черты, когда он рассматривается в контексте всего творчества писателя. Так, внешний облик

Солона, " толстого, как чудовищный ребёнок ", через десять лет Гарднер почти полность повторит, сойавая образ Фредди / роман " Книга Фредди " /. Несомненно, что даже самому писателю трудно объяснить все грани сложнейшего, в большой мере бессознательного творческого процесса, результатом которого является создание характера именно таким, каким он предстаёт в произведении. Для этого, видимо, необходимо, по меткому замечанию Льва Толстого, всё переписать заново. Но по прочтении.всех романов Гарднєра становится очевидным, что всегда СХОДСТЕО внешнего облика героев необходимо писателю, чтобы подтолкнуть читателя к поиску внутреннего, зачастую не бросающегося в глаза, родства характеров. Так, Солона и Фредди объединяет то, что это " странные дети ", живущие только своей идеей. Гипертрофи - 65 -рованное одиночество Фредди, добровольно закрывшегося от окружающего в четырёх стенах , подсказывает возможность одиночества Солона. Только одиночество Солона - это одиночество особое, -это одиночество самого популярного и любимого в Афинах трибуна, успешно претворяющего в жизнь свои реформы, в будущем которых он не уверен. " История будет помнить о нас либо как о чудовищах, либо как о повивальных бабках богов " - говорит Солон вни-мательно наблюдающему за ним Агатону.

Вскоре и сам Агатон убеждается, что реформы Солона, закладывающие основы афинской рабовладельческой демократии, не более как один из возможных вариантов, в непогрешимости которого сегодня сомневаются только Солон и он сам, вариант, который будет отвергнут историей уже через обозримое сегодня время.

Позже Агатон, уехавший вместе с Ликургом в Спарту и даже некоторое время принимавший участие в реформах Ликурга в качестве его дипломатического посланника, уже не строит иллюзий ни о самом Ликурге, ни о характере претворяемой тем в жизнь формы праления. Для Агатона жестокая Еоенная диктатура спарты, требующая полного подчинения человека доктрине, аскетизма не только поведения, но даже мыслей и чувств, хотя и полностью противоположна Афинскому государству, история которого, по гордым свидетельствам афинских историографов, не знала ни одного случая убийства или лишения свободы по политическим мотивам, тоже воплощение ошибочной идеи, идеи ошибочной, но интересной имен- но своей чудовищностью. Спартой управляет жестокость и спокойствие Ликурга, который, как никто, умеет подчинить людей своей идее.

" Авторская позиция в романах Джона Гарднера 1972 - IS82 годов "

Роман Джона Гарднера ,т Никелевая гора " вышел в свет в 1973 году, но сам писатель в интервью Дэвиду Джо Беллами указывал,что " Никелевая гора " была написана раньше " Диалогов с Солнечным " - первого гарднеровского бестселлера, который вышел в свет в 1972 году. Опубликование " Никелевой горы " стало возможным только после успеха " Диалогов с Солнечным ". И сам характер романа " Никелевая гора " позволяет считать его романом переходным от гарднеровских романов одного героя - " Гибель Агатона ", " Грен-дель " - к романам второго типа, в которых " всё решает взаимодействие характеров " / interaction of characters is everything / и сложная композиционная романная структура, организующая и выявляющая авторский замысел.

То, что роман " Никелевая гора " роман иного типа, чем предшествующие произведения Гарднера, можно проследить на измене нии характера повествования в " Никелевой горе ". Впервые в своём творчестве Джон Гарднер использует тип повествования, который в американском литературоведении получил название " всеведущего " / omniscent / СУТЬ его заключается в том, что безличное повествование демонстрирует читателю как внешние действия героев и их беседы / Брошюры Саймон держал у себя на конторке, скромно пристроив их рядом с регистрационной книгой /, так и прекрасную осведомлённость о внутреннем состоянии души героев, их невысказанных чувствах и побуждениях / Уиллард кивнул: - Я объясняет человеку, который беседовал со мной ночью... - начал он. її вдруг похолодел. Тому, второму, он сказал, что спал, когда это случилось. /. Если в романе " Грендель " повествование ведётся от первого лица, от самого Гренделя, а в романе " Гибель Агатона", несмотря на внешне диалогическую форму повествования, события показаны практически только с точки зрения главного героя романа Агатона,. от " я " которого ведётся повествование в главах " провидца ", то в романе " Никелевая гора " Гарднер использует переменчивую точку зрения повествования / shifted narrative point of view /. Б романе мир показан глазами разных ге роев, в большинстве из восьми глав романа акцент делается на раскрытие внутреннего мира одного из героев, даётся , как он понимает и оценивает окружающее. Так, первая, третья и последняя главы романа / " Никелевая гора ", " Опушка леса ", " Могила " / отданы Генри Сомсу, вторая / " Венчание " /-Кэлли, четвёртая / " Вещи "/ - Джорджу Лумису, седьмая / " Встреча " / - Уилларду Фройнду. В шестой же главе повествования / характерно её название - " Башня Нимрода ": легендарный Ветхозаветный царь Нимрод задумал построить Вавилонскую Башню - символ человеческой гордыни, желающей сравняться с богом,- но эта башня была недостроена из - за того, что люди, по велению бога заговорившие на разных языках, так и не смогли понять друг друга / угол зрения повествования перемещается от гзроя к герою - старик Джадкинс, Кэлли, Джордж Лумис, Козья Леди, Соме, снова Кэлли - буквально в каждовя абзаце главы. Изменение типа повествования указывает на изменившееся от ношение Гарднера к роли отдельного гзроя г структуре произведения. Сам Джон Гарднер писал, что в предоставлении слова каждому из ге роев романа он видит литературную и, шире,культурную традицию, истоки которой были заложены ещё в творчестве Джеффри Чосера. Изу чению творчества Чосера - своего любимого средневекового писате ля - Гарднер посвятил две крупные монографии: " Жизнь и время Чо сера " / Life and Time of Chaucer , IS77 / и " Поэ зия Чосера " / Poetry of Chaucer , 1979 /. Б работе " Жизнь и время Чосера " Гарднер ЩЮЕОДИТ интересные параллели между ситуацией, сложившейся в европейской культуре Бремён Сто летней войны, и современным положением дел в американской и запад ноевропейской культуре. Он не без основания полагает, что уже в культуре периода Столетней войны стала складываться тенденция к отказу от единой непреложной истины. " Кентерберийские рассказы" Чосера Гарднер считает первым опытом полифонического романа, в котором писатель предлагает своему читателю внимательно и непред взято выслушать каждого из героев, показывафгир глазами каждого из них.

Толчком к формированию современного этапа в развитии человеческого сознания стало открытие и научное обоснование А.Эйнштейном, человеком, перед которым преклонялся Джон Гарднер,.теории относительности. Линкольн Барнет в книге "

Похожие диссертации на Авторская позиция в романах Джона Гарднера